Брат Патриарха всея Руси отец Николай: «Дед говорил нам — никого не бойтесь, кроме Бога»
«Россия получила Патриарха-интеллектуала». Официальная биография владыки Кирилла
Даже в пору самых страшных гонений на церковь их семья никогда не скрывала ни своей веры, ни силы этой веры. Хотя деду, а потом и отцу будущего Патриарха всея Руси Кирилла пришлось пройти через гонения и сталинские лагеря. Нелегко далось решение принять сан и самому Владимиру Гундяеву.
Будущий Патриарх всея Руси вырос в обычной ленинградской коммуналке на Васильевском острове.
— У нас была очень хорошая атмосфера в семье: интеллигентные и любящие друг друга люди, прекрасная библиотека… Я не помню ни одной ссоры между родителями, — вспоминал он. — Не помню, чтобы родители нам что-то приказывали, все шло в нужном направлении само собой…
Сам будущий Патриарх, его брат и сестра, окончившие советскую школу, посвятили себя, когда выросли, церкви. Старший брат Владимира Николай — настоятель Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Младшая сестра Елена — директор школы при Санкт-Петербургской духовной академии и Православной гимназии.
В Володиной школе был только один мальчишка, который отказался вступать в пионеры. На парня попробовал надавить директор. Володя Гундяев спокойно ответил: «Я вступлю в пионеры, если вы разрешите мне ходить в церковь в пионерском галстуке». И от него отстали.
Это был конец 50-х — начало 60-х годов. Пионерско-комсомольское прошлое было непременным условием для будущего образования, для карьеры. А юноша прекрасно учился. Дома он читал парижские издания Бердяева, Франка, Булгакова, в школе блестяще шли точные науки. В какой-то момент он даже собирался на физфак Ленинградского университета… Но передумал: пошел в семинарию. И ни разу об этом не пожалел.
— Дед и отец были священниками, и мы с детства готовились пойти по их стопам, — объяснил «Известиям» брат Патриарха, в миру — Николай Михайлович Гундяев. — Такая у нас была семья…
А ведь история семьи могла бы, наоборот, напугать детей, заставить их отказаться от церкви.
Дед, Василий Степанович Гундяев, был рукоположен, когда ему минуло 70. Стал диаконом, потом священником, служил в башкирском селе Уса-Степановка. И ходил пешком за 14 километров, если надо было причастить больного.
До революции семья Василия Степановича жила в Арзамасской губернии. Сам он работал машинистом. Причем водил литерные поезда, на которых ездили самые высокопоставленные персоны. Он очень неплохо зарабатывал. И хоть в семье было аж 7 детей, они могли быть по-настоящему богаты. Но жили очень скромно. Пройдет много лет, и его внук узнает: оказывается, почти весь заработок дед переводил в монастыри Святой горы, в Афон.
А после революции дед Василий стал бороться против церковного раскола, кидался на защиту монастырей и храмов, устраивал разъяснительные лекции для граждан… Конечно, в результате был арестован. Прошел десятки лагерей и семь ссылок.
— Конечно, представить это невозможно, — говорит отец Николай.
На старости лет Василий Степанович превратился в бродягу. В стране почти не осталось мест, где ему можно было появляться. Только в 60-е годы смог приехать в Ленинград — к сыну. Но внукам он как-то сказал: «Никогда ничего не бойтесь. Бойтесь только Бога».
Сын Василия Степановича Михаил, конечно, знал, что пришлось пережить отцу. И все равно захотел пойти по его стопам. Собственно, из-за этого твердого желания он и попал в Ленинград.
В Арзамасской губернии, где родился и вырос Михаил Васильевич Гундяев, негде было учиться богословию. Он окончил среднюю школу, служил иподиаконом, а потом и подался в Ленинград. После революции там оставался единственный в стране Богословский институт. Зато какой! Лучшие профессора университета и преподаватели разогнанной большевиками Духовной академии собрались там. Только окончить его Михаилу не дали: закрыли институт. Он попробовал податься в медицинский, но с духовным образованием «в анамнезе» поступить туда было нереально. Удалось попасть в военно-механический.
В Ленинграде Михаил познакомился с будущей женой. Раиса, студентка филфака и будущая учительница немецкого языка, пела в церковном хоре, он влюбился, успел сделать ей предложение… И в тот же день был арестован. В его квартире нашли записи, где слово Бог было написано с большой буквы. Этого хватило на четыре года лагерей.
В блокаду Михаил Васильевич чуть не погиб при строительстве укреплений. Недолеченного, истощенного, его отправили работать на нижегородский завод, и до самой победы он собирал танки Т-34.
После войны он обратился к митрополиту с просьбой о рукоположении. Шел 1947 год. Михаил Васильевич служил главным механиком на заводе. И вот в такое время с такой должности — да в Церковь…
— В этом — весь наш папа, — просто говорит его старший сын Николай.
Владимиру тоже непросто было принять решение. Он ведь и в Духовную академию пошел не сразу. Сначала вынужден был доучиваться в вечерней школе, потом отправился в геологическую экспедицию… И только в 22 года подумал принять монашеский сан. Отказаться от возможности иметь семью, детей, посвятить себя Церкви целиком.
— Дома его не отговаривали, — качает головой его брат Николай. — В нашей семье все сами делали свой выбор.
Обед с митрополитом
Илья Стулов (Калининград)
Вскоре после Рождества 1999 года мне посчастливилось трапезничать за одним столом с митрополитом Кириллом в Балтийске под Калининградом, куда он приехал освящать воскресную школу.
Последствия финансового кризиса тогда были одной из главных тем. Поэтому, естественно, говорили о дешевеющем рубле, дорожающих продуктах и лекарствах. Митрополит с горечью рассказал, как попросил кого-то из своего окружения купить ему лекарства. Тот вернулся из аптеки ни с чем и говорит: «Денег мало дали, подорожало все». Ясно было, что горечь владыки искренняя, и горюет он не о себе, а о нас, грешных.
А потом кто-то из молодежи задал митрополиту вопрос: «Как отличить любовь от увлечения?»
— Можешь ли ты представить себе, что согласен жить с этим человеком, когда он будет находиться в беспомощном состоянии? Жить долго, может быть, всю жизнь? Тогда это любовь. Это дар Божий, и его обязательно надо беречь, — ответил владыка.
Здесь же, под Калининградом, в середине 1990-х один из местных военачальников решил взять митрополита «на слабо»: «А на сверхзвуковом истребителе полетите?» И Кирилл полетел на МиГ-27.
— Конечно, боялся, — признался он нам тогда за обедом, — испытывал тревогу. Но чувствовал силу машины, и становилось спокойнее на душе.
Известный немецкий журнал «Штерн» по дремучему невежеству своих сотрудников в свое время – еще когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещал Германию в сане Митрополита Смоленского и Калининградского – рассказал читателям о семье и личной жизни монаха Кирилла. И об уютном домике в Швейцарии, и об увлечении горными лыжами и быстрой ездой на спортивных автомобилях, и о его жене, и даже о детях и собаках… А из пущего уважения даже назвал о.Кирилла ни много, ни мало, но «отличным семьянином».
Надо сказать, что Лидия верная гражданская супруга и ровесница святейшества, а не молодая «содержанка — баловница». Они со «святейшеством» родили хороших и умных детей. Другое дело, почему РПЦ не говорит правду и почему у Лидии продолжается табачный (от дьявола) бизнес? Почему РПЦ считает обычное зачатие (дар Всевышнего) порочным?
Вот ведь нехристи какие! Нет, чтобы позвонить в ПиАр-службу Патриархии и узнать, как надо правильно рассказывать читателям о тяжкой отшельнической молитвенной жизни высокопоставленных монахов! Ну, ей-богу, как самоеды малые – «что вижу – то и пою!»
В результате с тех самых пор и «склоняют» всякие богохульники-ахальники бедную Лидию Михайловну Леонову во всех мыслимых падежах. Даже сам Святейший в связи с недавним квартирным скандалом был вынужден оправдываться – мол, не жена она мне, а всего лишь боевая подруга, со мной на одной жилплощади прописанная. Это, мол, сестра моя, типа, «монахиня в миру». Говоря «сестра», надо полагать, он имел в виду, конечно, не свою единственную на всем свете сестру Елену, но «сестру» по вере, по духу предпринимательства. Он, ведь, обычно так ко всем и обращается: «Братья и сестры!». Стало быть, и Лидия Леонова ему тоже «сестра», хоть и не родная.
Лидия Михайловна Леонова – (27.01.1947) – «Монахиня в миру», которая уже 38 лет – еще с далекого «советского» 1974 года – неотступно сопровождает по жизни монаха Кирилла. Переезжает вместе с ним на все новые места жительства, сопровождает в поездках и участвует в его коммерческих предприятиях. По данным злопыхателей, на ее имя было зарегистрировано более 300 табачных коммерческих организаций. Именно Лидию Михайловну имели в виду сотрудники «Штерна», когда назвали Кирилла «отличным семьянином», и именно она теперь официально прописана в квартире и проживает совместно с монахом Владимиром Гундяевым.
о.Кирилл (Гундяев) с женой и сыном во дворе своего дома в Смоленске, 1988 г. Теперь их уже двое — старший занимается бизнесом, коммерсант, а младший – Дмитрий – пошел по стопам отца (в настоящее время – послушник)… В 2010 году на Пасху даже случайно на телеэкран попал – скромно стоял рядом с отцом в подряснике.
.
Вот как писал об этом журнал «Огонек» в 2004 году: «В 21 год он принимает из рук Никодима монашество с именем Кирилл и становится иеромонахом. Тогда же начинается его «внешняя церковная деятельность» — в свите Никодима он выезжает в Прагу. В 23 года Кирилл оканчивает академию, становится кандидатом богословия и начинает преподавать догматику студентам, которые были старше его. В 24 года он уже архимандрит и представитель РПЦ при Всемирном совете церквей в Женеве … В 27 лет Кирилла возвращают в Питер и делают ректором Ленинградской духовной академии – самым молодым за всю 200-летнюю историю этого учебного заведения. Приобщение к советской элите, «красивая жизнь», постоянные поездки за рубеж скорректировали тот одновременно романтический и аскетический идеал, к которому, вероятно, стремился юный Володя, принимая монашество. Ни в одну из его официальных биографий никогда не попадет история знакомства с Лидией Михайловной Леоновой – юной и симпатичной дочерью повара Ленинградского обкома КПСС. Вот уже 30 лет их связывают самые теплые отношения, которые, между прочим, дали повод некоторым западным журналистам, плохо разбирающимся в православных канонах, назвать владыку Кирилла «примерным семьянином»». (http://www.ogoniok.com/archive/2004/4831/04-20-23/).
А вот как об этом в интервью Юрию Васильеву (23.03.2012) рассказывает главный редактор независимого сетевого ресурса «Портал-Credo.Ru» Александр Солдатов: «Вопрос: Про вариант с сестрой говорили выше. Есть ли более-менее официальные разъяснения, кем приходится монаху Кириллу Лидия Леонова? Кроме коммунальной соседки, естественно. Ответ: Официальная историография умалчивает о госпоже Леоновой. … Есть неофициальная историография, которая берет свое начало от публикации немецкого журнала «Штерн» примерно в 1993-1994 годах, где митрополит Кирилл описывается как «примерный семьянин». И даже утверждается, что у него есть дети. Далее наш портал со ссылкой на разные источники – в частности на Сергея Бычкова из «Московского комсомольца», который проводил разные расследования, касающиеся жизни будущего патриарха, – несколько лет писал о том, что эта госпожа Леонова является дочерью некоего чиновника из Ленинградского обкома партии. С ней будущий патриарх познакомился еще в начале 70-х годов, когда он был студентом Ленинградской духовной академии. … с тех самых пор она везде его сопровождает — и в Смоленске жила, и теперь в Москве. Поэтому слово «сестра», может быть, стоит понимать в духовном смысле, а не в физиологическом». (http://www.svobodanews.ru/content/article/24525100.html).
Елена Михайловна Гундяева – настоящая и единственная сестра Святейшего. Посвятила свою жизнь Церкви, многие годы работает директором православной гимназии и гордится своим братом.
Впрочем, не только германские, но и патриархийные «чудилы» тоже мышей не ловят (деловая хватка у них не та, что у самого Кирилла!). Нет, чтобы оперативно все биографические «апокрифы» подчистить, так они так их и оставили по сей день – есть, мол, у Кирилла только сестра Елена-богомолка и только брат Николай-богомолец.
Володя, Лена и Николай Гундяевы. В этой семье выросли дети, отдавшие жизнь Богу. Брат Патриарха – протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Сестра – Елена Михайловна – директор православной гимназии. (http://sinodik.blog.tut.by/patriarx/).
По материалам: