Содержание
- Кто такой сталкер. Книга Стругацких, фильм Тарковского и игра S.T.A.L.K.E.R.
- Кто такой сталкер в отношениях
- «Пикник на обочине». Откуда взялись сталкеры
- Фильм Тарковского «Сталкер»
- «Короче, Меченый… В благородство играть не буду». Компьютерные игры серии S.T.A.L.K.E.R.
- 30 цитат Стругацких о нашем сложном и прекрасном мире
- Пикник на обочине
- Рэдрик «Рэд» Шухарт
- Валентин Пильман
- Ричард Нунан
- Диалоги
- Другое
- См. также
Кто такой сталкер. Книга Стругацких, фильм Тарковского и игра S.T.A.L.K.E.R.
Сталкер — в фантастической повести братьев Стругацких человек, который проникает в заброшенную после визита инопланетян Зону и добывает там ценные внеземные предметы.
Ста́лкер — неологизм, то есть новое слово, выдуманное Стругацкими специально для книги «Пикник на обочине». Буквально сталкер означает «преследователь». Образовано от английского глагола to stalk — тихо преследовать, подкрадываться.
Благодаря повести, а затем фильму Андрея Тарковского «Сталкер» слово пошло в народ.
Сегодня сталкерами называют себя те, кто посещает заброшенные здания и промышленные объекты. Зоной с большой буквы именуют зону отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС, а проникающих туда людей также зовут сталкерами. В переносном смысле сталкер — проводник, который знает особенности местности и может уберечь от опасности.
Читайте об этом: Не верьте популярным «чернобыльским ФОТО». Правда и мифы о Зоне
Кто такой сталкер в отношениях
В другом значении сталкер — человек, преследующих объект своей страсти. Например, отвергнутый поклонник, который не дает прохода «бывшей», домогается ее. Или безумный фанат, который пытается любыми средствами добраться до знаменитости.
Подробнее об этом: Маньяк за дверью. Жуткие истории преследования суперзвезд
«Пикник на обочине». Откуда взялись сталкеры
Слово «сталкер» ввели в оборот советские братья-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие в повести «Пикник на обочине» в 1972 году (). Неологизм родился под впечатлением от романа Редьярда Киплинга «Сталки и компания».
Действие повести происходит в неназванной стране, в вымышленном городе Хармонт, рядом с которым находится загадочная Зона. Шесть аномальных Зон возникли на Земле в результате посещения инопланетянами. Зоны — заброшенные территории, где невозможно жить. Там происходят необъяснимые и опасные явления: например, существуют области повышенной гравитации — «комариные плеши» — способные убить человека.
«Пикник на обочине». Обложка одного из переизданий
В Зоне можно найти инопланетные артефакты — предметы неясного назначения и огрмной силы. Например, источники энергии, вечный двигатель или разрушительное оружие. За этой добычей — хабаром — в Зону нелегально пробираются сталкеры («Так у нас в Хармонте называют отчаянных парней, которые на свой страх и риск проникают в Зону и тащат оттуда все, что им удается найти. Это настоящая новая профессия»).
Чтобы не погибнуть в ловушках, сталкерам нужны знания, опыт и интуиция, граничащая со сверхъестественным чутьем.
С Зоной ведь так: с хабаром вернулся — чудо, живой вернулся — удача, патрульная пуля мимо — везенье, а все остальное — судьба.
А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Пикник на обочине»
Главный герой произведения — сталкер Рэдрик Шухарт. Вся повесть — это ряд эпизодов из жизни Шухарта. Сталкер зарабатывает, добывая в Зоне «хабар» и продавая его. В начале повести Рэдрику 23 года, в конце — 31. У него появляются жена и дочь, страдающая странной болезнью (дети сталкеров почти никогда не рождаются здоровыми). Характер героя меняется от главы к главе, книга становится все более мрачной.
Кульминация повести — поход Шухарта к Золотому шару, вроде бы исполняющему любые желания. На пути к Шару расположена «мясорубка» — ловушка, которую можно пройти только если принести в жертву кого-то из спутников.
У повести открытый финал. Шухарт добирается до цели и не знает, чего же он хочет на самом деле. Лишь в последнем предложении он формулирует свое желание перед Золотым шаром.
— Какой же был ответ на это желание?
— Не знаю. Но предполагаю, что ничего хорошего с Рэдриком Шухартом там не произошло. Это было бы слишком просто, а я не верю в простоту мира, — ни реального, ни фантастического…
Я бы сказал, концовка «Пикника» — это признание бессилия сегодняшнего человека изменить что-нибудь существенное в окружающей действительности. Улучшить реальный мир так сложно, что даже существуй на свете Золотой Шар, он не смог бы нам помочь, ибо мы просто не сумели бы сформулировать свою просьбу…
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
При этом открытый финал «Пикника на обочине» по-своему оптимистичен: даже в жестоком и переломанном жизнью Рэдрике Шухарте, как выясняется, остались добро, человечность и надежда на счастье.
«Пикник на обочине» посвящен главным образом не инопланетным технологиям (по названию одного из артефактов их именуют «сучьими погремушками»). К концу повести читатель не узнает никаких подробностей о таинственных инопланетянах, не объясняется подлинное назначение артефактов, а загадка Зоны так и остается загадкой.
Главная тема произведения — моральный выбор и перерождение главного героя. Основная философская проблема — стремление к счастью и его недостижимость.
Фильм Тарковского «Сталкер»
В 1979 году вышел фильм «Сталкер» Андрея Тарковского — одна из главных и наиболее известных работ режиссера. На создание картины ушло несколько лет, ее пришлось трижды переснимать заново.
Сценарий написали братья Стругацкие, однако «Сталкер» напоминает «Пикник на обочине» лишь в общих чертах.
В кино хозяин — режиссер. И мы писали-переписывали сценарий до тех пор, пока Тарковский не сказал: «Стоп. Это то, что мне надо». В результате получился фильм, который к повести «Пикник» не имеет никакого отношения, но — превосходный в своем роде. Что и требовалось.
OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
По сюжету, в запретную аномальную Зону, появившуюся после падения метеорита, пробираются три безымянных человека. Это материалист Профессор, циничный Писатель и проводник Сталкер. Сталкер ведет их к Комнате, исполняющей самые сокровенные желания.
Кадр из фильма «Сталкер» (1979)Роли Профессора и Писателя исполнили любимые Тарковским актеры Николай Гринько и Анатолий Солоницын. А вот на главную роль режиссер пригласил Александра Кайдановского, с которым прежде не работал.
Александр Кайдановский в роли Сталкера
Под влиянием Тарковского фантастические элементы практически исчезли из сценария, «Сталкер» стал фильмом-притчей. По выражению кинокритика Марии Туровской, это «напряженное духовное странствие, путь трех людей к познанию себя».
Развязка отличается от финала «Пикника на обочине». Герои добираются до Комнаты, но по разным причинам ни один из них не решается исполнить свое сокровенное желание.
Сам Тарковский отмечал, что важнейшая тема картины — вера:
При всем том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живет в каждом человеке.
Андрей Тарковский о киноискусстве // «Мир и фильмы Андрея Тарковского», 1991
Андрей Тарковский на съемках фильма «Сталкер». Съемки проходили под Таллином
«Сталкер» — артхаусный фильм, образец так называемой элитарной культуры. В нем значим не сюжет, а философская идея, настроение, актерская игра, красота каждого кадра. По этой причине многим зрителям картина осталась непонятна.
В сети встретилась незамутненная формулировка сюжета фильма «Сталкер»: «Фильм про то, как по лесистой местности идут три мужика, двое идут почти спокойно, а третий постоянно чего-то боится».
Цитата с Bash.im
«Короче, Меченый… В благородство играть не буду». Компьютерные игры серии S.T.A.L.K.E.R.
В 2007 году вышла компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» — шутер с ролевыми элементами. Действие происходит в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, где в результате нового катаклизма появились мутанты и аномалии. Несмотря на очевидные отсылки к «Пикнику на обочине» и «Сталкеру», братья Стругацкие и Андрей Тарковский не были упомянуты даже в титрах.
Скриншот из игры «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». Скриншот: AG.ru
Интернет-мемом стала реплика торговца хабаром Сидоровича из «Тени Чернобыля». В начале игры он дает задание главному герою по кличке Меченый:
Короче, Меченый, я тебя спас и в благородство играть не буду: выполнишь для меня пару заданий — и мы в расчете. Заодно посмотрим, как быстро у тебя башка после амнезии прояснится. А по твоей теме постараюсь разузнать. Хрен его знает, на кой ляд тебе этот Стрелок сдался, но я в чужие дела не лезу, хочешь убить, значит есть за что…
«Короче, Меченый». Сцена из игры
Цитату хамоватого Сидоровича про благородство стали видоизменять и приспосабливать к другому контексту. Например:
«В благородство играть не буду». Мем по мотивам сцены с Сидоровичем
В игре «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» внешность протагониста, наемника по кличке Шрам, отсылает к образу Александра Кайдановского в «Сталкере».
Шрам из серии S.T.A.L.K.E.R. и актер Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»
По мотивам игр выпущена серия фантастических книг.
Обложки книг серии «Сталкер». Фото: Ozon.ru
30 цитат Стругацких о нашем сложном и прекрасном мире
Братья Стругацкие — не просто классики современной фантастики. Их книги — это не только бластеры, пиу-пиу, космические корабли, роботы и пришельцы. А иногда и совсем-совсем не это. Романы, повести и рассказы Стругацких учат нас мыслить шире, ценить человеческое общение.
Мы собрали для вас лучших цитат из их произведений. И немного фильмов. Но с фильмами по книгам Стругацких всегда засада, читатели видели их мир совсем не так и каждый по своему.
1. «Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отребьем, а когда встречаешь настоящего человека, поговорить нет времени». Трудно быть богом
2. «Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать». Пикник на обочине
3. «Просто удивительно, как быстро проходят волны восторга. Грызть себя, уязвлять себя, нудить и зудеть можно часами и сутками, а восторг приходит и тут же уходит». Отель «У погибшего альпиниста»
4. «Но ведь не может быть так, чтобы среди тысячи дорог не нашлось верной!» Желание странного
5. «Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо». Хищные вещи века
6. «Волчица говорит своим волчатам: „Кусайте, как я“, и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: „Удирайте, как я“, и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: „Думай, как я“, а это уже преступление». Гадкие лебеди
7. «Почему не помолчать, когда все ясно без слов?» Пикник на обочине
8. «Лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому». Стажеры
9. «Всё на свете вздор, есть только одна роскошь — роскошь человеческого общения». За миллиард лет до конца света
10. «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Понедельник начинается в субботу
11. «Вот мы совершенствуемся, совершенствуемся, становимся лучше, умнее, добрее, а до чего все-таки приятно, когда кто-нибудь принимает за тебя решение». Далекая радуга
12. «Каждый человек в чем-нибудь да гений. Надо только найти в нем это гениальное». Улитка на склоне
13. «Удивительная, между прочим, вещь: как ни придёшь — вечно эти бармены бокалы протирают, словно у них от этого зависит спасение души». Пикник на обочине
14. «Я не жалел себя! И я получил священное право не жалеть других!» Град обречённый
15. «Фантазия — бесценная вещь, но нельзя ей давать дорогу внутрь. Только вовне, только вовне». Хищные вещи века
16. «А чем вы занимаетесь?» — спросил я. «Как и вся наука, — сказал горбоносый. — Счастьем человеческим». Понедельник начинается в субботу
17. «Скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, потому что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни». Стажеры
18. «Это что-то вроде демократических выборов: большинство всегда за сволочь». Гадкие лебеди
Фотография из личного архива М. Н. Беркетовой / ТАСС
19. «В конце концов противник обладал таким мощным оружием, как большая круглая печать, и нам нечего было ей противопоставить». Сказка о тройке
20. «Среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье — в непрерывном познании неизвестного, и смысл жизни в том же». Понедельник начинается в субботу
21. «Что это такое — нужен? Это когда нельзя обойтись без. Это когда все время думаешь о. Это когда всю жизнь стремишься к». Улитка на склоне
22. «Какой смысл говорить о будущем? О будущем не говорят, его делают!» Туча
23. «Особенно я ненавижу, когда вечностями швыряются. Братья навек. Вечная дружба. Навеки вместе. Вечная слава… Откуда они все это берут? Что они видят вечного?» Град обречённый
24. «Тупик — это отличный предлог, чтобы ломать стены». Далекая радуга
25. «Восемьдесят три процента всех дней в году начинаются одинаково: звенит будильник». Понедельник начинается в субботу
26. «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные». Трудно быть богом
27. «Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается история человечества». Второе нашествие марсиан
28. «Это ведь неправда, что бывают дети и бывают взрослые. Все, на самом деле, сложнее. Бывают взрослые и бывают взрослые». Стажеры
29. «Нет на свете ничего такого, чего нельзя было бы исправить». Пикник на обочине
30. «Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» Пикник на обочине
Фильмы по произведениям Стругацких — почти всегда не экранизация книги, а кино, снятое по мотивам. Чаще всего они сами писали к ним сценарии или принимали активное участие в их написании. Об этих фильмах всегда много спорят, находятся и те, кому фильм очень понравился, и те, кто категорически не согласен с такой постановкой. Но без внимания они не остаются никогда.
Чародеи
Кадр: Одесская киностудия
Из повести «Понедельник начинается в субботу» взяли место, где разворачивается действие фильма, некоторых персонажей и кое-какие детали. Лента пришлась зрителям по душе и до сих пор транслируется на всех каналах минимум один раз в год. А мы смотрим с удовольствием.
Сталкер
Кадр: Киностудия «Мосфильм»
Фантастическая притча, снятая по мотивам «Пикника на обочине». Картина снималась три года, при проявке пленки первый вариант погиб. Но это самый знаковый фильм в фильмографии Андрея Тарковского и труды по его пересъемке стоили того. Чертовски атмосферное и завораживающее кино получилось.
Отель «У погибшего альпиниста»
Кадр: Таллинфильм
Классический детектив в духе Агаты Кристи. Только с сюрпризом в конце. Фильм снимался в урочище Туюк-Су, немного выше по ущелью от известного горнолыжного курорта Чимбулак. Все панорамные съёмки гор сделаны там же. Красиво.
Гадкие лебеди
Кадр: Proline-film
В фильме есть приветы из других произведений. Их интересно и приятно узнавать. Например Банев читает стихотворение Пастернака «Во глубине лесного лога», которое взято эпиграфом к «Улитке на склоне».
Обитаемый остров
Кадр: Art Pictures Studio
Дилогия была обругана вдоль и поперек, но все же посмотрена всеми.
Трудно быть богом
Кадр: Ленфильм
Еще одна очень спорная лента. Мнения кинокритиков и зрителей разделились пополам. Тут все же главную роль сыграла наша фантазия, которая у всех разная и всем нарисовала разные картинки по книге. И они очень разошлись с картинками, данными нам Алексеем Германом. Великий «долгострой» снимался больше десяти лет и вышел на экраны уже после смерти режиссера и обоих Стругацких. И мы, к сожалению, не узнаем мнение авторов.
Пикник на обочине
«Пикник на обочине» — фантастическая повесть братьев Стругацких.
Рэдрик «Рэд» Шухарт
- Остин парень неплохой, смелость и трусость у него в нужной пропорции, но он, по-моему, уже отмеченный. Кириллу этого не объяснишь, но я-то вижу: вообразил человек о себе, будто Зону знает и понимает до конца, значит, скоро гробанется. И пожалуйста. Только без меня.
- Нет, пришельцы эти всё таки порядочные ребята были. Нагадили, конечно, много, но сами же своему дерьму обозначили ясную границу.
- — Настоятельно рекомендую, — говорю, — расспросите господина Тендера, почему у него нос как свекла. Он по скромности замалчивает, а это было наше самое увлекательное приключение.
- Темно, как у негра в ухе.
- С Зоной ведь так: с хабаром вернулся — чудо; живой вернулся — удача; патрульная пуля — везенье, а всё остальное — судьба…
- Ничего он покуда не добился, замучился только вконец, серый какой-то стал, молчаливый, и глаза у него сделались как у больного пса, даже слезятся. Будь на его месте кто ещё, напоил бы я его в дым, свел бы к хорошей девке, чтобы расшевелила, а наутро бы снова напоил и снова к девке, к другой, и был бы он у меня через неделю как новенький — уши торчком, хвост пистолетом. Только вот Кириллу это лекарство не подходит — не стоит и предлагать, не та порода.
- Да разве вы меня звали, капитан? — говорю. — Вы же какого-то сталкера…
- Нет, Гуталин хоть и пропойца, хоть и психованный он на религиозной почве, но иногда подумаешь-подумаешь, да и скажешь: может, действительно оставить дьяволово дьяволу? Не тронь дерьмо…
- Человек рожден, чтобы мыслить.
- На восьмом этаже Рэдрик вышел и, чтобы хоть немного разрядиться, громко, старательно произнес:
— В душу твою небритую, карга, старая ты лягва, кашлюном вонючим, полудохлым в бога трахнутая, пополам с сопляком слюнявым, шоколадным…
Валентин Пильман
- …Обычно исходят из очень плоского определения: разум есть такое свойство человека, которое отличает его деятельность от деятельности животных. Этакая, знаете ли, попытка отграничить хозяина от пса, который якобы все понимает, только сказать не может. Впрочем, из этого плоского определения вытекают более остроумные. Они базируются на горестных наблюдениях за упомянутой деятельностью человека. Например: разум есть способность живого существа совершать нецелесообразные или неестественные поступки.
- — Подождите, — сказал Валентин. — Послушайте. «Вы спросите меня: чем велик человек? — процитировал он. — Что создал вторую природу? Что привел в движение силы, почти космические? Что в ничтожные сроки завладел планетой и прорубил окно во Вселенную? Нет! Тем, что, несмотря на все это, уцелел и намерен уцелеть и далее».
- — Это зависит от того, повезет нам или нет, — сказал Валентин. — Мы теперь знаем, что для нашей части планеты Посещение прошло, в общем, бесследно. Конечно, не исключено, что, таская наугад каштаны из этого огня, мы в конце концов вытащим что-нибудь такое, из-за чего жизнь не только у нас, но и на всей планете станет просто невозможной. Это будет невезенье. Однако, согласитесь, это всегда грозило человечеству. — Он разогнал дым сигареты ладонью и усмехнулся. — Я, видите ли, давно уже отвык рассуждать о человечестве в целом. Человечество в целом слишком стационарная система, ее ничем не проймешь.
- — Гипотеза о боге даёт ни с чем не сравнимую возможность абсолютно всё понять, абсолютно ничего не узнавая…
- — Дайте человеку крайне упрощённую систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощённой модели. Такой подход не требует абсолютно никаких знаний.
- — Несколько заученых формул, плюс так называемая интуиция, так называемая сметка и так называемый здравый смысл.
Ричард Нунан
- В общем, завертелся я, Гута. Я иногда спрашиваю себя: какого черта мы так крутимся? Чтобы заработать деньги? Но на кой черт нам деньги, если мы только и делаем, что крутимся?..
- — Все правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать…
Диалоги
|
Шухарт: — Что это у тебя в заднем кармане? — спросил он небрежно. |
|
Шухарт: — Молишься? — спрашиваю. — Молись, — говорю, — молись! Дальше в Зону, ближе к небу… |
|
Шухарт: — Это не ваша забота, во что я там на самом деле верю, — говорю я. — Это я про город говорил. А про себя я так скажу: чего я у вас там, в Европе, не видел? Скуки вашей не видел? День вкалываешь, вечер телевизор смотришь, ночь пришла — к постылой бабе под одеяло, ублюдков плодить. Стачки ваши, демонстрации, политика раздолбанная… В гробу я вашу Европу видел, — говорю, — занюханную. |
|
Пильман: — Пожалуйста, тогда ещё одно определение — очень возвышенное и благородное. Разум есть способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира. |
|
Нунан: — Нет, погодите, — сказал Нунан. Почему-то он чувствовал себя обманутым. — Но если вы таких простых вещей не знаете… Ладно, бог с ним, с разумом. Видно, здесь сам черт ногу сломит. Но насчет Посещения? Что вы все-таки думаете насчет Посещения? |
Другое
- …и побрели они через весь институтский двор к выходу в Зону. Так здесь у них заведено, чтобы все видели: вот, мол, идут герои науки живот свой класть на алтарь во имя человечества, знания и святого духа, аминь.
- Просто уму непостижимо: такая роскошная баба, век бы с ней трахался, а на самом деле — пустышка, обман, кукла неживая, а не женщина. Как, помнится, пуговицы на кофте у матери — янтарные такие, полупрозрачные, золотистые, так и хочется сунуть в рот и сосать в ожидании какой-то необычайной сладости, и он брал их в рот и сосал, и каждый раз страшно разочаровывался, и каждый раз забывал об этом разочаровании — даже не то чтобы забывал, а просто отказывался верить собственной памяти, стоило ему их снова увидеть.
- Мясник денег не жалел. Он был очень опытным и очень модным хирургом, светилом медицины не только города, но и штата, и со сталкерами он связался, конечно, не из-за денег. Он тоже брал свою долю с Зоны: брал натурой, разным хабаром, который применял в своей медицине; брал знаниями, изучая на покалеченных сталкерах неизвестные ранее болезни, уродства и повреждения человеческого организма; брал славой, славой первого на планете врача специалиста по нечеловеческим заболеваниям человека. Деньгами он впрочем тоже брал с охотой.
- …Работать идти? А не хочу я на вас работать, тошнит меня от вашей работы, можете вы это понять? Если человек работает, он всегда на кого-то работает, раб он — и больше ничего, а я всегда хотел сам, сам хотел быть, чтобы на всех поплёвывать, на тоску ихнюю и скуку…
- Рэдрик молча взял его за волосы и повернул его голову в сторону кучи тряпья на каменной осыпи.
— Это был Очкарик, — сказал он. — А на левом холме — отсюда не видно — лежит Пудель. В том же виде. Понял? Вперёд.
- Кто идёт следом за Стервятником, тот всегда глотает дерьмо. Ты что, этого раньше не знал? Во всем мире так. Их слишком много, Стервятников, почему и не осталось ни одного чистого места, все загажено…
- «…Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти твари не дали мне научиться думать! Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю — там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: „СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!“»
См. также
Цитаты из книг и экранизаций братьев Стругацких
«Полдень, XXII век» (1961) · «Попытка к бегству» (1963) · «Далёкая Радуга» (1963) · «Трудно быть богом» (1964) · «Беспокойство» (1965/1990) · «Обитаемый остров» (1968) · «Малыш» (1970) · «Парень из преисподней» (1974) · «Жук в муравейнике» (1979) · «Волны гасят ветер» (1984)
«Четвёртое царство» (1952) · «Страна багровых туч» (1959) · «Извне» (1960) · «Путь на Амальтею» (1960) · «Стажёры» (1962) · «Дни Кракена» (1963) · «Понедельник начинается в субботу» (1964) · «Хищные вещи века» (1965) · «Улитка на склоне» (1966/1968) · «Гадкие лебеди» (1967/1987) · «Второе нашествие марсиан» (1967) · «Сказка о Тройке» (1967) · «Отель «У Погибшего Альпиниста»» (1969) · «Пикник на обочине» (1971) · «Град обреченный» (1972/1987) · «За миллиард лет до конца света» (1976) · «Повесть о дружбе и недружбе» (1980) · «Хромая судьба» (1982/1986) · «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988)
«Пять ложек эликсира» (1987) · «Без оружия» (1989) · «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990)
«Экспедиция в преисподнюю» · «Подробности жизни Никиты Воронцова» · «Дьявол среди людей»
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» · «Бессильные мира сего»
«Отель «У погибшего альпиниста»» (1979) · «Сталкер» (1979) · «Чародеи» (1982) · «Дни затмения» (1988) · «Трудно быть богом» (1989) · «Искушение Б.» (1990) · «Гадкие лебеди» (2006) · «Обитаемый остров» (2008—9) · «Трудно быть богом» (2013)
Лев Абалкин · Тойво Глумов · Максим Каммерер · Геннадий Комов · Рудольф Сикорски · Леонид Горбовский · Алексей Быков · Владимир Юрковский · Иван Жилин · Григорий Дауге