Есть очень простой способ, чтобы показать, насколько легко наш мозг структурирует даже сильно перепутанную информацию. Попробуйте прочитать текст, приведенный ниже. Этот текст содержит слова с перемешанными буквами.
По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком.
Наверняка, вам удалось без особых трудностей прочитать все, что написано выше, несмотря на то что буквы в словах переставлены местами. Как написано в самом тексте, причиной тому является тот факт, что мы читаем не каждую букву в отдельности, а все слово целиком. Поэтому перепутанные буквы в словах не мешают нам понимать смысл прочитанного.
Часто, когда люди впервые узнают о возможностях скоростного чтения, они скептически относятся к этой способности. Основные подозрения связаны с тем, что чем быстрее мы читаем, тем больше у нас проблем с усвоением информации. Другими словами, нам сложно понять: как это можно видеть целиком предложения, а иногда даже целый абзац или всю страницу в одно мгновение понять смысл увиденного.
Но раз мы можем прочитать текст с перемешанными в словах буквами, а наш мозг мгновенно расставляет все по своим местам, то, может быть, мы сможем понять смысл текста, в котором и слова переставлены местами. Нам не обязательно видеть все слова последовательно, чтобы понять смысл прочитанного. Главное — уметь видеть все предложение целиком, подобно тому, как мы видим целиком все слово.
Обратите внимание, что часто скорость чтения сдерживается именно психологически. Если показать маленькому ребенку, который только научился читать, как быстро вы можете усваивать текст, в словах которого перемешаны буквы, ему ваши способности покажутся феноменальными. Но вы же сами уже понимаете, как это просто. Также при достаточной сноровке вам будет просто читать текст блоками (предложениями или целыми абзацами), просто скользя вниз и по странице. При этом качество понимаемой информации не сильно ухудшится.
Чтобы тренировать данную способность полезную для быстрого чтения, вы можете воспользоваться двумя уроками на нашем сайте в соответствующем тренинге.
- Урок 3. Тренировка зрительных навыков при чтении. В этом уроке даны приемы, позволяющие с помощью периферийного зрения видеть сразу большой объем информации.
- Урок 4. Скорочтение и управление информацией. Данный материал направлен на то, чтобы улучшить ваше восприятие всего полученного объема информации при скоростном чтении.
Содержание
- 20 слов, которые пишут неправильно даже грамотные люди
- 1. Навскидку
- 2. Абонемент
- 3. Следующий
- 4. Будущий
- 5. Кардинальный
- 6. Бойкотировать
- 7. Гран-при
- 8. Линолеум
- 9. Малозаметный
- 10. Квинтэссенция
- 11. Периферия
- 12. Предыстория
- 13. Заведующий
- 14. Холестерин
- 15. Инцидент
- 16. Ингредиент
- 17. Какофония
- 18. Канапе
- 19. Чрезмерный
- 20. Экстремальный
20 слов, которые пишут неправильно даже грамотные люди
1. Навскидку
Неправильно: на вскидку.
Так и подбивает разделить слово на две части, но это ошибка. Оно отвечает на вопрос «Как?» и является наречием, потому пишется слитно. Но легче запомнить по синонимам, которые раздельно писаться не могут: примерно, произвольно.
2. Абонемент
Неправильно: абонимент.
Почему-то то тут, то там предлагают купить «абонимент». Действительно, в слове слышится злосчастная «и». Проверить написание никак нельзя, потому что лексема словарная. Но запомнить можно, если подобрать пароним-рифму с буквой «е» — абонент. В обоих случаях букве «и» не место.
3. Следующий
Неправильно: следущий.
Сложность возникает, потому что в устной речи букву «ю» не слышно. Чтобы не допустить ошибку, просто про себя проговаривайте: «Я следую — значит, следующий».
4. Будущий
Неправильно: будующий.
По тому же принципу, что и выше, легко запомнить написание этого слова: «Я буду — значит, будущий».
5. Кардинальный
Неправильно: кординальный, координальный.
Какие только варианты этого слова ни видел интернет, даже с удвоенной «о» в начале. Но раз и навсегда запомнить, как оно пишется, поможет «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера. «Кардинальный» происходит «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера — Кардинал от латинского слова cardinālis, что значит «главный». Буква «а» пишется и в том, и в другом случае.
6. Бойкотировать
Неправильно: байкотировать.
На слух буква «о» в этом слове не воспринимается, отсюда и все проблемы. Понять, почему оно всё-таки пишется иначе, можно из его происхождения. Мы позаимствовали «Словарь иностранных слов русского языка» — Бойкот слово из английского языка, в который оно вошло благодаря ирландскому управляющему имением Чарльзу Бойкоту (Charles Cunningham Boycott). Он был слишком требовательным, и в 1880 году земельные арендаторы отказались ему платить, объявив бойкот. Человек получил нелестную славу, а мы — букву «о» в этом слове.
7. Гран-при
Неправильно: гранпри, гран при, гранд-при.
Для тех, кто знает французский язык, дефис может показаться здесь лишним. И даже ненужная «д» норовит затесаться. Потому что в оригинале выглядит оно так: grand prix. Но в данном случае заимствованное слово имеет два корня — -гран- и -при-. В иностранном языке каждый из них может существовать самостоятельно, в русском гран-при является сложным словом. Потому что составлено из двух корней, и между ними дефис необходим.
8. Линолеум
Неправильно: ленолиум, ленолеум, линолиум.
Бедное напольное покрытие страдает на письме, кажется, с момента своего создания. К сожалению, проверить правильность написания никак нельзя. Но давайте обратимся к первоначальному составу линолеума, он кроется в самом названии. С латинского linum переводится как «лён», а oleum — «масло». Соединив эти два слова, мы получаем единственно верное написание.
9. Малозаметный
Неправильно: мало заметный.
Очень хочется разбить слово на две части, и это даже объяснимо: здесь два корня — -мал- и -замет-. Но тогда встаёт вопрос, откуда там взялась буква «о». Всё очень просто: она является интерфиксом и как раз соединяет два корня, делая слово сложным. Потому и писать мы будем его слитно, как и другие составные прилагательные.
10. Квинтэссенция
Неправильно: квинтессенция, квинтесенция.
Блеснуть знаниями и ввернуть умное словечко порой очень хочется, но на письме легко получить обратный эффект. Однако стоит нам разбить лексему на две части, как всё встаёт на свои места. С латинского quinta essentia переводится Эциклопедия Брокгауза и Ефрона — Квинтэссенция как «пятая сущность». Слово «эссенция» вам тоже наверняка знакомо, и «э» в начале отлично слышится. Только вот удвоенную «с» придётся запомнить, проверить её никак нельзя.
11. Периферия
Неправильно: переферия.
Русская приставка пере- так и просит появиться в этом слове, но на самом деле -перифери- является корнем. Не допустить ошибку нам поможет история его возникновения. Происходит «Словарь иностранных слов русского языка» — Периферия слово от греческого periphereia — окружность, где peri значит «вокруг».
12. Предыстория
Неправильно: предистория.
В русском языке существует простое правило. Если приставка заканчивается на согласную, а слово начинается на «и», то между ними ставится «ы». Пример, в котором это явно слышится, — «подыскать», но «поискать».
13. Заведующий
Неправильно: заведущий.
И снова коварная буква «ю» при произношении теряется. Но мы находим её тем же лёгким способом, что и выше: «Я заведую — значит, заведующий».
14. Холестерин
Неправильно: холистерин.
Как и с большинством не родных нашему языку слов, с ним возникают сложности. Холестерин «Словарь иностранных слов русского языка» — Холестерин — это особенное жирное вещество, содержащееся в желчи. Происхождение у слова греческое, и chole как раз и значит «желчь». В русском же -холе- является одним из корней.
15. Инцидент
Неправильно: инцедент.
Это обрусевшее иностранное слово целиком является корнем. Оно словарное, и его надо запомнить. Но на выручку нам снова приходит этимология. Слово произошло «Большой энциклопедический словарь» — Инцидент от латинского incidentis — случающийся. И в том, и в другом случае пишем «и».
16. Ингредиент
Неправильно: ингридиент, ингредеент.
Сложное заимствованное словарное слово, которое тоже целиком представляет собой корень. С «е» в начале ошибки редко, но встречаются. Основная сложность кроется в середине. Чтобы писать правильно, снова обратимся к латинскому языку. Ingredi в переводе значит «Словарь иностранных слов русского языка» — Ингредиент «входить». Потому ингредиент — это составная часть чего-либо, то есть входящая в состав.
17. Какофония
Неправильно: кокофония.
Вы неоднократно сталкивались с этим явлением, когда соседский ребёнок учился играть на пианино или кто-то поблизости делал ремонт. А вот как писать слово правильно — знают не многие. Запомнить, почему пишется «а», нам поможет греческий язык. В его составе есть «Словарь иностранных слов русского языка» — Какофония слово kakos, в переводе — дурной, плохой. В принципе, оно и верно — приятные звуки kakos не назовут.
18. Канапе
Неправильно: канапэ.
Это французское слово — canapé — означает «Энциклопедический словарь» — Канапе не только маленький бутерброд, но ещё и широкое кресло или диванчик. Как мебель стала маленькими бутербродами — история умалчивает. Зато известно, что в слове часто допускают ошибку.
19. Чрезмерный
Неправильно: черезмерный.
Лишняя буква «е» напрашивается, потому что мы привыкли видеть слово «через» в качестве предлога. Оно и встречается чаще, и значение имеет такое же. Но в данном случае чрез- является приставкой. Она существовала «Старославянский язык», Николенкова Н. В. ещё в старославянском языке и выглядела как «чрѣзъ». С тех пор слово «чрезмерный» так и пишется, и это надо запомнить.
20. Экстремальный
Неправильно: экстримальный.
В заблуждение многих вводит слово «экстрим», в котором употребляется «и». Запомнить, как пишется каверзное прилагательное, нам поможет мороженое. Если помните, есть такой рожок — Extreme. Вспоминая его, вы точно не допустите ошибку.
Подписывайтесь на бесплатный курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера «Инициал» и одноимённый Telegram‑канал, чтобы стать грамотнее и создавать хорошие тексты.
Наверняка вы видели такие тексты в интернете — картинку со словами, буквы в которых переставлены местами и смысл которых вы по-прежнему можете понять.
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.
С одной стороны, это похоже на правду. Однако научное объяснение, которое стоит за этим, куда сложнее.
Утверждение, которое стоит за этой картинкой, основывается на том, что человеческий мозг может воспринимать смысл слова целиком, независимо от порядка букв — главное, чтобы первая и последняя были на месте. Якобы об этом писали ученые из Кембриджского университета.
Но это не совсем правда, во всяком случае только часть правды. У наблюдаемого явления есть свое название: тайпогликемия. Оно существует благодаря тому, что наш мозг опирается не только на то, что мы видим, но еще и на то, что мы ожидаем увидеть.
В 2011 году ученые из Университета Глазго обнаружили, что, когда объект затемнен или размыт для зрения, человеческий мозг способен достроить его детали и заполнить лакуны при помощи ранее увиденных образцов. Текст — это только часть истории.
Первые исследования на эту тему провел Грэхэм Роулинсон из Ноттингемского университета еще в 1976 году. Он провел 16 экспериментов и убедился в том, что люди могут читать слова с перепутанными буквами, однако у этого есть множество нюансов. Например, человек куда проще воспринимает короткие слова и не может сразу понять слово, если перепутаны не соседние буквы, а расположенные друг от друга на расстоянии (сравните: «прболема» и «перболма»). Также гораздо лучше люди воспринимают слова в контексте (сравните: «прбоелму» и «эут прбоелму лгеко ршеить»). Если целиком поменять все буквы в слове, кроме первых и последних, то понять оригинальное слово станет совсем невозможно («побрмела»).
Вы можете сами попробовать поменять слова в предложении разными способами и показать их друзьям — насколько просто ваш текст будет легко прочесть? Так вы убедитесь в том, что когнитивные процессы, которые стоят за тем, как мы достраиваем образы и опознаем слова, намного сложнее, чем кажутся на первый взгляд.