Содержание
- О воспитании девочек
- №2 (79) / 12 •февраля• ‘09
- №8 (85) / 14 •августа• ‘09
- №1 (78) / 12 •января• ‘09
- Православная психология
- Как правильно воспитывать девочку?
- Воспитание девочки с рождения и до 3 лет
- Становление личности девочки в возрасте от 3 до 5 лет
- Тонкости воспитания школьницы младших классов
- В поиске гармонии: воспитываем девочку-подростка
- Дуэт мамы и дочки: правильная работа над образом отца
- Папина гордость: взросление без мамы
- Как воспитать девочку: советы и рекомендации
- Как правильно воспитать девочку
- Как воспитывать девочку с рождения и до 3 лет
- Воспитание девочки от 3 лет до 5 лет
- Как воспитывать подростка девочку
- Как воспитывать девочек
- С дочерью труднее
- «Девочка — мальчик»
- Как воспитывать девочек
О воспитании девочек
№2 (79) / 12 •февраля• ‘09
Елена Макеева, детский психолог Семейная педагогика
Принято считать, что воспитать девочку не так сложно, как мальчика. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее.
Да и матерям их понять проще — все-таки, женская психология. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что подобные взгляды не соответствуют действительности. Воспитание девочки — это трудоемкий процесс, в наши дни практически искусство. Что могут сделать родители, чтобы в будущем дочь стала счастливой, гармоничной женщиной, чувствовала себя уверенной, смогла создать свою семью, радоваться и ощущать полноту жизни?
В современном мире, к сожалению, размываются границы между мужским и женским началом. Мужчины и женщины на протяжении последних 100 лет стали терять свою гендерную идентичность, мужские и женские роли смешиваются и перепутываются. Стало исчезать понятие «женственности» и «мужественности». Если посмотреть, как выглядят сегодня кумиры молодежи, можно поймать себя на мысли, что мужчины становятся все более женственны (длинные волосы, манерность, кокетство), девушки, наоборот, приобретают мужские черты (напористость, агрессивность во внешнем облике и поведении, жесткость в общении).
ХХ век дал женщинам равные права с мужчинами, открыл перед женщинами невиданные возможности. Но в погоне за карьерой, учеными степенями, освоением новых профессиональных сфер женщина стала проигрывать в семье. У нее не стало хватать времени на воспитание детей, поддержание домашнего очага, на заботу о муже. Всеобщая пропаганда равенства полов травмировала женскую душу, потому что изначальное божественное предназначение женщины — быть помощницей мужчины, его эмоциональной поддержкой и вдохновением. В результате мы имеем поистине устрашающую статистику: из трех семей распадаются две.
В этих условиях современным родителям нужно сосредоточить свой педагогический талант на том, чтобы воспитать девочку женственной. А воспитание женственности во всей своей полноте невозможно без духовности. Важно помнить, что воспитание человека начинается с момента его зачатия. Оказывается, в момент зачатия срабатывают законы духовной наследственности.
Мы знаем, что существуют законы генетической наследственности (информация от обоих родителей через набор хромосом передается ребенку). Святые отцы говорят о том, что духовное состояние родителей в момент зачатия сказывается на особенностях души будущего ребенка. Если это было состояние страстное, ребенок рождается более подверженным неблагоприятному воздействию. Если это было состояние духовное, то на ребенка нисходит особая благодать, душа ребенка как бы освящается в утробе (известны случаи, когда родители будущих святых, перед зачатием становились на молитву, просили, чтобы Бог послал им богоугодную душу).
Если такого духовного состояния не было в момент зачатия, его можно восполнить тем, что в ожидании рождения чада его мама и папа будут особо внимательны к своей духовной жизни, как можно чаще исповедоваться, принимать святое Причастие. Во время беременности духовная связь ребенка с родителями настолько сильна, что каждый грех родителей ложится печатью на душу ребенка.
Священник Илья Шугаев в книге «Один раз и на всю жизнь» приводит такой пример: «Мама и папа вечером садятся перед телевизором, чтобы посмотреть непристойный фильм. Их дочка еще находится в утробе у матери, она ничего не видит и почти ничего не слышит. Но грех родителей отпечатывается на ее душе. Потом, через пятнадцать — шестнадцать лет, родители будут разводить руками и удивляться: „Откуда это в ней? Мы ее воспитывали в строгости, ничего непристойного в своей жизни она никогда не видела, подруги у нее все приличные. Ну почему она выросла такой гулящей?!“ Да, ей ничего не показывали, но сами вели себя блудно: в компании друзей мама могла себе позво- лить пофлиртовать, папа на улице и на работе часто заглядывался на короткие юбки, вместе по вечерам, уложив детей, мама и папа позволяли себе чтение бульварных статей, с интересом обсуждая статьи об интимных подробностях жизни знаменитых людей. Ребенок ничего этого не видел, но на душе оставался отпечаток греха».
В период от рождения до пяти — шести лет у ребенка закладываются характерологические особенности, а также идет формирование половой идентификации. Очень важно в этот период оказывать девочке эмоциональную поддержку, особенно подчеркивать в ней проявления мягкости, уступчивости, сострадательности, заботливости. Когда четырехлетняя девочка хочет помочь маме вымыть посуду, мудрая мама обязательно скажет: «Какая ты у меня помощница!». Пусть потом маме придется тайком перемывать тарелки, зато девочка впоследствии будет повторять то действие, за которое ее похвалили. Таким образом, в ней можно воспитать привычку помогать по хозяйству, проявлять заботу о ближних.
Маме важно помнить, что ее собственное поведение, способ взаимоотношений с миром, ее женский сценарий — это образец для подражания дочери. Если мама ведет себя грубо, часто кричит на дочь, конфликтует в присутствии дочери с отцом, девочка скорее усвоит не мамины правильные слова, а ее способ реагирования.
Психология материодиночки, к сожалению, часто передается из поколения в поколение. Женщина неуспешная во взаимодействии с мужем бессознательно будет культивировать в своей дочери черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с собственным мужем.
Для того, чтобы стать счастливой женщиной, девочке нужно иметь перед глазами образец для подражания в виде счастливой мамы. Если мама не чувствует себя счастливой, нужно проанализировать, что является причиной этого. За ощущением несчастья могут стоять, например, застарелые обиды, затаенные в глубине сердца (на своих родителей, на мужа, на ребенка). А корни обиды уходят в такую страсть, как гордыня. Осознав, в чем кроется причина ее собственных трудностей, и, изменив свою жизнь через покаяние и прощение, женщина поможет своей дочери стать по-настоящему счастливой.
Для воспитания женственности девочке необходима любовь и внимание отца. Принято считать, что мальчик, воспитанный без отца — это плохо. И с этим трудно спорить. Но дефицит мужского воспитания для девочки также может иметь долгоиграющие негативные последствия. Повседневное общение с отцом учит девочку разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее (а для женщины это очень важно, если она хочет, чтобы ее замужество оказалось удачным), учит не бояться мужчин. В идеале оно дает то человеческое тепло, которое многие женщины, не имевшие отца, пытаются обрести путем раннего вступления в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.
Очень важно, чтобы с детства девочка видела правильную семейную иерархию: отец послушен Богу, мать послушна отцу, дети слушаются родителей. Если эта иерархия нарушена (например, женщина берет на себя функции главы семьи), ребенок часто растет неуверенным в себе, боязливым, невротизированным, а у девочки не возникает правильного представления о том, как нужно в обществе вести себя женщине, каким должен быть настоящий мужчина.
Истинное женское обаяние заключается в чистоте души девушки. А чистота души сохраняется, если девочку воспитывают в целомудрии. Целомудрие воспитывается через такие, на первый взгляд, банальные вещи как одежда, игрушки, книги
Важно одевать девочку в женственную одежду: платья, юбки. На эту тему достаточно подробно говорит монахиня Нина (Крыгина). Сейчас очень много девочек дошкольного возраста, одетых в брюки. С психологической точки зрения, одежда, которую могут носить и мужчины, и женщины (брюки, джемпера и т. д.) — это одежда-гермафродит. Даже взрослый человек, женщина, надевая брюки, психологически чувствует себя более независимо, раскованно. А поскольку дошкольный возраст является базовым по формированию пола, то очень легко ребенку «сбить» пол.
В то же время платье платью рознь. Не нужно девочку одевать как на подиум: излишне декольтированное, открытое платье, полупрозрачный материал, обилие украшений могут навредить душевному состоянию девочки. Поэтому родителям нужно контролировать, во что одевается их дочь, пока их мнение авторитетно и значимо. Если говорить о девочках-подростках, то в выборе одежды они уже ориентируется не на мнение родителей, а на так называемую моду.
Священник Илья Шугаев так пишет о посланиях, которые транслирует женская одежда: «О чем говорит современная женская мода? Короткая юбка говорит всем проходящим мужчинам следующее: «Половину своих ног я тебе уже показала, остальное получишь потом, если захочешь». Обидно, что девушка, надевая короткую юбку, думает показать всем только то, что она умеет модно одеваться, и не догадывается, что ее одежда несет совсем иное послание всем окружающим мужчинам. Вообще, одежда — это всегда некое безмолвное обращение ко всем встречным людям. При встрече обращение, зашифрованное в одежде, обязательно прочитывается. «Встречают по одежке». Появляется девушка в обтянутых брюках. Читаю: «Я вроде бы скрыла свое тело, но о моих прелестных формах ты можешь уже догадаться…» Есть и более коварные послания. Это длинные до пят юбки, но со столь же длинным разрезом на всю высоту юбки. Читаю это послание: «Я скрыла свое тело, но оставила маленькую щелочку, ты можешь немного подглядеть, если постараешься, и будешь ловить своим взглядом все движения моей походки, но остальное можно будет рассмотреть потом, если захочешь». Высказав подобное своей одеждой, девушке будет очень трудно встретить хорошего мужа. Поэтому, дорогие родители, на вас лежит очень большая ответственность научить девочку с детства хорошему вкусу в одежде, любви к платьям, но при этом важно выработать чувство меры. И, пожалуйста, не поощряйте интерес девочки к косметике.
Еще один немаловажный момент. Родителям необходимо тщательно подбирать игрушки для дочери. Современная индустрия часто предлагает игрушки, ориентированные, по сути, на развращение детской души. Девочке дошкольного возраста очень вредно, например, играть куклами типа Барби.
Я напомню, что кукла Барби исходно предназначалась для увеселения взрослых. Правда, звалась она подругому и была гораздо больших размеров. В середине ХХ века ее попробовали продавать в Германии в качестве «сексуальной партнерши» для моряков. Однако номер не прошел — нравы тогда еще не расшатались, и в Германии поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось иммигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размере и обрела новое имя. Но облик «секс-бомбы» остался.
Кукла Барби имеет пропорции взрослой женщины, и девочка вынуждена, играя с этой куклой, воспроизводить взрослые сюжеты: поход в ресторан, общение с Кеном и т. д. Тогда как традиционная кукла — это прообраз ребенка. И играя с ней, девочка учится быть мамой. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает «дочку», кормит, укачивает и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины — материнство.
Сейчас появляются игрушки для так называемого «полового воспитания», т. е. это куклы с половыми органами. Журналы для родителей уверяют, что это очень полезно для половой самоидентификации ребенка. Православные психологи, в том числе Татьяна Шишова, утверждают: «На самом деле, подобные игрушки — это одно из начальных звеньев в цепи мероприятий по сокращению рождаемости. В разработке мировой антидемографической политики участвовало много западных психологов и психиатров, была поставлена не одна сотня экспериментов. „Игрушки для полового воспитания“ действительно воспитывают. Только не хорошего семьянина или гармонично развитую личность, на что надеются родители, верящие прогрессивным журналам, а их противоположность».
Родителям девочек можно посоветовать покупать традиционных кукол с детскими пропорциями, пупсиков. Если говорить о мягких игрушках, то стоит приобретать зверушек-малышей, которые пробуждают материнские инстинкты, кроме того, они мягкие, теплые, создают у ребенка чувство безопасности, снимают тревожность, несут определенную терапевтическую нагрузку.
Ребенок активно осваивает мир, по-своему преобразуя его, ощущая себя творцом, и игра для него — необходимое средство познания мира. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развивать потенциал самого ребенка.
Подрастая, девочки начинают проявлять интерес к книгам и телевидению. Хочется сказать о романах для женщин, которыми сейчас заполнены прилавки. Мало того, что они портят литературный вкус, и без того не развитый у современных детей. Так еще — и это главная опасность — поглощая подобную литературную продукцию, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству обольщения», усваивают взгляды и установки, которые, как правило, не доводят до добра.
В этих книгах очень часто переплетены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочкиподростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви целомудренной, чистой нацеливают читательниц совсем на другое.
Большинство современной литературы для девочекподростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности близких отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням, часто ведет себя как девушка легкого поведения, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы. В конце книги героиню, как правило, ждет удача.
Девочка-подросток, обольщенная подобной литературой, попадает в ловушку. Начиная подражать героине романа, она отказывается от своих естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения сострадать. Поначалу ей кажется, что она обрела свободу и независимость, но очень быстро выясняется, что парни смотрят на нее как на вещь, объект потребления.
Родителям нужно внимательно следить за тем, что читает и смотрит девочка. И важно, чтобы родители сами не читали подобные книги и не смотрели сомнительные фильмы. Потому что все тайное становится явным. Если отец читает непристойный журнал, дети в силу своей природной наблюдательности и любопытства рано или поздно этот журнал найдут. Потом будет очень сложно объяснить им, почему это плохо, если низкопробная печатная продукция была найдена, скажем в родительском секретере.
Очень полезно приводить примеры святых жен, достигших святости в супружестве. Жизнь святых благоверных князей Петра и Февронии, святых царственных страстотерпцев Николая Александровича и Александры Федоровны, их переписка до брака являются замечательным образцом чистоты отношений.
Родителям необходимо постараться воспитать девочку так, чтобы она смогла осознать и принять свое женское предназначение, свою высокую роль в жизни семьи и общества, чтобы, образно говоря, девушка не занималась играми на чужом поле, пытаясь подражать мужчинам. Родители должны своим примером и чутким воспитанием показать, что девушка будет счастлива только если будет сама собой, будет реализовывать Богом заложенный в ней потенциал, предназначение. А главное предназначение женщины — дарить любовь и дарить жизнь — быть женой и мамой. И если мы сможем нашим девочкам раскрыть это высочайшее призвание женщины, научим их любить семью и детей и готовиться с детства к этому подвигу, мы убережем их от многих ошибок, разочарований и жизненных трагедий, а значит и наша жизнь на весах Божией Правды будет взвешена по иному. Ведь, как известно, «дерево познается по плодам».
•В других номерах:•
№8 (85) / 14 •августа• ‘09
Семейная педагогика
Сила родительского слова
Елена Макеева, детский психолог
«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).
№1 (78) / 12 •января• ‘09
Семейная педагогика
Семейные традиции встречи светлого праздника Рождества Христова
Елена Макеева
Рождество Христово — один из самых светлых православных праздников, время, которого с нетерпением ждут и дети, и взрослые.
Православная психология
Правило первое: Красавица.
Сомнение в своей внешней привлекательности – тяжелый крест для девочки. Какими бы внешними данными природа не наградила Вашу доченьку, Вы должны с самого нежного возраста воспитывать ее в убеждении, что она – красавица. Подчеркивайте достоинства. Не посмеивайтесь над ее недостатками: полнота, веснушки, курносый носик – все это неповторимые черты ее личного очарования.
 Правило второе: Та, которую любят.
Поколение женщин, взращенное супер требовательными родителями, не может избавиться от представления, что любовь нужно заслужить. Отсюда чрезмерная старательность, комплекс жертвы и неумение просто осознавать себя любимой.
Лишенная в детстве явных проявлений родительской ласки, девушка полетит на первый огонек того света, который покажется ей любовью. Следовательно, она может стать добычей любого проходимца, который не поленится погладить ее по голове и сказать пару нежных слов.
 Правило третье: Благоразумная.
Женщина – хранительница жизни. Внушите вашей дочке правила безопасности. Научите ее разбираться в людях и ситуациях. Не запугивайте, но предостерегайте от излишней доверчивости. Пусть она научится избегать всего того, что угрожает жизни, здоровью, репутации.
 Правило четвертое: Ангел-хранитель.
Если женщина не умеет заботиться о близких, то это не женщина. Научите девочку замечать чужую боль. Пусть по мере сил она старается помогать слабым и больным. Не бойтесь одернуть, если при Вас дочь высмеивает чьи-то недостатки. Девочки могут быть жестокими, и куда больше, чем мальчики.
Позволяйте ребенку заботиться о своих близких. В частности о вас – единственной и незаменимой мамочке. Пусть неумело, зато искренне. Будьте благодарны и показывайте это.
И – сложная задача! – постарайтесь воспитывать девочку так, чтобы она не направляла свое милосердие на людей недостойных. Баланс милосердия и благоразумия – вот рецепт истинной женственности.
 Правило пятое: Маленькая хозяйка любого дома.
Не сложно привить девочке навыки стирки и уборки, кулинарии и шитья. Куда сложнее научить юное создание обихаживать дом без жалоб и надрыва. Научите дочь рациональным приемам ведения домашнего хозяйства. Пусть она управляется по дому легко и привычно – а если задача сложная, пусть не постесняется привлечь к ее выполнению всех, кто способен ей помочь.
 Правило шестое: Деятельная и оптимистичная.
Не сковывайте инициатив вашей дочери. Позвольте ей попробовать себя. Отмечайте ее успехи. В современном мире женщины стремительно выдвигаются на ведущие роли. Умение не быть безапелляционной, способность выслушивать мнение других, приспосабливаться к коллективу – все это ей очень понадобиться.
 Правило седьмое: Индивидуальность.
Выявить и развить в ребенке индивидуальность, пожалуй, самое трудное. Способствуйте развитию личности ребенка – но не пытайтесь сломать его индивидуальность. Поддержите то положительное, что явно и неуклонно проявляется в вашем ребенке.
О ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ Если Господь благословил вас дочерью, которую вы надеетесь через несколько лет увидеть достойной девушкой или женщиной, вы непременно вспомните, что ее природа – быть помощницей: сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). А еще, что женщине дано быть матерью: И нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт. 3, 20). Миссия семьи — помочь девочке осознать и принять эти истины. Быть помощницей, и не себе угождать (Рим. 15, 1) – уже врожденно всякой женщине. И слова Апостола: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10, 24), для нее не новое учение, а лишь напоминание о том, что у нее уже есть. Нежностью и лаской служит она близким в первом своем возрасте. Глядя на малое дитя, особенно на девочку, так и хочется сказать: ангелочек! Если девочке помогут правильно осознать и принять свое призвание помощника, если она вживется в него, то в дальнейшем она станет ангелом-хранителем (конечно, не в богословском смысле) для мужа, детей, родителей, семьи. Ее служение (призвание ангела тоже служение) будет самым разнообразным. Для мужа она даже самое никудышное жилье превратит в семейный дом. Мне случалось бывать в ветхих бараках, где само слово «уют», казалось бы, неуместно. Однако многим комнатам вполне подходит название семейного гнездышка. На окнах фасонные занавески, на подоконниках цветы, на столе салфетка и еще что-то такое, в чем сразу видна женская рука. Кстати, когда мы входим в чей-то дом, то сразу определяем, живет в нем женщина или нет. Жилье одинокого мужчины, пусть даже в нем убирается приходящая работница, всегда отличается от семейного дома – нет женского глаза. Пожилые вдовцы, потеряв хозяйку, печалятся, что с ней ушел и «ангел дома». Каждую девочку необходимо научить любить свой дом и быть в нем, пусть не главной, но хозяйкой. Пусть следит она за порядком не «жертвуя собой», своим временем и силами, а увлеченно, с душой. Пусть научится не спорить о домашних обязанностях – «почему я?», не взывает к справедливости и очередности – «не моя очередь». Моет посуду, протирает пол и собирает разбросанные вещи не всегда тот, кто загрязнил и разбросал, или чья нынче очередь; а тот, кто может это сейчас сделать. Фартук, щетка и тряпка — лучшие пособия в школе милосердия. Отроковицу непременно нужно познакомить с семейными историями, где ее родственницы проявили верность своему женскому предназначению во время семейных или общих бедствий. Если в семье нет таких преданий, то их можно почерпнуть из народной истории. Чтобы повзрослев, она, если доведется, могла не только сама подняться над трагическими случайностями жизни и невольными изменениями быта, но и стать поддержкой своим близким. Женское свойство – не падать духом ни при каких обстоятельствах. Это заложено в женщине от материнства. Мать по природе, она чувствует ответственность за своих близких, и служит им вдохновенно, не слабыми своими силами и умом, но духом. Многие вдовы 1812 года, оставшись с малолетними детьми, брали к себе в семьи еще и осиротевших родственников и достойно устраивали их в жизни. Жены сосланных декабристов, в большинстве своем не разделявшие их взглядов, оставляли детей на родственников, не страшась потери статуса и имущества, ехали в Сибирь, чтобы поддержать своих мужей. Революция перевернула весь дворянский и чиновничий быт. Сколько русских семей, да и целых родов, были сохранены благодаря женщинам. В годы репрессий, порой, только жены, матери и сестры были единственной надеждой для попавших в советские застенки. От голода спасала передача, от отчаяния – весточка, от лютого приговора – хлопоты. В мемуарной литературе и отечественной истории можно найти много примеров самоотверженного женского служения. Долг родителей – познакомить отроковицу с судьбами ее соотечественниц со всеми деталями и подробностями их жизни. Чтобы она могла вдохновиться ими и, если придется, использовать их опыт. Как бы ни были обильны жизненные блага семьи, подрастающей девице стоит напоминать, что мир изменчив, что не от семейных благ, а от Господа зависит наша жизнь. Чтобы она была готова жить в скудости и в изобилии, быть в обилии и в недостатке (Фил. 4, 12). Ей быть матерью. Здоровому материнству необходима чистота. Поэтому так пекутся о целомудрии дочерей мудрые родители. Причем с самого раннего возраста. Ничего грубого, грязного, двусмысленного не должны видеть дети в родном доме. Пресвятая Богородица первые три года провела в доме своих родителей. Предание говорит, что в шесть месяцев, когда мать Пресвятой Девы, праведная Анна, увидела, что Дочь может стоять и даже сделать несколько шагов, она дала обет, что святое Дитя не будет ходить по грешной земле, доколе Ее не введут в храм Господень. Для этого святая Анна устроила в доме особое место, куда был возбранен вход всему нечистому, и выбрала непорочных еврейских дочерей, чтобы они ходили за благословенной Девой. История неповторимая, но поучительная. Родителям следует ответственно отнестись к тому, с чем и с кем встречается дома их чадо. К интерьеру, своему бытовому поведению, одежде, словарю, к тем, кого вводят в дом. Чтобы самим не быть разрушителями врожденной детям стыдливости и целомудрия. В каждой девочке уже живет сестра милосердия. Ее нужно только разбудить. В многодетных семьях девочки, по необхоимости, сами незаметно усваивают навыки младшего медперсонала. Старшие «тренируются» на младших, младшие учатся старших. Девочки из таких семей, даже в небольшом возрасте, могут быть хорошими няньками и сиделками, способны дать совет по методике лечения. Одно из предназначений женщины – быть целительницей. Философ И. Ильин относит ти слова ко всякой женщине. Ведь данный ей Богом талант атеринства необходимо содержит в себе и талант целительства. Ребенка нужно не только выносить и родить, но и вырастить. А все мы знаем, что дети не растут без болезней, ушибов, колик, ссадин. Хорошая мать инстинктивно чует, то надо ее плачущему малышу. И этот свой материнский инстинкт, свои способности, она может переносить на других юдей. Заметим, что в экстренных ситуациях – авария, крушение, стихийное бедствие, несчастный случай — когда нужно казать помощь пострадавшим, все поворачиваются к женщине, как бы именно от нее ожидая этой помощи. Прежде в школах проводились уроки по оказанию первой помощи. Курс на два или три часа, сейчас, кажется, их нет. Но есть мамы и бабушки, которые вполне могут восполнить этот пробел в девичьем образовании. Религиозная жизнь, погружение в культуру, помощь выборе профессии, как и многое другое, необходимое воспитании, осталось за рамками очерка, и может стать собственной темой. Задача этих строк – настроить родителей помочь их воспитаннице осознать особенность своей женской приоды, ее сущность и назначение. Чтобы она могла противостоять веяниям времени, призывающим женщину покинуть то место, на которое ее поставил Господь. Чтобы она не завидовала тем открывающимся сегодня возможностям проявить себя, попутно уничтожая в себе женщину. Протоиерей Сергий Николаев
Как правильно воспитывать девочку?
Принято считать, что подробностями воспитания чаще интересуются родители мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь мальчишки — народ нестабильный, требующий к себе повышенного внимания.
Между тем понимание того, как воспитывать девочку, поможет избежать проблем в будущем, построить правильную модель поведения и вырастить счастливую и успешную женщину, способную любить себя и близких.
Девочки по сравнению с мальчиками более покладистые, спокойные и мягкие. Они внушаемы, дружелюбны, ответственны и найти с ними общий язык легче. Но, во-первых, всегда есть исключения. Во-вторых, ошибки и пробелы в воспитании могут привести к пагубным последствиям.
Чтобы этого не случилось, старайтесь найти правильный ключ к воспитанию девочки в каждом возрасте, не забывая выстраивать линию поведения на трех главных китах: любви, границах и терпении.
Воспитание девочки с рождения и до 3 лет
Не стоит думать, что до трех лет развивать какие-либо качества у ребенка бессмысленно. Да, свобода нужна, но в разумных пределах. Помните о том, что именно в этом возрасте малышка начинает познавать мир и то, насколько позитивным для нее будет этот опыт зависит от родителей.
До трех лет девочку нужно окружать заботой, лаской и любовью, вместе с тем ненавязчиво помогать ей практически осваивать элементарные навыки поведения и самообслуживания. Запаситесь терпением и день ото дня вместе с дочкой покоряйте новые вершины.
Первые шаги, первое слово, правила поведения за столом, самостоятельное одевание (раздевание) — все это ребенок должен учиться делать сам в возрасте до трех лет вместе с родителями. Чувствуя их поддержку и внимание он сможет быстрее освоиться с неотработанными и пока еще малознакомыми действиями.
Становление личности девочки в возрасте от 3 до 5 лет
В три года общение с дочкой начинает обретать новые краски, становится более насыщенным, интересным и порой непредсказуемым. С одной стороны кажется, что нет ничего сложного в воспитании крошки, уже способной четко выражать мысли и корректировать манеру поведения, с другой же появляются новые проблемы.
Девочки в возрасте трех лет учатся манипулировать взрослыми, четко осознавая свою неповторимость. Под чары крохи чаще всего попадают бабушки и дедушки, в зоне риска мама и папа.
В этот период родителям важно научить дочку использовать обаяние себе во благо без необходимости прогибать под свои уловки взрослых.
Внешность маленькой принцессы
Девочка начинает четко осознавать свою индивидуальность с трех лет. Ваша задача поддержать ее в этом деле не только бесконечными комплиментами, но и прививанием чувства вкуса. Научите малышку следить за одеждой, лицом, волосами, это ей ни в коем случае не навредит.
Любовь и ласка — панацея от девичьих бед
Помните об эмоциональности девочек, которая с возрастом будет только расти. Не стесняйтесь показывать чувства, говорите дочке о любви, не пренебрегайте телесным контактом — крепкие объятия, поцелуи нужны девочке как воздух. Не бойтесь избаловать дочку, открыто выражая чувства и эмоции.
Любви не может быть много, а недостаток ее проявления приведет лишь к тому, что ребенок уйдет в себя. Проявляйте любовь и по отношению к близким — мужу, брату или сестре дочки, тем самым демонстрируя правильную модель поведения в семье, которая в дальнейшем для нее станет примером.
Осторожность и ответственность за поступки
Девочки в возрасте от 3 до 5 лет крайне осторожны. Здесь не идет речь о трусости, просто малышки уже способны оценить опасность и последствия своих поступков.
Говорите с девочкой об опасности тех или иных действий, стараясь ее не запугать, а лишь подготовить к тому, что не все в этом мире так хорошо, как хотелось бы. Важно научить девочку разумной осторожности, а не культивировать в ней чувство инертности.
Домашняя работа в удовольствие
Желая воспитать из малышки хозяюшку, многие мамы пытаются уже начиная с трех лет взваливать на ее плечи горы домашней работы, приучая таким образом к женскому труду. Этот подход неправилен, ведь переизбыток дел может вызывать у малышки протест против любой домашней работы в одном случае и непоколебимую уверенность в том, что женская участь — это бесконечная работа по дому — в другом.
Обязанности по дому не должны стать для девочек чем-то скучным и неинтересным.
Если вы твердо решили приучить дочку к хозяйству, то позаботьтесь о том, чтобы ей это занятие действительно нравилось. Выбирайте только игровую форму обучения. Научите дочку лепить из теста, делать бутерброды папе на завтрак или готовить полезные фреши.
Поверьте, в этом возрасте такие «развлечения» на кухне малышка оценит куда больше чем скучное подметание пола или вытирание посуды.
Взаимопонимание и доверие — ключ к становлению целостной личности
Слушать и слышать ребенка в этом возрасте — еще одно важное правило. От природы девочки гибкие, нежные создания с долей хитринки, поэтому задача родителей заключается в том, чтобы не лишая дочку гибкости развить в ней личностные качества.
Пересмотрите свои взгляды, если для воздействия на дочку приходится быть излишне твердыми. Возможно, что протест ребенка — это всего лишь реакция на незыблемую волю родителей.
Помните, что вы воспитываете успешную и счастливую женщину. Чаще вспоминайте себя в этом возрасте, чтобы понять собственные ошибки и желания дочки, ведь большая часть секретов хранится в собственном детстве.
Тонкости воспитания школьницы младших классов
Правильно воспитывать девочку в возрасте от 6 до 9 лет не так сложно, учитывая, что в этот период девочки как раз склонны к проявлению аккуратности, дружелюбию и терпению.
Девочки младшего школьного возраста больше всего нуждаются в одобрении, поощрении и поддержке взрослых, поэтому стараются вести себя так, чтобы получить это в полной мере.
Школьные прилежницы: в стремлении к похвале и одобрению
В школе на уроках девочки покладисты и старательны, с удовольствием идут на контакт с учителем, получая поощрение за работу на уроке.
Дома с радостью рассказывают о своих достижениях родителям, получая удовлетворение от их реакции. Задача родителей в этом возрасте не разочаровывать девочку, поддерживая ее хорошие начинания.
Дружба в школьном возрасте: деликатный контроль и поддержка
Девочки в 6-9 лет особенно сильно начинают ценить дружбу, выбирая себе подружку, которой можно будет рассказывать самые сокровенные тайны. Отношения с подругой в этом возрасте играют огромное значение для девочки, поэтому не в коем случае не стоит препятствовать дружбе.
Все, что могут сделать родители — побольше узнать у дочки про подруг, максимально деликатно корректируя ее поведение по отношению к ним. Важно научить дочку не зависеть от мнения и поведения близких подруг, сохранить у нее адекватную самооценку с помощью похвалы и проявления любви.
Девочка должна понимать, что такое настоящая дружба, чего можно ожидать от подруг и как укрепить эту связь. Даже если детские проблемы, связанные с дружбой, показались вам незначительными, найдите время и возможность поговорить об этом с дочкой.
Поддержите ее в сложной ситуации и подскажите как правильно реагировать в тех или иных ситуациях, сохраняя лицо и не обижая подруг.
Романтические увлечения: первый опыт
В возрасте 6-9 лет девочки уже начинают интересоваться мальчиками. Пусть пока этот интерес по-детски наивный, но он есть и на это нельзя закрывать глаза. Если дочке понравился мальчик и он ей ответил взаимностью (произошел обмен подарками, записками или еще что-нибудь в этом роде) вы не должны паниковать, насмехаться или иронизировать.
Дочь примеряет на себя роль женщины, моделируя отношения во взрослом мире и это нормально. Подскажите ей как правильно себя вести с мальчиком, помогите выбрать для него подарок и обязательно поддержите, если за всем этим последует любовное разочарование.
Спорт и активный образ жизни
Школа, подружки, симпатии — все это для девочки в возрасте от 6 до 9 лет очень важно, но не стоит забывать и о здоровом физическом развитии. Придумайте для дочки занятие — запишите ее в спортивную секцию. Теннис, танцы, плавание — это отличные варианты для нежных и чутких девочек.
Дочкам с долей авантюризма и мальчишеского озорства в характере можно предложить попробовать себя в типично мужских видах спорта: волейболе, футболе, единоборствах.
В поиске гармонии: воспитываем девочку-подростка
Подростками девочек смело можно считать уже с 10 лет. В этом возрасте для них важнее всего не отличаться от сверстниц. Именно поэтому родители должны постараться чтобы дочка имела все значимые для этого возраста вещи, начиная от одежды и заканчивая гаджетами.
Уход за внешностью как профилактика появления комплексов
Если у девочки появились проблемы с внешностью: испортились зубы, волосы или кожа, — нужно обязательно приложить усилия чтобы это исправить, в противном случае у нее появятся комплексы.
Правильная мотивация и интересный досуг
Если девочка-подросток интересуется танцами, музыкой, спортом, родители со своей стороны должны будут сделать все для того, чтобы подогреть этот интерес, например, можно предложить дочке съездить на соревнования в другой город или принять участие в конкурсе.
Секреты дружбы подростка с родителями
Для девочки-подростка очень важен авторитет родителей. Находите время на общение с дочкой, делитесь с ней секретами и взамен получайте возможность быть посвященными в ее тайны. Если дочка доверится вам, то ни под каким предлогом не поддавайтесь искушению рассказать о ее секрете кому бы то ни было. Только так вы сохраните вашу дружбу.
Сбалансированная оценка девочки-подростка
Завышенная или заниженная самооценка у девочки-подростка — это нормальное явление. Научите девочку адекватно оценивать себя, не захваливая, но и не обвиняя и не высказываясь с пренебрежением в ее адрес.
Соблюдайте баланс, сохраняя родительский авторитет, прививая дочке основные правила поведения в непринужденной дружеской форме без нравоучений.
Отличный эффект имеют рассказы о своей жизни в этом возрасте, о возможных непониманиях с друзьями, родителями и учителями. Подросток обязательно оценит откровенность и наградой за это родителям станет практически безоговорочное к ним доверие.
Дуэт мамы и дочки: правильная работа над образом отца
Воспитывать девочку без отца маме сложно по большей мере от того, что именно в отце девочка должна ощущать основную опору и защиту, что в дальнейшем ей поможет строить счастливые отношения с противоположным полом.
Тем не менее, если получилось так, что семья распалась нужно запомнить главное — дочь не должна принимать на себя негатив разочарования матери в отце. Такая манера поведения станет причиной формирования у девочки отрицательного отношения к мальчикам и мужчинам.
Задача мамы, воспитывающей дочку без отца, создать в воображении дочки положительный образ сильного, порядочного и надежного мужчины. И в первую очередь положительным должен стать отец, который ушел из семьи. В глазах девочки он не должен стать плохим, а так это будет или нет — зависит от мамы.
Чтобы закрепить образ положительного мужчины в голове девочки психологи рекомендуют почаще обращать ее внимание на хорошие примеры в нормальных полноценных семьях.
Прием у себя друзей, живущих в счастливом семейном браке, просмотр фильмов с участием счастливых супругов — все это поможет дочери научиться надеяться на то, что она не последует примеру матери и сможет создать счастливую и крепкую семью с любимым мужчиной.
Папина гордость: взросление без мамы
Случаи, когда девочку воспитывает один отец встречаются нечасто, но они есть и требуют к себе внимания. Мужчина без жены с дочкой должен не только выполнять основные обязанности женщины по дому, но и восполнять нежность, тепло и ласку в том объеме, в котором их получала бы дочка, проживая с мамой.
Дефицит общения с мамой, с женщиной особенно остро ощущают девочки в подростком возрасте, что может негативным образом сказаться на формировании личности.
Повлиять на ситуацию папа может двумя способами:
- стать настоящим другом для дочери;
- найти для нее взрослую подругу (сестру, тетю, тренера).
В первом случае папе придется на себя возложить обязанности мамы, попробовать завоевать доверие дочки, проникнуть в ее внутренний мир и стать настоящим надежным другом, с которым можно поделиться тайнами.
Если это не представляется возможным, стоит попробовать подтолкнуть девочку к взрослой подруге, в роли которой может выступить тренер, учитель, близкая родственница.
Есть вещи, которые девочке будет проще рассказать женщине и задача папы позаботиться о том, чтобы такая в нужный момент оказалась рядом.
В целом, если у девочки с папой налажен контакт, жизнь их окрашена яркими красками и наполнена позитивом, это очень хорошо для формирования у нее положительного образа мужчины, основываясь на который она будет выбирать себе партнера по жизни.
Как воспитать девочку: советы и рекомендации
Наши дети растут, развиваются и определенный момент перед родителями возникает вопрос, как их нужно воспитывать, на что нужно обратить внимание в первую очередь. В предлагаемой нами статье мы раскроем вопрос правильного воспитания девочек. Детальное описание особенностей их развития в разном возрасте поможет найти полезную и актуальную информацию именно для вашего случая.
Многие психологи, педагоги и родители выделяют в воспитании маленькой леди две линии – общую и специальную
Как правильно воспитать девочку
Вопрос воспитания детей, очень непростой и волнует родителей не меньше, чем вопрос их здоровья. В частности, крайне важно найти правильный подход счастливым родителям принцесс. В данной статье мы во всем разберемся по порядку.
Для начала уточним, что многие психологи, педагоги и родители выделяют в воспитании маленькой леди две линии – общую и специальную. Общая линия подразумевает, что родители не должны различать, воспитывают они мальчика или девочку: есть определенные вещи и правила, общие для всех, такие как воспитание полноценно развитого и здорового ребенка, любопытного и думающего.
Ну а второе направление – это уже те особенные знания и рекомендации, которые следует учитывать при воспитании именно девочки, как будущей жены, матери и женщины.
Вам может быть интересно: Учим ребенка послушанию
С чего начать
На протяжении многих десятилетий и даже столетий родители задаются одним и тем же вопросом – когда и с чего начинать воспитание ребенка. Наши прабабушки и прадедушки, жившие в семьях с большим количеством детей, начинали их воспитание еще с пеленок.
Так какие шаги предпринимать самыми первыми, в период, когда малыш еще не в состоянии сам различать что хорошо, а что плохо? До недавнего времени в большинстве семей к воспитанию ребенка применялся довольно жесткий метод. Потакать капризам малыша считалось непозволительно, не откликаясь на крики или плач, родители предполагали, что готовят маленького человека к предстоящим жизненным трудностям.
Для современных родителей этой метод по большей части неприемлем. Мамы и папы стараются максимально обеспечить крохе приятную атмосферу окружающей среды. Излишняя мягкость и гуманность может привести к другой крайности, и нанести малышу не меньший вред, чем чрезмерная строгость.
Начинать воспитывать маленькую леди нужно в первую очередь с осознания того, какой вы мечтаете ее увидеть в будущем. Ознакомиться с популярной специальной литературой по этому вопросу, а также прибегнуть к опыту выдающихся педагогов.
На что обратить особое внимание
Сравнивая девочек и мальчиков можно отметить, что первые обычно имеют более мягкий, покладистый и спокойный характер. Особое внимание следует обратить на тот факт, что девочки на равне со своим дружелюбием могут быть более внушаемы и легко поддаваться плохому влиянию. Ошибки или пробелы в воспитании, игнорирование или не замечание родителями очевидных проблем могут привести к негативным последствиям.
В любом случае поведение мамы и папы должно базировать на трех основных принципах – любовь, терпение и соблюдение границ.
Секреты воспитания
Для девочек характерна высокая эмоциональная восприимчивость, это естественно и нормально. Главная задача родителей – помочь ребенку правильно пережить нахлынувшие эмоции, не осуждать и не кричать.
Предлагаем несколько основных рекомендаций и секретов по воспитанию девочки:
- Научите дочку называть свои эмоции.
- Принимайте право ребенка чувствовать любую эмоцию, пусть вам и не приятную, не осуждайте.
- Иногда оставляйте дочь одну, дайте время самостоятельно пережить эмоции. Как правило, оставив ребенка в покое, она быстрее успокаивается и возвращается в нормальное состояние.
- Позволяйте чаще девочке поступать так, как она хочет, естественно в пределах дозволенных рамок.
- Также называйте свои чувства, поскольку дети не всегда понимают эмоции взрослых.
- Постоянно говорите ребенку, как вы его сильно любите. Этих слов никогда не бывает много.
Главным секретом и ключом к каждому ребенку, в первую очередь, конечно, является понимание, любовь и уважение его чувств.
Как воспитывать девочку с рождения и до 3 лет
Родители находятся в большом заблуждении, если считают, что до 3 летнего возраста не нужно заниматься воспитанием девочки и развитием различных качеств ребенка. Конечно, свобода необходима, но в пределах разумного. Важно понимать, что именно в этом возрасте познаются основы окружающего мира, этот опыт должен быть максимально положительным.
Главная задача родителей – помочь ребенку правильно пережить нахлынувшие эмоции, не осуждать и не кричать
На что обратить внимание
До трех летнего возраста девочка должна расти в заботливой, любящей и ласковой атмосфере. На что обратить внимание и как воспитывать девочку с рождения? Помогайте ребенку приобретать элементарные практические навыки в быту, ненавязчиво корректируйте поведение.
Делать первые шаги, говорить, правильно вести себя за столом и самостоятельно умываться и одеваться – все эти простые процедуры ребенок должен самостоятельно освоить до 3 лет, чувствуя при этом поддержку родителей.
Воспитание девочки от 3 лет до 5 лет
После преодоления трех летнего рубежа, поведение девочки начинает кардинально меняться, становится более интересным и непредсказуемым. В данном возрасте они уже успешно учатся, как манипулировать взрослыми для достижения своих маленьких целей.
Большое доверие и взаимопонимание должны быть основой вашей семьи
Нижеизложенные догмы помогут молодым родителям найти для себя ответ на вопрос как правильно воспитывать девочку:
- Учите малышку следить за своим внешним видом, не только комплименты, но и прививание вкуса должно начинаться с малых лет.
- Любовью и нежность вы гарантированно не испортите ребенка.
- Научите дочку нести ответственность за поступки.
- Воспитывайте хозяйку и помощницу в домашних делах, организуйте процесс так, чтобы ребенку было интересно вам помогать.
Помните: доверие и взаимопонимание должны быть основой вашей семьи.
Особенности
Если вы начали замечать за собой, что общение с ребенком становиться излишне твердым и проявляется со стороны дочери протест, то вспомните себя в ее возрасте. Так вы возможно лучше поймете желания и потребности вашего ребенка. Не забывайте, что вы воспитываете будущую успешную женщину, и основы ее поведения закладываются именно сейчас.
Девочки младшего школьного возраста особенно нуждаются в поощрении и одобрении родителей. Вопрос как воспитывать девочку 9 лет не такой уж сложный, ведь именно в этом возрасте девочки максимально дружелюбны, склонны проявлять особенное терпение и аккуратность.
Для каждой семьи характерны свои личные секреты успешного воспитания
Рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
- Поддерживать дочь в ее начинаниях, не скупитесь на похвалу.
- Деликатно контролируйте и интересуйтесь школьными друзьями.
- Поддерживайте и проявляйте интерес к первому романтическому опыту, так вы укрепите доверие к вам ребенка.
- Обязательно обеспечить спортивную занятость девочки и не забывать о ее здоровом развитии.
В данном возрасте родители могут максимально укрепить свои дружеские и доверительные отношения, заложить фундамент перед предстоящим сложным переходным возрастом.
Вам может быть интересно: Учим ребенка разговаривать
Каждый ребенок особенный и уникальный, для каждого возраста, конечно, существуют общие рекомендации, но родители должны быть максимально чуткими к своему чаду. Следование общим правилам полезно, но не менее важно проявлять особенный подход. Для каждой семьи характерны свои личные секреты успешного воспитания, не бойтесь создавать свою уникальную атмосферу.
Как воспитывать подростка девочку
Раскрытию данного пункта статьи может не хватить и книги. Мы же предлагаем вниманию родителей общие рекомендации на тему как воспитывать подростка девочку:
- Эффективной профилактикой появления комплексов является правильный подход в уходе за внешностью.
- Организация интересного и продуктивного досуга.
- Авторитет и дружба с родителями.
- Научите дочку адекватно себя оценивать, не занижая при этом свою самооценку и радоваться своей уникальности.
Найдите сильную сторону ребенку, талант или ярко выраженную способность
Старайтесь направлять ребенка в правильное русло без нравоучений, сохраняя при этом родительский авторитет.
Воспитание трудных подростков девочек
Затронув такую для многих семей животрепещущую тему как воспитание трудных подростков девочек, предлагаем ряд советов, который могут существенно облегчить родителям этот процесс:
- Не злоупотребляйте запретами и наказаниями.
- Мотивируйте и усиливайте познавательный процесс.
- Разговаривайте и уделяйте больше внимания ребенку.
- Вводите изменение в режим дочери комплексно, учитывая пожелания ребенка.
- Прислушивайтесь к сигналам, которые неосознанно подает дочь, замечайте малейшие изменения поведения.
- Найдите сильную сторону ребенку, талант или ярко выраженную способность. Поощряя ее в этом направлении, вы вселите веру в себя.
Важной и полезной информации на тему воспитание подростка 13 лет девочка очень много, родителям нужно выделить наиболее подходящие для их индивидуального случая рекомендации и следовать им. Также можно обратиться к специалисту, которые профилируется на данном вопросе и сможет эффективно помочь.
Вам может быть интересно: Переходный возраст у мальчиков и девочек
Половое воспитание девочек подростков
Первое, на что стоит обратить внимание, это создание гармоничной и любящей атмосферы в семье. Половое воспитание девочек подростков должно быть направлено не только на объяснение физических процессов, но и на воспитание характера девочки.
Формирование в молодой девушке высоких моральных принципов в сексуальном вопросе является залогом ее счастливого и что очень важно здорового будущего – это и есть главной задачей и ответственностью родителей.
Воспитание подростка девочки 14 лет обязательно должно затрагивать вопрос ранней половой жизни и адекватное объяснение, почему это вредно и опасно. Известен всем факт, что половое развитие девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Родители должны тщательно подготовиться к предстоящему разговору и обеспечить ребенку психологическую поддержку.
Как воспитывать девочек
Однажды мне выпал случай поговорить с мамой четырех детей — двух сыновей и двух дочерей. Девочки младше мальчиков, и мама была недовольна именно ими. Она утверждала, что с мальчиками справиться было намного легче, а вот дочки… Возникало много вопросов в воспитании девочек, чего не было с мальчиками.
Я спросила, почему ей сложнее справляться с девочками, чем с мальчиками. Ответ меня и поразил до глубины души, и в то же время вовсе не удивил.
С дочерью труднее
Она мне ответила:
“Старшей девочке 12 лет. Ее поведение как типичной блондинки — никаких реальных желаний, никаких целей, одни глупости в голове! Ее увлечения — песни, танцы и рисование, но это не принесет никакой пользы во взрослой жизни! Она совершенно не желает ходить на уроки, поступать после в школы в университет. Она спокойно может заявить, что не пойдет на занятия, потому что не подготовила уроки. Ей легче прогулять занятия, чем получить двойку! Чтобы не идти на занятия, придумывает глупые отмазки — настроения нет, не может выбрать одежду и тому подобную ерунду. Устала уже заставлять ее чему-либо! Хоть суп варить научилась, и то хорошо. Какой будет жизнь, когда вырастет, не представляю!”
Послушав о старшей, я не стала спрашивать о младшей дочери. Я подумала о том, что с похожими историями сталкиваюсь не в первый раз. И никогда подобное не считала проблемой. Хотя, возможно, это именно сейчас для меня не звучит, как проблема.
На данный момент, окажись я на месте этой мамы, я была бы рада, что у девочки уже формируются внутренние ценности, есть некоторые ориентиры в жизни, желания. Сейчас я понимаю, что в ней формируется настоящая Женщина.
«Девочка — мальчик»
Я вспоминаю себя в школьные и студенческие годы: вместе с мальчишками играла в пиратов и рыцарей, после с ними же смеялась над такими же “блондинками”, которые были совершенно несамостоятельными, постоянно нуждались в помощи. Но позже было очень обидно, когда эти же мальчишки окружали вниманием тех самых блондинок, приглашали на свидания и дарили приятные милые подарки. А я была умной, самостоятельной девушкой, но сидела дома без свиданий и какого-либо внимания.
Ведь всегда считала, что необходимо все делать самой — заработать достаточно денег, чтобы себя обеспечить, при необходимости сделать небольшой ремонт дома. И, безусловно, окончить университет, необходимый для таких же образованных, самодостаточных девушек.
Я с детства была склонна к мужским играм и занятиям. Никогда не любила принцесс, считая их скучными и неинтересными. Другое дело Робин Гуд, Ланселот — герои, сильные и смелые! Моей компанией всегда были мальчики, поэтому никогда не было сомнений насчет игр — войнушки, поиск сокровищ, сражения. Сколько себя помню в детстве — я жила в образе мальчика, что оставило свой отпечаток и на моих отношениях, и на самочувствии, и на жизни в целом.
Только после терапии во мне проснулись женские качества и я была способна открыться любви – любить самой и быть любимой.
Исходя из своего опыта и размышляя о женственности я периодически задумываюсь: а как нужно воспитывать девочек?
В процессе создания этой статьи я вспоминала свое детство и понимала, что в детстве мне не хватало именно этого. Вся внутренняя работа, как раз, направлена на то, чтобы дать своей внутренней девочки все в чем она нуждается.
Как воспитывать девочек
- Воспитание девочки — большая ответственность
Хочу отметить, что мальчиков растить действительно намного проще. Изначально мальчики рождаются эмоционально чистыми — в них нужно вкладывать знания, принципы, ценности. Можно один раз ошибиться, если ребенок еще мал — будет возможность исправить. Когда рядом есть мужчина, который является прекрасным примером, воспитать мальчика очень легко.
Девочки же, напротив — рождаются духовно наполненными, чувствительно окрашенными внутри. В нас по природе изначально заложена любовь, забота и служение. В случае с девочками задача родителей немного другая — не сломать, не уничтожить все то, что по природе уже есть у дочери. Ведь повредить, разрушить гораздо легче, чем построить, тем более если строила не ты. Поэтому ответственность в воспитании девочки намного больше.
Девочки по природе более чувствительны, эмоциональны, ранимы. Любое наказание, обвинение, да и просто срыв накопившихся негативных эмоций способны повредить ее психику. В результате может вырасти или “робокоп”, или вечно обиженный ребенок.
2. Девочка — принцесса
Корень слова “девочка” — “дэва” — переводится как “божественная”. Это говорит о той изначальной наполненности, чувственности, присутствующей с рождения в девочках.
Проще говоря, все малышки — принцессы. Стоит помнить, что этот статус еще не говорит об изнеженном, хрупком и капризном создании. Принцессы, как и во множестве сказок, бывают разные: мягкие и трудолюбивые, творческие и энергичные, смелые и воинственные.
Присмотритесь к дочурке и заметьте в ней божественное сияние — пусть она и крохотная драчунья, и ей чужды девичьи милые наряды и симпатия к безделушкам, даже так она остается принцессой.И поэтому нужно относиться с подобающим уважением, восторгаться ее особенностью, поддерживать ее увлечения, радоваться ее талантам. Пусть несколько детских лет она проживет в сказке, почувствует, что ее любят и лелеют просто за то, что она есть; пусть почувствует возможность себя проявить и поддержку родных во всех ее начинаниях.
3. Уверенность в своей внешней красоте
Большая часть женской половины человечества уверены, что они не являются обладателями красоты. Так думают даже те, кого окружающие считают настоящими красавицами. А причина такой неуверненности проста — в детстве мы часто слышали критику от окружающих, и чаще всего от родственников.
Самое большое влияние на самооценку девочки оказывают мамы. Мамы, безусловно, любят своих малышек, и желают им только счастья. Но, порой, неосознанно наносят им вред, пытаясь сделать их красивыми по-своему. Иногда встречается даже неосознанная конкуренция родительницы с малышкой. Мама старается поселить в ребенке ощущение, что она недостаточно хорошенькая. Важно избежать таких случаев негативной критики внешности девочки, особенно в детстве. Лучше время от времени говорить, какие у нее большие красивые глазки, какие блестящие мягкие волосики — периодическое восхищение поддержит формирующуюся самооценку в норме.
Предвижу негативные возгласы о том, что так воспитывать нельзя, излишняя хвальба сделает ее гордой и слишком уверенной в себе. Вы действительно так считаете? Или мы пытаемся убедить самих себя, что нам досталось похвалы достаточно, чтобы вырасти нормальными?
Не ленитесь наряжать своих дочек, баловать их. Будет достаточно, чтобы девочки прожили детские годы в роли принцесс — в будущем это станет фундаментом для их развития как Женщин.
4. Правильное обучение необходимым в жизни знаниям
Об этом я говорю постоянно, но все же повторюсь. Учите дочерей тому, что им действительно нужно в жизни. Не гоняйте ее учить уроки на “отлично”, особенно те, которые она не любит. Попробуйте радоваться любым ее достижениям. Кто сказал, что ей понадобятся в жизни химические формулы или умение решать в голове сложные уравнения по алгебре? А вот самооценку и нервные клетки стоит сохранить, ведь их разрушить легче всего.
Хуже, если с детства насильно вложить неверное направление к развитию — дочь будет радовать вас своими успехами в том или ином направлении, но при этом будет чувствовать себя несчастной.
Обязательно учите тем вещам, которым не научит ни один школьный учитель — как быть женщиной, создавать отношения, готовить, гладить, ухаживать за собой, выбирать одежду, разбираться в людях… Именно эти вещи ей действительно понадобятся во взрослой жизни, и рассказать о них может только мама.
Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойней. Да и матерям их понять проще — все-таки женская психология… Но при ближайшем рассмотрении, как это часто бывает, оказывается, что подобные взгляды не соответствуют действительности.
Когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче: мальчиков или девочек. Ведь XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности. Получив равные права с мужчинами, женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все, казалось бы, шло отлично, да только семья вдруг затрещала по швам. Времени у женщин стало хватать на что угодно, только не на детей и мужа.
Изменение образа жизни и психологии вело к разводам. Разводы коверкали детские судьбы. Дети, вырастая, копировали родителей, и таким образом одно поколение за другим втягивалось в порочный круг…
Сейчас из трех семей у нас распадается две, и конца этому не видать. Мне уже не раз приходилось сталкиваться с фактом передачи психологии матери-одиночки в третьем-четвертом поколении: прабабушка развелась и воспитывала дочь одна.
Та, в свою очередь, тоже не смогла ужиться с мужем и передала сей горький опыт своей дочери. Дочь опять-таки не извлекла из случившегося должных уроков, в результате чего осталась одна с малышкой на руках. И вот теперь эта выросшая малышка мается со своей дочуркой, жалуясь на ее поведение, но одновременно культивируя в ней черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с мужем. Ведь отрицательные стереотипы поведения с противоположным полом настолько уже укоренены в этой семье, что преодолеть чрезвычайно трудно. Это как бремя наследственности: в каждом поколении оно становится все тяжелее и тяжелее.
Интересно, что всем мире большинство разводов совершается по инициативе женщин. Почему? Вам не кажется это странным? Ведь женщины на протяжении тысячелетий традиционно выступали в диаметрально противоположной роли — в роли хранительниц семейного очага! Значит, произошли какие-то драматичные изменения в женской психологии и характере. И здание семьи начало рушиться, погребая под руинами всех: и мужчин, и детей, и, конечно же, самих женщин.
Вот и получается, что воспитать девочку в наше время — задача не из простых. На что ее нацеливать: на семью или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить?
Одно дело с детства внушать ребенку, что главное это активность и независимость. И совсем другое — воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность. То есть, качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с расхожими представлениями о лидерстве.
Выбор, естественно, за родителями. (Другое дело, что далеко не всегда у нас получается так, как мы задумываем. Как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает».)
Но мне кажется, выбор должен быть осознанным. А для этого нужно отчетливо представлять себе последствия своего выбора. В том числе и достаточно отдаленные.
Главное — семейное счастье. остальное приложится
Очень многие взрослые, на собственном опыте убедившиеся, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать прежде всего на создание крепкой семьи. А остальное приложится.
Наверное, кому-то это покажется странным. «Ничто ни к чему не прикладывается, — скажет он. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть».
Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой.
Но как ни странно, в данном вопросе эта железная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если вдуматься, что здесь такого уж странного? У женщин с не сложившейся личной судьбой часто искажается характер. Факт? — Факт. Многие озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться…
А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся, и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться.
Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит.
Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь — и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок был жив и здоров.
«Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Валя оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: «Мама, не уезжай!» Потом подрос и вроде привык. А потом, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась побольше бывать дома. Потом даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет , и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу…»
Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.
Немного о минусах «бесполой педагогики»
Изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой это бывает очевидным не сразу.
В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе.
Странно? — Ничуть! Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек.
Поэтому когда они учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс неуспешности. В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически часто слабее, и неаккуратней. В тетрадках у них грязь, почерк хуже, оценки, соответственно, тоже… Все это, как вы понимаете, не стимулирует у большинства мальчишек желание учиться… Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты.
Ну, а с другой стороны, девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются при раздельном обучении на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записочками…
Недавно я побывала в московском детском саду, где тоже предпринята попытка отдельно воспитывать мальчиков и девочек. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры, — проходит порознь.
Побывала я там и подумала: «Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать об ошибочности «бесполой педагогики» (так прозвали педагогику, не учитывающую половые различия) и о необходимости полового воспитания детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тем, которые традиционно считаются у нас недетскими, без циничного подглядывания в замочную скважину…»
С детьми в этом детском саду не муссируют тему «откуда я взялся», а просто каждый день преподносят им образцы эталонного мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галантными по отношению к девочкам.
О девочках же поговорим поподробней.
Когда попадаешь на их половину, вспоминается роман Золя «Дамское счастье». Чего там только нет! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка — маленькая принцесса. Они и держатся соответственно. Такая непринужденно-прямая осанка бывает разве что у балерин, а пластика поражает женственностью и изяществом. Хотя впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек. Особенно те, у кого есть старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из неблагополучных семей, где грубость и агрессивность — норма жизни.
Но здесь девочки быстро меняются. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и какой-то очень благородной обстановке вести себя по-хамски противоестественно. А дети чутко улавливают фальшь.
Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно обалдевают от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно-мужскому антуражу: саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. Хотя вообще-то мальчишек хлебом не корми — дай поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ «пометить территорию», показать, «кто самее». И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности напакостить девчонкам. Теперь же, когда делить нечего, они не только не обижают девочек, но и с удовольствием пропускают их вперед, уступают лучшие места и т.п.
Воспитание женственности
По-моему, основная проблема воспитания нынешних девочек — это воспитание женственности. Вроде бы чепуха. Зачем воспитывать то, что заложено самой природой?
Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и наивную милоту, которая так трогает сильных мужчин.
Современный стиль — напористый, агрессивный, дерзкий. Девушки-подростки стараются не отстать от парней: матерятся, занимаются карате и ушу, курят, пьют, «меняют партнеров», все чаще вступают в банды. Женственность многим кажется непрестижной, воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на лопатки.
Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями. Но оно и не нужно, они не по этой части.
А посмотрите на игрушки. Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных самым разным оружием? Справедливости ради замечу, что очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конечно, есть на прилавках. Но во-первых, они не всем по карману, а во-вторых, это вчерашний день, стиль ретро.
Я уж не говорю про книги. Собственно, и двадцать лет назад у нас было маловато специфически девичьей литературы (вот она, «бесполая педагогика»!): зачитанная до дыр «Динка» Асеевой, некоторые повести Льва Кассиля, новеллы Александра Грина, очень популярная в 70-80е гг. «Девочки, книга для вас»… Сейчас книг для девочек и того меньше. Старые далеко не все переизданы, а новые — это, в основном, детективы и приключения для мальчишек и про мальчишек. Даже «Алису» Кира Булычева, по моим наблюдениям, больше нравится читать мальчикам!(Ну да, это ведь фантастические приключения!) Мы справедливо ругаем латиноамериканские телесериалы, но не предлагаем девочкам качественных образцов романтизма.
То же можно сказать и о популярных сейчас среди девочек-подростков бульварных книжонках, срочно переведенных с английского или наспех состряпанных отечественными авторами.
Мало того, что они портят литературный вкус, и без того неразвитый у современных детей. Так еще — и это главная опасность — поглощая подобную литературную стряпню, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству совращения», усваивают взгляды и установки, которые, как правило, не доводят до добра.
В этих книгах очень часто сцеплены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочки-подростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви платонической, возвышенной нацеливают юных читательниц совсем на другое. На то, что с предельной откровенностью выражается в подростковых журналах заголовками типа «Неужели ты в тринадцать лет все еще девственница?». В книжках это может быть немного закамуфлировано, но суть остается неизменной.
Большинство современной бульварной литературы для девочек-подростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням (у нее это называется «добиваться своего»), часто ведет себя как законченная проститутка, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы, считая их глупыми, дремучими предрассудками. Одно из основных качеств такой девахи — разгулявшееся своеволие, красиво названное «жаждой свободы». Родители ее, конечно, «не понимают», «мешают», «давят». При этом все описано так, чтобы вызвать у девочек сочувствие к героине и восхищение ею.
Она рисуется умной, смелой, независимой, успешной. В конце книги ее, как правило, ждет удача.
И обольщенные девочки-подростки начинают подражать любимым героиням, не задумываясь о том, что попадают в ловушку. Игра на чужом поле — занятие опасное. Отказываясь от естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения терпеть и сострадать, — девушки, сами того не подозревая, отрекаются от своей природы и переходят в другую категорию. Нет, не в категорию мужчин. Это все равно невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала себе полос на спине, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем в зверином царстве стать может.
Так и с «продвинутыми» девочками-подростками. Поначалу им кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясняется, что парни смотрят на них как на вещь, объект потребления. А вещь, особенно в обществе, проникнутом потребительской психологией, ценится только, пока она новая. Попользовался — и бросил. Зачем беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?
Как только девичья свежесть проходит (а сейчас, с распространением педофилии это случается очень быстро: для поклонников Лолит восемнадцати-девятнадцатилетняя девушка – уже старуха), «объект» становится неинтересен. И это логично.
Почему, собственно, должно быть по-другому? В обществе потребления вещи взаимозаменяемы. А чувства, переживания… Даже смешно. Какие чувства у вещи?
— Поэтому родителям, которые всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить повышенное внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш.Бронте. (Хотя и не насквозь цинична, как нам пытаются внушить «желтые» СМИ). Романтизм удивительным образом закаляет душу. Тем более что он соответствует самой женской природе.
— Не ограничивайтесь литературой — естественно, ее классическими, качественными образцами. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания.
— Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней ведь немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.
— Почаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться. И, конечно, отмечайте это как большое достоинство! Признание заслуг — огромный стимул для ребенка,но многие родители, к сожалению, до сих пор им пренебрегают.
— Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике.
Сейчас некоторые мамы, наслушавшись советов о том, как важно сызмальства приучать девочек краситься и ухаживать за кожей (дескать, в этом и заключается воспитание женственности), накупают десяти-двенадцатилетним девчонкам «детской» губной помады или «детских» теней для век. Почему это настойчиво пропагандируют фирмы-производители косметики, понятно: для них чем больше покупателей, тем лучше. А вот почему родители покупаются на эти дешевые уловки, понять нелегко. Ведь в восприятии девочек употребление косметики — очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И поощряя такие шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с современными подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места и играют в другие, уже не столь невинные игры.
Мягкое побеждает твердое
«И все-таки, — спросите вы, — почему одни девочки — маленькие принцессы, а другие — маленькие разбойницы? Неужели дело только лишь в воспитании?»
Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойницами часто бывают гиперактивные дети. Или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает и просто авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подаются ребенку. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда) подражают мальчишкам.
В каждом конкретном случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, как настроить ее на что-то положительное. Согласитесь, что между бандиткой и заядлой походницей «две большие разницы», как говорят в Одессе.
Но вообще-то любопытно, что в том детском садике, о котором я рассказывала — где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой — даже отпетые маленькие разбойницы постепенно становятся ласковей и послушней.
«Мягкое побеждает твердое», — гласит старинная китайская пословица. И эта древняя мудрость сегодня мне кажется как нельзя более современной.
По материалам книги Т. Шишовой «Чтобы ребенок не был трудным»