Если Бог есть любовь, откуда в мире столько горя? Куда смотрит Бог, когда страдают дети? Почему мир так несправедлив? Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?
Каждый верующий человек не раз встречал людей, для которых отсутствие ответов на эти вопросы является непреодолимым препятствием на пути к Богу. И это вполне объяснимо. В нашем мире мы отчаянно нуждаемся в Том, Кто сможет защитить нас от всего зла и несчастья. Мы хотим видеть Бога, Который убережёт нас и наших детей от болезней и пьяных водителей, Который накажет несправедливое начальство и никогда не даст пострадать невиновному. Но всё это случается в жизни даже самых порядочных людей, и мы неизменно задаём вопрос «почему?»Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прояснить, о каком боге мы говорим. Очень часто люди придумывают себе бога сами, представляя в своей голове его этаким круглогодичным Дедом Морозом. И эта вера неизменно приносит разочарование, когда под ёлкой оказывается не тот подарок. Никто не ответит нам на вопросы о боге, которого мы придумали сами. Но о христианском Боге нам может рассказать Библия.
Почему в мире столько зла?
Ответ есть в первых главах Бытия. Бог дал человеку возможность жить в прекрасном Эдемском саду. Но этого оказалось мало Еве и Адаму, они решили ослушаться Творца, вкусили запретный плод. Большинство людей со школьной скамьи знает эту историю, но мало кто выносит из неё главный вывод: Бог не создавал этот мир таким, каким мы видим его сейчас.
Таким его создали люди, которые не хотели слушаться Бога. Адам и Ева попробовали запретный плод, и всё человечество до сих пор не может им наесться. Нежелание жить по Божьим законам привело к тому, что вместо идеального райского места Адам и Ева стали жить в мире, где один их сын убил другого. Этот мир несовершенен не из-за Бога, а из-за того, что люди пытаются жить без Бога.
Почему Бог не вмешивается?
Почему в один миг Он не может уничтожить всё плохое? Он может, но для этого мира был другой замысел. Вместо того чтобы подчинить всех Своей воле, Бог дал человечеству свободу, свободу поступать правильно и неправильно и свободу нести ответственность за свой выбор. Мы можем выбирать, как поступать, какие отношения иметь и чем заниматься. Но когда мы делаем выбор не в пользу Бога, мы нашими руками привносим в этот мир проблемы, боль, разочарование, страдания, а иногда и смерть. Это делаем мы, Бог лишь позволяет нам совершать эти ошибки.
Есть ли какая-то надежда для этого мира?
Надежда есть, и она, на самом деле, великая. Несмотря на весь тот ужас, который происходит на земле. Несмотря на то, что люди отошли от первоначального Божьего замысла настолько, насколько это вообще было возможно, у нас, нас с вами, есть возможность оказаться снова в Эдемском саду и разговаривать лицом к лицу с Творцом.
Что же нужно делать?
Мы можем совсем немного, но Бог сделал всё за нас. Он исправил то, что мы натворили. Он отдал жизнь Иисуса Христа, Божьего Сына, за наши грехи. Человек, Который прожил 33 года без единого греха, Который нёс только добро, творил только правду, умер за всех нас, так пристрастившихся к греху. Это — самая большая несправедливость, произошедшая на этой земле, но благодаря ей мы можем жить и надеяться. Благодаря этому каждый запретный плод, который мы вкушаем, не оборачивается для нас смертью. Благодаря этому мы имеем возможность просить прощения у Бога за всё то, что мы сделали с Его идеально созданным миром. Мы можем надеться на вечную жизнь, которая гораздо дольше и гораздо значимей, чем наша земная. Всё, что нам нужно, — принять эту жертву и стараться жить в соответствии с Божьей волей.
Наступит ли справедливость?
Наступит. Бог не раз обещает это в Библии. Но Он не обещает, что это будет так, как нам кажется правильным и необходимым, не обещает, что Его справедливость будет молнией сиюминутно поражать всех, кто причиняет нам вред.
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Галатам 6:7)
Вы хотите верить в Бога, но спотыкаетесь о множество вопросов о несовершенстве этого мира? Если вы прочитаете Новый Завет, вы заметите удивительную вещь. В то время как мы сделали своим фокусом нашу земную жизнь, Бог говорит о жизни вечной.
Бог — это не Дед Мороз, задача которого — за наше хорошее поведение исполнять все наши желания. Бог нигде в Библии не обещал, что в мире, полном греха, у нас не будет испытаний, проблем, боли, несправедливости. Но Он обещал, что всего этого в конечном итоге не будет. Он обещал, что Христос придёт второй раз, чтобы произвести суд над нашей планетой. Он обещал, что установит справедливость. И Он обещает спасение от наказания тем, кто верит в Него и искренно раскаивается в своих грехах.
Невозможно быть христианином, фокусируясь только на земной жизни. В этом случае рано или поздно нас может постигнуть разочарование. Потому что для вечного всемогущего Бога наша земная жизнь — лишь небольшой отрезок, всё самое прекрасное ждёт нас в вечности. И это обязательно наступит, «ибо верен Обещавший» (Евреям 10:23).
Мария Викторова
Многих наших читателей волнует вопрос: «Если Бог добр, то почему в мире столько зла?» Некоторые люди считают Бога ответственным за несчастья, происходящие в их жизни. Кто же в действительности ответственен за горе и страдания, существующие на земле?
Однажды один человек подал в суд… на Бога. Он пострадал от удара молнии, работая на телеграфном столбе. Его жизнь была застрахована, но страховая компания платить отказалась, потому что, по ее мнению, удар молнии был деянием Бога. Тогда и подал пострадавший в суд на Всевышнего, на страховую компанию и заодно на 1500 христиан, проживающих в той местности. Один из служителей церкви заявил, что этот человек не имел права так поступать, ибо в том, что случилось, виноват только дьявол, который и должен нести ответственность.
Бог с самого начала предусмотрел, чтобы человек жил в прекрасном и гармоничном мире, где будет достаточно света и пищи для всего живого. А сегодня мы видим, как на нашей планете погибают посевы, люди страдают от голода. Открывая Библию, мы узнаем, как Христос объясняет причину всего этого. Он рассказал своим ученикам историю, записанную в 13 главе Евангелия от Матфея. Человек посеял на своем поле доброе семя, а ночью пришел его враг и на том же поле разбросал семя недоброе. Когда поднялись всходы, то все увидели обилие плевел среди добрых всходов. Откуда они взялись? Иисус отвечает: “Враг человека сделал это”. Христос открывает своим ученикам, что не Бог является автором всех трагедий, а враг Бога и человека, тот, о низвержении которого сказано: “Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию” (Луки 10:18).
Но возникает другой вопрос: неужели Бог сотворил на небе такую личность, которая призвана приносить зло? Откроем Библию, книгу пророка Иезекииля, глава 28, стихи 14 и 15: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». Библия говорит нам, что это существо было сотворено совершенным. Это был прекраснейший ангел, созданный Богом без тени греха и нечестия. Но следует помнить, что когда Бог творил ангелов, а потом человека, то оставлял Своим творениям свободу выбора, право следовать за Ним или отказаться от этого.
Бог не творил дьявола, но сотворил ангела, который носил светлое имя Люцифер (буквально – носитель света) и занимал самое высокое положение среди небесных ангелов. А дьявола Люцифер сделал из себя сам. Этот прекрасный и мудрый ангел возжелал славы и почтения, принадлежащих лишь Богу. Он жаждал власти и хотел сам управлять Вселенной вместо Творца. «А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:13,14). Желая занять не принадлежащее ему место, Люцифер сеял смуту среди прочих небожителей. А когда треть ангелов восстала против Бога, Господь посчитал необходимым лишить их права на присутствие в совершенном мире… Но мы еще не получили ответа на вопрос, почему мы страдаем в этом мире. Заглянем снова в Библию, вспомним историю сотворения.
Первые люди на земле – Адам и Ева – были сотворены, чтобы жить на прекрасной планете, где им было даровано владычество над всем миром. Но когда Адам вкусил плод дерева познания добра и зла, он в то же мгновение потерял это владычество, а властелином этой части Вселенной стал сатана. И то, что мы сегодня видим вокруг, это результат стремления лукавого обольстителя проявить свою власть. Все страдания и горечь нашей жизни – дело его рук.
Но почему же Бог, зная об опасности грехопадения, позволил сатане искушать человека? Он допустил это, желая, чтобы человек осознанно проявил свою любовь к Богу. Перед первыми людьми на земле стоял выбор: послушать Бога или поддаться на льстивые слова искусителя. Адам и Ева не выдержали Божьего испытания, и через их непослушание грех вошел в мир.
Почему же Бог не истребил дьявола сразу? До восстания Люцифера мысль о том, что можно говорить ложь, никогда не появлялась среди небожителей. Когда же Люцифер стал обвинять Бога, клевеща на Него, другие ангелы не могли понять, что это – грех. Ради них Господь не мог уничтожить грешника, не показав прежде всю тяжесть его греха. Бог справедливо мог бы заявить, что сатана – обманщик, лжец, вор, разрушитель и убийца. Но сотворенные Господом ангелы должны были сами понять это. Создатель определил время, в которое зло должно было раскрыть себя до конца.
Окончательно сущность сатаны была явлена на Голгофе, когда он привел к смерти невиновного Сына Божьего. Но и тогда он не был уничтожен, потому что людям, как и ангелам, надлежало во всей полноте увидеть разницу между Князем света и князем тьмы. Они должны были избрать, кому служить.
Сегодня сатана направляет все усилия на истребление тех, ради кого Иисус принял смерть на Голгофском кресте, а Христос умер за каждого: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Но Бог сильнее сатаны – Он одержал победу. И Он дает нам заверение: «Ибо Я – Господь Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: “не бойся, Я помогаю тебе”» (Исаия 41:13). Только верою в Иисуса Христа можем мы быть освобождены от влияния князя этого мира. По вере нашей Господь не просто простит нам наши грехи, но и дарует нам новую жизнь в новом мире. И это не сон или мечта, это – реальность. В один из дней Христос придет на нашу землю, чтобы дать нам все те блаженства, которые Он купил Своей кровью на Голгофском кресте.
Д. Грей
Газета «Сокрытое Сокровище» № 5 (121) май 2007 г.
Содержание
Если есть Бог, почему в мире столько зла?
“В Москве задержали мужчину, бросавшегося с ножом на прохожих”, “Житель Челябинской области обстрелял прохожего из ружья”, “Под Тверью мужчина застрелил девять человек”, “В Москве школьницы жестоко избили сверстницу и выложили видео в Сеть”…
Это далеко не полный список заголовков новостей подобного рода только за несколько дней прошлой недели. Я сейчас не хочу начинать старую тему: почему в СМИ столько негатива? Коснусь другой: где во всех этих случаях был Бог? Точнее, главный вопрос даже не в этом: не так важно, почему допускает, важно, что нам, людям, не всемогущим и тем, кто не может любить – по крайней мере тех, кто все это вытворяет, нам-то что делать? Как примирить Бога и зло?
Проклятые вопросы. Так их называют. В литературе это лучше всего сформулировал Иван Карамазов у Достоевского. В знаменитом разговоре с Алешей, там где про слезинку ребенка. Помните? «Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему!..»
Что тут сказать? Каким логическим доводом примирить реальность с Евангелием? Страшный вопрос! Куда пойти? Как себя вести, наконец? А ведь сам Достоевский на него тоже отвечает. Только не через Алешу.
В главе с красноречивым названием «Маловерная дама» гостья спрашивает у старца Зосимы, как ей обрести веру. И получает ответ: доказать тут, говорит старец, ничего нельзя ничего. А вот убедиться – возможно. Как же, спрашивает маловерная дама. Ответ, как сказали бы сейчас, ломает шаблоны: Опытом деятельной любви.
Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно
Думаю, нет другого ответа и в Евангелии Только любовью снимаются проклятые вопросы Ивана Карамазова, который никак не может выйти из безнадежного круга собственных интеллектуальных построений. Интересно, что сам Достоевский свой ответ Ивану дает еще до вопроса: глава «Маловерная дама» стоит в романе много раньше главы «Бунт», где Иван беседует с Алешей.
Кто-то задаст справедливый вопрос: ну, это литература. А в жизни, в реальной жизни что это такое – деятельная любовь? И бывает ли она? Бывает, конечно. Вспомним Доктора Лизу. Человека, жившего рядом с нами. И видевшего столько страданий, что Карамазову и не снились. Но не было проклятых вопросов. Был опыт деятельной любви.
Хижина. Ответы. Если Бог существует, почему в мире так много боли и зла?Текст
William Paul Young
Lies We Believe About God
© 2017 by William Paul Young
© Змеева Ю., перевод на русский язык, 2018
© Оформление ООО «Издательство «Э», 2018
* * *
Моему лучшему другу Скотту Клоснеру.
Ты стал первым человеком в моей жизни, который сказал: что бы ты ни натворил, я не оставлю тебя.
Спасибо!
Моему брату Тиму.
Ты прожил жизнь, полную вопросов, по большей части невысказанных, но важных. Ты важен для меня. Я люблю тебя!
Предисловие
Большинство христиан и библиоведов искренне стремятся следовать букве Священного Писания. Но какова она, буква, и как верно истолковать ее?
Несколько месяцев назад я прочел книгу под названием «Четыре взгляда на ад» . Четверо ученых, поставивших себе целью ни на шаг не отклоняться от написанного в Библии, представили четыре совершенно разных варианта библейского понятия ада. Все четверо не сомневались, что описывают истинное знание, изложенное в Писании.
Я не ставлю под сомнение их честность. Но разница в интерпретации доказывает, что мы не просто «читаем Библию». Важнейший вопрос, который часто ускользает из виду, – как мы ее читаем. Правильно прочесть Писание – что это значит? Как понять, верна ли наша интерпретация?
Некоторые мои друзья смеются над такими вопросами. «Бакстер, – говорят они, – все же написано черным по белому! Любой здравомыслящий человек поймет, о чем речь».
Проблема в том, что на наше восприятие Священного Писания влияют предрассудки, сформированные в семье, личный опыт и стереотипы. Так же, как человек не замечает своего акцента, он порой не может различить пелену убеждений, которая изменяет то, что и как мы видим. Когда речь заходит о вроде бы понятном и простом библейском учении, вопрос искаженного восприятия особенно актуален. Очень важно задумываться о том, как мы читаем Библию.
Именно об этом пишет Николас Томас Райт в своей новой книге «День, когда началась революция». Он очень сдержанно излагает «общую картину» – то, что принято называть «мета-повествованием» в Библии, – и показывает, как можно интерпретировать частности. Сосредоточенность на мета-повествовании заставляет его подвергать сомнению те доктрины, которые в протестантизме считаются «очевидными и простыми».
С Райтом можно соглашаться или не соглашаться, но его книга заставляет каждого из нас «услышать свой акцент» и обратить внимание на свои предрассудки – именно они в немалой степени определяют то, что мы считаем «очевидным».
В этот раз мой дорогой друг Пол отступил от жанра художественной литературы и представил читателю не очередной блестящий роман, а откровенную книгу о том, во что он верит, – «Хижина. Ответы». Это прекрасная книга, но, подобно «Четырем взглядам на ад» и «Дню, когда началась революция», она написана человеком, живущим внутри определенной системы взглядов. Как Пол определяет, что считать ложью, а что – истиной? Будьте уверены: во время чтения вам не раз захочется воскликнуть: в своем ли он уме? Если наши представления о библейском мета-повествовании – «общей картине» – расходятся, то взгляд на частности тоже различается, и мы по-разному воспринимаем и интерпретируем «букву» Писания.
Из чего исходит Пол Янг? Во что он верит? Какова его интерпретация мета-повествования, формирующая представление об истинном и ложном – и о лжи, которую необходимо опровергнуть? Если вы позволите мне растечься мыслью еще на пару абзацев, я приоткрою завесу и расскажу об этом как можно более ясно. Ведь мы с Полом в одной лодке: наши убеждения влияют на то, как мы воспринимаем огромное количество религиозных и общечеловеческих вопросов.
Мы оба согласны, что Новый Завет – не что иное, как радостное прославление Иисуса Христа, воплощения Бога на Земле. Он отдал жизнь за прощение грехов и победил саму смерть, владычествующую над людьми, воскреснув из мертвых. Новый Завет состоит из Евангелий и посланий апостолов, в которых те стараются исследовать и объяснить значение жизни и смерти Иисуса.
Апостолы, в особенности Иоанн и Павел, понимали масштабы последствий, которые будет иметь появление Сына Божьего на Земле, Его рождение, распятие, воскресение и вознесение. Апостол Павел говорит о том, что до сотворения мира Иисус и Бог-Отец были едины; именно во Христе и чрез Него было создано человечество и обрело дар Божьей благодати (Второе послание к Тимофею, 1:9), и во Христе и чрез Него Отец избрал нас до сотворения мира и предопределил усыновить (Послание к Ефесянам, 1:4–5). Апостол Павел видит в Иисусе того, в ком и для кого создано все на небесах и на Земле, того, кто был до начала времен («прежде всякой твари») и на ком держится мир («все Им стоит» – Послание к Колоссянам, 1:15–17).
Эти выводы потрясают меня и Пола Янга; мы готовы долго размышлять над ними. По мнению апостола Павла, Иисус был с Богом до сотворения мира и находился в центре божественного замысла по сотворению мира. Павел говорит, что явление Иисуса, его жизнь на земле, смерть, воскрешение и вознесение есть соединение всего земного и небесного (Послание к Ефесянам, 1:10). Для всего человечества в древнем и современном мире эти идеи поистине грандиозны.
Великий апостол Иоанн соглашается с этим поразительным взглядом Павла и говорит об Иисусе как о вечном Слове Божьем, пребывающем перед лицом Отца до сотворения мира, и о том, в ком было создано все сущее. Иоанн эмоционален: «Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Евангелие от Иоанна, 1:3).
Задумайтесь. Для апостолов Иоанна и Павла (и наверняка для других тоже) не существует людей, возникших не в Иисусе и не чрез Него; все люди постоянно, каждый миг своего бытия, напитаны Им. Это ключевое воззрение об Иисусе сформировало апостольское видение, повлияло и изменило представление апостолов о Боге, человечестве и сотворении мира. В центре всего оказался распятый и воскресший Иисус, которому принадлежат слова: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8:12).
Хотя я уже рассказал достаточно, чтобы объяснить основополагающие убеждения Янга, позвольте мне совершить небольшой экскурс в историю. По мере того как весть о распятии и воскрешении Иисуса, Сына и Творца, разносилась по Средиземноморью и за его пределами, она сталкивалась с существующими культурами и воззрениями, укоренившимися предрассудками и привычным мышлением. Представление об Иисусе Христе как Сыне Божьем, помазаннике Святого Духа, распятом и воскресшем, не укладывалось в головах людей. Его явление поколебало и потрясло их привычный мир, посеяв смятение в умах. Начались горячие дебаты и войны. Верующих сжигали заживо и распинали как мучеников.
Кто такой Иисус? Что значит Его существование для нас? На эти вопросы было много ответов. Апостольское восприятие Иисуса не могло не вызвать потрясения в империи, будь то империя внешняя, системная (религиозная и политическая) или внутренняя, личная. Искушение «приручить» апостольского Иисуса, создать его более удобную версию, возникало всегда. В 325 году епископы вселенской Церкви собрались в Никее – городе на территории современной Турции, – чтобы определить, кем Его считать. Харизматичный и популярный в то время пресвитер Арий выдвинул предположение, что Иисус – не Бог, то есть не совсем Бог, а первое и высшее из Божьих творений, через которое были созданы все остальные твари на Земле. Епископ Александр и прочие возразили, что, согласно учению апостолов, Иисус и Бог-Отец единосущны. В конце концов этот спор был «улажен»: собор признал, что Иисус и Бог-Отец едины (то есть являются одной субстанцией), и Иисуса следует воспринимать как имеющего божественную природу воплощенного и вечного Сына Божьего и Создателя всех вещей на небесах и на земле. Эта загадка, это культурно непостижимое явление и утверждение, что Иисус – воплощение Бога на земле, стало основополагающей истиной истин в христианской вере. Оно было подтверждено сначала Константинопольским собором, а позже – Халкидонским.
Последствия этого признания были ошеломляющими. Если Иисус единосущен с Богом и с людьми, значит, сама его природа – полностью Божественная и человеческая – явно свидетельствует об отношениях Бога и человечества. Был ли союз Божественного и человеческого всего лишь планом «Б», временной мерой, которую Он «придумал» и внедрил после неожиданного фиаско с Адамом? Или перед нами план «А», оригинальный и единственный Божественный план? Насколько буквально следует принимать абсолютное единство Иисуса и Отца Его и Его абсолютное единство с нами, сломленными грешниками?
Для нас информация о единстве с Иисусом стала величайшей новостью во Вселенной. Союз небесной жизни Бога и земной жизни Иисуса давал ответы на все вопросы. Но правомерно ли (с точки зрения апостолов и ранней церкви) размышлять о том, что означает для нас сам факт существования Иисуса? Быть может, достаточно просто принять, что единство Иисуса и Отца Его – свет, объясняющий все и дарящий жизнь? Или это всего лишь одна из жизнеспособных систем, объясняющих природу Бога и человеческую природу, причины гибели Иисуса на кресте и законы, управляющие нашим миром, нашей «глобальной деревней»?
Афанасий Великий, который сопровождал епископа Александра на Никейский собор, а впоследствии и другие отцы церкви – Григорий Богослов и святой Иларий Пиктавийский – посвятили жизнь защите положений о природе Иисуса, принятых собором. С моей точки зрения, размышления о природе Иисуса как бессмертного Сына Божьего, соединившегося с грешным родом человеческим, – истинная задача христианского богословия. Это и есть мета-повествование, глобальная и вечная история, меняющая наше видение Бога, человечества и творения.
К примеру, как относиться к тому факту, что Иисус, бессмертный Сын Божий, помазанник Святого Духа, сотворивший и питающий все живое, – умер, был распят и похоронен, а на третий день восстал из мертвых и вознесся к Отцу на небеса? Должны ли мы воспринимать себя, своих врагов, человечество в целом и все творение вне этого происшествия, сочетающего в себе божественное и человеческое? Апостол Павел говорит, что, когда Иисус умер, что-то произошло с нами и с миром. Когда Он умер, мы умерли тоже; умерло все сотворенное на Земле (Второе послание к Коринфянам, 5:14). А когда Иисус воскрес, мы все (находившиеся в мертвом переходном состоянии) воскресли с Ним и обрели новую жизнь («оживотворились»), вознеслись в Его обличье к деснице Отца и причастились Святым Духом (Послание к Ефесянам, 2:4–6).
Эти понятия – не дополнения к более важному учению Павла; они фундаментальны для апостольского восприятия. Это поразительное видение Иисуса, несомненно, влияет на восприятие всего мира и человечества и в огромной степени – на восприятие Бога. И тут снова возникает вопрос: была ли жизнь Иисуса, Его смерть и воскрешение всего лишь планом «Б»? Или Иисус, Сын Отца, помазанник, Творец и Держатель всего сущего, а следовательно, и мы в нем – есть свет, озаряющий тьму наших мыслей, и истина, главенствующая в нашей жизни?
Я потратил долгие годы, размышляя об учениях апостолов и трудах раннехристианских отцов церкви. Вот к каким выводам я пришел. Они не идеальны, но честны и, полагаю, помогут вам понять, из чего исходит Пол Янг. Итак, вот они.
Для апостолов и раннехристианских отцов имя Иисуса означало бессмертного Сына Божьего, помазанника Святого Духа, Творца и Держателя всего сущего, воплощенного в человеческий облик, распятого, воскресшего и вознесшегося к Отцу. Произнесение имени Иисуса означает, что Триединый Бог, человечество и все сущее не разделимы, но едины. Сам Иисус есть это единство: Он – союз Триединого Бога и рода человеческого. В Нем на Земле и небесах соединилась жизнь блаженной Троицы и несовершенной человеческой жизни. Иисус – символ нашего возрождения, нашего принятия и включения в божественную жизнь, символ новых отношений между Богом и родом человеческим и царства Триединого Бога на Земле.
Из этих выводов ясно, почему мы с Полом Янгом считаем распространенное мнение о разобщенности людей и Бога фундаментальной ложью, отрицающей саму сущность Иисуса. Мы оба твердо намерены донести до людей Его сущность. Ложь, которую стремится раскрыть эта книга, – это все лживые представления, противоречащие понятию о Божественной сущности Иисуса и о том, что она говорит о Боге, о нас, творении, нашей судьбе и будущем. Читая эту непростую книгу, которая освобождает нас от ложных представлений, я вижу, как воспринимает Иисуса Пол и слышу его слова: «Бог не сказал бы такого и не совершил бы такого. Это ложь или неверное толкование».
Вы можете не соглашаться с этими выводами, и я сам не уверен, что согласен со всем, что говорит Пол, но его намерения ясны. Он исходит из общепринятого в христианстве признания сущности Иисуса и пытается осмыслить реальные последствия бытия бессмертного Сына Божьего, который воплотился в человеческом облике и соединился с человеческим родом, погрязшим во тьме. Он предлагает нам пройти крещение в христологическом огне апостольского видения. Это ли не истинная преданность Иисусу? Я горжусь тем, что стою с ним рядом в этом начинании.
Эта тема шире и многограннее, и Пол в своей книге добивается ее полноценного раскрытия. Следите за ходом его рассуждений. Когда он называет какое-то утверждение ложным, спросите себя: что именно в природе Иисуса навело его на эту мысль? Оценивайте его размышления, основанные на вере в сущность Иисуса. Возможно, вы даже поймаете его на христологической неточности!
Я знаю одно: если вы искренне выслушаете Пола, ваше сердце наполнит свобода и радость. Когда твой мир переворачивается, это никогда не происходит легко, но таким образом апостолы сообщают нам, что истина освободила нас.
С. Бакстер Крюгер, доктор философии, автор книг «Хижина: возвращение» и «Патмос» .