Содержание
- Почему в России купола кроют золотом?
- Обычай пришел «от ромеев»
- Золото и нищета, жизнь и смерть стояли рядом
- Символичность золочения
- Нитрид титана не заменит золото
- Зачем Церкви «золотые купола»?
- В РПЦ рассказали, зачем нужны золотые купола в православных храмах
- Новости общества
- «ЗолочёНый» или «золочёННый», как правильно пишется?
- Золочёный — отглагольное прилагательное
- Правописание причастия «золочённый»
Почему в России купола кроют золотом?
В Русской православной церкви не существует особого канона, который регулирует, какого именно цвета должны быть купола на храмах, поэтому в современном часто мире исходят из материальных средств, и если их мало, то купол церкви могут сделать из деревянной осиновой черепицы или из железа, покрашенного в зеленый или синий цвет.
«Греха в этом нет – говорит священник из Екатеринбурга Максим Меняйло (Храм-на-Крови), – Бог создал все эти материалы для того, чтобы человек сам решал, как ими воспользоваться».
Однако до сих пор сусальное золочение храмовых куполов остается идеалом церковного строительства, так как золото в сознании человека – это символ нетленности, символ вечного Божьего Бытия.
Обычай пришел «от ромеев»
Обычай покрывать купола золотом пришел на Русь из Византии, и конечно, на первых русских христиан производил огромное впечатление самый большой православный храм Константинополя – собор Святой Софии. На устроение Святой Софии ушло три годовых дохода империи, император Юстиниан считал, что этим он превзошел царя Соломона, возведшего Храм в Иерусалиме, и хотел покрыть золотом не только купола Софии, но и стены от купола до фундамента.
От этого его предостерегли константинопольские мудрые мужи, предрекшие, что в «конце времен придут в город беднейшие цари и сроют золотую Софию до основания», поэтому делать этого не надо.
Посещавший Византию в XIII веке новгородский епископ Антоний описывал внутренности собора с восхищением. Он писал про золотой иконостас, про серебряный амвон и «столпия алтарныя», упоминал огромный золотой крест с жемчугом и драгоценными камнями в два человеческих роста «за святым престолом» и о золотых лампадах, «учиненных» Юстинианом.
Золото и нищета, жизнь и смерть стояли рядом
После принятия Русью православия встал вопрос о строительстве православных храмов – ни строителей, ни архитекторов не было, поэтому обновленная Русь была вынуждена приглашать к себе «ромейских» мастеров, которые и принесли с собой традицию золочения куполов.
Ни в одной другой христианской конфессии такой традиции не закрепилось. Одной из первых церквей на Руси, имевшей золотой купол, стал храм XII века на Нерле в честь Покрова Богородицы, купол которого был вызолочен по приказанию Св. князя Андрeя Бoгoлюбскoго
Разумеется, за сакральным смыслом покрытия купола тончайшим слоем позолоты скрывался и свой практический смысл – кровельное железо в те времена анодировать не умели, а золоченый купол мог без ремонта простоять 100 лет – золото надежно закрывало железо от коррозии и защищало от дождя святая святых – алтарь.
Работа мастера-золотильщика была очень вредной, так как купола в Средние века крыли смесью золота и ртути, а затем металл нагревали, чтобы пары ртути испарились, а потом повторяли это снова – поэтому хорошие мастера долго не жили. Известно, что при золочении куполов петербургского Исаакия в XIX веке от отравления умерли 60 золотильщиков, а всего на купола был потрачен центнер золота.
Символичность золочения
Традиция золочения куполов до сих поражает умы европейцев, которые считают это бесполезной расточительностью.
Но недаром волхвы, принесшие дары Божественному младенцу, кроме смирна и ладана преподнесли ему золото – металл, который никогда не меняется. Этот металл в душе православного человека неразрывно связано не с богатством, а с Богом, с вечной жизнью, с небесной славой. Он является знаком бессмертия, величия и пламенеющей в душах русских людей веры.
Священник Андрей Чиженко указывает, что золотые купола в форме луковицы символизируют горящую свечу и являются молитвой православных людей к Богу. Этот архитектурный прием раскрывает сыновью любовь созданий к Создателю и является жертвой Господу.
Со временем в русском православии сложилась традиция золотить купола храмов, посвященных Христу.
Если на храме купола синего цвета со звездами, то храм, скорее всего, посвящен Богородице, а звезды и небесный цвет куполов напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Спасителя.
Зеленые и серебристые купола свидетельствуют о том, что храм воздвигнут в честь Святой Троицы либо какого-нибудь святого, а черные купола говорят о том, что перед вами – монастырское строение.
Однако всё это не более чем традиция. Например, храм во имя Святой Троицы, воздвигнутый в самой северной точке планеты – в Антарктиде покрыт деревом.
Нитрид титана не заменит золото
К покрытию золочению куполов прибегают и сейчас. Делают это как с помощью гальваники, так и с помощью покрытия куполов сусальным золотом, которое клеят на лак, в свою очередь нанесенный на грунтовку. Каждый из этих методов имеет свои достоинства: нанесение сусального золота позволяет сделать купол идеально круглым и позволяет его отреставрировать в случае повреждения. При гальваническом методе золочения купол при повреждении приходится делать заново.
В современном мире технологии не стоят на месте, и теперь «золотые» купола делают, покрывая их слоем нитрида титана. Он тоже долговечен и не так дорог, как золото.
Нитрид титана был впервые использован в истории современной России при восстановлении московского храма Христа Спасителя.
Золочение куполов было тогда признано мэром Юрием Лужковым слишком дорогим, и он приказал остановить свой выбор на нитриде титана. В агрессивной атмосфере мегаполиса фальшивое «золото» покраснело через три года.
Однако в скромной провинции титановые купола продолжают пользоваться спросом. Правда, некоторые священнослужители считают, что блеск нового материала лишен того внутреннего достоинства, который присущ настоящему золоту.
Зачем Церкви «золотые купола»?
Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ
Одну из самых скандальных тем современности можно выразить двумя словами, объединенными союзом: Церковь и деньги. Страшилки о том, как церковники, угрожая вечными муками, выманивают у стариков последние копейки, давно уже будоражат интеллигенцию. Почему же верующие, не затевая «великой православной революции», продолжают нести в храм деньги?
По поводу любой ситуации существует несколько разных точек зрения. Всегда есть взгляд снаружи и изнутри, которые чаще всего не совпадают. То, что люди, не разбирающиеся в истории и традициях Церкви, считают торговлей и отмыванием средств, на самом деле является даром Богу, Ему принадлежащим.
О жертвах, приносимых Творцу, речь идет еще в книге Бытия. Авель обрел благоволение в очах Господа, принеся Ему первые плоды своих трудов. Это — благодарность и почтение к Создателю. Понимание, что человек может трудиться не покладая рук, пахать, сеять, пасти скот, — но если Господь не пошлет дождь, не оградит животных от мора, ибо все в Его власти, не видать человеку ни богатого урожая, ни здорового скота. Поэтому первые плоды несли люди Богу, чтобы этой жертвой отблагодарить Его за помощь. В этом жесте есть что-то трогательно детское. Как когда ребенок, нарисовав купленными мамой карандашами картинку, дарит ее маме на день рождения. Это не его карандаши, это не его бумага, но он любит маму и хочет ее порадовать. В этих действиях нет ни намека на подкуп (вот, я подарю маме картинку, так она мне вообще краски купит!), ни желания как-то оправдать трату денег (если я заброшу карандаши и не буду рисовать, то мама не подарит мне велосипед). В этих действиях есть только взаимная любовь родителя и ребенка и радость.
Именно эти взаимная любовь и радость являются в идеале целью жертвоприношения Богу. Ему не нужны ни откупы, ни взятки. Многократно взывали пророки к народу Израиля: «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Притч 15:8), «жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс 50:18-19), «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!» (Ис 1:11, 13). Пророки учат свой народ не тешить себя надеждой, что жертвоприношением можно откупиться или заручиться поддержкой Всевышнего.
Тем не менее, жертва нужна. Она нужна не Творцу, Ему и так принадлежит весь мир. Принесение даров Господу учит человеческое сердце благодарности, смирению. Оно нужно самому человеку, чтобы не закоснеть в самости и гордыне. Поэтому так много внимания уделялось в Ветхом Завете жертвоприношениям.
В законе, записанном еще пророком Моисеем, определен даже размер той жертвы, которую верующий должен приносить Богу: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев 27:30).
История кровавых жертвоприношений завершается с пришествием Иисуса Христа. Он Сам приносит Себя в жертву за людские грехи — и эта кровь становится последней жертвенной кровью. Довольно было заколото голубей и ягнят. «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу», — пишет в послании к христианам апостол Петр (1 Петр 2:5). «Один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» — вот новая заповедь о жертвоприношении (Мк 12:32-33).
Литургия стала новым богослужением, богослужением с таинством бескровной жертвы.
Но сердце человеческое по-прежнему жаждало разделить с Господом радость успеха в делах, поблагодарить за помощь. И люди с готовностью отзывались на просьбы священнослужителей о нуждах Церкви.
Для проведения богослужений нужно было не так уж много: свечи, чтобы освещать помещение, ладан для каждения, хлеб и вино — для таинства Евхаристии. Крестьяне, посещавшие храм каждую неделю, не были богатыми людьми. Но виноград, пшеницу и воск — плоды своих трудов — они могли принести в дар Богу. Крестьянин, как и древние евреи в свое время, понимал: он трудился в поле, он работал в винограднике, он заботился о пчелах. Однако дождь и ведро, ветер и тишь посылал Господь. Значит, богатым урожаем и пропитанием на зиму человек по-прежнему обязан не только себе, но и Богу. Поэтому испеченные просфоры и домашнее вино крестьянин нес в дом Божий для принесения бескровной жертвы во время литургии.
Время не стоит на месте, реалии меняются. В современном мире контингент прихожан составляют горожане, люди, чьи профессии разнообразны и не связаны с земледелием. Но какой бы ни была работа, успех или неудачи всегда зависят не только от самого человека. Осознавая это, верующие приходят в храм — с просьбами или благодарностью — и тоже хотят принести Господу частицу своих трудов. Пусть это будет не воск, а деньги за свечу, не смола для ладана, а оплата поминальных записок.
Храмы уже давно не освещаются свечами, но для обеспечения электричеством и отоплением нужны средства. В дореволюционной России их выделяло государство. Сейчас эти нужды оплачиваются исключительно за счёт пожертвований.
В некоторых западных странах, в основном католических, Церковь владеет определёнными землями, получая ежегодные доходы. В ряде стран — прежде всего, в Германии и государствах Скандинавии — есть церковный налог, равный, строго по ветхозаветной заповеди, десяти процентам.
В России эти варианты представляются чем-то из разряда фантастики. Жертвы прихожан — на свечи, записки, церковную продукцию и некоторые таинства — единственный источник доходов православной Церкви. Деньги идут на реставрацию храмов, на строительство новых церквей, на миссионерские проекты и благотворительность.
Конечно, взгляд со стороны замечает в жизни Церкви много отрицательных черт. Их не может не быть. Церковь — это собрание верующих, живых людей, а не сонм ангелов. Там, где есть деньги, всегда рождаются связанные с ними проблемы.
Часто Церковь укоряют в том, что свечные лавки располагаются внутри храмов, а Иисус торгующих из храма изгонял. Укоряющие не знают, что расположение свечных ящиков в храме также имеет свою историю. В советское время храму едва удавалось отвоевать помещение самой церкви. Мечтать об отдельном домике с церковной продукцией не приходилось. Сейчас многие храмы обустраивают себе такие домики. Во многих же церквях лавок как таковых нет совсем. Есть свечной ящик, а рядом — ящик для пожертвований. Сколько можешь, столько опусти. Никто не будет дышать в затылок, глядя, монету или купюру какого достоинства ты положил вовнутрь.
Никто не заставляет прихожан покупать свечи или писать записки. Сложно себе представить и ситуацию, когда священник откажет своему духовному чаду, доброму христианину, бесплатно обвенчать его с возлюбленной или покрестить его ребёнка. Цены на «услуги» по-настоящему востребованы не у воцерковлённых прихожан, а у «захожан». Определять же на глаз, кто из людей в храме всем сердцем переживает глубину христианства, а кто просто забежал поставить свечку, не стоит ни женщинам у свечных ящиков, ни остальным присутствующим.
Христианин приходит в храм, прежде всего, молиться. Но если вы увидите в его руках деньги, не отбирайте их у него, громко цитируя Библию: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва!» (Притч 21:3). Может быть, этот человек просто расслышал в своей душе отголосок детской радости об Отце и хочет ее с Ним разделить.
Юлия Гайдыдей
Почему же на храмах используются золотые купола?
В давние времена (еще до монгольского нашествия) кровельное железо делать умели, анодировать, хромировать и т.д. т.е. защищать железо от коррозии не умели. А золото как известно не окисляется. Поэтому искусные российские мастера покрывали железо тончайшим слоем золота, чтобы купола не ржавели. Процедура это была дорогая. Поэтому в большинстве случаев делали покрытие не из позолоченного железа, а из осинового лемеха (аналог европейской керамической черепицы) Осина то же не гниет и стоит долго. Но нет той нарядности и праздничности. Теперь покрытие куполов золотом — это уже дань традиции. Однако и здесь находят себе место новые технологии. Купола Храма Христа Спасителя после реставрации не позолочены, а покрыты нитридом титана все с той же целью, увеличить срок службы купола.
В РПЦ рассказали, зачем нужны золотые купола в православных храмах
Новости общества
03:40 МСК Все новости
- 02:31 13 февраля в трех районах Казани водопроводная вода может окраситься в зеленый цвет
- 11 фев, 23:57 Почти каждый сотый житель Татарстана владеет оружием — видео
- 11 фев «Тимер Банк» рассказал партнерам об изменениях в условиях кредитных продуктов
- 11 фев, 22:11 Срок оформления маткапитала сократят с 15 до 5 дней
- 11 фев, 21:37 Профессор КФУ спрогнозировал потепление в конце недели в Казани
- 11 фев, 21:14 СМИ: Госдума отказалась вводить мораторий на повышение пенсионного возраста
- 11 фев, 20:38 Комитет Госсовета Татарстана поддержал законопроект о реновации жилищного фонда
- 28 фев «Маркетинг #реальноговремени» — конференция о трендах во внешних коммуникациях и digital
- 11 фев, 19:54 ВОЗ дала название новому коронавирусу — COVID-19
- 11 фев, 19:00 Итоги дня: выплата в 100 тыс. рублей ветеранам Великой Отечественной войны в Татарстане, ограничение въезда спортсменам из Китая, пожизненные сенаторы
- 11 фев, 18:12 В автобусах Казани за неделю выявили больше полусотни нарушений
- 11 фев, 17:59 День голосования за поправки в Конституцию могут сделать выходным
- 11 фев, 17:46 Счетная палата проверит расходы на дорогу Европа — Западный Китай, включая трассу Москва — Казань
- 11 фев, 17:26 Путин может пожизненно стать сенатором
- 11 фев, 17:12 Владелец маленьких автобусов в Челнах прокомментировал жалобы на них
- 11 фев, 17:08 Главный архитектор Уфы выступил за пересмотр зеленых зон в столице Башкирии
- 11 фев, 16:34 Рустам Минниханов вручил первую медаль 75-летия Победы участнику войны
- 11 фев, 16:02 Минсельхоз РТ «не видит опасности» в программе сельской ипотеки
- 11 фев, 15:48 Греф возьмет Ольгу Голодец зампредом Сбербанка
- 11 фев, 15:32 Башкирия потратит на программу «Башкирские дворики» 2 млрд рублей
- 11 фев, 14:46 В Альметьевске совместно с «Татнефтью» откроют студию «Союзмультфильма»
- 11 фев, 14:38 Верховный суд Татарстана продлил домашний арест Анатолию Ливаде
- 11 фев, 14:38 Важно По поручению Рустама Минниханова татарстанские участники ВОВ получат по 100 тысяч рублей
- 11 фев, 14:31 Cчетная палата назвала основные нарушения в организации летнего отдыха детей
- 11 фев, 14:21 Глава комитета по экологии Госсовета РТ выразил соболезнования в связи с гибелью Айрата Хайруллина
- 11 фев, 14:04 Казань может принять фестиваль уличного искусства «Культурный код»
- 11 фев, 13:32 В Госдуме почтили память Айрата Хайруллина
- 11 фев, 13:22 Госсовет Татарстана готов потратить на открытки к 8 Марта более 100 тысяч рублей
- 11 фев, 13:08 В Татарстане собираемость штрафов достигла 20%
- 11 фев, 12:52 Минниханов вручил Кукморскому району орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»
- 11 фев, 12:50 В казанском лицее произошло возгорание — видео с места
- 11 фев, 12:50 За год в России оправдали 2200 лиц — один процент от числа обвиняемых
- 11 фев, 12:37 В Татарстане спортсменам из Китая временно ограничили въезд для участия в соревнованиях
- 11 фев, 12:20 Владелица хостела «Лайк» в Казани уверяет, что, запретив заселяться китайцам, она беспокоилась за детей
- 11 фев, 12:04 Казанцы собрали 3,5 тонны елок на корм лошадям и козам
- 11 фев, 11:43 Рустам Минниханов зашел в гости к многодетной семье, которая получила две бесплатные квартиры
- 11 фев, 11:09 «Яндекс»: татарстанцы проявляют средний интерес к мелодрамам, в Башкирии он еще ниже
- 11 фев, 11:02 Президент РТ пригласил делегацию Мозамбика к участию в KazanSummit
- 11 фев, 11:02 В Башкирии пьяные родители оставили ребенка в сугробе при -25 градусах
- 11 фев, 10:44 В Татарстане полицейские спасли замерзающую семью с двумя детьми
Новости раздела
«ЗолочёНый» или «золочёННый», как правильно пишется?
В выборе написания слов «золочёный» или «золочённый» важное значение имеет принадлежность их к определенной части речи, которую выясним в контексте.
Слова «золочённый» и «золоченый» существуют в русском языке как самостоятельные лексические единицы. По звучанию они очень похожи, но разнятся написанием в суффиксе. Чтобы выбрать правильный вариант написания, с одной или двумя буквами «н», следует определить часть речи, к которой принадлежит анализируемое слово в определённой речевой ситуации.
Золочёный — отглагольное прилагательное
От глагола несовершенного вида «золотить» (что делать?) образуем прилагательное «золочёный».
Золочёный купол местной церкви виден издалека.
Прилагательное обозначает постоянный признак предмета и отвечает на вопрос: какой?
Обратим внимание, что у него нет приставки, нет зависимых слов. Такие отглагольные прилагательные образуются от глаголов несовершенного вида, оканчивающихся на -ить, с помощью суффикса -ен-, например:
- вялить — вяленое мясо;
- варить — вареный картофель;
- сушить — сушеный абрикос;
- красить — крашеный пол;
Все эти слова являются прилагательными и пишутся с одной буквой «н» в суффиксе.
Правописание причастия «золочённый»
От того же глагола «золотить» образуется с помощью суффикса -енн- страдательное причастие прошедшего времени «золочённый», которое обозначает признак предмета по действию.
Золоченные мастером серьги были необычной формы.
Как его отличить от отглагольного прилагательного «золочёный»?
Как видим, эти слова отличаются своим написанием. У причастия «золочённый», имеющего полную форму, в суффиксе пишется -нн-. Чтобы выбрать правильное написание прилагательного с одной буквой «н» или причастия с двумя буквами «н» в суффиксе, обратим внимание на контекст, на ту речевую ситуацию, которая подскажет выбор нужного слова.
У причастия, как правило, имеются зависимые слова.
Отглагольное прилагательное не может управлять зависимыми словами.
Дополнительный материал Более подробно узнаем, какое отличие отглагольного прилагательного от причастия. Вывод Отглагольное прилагательное «золочёный» пишется с одной буквой «н». Страдательное причастие прошедшего времени «золочённый» в полной форме имеет суффикс -енн-.