Содержание
- Образ Иисуса Христа в произведениях искусства
- Христос в искусстве: художники делятся своим опытом
- Грег Олсен: «Через Него я вижу себя по-другому»
- Лиз Свиндл: «Я единственная, кто способен изобразить мой образ Иисуса Христа»
- Дэн Уилсон: «Я должен возвышать людей с помощью изображений»
- Роуз Далл: «Большая часть нашей жизни строится на обычных моментах»
- Кирк Ричардс: «Я надеюсь, что люди будут думать об Иисусе в ином свете»
- Энни Надер: «В конце концов, именно Христос исцелит нас окончательно»
- Оплакивание Христа
- «Оплакивание Христа», Джотто ди Бондоне — описание картины
Образ Иисуса Христа в произведениях искусства
Ни об одной другой личности в истории человечества не было создано столько различных произведений искусства как об Иисусе Христе. Самые ранние из дошедших до нас изображений были найдены в римских катакомбах использовавшихся для захоронения умерших с конца 2 века до начала 4 века.
Многие из этих изображений представлены в виде символов. Изображение рыбы, к примеру, означало фразу «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», потому что греческое слово «ιχθυν» (рыба) содержит первые буквы этой фразы на греческом языке.
Также, христиане нередко рисовали монограмму, состоящую из первых двух букв греческого слова «χριστου» (Христос) как видно на этой фотографии. Справа и слева от монограммы размещены буквы альфа «Α» и омега «ω», первая и последняя буквы греческого алфавита. А вокруг изображен венок победителя.
Этот символ безусловно напоминает слова Иисуса Христа, записанные в Откровении: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Конечно, если бы кто-нибудь другой из людей говорил о себе такое, то его просто посчитали бы сумасшедшим. Но Иисус Христос говорил правду о Себе, и Его слова остаются актуальными даже спустя 2 тысячи лет, потому что, как о Нем написано в другом тексте Библии:
«Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, … все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и все Им стоит».
Кроме символов, в катакомбах встречаются также и более сложные изображения, такие как эта картина, описывающая событие из жизни Иисуса Христа, когда Он на глазах у многих людей воскресил из мертвых человека по имени Лазарь через четыре дня после того, как его похоронили. Согласно записанному в Евангелии, это произошло незадолго до торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим.
После того, как в 313 году римский император Константин издал указ о прекращении преследований христиан, верующие получили невиданные до этого возможности открыто рассказывать об Иисусе Христе, используя при этом и живопись. В последующие века стали развиваться другие виды христианского творчества, такие как скульптура, архитектура, иконопись. Начиная с первой половины 20 века стал развиваться совершенно новый вид искусства — кинематограф, и вскоре образ Христа стал центальной темой многих фильмов и мультфильмов.
Создавая свои произведения, в большинстве своем авторы изображали Христа так, как они представляли себе Его, читая или слушая повествование о Его жизни записанное в Евангелиях. Конечно, каждый из них представлял те или иные детали описанных событий несколько по-своему. В этом большую роль играла та культурная среда, в которой находились авторы, их личный жизненный опыт, и просто даже их собственное воображение. Но при этом, как правило, главные атрибуты личности Христа в произведениях искусства оставались неизменными, потому что они задокументированы в Евангелиях, и изменить их означало бы приписать личности Иисуса Христа то, чего на самом деле не было.
Но в истории христианского искусства были и исключения. Были созданы и такие произведения, в которых авторы попытались приписать Иисусу Христу свой собственный, вымышленный образ, не имеющий никакой исторической основы. Некоторые из таких произведений, созданных в 20 веке, стали широко известными, и поэтому на них стоит обратить внимание. Одним из таких произведений является рок опера «Иисус Христос Суперзвезда».
Список литературы:
- Откровение 22:13
- Послание к Колоссянам 1:16-17
Христос в искусстве: художники делятся своим опытом
Из всех объектов для рисования или изображения, пожалуй, нет никого весомее Иисуса Христа, Господа Всемогущего. Никогда прежде не существовало такого всеобъемлющего существа, как Он, которое охватывает весь спектр божественного и смертного. Христос — наш адвокат и судья, царь и слуга, брат и друг. Он пересчитал каждое Свое творение — даже воробьев. Но существуют люди, которые взяли на себя задачу изобразить Мессию. В их число вошло шесть художников Святых последних дней, которые, опираясь на свои личные отношения с Ним, создали произведения искусства, трогающие сердца и приближающие других людей к их Спасителю. Вот, к каким выводам они пришли.
Грег Олсен: «Через Него я вижу себя по-другому»
«Даже воробей», худ. Грег Олсен.
«Каким-то образом через Него я вижу себя по-другому, вижу окружающих по-другому, и я вижу Его свет в других людях и в мире вокруг меня», — говорит Грег Олсен о своём опыте изображения Спасителя Иисуса Христа.
«Частью миссии Иисуса было стать образцом, чтобы показать нам то, что возможно в нашей собственной жизни — раскрыть божественность в каждом из нас», — объясняет Олсен. Он добавляет, что во время Своего служения Христос «так часто открывал божественное в окружающих и показывал нам, как мы должны смотреть на мир, и какими мы должны видеть себя».
Эту высшую перспективу Олсен запечатлел в своей картине «Даже воробей».
Для Олсена эта картина меняет его представление о сотворении. «Мы действительно взаимосвязаны», — говорит Олсен: «Все мы живём благодаря свету Христа. Это то, что пронизывает всех нас; это то, что даёт нам дыхание; то, что даёт нам жизнь. Это есть и в этих маленьких воробьях. Каким-то образом эта связь даёт Ему способность осознавать, любить, беспокоится даже о маленьком воробье. Каждый из нас должен быть уверен, что Христос связан со мной и с тобой, что Он знает, что Он любит нас, что в нашей жизни не происходит ничего такого, о чём бы Он не знал, и чем бы ни интересовался».
Лиз Свиндл: «Я единственная, кто способен изобразить мой образ Иисуса Христа»
«Князь мира», худ. Лиз Свиндл.
Для того чтобы обрести гармонию со своей способностью изображать Христа, известному религиозному художнику Лиз Свиндл потребовалось время. «Вначале я боролась со всеми видами сомнений. Возможность любой критики очень меня пугала. Сравнение себя с другими художниками в сообществе создавало ощущение, что мне чего-то не хватает», — делится Свиндл.
Она продолжает: «Я чувствую ответственность, которую несу я и другие художники. Изображения, создаваемые нами, окажут влияние на поколения. Некоторые люди формируют свой личный образ Иисуса частично основываясь на том, что изображено на наших картинах. Это отрезвляющая реальность».
Говоря об этом, Свиндл также признает, что «нужно ценить свой талант и доверять ему. Когда я начала рисовать Христа, то была полна решимости изобразить вселенского Христа. Я из кожи вон лезла, пытаясь угодить всем. Затем, я, наконец, поняла, что для моего Небесного Отца важно моё собственное мнение, что этот талант был дан мне не для того, чтобы представлять идеи всех остальных о том, кто такой Христос. Именно тогда я смогла начать рисовать от своего сердца и духа, потому что я думаю, что наши собственные духи обладают огромной способностью делать больше, чем мы им позволяем».
По мере того, как Свиндл продолжала изображать Спасителя, её любовь и понимание своей роли художника возросли. Она рассказывает: «Первое, что я вижу каждое утро, когда открываю дверь в свою мастерскую — это картины с изображением Иисуса на мольбертах. В мастерской тишина, умиротворение и покой, как будто кто-то охранял комнату, пока я отсутствовала. Я говорю так, потому что каждый вечер перед тем, как отправиться домой, я прошу Небесного Отца охранять её».
Переломный момент в карьере и ученичестве Свиндл наступил, когда она заметила эти особые ощущения в отношении своего Спасителя, которые пришли посредством её искусства. «Я поняла, что мои отношения с Иисусом Христом начали меняться от художника к другу, когда я хотела сохранить в своём сердце эти священные чувства, а не разбрасываться ими. Есть опыт, которым я люблю делиться, вопрос в том, чтобы понять, чем делиться не надо».
В заключение она говорит: «Я единственная, кто способен изобразить мой образ Иисуса Христа. Никто не может сделать это для меня, и я не могу сделать это для кого-то ещё. Я надеюсь, что то, что я создаю, пробудит в других людях мысли об Иисусе, давая им возможность начать и развивать свои собственные отношения с Ним».
Дэн Уилсон: «Я должен возвышать людей с помощью изображений»
«Помазанник», худ. Дэн Уилсон.
Дэн Уилсон в начале своей творческой карьеры сосредоточился главным образом на техническом исполнении картин и меньше на эмоциональной составляющей. «Я просто рисовал всё подряд, — говорит Уилсон, — и всё было на 100 процентов правильно в том, что касалось формы, значений, цвета». Это изменилось, когда он впервые попытался изобразить Спасителя.
«Честно говоря, это была, вероятно, одна из первых картин, в которую я вложил много эмоций», — говорит Уилсон о первой попытке изобразить Христа. Но он не остановился на этом. Продолжая пробовать свои силы в изображении Спасителя и отдавая готовые картины друзьям и соседям, Уилсон осознал то влияние, которое эти картины оказывали на зрителей. «В тот момент дух очень сильно поразил меня, — говорит Уилсон, — и я знал, что не должен рисовать только для того, чтобы рисовать. Я должен возвышать людей с помощью изображений, напоминающих людям об их ученичестве, их убеждениях, о том, для чего они живут».
Однако Уилсон сразу оговаривает, что эмоции, вложенные в живопись, не означают, что он пожертвовал техническими аспектами своего обучения. «Когда я рисую Его, я хочу отдать Ему должное; я хочу сделать всё возможное», — говорит художник. Поскольку Уилсон стремится сочетать эмоции и технику, его картины ожили. Однажды, рисуя портрет Спасителя в терновом венце, Уилсон проверял детали.
Он вспоминает:
«Я критиковал себя, но однажды когда я отступил и посмотрел на свою картину, я вдруг больше не чувствовал, что как художник критикую себя. Мне казалось, что я смотрю на Спасителя. И я просто почувствовал, как дух свидетельствует мне, что Христос действительно носил терновый венец; действительно совершал все те чудеса, о которых говорится в Библии, действительно заплатил за последствия моих грехов. Он действительно умер и забрал смерть».
И хотя яркие духовные переживания случаются не каждый раз, когда Уилсон рисует, он говорит: «Когда это происходит, это стоит того. И будем надеяться, что этот опыт зрители смогут получить, глядя на мою картину».
Роуз Далл: «Большая часть нашей жизни строится на обычных моментах»
«Где обвинители твои?», худ. Роуз Далл.
Роуз Далл видит Христа в «промежуточных моментах» — моментах непосредственно перед или после крупного события, моментах, когда мы можем видеть отдельные стороны Спасителя и Его служения, которые иначе мы не увидели бы.
«Большая часть нашей жизни строится на обычных моментах, а не на удивительных событиях», — говорит Далл, объясняя своё увлечение незначительными моментами. Она обнаружила, что в море новозаветных картин часто изображены главные события в жизни Спасителя. И хотя она признает, что они, безусловно, достойны изображения, она опасается, что они стали обычным явлением.
«Я подхожу к традиционным сценам со смесью опасений и трепета, — говорит Далл, — потому что есть множество картин, изображающих это. Мы видим образ Христа, знаем, что тут происходит, и просто упускаем это. Поэтому я стараюсь привнести в это свежий взгляд». По мнению Далл, эта новая перспектива должна добавить что-то личное и истинное и сделать больше, чем просто признать факт возникновения события».
На её картине «Где обвинители твои?» (фото выше), Далл изображает знакомую сцену с женщиной, пойманной в прелюбодеянии, но фокусируется на моменте после того, как Христос упрекнул обвинителей, и они стали уходить прочь, один за другим, оставив женщину стоять в присутствии Христа, пока Он продолжал рисовать на песке.
«Причина, по которой я оставила Христа, всё ещё пишущего на песке, на переднем плане в том, что в Его позе нет ничего угрожающего. Он не властвует над ней. Христос пытается донести до неё, что да, я ваш судья, но я сочувствую вам». Картина призвана передать чувство один на один, когда люди исчезают, и остаются две яркие фигуры на переднем плане. «Эта картина об Искуплении, — говорит Далл, — если ты приносишь Ему все свои грехи, Он становится единственным. Это только между Ним и тобой. Не между тобой и остальным миром. Всё остальное должно исчезнуть».
Кирк Ричардс: «Я надеюсь, что люди будут думать об Иисусе в ином свете»
«Величайший среди вас», худ. Кирк Ричардс.
Стили живописи Кирка Ричардса столь же разнообразны, сколь и удивительны. И, что интересно, стили, которые привлекали наибольшее внимание на протяжении многих лет, являются наименее детальными. Но у Ричардса есть ответ, почему это так. Он делится: «Абстрактная природа картин оставляет зрителям возможность видеть искусство как символ и проецировать свои собственные представления о том, кто такой Христос, и как Он может выглядеть. Картины напоминают нам о роли веры в процессе познания Христа».
Ричардс очень осторожен со своим стилем и подходит к каждой картине Христа по-разному, отыскивая свой путь. «Я надеюсь запечатлеть хотя бы маленькую толику возвышенной красоты Духа Господа, чтобы помочь зрителю почувствовать этот дух», — говорит Ричардс. «Этот интенсивный процесс включает в себя глубокое погружение — объединение видимого материала из материального мира с воображением, с историческими архетипами».
Ричардсу требуется это воображение для его картин, поскольку, говорит он: «Я никогда не находил идеальную модель, которую мог бы просто скопировать… В духовных темах есть тайна, которую невозможно найти просто копируя природу».
Возможно, именно эта духовная тайна является величайшим вызовом для Ричардса, когда он рисует. Самая трудная часть изображения Спасителя, по словам Ричардса — это «наполнение работы множеством чувств и характерных особенностей, которые люди надеются увидеть в Нём: совершенной любовью, знанием, мудростью, милосердием, справедливостью, силой, сопереживанием и т.д.». Хотя Ричардс признаёт, что у людей есть длинный список качеств, которые они ожидают увидеть в изображении Христа, он не всегда будет следовать этим ожиданиям. Он объясняет: «Я надеюсь, что люди будут думать об Иисусе в ином свете — замечать моменты, о которых они никогда раньше не задумывались».
Энни Надер: «В конце концов, именно Христос исцелит нас окончательно»
«Бальзам Галаада», худ. Энни Надер.
В своих изображениях Христа Энни Надер отдает дань уважения художественным традициям, которые предшествовали современным, а также представляет свой собственный стиль.
«Я хотела продолжить традицию религиозного искусства, и изобразить современную веру в вечной красоте техник, символизма и цветов Ренессанса», — говорит Надер.
Но сочетание Ренессанса и современных стилей — не простое дело, особенно в переплетении с богословской значимостью изображения Господа Всемогущего. «Нарисовать Спасителя — это действительно сложная задача, – говорит Надер, — искусство на протяжении долгого времени было тем, с помощью чего мы могли визуализировать образ божества».
Изучая художников, которые были до неё, Надер обнаружила, что изображая Христа, художники часто показывают только одну его сторону, Божественную или смертную, воскресшего или страдающего. У Надер есть собственный подход: «Я лично хотела показать Его как смертного, так и божественного, как человека, который в полной мере сопереживает тому, что мы испытываем в земной жизни, но в то же время абсолютно спокойного».
Рисуя картину «Бальзам Галаада» (фото выше), Надер хотела изобразить умиротворенного и чуткого Спасителя. Она объясняет: «Есть некоторые вещи в жизни, от которых люди никогда полностью не исцеляются, будь то физически, умственно или эмоционально. В конце концов, именно Христос исцелит нас окончательно, в полной мере, в совершенстве — шрамов не останется».
Комментируя свой опыт изображения Христа, Надер говорит: «Было очень полезно изучить эти темы. Всё это помогло мне немного лучше понять многогранность Спасителя и лучше относиться к Нему, обрести большее чувство благоговения перед Его Искуплением и более полно верить в то, что с Ним мы можем преодолеть всё».
Оригинал этой статьи был написан Aubrey Zalewski и был опубликован на сайте ldsliving.com под названием Greg Olsen, Liz Lemon Swindle + More Share What It Is Like to.
©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English ©2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.
The following two tabs change content below.
- Bio
- Latest Posts
Эля
Эля живет по принципу: жизнь — это не те дни, которые прошли, а те, которые запомнились. Ей нравятся детский смех, вечерние прогулки с семьей, запах дождя, вельш-корги и эскимо с малиновым джемом. Эля живет с мужем и четырьмя детьми в Ореме, штат Юта.
Оплакивание Христа
Искусство Италии 16-го века
Картина художника Тициано Вечеллио «Оплакивание Христа» («Пьета»). Размер картины 352 x 349 см, холст, масло. Одним из самых глубоких по мысли и чувству творений позднего Тициана является «Пьета», законченная после смерти художника уже его учеником Пальмой Младшим. На фоне сложенной из грубо отесанных камней грузно давящей ниши, обрамленной двумя статуями, возникает в трепетно гаснущем свете сумерек группа людей, охваченных скорбью. Мария держит на своих коленях обнаженное тело погибшего героя. Она застыла в безмерном горе, подобно статуе. Христос не изможденный аскет и не «добрый пастырь», а именно муж, поверженный в неравной борьбе. С печалью взирает на Христа дряхлый старец. Подобен звенящему в тишине пустынного закатного мира крику отчаяния стремительный жест поднятой руки Магдалины. Вспышка ее развевающихся золотисто-рыжих волос, беспокойные цветовые контрасты ее одеяния резко выделяются из мглы сумрачно мерцающего тона картины. Гневно и скорбно выражение лица и движения всей фигуры каменной статуи Моисея, освещенной голубовато-серым неверным мерцанием угасающего дня. С необычайной силой передал в этом полотне Тициан и всю безмерную глубину человеческого горя и всю скорбную его красоту. Картина, созданная Тицианом в последние годы его жизни, – реквием, посвященный любимым героическим образам уходящей в прошлое светлой эпохи Возрождения.
«Оплакивание Христа», Джотто ди Бондоне — описание картины
Оплакивание Христа — Джотто ди Бондоне. 1306. Фреска, темпера.
Эта фреска входит в цикл росписей капеллы Скровеньи, которая прославила и сохранила на века имя художника. В свою работу мастер привнес то, чего так не хватало в живописи предыдущих эпох – живые эмоции. Достаточно взглянуть на фреску, чтобы сразу увидеть ее резкое отличие от произведений церковной живописи, выполненных по византийским канонам. Здесь нет никакой статичности и схематичности в изображении. Перед нами живые люди, каждый из которых горюет по-разному.
Поражает фигура Христа – это действительно мертвое тело, а не те куклы, которые изображались ранее. И дело не в его смертельной бледности, а в том, как художник передал его безжизненность – расслабленные, безвольные руки, запрокинутая голова, вытянутые ноги, отсутствующее выражение лица. И на контрасте – бурные эмоции окружающих его апостолов – откинутые назад в отчаянии руки юного апостола Иоанна, любимого ученика Иисуса, сдержанные переживания Иосифа Аримафейского, выкупившего тело Христа после казни, и Никодима, помогавшего в его погребении.
Художнику удалось передать отчаяние даже изображениями скорбящих женщин, сидящих к зрителям спиной. Хотя они полностью закрыты плащами, их сгорбленные в отчаянии фигуры отражают неподдельные страдания.
Собравшиеся вокруг неподвижного тела жены-мироносицы – это настоящее достижение в искусстве. Они запечатлены в разных, но очень естественных и живых позах, а их одежды обрисовывают складками реальные тела, а не иллюзорные бесплотные модели. У них выразительные и узнаваемые лица, обладающие индивидуальностью, а не отличающиеся иконописной схематичностью.
В этой фреске Джотто значительно опередил свое время, внеся в монументальную церковную живопись эмоции, движения, настоящие человеческие переживания. Картины перестали быть стандартными иконами, а стали настоящим отражением реальности – настоящей или придуманной.
Фрески итальянского живописца и архитектора Джотто знаменовали своим рождением открытие совершенно иной страницы в повествовании художественной истории. До момента расцвета его творчества ваятели Италии следовали правилам средневековой и римской античной традициям рисования.
Живопись Джотто разрывает связь с техникой живописи прошлого вплоть до полного отказа следовать ее законам. Флорентинцы считают, что прославленный мастер перешагнул порог в новейшую эру искусства, в чем они, несомненно, правы.
В трехлетний период Раннего Ренессанса с 1302 года художник трудился для облагораживания внутреннего убранства стен капеллы в Падуе. Работа его оказалась чрезвычайно продуктивной – 38 религиозных сцен из Нового Завета. Знаменитое панно Джотто – центральная фреска «Оплакивание Христа».
В фокусе изображения – сведенные лица убитого Христа и Матери. Именно в этот центр наибольшего эмоционально напряжения композиционно направлены все объекты и персонажи полотна. Наклонная поверхность скалы будто бы стрелой указывает на Святое Семейство. Взгляды небесных и земных участников скорбной сцены – все зрительно и душевно погружены в происходящее.
Мария Магдалина плачет у ног мертвого Христа, другие женские фигуры заламывают от горечи руки, праведные святые мужчины терпеливо переживают невосполнимую утрату, сидящие спиной к смотрящему величавые коренастые фигуры в знак траура облачили головы накидками, золотисто-белые летящие ангелы так по-человечески убиваются горем.
Общий эмоциональный фон картины «Оплакивание Христа» – гениальный художественный прием Джотто. Все участники события вовлечены в происходящее, а положение их тел, детально прорисованные складки одежды, соотношение затемнений и освещенных участков создают невероятно реалистичную пространственную глубину картины.