Содержание
- История создания повести «Очарованный странник» Лескова
- Очарованный странник.
- История создания и публикации
- Художественные особенности
- Краткое содержание повести «Очарованный странник»
- История создания повести “очарованный странник” лескова
- «Очарованный странник» Цель урока
- Сочинение на тему «История создания повести «Очарованный странник»»
- Повесть Н.С. Лескова
- Урока №1 по литературе 10 класс Тема: «Художественный мир Н. С. Лескова. История создания повести «Очарованный странник»
- Н. С. Лесков. Очарованный странник
- План странствий Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» Лескова
- Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Лескова «Очарованный странник»)
- Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
- Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?
История создания повести «Очарованный странник» Лескова
Иван Северьянович Флягин.
Художник И. Глазунов
Повесть «Очарованный странник» — одно из самых известных произведений выдающегося русского писателя Николая Лескова.
В этой статье представлена история создания повести «Очарованный странник» Лескова.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по «Очарованному страннику»
История создания повести «Очарованный странник» Лескова
По мнению исследователей, повесть «Очарованный странник» была задумана после летней поездки Н. С. Лесков в 1872 году по Ладожскому озеру. Работа над повестью была завершена на рубеже 1872-1873 гг.
Сам автор называл свое произведение рассказом, а не повестью. Первоначально рассказ носил название «Черноземный Телемак».
В начале 1873 года Лесков послал свое произведение в журнал «Русский вестник», но получил отказ.
В период с июня и октябрь 1873 г. Лесков, судя по всему, вносил правки в текст. В это же время он дал повести новое название — «Очарованный странник».
Впервые повесть была опубликована в газете «Русский мир» в 1873 году под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ». В первой публикации повесть имела посвящение: «Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». В последующих изданиях это посвещение было снято.
Отдельное издание повести «Очарованный странник» вышло в 1874 году.
Прототипом графа К. (барином-хозяином Ивана Флягина) является граф Сергей Михайлович Каменский (1771-1835), жестокий барин, который вел расточительный образ жизни, держал крепостной театр и оркестр. Количество дворовых слуг у него доходило до 400 человек.
Такова история создания повести «Очарованный странник», одного из самых известных произведений выдающегося русского писателя Николая Лескова.
Смотрите:
Очарованный странник.
«Очарованный странник» – повесть Николая Семёновича Лескова, написанная в 1872 – 1873 годах. Входит в цикл легенд о русских праведниках.
Главы: 1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11 — 12 — 13 — 14 — 15 — 16 — 17 — 18 — 19 — 20 — Фильм1990 — Фильм1963 — Аудиокнига
История создания и публикации
Летом 1872 года Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру на острова Валаам, Корелу, где жили монахи. Именно тогда родился замысел истории о русском страннике. К концу года рассказ был написан, озаглавлен «Чернозёмный Телемак» и предложен к публикации редакции журнала «Русский вестник». Однако главный редактор журнала М. Н. Катков отказал, ссылаясь на «сыроватость» произведения.
Повесть впервые была опубликована в газете «Русский мир», с 15 октября по 23 ноября 1873 года, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» и с посвящением С. Е. Кушелеву (именно в его доме Лесков впервые читал повесть).
Художественные особенности
Повествовательная организация повести представляет собой сказ — воспроизведение устной речи, имитацию импровизационного рассказа. Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает.
Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»).
Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями.
Краткое содержание повести «Очарованный странник»
По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», — говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.
Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.
Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.
В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.
Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.
По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.
История создания повести “очарованный странник” лескова
«Очарованный странник» Цель урока
1 «Очарованный странник» Цель урока – проанализировать повесть «Очарованный странник». Основные задачи: рассмотреть историю создания повести, определить особенности композиции, роль сказовой формы повествования, своеобразие жанра, охарактеризовать образ главного героя, исследовать литературную традицию.
2 История создания Повесть «Очарованный странник» была написана Н.С. Лесковым в годах. Ее замысел возник, скорее всего, во время поездки писателя в Валаамский монастырь на Ладожском озере летом 1872 года. Впечатления от поездки нашли отражение в очерке «Монашеские острова на Ладожском озере» (1873) и в первой главе «Очарованного странника «Очарованный странник». Иван Северьянович и Грушенька.
3 Композиция Композиция «Очарованного странника» проста: вступление, основная часть и заключение. По форме повествования она представляет собой «рассказ в рассказе»: вступление и заключение ведется от лица автора: основная часть – от лица главного героя. «Очарованный странник». Грушенька. Художник И. Глазунов
Обратите внимание
4 Образ главного героя Главный герой повести Иван Северьянович Флягин наделен противоречивыми чертами характера. Он смел (спасает семью графа К. от гибели) и своеволен (дарит чужие деньги понравившейся девушке), умен (придумывает целый спектакль, чтобы сбежать из татарского плена) и безрассуден (отдает ребенка, за которым должен присматривать, сбежавшей матери). В его душе уживается чуткость к красоте природы и жестокость по отношению к животным, бескорыстная любовь к женщине и равнодушие к собственным детям.
5 Сказовая форма повествования В «Очарованном страннике» использована сказовая форма повествования. Вступление и заключение написаны от лица автора, основная часть – от лица героя. Отрывок от лица автора: «Проговорив это, очарованный странник их младенцам». Отрывок от лица героя: «Мой родитель был кучер Северьян и обучали их».
6 Жанровое своеобразие «Очарованный странник» – произведение сложного жанрового характера. Это повесть с элементами жития, романа приключений и былины. Как и житие, которое состоит из отдельных эпизодов жизни святых, произведение Н.С. Лескова состоит из различных историй, взятых из жизни главного героя. Как и в романе приключений, главным мотивом здесь является мотив странствий, а главными событиями – занимательные происшествия. Как и в былине, герой «Очарованного странника» – сильный и смелый человек – вступает в бой с иноверцем (татарином Савакиреем) и побеждает его. «Очарованный странник». Рассказ о татарском плене. Художник Н. Кузьмин
7 Предшественники Название повести Н.С. Лескова «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» позволяет соотнести ее с произведениями западно-европейской классики: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка» Д. Дефо, «Приключения Перегрина Пикля» Т.Дж. Смоллетта, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна. Н.В. Гоголь Т. Дж. Смоллетт.
8 Заключение Повесть «Очарованный странник», наряду с романом-хроникой «Соборяне» (1872) и рассказом «Запечатленный ангел» (1873), является своеобразным итогом первого десятилетия творчества Н.С. Лескова. В образе главного героя повести Ивана Северьяновича Флягина писатель воплотил свое понимание русского национального характера. Композиционные и жанровые особенности произведения, многочисленные литературные ассоциации свидетельствуют о стремлении Н.С. Лескова создать «национальный эпос» (не случайно во время путешествий герой сталкивается с представителями разных слоев русского общества), показать потенциальные силы русского народа (любовь к людям, вера, патриотизм помогают Ивану Флягинау преодолеть жизненные невзгоды), наметить перспективу духовного возрождения общества. «Очарованный странник». Конэсер и Грушенька. Художник Н. Кузьмин
Сочинение на тему «История создания повести «Очарованный странник»»
К началу семидесятых годов, после явной неудачи романа «На ножах», Н. С. Лесков оставляет этот жанр и стремится утвердить права того литературного рода, который стихийно складывался в его творчестве. С этим периодом совпал и заметный перелом в мировоззрении Лескова.
Он оказался как бы на распутье: еще не порвана связь с церковью, но в то же время писатель не только с болью критикует положение и состояние православной церкви, но уже становится на путь, который приведет его в конце жизни к принятию нравственного учения Л. Н. Толстого.
Именно в эти годы создаются произведения, которые войдут в будущий цикл легенд о русских праведниках: роман «Соборяне» (1872), повести «Запечатленный ангел» (1873) и «Очарованный странник» (1872-1873).
Важно
Летом 1872 года Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру, во время которого посетил Корелу, острова Коневиц и Валаам.
«В незыблемой твердыне русского иночества, пребывающего здесь во всей чистоте древней христианской общины» («Монашеские острова на Ладожском озере»), рождался замысел рассказа о русском страннике.
Результатом поездки явились очерк «Монашеские острова на Ладожском озере» и рассказ «Черноземный Телемак» (первоначальное название повести «Очарованный странник»).
И очерк, и рассказ были посланы в Москву в редакцию «Русского вестника». С «Монашескими островами…» дело затянулось, и печатание очерка было отложено, а о рассказе сотрудник редакции журнала Н. А. Любимов писал автору: «Многоуважаемый Николай Семенович, Михаил Никифорович (М. Н.
Катков — главный редактор журнала «Русский вестник» — И. Б.) прочел «Черноземного Телемака» и после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как, например, о Филарете и св.
Сергии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. Передаю вам, конечно, не в полной точности, что говорил Михаил Никифорович, а в самых общих выражениях.
Он советует вам подождать печатать эту вещь, самый мотив которой может, по его мнению, выделаться во что-то хорошее».
Отказ в публикации рассказа огорчил Лескова. Разрыв писателя с М. Н. Катковым и его журналом становился почти неизбежным.
Из писем Б. Маркевича М. Н. Каткову выясняется, как дорожило Лесковым катковское окружение в начале 1873 года и как пыталось сохранить писателя для себя в момент выявившегося расхождения сторон.
Совет
25 марта, когда в редакции находились «Черноземный Телемак» и «Монашеские острова…», Маркевич, пытаясь предотвратить разрыв, писал Каткову о тяжелом семейном положении писателя: «Позвольте просить Вас помочь бедному Лескову; у него чуть не умер мальчик, которого он страстно любит, и хотя теперь опасность прошла, но ребенок требует серьезного лечения. А в доме теперь Ни гроша».
Письмо Марковича Каткову от 15 мая 1873 года почти все посвящено «Очарованному страннику»: «Мне очень больно было узнать, что Вы признали неудобным напечатать рассказ Лескова, находящийся ныне у Вас. Рассказ этот читан был им нынешней зимой у Кушелева, в присутствии многих дам и любителей литературы, произвел на Всех, В том числе и на меня, самое прекрасное впечатление.
Очень досадно то, что Лесков, совершенно смущенный этим отказом Вашим, может отдать эту вещь Суворину для помещения ее в «Вестнике Европы». Так как он живет единственно литературным трудом, мы не будем вправе сетовать на него за это».
Сам Лесков не разделял оценку повести, данную Катковым. Об этом свидетельствует, например, его письмо Шебальскому: «За критику благодарю и «приемлю оную за благо, но не совсем разделяю и не вовсе ею убеждаюсь, а почему так? — о том говорить долго. Скажу Одно: Нельзя от картин требовать того, что Вы требууете.
Это Жанр, А жанр надо брать за одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Эдак оно превратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.
Потом: почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться? Что это за требование? А Дон-Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде, и герою? Я знаю, и слышу, что «Очарованный странник» читается живо и производит впечатление хорошее; но в нем, вероятно, менее достоинств, чем В «Ангеле».
Конечно, это так, — только вытачивать «Ангелов» по полугода да за 500 рублей продавать их — сил не хватает, а условия рынка Вы знаете, как и условия жизни. Обижаться мне на Вас за придирчивость ко мне я не думаю, так как в самой этой придирчивости вижу Ваше ко мне расположение…»
По воспоминаниям А. Н. Лескова, сына писателя, это «широко эпопейное» произведение ценилось автором «до последних лет». Впервые повесть была опубликована в газете «Русский мир», где она и прошла с 15 октября по 23 ноября 1873 года под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». Посвящение повести С. Е. Кушелеву имело свое объяснение: «дебют» повести Лескова в свете состоялся именно в кушелевском доме.
Повесть Н.С. Лескова
Искусство и развлечения 24 мая 2016
Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) – самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.
История создания
Повесть была написана в 1872 – 1873 годах.
В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.
Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».
Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.
Краткое содержание. Знакомство с главным героем
Место действия – Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.
Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.
Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова – это рассказ в рассказе.
Обратите внимание
Главный герой родился в Орловской губернии в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.
Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.
Татарский плен
Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.
Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.
К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.
Должность конэсера
Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.
Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.
Грушенька
Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу.
Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти.
Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.
В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.
Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.
Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.
Развязка
Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) – произведение с ярко выраженной религиозной тематикой.
Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье.
За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.
Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.
Анализ Лескова: «Очарованный странник»
Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.
Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.
Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) – история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.
Урока №1 по литературе 10 класс Тема: «Художественный мир Н. С. Лескова. История создания повести «Очарованный странник»
Тема: «Художественный мир Н.С. Лескова. История создания повести «Очарованный странник»
Цель: воспитание в учащихся активной жизненной позиции, гражданского долга на примере жизни и твор-
чества писателя.
Задачи. Образовательные: 1) изучить биографию и художественный мир Н.С.Лескова;
познакомить с историей создания повести «Очарованный странник».Развивающие: 1) развивать умение анализировать, сопоставлять факты,2)составлять краткий конспект лекции, сообщения,3)развивать познавательный интерес использованием дополнительногоматериала, Т.С.О.
Воспитательные: способствовать1) развитию активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и творчества писателя, 2)формированию таких положительных качеств как сопереживание, милосердие, умение прощать.
Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, иллюстрации, Толковый словарь, учебник
Методы: беседа, сообщение, лекция, самостоятельная работа с учебником, словарем.
Этапурока | Методы приема формы | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент Этап урока2этапД.З.3.Повторение,контроль знаний4Изучение новогоматериала | беседаМетоды приемы.формыИндив-но:поисковый метод, фронтальная частично-поисковая беседа с использов.иллюстрацийСлово учителя: 1.Сообщение учащихся: 2.Самостоятельная работа с учебником3.Лекция учителяПриложение №24.Итоговая беседаРефлексия | Приветствие, проверка готовности к уроку, оформление записи числа, темы в тетради.Эпиграф: Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники – маленькие великие люди».М.Горький-Какова тема урока?-Сформулируйте цель урока.-А теперь подумаем, почему в наше время, когда средства массовойинформации не помогают улучшению нравственности общества и особенно молодого поколения так необходимо изучать произведения Н.С.Лескова о русских праведниках? План урока:1.Домашнее задание2.Повторение о Лескове3.Изучение жизни и творчества писателя4.История создания повести «Очарованный странник»4.Итоги,выводы.По учебнику стр.360-364 и записям подготовить пересказ биографии и худож.мира писателя, прочитать гл.1-10; индив-но: стр.370-371 о названии1.Индивидуальное задание у доски (с обр. стороны) карточка№1;Индивидуальное задание – карточка №22.Фронтальная беседа:-Какие произведения Н.С.Лескова изучали ранее?-Найдите среди записанных на доске названий произведений те, которые принадлежат Лескову: «Мцыри», «Матренин двор», «Человек на часах», «Барышня – крестьянка», «Левша», «Тупейный художник»,»Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный Ангел».-Чем запомнился вам Левша?-Подвиг или преступление совершил солдат из повести «Человек на часах»?-Какие черты русского национального характера проявились у героев?-Подведем итог: предстает перед нами автор этих сказов?(Ответы учащихся)Творчество Лескова одно из ярких и самобытных явлений русской литературы 19 века.Творческая манера Н.С.Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников 19.века.В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые. Так кто же этот человек, откуда «черпал» материалы для своих произведений? Начальные сведения о писателе и пояснение ключевых слов его произведений дадут ребята, работавшие по карточкам у доскиБиографическая справка о Лескове – приложение №1Ф и з к у л ь т м и н у т к а !-Откройте учебники на стр.362 и прочитайте последний абзац и расскажите, как Николай Семенович относился к литературе–Индивидуально (сильные учащиеся) в это время рассмотрят этот вопрос в разделе учебника «В мастерской художника» стр.363-Сделаем вывод: чем творческая манера писателя отличается от других художников слова?История создания и публикации повести-Как называлась сначала повесть7-Какова форма повествования?-Можно ли жизнь и творчество Н.С. Лескова назвать служением отечеству?-Было ли комфортно на уроке? Все ли было понятно и интересно?-Оценки за урок… | Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели,мотивации.Формирование мотивации.Деять-ть учиттеляКомментирует д/зВедет беседу с использованием иллюстраций, подготавливает к восприятию новой темыНа доске до урокаСледит за порядком в классе, дополняет выступающих, просматривает записи учащихсяСовет учителя:подчеркивать ключевые фразы карандашомпомогает сделать выводслово учителяПроставляет оценки, комментирует, благодарит за урок | Запись в тетради, осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя . запись планаДеять-ть ученикаЗаписывают в дневникСлушают, отвечают на вопросы, работают с иллюстрациямиС помощью учителя делают выводСлушают ребят с индив. Заданием Слушают, делают краткие записиЧитают, отвечаютДелают выводЗапись краткая о повестиРефлексия, подают дневники для оценок |
Приложение №1^ е
Н.С.Лесков – прозаик, публицист родился в с. Горохове Орловской губернии 16 февраля 1831года. Отец его был чиновник, выходец из духовенства, добился личного дворянства и под конец жизни стал мелким помещиком. Мать происходила из культурной дворянской семьи АлферьевыхУчился в Орловской гимназии, но курса не закончил.
Служил в Орловской палате уголовного суда, Киевской казенной палате. В26 лет Лесков переходит в частную коммерческую компанию А.Я. Шкота. По делам фирмы «изъездил Россию в самых разнообразных направлениях».Служба дает обильный материал для творчества. С 1861г. статьи Лескова появляются в газете «Русская речь», чьим сотрудником он становится.
Большая часть ранних работ написана в жанре творческого очерка, популярного в 60-е годы у писателей – разночинцев.Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с Западной Европой.
Важно
В начале 60-хгодов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса, но после реформ мало что изменилось к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.Творчество Лескова в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру.
Пробует писать художественные очерки, рассказы, повести, романы, пишет единственную пьесу «Расточитель».Все произведения проникнуты фольклорными мотивами. В них звучат обрядовые песни, лирические, пословицы, поговорки. Сюжеты многих из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включают народные предания, суеверия.
Яркой особенностью творческой манеры Лескова является документальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле»,- признавался он. Многие герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).
Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.»Достоевскому равный – Он прозеванный гений», – так охарактеризовал Лескова поэт И. Северянин.
Приложение №2.^
Н. С. Лесков. Очарованный странник
Именно тогда родился замысел истории о русском страннике. Это повесть, объединяющая в себе черты дpeвнeрусского жития (жизнеописания святых), былины, а также черты приключенческого романа и романа путешествии. Очарованный странник» — произведение сложного жанрового характера.
К концу года рассказ был написан, озаглавлен «Чернозёмный Телемак» и предложен к публикации редакции журнала «Русский вестник». Очарованный странник» — это своеобразная повесть — биография героя, составленная из нескольких замкнутых, завершенных эпизодов.
Мотив странствий, постоянного движения в пространстве также роднит «Очарованного странника» с романом приключений.
Летом 1872 года Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру на острова Валаам, Корелу, где жили монахи. Однако главный редактор журнала М. Н. Катков отказал, ссылаясь на «сыроватость» произведения.
Повествовательная организация повести представляет собой сказ — воспроизведение устной речи, имитацию импровизационного рассказа.
Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает.
Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»).
Совет
В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца.
На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча.
Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия.
На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию.
Такой же принцип характерен и для авантюрного романа, романа приключений, с героем которого на его жизненном пути, в его странствиях по свету по воле судьбы случаются самые неожиданные происшествия.
Итак, момент свободы, выбора начисто отсутствует, действует диктат житейской необходимости, а не собственное желание и воля героя» (Столярова И. В. Лесков и Россия.
Повесть сближают с житиями и пророчески сны и видения, открывающие герою, подобно святому, его грядущее.
«Очарованный странник» Н. С. Лескова: жанр, сюжет, композиция, образ главного героя
Обладающие жанрообразующими признаками сюжет и герой повести Лескова напоминают событийную канву и персонажей не только житийной литературы, но и романа приключений.
И эта же, последняя в повести, роль, служение Флягина, не является окончательной в кругу его «метаморфоз». Уже в этом — отличие повести Лескова от житий — ее прообразов: житийный герой, обретая святость, остается затем неизменным.
Обратите внимание
Если он уходит в монастырь, то этим завершаются его странствия в миру. Путь же лесковского странника открыт, незавершен.
Ивана Северьяныча автор сближает не только с героями житий романов приключений, но и с былинными богатырями. Не случайно в рассказе Флягина о своей жизни упоминаются близкие к былинам богатырские сказки о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче.
Важно, однако, не только сходство «формы рассказа» в повести Лескова и в «Мертвых душах», «Дон Кихоте» и «Приключениях Телемака». Упомянутые в письме Лескова произведения отличает установка на максимально полное, многостороннее изображение реальности и символическое осмысление героя и его странствий.
Повесть «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Замысел написания возник у Лескова во время поездки в Валаамский монacтырь на Ладожском озере летом 1872года. Очарованный стpaнник» — произведение, непростое в жанровом отношении. С житийным жанром повесть сближает ее построение: отдельные эпизоды, описывающие события из жизни героя (в житии — святого).
Главное в будущем Ивана Флягина, ради чего и в преддверии чего он живет, — это патриотический подвиг, богатырское служение родине. Таким образом, в произведении несколько стилистических пластов, отличающихся друг от друга, и сказ — не единственная форма повествования, хотя и преобладающая. Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения.
Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями. По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников.
Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость.
Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей.
Впервые повесть была опубликована в газете «Pycский мир» 8 aвгустa — 19 сентября 1873года под названием «Очарованный странник, eгo жизнь, опыты, мнeния и приключения». В «Очарованном страннике» есть и несколько трансформированный сюжетный мотив, характерный для былин: поединок русского богатыря с воином-басурманином, степняком.
Также интересно:
Полинейропатия
(нет голосов)
Adblock
detector
План странствий Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» Лескова
Иван Северьянович Флягин.
Художник И. Глазунов
Иван Северьянович Флягин является главным героем повести «Очарованный странник» Лескова.
В этой статье представлен план странствий Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»: список мест, которые главный герой посещает в течение жизни.
Маршрут перемещений составлен в хронологическом порядке.
План странствий Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» Лескова
1. Село Г. (Орловская губерния)
Иван Флягин родом из села Г. Орловской губернии. Здесь он проводит детство и юность. 2. Карачев (Орловская губерния)
Юный Флягин сбегает от своего барина в город Карачев (город ранее входил в состав Орловской губернии, с 1920 года — Брянской области). 3. Николаев
В поисках работы Флягин приходит в город Николаев. Здесь он год служит нянькой у маленькой дочери одного барина. 4. Пенза
Флягин сбегает от барина в Пензу вместе с девочкой и ее матерью. В Пензе он участвует в битве за жеребца. После боя его соперник умирает. Чтобы скрыться от полиции, Флягин бежит в степь с татарами. 5. Степь (татарский плен)
В плену у татар Флягин проводит 10 лет. Ему дают жен, у него рождаются дети. Наконец он сбегает из плена. 6. Астрахань
Сбежав из плена, Флягин приходит в Астрахань. Здесь он сильно пьянствует и за это оказывается в остроге в неизвестном городе. Из острога его присылают в родную Орловскую губернию. 7. Орловская губерния
Вернувшись в родные края, Флягин устраивается на службу к князю, офицеру-ремонтеру. 3 года Флягин помогает князю в закупках лошадей. 8. Кавказ
После гибели цыганки Груши Флягин едет служить в армию на Кавказ, где проводит 15 лет. 9. Петербург
Уйдя в отставку из армии, Флягин приезжает в Петербург. Здесь он служит мелким чиновником, но работа ему не нравится. Он устраивается артистом в балаган. 10. Монастырь на Ладожском Озере
Флягин уходит в монастырь на одном из островов в Ладожском озере (вероятно, речь идет о мужском монастыре на острове Коневец). 11. Святые места
Из монастыря Флягин уже в качестве монаха отправляется странствовать по святым местам.
Это был план странствий Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» Лескова: список мест, которые герой посещает в течение жизни. Маршрут перемещений составлен в хронологическом порядке.
Смотрите: Все материалы по «Очарованному страннику»
Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Лескова «Очарованный странник»)
Главным героем повести «Очарованный странник» является Иван Флягин. История его жизненного пути просто невероятна. Герой был выходцем из обычной семьи простого крестьянина. На протяжении всей повести Иван пытается найти правду, отыскать ответы на все свои вопросы, разгадать все тайны жизни. Герой, постоянно находится в поиске, в порывистом стремлении к светлому, яркому, цветистому.
На долю Ивана Флягина выпадает множество нелегких испытаний, которые словно проверяли его дух, его силу воли и здравый смысл.
Ломаясь под стечением обстоятельств, Иван довольно часто становился главной причиной своих злодеяний. Еще в совершенно юном возрасте, с его участием, в дорожной аварии погибает монах. Присутствие на единоборстве с татарами повлекло за собой необходимость скрываться в степи, среди поселений.
Свою любовь к жизни и красоте Флягин наглядно демонстрирует в трактире, где оставляет все хозяйские деньги. Он был очарован великолепною цыганкою, чары которой и выманили у выпившего Ивана все денежные сбережения.
Пылкий нрав и неугомонный характер повлекли за собой внутренние терзания и мучения. По этой причине Флягин оказывается в монастыре и пытается вымолись все свои злодеяния. Запертый в погребе, мужчина доходит до истины, до настоящего просветления. Там, наедине со своими мыслями, он обретает новый смысл жизни, который перерождает его, как человека. Теперь, Флягин ценит жизнь, но не свою, а других людей. Он начинает молиться за народ, за простого человека, который ходит по земле русской.
Трудный жизненный путь, наполненный испытаниями и сложностями, дается главному герою нелегко. Однако его стремление к светлому, к лучшему приносит свои плоды и ведет к полному перерождению внутреннего мира Ивана Флягина. На его примере читатель видит, что в жизни есть настоящие ценности – верность и преданность, честность, забота и любовь к ближнему.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
Н.С. Лесков никогда не терял веры в русского человека, в его способность превозмочь все бедствия. Писателю чудились и виделись в привычной суматошности, даже «дикости», простого русского быта некие светлые начала. Это ярко проявилось в «Очарованном страннике», повести об Иване Флягине, сыне крепостной крестьянки и кучера. В чём же необычность судьбы, жизненного пути этого героя?
Многие исследователи называют Флягина «правдоискателем земли русской». В принципе, это справедливое определение, но недостаточно точное. Какую правду ищет Флягин? Может ли он искать правду при его импульсивности и малой образованности?
По-видимому, Флягин — это особый тип, своего рода «самородок». Он, конечно, искатель, но не правды как таковой, а красоты, смысла жизни. Иван – «молельный», то есть выпрошенный у Бога, сын. С самого рождения ему присущи неугомонность, вечное стремление (через неудачи и «срывы») к яркому, энергетически полному, «цветистому» существованию. Отсюда и «падения» этого героя и, в конечном свете, просветление духа, отказ от непотребного.
Судьба словно испытывала Флягина на крепость заложенного в нём чувства добра и здравого смысла. Будешь «много раз погибать и ни разу не погибнешь» — предсказано ему ещё в отроческие годы. Так оно и вышло. Вся жизнь героя – это цепь злоключений, причиною которых нередко был он сам, его жажда необыкновенного, игра внутренних сил, не находивших полезного применения.
Так, ещё в детстве Флягин оказался косвенным виновником «дорожного» происшествия, вследствие которого погиб монах. Будучи взрослым, герой не избегал и авантюрных ситуаций (единоборство с татарами под Пензой). Из-за этого Ивану Северьяновичу пришлось больше десяти лет скрываться в степных поселениях, где ему вживили конский волос в пятку, и он не мог нормально ходить. Много раз Флягин был жертвой доверчивости и пагубного увлечения «зелёным змеем»… Но всё злоключение не только не ослабляли его тягу к жизни и совершенству, но и усиливали её. Отсюда странствия героя, постоянный поиск того, что удовлетворило бы «жажду душевную», тягу к простоте, необыкновенному. Все это объясняет акцентное слово в заголовке повести – «очарованный».
Очарование жизнью и красотой с необычной силой раскрыто в трактирной сцене. Изрядно выпивший Иван Флягин отдаёт все хозяйские деньги (пять тысяч рублей) за чары цыганские – красавице Грушеньке: он «сметал ей под ножки» во время танца всех своих «лебедей», то есть крупные купюры денег. В азарте пляски распалилась душа героя: «Не ты ли, проклятая, и землю и небо сделала?». Слова кощунственные и, в то же время, глубоко искренние, мощные. «Проклятая» в устах Ивана звучит как характеристика всего того, что есть прекрасного на земле…
В глубине души героя всегда ярко светились искорки жизни, надежды, по возможности, искупления «грехов», обретения им истины. И Флягин нашёл эту истину, по крайней мере, для себя, применительно к той ситуации, в какой он оказался после всех скитаний и лишений. Не имея семьи, постоянного места жительства, определённых занятий, герой всё время порывается к лучшему, пытается разгадать «смысл» жизни. В конце концов он оказывается в монастыре, в надежде остановить там «неугомонность» своей души, отыскать истинно прекрасное. В этом смысле Флягин напоминает нам «будущего сына», который после многих злоключений приходит в монастырь, дабы замолить там свои «грехи».
Но, оказавшись в монастыре, Иван не избавился от мучений своей совести (за смерть Грушеньки, за смерть татарина, монаха). Ему всё чудилось, что его преследует сатана. Было решено посадить Флягина в «погреб», дабы там, в молитвах и в аскетизме, пришло освобождение от наваждения. Так оно и случилось. Но одновременно с этим произошло и другое: невероятно важное прозрение героя. Ему ниспослано было увидеть и понять то, что другим – увы! – не дано и по сей день. С тех пор и исполнился наш герой «страха за народ свой русский и начал молиться… всё о родине… да за народ свой».
Смысл странствий, всего жизненного пути Ивана Флягина, предвидение им беды, нависшей над народом и отчизной, предвидение, выношенное им в себе за долгие годы «злоключенный», относится обычно к чисто поэтическому элементу повести. В этом видят фантастическое, «чудесное» и потому будто бы малосущественное. Но это не так. Устами Флягина Лесков не прямо, а в образной, «пророческой», форме предупреждал в 70-е годы XIX века: «близ нас есть нам всегубительство». И духовное богатырство Ивана Флягина в том, что всей горькой, но высокой по силе драматизма судьбой своей он убеждает нас: действовать надо «умом», ответственностью, преданностью вере, не отбрасывая честь и заботу о другом. Пришло время так ставить вопрос – только так! Иначе – «всегубительство».
Тернистый жизненный путь главного героя, те лишения, которые он перенёс, как бы венчает эта «правда жизни», к которой он стремился. Она была Флягину необходима также, как и всем людям.
Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?
/ Сочинения / Лесков Н.С. / Очарованный странник / Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?
Тип: Сочинение по картине |
Н.С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: «Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под тёплым овчинным тулупом». Очевидно, именно поэтому у читателя возникает ощущение, как будто автор сам пережил события своего произведения. Ключевыми проблемами произведения являются нравственные проблемы: чести и бесчестия, совести и продажности, а также философские: проблема веры и безверия, греховности, праведничества.
Центральное место в повести занимает вопрос: «Кто же такой Иван Северьяныч – безбожный грешник или же праведник?». Однозначно ответить на него, на мой взгляд, просто невозможно. И вот яркие тому доказательства. Иван Северьяныч за свою жизнь совершил немало поступков, которые расходятся не только с нормами общепринятой морали, но и с христианскими заповедями. Например, по его вине погибает монах, в борьбе за кобылу он до смерти забивает плёткой татарского князя, более того – сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку. Даже сам герой зачисляет себя в «большие грешники». Однако, Очарованный странник был заложником этих трагедий. Во всех своих поступках он руководствовался только совестью; люди уходили, а он оставался и нёс этот страшный груз по жизни, постоянно ощущая свою вину. Православное начало, на мой взгляд,
всё – таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути.
Мне кажется, что Николаю Семёновичу глубоко симпатичен Иван Флягин. Это можно понять по тому, как он описывает его: «Он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Писатель не просто наблюдает за перипетиями судьбы главного героя, но и сопереживает и сочувствует ему. На примере Ивана Северьяныча Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к
людям.
Для меня Иван Северьяныч не является ни грешником, ни праведником. Он самый что ни на есть простодушный и бескорыстный русский человек. «Ты, братец, барабан. Били тебя, били, да всё никак не добьют» — так отзывается о Флягине один из героев повести. Истинными достоинствами очарованного странника являются смирение, честность, любовь к Родине и, прежде всего, совесть. Иван Северьянович Флягин некоторыми чертами походит на Христа. Подобно ему он принимает чужие грехи на свою душу, проходит через суровые испытания, сохраняя чистоту и искренность чувств, и при этом не таит в сердце злобу на весь человеческий род. Можно ли в наше время найти прототипов Ивана Флягина? Думаю, что да. Конечно, их не так уж и много, но всё же они есть. Высший закон, на который они опираются во всех своих начинаниях, – совесть.
Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя всё новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…
Добавил: Vikki2517
Беру!
68766 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.