Самое простое, трогательное и согласное душе определение молитвы находим в Законе Божием: молитва — беседа или разговор с Богом.
Каждый из нас чувствует, знает, что Господь любит его. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18). И мы всегда, в любое время, как к своему родному отцу или родной матери можем обращаться к Богу, к нашему Отцу небесному, и к владычице нашей Божией Матери. Обращение наше есть молитва. Она необходима для нас, как хлеб надсущный необходим для души нашей. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища — все дается Богом. Поэтому в минуты печали, безутешного горя или, наоборот, светлой радости мы обращаемся к Богу, молимся Ему.
Молитва — это возношение ума и сердца, которое выражается в благоговейном слове человека к Богу.
Содержание
- Какие бывают православные молитвы
- Церковные молитвы
- О силе молитв служителей Церкви
- Духовная связь членов Церкви в молитве
- Какие книги относятся к церковно-богослужебным
- Какие молитвы должны читать миряне
- Толковые молитвословы
- Главные молитвы
- Молитвы ко Пресвятой Богородице
- Молитвы в продолжение дня
- Псалтирь
- Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия
- Молитвы Великого поста и Пасхи
- МОЛИТВЫ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
- Брак, семья, дети
- Молитвы в скорбях и искушениях творимые(см. скорби, искушение)
- Молитвы о болящих (см. болезнь)
- Молитвы о путешествующих
- О даровании угодной Богу молитвы
- Молитвы о вере
- Молитвы в памятные даты
- Молитвы о стяжании добродетелей(см. добродетель)
- Молитвы об избавлении от страстей (см. страсть)
- Молитвы о мире
- Молитвы о благоденствии
- Молитвы об успешном земледелии и промысле
- О монашеской жизни
- Молитвы о воинах
- Смерть и поминовение усопших
- Молитвы разные
- Каноны (см. канон):
- Акафисты(см. акафист):
- Молитвы Ангелам(см. ангелы):
- Молитвы ко святым(см. святые):
- Тропари, кондаки и величания(см. тропарь, кондак, величание):
- Прокимны и аллилуиарии(см. аллилуиарий, прокимен):
- Редкие молитвы
- Апокрифические молитвы(см. апокриф)
- Молитвы на английском и греческом языках
- Кто и для чего придумал молитвы? В чем их сила?
- Значение и суть понятия
- Для чего нужна молитва?
- В чем сила молитвы?
- Чего хочет душа верующего?
- Понятие о молитвенном правиле и его авторах
- Вопрос:
- Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
- Первые молитвы и объяснение их
Какие бывают православные молитвы
Мы пробуждаемся от сна и благодарим Господа за то, что Он сохранил нас в ночи, благодарим по окончании дела за помощь, после вкушения пищи — за то, что Он дал нам ее, а вечером, отходя ко сну, возносим слова благодарности за проведенный день. Мы благодарим и славим Господа, когда все в нашей жизни обстоит благополучно.
Такие молитвы называются благодарственными, а само молитвословие благодарением.
В огорчениях, неприятностях, горестях и скорбях усиливается наша молитва. Слезы — частые спутники ее. Мы взываем к Господу, просим о помощи. Просим не оставить нас в горести, а наставить и утешить. А как важна и необходима молитва, когда несчастье случается с нашими близкими — родственниками или друзьями. Преподобный Серафим Вырицкий, великий молитвенник и святой говорил: «И особенно сильна молитва близких, молитва матери, молитва друга — она имеет великую силу».
Молитвы, в которых мы просим Господа о чем-то, называются просительными, а само молитвословие называется прошением.
Человек постоянно согрешает, провиняется перед Богом. Поэтому должен молиться о прощении, каяться в совершенных им грехах.
Такие молитвы называются покаянными. О чем бы мы ни просили Господа, обращаясь к Нему, сначала нужно покаяться, а потом уже просить о наших нуждах. То есть любая просительная молитва начинается с покаяния.
Приступая к молитве, надо примириться с теми, кого обидел, кому причинил зло, а потом уже со вниманием и благоговением встать на молитву. Потому что, как мы будем просить что-нибудь у Бога, имея нечистое сердце, как будем просить о прощении, если сами не простили своему ближнему даже малых обид?
Церковные молитвы
Молиться можно везде — на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе — христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.
О силе молитв служителей Церкви
Особой силой обладает молитва священнослужителя, человека, который принял таинство священства.
Хорошо бы помнить, что Бог скорее услышит вас (христиан), когда о вас и за вас будут с вами молиться служители Церкви. Молитвы, воссылаемые к Богу служителями Церкви, особенно святы пред Ним и доступны к Нему… Яко же некие многоценные бисеры приемлет их Господъ, как кадило благовонное, приятны Ему.
Мы, христиане, знаем, как скоро Бог слышит молитву служителей Церкви, когда они молятся Ему при совершении святых Тайн. При освящении, например, даров хлеба и вина священник говорит: и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего, и по слову его молитвы тотчас хлеб претворяется в Тело, а вино в Кровь Христову. И такую могущественную силу имеет эта молитва только в устах служителей Церкви: никто, кроме них, не имеет власти совершать святые Таинства.
Если так скоро и непреложно Бог слышит служителей Церкви при совершении ими святых Таин, то, без сомнения, и во всех других случаях, и во всякое другое время, и во всяком другом месте Он скорее слышит их молитву.
Молитвы тех, кого Господь допускает к Своему святому престолу, без сомнения святее и доступнее к Нему. От кого Господь всегда с любовью принимает дары и жертвы духовные, от тех Он с особенной любовью всегда выслушивает и всякую просьбу. Да, устам служителей Церкви преимущественно внимает Бог и по их преимущественно молитве нисходит благодать свыше, объявляется милость Божия; преимущественно благословляющей рукой священнослужителя подается вам благословение Господне; через них преимущественно все от вас принимает и все подает Господь. Отчего это? Откуда у служителей Церкви такая благодать и сила? Отчего так святы и доступны Богу их молитвы? Не от собственной их святости и силы,- они не святее других, хотя должны быть святее. От святости и благодати Того, Кого они собой представляют, когда молятся, — святую Церковь, которой они служат. А кто составляет славу святой Церкви? Господь Иисус Христос, всегда с ней неразлучно пребывающий Своей благодатью. Следовательно, о ком служители Церкви совершают молитву, о том молится вся Церковь, о том ходатайствует Сам Иисус Христос, единый ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 6). Иисус Христос обещал всегда быть там с молящимися, где их соберется двое или трое во имя Его (см.: Мф. 18, 20). Тем более Он бывает со всей Церковью, молящейся в лице служителей ее, и их устами Он молится тогда, их руками Он приносит приношения. Да, когда служители Церкви о вас и за вас молятся с вами, то это все равно что Сам Иисус Христос со всей Своей Церковью молится о вас и за вас Отцу Своему. Молящимися устами священника Сам Иисус Христос подает вам милость Божию. Вот чья благодать льется из уст служителей Церкви, когда они совершают молитвы церковные, и вот чья сила исходит от их десницы, когда они благословляют молящихся во имя Божие. Вот отчего святы и доступны Богу молитвы служителей Церкви: в лице их Сам Сын Божий молится Своему Богу. Итак, христиане, молитесь непрестанно, но соединяйте молитвы свои с молитвами служителей Церкви; просите их, чтобы они с вами о вас всегда молились: тогда будете получать от Бога всякую милость, тогда будет исполняться вся, яже ко спасению ваши прошения; не мы, служители Церкви, молящиеся о вас и за вас, но Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых будет спасать и миловать вас.
Сила молитв служителей Церкви основана на силе самой Церкви, на том, что церковная молитва — истинный путь к спасению, конечно, для тех, кто ищет спасения, стремится к нему очищением своего сердца. Поэтому нужно верить в силу молитв Церкви.
Когда во время богослужений вы не в храме, мысленно пребывайте в нем, вспоминайте о нем и духом будете в нем за совершаемым священнодействием, молитвой.
Духовная связь членов Церкви в молитве
Молитва — проявление жизни Церкви. Духовная связь членов ее с Богом и всех между собой происходит через молитву. Она так неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или дыханием Церкви. Молитвы — нити живой ткани тела Церковного. Она соединяет каждого члена Церкви с небесным Отцом нашим, членов земной церкви между собой и членов земных с небесными.
Молитва не прекращается, а еще более усиливается и возвышается в небесном Царствии.
Молитва озаряет дух, помогает удалиться от земной суеты. Душа, беседуя с Богом, успокаивается, вновь обретает надежду. Кто не испытал это на себе? Лучшие наши поэты в лучших своих стихах говорили об этом.
Возьмем, к примеру, молитву святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Самые проникновенные, из глубины души идущие слова говорит об этой молитве Пушкин в своем стихотворении «Отцы пустынники»:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей —
Не дай мне зреть мои, о Боже, согрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
О чудодейственной помощи и воздействии молитвы на душу говорит и другой наш великий поэт Лермонтов в стихотворении «Молитва»:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых.
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко-легко…
Какие книги относятся к церковно-богослужебным
Служебник, Часослов, Требник, книга молебных пений, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Типикон, или Устав, Ирмологий и Канонник. Эти книги составлены на основании Священного Писания и Святого Предания отцами и учителями Церкви. И называются «церковно-богослужебные».
Служебник — книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни, утрени и литургии. В конце Служебника помещены отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, то есть список святых, ежедневно воспоминаемых Церковью.
Архиерейский Служебник (или Архиерейский чиновник) отличается тем, что содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения в чтеца, диакона, священника и другое.
Часослов — книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме литургии.
Требник — книга, заключающая в себе чинопоследования святых таинств (кроме таинств святого причащения и священства) и других треб — чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и другие.
Книга молебных пений содержит чинопоследования молебнов (молебных пений) на разные случаи жизни.
Октоих, или Осмигласник, заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и прочее), разделенные на восемь напевов, или «гласов». Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви святым Иоанном Дамаскиным еще в VIII веке. Ему приписывается и составление Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие святой Митрофан, епископ Смирнский, святой Иосиф Песнописец и другие.
Минея месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.
Минея общая заключает в себе песнопения, общие целому лику святых, например в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и прочее. Она употребляется при богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в Минее месячной.
Минея праздничная содержит в себе службы великих праздников, извлеченные из Минеи месячной.
Триодь постная содержит в себе молитвословия на дни Великого поста и на приготовительные недели к нему, начиная с недели Мытаря и Фарисея и до Пасхи. Слово «Триодь» греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней Триодь цветная получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней вместо обычных девяти песней канона.
Триодь цветная заключает в себе песнопения со дня святой Пасхи до недели Всех Святых (то есть до 9-го воскресенья, считая со дня Пасхи).
Типикон, или Устав, содержит в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.
Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).
Какие молитвы должны читать миряне
Чтобы поддерживать свое духовное и физическое здоровье, миряне, прежде всего, должны читать утренние и вечерние молитвы. Надо приучить себя: не прочту вечерних молитв — не лягу спать. Не прочту утренних молитв — не буду есть. Архимандрит Георгий, слова которого уже приводились в этой брошюре, говорит: «Никакие другие молитвы не заменят утренних и вечерних молитв. Так, человек употребляет пищу, чтобы набраться сил для физической и умственной работы; любая еда — это пища для плоти, а для подкрепления души — нужна духовная пища, которой всегда являлись утренние и вечерние молитвы. Их нужно читать ежедневно, не пропуская. Утренние молитвы, к примеру, занимают всего 20 минут — это вполне доступно для любого человека».
Кроме того, обязательными для христианина должно быть чтение Псалтири и Евангелия. Ни одна книга не прославляет Бога так, как Псалтирь. «Читая Псалтирь, — говорит святой преподобный Ефрем Сирин, — даже тот, кто не имеет мудрости, получит ее, а если у него много грехов — простятся ему эти грехи…»
Обязательно нужно читать молитву перед едой и после вкушения пищи. «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились» — говорил преподобный Серафим Вырицкий. Но это не значит, что мирянин целый день стоит на молитве. Есть время для работы и есть для молитвы. Если вы поработали 3-4 часа, можно 20-30 минут уделить молитве. Лучше идти средним путем, который называется «царским, спасительным», и не брать на себя больше того, что ты должен и можешь.
Толковые молитвословы
О молитвенном правиле
- Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
- Объяснение церковных молитв детям. Священник Иоанн Анурьев
- Как научиться понимать молитвы? Е.В. Тростникова
- Толковый православный молитвослов. Сост. В. Зоберн
- Объяснение первоначальных и необходимых молитв: пособие матери-христианке. Протоиерей Пётр Смирнов
- Краткий Молитвослов для новоначальных христиан на русском языке. Сост. Александр Боженов
- Толковый молитвослов с краткими катихизическими сведениями. СПб., 1907
- Псалтирь: переводы и толкования
- Молитвы ко Святому Причащению на русском языке. МДА, 1874
- Краткий комментарий к канону Пасхи. Священник Михаил Желтов
- Объяснение Пасхального канона. Священник Михаил Асмус
- Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий. Иеромонах Феофан (Адаменко)
Главные молитвы
О Боге
- Отче наш. Молитва Господня
- Иисусова молитва
- Царю Небесный
- Славословие
Молитвы ко Пресвятой Богородице
Икона
- Молитвы ко Пресвятой Богородице
- Всех Скорбящих Радость. Молитвы ко Пресвятой Богородице
- Молитвы перед иконами Божией Матери
- Молитва к Пресвятой Богородице преподобного Иоанна Дамаскина
- Богородичное правило
- Вопль к Богоматери
Молитвы в продолжение дня
Духовная жизнь
- Аудиозаписи молитв утренних и на сон грядущим
- Утренние с толкованием
- Утренние (без толкований)
- Молитва последних Оптинских старцев (читается перед началом дня)
- На принятие просфоры и святой воды
- Перед и после вкушения пищи
- Перед выходом из дома
- Перед началом и по окончании всякого дела
- Призывание помощи Духа Святаго на всякое дело доброе
- Благодарение за всякое благодеяние Божие
- По пути в храм и при входе в него
- Пред и по чтении Евангелия
- Перед выходом в Интернет
- Молитвенное правило прп. Серафима Саровского
- На сон грядущим (без толкований)
- На сон грядущим с толкованием
Псалтирь
- О Псалтири
- Псалтирь по кафизмам с ударениями и молитвами
- Псалтирь по кафизмам с переводом
- Псалтирь в Библии с параллельным переводом
- Псалтирь в переводе на современный русский язык
- Аудио Псалтирь
- Видео Псалтирь
- Словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв
- Чин пения двенадцати псалмов
Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия
Таинство Покаяния * Таинство Причащения
- Молитва перед исповедью
- Молитвы, читаемые священником на исповеди
- Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице
- Канон Ангелу-Хранителю
- Последование ко Святому Причащению
- Аудиозаписи Канонов и молитв ко Святому Причащению
- Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Молитвы Великого поста и Пасхи
ВЕЛИКИЙ ПОСТ * ПАСХА
- Песнопения Страстной седмицы
- Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)
- Мариино стояние (богослужение 5-й седмицы Великого Поста)
- Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина
- Православный молитвослов на дни Великого поста. Сост. Т. Никитина
- Аудиозаписи по теме Великого поста
- Пасхальные песнопения
- Слово огласительное на Святую Пасху
- Часы пасхальные
- О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи
- Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина
- Аудиозаписи по теме Пасха
МОЛИТВЫ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Брак, семья, дети
Таинство Брака * Любовь и семья * Зачем вера детям?
- Молитва девицы о замужестве
- Молитва новобрачных (молитва Товии)
- Молитвы о даровании детей, при бесплодии
- Молитвы во время беременности
- Молитвы о помощи в родах
- Молитва при недостатке материнского молока
- Молитва Богородице о семье
- Молитвы о благополучии в браке
- Молитвы при семейных несогласиях
- Молитвы в скорби о неверности супруга
- Молитвы о детях и крестниках
- Молитва Спасителю об отце и матери
Молитвы в скорбях и искушениях творимые
(см. скорби, искушение)
- Молитвы во время стихийных бедствий
- О доме, который терпит наваждение от злых духов
- Последование молебнаго пения о сущих в скорбях и различных обстояниях
- Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений
- Во время бедствия и при нападении врагов
- Молитвы от поношений и непонимания
- Когда оклеветан и осужден невинно
- Молитвы в бедности или потере имущества
- Молитва при потере или пропаже вещей
- Молитвы о житейских неудачах
- Молитвы о сохранении дома от пожара
- Молитвы в опасности от диких зверей
- Молитва при гневе начальствующих
- Молитвы в тревоге за будущее
- Молитвы при голоде
- Молитва заключенного в темнице
- Молитвы узника (заключенного)
- Молебное пение о всех православных христианех, во узах темничных пребывающих
- Молитвы на всякую немощь
- Во время эпидемии
Молитвы о болящих
(см. болезнь)
- Канон за болящего (с параллельным переводом)
- Молитва на принятие лекарства и иного врачевания
- Прикованного к одру смертельной болезнью
- Молитва схиархимандрита Гавриила (Зырянова), читаемая в болезни
- При разных болезнях
- Благодарственная по исцелении от болезни
- О том, чтобы с любовью ухаживать за болящим
- Об исцелении больного
- О болящих
Молитвы о путешествующих
- Молитва водителя
- Молитва перед отправлением в воздушное путешествие
- Молитва ко Господу и некоторым святым о путешествующих
- Молитва ко Пресвятой Богородице от человека, собирающегося в путь
О даровании угодной Богу молитвы
- Молитвы в хульных и иных помыслах на молитве
- Молитвы при рассеянии, невнимании на молитве
- Молитвы о даровании молитвы
Молитвы о вере
- Молитва о возвращении заблудших в лоно Церкви
- Молитва о мусульманах
- Молитва св. праведного Иоанна Кронштадтского об укреплении в Православной вере и единстве
- Молитвы при помыслах сомнения в учении Церкви и истинах веры
- О нежелающем посещать храм
- Молитва из книги «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» о даровании веры
- За гонителей и презрителей веры
- В гонениях за веру
- Молитвы в печали по Богу
- В маловерии
- Молитвы о духовном отце
- Молитвы о церковном священноначалии
- Молитва миссионера
- Перед началом Богослужения
Молитвы в памятные даты
- В годовщину крещения
- Молитва в день Нового года
- Молитва в День рождения
Молитвы о стяжании добродетелей
(см. добродетель)
- Молитвы в недоумении, как поступить
- Молитва по соглашению
- Молитвы о даровании терпения
- Молитва подающего милостыню
- Молитва о даровании кротости и смирения в служении ближним
Молитвы об избавлении от страстей
(см. страсть)
- Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании
- Молитва задержания
- Молитва о даровании смирения
- Пяточисленные молитвы
- Молитвы при непрощении обид и памятовании злого
- Молитвы в бесовских напастях и искушениях
- Молитва против антихриста
- Молитвы против колдовства
- Молитвы при нечистых помыслах
- Молитвы в блудной брани
- Молитва от осквернения
- Молитва от гнева
- Молитва о зрении грехов своих
- Молитвы о помощи Божией в исправлении жизни
- Молитвы при охлаждении любви к ближним
- О ненавидящих и обидящих нас
- Молитвы о чревоугоднике и при чревоугодии
- Молитвы о злобном
- Молитвы о гордом и строптивом
- Молитвы о завистливом
- Молитвы о сребролюбивом и жадном
- Молитвы в страсти сребролюбия и уповании на земное стяжание
- Молитва при зависти к ближнему и сетовании о своих неудачах
- Молитвы при клевете и несправедливых притеснениях
- Молитвы в скорбях и душевных обстояниях
- При немилосердии и раздражении на ближнего
- Молитвы при расслаблении духа и нечувствии ко греху
- Молитва при разделениях и вражде между верующими
- Молитвы об избавлении от пьянства
- Когда заметишь за собой какой грех
- Молитвы при поношениях от ближних
- Молитвы при тщеславных помыслах
- Молитвы в дерзости и непослушании
- Молитвы в отчаянии
- Молитвы в унынии
Молитвы о мире
- Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений
- Молитва о возвращении мирных времен
- Молитва покаянная, читаемая во дни смуты
- Молитвы о России
- Молитвы о умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы
- Молитвы о мире всего мира и просвещении народов земли
- Молитвы о примирении враждующих
- Молитвы о мире общественном
Молитвы о благоденствии
- Молитва о работе
- Молитва на освящение всякой вещи
- Молитва на вхождение в новый дом
- Молитвы о разрешении затруднений с жильем и в иных житейских нуждах
- Молитва от безработицы
- Молитвы о благословении Божием над домом и о изобилии в нем плодов земных
- Молитвы о Божественном покрове
Молитвы об успешном земледелии и промысле
- Молитвы о успехе в рыбной ловле
- Молитва перед посадкой деревьев
- Молитвы при последовании при безведрии (проливных дождях)
- Молитвы во время сильного мора (падежа) скота
- Молитвы при обхождении засеянного поля
- Молитвы о сохранении посевов и садов
- Молитвы во время засухи
О монашеской жизни
Монашество
- Иноческое келейное правило
- Молитвы в желании принять монашество
- Молитвы о помощи в иноческом делании
Молитвы о воинах
- Последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в день Победы в Великой Отечественной войне
- Молитвослов православного воина
- Молитвослов православного воина
- Краткий молитвенник для православных воинов
- Молитвы о воинах
Смерть и поминовение усопших
Жизнь после смерти * Поминовение усопших
Молитвы
- Помянник о живых и усопших
- Заупокойный помянник схиигумена Саввы
- Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище
- Панихида для чтения мирянами
- Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином
- Молитвы при потере кормильца
- Молитвы за всякого усопшего христианина
- В ожидании кончины
- Молитвы о умерших
- Молитвы в преклонных летах
- Молитва вдовца
- Молитва вдовы
- Молитва детей об усопших родителях
- Молитва за скончавшихся вне своего отечества, за безродных и убогих
- Молитва об упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
- Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания
- Моление о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
- Молитва за скончавшихся внезапной (скоропостижной) смертью
- Поминовение усопших в Пасхальные дни
Об усопших детях
- Молитвы совершивших аборт
- Молитва родителей о почивших детях
- Молитва о мертворожденном младенце
Псалтирь по усопшим
- Порядок чтения Псалтири по усопшим
О самоубийцах
- Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
- Молитва преподобного Льва Оптинского о умершем без покаяния
(Может также келейно читаться о некрещёных и самоубийцах)
Каноны
- Канон молебный при разлучении души от тела
(от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати) - Канон по исходе души от тела
- Молитвенное последование с каноном покаянным о грехе убийства чад во утробе (аборте)
- Канон умилительный ко Пресвятей Богородице, чтомый женами, загубившими чадо во утробе своей, с подстрочным русским переводом
Молитвы разные
- Молитвы миссионера
- Молитва на возжигание лампады
- Святителя Димитрия Ростовского
- Ежедневная иеросхимонаха Парфения Киевского
- Ежедневная святителя Филарета (Дроздова)
- Преподобного Александра Свирского
- Св. праведного Иоанна Кронштадтского
- Молитвы и Богомыслия к ним святителя Тихона Задонского
- Молитвы сербских святых
- Молитвенные песнопения богослужений
- Молитвы звонаря
Каноны
(см. канон):
- Сборник канонов (292 канона)
- Канонник
Акафисты
(см. акафист):
- Сборник акафистов (546 акафистов)
- Аудиозаписи акафистов
- Акафист Пресвятой Богородице с комментариями
- Акафист Иисусу Сладчайшему
- Акафист Слава Богу за всё
Молитвы Ангелам
(см. ангелы):
- Молитвы Ангелу-Xранителю
- Молитвы Небесным Силам Бесплотным
- Молитвы Ангелам на каждый день недели
Молитвы ко святым
(см. святые):
- Молитвы мученикам Адриану и Наталии
- Молитва мученице Александре, царице Римской
- Молитвы благоверному великому князю Александру Невскому, во иноках Алексию
- Молитва преподобному Александру Свирскому
- Молитвы святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России, чудотворцу
- Молитвы преподобному Алексию, человеку Божию
- Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому
- Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице
- Молитвы святителю Андрею Критскому
- Молитвы апостолу Андрею Первозванному
- Молитва благоверной великой княгине Анне Кашинской
- Молитвы священномученику Антипе, епископу Пергамскому
- Молитвы преподобным Антонию и Феодосию Печерским
- Молитва благоверным князьям Российским Борису и Глебу
- Молитвы великомученице Варваре Илиопольской
- Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
- Молитвы блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
- Молитвы мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
- Молитвы равноапостольному великому князю Владимиру
- Молитвы мученику Вонифатию Тарсийскому
- Молитва Всем святым, от века Богу благоугодившим
- Молитвы Всем святым, в земле Российской просиявшим
- Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому
- Молитвы великомученику Георгию Победоносцу
- Молитвы мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву
- Молитвы благоверному князю Даниилу Московскому
- Молитвы святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому
- Молитвы великомученику Димитрию Солунскому
- Молитва святителю Дионисию, архиепископу Суздальскому
- Молитвы преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой
- Молитвы великомученице Екатерине Александрийской
- Молитвы преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре
- Молитва священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси
- Молитвы преподобному Ефрему Сирину
- Молитвы преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
- Молитва святителю Игнатию (Брянчанинову)
- Молитвы пророку Илии
- Молитвы святителю Иннокентию, митрополиту Московскому
- Молитвы праведным Богоотцам Иоакиму и Анне
- Молитвы Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну
- Молитвы апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
- Молитвы мученику Иоанну Воину
- Молитвы праведному Иоанну Кронштадтскому
- Молитва святителю Иоанну Милостивому
- Молитва праведному Иоанну Русскому, исповеднику
- Молитвы святителю Иоасафу, епископу Белгородскому
- Молитвы преподобному Иову, игумену Почаевскому
- Молитвы преподобному Иосифу, игумену Волоцкому, чудотворцу
- Молитва праведному Иосифу Обручнику
- Молитвы священномученику Киприану и мученице Иустине
- Молитвы равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителям Словенским
- Молитвы равноапостольному царю Константину и матери его царице Елене
- Молитва преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому
- Молитвы бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским
- Молитва мученикам-бессребреникам Косме и Дамиану Римским
- Молитвы блаженной Ксении Петербургской
- Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской
- Молитвы блаженной Матроне Московской
- Молитвы преподобной Марии Египетской
- Молитвы мироносице равноапостольной Марии Магдалине
- Молитвы святым женам-мироносицам Марфе и Марии, сестрам Лазаря
- Молитвы святителю Митрофану, епископу Воронежскому
- Молитвы преподобному Моисею Мурину
- Молитвы святителю Нектарию Эгинскому
- Молитвы великомученику Никите Готфскому
- Молитвы святителю Никите, епископу Новгородскому
- Молитвы святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу
- Молитва преподобному Нилу Сорскому
- Молитва равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
- Молитвы новомученикам и исповедникам Российским
- Молитвы равноапостольной Ольге, великой княгине Российской
- Молитвы великомученику и целителю Пантелеимону
- Молитвы мученице Параскеве, нареченной Пятница
- Молитвы славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу
- Молитвы благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам
- Молитвы преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
- Молитвы преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам
- Молитвы преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу
- Молитвы преподобному Силуану Афонскому
- Молитвы праведному Симеону Богоприимцу
- Молитвы Собору О́птинских старцев
- Молитвы святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу
- Молитвы апостолу, первомученику и архидиакону Стефану
- Молитва мученице Татиане
- Молитвы святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому чудотворцу
- Молитвы святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси
- Молитвы мученику Трифону
- Молитва святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому
- Молитва мученице Фомаиде Египетской
- Молитвы святым 7-ми отрокам во Ефесе: Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану и Антонину
- Молитвы славным и всехвальным 12-ти апостолам
- Молитва 40 мученикам Севастийским
Тропари, кондаки и величания
(см. тропарь, кондак, величание):
- Аудиозаписи тропарей
- Тропари, кондаки, богородичны, троичны, светильны, ексапостиларии с переводом
- Тропари и кондаки дней седмицы
- Тропари и кондаки двунадесятых праздников
- Тропари и кондаки Господские
- Тропари Богородичные
- Тропари и кондаки воскресные восьми гласов
- Тропари и кондаки чудотворным иконам Пресвятой Богородицы
- Тропари, кондаки и величания на праздники великих святых
- Тропари и Величания общие
- Тропари и кондаки Небесным Силам безплотным
- Тропари пророкам
- Тропари апостолам
- Тропари равноапостольным
- Тропари святителям
- Тропари преподобным
- Тропари великомученикам, священномученикам, преподобномученикам, мученикам
- Тропари бессребреникам
- Тропари праведным и блаженным
- Тропари святым благоверным князьям и царям
- Тропари соборам святых
- Богородичны воскресные
- Богородичны восьми гласов
- Богородичны отпустительные
Прокимны и аллилуиарии
(см. аллилуиарий, прокимен):
- Прокимны и аллилуиарии воскресные
- Прокимны и аллилуиарии дней седмицы
- Прокимны, апостолы и аллилуарии общие святым
Редкие молитвы
- Молитвы, составленные в заключении
- Редкие молитвы великих русских святых и подвижников благочестия
Апокрифические молитвы
(см. апокриф)
- Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу
- Щит духовный. Молитва задержания и иные молитвы, чтимые в напастях и скорбях
- О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных
- Слово мирянина к мирянам в опровержение ложного сказания, известного под именем «Сон Богородицы»
- «Правило» схимонахини Антонии. Как искупить грех аборта?
Молитвы на английском и греческом языках
Молитвы на английском языке
Молитвы на греческом языке
- Молитва Господня. Отче наш на греческом языке (греч. Κυριακή προσευχή. Πάτερ Ημών)
- Царю Небесный на греческом языке (греч. Βασιλεῦ Οὐράνιε)
- Символ веры на греческом языке (греч. Τὸ Σύμβολο τῆς Πίστεως)
- Молитва Иисусова на греческом языке (Η Προσευχή του Ιησού)
- Херувимская песнь на греческом языке (греч. Χερουβικός Ὕμνος)
- Ки́рие эле́йсон (греч. Κύριε ἐλέησον)
- Богородице Дево, радуйся на греческом языке (греч. Θεοτόκε Παρθένε)
- Кондак Взбранной Воеводе на греческом языке (греч. Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ)
- Аксион эстин (греч. Ἄξιόν ἐστιν) — Достойно есть.
- О Тебе радуется на греческом языке (греч. Ἐπὶ σοὶ χαίρει)
- Агни́ Парфе́не (греч. Αγνή Παρθένε) — Чистая Дева
- Молитва прп. Ефрема Сирина на греческом языке Ἡ κατανυκτική εὐχή τοῦ ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου
- Великий канон прп. Андрея Критского (греч. Τῇ Τετάρτῃ Εʹ Ἑβδοµάδος εἰς τὸ Ἀπόδειπνον)
- Три коленопреклоненные молитвы на греческом языке с переводом (греч. Οι τρεις ευχές της Γονυκλισίας)
- Пасхальный тропарь на разных языках
Кто и для чего придумал молитвы? В чем их сила?
Данная статья поможет вам разобраться, посредством чего человек общается с Богом, зачем мы произносим слова молитвы и кто же их все-таки придумал?
Значение и суть понятия
Суть молитвы заключается в обращении конкретного верующего или их сообщества к Богу или его святым с восхвалением, просьбой или благодарностью и неразрывно связана с духовной жизнью человека. Она является главным атрибутом любой религии:
- Молитва произносится вслух или молча. Человек может молиться своими словами или читать готовые тексты, но это не означает, что он обязан произносить какую-то готовую формулу, так как молитва основана на вере и внутреннем понимании между ним и Господом.
- Во время богослужений читаются или поются определенные данным вероисповеданием соответствующие тексты, посвященные какому-либо событию (празднику) или святому, на которых присутствуют верующие. Дома человек молится индивидуально тогда, когда чувствует в этом необходимость.
- Поза при молитве бывает разная, в зависимости от чувств и состояния ее носителя и места ее сотворения, а также религиозных традиций того или иного народа. Так, например, в монастырской келье она может произноситься безмолвно и в распростертом положении, а в храме, как правило, исполняется как песня и стоя (или на коленях). Жесты рук в процессе также могут быть различными.
Для чего нужна молитва?
Она, по мнению святого Феофана Затворника, пролагает наш путь к Богу:
- Тот же святитель говорит о важности исполнения молитвенного правила, так как только оно является главным в нашем земном существовании, в жизни нашей души;
- С помощью молитвы мы преодолеваем преграды: как материальные, так и моральные. Обращаясь к Господу с просьбами о помощи, мы подразумеваем при этом однако, что Он лучше всех знает, что именно нам требуется, и направляет на истинный путь;
- Во время этого процесса человек приближается к Всевышнему, ощущает его силу благодатного воздействия на нашу душу, его любовь. Чтобы побольше общаться с Ним, необходимо чаще вспоминать Его посредством молитвы: просить благословения на добрые дела или благодарить за помощь, совет и заступничество. Главное при произнесении молитвенного правила, не забывать, что делаем мы это, желая более тесного и частого общения с Господом, а вовсе не затем, чтобы что-то получить от Него. В этом случае потребительское отношение недопустимо.
Обращаясь к Спасителю, мы не только доверяем Ему свои тайны, мечты, надежды, но и исполняем тем самым Его первую заповедь «Возлюби Господа…». В этом и состоит основная ценность молитвы.
В чем сила молитвы?
В ее искренности, так как в это время мы обращаемся прямо к Господу и вверяем себя в Его волю, подчиняясь Его решению. По поводу огромной силы молитвы писал святой Дмитрий Ростовский, считая ее щитом, который не только надежно защитит от врагов, но поможет даже отвести и карающую руку Всевышнего.
В ее сердечности, открытости, ибо только в этом случае она будет услышана Богом. И неважно, что она получится «неправильной», главное – искренней, выстраданной, потому что Господь слышит не только правильные и вовремя сказанные слова, но случается так, что человек обращается к Богу в последнем порыве отчаяния простыми человеческими бытовыми фразами и получает помощь.
Это говорит о том, что истинная божественная любовь распространяется на любые случаи, когда человек нуждается в ней. В этом и проявляется реальная сила молитвы.
В ее смирении и вере именно в святую волю Спасителя, так как Ему виднее, правы ли мы в своих просьбах и поступках, чего заслуживаем и что нам нужно на самом деле. Ответом может служить самая короткая известная молитва «Господи, помилуй». Именно она часто вырывается из самого сердца в тяжелых жизненных ситуациях. И помогает.
Чего хочет душа верующего?
Одно слово – молитвы, но здесь тоже не всё просто:
- Как говорят священники, душе необходимо богообщение. Это понятие включает в себя не только моление, но и чтение Священного Писания, трудов святых отцов, посещение храма, участие в церковной жизни: богослужениях и таинствах;
- Важно здесь не только формальное исполнение всего вышесказанного, но и собственные размышления по поводу своей духовной жизни, общение на эту тему с разными людьми, обсуждение различных предметов, касающихся духа, конкретных ситуаций, из которых нам приходилось искать выход. Лучше всего душа трудится, когда какая-либо проблема касается непосредственно ее, и тут приходится применять все свои духовные знания «на практике»;
- Молитву можно отнести к духовной пище человека, и она необходима ему, но здесь, как и в случае обычной еды, нельзя переборщить, чтобы не возникло отвращения к ней. Лучше всего входить в этот «рацион» постепенно и осознанно, хорошо бы подобрать себе меру, установить с помощью священника и/или духовника свое молитвенное правило, подходящее именно вам, и соблюдать его.
Понятие о молитвенном правиле и его авторах
Это набор определенных текстов на каждый день. Расписаны они в сборнике, называемом молитвословом и разделяются на обязательное (общее) и индивидуальное, подбираемое конкретному человеку его духовником.
Существует разделение правила по его объему, основанному на большем или меньшем числе молитв, или специальное именное, например, святого Серафима Саровского;
Написаны молитвы были очень давно, еще во времена Христа. Самой главной, подаренной им людям, была знаменитая «Отче наш». Создавали их Святые Отцы, такие, как: преподобные Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Макарий Египетский, Иоанн Златоуст и многие другие. Их считают великими молитвенниками, сумевшими перевести на письмо духовное внушение Святого Духа. Молитвы сочиняли и ученики Спасителя, а также священнослужители и даже простые люди.
Читая молитвослов, верующие постепенно заучивают его наизусть. Старайтесь вникать в смысл произносимого. Если это не получается на церковнославянском языке, можно приобрести их, написанные на русском, с пояснениями.
Обращаясь к Господу, мы каемся ему или благодарим, просим и надеемся. В это время мы не очень думаем о том, кто придумал молитвы, которые мы произносим. Главное для нас заключается в том, чтобы Бог нас услышал и помог.
Вопрос:
Вера в Бога должна быть в сердце. Обряды, молитвы, посты — всё это придумали люди. Нуждается ли Господь в этом?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт.4:4). После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:20-21). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.
Иисус Христос, принес Себя на Голгофе за грехи всего мира. Этой единственной (в силу Божественного достоинства Христа) Жертвой Спаситель мира отменил все ветхозаветные вещественные жертвоприношения, но духовные жертвы в Новом Завете остались. Первоверховный апостол призывает: «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр.2:5). Другой апостол, которого Господь назвал Мой избранный сосуд (Деян.9:15), говорит: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:15).
Теперь о молитве. Вновь обратимся к Священному Писанию. «И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения < …> Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2Пар.7:12-16). Священная история имеет множество примеров молитвы праведников к Господу. В Новом Завете все живет и дышит молитвой. Сам Господь дал образец совершенной молитвы: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!…» (Мф.6:9-13). Она так и называется — молитва Господня. Спаситель наш постоянно побуждает нас к молитве: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44); «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:38); «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22); «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ((Мф.26:41); «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Задумаемся: если святые апостолы, которым были открыты тайны духовной жизни, постоянно молились, можем ли мы что-нибудь возразить против их опыта: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян.1:14).
В письме утверждается, что не только обряды и молитвы, но и посты придумали люди. Верно ли? Сам Иисус Христос, воплотившийся Бог, перед началом проповеди Евангелия постился сорок дней и сорок ночей (Мф.4:2). Для чего Спаситель мира, Который не имел греха, постился? Чтобы научить нас. Господь призывает нас поститься с радостью: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:17-18). Как видим, Господь за истинный пост обещает награду от Отца Небесного.
Каким же было личное молитвенное делание христиан разных веков, кроме естественной “отсебятины”? Сперва никаких установленных правил не было, пелись и читались псалмы и разные молитвы, иногда это была даже Евхаристия в домашних условиях : христиане брали домой запасные Дары, сами читали положенные молитвы и причащались (сейчас бы за такое в психушку упекли).
Затем богослужебный круг расширился, стали появляться различные оформленные, фиксированные последования и новые жанры молитвословий (тропари, каноны, акафисты, светильны и т.д.). Общая молитва стала отделяться от частной.
Больше всего имеется информации о монашеской келейной молитве, т.к. в монастырских уставах и книгах до нас дошел ее состав и порядок совершения. Это были те же самые службы, что и в храме, дополненные личными молитвами авторства святых отцов и многократным повторением кратких молитв (“Иисусовой”, “Богородице” и т.д.).
Благочестивые белые (женатые) клирики и миряне, видимо, стали перенимать эту традицию, хотя доподлинно не известно, как вышло так, что самым распространённым ежедневным личным молитвенным правилом христианина в средние века было самостоятельное совершение некоторых богослужений суточного круга: вечерни и повечерия, полунощницы и утрени .
Фотограф: монах Онуфрий
В “Домострое” 16 века как закрепление этой уже сложившейся традиции звучат слова о том, “как следует в дому своем молитися”. Памятником и прародителем молитвослова считается издание “Малой подорожной книжки” (1552г., Вильно) Франциска Скорины.
Что было в ней: Часослов (содержащий в себе как раз те самые утреню, вечерню, повечерие и полунощницу), следованная Псалтирь (т.е. разделённая на части (кафисмы), с тропарями и молитвами после каждой), акафисты.
Никаких дополнительных молитв, знакомых нам из утреннего и вечернего правила, там ещё не было. Они стали появляться в других подобных этому сборниках в 16-17 веках, а в 18 веке начал происходить “отрыв” этих дополнений Часослова и Псалтири в отдельное последование.
В современных утренних молитвах наблюдаются лишь остатки схемы совершения и молитвословий полунощницы. Вечерние молитвы — это явный намёк на повечерие.
Молитвослов в современном виде как самостоятельное правило получил широкое распространение в России лишь в 19-20 веках, а самый пик популярности пришёлся, видимо, на 90-е гг., когда его стали издавать невиданными доселе тиражами.
Все исконные ежедневные молитвословия из Часослова остались священной прерогативой монахов и монахоподобных мирян, посвящённых в тайные дебри устава. У этой ситуации, по мнению пастырей и исследователей, есть недостатки: отрыв молитвенного правила от богослужебного круга, от общей молитвы и его индивидуалистичность по содержанию .
Вопрос келейного, домашнего молитвенного правила — это вопрос, одной стороны, сугубо личный, т.к. нет никаких жестких установок. Молитву “своими словами” тоже никто не отменял.
Есть только одно самое главное правило: молитва должна быть! Искренняя и живая, встроенная в нашу повседневную жизнь, движимая желанием чувствовать непрерывную связь с Богом и братьями во Христе.
Дабы научиться такой молитве, чтобы она не была индивидуалистичной, но гласы вопиющих к Богу сливались в общий хор “едиными устами” не только в храме, существуют последования. Выбор за нами, в совете друг с духовниками и друг другом.
Первые молитвы и объяснение их
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Так православные христиане начинают утренние и вечерние молитвы. В этой молитве мы призываем на помощь Святую Троицу, единую в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, просим, чтобы Бог благословил все наши труды и начинания, как молитвенные, так и повседневные. Эту молитву можно читать и перед началом всякого дела.
Слово «аминь» (евр. амен — верно) в конце молитвы означает: истинно так. Этим словом заканчиваются очень многие молитвословия, оно подтверждает истинность сказанного.
Господи, благослови.
Молитва эта также произносится перед всяким делом. Все наши поступки, дела, труды тогда будут успешны, когда мы будем призывать на помощь Бога, просить у Него помощи и благословения.
Господи, помилуй.
Эти слова мы чаще всего слышим во время богослужения. «Господи, помилуй!» (греч. «Kyrie eleyson») — древнейшая молитва. Чтобы усилить нашу покаянную настроенность, мы повторяем ее три, двенадцать и сорок раз. Все эти три числа в святой Библии символизируют полноту.
Диакон или священник от лица всех молящихся в церкви произносит ектению, просит у Господа простить нам грехи и подать Свои небесные и земные блага. Хор отвечает: «Господи, помилуй!» — как бы от лица всех молящихся. Эту молитву мы также произносим про себя. Это самая краткая исповедь, даже более краткая, чем покаяние мытаря, сказавшего из глубины сокрушенного сердца пять слов. В ней мы смиренно просим у Бога прощения за все наши грехи и молим о помощи.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный, помилуй нас.
(Произносится трижды)
Молитва эта называется Трисвятое — в ней три раза повторяется слово «Святый». Она обращена к Пресвятой Троице. Мы называем Бога Святым, потому что Он безгрешен; Крепким, потому что Он всемогущ, и Бессмертным, потому что Он вечен.
В Константинополе в 439 году случилось сильное землетрясение. Народ был в страхе. Люди, обходя крестным ходом город, молили Бога о прекращении бедствия. Они покаянно, со слезами, восклицали: «Господи, помилуй!» Во время моления один мальчик был поднят невидимою силою на воздух. Когда он опустился на землю, то рассказал, что видел хор Ангелов, воспевавших: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Как только это пение было повторено верующими, землетрясение прекратилось. Эта священная ангельская песнь стала неотъемлемой частью богослужения и молитвенного правила у православных христиан.
Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Мы должны не только просить Бога о чем-то, но и благодарить Его за все, что Он нам посылает. Если случилось с нами что-то хорошее, мы должны вознести благодарение Богу хотя бы кратко, произнеся эту молитву. Будем в течение дня замечать все то, что дает нам Господь, и отходя ко сну благодарить Его.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избавинас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. |
Отец наш, Который на Небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение. Но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. |
Молитва эта особая. Ее дал Своим ученикам-апостолам Сам Господь наш Иисус Христос, когда они просили Его: «Господи, научи нас молиться». Вот почему эта молитва называется Господней. Еще ее называют молитвой «Отче наш» — по первым словам. Ее должны знать наизусть все православные христиане, даже маленькие. Есть даже поговорка: «Знать как “Отче наш”», то есть помнить что-то очень хорошо.
В этой небольшой молитве содержится просьба Богу обо всем, что необходимо человеку. Мы обращаемся к Богу со словами: «Отец наш!», потому что Он сотворил всех людей, дал нам жизнь, заботится о нас и Сам называет нас Своими детьми: дал власть быть чадами Божиими (Ин 1, 12). Мы — Его чада, а Он — наш Отец. Бог находится везде, но Его Престол, место особого присутствия, — в недоступных, высоких сферах на небе, где обитают Ангелы.
Да святится имя Твое. В первую очередь имя Божие, Его слава должна святиться в Его чадах — людях. В нас должен быть виден этот свет Божий, который проявляется в добрых делах, словах, в чистоте сердца, в том, что мы имеем мир и любовь между собой. Господь Сам сказал об этом: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16).
Да приидет Царствие Твое. Здесь также говорится о том, что Царство Божие должно в первую очередь наступить в сердце и душе каждого христианина. Мы, православные, должны показывать другим людям пример, как в нашей семье, в нашем приходе начинается Царство Божие, как мы любим друг друга и хорошо, по-доброму относимся к людям. Будущее Царство Божие, пришедшее в силе, начнется на земле после того, как на нее во второй раз придет Господь Иисус Христос, чтобы судить Своим последним Судом всех людей и установить на земле царство мира, добра и правды.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Господь хочет нам только блага и спасения. Люди, к сожалению, не всегда живут так, как хочет Бог. Ангелы на небе всегда находятся в послушании Богу, они знают и исполняют Его волю. Мы молимся, чтобы люди поняли, что Бог хочет им всем спасения и счастья, и были послушны Богу. Но как узнать волю Божию о себе? Ведь все мы разные, и у каждого свой путь. Чтобы жить по воле Божией, нужно строить свою жизнь так, как Бог велит, то есть в своей жизни руководствоваться заповедями Его, тем, что нам говорит слово Божие, Священное Писание. Надо почаще читать его, в нем искать ответы на вопросы. Нужно слушать свою совесть, она — голос Божий в нас. Необходимо со смирением и благодарностью принимать все, что с нами случается в жизни, как посланное от Бога. А во всех непростых, трудных обстоятельствах, когда мы не знаем, как поступить, необходимо просить Бога вразумить нас и советоваться с духовно опытными людьми. Каждому по возможности желательно иметь своего духовного отца и, когда нужно, просить у него совета.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы просим Бога подавать нам на каждый день нашей жизни все потребное для души и для тела. Под Хлебом здесь в первую очередь понимается Небесный Хлеб, то есть Святые Дары, которые Господь подает нам в Таинстве причащения.
Но мы просим и о пище земной, об одежде, жилье и обо всем необходимом для жизни. Поэтому молитву «Отче наш» православные христиане читают перед едой.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. У всех нас есть в чем покаяться перед Отцом Небесным, есть за что попросить у Него прощения. И Бог по Своей великой любви всегда прощает нас, если мы каемся. Так и мы должны прощать наших «должников» — людей, причиняющих нам скорби и обиды. Если мы не будем прощать наших обидчиков, то Бог не простит нам наши грехи.
И не введи нас во искушение. Что такое искушения? Это жизненные испытания и обстоятельства, в которых мы легко можем совершить грехи. Они случаются с каждым: бывает трудно удержаться от раздражения, резкого слова, от недоброжелательства. Нужно молиться, чтобы Бог помог нам справиться с искушением и не согрешить.
Но избави нас от лукаваго. От кого чаще всего идут искушения, плохие, грешные мысли, желания? От нашего врага — диавола. Он и его служители начинают внушать нам худые помыслы, побуждать ко греху. Они обманывают нас, никогда не говорят правду, поэтому диавол и его слуги называются лукавыми — лживыми. Но бояться их не нужно, Бог приставил к нам Ангела Хранителя, который помогает нам в борьбе с бесовскими искушениями. Бог защищает от лукавого диавола всех, кто обращается к Нему.
Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, вовеки. Аминь. Молитва «Отче наш» заканчивается славословием Богу, прославлением Его как Царя и Управителя мира. Мы верим, что Бог — Всесовершенная Сила, способная помочь нам, защитить нас от всякого зла. В подтверждение нашей веры мы говорим: «Аминь» — «истинно так».
Объясняя детям молитву «Отче наш», можно вспомнить знаменитую сказку Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева» в ее полной версии. Героиня сказки — девочка Герда читала «Отче наш», и молитва очень помогла ей. Когда Герда приблизилась ко дворцу Снежной королевы, чтобы выручить Кая, ее путь преградили страшные слуги. «Герда принялась читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. | Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и все наполняющий (Своим присутствием), Сокровище благ и Податель жизни, приди, вселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Преблагий, наши души. |
Эта молитва обращена к третьему Лицу Святой Троицы — Святому Духу. Святой Дух находится везде, ибо Бог есть Дух. Он податель жизни и благодатной помощи всем живущим. Молитву эту особенно важно читать перед началом всякого доброго дела, чтобы благодать Святого Духа вселилась в нас, укрепила наши силы и подала нам помощь. Молитву «Царю Небесный» принято читать и перед учебными занятиями.
Благовещение. Сербия, монастырь Высокие Дечаны
Молитва Пресвятой Богородице
(«Богородице Дево»)
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. | Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших. |
Эта молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения, когда святой Архангел принес Богородице весть о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк 1, 28).
Церковь чтит и славит Богородицу выше всех святых, выше всех Ангелов. Молитва «Богородице Дево, радуйся» древняя, она появилась еще в первые века христианства.
Слова благословен плод чрева Твоего, прославляющие Христа, родившегося от Девы Марии, взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Пресвятая Богородица после благовещения пожелала ее посетить (Лк 1, 42).
Молитва эта славословная. Мы величаем, прославляем в ней Богородицу как Самую достойную и праведную из всех людей Деву, Которая удостоилась великой чести родить Самого Бога.
К Богородице мы обращаемся и в краткой просительной молитве:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Мы просим спасения у Бога по молитвам самого близкого к Нему человека — Его Матери. Богородица — первая наша Ходатаица и Заступница перед Богом.
Хвалебная песнь Богородице
(«Достойно есть»)
Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. | Поистине достойно ублажать Тебя, Богородицу, всегда блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога Нашего. Честью высшую Херувимов и по славе Своей несравненно превосходящую Серафимов. Девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем. |
Пресвятая Богородица поистине достойна почитания, ублажения как непорочная Мать Христа Спасителя.
Мы прославляем Ее больше всех Небесных Сил, Херувимов и Серафимов и величаем Богородицу, родившую Бога Слово, Господа Иисуса Христа, без мук рождения и болезней.
Молитва «Достойно есть» — славословная, хвалебная. «Достойно есть» и «Богородице Дево» — самые известные и важные молитвы к Богородице. Чаще всего их поют в храме все молящиеся.
Молитва эта обычно заключает некоторые части церковной службы. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается в самом конце. Эту молитву читают после учебы и работы.
Архангельская песнь
Молитву «Достойно есть» называют Архангельской песнью. По преданию Святой Горы Афон, в царствование Василия и Константина Порфирородных в келье близ монастыря Кареи подвизались старец Гавриил и его послушник, которого также звали Гавриилом. В субботу вечером 11 июня 980 года старец отправился в монастырь на всенощное бдение, а послушника оставил совершать службу келейно. Ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник оказал ему гостеприимство. Они вместе стали совершать службу. Во время пения слов «Честнейшую Херувим» гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному. Он спел «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего…», а потом прибавил: «Честнейшую Херувим…» Икона Божией Матери «Милующая», перед которой они молились, просияла небесным светом. Послушник попросил записать эту песнь, но в келье бумаги не оказалось. Гость взял камень, который стал в его руках мягким, и перстом начертал эту молитву. Гость назвался Гавриилом и исчез. Когда пришел старец Гавриил, он понял, что приходил Архангел Гавриил. Камень с начертанною Архангелом песнью был доставлен в Константинополь.
Ангелы с рипидами. Сербия, монастырь Грачаница
Молитва Ангелу Хранителю
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.
Каждому человеку при крещении дается Ангел Хранитель. Он бережет нас, сохраняет от всякого зла и особенно — от козней сил бесовских.
В этой молитве мы обращаемся к нему и просим просветить наш ум к познанию Бога, сберечь от всякого зла, направить ко спасению и помочь во всех добрых делах.
Молитва за живых
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников, благодетелей и всех православных христиан.
Наша обязанность — молиться не только за себя самих, но и за самых близких нам людей: родителей, священника, у которого исповедуемся, братьев, сестер, учителей, всех, кто творит нам добро, и за всех братьев по вере — православных христиан.
Молитва за усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их), сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
У Бога нет мертвых, у Него все живы. Не только живущие на земле, близкие нам люди нуждаются в нашей молитвенной помощи, но и те, кто ушел от нас, все наши усопшие родственники и знакомые.
Молитва перед учебой
Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.
Для школьников их занятия, учеба — такой же труд, как для взрослых их повседневная работа. Поэтому начинать такое важное и ответственное дело, как учение, нужно с молитвы, чтобы Господь дал нам силы, помог усвоить преподаваемое учение, чтобы потом употребить полученные знания во славу Божию, на пользу Церкви и стране нашей. Чтобы труд приносил радость нам и пользу людям, нужно многому научиться, много потрудиться.
Молитва после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде Учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. | Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как (Ты) посреди Твоих учеников (апостолов) пришел (к людям), даруя им мир, приди к нам и спаси нас. |
Мы уже говорили, что перед вкушением пищи читается молитва «Отче наш». После еды мы также читаем молитву, вознося благодарение Богу за посланную трапезу.
Бог посылает нам пищу, но готовят ее люди, поэтому также не забываем поблагодарить тех, кто накормил нас.
Молитва Иисусова
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Молитва Иисусова обращена к Господу нашему Иисусу Христу. В ней мы просим о самом главном: о том, чтобы Спаситель простил наши грехи и спас, помиловал нас.
Эту молитву читают обычно в монастырях, она входит в ежедневное молитвенное правило. Монахи — люди, посвятившие свою жизнь служению Богу, — читают ее по многу раз, иногда почти без перерыва весь день. Молитва читается по четкам, чтобы не сбиться в счете, ибо ее читают определенное количество раз. Четки — это обычно веревочка с завязанными узелками или бусинками. Людям, живущим вне монастыря, в миру, тоже можно читать молитву Иисусову и молиться по четкам, но для этого нужно взять благословение у священника. Иисусову молитву очень хорошо творить во время работы, призывая на помощь Бога, в дороге и вообще во всякое удобное время.
* * *
Молитва имеет великую силу. В Житиях святых, Патериках, Отечниках и других духовных книгах имеется множество примеров чудесного действия молитвы.
Сила молитвы
Рассказывает авва Дула, ученик старца Виссариона: «Авве Виссариону нужно было переправиться чрез реку Хризорою. Сотворив молитву, он пошел по реке, как бы по суху, и вышел на другой берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: что чувствовали ноги твои, когда ты шел по воде? Старец отвечал: пяты мои чувствовали воду, а прочее было сухо. Таким образом не раз переправлялся он чрез великую реку Нил» (Отечник).