Содержание
Патриарх Феодор II помогает Фанару «сшивать» бывшую Османскую империю
Станислав Стремидловский, 9 ноября 2019, 13:06 — REGNUM
Александрийский патриарх Феодор II вчера, 8 ноября, на литургии в Каире в присутствии многочисленных епископов впервые помянул главу Православной церкви Украины Епифания как предстоятеля автокефальной Церкви. По церковным нормам это означает признание ПЦУ.
Патриархат Александрии и всей Африки стал третьей Церковью, которая решила поддержать Православную церковь Украины, созданную в декабре прошлого года с благословления Константинопольского патриархата. Ранее, в середине октября это сделала Элладская православная церковь. В начале ноября в интервью «Комсомольской правде» председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион так ответил на вопрос, может ли кто-то из других поместных Церквей последовать примеру греков: «Я очень надеюсь на то, что ни одна поместная Церковь не последует этому печальному примеру». Надежды не оправдались. Русская православная церковь с глубокой скорбью восприняла решение патриарха Александрийского Феодора II признать раскольническую Православную церковь Украины и внести имя ее главы Епифания в диптих, заявил РИА Новости заместитель главы ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Он отметил, что дальнейшее суждение по этому вопросу будет иметь Священный синод. Практически этими же словами отец Николай до того реагировал на действия Элладской церкви. И сколько раз и когда ему придется их повторить в будущем?
Патриарх Феодор II (сс) Saint-Petersburg Theological Academy
Так что сложившаяся ситуация требует оценки. Попробуем дать предварительный анализ. Как заявляют в пресс-службе Русской церкви, признание Феодором II неканонической ПЦУ делает невозможным его поминовение. Но, во-первых, тогда становится еще более очевидным то, о чем мы уже, впрочем, писали: действия Московского патриархата в «большой церковной игре» в рамках «признания — не признания» и «разрыва отношений — не разрыва» делают ее уязвимой, затягивая в дебри канонически-юридической казуистики. Тем более после того, как Русская церковь приняла неоднозначное решение по части Элладской церкви, решив не поминать за богослужениями ее предстоятеля архиепископа Иеронима II и тех архиереев, которые «вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ». Не благословляется «совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями», говорилось также в постановлении Священного синода Русской церкви. А как теперь Московскому патриархату реагировать на действия александрийского патриарха? Идти по прежнему пути, деля его архиереев на «чистых» и «нечистых», и не благословлять верных Русской церкви ездить в Египет?
Во-вторых, для многих неожиданностью стало то, что после Элладской церкви следующим, кто заявил о признании ПЦУ, стал именно Александрийский патриархат. Ведь Феодор II учился в Одессе, был представителем Александрийского патриархата на Украине, знает русский язык, все это время открыто выражал симпатии и поддержку канонической Украинской православной церкви Московского патриархата и ее предстоятелю митрополиту Онуфрию. «Почти год он (александрийский патриарх — С.С.) не признавал так называемую ПЦУ, и только теперь озвучил такое, мягко говоря, странное решение, не обосновав его никакими церковными канонами, — заявил ТАСС глава информационно-просветительского отдела УПЦ МП митрополит Климент. — Если бы были какие-то предпосылки для признания так называемой ПЦУ, то александрийский патриарх должен был бы это сделать еще зимой прошлого года, когда эта квазицерковная структура была создана, а не ждал бы столько времени. Своим решением он предал верующих УПЦ, которые видели в этом иерархе защитника церковных канонов, переданных нам от святых отцов». В чем же причина разворота Феодора II? По мнению митрополита Климента, дело в «существовании внешних факторов далеко нецерковного характера». Каких?
Отсюда, в-третьих, нужна грамотная диагностика происходящих процессов. Первоначально, когда в январе этого года после вручения константинопольским патриархом Варфоломеем томоса об автокефалии главе ПЦУ митрополиту Епифанию начиналась борьба за признание в православном сообществе новой Церкви, третьим участником ее был президент Украины Петр Порошенко. Его вовлечение создавало кампании имидж антироссийской и направленной как против УПЦ МП, так и Русской церкви. Однако после того, как Порошенко по итогам президентских выборов сменил Владимир Зеленский, который публично дистанцировался от церковного конфликта и вопросов признания ПЦУ, стало казаться, что дело вовсе не в Московском патриархате и находящихся в общении с ним украинских православных. В то время, как новые светские власти Украины и Россия в разной степени, но выдерживали принцип разделения дел церковных и государственных, все более и более активно вел себя Вашингтон. Государственный департамент США не стеснялся и не стесняется работать как по закрытым каналам, так и по линии публичной дипломатии, поддерживая Фанар и ПЦУ.
И вроде бы все говорит о том, что приоритет Вашингтона — это Православная церковь Украины. Но если обратить внимание на географию действий американской дипломатии на церковном направлении, то заметно, что она на 99% укладывается в контуры владений бывшей Османской империи. Вот и сейчас первой, кто после Константинопольского патриархата признала ПЦУ, стала Элладская церковь, то есть Греция. Вторым — Александрийский патриархат, то есть Египет. Афины и Каир находятся в напряженных отношениях с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Совпадение ли то, что именно они вышли на передний план в «большой церковной игре»? Многое будет понятно по тому, какая Церковь последует за ними. Так, вскоре на Кипр, еще одно государство, конфликтующее с Турцией, должен прибыть патриарх Феодор II. Формальный повод — торжества по случаю 1400-летия святителя — патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (память совершается в день его упокоения, 25 ноября).
Если Кипрская православная церковь провозгласит признание Православной церкви Украины, можно будет допустить, что под предлогом «украинского вопроса» идет возрождение влияния Константинопольского патриархата на его канонической территории времен расцвета Османской империи, когда он менял глав Церквей и диктовал патриархам. Такой же вывод логичен, если о признании ПЦУ заявят Иерусалимский или Антиохийский патриархат. Тем временем, как сообщает сайт госдепартамента, посол США по особым поручениям по международной религиозной свободе Сэм Браунбэк собирается 11 ноября посетить Сербию, а 15 ноября — Черногорию, которые когда-то тоже были под османами. В Белграде он планирует встретиться с патриархом Сербским Иринеем, в Подгорице — с «местными религиозными лидерами». Судя по всему, Фанар и Вашингтон «сшивают» церковное пространство бывшей Османской империи на линии Балканы — Северная Африка — Ближний Восток в единое целое. Понять бы еще, зачем.
Архипастырь. Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II
Аудио
Беседа с Предстоятелем Александрийской Православной Церкви Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II.
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)
– Дорогие друзья, в эти дни Русская Православная Церковь отмечает 70-летие своего Предстоятеля Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Для празднования этого юбилея приглашены предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей. Мы с вами стали свидетелями поистине всеправославного праздника. Торжества в честь 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла возглавил Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II. Древняя Александрийская Церковь, которая восходит к апостольской проповеди святого евангелиста Марка, до сих пор жива и действует во славу Божию, во славу православия на всем африканском континенте.
Сегодня Блаженнейший Папа и Патриарх Феодор дал согласие на интервью для наших телеканалов, наших журналистов. Ваше Блаженство, мы Вас приветствуем, благодарим, что Вы откликнулись на нашу просьбу.
– Я тоже очень рад, что даю сегодня эту пресс-конференцию, дай Бог здоровья, счастья, многая-многая лета. Хочу выразить радость по поводу своего присутствия на святой Русской земле, что мне дана возможность еще раз посетить Россию. Русская земля и Русская Церковь – это мой дом, я жил вместе с вами здесь на протяжении целых десяти лет. И, как я говорю всегда, мое сердце осталось здесь.
Я хочу выразить радость, что приехал для того, чтобы принять участие в великом событии: Святейший Патриарх Московский Кирилл празднует свое 70-летие, и это жизнь, годы, полные приношения и жертвенного служения человеку, Церкви, служения миру, людям. Я помню, как произошло наше с ним знакомство. Было это в 1973 году в Богословской школе Ризариус в городе Афины, в Греции. Я был тогда семинаристом, а Святейший был архимандритом, он входил в состав сопровождения покойного Святейшего патриарха Московского Пимена. И я очень рад, что нас со Святейшим Патриархом Кириллом связывает крепкая дружба и что у меня была возможность приехать, для того чтобы поучаствовать в праздновании его 70-летия. Вчера, когда я предстоял за совершением Божественной литургии, я молился от сердца Господу Христу, чтобы Он подал Святейшему многая лета, исполненные любви, благодати и служения ближнему.
– Расскажите нам, пожалуйста, чем и как живет нынешняя Африканская Православная Церковь?
– Благодарю вас, отец Михаил, за возможность, которую Вы мне даете, рассказать о материке будущего, об Африке. Месяц тому назад я вернулся в Александрию из долгой, многодневной поездки в Танзанию. Я на протяжении девяти часов плыл в ветхой лодке по водам озера Виктория, чтобы прибыть во вторую столицу после Дар-эс-Салама, в Моанзу, для того чтобы совершить освящение кафедрального собора в этом городе, который посвящен святителю Николаю. Мы к тому же открыли две больницы, каждая из которых имеет двести мест для пациентов. Танзания – очень бедная страна, и ее жители прежде всего испытывают огромную нужду в медикаментах. После посещения Моанзы я направился в третий по значимости город Букоба. Там на меня произвела огромное впечатление новая больница, в которой трудятся врачи из Европы, России, буквально со всех концов мира; и трудятся они для того, чтобы помочь местным жителям, прежде всего детям, страдающим от такого заболевания, как ВИЧ. Большим и очень значимым подспорьем для нас является тот факт, что разное оборудование, в котором не нуждаются большие медицинские центры, с помощью контейнеров переправляется и распределяется по маленьким больницам. Для нас это действительно является огромной и неоценимой помощью.
Еще очень важным событием является то, что в Танзании была учреждена буквально недавно новая епископия в городе Аруса – это самый географический центр африканского материка. И если мы захотим измерить расстояние, которое отделяет Арусу от Каира, то оно окажется абсолютно равным тому расстоянию, которое отделяет ее от Кейптауна; Аруса – центр Восточной Африки, это как бы некая конфедерация пяти государств, таких как: Уганда, Кения, Танзания, Бурунди и Руанда. И потом, спустя некоторое время, присоединятся также государства Конго и Эфиопия. Новый епископ Арусский говорит на языке суахили. Я надеюсь, что с Божьей помощью эта епископия станет центром христианской миссии для всех этих государств.
Я возлагаю большие надежды насчет Арусы. Один план состоит в том, чтобы снабдить эту епископию патриаршими типографиями, которые будут способны выпускать христианские книги на двухсот восьмидесяти шести африканских языках. Потому что одной из самых глобальных проблем Африки является безграмотность, есть большое количество детей, которые не умеют писать и читать.
Вторая моя большая мечта – устроить в этой епископии Богословскую академию, для того чтобы христианские студенты со всей Африки смогли изучать богословие. Но, в свою очередь, чтобы и студенты со всего мира, из Европы и России, могли приезжать туда для обучения и изучать фольклор, музыку, а с антропологической точки зрения – изучать обычаи и традиции разных народов Африки и их историю.
Юрисдикция нашего патриархата распространяется на 54 больших государства. Последнее государство, также недавно включенное в юрисдикцию нашего патриархата, – Южный Судан, который является, кстати, христианским государством. И я с 1997 года несу ради любви ко Христу это миссионерское служение. До этого, на протяжении целых семи лет, я, можно сказать, обошел весь африканский континент, следуя по стопам великого моего предшественника, покойного патриарха Парфения Александрийского. Я также очень рад тому, что часто доводилось мне за богослужением быть с тогда еще митрополитом, а ныне Патриархом Кириллом, который приезжал для того, чтобы совместно совершать богослужения в разных точках Африки. И в тех государствах, и в тех городах Африки, где присутствуют русскоязычные общины, я стараюсь всегда совершать для них Божественную литургию. Это доставляет огромную радость мне и укрепляет наши связи с Русской Церковью.
Также я хотел бы рассказать вам о том, что жизнь миссионера является и прекрасной, и одновременно очень-очень сложной. Наибольшую часть маршрутов нам доводится проделывать пешком, потому что дорог, пригодных для машин, нет, солнце буквально обжигает, ливневые дожди могут продолжаться на протяжении целых дней, не останавливаясь ни на минуту. Но при этом и радость очень велика, когда ты наконец доходишь до точки своего назначения и встречаешь там людей, которые ожидали встречи с тобой на протяжении нескольких дней. Тогда радость становится огромной.
Я также очень был рад тому, что во время моей предыдущей миссионерской поездки в Кению представители телеканала «Союз» также прибыли туда и сняли несколько передач, документальных фильмов, фотографий о том, как это происходит. Это очень интересно: познакомиться людям с тем, как происходит миссия; машины буквально переворачиваются, когда из-за погодных условий дороги размывает дождем. И человек вынужден бороться, чтобы преодолеть природную стихию, прийти к людям и донести до них свет Христа. И я бы хотел попросить у всех зрителей, которые будут смотреть нашу передачу, помолиться о нас, потому что с наступлением нового года мне предстоит еще очень большая миссионерская поездка в Западную Африку: это Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуар, Либерия; а потом на Зеленом побережье миссионерская поездка заканчивается. Там нас ждут люди, которые очень нуждаются в миссионерском слове и с большой любовью и нетерпением ждут нашего присутствия.
Еще есть, кроме синдрома ВИЧ, болезнь, которая также буквально забирает жизни огромного количества людей, – это малярия. Я вкратце рассказал и поделился с вами о том, как трудна жизнь миссионера и как она полна благодати Господа Иисуса Христа, Который говорит нам: «Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28, 19). Русская Церковь знает, что значит миссия, потому что первыми миссионерами были русские, такие как святитель Николай Японский, святой Герман Аляскинский и великий митрополит Иннокентий Московский.
– Вы уже сказали, что десять лет своей жизни Вы провели, будучи представителем Александрийского престола, в Русской Православной Церкви. Но мы знаем, что Ваши отношения с Русской Церковью, с русскими святыми не только формальные, не только официальные. Вы единственный предстоятель Поместной Церкви, который посетил святые места Русского Севера, Соловки и начало Сибири, Екатеринбург.
– Для того чтобы рассказать, почему я полюбил Русскую Церковь, я хотел бы вернуться назад, именно к тому самому моменту, когда в Богословской школе Ризариус в Афинах впервые увидел Патриарха Московского Пимена и юного клирика, архимандрита Кирилла. Я пошел в библиотеку и попросил, чтобы мне дали какую-нибудь духовную книгу, это оказалось житие святого Серафима Саровского. И я на протяжении целых семи лет каждый вечер клал по одному земному поклону, чтобы преподобный Серафим сподобил меня как-нибудь приехать в Россию и познакомиться со святой Русской землей, со Святой Русской Церковью. И так, спустя семь лет моей молитвы, святой наконец-то сподобил, чтобы осуществилась моя мечта, и я в 1985 году поехал в Одессу, где и прожил десять лет.
Мне довелось познакомиться со многими очень хорошими людьми, но главным образом я познакомился с русским народом, мне открылась красота его сердца, эта простота и искренность чувств. Времена были очень сложные, потому что как раз был период развала Советского Союза и становления современной России. Но слава Богу, все пошло хорошо и России удалось окрепнуть. И так, во время своего официального так называемого мирного визита, после моего вступления на патриаршество, когда я приехал в Россию, я попросил, чтобы в программу было включено посещение Серафимо-Дивеевского монастыря. Я подошел к мощам святого преподобного Серафима и возложил на них патриарший критар (это вторая епитрахиль, которую носит александрийский патриарх), для того чтобы поблагодарить преподобного за осуществление моей просьбы.
Также я очень рад тому, что мне довелось побывать на Соловецких островах, чтобы поприветствовать там прославленных святых преподобных отцов и увидеть места, на которых такое большое количество монахов, епископов, простых верующих людей мученически положили свою жизнь, где дед и отец Святейшего Патриарха Московского Кирилла также проводили свои дни в заключении. Моя поездка в Екатеринбург была совершенно символической, поскольку этот город посвящен святой Екатерине, а ее честные мощи почивают в Синайском монастыре в Египте.
– Сейчас мир охвачен всякими конфликтами, уровень насилия очень высок. Какой ответ православие может дать на это повышение уровня насилия? Мы видим конфликты и на Святой Земле, и в Сирии, и на африканском континенте; люди начинают друг друга убивать, иногда, может быть, прикрываясь словами веры, но на самом деле, конечно, совершают безбожные поступки.
– Благодарю Вас за этот вопрос, Вы дали мне возможность рассказать и о тех трудностях, которые доводится нам переживать сегодня в этом регионе, называемом Ближний Восток. Это та кровь, которая проливается, те раны, которые наносятся людям, живущим на Ближнем Востоке. И мы, как никто, это знаем, переживаем и участвуем в этих проблемах, потому что принадлежим к региону под названием Северная Африка. И у нас происходят междоусобные войны и брани между разными племенами и народностями, проживающими в этом регионе. Это означает: то, что готовит нам завтрашний день, совершенно неизвестно для людей, которые очень много страдают сегодня.
А вторая огромная проблема сопряжена с мигрантами. Моя родина – Крит, я из Греции. И я очень хорошо представляю и знаю, что значит это пространство, этот участок Средиземного моря, который отделяет Крит, материковую Грецию от Северной Африки и в итоге собственно от Африки. Сегодня это прекрасное море, которое должно радовать своим лазурным блеском сердца людей, стало буквально настоящей усыпальницей, местом погребения огромного количества людей. Наши люди смотрят на Европу и думают, что там открывается новая заря райской и легкой жизни, спасения от их бед. И когда они пускаются в это путешествие, которое не имеет возвратного маршрута, они понимают, что допустили огромную ошибку, покинув свои родные места.
Поэтому еще одна большая тема, которую я всегда поднимаю в своих миссионерских поездках, – пытаюсь рассказать людям и объяснить им, что земля, которая их взрастила, может их прокормить. Я общаюсь с людьми, мы много разговариваем, подолгу, и я пытаюсь их убедить и донести до них, что им лучше оставаться на своей земле, потому что те места, куда они взирают с надеждой, не сулят им того, что они ожидают. Однако я очень рад и тому, что Греция, моя родина, открыла свои объятия этим людям, беженцам, и приняла их, чтобы облегчить их боль, потому что Греция – бедная маленькая страна, это народ, который пережил боль, гонения, страдания в великой катастрофе Малой Азии.
Другая огромная проблема – Ближний Восток. К сожалению, я с очень большим трудом пытаюсь себе представить, каково бы могло быть решение. Это ведь регион, в котором находятся три древлеявленных патриархата: Александрия, Антиохия и Иерусалим. Эти патриархии – колыбели христианства, первые очаги.
Буквально недавно в Аммане, в Иордании, встретились мы, все духовные лидеры Ближнего Востока, для того чтобы постараться вместе увидеть, каким же может быть наше завтра, наше будущее. И мы все с большим страданием разделяем боль Его Блаженства Патриарха Антиохийского Иоанна, который является моим хорошим другом еще со студенческих лет, как он взирает на то, что его паства рассеивается, люди покидают свои места, подвергаются гонениям и просто убийству. Также и Патриарх Коптской Церкви Феодор II тоже с большим волнением взирает на свою паству, которая проживает на территории государства Египет и соседних стран, не зная, что ее ждет. Религиозные лидеры Ливана, в святом граде Иерусалиме и в соседних государствах, в арабских государствах… вы понимаете, что мы не наделены такой силой, какой наделены правительства государств с военной силой, оружием. Но мы по-своему, со своей позиции, со своего места можем найти слова и как-то повлиять на ситуацию, на правительства государств, воззвать к ним, чтобы они с большим милосердием посмотрели на простого человека.
И мне, например, доводится сталкиваться с таким явлением, как войны между разными племенами Африки. Ведь там есть тысячи разных племен, есть государства, которые, может быть, подчас даже неизвестны во всем мире, такие как Нигерия, Бурунди, Руанда, Конго. Там внутри есть маленькие народности, которые ежедневно вступают между собой в столкновения и приходят к кровопролитию. По телевидению у нас есть возможность проследить развитие событий в известных частях мира, таких как Сирия, арабские страны. А я хотел бы Вам рассказать, что и в моей пастве тоже существуют подчас подобные проблемы, которые не освящаются, людям об этом неизвестно. И я очень рад тому, что многие члены епископата нашей патриархии, нашей Поместной Церкви являются урожденными африканцами, происходят из этих мест, из этих городов и деревень, они знают местный менталитет, особенности душевного склада, они знакомы с вождями племен, с лидерами маленьких государств и внесли огромный и очень значимый вклад своим присутствием, своим словом в миротворческое дело, миссию примирения. Огромную помощь именно в этом деле мира нам оказывает недавно учрежденный Всеафриканский совет, в который входят представители всех африканских государств. Это оказывает огромное влияние на их отношения с регионом Ближнего Востока.
Я бы сейчас хотел еще сказать несколько слов о той проблеме, которую Вы поставили: исламизм в пространстве Египта. Как Вам известно, Египет огромная прекрасная страна; после так называемой весны, этой революции в Тунисе, ситуация совершенно изменилась для всех североафриканских государств, но люди тем не менее пытаются сегодня как-то приспособиться к новым реалиям и постараться начать жить заново. Мое взаимодействие с арабским миром познакомило меня с тем, что в исламских государствах присутствует огромное количество людей, которые с благочестием изучают Коран, с большим дружелюбием, вежливостью и уважением относятся к разным людям и стараются в своей жизни на деле применять вероучительные принципы ислама. Когда я езжу в разные деревни Египта, то приходят и мусульмане – с большой любовью, с большим радушием, пытаются меня обнять, услышать мои слова, пообщаться со мной. И очень часто бывает, что я нуждаюсь в какой-то помощи, и именно мусульмане с огромной радостью и щедростью мне ее предоставляют, следуя закону Корана: брату твоему, который нуждается, ты должен помогать.
Конечно, с другой стороны, имеют место и другие проявления ислама, которые являются более крайними, они больше подчеркивают не любовь и дружелюбие, а именно крайние проявления ислама. И большие проблемы создаются со стороны именно вот этой экстремистски настроенной части исламистов. Новый президент Египта, по счастью являющийся и моим личным другом, как раз пытается донести до народа, что ислам учит прежде всего любви и что мусульмане должны быть дружелюбны. Как раз я и хочу эту мысль выразить и донести в сегодняшнем нашем интервью, что настоящие, подлинные мусульмане, которые следуют истинному закону Корана, являются людьми дружелюбными, радушными и гостеприимными, а те, кто несет ненависть и насилие, – это экстремисты и фанатично настроенная часть.
Также хотел бы Вам рассказать, что недавно в египетском парламенте вышел новый закон (за него все проголосовали) о том, что мы имеем право восстановить все разрушенные христианские церкви; там, где существуют многочисленные общины, они нуждаются в храме, и мы имеем право строить храмы и религиозные сооружения. Для меня это служит поводом выразить свою сердечную благодарность и Российскому государству за то, что буквально через несколько месяцев, в новом году, начнутся новые рейсы с российскими туристами в Египет. Потому что это послужит большой и значимой помощью для миллионов людей, которые трудятся в сфере туризма, если наши русские братья вновь начнут отдыхать на курортах такой прекрасной страны, как Египет.
Также для нашей Церкви окажут огромную помощь сотни семей, которые приедут из России для того, чтобы трудиться в сфере индустрии на новых заводах и фабриках, строящихся в таких городах, как Исмаилия, Суэц. И я благодарю сердечно президента Путина, который доставил мне радость, прибыв со своим визитом в Каир. Он встретился и со мной лично, и мы имели возможность с ним пообщаться, обсудить какие-то вопросы.
Кроме того, я хотел бы рассказать о том, что наша патриархия живет в Египте две тысячи лет. Для египтян является большой радостью, когда мы с ними встречаемся и общаемся и то, что греческий патриарх – это часть истории, часть их жизни. Я очень рад, что наш новоизбранный митрополит Карфагенский Мелетий, который любит Россию и тоже с ней связан духовными узами, будет возглавлять Духовную миссию в этом регионе; он поможет духовному сотрудничеству с большим количеством русских людей, которые проживают и работают в этом регионе Северной Африки.
– Вы, конечно, знаете, что на теле Русской Православной Церкви есть одна кровоточащая рана – это ситуация на Украине, которая не только вылилась в церковный раскол, но и превратилась на наших глазах в настоящую гражданскую войну, во внутреннее противостояние с пролитием крови. Вы неоднократно выступали в поддержку канонической Украинской Православной Церкви, которая предпринимает все усилия, чтобы вернуть мир на благословенную землю Украины, откуда пошла вся Русская земля, где мы приняли крещение от византийских миссионеров. Мы хотим Вас поблагодарить за постоянную Вашу поддержку.
– Как Вы знаете, я прожил десять лет на территории современной Украины в Одессе. Я принимал участие в празднованиях, посвященных тысячелетию Крещения Руси в 1988 году, и был и во Львове, и в Киеве, и в Почаевской лавре. Вчера я увидел, что стали епископами бывшие иподиаконы, ребята, которые мне помогали. Я очень хорошо знаю Украину, епископов и верующих мирян и имею хорошее, отчетливое представление о том, какими стимулами руководствуются люди, которые пытаются сегодня посеять раздор на Украине. В общем-то, буквально с самых первых моментов, когда возникла эта проблема, я, как представитель Александрийской Церкви и патриарх, занял такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви.
И когда я совершал Божественную литургию в Киево-Печерской лавре, я об этом объявил: «Для нашей Церкви каноническим лидером Украинской Православной Церкви является митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий». А когда я был уже епископом в Одессе, я также стоял рядом, на стороне митрополита Владимира в те годы. Когда схизматики попытались насильственным образом, без приглашения прийти в Свято-Троицкий храм, который тогда был подворьем нашей Александрийской Церкви, я встал в дверях и сказал, что этого не будет, что древлеявленная богословствующая Александрийская Церковь выражает свою позицию таким образом, что мы стоим вместе с Русской Православной Церковью и призываем к единству, чтобы Православная Церковь была единой и неделимой, как всегда это было. Политике нет места в делах церковных, политика приходит и проходит, а Церковь будет пребывать во веки веков.
– Мы все понимаем, что если православные не будут едины, не смогут произнести свое слово для мира. И мы, и все Православные Церкви делают попытки сближения, совместной работы, мы общаемся у Святой Чаши Христовой. Иногда происходят какие-то разногласия между Поместными Церквами, но общее устремление всегда одно – к единству. Какой Вы видите перспективу нашего всеправославного сотрудничества и этого явления единства веры, единства дела перед всем миром?
– Как нам всем известно, Православных Церквей, Патриархатов и Автокефальных Поместных Церквей всего четырнадцать. Мы в Александрии знаем, что буквально с первых веков становления Церкви у людей возникали какие-то разногласия, разное видение вещей, и для этого им было необходимо встретиться и это обсудить. Александрия стала первым поводом для созыва Первого Вселенского Собора. Это была Александрийская Церковь, которая богословствовала и проясняла вероучительные вещи и догматы в самых основополагающих принципах нашей веры. Рим, Александрия и Антиохия были престолами святого Петра. Таким образом, следуя по этому пути, они увидели, что просто необходимо встречаться и совместно все обсуждать, для того чтобы решать какие-то важные, основополагающие вопросы.
С 1960 года православные пришли к совместному заключению, что Церквам необходимо вновь встретиться, спустя почти 1200 лет, и обсудить совместно какие-то проблемы. И буквально уже с первых дней, когда родилась эта идея, Русская Церковь изрядно потрудилась для ее осуществления и приближения. И мой духовный наставник, мой учитель, мой духовный отец блаженнейшей памяти патриарх Парфений в бытность свою митрополитом Карфагенским на протяжении целых тридцати лет совместно трудился, бок о бок, с покойным митрополитом Ленинградским Никодимом. В Церкви как-то присутствовало такое умонастроение, что наконец-то и Православная Церковь, спустя столько веков, должна совместно собраться и обсудить какие-то вопросы. Скажем так, после больших обсуждений пришли к этому: из числа восьмидесяти вопросов, которые будут подняты на таком Соборе, пришли к двадцати, потом к восемнадцати, потом к десяти; и в итоге все свелось к восьми вопросам.
И вот осуществился святой и великий Собор Православной Церкви на Крите в июне, и единственное, что я могу сказать по поводу святого Собора: мы видели и плюсы, и минусы. Мы увидели, где у нас были какие-то слабые места и на что, может быть, в будущем следовало бы обратить внимание. На днях, во время нашей официальной встречи и переговоров с Его Святейшеством, мы пришли к такому взаимному умозаключению, что встречаться Церкви должны, но тексты, которые будут выпускаться на этих соборах, должны быть проработаны более детально и обращены ко всему миру. С позиции Патриарха, наверное, было бы неправильно осуществлять какую-то критику, но самое основное, что я могу сказать: действительно все мы, православные семьи, поняли, что очень важной задачей является именно встреча Православных Церквей и обсуждение вопросов. Я с точностью знаю, что святых и великих священных Соборов в будущем будет еще много проведено. Вы обязательно увидите, отец Михаил, что в будущем мы пойдем еще более хорошо подготовленными к этому взаимоукреплению и сближению всех православных.
И раз уж мы говорим о святом и великом Синоде, то хочу здесь, пользуясь случаем, рассказать и о регулярном созыве Синода нашей иерархии в Александрийской Церкви. Вопросов, которые мы обсуждали на нашем Синоде, было примерно двадцать; все они являются животрепещущими, насущными темами и касаются нашей жизни в Африке. Мы учредили комиссии, разбили на группы епископат и поручили группам епископов и мирских богословов взять на себя проработку насущных богословских вопросов, касающихся жизни нашей Церкви.
Вот, например, вопрос поста. Как нам возлагать строгие посты на людей, которые двадцать четыре часа в сутки голодают? И вот этот христианин, у которого двадцать детишек, выходит в джунгли и пытается выжить там. Вопрос литургии: сколько должна продолжаться Божественная литургия, на каком языке она должна совершаться, чтобы верующие ее поняли? Школы и духовное образование для детей… Возвращается хиротесия диаконисс, женщин, которые смогут помогать в литургической жизни Церкви. Женщина может занять место, которое ей принадлежит в церковной жизни Африки. Или богослужебный устав… Я думаю, каждая Церковь должна так всматриваться в свою жизнь, в те вопросы, которые занимают ее паству.
Мы живем в 2016 году, в XXI веке, и мы должны научиться говорить простым, сердечным языком с нашими людьми. Если мы не выйдем навстречу к реальным людям, которые живут в реальной жизни, то никогда не сможем их понять. Наше послание, с которым обращается Александрийская Церковь к человечеству вместе с великим и святым Собором Православной Церкви сегодня, – это та весть, та мысль, что нужно посмотреть в лицо человеку, выйти навстречу к человеку, живущему на нашей планете сегодня, который много в чем нуждается, который подчас голодает.
Конечно, в этом нашем нелегком труде, нашем служении большим помощником является Русская Православная Церковь. И я бы хотел выразить сердечную благодарность, сказать спасибо моему брату, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, иерархам Русской Православной Церкви, которые обращают свой взор к северу и к востоку, к простым людям мирянам, которые тоже как-то участвуют в нашем деле, интересуются им; и каждый, как может, нам помогает, потому что на самом деле вся наша планета – это маленькое-маленькое сообщество. Для всех людей встает Солнце истины Иисус Христос. И это великое дело, если бы люди смогли обратить свой взор навстречу друг к другу и увидеть друг друга. Тому, кто тоже захочет приехать к нам, чтобы увидеть наш труд, нашу борьбу, – я буду очень сердечно благодарен.
– Мы Вас благодарим за эту беседу, за удивительный опыт общения в те моменты, когда Вы приезжаете в Русскую Церковь и мы знакомимся с Вашей жизнью, с Вашим равноапостольным подвигом. Благодарим за те Ваши улыбки, за Ваши слезы, которые Вы здесь нам раздаете, благословляете нас. И в заключение хотели бы услышать Вашу русскую речь, которая очень хороша на самом деле.
– Я благодарю вас, дорогие братья и сестры, и скажу: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». И как Серафим Саровский: «Христос воскресе!» Дай Бог здоровья, счастья, много-много лет православной жизни, мира в мире. Спасибо вам большое!
Ведущий: иерей Михаил Асмус
Записала Елена Кузоро
Казанов Николай Львович родился 10 июля 1973 года в городе Ярославле в семье служащих. Крещен в отрочестве. В 1988 году закончил 8 классов средней образовательной школы № 33 города Ярославля и поступил в Ярославский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Автоматика — телемеханика». В 1992 году по окончании техникума поступил в Ярославский политехнический институт ( c 1996 года — Ярославский государственный технический университет). В 1997 году окончил Ярославский государственный технический университет по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». В 1998-2000 годах обучался в Ярославском духовном училище. 30 июня 2000 году архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) пострижен в мантию с именем Феодор в честь преподобного Феодора Смоленского, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября). 2 июля 2000 года архиепископом Ярославским Михеем рукоположен в сан диакона, 16 июля — в сан пресвитера. С 2000 года служил на приходах и монастырях Ярославской епархии. С 2002 года личный секретарь и келейник архиепископа Ярославского Михея до его кончины в 2005 году. В 2007 году к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена. 23 октября 2007 года назначен председателем отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии. С 29 апреля 2009 года — благочинный приходов Некрасовского района Ярославской области. В 2006-2010 годах обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии. В 2010 году назначен председателем епархиального отдела по благотворительности, социальному служению и взаимодействию с медицинскими учреждениями. 22 октября 2010 года без освобождения от занимаемых должностей назначен исполняющим обязанности наместника вновь открытого Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря города Ярославля. Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 года (журнал № 144) назначен на должность наместника Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря города Ярославля. 28 мая 2011 года без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем Илиинского храма города Ярославля, 26 июля — настоятелем архиерейского подворья храма Лазаря Четверодневного города Ярославля. 22 октября 2011 года согласно прошению освобожден от должности благочинного приходов Некрасовского района. 5 мая 2012 года без освобождения от занимаемых должностей назначен настоятелем больничного храма святой блаженой Матроны Московской при клинической больнице № 5 города Ярославля. В 2014 году поступил в Московскую духовную академию (на сектор заочного обучения) и на теологический факультет Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (на заочную форму обучения). Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 года (журнал № 100) избран епископом Переславским и Угличским. 25 декабря 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 26 декабря 2015 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 27 декабря за Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево города Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Патриарх Феодор II, Александрийский
Πατριάρχης Θεόδωρος, в миру Николай Хорефтакис (1954) — известный экуменист, участник подготовки Восьмого Вселенского (Всеправославного) Собора.
В 1973 г. принял монашество, в 1975 г. рукоположен во диакона, в 1978 г. в сан иеромонаха.
В 1990 г. возведен в епископский сан с титулом епископа Киренского, экзарха Александрийского Патриархата в Афинах. В 1997 г. избран митрополитом Камерунским и Центральноафриканским, а в 2002 г. — митрополитом Зимбабвийским.
9 октября 2004 г. Священным Синодом Александрийской Церкви был избран папой и патриархом Александрийским и всея Африки. Интронизация состоялась 24 октября 2004 г.
Церковные должности
С 1975 по 1985 гг. г. занимал должность протосингела Ламбийской и Сфакийской митрополии на Крите. С 1985 до 1990 г. находился в Одессе в качестве экзарха Патриарха Александрийского в России.
В патриаршество Патриарха Петра VII (1997-2004) — патриарший викарий, фактически основной консультант и помощник Петра VII.
Образование
После гимназии учился в церковной школе Ризариев в Афинах. Окончил духовное училище в Афинах, богословский факультет Университета Аристотеля в Фессалониках. Магистр богословия. В Одесском университете (СССР) изучал историю искусств, литературу и философию.
Экуменическая деятельность
Буд. Патриарх Феодор II начал свою заметную экуменическую деятельность при известном экуменисте — Александрийском Патриархе Парфении III. Участник многочисленных межконфессиональных форумов, экуменических акций, молений, конференций.
Патриарх Феодор II. «Молитва о мире». Рим, 2013 г.
В частности, 1 октября 2013 г. Патриарх Феодор участвовал в синкретической церемонии, которой завершалась экуменическая «Молитва о мире» в Риме, организованная общиной «св. Эгидия».
Под руководством Патриарха Феодора Александрийский Патриархат продолжает экуменическую работу в рамках Всемирного совета церквей и Ближневосточного совета церквей.
Патриарх Феодор и коптский патриарх Феодор. Каир, 2012 г.
Участник православно-монофизитского и православно-магометанского диалога.
Известен своими контактами с лжепророчицей греческого происхождения Вассулой, чье учение под названием «Истинная жизнь в Боге» в 2011 г. Константинопольская Патриархия осудила как противоречащие учению апостолов, Святых Отцов и Вселенских соборов.
Патриарх Феодор II и «Вассула». Южная Африка, 2010 г.
Восьмой Вселенский Собор
В октябре 2008 г. принял участие в Собрании православных предстоятелей в Стамбуле. В 2011 г. — в совещании «нео-пентархии» в Стамбуле.
Патриарх Феодор II на совещании «неопентархии». Стамбул, 2011 г.
В марте 2014 г. принимает участие в Собрании предстоятелей Православных Церквей, на котором принимается решение о созыве Вселенского (Всеправославного) Собора в 2016 г.
На Совещании в марте 2014 г.
______________________
Патриарх Феодор II — единственный из Восточных Патриархов участвовал в интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в московском Храме Христа Спасителя, 1 февраля 2009 г.
Источник
Источники
В Стамбуле завершилось собрание «пентархии» // Антимодернизм.ру. https://antimodern.ru/pentarchia-2/ 05.09.2011
Вассула Райден осуждена за лжеучения // Антимодернизм.ру. https://antimodern.ru/vassula/ 19.03.2011
Феодор (Хорефтакис) // Древо. http://drevo-info.ru/articles/7207.html 07.06.2014
Феодор II (Патриарх Александрийский) // Википедия. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?oldid=62702304 03.06.2014
Экуменическая «Молитва о мире» (видео) // Антимодернизм.ру. https://antimodern.ru/pacific/ 02.10.2013
Александрийский папа по кличке Флюгер
Это я о св. Феофиле Александрийском, гонителе оригенистов, «длинных братьев» и Иоанна Златоуста.
Прошли века — и:
+ Феодор, милостью Божией Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки
Номер протокола 115/2019
Высокопреосвященным и преосвященным Архиереям нашего Святейшего Апостольского Престола Святого Марка
Возлюбленные святые Архиереи,
После всего того, что с положительным результатом мы обсудили и лично с каждым из вас, и после зрелого размышления и множественных молитв, призвав вдохновение Утешителя Святого Духа, и заботясь о единстве Православной Церкви, мы пришли к решению признать Автокефалию Православной Церкви Украины и ее Предстоятеля Блаженнейшего к.к. Епифания, ибо пришло время.
+ Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II
В великом граде Александрии
8 ноября 2019
Какое дивное объяснение «разворота над Африкой»: «пришло время».
А ведь я предупреждал в те дни (год назад), когда апологеты моспатриархии облизывали его со всех строн:
«перед окончательным разрывом он приехал забрать последнюю дань с Украины».
После окончания богослужения патриарх Феодор официально объявил, что с сегодняшнего дня Александрийская церковь признала ПЦУ:
«Я хотел бы из храма в Дахере, из Каира, столицы Египта, сообщить о великом событии для нашей церкви. Я официально заявляю, что древняя Александрийская патриархия, вторая в ряду , после длительной молитвы и после долгих размышлений, в присутствии святых архиереев, в присутствии его превосходительства посла Греции, с сегодняшнего дня внесла в диптихи православную автокефальную церковь Украины и ее блаженнейшего предстоятеля господина Епифания.
Я столько лет прослужил Церкви и знаю, что с сегодняшнего дня, по милости Божьей, начнется решение этого большого вопроса для нашей церкви. Согласие, любовь и надежда возникнут между нами. Через наши старания, через наши попытки мы увидим, как Христос скажет нам, что он посреди нас».
В прошедшие месяцы мы убедились в расположении наших братьев, священных иерархов, признать автокефалию Украинской церкви, предоставленную синодальным томосом, подписанным Всесвятейшим Вселенским патриархом.
Как всем прекрасно известно, наша святая вселенская православная церковь действует в согласии соборной системой управления, как она приняла ее от святых вселенских соборов. Согласно этой системе, председатели местных церковных синодов являются равнодействующей силой (συνισταμένη) с их членами.
Сообразно с этим и мы, как власть, равнозначная (συνισταμένη) и исполняющая намерение святых братьев иерархов, помянули в диптихах вселенской православной церкви предстоятеля автокефальной церкви Киева и всей Украины – блаженнейшего митрополита Епифания, пламенно молясь о мире и благостоянии наших православных церквей.