Содержание
Жизнь в монастыре: стоит ли ее начинать?
Что заставляет молодых, полных сил людей покидать общество, отрекаться от житейских радостей и в полном расцвете сил уходить в монастырь, когда казалось только жить да жить? Ведь священные заповеди можно соблюдать где и когда угодно или здесь кроются более глубокие причины?
Понятны мотивы тех, кого судьба-злодейка придавила и другого выхода нет, но бегут от мирской суеты также люди успешные, богатые, из знатных семей, получившие прекрасное образование, с привлекательной внешностью.
Почему люди уходят в монастырь
Укоренился общественный стереотип, что жизнь в монастыре – это конец жизненного пути, тупик и туда идут люди, которые не смогли найти себя, реализовать своё предназначение, но так ли это на самом деле?
Наиболее распространенные причины ухода в монастырь:
- потеря веры;
- эмоциональная и умственная незрелость;
- разрыв между ожиданиями и действительностью;
- разочарование в любви;
- неспособность реализовать собственные цели;
- страх безысходности;
- безответственность;
- чувство одиночества;
- потеря смысла жизни;
- трудности в отношениях с близкими, друзьями, начальством;
- желание покаяться, замолить грехи;
- стремление посвятить себя служению Богу.
Причин бесконечное множество, но уход от мира злой действительности не решает психологических проблем личности, а скорее усугубляет их. Став монахом, бежавший от проблем и поспешивший с выбором человек, обрекает себя на неминуемую работу над преобразованием собственного внутреннего мира, которое сродни перерождению. Жизнь в братстве монахов, посвящение себя служению Богу подразумевает полный отказ от личных интересов, желаний, гордыни.
Монастырь напоминает большую семью, где у каждого свои обязанности, которые исполняются добросовестно. Монахи живут скромной, аскетичной жизнью далёкой от бытовых, семейных, материально-финансовых проблем. Большую часть времени они проводят в трудах – занимаются натуральным хозяйством, доят коров, убирают навоз, изучают труды великих православных сподвижников, изготавливают церковную утварь, помогают неимущим и молятся. Сможет ли человек эгоистичный, не готовый отречься от себя выдержать такое испытание, вести подобную жизнь в монастыре? Разумеется, нет. Его ожидает разочарование и набор внутренних психологических проблем, деморализующих личность.
Зов сердца
Монастырь – не темница, где постоянно скорбят и плачут. В монашеской среде много молодых, активных, жизнерадостных, успешных людей, желающих оставаться чистыми, не замаранными социумом, деньгами, плотскими удовольствиями и др. страстями. Их душа требует большего. Она не может смириться с неудовлетворённостью духовных поисков, её не прельщают земные идеалы. В ней сокрыта жгучая потребность служить Богу, людям, добру, высоким идеалам.
Монахи – это войско Христово, непрестанно воюющее со своими страстями во имя Царства Небесного.
В старину, православные христиане отдавали своих отпрысков в монахи, служивших молитвенниками для всего их Рода. Таких детей готовили к монашеству с раннего детства, воспитывая в них возвышенное чувство долга и беззаветную любовь к Богу. Жизнь в монастыре для таких подвижников, сродни духовному призыву Бога к уединённому пути послушника, отрёкшегося от мира (Промысел Божий). Словами не передать ту громадную радость, счастье человека, обретшего веру в сокровищнице души своей, огонь которой воспламеняет сердце и разум совершенно измениться, посвятить себя высокому служению отрекшись от себя.
Монах даёт 3 обета:
- Обет целомудрия – отречение от семейной жизни и любых плотских отношений.
- Обет послушания – отречение от собственной воли, подчинение духовному отцу, ведущего инока по духовному пути.
- Обет не стяжания – полное отречение от личной собственности, забота о потребностях монашеского братства, обители, близких.
Служение Всеблагому Творцу избавит от суеты, мирских забот, смятения, но этот крест нести намного тяжелее. Смирение, кротость, снисхождение, предпочтение молитве другим развлечениям помогут обрести духовную свободу, ведут к преображению души и счастью. Человек раскрывает сердце перед Богом, преисполненное величайшей благодарностью, блаженством, духовным восторгом за дарованную жизнь. Отречение от себя освобождает дух монаха, который сияет в его взгляде светом, не здешнего Солнца, горит огнём духовным.
Уход от проблем
Если человек уходит в монастырь необдуманно, то его ждут сильные разочарования. Путь монаха – достойный и высокий выбор, но требующий большой ответственности, осознания потребности жить во имя Бога и любви. В обитель не примут людей, связанных семейными узами, имеющих малолетних детей. Заблуждается тот, кто думает, что жизнь в монастыре спасёт от неудач и трудностей.
Бегство от себя, от навалившихся проблем не спасёт от кризиса личности. Нужно вовремя остановиться и задуматься, что привело к ухудшению жизненных обстоятельств. Нужно отмотать события в обратной последовательности и внимательно проанализировать хронологию, непредвзято разобрать причины. Сердце подскажет, где были совершены ошибки. Монастырь никуда не денется, а собственная жизнь уходит и в ней нужно разбираться самому. Не думайте, что со смертью ошибки, грехи, обиды, страхи исчезнут. Нет, они перейдут на ваших детей в виде негативной кармы, которую им придётся отрабатывать. Пространство не терпит пустоты.
Когда поворачиваешься к проблеме лицом, разбиваешь её на мелкие составляющие и поэтапно решаешь, то на поверку всегда оказывается, что её величина преувеличена собственными домыслами и страхом. Жизнь на Земле устроена так, чтобы человечество непрерывно развивалось. Живя в условиях, где всего в достатке, не зная горя и лишений, люди начинают деградировать, т. к. им не к чему стремиться.
Создатель нас безмерно любит и непрерывно одаривает испытаниями, чтобы мы росли, эволюционировали духовно в со-Творцов, светочей жизни. Поэтому не бегите от себя, а займитесь лучше работой над ошибками, меняйтесь сами и мир вокруг станет приветливым, светлым, радостным. Другого пути к счастью нет.
Духовный путь развития.
Почему люди уходят в монастырь?
Никита Пономарь 1955 год назад Хожу отбрасываю тень с лицом нахала. Пользователю можно задать вопрос
Думаю, будет разумнее если на этот вопрос ответят сами монахи и целибатники. Отправил запросы экспертам, м б ответят. Было бы интересно почитать. Я лишь попытаюсь описать типажи из которых можно понять причины их ухода. Я никого не очерняю и никого не превозношу, пишу то, как вижу и как думаю.
-
Социофоб и по совместительству религиозный фанатик, у которого не сложилось с личной жизнью, возможно, что и не могло сложиться изначально. Нельзя критиковать таких людей лишь по той причине, что они такие, но с другой стороны это хорошо, что они ушли от общества. Не надоедают обществу и им самим комфортно. Такие монахи и монахини, резкие, колкие, никогда не улыбаются и по большому счету я бы даже описал их как агрессивных. С другой стороны, попытавшись их понять, может быть эта неблагосклонность понятна. Он ушел от мира, а я и мои коллеги (люди из мира) пришли к нему в зону комфорта и у него из-за этого дискомфорт. Ну это моя догадка, я уж не знаю, что у него в голове творится, да и желания большого нет.
-
Радикальный альтруист у которого мирская (светская) жизнь не сложилась. Да, бывают такие примеры в жизни. Они на оборот улыбчивые, постоянно кипят в работе (к слову, если кто-то думает, что в монастырях монахи лясы точат и только молятся — это не правда, у них очень много работ, которые называются послушаниями), даже могут поднять настроение хорошими беззлобными шутками. Очень пацифистичные люди, мухи не обидят. Таких, к сожалению меньше. Впрочем, думаю, именно такой типаж к счастью остается в обществе, т е в миру, в больше степени. Я такими людьми восхищаюсь, т к таким людям действительно тяжело. Мало того, что они ушли от общества, так еще вынуждены терпеть выходки других монахов по разряду муштры и банальной человеческой тупости. Однако, они все-равно остаются на позитиве, летают в облаках и эти пиявки им вреда причинить не способны. Хотя, думаю, они все-равно подвержены обидам, как любой человек.
-
Самые обычные люди, как и вы. Просто у них в жизни произошла какая-то беда, к примеру, супруг\супруга погиб(ла) в автокатастрофе, или не нашли себя в жизни обычной, стали замкнутыми, или проблемы с репродуктивной деятельностью\либидо и им просто в миру делать нечего.
-
Церковь — пристанище для юродивых, по этому, в монастыре есть люди с самыми разными психическими заболеваниями. Я не имею ввиду, что все монахи душевно больные, я лишь пишу, что есть и такие. Конечно, они выбрали не лучший способ терапии, но думаю такие вещи и не лечатся, а человек все-равно хочет наполнить свою жизнь смыслом, вот нашел этот смысл в религии.
-
Люди, которые можно сказать уже прожили свою жизнь, отпраздновали юбилей в 50 копеек и в силу своих религиозных рвений решили посвятить свою оставшуюся жизнь религии на старости лет. Ну не хочет человек в дом для пенсионеров, имеет на это право.
-
Сейчас конечно таких монахов уже нет, т к социокультурные взаимоотношения изменились, но раньше были монахи, которые были вынуждены стать монахами что бы сохранить себе жизнь, к примеру. В средневековой истории таких примеров полно.
-
Церковные карьеристы. Видите ли, если человек монах, это не значит что он хороший человек и уж тем более что он хороший монах. Как правило, такие в монастырях и не задерживаются, но монахами являются.
-
По глупости. Это вариант для людей начиная от молодых совсем заканчивая ну порядка возраста около 45. Возраст, когда человек может творить\трудиться\жить семейной жизнью, уделять свое существование другим людям, но ставит на себе крест, разочаровывается и уходит сходить с ума в одиночку. Фактически можно задать вопрос «Почему люди уходят в тоталитарные секты?» мотивы будут весьма схожими в данном случае. Именно таких людей, думаю, нужно отговаривать и спасать от такой участи.
Может что-то упустил, что вспомнил, то написал. В завершение хочу отметить, что если человек монах, то это не основание для того, что бы им восхищаться. Вы понятия не имеете что у него творится в голове, почему он стал монахом и что сделал в мирской жизни. Вообще официальное мнение Церкви (по крайней мере православных Церквей, думаю, что и римо-католической тоже) таково, что монашеская жизнь ни разу более святой ни является, чем жизнь обычного мирянина. Это как в тибетской пословице, которая гуляет по интернету «Легко быть святым, сидя на горе Тайшань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре» — вот это весьма в тему. Жить в обществе куда сложнее, тут громадное множество проблем и искушений. У монаха, может быть, только один единственный дискомфорт в отсутствии того, что у него нет своей женщины, отсюда у него вырастает столько психозов. У человека семейного проблем столько, что нужно терпеть свою же женщину, воспитывать детей и постоянно следить за собой, что бы его комплексы не терпела его жена и его же дети, а еще работа, назойливые родители и т. д. Сумасшедший круг проблем, который в монастыре просто отсутствует. К слову монастырь это впринципе не лучшее место. Любое место это главным образом люди, а эти люди ушли от общества, а вы это общество пытаетесь им принести к ним же в монастырь. Так вот, когда мне впаривают, что кто-то хочет пожить в монастыре аля помедитировать\помолиться\подумать о жизни мне становится смешно. По моему, лучший способ помедитировать и разрядить весь накопившийся шлак в жизни — это кружка пава с лучшим другом за разговором о жизни или рыбалка, к примеру. Ну а ходить в Церковь молиться никто не запрещает, не при коммунистах же живем. Ну и еще, однозначно можно отметить, что человек в монастырь уходит не из-за хорошей жизни. Так что монахов счастливыми людьми я называть не стал бы, впрочем, я не отрицаю того, что монахи могут обрести свое собственное счастье в монастыре.
P S: Меня вот интересует другой вопрос. Почему люди уходят из монастыря и возвращаются в общество?
Никита Пономарьотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 1 0