Содержание
- Истории, ставшие притчами: почему Патриарх Павел носил старые башмаки
- Святейший Патриарх Сербский Павел
- Интронизация Патриарха Сербского Иринея — фоторепортаж
- Приветственное послание от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
- Ириней (Гаврилович) (род. 1930), Патриарх Сербский
- Как проходили выборы Патриарха Сербского Иринея
- Ириней (Патриарх Сербский)
- Биография
- Критика
- Примечания
Истории, ставшие притчами: почему Патриарх Павел носил старые башмаки
О том, что Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любит, свидетельствуют многочисленные истории. Особенно среди них много примеров аскетизма и нестяжательства сербского Патриарха.
Так, известно, что по городу он либо ходил пешком, либо ездил на общественном транспорте — среди людской давки без охраны, без сопровождающих лиц. Каждый мог подойти к нему и поговорить с ним. Одна из историй о нем, опубликованная в издании «Татьянин день», гласит, как однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил у входа много иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: «Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?».
Известно, что предстоятель Сербской церкви всегда ходил в старых ботинках. «Татьянин день» рассказывает, как одна женщина попала на прием к патриарху. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви — это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?». Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они еще долго смогут послужить».
Другая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с предстоятелем Сербской церкви по неотложному делу. Во время аудиенции она рассказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, спросил: «А в каком часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, ответила: «Ну… где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырех часов утра», — ответил патриарх, — «и мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.
Он не только мог отремонтировать любую обувь или даже сшить себе ботинки из старых женских сапог, если он видел, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее».
Он сам облачался перед службой и сам разоблачался после, сам стирал, гладил и чинил подрясник и рясу, сам исповедовал прихожан и сам причащал их. И питался так мало, как древние отцы-пустынники.
Однажды Патриарх Павел летел куда-то с визитом на самолете. Над морем самолет попал в зону турбулентности, его стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня».
Родителей заменила тетка
Патриарх Сербский Павел (в миру — Стойчевич Гойко) родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Кучанцы в Славонии (Югославия) в обычной крестьянской семье. Он очень рано остался без родителей.
«Отец, уехав на заработки в Америку, заболел туберкулезом и вернулся домой умирать, — цитирует интервью с ним издание «Православие и мир». — Мне тогда не было и трех лет; только что родился брат. Мать спустя несколько лет после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла, брат и я остались с бабушкой и теткой».
Так ощущение материнской любви для будущего Патриарха Сербского Павла навсегда оказалось связанным с теткой, которая заменила ему мать.
«Тетка нас любила, но за наши провинности мы знали и палку, — рассказывал он. — Хотелось бы заметить, что сегодняшняя система воспитания больна, неправильна, дети буквально оказываются в панцире родительской любви и заботы, не могут нормально развиваться. Убивается всякая инициатива, мальчики вырастают с психологией плюща, вместо того чтобы стать опорой для семьи, остаются своевольными и капризными, ожидая, что им будут угождать».
Будущий Патриарх Сербский рос в религиозной семье, дети посещали воскресную школу, учили Закон Божий и с первых лет жизни знали «Отче наш». К тому же, признавался он, «когда растешь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее».
Сомнения на пути к Богу
Тетка освободила будущего Патриарха от крестьянских работ из-за того, что мальчик был «очень слаб здоровьем».
«Однажды надо мной уже и свечу поставили, подумали, что умер. Тетка видела, что я не гожусь для сельских работ, и было решено, что мне надо продолжать обучение. Семья оказала важнейшее влияние на мое решение поступить в Духовную Академию, но интерес к физике сохранялся и я занимался ей в свободное время», — рассказывал Патриарх Павел.
Он окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево, затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде. Тогда, еще в самом начале пути, были у будущего Патриарха и сомнения по поводу правильности его выбора:
Святейший Патриарх Сербский Павел
Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) родился на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 11 сентября 1914 года, в селе Кучанцы в Славонии (нынешняя Хорватия). В святом крещении в местном сербском храме апостолов Петра и Павла (в 1991 году разрушенном вооруженными силами Хорватии) был наречен именем Гойко. Их с братом, рано оставшихся без родителей, вырастила тетя Сенка, которой он за это был благодарен всю жизнь. Начальные классы гимназии Гойко Стойчевич окончил в Тузле, а шестигодичную семинарию – в Сараево, в 1930–1936 годах. Перед самым началом Второй мировой войны он закончил Богословский факультет в Белграде (1936–1941), при этом параллельно учился в Медицинском институте (два года, прервав учебу из-за войны). В начале войны, 6 апреля 1941 года, был вынужден бежать из своего родного села в Хорватии, захваченного немцами и хорватскими усташами, убившими его брата Душана. В Белград Гойко прибыл вместе с многочисленными сербами-беженцами, пережившими террор усташей.
В начале войны, чтобы содержать себя, будущий патриарх Сербский работал строителем на белградских стройках. В 1942 году он оказался в монастыре Святой Троицы в Овчарско-Кабларском ущелье в центральной Сербии. В годы оккупации сам Господь дважды спас его от смерти, грозившей ему от немецких оккупационных войск.
В 1944 году он преподавал закон Божий в г. Баня Ковиляча и воспитывал детей-беженцев из Боснии. Спасая мальчика, тонувшего в разлившейся в половодье реке Дрине, он простудился и тяжело заболел туберкулезом, но скоро чудом Божиим был исцелен в монастыре Вуян, где в благодарность Христу вырезал деревянный крест. Тогда он решил принять монашеский постриг и всю свою жизнь посвятить Господу.
С юных лет он жил скромно, подвижнически, скромно питался и мало спал, но много молился. Подвиг поста, воздержания, целомудрия и молитвы совершал он, маленький и слабый, до конца своей земной жизни, всегда будучи воздержанным в еде и одежде, не имея никакой собственности, кроме небольшого количества книг, подобно святителю Василию Великому.
По принятии пострига в Овчарско-Кабларском Благовещенском монастыре, когда своим духовником Макарием, человеком святой жизни, был наречен апостольским именем Павел, на Благовещение 1948 года, он с 1949 по 1955 год состоял в братии монастыря Рача на реке Дрине, в которой тогда подвизались отец Иулиан (Кнежевич) и отец Антоний (Джурджевич) – в войну узник немецкого концлагеря в Дахау, – впоследствии он, по Промыслу Божию, 1 декабря 1990 года на Соборе Сербской Православной Церкви из трех кандидатов вынул жребий с именем будущего патриарха – Павла. Из монастыря Рача Павел был направлен учиться в аспирантуру в Афины, где пребывал с 1955 по 1957 год. Оттуда он отправился на богомолье ко Гробу Господню и святым местам. В Афинах узнал, что 29 мая 1957 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви избрал его епископом Рашско-Призренским для служения в Косове и Метохии. Его хиротония состоялась 24 сентября 1957 года. До сих пор в Греции и на Афоне рассказывают о его скромной монашеской жизни, кротости и мудрости и большом духовном опыте. Позже, будучи епископом, он из Призрена часто паломничал на Афон, водя на богомолье и своих священников, монахов и верующих.
Тяжкие 34 года Христовых он прожил в многострадальном Косове и Метохии, в этих исконных древних сербских православных краях, пострадавших под длительным турецким игом и в особенности в войну 1941–1945 годов от албанских фашистов, а после войны – от безбожных коммунистов. Но смиренный владыка Павел кротко носил свой архипастырский крест и по мере сил своих апостольски возрождал веру в народе, а также святые храмы и монастыри в этой древней епархии (где и сейчас, вопреки всем страданиям и разрушениям, остается свыше тысячи святынь и святилищ – храмов и монастырей, воздвигнутых с XII по XX век). В этот период он написал монографию о монастыре Девич, а потом принял участие в издании монументальной книги «Задужбины Косова – памятники и символы сербского народа» (Задужбине Косова – споменици и знамења Српског народа Призрен. Београд, 1987), которая на широком документальном материале свидетельствует о сербском православном характере Косова и Метохии.
Владыка Павел жил в скромном братском корпусе в царском городе Призрене (это была турецкая гостиница, в конце XIX века выкупленная для сербского епископа русским консулом в Призрене И.С. Ястребовым). Это здание недавно сожжено и разрушено албанцами- мусульманами, исполненными ненависти к сербам и Православной Церкви, которым в злодеяниях оккупации и разрушения всего сербского и христианского поддержку, к сожалению, оказывают и евро-американские военные силы, а этой поддержке содействует и так называемое Европейское Сообщество.
Во все время своего епископского служения владыка Павел старался и о Призренской семинарии; он не только надзирал за ней духовно, но и читал в ней богословско-литургические и духовно-пастырские лекции.
Дело богословско-духовного и особенно литургического и пастырского поучения и созидания своей паствы он продолжил в Белграде – как патриарх. Было издано около десяти его книг, посвященных этим темам, а также сборники проповедей, поучений и архипастырских посланий. Как председатель Синодальной комиссии, он принимал участие в новом переводе на современный сербский язык Нового Завета и Служебника, вышедших в свет как официальные издания Священного Синода Сербской Православной Церкви. Он был редактором нового издания Сербляка (сборника служб сербским святым) и других богослужебных книг. При нем в Диптихи святых были внесены многие новые сербские священномученики и новомученики.
В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил владыке Павлу звание почетного доктора богословия, а спустя немного времени такое же звание было присвоено и Свято-Владимирской духовной академией в Нью-Йорке. В 1990 году, 24 апреля, он принял участие в свидетельствовании правды о церковно-народном, православном характере древнего сербского края Косово и Метохия в Конгрессе США и продолжал свидетельствовать об этом, уже как патриарх, когда евро-американские воинские части НАТО жестоко бомбили Сербию и Косово, а потом насильно вступили на территорию Косова и Метохии, впоследствии передав ее мусульманским шиптарам, которые и прежде насильственно сгоняли сербов с исконно сербских родных мест, а теперь принялись вновь за это с особенной безнаказанностью, отлучая сербов от их святынь, все еще оскверняемых и разрушаемых.
44-м предстоятелем Сербской Православной Церкви владыка Павел был избран на Архиерейском Соборе в Белграде 1 декабря 1990 года. На следующий день состоялась его интронизация в Белграде, а потом в древней Печской Патриархии, где веками была и по сей день находится кафедра Печских Архиепископов и Патриархов всех Сербских и Поморских земель.
На своей интронизации он отметил, что единственная «программа» его деятельности есть Евангелие Христово, и этой программы он последовательно придерживался. Почти ежедневно служил Божественную литургию, особенно в период злосчастной последней войны, вспыхнувшей при развале Югославского государства в 1991–1995 годах, и потом, во время албанского сепаратистского восстания и последовавшей за этим безумной бомбежки силами НАТО невинной Сербии и самого Косова и Метохии – она длилась 78 дней: с 24 марта по 10 июня 1999 года.
Как патриарх, он неустанно посещал свой многострадальный православный народ в изгнании, в больницах и лагерях для беженцев, навещая раненых и заключенных, и для всех он был великим утешением веры и надеждой. Он был свидетелем Христовым и проповедником человеколюбия, мира и любви. В самые тяжелые дни войны он свидетельствовал и ходатайствовал о мире и правде, осуждая всякое злодеяние и преступление, особенно разрушение и осквернение религиозных святынь. Всем всегда говорил и подчеркивал: «Будем людьми!» – и эти слова как бы слились с его именем, поэтому дети часто так произносили его имя: Патриарх Павел – Будем людьми! (А через несколько дней по его погребении увидело свет новое издание книги журналиста Й. Янича «Будем людьми: Жизнь и слово патриарха Павла»; она опубликована и на французском языке: «Soyons des homes: Vie et paroles du patriarche Serbe Paul», 2008).
Святейший Павел, и как иеромонах, и как иерарх, всегда совершал богослужение смиренно и глубоко молитвенно; он был на редкость музыкальным, пел он умильным голосом – не только служа литургию, но часто и на клиросе. В православном мире у патриархов, иерархов, священства, монашества, в народе, у богословов и ученых, культурных людей, поэтов и художников он пользовался глубоким и искренним уважением.
Патриарх Павел посетил все Православные Церкви в мире и принял всех православных патриархов и предстоятелей Церквей, а также многих прелатов иных вероисповеданий и религий. Во время войны, пытаясь добиться прекращения военных действий и установления мира, он встречался с религиозными и политическими лидерами соседних народов и государств.
Искреннее и глубокое уважение к своему любимому патриарху сербский народ выразил особенно в пять дней поклонения его о Господе упокоившемуся телу, когда спокойный золотистый оттенок его лица излучал свет, словно лики святых Божиих угодников, к которым, мы твердо уверены, Господь причислил и этого Своего верного первосвященника.
В период своей двухлетней болезни Святейший Павел регулярно, каждодневно причащался. И так же, сознательно и с молитвой на устах, он принял святые тайны и в последнее утро на земле, в воскресенье, 2/15 ноября 2009 года, и мирно почил о Господе в 10 часов 45 минут.
Его тело перенесли в кафедральный собор в Белграде, где оно покоилось пять дней. В четверг, 19 ноября, состоялось его всеправославное отпевание в храме святого Саввы на Врачаре, в сослужении патриарха Константинопольского Варфоломея, посланцев Русской и других Православных Церквей и всех иерархов Сербской Церкви, сонма духовенства и монашества и миллионного верующего народа. Патриарх похоронен, согласно его завещанию, в монастыре Раковица под Белградом, рядом с могилой патриарха Димитрия.
Ежедневно в течение пяти дней всенародного поклонения упокоившемуся патриарху в городах и селах Сербской Церкви звонили в колокола и служили Божественную литургию.
На святой литургии в понедельник, 16 ноября, в кафедральном соборе Белграда было произнесено это слово, посвященное блаженной памяти патриарху Павлу:
«Евангелие есть слово вечной жизни. Апостол Иоанн, любимый ученик Христов и девственник, в откровении на Патмосе видел ангела, носящего “вечное Евангелие” (Откр. 14: 6). Это вечное Евангелие есть сам Сын Божий, Господь Христос Богочеловек, Который, воплотившись, стал человеком на всю вечность. Это вечная Божия благовесть, благая весть Святой Троицы миру и роду человеческому, но – в личности Христа, воипостазированная в лице Единородного Сына Воплощенного, данная нам, людям, для вечной жизни. Каждый человек, как живая икона Христова, есть словесное Евангелие, ибо каждый человек создан для рая и жизни вечной.
Архиерей и Святейший Патриарх Павел, ученик Христов, был живым воплощенным Евангелием, ходячим Евангелием среди нас, недостойных. Куда бы ни пошел, он Евангелие нес, Евангелие воплощал, Евангелие исповедовал и проповедовал. От роду носил он его в себе, всем сердцем следуя за Господом, первым Евангелиеносцем и Евангелиедателем. А потом получил имя Павла, пятого евангелиста Христова. «Павел» значит малый, малого роста, но и этот Павел, как тот, превзошел и третье небо.
Малый Павел (Стойчевич), из села Кучанцы в Славонии, из Призрена и из Косово, из Белграда и Сербии на гористых Балканах вчера достиг третьего неба. Великая радость на небесах, и великий плач в сербских землях и краях от Дуная до моря. Но здесь это – плач, пронизанный радостью, так же, как и первые христиане плачем и радостью жили и с плачем и радостью проводили святого первомученика Стефана. Чудесное сочетание, непостижимое. Никакая наука, меньше всего психология или мелкие человеческие логики, не могут постичь тайну грустно-радостной истины Евангелия, крестно-воскресной жизни Евангелия. “Крест носить нам суждено”, – сказал сербский владыка в Цетине. Но крест ведет в воскресение и дает воскресение. А без креста нет и воскресения.
Как апостол Павел, и новый Павел Всесербский и Всеправославный с детства страдал. Страдал он и в ту, и в эту войну. И в ту, и в эту войну его чуть не убили. Он служил Господу и в слабом теле, чудном, и светлом, и святом, каким мы видим его здесь перед нами. Когда Святейший два года тому назад внезапно ослаб, он спросил одного владыку: “Пойдешь ли ты на похороны патриарха Павла?” Тот ответил: “Это будут не похороны, а перенесение мощей!”
Братья и сестры и дорогие дети, мы являемся свидетелями того, что перед нами воплощенное Евангелие. Пострадавшее, или, лучше сказать, с детства выстраданное Евангелие. Павел страдал особенно в Косово – 33 с половиной Христовых года. Гонимый, преследуемый, битый, ругаемый, оплевываемый, унижаемый. Он никогда не жаловался, никогда не отвечал ненавистью. А говорил он о достоинстве богообразности человека, о достоинстве народа, о том, что только это христообразное достоинство войдет в Царствие Небесное.
И тогда некоторые говорили, может быть, и сейчас есть такие, которые говорят, что Павел был “полемохарис”, что якобы хотел войны. А он на это так отвечал: “Есть война против зла, но в этой войне нельзя пользоваться злом. Будем людьми и среди нелюдей! Архангел Михаил повел войну на небе против диавола (см.: Откр. 12: 7–10) именно из-за зла и против зла, чтобы стать между ангелами и диаволом, но притом он не пользовался злом против зла”. Малый Павел выпрямился, чтобы защитить свой народ и в Косове и Метохии, и в Сербских землях и краях. И я верую, что нас и наш народ православный отныне на небесах еще больше будет защищать, представляя перед Господом свои молитвы и страдания, которые он сам пережил и воочию видел, все душевные и телесные страдания, перенесенные им в жизни, особенно в те годы, когда он был Патриархом Печским и Белградским и всех Сербских и Поморских земель. Но он будет приносить Богу и свои молитвы за всех людей и за весь мир.
Он всегда следовал Евангелию. И он был живое воплощение Евангелия. Отец Иустин (Попович) сказал: “Каждый человек создан для Евангелия. И каждый человек носит, и свидетельствует, и проповедует Евангелие, и пишет Евангелие, продолжает его писать”. Это то, добавляет отец Иустин, что евангелист Иоанн, завершая свое Евангелие, говорит: “Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (Ин. 21: 25). Что же это? Гипербола? Нет, но в каждом человеке пишется, продолжается Христово бессмертное Евангелие. Каждый человек своей жизнью, позвольте мне сказать, переписывает и дописывает его. Или, к сожалению, помрачает его в себе. Евангелие одно, но разны лучи света и благодати Евангелия, ибо оно – полифоничная симфония, полифоничны, но одновременно и симфоничны лучи света Евангелия Спаса. Павел светил Евангелием, как мало кто в нашем мире, в нашем пространстве и времени.
И еще скажу: патриарх Павел был свидетелем и носителем любви ко всему творению Божию. Любви ко всем детям Божиим. Он не был ни самолюбцем, ни чревоугодником, он не пестовал культ тела, но и не презирал тело. Он старался о своем слабом теле. И нам оставил как пример и завещание, что надо уважать каждое творение Божие, даже само тело, но не служить ему, как это, к сожалению, бывает сегодня. Люди стали рабами тела, ибо у них уже дух порабощен. У Святейшего Павла дух был свободным, поэтому он освобождал и тело. Он заботился о теле, ибо и оно есть творение Божие. Неправда, что православные ненавидят мир и тело. Они только сознают, что грех и зло возможны и в мире, и в теле (см.: 1Ин. 5: 19; 2: 15–17). А грех и зло – самая большая пагуба и гибель для богообразного человеческого существа; каждый грех и каждая страсть, особенно самолюбие, алчность и насилие, эгоизм и ненависть к людям, человекоубийственны, как у самого большого человекоубийцы диавола.
Патриарх Павел любил людей и детей. И был он живым ходящим ребенком Божиим. В Евангелии Господь особенно хвалит детей, говоря, что все люди должны быть как дети (см.: Мф. 18: 2–5). Сегодня Павел дитя у Господа Своего со всеми своими детьми, исстрадавшимися, ранеными, рассеянными, но все же богообразными и христообразными. И сегодня он на небесах в Соборе духов праведников, достигших совершенства (см.: Евр. 12: 22–23).
“Блажен путь, воньже идет днесь душа его, яко уготовася ей место упокоения”.Да даст ему Господь место вечного покоя. А вечный покой это не значит, что он спит где-то, охраняемый ангелами: вечный покой есть вечное движение, рост и кипение в вечном источнике жизни Божией, это согревание и радование на вечном очаге любви Святой Троицы. Это “вечно движущееся стояние и вечно стоящее движение”, по словам святого Максима Исповедника. Это жизнь вечная во Христе Богочеловеке – Который есть Земля живых. Это струи жизни вечной, замечаемые и ощущаемые у всех, кто во Христа живо верует, кто воскрес уже здесь, и особенно в Царствии Небесном. Это журчание той живой воды, которую ощущал и переживал в себе святой старец епископ Игнатий Богоносец, когда его вели в римский Колизей, чтобы он пострадал за Христа.
Святейший владыко, молись Господу Человеколюбцу за всех детей твоих, за Косово и Метохию, за Сербию, Славонию, Йадовно, за Печ, и Дечаны, и Грачаницу. За всю Вселенную и весь мир. Не забывай нас в своих Богу угодных молитвах, как не забывал ты нас и в этой жизни. Молись за всех нас, особенно за народ этот, который так остался верен тебе, и остался верен Евангелию – верен Христу Богу и Спасу твоему и нашему. Ему слава и благодарение во веки веков.
А тебе вечная память у Господа, и у всех нас – в Церкви Бога Живого».
Интронизация Патриарха Сербского Иринея — фоторепортаж
3 октября 2010 года в Печской Патриархии (Косово и Метохия) в храме Св. Апостолов в Печской патриархии в Косово, в присутствии нескольких тысяч верующих и гостей (по оценкам местной полиции, более 2500) состоялась официальная интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея. По сложившейся в Сербской Православной Церкви традиции, в Печской Патриархии проводится официальная Патриаршая интронизация с участием представителей Православных Поместных Церквей.
Святейший Патриарх Сербский Ириней избран Предстоятелем Сербской Православной Церкви на Архиерейском Соборе 22 января 2010 года. Его первая интронизация была совершена 23 января в соборе Святых Архангелов в Белграде.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжествах приняла участие официальная делегация делегация Русской Православной Церкви в составе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея Виталия Тарасьева и секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священника Игоря Якимчука. На интронизацию также прибыл епископ Кливлендский Петр (Русская Зарубежная Церковь).
3 октября 2010 года в храме Святых Апостолов в Печской Патриархии была совершена Божественная литургия с торжественным чином интронизации Святейшего Патриарха Сербского Иринея.
Святейшему Патриарху Сербскому Иринею сослужили Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, архиереи Сербской Православной Церкви а также представители других Православных Поместных Церквей: Константинопольской – митрополит Галльский Эммануил, Александрийской – митрополит Пилусийский Каллиник, Антиохийской – архиепископ Филиппопольский Нифон, Иерусалимской – архиепископ Иорданский Феофилакт, Русской – митрополит Волоколамский Иларион, Грузинской – митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, Румынской – митрополит Ольтенийский и архиепископ Крайовский Ириней, Болгарской – митрополит Видинский Дометиан, Элладской – митрополит Серресский и Нигритский Феологос, Албанской – митрополит Вератийский, Авлонский и Канинский Игнатий, Польской – архиепископ Люблинский и Холмский Авель, Православной Церкви в Америке – епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек.
По пении Трисвятого митрополит Загребско-Люблянский Иоанн и митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий трижды торжественно возвели Святейшего Патриарха Иринея на Патриарший трон на горнем месте. По отпусте Божественной литургии митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий огласил соборный акт об интронизации Святейшего Патриарха Иринея и вручил ему Патриарший жезл и Патриаршую панагию с изображением святого Саввы, преемственно передаваемую Сербскими Первосвятителями со времен, когда король Сербов, Хорватов и Словенцев Александр Карагеоргиевич подарил ее Святейшему Патриарху Димитрию. Затем Святейший Патриарх Сербский Ириней был троекратно возведен на кафедру святого Саввы с правой стороны от алтаря. После этого Предстоятель Сербской Православной Церкви произнес тронную речь. В завершение чина сербскими архиереями был подписан протокол об интронизации.
На чине интронизации присутствовали президент Сербии Б.Тадич, первый заместитель председателя Совета Федерации России А.П.Торшин, посол Российской Федерации в Сербии А.В.Конузин, посол Украины в Сербии В.Ю.Недопас, временный поверенный в делах Беларуси в Сербии С.Н.Чичук, посол Греции в Сербии Д.Стоидис, главы международных присутствий, находящихся в Косове в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1244, сотрудники дипломатических представительств зарубежных стран, представители традиционных религий и конфессий, а также международных христианских организаций.
По окончании Божественной литургии в Печской Патриархии был дан торжественный прием, на котором были зачитаны поздравления Святейшему Патриарху Иринею. Приветственное послание от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла огласил глава делегации Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион. Затем митрополит Иларион вручил Предстоятелю Сербской Православной Церкви Патриарший жезл – памятный подарок от Святейшего Патриарха Кирилла.
Приветственное послание от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Его Святейшеству
Святейшему Иринею,
Архиепископу Печскому,
Митрополиту Белградо-Карловацкому,
Патриарху Сербскому
Ваше Святейшество,
возлюбленный Собрат и Сослужитель во Святом Духе!
От имени архиереев, пастырей и всей Полноты Русской Православной Церкви сердечно поздравляю Вашу Святыню с торжественным возведением на исторический Престол Сербских Патриархов.
Чин Первосвятительской интронизации Вашего Святейшества по обычаю совершается на священной земле Косова и Метохии, в самом сердце Сербского Православия, в стенах древней Печской Патриархии. Сербскому церковному народу всегда было присуще живое чувство духовного единения с прославившими этот край древними Патриархами и подвижниками. Их молитвенное заступничество и отеческая поддержка помогали православным христианам и в эпоху османского ига, и в годы безбожной власти, и в тяжкую годину постигших Сербию испытаний последних десятилетий. Косово, земля подвигов и славы святых, во все времена жило в сердце всякого православного серба. Здесь корни, которые продолжают питать богатую духовную традицию Церкви великого святителя Саввы.
Возводя Вас на Патриарший Престол, архипастыри Сербской Церкви вверили Вам высокую ответственность за судьбу сербского Православия в непростой и драматический период его многовековой истории. Чада Святой Руси, пережившие трагедию разрушения и поругания отеческих святынь, особенным образом понимают те чувства, которые переполняют сердца наших сербских братьев. В Ваших Первосвятительских трудах и заботах Вашему Святейшеству будут неизменно сопутствовать молитвы миллионов верующих Русской Православной Церкви.
Ваше Святейшество! Сегодня, в торжественный для всей Сербской Церкви день совершения чина Патриаршей интронизации, я воссылаю ко Господу Иисусу Христу горячие молитвы о ниспослании Вам крепости сил, благословенного долгоденствия и всесильной помощи Божией на многая и благая лета Предстоятельского служения.
С неизменной братской любовью о Господе
+КИРИЛЛ,
Патриарх Московский и всея Руси
80-летний Патриарх Ириней преемник умершего в ноябре 2009 года Патриарха Павла и 45-й преемник Святого Саввы – первого архиепископа Сербского, добившегося в 1219 году автокефалии СПЦ. Первая часть двусоставной церемонии интронизации прошла в январе 2010 года. Выбирали Патриарха сербского жребием.
В ходе церемонии интронизации патриарх Ириней сказал, что в Косово сегодня стираются сербские духовные следы и исторические корни. Патриарх призвал международное содружество и косовских албанцев обеспечить мир в южном сербском крае.
«С этого святого места, в этот момент, мы направляем призыв сильным мира сего, в руках которых находится судьба Косова, чтобы они не согрешили душой принятием решения о статусе Косова, которым сербский народ был бы лишен векового права на свою родину, свое имущество, кладбища своих предков, и свои славные святыни», — сказал патриарх Ириней.
Глава Сербской православной церкви обратился к албанскому народу в Косово и призвал его к миру и общности основанной на человеческой и божеской правде. «Мы молимся, чтобы этой страной завладел мир, единство и любовь между народами и затянулись раны ненависти и злобы», — сказал патриарх.
На торжестве интронизации от имени Сербии присутствовал президент Б. Тадич, а международное сообщество представляли глава миссии ЭУЛЕКС Ив Де Кермабон и глава УНМИК Ламберто Заньер. На торжестве также присутствовал командующий КФОР, генерал Эрхард Билер. Среди официальных лиц было более 400 высоких функционеров, представителей православных поместных церквей и других религиозных объединений из Сербии, среди которых католический архиепископ Белградский Станислав Хочевар, муфтий Сербии Мухамед Юсуфспахич и реис-ул-улема Исламского объединения Сербии Адем Зилкич.
Церемонию освещали многие отечественные и иностранные СМИ, а монастырь обеспечивали служащие итальянского КФОР.
Ириней (Гаврилович) (род. 1930), Патриарх Сербский
Епископ Нишский Ириней
В миру Мирослав Гаврилович, родился 28 августа 1930 года в селе Видова под городом Чачак у отца Здравки и матери Милияны и был наречен в крещении Мирославом. В родном селе завершил начальное образование, а гимназию – в Чачаке.
По выпуске из гимназии закончил духовную семинарию в Призрене, а потом Богословский факультет в Белграде.
По окончании факультета служил в войсках, а вскоре по окончании службы был назначен преподавателем (суплентом) в Призренскую семинарию. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 года, он принял монашеский постриг от патриарха Германа в Раковицком монастыре и был наречен Иринеем. В день святой Параскевы, 27 октября того же года, он был рукоположен во иеромонаха в Ружицком храме под Калемегданом.
Послужив преподавателем Призренской семинарии, был отпущен на аспирантуру в Афины. В 1969 году был поставлен управляющим монашеской школой Острожского монастыря, откуда возвратился в Призрен и был назначен ректором семинарии.
После ректорства, в 1974 году был избран патриаршим викарным епископом Моравичским. На кафедре с 14 июля 1974 года .
Годом позже, в 1975 году, был перемещен на Нишскую кафедру.
Как проходили выборы Патриарха Сербского Иринея
Выборный Архиерейский Собор начал свою работу после Божественной Литургии. Председательствовал епископ Лаврентий, старейший епископ Сербской Православной церкви. Собор епископов включал 44 участников, 34 из которых соответствовали требованиям, предъявляемым к Патриарху. Тайным голосованием епископы выбрали трех кандидатов. Голосование проходило в несколько этапов, в каждом выбирался получивший больше половины голосов. В первом туре половину голосов получил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, во втором туре – епископ Нишский Ириней, в третьем – епископ Бачский Ириней.
Голосование
Эти три кандидата получили больше половины голосов во время четырех раундов голосования. Конверт с именем Патриарха из Святого Евангелия выбирал архимандрит Гавриил (Вучкович), настоятель монастыря Лепавина.
Сразу после избрания был отслужен благодарственный молебен и возглашено многолетие избранному Патриарху.
Патриарх Ириней выступил со словом, в котором подчеркнул, что избрание его Патриархом произошло по Божией воле и воле Собора. Он сказал что будет трудиться на Божией ниве вместе с другими епископами Сербской Православной Церкви.
Патриарх Ириней
Колокола на кафедральном соборе в 14.15 возвестили об избрании 45-го Патриарха Сербии.
По материалам glassrbije.org и открытых источников, фото: http://spc.rs и Reuters
Его Святейшеству
Святейшему Иринею,
Архиепископу Печскому,
Митрополиту Белградо-Карловацкому,
Патриарху Сербскому
Ваше Святейшество,
возлюбленный Собрат и Сослужитель во Святом Духе!
От имени архиереев, пастырей и всей Полноты Русской Православной Церкви сердечно поздравляю Вашу Святыню с торжественным возведением на исторический Престол Сербских Патриархов.
Чин Первосвятительской интронизации Вашего Святейшества по обычаю совершается на священной земле Косова и Метохии, в самом сердце Сербского Православия, в стенах древней Печской Патриархии. Сербскому церковному народу всегда было присуще живое чувство духовного единения с прославившими этот край древними Патриархами и подвижниками. Их молитвенное заступничество и отеческая поддержка помогали православным христианам и в эпоху османского ига, и в годы безбожной власти, и в тяжкую годину постигших Сербию испытаний последних десятилетий. Косово, земля подвигов и славы святых, во все времена жило в сердце всякого православного серба. Здесь корни, которые продолжают питать богатую духовную традицию Церкви великого святителя Саввы.
Возводя Вас на Патриарший Престол, архипастыри Сербской Церкви вверили Вам высокую ответственность за судьбу сербского Православия в непростой и драматический период его многовековой истории. Чада Святой Руси, пережившие трагедию разрушения и поругания отеческих святынь, особенным образом понимают те чувства, которые переполняют сердца наших сербских братьев. В Ваших Первосвятительских трудах и заботах Вашему Святейшеству будут неизменно сопутствовать молитвы миллионов верующих Русской Православной Церкви.
Ваше Святейшество! Сегодня, в торжественный для всей Сербской Церкви день совершения чина Патриаршей интронизации, я воссылаю ко Господу Иисусу Христу горячие молитвы о ниспослании Вам крепости сил, благословенного долгоденствия и всесильной помощи Божией на многая и благая лета Предстоятельского служения.
С неизменной братской любовью о Господе
+КИРИЛЛ,
Патриарх Московский и всея Руси
Ириней (Патриарх Сербский)
В Википедии есть статьи о других людях с именем Ириней (значения).
Патриарх Ириней
Патријарх Иринеј
Патриарх Ириней в 2012 году
45-й Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий, Патриарх Сербский
23 января 2010 года
Сербская православная церковь
Патриарх Павел, местоблюститель Амфилохий (Радович)
Мирослав Гаврилович
при рождении:
Мирослав Гавриловић
28 августа 1930 (82 года)
село Видова, община Чачак, Сербия
27 октября 1959 года
октябрь 1959 года
14 июля 1974 года
Патриа́рх Ирине́й (серб. Патријарх Иринеј, в миру Мирослав Гаврилович, серб. Мирослав Гавриловић; 28 августа 1930, село Видова, община Чачак, Сербия) — епископ Сербской Православной Церкви; с 22 января (избрание) 2010 года предстоятель Сербской Православной Церкви — «Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский».
Биография
Родился в селе Видова, в крещении получил имя Мирослав. В 1951 году окончил духовную семинарию в Призрене. Затем окончил богословский факультет Белградского университета и аспирантуру при богословском факультете Афинского университета. По окончании университета служил в армии.
В октябре 1959 года принял монашеский постриг от Патриарха Сербского Германа в монастыре Раковица с наречением имени Ириней.
С 1959 года по 1968 год — преподаватель Призренской семинарии.
24 октября 1959 года возведён в сан иеродиакона, 27 октября — в сан иеромонаха.
С 1969 года — заведующий монашеской школой Острожского монастыря.
1971—1974 годы — профессор и ректор Призренской семинарии.
В мае 1974 года, избран викарным епископом Святейшего Патриарха Сербского, с титулом Моравичский, а 14 июля того же года была совершена его епископская хиротония.
На заседании Священного Архиерейского Собора 21 — 28 мая 1975 года избран епископом Нишским. Настолован на трон Нишской епархии в Соборной церкви 15 июня того же года.
22 января 2010 года в Белграде, в первый день работы Архиерейского Собора Сербской Церкви, был избран новым патриархом. Первая интронизация состоялась 23 января 2010 года в соборе Святых Архангелов в Белграде
Церемония официальной интронизации планировалась на 25 апреля 2010 года на Печской Патриаршей кафедре в Косове, что было сопряжено с политическими трудностями В начале марта было сообщено, что торжественная интронизация откладывается до осени. Вторая интронизация состоялась 3 октября 2010 года в храме Святых Апостолов в Печской Патриархии по литургии, при повышенных мерах безопасности, которую обеспечивали итальянские военнослужащие из контингента КФОР; присутствовали президент Сербии Борис Тадич, принц Александр Карагеоргиевич, более 400 других официальных лиц, а также более 6000 верующих. После интронизации патриарх Ириней обратился в верующим со своим архипастырским словом в котором отметил:
Мы молимся ко Господу, ко святым Печским угодникам Божиим и святым косовским мученикам, всем святым из рода нашего и всем святым угодникам Божиим, чтобы на этой земле воцарились мир, согласие и любовь между народом, и чтобы как можно скорее исцелены были все раны, нанесенные ненавистью и злобой.
Критика
Патриарх Ириней подвергался критике русских православных СМИ за экуменическую и прокатолическую позиции
Примечания
Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».
Предшественник: Патриарх Павел |
Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский 22 января 2010 года — |
Преемник: — |
Варфоломей I • Феодор II • Савва (Эсбер) (местоблюблюститель) • Феофил III • Кирилл • Илия II • Ириней • Даниил • Кирилл (Ковачев) (местоблюститель) • Хризостом II • Иероним II • Анастасий • Савва • Христофор • Тихон