Содержание
Почему женщина не может быть священником?
Почему женщина не может быть священником?
Почему женщина может быть святой, может быть главой страны, но не может быть священником? Почему же церковь так решила?
Войдите в любой действующий храм, и вы убедитесь, что основной приход молящихся составляют женщины. Они опора любой современной церкви. Женщины стараются приводить в храмы своих детей. Казалось бы церковь должна чтить женщину и возвести ее выше мужчины, которые в большинстве своем больше равнодушны или критичны к религии. Фактически храмы заполнены женщинами на 70- 80%, но в алтарь нельзя женщине вступить и осквернить святое место, ведь женщина не чиста по церковным понятиям.
Практика рукоположения женщин в сан традиционно не принята не только в православной, но и в католической церкви.
» Женщина — это веревка, по которой мужчина спускается в ад» — восточная пословица перекликается с аргументами средневековых теологов-мужчин о том, что женщина есть сосуд дьявола или сосуд греха, первая женщина Ева была сотворена из ребра первого мужчины Адама, затем соблазнившего Адама, уже мало приводят и становится все более забытым. Епископы и «святые отцы» на Маконском христианском соборе 585 года всерьез обсуждали есть ли душа у женщины или нет. Слава Богу, они решили, что Иисус Христос называл себя Сын Человеческий. Значит, Дева Мария — одновременно и Богородица и женщина — человек, отсюда следует, что есть душа у женщины! Мужская логика теологов и здравый смысл не разошлись, на этот раз. Тем не менее вопрос женщина — это человек или животное
еще долго волновала и бередила умы мужчин-теологов. В 1595 году вышел в свет труд В. Ацидилия » Диссертация о том, что женщины не люди». Автор ссылается на Ветхий Завет — » …и сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника». То есть женщина сотворена как помощник человеку, мужчине, для продолжения его рода. Казалось бы, все просто и логично. Но автор блестяще продемонстрировал схоластические приемы аргументации: » Не над людьми властвовать сотворил Господь человека, сказав: владычествуй над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным: откуда и следует, что женщины не люди». Следующий аргумент часто использовался теологами, стоящими на страже Священного писания: » Перелистав Библию, мы нигде не найдем такого места, где бы женщина названа человеком. Но во многих местах сказано, что она человеку в помощники. Но молоток, данный человеку в помощь, разве сам кузнец? Перо, врученное сочинителю, само-то ведь не пишет? Или ножницы, без которых не обходится портной, разве сами шьют? Так и женщина тоже помощь человеку, но сама не человек». Теологи ортодоксы, стоящие на страже буквального толкования священных текстов, с удовольствием упражнялись в построении подобных заключений. При этом они спокойно и уверенно с чувством собственной правоты убеждали в своих заблуждениях верующих женщин.
Новые аргументы и заблуждения теологов-мужчин — стражей чистоты трактования Священного писания более логически утончены с опорой на Евангелие. Однако эти аргументы также являются заблуждениями и не отвечают жизни.
Дьякон Кураев вывел формулу — архетип священника может быть только мужчина, так как Иисус Христос дал нам такой пример как мужчина. Он сказал своим ученикам апостолам, не женщинам: » Как послал Меня Отец, и я посылаю вас».
Апостолы-мужчины по священной традиции рукополагают священников-мужчин, которых церковь рассматривает как наместников Христовых на земле. Сами апостолы откровенно ставят мужчин над женщинами. Женщины должны слушаться и подчиняться мужчинам.
» Также и вы жены, повинуйтесь своим мужьям,чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» ( 1-е Послание Петра 3:1)
«…Всякому мужу глава Христос, жене — глава муж, а Христу — глава Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову, ибо это тоже, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над не, для Ангелов» ( 1-ое послание Павла коринфянам )
Во времена апостолов в церквях была должность дьяконисс. Избираться могли только девственницы или вдовицы. Они наблюдали за порядком во время богослужений в женских отделениях,наставляли женщин, пожелавших креститься, прислуживали при их крещении, исполняли поручения епископов, касающихся женщин. Название «братьев и сестер», которое было в употреблении христиан первого времени не было пустым звуком.
На 4-ом Халкидонском соборе было принято постановление, чтобы женщина не наставляла мужчин,хотя бы даже она была ученой и святою.
Церковная традиция как застывшая лава древних предрассудков…
В церковной традиции священное писание — главный аргумент. Объявляя женщину существом низшего порядка, церковь возвысило мужчин и унизило женщин, которая выглядит в умных глазах брутальных мужчин роли глупой самки, производящее потомство.
Жизнь — вот главный аргумент! Жизнь доказала, что тысячелетнее пребывание в замкнутом мире семьи под властью мужчины оказало на духовность женщин негативное влияние. Жизнь в современном мире доказала, что женщина, если захочет, то может быть наравне с мужчиной во многих профессиях и областях жизни. Тесты свидетельствуют, что на 3% степень умственной одаренности у женщин выше, чем у мужчин. Если женщина владеет своими эмоциями и включает мозги, то ее умственная способность находить правильное решение не хуже чем у мужчин. Ученые неврологи доказали, что мозг женщин работает значительно сложнее мужского. У женщин лучше нервные связи между правым и левым полушарием головного мозга. Это дает возможность двум полушариям обмениваться информацией.
Главное, для женщины развивать свое левое полушарие, развивать память и логическое мышление и научиться управлять своими правым полушарием, управлять своими эмоциями и речью.
В современном мире такие женщины-управленцы часто занимают ведущие роли. Женское движение сильно на Западе.
Женщина в настоящее время может быть премьер-министром или президентом отдельной страны, министром, губернатором, мэром, руководителем на производстве, но не может быть священником или епископом,или даже патриархом или папой Римским?!
Где тут логика? Логика отсутствует, присутствует только церковная традиция , иерархии БОГ — папа Римский или патриарх(синод) — епископ — священник — мужчина- женщина. Вся католическая и православная традиция опирается на букву Священного писания, поэтому отрицательно относится к изменению положения женщин в иерархии.
Однако, новое время диктует свои права и требует обновления и реформирования старой церкви.
В противном случает консервативная церковь не будет удовлетворять духу новой эпохи.
Женщина в новую эпоху с высоким духом, сердцем и интеллектом может быть духовным и религиозным лидером, а значит быть священником или епископом!
В жизни много примеров. Реформаторские течения в протестантизме и иудаизме признают за женщинами право быть священнослужителями. В лютеранской церкви женщины служат пасторами и прекрасно справляются со своей работой, и они понятия не имеют об этих надуманных лукавым дьяконом Кураевым священническом архетипе.
Что хочет женщина, того хочет Бог.
Если женщина хочет быть и достойна, чтобы стать священником или епископом — значит она может быть священником и выполнить эту работу не хуже мужчины.
Несколько женщин стали епископами в Германии. Одна из них Илзе Юнкерман является главой Церкви Центральной Германии, объединяющей лютеран Саксонии и Тюрингии.
Женщина также как мужчина может быть священником, духовный пастырем. Не допустив женщин войти в алтарь мужчины установили свою духовную и интеллектуальную монополию над женским началом. Церковь православная и католическая тем самым нарушила Божественный закон — закон Равновесия Начал, Мужского и Женского начала во Вселенной. К сожалению, большинство христиан по старому шаблону не приемлют рукоположения женщин. Законопроект, разрешающий рукоположения женщин в сан епископа был принят Англиканской Церковью в 2009 году.Это решение вызвало волну возмущения среди мужчин-епископов. Женщина борется за свои права и отвоевывает их у мужчин. Что хочет женщина, того хочет Бог!
В США епископальную Англиканскую церковь возглавляет женщина-епископ Кэтрин Джеффертс Шори. В 2013 году она встречалась с иерусалимским патриархом Феофилом.
Жизнь в мироздании происходит от вечного взаимодействия женского и мужского начала, энергии инь-ян. Взаимодействие, равновесие, гармоничное сотрудничество Начал Женского и Мужского есть необходимое условие продолжения жизни и нормального гармоничного развития жизни на земле. Это не вражда, не соперничество начал, а гармоничное и взаимовыгодное сотрудничество во имя продолжения жизни. Мужская и Женское Начало различны, но равноценны и равнозначны, о духовном преимуществе и преобладании мужского начала нельзя утверждать. Одно без другого не может существовать во имя продолжения жизни.
«Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает» — так сказано в древнем китайском трактате «Ней-цзин» 3 век до н.э.
Дисбаланс женского и мужского начал рождает духовные проблемы в социуме. В результате войны, грубое насилие,жестокость. Главенство и диктат мужчин и подавление свободной воли женщины, делает из женщины рабыню для ублажения мужчины. Под знаком преобладания мужского начала, под знаком унижения и тяжелого положения женщины прошла целая эпоха, которой характерно постоянные войны и сражения мужчин. Порабощение женского начала привело к такому упадку нашу интеллектуальную и воинственную мужскую цивилизацию, что поставило её перед реальной угрозой, на грань полного взаимоуничтожения.
Если в какой-то области жизни безраздельно господствует и доминирует одно из Начал, то неизменно в этой области происходят застой, замедление развития или наоборот ускоренное уничтожение и подавление. Иначе говоря, нарушение закона ведет к различным видам тормозам и извращениям духовной жизни, к катастрофам и бедствиям.
Женщина во многих странах под влиянием религии умалена в правах и считается низшим существом по сравнению с мужчиной. Женщина не способна ответить на насилие насилием. Этим пользуются мужчины. Достаточно, посмотреть как евреи разделили стену плача на две неравные половины, чтобы понять как нарушен Закон Равновесия Начал в Израиле.
Чтобы понять как нарушался Закон Равновесия Начал в России приведем отрывок из повести А.С.Пушкина » Арап Петра Великого»:
» Петр спросил Ибрагима:
— Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал на прошедшей ассамблее?
— Она, государь, очень мила и, кажется, девушка скромная и добрая.
— Так я ж тебя с нею познакомлю покороче. Хочешь ли ты на ней жениться?
— Я, государь?
— Послушай, Ибрагим, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме меня одного. Умри я сегодня, завтра что с тобой будет, мой бедный арап? Надобно тебе пристроиться, пока есть еще время; найти опору в новых связях, вступить в союз с русским боярством.
— Государь, я счастлив покровительством и милостями вашего величества. Дай Бог мне пережить своего царя и благодетеля, более ничего не желаю; но если б и имел в виду жениться, то согласиться ли молодая девушка и ее родственники? Моя наружность…
— Твоя наружность! Какой вздор! Чем ты не молодец! Молодая девушка должна повиноваться воли родителей, а посмотрим, что скажет старый Гаврила Ржевский, когда я сам буду твоим сватом?»
В многих арабских странах девушка и женщина вообще не решает свою судьбу. За нее все решают сначала родители, а затем муж. Ее могут продать как товар. Женщина унижена до роли служанки или рабыни мужчины. Родители выбирают жениха и решают за кого их дочь выйдет замуж. Если сравнить состояние народов Азии, в которых женщина пассивна и порабощена, с положением женщины в свободной Америке, в которой женщина сравнительно активна, полноправна и свободна, то можно увидеть разницу в духовном состоянии этих народов.
Но труднее всего победить предрассудки и переубедить восточных мужчин, что восточная женщина имеет равные права с ним. Мужчина — охотник и добытчик. Он менее чувствителен и сильнее физически, у нег более развита логика. Женщина — мать и жизнедательница, хранительница очага. Она сильна в области сердца, в области интуиции и чувств.Женщина обладает особыми нравственными качествами и мышлением, обладает способностью принимать близко сердце боль и страдания незнакомых людей, чувства безгранично жалости и сострадания, способность сопереживать и участвовать в чужой судьбе, забывая о своей.
Закон Равновесия Начал требует от мужчин и женщины равноправные отношения, основаны на взаимном одухотворенном сотворчестве, бескорыстной любви, дружбы, уважения и понимания необходимости гармоничного отношения друг к другу во имя продолжения, улучшения и совершенствования жизни человеческой цивилизации на земле, несмотря на все противоречия, разность и разъединенность людей.
Отрывок из апокрифа — Евангелие от Фомы ( не принят официальной церковью):
» Симон Петр сказал им: Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал: Смотрите, я направляю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобным вам мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдет в Царствие Небесное».
Следовательно,внешний и внутренний синтез энергий Инь- Янь, их гармоничное взаимодействие — энергий мужского и женского начала дает внутреннее перерождение и внешнее рождение гармоничных форм, творит новые формы жизни и новые творения! Новое сознание входит в нашу жизнь постепенно, старому уже нет места. Жизнь идет вперед! А старые, слепые стереотипы и комплексы создают плотину в эволюционном развитии сознания, и вызывают осуждение здравомыслящих людей. Однажды плотина обязательно прорвет и вода зальет много земли. И горе тем, кто шел против и сдерживал поток чистой воды Жизни, Любви и Эволюции.
Да здравствуют те женщины,которые становятся во главе благотворительных, культурных, научных, социальных организаций в обществе!
Эпоха Водолея — эпоха раскрытия женского духовного потенциала!
В заключение я приведу отрывок из мудрой книги «Грани Агни Йоги» 1972г п.515
» Именно женщине суждено стать восприемницей тонких энергий и опередить в этом мужское начало. Дары эволюции даются в распоряжении человека. Но их надо принять, их надо сознательно взять, чтобы могли они быть утверждены в жизни. Переходный период тяжек необычайно, ибо последыши уходящей расы задерживают эволюцию и яро сопротивляются в безнадежном усилии ее задержать. Но мощный поток жизни сметет все преграды, и погибнут все противодействующие течению космической эволюции. Светло и сияюще будущее человечества».
Почему женщин не рукополагают в священников
В христианских источниках мы не находим прямого запрета женщинам исполнять обязанности священника. Но все же обычно их не принимают в ряды служителей церкви. И причин тому несколько.
Священник представляет Христа
«Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери, — пишет диакон Андрей Кураев в работе “Церковь в мире людей”. — На этой вечере именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя…Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа…Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».
В церковном Предании
«Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства», — констатирует профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. Правда, в Византии вплоть до XI века женщины имели право быть диакониссами, хотя при этом они не исполняли богослужебных обязанностей.
Пожалуй, первой в истории христианской церкви женщиной-священником стала Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992 гг.), служившая в чине диакониссы в общине китайских беженцев в Макао, принадлежавшей к церкви Англиканского содружества.
Она была рукоположена в священнический сан англиканским епископом Гонконга, так как в результате японской оккупации община осталась без священника, а других кандидатур не имелось. Данный прецедент послужил толчком к тому, что в англиканской церкви стали появляться и другие женщины-священники. В то же время в Русской Православной церкви пока не было ни одного случая принятия женщинами священнического сана.
Женщина сотворена для помощи пастырям
Согласно Библии, женщину Бог сотворил из ребра первого человека – Адама. Этим подчеркивается, что она играет роль помощницы мужчины и сама часто нуждается в поддержке и наставлении. В связи с чем она не может полноценно исполнять обязанности по богослужению. Кроме того, на женщину возложена функция матери и она должна много времени посвящать детям.
Женщина более уязвима
Женщин не зря называют представительницами слабого пола. Они более хрупки с физической точки зрения и не могут вынести такой груз ответственности, какой взваливают на себя мужчины. В течение многих столетий женщина находилась под покровительством мужчины.
«Кроме того, не стоит забывать и об особой впечатлительности женщин, — напоминает Андрей Кураев в работе “Женщина в церкви”. — Их отзывчивость могла бы сослужить дурную службу, если бы появилось женское священство. Вспомните – как проходит исповедь в приходском храме. Кающийся стоит рядом со священником – и оба они открыты взорам остальных людей.
А на исповеди люди, понятно, рассказывают о разном. И грехи бывают действительно грязные и подлые. Нетрудно догадаться, как все это будет отражаться на милом лице отзывчивой и сердечной священницы. Да по ее лицу весь храм будет читать, про что идет речь…»
Физиологические особенности
Например, во время критических дней женщинам нельзя причащаться. «Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо, — говорит протоиерей Андрей Ефанов. — Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме».
Как утверждает митрополит Антоний Сурожский, вопрос о роли женщин в христианстве еще недостаточно проработан. Это относится и к проблеме женского священства.
О Церкви: честный разговор
диакон Антоний Богоявленский.
В христианской истории отношение к женщине было не таким, как к мужчине, и её права были во все времена иными. Сейчас положение обоих полов в Церкви ближе друг к другу, но женщина не может быть священником, главой семьи и должна бояться мужа. Почему так сложилось и как с этим быть?
Проблема женского священства
Отсутствие в Православии женского священства — повод для обвинения Церкви в ущемлении женских прав со стороны ряда радикальных движений и воинствующих атеистов. Почему в этой профессии женщинам не нашлось места?
Бог на страницах Библии объясняет это так:
Я взял левитов (левиты — одно из 12-ти колен израильского народа, все мужчины в котором были священнослужителями, — примечание А.Богоявленского) из сынов Израилевых вместо всех первенцев …; они будут взамен их; …ибо все первенцы — Мои (Чис. 3, 11–13).
В христианской Церкви традиция избирать на священство мужчин осталась, поскольку в Новом Завете это указание Христос не менял.
С другой стороны, проблемой для женского священства, по словам протод. Андрея Кураева, являются специфически женские качества. В целом, женщины будут испытывать в священнослужении ряд проблем:
— во время исповеди у женщины-священника сказанное можно будет «по лицу прочесть»;
— тяжёлый плавающий график священнослужения будет непосильным бременем для женского здоровья;
— то же можно сказать о постоянных физических работах, которые выполняет священник в храме;
— каноны Церкви запрещают причащение во время месячных, женщина не сможет совершать Литургию и другие Таинства в эти дни;
— сельский священник практически всегда служит без отпусков по причине невозможности его замены другим: женщина-священник в селе, таким образом, не сможет иметь детей. А если женщин в село не назначать, то будет неравенство между священниками обоих полов и т.д.
— если в одном Алтаре будут служить красивый священник-мужчина и красивая священник-женщина, то в церковной среде появится масса ненужных искушений… и компроматов…
Женская религиозность более жёсткая
Это факт. Вы были хоть раз изгоняемы из храма за отсутствие платка или юбки? И кто вас изгонял? Конечно, православные женщины! Женщина сложнее мыслит, более склонна к перфекционизму и «комплексу отличницы». Такие табу зачастую мелочны и условны, что мешает самим представительницам прекрасной половины — «женская логика».
Приход, возглавляемый женщиной, станет зачастую чрезвычайно жесткой организацией с массой правил, формальностей и, иногда, лицемерия. Хороших женских коллективов достаточно, но тот, кто прочувствовал на себе суть женского общества, именуемого «гадюшником», тот поймёт…
Глава семьи — муж, а женщина…
…А женщина в православной семье должна повиноваться своему законному супругу — в этом её церковное отличие от мужчины. Об этом читаем в Библии, в послании апостола Павла к Ефесянам:
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. … Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (глава 5, пункты 24-33).
Под последней фразой нужно подразумевать не животный страх — да боится обидеть. В православных семьях, в которых муж любит жену, а она признает его главенство, сказанное апостолом работает на все 100%!
Что женщина может делать в Церкви
Наряду с особенным положением женщины в Православии, есть у женщины ряд богозданных качеств и способностей, которые делают её как для Церкви, так и для всего мира незаменимой. Помогла мне сформулировать большинство особенностей православной женщины моя подруга Дарья Е.:
Влияние матушек (каждая женщина призвана к материнству, поэтому всех тётенек, а не только монахинь и попадей, можно так называть) на своих мужей: хорошая жена умиротворяет и даже созидает мужа.
Старосты прихода в лице женщины прекрасно зарекомендовали себя в новейшей церковной истории.
Женщины как директора и преподаватели воскресных школ незаменимы в принципе.
Важны и нужны бабульки за свечным ящиком — именно им близка женская по большей части приходская компания.
По статистике на богослужениях женщин гораздо больше, нежели мужчин — женщины более открыты к слову Божию и проповеди пастыря.
Женщина-катехизатор важна в работе с новообращенными женщинами.
Роль женщины в семье поменялась — она берёт на себя больше мужских функций и т.п.
Подтверждая вышесказанное о женском священстве, Дарья написала мне:
если разрешат архиереям жениться, то церковь у нас станет «неуправляемая». Ибо женщины будут меряться епархиями (хотя это и у мужчин есть, но не так, как это будет у женщин)
А еще женщины красивы, и на них всегда приятно посмотреть, полюбоваться красотой утроенной Богом природы мироздания — не страстно, а по-христиански, эстетически…
В первую очередь, конечно, любоваться нужно своей женой, но моя жена не любит выкладывать себя в массмедиа, поэтому не могу поделиться ее красотой…
Прав ли феминизм?
В христианстве нет ущемления прав прекрасной половины, поскольку права мужчин и женщин Бог установил несколько отличными друг от друга. Права не одинаковые — вот и их ущемления попросту и нет. И как наличие разных цветов радужной оболочки глаза не означает, что одни хорошие, а другие — плохие, — они просто разные — так и наличие разных прав у мужчин и женщин в Православии. Они различны, и среди них нет лучших и худших. Главное — не ущемлять существующие права и не злоупотреблять своими полномочиями, тогда между женщинами и мужчинами в Православии будет гармоничное единство детей Божиих!
Источник: Витебский курьер
#церковь #священство #женщина #вера #общество