Содержание
- В России утвержден список духовно-нравственных ценностей
- Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми
- Ценности, которые помешают брать взятки
- Список ценностей – только в контексте Стратегии
- «Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия
- Мы могли бы не стесняться своих христианских корней
- Россия объявила сохранение традиционных ценностей стратегической целью национальной безопасности
- Духовно-нравственные ценности, историческое и культурное наследие — основа процветания России в XXI веке
- «Нравственные ценности российского народа» статья по обществознанию
- Духовные ценности российского народа — ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
В России утвержден список духовно-нравственных ценностей
Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)
- человеколюбие
- справедливость
- честь
- совесть
- воля
- личное достоинство
- вера в добро
- стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством
Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)
Протоиерей Александр Ильяшенко
Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.
Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.
В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.
К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.
Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.
Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.
Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.
В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда — интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.
Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.
Ценности, которые помешают брать взятки
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.
Протоиерей Федор Бородин
Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.
Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.
Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.
Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.
Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.
Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.
Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии — тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.
Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.
Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.
Список ценностей – только в контексте Стратегии
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.
Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.
Потому что дальше, в различных пунктах документа, акценты все-таки расставляются, там говорится о важных вещах, в том числе и о настоящих ценностях.
Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности , в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.
Поэтому мы и имеем грустный пример студентки Вари, которая хотела уехать в ИГИЛ.
Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» — стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.
«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия
Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.
Игумен Агафангел (Белых)
Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, — так как христиане не могли признать божественность императора.
Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, — очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?
В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля — дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.
В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.
Мы могли бы не стесняться своих христианских корней
Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.
Священник Филипп Ильяшенко
Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.
Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.
Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.
Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.
Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.
Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.
Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.
Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.
Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.
Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина
Россия объявила сохранение традиционных ценностей стратегической целью национальной безопасности
Нам надо осознать: Россия – это особая духовная цивилизация
Леонид РешетниковНам надо осознать: Россия – это особая духовная цивилизация
Леонид Решетников
Как же вернуться на наш исторический путь? Без верующего во Христа народа сделать это практически нельзя. Но проблема еще и в том, что мы – нация, живущая в атмосфере исторических мифов. И эти мифы мешают понять и принять наш цивилизационный путь.А.Беглов: Подвиг наших монахов на Афоне и умная молитва, переданная русскому монашеству, создали православную историю нашего государстваА.Беглов: Подвиг наших монахов на Афоне и умная молитва, переданная русскому монашеству, создали православную историю нашего государства
Подготовка к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на святой горе Афон практически завершенаРоссийские политики призывают сохранить независимый статус АфонаРоссийские политики призывают сохранить независимый статус Афона
Независимый статус Афона монашеской республики должен быть сохранен, в том числе от возможных посягательств со стороны ЕвросоюзаК. Малофеев: «На Владимира Путина возлагает надежды не только народ России, но и афонские монахи»К. Малофеев: «На Владимира Путина возлагает надежды не только народ России, но и афонские монахи»
Игумен монастыря Филофей: Желаю, чтобы ваша Родина победила в борьбе с врагами Истины и человечества Игумен монастыря Филофей: Желаю, чтобы ваша Родина победила в борьбе с врагами Истины и человечества
Происходит фронтальное нападение на христианские ценности и на нации, являющиеся носителями этих ценностей. И в этой тяжелой ситуации Россия оказалась на передовой позиции в попытке противостать этой агрессии. Владимир Путин: «Русский должен знать цену свою» Владимир Путин: «Русский должен знать цену свою»
Приведу ещё одну цитату, совершенно неожиданную даже для меня: «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности» Путин подписал закон о контроле за рядом религиозных организаций Владимир Путин подписал закон о контроле за религиозными организациями с иностранным финансированием
Закон обяжет религиозные организации с иностранным финансированием представлять в Минюст РФ отчетность о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов Ливанский журналист: Россия – бастион традиционных ценностей, противоставший неоязычеству Запада Ливанский журналист: Россия – бастион традиционных ценностей, противоставший неоязычеству Запада
«Владимир Путин с самого начала своего президентства не отступает от традиций, снова и снова показывая, что Россия – бастион традиционных ценностей, противоставший неоязычеству Запада» Н. Якунина: Наверное, наша страна — единственная, где государство так поддерживает традиционные ценности Н. Якунина: Наверное, наша страна — единственная, где государство так поддерживает традиционные ценности
«Наверное, наша страна единственная, в которой есть столь широкое сотрудничество государства и общественных организаций в целях поддержки традиционных ценностей»
Духовно-нравственные ценности, историческое и культурное наследие — основа процветания России в XXI веке
Определяющее значение духовных ценностей в будущем России и мира; «сбережение Народа» — как цель развития страны и любых проводимых преобразований; суверенность России в выборе своего пути («суверенная демократия»); приоритетность культурно-нравственной составляющей при преодолении коррупции и других негативных явлений нашей жизни; критерии «качества жизни» — не только в материальном, но и в духовном измерении; такие базовые понятия, как «единство Нации», «самодержавие Народа и его духовное единство», — всё это неоднократно звучало в выступлениях В.В.Путина, Д.А.Медведева, Ю.М.Лужкова, Святейшего Патриарха Алексия Второго.
При этом огромным разочарованием стало отсутствие в программе стратегического развития государства «2020» упоминания о ценностях и смыслах этого развития, о социокультурной составляющей нашего будущего. Предлагаемый сценарий для России без этих основ не может восприниматься, как приемлемый и должен быть дополнен существенными для нашего Отечества критериями жизни.
И это притом, что Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. В геополитических интересах США с союзниками ставят перед собой цели по дальнейшему ослаблению роли России в мировом сообществе. Через использование социальных и национальных факторов инспирируются негативные процессы в духовной сфере, влекущие за собой разрушение исторических, культурных, этических традиций. Утверждается культ индивидуализма, эгоизма и насилия, неверие в способность государства защитить своих граждан; девальвируются такие понятия как долг, достоинство, честь, верность Отечеству, присяге. Печатные и электронные СМИ для поднятия рейтинга и привлечения рекламодателей загружают сознание и подсознание стереотипами мышления и поведения. Традиционные формы формирования внутреннего духовного мира вытесняются телевидением и Интернетом. Существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами.
Пришло время сделать следующий, совершенно необходимый шаг: перейти от осознания — к формулированию целей и смыслов, а затем — к их реализации. Уже принятая в качестве одной из политических основ России «суверенность демократии» подразумевает не только право суверенного государства на выбор методов, которыми в нем будет построена демократия «обязательного для всех образца», но и право выбирать саму форму этой демократии, сами ценности и подходы, которые будут положены в её основу. Речь идёт о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет. Между тем, ценности в сегодняшней России не идентифицируются, смыслы не определены, ответственность за следование им для действующей Власти и Общества не установлена.
Инновационное развитие, рост экономических показателей и уровня потребления — всё это, конечно, важно и нужно.
Но необходимо понимать и то, что всё это — не цель развития, а лишь технология достижения главной цели, которой является ЧЕЛОВЕК (или более широко — НАРОД) и его счастье. Человеческое счастье, согласно миропониманию Русской цивилизации, никогда не сводилось к желанию потреблять завтра больше, чем сегодня, а тем более — к «свободе» добиваться личного успеха за счёт несчастья окружающих, не обременяя себя при этом такими «неконкурентоспособными» ограничениями как Совесть, Нравственная и Гражданская ответственность.
Поэтому, выстраивая для страны «образ будущего», к которому надлежит стремиться, необходимо исходить из того, что у России — свой исторический путь, свои ценности, свой идеал общества. Именно в соответствии с ними веками выстраивались миропонимание, культура и мораль не только государствообразующего Русского Народа, но и всех иных народов, составивших с ним вместе единую государственность и Нацию. Следование этой своей внутренней сути, а не рецептам иноземных «учителей», выстраивание в соответствии с ней всей системы общественных, государственных и экономических отношений — вот единственная возможность для нашего Народа создать для себя и своих потомков действительно счастливую жизнь на своей земле. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи — когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, к самобытным национальным ценностям, к памяти предков, к отечественной истории.
Именно это способно стать той самой главной — социокультурной — инновацией, которую Россия в состоянии предложить сползающему в кризис человечеству в качестве реальной альтернативы изжившей себя модели общества эгоизма и потребления.
Но кто способен взять на себя высочайшую ответственность — сформулировать эти ценности и смыслы, являться их мерой и контролировать соответствие им всех ветвей демократически избранной Власти? Только сам Народ, являющийся согласно Конституции «носителем суверенитета и единственным источником власти», имеет на это право.
Сегодня мы предлагаем всем гражданским силам консолидированные действия в рамках Общественного совета города Москвы, который возьмёт на себя своеобразный «общественный аудит» действий и принимаемых решений — на предмет соответствия их ценностям нации и национальным интересам. Это может стать действенной формой общественного (гражданского) контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции. Это, наконец, позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности, остановить построенную на нём индустрию порока, ради денег калечащую души, уничтожающую мораль и истинную культуру.
Для объединения усилий общества по защите духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия участники общественных слушаний заявляют:
1. Мы осознаём, что Россия является основой самобытной тысячелетней Русской цивилизации с собственным путём исторического развития, с собственной Великой Русской культурой, обогащённой культурами коренных народов России.
2. Учитывая выдающуюся роль в формировании нравственно-этических ценностей и культурных традиций Православия и в некоторых регионах нашей страны Ислама, а также Буддизма, мы считаем необходимым всемерно содействовать усилиям этих конфессий в духовном оздоровлении общества, включая такие сферы как культура, образование и армия.
3. Мы считаем, что осуществление власти в стране должно быть направлено на сохранение национальной самоидентификации Народа и его культуры, защиту наших традиционных ценностей и образа жизни, воспитание патриотизма и преданности Родине, соблюдение национальных интересов в условиях глобализации.
4. Мы призываем власть и гражданское общество применить действенные механизмы: для обеспечения информационной безопасности, особенно в гуманитарной сфере; противодействию развращению Нации; пропаганде чуждых Русской цивилизации, навязываемых извне ценностей и идеалов; разложению устоев государства через СМИ, «массовую культуру» и псевдо-образовательные программы.
5. Наш язык и отечественная литература — важнейшие составляющие отечественной культуры, духовная среда обитания Нации — служат не только основой ее бытия, но и средством единения и взаимообщения всех народов России, а также наших соотечественников, где бы они ни проживали. Мы считаем, что русскому языку и литературе необходимо вернуть в школе, обществе и во всем Русском мире положение, соответствующее их значению.
6. Главное наше богатство и ценность — это люди. Они сформировали и сохранили наше духовное наследие, нашу культуру, нашу экономическую мощь. Создав великую страну, предки завещали ее не только нам, но и потомкам. И наш долг — сохранить и возродить Россию, сделать сильным и процветающим ее народ.
7. Имеющийся у нашей страны опыт солидарности в моменты высшего напряжения сил народа, множественность национальных культур и многовековая устойчивость основных религий, незыблемость духовных ценностей для подавляющей части населения, эмоциональная открытость, само геополитическое положение России создали необходимые условия для переосмысления нами своего прошлого и создания надежной, соборной системы защиты традиционных духовно-нравственных ценностей и культурного наследия.
8. Мы считаем, что в условиях нарастания мирового цивилизационного и ценностного кризиса Россия способна предъявить миру свою традиционную этику духовного единения и солидарной деятельности людей ради общей цели как реальную альтернативу насаждаемому Западом в процессе глобализации культу эгоизма и потребительства, а потому призвана стать одним из ведущих мировых цивилизационных центров.
9. Мы убеждены, что:
— права и свободы неразрывно связаны с обязанностями гражданина перед страной и обществом, при этом личность, реализуя свои интересы, обязана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, всего Народа;
— России необходим правовой механизм взаимной гражданской и нравственной ответственности власти, общества и гражданина; при этом государственные служащие должны принимать присягу о личной ответственности за действия и результаты принятых ими решений, а также за бездействие;
— коррупция и казнокрадство должны быть приравнены к государственной измене, а наказание за них включать конфискацию имущества, в том числе — имущества ближайших родственников и находящееся за пределами России;
— исполнительная власть должна немедленно обеспечить открытость и прозрачность расходования бюджетных средств, а также прозрачность доходов и расходов всех государственных служащих и членов их семей;
— в системе образования не менее важным, чем получение знаний и навыков, должно стать воспитание полноценной творческой личности и её гражданских добродетелей на основе национальных духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
— существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека; это такие ценности как Вера, Нравственность, Святыни, Отечество; когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое.
10. Мы считаем патриотическое воспитание молодёжи приоритетнейшей задачей, призванной не допустить появления новых «потерянных поколений». Уверены, что патриотическое воспитание молодых москвичей наряду с любовью к Родине и гражданскими добродетелями должно включать приобщение их к традиционным ценностям, духовной, культурной и этической традиции России, к её истории и миропониманию. Считаем необходимым создание в Москве единого Центра патриотического воспитания молодёжи с отделениями во всех районах города, объединяющего в ассоциацию военно-патриотические, военно-спортивные, поисковые, исторические и прочие клубы, занятые патриотическим воспитанием молодёжи.
11. Мы всецело одобряем внешнеполитическую активность Правительства Москвы и позицию мэра Ю.М.Лужкова на Украине и в Крыму. По нашему мнению, превращение Москвы в признанный центр интеграционных процессов и международного сотрудничества, кроме того, должно способствовать воспитанию у наших сограждан интернационализма, солидарности с соотечественниками за рубежом и неприятия любых форм межэтнической и межрелигиозной нетерпимости, включая и подрывающую основы государства русофобию. Предлагаем в ближайшее время провести в Москве круглый стол по этому вопросу со всеми гражданскими силами, поддерживающими инициативы Ю.М.Лужкова.
12. Мы предлагаем Ю.М.Лужкову на основе результатов настоящих общественных слушаний создать совершенно необходимую для гражданского общества площадку для общественной дискуссии «Ценности нации и национальные интересы» — по определению системы базовых ценностей и смыслов развития России, по образцу созданных «Единой Россией» дискуссионных площадок в виде клубов предметной направленности. Предлагаем Ю.М.Лужкову поддержать инициативу о размещении этой площадки в Институте философии РАН по адресу Волхонка, дом 14.
«Нравственные ценности российского народа» статья по обществознанию
Нравственные ценности российского народа
История российского государства показывает, что в моменты экстремальных потрясений власть использовала традиционные ценности общества для создания единой культурной идентичности у разных слоев населения. Сегодня это необходимо, как никогда ранее.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в 2015 г. подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России.
Духовные ценности — одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и тд. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой набор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся: истина, свобода, человеколюбие, честь, совесть, справедливость, воля, вера в добро, любовь, польза, сохранение жизни человека, признание прав и свобод гражданина, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, защита окружающей среды, утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством
Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков. Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали. Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространённой в нашей стране религии.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
В рамках государственной Стратегии развития воспитания в 2015г. была принята Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования (ФГОС), построеная на основе базовых национальных ценностей российского общества. Прграмма направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Духовные ценности российского народа — ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Цели и задачи: познакомить учащихся с духовными ценностями и их видами; выяснить роль и значение религии в формировании духовных ценностей народа; познакомить с терминами и понятиями: духовные ценности, вечные ценности, общечеловеческие ценности, национальные ценности, конфликт ценностей, нравственная дилемма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать духовные ценности; на конкретных примерах показывать роль ценностей в развитии человеческого общества; объяснять причины конфликта ценностей; понимать роль и значение религии в формировании духовных ценностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знаний; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: проблемный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Сидящие предо мной в классе ребята являются ровесниками. Вы читаете одни книги, смотрите одни и те же фильмы, обсуждаете одни и те же вопросы. Можно подумать, что все вы единомышленники. В известной мере это так и есть. Но есть нечто, решительно вас разделяющее. Это жизненные установки, наши представления о том, что дорого нашему сердцу. Один, скажем, полагает, что надо быть добрым, отзывчивым. Другой усмехается: такому добренькому и в автобус не войти. Многие нравственные заповеди очень значимы для одних ребят. Другие, напротив, относятся к ним равнодушно.
У грузинского народа есть традиция. Когда люди сидят за столом, они произносят разные тосты — за здоровье, за счастье, за благоденствие. Но вот праздник подходит к концу. Остается последняя здравица. Она всегда одинаковая — за все святое…
Вопросы к классу
— Как вы думаете, что подразумевается под этими словами?
— Какое отношение они имеют к теме нашего урока?
(Ответы учеников.)
Тема урока: “Духовные ценности российского народа”.
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Общечеловеческие ценности.
2. Духовные ценности российского народа.
III. Введение в новый материал
Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни для него дороги. Что же подразумеваем мы под этими понятиями? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Общечеловеческие ценности
С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение: “Смотри внутрь себя” — предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого диалога? Конечно, те ценности, которые важны для человека. Что же такое ценности?
Задание: слушая рассказ учителя, дайте определение понятия “ценности”, выделите и охарактеризуйте основные черты данного понятия.
О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него установки, знали давно. Однако слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось лишь в XIX в.
Ценность — незыблемая, сокровенная жизненная ориентация человека. А идеал — это высшая форма ценности. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, для меня лично.
Люди далеко не всегда опираются на знания, на рекомендации ученых. Допустим, я влюблена. Разве наука доказала, что мой парень самый лучший? Да мне и не нужны научные доводы.
Или человек знает, что он смертен. Это научный факт. Но люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что, по существу, противостоит холодному научному факту.
Следовательно, ценность — это нечто иное, нежели научная истина. Философы интуитивно догадались, что истины науки можно дополнить чем-то более значимым для человека, вырастающим из самых глубин его существа.
(По ходу проверки выполнения задания на доске составляется схема.)
Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, т. е. выстраивает их по определенной иерархической системе.
А существуют ли вечные, универсальные ценности? То есть ценности, имеющие важное значение абсолютно для всех или для большинства людей?
Задание: послушайте миф и ответьте на вопросы.
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить дорогу, канал, вспыхивали между ними ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой.
И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому — музыканта, третьему — лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что к стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей.
Вопросы к классу
— О чем этот миф?
— Чему он нас учит?
— Какие вечные универсальные ценности вы можете назвать?
(По ходу проверки выполнения задания соствляется схема.)
Человек хочет, чтобы его любили, и ощущает внутреннюю потребность любить других.
Задание: прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Это было на Паралимпийских играх в Сиэтле. Девять атлетов — людей с ограниченными возможностями — вышли на старт, чтобы начать забег на дистанции 100 м. Было видно, как они волновались. На лицах можно было прочитать их самое заветное желание — прийти первым, выиграть. Прогремел стартовый выстрел, и соревнование началось. Не всем атлетам удался старт, не всем удалось справиться с волнением. У многих вместо плавного бега получались скованные движения, но все без исключения спортсмены старались изо всех сил.
На середине дистанции самый молодой из атлетов вдруг упал на беговую дорожку и заплакал от горечи потерянной возможности закончить забег. Зрители на трибунах ободряюще замахали ему. Огромные мониторы стадиона показали крупным планом упавшего спортсмена. А он сидел на беговой дорожке и, пряча слезы, тихонько причитал. Ничего не подозревавшие другие спортсмены, пробежавшие уже значительное расстояние, увидев экраны, замедлили бег и оглянулись назад. Они остановились и побежали обратно… Подоспевшие спортсмены помогли мальчику встать. Все девять атлетов обнялись и двинулись вновь к линии финиша.
Зрители на стадионе встали и аплодировали им, пока они не закончили свой забег. С экранов стадиона всем трибунам было видно, каким счастливым светом лучатся глаза этих людей, умеющих побеждать любые трудности. Эти особенные люди познали величайшую мудрость: самое важное в жизни — не победа для самого себя, а умение помочь другим выигрывать, даже если для этого необходимо остановиться и поменять свое направление движения.
Вопросы к классу
— Почему зрители аплодировали поступку спортсменов?
— Какие мысли возникли у вас при прочтении этого текста?
— Какой вывод для себя вы сделали?
(Проверка выполнения задания.)
Осознание человеком того, что есть такие общечеловеческие ценности, как сострадание, доброта и любовь, чувство долга, свобода и справедливость, руководит его поступками, регулирует его жизнь. Ценности создаются самими людьми в ходе исторического развития.
2. Духовные ценности российского народа
— Как вы думаете, какие духовные ценности свойственны российскому народу?
(По ходу ответов учеников составляется схема.)
Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, докажите, что российский народ обладает общечеловеческими ценностями.
Задание для второй группы: работая с текстом п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, докажите, что российский народ обладает исторически унаследованными ценностями.
Задание для третьей группы: работая с текстом п. 1 § 23 учебника и дополнительным материалом, докажите, что российский народ обладает религиозными ценностями.
Дополнительный материал для первой группы
Система ценностей в пословицах и поговорках
Из 275 пословиц, включенных Владимиром Ивановичем Далем в раздел “Добро — милость — зло”, можно составить три группы:
• первая группа пословиц рассматривает значение добра;
• вторая группа пословиц — зло и его проявления;
• третья группа пословиц дает характеристику положительным и отрицательным сторонам человека и общества.
Пословицы первой группы говорят о значении добра в жизни людей.
• Не век жить, а век поминать.
• Доброму добрая память.
• С добрым жить хорошо.
• Ласковое слово — что весенний день.
• Милость и на суде хвалится.
• Милость — подпора правосудию.
• Всякое даяния — благо.
Они ассоциируют зло с возмездием, говорят о том, что малое зло способно свести на нет большое добро, всепрощение должно стать девизом в жизни каждого человека.
• Добрым делом не кори.
• Он мухи не убьет.
• Наш Андрей никому не злодей.
• Зла за зло не воздавай.
• Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.
• Господин гневу своему — господин всему.
Они декларируют добро как потребность человека, о добрых, милосердных людях говорят, как о “луче света в темном царстве”.
• Сам с воробья, а сердце с кошку.
• С доброхотом всякому в охоту.
• Свет не без добрых людей.
• Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
• И у курицы сердце есть.
• На милость образца нет.
Пословицы неизменно отмечают высокую цену добрых поступков.
• Доброму Бог помогает.
• Делать добро спеши.
• Доброе дело и в воде не тонет.
• Доброе дело крепко.
• Доброе дело навек.
• Лихо помнится, а добро век не забудется.
• Болезному милость творить — с Богом говорить.
Пословицы второй группы говорят о наличии зла, гнева в душах людей по отношению друг к другу.
• Гневайся, да не согрешай.
• Гневаться — дело человеческое, а зло помнить — дьявольское.
• Подсыпать кому перцу.
• Я им заварил кашицу, пусть расхлебывают.
• Согнать с бела света.
Они характеризуют дурных, злых людей.
• Как на лес взглянет — так и лес вянет.
• От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека — ничем.
• У злой Натальи все люди канальи.
• Сердце с перцем, душа с чесноком.
• Сера, что свинья, а зла, что змея.
• Ты ему слово, а он тебе десять.
• Немилостивому мил не будешь.
Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, говорит о том, что в разных ситуациях человек поступает по-разному.
• Не всяк злодей, кто часом лих.
• Туча не без грому — хозяин не без гневу.
• Где гнев, там и милость.
• Горького проклянут, а сладкого проглотят.
• Не все по затылку, ино и по головке.
Большая группа пословиц говорит о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей, снисходительно отмечая их слабости.
• Это его слабая струна.
• Он на эту ногу немножко прихрамывает.
• Видно, не той ногой порог переступил.
• Левой ногой с постели ступил.
• Бог ему судья.
• Господь с тобой.
• Бог простит, только вперед не каверзи.
Пословицы говорят о том, что о человеке нужно судить по его делам, поступкам.
• Сделав добро, не кайся (не попрекай).
• Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет.
• Гнева не пугайся, на ласку не кидайся.
• Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу — в гневе.
• С живого кожу дерет.
• Дерет с живого и с мертвого.
Так в пословицах отразились представления о моральных качествах человека. В них утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество — добродетель, и его надо воспитывать, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, такому качеству, как стремление творить добро. Пословицы и поговорки заставляют каждого человека задуматься над своим мировоззрением, оценить поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передаваемые из поколения в поколение.
Вопросы для первой группы
— О каких пословицах и поговорках вы узнали?
— Как они характеризуют русский народ?
— Какую роль они играют в жизни людей?
— Какие духовные ценности они исповедуют?
Дополнительный материал для второй группы
Австрийский социолог и политический деятель Отто Бауэр говорил: “Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер”. Следовательно, чтобы понять россиян, необходимо проследить, как исторически создавались ценности русского общества.
Свидетельства древних корней российского народа присутствуют повсеместно: от Новгорода до городских поселений Булгара и Казани. В национальном гимне также есть слова о великой славе и о народной мудрости предков. На страницах истории России есть и список славных военно-политических побед нашего Отечества:
• Невская битва (1240);
• сражение на Куликовом поле (1380);
• Полтавская баталия (1709);
• Бородинское сражение (1812);
• Великая Отечественная война (1941 — 1945).
Победа в Великой Отечественной войне стала символом высшего подвига и самопожертвования нашего народа во имя своей страны и во имя освобождения всего мира от коричневой чумы. В России национальная история — один из самых популярных предметов изучения. Историческая тематика постоянно присутствует в кино и на телевидении, художественной культуре в целом.
Россия — страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Эта часть самосознания россиян основана на реальных достижениях, известных каждому образованному гражданину страны. Эти достижения известны всему миру и тем самым формируют гордость россиян за свою страну. Это литература Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова и Шолохова. Это музыка Чайковского, Стравинского, Шостаковича и ее великих исполнителей — Шаляпина, Ойстраха, Ростроповича. Это театр Станиславского и балет. Это живопись Андрея Рублева, Шишкина, Сурикова, Малевича, Кандинского, Шагала. Это кинематограф Эйзенштейна, Бондарчука, Тарковского. Это народные песни Руслановой и Зыкиной.
Прошлое нашего Отечества убедительно свидетельствует о том, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность общества. Своими истоками она уходит в древность, в период распространения христианства на Руси и борьбы с многочисленными захватчиками. Тогда формировались высокие моральные ценности нашего народа. В период военных реформ Петра I государственный патриотизм ставился выше всех ценностей. Служба Отечеству, служебное рвение были объявлены главной добродетелью как непременное условие получения чинов, наград и званий и закреплены в “Табели о рангах”.
Патриотизм наших соотечественников носит особый характер. Он формировался в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение как высшая духовная ценность. Можно выделить характерные черты, свойственные патриоту-россиянину, а значит, и патриотизму российского воина:
1. Жизненная стойкость, терпение и мужество. Эти качества питают твердость духа в нелегкие для Отечества времена. Они же сохраняют веру в лучшую жизнь, помогают преодолеть все жизненные трудности и лишения. “Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие патриотизм русского народа”, — подчеркивал А.Н. Радищев.
2. Российский патриотизм проявляется в законопослушании и беспредельном доверии государственной власти. “Русский патриотизм отличается от всякого иного своей беспредельной и безусловной, т. е. не требующей ничего взамен, верностью государству”, — подчеркивал русский историк Ф. Ф. Нестеров.
Вопросы для второй группы
— Какие события российской истории формировали духовные ценности россиян?
— Какие ценности российского народа были сформированы в ходе исторического развития нашей страны?
— Дайте характеристику исторически унаследованных ценностей.
Дополнительный материал для третьей группы
Ценности религиозного общения сводятся к ценностям веры, таким, как, например, признание Бога, понимание греха и добродетели, спасение души, ощущение чуда, соблюдение обрядов.
Религиозные ценности определяют смысл жизни человека, выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали.
Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов, честности, порядочности, уважению к окружающим и трудолюбию.
Большое влияние на человека оказывает семья, которая закладывает основные духовные ценности.
Вопросы для третьей группы
— Чему учат религиозные ценности?
— Какую роль в формировании личности играют семейные ценности и традиции?
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Иногда в жизни происходит конфликт ценностей. Это такая ситуация, при которой одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие являются основой нравственного поведения.
(Ученики выполняют задание.)
V. Подведение итогов урока
В российском обществе в последнее время, к сожалению, довольно широкое распространение получила мысль о том, что человек богат только при наличии денег, дач, автомобилей — словом, материальных ценностей. Это глубокая и трагическая ошибка. Велика опасность потери духовной культуры как ценности для поколения, живущего только материальными интересами, ищущего лишь выгоду для себя и теряющего из-за этого истинный смысл жизни. По-настоящему человек богат только своими знаниями, духовными ценностями, имеющейся у него культурой. Бытовая, житейская обустроенность, естественно, важна для человека. Но если все желания будут этим ограничиваться, можно потерять свои корни, основу бытия. По тому, насколько глубока у человека с духовная культура, можно судить о богатстве его души и интеллекте, его способности рождать новые идеи и отстаивать идеи истины, добра и красоты. Именно культура формирует уникальные, неповторимые черты личности.
Задание: на доске записаны предложения. В тетрадях расставьте их в порядке приоритетности. Предложенный список можно дополнить.
Ценности жизни, с точки зрения подростка
1. Посещение театров и музеев.
2. Чтение книг.
3. Хорошая (модная) одежда.
4. Хорошее отношение учителей.
5. Большое количество друзей.
6. Понимание со стороны родителей.
7. Уважение в классе.
8. Домашнее животное.
9. Спортивные успехи.
10. Карманные деньги на расходы.
— Какие ценности: материальные или духовные — стоят на первом месте?
(Проверка выполнения задания.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 23 учебника.
2. Выполнить задания рубрики “Практикум”.