Действовать смело. Побольше цинизма. Людям это нравится
Топ-10 самых антигуманных цитат Генри Киссинджера
Штрихи к портрету политика с манией величия и безразличным отношением к гибели миллионов мирных жителей
Опубликованная Wikileaks цитата из Генри Киссинджера — «Незаконные вещи мы делаем сразу же, на неконституционные нужно чуть больше времени» — скорее всего, вызвала улыбку у его бесчисленных поклонников в элитных медиа, госструктурах, корпорациях и высшем обществе. Ох уж этот Генри. Острейший ум и фирменное изящество мысли. Впрочем, потомки шести миллионов его жертв в Индокитае — а также те американцы, у которых есть совесть и которых возмущают убийства, — вряд ли разделят эти восторги. Незаконные и неконституционные действия Киссинджера сильно сказались на нашем мире — именно они разрушили жизни миллионов невинных жителей Индокитая и внедрили в практику США новую форму тайной автоматизированной войны.
Киссинджер часто говорит мерзости, показывающие, что он абсолютно бессердечен и пренебрежительно относится к жизням ни в чём неповинных людей. Вот несколько примеров ─ 10 цитат из Киссинджера:
1. О советских евреях:
«Эмиграция евреев из Советского Союза не входит в число задач американской политики. Если в Советском Союзе евреев будут отправлять в газовые камеры, это не будет проблемой Америки. Возможно, это будет гуманитарной проблемой». ()
2. О бомбардировках Камбоджи:
» выступает за масштабные бомбардировки Камбоджи и не хочет ничего слышать. Это приказ, его надо выполнять. Всему, что летает или всему, что шевелится». ()
3. О бомбардировках Вьетнама:
«Это волны самолётов — одна за другой. B-52 они не могут увидеть — а эти бомбардировщики сбросили миллион фунтов бомб… Готов поспорить, у нас там будет больше самолётов за день, чем у Джонсона было за месяц… Бомбовая нагрузка у каждого самолёта вдесятеро больше, чем у самолётов Второй мировой». (ссылка)
4. О «красных кхмерах»:
«Сколько человек он убил? Десятки тысяч? Скажите камбоджийцам (т.е. “красным кхмерам”), что мы с ними будем дружить. Они кровожадные подонки, но нам это не помещает. Мы готовы налаживать с ними отношения. Сообщите им об этом, но не передавайте предыдущую фразу». (встреча с министром иностранных дел Таиланда, 26 ноября 1975 г.)
5. О Дэне Эллсберге :
«Потому что этот сукин сын… я бы в первую очередь ожидал — а я его хорошо знаю… я уверен, у него есть ещё какая-то информация, которую он бережёт для суда. Примеры американских военных преступлений, которые его на это толкнули… Это в его стиле… Потому что он — мерзкий ублюдок». (запись из Овального кабинета, 27 июля 1971 г.)
6. О Роберте Макнамаре :
«Бедняга… Он всё ещё бьёт себя в грудь и кается?»
7. Об убийствах:
«Это безумие и национальное унижение — принимать закон, который запрещает президенту отдавать приказы об убийстве». (выступление на заседании Совета национальной безопасности, 1975 г.)
8. Чили:
«Не понимаю, почему мы должны стоять и смотреть, как страна катится к коммунистам из-за безответственности её населения. Этот вопрос слишком важен для чилийских избирателей, чтобы можно было позволить им принимать самостоятельные решения». ()
9. О незаконном и неконституционном:
«Незаконные вещи мы делаем сразу же, на неконституционные нужно чуть больше времени». (встреча с министром иностранных дел Турции Мелихом Эсенбелем в Анкаре, 10 марта 1975 г.)
10. О себе самом:
«Американцам нравится одинокий ковбой… который въезжает в город или деревню — и при нём только его конь и больше ничего… Этот замечательный романтический образ мне очень подходит, потому что одиночество всегда было частью моего стиля, моего метода, если хотите». (интервью с Орианой Фалаччи, ноябрь 1972 г.)
Fred Branfman, AlterNet
12 февраля 2016
Это послужило благоприятной почвой для возникновения школ философии. Тогда было сформулировано учение Сократа, дополненное и переработанное его прославленным учеником Платоном. Это учение стало классическим, оно остается актуальным и в наше время. +Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа — Антисфеном. А ярким представителем этого течения – был Диоген Синопский, он прославился вечными спорами с Платоном, а также эпатажными, а порой и весьма вульгарными выходками. Оказывается, эпатажные люди встречались и в глубокой древности. Среди них попадались и философы, как Диоген Синопский.
Из биографии Диогена:
О жизни Диогена известно немного, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Согласно этой книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и его прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.
Детство Диогена проходило во времена неспокойные – в его родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие Диогена, которое привело его в Дельфы.
В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.
Затем дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном, который поразил Диогена до глубины души. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа, хотя Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни.
У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины). Купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».
Хотя и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена. Пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот его ученик прославил кинизм как школу античной философии.
В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.
После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали его вульгарные регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.
Во время беседы с Александром Македонским философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.
Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. А ещё он голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.
История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.
Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых — Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека». Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа. «Это уровень вашего развития, — заявил Диоген, — когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».
Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.
Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.
Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.
Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена. Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».
Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены — общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.
Согласно книге библиографа Диогена Лаэртского, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена. К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».
Интересные факты из жизни Диогена:
*Диоген на самом деле жил не в бочке, как многие считают, а в пифосе — глиняном сосуде для хранения зерна. Деревянная бочка была изобретена римлянами через 5 веков после смерти Диогена.
*Однажды очень богатый человек пригласил Диогена в свой роскошный дом и предупредил его: «Смотри как чисто в моем доме, не вздумай плюнуть куда-нибудь.» Осмотрев жилище и подивившись его красотой, Диоген подошел к хозяину и плюнул ему в лицо, заявив, что это самое грязное место, которое он нашел.
*Диогену часто приходилось попрошайничать, но он не просил милостыню, а требовал: «Дуралеи, подайте философу, ведь он учит вас жить!».
*Когда афиняне были заняты подготовкой к войне с Филиппом Македонским и кругом была суета и волнение, Диоген начал катать по улицам свой пифос. Многие спрашивали его, зачем он это делает, на что Диоген отвечал: «Все заняты делом, и я тоже».
*Когда Александр Македонский покорил Аттику, он решил лично познакомиться с Диогеном и пришел к нему с предложением выполнить любое желание. Диоген попросил его отойти, чтобы не заслонять солнце. На что полководец заметил, что не будь он Александром Великим, стал бы Диогеном.
* По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
*Однажды, возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там народу, Диоген сказал: «Народу полно, а людей нет».
*А в другой раз, выйдя на площадь, он начал кричать: «Эй, люди, люди!», но когда народ сбежался, он начал прогонять их палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
*Увидев сына проститутки, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!»
*После того, как Платон дал определение человека как животного, ходящего на двух ногах и лишенного шерсти и перьев, Диоген принес к нему в школу ощипанного петуха и отпустил его, торжественно провозгласив: «Теперь ты — человек!» Платону пришлось добавить к определению фразу «… и с плоскими ногтями».
*При жизни Диогена часто называли собакой за его поведение, и это животное стало символом киников — последователей Диогена.
*На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник в виде пса, стоявшего на колонне.
Цитаты и изречения Диогена Синопского:
1.Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
2.Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда сможешь.
3. «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».
4.»Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным».
5.На вопрос, откуда он, Диоген сказал:» Я — гражданин мира.»
6.Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы».
7.»Обращайся с вельможами, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».
8.На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».
9. «Злословец есть самый лютый из диких зверей».
10. «Поучать старца – что лечить мертвеца».
11. «Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня».
12. «Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак».
13. «Любовь — дело тех, кому нечего делать».
14. «Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы».
15. «Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья».
16. «Быть в хорошем настроении — причинять муки своим завистникам».
17. «Сладострастие — занятие людей, ничем другим не занятых».
18. «Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им».
19. «Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум или петлю».
20. » Льстец — самый опасный из ручных животных».
фото из интернета
10 небанальных фактов о Диогене: жил ли философ в бочке?
Диоген Синопский — философ, известный нам не столько своими трудами, сколько своим странным поведением и жизнью в бочке. Представляем 10 самых необычных фактов о жизни этого неоднозначного ученого.
Диоген родился в Синопе, а в Афины ему пришлось переехать в зрелом возрасте. Из родного города его с отцом выгнали с позором за то, что они подделали государственные монеты, удешевив сплав.
Диоген — Жюль Бастьен-Лепаж, 1873 (Музей Мармоттан-Моне)
Еще до переезда в Афины ученый побывал у дельфийского оракула, который предрек философу, что он будет заниматься «переоценкой ценностей». Сначала Диоген подумал, что его призвание как раз связано с чеканкой монет, их удешевлением, однако после изгнания примкнул в Афинах к философу Антисфену, который вытащил Диогена из нищеты и помог ему найти истинное призвание в философии.
«Диоген» — Жан-Леон Жером, 1860 (Художественный музей Уолтерса)
Когда будущий философ впервые пришел к Антисфену, тот начал бить его палкой. Однако Диоген оказался весьма настойчивым, он не ушел и сказал: «Можешь бить меня, но ты не найдешь достаточно крепкой палки, чтобы прогнать меня до тех пор, пока я думаю, что у тебя есть что сказать мне».
«Диоген» — Джон Уотерхаус,1882 (Художественная галерея Нового Южного Уэльса)
Диоген пропагандировал полный аскетизм, свободу от материальных ценностей. Именно поэтому он жил в пифосе (а не в бочке, как считают многие). Пифос — большой керамический сосуд, который греки использовали для хранения вина, зерна, соленой рыбы и т.д. Философ считал, что для счастья человеку достаточно и такого дома. А однажды Диоген увидел, как мальчик пьет воду из ладоней, и выкинул свою единственную деревянную миску.
Диоген, разбивающий чашу — Генрих Семирадский, 1868
Ученый не стеснялся идти против традиций. Он всегда ел прямо на базаре, что в Афинах не принято было делать. Также философ мог уснуть там, где ему вздумается. Диоген резко критиковал идеи Платона и даже срывал его лекции в Академии: скандальный ученый приносил с собой еду и громко жевал, чем отвлекал учеников Платона.
Plato and Diogenes — Маттиа Прети, 17-й век
Философ не слишком уважительно относился к людям. Он считал всех ворами, ходил днем с факелом по городу и утверждал, что ищет честного человека. А когда увидел, как жрецы поймали человека, укравшего из храма чашу, он прокричал им в след: «Крупные воры поймали мелкого воришку».
Диоген ищет честного человека — Якоб Йорданс, ок. 1642 (Галерея старых мастеров , Дрезден)
Однажды богатый грек надел шкуру льва, на что Диоген попросил его «не позорить одеяния доблести». Но все же горожане любили этого ученого чудака: когда его пифос разбили, они соорудили ему новый.
«Диоген искал человека» — Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, около 1780
Античные авторы свидетельствуют о встречах Александра Македонского с Диогеном. Так, самая известная версия гласит, что великий полководец спросил, может ли он чем-то помочь бедному ученому. На что Диоген попросил не загораживать ему солнце. Македонский был в восторге от такого ответа и сказал, что если бы он не был Александром, то хотел бы быть Диогеном.
«Alexander and Diogenes» — Gaspar de Crayer, 17-й век (Музей Вальрафа-Рихарца)
По другой версии Александр увидел, как философ внимательно всматривается в груду костей. Когда полководец спросил, что он делает, тот ответил: «Я ищу кости твоего отца, но не могу отличить их от костей рабов».
«Диоген» — Giovan Battista Langetti, 17-й век
Когда Диогена спросили, как его похоронить, он попросил оставить свое тело за пределами городских стен, чтобы дикие животные смогли устроить пир.
Есть несколько версий причин смерти философа. Некоторые ученые считают, что он задержал дыхание и задохнулся, другие говорят, что Диоген умер от холеры после того, как поел осьминога в сыром виде, третьи утверждают, что философ умер от укуса собаки. Диоген был человеком со сложной судьбой и не менее сложным характером, что не помешало ему прославить свое имя в веках.
- Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ. Ещё нас можно читать во ВКонтакте и Твиттере!
- Литература: wikipedia.org
Диоген
Официально:
Диоген Синопский. Около 412 до н.э. – 10 июня 323 до н.э. Древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.
Неофициально:
1. Английское слово, обозначающее рака-отшельника, состоит из двух частей. Вторая часть – «краб». А первая – это имя собственное: Диоген.
2. Это тот самый философ, о котором ходит немало анекдотов и точно известно, что он жил в бочке, то есть вел, как правильно заметили англичане, уединенный образ жизни. Так кто он такой, этот непохожий ни на кого и вечно эпатирующий всех Диоген?
3. На самом деле о Диогене достоверно известно немногое. Описал его тезка – Диоген Лаэртский. Он рассказал, что родился Диоген в Синопе – греческой колонии на территории современной Турции. В том самом Синопе, где состоялось последнее сражение парусного флота: адмирал Нахимов – в Крымскую войну – разгромил там турецкий флот.
4. Прежде чем стать философом, Диоген Синопский управлял чеканной мастерской, а его отец Гикесий был менялой. Папа склонял его к выпуску фальшивых денег, Диоген очень не хотел и отправился за советом к дельфийскому оракулу.
5. Получив совет переоценить ценности, Диоген испортил монеты. Его разоблачили и изгнали из города. В странствиях он добрался до Афин и стал учеником Антисфена.
6. Философ Антисфен держал в Афинах собственную школу, она располагалась на холме Киносарг, что в переводе с греческого означает «Серый пёс», за что Антисфена и его учеников стали называть киниками.
7. Но, может быть, их прозвали так за убеждения: Антисфен уверял, что для достижения блага надо жить подобно собаке, то есть просто, следуя собственной природе, опираясь только на себя. Презирать условности и радости жизни, быть верным и храбрым, жить в бедности и даже без стыда, отказываясь от культуры и отвергая государство.
8. Ученик Диоген превзошел своего учителя: мало кто помнит сегодня Антисфена, зато Диогена знает всякий.
9. Заметим, что и в Древнем Риме кинизм нашел последователей: Сенека, Плутарх, Ювенал, Гораций и другие древние знаменитости распропагандировали его так, что слово «цинизм» в латинском произношении стало нарицательным и обозначает пренебрежение к нравственным нормам.
10. Диоген был стойким приверженцем кинизма и последовательно претворял взгляды в жизнь. Одевался как бродяга, жил в винной бочке, так называемом пифосе, возле Агоры, то есть главной городской площади в Афинах. Он довольствовался настолько малым, что по преданию выбросил миску, когда увидел, что мальчик ест похлебку, налитую в краюху хлеба.
11. Он был чудовищно груб, и его прозвали за это «собакой» и «сумасшедшим Сократом». Но и эта грубость была не случайной: он нарочно заострял проблему, чтобы привлечь к ней внимание.
12. История о том, как он бегал днем с огнем и искал человека, вошла в поговорки многих стран, а человека он так и не нашел. Кругом одни рабы – сокрушался Диоген.
13. Когда Диогена спросили, подданным какого государства он является, он дал ответ, который впоследствии повторяли многие: «Я – гражданин мира».
14. Когда Платон дал определение человеку: животное на двух ногах, лишенное перьев, Диоген ощипал курицу и кинул ее Платону со словами: вот твой человек.
15. Комментируя образ жизни Диогена, древнегреческий философ Аристипп, живший при дворе тирана Сиракуз Дионисия, заметил: «Умел бы ты водиться с тиранами, не пришлось бы тебе самому мыть коренья» На это Диоген остроумно ответил, что если бы Аристипп мыл коренья сам, не пришлось бы ему водиться с тиранами.
16. Со слов стоика Дионисия, Диоген Лаэртский утверждает, что Диоген участвовал в битве при Херонее и попал в плен к Филиппу II Македонскому. На вопрос македонского царя, чем пленник занимается, Диоген дерзко ответил: «Слежу за твоей ненасытностью». Царь был так изумлен, что отпустил наглеца.
17. Когда Диогена захватили пираты, они продали его в рабство. И тут не обошлось без эпатажа – на вопрос, что он умеет делать, Диоген ответил: «Властвовать людьми». Его купил коринфянин Ксениад и сделал воспитателем своих детей.