394 просмотров
Стесняюсь в церкви. Боюсь идти в церковь. Что делать?
Отвечает иерей Алексей Малюков
Нужно определить природу этого стеснения. Не оттого ли оно бывает, что я завишу от человеческого мнения и переживаю, как на меня посмотрят люди, что скажут? Пишет СПЖ.
«О, смотрите, верующая… ты думаешь, если косынку надела, теперь уже святая?… куда ты идешь, сегодня воскресенье – отдохни лучше, поспи». Действительно, подобные реплики могут смущать нас. Фактор внешнего влияния неизбежен, но чтобы легче было избавиться от зависимости от чужого мнения, необходимо для себя понять: для чего мне вообще нужно ходить в храм? могу ли я спастись без Церкви? можно ли быть верующим и не ходить в церковное собрание?
Все эти вопросы очень серьезные. Отвечая на них, человеку будет проще бороться с внешним фактором чужого мнения. На одной половинке весов будет чужое мнение, а на других свое – продуманное и выверенное. Чье перетянет, то и победит.
Надо сказать, мрачный образ Церкви насаждался очень долго. «В церковь ходят одни бабки, если ты придешь без косынки или в брюках, тебя выгонят; там все непонятно, тебе там может стать плохо от ладана и угара свечей, там с тебя сдерут последнюю рубашку» – все это штампы советской атеистической пропаганды.
Неправильное представление о Церкви можно поменять только опытным путем. Нужно походить, посмотреть. Побывать в храме, когда нет никого, и тогда, когда идет воскресная служба. Понять, что в храмах бывают разные люди, разные священники, что во всех храмах может быть хорошо, но хорошо по-разному. В монастыре одна обстановка, а в сельском или в городском приходском храме все может быть совершенно по-другому. Всегда можно найти храм себе по сердцу.
Итак, чтобы ходить в храм, нужно преодолеть внешнее давление и свою зависимость от чужого мнения, а также изменить представления о Церкви. Проявить умственную, психологическую, волевую решимость.
Поверьте – Бог не оставит Ваше усилие без вознаграждения.
У нас есть к Вам просьба…
Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь! Мы планируем делать видео передачи с участием священнослужителей Гагаузии, в связи с чем собираем средства для приобретения специального оборудования.
Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование (10, 15 или 20 лей), чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!
Пожертвовать
Содержание
Не могу ходить в церковь
Моя дочь крестилась и стала ходить в церковь. Шли одной дорожкой, а тут дорожки разошлись. Крестилась и я. Стала в церковь ходить, а выносить не могу. Настроение постоянно плохое. Состояние угнетенное. Все раздражает. Вечером с дочерью ссоры, а в церкви — бабки. Стою к исповеди. Опять замечание – что это ты кисти в кулаки сложила и к священнику идешь. Не могу в церковь ходить. Тяжесть бетонной плитой ложится на голову и плечи. Сама не знаю, что я тут делаю?
Дочь подружилась с инокиней в храме. Эта мать Валентина познакомилась со мной, и елейно здоровается каждый раз. Я как в театре каком – то нахожусь. Только своей роли понять не могу. Так однажды плохо стало, что я сказала мать Валентине: «Не могу больше в церковь ходить. Сил нет. Игра какая – то». Не много слов сказала, но, видно такое было у меня сокрушение, что матушка как–то внутренне забеспокоилась и говорит остаться мне на скамеечке, а сама ушла. Вернулась и стала мне что–то говорить. Я ничего не понимаю. Только вижу, что она очень расстроена и участие принимает в моей печали. Долго она говорила. Я даже устала и отвлеклась. А она подает мне маленькую книжечку. В ней множество вопросов: «Вот подготовьтесь к исповеди по этим вопросам. Напишите на листе бумаги ответ на каждый вопрос совершенно искренне, а через два дня приходите на исповедь».
Материал по теме
О готовности отдать жизнь за Христа, или Чему церковная бабуся научила филолога
— А вот если бы вам сейчас за Христа смерть пришлось принять, а? И тут вдруг эта старая карга резко выпрямляется, швыряет тряпку на пол и буквально выкрикивает: — Да с радостью!..
Стало мне интересно, что же это за вопросы? К вечеру собралась я готовиться к исповеди. Приготовила бумагу, ручку, пачку сигарет и открыла вопросы. Вопросы потрясли меня своей прямотой. Они были поставлены настолько неприкрыто прямо, что и ответов требовали таких же. Мне казалось, что есть вещи, о которых не принято говорить, а, значит, о них не надо и думать. А вопросы заставляли меня вспомнить то, что мне хотелось бы забыть. Внутреннее сопротивление было очень велико, но терпеть свою неудовлетворенность и раздвоенность я уже не могла. Началось сражение, столкновение, битва. Я писала, а в груди, в голове все грохотало, словно сыпались камни с горы. Что-то меня прямо разрывало на части. Все тайное, становилось явным для меня самой. Получилось 8 печатных листов с обеих сторон и не распечатанная пачка сигарет.
Через два дня прихожу на исповедь. Иду по дорожке к храму мимо большого очень старого каштана. Остановилась. Надо идти. В храм вошла, даже слышу плохо, такой шум внутри. Мысли прыгают: «Как же я покажу это все! Встала я последней в очередь на исповедь. Подаю батюшке свои листы – «Да Вы мне целую книгу написали» – весело говорит священник. Наклонила я голову, и стал о. Дмитрий читать один лист за другим с двух сторон. Только слышу шелест переворачиваемых страниц. Мысленно следую за текстом. Вот стоим мы с ним в полной тишине, а на самом деле битва продолжается, как на передовой линии фронта. Дочитал и молчит. Стою я мраморная – застыла от потрясения. Разорвал листы, подает: «Иди и не греши»! С какой-то невыразимой интонацией серьезности и сочувствия. Тихонечко беру благословение причаститься. Молча благословил. Отошла я в сторонку не на своих ногах.
Вышла к старому каштану. Солнцем залитый дворик церкви, цветы весело тянутся навстречу солнцу. Запах зелени, согретых солнцем камней. Как прекрасно жить среди этой красоты. Господи, Слава Тебе!
На заставке фрагмент фотоwall.artlayout.net
Почему человек не идет в Церковь?
Почему один человек приходит в храм, а другой нет? Почему столько людей остается за церковной оградой? По сути, этот вопрос ответа не имеет. Каждый раз, когда кто-то открывает для себя Церковь, это тайна и чудо. Однако не имеющий окончательного земного ответа вопрос с неизбежностью встает перед каждым из нас. Мы попытаемся проанализировать причины, не пускающие наших ближних в православный храм. Хотя бы отчасти. Хотя бы некоторые. Ради себя, ради них и ради Церкви.
Священник Вячеслав ДАНИЛОВ
Священник Вячеслав Данилов, настоятель храма в честь Рождества Христова в селе Рыбушка Саратовского района:
— Среди нашего населения крещеных — большинство, а регулярно в храме бывают из этого большинства… разве что несколько процентов. Перед тем как совершить Таинство Крещения, я каждый раз объясняю — как взрослым крещаемым, так и родителям, и крестным родителям младенцев,— что смысл Крещения как духовного Рождения заключается в последующей жизни в Церкви. И при этом знаю, что реально жить этой жизнью после Крещения будут — единицы. Каковы основные причины? Многие убеждены, что молитва в храме — это удел исключительно пожилых людей, то есть — что человек может быть этим озабочен только в старости, в преддверии смерти, среди болезней и т. д. А в молодости человек должен жить земными интересами. «Мы еще успеем!», «Состаримся — придем» — довольно распространенные ответы людей на вопрос, почему они не бывают в церкви. Люди не думают о том, что жизнь коротка и часто может оказаться короче, чем мы рассчитывали.
Еще одна причина — привычка к потребительскому отношению, распространяемая и на Церковь также. В отношении Церкви такой подход можно назвать магическим. Заболел ребенок — надо прийти и поставить свечку. Что-то не ладится в семье — надо освятить квартиру. Человек не думает, что ему надо освящать себя. Надежда на какое-то механическое действие заменяет людям живую веру, общение с Богом через молитву и участие в Таинствах. Поэтому люди если и заходят в церковь с этими своими нуждами, то по-настоящему в Церковь не приходят. И самое, может быть, страшное — отсутствие желания заполнить духовную пустоту, не заполняемую ни достатком, ни внешним благополучием, ни успехом. Если у человека есть желание эту пустоту в себе заполнить, он начнет это делать хотя бы теоретически, станет книги читать, ведь при любом, даже сельском, храме есть библиотека. И от этих книг перейдет к практическим действиям, к участию в жизни Церкви. Но у людей этого стремления нет, или они пытаются иначе эту пустоту заполнить. Кто-то просто водкой ее заливает. Очень трудно сказать, отчего это. Но вероятней всего — от бездуховности воспитания. От отсутствия духовной составляющей в воспитании человека с детства. Отсюда — духовная неразвитость и духовная глухота, которую потом, в зрелом возрасте, очень трудно преодолеть.
Инна СТРОМИЛОВА
Инна Стромилова, клиросная храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» при областной клинической больнице г. Саратова:
— На мой взгляд, главная причина того, что люди не спешат в храм, лежит в непонимании реального значения Церкви для построения отношений человека с Богом. Если человек осознает и поверит всем сердцем, что самый удобоприемлемый, самый надежный, самый верный способ богообщения — это тот, который предложен Церковью через Ее богослужения и Таинства, то он попытается примириться со всеми своими обидами, вызванными недружелюбием, сухостью, порой грубостью тех, кто встретил его на пороге храма. Он попытается преодолеть в себе неловкость и стыд перед своими неверующими или невоцерковленными близкими. Он будет терпеливо бороться с собственной неграмотностью и неопытностью в духовной жизни. Он будет стараться не замечать многочисленных внутрицерковных проблем, лишь бы только не потерять главное — возможность живого богообщения. А уж когда человек и возможность эту перенесет из плоскости земной жизни в область вечности (то есть увидит смысл богообщения не в интересном препровождении земного бытия, а в обретении вечной жизни, жизни с Богом), то тогда он еще больше и еще скорее укоренится в желании прийти в Церковь и остаться там.
Ведь, оказавшись на необитаемом острове, где каждую минуту поджидает опасность, болезнь, даже смерть, и увидев причаливший к берегу корабль, я не погнушаюсь ни внешним видом, ни нравами его матросов — только бы меня вывезли из этого ужасного места. Вот и Церковь является для нас таким кораблем. И все, что мне непонятно и неприятно на этом корабле, не имеет значения, потому что он везет меня к спасительному пристанищу — ко Христу.
Руслан ИЗМАЙЛОВ,
Руслан Измайлов, кандидат филологических наук, доцент Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:
— Почему не идут люди в Церковь? Чтобы найти ответ на этот вопрос, наверное, необходимо сначала задаться другим. Почему люди в нее идут? То есть зачем человеку нужна Церковь? Ответ здесь до банальности прост. Чтобы жить вечно.
Человек не может жить без воздуха, воды, еды. Но все эти необходимые вещи не дают главного — вечной жизни. И только Церковь обладает дарами вечности и преподает их человеку. Жажда вечности влечет к Источнику вечности. Из этого следует, что в Церковь не идет человек, у которого нет этой жажды. Он вполне доволен своим временным благополучием и совсем не желает возвращаться к Отцу. Он не думает о смерти — ему так комфортней. Он не берет на себя никакой ответственности — перед кем ему отвечать?
Но вот главный вопрос: как оторвать ближнего от этой, образно говоря, тарелки с едой, как вывести его из состояния ложного довольства? Как привести человека к Богу, ко Христу, в Церковь? Каждый христианин призван к апостольскому служению. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно он должен свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о Христе. Словом, делом, а главное — любовью! Человек встретит и примет Христа, если он встретит и увидит подлинного Христа в православном человеке.
Михаил СЫЧЕВ
Михаил Сычев, студент Института филологии и журналистики Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:
— В суете повседневной жизни мы порой не задумываемся над тем, почему вдруг заныло в сердце, когда мы прошли мимо замерзающего нищего. Прошли мимо, заглушив в себе зов совести. «Жалко, голодный… Хотя… Да ну его! Сам виноват, что до такой жизни докатился».
То же и с Церковью. Ваша душа стремится быть с Богом. Проходя каждый день мимо того или иного храма, вы вдруг испытываете необъяснимое желание зайти туда и хотя бы поставить свечку. Но наперекор возникшему желанию тут же возникает мысль: «Нет, не пойду — времени мало» или — у девушек: «Не пойду — я в джинсах, да еще и без платка».
В современном нам обществе царит дух безразличия, самооправдания и самоутверждения. Мы не хотим слушать тот голос, который звучит у каждого из нас внутри и говорит нам, что так — нельзя, а надо как-то по-другому. Мы отвыкли слушать собственную душу и доверять ей. Современный мир отучил нас от этого. А когда мы перестанем дышать, когда нас понесут вперед ногами? Что будет после этого? Не знаем. И, что интересно, не стремимся узнать это.
Если мы не переборем себя, спросит нас Господь на Страшном Суде: «А что вы сделали для того, чтобы быть со Мной?». Мы ответим: «Верили». Но в ответ нам прозвучат слова святого апостола Иакова: «Вера без дел мертва».
Иван ДОРОШИН
Иван Дорошин, кандидат философских наук, преподаватель кафедры религиоведения факультета философии и психологии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:
— Отвечая на вопрос, я буду говорить о молодежи: молодым людям я читаю лекции, они делятся со мной своими размышлениями об окружающем мире.
Во-первых, большая часть молодых людей не идет в Церковь потому, что сейчас люди очень мало читают или не читают вовсе. А христианство — это религия, которая плохо воспринимается без книг и вдумчивого чтения.
Во-вторых, многие придумывают себе такие отговорки: «продажа» в храмах, в храме «некомфортно». Воцерковленные христиане понимают, знают, что продажи в церкви нет — есть пожертвования: деньги можно и не платить, священник окрестит, обвенчает и малоимущих людей. Но чтобы это понять, нужно прийти в храм. А если говорить о «некомфорте»… На пути к Богу требуется некое усилие, конечно же, а часто молодому человеку напрягаться не хочется совсем. И все же — если в храме душно, может, поставить кондиционер?
В-третьих, многие жалуются на священников, на «ревность не по разуму». О случаях немилостивого отношения к себе мои студенты могут рассказывать и рассказывать. Например, молодой батюшка перед Таинством Крещения увидел у девушки неправильный, по его мнению, нательный крестик и сразу объявил, что это — грех. Может быть, крест был действительно неканоническим, но для этой девочки грех — что-то ужасное, гнусное, вроде кражи и разврата, а тут во всеуслышание объявляют, что она — грешница. В общем, церковные кадры решают все — и не только священники, но и простые прихожане. В храме людей должны ждать, тогда они и придут.
Священник Александр ПИСЛАРЬ
Протоиерей Александр Писларь, благочинный Южного округа Саратовской епархии:
— Почему человек не ходит в Церковь? Одно из двух: или он еще не начал борьбу с грехом, поэтому еще не испытывает потребности в благодатной силе Святого Духа, которая подается в Святой Церкви; или же он, уже поняв смысл христианской жизни, осознав, как нужно жить, не решается совершить в своей жизни коренной перелом и вступить в эту тяжелую борьбу со грехом, в борьбу, из которой он без помощи Церкви никогда не выйдет победителем.
Жизнь современного человека отличается крайне опасной духовной расслабленностью, а жизнь христианина требует мужества, самоотречения, борьбы с грехом, борьбы со страстями. Как только эта борьба прекращается, прекращается и богообщение, и человек становится бесплодной высохшей ветвью, которая, по словам Святого Евангелия, годится только в огонь. Церковь предъявляет к человеку самые серьезные требования! Но современный человек не хочет их принять и находит для себя такого рода оправдания: Церковь устарела, закоснела, обряды бессмысленны, посты и молитвы не нужны, все это надо реформировать… Хотя реформировать человеку надо прежде всего себя.
Протодиакон Михаил БЕЛИКОВ
Протодиакон Михаил Беликов, клирик Духосошественского кафедрального собора г. Саратова:
— Причин того, почему люди не хотят идти в Церковь, я вижу несколько. Причем все они взаимосвязаны друг с другом.
Уже давно мы наблюдаем процесс расцерковления общества. Начался он не в прошлом столетии даже, а гораздо раньше — в эпоху Ренессанса, когда Церковь отодвинули на периферию жизни человека. Сегодня в западном обществе процесс этот достиг своего апогея — там даже слово «Бог» нельзя употреблять в официальном общении. В России же сила православных традиций и устоев была такова, что вырвать их с корнем не удалось и за 80 лет безбожия. Однако этот потенциал уже заканчивается.
Что остается в мире взамен христианства? Идеология потребления с культом индивидуализма. Люди разъединяются, обособляются друг от друга, запираются в своих квартирах. Принцип «Мой дом — моя крепость» приобретает смысл: «Моя хата с краю». Человек, отгороженный от других, удобен обществу потребления.
Индивидуализм порождает неприятие главного принципа жизни в христианской общине, где люди общаются друг с другом в духе братской любви. Собственно, только через это общение людей и становится ясна их любовь к Небесному Отцу. А образ жизни современного человека прямо противоречит тому, чему Христос учит в Евангелии.
Комфорт — это тот кит, на котором зиждется общество потребления. Желание получить результат без усилий распространяется, к сожалению, и на сферу духовной жизни. Отсюда — всплеск интереса к оккультизму, суевериям. Даже церковные люди заражены подобным отношением.
Еще одна причина заключается и в нас самих, в христианах. Порой мы не подаем того примера христианского отношения к жизни, к людям, к Богу, который должны, тем самым отталкивая людей от храма. А мы должны показывать этот образ, быть истинными христианами. И сделать так, чтобы в Церкви людям было лучше, чем где бы то ни было.
Юрий Кудинов, актер Саратовского государственного академического театра драмы им. И.А. Слонова:
Юрий КУДИНОВ
— Наше поколение слишком долго находилось за бортом Церкви; осознание того, что себя и этот мир надлежит воспринимать несколько иначе, не так, как нас учили, пришло поздно. Немалая часть жизни была посвящена другим целям, другим идеалам. Этих лет уже не вернешь. Признать, что шел по ложному пути, круто развернуться — для этого нужно определенное мужество. Оно есть не у всех. Но то, что я сейчас говорю,— относится все же к людям, умеющим в какой-то степени думать. А многие думать не привыкли вовсе. Они живут тем, чем их в какой-то момент загрузили,— и не задумываются. Беда в том, что вся современная жизнь, сегодняшняя цивилизация убивает в человеке эту способность мыслить, искать смысл существования. Люди ведь не только в церковь не ходят, они и книг серьезных не читают, и музыки настоящей не слушают. Жизнь в Церкви — это нелегкий труд, труд духовный, интеллектуальный, нравственный, а современный человек отучен от этого, он хочет расслабиться и получить удовольствие. И еще одна причина — то, что человек не умеет полагаться на Бога. Если он все же еще не старик, если у него есть еще нормальные человеческие амбиции, он надеется чего-то в жизни достигнуть — он умеет, как правило, полагаться только на себя. Жизнь учила его именно этому. Фильмы учили быть героем, суперменом. В результате он не умеет просить у Бога помощи. А преодолеть себя и научиться этому совсем не просто.
«Мама, я не хочу ходить в церковь». Как вдохновить ребенка без давления
Мой 8-летний сын резко остановился у входа в церковь, и ему понадобилось несколько секунд, чтобы осознать, где он находится.
Он боязливо сжал мою руку и прошептал: «Мама, я не хочу идти в церковь. Я люблю Бога и Христа, но я не хочу ходить в церковь», — сказал он мне, и в то же время он спрятался за мою юбку, скорее от стыда, что впервые в своей жизни нашел в себе смелость сказать мне правду.
Мое сердце застыло. Я не могла ничего сделать, кроме как обвинить себя в поверхностном отношении к священному, которое сформировалось у моего сына. В то же время моя старшая дочь всегда с желанием ходила со мной на воскресную литургию.
Я знаю, что не одна с такой проблемой. Многие родители моего поколения сталкиваются с тем же.
— Обычно те дети, которые с радостью приходят в храм — из семей, где родители, благодаря своей искренности в вере, могут вдохновить их на жизнь в православии, — объясняет священник Михаил Псароматис, один из самых молодых и активных священнослужителей архиепископии Южной Австралии. — Давить на ребенка, чтобы он ходил в церковь — это cкорее не решение, а просто подходящая тактика, но, к сожалению, это давление возникло только несколько лет назад в семьях первого и второго поколения австралийских греков, которые либо пришли к вере позже, либо им удалось прояснить те вопросы о вере, которые их родители не имели возможности выяснить.
По словам 34-летнего священника, сына одного из старейших служителей Православной Церкви в Южной Австралии, многие дети второго поколения испытали на себе этот неправильный подход, поскольку их родители, в основном обычные люди, не имеющие глубокого образования, требовали от них принять «доктрину», не давая ответов на вопросы, которые ставит человеческий разум в отношении тайны Православия.
— Фраза «верь и не спрашивай» травмировала это поколение, которое, в свою очередь, сейчас пытается принять и передать своим детям истинное учение о вере, которой оно само не научилось, — объясняет отец Михаил, который призывает молодых родителей изучать религию, чтобы иметь возможность объяснить ее своим детям через собственный подход и правильное восприятие.
— Мы не должны давить на ребенка, но мы можем вдохновить его поверить через наш пример и образ жизни, который включает в себя не только присутствие на воскресной литургии, но и активное участие в жизни Церкви и ее общества, — говорит он.
Многие ли из нас хотят, чтобы наши дети были «хорошими христианами» и сколько из нас готовы так жить, вместо того, чтобы вести более «религиозный» образ жизни?
Можем ли мы в конечном итоге называть себя православными, просто тихо посидев пару часов в храме в воскресенье?
— Мы должны сперва выбрать Иисуса Христа, а затем уже принять образ жизни, который будет нас сопровождать и подкреплять наше решение.
Родители и, следовательно, их дети приглашаются к активному участию в жизни Церкви, чтобы сознательно, как семья, участвовать в изучении Библии, экскурсиях, семинарах, чтобы у них постоянно был глубокий и существенный контакт с религией, а не поверхностный.
Религия требует преданности, времени, усилий и умеренности.
Религия предлагает ответы, мир и радость тем, кто действительно ею интересуется.
Тем не менее, последние статистические данные соцопросов указывают на значительное снижение числа православных. Кризис веры и сокращение числа граждан Австралии, которые называют себя христианами, неоспоримы.
— Церковь и священники обязаны сблизиться с молодежью и оставаться на связи с помощью образовательных программ, электронных и веб-приложений, современных технологий, постоянных открытых дискуссий и анализов, живых семинаров в социальных сетях, методов, которые требуют другого подхода, нежели традиционное обучение, — отмечает отец Михаил.
Например, в результате одной небольшой беседы с молодежью Южной Австралии 90% участников изменили свое мнение о тайне исповеди.
— Мы всегда открыты для молодых людей, для их вопросов, для их проблем и для их находчивых предложений, через которые мы и сами сможем учиться и приближаться к нашему будущему, к нашим детям, — подытожил священник.
Православные истории
Еще успеем
Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро — может быть, даже сегодня.
Ты — крещеный человек. Слава Богу. Но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд — не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет.
Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма? А ведь отводят именно мысли. Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Да, мысли приходят. Откуда-то приходят. Есть мысли от Бога и есть мысли от дьявола. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал». Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола?
Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет, куда направляет: к церкви — или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к исповеди, к причащению, к венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам — или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным.
Смотри, какие чувства, какое состояние души в тебе рождают мысли. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой — скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние — от лукавого.
Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста — от дьявола.
Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.
«А я хожу в церковь»
Так иногда говорят и люди, которые заходят в храм освятить куличи, запастись крещенской водой, постоять на крестинах, проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И — довольно. Они считают, что в церковь ходят.
Но сама Церковь так не считает. Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу (см.: Исх. 20, 8—11).
День седьмой — это воскресенье. Воскресение Христово — это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.
Знаешь ли ты, дорогой брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.
Все живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем. На работу мы идем, не задумываясь: идти — не идти? Как рабочий день — так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это все — в основном для тела. Но человек — это прежде всего его душа. Если бы школьники между почти постоянными каникулами иногда заходили в школу, чему бы они научились?
Церковь — это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.
«У меня Бог в душе»
А следовательно, в церковь ходить не нужно. Он у тебя, мол, и так в душе. Но ведь это же неправда! Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где все говорит про Бога, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля — чтобы мы ходили в храм.
Невидимый враг — очень хитрый. Он хитрее нас. Он всевает нам эту мысль: «У тебя Бог в душе!» А на самом деле это не Бог вошел в нашу душу, а только мысль про Бога, с которой к нам проник, наоборот, окаянный. Как волк в овечьей шкуре. И льстит нам.
На самом деле у нас в душе чего только не бывает: и осуждение, и раздражение, и мысли черные — совсем не Бог. Как ото всего этого освободиться? Как бороться с вражьими помыслами? Только с Божией помощью.
Сам человек со «своими» вроде бы мыслями справиться не может, даже если очень захочет. Это и подтверждает еще раз то, что они на самом деле не наши, а вражьи.
Преподобный Амвросий, старец Оптинский, когда к нему приходили бесовские мысли, крестился и говорил: «Не соизволяю». Никакого внимания не нужно уделять им. Не задумываться. Сразу — отбрасывать. Молиться Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. И они отойдут.
Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.
Во время Божественной литургии в церкви совершается главное ее чудо, непостижимое даже для Ангелов. Сам Господь дал его нам для нашего спасения. Во время общей молитвы священников и прихожан на специально приготовленные в алтаре хлеб и вино сходит Дух Святой, и они становятся истинными Телом и Кровью Христовыми.
По виду, по вкусу они остаются хлебом и вином, но на самом деле это Сам Господь. Люди, которые причащаются Святых Христовых Тайн, по своему опыту знают, что они получают великую освящающую силу, исцеляющую и душу, и тело. Для того-то мы прежде всего и ходим в храм, и причащаемся, чтобы в наши уста, в наше тело, а тогда и в душу действительно входил Бог. Господь сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56).
Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:
— Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается — не мню.
Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к Таинствам Исповеди и Причащения. Ведь мы же регулярно моемся — очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.
«Я еще не созрел»
«Зрей! — говорит дьявол. — Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни. Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию.
«Я еще не пришел к этому». Чтобы прийти, нужно идти. Ну так иди. А куда идти? Конечно, в храм.
«Не хожу церковь, потому что это модно»
Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:
— Я не хочу креститься, потому что это мода такая.
Вы — юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите: она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.
Говорят, что если бы таблица умножения затрагивала духовную сферу, то шли бы споры о том, что дважды два — четыре.
Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше — если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?
Но и тогда дьявол научит — и кто-то скажет: «Я изменяю мужу, потому что стало модно хранить супружескую верность».
«В церковь стало ходить много людей напоказ, политики стоят со свечками в руках, ходят бандиты — не хочу им уподобляться»
Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей — они все ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые миру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ. Только Господь, только Матерь Божия, все русские святые могут избавить нас от гибели, на которую нас постоянно толкают дьявол и слуги его. И тут ни одна молитва, в том числе и твоя, не лишняя.
Помнишь сказку про репку? Это сказка и про общую молитву, про наше в ней участие. А если бы мышка отказалась участвовать в общем деле, сказала, что боится дедку, или оби жена на бабку, или ей не нравится внучка? Так бы и не вытянули репку.
«Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение»
Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело и мы увидим совершенно точно, что все, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир Ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще все изменить и спасти свою душу. В будущей будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.
Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа — и получил от Него прощение и вечное спасение.
Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться к Господу.
«Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?»
Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!). Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся — и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко — не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого врага — делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел) — а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?
«Я не такой уж сильно верующий»
Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все — в пути. Все мы хотим, чтобы наша вера стала крепче, хотим быть ближе к Богу. Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять. «С кем поведешься, от того и наберешься», — говорит народ. Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой — станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее.
Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Господь поможет, Господь даст. А верующему — все возможно. Это тоже евангельская истина.
«На Бога надейся, а сам не плошай»
Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога, дел — невпроворот. И прежде всего — с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями — болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся! И, конечно, занимайся своими обычными делами — перекрестившись, помолившись.
Если Господь благословит твои труды, все будет спориться, все успеешь, и все пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно. А если год? А если жизнь?
Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия — не задумываться. Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.
«А что в церкви делать?»
У каждого православного в церкви дел очень много.
Входя в храм (лучше — до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие — перед иконами и за упокой — на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан — о здравии, о упокоении. Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.
С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом.
Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов, который жил на острове под Псковом, говорил:
— Какие вы счастливые, что вы верующие…
Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве. Старайся ни с кем не беседовать — вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся — от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.
Можно молиться и своими словами — о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы. О чем мы говорим с Богом? Прежде всего, мы Бога благодарим. Вот для чего мы ходим в церковь — в первую очередь. Мы постоянно пользуемся Его бесчисленными благами: постоянно сокращается наше сердце, постоянно мы видим, слышим, думаем, радуемся — живем. Постоянно живет весь мир вокруг нас. Это все совершает Живодавец Господь. А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это — не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.
Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мир бы захлебнулся в нем. Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога. Никакое добро не бывает само собой разумеющимся. Это всё — победа над злом в главной битве, которая и есть жизнь.
«Слава Богу за всё», — сказал в конце своей жизни, среди скорбей великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.
Вторая наша просьба к Богу — о прощении грехов. Все мы грешные, один Господь только без греха. И только Он может нам прощать грехи, очищать наши души.
Третья просьба — о помощи Божией. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), — сказал Господь.
Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные.
Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу — от Него победа!» У него не было ни одного поражения.
Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и все делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви все вместе о мире всего мира. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.
Записки, которые мы подаем в церкви о здравии и упокоении, читаются в алтаре. На каждой Литургии батюшка вынимает из просфор частички за живых и умерших. В конце Литургии он погружает их во Святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми и молится: Отмъш, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, И тем, кого помянули, бывает великая польза.
Просфоры потом раздаются в храме верующим. Они вкушают их, приносят домой, разрезают и каждый день едят натощак по кусочку, запивая святой водой. И сами освящаются.
Иногда нам снятся люди умершие. Снам вообще верить не положено, разгадывать их — дело опасное. Невидимый враг и здесь может обмануть. Приснился живой человек — просто помолись о его здравии, приснился умерший — помолись за упокой. И будет им польза. Особенно — если их помянуть в церкви.
Сами себе почившие уже помочь не могут — только на нас надеются. Поэтому, если к нам придет мысль: «А стоит ли идти в церковь? Что там делать?» — можно будет ей ответить: «Да хоть бы умерших помянуть». Уже одно это — большое дело. Для них это — как хлеб.
Люди приносят в церковь продукты (всё, кроме мяса) — милостыню, которая тоже усопшим напользу. Одна раба Божия недавно принесла к нам в храм и положила перед кануном пакет гречки. Помянуть родителей.
Потом смотрит — а пакета нет. Она расстроилась: как же это так, в храме? Ей советуют за свечным ящиком:
— А вы подайте заказную записку на Литургию, это будет самый лучший помин.
Она так и сделала. Через несколько дней приходит, обращается за ящик:
— Я вас пришла благодарить за ваш совет. Вы мне сказали подать записку, помянуть. Я подала. После этого мама покойница приснилась моей сестре. Такая веселая, довольная. Сестра у нее там спрашивает: «Что, мам, ты такая веселая?» А она отвечает: «А мне тут так хорошо. Меня тут хорошо одевают и кормят. Даже дают гречневую кашу».
На вопрос о том, насколько важно поминать на Литургии живых и умерших, протоиерей Николай Гурьянов как-то сказал:
— Поминайте, поминайте. Сказано: В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). И меня помяните.
Иной раз можно услышать: «Оттуда (с того света) никто еще не приходил». Но на самом деле и приходили, и приходят.
Протоиерей Сергий Лавров много лет был настоятелем храма Покрова Божией Матери села Игумново под Москвой. Пройдя финскую войну, когда он уходил на фронт в 1941 году, его мать, Елизавета, вдова расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, дала ему кусок хлеба и сказала:
— Откуси. Придешь — и доешь.
Так она верила в то, что вымолит его. И его укрепила, словно бы дала вкусить этой веры. Он вернулся в 1946 году — и доел. Пятьдесят два года прослужил священником. Когда его хоронили, матушка, Наталья Петровна, рассказывала, что за две недели до смерти он ей сказал:
— А ты знаешь, ко мне папа с мамой приходили.
— Что, приснились? — спросила она.
— Нет, так приходили. Сказали: «Ну, теперь пора к нам».
Помнится, когда мы, священники, читали над ним, как полагается, Евангелие, он лежал такой спокойный… Всё сделал: Родину защитил, трех дочерей вырастил, Богу послужил… И был подготовлен родителями к переходу в жизнь вечную. Так заканчивают жизнь праведники. Царствие им Небесное!
«Я такой грешный, куда мне еще в церковь?»
Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?» А куда же тебе еще? Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба — вот вам и не нужно ходить туда, где можно еще прибавлять грехов. Пора именно в церковь. Давно пора! Пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать.
Церковь — школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами — не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно — надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.
«У меня нет времени. Мне некогда»
Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее». Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет. Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие. Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, не приносит никакой пользы.
Сколько у нас ежедневных не только бесполезных, но даже вредных занятий: мы обсуждаем, осуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно нисколько не становится лучше, а нам не прибавляется ни копейки зарплаты. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Ведь Господь сказал: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 2).
А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему — это молитва.
«В церковь ходить не получается»
Само не получится. Как и многое другое в жизни. Представь себе: ты дня два рабочих пропустишь, придешь без бюллетеня, начальник тебя спросит:
— Почему вы не были на работе?
Ты скажешь в ответ:
— Не получается.
А он тебе — скорее всего:
— Пишите заявление об уходе.
И будет прав. Разве это работник?
Или, тем более, если воин скажет командиру:
— У меня не получается встать в строй, не получается выйти на боевое дежурство, не получается дать бой противнику…
Разве это воин?
Когда нас крестили, батюшки всех нас называли: воин Христа Бога. Почему? Потому что идет постоянная невидимая война. В крещении мы соединяемся со Христом, поступаем в Его воинство, одеваемся в свет, надеваем броню правды, получаем от Бога духовное оружие, доспехи Духа Святого, ограждаемся и вооружаемся крестом — оружием мира. Невидимый враг, от которого мы перед этим отреклись, непрестанно сражается с каждым из нас, всех до единого стремится обмануть и погубить навеки. И с этой войны никуда не убежишь, не дезертируешь: бесы — везде. Можно только попасть к ним в плен. Причем, не понимая этого, а даже, может быть, и радуясь этому.
Потому что это плен духовный. Душа не всегда может ощущать, что она «не на месте». Если ты думаешь, что это какое-то преувеличение, что можно «просто жить», не думая о душе, то это значит, что врагу удалось тебя обмануть.
Конечно, Господь хранит нас, Ангелы оберегают, Церковь круглые сутки молится о всех своих чадах. Вместе с восходом солнца по всему земному шару, по всем православным храмам и монастырям движется Божественная литургия, идет непрерывная молитва. Но и сам не плошай. Старайся молиться вместе с Церковью за всех православных христиан. Это духовное единство называется соборностью. У нас Церковь соборная, как мы исповедуем в Символе веры. Это великая сила, неодолимая для врага.
Так что же стоит на самом деле за этими лукавыми словами: «не получается»? То, что мы, значит, стали пленниками суеты. Это род зависимости. Наркотик суеты нами обладает, нами управляет. В этой суете вроде бы всё наполнение нашей жизни, весь ее смысл, без нее вроде бы невозможно. Так и говорят: «Суета заела».
Мы просим Бога словами Псалтири: Отврати очи мои еже не видети суеты (Пс. 118, 37). Нас защищает от суеты исполнение заповедей Божиих, правил Церкви. Церковная дисциплина помогает нам преодолеть все препятствия и хотя бы раз в неделю остановиться, прийти в себя, задуматься: для чего я живу? Так ли надо жить? Как?..
«Еще успею, не сейчас, потом как-нибудь»
Если мы ходим в храм только тогда, когда у нас случается что-то неприятное, то получается, что мы у Бога просим скорбей. Мы словно бы говорим: «Господи, пока не дашь скорбей, я к Тебе не пойду». Но лучше не ждать их. Когда попадешь в житейскую яму, выбраться из нее бывает труднее, чем уберечься от нее. Поэтому народ и говорит: «От греха — подальше».
Жизнь показывает, что хорошее дело лучше не откладывать. Лучше откладывать плохие дела. Можно не успеть сделать главное.
Родители, бывало, спрашивали:
— Батюшка, ребенок умер на тридцатый день жизни, некрещеный. Что можно для него сделать в церкви?
— Ничего. Он не в Церкви. Если бы окрестили его на восьмой день, как положено, тогда можно было бы и отпевать, и поминать его в церковной молитве. За него молилась бы вся Церковь.
«Я не могу ходить в храм, мне там бывает плохо»
Пока человек принимает мысли против Церкви и верит им, врагу больше ничего не надо. Но если человек преодолел эти препятствия, если он все-таки пришел в храм, то враг старается любыми путями выгнать из храма. Либо насылает излишне ретивых «защитников благочестия», которые делают всякие неприятные замечания.
Либо внушает какие-нибудь панические мысли: «А выключила ли я дома утюг?!» Либо, наконец, человеку просто становится плохо в храме, хочется выйти. Если не поддаться на эти вражьи козни, все преодолеть — станет лучше. Перекреститься, помолиться: «Господи, сохрани жилище наше от всякого зла». Покаяться: «Какой же я грешный… Сколько времени мимо храма проходил! О чем только думал в жизни? Что я — вечно что ли буду на земле? Господи, прости меня, не отвергай меня, недостойного, прими меня, укрепи, помоги мне…» И Господь примет и поможет.
Нам трудно бывает в церкви, потому что мы грешные. Больному человеку трудно бывает лечиться, но он терпит, потому что хочет выздороветь. А бывает так легко, так хорошо!.. Как больше нигде.
«Я не понимаю, что в церкви говорят»
Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» — собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником». В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами».) Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов».
Так же и здесь. Начни ходить в церковь — с каждый разом будет понятнее.
Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй — понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу — понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас — понятно. В молитве Отче наш… все понятно. А ведь это — главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, все больше и больше.
Язык Богослужения — церковнославянский язык — это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Полностью он непереводим, незаменим русским языком.
Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение — это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Все это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит. Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.
Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Все это сегодня, слава Богу, доступно.
Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.
Батюшка спросил его:
— А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?
— Нет, — чистосердечно признался молодой человек.
— Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, — посоветовал ему батюшка.
«Но мы же светские люди, мы же не монахи»
Конечно, не монахи. У нас совершенно иные, светские нормы жизни, в том числе и духовной, церковной. Мы можем жениться и выходить замуж, создавать православную семью — малую церковь. Можем есть мясо в те дни, когда церковный устав нам позволяет. Можем ходить, ездить, куда нам вздумается. Монахи всего этого не могут. У монахов — полное послушание игумену (игуменье). У них — свое церковное, келейное молитвенное правило, положенные им ежедневные молитвы, поклоны, а у мирян — свое.
«Можно и дома молиться»
Не только можно, но и нужно. Дома мы молимся каждый день по «Молитвослову», читаем прежде всего утренние и вечерние молитвы. Это наше домашнее молитвенное правило. А в субботу вечером, в воскресенье утром, в праздники и накануне их вечером, в любой день, когда душа пожелает, когда почувствует, что ей нужна помощь Божия, идем в храм. Церковная молитва сильнее, чем домашняя. Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница XX века, говорила:
— Дома-то нужно триста раз поклониться, а в церкви-то — три раза.
Дома мы молимся сами, а в церкви — сообща, и эта молитва особенно угодна Богу. Господь сказал: Идеже еста два или трие собрали во имя Мое, ту есмъ посреде их (Мф. 18, 20). В церкви с нами — Сам Господь.
Литургия в переводе на русский язык значит «общее дело».
У протестантов нет богослужения. Нет поминовения усопших. У них и у католиков нет икон. Нет постов. А Господь опять же сказал в Евангелии: Сей род (бесовский) ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29). Вот он там и не выходит. Вот уже Западная Европа прямо считает себя «послехристианской».
У нас, слава Богу, все сохранено в неприкосновенности. Только в Православной Церкви Таинство Тела и Крови Христовых совершается так, как его установил Сам Иисус Христос, Который сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54).
«Все так живут»
И это дьявольская ложь. Все живут по-разному. И кто-то живет намного лучше нас. Только живет незаметно. Но даже если бы действительно случилось такое, что все люди на свете вдруг совершили какой-то грех, то все равно он бы остался грехом.
Отвечать будет каждый за себя. И если мы оправдываем себя тем, что что-то сделали из-за кого-то, из-за чего-то: или время было такое, или еще какие-то были обстоятельства, — то это не перестает быть грехом. Грешили-то мы.
Если будем смотреть на тех, кто лучше нас, станем, может быть, лучше. А если будем смотреть на грехи — действительные и мнимые — наших современников, то так и застрянем в своих грехах.
Дело не в том, как все или не как все. А в том, хорошо или плохо, по совести или нет. Смысл нашей жизни здесь в том, чтобы, несмотря ни на что, ни на кого, стать лучше. И если это будет вопреки обстоятельствам, то перед Богом это будет еще выше.
«Но если начинать ходить в церковь, тогда ведь надо будет жить по-другому»
А почему ты думаешь, что по-другому — это обязательно хуже, чем сейчас? Разве сейчас твоя жизнь — лучше некуда? «Если я покрещусь, обвенчаюсь, тогда грешить уже будет нельзя, жене изменять…» А этого и сейчас делать нельзя. В грехе и сейчас нет ничего хорошего. Последствия его и сейчас нисколько не лучше.
«Нельзя» — это не значит, что все зло греха в нарушении правил церковных. Главное зло — в самом грехе, в том, что он губит нас, наши души. В прибавлении зла в мире, от которого мы все страдаем.
Дьявол предлагает свои способы успокоения: «Волнуешься — закури. Плохое настроение — выпей. Выполняй все свои желания, даже блудные, низкие — не смотри, добро или зло несет это тебе и людям. Живи как можно легче!»
Живешь вот так, легко — а тебе становится все тяжелее и тяжелее.