Содержание
- Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности
- 1. Введение
- LiveInternetLiveInternet
- Помогите пожалуйста составить сочинение » Чему учит повесть о Петре и Февронии»
- История любви Петра и Февронии Муромских
- Петр и Феврония Муромские. История святости
- Поэтичная повесть
- О любви и верности
- Спаситель Петр
- Знакомство с Февронией
- Уйти, чтобы вернуться
Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Открытый урок литературы в 7 классе
«Повесть о Петре и Февронии Муромских.»
Ход урока.
- Оргмомент: приветствие, позитивный настрой на работу.
- Вступительное слово учителя:
— Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.
(Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи)
-Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?
(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).
-Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.)
-Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)
-Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.
3. Сообщение темы урока.
— В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.
Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому циклу, — «Повестью о Петре и Февронии».
Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.
Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.
Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.
С этим произведением мы с вами уже познакомились.
Цель нашего сегодняшнего урока: — рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; мы попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии.
4. Работа с эпиграфом.
Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»
— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?
(Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Читая древние книги, мы можем многое найти для себя)
— Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория?
5.История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.
(в костюмах средневековых русичей)
ХVI век… — время образования единого Русского государства.
За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался «Великие Четьи-Минеи» (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.
Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.
Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года.
«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.
Слово учителя:
-Ребята, в речи наших русичей встретились слова: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.
Давайте вспомним, что они означают? (словарная работа)
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).
«Великие Четьи –Минеи» — сборник житий всех святых православной церкви.
Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.
Праведный, праведник — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
Иночество — буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.
Канонизация – причисление к лику святых.
Вопросы на закрепление полученной информации:
-Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)
— Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))
— Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)
6. Проверка домашнего задания.
Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении.
— Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.
-Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)
-Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)
-Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)
-Дайте определение повести.
(Повесть — эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.)
-Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)
-Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)
-Какую структуру имели жития?
- Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
- Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
- Завершалось житие похвалой святому.
-А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?
Сказка |
Житие |
Повесть |
Сказка — произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. |
Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру. |
По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. |
— Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» — Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». — Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. — Есть волшебные вещи: агриков меч. — Добро побеждает зло (Пётр победил змия). — Загадки и хитроумные испытания. — Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). |
— Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). — Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. — Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. — Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). — Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья). |
— Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). — Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году). — в центре произведения — образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания. — в повести отражен один из острейших конфликтов XVI века — история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. |
— Итак, каков жанр у этого произведения?
(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести)
7. Работа с текстом произведения.
Первая часть повести:
— С чего начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).
— Кто и каким образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?
(Дьявол, который пытается действовать через его жену. В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня — на блуд).
— Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?
(Доверительные, открытые, случившаяся беда — общая беда, пути преодоления ищут сообща).
— С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? (С его братом Петром)
— Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)
— Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.
— Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праве дном деле. По молитве и вере его приходит помощь).
— Что случилось с Петром после победы над змеем? (Он заболел).
— Прочитайте, как заканчивается первая часть.
Вторая часть повести:
— Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?
— Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве.
Прочитайте в повести загадки Февронии.
— Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.
— С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).
— Прочитайте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.
— Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?
— Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а значит, какой чертой характера он обладает?
— Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смелость — настоящие качества мужского характера).
— Когда слуга назвал Февронию «девой мудрой»?
— Как Феврония убедила Петра в своей мудрости?
— Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? (Он не верит)
— Думает ли он об обязательстве жениться?
— Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).
— Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.
— Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами?
— Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах… Как об этом говорит автор? Прочитайте
— Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть — причины ненависти бояр и их жён).
— Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?
— Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам божиим).
— Почему Петр и Феврония вернулись в город?
— Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.
— В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).
— Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).
— Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?
— Как это характеризует Февронию и Петра?
8. Обобщение (групповая работа)
-Итак, сделаем выводы: обратимся к образу Петра и охарактеризуем его (1 группа)
Задание: из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.
Смелость, храбрость
Религиозность
Кротость и верность заповедям Божьим
Мудрость
Любовь и верность близким
Умение прощать
-Назовите значение имени Петра * Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный
-Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?
Мы считаем, что у читателей к Петру складывается двоякое отношение: с одной стороны, он побеждает змея – оборотня, услышав от старшего брата, что змей назвал Петром человека, от которого он примет смерть, он готов стать именно этим Петром, даже не имея Агрикова меча, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Кто же помогает исцелится герою от этого недуга? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.
Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.
— А что вы можете сказать о Февронии? (2 группа)
Задание: из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Февронии; в качестве доказательства подберите те поступки, которые подтверждают эти качества в героине.
Феврония — святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.
Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Характер главной героини многогранен.
Характеристика Февронии |
Подтверждение из текста |
Ум |
|
Чудесный дар |
|
Верность |
|
Нравственная чистота |
|
Способность самоотверженно любить |
Феврония также характеризуется через поступки.
— Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учил ценить людей не по происхождению, а по их поступкам.)
Д.С. Лихачев отмечал:
«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».
3 группа:
— Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение? (И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий. )
— Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?
— Какие Божьи заповеди были нарушены в повести боярами?. Заполните таблицу.
Заповеди |
Подтверждение из текста |
Не лги |
|
Не пожелай жены…. |
|
Не убий |
|
Не прелюбодействуй… |
|
— Последовало ли за черными делами наказание бояр?
Из этого можно сделать вывод, что зло всегда наказуемо. И каждый человек ответит за свои проступки перед Богом.
Подведем итоги . Рефлексия.
Чем запомнился вам сегодняшний урок?
Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
О каких вечных темах мы говорили сегодня?
— В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
(Повесть эта — гимн вере, любви и верности. Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.
Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)
— Жизнь святых Петра и Февронии — это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.
Ермолай-Еразм из глубины веков поведал нам о культуре отношений между мужчиной и женщиной, существовавшей семь веков назад. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.
С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.
В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.
Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую паруза покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.
— Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом?
Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией!
Прослушивание песни «Пётр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет» (солист Владислав Косарев).
Выставление оценок.
-Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали…
Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии».
Список используемой литературы и сайтов:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности
Тема: Из древнерусской литературы
Урок: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности
1. Введение
Считается, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана в ХVІ веке священником псковского монастыря Ермалаем-Еразмом. Чуть позже он стал настоятелем Дворцового собора в Москве.
Эта повесть не единственное его сочинение. Но именно она стала более всех популярна.
Сохранилось около 150 списков повести во множестве вариантов. До сих пор многие задаются вопросом: кто же является реальными прототипами главных героев? Есть предположения, что это действительно реальные исторические люди, которые жили в ХІІІ веке, а точнее в 1228 году.
В то же время, одним из источников данного произведения стала легенда о простой крестьянской девушке, которая впоследствии стала княгиней.
Сюжет
1. Экспозиция:
«В граде этом , как рассказывают, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастии, и стали оба думать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча»».
2. Завязка – страшная болезнь Петра. Появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Феврония – мудрая дева сказочных сюжетов.
Вместе с тем ее мудрость – не только свойство ее ума, но в такой же мере – ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа.
3. Развязка:
Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа – князя Петра.
4. Эпилог:
После смерти Петра и Февронии (рис. 1) люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.
Сказочные элементы в повести
Во-первых, конечно, сказочный зачин. И первая часть повести очень похожа на волшебную сказку, а вторая часть повести похожа на бытовую сказку.
Во-вторых, есть сказочный герой. Это змей-искуситель.
В-третьих, добро побеждает зло, как в любой волшебной сказке.
В-четвертых, есть волшебные помощники – это Агриков меч.
Агрик – это сказочный богатырь, который, как рассказывали, побеждал исполинов и чудовищ. И он собрал несметную сокровищницу оружия, в которую и входил меч-кладенец.
Отличие от сказки
Указано конкретное место действия повести город Муром (Рязанская область). В сказках же пространство всегда не определено, не конкретно.
Действующие герои в повести – реальные люди, что тоже противоречит фольклорному жанру сказки. Все нам указывает на то, что это историческая повесть.
Отличие от канонического жития
Сюжет, традиционный для волшебных сказок разных народов, приобретает черты жития русских святых. Финал повести – образец житийной литературы.
Рис. 1. Икона. Святые Петр и Феврония. (Источник)
Каноническое житие
Житие святого – повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию)
Жития пишутся по особым правилам (канонам). Считалось, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей. Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь. В жизни святой набирается мудрости, проходит ряд испытаний. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.
В повести прослеживаются черты святости у обоих героев. Но все-таки это не каноническое житие. Дело все в том, что нет рассказа в сюжете повести об их благочестивых родителях, о том, как зародилась в Петре и Февронии вера в Бога; нет рассказа о том, какие страдания им пришлось претерпевать во имя Бога. Повесть пронизана лиризмом, авторским сочувствием героя, восхищением их красотой и душевной силой.
С 2008 года (8 июля) в России отмечается праздник День семьи, любви и верности в честь князя Петра и благочестивой супруги его Февронии.
Характеристика главных героев
«Повести о Петре и Февронии Муромских»
Рис. 2. Памятник Петру и Февронии. Ярославль (Источник)
Феврония – главная героиня повести. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно-отчетливом образе.
Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом – ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя, как Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью убитого им дракона.
Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Как и любовь Тристана и Изольды, любовь Петра и Февронии преодолевает иерархические преграды феодального общества и не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания…
Мудрая жена — всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа Петра.
Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробу.
Князь Петр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, обвенчавшись, живёт с нею в согласии. Их любовь переступает и за порог смерти. Петр не потакал Февронии, как бояре, которые предложили ей оставить их город, потакали своим женам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал.
Т. о., «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сочетает в себе элементы сказочного и бытового, создает яркие характеры и является образцом не только благочестивого жития святых, но и народной мудрости, добрых семейных отношений и идеалом русского народа.
Список литературы
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- «Повесть временных лет» (Источник).
- Славянская письменность (Источник).
- История текста и источники (Источник).
- Лихачев Д.С. Великое наследие. «Повесть временных лет» (Источник).
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (Источник).
- Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» (Источник).
- Материалы, исторические справки о князе Петре и княгине Февронии (Источник).
Фролова Наталья Николаевна
учитель МОБУ «СОШ №90»
Методическая разработка урока «Повесть о Петре и Февронии — история любви?»
Описание работы.
Конспект урока на тему: «Повесть о Петре и Февронье Муромских – история любви?» будет полезен для учителей русского языка и литературы. Материал на уроке предназначен для школьников 7-8 класса. В учебно-воспитательном процессе этот конспект возможно использовать как во время урока, так и во внеурочной деятельности.
Конспект урока по литературе в 7 классе.
Тема: «Повесть о Петре и Февронье Муромских – история любви?»
Цели: деятельности педагога: познакомиться с «Повестью о Петре и Февронье Муромских», показать, как раскрываются в древнерусской литературе тема любви, верности слову и долгу, святости поступков и пожеланий.
Задачи : рассмотреть жанровое своеобразие произведения, определить характер героев, составить духовный портрет Петра и Февронии.
Тип урока: урок построения новых знаний с применением технологии критического мышления.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с главными героями произведения и его художественными особенностями.
Метапредметные:
Познавательные: уметь отвечать на вопрос учителя, уметь находить в учебнике новую информацию, сравнивать и делать выводы.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои результаты на уроке.
Коммуникативные: владеть умением вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, работать в парах.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил этики и поведения.
Методы и приемы обучения: стратегия смыслового чтения. Приемы: инсерт, «Верное-неверное утверждение», «письмо с пропусками», «синквейн», «прием незаконченного предложения».
Оборудование: интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: презентация, фильм о Петре и Февронье, песня «Гимн Петру и Февронье»(в исполнении группы «Непоседы»)
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Нестандартное начало: звучит песня «Гимн Петру и Февронье». Под неё показывается презентация о памятниках этим героям.
У: Скажите, ребята, о чем или о ком сегодня у нас пойдет речь на уроке?
-Вы посмотрели несколько фотографий памятников Петру и Февронье. Эти памятники созданы в разных городах по всей России. Как вы думаете, почему? Отчего люди приходят к ним, возлагают цветы, а молодожены во время свадьбы обязательно приезжают, это стало уже доброй традицией?
— Значит, «Повесть о Петре и Февронье», которую я просила вас прочитать дома-это повесть о
любви?
-Сформулируйте мне тему нашего урока.
-Какие цели поставим перед собой?
2.Стадия вызова.(Предтекстовая деятельность)
А)Учитель: Когда и как же появилась эта повесть? Давайте послушаем Марину, которая приготовила нам сообщение как раз об этом.
Б) Беседа по прочитанной повести(С использованием инсерта)
-Какие чувства вызвала эта повесть в ваших сердцах?
— Что нового почерпнули вы в этом произведении?
-Были моменты, когда хотелось не согласиться с автором?
— А что вызвало удивление, желание уточнить? Может быть, встретились какие-нибудь непонятные слова?
Словарная работа(слова на доске)
Чадолюбивые-любящие своих детей
Искони-издавна, с незапамятных времен
Поведать – сообщить
Пронырливый-ловкий, проникающий всюду с помощью хитрости, ловкости, происков.
Дивиться – удивляться
Наветы-наговоры, клевета, ложные обвинения
Блаженный-1) в высшей степени счастливый 2) глуповатый(юродивый)
Учитель: А теперь давайте проверим, хорошо ли вы поняли содержание повести.
(Прием «Верное-неверное утверждение)
1ряд:
Высказывание о «Повести о Петре и Февронии» | Верное утверждение | Неверное утверждение |
1.Место события в повести-город Муром. | ||
2.Дьявол, вселившийся в змия, стал прилетать к жене князя Павла в образе её мужа. | ||
3.Жена утаила от Павла это событие из-за страха перед мужем. | ||
4. Смерть змию суждена была от Петрова плеча, от Агрикова меча. | ||
5.Агриков меч Петру принесла жена Павла. | ||
6.Петр убил змия, но, забрызганный его кровью, заболел. | ||
7.В Рязанской земле, в селе Ласково нашлась мудрая девушка, согласившаяся исцелить Петра. | ||
8.За своё лечение девушка Феврония попросила богатые подарки. |
2ряд:
Высказывание о «Повести о Петре и Февронии» | Верное утверждение | Неверное утверждение |
1.Петр пообещал жениться на Февронии, но слово своё в первый раз не сдержал. | ||
2.От оставленной язвы Петр заболеет снова, но Феврония откажется лечить обманщика. | ||
3.Петр вскоре выздоровел и взял в жены Февронию. | ||
4. Боярам и их женам Феврония как простолюдинка была не по нраву. | ||
5.Бояре наговаривали Петру на Февронию , и он её испытал за столом. | ||
6.Бояре потребовали изгнать Февронию. | ||
7.Феврония согласилась уйти, но потребовала богатый выкуп за свой добровольный уход | ||
8.Петр не смог оставить жену свою ради княжения, поэтому оставил Муром и ушел с Февронией. |
3ряд:
Высказывание о «Повести о Петре и Февронии» | Верное утверждение | Неверное утверждение |
1.Бояре после ухода Петра стали бороться за престол, и многие погибли. | ||
2.Князь Петр стал печалиться: «Что же дальше будет, если я сам отказался от престола?» | ||
3Февронья, чтобы поднять его дух, благословила срубленные ветви, и наутро они стали рослыми деревьями.. | ||
4. Бояре, осознав свою ошибку, пришли просить Петра и Февронию вернуться на престол. | ||
5.Петр и Феврония княжили до старости, только не любили гордости и грабежа. | ||
6.В конце жизни Петр и Феврония примут монашество и станут молить Бога, чтобы даровал им смерть в один день и час. | ||
7.После смерти Петра и Февронии их похоронили вместе в одном гробу. | ||
8.Повесть о Петре и Февронии очень похожа на народную сказку. |
3.Стадия осмысления.(Текстовая деятельность)
На последний вопрос дети 3 ряда, скорее всего, ответят утвердительно: повесть похожа на сказку.
Учитель: А чем эта повесть похожа на народную сказку? Какие особенности сказки мы встречаем в этой повести? Запишите их в таблицу.
Сказочные черты в «Повести о Петре и Февронии» | Отличие от сказки |
1.Троекратный повтор.
2.Волшебный отрицательный герой-змей. 3.Волшебный помощник-Агриков меч. 4.Добро побеждает зло. |
|
-А какие черты говорят о том, что это не сказка?(Дети затруднятся)
Учитель включает фрагмент из фильма о Петре и Февронье: интервью с игуменом мужского монастыря, где провел свои последние дни Петр.
Учитель: Бывают в сказке реальные исторические личности?
-Может сказка повествовать о реальных исторических событиях?
-Значит, делаем вывод, перед нами сказка или историческая повесть?
Этот вывод важен, но все-таки ответа на вопрос темы он нам не дал. Давайте обратимся к главным героям повести.
— Какими предстают перед нами герои?
Просмотрите карточку, заполните пустующие строки и прочитайте получившуюся характеристику.
(Прием «Письмо с пропусками»)
Феврония – …… героиня повести. Она….. крестьянская девушка. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ….. крови убитого им змея. В …….. крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась …….. делом – ткала полотно, а перед нею скакал….. …Ее вопросы и ответы, ее тихий и…….. разговор ясно показывают, что Феврония не так проста, как кажется с первого взгляда. Она ………. посланца своими ……… ответами и обещает …… …князю. Сведущая в ……… снадобьях, она излечивает князя и становится княгиней. В течение всей жизни с Петром Феврония будет ему ……. и опорой. Она- ….. …и заботливая жена, умеющая бороться за своё ………Февронья воплощает… ……, которую не смогли победить ни ……. бояре, ни жизненные обстоятельства. Ведь самое …….. для Февроньи – это её семья.
Петр в начале повести — ………брат князя Павла. Он сам вызывается ……..змея, прилетающего к жене Павла. Именно ему в церкви Воздвиженья является ангел, который покажет, где спрятан ……..меч. Это говорит о том, что Петр …….человек. Но, заболев после битвы со змеем и приехав просить ……….у Февроньи, Петр нарушает… ……правило: он сначала ………взять Февронью в жены, а после выздоровления…….За это он будет наказан:…………………………….Ведь еще Владимир Мономах в своем Поучении писал: «Если придется вам …….давать, то давайте только на том, что…………, а иначе……………….Став мужем Февроньи, Петр ………….её. Любовь к жене заполнила душу князя и, чтобы не потерять Февронью, он даже ………..от княжества. Для него, как и для Февронья самое……….отныне – это семья.
4 Стадия рефлексии.
Учитель: Ну что ж, неплохие получились у вас характеристики. И теперь мы можем ответить на вопрос темы урока.
Я даю вам 3 ключевых слова и прошу вас создать синквейн на одно из них: Петр, Февронья, Повесть.
Учитель: С 2008 года (8 июля) в России отмечается праздник День семьи, любви и верности в честь князя Петра и благочестивой супруги его Февронии.
Чему же учит эта повесть и её герои, которых человечество помнит вот уже скоро 8оо лет подряд? Заполните последние листочки, что лежат пред вами.
(Метод незаконченного предложения)
5 Домашняя работа: приготовить сообщение о жизни и творчестве М.В.Ломоносова.
- Подведение итогов, выставление оценок.
На конец урока включается песня «Гимн Петру и Февронье» и последние кадры фильма о них.
Приложение.
1 ряд.
Высказывание о «Повести о Петре и Февронии» | Верное утверждение | Неверное утверждение |
1.Место события в повести-город Муром. | ||
2.Дьявол, вселившийся в змия, стал прилетать к жене князя Павла в образе её мужа. | ||
3.Жена утаила от Павла это событие из-за страха перед мужем. | ||
4. Смерть змию суждена была от Петрова плеча, от Агрикова меча. | ||
5.Агриков меч Петру принесла жена Павла. | ||
6.Петр убил змия, но, забрызганный его кровью, заболел. | ||
7.В Рязанской земле, в селе Ласково нашлась мудрая девушка, согласившаяся исцелить Петра. | ||
8.За своё лечение девушка Феврония попросила богатые подарки. |
2ряд:
Высказывание о «Повести о Петре и Февронии» | Верное утверждение | Неверное утверждение |
1.Петр пообещал жениться на Февронии, но слово своё в первый раз не сдержал. | ||
2.От оставленной язвы Петр заболеет снова, но Феврония откажется лечить обманщика. | ||
3.Петр вскоре выздоровел и взял в жены Февронию. | ||
4. Боярам и их женам Феврония как простолюдинка была не по нраву. | ||
5.Бояре наговаривали Петру на Февронию , и он её испытал за столом. | ||
6.Бояре потребовали изгнать Февронию. | ||
7.Феврония согласилась уйти, но потребовала богатый выкуп за свой добровольный уход | ||
8.Петр не смог оставить жену свою ради княжения, поэтому оставил Муром и ушел с Февронией. |
3ряд:
Высказывание о «Повести о Петре и Февронии» | Верное утверждение | Неверное утверждение |
1.Бояре после ухода Петра стали бороться за престол, и многие погибли. | ||
2.Князь Петр стал печалиться: «Что же дальше будет, если я сам отказался от престола?» | ||
3Февронья, чтобы поднять его дух, благословила срубленные ветви, и наутро они стали рослыми деревьями.. | ||
4. Бояре, осознав свою ошибку, пришли просить Петра и Февронию вернуться на престол. | ||
5.Петр и Феврония княжили до старости, только не любили гордости и грабежа. | ||
6.В конце жизни Петр и Феврония примут монашество и станут молить Бога, чтобы даровал им смерть в один день и час. | ||
7.После смерти Петра и Февронии их похоронили вместе в одном гробу. | ||
8.Повесть о Петре и Февронии очень похожа на народную сказку. |
Феврония – …… героиня повести. Она….. крестьянская девушка. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ….. крови убитого им змея. В …….. крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась …….. делом – ткала полотно, а перед нею скакал….. …Ее вопросы и ответы, ее тихий и…….. разговор ясно показывают, что Феврония не так проста, как кажется с первого взгляда. Она ………. посланца своими ……… ответами и обещает …… …князю. Сведущая в ……… снадобьях, она излечивает князя и становится княгиней. В течение всей жизни с Петром Феврония будет ему ……. и опорой. Она- ….. …и заботливая жена, умеющая бороться за своё ………Февронья воплощает… ……, которую не смогли победить ни ……. бояре, ни жизненные обстоятельства. Ведь самое …….. для Февроньи – это её семья.
Петр в начале повести — ………брат князя Павла. Он сам вызывается ……..змея, прилетающего к жене Павла. Именно ему в церкви Воздвиженья является ангел, который покажет, где спрятан ……..меч. Это говорит о том, что Петр …….человек. Но, заболев после битвы со змеем и приехав просить ……….у Февроньи, Петр нарушает… ……правило: он сначала ………взять Февронью в жены, а после выздоровления…….За это он будет наказан:…………………………….Ведь еще Владимир Мономах в своем Поучении писал: «Если придется вам …….давать, то давайте только на том, что…………, а иначе……………….Став мужем Февроньи, Петр ………….её. Любовь к жене заполнила душу князя и, чтобы не потерять Февронью, он даже ………..от княжества. Для него, как и для Февронья самое……….отныне – это семья.
Феврония – …… героиня повести. Она….. крестьянская девушка. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ….. крови убитого им змея. В …….. крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась …….. делом – ткала полотно, а перед нею скакал….. …Ее вопросы и ответы, ее тихий и…….. разговор ясно показывают, что Феврония не так проста, как кажется с первого взгляда. Она ………. посланца своими ……… ответами и обещает …… …князю. Сведущая в ……… снадобьях, она излечивает князя и становится княгиней. В течение всей жизни с Петром Феврония будет ему ……. и опорой. Она- ….. …и заботливая жена, умеющая бороться за своё ………Февронья воплощает… ……, которую не смогли победить ни ……. бояре, ни жизненные обстоятельства. Ведь самое …….. для Февроньи – это её семья.
Петр в начале повести — ………брат князя Павла. Он сам вызывается ……..змея, прилетающего к жене Павла. Именно ему в церкви Воздвиженья является ангел, который покажет, где спрятан ……..меч. Это говорит о том, что Петр …….человек. Но, заболев после битвы со змеем и приехав просить ……….у Февроньи, Петр нарушает… ……правило: он сначала ………взять Февронью в жены, а после выздоровления…….За это он будет наказан:…………………………….Ведь еще Владимир Мономах в своем Поучении писал: «Если придется вам …….давать, то давайте только на том, что…………, а иначе……………….Став мужем Февроньи, Петр ………….её. Любовь к жене заполнила душу князя и, чтобы не потерять Февронью, он даже ………..от княжества. Для него, как и для Февронья самое……….отныне – это семья.
Феврония – …… героиня повести. Она….. крестьянская девушка. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ….. крови убитого им змея. В …….. крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась …….. делом – ткала полотно, а перед нею скакал….. …Ее вопросы и ответы, ее тихий и…….. разговор ясно показывают, что Феврония не так проста, как кажется с первого взгляда. Она ………. посланца своими ……… ответами и обещает …… …князю. Сведущая в ……… снадобьях, она излечивает князя и становится княгиней. В течение всей жизни с Петром Феврония будет ему ……. и опорой. Она- ….. …и заботливая жена, умеющая бороться за своё ………Февронья воплощает… ……, которую не смогли победить ни ……. бояре, ни жизненные обстоятельства. Ведь самое …….. для Февроньи – это её семья.
Петр в начале повести — ………брат князя Павла. Он сам вызывается ……..змея, прилетающего к жене Павла. Именно ему в церкви Воздвиженья является ангел, который покажет, где спрятан ……..меч. Это говорит о том, что Петр …….человек. Но, заболев после битвы со змеем и приехав просить ……….у Февроньи, Петр нарушает… ……правило: он сначала ………взять Февронью в жены, а после выздоровления…….За это он будет наказан:…………………………….Ведь еще Владимир Мономах в своем Поучении писал: «Если придется вам …….давать, то давайте только на том, что…………, а иначе……………….Став мужем Февроньи, Петр ………….её. Любовь к жене заполнила душу князя и, чтобы не потерять Февронью, он даже ………..от княжества. Для него, как и для Февронья самое……….отныне – это семья.
LiveInternetLiveInternet
Святые Пётр и Феврония
8-го июля Православная Церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии.
Петр и Феврония жили на рубеже XII и XIII веков. Благоверный князь Петр был младшим братом Муромского князя Павла. Он победил в поединке змея, искушавшего жену Павла. Умирая, змей окропил своей кровью Петра. От поганой крови все тело князя покрылось язвами. Больного князя привезли в Рязанскую землю, славящуюся врачевателями. Слуги разошлись по весям в поисках врачей. Один же юный слуга встретил на пути деревню Ласково. В одном из домов он нашел девицу, именем Февронию, дочь древолазца. Ее отец и брат промышляли сбором дикого меда. Разговорившись с ней, слуга убедился в необычайном уме девицы. Феврония пообещала исцелить князя, если он возьмет ее в жены. Князь согласился, и был исцелен мазью, которую приготовила для него Феврония. Но, выздоровев, он побрезговал простой крестьянкой, и попытался откупиться от свадьбы богатыми дарами. Феврония отказалась от даров, и князь уехал домой. Но болезнь возобновилась, и Петр был вынужден вернуться к мудрой деве. На этот раз он дал ей твердое слово, и Феврония вновь исцелила его. С молодой княгиней Петр вернулся в Муром.
После смерти князя Павла, муромский престол достался Петру. Бояре невзлюбили княгиню Февронию из-за ее крестьянского происхождения. Угрожая бунтом, они потребовали удаления из Мурома княгини. Феврония смиренно согласилась, попросив лишь взять с собой то, что ей дороже всего. А самым дорогим она назвала мужа своего, князя Петра. И Петр решил оставить муромский престол ради того, чтобы выполнить Божью заповедь – не разлучаться с верной супругой. Петр и Феврония с челядью погрузились в корабли и отплыли из Мурома по Оке. Когда ввечеру, пристали они к берегу, князь погрузился в тяжкие думы. Но мудрая княгиня утешила его, пообещав, что Бог не оставит их. Так и случилось.
Поутру, едва странники принялись грузиться на суда, прибыли гонцы из Мурома. В отсутствие князя бояре устроили резню, борясь за престол. И вот народ просит князя вернуться и водворить в городе порядок. Долгие годы мудро правили Муромской землей Петр и Феврония. Состарившись, в один день приняли они монашеский постриг. В один день они и преставились, и похоронены были вместе.
Святые Пётр и Феврония являются образцом христианского супружества. Много сотен лет им молятся как Небесным покровителям семьи. Предание о Петре и Февронии, записанное в 15-м веке, на протяжении многих веков было любимым чтением всех сословий русского народа.
Теперь этот праздник получил государственный размах. День 8-го июля объявлен Всероссийским днём семьи, любви и верности. В Муроме, на родине святых готовится грандиозное мегашоу. На берегу Оки уже смонтирована гигантская эстрада, расставлены колоссальные колонки, и… Есть ли ли у современной эстрады, что сказать о семье и верности? Смогут ли люди на сцене вспомнить, что кроме праздника, у православных, которые, собственно, и чтят святых Петра и Февронию, нынче пост…
Помогите пожалуйста составить сочинение » Чему учит повесть о Петре и Февронии»
Деточка, она дебилизму учит. Настоящая жизнь — совсем не такая. Это просто романтические сказки для дурачков. К точно таким же сказкам относится, например, «Ромео и Джульетта». Если ты будешь руководствоваться этими сказочками для детей среднего школьного возраста в жизни, то жить тебе будет очень и очень тяжело, запомни. Просто в школе государство и общество пытается навязать вам, еще неразумным, не умеющим анализировать реалии жизни, так называемую «мораль», причем делают они это вовсе не в твоих, а в своих собственных интересах.. . Если бы ты была постарше, я бы тебе рассказала, в чем, собственно, эти самые интересы государства и общества в данном вопросе состоят. Но смею тебя уверить, их интересы далеко не совпадают с интересами каждого отдельно взятого человека.
Жизнь — сложная штука, но открывается она просто, как ящик. Если только в дурацкие сказки не верить. Запомни это! Жить тебе будет легко и просто, будешь наслаждаться жизнью такой, какая она есть на самом деле, а не создавать проблемы, не стоящие и выеденного яйца, и себе и своим близким
История любви Петра и Февронии Муромских
В православном календаре можно найти один очень удивительный день — праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит 8 июля. Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника — ромашки.
История жития святых очень интересная. Петр и Феврония Муромкие — содержание и краткий пересказ повести.
Петр и Феврония Муромские. История святости
Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.
Петр и Феврония умерли в один день — 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее.
Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.
Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.
Поэтичная повесть
История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.
Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным — гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя приобрела краски народного фольклора и стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.
О любви и верности
Началась эта удивительная история Петра и Февронии в то время, когда на русской земле в городе Муроме правил князь Павел. И была у него прекрасная жена, к которой дьявол, по своей нелюбви и ненависти к роду человеческому, стал отправлять на блуд крылатого змея. Используя свою нечистую магическую силу, он появлялся перед ней в образе князя. Такое наваждение жена не стала скрывать от мужа и рассказала, что коварный змей хитростью овладел ею. Раздосадованный князь не знал, как ему поступить со злодеем тьмы. Однако повелел своей жене льстивыми речами выведать у коварного искусителя о том, знает ли он, от чего придет к нему смерть. Когда в очередной раз явился к ней змей, княжна выведала у него, что смерть ему уготовлена от плеча Петрова и Агрикова меча.
Спаситель Петр
Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.
Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.
И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.
Знакомство с Февронией
Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.
Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.
Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.
Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.
Уйти, чтобы вернуться
После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного – отдать ей ее благоверного Петра.
Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено — то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.
Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.
Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.
Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.
Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразила страшная проказа. Все попытки вылечить несчастного от болезни завершались плачевно, никто не мог вернуть Петру здоровье. Почти смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы — Феврония.
Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания и не повел деревенскую девушку под венец. Скорее всего, это и стало причиной того, что проказа обрушилась на княжескую голову с пущей силой.
Гонцы во второй раз отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.
После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя — никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум — либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.
В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях.
Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.
В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка.
Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день — это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.
Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб — никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Только через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.
День семьи, любви и верности и его традиции
В девяностых годах жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так случайно зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.
В 2008 году празднование Дня семьи, любви и верности было официально утверждено, а вскоре и одобрено Межрелигиозным советом России. Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии. Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.
Сейчас православный праздник отмечают уже в сорока странах мира, но главные торжества проходят в городе Муроме Владимирской области.