Содержание
- Зависть
- Зависть: грех, в котором стыдно признаться
- Удушить ехидну зависти
- 1. Может ли сглаз, то есть завистливый взгляд, навредить, вызвать болезнь, стать причиной неудач и даже смерти?
- 2. Чем страшна зависть?
- 3. Что делать, если тебе завидуют? Как защищаться?
- 4. А что делать, если и в тебе поселился червячок зависти?
- 5. Кто виновник зависти?
- ЗАВИСТЬ
- Корень зла
- Зависть с христианской точки зрения
- Как рождается зависть?
- Статистика зависти
- Как перестать завидовать?
- Что такое сорадование?
- Как бороться с завистью?
- Как избавиться от чувства зависти: лучший метод борьбы
- Почему так важно искоренить в себе это чувство
- Религиозная точка зрения
- Как научиться не завидовать людям
- На что нужно обратить внимание
- Что такое зависть? Как с ней бороться?
Зависть
Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.
Преподобный Амвросий говорил о зависти:
«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».
Завистливому угодить никак нельзя
Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.
Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».
Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество
Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:
«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».
Причина зависти
На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:
«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».
Как бороться с завистью
Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:
«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».
Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:
«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).
Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.
А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».
Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:
«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Заставлять себя делать добро
Преподобный Амвросий советовал:
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе
Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:
«Кому завидуешь, за того Богу молись».
«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».
Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти
Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:
«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».
Быть готовым к возвращению страсти
Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:
«О твоей страсти ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».
Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Зависть: грех, в котором стыдно признаться
Есть притча. Некий крестьянин имел двенадцать жирных, упитанных гусей, а его сосед — одного, грязного и тощего. «Господи, — возмутился сосед, — где справедливость? Как же Ты это допускаешь?» И услышал он глас свыше: «Отныне у тебя будет двенадцать гусей». «Нет, — возразил человек, — сделай лучше, чтобы и у соседа был один».
Сущность зависти: отсутствие любви, печаль из-за благополучия ближнего, желание зла тому, кому живется лучше. Завистливый радуется неудачам других и огорчается их успехам. Он хочет видеть симпатичного уродливым, здорового — больным, богатого — нищим, одаренного — бездарным…
Приведу еще историю. В двухместной больничной палате лежали двое безнадежных больных: на одинаковых койках, в равных условиях. Разница лишь в том, что один мог смотреть в окно, а второй — нет, зато рядом у него находилась кнопка вызова медсестры. Шло время, менялись времена года… Лежащий у окна рассказывал соседу обо всем, что наблюдал: дожде, снеге, солнце, деревьях, то укрытых пушистым сверкающим кружевом, то подернутых легкой весенней дымкой, то убранных зеленью или прощальным желтоалым нарядом…
Однажды больному у окна ночью стало плохо. Он просил сообщить медсестре, но ожесточенный сосед не нажал кнопку. И несчастный умер. На следующий день в палату привезли другого пациента. Старожил воспользовался случаем и попросил переложить его к окну. Теперь он, наконец, увидел, что… окно выходит на глухую серую стену, которая все загораживает. Он замолчал, а затем сказал новому соседу: «Если мне ночью станет плохо, не вызывай медсестру».
До чего доводит зависть! Механизм ее появления в душе прост: глядя на преуспевающего человека, завистник сначала желает того же себе. А когда понимает, что заветная мечта недостижима, хочет отнять блага у другого и сравняться с ним. По мысли апостола Павла, гордость порождает страсть к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения (1 Тим. 6. 4).
Какой цвет у зависти?
Считается, что «белая» зависть стимулирует мысль, не дает самодовольному сердцу пресытиться и побуждает работать над собой: прилагать дополнительные усилия, наверстывать упущенное, побеждать, ставить рекорды. Однако не следует путать зависть с ревнивым стремлением достичь успеха в каком-то деле.
«Зависть одноцветная, — убеждена православная писательница Наталия Сухинина. — Но лукавая душа, таясь и оправдываясь, бросается реабилитировать себя и шьет по черной зависти белыми нитками». Зависть похожа на магию: как магию «ни раскрашивай», она все равно остается общением с падшими духами. Так и зависть всегда лезет в чужой карман с проверкой, а иногда с желанием присвоить чужое.
Преимущества других, будь то красивая игрушка, дрессированная собака, хороший досуг или престижная должность, кажутся значительными и притягательными. Человек пытается скрыть грубую черную зависть под личиной белой, «обоснованной» зависти, которая легко маскируется под правдолюбие или праведный гнев на власть имущих, богачей, удачливых дельцов, интриганов, подхалимов… Страсть также прячется под видом критиканства, борьбы с привилегиями, разоблачения подлости, радения за нравственность, законность и порядок.
Лукавое самооправдание завистника опирается на недооценку собственных достижений и иллюзию того, что чужие блага ему действительно крайне необходимы. Самообман заходит порой так далеко, что человек верит в свое жалкое положение. Расплата за это велика: беспокойная жизнь, неумение ценить людей, неблагодарность…
Кому и чему мы завидуем?
Бунт зависти выходит за рамки социальных отношений, поскольку досада и обида на неравное с нашей точки зрения распределение благ между людьми в конечном счете обращены к Подателю всех благ — Богу. Не случайно пушкинский Сальери, терзаемый черной злобой к музыкальному гению Моцарта, упрекает именно Небеса.
Возмущение и ропот завистливого сердца: «Господи, почему ему, а не мне?!» — всегда предполагает сомнение в любви, благости, справедливости и мудрости Божией. Поэтому истоки зависти — в глубинах «я», в области личных отношений с Богом. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы… коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 2123).
Зависть — изобретение диавола: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (см. Прем. 1, 13; 2, 2324). В человеческое общество смерть вторглась вместе с завистью братоубийцы Каина. Зависть и смерть — родные сестры.
По словам старца ПаисияСвятогорца, Каин не стремился разглядеть собственные дарования, а смотрел на дарования Авеля, взрастил в себе недоброжелательность к нему, дошел до братоубийства и восстал против Творца. Но, возможно, Каин имел больше дарований, чем Авель.
В запущенных случаях зависть подвергает душу вечной смерти и поэтому называется смертным грехом. Зависть подобна яду: ведет к духовному самоотравлению, подтачивает психическое и физическое здоровье. Недаром слово Божие гласит: Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Притч. 14, 30). «Не так моль и червь снедают дерево, как горячка зависти снедает сами кости завистников и отравляет здравие души», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Подмечено удивительно точно! Кости обеспечивают устойчивость и движения тела. Зависть же разъедает духовную стойкость и гасит стремление сердца к Богу.
Как врачуется зависть?
Господь повелел нам быть мудрыми и осторожными, чтобы демоны не вторглись в сердце и не раздули из искры пожара. Главное — не дать затянуть себя в водоворот лукавых чувств и мыслей, распознать и погасить первый греховный помысел горячей молитвой и покаянием.
Ключ к преодолению зависти — духовная трезвость, реализм и объективность. А мы чаще виним внешние обстоятельства, чем себя. Если зависть уже гнездится внутри, честно спросим себя: чему завидуем? Так ли уж нас обделили? Наверняка, и нам есть, за что благодарить Господа и людей. Покаяние, молитва благодарения и искреннее осознание своей немощи перед Богом — меч, отсекающий недуг зависти. Замечательное лекарство — делать добро и сопереживать тому, к кому питаем недобрые чувства и намерения.
Завистливых людей выводит из равновесия то, что лежит вне области их влияния. Поэтому важно ставить перед собой реальные созидательные цели и не зацикливаться на чужом имуществе, способностях, добродетелях и достижениях. Занимаясь любимым делом, легче избежать ужасного чувства неполноценности и обделенности. Старец ПаисийСвятогорец советует: «Постарайтесь очистить и освятить свою зависть, чтобы она стала хорошей завистью… Бог не обделил никого, каждому дал определенное дарование, которое может помочь человеку в духовном развитии». Господь каждому из нас дал свой талант и заповедал не закапывать, а развивать его.
По мысли российского психолога Дмитрия Леонтьева, здоровый, счастливый человек превращает проблему в задачу, а невротичный, несчастный — задачу в проблему. Глядя на благополучие другого, нужно ставить перед собой позитивную цель. Как только мы начинаем думать о путях решения проблемы, она тут же становится задачей, и зависти уже нет места.
Допустим, мы сравниваем себя с более успешным сотрудником. Вместо того, чтобы завидовать и обижаться на «несправедливость», давайте задумаемся: «Почему у него все хорошо складывается? А что мне мешает? Что перенять у него?» Верующий человек помолится и о помощи Божией на доброе дело. Тогда энергия зависти будет лить воду на нашу мельницу: способствовать развитию добродетелей, профессионализма и т. п.
Чейто успех не должен «давить» нам на психику. Зачем зариться на чужое? Ищите свой путь. Не будем упрямыми и твердолобыми, гибкость в достижении цели предполагает смену тактики и стратегии. Этому учит жизненный опыт. Так, женщина, завидующая мужскому лидерству в обществе, может реализоваться, открыв в себе изумительные грани невостребованной женственности, обаяния, художественного вкуса, кулинарного искусства, вокального мастерства и т. д.
Какими еще способами злую энергию зависти можно повернуть в «мирное русло»?
Червь зависти — неприязнь чужой добродетели, внутренней гармонии или внешней привлекательности. Недаром в молитве на сон грядущий мы каемся: «Добро’ту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем». Это о нарушении десятой заповеди Моисеева закона: Не желай… ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17). Верное средство против зависти — смирение. Святитель Тихон Задонский ссылается на блаженного Августина Иппонского: «Зависть есть дочь гордости: умертви мать, и дочь ее погибнет». Кроме того, нужно учиться любить ближнего, ибо любовь не завидует (1 Кор. 13, 4). Так всякое внутреннее зло исцеляется, и клин клином вышибается.
«Если, земное презрев, будешь искать небесного, — продолжает святитель Тихон,-то ни чести, ни славе, ни похвале, ни богатству, ни благородству не будешь завидовать, ибо несравненно лучшего желаешь… Хочешь ли от мучительной этой язвы не снедаться и не повредиться? Вменяй все временное за ничто».
А если завидуют нам? Несомненно, так попущено Богом. Вспомним ветхозаветную историю праведного Иосифа. Братья по зависти продали его в Египет. Но Господь избавил Своего избранника от рабства, клеветы и прочих скорбей, даровал мудрость и благоволение фараона, который поставил его начальником над всей страной.
Благодаря этому попущению весь дом Иосифа спасся от голода и выжил. Вот почему праведный Иосиф никого не осуждал, не мстил и даже утешал братьев: Теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… чтобы оставить вас на земле… Итак, не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45, 58).
Нет худа без добра. Но это видится порой спустя годы, на далеком расстоянии. Тогда мы познаем благой Промысл Божий, и на нас сбываются пророческие слова псалмопевца Давида: Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36, 59).
Разумеется, с потенциальными завистниками нужно держаться осторожно и благоразумно, чтобы не дать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12). Вот некоторые психологические приемы самозащиты: не хвалитесь своими достижениями, удачами и успехами; не любите, когда вас хвалят; не опускайтесь до выяснения отношений; учитывайте принцип — искренняя просьба о совете или помощи в немалой степени обезоруживает завистника.
И помните, что завистник — это несчастный человек с нездоровым чувством собственного достоинства, обуреваемый навязчивыми сомнениями и бесовскими помыслами. Будучи духовно больным, он достоин сожаления и молитвы, а не упреков и возмездия.
Константин Зорин,
бакалавр религиоведения,
православный врач, медицинский психолог
Удушить ехидну зависти
Старый Пень
И вам, уважаемый, здравствуйте! Соблазнительный шанс выбрать себе любую маску и далее глаголить от ее имени, равно как и почти неограниченная возможность демонстрировать свои успехи, реальные или мнимые, — вот те манки, которым Интернет нас и улавливает. Вроде бы, заводя свою страничку в соцсети, ты не собирался выворачиваться наизнанку, рассказывая о самом интимном, но опомниться не успеваешь, как, глядь: тяжкие оковы самоконтроля пали, темницы нравственных табу рухнули, и веселая свобода радостно встречает тебя у входа. Ярмарки тщеславия, естественно. И ты уже готов оголяться, причем не всегда в переносном смысле этого слова, да простит мне мою дерзость Александр Сергеевич — наболело!
О тщеславии мы еще поговорим, а сегодня о зависти. Во-первых, потому что после статьи о Каине и Авеле («РГ — Неделя» от 23.06. 2016 г.) пришло много вопросов. А во-вторых, потому что Интернет не только необозримая ярмарка тщеславия, но и не менее бескрайняя арена для зависти — иначе откуда бы взялось столько грязных, оскорбительных комментариев под любым ярким сообщением.
Итак, приступим.
1. Может ли сглаз, то есть завистливый взгляд, навредить, вызвать болезнь, стать причиной неудач и даже смерти?
Святые утверждают, что нет. Вот как об этом рассуждал еще в IV веке Василий Великий, посвятивший зависти отдельную главу своих творений. «Страждущих завистью почитают более вредоносными, нежели ядовитые ехидны. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всею красотою. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверие, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра — демоны, когда находят в людях им самим, демонам, свойственные произволения и желания, употребляют все меры, чтобы воспользоваться ими для собственного своего намерения; поэтому и глаза завистливых употребляют на служение своей собственной демонической воле». То есть завистливый взгляд действительно может пылать нечеловеческой злобой, но не стоит этой ненависти приписывать магическую силу. Более того, человек всегда может защититься от зависти. Подумайте, ведь если бы ненависть и злоба были сильнее благодати Божьей, род человеческий так и остановился бы на первом завистнике — Каине.
2. Чем страшна зависть?
Тем, что убивает. Но кого? В первую очередь самого завистника. Как единодушно считают святые, благодать Божья — то есть нетварная божественная энергия, сила, оставляет завистливые сердца. А значит, если завистник не будет ничего предпринимать, то есть если он не раскается, не станет бороться с охватившей его болезнью, несчастного ждет самое страшное — смерть души. Как и всякий грех, эта страсть ослепляет завистника, и он перестает замечать, что живет постоянным сравнением себя с другими. Чужая, а не своя, жизнь становится центром его внимания. «Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имея в виду только одно — вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение, — объясняет святитель Иоанн Златоуст. — Зависть хуже любой другой страсти, потому что своим жалом стремится разрушить семьи, общества и даже целые народы, доводя их до крайней преступности и даже убийства».
3. Что делать, если тебе завидуют? Как защищаться?
В первую очередь, учат святые, «что достойно в тебе зависти, то пуще всего скрывай от завидующего» (преподобный Нил Синайский). Не искушай людей тем, что красуешься, планируешь будущее. Кстати, до революции в России была в ходу поговорка: «Человек полагает, а Бог располагает», и ее активно использовали, когда кто-нибудь навязчиво интересовался твоими планами. Причем такое любопытство уже само по себе казалось странным. Был принцип: не заявлять и уж тем более не рекламировать еще несовершенное дело. Старались не кичиться и успехом — это выглядело дурным тоном.
Святые единодушно считают, что вернуть к себе благорасположение завистливого добрыми делами невозможно. «Страсть зависти, разгораясь в душе человека, становится ненасытной. Никакое добро, никакая услуга со стороны ближних не в силах остановить в человеке эту богопротивную страсть». Поэтому от зависти есть одна защита — Божья помощь: участие в таинствах Церкви, молитвы. Большая часть наших молитв содержит слова прошений о защите от врага рода человеческого, а именно он и есть родитель зависти.
Молиться надо и о самом несчастном, завидующем тебе. «Молись о завидующем и старайся не раздражать его», — учат оптинские старцы.
4. А что делать, если и в тебе поселился червячок зависти?
Понять: с этой страстью надо начинать бороться на самых ранних этапах. Вот чему учил оптинский старец Никон: «Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя человека) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!» От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Надо непременно отслеживать в своем сердце ростки подобной неприязни и потом исповедоваться в них. А в момент зарождения злобы в душе нужно, по совету другого оптинского старца, Амвросия, «истреблять их при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: «От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)» (Пс. 18: 13-14)».
Еще одна рекомендация: «замкни свой рот, запечатай уста», то есть всеми силами старайся не говорить плохого о том, кому завидуешь». Больше того, нужно побуждать себя увидеть в нем хорошее, и уж если доведется «свой рот распечатать», вспомни только доброе.
И, наконец, принуждай себя к делам любви. Да, именно так: воспитывай свое сердце, возделывай душу. «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное — не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения», — учил преподобный Амвросий Оптинский. То есть позавидовал человеку — сделай ему добро, так ты удушишь зарождающуюся в тебе ехидну злобы.
5. Кто виновник зависти?
Уж, конечно, не тот, кому завидуют, хотя бы человек и вел себя провокационно, искушающе. Зависть — это духовная болезнь того, кто ее испытывает. Источниками возникновения зависти богословы называют себялюбие и его главные порождения — гордость и тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Искореняя в себе корневые пороки, человек ослабляет и зависть.
В свою очередь, зависть в человеке дает «следующие горькие порождения: соперничество, гнев, зложелательство, злорадство, вражду и ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь и клевету, ябедничество, тайное наушничество, низкое пронырство, злорадство в несчастье ближних, лукавство и лицемерие» (Гермоген Шиманский).
В аскетике есть такой, очень эффективный прием борьбы со страстями: нужно насаждать в своем сердце добродетель, противоположную захватившему тебя греху. Ты скуп — попробуй получить радость от щедрости, гневлив — познай удовольствие от того, что научился быть сдержанным, и так далее. Добродетель, противоположная зависти, это искренняя, сердечная любовь к ближнему, та любовь, которая, по слову апостола Павла, не завидует, не превозносится, не гордится. Как ни странно, любви тоже учатся, но об этом мы поговорим в следующий раз.
Молитва
Cвятого Иоанна Кронштадтского о завистливом
Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, безчисленных неизследимых даров Твоих, ихже прият от неисчетных щедрот Твоих. В ослеплении бо страсти своея забы Тебя и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, имиже, о, пренеизглаголанная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея. Отыми, Всеблагий Владыко, покрывало диавола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою волю, и да не отторгнет его от руки Твоея.
Пишите на адрес редакции или pisma-maria@mail.ru
ЗАВИСТЬ
Зависть равносильна убийству: это причина первого человекоубийства, а потом и богоубийства. Святитель Григорий Палама (70, 269).
…Зависть, как яд, излитый василиском-диаволом, убивает самую жизнь веры, прежде нежели почувствуется рана. Ибо не против человека, а явно против Бога возносится хулитель, который, ничего другого в брате не похищая, кроме заслуги, порицает не вину человека, а только суды Божии. Зависть есть тот «горький корень» (Евр. 12, 15), который, поднимаясь в высоту, устремляется к поношению Самого Источника благ – Бога. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Пиаммон 53, 513). Источник.
О, зависть – корабль осмоленный, адский, гибельный! Твой владелец – диавол, кормчий – змий. Каин – главный гребец. Диавол дал тебе в залог бедствия; змий, будучи кормчим, привел Адама к смертному кораблекрушению; Каин – старший гребец, потому что из-за тебя, зависть, он первый совершил убийство. У тебя от начала мачтою служит райское древо преслушания, снастями – ветви грехов, матросами – завистники, корабельщиками – демоны, веслами – хитрости, рулем – лицемерие. О, корабль – носитель бесчисленных зол! … Там живет вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и все, что только мы ни назовем и чего ни опустим злого, – все это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из нее Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою смертью неведения. Святитель Иоанн Златоуст (44, 855). Источник.
«Старший же сын его был на поле» (Лк. 15, 25). До сих пор в притче шло рассуждение о младшем сыне, под которым должно подразумевать мытарей и грешников, призываемых Господом к покаянию; в таинственном же смысле здесь пророчествуется о будущем призвании язычников. Теперь речь переходит к сыну старшему. Многие относят ее к лицу вообще всякого святого, другие собственно к иудеям. В отношении к святым истолкование не трудно, если принять во внимание слова: «никогда не преступал приказания твоего» (15, 29), но не согласно со свойствами святого, что он завидует обращению брата. А что же касается иудеев, то хотя зависть о спасении брата совершенно в их духе, но не приложимо к ним то, что сказано о всегдашнем соблюдении отчей заповеди.
«Старший же сын его был на поле», потея от труда в земных заботах, удаленный от благодати Святого Духа и Отчего Совета. Это тот, который говорит: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня» (Лк. 14, 18). Это тот, который купил пять пар волов, и под тяжестью закона наслаждается чувственными удовольствиями. Это тот, который, взяв жену, не может прийти на брак, и, став плотью, никак не может соединиться с Духом. Старшему сыну в другой притче соответствуют работники, посылаемые в виноградник в первый, третий, шестой, девятый часы, то есть в разное время, и негодующие на то, что с ними уравнены в плате работники одиннадцатого часа. Источник.
«И возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?» (Лк. 15, 25). И ныне Израиль спрашивает, почему радуется Бог при принятии язычников, но, отягченный завистью, не может узнать Отеческой воли.
«Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым» (Лк. 15, 27). Причиной радости служит провозглашаемое во славу Божию на этой земле спасение язычников, спасение грешников: радуются Ангелы, готова к радости и вся тварь; об одном только Израиле говорится: «он сердился и не хотел войти» (Лк. 15, 28). Гневается, что в его отсутствие был принят брат; гневается, что жив тот, кого он считал погибшим. И теперь стоит за дверями Израиль, и теперь, когда ученики слушают Евангелие в церкви, мать его и братья стоят за дверями, ища его (Мф. 12, 46–50).
«Отец же его, выйдя, звал его» (Лк. 15, 28). Как благой и милостивый, отец просит сына принять участие в домашней радости; просит Отец через апостолов, просит через проповедников Евангелия. Павел говорит об этом: «от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор. 5, 20). И в другом месте: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13, 46).
«Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе» (Лк. 15, 29). Отец милостливо просит о согласии, а он, следуя правде законной, не покоряется правде Божией. Но какая же правда более той правды Божией, которая прощает кающихся, принимает возвратившегося сына? «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего», – как будто не было преступлением заповеди то самое, что он завидовал опасению другого, что хвалится правдою перед Богом, когда никто перед Ним не чист. Ибо кто может самодовольно признать себя обладателем чистого сердца, хотя бы и один день прожил на земле? Давид исповедует: «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). И в другом месте: «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» (Пс. 129, 3). А упоминаемый в притче старший сын говорит, что никогда не преступал заповеди, тогда как столько раз предаваем был пленению за идолослужение! «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего». Относительно этого говорит апостол Павел: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9, 30–32). Таким образом, и о старшем сыне можно сказать, что он, по выражению апостола, без преткновения в области правды, которая от закона: хотя мне кажется, что иудей больше тщеславится, чем говорит истину, подобно тому фарисею, который говорил: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или – как этот мытарь» (Лк. 18, 11).
Спрашиваю тебя: не видишь ли ты, что то же самое, что фарисей сказал о мытаре, старший брат говорил о младшем: «этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами» (Лк. 15, 30)? На слова сына: «Никогда не преступал приказания твоего», отец ничего не отвечает; не утверждает, истинно ли сказанное сыном, но укрощает гнев его другим способом: «Сын мой! ты всегда со мною» (Лк. 15, 31). Он не сказал: ты говоришь правду, ты делал все, что Я повелевал, но говорит: «Ты всегда со Мною» – со Мною посредством закона, которому ты подчинен; со Мною, когда познаешь Меня в пленениях; со Мною не потому, что соблюдаешь Мои заповеди, но потому, что Я не позволил тебе отойти в далекую сторону. Со Мною, наконец, потому, что Я сказал Давиду: «Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их; милости же Моей не отниму от него» (Пс. 88, 31–34). По этому свидетельству оказывается ложным то, чем хвалится старший сын, поскольку в судьбах Божиих он не ходил и заповедей Его не исполнял. Каким же образом, не соблюдая заповеди, он, по словам притчи, всегда был с отцом? Потому, что после грехов он был посещаем жезлом, а посещенному не отказывалось в милосердии. Не должно также удивляться, что осмелился стать перед отцом тот, который мог завидовать брату; в день Суда некоторые солгут еще бесстыднее, сказав: «не от Твоего ли имени мы пророчествовали… и не Твоим ли именем многие чудеса творили» (Мф. 7, 22).
«Но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться…» Сколько, говорит Израиль, пролито крови, столько тысяч людей убито, и никто из них не стал искупителем ради нашего спасения. Сам Иосия, угодивший пред лицем Твоим (4Цар. 23), и в недавнее время маккавеи, сражавшиеся за Твое наследие, нечестиво были умерщвлены мечами врагов, и ничья кровь не возвратила нам свободы… Ни пророк, ни священник, ни какой-либо праведник не приносился в жертву за нас. А за блудного сына, то есть за язычников, за грешников, пролита Кровь, более славная, чем все сотворенное. И тогда как заслужившим Ты не дал и малого, не заслужившим дал гораздо больше. «Никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (Лк. 15, 29). Напрасно говоришь так, Израиль, скажи лучше: чтобы я повеселился с Тобою. Разве для тебя может быть какое-нибудь иное удовольствие, если Отец не празднует с тобою на пиру? Научись, по крайней мере, из настоящего примера. Когда возвратился младший сын, радуются и отец, и слуги. «Станем есть, – говорит отец, – и веселиться!» (Лк. 15, 23), а не ешьте и веселитесь. Но ты, по той склонности душевной, по которой завидуешь брату, по которой удаляешься от лицезрения Отца и всегда пребываешь на поле, ты и теперь хочешь пировать без Него. «Никогда не дал мне и козленка…» Никогда Отец не даст в дар худшего: заколот теленок, войди, ешь с братом. Зачем просишь козленка ты, для которого готов Агнец? И чтобы ты не притворялся, будто не знаешь, что Агнец готов, Иоанн указал тебе его в пустыне: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). И Отец, как милостивый и принимающий раскаяние, просит тебя есть тельца, не закалывая козла, который стоит по левую сторону. Но в конце века ты сам заколешь для себя козла, антихриста, и с друзьями своими, нечистыми духами, напитаешься его плотью, во исполнение пророчества: «Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни» (Пс. 73, 14). Источник.
«Когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15, 30). Сознает и теперь Израиль, что был заклан телец: знают, что пришел Христос, но мучаются завистью и не хотят спасения без погибели брата. Источник.
«Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое» (Лк. 15, 31). Называется сыном, хотя тот и не хочет войти. Но каким образом все Божие принадлежит иудеям? Неужели и Ангелы, Престолы, Господства и прочие Силы? Очевидно, что под всем должно разуметь закон, пророков, божественные речи. Все это Бог дал иудеям, чтобы они поучались в законе Его день и ночь… Источник.
«А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32). Итак, будем надеяться, что и мы, сделавшись мертвыми через прегрешения, можем ожить в покаянии. В настоящей притче возвращается сам сын, подобно тому, как в прежних притчах приносится назад заблудшая овца и обретается потерянная драхма. Все три притчи заключаются одинаково: «пропадал и нашелся», чтобы посредством различных уподоблений мы уразумели одну и ту же мысль о принятии грешников. Блаженный Иероним (116, 193–196). Источник.
Как христианину относиться к зависти? Насколько зависть опасна? Как перестать завидовать? Что такое сорадование? Как радуются христиане за ближних?
Корень зла
Зависть таится в сердцах большинства людей, от неё не свободны ни миряне, не монахи, ни владыки, ни духи. Первое преступление было совершено ангелом Люцифером, которого зависть к могуществу Творца толкнула на восстание. Мечта властвовать сбылась, но вряд ли так, как мятежник представлял – трон его в бездне, а над ним девять кругов Ада.
И разве не зависть толкнула на предательство Иуду? Не только алчность виной тому. Видя Сына Божия, за которым следуют толпы, чающие исцеления и поучения, Иуда терзался завистью к недостижимому величию. И он тоже вошёл в историю, но как злодей.
А первое убийство, братоубийство разве не было спровоцировано завистью? Когда Каин вознегодовал на Авеля за то, что его жертва благосклонно принята Богом.
Зависть – это отрицательное чувство досады, которое вызвано чужим успехом, материальными или духовными благами. Оно рождается из привычки сравнивать себя с другими.
Так царь Саул возненавидел своего воина Давида, слыша от народа: «Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч». Могущественный владыка стал преследовать бедного юношу. Вновь и вновь царь покушался на убийство, но не преуспел. Ранее любимый Богом, Саул потерял Его благосклонность и бесславно погиб.
Давид и Саул
Веками зависть считалась злом. Но в наши дни кое-кто считает её двигателем прогресса, стимулом для развития. Разделяют зависть чёрную, сопряженную с ненавистью, и белую, когда завидуешь, не желая зла, но желая себе таких же благ.
Но в любом случае она – неблагодарность Творцу, упрёк Ему от человека, который недоволен своим уделом. Ты обделил меня! – Вот мнение завистника.
Зависть с христианской точки зрения
«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? – все это – пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не разнится он с человеком, который ничем не покрыт, и в которого все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? – это поражает завистливого. Красив ли другой лицом – это новый удар завистнику.
И тяжко в этой болезни то, что завистливый не может сказать о ней. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, печальный; однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным свое несчастие и признаться: «Я человек завистливый и злой; меня сокрушают совершенства друга; сетую о благодушии брата; благоденствие ближнего считаю для себя несчастием».
Так красноречиво описывал этот духовный недуг Василий Великий
Любовь к ближнему – основной принцип православного человека. Зависть – противоположна любви. Алчность, злословие и даже убийство связаны с завистью. Вместе с нею мы обретаем Дьявола, пишет Преподобный Исаак Сирин.
Как рождается зависть?
Зависть разгорается в душе многих с детства. Порой в этом виноваты родители ребёнка и даже школа. С какого-нибудь конкурса начинаются первые терзания: другой победил, а я нет. А родитель вместо утешения досадует не меньше чада, не получившего копеечный приз. И слабое утешение слышать, что главное не победа, а участие. Не так мы воспитаны.
Дальше начинаются покупки детям айфонов и планшетов, одежды покруче. Бывает, школьник из обеспеченной семьи становится в классе изгоем, поскольку остальные завидуют ему. Даже если сам он ничем не кичится. Знаю такой случай – никто не хотел дружить с хорошей девочкой из семьи бизнесмена, только потому что родители слишком дорого одевали её. Если бы мама девочки была умней, то не так усердно наряжала бы дочь, противопоставляя одноклассникам.
Выпускной бал – парад гордыни, в наши дни выпускницам заказывают платья у известных дизайнеров, родители лопаются от гордости – как бы наша дочка не была одета дешевле других.
Поступают в ВУЗы, даже если могли обойтись без этого. Женятся, чтобы не отстать от друзей. Но змея зависти часто проползает и между супругами. Порой семьи разводятся от зависти мужа к заработку или известности жены. Мой хороший знакомый расстался с девушкой, которая сделала удачную карьеру – ему казалось, что рядом с бизнес-леди он будет смотреться неудачником. А казалось, они любили друг друга.
Но сколько людей не общаются с родственниками, потому что те зажиточней, успешней. Например, один брат уезжает в город и делает карьеру, а другой остаётся в провинции, занимается тяжёлым трудом и слышать не хочет о более везучем, по его мнению, ближнем.
И только несчастье более удачливого родственника примиряет с ним остальных, словно тогда восстанавливается справедливость и все становятся несчастными поровну.
Я знала сестёр, которые дрались между собой до глубокой старости. Одна была богаче, вторая бедней, зато у первой дочь была одинокой, а у второй сын создал крепкую семью, где росли внучата. Это разжигало взаимную зависть. Сёстры жили по-соседству, но в постоянных склоках. Эти, казалось бы, милые старушки могли бить друг друга стульями. А каждая считала себя верующей…
Виноват не только завистник, но и тот, кому завидуют. Сколько людей готовы хвастаться даже без повода, а потом сетуют, что о них, в лучшем случае, сплетничают, в худшем – наведались воры.
Резкое социальное расслоение приводит к массовой зависти. Она провоцирует перевороты и разжигает революции. За такие ситуации в ответе не отдельный человек, а государственный аппарат. Христианство требует смирения и умеренности не только от простого народа, но и от людей, облечённых властью. Призывает возлюбить друг друга, независимо от чинов и должностей. Следствием реформ не должна становиться зависть одних – обделенных, к другим – паразитирующим.
«Зависть хуже любой другой страсти, потому что своим жалом стремится разрушить семьи, общества и даже целые народы, доводя их до крайней преступности», –
предупреждает Иоанн Златоуст
Статистика зависти
Социологи выяснили, чему больше всего завидуют россияне.
Женщины чаще завидуют:
- красоте
- карьере и финансовой независимости
- раскомплексованности
- интересной работе
- удачному замужеству
- хорошей квартире
- успехам детей
Поводом для мужской зависти являются:
- высокая должность
- большая зарплата
- дорогая машина
- красивая жена
- внимание женщин
- успехи на охоте
Среди этих причин нет ничего возвышенного. Никто не завидует мудрости, духовности, святости, что отчасти могло бы оправдать людей. Все причины шкурные. Каждый простёр бы руки на добро ближнего, но боится Уголовного кодекса.
Женщины чаще обсуждают зависть на форумах, ищут совета у подруг. Мужчины идут на психологические сайты и взывают о помощи к специалистам.
Типичный женский пост: «Не могу получить удовольствие от жизни. Всегда хочется того, чего нет у меня, но есть у других. Всегда смотрю на то, что делают другие, на их одежду, на внешность. Пожираю, наверное, глазами, если смотреть со стороны. Если разговариваю с женщиной – завидую тому, как она одета и красиво причесана. Если с мужчиной – тому, какой он сильный и добрый. Если с ребенком – завидую его наивности. Если со старым человеком – завидую жизненному опыту. Что мне делать? У меня дочь, ей полтора года. Но по характеру уже напоминает меня. Смотрит завидущими глазами и чуть не плачет. Ей не хочется есть её манную кашу – она хочет то, что у других в тарелке. Неужели и она будет таким же несчастным человеком, как и я?»
Зависть может завести далеко за пределы критического мышления и здравого рассудка. Откровенничает молодой мужчина:
«Я очень завидую девушкам, эта зависть меня съедает. Я завидую всему: их внешности,гендерной роли, чувствительности. Всегда считал девушек идеалом, иногда грустил, что не родился девочкой. Почему мужчин и женщин сделали такими разными? У меня такое чувство, что женщинам дали всё самое лучшее. Даже если судить о сексе. Из-за этой зависти я стал испытывать тревогу, отчаяние, злость и безысходность. Бывает, это настолько сильно давит, что хочется умереть».
Подобное настроение доводит до перемены пола, когда люди прибегают к помощи хирургов и гормональных средств. Но думаете, они перестают завидовать?..
«Горе завистникам, ибо они делают себя чуждыми Благости Божией», –
говорит Преподобный Авва Исаия
Зависть обладает огромной разрушительной силой, которая обращается на самого человека и на его окружение.
Медики считают это чувство причиной многих заболеваний. Отрицательное воздействие зависти на организм зависит от психотипа личности.
- У вспыльчивых холериков зависть сопровождается гневом, который вызывает учащённое сердцебиение, скачки давления, спазмы сосудов. Они становятся гипертониками.
- У тихих меланхоликов зависть разжигает обиду на судьбу. У них страдают желчный пузырь, печень, обостряются болезни желудка.
- У жизнерадостных сангвиников зависть появляется редко, но воплощается в целеустремлённой мести. При этом страдают иммунитет и сердце.
- У сонных флегматиков в силу природного равнодушия зависть не выражена. Однако чужие успехи могут провоцировать раздражение, выбивая человека из привычной колеи, погружая в депрессию.
Как перестать завидовать?
Психологи советуют мирской путь борьбы с завистью. Православие предлагает религиозный.
Если вы завистливы:
- признайте, что это греховное чувство
- исповедуйтесь, раскайтесь в зависти
- подумайте, ценой каких усилий приходит успех
- умейте радоваться своим победам
- молитесь за того, кому завидуете
- благодарите Бога за его милости к вам
«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать важным то, что люди называют богатством, неувядающей славой, телесным здоровьем. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», –
размышляет Святитель Василий Великий
Бывает, мы завидуем сильным мира сего. Вчера увидела в Фейсбук поместье известного политика – 80 гектаров, несколько стоянок для машин, вилла и старинная усадьба. Но чему завидовать, если это пожилой человек, который скоро предстанет перед Богом? От смерти шестиметровым забором не отгородишься, против неё бессильна вооружённая охрана. Сколько известных личностей умерли мучительно, в одиночестве или погибли без покаяния. «Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его», – увещевает Евангелие.
Протоиерей Андрей Ткачёв рассуждает о борьбе с завистью.
Если завидуют вам:
- Меньше общайтесь с завистником, чтобы не вводить его во грех
- Рассказывайте о своих трудностях, дабы ближние поняли, что успех не достаётся даром.
- Не отвечайте на колкости, не реагируйте на провокации недоброжелателей
- Будьте скромней, умерьте свою гордыню
Всё, что дано нам – дано на время. И в назначенный час каждый явится на высший Суд без своих заводов, газет, пароходов, зато с добрыми или злыми делами.
Что такое сорадование?
С точки зрения христианина нет чёрной и белой зависти. Оба эти чувства уязвляют душу и противоречат десятой заповеди, запрещающей желать чужого имущества и чужих качеств. Есть другое.
Сорадование – святая бескорыстная похвала ближнему.
От чистого сердца восхищаясь достижениями другого человека, мы можем следовать ему, поучатся у него и в итоге подняться на новую ступень развития. Сорадование родственно состраданию, но в этом случае мы разделяем не скорбь, а счастье брата или сестры во Христе. В обоих случаях это роднит нас с окружающими, а не противопоставляет им.
«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою», –
обращается к нам через века Апостол Павел
В религиозной жизни у сорадования есть высокий смысл – радоваться вместе с Богом сотворённому им миру, тем благодаря Его за все милости. Радоваться вместе со святыми угодниками силе их веры и великим подвигам. Недаром в молитвах так часто говорится о радости. Вспомним обращение к Николаю Угоднику: «Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя! Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче». Или к Матери Божьей: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с тобою».
И сами мы радуемся, изумляясь чудесам Творца и святых подвижников.
Сорадование – райское чувство, доступное нам на Земле.
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас», призывает Иисус Христос.
Как бороться с завистью?
Я часто завидую, ничего не могу с собой поделать. Как быть? Может, молитва есть специальная против зависти?
Зависть — один из самых страшных грехов. Через зависть грех вошел в мир: сатана в облике змия позавидовал Адаму и Еве и соблазнил их на преступление против Бога.
От зависти тяжело, даже практически невозможно, избавиться самостоятельно. Надо просить Господа, чтобы он помог вам. Победа над грехом может произойти только как результат соработничества человека и Бога.
Чтобы не завидовать, научитесь оправдывать другого человека. В любых его поступках. Что бы он ни имел, каким бы талантом он ни был бы наделен. Если вы сумеете вместе с ближним радоваться его успехам — значит вы излечились.
Зависть вообще является составляющей другого греха — гордыни. ГА гордыня побеждается только в коллективе. Ты учишься жить вместе с теми, кто лучше тебя, достойнее тебя. Надо не бояться это признавать.
Что читать, когда мучит зависть? Священное Писание. В такие моменты надо взять карандаш и все, что касается зависти, подчеркивать или выписывать. Поставьте себе такую цель. Когда вы таким образом заново прочтете Новый Завет, грех отступит.
Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru
Как избавиться от чувства зависти: лучший метод борьбы
Зависть — очень сложное чувство, которое отравляет жизнь многим людям. Она мешает нормальному сосуществованию, не дает радоваться за друзей и близких, а иногда даже становится причиной серьезных разладов в коллективе. Это не случайно — многие религии относят зависть к смертным прегрешениям. Кто-то выплескивает собственные эмоции и ищет им какое-то выражение, но чаще всего люди не демонстрируют зависть, и тогда жизнь их может стать намного труднее — это коварное, черное чувство начинает буквально есть их изнутри!
Для начала нужно разобраться, что это такое — только поняв природу этого явления, можно понять, как избавиться от зависти и стать лучше. Словари дают следующее определение — болезненное чувство досады, которое вызвано чужим успехом или благополучием. То есть, говоря буквально, это негативные ощущения, которые появляются от того, что другие люди имеют то, что нужно нам самим.
Почему это чувство так гнетет? По сути своей, оно является бессмысленным. Сложно назвать его движущим или мотивирующим на что-то, скорее всего оно приведет только к страданиям и может стать источником неприятностей.
Неудовлетворение самим собой и постоянное сравнение себя и своей жизни с другими постепенно ведет к мучениям и ненависти. Хотя на самом деле чужие успехи можно воспринимать иначе — более легко и радостно. Ведь если у кого-то получилось, значит получится и у вас! Если кто-то стал обладателем прекрасных вещей, то они еще ближе к вам — по сути, это значит, что следующая радость от их обладания будет не у соседа или друга, а у вас! Это ли не повод для радости и удовлетворения? Значит, нужно найти решение, как побороть зависть.
Почему так важно искоренить в себе это чувство
Как бы то ни было, мгновения, когда мы остро завидуем другим людям, бывают абсолютно у всех. Но кто-то берет себя в руки и знает как бороться с завистью, а после находит в этом массу плюсов — начиная от чужих жизненных уроков и заканчивая хорошей мотивацией. А другим приходится хуже.
Если не найти способ, как побороть зависть, она никогда не закончится сама по себе. Всегда найдется кто-то, у кого больше денег, лучше машина, красивее жена и умнее дети. Но думать об этом все время — недопустимо, тем самым можно полностью обесценить собственные достижения и свою жизнь.
Другой аспект — духовный. Зависть поистине является черным чувством, которое постепенно выедает душу, и важно вовремя остановиться и не дать ему себя поработить.
Религиозная точка зрения
Христианство порицает завистников, об этом неоднократно упоминается в священных текстах, вот пример:
Также неоднократно библейские тексты призывают людей к кротости:
Это то, что говорит нам православие, но не только христианская вера заботится о своих приверженцах. Кроме православия, также и ислам внимателен к чувствам и мыслям своих подданных:
Многие культурные и исторические тексты подчеркивают пагубное значение зависти, но мало кто рассказывает о том, как победить зависть – православие призывает к кротости и смирению, ислам рекомендует очищать душу и мысли от скверны.
Как научиться не завидовать людям
Любая привычка начинается с мелочи. Один из главных советов как избавиться от чувства зависти гласит: нужно работать над собой, чтоб преодолеть негативные эмоции.
Однако, работа над собой подразумевает психолога? Советы психолога и его уроки как бороться с завистью действительно помогут справиться с собой. Но если пойти к психологу нет возможности, то всегда можно обратиться к публицистике, книгам, статьям и найти советы психолога в интернете.
С точки зрения хорошего психолога, работать над собой необходимо следующим образом: каждый раз, когда возникает какой-либо повод для зависти, необходимо отмечать эти мысли и пресекать их. На реальном примере это выглядит так: девушка замечает идеальную фигуру подруги, начинает сравнивать её со своей, а затем, чтоб успокоить собственное самолюбие, начинать противопоставлять свои лучшие стороны и качества чужим.
У кого-то лучше фигура, а у нее — прекрасное обаяние, и вообще хорошая фигура не признак личного счастья, и… Это может продолжаться бесконечно. Поэтому так делать нельзя. Как только возникает мысль о том, что кто-то лучше, чем вы, на этом нужно остановиться. Никаких противопоставлений, никакого обесценивания. У кого-то лучше фигура? Да, бывает и такое. Кто-то купил новую машину? Купил и купил. Не стоит мысленно раскручивать ситуацию и пытаться сравнить себя с объектом собственных завидных мыслей.
Конечно, есть и другие советы. Можно воспользоваться методикой борьбы со злостью с помощью обычной банковской резинки. Избавиться от злости или зависти можно за три недели — достаточно надеть на запястье плотную резинку, или силиконовый браслет — нужно носить его на руке, а при возникновении зависти, злости или других негативных мыслей нужно чувствительно щелкнуть браслетом себя по руке, и переодеть браслет на другую руку.
Цель такой практики — проносить браслет на одной руке три недели, таким образом продержаться три недели без негатива. Неприятное ощущение от легкого щелчка браслетом или банковской резинкой будет прививать простой рефлекс — негатив ведет к неприятным ощущениям. Этот способ помог избавиться от негативного мышления многим.
И все же главный способ, как справиться с завистью — быть внимательнее к своим чувствам и мыслям. Стать более осознанным и внимательным. Уровень осознания очень важен для каждого человека — чем больше осознанных действий и мыслей в нашей жизни, тем больше в ней смысла и значимости. Осознание поможет стать другим человеком — радостным, легким и уверенным в себе. Что такое зависть на самом деле?
Это обычное недовольство собой, боязнь не добиться чего-то, нежелание признавать собственные достижения. Для того, чтоб стать более позитивным и осознанным, неплохо потренироваться в принятии. Некоторые события просто есть, и с этим фактом нужно смириться — и не корить себя, не проклинать других. Главное – понять себя, тогда станет понятно, как справиться с завистью.
На что нужно обратить внимание
Важно серьезно оценивать собственные эмоциональные переживания. Не стоит излишне увлекаться чувством досады или агрессии из-за чужих успехов — в конечном итоге это может стать причиной снижения самооценки и даже привести к чувству неполноценности.
С точки зрения реального поведения зависть может проявляться в агрессии, и это самый худший исход событий — одно дело переживать из-за чьих-то приобретений или достижений, и другое дело — наносить вред этим людям.
Интересен и другой аспект — чувство зависти присуще лишь социально-экономическому обществу. Если обратиться к социуму, чьи ценности выше материальных, там нет подобных проблем — вряд ли монахи в Индии завидуют друг другу, правда? Один достиг просветления, а второй только на пути, и… И он испытывает зависть? Невероятно и невозможно. Следовательно, завидовать можно лишь в той системе ценностей, которая базируется на деньгах и материальных благах.
Подводя итог, можно выделить основную мысль – преодолеть свои негативные привычки нужно лишь потому, что они мешают жить счастливо, расти и развиваться. Они мешают в работе и личной жизни, отвлекают от собственного развития. Нужно научить ценить то, что есть и стремиться к лучшему — тогда на зависть просто не останется времени и желания!
Противоположностью истины является другая истина ~ Ж.Вольфром
Колбасит?
Приходилось ли вам завидовать кому-то? Так, чтоб аж скулы сводило? Бывает, что-то поразит тебя в самое сердце. Особо крутая машина, или чей-то интересный рассказ, или еще что.
И начинаешь со страшной силой завидовать. Типа, эх, ну вот живут же люди! И грызешь себя – у меня-то такого нет, а вот мне бы…
Это отвлекает от собственных дел, не дает сосредоточиться, грызет и раздражает. Хуже того. Сначала ты завидуешь кому-то – и мучаешься. Потом вспоминаешь, что завидовать нехорошо – и чувствуешь себя еще хуже.
А пробовали НЕ завидовать? Это все равно, что стараться не думать о белом медведе. Никогда не получается.
Как же быть? Неужели придется мучиться из-за этого всю жизнь? Нельзя ли как-нибудь использовать зависть себе во благо?
Не только можно, но и нужно. Об этом и поговорим.
Вообще, любое лекарство в неправильном количестве становится ядом. Также и с завистью. В определенных условиях это очень полезное чувство, которое нужно пользоваться. Главное – правильная дозировка. Как же ее подобрать?
Ежедневные изнурительные тренировки. Это шутка, но в кажой шутке – вы поняли…
Итак, справляемся с завистью. 5 простых шагов
Представьте, вы встретили что-то или кого-то, кому стали резво завидовать. Думаете, пришло время поругать себя? Вы совершенно неправы. На самом деле это ваш первый этап тренировки. Хорошее начало хорошего дела.
1. Почувствовали зависть? Отлично. Сосредоточьтесь на этом чувстве
Не отказывайте себе. Позавидуйте немного – для поднятия всего. Прочувствуйте – как в вас поднимается неведомая сила, как она ширится и крепнет. Как ядерный реактор в груди Тони Старка.
Сильное чувство (а зависть это очень сильное чувство) – это всегда дополнительная энергия. Не пытайтесь избавиться от нее. Не пытайтесь ее прогнать, ругать себя и рассказывать, какой вы плохиш (тем более это неправда). Надо – как в айкидо – присоединиться к этой силе и последовать за ней. Получилось? Тогда вы готовы ко второму шагу.
2. Осознайте – чему именно вы завидуете
Например, когда я ловлю себя в такой момент – я задаю вопрос: а чего бы хочешь для себя?
- съездить в ту же страну? Или новые впечатления и немного драйва?
- такой же шашлычок? Или встретиться со старыми друзьями и потрепаться о разном?
- именно эту машину? Или сделать офигительно крутой подарок любимому человеку? Или не очень крутой, но сильно проникновеный?
Какова твоя заветная мечта – которой давно хочется заняться? Ваша зависть подскажет, чего именно вам не хватает. Мы ведь мечтаем не о вещах, а о чувствах, которые они нам должны принести.
Проверено – и не один раз: у человека может быть прекрасная семья, дом, отличная машина, и полный комплект всего дополнительным бонусом – но почему то это не делает его счастливым. Почему-то он грустит и печалится. Иначе все психоаналитики потеряли бы свою работу.
Зависть часто возникает, когда вы сбились с курса, и внутренний голос орет – эй, вернись, я хочу туда, куда хочу, там, куда ведет тебя сердце, внутренний голос и прочие тайные знаки.
И когда вы поняли, чего именно вам хочется, или чего вам не хватает – переходите к следующему шагу.
3. Остановитесь на мгновение – и подумайте: что вы можете сделать прямо сейчас?
Для себя, для своей мечты, для любимого человека. В ближайшее время. Сделайте что-то слегка пугающее – вы сможете себе это позволить, потому что у вас появился дополнительный источник. Зависть придаст вам сил, прочистит эмоции и придаст верное направление.
Спросите себя: что я могу сделать – то, что давно хотелось, но все откладывалось?
Небольшое дело, которое вы можете сделать прямо сегодня, сейчас:
- поговорите о том, о чем давно хотели, но боялись поговорить
- поставьте хитрую приблуду на сайт
- попробуйте что-то новое, что вы давно хотели сделать, но все откладывали
- начните, что давно хотели начать. Не думайте, как получится – просто начните
- позвоните старому другу и договоритесь о встрече.
Придумайте то, что доставит вам удовольствие – ведь зависть придаст вам сил и поможет завершить его. Или хотя бы ударно поработать.
4. Пойдите и сделайте то, что хотите сделать
Ни в чем себе не отказывайте. Пока зависть свежа – она отлично помогает действовать. Не думайте о том, как получится. Не высчитывайте – выйдет или нет. Это ваш тренировочный день – вы не забыли? Как будто тренируетесь бить пенальти – когда вы на тренировке, имеете полное право не забить. Но вот ударить по мячу – необходимо.
Просто сделайте, поставьте мысленно галочку, и смело переходите к пятому шагу.
5. Заключительный штрих
Когда завершите свой героический подвиг — не забудьте:
- поблагодарить себя – за то, что смогли и сделали это
- поблагодарить того, кому позавидовали, он ведь помог вам. Необязательно вслух, тут уж как карта ляжет. Иногда я даже использую разные жесты, они иногда очень помогают
- а потом сядьте на пять минут и погрейтесь в лучах славы собственных достижений – вы сделали это, и имеете полное право отдохнуть и погордиться собой.
Эти пять простых шагов помогут вам перевести негативные эмоции в более приятные и полезные для вас действия. В итоге вам больше не придется использовать зависть — это прекрасное чувство, чтобы опускать других, ругать себя, или злобно курить в сторонке.
Вместо этого вы будете направлять ее в нужную для вас сторону. Добиваться того, что хотите именно вы. И получать при этом удовольствие от процесса.
Препятствие и есть путь ~ Дзенская пословица
Что такое зависть? Как с ней бороться?
Самое негативное чувство в человеке — зависть. Мы живем в обществе, среди людей, и волей неволей сравниваем себя с другими. Даже если у человека все хорошо, обязательно найдется кто-то, у кого еще лучше.
Откуда берется зависть?
Кто-то завидует более богатому. Кто-то более стройному. Кто-то нуждается в популярности, но видя ее у своей подруги, готова сделать ей любую пакость.
Завидует каждый, что бы ни говорили, но в разной степени.
Нет в мире человека, который хоть раз в жизни не посмотрел бы в чью-то сторону, мечтая заполучить то, что у того есть.
Зависть губит человека. Завидующий испытывает стресс, изнашивается нервная система. День за днем разрушая человека изнутри, это ощущение заставляет чувствовать все большее недовольство собой и раздражение по отношению к окружающим. Завидующий наносит вред в первую очередь себе, затем своим близким.
Порочное чувство не делает людей богаче, выше, сильнее, красивее. Завидующий не умеет радоваться чужим успехам. С ним не хочется делиться приятными новостями. Завистливый — это в первую очередь неискренний человек, который не может и не хочет получать удовольствие от предоставляющегося шанса от жизни. Он не способен сам испытывать удовольствие от жизни, но и мешает другим это делать.
Это чувство приносит боль, угнетает, понижает самооценку, озлобляет человека, приводит к искривлению лица, так как оно постоянно находится в состоянии выражения негативных эмоций.
Зависть разъедает душу, уничтожая его так же, как жаркий огонь уничтожает высохшие сучья. Из-за постоянного негатива, в организме могут начать развиваться всевозможные заболевания, неврозы.
Завистливый человек обижается на других людей, на себя за то, что не имеет того, что хотел бы, завидует чужим успехам, но все эти негативные эмоции и мысли приводят лишь к собственным потерям и неудачам.
Можно ли избавиться от этого порока?
Освободиться от порочного чувства сразу невозможно. По утверждению психологов — зависть так же естественна и несокрушима, как любовь, ненависть, доброта и т.д. Но зная некоторые приемы можно победить это губительное чувство.
Для начала попробуйте, увидев у кого-то дорогую вещь, красивый дом или машину, поинтересоваться, как они это приобрели? Наверняка хозяева расскажут, что им пришлось пережить, каких трудов им стоило это. Спросите себя — готовы ли вы на такие жертвы? Возможно нечему завидовать? Если вы хотите так же работать, хотите обладать тем же, что они, тогда вперед! Поверьте, у вас получится!
Если у вашей подруги все так хорошо, то почему бы вам у нее не поучиться?
Почему вы не можете перенять такой же позитивный опыт изменения собственной жизни? Нет ничего зазорного в том, чтобы спросить у нее о вещах, которые вам интересны. Подумайте о том, что у вас есть, чего нет у других? Вы не можете знать, что скрывается за фасадом успешных, удачливых людей – быть может их гложут те же проблемы, что и вас.
Вы завидуете подруге с успешной карьерой? Возможно, она легко променяла бы ее на вашу счастливую супружескую жизнь.
Вы страдаете от кривизны своих ног? А ваша соперница возможно завидует вашему здоровью и отсутствию варикозного расширения вен.
Ищите минусы у благополучных с виду людей: «У коллеги богатый муж, но зато он бабник!» После такого анализа, настроение возможно улучшиться!
Завидуя чужим успехам, люди часто совсем забывают про свои собственные удачи и достижения. То, что кажется вам само собой разумеющимся, например, благополучная семья, машина, образование, быть хорошим родителем, иметь работу, хороших друзей — это уже очень много значит.
Представьте, что есть люди, у которых всего этого нет, и вы поймете, что имеете гораздо больше, чем думали!
Если вас мучают приступы зависти, постарайтесь меньше общаться и находиться в присутствии тех, кому завидуете. Бывает так: вас все в жизни устраивает, но стоит побывать в доме у подруги да еще мило поболтать с ней, как начинаются приступы зависти – ах, у нее новая мебель! ах, у ее детей теперь есть гувернантка и т.д. Избегайте общения с людьми, в чьем присутствии вы испытываете комплекс неполноценности.
Если мучаетесь от чувства зависти к какому-то человеку, сделайте ему что-нибудь приятное. Увидя улыбку на его лице, будете знать, что вы также причастны к его счастью и будете испытывать радость.
Очень важно понимать, что мучающее вас чувство разрушительно. Перестать завидовать раз и навсегда нереально — такова природа человека, что время от времени у каждого из нас случаются вспышки зависти по разным поводам. Но не превращайте это чувство в катастрофу, портящую жизнь себе и окружающим.
Полюбите себя, начните радоваться жизни. Каждому дню, каждому часу существования. Как только вы обретете внутреннюю гармонию, времени, сил на зависть просто не останется.
Как самому защититься от зависти?
Зависть людей, подруг, коллег, родственников, знакомых — это тоже неприятное и опасное чувство. Если в вашем окружении завелись завистники, и вы знаете это, будьте осторожны. Подумайте, почему люди могут завидовать вам? Возможно вы своим поведением демонстрируете превосходство, успешность, достижения?
Не акцентируйте внимание на собственных достижениях лишний раз. К чему? Ведь они и так явно жгут глаза окружающим завистникам. Не стоит подогревать или провоцировать это нехорошее чувство. Не нужно «прибедняться», но не стоит и кичиться своими достижением.
Проявляйте искренний интерес к другим людям. Не поддавайтесь влиянию негативных эмоций, осознав, что вы стали объектом зависти. Ведь завистник гораздо несчастнее вас: он не только не смог добиться определенного успеха, но и терзаем разрушительным чувством.
Вместо того, чтобы скорее осуждать человека, пожалейте его, попробуйте проникнуться к нему пониманием. Преодолев свой гнев и обиду на завистника, вы вновь сможете наслаждаться жизнью.
Зависть — это признак отсутствия самоуважения и признания собственной уникальности. У каждого из нас есть что-то, чего нет у других. Элизабет О’Коннор.