Содержание
- Как распознать секту и самому не стать сектантом
- 1. Занимает ли центральное место Евангелие?
- 2. Кто и что является авторитетом в этой группе людей?
- 3. Есть ли множественность служителей?
- Сектантство в Православии и Православие в сектантстве
- Что такое секта
- Характерные признаки секты
- Основные секты России
- «Осторожно – ряженые самозванцы!»: Псевдоправославные секты на постсоветском пространстве
Как распознать секту и самому не стать сектантом
Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.
Мормонские проповедники
– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?
– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.
Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.
– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?
Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение
– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.
– Поясните, пожалуйста.
– Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.
Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства
Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.
Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.
– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?
– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.
Собрание московских мунитов. 1997 г.
Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.
– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?
У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы
– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.
Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.
Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.
– А каким людским страстям потакают секты?
– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…
Секта Виссариона
Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.
– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?
– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.
Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.
Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.
– Приведите, пожалуйста, примеры.
– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.
Кришнаиты и идол Свами Прабхупады
– А как мотивируется запрет на переливание крови?
– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.
Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом
Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.
– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?
– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.
Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…
– Даже так?
– Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.
«бог Кузя»
Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.
Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.
– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?
Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность
– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.
– Что еще не любят сектанты?
– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.
– Люди доверчивы….
– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.
– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?
– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.
Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.
Роман Михайлович Конь
– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?
– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.
Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения
Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.
– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?
– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.
1. Занимает ли центральное место Евангелие?
Сейчас очень много разных течений, движений, учений и порой очень трудно сориентироваться в этом калейдоскопе, особенно, когда слышишь, что, то тут то там, люди злоупотребляют своим положением в церкви, используя других людей для своих собственных корыстных целей.
Библия говорит о нескольких ключевых признаках истинной церкви Иисуса Христа. Зная эти ключевые признаки, мы сможем иметь достаточную защиту, чтобы не попасть в какие-то псевдо церкви или же секты.
Самое главное условие или главное качество истинной церкви заключается в том, какое место уделяется Евангелию. А Евангелие — это библейское учение о спасении.
Задайте себе вопрос: «Занимает ли в этой церкви Евангелие Иисуса Христа центральное место?»
Признают ли там Иисуса Христа как Сына Божьего, который является Богочеловеком, стопроцентным Богом и стопроцентным человеком, пришедшим с небес для того, чтобы взять на себя грехи мира, чтобы умереть за них на Голгофском кресте. И признают ли, что этот Божий Сын Своей смертью искупил нас от грехов и Своим воскресением дал нам вечную жизнь и надежду на Славу вместе с Отцом, куда Он вознесся на небеса.
Это главный и центральный элемент любой настоящей церкви. Апостол Павел когда-то говорил об этом в Послании к Галатам: появились люди, которые смущают вас и желают извратить благовествование Христово. То есть, всегда были люди, которые извращают Евангелие. Там где нет настоящего Евангелия, там где оно не акцентируется, не проповедуется, там всегда будет псевдоцерковь. То есть это человеческая организация, которая скорее существуют для каких-то других целей, а не для спасения души. Она не сможет помочь в спасении души, если там нет Евангелия.
2. Кто и что является авторитетом в этой группе людей?
Второй очень важный вопрос: кто и что является авторитетом в этой группе людей. Библия говорит о том, что самый главный авторитет у священного писания. Если церковь не признает авторитета священного писания или же признает это только «на словах», но главным авторитетом становятся труды какого-то человека, какого-то пророка или выдающегося лица в прошлом или в будущем. Здесь сразу же должен зажечься «красный огонек» — очень большая вероятность, что это секта.
Есть ещё один очень важный вопрос, как можно отличить секту от настоящей церкви. Мы уже говорили о двух, то есть, если есть Евангелие и оно занимает центральное место, второе Священное Писание в действительности является авторитетом и признается авторитетом не мнение какой-то группы людей или тем более мнение какого-то одного человека.
3. Есть ли множественность служителей?
Третье к этому условию очень важно добавить — это множественность служителей. То есть эта церковь управляется реально, не «на словах», не одним каким-то человеком.
Один человек очень легко может стать диктатором. Это значит он может интерпретировать Библию так, как ему удобно. Это значит, у него нет подотчетности, он может злоупотреблять своим положением. Вот почему в Священном Писании всегда говорится о пресвитерах во множественном числе. И очень важно, чрезвычайно важно, чтобы эта множественность пресвитеров, была не «на словах», а на деле.
Я знаю ситуации в которых люди говорят,
«Да у нас есть несколько пресвитеров.»
Но те пресвитера к сожалению не имеют реальных возможностей держать подотчетным основного руководителя, который руководит. И как только это возникает, то появляется очень большой шанс, что церковь может превратится в секту, то есть она превратится в место, в котором достигаются интересы одного какого-то человека или же группы людей, вместо того, чтобы это было местом спасения и созидания душ.
Сектантство в Православии и Православие в сектантстве
Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного» – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды – внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям.
И наличие таких смешений в христианском обществе не позволяет легкомысленно подойти к вопросу вероисповедных отношений. Сектанты грешат в непонимании Православия, но и мы, православные, не следуем своему Православию, не понимая их, сектантов, иногда удивительно пламенно и чисто устремленных к последованию за Господом, к жизни в Нем, Едином.
Человеческий узкий, гордый, больной разум, не преображенный в Духе Божием, одинаково стремится к разделению и ищет повода к нему, кому бы он ни принадлежал этот разум – православному или сектанту.
Мы, православные, веруем, духовно видим, что имеем полноту человечески выраженной истины. Но это совсем не значит, что мы уже следуем этой полноте истины и что эта полнота наполняет нас. Мы иногда имеем ее только на языке, или думаем, что она у нас в глазу должна заменить бревно духовной лености нашей. Но все это далеко не так. Истину мы имеем, и полную, но жить в ней не хотим или не умеем, и просто часто не стремимся жить в ней, ибо она очень стеснительна для нашего ветхого человека. А погордиться, повеличаться своей православностью мы не прочь.
Среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия – духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный. По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общений со святыми, ушедшими из этого мира), но по духу, по внутреннему человеку он – верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному, Господу Иисусу Христу – до смерти. Наличие таких подлинно православных христиан замечается как среди православных по умоисповеданию, так и среди римокатоликов, также среди протестантов всех оттенков, к каковым оттенкам принадлежат и русские сектанты, сектаризировавшиеся, т.е. отделившиеся умом и опытом от догматического исповедания Церкви, отчасти из-за непонимания этого исповедания в Духе, отчасти из-за дурных примеров осуществления этого исповедания в жизни. Всякому православному ясно, что православные по своему умоисповеданию люди часто являются не только не назиданием для общества, но прямым развращением этого общества. Не говорим о примерах политиков, общественных деятелей: они касаются, конечно, и в большой степени и нас, духовенства, не всегда стоящего на духовной высоте Православия, несмотря на ясное сознание истинности своей Церкви. А монастыри… сколько было глубокого неправославия, мирского, тленного духа подчас под смиренной одеждой монаха. И все «легковесное», гнилое всплывало на поверхность церковной жизни и более бросалось в глаза, чем истинно смиренный, самоотреченный труд множества пастырей и иноков подлинного Православия, жизнью своею шедших за Христом и умиравших во Христе. Революция показала, обнажила слабый слой православного русского священства, но она же подчеркнула мученическое исповедничество православной жизни у большинства священников. Кто-то сказал, что наличие сектантства показывает религиозность народа. Можно сказать и так: наличие сектантства показывает православность народа, его горение духа, его стремление к идеалу, его жажду не внешней религии, но внутренней, жажду своего сердечного завета с Богом. И это по существу есть Православие. В наличии сектантства православный, а тем более священник, всегда более виноват, чем сектанты. Думать так – не является ли думать по-православному, беря на себя вину и ответственность за отделившихся братьев. Иначе не будет Христовой правды – если не взять на себя вину. Человеческую правду сложно осуществить в признании виновными сектантов, но Христова правда иная, «безумная» для мира, мудрая лишь – для Бога.
Ни спорами, ни диспутами, ни препирательствами, ни грубыми обличениями нельзя показать ту положительную силу Духа Божьего, который живет в Православии, который есть само Православие, этот Дух можно выявить лишь в безумном по-человечески отречении от своих разумных прав и предоставлении Суда – Духу.
В православной апологетике надо, прежде всего, делать ясное и твердое ударение на разъяснении смысла вероучения и на показании этого вероучения в жизни.
Надо ясно понять, что Православие есть страшный Огонь, как Святые Тайны. Принимающих полноту Православия этот Огонь либо преобразит, либо сожжет. Православие создало дух русского народа, но оно же и и ввергло русский народ в огонь. Православные опалены Православием. Они сделались недостойными причастниками Святыни Полноты веры. Эта святыня не только живит, но и опаляет.
Сектантство – это неправославное искание путей Православия. По немощи человека оно совершается не вглубь, а вбок, так сказать не в догмате, а около догмата. Догматическая (чистая) жизнь около догмата представляет собою, конечно, большее Православие, чем недогматическая (блудная) жизнь в догмате. Это надо понять со всею ясностью, со всею определенностью Божьего Слова, прямо указывающего на это хотя бы в притче о двух сыновьях, из которых один сказал, что не исполнит воли отчей, но исполнил ее, а другой сказал, что исполнит, но не исполнил. Исповедание православного Символа веры есть запечатление Евангелия. Символ должен совершаться в жизни, стать реальностью. У одного человека он совершенно не реален в жизни, хотя этот человек произносит его каждый день на молитве; у другого вера является в жизни любви его ко Господу Иисусу Христу, к Отцу Небесному и Духу Святому, и она отражается на лице его, на словах и всех поступках. Кто же ближе к Царствию Божию? Ответ ясен. Конечно, второй, неправославный по имени, но православный по духу и истине, наученный самим Духом.
Православные по самоисповеданию, по самоутверждению должны понять, что Православие это отнюдь не привилегия и не повод к осуждению других, и не гордость. Православие, наоборот, есть смирение, есть исповедание полноты Истины, как правды, так и любви. Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, а отнюдь не пушкой – стальной или словесной, все равно. Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием. Оно сияет в том, кто смирен в своем Православии, кто чистоту веры понимает не разумом только маленьким своим, но духом, всей жизнью.
Красота Православия дана для спасения людей, а православные ее стали обращать для осуждения, для погубления людей. Можно сказать, что нет на земле совершенно православных людей, но что частично православны и сами так называемые православные и те, кто не считает себя в православии, но считает во Христовой Церкви и жизнью живет во Христе. Православие – солнечный свет, лежащий на земле. Светит для всех, но не все освещаются им, ибо кто в подвале, кто закрыл свои окна, кто закрыл свои глаза…
Но невольно возникает вопрос: не есть ли эти мысли, хотя бы в самой малой мере, отказ от чистоты православной веры, от той чистоты, ради которой столько было пролито крови и ревности святыми отцами?
О нет, это не только не отказ от чистоты православности, но это есть защита и исповедание именно ее.
Возьмем для примера почитание святых, молитвы к ним. Сектант – неразумно, не по духу – отрицает эту ветвь жизни духа. Мы утверждаем ее духовную реальность во Христе. Может ли спастись человек, не признающий этой реальности? Страшный вопрос. То, что должно служить помощью в спасении, одним из средств его, можно считать предлогом для осуждения кого бы то ни было, кто отказался от этой помощи, выбрал другое средство?
Что святые ищут – прославления себя, или Бога? Конечно, Бога. И всякое истинное прославление святых есть прежде всего – прославление Бога: «Дивен Бог во святых Своих…» (Пс.67:36). Значит, если мы прославляем «прямо» Бога и прославляем действительно, нелицемерно, – святые и ангелы, конечно, ликуют, радуются, духовно лобзают такого прославляющего. Наоборот, если человек поет величание и акафисты святым, а в жизни своей не имеет любви к их духу – духу Христовой чистоты и правды, и любви, не является ли этот человек более поругателем святых, чем прославителем их? Благодаря ему, может быть, многие перестали прославлять святых, соблазнившись такими результатами его прославлений… О, сколь косно и грубо плотское мудрование человеческое, как распинается чистейший Дух Господень в людях!
Установления Православной Церкви суть школа духа, самая удобная, если проходится в духе. Все в Православной Церкви должно оживлять и одухотворять. Вина человека, если он оземляется. Мы, православные пастыри, – учители во Христе. Учитель Един – Господь Иисус Христос, и никто – вне Его – не может быть учителем. Мы учим лишь, как повиноваться Единому Учителю, Мы не во имя свое, но во имя Христово учителя. Но вот мы видим, что кто-то выучился быть учеником Христовым без нас. Что же? Будем ли мы против него восставать, как хотели апостолы восстать против тех, кто «не ходит с ними» (Лк 9,49), но получили достойную отповедь Учителя, годную и для нас, православных пастырей.
Мы радоваться должны, что человек силою Всемогущего Духа, который «дышит, где хочет» (Ин.3:8), чудесно преобразил свою жизнь и приносит Богу плод. Нам не ясен путь Духа в этом человеке? Но разве мы поставлены судить о путях Духа, если плоды Духа ясны нашим глазам? От плодов велено знавать. Плоды же ясно определены у апостола (1Кор 13, 4–8).
Непрощаем грех один только – против Св. Духа, против любви к Нему. Любящий неправду, восхваляющий грех, наслаждающийся злобой, повинен в этом грехе, но никак не умственно признающий или умственно непризнающий, т. е. видящий душою или невидящий душою – той или иной истины. Если я духовный дальтоник не вижу того или иного цвета в природе духовного мира, но остальные цвета вижу так же, как видят все, неужели я отверженный? Я скорее должен быть предметом особых попечений, особого сострадания. Сектант, который верует в Пресвятую Троицу, в необходимость духовного рождения, в необходимость сознательного отношения к крещению, в необходимость верующим не стыдиться веры своей среди равнодушных, но исповедовать ее перед всеми, верует каждому слову Священного Писания и из ревности по этой вере считает лишним все иные проявления откровений Духа Святого в Церкви за 1900 лет (откровений, кои не противоречат, но разъясняют скрытое в Евангелии) – этот сектант неужели должен быть злобно гоним нами, православными? В чем же тогда будет наше Православие?
Но не только сектантов, этих братьев наших по вере в Единого Спасителя и Искупителя мира, мы не должны злобно, раздражительно и грубо гнать и осуждать. Мы никого из людей не смеем злобно или раздражительно осуждать. Мы можем заметить ошибку, слабость, если сами чисты, но соболезнующе. Немилосердно мы должны только изгонять грубый дух мира сего из своего сердца. И тогда наше Православие засияет. Ибо средство немыслимо оправдать целью. Нельзя Православие защищать по-язычески или по-иудейски. Чистота Евангельского Духа – Православие Святое – должна защищаться евангельски, бесстрастно, мудро, с великою любовью к той душе, за которую пролита Богочеловеческая кровь.
Кидать камни очень легко. И ветхий наш человек только ищет дозволенных предлогов для камня. Предлог ревности по вере – самый удобный. Защищается великая святыня – чистота веры и духа! Именно здесь, у защиты святыни должен человек облечься в святыню, подпоясать свои чресла постом и милостынею духа. В этом и будет Православие его Жизни.
Надо открыто признать тот несомненный факт, что среди всех исповеданий веры в истинное Боговоплощение, на земле совершившееся в Господе Иисусе Христе, Альфе и Омеге спасения, среди всех призывающих Его Святое Имя – есть духовно рожденные люди. И среди православных, и среди римо-католиков, и среди протестантов разных направлений и оттенков. Обратный факт таков, что среди и первых, и вторых, и третьих есть люди, не родившиеся духом во Христе, не возненавидевшие зла, не возлюбившие Бога всем сердцем, всем помышлением.
Все те, коих Православная Церковь принимает без крещения, все те суть христиане – братья православных во Христе, и отношение к ним должно быть особенно братское, любовное. Говорим, особое, ибо братское отношение должно быть у человека ко всем людям. Как может православный обратить кого-либо к вере, если не будет у него для этого человека любви? Как узнает этот человек ту веру любви, если не увидит любви у тех, кто ее проповедует?
Придет ли то благословенное время, когда засияет подлинное Православие в тех, кто носит Его имя?! Засияет кротость, милостивость, чистота, любовь нелицемерная о Христе к каждому человеку, к каждой твари. В наши дни сияет вера православная в мученичестве русских людей. Но и в некоторых сектантах – мучениках и исповедниках, как и в католиках, изгоняемых и мучимых за веру Христову, – прославилось Православие, истинное, нелицемерное, гораздо более чистое и святое, чем в тысячах теплохладных, боязливых, имеющих только имя, «будто живых» (Откр 3, 1), но на самом деле мертвых последователей нашего чистого догматического учения.
Наше Православие здесь лишь отблеск, лишь отзвук Православия небесного, его вечной истины, вечных совершенств. Догматически оно чисто отражается в учении Православной Церкви, но оно есть дух и жизнь и имеет плодом своим – только жизнь. Православие есть добрый плод, и о дереве надо судить только по плодам, по результатам его цветения. Пусть цвет некрасив, пусть листья колючи и сухи, пусть дерево низкоросло и неказисто, пусть даже поломано… Но если плод сладкий, чистый и питательный – то дерево православно в плодоносности своей. И, наоборот, пусть пышны цветы и листья, пусть огромно и чудно дерево, но если плод несъедобно горек, ядовит или ничтожен, то ничто не явит истину Православия этого на вид выделяющегося дерева. И жалко будет оно, если само станет выделять себя и превозноситься над другими деревьями.
Но в чем практически состоит дух сектантства, против которого надо вооружаться молитвою и трезвением? Дух этот есть дух душевной (не духовной) ревности. Это – рационализация веры, блюдение чистоты веры и потеря глубины. Это ущерб любви. Некоторые православные по-сектантски защищают свое Православие, орудуя текстами Писания или канонами, как палками, браня сектантов, или своих же православных (примеры древних и новых расколов), защищая веру свою без надежды на Бога, без любви к человеку. И наоборот, в некоторых сектантах проявляется православный дух в отношении того или иного вопроса. Например, в отношении непонимания общения с Небесною Церковью (святыми) все сектанты будут «не признавать» этого общения, и не желая приобщаться к его опыту Духа, горделиво отвергать это общение, но один сектант будет обличать православных за их «идолопоклонство», другой – «отдаст суд Богу», и лишь кротко помолится о просвещении братьев православных светом истины. И тот, и другой будут вне опыта православного общения с Небесной Церковью, но один будет неправославно настроен (первый), другой – православно, и несмотря на свое неправославное исповедание веры, может быть, окажется пред Богом более православным, чем иной православный, общающийся со святыми чисто внешне – обрядно, но не поступающий в жизни по заповедям Евангельским, не стремящийся сердцем к духу святых.
Все повинны. «Нет праведного ни одного» (Рим. 3, 10) – это надо понять. И не осуждать друг друга, но помогать друг другу, учиться правде друг у друга. Сколько перегородок тогда падет!
Если бы Господь ограничил Себя теми законами спасения, которые понятны нашему человеческому уму, нам бы всем пришлось погибнуть. К безмерному счастью человеческому – это не так. Законы спасения Божьего шире наших пониманий, вернее сказать – глубже. Ибо Спаситель – Господь, а мы – люди, тварь ничтожная и окаянная пред Богом. И «вся наша праведность – как запачканная одежда» (Ис 64,6)… Вся православность наша действительно «как запачканная одежда»… И сознание этого только выявляет, только подчеркивает безмерную истину, глубину и величие Православия.
Что такое секта
Чаще всего термин «секта» используется для обозначения группы людей, объединенной единым религиозным учением и противопоставляющей себя традиционным конфессиям. Как правило, имеет основателя, а также всегда претендует на истинность и уникальность своих догматов.
Религиозные секты – группы верующих, отошедшие от учения христианства
Какие бывают секты
Среди всего многообразия сект различного толка и направлений можно выделить несколько основных групп. Это такие виды сект:
- тоталитарная, характеризуется замкнутостью группы, непререкаемым авторитетом лидера, строгим контролем над поведением адептов и суровыми наказаниями за ослушание;
- оккультная, исповедует фантастическую веру в иллюзорные потусторонние силы, занимается спиритизмом;
- сатанинская, проповедует культ дьявола, жестокости и бездушия, проводит ритуальные действия, погромы на кладбищах;
- сексуальная, заставляет адептов расплачиваться за «духовные» услуги своим телом или проповедует сексуальную разнузданность.
Секты — это отличный полигон для испытания и отработки различных психологических методик, самореализации различных гуру, пастырей, учителей, а также, конечно, источник огромной финансовой прибыли. Ведь сектанты не только передают в собственность своих лидеров свою недвижимость, сбережения, но и зарабатывают немалые деньги личным ежедневным трудом.
Чем опасна секта
Одно из основных отличий сект от традиционной конфессии в том, что когда православный проповедник обучает вере, рассказывает о ней, главная его задача, чтобы человек принял вначале сердцем, затем осознал умом и только потом идет речь о Крещении.
Главная задача сектантской организации — вовлечь человека к себе прежде, чем он что-либо о ней узнал. В сектах осуществляется контроль:
- поведения, если человека заставить себя вести как сектант, то это влияет на мышление и внутри также формируется соответствующая установка. Через контроль поведения секта добивается полного контроля над сознанием человека;
- эмоций, это «бомбардировка» любовью, общие исповеди, вовлечение в сексуальные действия и так далее;
- языка, — вводятся новые слова, другие понятия, утрачиваются старые, привычные;
- потоков информации, как правило, отсекаются все несектантские связи.
Основной опасностью сект считается отдаленность от общественной жизни
Это приводит к полному контролю над жизнью, личностью и сознанием человека. И обычный свободный человек превращается в порабощенного сектанта.
Почему люди попадают в секту
Слыша о сектах, задаешься вопросом, а кто эти люди, которые так легко верят в бессмыслицу, преподносимую подобными организациями, и способны отдать им все, что имеют?
Нужно сказать, что в секту не приходят, туда приводят через обман, сокрытие информации, недобросовестную рекламу. Каждого из нас есть на что поймать наподобие того, как рыбак ловит рыбу: одну — на червяка, другую — на хлебный шарик или блесну.
Так и каждый из нас имеет вещи, к которым стремится, хочет получить. В разные периоды жизни приоритеты меняются, но всегда есть то, за что человека можно зацепить. Нам всегда чего-то не хватает, что-то интересно.
Поэтому в секту, как правило, прямо не зовут, а приглашают на:
- бесплатные занятия по английскому языку;
- прием к какому-нибудь удивительному доктору, который может помочь поправить свое здоровье. Не только обнаружить уже имеющиеся заболевания, но и предсказать и предотвратить грядущие;
- лекции по древнему философскому знанию;
- кружок по изучению Библии;
- курсы ведической кулинарии;
- тренинги типа «как всегда добиваться успеха», «как стать успешным человеком в жизни» или аналогичные;
- интересную увлекательную работу;
- молодежную тусовку;
- прочее.
Перечислено лишь незначительная часть приманок, но на самом деле их гораздо больше. Итак, сектантский вербовщик, как правило, делает заманчивое предложение. Но оно должно прозвучать в удобный момент, то есть тогда, когда человек наиболее внушаем или как психологи говорят «лабилен». Это бывает тогда, когда человек переживает стресс. И чем он сильнее, тем больше внушаемость.
Сектанты не приемлют крест и моление перед иконой, не верят в Богоматерь и святых
Например, когда человек теряет близкого человека, он как бы замораживается в состоянии шока и перестает отдавать себе отчет о происходящем в окружающей действительности. Им очень легко управлять в такие моменты. Этим пользуются всевозможные сектанты, лжеучителя, мошенники. Любой стресс повышает внушаемость. В жизни человека могут случиться самые разные сложные ситуации:
- разочарование в ком-то;
- резкие перемены в жизни;
- переезд на новое место жительства;
- отпуск, когда человек лишается привычной рутины и круга общения;
- многие другие.
Кроме того, некоторые возрастные периоды в жизни человека также сопровождаются стрессом. Например, во время взросления, когда заканчивается детство и начинается взрослая жизнь. Пока мозг и психика приспособится к новому положению проходит несколько стрессовых лет, поэтому молодежь более внушаема.
О православии о других конфессиях:
- Православие и протестантизм: главные отличия
- Православие и буддизм: отношение и мнение о религии
- Православие и ислам: отношение и мнение о религии
Второй такой возраст — пенсионный, когда человек от активного образа жизни переходит к пассивному, и также переживает стресс. Он начинает терять близких людей, задумываться о жизни, и тут могут подоспеть сектанты. Человек еще не успел сформировать свою жизнь по-новому, заполнить пустующее время, поэтому именно в этот момент его и стараются подловить сектанты.
Характерные признаки секты
Секта — это не всегда религиозная организация. По сути, главное в сектах не наличие или отсутствие религии, а именно:
- обман при вербовке;
- манипулирование сознанием своих членов;
- жестокая эксплуатация рядовых сектантов;
- абсолютизация лидера, строго иерархическая организация;
- тоталитаризм, то есть регламентация всех аспектов жизни человека.
Христианам важно знать учение Церкви и Писание, чтобы противостоять ереси
Есть религиозная составляющая или нет, не столь важно. Секты могут прикрываться различными масками, начиная от религиозных, педагогических, когда учитель-новатор предлагает свою, отличную от традиционной, систему обучения, создаются целые школы. Известно много коммерческих сект, построенных на сетевом маркетинге, и так далее.
Как распознать православную секту
Почему внутри современной православной церкви возникают тоталитарные секты? Кое-кто это мотивирует тем, что церковь утратила свою святость, и поэтому возникают альтернативные учения. Но здесь можно привести пример с яблоком, которое имеет червоточину. Она свидетельствует о том, что плод живой, настоящий выращен в природных условиях.
Поэтому многие предпочитают покупать именно такие яблоки, а не привозные, с виду безупречные, но при этом не несущие в себе жизни и здоровья для человека. Такую червоточину и можно сравнить с сектами, а яблоко — с церковью.
Важно! Во все времена находились люди, которые сходили с пути истины. Их мятущийся дух, подстрекаемый дьяволом, искал «справедливости» и «правды», а на самом деле воевал с Богом.
Все, кто утверждал, что церковь ошибается, не хочет идти в ногу со временем и прочее в этом духе, становились рано или поздно сектантами, если вовремя не одумывались. Мятежники, лжепророки, обольщенные этим миром, уходят со спасительного пути Святого Духа. Они образовывают секты вначале внутри православной церкви, затем откалываются от нее. Их путь лежит в погибель.
Как православная церковь относится к сектам
Православная церковь предостерегает своих прихожан от участия в деятельности псевдорелигиозных общин, то есть сект. Об этом упоминал еще Сам Господь в Святом Писании: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные».
Православная церковь негативно относится к сектанству
Сегодня мир находится в состоянии духовного кризиса, без правильных и четких представлений об Истинном Боге и Его творении, человеке. На этой почве возрождаются старые языческие верования и другие культы. Они пытаются подорвать многовековые устои официальной православной конфессии. Также через границу хлынули многочисленные учителя и проповедники лжехристианских и различных восточных религий.
Важно! В этой всеобщей сумятице верований спасительным маяком служит православная церковь, которая направляет людей по единственно спасительному, истинному пути.
Священнослужители, проповедники разъясняют людям пагубность лжеучений, молятся о просвещении всех заблудших, поддавшихся пропаганде сектантских наставников. «Если же кто не послушает слова вашего <…>, не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте как брата».
Основные секты России
Число псевдорелигиозных организаций в России огромно. Но их влияние на жизнь общества и отдельно взятых людей не одинаковы. Вначале перечислим некоторые из сект, наиболее характерных для России:
- мормоны;
- харизматики (протестанты, неопятидесятники);
- кришнаиты;
- баптисты;
- саентология;
- сатанисты;
- муниты;
- секта Ошо;
- Богородичный центр;
- община Виссариона;
- секта Григория Гробового;
- прочие.
Это, конечно, далеко не полный список сект России. Всего их давно насчитывается не одна тысяча. Есть и запрещенные секты:
- аум синрике, отметилась террористическими актами;
- свидетели Иеговы, запрещает переливание крови, исключая тем самым ценность человеческой жизни;
- Нурджулар, исламское объединение, исповедует слепое и безотказное повиновение духовному лидеру;
- Белое братство, признана экстремистской организацией;
- секта бога Кузи, убийство родственников, сексуальное насилие и др.
Все эти организации несут деструктивное влияние на жизнь общества. Они разрушают семьи, уводят людей от истинной веры, наносят непоправимый ущерб любому человеку, попавшему в их сети.
Что такое секта?
«Осторожно – ряженые самозванцы!»: Псевдоправославные секты на постсоветском пространстве
Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата опровергла слухи о переходе в юрисдикцию Константинополя.
Эта разлетевшаяся накануне новость – не просто опровержение очередного «фейка», возникшего в результате сегодняшней информационной войны против Русской Православной Церкви и Государства Российского. Упомянутые слухи оказались основанными на полуправде, которая зачастую куда опаснее откровенной лжи.
Действительно, на днях стало известно, что 24 октября 2019 года властями Латвийской Республики была зарегистрирована некая «Латвийская православная автономная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата» (ЛПАЦКП). Разумеется, некоторые светские СМИ восприняли эту информацию в качестве сенсации и растиражировали тот самый слух о переходе в Константинопольский патриархат канонической Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата.
В реальности всё совсем не так. Каноническая Латвийская Церковь, духовно окормляющая, по разным данным, до полумиллиона православных христиан Латвии, как была, так и остаётся самоуправляемой частью Московского Патриархата. Государственную же регистрацию в результате откровенно русофобских и антицерковных интриг курируемых с Запада латвийских чиновников получила карликовая секта, состоящая из трёх ряженых самозванцев и нескольких десятков их адептов.
Фото: mike_green / .com
Основателями ЛПАЦКП являются отлучённые от Церкви ещё в 1990-е годы два попа-расстриги – лжеархиепископ Виктор Контузоров и его верный «паж» и «келейник» (что не раз вызывало весьма недвусмысленные обсуждения) лжеархимандрит Филарет Романов. Впоследствии к ним присоединился третий персонаж – некий гладко выбритый (что противоречит православным традициям) лжеиеромонах Андрей.
Несмотря на то что в регистрационных документах эта секта именует себя пребывающей «в юрисдикции Константинопольского патриархата», стамбульский Фанар, несмотря на свои беззакония на Украине, эту карликовую псевдоправославную группировку не только не признаёт, но и не имеет с ней никаких отношений. Тем не менее сама апелляция к Константинопольскому патриархату неслучайна. Ведь в XX веке Фанар уже пытался посягать на каноническую территорию Русской Церкви в Латвии. И не только.
Предлагаю разобраться, какие основные неканонические псевдоправославные группировки действуют на территории постсоветского пространства. Разумеется, за исключением Украины, поскольку о ПЦУ-СЦУ Телеканал «Царьград» в своих программах и сюжетах, а также на страницах сайта рассказывает регулярно и достаточно подробно. Начнём, разумеется, с России.
* * *
Российские псевдоправославные секты
В 1990-е годы в России, как грибы после дождя, выросли всевозможные «новые религиозные организации», значительную часть среди которых вполне можно назвать «деструктивными» и даже «тоталитарными сектами». Значительная часть из них в той или иной степени апеллировала к православным традициям, пытаясь заманить в свои структуры людей, считающих себя православными христианами, но практически ничего не знающих о Православии.
«Богородичный центр» (богородичники). Самой яркой и скандальной среди псевдоправославных организаций вплоть до «нулевых» годов века нынешнего стал так называемый «Богородичный центр», также именовавшийся «Православной церковью Божией Матери Державная». Гуру и руководитель этой секты Вениамин Яковлевич Береславский-Янкельман, прозвавший себя «архиепископом Иоанном», совместил в своей группировке самые различные синкретичные идеи, включая восточные, и банальные суеверия.
При внешней православной обрядности «богородичников» сложно назвать даже «псевдоправославными», поскольку эта секта только использует христианскую риторику и эстетику. На сегодняшний день «Богородичный центр» утратил былое влияние и окончательно маргинализировался.
«ИПЦ» (Рафаила) (рафаиловцы). Гуру – Леонид Семёнович Прокопьев (в 2009 году сменил фамилию на «Мотовилов» в честь известного собеседника преподобного Серафима Саровского Николая Мотовилова), также известный религиозным синкретизмом. Сохраняя православные обряды, занимается экстрасенсорикой, проповедует многие откровенно нехристианские учения, в том числе утверждение, что «Бог не борется с сатаной», поскольку «сатана – Его орудие».
Подобно украинскому лжепатриарху Филарету, Прокопьев-Мотовилов носит белый куколь Московских Патриархов, что только подтверждает его «статус» ряженого самозванца. В 2015 году брошюра Прокопьева-Мотовилова «О месте Истинно-Православной Церкви в современном мире» была включена в Федеральный список экстремистских материалов, однако секта, именующая себя «Истинно-православной церковью», до сих пор существует, хотя число её адептов значительно меньше, чем в 1990-е – «нулевые» годы.
РПАЦ (суздальский раскол, русанцовцы). В отличие от предыдущих двух сект, суздальская РПАЦ в начале своего существования пыталась казаться строго православной и традиционалистской. Свою неканоническую иерархию она получила от Русской Зарубежной Церкви, священноначалие которой надеялось, что суздальский архимандрит Валентин (Русанцов), в 1990 году разорвавший с Московским Патриархатом, станет их представителем в России.
В реальности же Русанцов только пытался строить из себя строгого «катакомбника», но уже очень скоро проявилась его подлинная натура: с Русской Зарубежной Церковью он разорвал и провозгласил себя «митрополитом». В 2002 году Суздальский районный суд осудил Русанцова на 4 года условно за действия сексуального характера с применением насилия к несовершеннолетним, после чего в отношении РПАЦ появилось прозвище «секта педофилов», а многие её адепты покинули РПАЦ.
После смерти Русанцова в 2012 году РПАЦ, которой в 1990-х принадлежали десятки храмов (большинство в Суздальском районе Владимирской области), начала рассыпаться. Тем не менее до сих пор в Москве на Головинском кладбище существует «храм» этой секты, который возглавляет бывший священник Московского Патриархата Михаил Ардов. Также в Санкт-Петербурге действует один из осколков РПАЦ во главе с лжеепископом Григорием (Вадимом Лурье), блогером и публицистом с активной оппозиционной политической позицией.
Основатель суздальского раскола бывший архимандрит Валентин (Русанцов). Фото: www.pravoslavie.ru
Менее значительными псевдоправославными организациями являются несколько осколков Русской Зарубежной Церкви, категорически не согласившихся с объединением последней с Московским Патриархатом. Среди них наиболее известны:
РПЦЗ лжемитрополита Агафангела (Пашковского), чья резиденция находится на территории Одессы, но ряд подчиняющихся ему общин действуют в России.
РИПЦ лжеархиепископа Тихона (Пасечника) с центром в Омске.
Две последние организации резко выступают против Русской Православной Церкви, однако откровенных черт деструктивных тоталитарных сект в их деятельности не существует.
* * *
Псевдоправославие в Белоруссии
Авторитарная политика белорусского лидера Александра Лукашенко в целом положительно сказывается на религиозной ситуации в республике. Хотя заигрывание властей с русофобской идеологией «литвинства» уже привела к тому, что ряд клириков Белорусского экзархата Московского Патриархата (канонической Белорусской Православной Церкви) увлекаются идеями белорусского национализма и даже автокефализма.
Большинство православных христиан Белоруссии вполне консервативны, не выступают против церковнославянского богослужебного языка и никак не связаны с белорусскими националистами. Однако в относительно недавнем интервью архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия Журналу Московской Патриархии было отмечено, что белорусские национал-либералы, по сути, вынуждают архипастырей Белорусского экзархата белорусифицировать православное богослужение:
— …А насколько в Вашей епархии распространено совершение богослужения полностью на белорусском языке?
— Как правящий архиерей я не противлюсь обращениям верующих с подобными просьбами — при условии, разумеется, что такое желание реально присутствует. В основном по-белорусски служат на городских приходах. Градус обсуждения этого вопроса подогревает наша национальная интеллигенция, но зачастую на пустом месте…
Конечно, всё это далеко от украинского уровня русофобии, однако не обращать внимания на эту проблему тоже нельзя. В том числе и потому, что при активной поддержке украинских раскольников-националистов в белорусской диаспоре на Западе, а также в зачаточном состоянии и в самой Белоруссии создана секта «Белорусская автокефальная православная церковь» (БАПЦ), идейно идентичная украинскому национализму. Главой этой секты является нью-йоркский лжеархиепископ Святослав (Вячеслав Логин), влиятельность которого в Белоруссии невелика, однако имеющаяся информация о его связях с белорусским министром иностранных дел Владимиром Макеем не может не вызывать опасений.
* * *
Псевдоправославие в Прибалтике
Но вернёмся в Прибалтику. Именно здесь с начала 1990-х Константинопольским патриархатом отрабатывается сценарий, сегодня реализующийся на Украине. И если в Латвии ранее упомянутая «Латвийская православная автономная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата» является карликовой сектой, лишь декларирующей свою связь с Фанаром, то в соседней Эстонии ситуация куда страшнее. И это связано с деятельностью так называемой «Эстонской апостольской православной церкви».
ЭАПЦ («Эстонская апостольская православная церковь»). Эта не каноническая, а по сути псевдоправославная организация была создана в 1996 году Константинопольским патриархом Варфоломеем при активной поддержке местных националистических властей. Именно этой малочисленной структуре была передана значительная часть церковного имущества, а приходы канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата долгие годы вовсе не были зарегистрированными.
До сих пор ЭАПЦ с её семитысячной паствой принадлежит около 60 православных храмов, а канонической Эстонской Церкви, духовно окормляющей несколько сотен тысяч верующих – в два раза меньше. Что показательно, возглавляет эту эстонскую лжецерковь не представитель местных кадров, а прямой ставленник Фанара митрополит-грек Стефан (Хараламбидис).
* * *
Псевдоправославие в Молдавии
«Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви» во главе с запрещённым в служении в Русской Православной Церкви епископом (в Румынской Церкви считается «митрополитом») Петром (Пэдурару). Неканоническое образование, возникшее на территории Молдавии в 1992 году подобно ЭАПЦ, только, в отличие от эстонской лжецеркви, основанное не Константинопольским, а Румынским Патриархатом.
В настоящий момент в Молдавии действует около 100 приходов этой неканонической религиозной организации, притом что в Православной Церкви Молдовы (самоуправляемой части Московского Патриархата) свыше 1200 приходов. Тем не менее некоторые прозападные молдавские политики и чиновники оказывают поддержку «Бессарабской митрополии».
* * *