Содержание
Об иконопочитании и почитании святых
Дивен Бог во святых Своих.
(Пс. 67: 36)
В догмате об иконопочитании говорится:
«Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (здесь и далее выделено мною. – прот. И.Б.).
Итак, поклонение разделяется на богопоклонение (λατρεία) и почитательное поклонение (προσκύνησις). В чем же разница? Богопоклонение присуще только одному Богу; почитательное поклонение – святым, иконам, Кресту, Евангелию, мощам и другим святыням. Однако оба эти поклонения не только не противопоставляются друг другу, но являются тесно взаимосвязанными между собой. Более того, одно из них переходит в другое: почитательное поклонение в богопоклонение. Вообще богопоклонение может осуществляться только через почитательное поклонение: «Честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Почитательное поклонение совершается в виде поклонов, целования, чтении молитв, воскурении ладана, возжжения свечей и лампад. «В отношении к иконе надобно разуметь и называть “относительное” поклонение (почитательное поклонение. – прот. И.Б.), а в отношении к Самому Христу – богопочитательное (богопоклонение. – прот. И.Б.)», – пишет преподобный Феодор Студит. Он объясняет, что одно и то же поклонение одновременно в отношении иконы будет являться почитательным поклонением, а в отношении Христа, изображенного на иконе, – богопоклонением. Здесь категорически недопустимо отождествление образа с первообразом. В противном случае почитательное поклонение будет сливаться с богопоклонением, а богопоклонение относиться к самой иконе, что, несомненно, будет являться идолопоклонством. Нельзя также и разделять эти оба поклонения – одно образу (иконе), а другое первообразу, так как в таком случае будет совершаться только почитание деревянной доски с красками, не переходящее в богопоклонение первообразу. Итак, в Православии эти оба поклонения между собою нераздельны и неслиянны.
В отношении икон Богородицы, святых, святых мощей, других священных реликвий почитательное поклонение им переходит в богопоклонение нетварной Божественной благодати, почивающей на них, то есть Самому Богу, по учению святителя Григория Паламы. «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Святые, по слову священномученика Дионисия Ареопагита, представляют собой «нераздельное, премирное и священное… единство с Богом». Стяжавши подвигом и усвоивши себе при жизни Божественную благодать, они навсегда «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4), неразлучно соединились (по душе и по телу) по благодати с Богом. Поклоняясь святым (почитательным поклонением), мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение! Неслучайно во время Божественной Литургии, как на проскомидии, так и во время Евхаристического канона, сразу же после Христа воспоминаются Пресвятая Богородица и другие святые угодники Божии как представляющие собой нераздельное и неразлучное единство с Господом, по слову Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23) и «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26). И вместе со Христом святые будут судить мир: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28); «святые будут судить мир» (1 Кор. 6: 2). В этом смысле только и возможно спасение в православном понимании как онтологическое и непосредственное соединение с Божеством.
«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20: 6). Святые являются нашими предстателями и молитвенниками пред Богом, и, соединившись со Христом по благодати, «яко в зерцале, видят вся наша нужды и прошения». Почитание святых освящено и древним Преданием Церкви, закрепленным в соборных определениях.
Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, Который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей (см.: Иак. 1: 17); как ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа, Который Един есть в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками… предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5–6).
Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только через Нея не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением». «Посредством Ее единой пришел к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нея был невидим для всех, – так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение божественного озарения и всякое откровение божественных тайн, и всякая форма духовных даров, помимо Ее не будет иметь место ни для кого. Но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительницей богатства Божества». «Следовательно, чрез Нее станут участниками те, которые будут причастниками Бога». «Она – Верх и Совершенство всего святаго».
Каждая Бескровная Жертва, приносимая во время Литургии, совершается молитвами Богородицы и святых. «Но прося Бога Отца, чтобы Он молитвами святых принял сию Жертву за нас, мы обнаруживаем не недостаток веры в силу ея, а только смиренное сознание недостаточности наших молитвенных усилий к усвоению спасительных плодов ея. Мы молимся, чтобы Бог Отец помиловал нас ради безценной Жертвы Сына Своего, но в то же время чувствуем, что наши молитвы слабы и нечисты. Это чувство побуждает нас просить других, чтоб они помолились за нас… Посему Святая Церковь и научает нас умилостивлять Бога молитвами святых во всякое время и особенно во время Литургии пред безкровною Жертвою».
Однако даже при таком непосредственном, премирном и священном приближении к Богу святых творение всегда остается творением, а Творец – Творцом. Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6).
При входе в любой православный храм можно увидеть несколько особых изображений Иисуса Христа, Богородицы и прочих святых — икон. Однако для многих людей наличие подобных изображений становится камнем преткновения и причиной никогда не посещать храмы. При этом Иконопочитание является догматом веры.
В сторону православных людей постоянно звучит обвинение в идолопоклонстве — якобы они поклоняются дереву или картинкам. Откуда пошла традиция почитания святых ликов и почему это не является грехом?
Иконы в текстах Ветхого Завета
Главным стихом, которым апеллируют люди, выступающие против святых ликов — это 4 и 5 стих книги Исход. В этой главе Господь дает Своему народу 10 Заповедей и одна из них говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения». Именно это место цитируют православным говоря, что они идолопоклонники. Однако это неправильно, вырывать место из контекста всей главы, ведь ранее, в 3 стихе Бог наказывает народу не иметь других богов, а поклоняться лишь Всевышнему Иегове. Поэтому создавать рисунки разрешено, но запрещено делать их посвященными другим богам, воплощая их на бумаге, дереве или в виде скульптур.
Изображение херувима в храме Соломона указывало на реальное существование Ангелов
При чтении описания храма, который построил Соломон в Иерусалиме, можно найти описания херувимов и ангелов, который окружают Господа на небесах. Это описано в 6 главе третьей книги Царств. Также там присутствуют картины деревьев и мелких растений, поскольку евреи использовали их для украшения храма и изображения творений Отца Небесного. То есть в самом главном храме в Иерусалиме были различные картины на стенах, и Бог ничего не сказал Своим пророкам о неправильности этого.
В то же время, читая книгу Исход можно найти описания золотого тельца, которого вылили евреи из золота, полученного в Египте. Он был сделан с четкой целью — поклоняться ему. Господь, видя это, жестоко покарал всех, кто поклонялся созданному изваянию.
Важно! Можно сделать вывод исходя из текстов Ветхого Завета, что людям запрещено иметь картинки и любые изображения кумиров, а также использовать их для поклонения. Тем самым человек просто презирает на милость Бога и выбирает ложным богом что-то незначительное, оскорбляя своего Творца.
Важен не сам предмет, а отношение к нему человека. Можно иметь дома святой лик и поклоняться живому и всемогущему Богу, а можно не иметь Господа в сердце и поклоняться деньгам или нарисованному красивому актеру, делая из него идола. Важны лишь мотивы человеческого сердца.
Святые лики в первых веках
Икона — это образ, отображение кого-то или чего-то на материале, будь то бумага или дерево. Другими словами, это некий отпечаток реальности, например, воспоминание — это тоже отпечаток события в памяти. Святой лик в данном случае — это отпечаток или отображение человека на деревянном или бумажном холсте с помощью красок. Библия — это тоже своего рода икона, просто она показывает Творца и многих людей словами, а не красками.
По преданию, первым иконописцем был ученик Павла евангелист Лука. По свидетельствам своих современников он написал портрет Христа по описанию учеников, а также нарисовал Деву Марию. В исторических документах описывают момент встречи Луки и Богородицы, когда тот принес к ней нарисованные образа. Богородица, осмотрев доски, благословила их и самого иконописца, а также сказала: «Благодать Сына Моего и моя пребудет на этих образах». Иконы святого Луки дошли и до наших дней, самые известные из них — это лики Иверской Божьей Матери и Владимирской.
Иверская икона Божией Матери в Иверском монастыре на святой горе Афон
В римских катакомбах, где скрывались первые христиане и проводили собрания, найдено огромное количество изображений Христа и святых людей того времени. Много рисунков мучеников, погибших от рук римских гонителей. В первые века широко была распространена практика изображения тех мучеников, которые погибли за веру и распространение этих картин среди церквей. Это делалось для поднятия духа у гонимых христиан и для укрепления их твердости в выбранной вере.
Важно! Целью благодатных картин является напоминание человеку о некоем человеке или Богочеловеке в случае с Христом для того, чтобы он мог обратиться к Господу, вспомнить Его заповеди и жить согласно Божьим законам. Икона — это не предмет поклонения, но напоминание.
Еще читайте о почитаемых иконах:
- Икона Божьей Матери «Волоколамская»
- Икона «Воскресение Христово»
- Икона святой великомученицы Екатерины
Ересь иконоборчества
Начиная с первого века от Рождества Христова и до 8 века иконопись получила широкое распространение, особенно учитывая жестокие гонения первых веков и желание людей передать поколениям подвиг веры мучеников. Образа начинают появляться в храмах и монастырях, начинает расцветать это искусство среди монахов, которые посвящают свою жизнь для молитвы и проповеди Евангелия через рисунок.
Однако в теле Церкви постоянно происходили разногласия, и многие начали обвинять других в идолопоклонстве. Противники христианства также стали стремиться уничтожить все проявления этой религии, и предпринимали все возможное для убийства мастеров и уничтожения самих святых ликов. Это движение стремительно распространилось по территории Византии в 8-9 веках и стало называться иконоборчеством.
Причины возникновения
Многие богословы склонны считать одной из важнейших причин возникновения иконоборчества неправильное понимание создания святых образов. В первые века христианство серьезно боролось с язычеством, при этом многое перенимая от него, и люди перестали четко видеть и осознавать, что же такое истинное христианство, стремясь уничтожить все, по их мнению, «лишнее». Кроме того, распространение суеверий от язычников также сыграло свою роль в возникновении ереси иконоборчества.
Иконоборчество возникло в Византии было направлено против почитания икон
Одними из главных противников панагий были императоры, поскольку именно в изображениях святых они видели угрозу своему величию. Люди передавали рисунки, с их помощью проповедовали Христа и все это, по мнению правителей, негативно отражалось на их могуществе и влиянии. Одним из примеров такого ложного мышления является император Лев Исавр, который под влиянием суеверий решил уничтожить все образа в храмах.
Главными причинами возникновения ереси стали:
- Недостаток образованности среди христиан.
- Неправильное понимание значения икон.
- Влияние суеверий язычников.
- Желание уничтожить христианскую веру и все ее проявления.
Ересь иконоборчества была сторонним проявлением гонений, а также недостатком у христиан понимания, какое важное значение в распространении веры в Спасителя Иисуса имеют святые изображения.
Сопротивление и гонения
Следствием распространения ереси, а также участия в ней правителей, стали гонения на тех, кто создавал изображения, и кто стремился их распространить в храмах. Стали безжалостно уничтожаться все изображения, которые так или иначе могли относиться к христианству: фрески, иконы, украшения храмов, скульптуры. Образа резали, сжигали, замазывали красками, топили в морях и болотах. Кроме этого, стали жестоко наказывать всех, кто имел дело с иконами — людей пытали, сажали в тюрьмы и казнили за поклонение образам.
Под влиянием суеверий иконоборцы уничтожали все образа в храмах
Особенно пострадали при движении борцов монахи, ведь именно они создавали иконы, расписывали храмы и занимали важное положение в иконопочитании. Иноков публично избивали плетьми, побивали камнями, гнали из монастырей и убивали, попутно уничтожая их труды. Кроме монахов, пострадали и патриархи, среди которых был Никифор, Герман I, а также богослов Иоанн Дамаскин.
При занятии престола Византии регентши императрицы Ирины иконоборчество стало утихать, поскольку Ирина была сама противоположенного мнения. Она поспособствовала проведению Седьмого Вселенского Собора в 787 году, на котором были преданы анафеме иконоборцы и принят догмат об иконопочитании. Собор разрешил создавать и применять в богослужениях изображения Христа, Богородицы, святых мучеников и ангелов, поскольку это не является идолопоклонничеством.
Важно! По постановлению Собора, честь, воздаваемая образу, переносится на его реальный прототип, т.е. честь иконе Христа переносится на Самого Спасителя.
Значение иконопочитания
Икона — это не просто картинка или рисунок. При ее создании художник долгое время проводит в молитвах и посте, стремясь передать истинный образ изображаемого. После создания доски ее освящают с помощью чтения особенных молитв и окропления святой водой. В этот момент на доску сходит благодать Святого Духа, и только она делает икону святой. Это не просто рукотворное изображение, но сосуд для Божьей благодати.
Читайте еще об иконах:
- Куда девать старые иконы
- Иконы для венчания
- Как прикладываться к иконам
Именно освящение отличает доску от простых художественных картин и пейзажей. Благодатное присутствие того, кто изображен, посредством Святого Духа пребывает на простом холсте.
Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца
Для чего необходимы иконы? Во-первых, для того, чтобы люди постоянно имели перед собой напоминание в виде изображения Господа. Это не только придает сил в тяжелые моменты, но и постоянно побуждает человека провести какое-то время в молитвах, заставляя отвлечься от суетливых будничных дел. Во-вторых, образ помогает сконцентрироваться в ходе богослужения, облегчая человеку представление Христа.
Намного легче молиться, видя перед собой пусть примерный, но портрет Спасителя. Последняя, но одна из важнейших целей иконописи — это передача молодым поколениям изображений тех людей, которые пострадали за веру, будучи стойкими и храбрыми. Речь идет про многочисленных мучеников и святых людей, которые посвятили жизнь Господу.
Икона — это не идол, это всего лишь картина, пусть и благодатная. Истинные христиане могут справиться и без них, молясь и поклоняясь Господу в квартире или в пустом поле одинаково страстно. Это всего лишь символ, однако, прежде чем обвинять православных в идолопоклонстве, стоит подумать, нет ли в вашей жизни созданного кумира, которому вы поклоняетесь?
Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Ответ священника