Содержание
Православие, самодержавие,… Лунгин
На прошлой неделе посмотрел по ящику «Царя» Павла Лунгина, о котором в последнее время много говорили.
Кинорежиссер Павел Лунгин.
Фильмы: «Такси-блюз». «Луна-парк», «Линия жизни», «Свадьба», «Олигарх», «Бедные родственники» «Дело о «Мертвых душах» (телефильм), «Остров», «Царь».
Позволю вставить свои 2 копейки. Начну с вопиюще «неполиткорректного» замечания, которое могу себе позволить по очевидным причинам.
Павел Лунгин, как известно, «лицо еврейской национальности». Помню, как увидел кусок документального фильма, в котором его мать рассказывает трогательную историю о похоронах домработницы, жившей и умершей в их семье. Мать Лунгина описывает хлопоты и трудности, выпавшие на долю сына, пока он доставлял тело в глухую деревню, везя одновременно апельсины, спиртное и прочие вещи, чтобы справить поминки «как у людей». Более всего поразило меня в этом рассказе, что на поминках мудрая хозяйка посадила Лунгина за «женский стол», так как справедливо опасалась того, что его типическая внешность станет поводом для пьяного конфликта на национальной почве за «мужским столом». Конфликта удалось избежать и мероприятие прошло относительно пристойно.
К чему это я? А к тому, что, по моему мнению, люди, которых сажают за «женский» стол во избежание национальных трений, не должны касаться некоторых тем — например, интерпретировать один из самых противоречивых и эмоционально насыщенных периодов русской истории, а, главное, рассказывать (и показывать) русским — каковы они с его, Лунгина, точки зрения. И ладно бы он рассказывал о том, что имеет касательство непосредственно к его времени, к его жизни, как это было в «Такси-блюз» и «В луна-парке». Никто бы ему слова не сказал, а я бы так даже и похвалил.
В неистребимом желании поведать русским (и не только русским)об их загадочной душе замечен, разумеется, не только Лунгин, но и сотни его соплеменников. К счастью, далеко не все и не всегда. Лично я вижу в этом одну из самых неприятных черт еврейского менталитета — вопиющее дурновкусие. Кстати сказать, когда кто-нибудь занимается чем-то подобным «на еврейской территории» (вспомним, например, фильм Мэла Гибсона), немедленно слышатся крики «Гевалт! Антисемитизм!». Такая сверхчувствительность по отношению к себе и «резистентность» к чувствам других, отрицание симметрии в подобных вопросах — это одно из проявлений означенного дурновкусия.
Разумеется, мне могут возразить, что Лунгин и иже с ним чувствуют себя (и являются) частью «русской культуры», носителями «русской души», вне зависимости от того, что думают о них иные «русские по паспорту». И их, естественно, волнуют проблемы СВОЕЙ истории, СВОЕЙ психологии. Все так, но есть в этом для меня какой-то налет вульгарной бестактности.
А главное доказательство неуместности и обреченности таких стремлений — то, что в результате получается. Ведь «Царь» — это типичный лубок со всеми его неизбежными атрибутами: мишки, юродивые девочки, пыточные принадлежности, иконки, кресты. И, конечно, — кровь. Очччень много крови. Такой «богатый» фильм мог бы снять какой-нибудь американец, нисколько не претендующий на то, что является носителем «русской» души. Так сказать, чистый бизнес и ничего личного. Сравните, например, «Царя» и «Андрея Рублева». И почувствуйте разницу.
По моему мнению, Павел Лунгин — режиссер небесталанный, но беда в том, что его творчество идет по нисходящей — от отличного и неожиданного «Такси-блюз» до рассчитанных на фестивальные призы профессионально выполненных поделок, каковыми считаю «Остров» и «Царя».
И этой «фестивальной» цели служат, увы, даже два великолепных актера. У харАктерного Мамонова — много несомненных достоинств. Его «нестандартная» внешность, пластика, интонации неповторимы, но в творчестве самого актера, увы, превратились в набор штампов, которые он и демонстрирует на протяжении всего фильма. Покойный Янковский, вообще, кажется был приглашен на роль в том же качестве, в каком возглавлял в последние годы чуть ли не все российские фестивали и кинофорумы — а именно, в качестве обладателя счастливой внешности, демонстрирующей столь редкую, но зато безусловную «европейскость».
Словом, в этом фильме я не обнаружил ничего, кроме холодного расчета неглупого человека и режиссера. Верно, сцены насилия с заранее просчитанным эффектом, именно этот эффект и производят на хлипкую зрительскую психику (в том числе, и на мою). Хруст костей и вываливающиеся из живота внутренности «производят впечатление» сами по себе, вне зависимости от качества фильма. А это качество лично я оцениваю жирным минусом.
Павел Лунгин
Биография
Павел Лунгин — российский режиссер, сценарист, продюсер, представитель творческой династии. Свою режиссерскую карьеру он начал достаточно поздно, в 40 лет, но это не помешало уже первыми проектами завоевать признание международного сообщества кинокритиков. Позднее фильмы постановщика всегда вызывали теплый отклик у зрителей и нередко становились событием в российском кинематографе.
Детство и юность
Сценарист и режиссер Павел Лунгин — коренной москвич, родился 12 июля 1949 года в интеллигентной еврейской семье. Отец Семен Лунгин был известным драматургом, автором сценариев к фильмам «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Внимание, черепаха!», «Розыгрыш». Мать Лилианна Лунгина не менее известный переводчик, специализировалась на литературных переводах произведений Астрид Линдгрен, Августа Стриндберга, Генрика Ибсена и других.
View this post on Instagram
Павел Лунгин сейчас
У Лунгиных подрастали двое детей — сыновья Павел и Евгений. Младший брат Павла Семеновича позднее также связал жизнь с кинематографом. Он выпустил фильмы «Путешествие во влюбленность», «Самый лучший вечер», «Девочка моя».
Лунгин, как сам говорит, пришел к творчеству извилистой тропой. После школы поступил на филологический факультет МГУ, в 1971 году окончил вуз и некоторое время работал социологом. Затем перешел в отдел науки «Литературной газеты», но работа показалась скучной. Тогда Лунгин поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а в 1980 году стал дипломированным режиссером.
Фильмы
Дебют Павла Лунгина в кино состоялся в 1976 году: он написал сценарий фильма «Все дело в брате». Через 2 года по его сценарию сняли картину «Конец императорской тайги» о малоизвестных страницах жизненного пути Аркадия Гайдара, а еще через 5 лет — «Непобедимый» об изобретении красноармейцем Хромовым (Андрей Ростоцкий) нового вида борьбы.
Вскоре появился сценарий к комедии Владимира Грамматикова «Все наоборот», где влюбленных старшеклассников Андрея и Наташу сыграли Михаил Ефремов и Ольга Машная. В 1986 году по сценарию Павла Лунгина вышла драма «Попутчик» о противостоянии изобретателя-самоучки Костылина (Валерий Приемыхов) и чиновника Жилина (Александр Збруев).
View this post on Instagram
Первый фильм режиссер снял в 40 лет. Это была мелодрама «Такси-блюз». В основе сюжета — 2 человека, которых судьба свела вместе. Один — таксист, второй — спившийся музыкант. Главных героев сыграли Петр Зайченко и Петр Мамонов. Оператором фильма стал Денис Евстигнеев. На Каннском фестивале в 1990 году лента была удостоена премии за лучшую режиссуру.
В том же 1990 году Павел Лунгин переехал жить во Францию. Для российского кинематографа это был сложный период, но Павлу Семеновичу удавалось находить возможность для работы над совместными проектами. В 1992-м Лунгин написал сценарий к социальной драме «Восточный роман». В этом же году появился авторский проект «Луна-парк».
В 1996 году Павел Лунгин снял криминальную трагикомедию «Линия жизни» о путешествии француза в России. Картина была встречена прохладно в отличие от следующего фильма Лунгина-режиссера — комедии «Свадьба», где жениха и невесту сыграли Марат Башаров и Мария Миронова. В 2002 году Павел Семенович выпустил рейтинговый криминальный фильм «Олигарх».
View this post on Instagram
Только через 15 лет Павел Лунгин завершил французский период творческой биографии и вернулся в Россию. На родине он снял сериал «Дело о “Мертвых душах”», в котором использовал фрагменты гоголевских произведений. В этом же году вышла комедия «Бедные родственники», которая стала лауреатом главной премии кинофестиваля «Кинотавр».
В 2006-м Лунгин представил следующий фильм «Остров», в котором затронул темы Бога, греха, преступления. Помимо исполнителя главной роли Петра Мамонова, в фильме снялись Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Виктория Исакова, Нина Усатова, Тимофей Трибунцев.
Вскоре режиссерская фильмография пополнилась новой работой — исторической драмой «Царь» о жизни Ивана Грозного. Еще один яркий проект постановщика — детективный сериал «Родина» о противостоянии вернувшегося из плена майора Брагина (Владимир Машков) и управления ФСБ, где расследовали версию по вербовке военного террористами.
В 2016 году вышел фильм «Дама Пик» по одноименному произведению Александра Пушкина. В этой кинокартине Павел Лунгин экспериментировал с жанром — он задался целью совместить оперу и мистический триллер.
Личная жизнь
Павел Лунгин был женат дважды. С первой супругой режиссер познакомился в институте. В 1971 году у молодых родился сын Александр, который пошел по стопам отца — сначала работал сценаристом, затем начал снимать и продюсировать фильмы. Студенческий брак оказался непрочным.
Личная жизнь сценариста и режиссера сложилась позднее. Со второй женой Еленой Лунгин познакомился, когда ему было 26 лет. Елене в то время исполнилось 17. Вскоре в семье родился сын Иван.
View this post on Instagram
Елена говорит, что во Франции семье поначалу жилось сложно, но к этой стране она и сын привыкли быстрее, чем Павел. Когда Ваня в 12 лет пришел в школу, то не знал ни слова по-французски, одноклассники смотрели на мальчика с недоумением. Когда Елена и Павел вернулись в Москву, Иван был уже взрослым, но тоже решил переехать в Россию. Он художник, выставки работ которого с успехом проходят и на родине, и в Париже.
Фото семейной пары нередко украшают таблоиды — Елена вместе с мужем регулярно посещает светские мероприятия, посвященные театру и кино.
Павел Лунгин сейчас
Творческая жизнь Павла Лунгина не стоит на месте. Сейчас продюсер курирует Международной кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало» и Московский еврейский кинофестиваль.
В 2019 году была завершена работа над военным фильмом «Братство» о выводе советских войск из Афганистана. Картина, в которой сыграли Кирилл Пирогов, Федор Лавров, Олег Васильков, Антон Момот, Ян Цапник, была представлена в начале мая и вызвала шквал критики от ветеранов военных действий, а также от кинокритиков.
View this post on Instagram
Павел Лунгин сейчас
Несмотря на то, что Лунгин в каждом интервью подчеркивал — кинолента основана на реальных событиях, фильм был воспринят «афганцами» негативно. Работа режиссера была исключена из программы 41-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ). О ней был создан обзор популярного блогера BadComedian, который также вызвал немало споров.
После премьеры драмы Павел Семенович попал в больницу. По словам его родных, он проходил плановое обследование, так как ранее у режиссера начались проблемы с сердцем. Но многие зрители связали его обращение к медикам с не лучшим стартом его последней работы.
Фильмография
- 1990 – «Такси-блюз»
- 1992 – «Луна-парк»
- 2000 – «Свадьба»
- 2002 – «Олигарх»
- 2005 – «Бедные родственники»
- 2005 – «Дело о «Мертвых душах»
- 2006 – «Остров»
- 2007 – «Ветка сирени»
- 2009 – «Царь»
- 2012 – «Дирижер»
- 2015 – «Родина»
- 2016 – «Дама Пик»
- 2019 – «Братство»
Павел Лунгин, биография, новости, фото
Биография Павла Лунгина
Павел Семенович Лунгин – один из самых ярких и известных отечественных кинорежиссеров, двукратный лауреат фестиваля в Каннах, обладатель кинонаград «Ника», «Кинотавр», «Золотой орел», народный артист РФ, офицер ордена Почетного легиона. Выдающийся российский режиссер Павел Лунгин Он дебютировал на экране как сценарист, но по-настоящему прославился благодаря режиссерским работам, глубоким и философским. Лучшими из них считают ленты «Такси-блюз», «Остров», «Бедные родственники», «Свадьба», «Царь». Будущий признанный режиссер – москвич, появился на свет 12 июля 1949 года. Его папа Семен Львович был преподавателем во ВГИКе и драматургом, в частности, работал над сценарием кинокартин «Розыгрыш», «Жил певчий дрозд», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Родители Павла Лунгина: Семен и Лилианна Лунгины Мама Лилианна Зиновьевна, дочь Зиновия Марковича, бывшего заместителя Анатолия Луначарского, работала литературной переводчицей, открывшей для советских читателей многих иностранных литераторов, включая Астрид Линдгрен с историей о Карлсоне. Павел Лунгин в детстве (на фото: с мамой) У Павла есть младший на 11 лет брат Евгений. Мальчики росли в особой атмосфере: в кругу кинематографистов, оппозиционных активистов, писателей. Двери их квартиры, расположенной на Старом Арбате, всегда были открыты для знакомых и друзей. Павел Лунгин (конец 50-х) Воспитанием Лунгина занималась няня Матрена, а мама добилась того, что он свободно говорил по-французски и много читал. Был период, когда Павел увлекался книгами о путешествиях, затем начал зачитываться поэзией Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Далее – перешел на Федора Достоевского и Уильяма Фолкнера, изучил трактаты китайского философа Лао Цзы, стихи Тао Юаньмина. Молодой Павел Лунгин с семьей Позже он отмечал в интервью, что по своей натуре он – бунтарь. Его дважды исключали из школы (например, в 7 классе – за то, что устроил без разрешения выставку репродукций французских художников), были проблемы и в МГУ, где он занимался на филфаке. «Познер». Павел Лунгин (2009) Окончив в 1971 году университет, он трудился социологом, затем был сотрудником «Литературной газеты». Но всюду, по его собственным словам, он считался «тунеядцем». В нем было что-то такое, что шло вразрез с общепринятыми нормами и позицией власти. Ему претила официальщина, которую он стремился разрушить.
Самым простым способом это сделать стал алкоголь – вполне в соответствии с русской традицией. К счастью, он вовремя понял, что лучшим вариантом для него была бы творческая деятельность на дому, как у отца. Осознав это, он поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов, где без особых конфликтов проучился до выпуска в 1980 году.
Развитие карьеры
Сценарист
Первой кинолентой, созданной по сценарию Павла, стала картина Валентина Горлова «Все дело в брате» (1976), повествующая о двух братьях: младший – отличник и общественник, а старший – его полная противоположность, то есть лентяй. Лунгин пробился в кинематограф как сценарист До 1989 года он создал литературную основу для еще десяти картин. Из них наиболее известными стали «Конец императора тайги», «Непобедимый» с любимым многими актером и каскадером Андреем Ростоцким, «Все наоборот», где сыграли наши звезды – Михаил Ефремов, Олег Табаков, Ольга Машная, Светлана Немоляева, а также драма «Христиане» с Любовью Полищук и Дмитрием Золотухиным.
Режиссер
Затем Лунгин переехал во Францию, куда ранее эмигрировала его мать. Там произошел его творческий взлет – в 1990 году он дебютировал как режиссер-постановщик, представив зрителям ленту «Такси-блюз», созданную по собственному сценарию.
В картине, рассказывавшей историю о дружбе двух абсолютно разных людей – волевого, советской закалки труженика-таксиста и спившегося саксофониста, он обратился к идее поиска человеком высшего смысла, свободы, пробуждения души. По сюжету талант опустившегося музыканта (которого сыграл Петр Мамонов) дал ему шанс обрести иную судьбу, стать свободным человеком. Сотрудничество Павла Лунгина и Петра Мамонова началось в 90-е Лента имела триумфальный успех на кинофестивале в Каннах. Павел получил за режиссуру приз этого международного фестиваля, а также номинации на «Сезар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Кадр из фильма «Такси-блюз» Следующей работой Лунгина-режиссера была лента «Луна-парк», в которой играли Олег Борисов, Алексей Петренко, Нонна Мордюкова, а также мама режиссера Лиля Маркович. Картина была включена в основную конкурсную программу Каннского кинофорума 1992 года и получила приз жюри.
Затем появился его документальный фильм «ГУЛАГ – секрет счастья», удостоенный в 1993 году премии «Серебряный голубь» на МКФ документального кино и анимации в Лейпциге. В те годы вышли также ленты «Ницца: маленькая Россия», «Подпольный пионер», созданные в том же жанре неигрового кино.
В 1996 году мастер экрана выпустил приключенческий триллер «Линия жизни», где сыграл Венсан Перес, Армен Джигарханян, Татьяна Черкасова, Дмитрий Певцов. Лента получила Гран-при фестиваля детективных и фантастических фильмов «Mystfest» в итальянском Турине. Интервью Павла Лунгина в программе «Разумный диалог» В 2000 году в прокат вышел его фильм «Свадьба» с Марией Мироновой и Маратом Башаровым на ключевых ролях. В основе сюжета – история незамысловатая, но несущая глубокую философскую мысль о парадоксальности жизни. В Каннах он получил награду за лучший актерский ансамбль, стал обладателем призов на фестивале в норвежском городе Тромсё, отечественных КФ «Окно в Европу», «Созвездие» и кинопремии «Золотой Овен». Мария Миронова и Марат Башаров в фильме Лунгина «Свадьба» Вызвала немалый интерес зрителей также драма «Олигарх», снятая режиссером в 2002 году на основе произведения Юлия Дубова «Большая пайка». Ее снова отличал звездный состав актеров, включавший Владимира Машкова, Андрея Краско, Александра Балуева, Владимира Стеклова. По мнению автора, эта картина не была оценена по достоинству, так как публика была занята вопросом, «сколько денег на нее он получил от Березовского». Съемки фильма «Олигарх» В 2005 году появились новые работы режиссера – «Бедные родственники» (комедия с Константином Хабенским, удостоенная Главного приза на «Кинотавре») и снятый по Гоголю телесериал «Дело о „Мертвых душах“» с Александром Абдуловым, Леонидом Ярмольником, Павлом Деревянко и Сергеем Гармашем. Съемки «Бедных родственников»: Лунгин, Хабенский и Шульц Значимым событием в культурной жизни страны была вышедшая в 2006 году лента «Остров», рассказывавшая о вере и праведной жизни, страшном грехе убийства, страдании и искуплении вины. Центральных его персонажей воплотили Петр Мамонов, Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Критики считают «Остров» лучшим фильмом Лунгина В общей сложности фильм собрал 17 кинопремий. Это – гран-при кинофестиваля «Московская премьера», 6 наград «Золотой орел» и столько же премий «Ника», 2 приза на фестивале русского кино во французском городе Онфлер, премии кинокритиков «Белый слон» и операторского искусства «Белый квадрат». Фильм стал настоящим украшением 63-го Венецианского фестиваля и официальной кинолентой открытия «Кинотавра» того года. «Остров» снимали в условиях, близких к экстремальным В 2007 году в ходе 60-го Каннского фестиваля Павел Семенович возглавлял жюри конкурса режиссерских дебютов «Золотая камера», в следующем – выпустил сборник написанных в период 1983-2007 сценариев.
В 2009-м режиссер пополнил перечень своих работ кинолентой «Царь» – мрачной фильме о духовной борьбе Ивана Грозного (и вновь в главной роли – актер Петр Мамонов) и митрополита Филиппа (он стал последней ролью Олега Янковского). Фильм вызвал большой резонанс, причем среди отзывов присутствовали не только восторженные, но и критические рецензии с обвинениями режиссера в искажении образа великого монарха и исторической эпохи. Лента открывала 31-й Московский МКФ, председателем жюри которого был ее автор, и получила две премии «Ника». Павел Лунгин на съемках фильма «Царь» В 2012 году мастер кино впечатлил зрителей очередным шедевром – музыкальной драмой «Дирижер». Согласно сюжету перед гастролями в Иерусалим руководитель оркестра (актер Владас Багдонас) узнал о самоубийстве сына, с которым не виделся много лет, так как не одобрял его образ жизни. Но, находясь в священном для всех верующих месте, где коллектив исполнил ораторию «Страсти по Матфею», он и другие герои картины переосмыслили свою жизнь, стали другими, нашли свой путь к богу. Лента была отмечена премией на Шанхайском кинофестивале (КНР) за лучшую мужскую роль. Кадр из фильма «Дирижер» В 2015 году состоялась премьера телесериала «Родина», созданного Лунгиным на основе одноименной американской теленовеллы. Главную роль в сериале, масштабном и высокорейтинговым проекте на канале «Россия-1», исполнил Владимир Машков. Павел Лунгин в программе «Звезда на звезде» Режиссер является почетным членом Российской академии художеств. С 2010 года он также президент кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало». В 2011 году вместе с актрисой Кароль Буке он возглавил российско-французскую академию кино.
В 2016 году Лунгин стал членом Совета либерально-консервативной Партии Роста. Лунгин в «Минаев Live» В тот же период на суд публики режиссером был представлен фильм «Дама пик» с сюжетом «Пиковой дамы» А.С. Пушкина и одноименной оперы П.И. Чайковского, перенесенным в наше время. По словам автора фильма, он захотел соединить классику с современностью, оперу с триллером, и предложить вариант нового прочтения повести. В марте 2017 года он стал гостем парижского фестиваля «Когда русские поют», где представил свой фильм-оперу, бюджет которого составил $11 млн. В 2016 Павел Лунгин представил современную адаптацию «Дамы пик» В апреле 2017 года в Московском институте психоанализа состоялась встреча кинорежиссера со зрителями. В ходе мероприятия он рассказывал о своем любимом времени – перестройке, о своем и чужом кино (в частности, подчеркнул, что какой-нибудь фильм про зомби он смотреть бы не стал), а также сообщил аудитории, что собирался снять документально-художественный фильм, посвященный лагерям ГУЛАГа. Однако у него возникло опасение, что на такой фильм никто не пойдет.
Личная жизнь и семья Павла Лунгина
Режиссер женат вторым браком.
Первый раз он женился в студенческие годы. В год окончания университета у него появился первенец Александр, который, как дед, отец и дядя (младший брат Павла Семеновича), стал сценаристом, а позже начал продюсировать и снимать фильмы. Слева: сын Павла Лунгина Александр (1973 год) С нынешней супругой Еленой он встретился в 1975 году. Ему было 26, а ей 17 лет. В 1979 году у них родился сын Иван. Окончив школу в Париже, он стал художником. Теперь выставки его работ с успехом проходят и во Франции, и в России. Павел Лунгин с женой Еленой Любимым хобби режиссера стал дайвинг. Кино он называет «противоядием от жизни», помогающим пережить любые неприятности. Ему нравятся фильмы о самураях, спектакли российского театрального режиссера Камы Гинкаса, песни советского периода. Его восхищает роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Он надеется когда-нибудь снять по этой книге кинофильм. Младший сын Павла Лунгина стал удожников Лунгин любит хорошие сигары, Новый год, хэппи-энды, отдых на берегу Средиземного моря и девушек, обладающих чувством юмора, но не терпит агрессию, толпу и глянцевые журналы. В 2019 году планировался к выходу новый фильм Лунгина «Братство», посвященный черным страницам истории СССР – войне в Афганистане. Картина основана на воспоминаниях офицеров внешней разведки, то есть, можно сказать, на реальных событиях. Не отступаясь от принципов, режиссер показал как светлую часть военных будней – рождение настоящей дружбы, героизм, милосердие, так и обратную сторону медали – мародерство, драки между своими же солдатами и другие воинские преступления. В картине заняты Кирилл Пирогов, Ян Цапник и Виталий Кищенко. Кадр из фильма «Братство» Член Совета Федерации и бывший офицер Службы внешней разведки Игорь Морозов призвал не допустить «Братство» до проката (выход фильма анонсирован на 9 мая). «Наряду с показанным подвигом российских военных, также были показаны и грабежи, воровство. Это, в принципе, было невозможно», – считает Морозов. Спикер СФ Валентина Матвиенко придерживается иной точки зрения и призывает ветеранские организации к дискуссии.
Краткая биография
Осознание того, чем Павел Лунгин хочет заниматься в этой жизни пришло к нему далеко не сразу. Он родился 12 июля 1949 года в Москве. Его отец, Семен Лунгин, был известным сценаристом, а мама, Лилианна Лунгина, – литературным переводчиком, которая открыла юным советским читателям творчество шведской писательницы Астрид Линдгрен. Детство Павла прошло в кругу интеллигентных образованных людей, и он, как человек, приученный к чтению, любящий книги и родной язык, а также под воздействием родителей поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на филологический факультет. Отделение, куда молодого человека приняли, называлось отделение структурной и прикладной лингвистики. Любопытно, что сейчас Павел Семенович толком даже не может объяснить, что это такое, а тогда, в 1971 году, весьма успешно защитил свою дипломную работу. Лингвистом Павел не стал, но интерес к слову не потерял, начал писать статьи, а затем сценарии. Первой работой для кино стал сценарий семейной картины «Все дело в брате» (1977).
В 1980 году Лунгин окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, мастерскую одного из известнейших режиссеров-комедиографов советского времени Георгия Данелии и сценариста-драматурга Михаила Львовского. Павел Семенович приобрел репутацию крепкого сценариста, звезд с неба не хватавшего, но владеющего мастерством в достаточной степени, чтобы сценарий был экранизирован, а фильм выпущен. По его сценариям были поставлены такие картины, как «Конец императора тайги» (1978 – об одной из малоизвестных страниц биографии писателя Аркадия Гайдара; «Непобедимый» (1983), рассказывающий историю бывшего красноармейца Андрея Хромова, одержимого идеей создания нового вида борьбы – самообороны без оружия. Где-то около 10 сценариев написал Лунгин в тот период. Но все это было не то, как размышлял он; сценарии давались тяжело, большого интереса к собственному творчеству подобного плана у автора не было, денег как-то тоже было немного. Павел метался в поисках себя, именитые родители вздыхали украдкой, но сына поддерживали и надеялись на лучшее. И он задумал запуститься с собственным фильмом; а минуло ему к той поре 40 лет.
В одном из интервью Лунгин сказал: «В первом фильме выкладываешь все накопленное, потому что умения еще нет, а есть искренность и нутро». И эти искренность и нутро воплотилось в его дебютной работе как режиссера – картине «Такси-блюз» (1990). Сценарий Лунгин написал сам, а поскольку он вложил в эту работу много личных ощущений и впечатлений, поэтому съемки он не доверил никому, кроме себя самого. Он толком не знал, как правильно снимать кино, но чувствовал себя абсолютно в своей тарелке, и все складывалось, как будто он всю жизнь этим занимался. Своей первой картиной Лунгин не только громко заявил о себе как о режиссере, но и открыл известного музыканта, лидера советского андеграунда 80-х годов Петра Мамонова как удивительного актера. «Такси-блюз» – история двоих ни в чем не схожих людей, практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта. Фильм произвел большой резонанс, он получил приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.
В начале 90-х режиссер уехал во Францию, там его признали после успеха на Каннском фестивале, с ним начали сотрудничать французские продюсеры, но фильмы Павел Семенович снимал и снимает про Россию. Вторая картина «Луна-парк» (1992) с потрясающим актерским составом – Олег Борисов, Нонна Мордюкова, Алексей Петренко – получила специальный «Приз жюри» Каннского фестиваля. Фильм «Свадьба» (1999) стал лауреатом Каннского фестиваля в номинации «Специальный приз за лучший подбор актеров». Далее были нашумевшие картины «Олигарх» (2002) с Владимиром Машковым в главной роли и комедия «Бедные родственники» (2005) с Константином Хабенским и Сергеем Гармашем. Лунгин всегда снимает модных и качественных актеров, которые с удовольствием с ним сотрудничают. По мнению многих лучшим фильмом Лунгина является картина «Остров» (2006). В этой религиозной психологической драме главную роль вновь сыграл Петр Мамонов, которого режиссер позвал в фильм «Царь» (2009) на роль царя Ивана Грозного.
Павел Лунгин активно работает. Он не берет длительные отпуска между съемками своих картин, по его словам, чем больше выкладываешься, тем больше приходит новых сил, вдохновения, энергии.