Содержание
Беда или благо?
Когда речь заходит об одиночестве, мы частовспоминаем слова Библии: Не хорошо человеку быть одному (Быт. 2, 18). На мой взгляд, не стоит понимать их буквально: вот увидел Господь сотворенного Им Адама и, поняв, что ему чего-то недостает, создал для него помощницу Еву. И Адам, и Ева были в первоначальном творческом замысле Бога, существовавшем еще прежде сотворения мира и чего бы то ни было, что потом начало быть (Ин. 1, 2). Мы не можем объяснить, почему это произошло именно так и почему именно двое, он и она, были сотворены. Можно предположить, по нашему человеческому рассуждению, что одному человеку было бы очень тяжело после отпадения от Бога. Кто-то может возразить: ведь именно Ева искусила Адама, а значит, без нее и грехопадения не было бы. Однако очевидно, что одному человеку совершенно необязателен другой, чтобы искуситься. Адам изначально носил в себе возможность падения, поэтому змий нашел бы другой подход к его сердцу. А вот уже после грехопадения выбираться из того состояния, в котором человек оказался, в одиночку, наверное, было бы тяжелее, поэтому Адам и Ева оказались нужны друг другу.
Чувство одиночества — следствие грехопадения, до него человек был способен постоянное присутствие Бога в своей жизни ощущать непосредственным образом, что сейчас нам удается очень-очень редко и в самой минимальной мере. Как только человек расторг единение с Богом, он стал одинок. Поэтому сколько бы вокруг ни было помощников или близких людей, пусть даже по-настоящему любящих, внимательных, заботливых, — все равно пока человек живет на земле, одиночество в какой-то степени будет его уделом. Ведь даже самые близкие и дорогие люди, которые нас понимают и дают нам столь необходимое тепло, не могут постоянно быть рядом, не могут в полной мере избавить нас от ощущения одиночества. Потому что в сердце каждого есть такая глубина, на которую вместе с ним ни один другой человек спуститься не сможет. И это глубина не радости, которую мы все-таки можем с кем-то разделить. Это глубина скорби. Когда мы испытываем скорбь, предельную душевную боль, то оказываемся один на один с бездной собственного страдающего сердца. Но именно там человека встречает Господь, и при этой встрече с Богом, при пребывании с Богом одиночество исчезает.
Можно сказать, что способность человека ощущать себя одиноким является огромным благом — ведь именно это чувство должно привести его к Богу. Блаженный Августин писал: «Бог сотворил нас для Себя, и дотоле мятется сердце мое, доколе оно не успокоится в Боге моем». Бездну человеческого сердца может наполнить только бездна Божества, и только Бог может дать человеку всё, в чем тот испытывает потребность. Так удивительно человек сотворен — он всегда либо будет искать Бога, и в Нем обретать выход из своего одиночества, либо будет от одиночества мучиться и страдать.
Не вопреки замыслу
Библейские слова о том, что нехорошо человеку быть одному, относятся в первую очередь к браку, но тем не менее их можно и нужно понимать шире. То, что человек один и у него никого нет, очень часто означает, что он никого не любит, живет сам в себе и сам для себя. Тот, кто любит людей и умеет дорожить ими, как правило, даже если и один в этой жизни, от одиночества не страдает, потому что перед ним весь мир и он чувствует единство с этим миром, Богом сотворенным. А вот когда человек зациклен на себе самом и не замечает находящихся рядом, он становится действительно болезненно одинок.
Бывает, конечно, и так, что человек по-настоящему внимательно к людям относится, у него много близких и друзей, но он не может найти для себя супруга или супругу и страдает. Такое одиночество трудно назвать благим. Но дело в том, что о каждом человеке, без исключения, у Бога есть некий замысел. И этот замысел появился не одновременно с рождением этого человека в мир, а существовал первоначально еще до сотворения вселенной. В этом и заключается вечность каждого из нас: я не только буду всегда, но я в каком-то смысле и был всегда — присутствовал в намерении Божием. Поэтому мучение человека от отсутствия чего-то или кого-то в его жизни происходит по причине того, что он пытается жить вопреки плану Господа о нем. Есть воля Божия, которая дает нам лучшую из тех возможностей, которую мы могли бы обрести в этой жизни. И если мы чего-то не получаем, то одно из двух: либо у Бога какой-то другой план в отношении нас, либо в нас самих есть что-то, что мешает Богу дать нам желаемое и просимое.
Порой живет человек с четко прописанными самому себе установками: я должен создать семью, родить и вырастить детей, посадить дерево, купить машину, квартиру, достичь того-то и того-то на работе. И никак не может какую-то из этих задач выполнить, и мучается от бесплодных усилий. А другой просто старается во всем, что дал ему Господь и на что его деятельность распространяется, в максимальной степени раскрыться. И всё происходит само: и спутник жизни встречается, и с работой всё получается, и с прочим устраивается. Просто когда мы на чем-то одном зацикливаемся, даже на нужном и важном, и начинаем этого от жизни, от Бога во что бы то ни стало требовать, то не получаем. Нужно уметь принимать те дары, которые Господь нам дает, быть за них благодарными, и Он нам даст гораздо больше — возможно, в том числе, и столь нами желаемое. А в том, что человек безапелляционно хочет чего-то такого, что Господь пока не считает для него полезным, заключается суть неверности Богу.
Как же прийти к ощущению одиночества как блага, а не муки? Путь к этому один, обозначенный апостолом Павлом: любящему Бога всё содействует ко благу (Рим. 8, 28). Одни и те же вещи могут человека и созидать, и разрушать в зависимости от его способности или неспособности видеть в происходящем с ним руку Божию, дар Божий.
Одиноки, но едины
То, что сегодня многие люди фатально одиноки тем болезненным и не благим одиночеством, от которого сходят с ума, кончают жизнь самоубийством и погибают, — это не иллюзия. Мир стареет и так или иначе приближается к своему концу — близкому или не очень, — и естественно, что это движение наполнено всеми теми процессами, о которых Господь предупреждает в Евангелии: и умалением веры, и оскудением любви. Наше время характеризуется не просто расцветом самолюбия, а прямо-таки болезненной влюбленностью людей в самих себя. А чем больше любит человек себя, тем более он одинок. Нежелание никого вокруг замечать — реализация в жизни человека молитвы сатаны, можно сказать и так. Мы помним так называемую первосвященническую молитву Христа Спасителя, в которой Он говорит: Отче (…) да будут все едино (Ин. 17, 21). Воля Божия заключается в том, чтобы сотворенные Им люди, по естеству одинокие, были тем не менее едиными в любви, в своей вере в Него и составляли единое целое — Церковь. Но мы знаем, что сатана просил власти сеять этих людей, созданных для единства, как пшеницу (см.: Лк. 22, 31), то есть рассеивать нас в разные стороны, чтобы мы не пребывали друг с другом в Христовой любви. Поэтому тот, кто сам себя от единства отторгает, исполняет как раз это прошение и, безусловно, впадает в очень злое, гибельное состояние.
Почему та молитва, которую Господь дает нам, начинается со слов «Отче наш»? Множество толкователей обращали на это внимание — именно «наш». Не «мой» только лишь — нет, наш. Мы — семья. Только через это понимание, это ощущение человек встает на путь спасения, а пока «мой», «моё», «мне», «меня», он остается вне спасительного пути.
Фото из открытых Интернет-источников
Газета «Православная вера» № 9 (533)
Комментарии 5
Что такое одиночество?
Каждый из нас хотя бы однажды пережил ситуацию, в которой ощутил себя оставленным, и, прежде всего, близкими. От этого, бывает, наворачиваются слезы. А если уж оставляет любимый человек, то это почти трагедия, и хочется выть или плакать навзрыд оттого, что он (или она) вдруг оказывается без своей половины. По словам одной одинокой женщины, она готова прилепиться, как осенний листок, на любую проходящую спину, либо все время попадаться кому-нибудь на глаза с одной целью, чтобы заметили, чтобы как-то догадались, что кроме них есть еще и она, которая нуждается в самом малом – в общении, хотя бы просто попить вместе чаю, – и счастья на целый день.
Странно, но точно так же чувствуют себя одинокие старушки или старики, у которых есть дети и внуки, и даже правнуки. Но они живут одни и страдают оттого, что их не приглашают даже в гости ни дети, ни внуки. И не звонят и не интересуются здоровьем, и не подумают, что, может быть, эта старушка или этот предряхлый старик давно умерли и запах смерти витает в их однокомнатных квартирах.
Как страшно оставаться одному… И с каждым годом одиночество становится все более непереносимой мукой. Наверное, поэтому заводят кошек или собак – хоть какая-то живность в доме. А если всмотреться внимательно в эту прозу нашей жизни, то очень скоро находишь причины такого состояния. Его корни стыдливо скрываются в эгоистической пленке горделивой души человека. Когда в еще молодые годы, мимоходом, растрачивая на пустое здоровье и душевные силы, проходишь, не замечая одинокого соседа по лестничной площадке. И вспоминаешь о нем, когда приезжает «скорая» или другая машина, чтобы увезти навсегда то, что осталось от человека, незаметно ни для кого перешедшего в иной мир.
Или к своим родным детям относишься так, что они, по достижении ими определенной взрослости и материальной самостоятельности, буквально бегут из родного дома с одной целью – обрести свободу, чтобы их не тюкали каждый день за любую мелочь, и почувствовать себя, наконец, человеком, а не плодом диктаторской любви родителей.
Впрочем, одиночеством страдают не только старики. Чувство одиночества стало своеобразной болезнью современного общества.
Даже совсем молодые люди нередко жалуются на одиночество, хотя внешне у них все нормально: семья, дети, но, тем не менее, чувство одиночества периодически возникает не только у взрослых членов семьи, но даже и у детей. У подростков это чувство появляется после того, когда они с раздражением говорят своим родителям: «Не учите меня жить!» А совсем маленькие, недавно родившиеся, плачут оттого, что их подолгу не берут на руки, и уже в этом младенческом возрасте они неосознанно страдают от одиночества.
Еще одна совсем молодая девушка живет в большой и внешне, как кажется, дружной семье. И, тем не менее, тоже страдает от этого чувства, хотя ей до замужества еще не скоро.
Даже в семьях священников встречаются такие же проблемы. Одна женщина – родственница супруги священника, будучи в паломнической поездке, поделилась своим наблюдением: матушка совсем закрутилась с детьми, помощников практически нет, и, несмотря на большое семейство, чувствует себя просто брошенной. Конечно, у батюшки много забот, и он всегда на людях. Все его любят, и он всех любит, и всем он нужен… А дома он совсем другой, как будто его кто подменяет: не то, что строгий, а даже порой злым бывает, и слова его такие колючие. И оправдывает свое отношение к ней и старшему тем, что воспитывает не маменькиного сыночка, а воина — в строгости и беспрекословном повиновении. Неужели это тот скромный семинарист, которого она некогда выбрала себе в мужья, – и так изменился, хоть разводись. Да куда с малыми детьми пойдешь? Вот и смиряется.
Да как же так, да можно ли этому верить? Святитель Тихон Задонский по этому поводу писал: «…ежели дети ваши злы будут, то внучата злейшие, а правнучата и того злейшие. Злой бо отец добра не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим искоренится; а всему тому злу корень и начало есть злое наше воспитание».
Замуж выйти не напасть, как бы замужем не пропасть, – эта русская поговорка ой как точна. Может быть, поэтому православные девушки осторожничают, не бросаются на шею первому попавшемуся. Не рискуют начинать разговор первой. А если даже и говорят на какие-либо темы, то вопрос о замужестве обходят десятой дорогой, чтобы никто не мог и подумать, что какой-то молодой человек ей нравится. Вот и сидит дома одна, вот и мучается одиночеством.
Конечно, если уж коснется молодых сердец любовь, то слова сами собой находятся, да и слов-то никаких особенных не надо. Надо только видеть эти глаза, эти красивые лица двух людей, которые никого вокруг не замечают, и больше ничего им не надо… Вы видели лица влюбленных – они всегда красивые, они светятся. И ходят счастливые до самой свадьбы. Как правило, и потом счастливые, до самой старости, и все у них хорошо, и любящие дети, и внуки, и даже правнуки.
Бывает, правда, и иначе. Поживут немного – первые две-три недели, а потом вдруг проявляется характер. У каждого свой. Потом выясняется, что он по ночам храпит, и к этому надо как-то привыкать. А она любит ходить по магазинам. Потом вдруг открывается, что она не умеет приготовить обед, в лучшем случае может сделать бутерброды. Потом она вдруг ловит его взгляд на других женщинах, пусть даже мимолетный, но взгляд. У нее еще нет ревности, она еще придет, но уже сейчас закрадывается сомнение. С каждым днем открываются все новые непрочитанные страницы, и не всегда приятные. Некоторые и не удивляются этой прозе жизни. Ко всему можно привыкнуть, если есть любовь, а если ее нет, то эта проза жизни постепенно начинает угнетать по-настоящему. И появляется чувство одиночества, как раз в тот момент, когда неуловимым образом растворяется в житейских испытаниях любовь.
А есть семьи бездетные. Поначалу еще нет больших проблем: живут, как говорится, в свое удовольствие. Но с каждым годом это удовольствие улетучивается и наступает момент, когда появляется вопрос. Почему они, такие молодые, здоровые и сильные, не могут родить ребенка? Верующие находят ответ относительно быстро – значит, надо изменить свою жизнь, избавиться от каких-то грехов, либо так угодно Богу и надо потерпеть и ждать милости Божией. Скорее всего, эти молодые люди еще не вполне готовы к рождению ребенка по каким-то обстоятельствам. И Господь медлит исполнить их прошение. И это тоже своего рода одиночество.
В такой ситуации начинают нередко думать: «Может быть, взять ребенка из детского дома и воспитывать, и заменить ему родную мать и родного отца?» Но готовы ли молодые люди к такому подвигу?
Кто бывал в детских учреждениях, знает, как непросто реагирует душа на такое посещение. Достаточно переступить порог детского дома, как на тебя уже смотрят сорок пар любопытных глазенок, и почти все примеривают себя в качестве приемного сына или дочки. Кто-то даже может подойти и сказать: «Возьмите меня с собой, я буду очень послушным». О таких случаях рассказывали те, кто уже посещал эти учреждения, в том числе и по служебному долгу. Дети пытаются использовать любую возможность, только бы их взяли в семью, пусть даже неполную, но взяли, чтобы вдруг нашлась мама, а еще лучше, и папа тоже. Как здесь откажешь, а если и откажешь, что ответишь своему сердцу, которое будет ныть от непонятной причины. Это ведь не собачонка какая или кошечка брошенная, которую тоже помнишь и не можешь забыть кошачьи глаза, ждущие хотя бы прикосновения руки или чего-нибудь съестного.
Не зря ведь в языке есть слово «пол», обозначающее совокупность только мужчин или только женщин. Но это и половина целого, ибо ни мужчина, ни женщина не могут составлять некое целое в своем одиночестве.
Есть ли какой-нибудь выход из одиночества? Без жертвенности — никак.
Человек, в котором глубоко сидит гордынька эгоиста, привыкает жить один потому, что ему так комфортно, потому, что он не может смириться с тем, что кто-то будет рядом и потребует его время, его внимание, а возможно, даже начнет командовать, подчинять себе, своим прихотям и привычкам, а без любви вытерпеть такое можно лишь в случае, если этот кто-то родная мать или отец, брат или сестра.
Наверное, поэтому так много разводов, не могут ужиться два одиночества, два человека, каждый из которых ищет свою выгоду, свое удовольствие от жизни, но только до тех пор, пока сама жизнь не предъявит к ним серьезных требований. И тогда это сожительство рассыпается в прах, разбегаются два одиночества и спешат каждый в свою прежнюю скорлупу до следующей встречи с таким же одиночеством. Здесь нет семьи, здесь обычное сожительство. В нашем социуме вполне открыто сложился морально терпимый образ жизни молодых людей, которые позволяют себе все, не будучи в браке. Они тоже одиноки, понимая, что их отношения временны. Особенно от этого страдают девушки-женщины, почти всегда стремящиеся создать семью и рожать детей.
А как живут те, кто одиночество избрал в качестве единственного пути спасения своей души? Как живут монахи? Чтобы ответить на этот вопрос, надо быть монахом, иначе все ответы будут далеки от истины.
Из литературы, в том числе художественной, мы знаем о трудностях монашеской жизни. Какими удивительными являются для нас примеры святых угодников Божиих — преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Ведь они в буквальном смысле обрекали себя на одиночество: в глухих лесах обустраивали свои кельи и молились день и ночь, не страшась ни холода, ни зноя, питаясь тем, что Бог пошлет. Чтобы уйти в монастырь и принять постриг, надо быть готовым умереть для мира. Дадут другое имя, а твое уйдет в небытие и останется только в паспорте и иных государственных учетах, а фамилия будет упоминаться в скобках после имени, которое дается при постриге.
Но что означает – умереть для мира? Забыть всех своих друзей и даже родственников и переселиться из комфортной квартиры в какую-то келью? Но и эта жизнь подойдет когда-нибудь к последнему своему рубежу и тогда придет действительное одиночество, когда монах или монахиня, обремененные болезнями и изрядно состарившиеся, предстанут перед лицом не мнимой, а вполне реальной смерти. Мнимое одиночество завершится встречей наедине с последней минутой. Умирает человек один, так же, как всегда умирали и умирают смертные, и трепещет душа от ужаса смертного и своего одиночества.
Сам Господь Бог наш Иисус Христос, когда был распят на Кресте, также испытал чувство одиночества и оставленности. В Евангелие от Матфея мы читаем: «…около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?» (Мф., 27,46). Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, поясняет эти слова Спасителя так: «…Он истинный человек, а не призрачный, ибо человек, будучи животолюбив, по естеству своему хочет пожить. Поэтому, как в том случае, когда скорбел и тосковал, Он показывал в Себе естественно свойственную нам боязнь смерти, так теперь, когда говорит: для чего Ты Меня оставил? – обнаруживает в Себе естественную любовь к жизни».
Как же избежать чувства одиночества? Есть ли хоть какое-то лекарство духовного свойства?
Святые отцы Церкви, и не только они, говорят, что есть. И об этом мы слышим почти каждый раз, когда находимся в храме на богослужении, когда поют или читают тексты, наполненные божественной любовью Господа нашего Иисуса Христа к нам, грешным. Вспоминаем ли мы своего Ангела-хранителя? А ведь он всегда рядом, просто мы о нем забываем, и потому не обращаемся к нему за помощью, потому, что наша духовная жизнь в лучшем случае ограничивается храмом и богослужением. И поэтому не ощущаем его постоянного присутствия. Именно он будет сопровождать душу умершего после земной жизни, дабы она не устрашилась картины Страшного суда. Мы ведь даже забываем о нем, когда стоим перед выбором: совершить грех или воздержаться от него. В данной ситуации каждый человек находится в некотором одиночестве, потому что за него никто не примет решения, грешить ему или не грешить. Более того, он даже забывает обратиться молитвенно за советом и помощью Богу, к своему Ангелу-хранителю или просто к духовному наставнику. А после совершения греха мается, потому что чувство одиночества усиливается, и человек хочет спрятаться от людей, как Адам и Ева пытались спрятаться от Бога после грехопадения
Вместе с Ангелом-хранителем за каждого крещеного человека молится святой угодник Божий, чье святое имя он носит. Сама Пресвятая Богородица простирает свой честной Покров над каждой заблудшей душой, потому что Господь Бог Иисус Христос любит каждого безмерно. Вот же оно, лекарство от одиночества, – исполняй заповеди Божьи, люби ближнего, проси у Господа помощи — и ты уже не одинок.
Любовь есть верное лекарство от одиночества. Даже если тебе очень плохо и ты находишься в крайней ситуации, но кого-то любишь и пытаешься помочь любимому человеку, или малознакомому, или вовсе незнакомому, то ради этой твоей жертвенной любви Господь пошлет тебе помощников и укрепит твой дух Своей благодатию, ни с чем не сравнимою на земле. Быть вместе с Богом, соединиться с ним, – значит достичь Царства Божия, которое внутри нас. Невозможность видеть Бога, а тем более соединиться с ним, – это состояние ада.
Избави нас всех Господи от чувства оставленности и одиночества!
Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Издано в Синодальной типографии. Москва, 1889. — С.118.
Феофилакт Болгарский. Благовестник. Книга первая. Изд-во Сретенского монастыря. М., 2000, С.245.
Протоиерей Александр Шестак
Ты не одинок
Главный герой фильма «Ты не одинок» (Koi… Mil Gaya) -Санжай Мехра — ученый, который мечтает вступить в контакт с инопланетянами. Наконец он создал аппарат, который способен отправлять послания в космос. Его мечта стала явью, когда, в ответ на компьютерный сигнал, в небе появляется инопланетный объект. Но прежде чем Санжай испытал удовольствие от своего триумфа, он и его супруга Соня попали в автомобильную катастрофу, в итоге которой ученый погибает. Его сын — Рохит — умственно отсталый мальчик, чья жизнь превращается в одни сплошные мучения. Его единственный друг — Ниша, чья сердобольность притягивает ее к Рохиту. В один прекрасный день Рохит обнаруживает старый компьютер отца и уговаривает Нишу помочь. Они оба поражаются пейзажам и механизмам, которые появляются на экране и продолжают эксперименты с аппаратом, даже осознавая последствий этого. Осветив космическим светом весь городок, в ночном небе появился огромное космическое судно. Их городу предстоят и другие необычные находки — отпечаток ног, которые не принадлежат ни одному живому земному существу. Что это означает? Кого еще отыщут Рохит и Ниша? И чем все это закончится?
Ты не одинок (2003)
Про что фильм «Ты не одинок / Koi… Mil Gaya (2003)»
Санджей Мехра — молодой и целенаправленный ученый, который исследует просторы космоса. Но когда он делился своими достижениями с коллегами, о те подняли его теорию на смех. А тем времен инопланетяне, вызванные Мехре — планировали прилететь на Землю. И во время их посадки ученый так был поражен, что его догадки подтвердились, что не справился с управлением автомобиля и попал в аварию. Он умер на месте, а его беременная жена получила незначительные травмы, но в дальнейшем они отразились на их сыне. Он родился с отклонениями, что не позволило закончить школу и он продолжал учиться в начальном классе, а его лучшими друзьями были дети.
Однажды Рохит познакомился с красивой девушкой, но их знакомство началось с неприятного инцидента — он над ней пошутил. Но мама парня загладила конфликт и объяснила причину такого поведения. И Ниша стала с ним дружить, а позже они нашли старый компьютер его отца и когда они его включили, то случайно вызвали пришельцев на Землю. Но когда те приземлились, то оказалось, что на них была засада и они быстро покинули Землю, но забыли одного члена команды. И тому пришлось скрыться с места и спрятаться в доме Мехры.
Женское одиночество
«И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 18, 22–24).
Что ищет женщина?
Основа одиночества — ложное самоопределение. Спасительной «соломинкой» является любовь к Богу. Одиночество – очень серьёзное испытание для любого человека, а для женщины – вдвойне. Бог создал мужчину первым, и тот какое-то время пребывал в одиночестве. Но женщина – другое дело, её сердце постоянно требует, буквально с малых лет, быть любящим, приносить радость, жертвовать собой ради мужа, детей…
Когда-то, будучи одинокой женщиной, мне казалось, что я несправедливо обделена, что Господь любит других больше чем меня. Я словно находилась в чёрной комнате одиночества, и не видела даже маленького лучика надежды… Тогда я стала искать выход.
По мере продвижения вперёд, в поисках выхода, я стала понимать, что не обладаю тем, что необходимо для осуществления моей мечты. Я не хотела, чтобы мои дети оказались в той же чёрной комнате…
В казалось бы безвыходных ситуациях я всегда вспоминаю Евангельский отрывок: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф 6, 33).
Посмотрим, как толкует эти слова Свт. Иоанн Златоуст:
Удалив от нас всякую мысль об излишних заботах, Христос упомянул и о небесах; Он для того и пришел, чтобы разрушить древнее, и призвать нас к лучшему отечеству; потому Он все делает, чтобы удалить нас от излишеств и от пристрастия к земным вещам. Для того и о язычниках упомянул, сказав, что этого ищут язычники, которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не рассуждают о будущности и не думают о небесах. А для вас должно быть не это важно, но другое. Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага. Итак, усиленно и заботиться и молиться о земном не должно. Потому Спаситель и сказал: ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам. И не сказал: даны будут, но – приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он ине повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать к Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих.
Конечно, мы все так устроены, что желаем счастья здесь и сейчас, казалось бы — простого человеческого счастья. Но сколько раз мне приходилось сталкиваться с обратной стороной вопроса, когда человек буквально выпрашивал у Господа, как капризный ребёнок, это «земное счастье», и оно вдруг превращалось в непрекращающийся земной кошмар. Примеров тому, к сожалению, очень много. Самая распространённая беда – это не готовность принять бремя семьи.
Чем мы себя обманываем?
Я размышляла о том, может ли женщина в полной мере воспитать ребёнка в любви, дать ему ту внутреннюю направленность, которой сама она не обладает? Впоследствии дети из таких казалось бы воцерковлённых семей наотрез отказываются посещать храм, говорить о Боге, думать о спасении. Потому что не было основы, той глубины и того стержня, на который нанизывалось бы по крупицам духовное воспитание.
Вот что сказал об этом великий русский философ Иван Ильин:
«Окружающий нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые художники; и все эти явления сводятся в последнем счете к тому, что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти сумели дать своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные раны, иногда даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в душу, но не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души…»
Женщина-мать должна напитать своих детей любовью, той необъятной глубиной, в которой растворяется детская душа, пребывая в счастье и гармонии. И эта глубина должна быть в Боге, иначе всё будет лишь казаться, оставаясь всего лишь внешним благочестием.
Я знаю женщин, которые родили «для себя», отчаявшись обрести нормальную семейную жизнь. Все эти истории «родивших для себя», увы, не благоухают счастьем. Дети так или иначе страдают: либо определёнными заболеваниями, либо отклоняющимся поведением, либо вообще отторжением самой матерью. Да, да! Именно это встречается очень часто: женщина, которая так хотела ребёнка, сама же впоследствии начинала считать его обузой и препятствием для того чтобы устроить свою личную жизнь. Ведь полноты семейного счастья так и не получилось, потому что в мечтах она представляла себе всё совершенно иначе. В этом и заключается чудовищный обман мечты.
Женские страхи
Страхи, как правило, основаны на недоверии Богу. Человек идёт по жизни, словно проваливаясь в трясину, ощущая ужас от неуверенности в будущем. Биологический возраст – это то, чем пугают женщину врачи, родственники, друзья: «Не успеешь родить, роди хотя бы для себя!» Таким образом, боясь вовремя не исполнить своё предназначение стать матерью, женщиной овладевает самопрогнозируемое пророчество. Из памяти словно по волшебству исчезают библейские примеры тех женщин, которые родили детей в почтенном возрасте. Но ведь и в обычной жизни такие примеры встречаются, вопреки любой человеческой логике, не вмещаясь ни в какие медицинские параметры.
Мне рассказала эту историю красивая восемнадцатилетняя девушка. Мать этой девушки, забеременнев в сорок шесть лет, поспешила к врачам и в ужасе просила их избавить её от неожиданного «сюрприза».. И только благодаря упорству мужа, который запер жену в доме и не пустил на аборт, этот чудесный ребёнок родился на свет. Всю беременность мать пребывала в депрессии, ведь врачи не оставляли шанса, что мать в таком «престарелом» возрасте сможет выносить и родить здорового малыша. Но Господь не выше ли человеческих предположений? Родилась красивая, одарённая девочка, и, думается мне, по молитвам отца, который безгранично любил своё чадо, находящееся в утробе матери. Любовь творит чудеса. Любовь к Богу, а значит – доверие Ему.
Раздвоение жизненного пространства.
Личностная направленность важная составляющая в жизни человека, именно она определяет основу его деятельности: то, к чему стремится человек, его самоопределение, ценностные ориентации и т. д. Таким образом, получается, что человек, переключившись на второстепенное – стремление создать семью, теряет главное – Бога в жизни. Личностная направленность не Христоцентрична, а значит, неизбежно происходит внутренний конфликт.
Если всё в жизни, как нам кажется, мы делаем правильно, или хотя бы стремимся делать правильно, то почему же тогда возникают странные желания: выпить, покончить с жизнью, забыться, уйти от реальности. Почему так тягостно на душе и порой хочется кричать от отчаяния? Ответ прост – одиночество без веры. То, о чём сказал святитель Николай Сербский:
«Я не боюсь одиночества без людей, я боюсь духовного одиночества — одиночества без веры.»
Если до конца быть честным перед самим собой, то можем ли мы сказать, что верим и доверяем Богу? И нет ли в нашей жизни раздвоения: одна половина как будто принадлежит Богу, а другая половина – там, где Бога нет. Проверить очень просто, проанализировав собственные мысли: на что направлены, чем наполнены, в каких действиях проявляются. Если мысли женщины сконцентрированы только на том, что она одинока, то что же она видит вокруг? Куда обращён её взгляд? Все те мелочи, на которые она обращает внимание, полностью занимают всё внутреннее пространство: «у той жених появился», «у этой ребёнок родился», «другая с коляской глаза мозолит перед моим домом» и т. д. А в это время «духовное Я» требует другой пищи, ищет другой точки опоры, но «Наличное Я» упорно вытесняет этот внутренний голос, не желая слушать ни о чём. Жизнь превращается в самобичевание: «Я всё делаю по-правильному, но почему-то до сих пор одна. За что? Что во мне не так?»
Жертвенная любовь или жертва в «любви»?
Семья – это труд, это каждодневное отречение от своего «Я», это бесконечное жертвенное служение ближним. Представлять себе это легче, чем исполнить на деле.
Я вспоминаю одну молодую семейную пару, прихожан нашего храма в России. Она – красавица, стройная, с правильными чертами лица; он – настоящий русский богатырь, брюнет, с редкой проседью, с очень глубоким мудрым взглядом. Одна особенность – она возила его в храм на инвалидной коляске. Он неизменно был одет в камуфляж и было понятно, что инвалидность он получил в результате ранения на войне… Я всматривалась в лицо этой женщины, в её полные печали глаза… И думаю, что не только я, но и многие из наших прихожан замечали наряду с усталостью в глазах этой женщины какое-то внутреннее свечение, непередаваемое ощущение теплоты. Эта молодая жена несла свой крест, жертвенное служение. Знала ли она, что именно таким образом обернётся её семейная жизнь? Они даже не успели родить ребёнка…
А вот ещё один пример. Женщине Господь дал всё: дом –полная чаша, муж, дети. Трудности были, не без этого, но всё, о чём так долго она просила наконец вошло в её жизнь. И вдруг – непонятная тоска, отчаяние, вспышки гнева, алкоголь… Страдали все – и дети, и муж, и сама женщина…
Готовы ли мы к любым поворотам семейной жизни? Жертвенна ли наша любовь, о которой так много мечтается? Или быть может это только ловушка, и жертвой станем мы сами, оказавшись «прикованными» к семейному очагу.
Семейный очаг – кастрюли и сковородки?
Начнётся рутина, бесконечные однообразные дни семейного «счастья». Но что такое центр в семейной жизни? Неужели это – кастрюли и сковородки, готовка, стирка, уборка? Если только это – всё пропало. Центром семейной жизни опять же должен быть Бог. Всё в семье вращается вокруг главной цели – Бога. Но представьте, если до замужества Ваши мысли были целиком заняты только тем, как избавиться от одиночества и выйти замуж, то после замужества какие мечты займут это место? Образуется некая бесцельность существования – ведь всё уже есть, мечтать больше не о чем. Я встречала женщин, мысли которых занимала прямо противоположная идея – вернуть свободу и забыть семейную жизнь как страшный сон. Семейный очаг не мог возгореться в полную силу, потому что пламени в сердце женщины не было. Не зря ведь женщину зовут «хранительницей семейного очага». Хранительница – какое необыкновенное по силе и глубине предназначение!
Готовы ли мы принять этот священный огонь и бережно хранить его всю жизнь?
Выход всё же нашёлся.
Как женщина, которая прошла этот путь «от» и «до», для себя я увидела выход в апостольских словах: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите, ибо такова о Вас воля Бога». Выбираясь из чёрной комнаты одиночества, я твердила себе:
Как смириться? – благодарить
Как не потярять надежду? – непрестанно молиться
Как не впасть в отчаяние? – радоваться даже мелочам
Как не обозлиться, не завидовать? – смотреть только в своё сердце.
ОДИНОЧЕСТВО ВЕРУЮЩЕГО – ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ, ИЛИ ЗАЩИТА?
ОДИНОКОМУ И РАЙ НЕ РАЙ
Одиночество было первым неприятным чувством, с которым прямо в Раю пришлось познакомиться человеку.
«Не хорошо быть человеку одному»,- сказал тогда Господь Бог, и даровал Адаму жену. Человек сиял от радости. Как же нужно было прилепиться к жене, чтобы сказать о ней: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей»! Наверное, за всю историю не так много находилось мужей, которые бы от сердца подобным образом отзывались о своих женах. Адам весьма высоко ценил свое избавление от одиночества.
Бог не сотворил человека для одиночества. Бог вообще, много чего не предусматривал для человека, в том числе старость, болезни, саму смерть. Однако все это есть, существует, и терроризирует людей. Одиночество – из той же команды.
ПРИЧИНЫ ОДИНОЧЕСТВА
Веской причиной возникновения чувства одиночества, даже как бы ненужности, собственной никчемности, является пренебрежение Заповедями Бога. Например, Адам. Бог его избавил от одиночества. Раньше одинокому Адаму было «не хорошо», а потом, после вмешательства Бога, ему стало «хорошо».
Но, добрый Бог не вложил в человека механическую программу, по которой человеку всегда было бы «хорошо». Бог предоставил человеку свободу выбора. Бог постановил, что дальнейшее душевное состояние человека, хорошее, или плохое, зависит от самого человека. Чтобы комфортное душевное состояние Адама продолжалось, он должен был слушать Бога.
Адам и Ева не послушали Бога, нарушили Его заповедь. Из-за этого их внутреннее равновесие разрушилось, положительные эмоции сменились на отрицательные. Теперь они хоть и жили рядом, но каждый из них ощущал настоящее одиночество и пустоту. Как уже где-то говорилось, косвенным доказательством их депрессивного состояния, в котором они пребывали после изгнания из рая, есть факт, что, после рождения Каина и Авеля, у Адама и Евы долго не было других детей, настолько долго, что сыновья стали взрослыми, и определились относительно рода занятий… Вопрос: Почему так долго еще не рожала Ева? Ясно, что физически Адам и Ева были здоровы. Проблема заключалась в их психике. Лишь потеря обоих детей принудила их вновь потянуться друг к другу.
Чувство одиночества, приобретенное вследствие нарушения Божьих законов, есть одно из самых тяжких бедствий, которые могут постигнуть человека. Не приведи Господь, кому-нибудь столкнуться с ним!
ИСПЫТАНИЕ ОДИНОЧЕСТВОМ
Имеются и другие причины чувства одиночества. Одна из них – прямая атака дьявола. Великий мученик Иов, ограбленный, избитый сатаной, в апогее мучений остался в полном одиночестве. Когда на него свалилось чудовищное горе, ни один человек, самый близкий, видя его невозможные страдания, не сказал ему ни единого доброго слова. Не зная подлинной причины своих мук, Иов жаловался: «Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Пришлые в дому моем и служанки мои чужаком считают меня; посторонним стал я в глазах их. Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его. Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. Даже малые дети презирают меня; поднимаюсь, и они издеваются надо мною. Гнушаются мною все наперсники мои; и те, которых я любил, обратились против меня». (Иов 19:13-19).
Испытание одиночеством входит в обязательный ассортимент сатанинских приемов нападения на верующих людей. Оно всегда приходит в трудную минуту. Когда тебе тяжело, тогда ты и остаешься в одиночестве. Именно так случается по сценарию искусителя!
Сегодня, как и в древние времена, испытание одиночеством является мощным орудием дьявола в борьбе с людьми, стремящимися к праведности. «А, ты не хочешь быть как мы? Не участвуешь в наших «мероприятиях»? Захотела быть святой? Не будем с тобой дружить! Оставайся в одиночестве!..». И это срабатывает. Человек боится остаться в одиночестве, и соглашается, становится частью стада, к сожалению.
Но не только не верующие прибегают к угрозам оставить в одиночестве. Этим же методом широко пользуется и религия. Причем, аргументация, практически не отличается от бульварной. «…Ты не разделяешь наших пониманий (каких-то) Библейских текстов? Не желаешь быть как мы? Не будем с тобой общаться! Оставайся один…».
За попытку обрести духовную независимость, религия наказывает жестким буквальным одиночеством. Религия использует угрозу оставить человека в одиночестве, как шантаж, как способ удержания адепта в своей власти.
Во многих религиях «лишение общения с духовными братьями и сестрами» является высшей мерой наказания, эквивалент смертному приговору. Запуганные религиозными лжеучителями люди реально боятся его. Они готовы переступить через свою совесть, готовы закрывать глаза на многие лжеучения их религии, только бы не лишиться «общения».
По-видимому, эти люди пребывают в духовном детстве. Духовно взрослыми они, все еще, не стали. Как младенцам, им необходимо держаться за подол мамы, даже когда мама с папиросой в зубах и пьяна…
ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА БОЖЬЕГО
Чувство одиночества — серьезная вещь, способная угрожать душевному равновесию даже сильнейших праведников. Характерен пример пророка Илии.
«И сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал… пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее…». (3 Царств 19 гл).
История пророка Илии достаточно хорошо известна людям, читающим Библию. Этот великий пророк, в какое-то время впал, как бы сегодня сказали, в жестокую депрессию. «(Илия) отошел в пустыню на день пути, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих». (3 Царств 19:4).
Причиной такого состояния пророка было положение, в котором он оказался. Илия остался в одиночестве. В целом Израиле, во всей нации не нашлось никого, кто поддержал бы Илию в его служении Богу. «…Остался я один…»,- горестно констатировал пророк.
Надо же, как бывает! Служил Богу, выполнял великую миссию. И – заработал себе тяжелую депрессию…
Как видно из Писания, от чувства одиночества не застрахованы даже самые выдающиеся Божьи служители. Вот еще пример. Псалмопевец пишет: «…я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах. Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле…». (Псл.101:7,8).
Кто бы мог подумать! Это говорит могущественный царь Давид, не знавший военных поражений. Другие цари у его ног валялись в пыли, умоляя о пощаде. Про него в народе слагали хвалебные песни. У него был и Дом Божий и славные богослужения. В любое время перед ним готовы были петь и плясать профессиональные артисты. У него имелось шесть жен, «комплексная бригада» наложниц, куча детей. Также и преданные друзья у него были.
А ему, оказывается, все не так, и он сидит, «как филин на развалинах, уподобился пеликану в пустыне»… О как все не просто в душе человека! Особенно, если человек и пророк, и поэт…
КАЖУЩЕЕСЯ ОДИНОЧЕСТВО ПРАВЕДНИКА
Что касается праведников, слуг Божьих, им чувство одиночества посылается как испытание, служащее для блага, для укрепления их веры и надежды на Бога. На самом же деле их одиночество – кажущееся. У Бога праведников много, великое множество. Попавший в клещи одиночества праведник лишь думает, что является одиноким.
Божий человек никогда не бывает одиноким. Пророку Илье, в ответ на его жалобу насчет одиночества, Бог ответил: «…Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей: всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его».
В Израиле было целое войско праведников! А Илия ничего про них не знал, и считал себя одиноким.
В связи с этим позволительно предположить, (в качестве небольшого отступления от основной темы), что еще со времен Илии Господь уже показывал, что Церковь Христа на земле, в то время, когда зло необычайно усилится, в то время Церковь Христа будет невидима, так, что даже праведники не узнают ее «в лицо».
Сегодня все одинокие, изгнанные из религий за правду, все «лишенные общения» за истину Христа должны понимать, что, таких как они, у Бога — «семь тысяч». Таких как они, у Бога – великое множество.
А пока для учеников Христа одиночество на какое-то время вполне может сделаться реальностью. Не так давно приезжий брат сокрушался: «Если бы я был алкоголиком, у меня было бы много друзей. А так, со своей верой во Христа, приходится сидеть одному…».
Господь Иисус говорил: «Кто ради Меня оставит жену, детей… тот получит во сто крат уже в это время, среди гонений…». (Марк 10:29,30). Данные слова Христа не значат, что человек, верный Христу, буквально получит стократное возмещение за свое самопожертвование, в том числе и в плане общения. Вот с этим то, как раз, и не тот час, и не буквально. А религии трактуют эти слова Христа по букве, используя их как приманку для доверчивых душ, чтобы улавливать их в свои сети.
К ОДИНОКОМУ ПРИХОДИТ ХРИСТОС
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3:20).
Если в сердце человека вошел Христос, тогда этот человек никак не будет одиноким. Я знал одного брата, которого при Хрущеве за веру в Бога три года держали в одиночной камере во Владимирском централе. И что? Ничего! Ни психика его не нарушилась, ни жизненный положительный настрой не погас. Почему? Потому что с ним там, в камере постоянно был Христос. Человека держала вера. И он выстоял, победил.
Также общеизвестно, что есть много верующих, формальных членов религиозных организаций, которые физически окружены большим и шумным общением. Однако же внутри, в душе эти люди чувствуют себя одинокими. Да, у них есть все, и семьи, и друзья. Но почему-то внутри у них все равно как-то не так…
Проблема чувства одиночества, это – проблема духовной самостоятельности. Избавление от этого гнетущего чувства предоставляет Христос. Если в человеке нет Христа, тогда его и толпа доброжелателей не спасет от одиночества. Дух Божий – вот живительное средство, побеждающее одиночество. Одиночество удел душевных людей. Духовный не бывает одиноким.
«Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь». (Псл. 33:20).
Одиночество, как тяжелая болезнь, и как смерть, может в любой момент свалиться на любого человека. Верующему, человеку Божьему не страшны тяжелые болезни, даже не страшна смерть. У него есть вера, которая дает надежду в самой трудной ситуации. Одиночество принадлежит к тем же трудным ситуациям, в которых может помочь только вера Богу и надежда на Него.
Никто не застрахован от чувства одиночества. Имеешь общение, радуешься доброму сообществу? Отлично! Слава Богу! Это – как радость от хорошего здоровья. Но, здравомыслящий человек знает, что на его здоровье всегда может совершиться атака со стороны какой-нибудь болезни.
Так и с одиночеством. Друзья-подруги отвернутся. Компания отвергнет. Жена (муж) изменит. Дети перестанут общаться. Все это случается с людьми, в том числе и с верующими.
Одиночество – болезненное следствие не совершенства человека. Как всякая болезнь, одиночество может быть смертельным, а может и не смертельным. Все зависит от характера, условий, а также от лечения.
Есть тысячи человеческих рецептов от чувства одиночества. Они кому-то помогают, а кому-то нет. Как и в обычных болезнях. Однако наилучшим врачом от одиночества является Господь Иисус Христос.
Главная проблема человека в том, что человек предназначен для вечной жизни, а он умирает. Суть проблемы — в противоречии между заложенной в человека вечностью, и реальной смертностью. Зачем, зачем все нужно, если придется умереть? Если смерть неизбежна и безвозвратна, то ничего не имеет смысла!
Это противоречие разрывает. Пока человек не поймет, что смерть ему не страшна, пока не убедится, что не умрет, но временно заснет, пока это человек не усвоит, его внутренний мир не успокоится, его душа не перестанет болеть. И не поможет никакое богатство, никакая роскошь, развлечения и удовольствия жизни.
Христос исцеляет болящую душу человека. Христос уничтожает внутреннее человеческое противоречие между вечностью и смертностью.
Учение Христа предоставляет именно уверенность в бесконечности жизни. Почему со всех сторон обеспеченный Псалмопевец ночью не развлекался, а сидел «как одинокая птица»? Человек мучился. Он чувствовал, что его богатства, слава, роскошь, есть не то. Не так должен жить человек. А как? В его время Закон Божий не отвечал на такие вопросы. До Христа еще было тысячу лет…
ОДИНОЧЕСТВО СПАСАЮЩЕЕ
«Худые сообщества развращают добрые нравы». (Апостол Павел).
Перед Вторым Пришествием Христа одиночество, в смысле духовной независимости от буквального собрания-церкви, для верующего человека может быть полезным, или даже спасительным. Говоря о времени перед Своим Вторым Пришествием, Господь предупреждал: «Восстанут лжехристы и лжепророки… и прельстят многих».
Где появятся эти лжехристы-лжепомазанники? Они появятся у христиан, в их церквах-собраниях. И тогда все верующие, которые находятся в тех церквах, так или иначе, подпадут под влияние лжехристов.
Можно ли сказать, что в Последнее время найдутся какие-то религиозные объединения, церкви, собрания, в которых не будут править лжеучителя и лжепомазанники? Нет! Священное Писание четко показывает, что перед Вторым Пришествием Христа все религии будут находиться под властью антихристов. Написано: «…Придет отступление …Человек греха, сын погибели …сядет в храме Божьем…». (2 Фессал. 2:3-4).
Что такое «храм Божий», в котором сядет антихрист? На этот вопрос ответ очевиден. Если для кого-то храмом является православие, значит, в нем и воцарится антихрист. А для другого храмом есть католический костел? Что ж, и в католицизме будет править антихрист. Равно и другие церкви-религиозные организации, типа баптистов, свидетелей Иеговы, и т.п., которые для своих адептов являются храмом Божьим. И в них перед Вторым Пришествием Христа руководить будет сатана. В Священном Писании черным по белому написано: «»…Человек греха, сын погибели …сядет в храме Божьем…». То есть, чистого, неоскверненного Божьего храма на земле не будет.
Перед Вторым Пришествием Христа не останется ни одной организованной религии, где бы ни взяли верх антихристы.
В такой ситуации как смогут приверженцы тех религий сохранить веру и праведность? Никак. Всякий, кто слушает лжехриста, сам превращается в лжехриста.
Что же придется делать? Никуда не ходить? Оставаться в одиночестве? Ответ прежний: Быть с Христом, идти к Христу. Впустить Христа в свое сердце. И тогда не будешь чувствовать себя одиноким, независимо, ходишь ли пока на собрания-богослужения «родной» религии, или уже тебя изгнали.
Одиночество не подарок. «Не хорошо быть человеку одному»,- в самом начале сказал Творец человека. Одиночество – скорбь и печаль. Победить чувство одиночества дано только верующему. Вера Богу есть победа над одиночеством, и над всеми другими атаками противника. Только верующий имеет силу терпеть невзгоды, которые сваливаются на человека.
Православные истории
Когда Татьяне стукнуло тридцать, она поняла, что отчаянно хочет замуж. Еще недавно она снисходительно посмеивалась над «раскапустившимися» подружками, по пять часов кряду обсуждавшими, чем лучше заправлять борщ и как вылечить ребенку насморк.
Тане было непонятно, какой кайф они ловят от стирки, глажки и «Курочки Рябы» вместе взятых. Теперь же никому не нужная красавица с высшим образованием, классным маникюром и искрометным чувством юмора понимала их счастье: ей уже грезились мокрые пеленки, бутылочки из-под молока и мужские носки, разбросанные повсюду. Ей хотелось, чтобы ее любили безкорыстно и доверчиво, как умеют только дети, чтобы ее дом стал шумным и теплым. Ей хотелось быть счастливой. Но – как?
Таня никогда не страдала от недостатка мужского внимания, просто с годами она становилась более требовательной к другим. Юношеский максимализм и доверчивость исчезли безвозвратно: она уже давно не тратила времени на мужчину, если ей сразу что-то в нем не нравилось. А это «что-то» обязательно да находилось. Тане надоело снисходить до кого-то, она хотела получить всё и сразу. Вы скажете: хочешь стать генеральшей – надо выходить за полковника! Но как разглядеть в незнакомом солдате потенциального полковника с перспективой генерала?!
И стала Татьяна по совету знакомых больше в «свет» выходить. Но случайные знакомства в клубах-ресторанах не имели продолжения: вечером увидела – утром позабыла. Мама, воспитавшая Таню принципиальной и гордой, не поверила бы: ее дочь стала знакомиться в транспорте, магазине, чатах и даже по мобильному!
Так, пребывая в активном, но бездумном поиске, Таня однажды оказалась на венчании своих знакомых. Казалось, что речь священника была обращена именно к ней, хотя в церкви было полно народу.
«Почему человек страдает от одиночества? Бегает, ищет, бросается без разбору на каждого, кто готов его приласкать? – Мало доверия к Богу стало. Думает судьбу свою устроить на свой вкус, без Божьей воли на то и участия. А ведь люди встречают друг друга не случайно, и браки совершаются на небесах. А из легкомысленных, самонадеянных потуг опустошается душа и тело: в лучшем случае – развод, в худшем – брошенные дети…
Зачем бездействовать и ждать, пока с неба упадет твое счастье? Надо готовить себя к встрече. Как? Не размениваться на случайные связи, которые не несут ничего, кроме духовной и физической потертости, изношенности. Хранить свою любовь и нежность для будущего мужа, беречь свое тело для вынашивания здоровых и сильных детей. Не забывать, что встречаем мы тех, кого заслуживаем себе в спутники. Подобное, как известно, притягивается к подобному. Поэтому важно определиться, кого ты хочешь встретить, и что для тебя важнее всего в мужчине: его ли душевные качества, его ли деловые черты, его ли воспитание. Если нужен тебе порядочный муж, заботливый отец, понимающий друг, то ты и сама должна быть такой, чтобы он тебя нашел и разглядел.
Не надо чураться общения и встреч, надо избегать нечистоты и невежества. Нельзя в горделивости своей предполагать, что мы лучше знаем, кто нам нужен, мы порой себя не знаем до конца. Надо ввериться целиком воле Божьей и неустанно просить его устроить твою жизнь.
Ну, а если не суждено встретить свою половину? Можно ли жить без семьи в миру? Трудно, но возможно. Это удел не многих, ведь для православного человека только два пути – либо в семью, либо в монастырь. Но были и есть такие, которые безкорыстно посвящают себя служению другим и не чувствуют себя одинокими и забытыми. Ведь когда сердце наполнено любовью к людям, весь мир для тебя – твоя семья.»
…Спустя несколько лет после знакомства с Таней я решила узнать, как она живет сейчас. Дверь мне открыла красивая молодая женщина с мокрыми штанишками в руках. Их обладатель подбежал сзади и выглядывал, спрятавшись за маму. Татьяна рассказала мне, что замужем уже два года, с мужем познакомилась во время поездки на Валаам. Сейчас они ждут второго малыша. Я не стала спрашивать у Тани, счастлива ли она, – это читалось на ее светящемся лице…