Деятельность Неемии Книга Неемии.
Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще являл собой груду развалин.
В это время при дворе Артаксеркса I в Сузах занимал высокий пост Неемия. Он был главным виночерпием царя. Однажды к нему пришел еврей и рассказал о трагическом положении Иудеи. Столица так и не поднялась из развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты. Печальные вести потрясли Неемию. Много дней он плакал, постился и молился Богу, чтобы как-то исправить положение в Иудее. Однажды царь заметил его состояние и спросил его: «Отчего лице у тебя печально?.». Неемия поведал царю причину своего горя и высказал ему свое желание: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его» (Неем. 2:2:5).
Артаксеркс любил Неемию и полностью доверял ему. Он не только разрешил ему уехать, но назначил наместником Иудеи и дал ему письмо к хранителю царских лесов с приказанием выдать нужное количество дерева для восстановления Иерусалима.
Неемия прибыл в Иерусалим в 445 году. Осмотрев разрушенные стены города, он немедленно принялся за дело. Неемия распределил участки стен для восстановления по семьям, не исключая семей даже священников, и жители города, воодушевленные его энтузиазмом и энергией, дружно принялись за дело. Когда начались работы по восстановлению стен города, самаряне и другие враждебные иудеям племена всячески старались помешать и грозились напасть на Иерусалим. Неемия не дал запугать себя и организовал сопротивление. Он вооружил строителей мечами, копьями, луками и щитами. Часть их работала на стройке, а часть охраняла город. Работа велась днем и ночью. Энтузиазм строителей позволил им закончить строительство стен за пятьдесят два дня, и столица вздохнула с облегчением.
После этого Неемия приступил к разрешению социальных проблем. Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных поставок на содержание своего дома. Затем он созвал собрание и велел богатым поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов. Неемия также продолжил дело Ездры по расторжению незаконных браков.
Выполнив свою миссию, Неемия вернулся в Сузы, ко двору Артаксеркса. Во время правления Неемии Иудеей Господь послал Своему народу последнего ветхозаветного пророка Малахию. Посланник Божий призывал евреев очистить свои сердца и подготовить себя к славному пришествию в мир Помазанника Божия — Мессии. Пророк предсказал, что перед пришествием Мессии Господь пошлет им великого Пророка, который приготовит путь к пришествию Сына Божия.
После Неемии власть над иудейским народом сосредоточивается в руках первосвященников, которые стояли во главе Великой Синагоги, впоследствии переименованной в Синедрион (Верховный суд). Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот период первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники священнических чред. По талмуду число членов Синедриона было 70. Сосредоточивая в своих руках политическую и религиозную власть, Синедрион в то же время подчинялся сначала персидскому, а затем — греческому владычеству.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
Неемия
в) (Неем.1:1 , Неем.8:9 Сир.49:15, и др.) сын Ахалиин, происходил вероятно из знаменитого Еврейского рода, так как служил виночерпием у Персидского царя Артаксеркса Лонгимана. Находясь при пышном царском дворце и пользуясь расположением и любовью царя, Неемия жил однако же душою с своими соотечественниками в Палестине и молился за свой народ. Раз пришел к нему один из братьев его, Ханани, с некоторыми Иудеями, бывшими в Иерусалиме, и рассказал ему, что уцелевшие от плена ужасно бедствуют в Иерусалиме, что стены Иерусалима в развалинах и ворота сожжены. Это крайне опечалило Неемию; долго он плакал, дни и ночи, в продолжении 4 месяцев, проводил в посте и молитве, чем обратил на себя внимание царя. Наконец, после усердной молитвы Неемия, подавая во время обеда вино, на спрос царя о причине его скорби, решился открыть ему, какая болезнь лежала у него на сердце и просил у него позволения отправиться в отечественную землю, чтобы возобновить отечественный город и восстановить разрушенные стены его. Царь позволил и облек Неемию обширною властью и большими полномочиями и средствами. По прибытии в Иерусалим, спустя три дня, он объехал вокруг укреплений Иерусалима, бывших в развалинах и осмотрел их. Затем, собравши старейшин и начальников города, он объявил им дозволение царя возобновить стены города и предложил им приступить к работам. Предложение его было принято с восторгом. Все ревностно принялись за работы, и скоро, в 52 дня, стены были возобновлены несмотря на все опасности, козни и препятствия со стороны внешних врагов (Неем. гл. 2, 3, 4, 6). При освящении стены, в присутствии множества левитов и народа, собравшихся на торжество, было принесено множество жертв. День этот был великим праздником для всего народа. После сего Неемия занялся благоустроением жизни своих соотечественников; он убедил богатых возвратить бедным поля, виноградники и домы, и запретил брать рост с своих единоплеменников (гл. 5); повелел сделать народную перепись и обязал старейшин, знатнейших граждан и десятую часть народа, по жребию, поселиться в Иерусалиме, и таким образом город был достаточно населен жителями; для безопасности он учредил в Иерусалиме стражу (Неем.7:1 -5, Неем.11:1 -2). Затем, с помощью особенно священника Ездры, он старался утвердить и возвысить нравственно-религиозное состояние своего народа. В праздник Новолетия, т.е. в 1-й день 7-го месяца, при собрании громадных масс народа, Ездрою торжественно была принесена и прочитана перед народом книга Закона. Народ плакал, слушая чтение и объяснение Закона, продолжавшееся с утра до полудня. Затем Неемия сделал распоряжение, чтобы в предстоящий праздник Кущей Евреи сделали себе палатки (кущи) и жили там по закону. «И собрали Израильтяне, говорит свящ. дееписатель, древесных ветвей масличных, миртовых и др. и устроили себе кущи и праздновали праздник сей с великою радостью». В восьмой день свершилось отдание праздника Кущей по Закону (Неем. 8, Лев.23:39 ,43). В 24-й день, по распоряжению Ездры и Неемии, провозглашен был пост. Сыны Израилевы собрались перед храмом во вретищах и с пеплом на главах своих, отлучив из среды своей всех инородных, читали книгу Закона, исповедывались во грехах своих и преступлениях отцов своих и коленопреклонно молились пред Господом, чтобы Он не помянул их беззаконий. В заключение Ездрою была произнесена трогательная покаянная молитва. Затем составлено было письменное обязательство, утвержденное подписями и печатями Израильтян — строго сохранять уставы Божии. В это же время обращено было особенное внимание на то, чтобы не вступать в супружеские связи с иноплеменными, не производить торговли в субботний день, постоянно взносить установленный в пользу храма сбор и выдавать священникам и левитам начатки и десятины (Неем. гл. 9, 10). После сего Неемия должен был возвратиться в Вавилон. По прошествии некоторого времени он прибыл снова в Иерусалим и нашел уже там беспорядки и злоупотребления, и поэтому снова должен был озаботиться об искоренении оных. Так, например, по его распоряжению был удален из помещения при храме некто Товия Аммонитянин и домашние его вещи были выброшены. Он восстановил богослужебный порядок, расстроившийся было вследствие неисполнения узаконенного взноса десятин; воспретил снова торговлю, полевые и всякие работы в субботние дни. Вместе с Ездрою он собрал в один состав книги Боговдохновенных писателей, устроил книгохранилище при храме и т.д. Неемии приписывают также обретение свящ. огня (2Мак.1:18), но это повествование не имеет за собою исторической достоверности. Такими строгими и мудрыми мерами он освободил Евреев от всего чужеземного и восстановил порядок в священнослужении. По истине, это был величайший и достойнейший всякого уважения муж, которому Иудеи обязаны своим возрождением. Место и время его смерти из свящ. книг неизвестно.
семидесятилетний
Значения в других словарях
- семидесятилетний — орф. семидесятилетний (70-летний) Орфографический словарь Лопатина
- семидесятилетний — Семидесятилетний, семидесятилетняя, семидесятилетнее, семидесятилетние, семидесятилетнего, семидесятилетней, семидесятилетнего, семидесятилетних, семидесятилетнему, семидесятилетней, семидесятилетнему, семидесятилетним, семидесятилетний… Грамматический словарь Зализняка
- семидесятилетний — СЕМИДЕСЯТИЛЕТНИЙ, яя, ее. 1. см. семидесятилетие. 2. Существующий или просуществовавший, проживший семьдесят лет. Толковый словарь Ожегова
- семидесятилетний — СЕМИДЕСЯТИЛЕТНИЙ -яя, -ее. 1. к Семидесятилетие. С. юбилей. С-яя годовщина со дня основания центра. 2. Существующий или продлившийся, проживший семьдесят лет. С. учёный, юбиляр. С. труд. Толковый словарь Кузнецова
- семидесятилетний — Сем/и/десят/и/ле́т/н/ий. Морфемно-орфографический словарь
- семидесятилетний — семидесятилетний прил. 1. Существующий, продолжающийся в течение семидесяти лет. || Образовавшийся, сложившийся за семьдесят лет. 2. Рассчитанный на семьдесят лет. 3. Имеющий возраст в семьдесят лет. || Имеющий срок в семьдесят лет. Толковый словарь Ефремовой
- семидесятилетний — СЕМИДЕСЯТИЛ’ЕТНИЙ, семидесятилетняя, семидесятилетнее. Продолжающийся или продолжавшийся 70 лет. | Возрастом в 70 лет. Семидесятилетний старик. | прил., по ·знач. связанное с истечением семидесятилетнего срока. Семидесятилетний юбилей (то же, что семидесятилетие во 2 ·знач. ). Толковый словарь Ушакова
Расчёт семидесяти лет шмиты и йовеля, которые не были соблюдены
Сказали наши мудрецы благословенной памяти (Авот, гл. 5, мишна 9):
«Изгнание посылается в мир за идолопоклонство, разврат, кровопролитие и за то, что Земле (Израиля) не предоставляют покой (в год шмиты)». Итак, нарушение этого последнего запрета приравняли к самым страшным грехам, за которые полагается карет и различные виды казни, назначаемые судом; к грехам, о которых сказали: «Пусть погибнет человек, но не совершит их». Возникает вопрос, почему нарушение заповеди субботнего года настолько страшно, что за него полагается изгнание из Земли Израиля?
Объяснение можно найти в Торат коаним (Сифра, Мидраш hалаха) к недельному разделу Бэхукотай (параша 2, 9): «Я сказал им, чтобы сеяли шесть (лет) и оставляли Мне (землю) в покое на один (год), чтобы знали, что земля — Моя. А они не сделали этого, поэтому будут изгнаны из неё и она сама будет покоиться все те годы, которые задолжала мне, как сказано: …земля эта оставлена будет ими и наверстает свои субботние (годы) в запустении от них, и они искупят вину свою (Ваикра 26, 43)». Это слова Торат коаним в версии Виленского Гаона. Это значит: соблюдение седьмого года показывает, что земля принадлежит Всевышнему. Поэтому эта глава Торы начинается словами «…когда придёте в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню» (Ваикра 25, 2). Если у земли есть владелец, он устанавливает, когда обрабатывать землю, а когда — нет. И соблюдением седьмого года мы показываем, что Всевышний властен над землёй и именно Он решает, (что с ней делать). А если народ Израиля не демонстрирует своим поведением, что Всевышний — Хозяин земли, Всевышний Сам показывает, что Он — Хозяин этой земли, и изгоняет из неё народ.
В недельном разделе Бэхукотай, там, где приводятся проклятия, сказано: «…и будет земля ваша пуста… Тогда наверстает земля субботы свои во все дни запустения своего… Во все дни запустения своего она будет покоиться, сколько не покоилась за субботние (годы) ваши, когда вы жили на ней» (Ваикра 26, 33-35).
Раши комментирует слова «сколько не покоилась»: «Семьдесят лет вавилонского изгнания — против семидесяти лет шмиты и йовеля, выпавших на те годы, когда народ Израиля, живя в своей Стране, гневил Всевышнего, — четыреста тридцать лет. Триста девяносто лет были годами их греха в период, который начинается их вступлением в Страну и заканчивается изгнанием десяти колен. И жители Йеуды гневили Его сорок лет — от изгнания десяти колен до разрушения Иерусалима, как сказано в книге Йехезкеля (4, 6): А ты ложись на левую сторону и установи грех дома Израиля на него… триста девяносто дней и будешь нести грех дома Израиля. И по завершении их ложись ты на правую сторону и понесёшь грех дома Йеуды сорок дней. (“Левая сторона” означает 10 северных колен, “правая сторона” — 2 южных колена. Почему направо юг, налево север? Т.к. кедэм — восток — означает направление вперед. Если стать лицом к востоку, юг окажется справа, север — слева. — Б.З.) Пророчество это Йехезкель получил в пятом году после изгнания царя Йеойахина, а затем прошло ещё шесть лет до изгнания Цидкияу, т.е. сорок шесть… Рассчитай же, сколько было лет шмиты и йовеля за четыреста тридцать шесть лет. Итак, за четыреста лет — шестьдесят четыре (на каждые 50 лет — 7 лет шмиты и 1 год йовеля — итого 8 лет; 400 лет — это 8 раз по 50 лет, итого 8×8=64 года шмиты и йовеля — Б.З.), а за тридцать шесть — пять шмитот, т.е. семьдесят без одного, и тот юбилейный год, который из-за грехов их не был закончен, также считается годом нарушения запрета. (И это, по-видимому, правильная версия, см. Раши на Йехезкель 4, 6, где это ясно сказано). И им было присуждено семьдесят полных лет изгнания, и об этом же сказано в Диврэй а-Йомим (II, 36, 21): …пока земля не искупила суббот своих (будет запустение)… пока не исполнилось семидесяти лет». Всё это — слова Раши.
По расчёту Раши Землю Израиля обрабатывали 69 раз в годы шмиты и йовеля, и последний юбилейный год, который был через 14 лет после разрушения Храма, также был зачтён как год нарушения, потому что бОльшую часть лет шмиты этого пятидесятилетия земля обрабатывалась.
Однако в Адэрет Элиягу (комментарии на Танах) к Диврэй а-Йомим II, 36, 21 а-Гра спорит с Раши: «Удивительны эти слова (Раши), потому что разве недостаточно того, что они были изгнаны за свой грех? А их наказали (ещё и) за то, что они были изгнаны (и если принять такое объяснение, то они должны были бы понести наказание за все годы шмиты и йовеля, которые не соблюдались в период их изгнания — 70 лет, поскольку они были изгнаны по собственной вине)… И ещё: Раши соединил все годы в один период и посчитал, сколько за это время было шмитот. А на те годы, когда они грешили, во многих случаях не выпадало ни одной шмиты. А в другом случае они грешили 18 лет и нарушали за это время три шмиты и ещё йовель. И вот я коротко разъясню, как подсчитать правильно в соответствии с годами правления судей и царей и годами, когда евреи жили под властью врагов и грешили, — что было в каждый из этих периодов в соответствии с верным счётом шмитот и йовлот». Но мы не удостоились узнать эти расчёты от а-Гра заль.
Внук а-Гра заль записал по порядку годы правления судей и царей и годы шмиты и йовеля (напечатано в Адэрет Элиягу на книги Нэвиим и Ктувим). Вычисление, приводимое ниже, основывается большей частью на этом списке внука а-Гра заль.
Начнём с подсчёта лет, о которых сказано, что сыны Израиля делали дурное в глазах Всевышнего. Конечно, в эти периоды они не соблюдали шмиту, т.к. для такого соблюдения требуются вера и упование, ведь не зря сказано о тех, кто соблюдает шмиту: «…крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его» (Тэилим 103, 20).
1. В дни Кушан-Ришатаима (Шофтим 3, 7-8): «И делали сыны Израиля злое пред очами Б-га… и предал их в руки Кушан-Ришатаима… и служили сыны Израиля Кушан-Ришатаиму восемь лет».
2. «И опять стали (ва-йосифу) сыны Израиля делать злое перед очами Б-га, и укрепил Всевышний Эглона, царя Моавитского… И служили сыны Израиля Эглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет» (Шофтим 3, 12-14).
3. «И опять стали (ва-йосифу) сыны Израиля делать злое перед очами Б-га… И предал их Б-г в руки Йавина, царя Кенаанского… а военачальник его — Сисра… и он двадцать лет жестоко угнетал сынов Израиля» (Шофтим 4, 1-3).
4. «И стали сыны Израиля делать злое перед очами Б-га… и предал их Б-г в руки Мидьяна на семь лет» (Шофтим 6, 1).
5. «И опять стали (ва-йосифу) сыны Израиля делать злое пред очами Б-га… и предал Он их в руки плиштим и в руки сынов Амона. И они притесняли и угнетали сынов Израиля с того года восемнадцать лет» (Шофтим 10, 6-8).
6. «И опять стали (ва-йосифу) сыны Израиля делать злое пред очами Б-га; и предал их Б-г в руки плиштим на сорок лет» (Шофтим 13, 1). Это годы правления судей Ивцана, Эйлона, Авдона и Шимшона.
7. Времена Эли а-Коэна. О его сыновьях сказано, что они были «нечестивцы, не ведающие Творца» (Шмуэль I, 2, 12). И если на собственных сыновей он не смог повлиять и народ смотрел на них с презрением и не совершал из-за них восхождения в Храм, то можно предположить, что и на людей своего поколения ему было тяжело повлиять. А о временах Шмуэля сказано: «И устранили сыны Израиля Баалов и Ашторт, и стали служить одному Всевышнему» (Шмуэль I, 7, 4). Отсюда следует, что, конечно, во времена Эли а-Коэна шмиту не соблюдали.
Точный подсчёт количества шмитот зависит от того, чьё мнение о счете лет шмиты и йовеля принять за основу — мудрецов или р. Йеуды (трактате Арахин 12 б). По мнению мудрецов, пятидесятый год является только юбилейным (йовелем), и следующий за ним год начинает новый отсчёт лет шмиты. А по мнению р. Йеуды сам юбилейный год является первым годом нового семилетия.
Ниже приводится счёт лет в соответствии с мнением мудрецов.
Подсчёт лет шмиты и йовеля,
которые не были соблюдены в эпоху Судей
Всего: 111 лет в период правления Судей — 25 несоблюденных лет шмиты и йовеля.
Внук а-Гра замечает: «Я не скрываю, что нашёл в записях, которые передо мной (очевидно, принадлежащих а-Гра): по времена Эли включительно прошло 25 шмитот, и не хватает мне шести шмитот. И я предполагал найти их во времена Авимелеха, Тола и Яира, о них Писание сообщает: “И продолжили (ва-йосифу)… делать злое…” (Шофтим 10, 5). Отсюда следует, что и перед этим тоже делали зло, хотя я не знаю, почему шесть, ведь мы можем найти 7 шмитот». Здесь кончается замечание автора.
По-видимому, следует считать годы правления Эли, а не годы Тола и Яира, тогда получится в точности 25 лет. И Раши (см. комментарий к книге Йехезкеля, 4, 5) считал времена Эли годами греха. А «доказательство» при помощи слова ва-йосифу — «и продолжили (делать зло)» — не доказывает, что непосредственно перед этим грешили. Ведь сказано, что после правления Эуда «продолжили делать злое…», хотя при его правлении не грешили. И есть другие места, где сказано «и продолжили (грешить)», хотя перед этим не грешили. Таким образом, «и продолжили» означает в этих случаях «продолжили после перерыва».
После этого я нашёл книгу Сэдэр Олам Рабба (гл. 26) с примечаниями а-Гра (переписано из рукописи Виленского Гаона, как писал р. Менахем-Мендл из Шклова в своём предисловии к этой книге). Там сказано: 390 лет, в течение которых сыны Израиля грешили, — это 240 лет правления царей Израиля от Йаровама до изгнания, и ещё 111 лет жизни под чужой властью во времена Судей, и 39 лет правления Эли, итого 390: 240+111+39=390.
И это годы, о которых сказано у Йехезкеля (4; 5, 6): «И Я определил тебе число дней по годам вины их: триста девяносто дней, и будешь нести вину дома Израиля. И исполнишь это, и ляжешь вторично — на правый бок твой, и будешь нести вину дома Йеуды сорок дней, день за год, день за год Я определил тебе». И см. примечание Раши к этим стихам.
Подсчёт седьмых и юбилейных годов,
которые не были соблюдены во времена царей Израиля
Всего: 240 лет в период правления царей — 38 несоблюденных лет шмиты и йовеля.
Подсчёт седьмых и юбилейных годов,
которые не были соблюдены во времена царей Йеуды
Всего: 47 лет в период правления царей — 7 несоблюденных лет шмиты.
В итоге: в эпоху Судей — 25 лет шмиты и йовеля
во времена царей Израиля — 38 лет шмиты и йовеля
во времена царей Йеуды до изгнания — 7 лет шмиты.
Всего: ровно 70 лет.
А теперь представим читателю список седьмых и юбилейных лет, которые не были соблюдены, согласно Рамбаму
(Законы седьмого и юбилейного года, гл. 10, галаха 2)
Сыны Израиля вступили в Землю Израиля в 2489 году.
Семь лет, в которые Землю завоёвывали, и 7 лет, в которые Землю делили — 2490-2503.
Начали отсчёт — 2504, первый субботний год — 2510.
Йеошуа правил 28 лет, с 2489 по 2517, шмиту соблюдали.
Под властью Кушан-Ришатаима — 8 лет (2518-2525) — нарушили одну шмиту (2524 год).
Отниэль правил 32 года, с 2526 по 2557, шмиту соблюдали.
Под властью Эглона — 18 лет (2558-2575) — нарушили три шмиты (2560, 2567, 2574 годы).
Эуд правил 62 года, с 2576 по 2637, шмиту соблюдали.
Под властью Сисры — 20 лет (2638-2657) — нарушили 4 (2638, 2645, 2652, 2653 — йовель — годы).
Двора правила 20 лет, с 2658 по 2677, шмиту соблюдали.
Под властью Мидьяна — 7 лет (2678-2684) — нарушили 1 (2681 год).
Гидон правил 40 лет, с 2685 по 2724, шмиту соблюдали.
Авимелех правил 3 года, с 2725 по 2727, на годы его правления субботний год не выпал.
Тола и Яир правили вместе 44 года, с 2728 по 2771, шмиту соблюдали.
Под властью сынов Амона — 18 лет (2772-2789) — нарушили 3 шмиты (2774, 2781, 2788 годы).
Ифтах правил 4 года (в Писании сказано 6 лет, это значит, что власть сынов Амона продолжалась ещё 2 года при правлении Ифтаха — Сэдэр олам, гл. 12), с 2790 по 2793, соблюдали, но шмита на годы его правления не выпала.
Ивцан правил 5 лет, Эйлон 9 лет, Авдон 7 лет, Шимшон 19 лет — всего 40 лет, в течение которых сыны Израиля находились под властью плиштим (Сэдэр олам) — с 2794 по 2833. За это время нарушили 7 (2795, 2802, 2803 — йовель, 2810, 2817, 2824 и 2831 годы).
Эли правил 39 лет, с 2834 по 2872, нарушили 6 (2838, 2845, 2852, 2853 — йовель, 2860, 2867 годы).
Шмуэль и Шауль правили 13 лет, с 2873 по 2885, шмиту соблюдали.
Давид царствовал 40 лет, с 2886 по 2925, шмиту соблюдали.
Шломо царствовал 40 лет, с 2926 по 2965, шмиту соблюдали.
После Шломо царство разделилось, и поскольку десять колен — большинство — находились под властью нечестивых царей и не соблюдали шмиту все эти годы, считается, что с царствования Йаровама до изгнания десяти колен законы шмиты нарушались.
Йаровам царствовал 21 год, с 2966 по 2986, за это время нарушили 3 (2967, 2974, 2981 годы).
Надав царствовал 1 год — 2987, на это время шмита не выпадала.
Баша царствовал 23 года, с 2988 по 3010, за это время нарушили 5 (2988, 2995, 3002, 3003, 3010 годы).
Эла царствовал 1 год — 3011, на это время шмита не выпадала.
Омри царствовал 11 лет, с 3012 по 3022, нарушили 1 (3017 год).
Ахав царствовал 21 год, с 3023 по 3043, нарушили 3 (3024, 3031, 3038 годы).
Ахазйау царствовал 1 год — 3044, на это время шмита не выпадала.
Йеорам царствовал 12 лет, с 3045 по 3056, нарушили 3 (3045, 3052, 3053 — йовель — годы).
Йеу царствовал 28 лет, с 3057 по 3084, нарушили 4 (3060, 3067, 3074, 3081 годы).
Йеоахаз царствовал 17 лет, с 3085 по 3101, нарушили 2 (3088, 3095 годы).
Йеоаш царствовал 14 лет, с 3102 по 3115, нарушили 3 (3102, 3103 — йовель, 3110 годы).
Йаровам царствовал 38 лет, с 3116 по 3153, нарушили 7 (3117, 3124, 3131, 3138, 3145, 3152, 3153 — йовель — годы).
Зэхарйа царствовал год — 3154, на это время шмита не выпадала.
Менахем царствовал 10 лет, с 3155 по 3164, нарушили 1 (3160 год).
Пекахйа царствовал 2 года, с 3165 по 3166, на это время шмита не выпадала.
Пеках царствовал 20 лет, с 3167 по 3186, нарушили 3 (3167, 3174, 3181 годы).
Ошейа царствовал 19 лет, с 3187 по 3205, нарушили 3 (3188, 3195, 3202 годы).
Обязанность соблюдать юбилейный год отпала ещё до 3203 года, т.е. с того момента, когда были изгнаны колена Реувена и Гада, йовлот «отменились», поэтому мы не принимали в расчёт юбилейные годы. Но, хотя необходимость соблюдать юбилейные годы отпала, их продолжали считать, чтобы освящать (отсчитывать) шмитин. И см. Тосафот в Арахин 32 б, начальное слово анэх, и гмару Арахин 32 б. См. также мнение Рамбама, Законы седьмого и юбилейного года, гл. 10, гал. 3, 5).
Хизкийау царствовал 29 лет, и в шестой год его царствования пал Шомрон, таким образом, время царствования Хизкийау после изгнания 10 колен — 23 года, с 3206 по 3228. Шмиту соблюдали.
Менаше царствовал 55 лет, с 3229 по 3283, первые 22 года царствования шмиту не соблюдали, нарушили 3 (3231, 3238, 3245 годы).
Амон царствовал два года, с 3284 по 3285, на это время шмита не выпадала.
Йошийау царствовал 31 год, с 3286 по 3316, шмиту соблюдали.
Йоахаз царствовал три месяца.
Йеойаким царствовал 11 лет, с 3317 по 3327, нарушили 2 (3317, 3324 годы).
Йеойахин царствовал три месяца.
Цидкийау царствовал 11 лет, с 3328 по 3338, нарушили 2 (3331, 3338 годы).
И в 3339 году был разрушен Первый Храм (а не в 3338, как приводится в большинстве книг; различие в счете на один год зависит от решения вопроса: считать пять дней творения от сотворения мира до создания первого человека отдельным годом или нет. Согласно расчётам Раши (Авода Зара 9а) они не считаются годом, а Рамбам (Законы седьмого и юбилейного года, гл. 10) считал их годом, см. там гал. 1, 4 и 5. И мы пишем здесь, основываясь на мнении Рамбама заль).
Для самого расчёта решение этого вопроса практического значения не имеет, можно привести тот же самый расчёт, вычтя единицу (спорный год) из каждого числа.
Осквернение Земли в седьмой год приводит к изгнанию народа Израиля из его Страны. А выполнение законов седьмого года упрочивает пребывание народа Израиля в Стране и его спокойствие на этой Земле.
Раши на Ваикра 26, 35 (правильная версия там: «а тот юбилейный год, в который были изгнаны, засчитывается им как незаконченный из-за их греха»).
Раши на Йехезкель 4, стихи 5, 6.
Раши на Диврэй а-Йомим II, 36, 21.
Рамбам, гл. 10 Законов седьмого и юбилейного года.
А-Гра, Адэрет Элиягу на Диврэй а-Йомим II, 36, 21.
Арахин 12 б, мнения р. Йеуды и других мудрецов о том, является юбилейный год только завершением предыдущего цикла или также началом нового.
Таблица годов царствования, составленная внуком а-Гра, которая напечатана в конце Адэрет Элиягу на Нэвиим и Ктувим.
Годы царствования записаны так, что иногда один и тот же год относится к правлению двух царей; и есть случаи, когда сын становился царём при жизни отца.
17-ый год правления Ошейи должен был быть юбилейным годом, но йовель уже был отменён и юбилейные годы отсчитывали, только чтобы освящать (отсчитывать) шмитот. В таблице, напечатанной внуком а-Гра, отмечены 3 шмиты и йовель. Он забыл, что с тех пор как были изгнаны сыны Гада и Реувена (за восемь лет до изгнания десяти колен), юбилейный год был отменён (Арахин 32 б). И вместо четырёх лет, когда Землю Израиля обрабатывали, нарушая запрет, во времена Ошейи бен-Эла следует считать 3 года, тогда вместо 71 года получится ровно 70 лет.
Менаше грешил 22 года с начала своего царствования, а затем раскаялся.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Толкование Библии, Книга Неемия
Книга Неемии.
Историческая обстановка.
Историческая обстановка обуславливалась древним обещанием, которое Бог дал Израилю: если он станет повиноваться Богу, то будет благословляем Им как народ, а если нет, то подвергнется Его осуждению, и его враги уведут народ в плен (Втор. 28). Это обещание было повторено Соломону применительно к его собственной жизни. Если Соломон, как царь Израиля, будет послушен Господу, то не отнимутся от него благословения свыше. А если царь выйдет из повиновения Иегове, то благословения, сила и достоинство, отнимутся от Израиля (3-Цар. 9:1-9).
Как это часто случалось с вождями Израиля, за добрым началом следовал бесславный конец. Соломон стал грешить против Бога, и прежде всего это выразилось в том, что он завел огромный гарем из жен-чужеземок, идолам которых тоже стал поклоняться (3-Цар. 11:1-5). И вот, вскоре после смерти Соломона, царство раскололось (в 931 г. до Р. Х.). Первым правителем 10 северных племен сделался Иеровоам, а над двумя южными племенами (Иудой и Вениамином) царствовал Ровоам (сын Соломона).
Но дух идолопоклонства и безнравственности присущ был обоим царствам. А потому, как и предупреждал Бог Израиля, Его карающая рука опустилась на народ в целом. Первым пало Северное царство, чье население было уведено в плен ассирийцами в 722 г. до Р. Х. Поражение Южному царству было нанесено вавилонянами в 586 г. до Р. Х.
Израильтяне (обитатели Северного царства) абсорбировались среди ассирийцев и других, населявших эту империю, народов. Но иудеи (обитатели Южного царства) сохранили свою общину в вавилонском изгнании, и после того, как Вавилон пал под ударами мидийцев и персов (в 539 г. до Р. Х.), многие из них возвратились в землю отцов.
В 538 г. до Р. Х. в Палестину пришла первая группа возвращенцев, возглавляемая Зоровавелем (Езд. 1:1 — 2:2). Преодолевая на протяжении десятилетий ожесточенное сопротивление со стороны самаритян, они, в конце-концов, преуспели в возведении храма, строительство которого было окончено в 515 году.
Многие годы спустя (в 458 г. до Р. Х.) в землю обетованную возвратилась вторая группа евреев, которую привел Ездра (Езд. 7:1-10). Своих соплеменников, пришедших сюда первыми, они нашли в состоянии духовной и нравственной деградации. Многие из них были женаты на язычницах из окружавших Израиль народов и вместе с ними чтили их лжебогов. Однако, под воздействием Ездры, решительно и бескомпромиссно потребовавшего от них возвращения к Моисееву закону, большинство согрешивших покаялись. И в какой уже раз в своей истории, народ вновь обратился от своих грехов, чтобы держаться Божьей воли.
В 444 г. до Р. Х., четырнадцать лет после возвращения Ездры, в Иерусалим вернулся Неемия, которому Бог поручил возглавить восстановление городских стен и реорганизацию социальной и экономической жизни народа. Совершенное им в короткий период времени трудно рассматривать иначе как подвиг. То, что совершалось им для исполнения поставленной цели, является одной из главных тем книги, носящей имя Неемии.
Автор.
Большинство толкователей Библии согласно в том, что автором книги является сам Неемия. Это видно, в первую очередь, из того, что значительная часть ее представляет собой повествование от первого лица об обстоятельствах возвращения Неемии в Иерусалим (главы 1-7; 12:31 — 13:31). Ничего не известно о детстве, юности и семье Неемии, кроме того, что отца его звали Ахалия (1:1), и что у него был брат по имени Ханани (2:2; сравните 7:2). Возможно, предки Неемии были уведены в плен вавилонянами, а сам он мог родиться уже на территории Персидской империи, где-то в годы служения в Иерусалиме Зоровавеля или вскоре после этого.
В своем языческом окружении Неемия достиг высокого положения. Он служил виночерпием у царя Артаксеркса (1:11; сравните 2:1). При дворах восточных монархов должность эта считалась важной и почетной, и то, что Неемия получил ее, позволяет составить представление о его личности. Могущественный царь Персии не мог бы предоставить должность виночерпия человеку, который не был бы умен, осмотрителен и вместе скромен, честен и достоин доверия.
Книгу, носящую его имя, Неемия мог написать вскоре после завершения событий, о которых в ней рассказывается, т. е. где-то около 430 года до Р. Х. или чуть позднее.
План книги:
I. Восстановление стен (главы 1-6)
А. Молитва Неемни (глава 1)
Б. Ответ на молитву Неемии (2:1-8)
В. Неемия готовится к предстоящим работам (2:9-20)
Г. Распределение Неемией участков работы (глава 3)
Д. Реакция Неемии на попытки воспрепятствовать работе (глава 4)
Е. Неемия решает внутренние проблемы (5:1-13)
Ж. Неемия в должности областеначальника (5:14-19)
З. Реакция Неемии на попытки подстроить ловушку ему лично (6:1-14)
И. Завершение Неемией порученного ему дела (6:15-19)
II. Духовное выздоровление народа (главы 7-13)
А. В интересах безопасности города (7:1-3)
Б. Перепись возвратившихся (7:4-73)
В. Служение Ездры (8:1 — 10:39)
Г. Перечень жителей Иудеи (11:1 — 12:26)
Д. Освящение стены (12:27-47)
Е. Проведение реформ при Неемии (глава 13)
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Книга Неемии
Смотреть что такое «Книга Неемии» в других словарях:
-
Книга — получить на Академике действующий промокод УчМаг или выгодно книга купить со скидкой на распродаже в УчМаг
-
Книга Неемии — Возобновление стены Иерусалима. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд … Википедия
-
Книга Неемии — евр. сефер Нехемия Книга Неемии является продолжением с истории еврейского народа после возвращения из Вавилона и состоит из трех частей, из которых первая (главы 1 7:4) обнимает труды Неемии по отстройке Иерусалима и его заботы об улучшении… … Словарь библейских имен
-
Книга Неемии 1:1 — Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. Езд.2:2 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Книга Неемии 12:26 — Они были во дни Иоакима, сына Иисусова, сына Иоседекова, и во дни областеначальника Неемии и книжника Ездры, священника. Езд.7:6 Неем.2:6 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Книга Неемии 12:47 — Все Израильтяне во дни Зоровавеля и во дни Неемии давали части певцам и привратникам на каждый день и отдавали святыни левитам, а левиты отдавали святыни сынам Аарона. Чис.18:24 Чис.18:26 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Книга Неемии 6 — Санаваллат с друзьями придумали ловушку для Неемии; Санаваллат обвиняет его в измене царю Персидскому; третья попытка обесчестить Неемию тоже не удалась; стена окончена, несмотря на влияние Товии … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Книга Неемии 1 — Неемия в Сузах узнает о великом бедствии оставшихся в Иудее и Иерусалиме; его молитва покаяния и прошение о помощи Божией … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Книга Неемии 1:10 — Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Книга Неемии 1:11 — Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. Я был виночерпием у царя … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
-
Книга Неемии 1:2 — И пришел Ханани, один из братьев моих, он и человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия
Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.
Духовная жизнь в Эрец Исраэль
Второй Храм уже стоял в Иерусалиме во всем своем великолепии, но духовные ценности еврейского народа были преданы забвению. На смену первому поколению переселенцев из Вавилона пришло новое поколение, лишенное вождей, которые указали бы евреям путь, по которому следовало идти. Многие котим пренебрегали своими обязанностями и не следили за исполнением всех заповедей Торы и соблюдением законов о святости Храма. Кроме того, они не препятствовали смешанным бракам. Рожденные от этих браков дети не исполняли заповедей, указанных Торой, и оказывали дурное влияние на детей, растущих в еврейских семьях.
Таким образом в Израиле появилось новое поколение, живущее без Торы и ее заповедей, и произошло смешение пришедших из галута евреев с местным населением. Смятение Б-гобоязненных людей не знало границ, и они задавали себе один и тот же вопрос: неужели народ Израиля растворится среди других народов и исчезнет?
Эзра-спаситель
Избавление пришло из Вавилона. Проживавшие там евреи крепко держались Святой Торы и ее заповедей. Барух бен Нерья, ученик пророка Ирмияу, способствовал распространению Учения, и в этом ему неустанно помогал преданный Эзра бен Серайя Акоэн, который посвятил свою жизнь изучению и разъяснению Торы. Персидский царь Ахашверош II был очень благосклонен к еврейскому ученому, которого называл «знатоком Б-жественной Торы, полученной с Небес».
Эзра понимал трагичность положения в Эрец Исраэль Но он не хотел покидать своего престарелого учителя. Однако сразу же после его смерти Эзра решил переселиться на родину. Царь Ахашверош II позволил ему отправиться в далекий путь и взять с собой всех, кто пожелает его сопровождать. Царь разрешил Эзре собрать среди вавилонских евреев пожертвования на Иерусалимский Храм. Он также повелел всем своим подданным оказывать Эзре помощь, в том числе в назначении судей и судопроизводстве по законам Торы. Дорога в Израиль была долгой и трудной, чреватой многими опасностями, но Эзра не попросил царя дать ему в сопровождение воинов и конников, сказав:
Рука Б-га нашего надо всеми, обратившимися к нему, на благо им, а мощь Его и гнев Его — надо всеми, кто оставляет его.
(Эзра 8:22)
Народное собрание
Вместе с Эзрой в долгий путь отправились тысяча пятьсот человек, в том числе женщины и дети. После четырехмесячного утомительного пути в начале месяца ава караван прибыл в Иерусалим. Объезжая страну, Эзра понял, что большинство ее жителей ведет языческий образ жизни, разлагавший их души. Смешанные браки стали нормой не только среди простонародья, но и в семьях высоких сановников.
Эзра принялся за дело. Он упорно учил народ и возвращал его на пути Торы. Эзра говорил с евреями об окружающем их беззаконии. Он решился на трудный шаг, потребовав, чтобы мужчины, взявшие нееврейских жен, расторгли свои браки. 20 кислева все население Иерусалима собралось на площади перед Храмом и, выслушав этот декрет, обещало выполнить его. До начала месяца нисана все нееврейские жены были отосланы в их родные края.
Но прошло какое-то время, и изгнанные жены понемногу стали возвращаться обратно. Вернулись жены нескольких министров и коэнов, которые, поддавшись давлению многочисленного собрания, приняли суровое решение, а потом пожалели о случившемся.
Тем временем, взаимоотношения с соседними народами, которые чувствовали себя оскорбленными, получив назад женщин, бывших замужем за евреями, начали ухудшаться. А Иерусалим тогда не был окружен крепостной стеной, и враги могли беспрепятственно проникать в город и нападать на его граждан.
Миссия Нехемии
Помощь снова пришла из Вавилона. Через тринадцать лет после возвращения Эзры в Иерусалим у него появился влиятельный сторонник — Нехемия бен Хахлия, один из министров в правительстве Ахашвероша. Узнав о тяжелом положении в Эрец Исраэль, Нехемия попросил Ахашвероша отпустить его в Иерусалим, чтобы отстроить город и окружить его крепостной стеной. Царь не только выполнил просьбу своего любимца, но и назначил его наместником Иудеи. Он дал ему несколько писем на имя высших сирийских чиновников, обязывая их помочь Нехемии необходимым строительным материалом.
Нехемия знал, что вожди самаритян, амонитян и других народов будут противодействовать ему, поэтому был очень осторожен и никому, кроме самых близких друзей, не рассказывал о своих планах. Однажды ночью с группой приближенных Нехемия обошел город, чтобы спланировать, как лучше построить крепостную стену. Сподвижники Нехемии приняли его план, они понимали, что только мощная крепостная стена может защитить город от набегов враждебных соседей. Каждому из своих преданных сторонников Нехемия поручил возвести строго определенный кусок крепостной стены.
Вначале вожди враждебно настроенных племен издевались и насмехались над евреями, не веря в успех их затеи, но потом, увидев, что стена неуклонно растет, объединились и поклялись уничтожить строителей. Но Нехемия и его сторонники не испугались. Нехемия разделил своих сподвижников на две группы: одна занималась строительством, а вторая, вооруженная мечами, охраняла их. Если строители видели, что к стене приближались враги, они трубили в шофар, и тогда защитники сбегались к ним на помощь. Нехемия и его друзья не знали ни сна, ни отдыха до самого конца строительства — ночью они охраняли город, а днем возводили стены и укрепления.
Чтобы помешать строительству, отступники из колен Йеуды и Биньямина прибегли к испытанному способу — клевете. Они говорили: «Нехемия замышляет мятеж, он хочет сбросить персидского царя и самому стать правителем Иудеи». Клеветники нашли единомышленников и среди ренегатов в самом Иерусалиме, но Нехемия, будучи человеком мужественным, не позволил им помешать святому делу и довел его до конца.
Через пятьдесят два дня было закончено возведение стены, окружающей Иерусалим, и город превратился в мощную крепость. Охрану городских ворот Нехемия поручил преданным ему людям. Опасность со стороны врагов Израиля перестала угрожать евреям, и Нехемия смог теперь приступить к духовному возрождению своего народа, обучая его Торе.
Заключение договора
В канун Рош ашана весь народ собрался в Иерусалиме. Эзра читал и объяснял собравшимся законы Торы. Услышав слова Творца и Его заповеди, которые они не выполняли, евреи осознали как далеко они отступили. По окончании осенних праздников, 24-го тишрей евреи снова собрались перед Храмом и громогласно покаялись в своих грехах. После этого был заключен договор о строгом соблюдении законов Торы. Присутствующие поклялись исполнять все заповеди Торы и подписались под этой клятвой.
Самые важные обязательства договора: не родниться с окружающими народностями, соблюдать святость шабата, не засевать поля в седьмой год (год шмиты) и не угнетать бедных. (По прибытии в Иерусалим Нехемия узнал, что некоторые еврейские богачи занимались ростовщичеством и забирали у бедняков поля и виноградники в счет долга.)
Эзра и Нехемия навели также порядок в самом Храме. Снова стали действовать правила отделения десятины от урожая и других приношений в пользу коэнов и левитов. Нехемия и Эзра постановили, что в городе поселится десятая часть бывших изгнанников. Но главной их задачей стало распространение Торы среди всего народа. В частности, были расширены постановления Моше Рабейну относительно чтения Торы. С тех пор и поныне Тору читают не только в шабат, но и в понедельник и четверг.
Совместными усилиями Эзра и Нехемия добились политического и духовного возрождения страны.
Взлеты и падения
Двенадцать лет Нехемия был наместником Иудеи. Когда он вернулся ко двору царя Ахашвероша жизнь, налаженная им в Иерусалиме, снова пришла в упадок. С разрешения царя Нехемия возвратился в Иудею и обнаружил, что не только простой народ, но и коэны и левиты снова отошли от Торы. Так, Эльяшив Акоэн осмелился предоставить в распоряжение амонитянина Тувьи часть святого Храма. Большинство евреев перестали соблюдать шабат, отделять десятину и продолжали родниться с окрестными племенами. Их дети не знали иврита и говорили на местных наречиях.
Первым делом Нехемия очистил территорию Храма, выбросив оттуда амонитянина Тувью со всем его имуществом. Затем он изгнал из Иерусалима внука Эльяшива Акоэна, женатого на нееврейке, и приказал евреям, вступившим в смешанные браки, выслать из Иерусалима своих иноплеменных мужей и жен. Что же касается святости шабата, то он принял строгие меры для соблюдения этой важнейшей заповеди не только в Иерусалиме, но и на территории всей Иудеи.
Таким образом, Эзре и Нехемии в конце концов удалось привить народу уважение к Торе и ее заповедям и заставить его блюсти чистоту еврейской семьи и соблюдать святой шабат. Эти основы еврейской жизни стали законом для всех евреев, проживавших в Иудее.
Окружавшие Эрец Исраэль народы сотни лет поклонялись различным божествам. Эзре и Нехемии удалось также навсегда искоренить влияние чужих религий на свой народ — тех самых религий, которые в свое время привели к разрушению Первого Храма.
Посмотреть книгу Эзра, посмотреть книгу Нехемия
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Спустя семьдесят лет: опыт Эзры и Неемии
После этих семидесяти лет… – такое объяснение российских неурядиц и нестроений было самым обычным в девяностые, сегодня оно звучит всё реже, но мы о нем не забыли. Можно спорить об оценке разных исторических событий, но страна в любом случае вернулась ко многим из тех вопросов, которые не смогла разрешить в 1917 году. И то же самое относится к жизни церковной.
Да только вернуться в прошлое не удавалось еще никогда и никому – пейзаж неузнаваемо изменился за жизнь целого поколения, за «эти семьдесят лет». Но подобное в истории случилось не впервые. В 586 г. до н.э. вавилоняне разрушили Иерусалим, выселив всю знать и множество простого народа из Иудеи. Казалось, история этого государства пресеклась навсегда… Но в 539 году сам Вавилон был захвачен войском мидян и персов – так на смену Вавилонской пришла другая, Персидская. На следующий год персидский царь Кир позволил иудеям вернуться и восстановить разрушенное (относительно точных дат историки могут спорить, но в любом случае промежуток между разрушением Иерусалима и началом его восстановления составил около семи десятилетий).
Архангел Уриил говорит пророку Ездре: “Оживи иссохшие ветви!” Молдавия. Конец XVIII в.
Только ведь строить куда труднее, чем ломать – особенно изгнанникам, вернувшимся с чужбины. Земля, где жили иудеи, уже отчасти была заселена окрестными народами. Они вовсе не спешили вернуть то, что так удачно им досталось после ухода иудеев, а к тому же они помнили о сильном иудейском царстве, воевавшем с соседями, и никак не хотели его возвращения. Словом, всё было против них… Персидский царь разрешил восстановить город и храм, но он был далеко и ничем не помогал, да еще и недоброжелатели иудеев склоняли его к отмене былого решения.
Народ вдохновляли пророки, прежде всего Аггей. Но была нужда и в практиках-организаторах – ими стали, среди прочих, Эзра (в старой орфографии Ездра) и Неемия, чьи имена носят книги Ветхого Завета.
Оба они отправились на землю праотцев не сразу, как только представилась возможность, а спустя десятилетия, в середине V века. Уже был восстановлен и освящен Храм, было положено начало основанию города – но вместе с тем иссяк первый порыв энтузиазма. Задача оказалась слишком сложной, препятствий было слишком много… Похоже на нашу жизнь, правда?
И вот тут настало время энергичного администратора Неемии и религиозного предводителя Эзры.
Неемия был виночерпием персидского царя Артаксеркса – того самого, о котором рассказывает книга Эсфири. В столичном городе Сузы у него наверняка много возможностей не только для роскошной жизни, но и для помощи своим соплеменникам-иудеям. Но он добровольно решил отправиться в Иерусалим, где был построен Храм, но не было пока городских стен. Когда однажды он подавал царю кубок с вином, царь заметил печаль на его лице и спросил о его причинах. Неемия ответил: «Как же не быть мне мрачным, если город, где похоронены мои предки, лежит в руинах, а ворота его сожжены… Если царь соблаговолит, если раб твой угоден тебе, отправь меня в Иудею, в город, где похоронены мои предки, и я отстрою этот город».
Так Неемия был назначен наместником в Иудее. Первым делом он решил восстановить городские стены. Однако окрестные народы были не в восторге от этой перспективы – прежде всего это касается самарян, потомков десяти северных колен Израиля и других народов, которые были переселены в Палестину ассирийскими завоевателями. Так уж устроено в этом мире, что всякий предпочитает видеть соседнее государство слабым и беззащитным. Вражда иудеев и самарян, о которой мы читаем в Новом Завете, была заложена именно тогда.
Марк Шагал. Пророк Неемия. 1958–1959.
Строительство описано в Библии так: «Носильщики одной рукой несли груз, а в другой руке держали копье. Строители работали с мечом на поясе». Правители окрестных областей доносили о деятельности Неемии персидскому царю: дескать, хитрый иудей хочет сам стать царем и отпасть от персидской империи. К чужакам, как бывает обычно, присоединилась и часть иудейской знати, которая тоже с подозрением относилась к Неемии. Но на самом деле он заботился о возрождении города и народа, а не о собственных политических амбициях.
Впрочем, Неемия прославился не только восстановлением города. Вот что писал он о своем правлении: «Прежние наместники были тяжким бременем для народа, они требовали для себя пропитания и вина, в придачу к сорока ше́келям серебра. Слуги их тоже притесняли народ. А я так не делал, потому что боялся Бога… При этом содержания, причитающегося наместнику, я не требовал, потому что народ и так был обременен работой». Всегда и везде губернаторы любили капитальное строительство. Но чтобы безвозмездно…
Впрочем, восстановление городских зданий – половина дела, и не самая трудная. Восстановить нормальную жизнь общины бывает гораздо труднее. Поэтому другой человек, священник и книжник (то есть знаток Писания) по имени Эзра озаботился сооружением других стен – стен Закона, которые охраняли бы иудеев от языческих влияний. Недостаточно было просто иметь Священное Писание, нужно было научиться жить по нему.
Заручившись официальной поддержкой персидского царя, он отправился в Иерусалим, где занялся проповедью Закона. Библия особо отмечает один практический вывод, который сделал Эзра: иудеи не должны были брать в жены иноплеменниц! Он даже добился того, чтобы иудеи, женатые на иноплеменницах, отослали своих жен прочь. Сегодня такой подход кажется нам расистским и человеконенавистническим. Однако можно сказать несколько слов и в его защиту.
Именно связь с женщинами-язычницами нередко становилась для израильтян западней – так был пленен Самсон, так совратился под конец своей жизни царь Соломон. В собственном доме любой человек проводит несравненно больше времени, чем в храме, и если в этом доме почитают идолов, ему очень трудно сохранить веру в Бога неповрежденной. Конечно, сегодня мы и не обносим свои города прочными каменными стенами. Но в те времена слишком велик для иудеев был риск раствориться в языческом море, бушевавшим вокруг.
К тому же Библия никогда не забывала и о другом отношении к иноземным женам – достаточно вспомнить книгу Руфь, историю моавитянки, ставшей прабабкой знаменитого царя Давида. Вполне вероятно, кстати, что книгу Руфь написали как раз во времена Эзры и в полемике с ним, доказывая на практическом примере, что иноплеменные жены – совсем не обязательно причина вероотступничества. Вера есть личный выбор человека, так что дело тут вовсе не в национальности…
А может быть, это вообще свойство любого народа, выходящего из затяжного исторического кризиса – замыкаться в собственной скорлупе, с недоверием относиться к окружающему и не слишком-то дружелюбному миру? Пройдет время, и в среде иудеев снова прозвучит проповедь о всеобщности спасения, о том, что люди на самом деле не делятся на «чистых и нечистых» по национальному признаку. Но пока им нужно было укрываться за толщей стен. Лишь бы только не навсегда…
Как это часто бывает, поражение научило евреев большему, чем могла бы научить победа. Им нужно было пережить ссылку в Вавилон, центр тогдашней ближневосточной цивилизации, увидеть великолепные святилища множества языческих богов, чтобы осознать: их Бог – Господь и только Господь. Вопрос о том, кому поклоняться: Господу или Ваалам с Астартами – больше не стоял перед иудеями. Но как именно поклоняться? Вдали от родины иудеи были лишены храмового богослужения, и центр их духовной жизни переместился в синагогу. Там не приносили жертвы, но там читали, толковали и изучали Священное Писание.
Но теперь, когда иудеи отстроили заново Храм – в чем будет заключаться их религия? В Библии мы встречаем два рассказа примерно об одних и тех же событиях: в Первой книге Эзры и в Книге Неемии. Многие моменты совпадают дословно, например, генеалогические списки. Но то, что следует непосредственно за списками, выглядит очень по-разному.
Вот что говорит книга Эзры: «И собрался народ, все как один, в Иерусалим. Ешуа, сын Йоцадака, со своими собратьями – жрецами, и Зеруббавел, сын Шеалтиэла, со своими собратьями, возвели жертвенник Богу Израиля, чтобы вознести жертвы всесожжения, как предписано Законом Моисея, человека Божьего. Они, страшась других народов, поставили жертвенник на прежнем его основании и с тех пор они стали приносить ежедневную жертву всесожжения, жертвы в новолуние и по всем установленным праздникам Господа, а также добровольные жертвы».
А вот что сообщает книга Неемии: «И собрался народ, все как один, на площади перед Водяными воротами. Попросили писца Эзру принести книгу Закона Моисеева, которую Господь заповедал Израилю. Он читал ее прямо на площади от рассвета до полудня, и весь народ слушал книгу Закона. Левиты толковали народу Закон, а народ стоял по своим местам. Они читали по книге Божий Закон с толкованием, передавая смысл и объясняя прочитанное.
Правитель Неемия, жрец и писец Эзра и левиты, наставляющие народ, сказали всему народу: “Этот день посвящен Господу, Богу вашему. Не горюйте и не плачьте (ведь все плакали, слушая слова Закона). Идите, ешьте, пейте, и рассылайте угощение тем, у кого ничего не припасено; потому что этот день посвящен Господу нашему”».
Что мы видим здесь? Два разных рассказа о двух очень разных и очень важных вещах: с одной стороны, жертвоприношения и храмовая служба, с другой – чтение и разъяснение Закона. Именно это сочетание стало основой еврейской жизни после плена: в Храме приносились жертвы, в синагогах читалось Священное Писание. Одно без другого теряло свою ценность. Что толку в тщательном исполнении ритуалов, если народ сам не знает, во что верит? И что толку в богословском образовании, если оно не становится основой для искренней молитвы?
Кстати, обратим внимание, что уже тогда Закон требовалось не только читать, но и разъяснять. С одной стороны, он был написан на древнееврейском языке, которых тогда уже выходил из употребления – сами евреи постепенно переходили на родственный ему арамейский язык. Но дело не только в языковом барьере, который, к тому же, не был непреодолим, эти языка достаточно похожи, как церковнославянский и русский. Но даже там, где ясен первичный смысл священного текста, не всегда бывает понятно, как применить эти слова к своей собственной жизни.
Из времен Эзры и Неемии осталась у иудейской общины твердость в отстаивании Божьих законов и отеческих обычаев, но вместе с ней и упрямство, нежелание принять новое и неожиданное (говоря библейским языком, «жестоковыйность»), которую мы встретим на страницах Евангелий. Так ведь оно и бывает в жизни, где плевелы растут вместе с отборной пшеницей и до срока трудно бывает отделить одно от другого.
Неемия 1 глава
1–3. Известие о состоянии Иерусалима и народа иудейского, полученное Неемией от Ханани. 4–11. Скорбь Неемии и его молитвы.
Неем.1:1. Слова́ Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе.
«Слова́ Неемии, сына Ахалиина». Еврейское debarim слова в надписании произведений исторических, имеет смысл широкий, ср. (1Пар. 29:29) dibrej David; (3Цар. 11:41; 2Пар. 9:29), означает слова и дела, т.е. историю вообще. Слова Неемии – история Неемии. Имя Неемии было у иудеев употребительным. В послепленное время лица, носящие это имя, упоминаются еще (1Ездр. 2:2; Неем. 7:7, 3:16). Происхождение Неемии точно неизвестно. Сообщение Евсевия и блаж. Иеронима, что Неемия принадлежал к колену Иудину, может считаться весьма вероятным, так как большинство возвратившихся из плена иудеев принадлежало к этому колену. Но нет никаких оснований считать Неемию потомком Давида, потому только, что он занимал в Иудее положение, аналогичное с положением происходившего из рода Давидова Зоровавеля.
Ошибочно также наименование Неемии иереем в тексте Вульгаты (2Мак. 1:2). Отец Неемии Ахалия упоминается еще (Неем. 10:1) (Гахалия). «В месяце Кислеве». По еврейскому счислению кислев – девятый месяц, соответствующий нашему ноябрю-декабрю. Название месяца заимствовано у вавилонян и вошло в употребление после возвращения из плена (ср. Schrader, Keilinschr. und А. Т. 2 Auf I. S, 379). «В двадцатом году». Из (Неем. 2:1) той же книги видно, что в данном месте разумеется 20-й год царствования Артаксеркса и именно Артаксеркса Лонгимана (462–427), т.е. 445 г. до Р. X. «Я находился и Сузах, престольном городе». Сузы (евр. Schuschan и в клиноп. текстах Susaan) – город, служивший осенней резиденцией персидских царей (Есф. 1:2; Дан. 8:2). Здесь Неемия находился, конечно, на должности царского виночерпия.
Неем.1:2. И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме.
«И пришел Ханани, один на братьев моих». Хотя Ханани мог быть назван братом Неемии и в широком смысле, как его соплеменник, однако в виду (Неем. 7:2), следует считать его братом в собственном смысле. Отсюда путешествие Ханани в Иерусалим и затем возвращение в Сузы является свидетельством того, что любовью к священному городу и участием к судьбам народа иудейского была проникнута вся семья Неемии. Неемия стал расспрашивать возвратившегося брата об уцелевших иудеях, которые остались от плена, т.е. о членах восстановленной общины, о потомках тех, которые пережили плен.
Неем.1:3. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем.
Ханания и прибывшие с ним сообщили Неемии, что община иудейская находится в великом бедствии и в уничижении «и стена Иерусалима разрушена и ворота сожжены огнем». Очевидно, в ст. 3 речь идет не о разрушении Иерусалима халдеями, как думает, напр., Розенцвейг, потому что в таком случае было бы непонятно, зачем сообщают Неемии о событии, которое ему известно; затем, такое старое известие не могло столь сильно потрясти Неемию, как это сообщается далее. Относить вместе с Эвальдом приведенные слова к предполагаемому разрушению стен при Зоровавеле также нельзя, как потому, что и о построении их мы не имеем известия, так и потому, что от этого события прошло бы уже 70 лет, и о нем Неемия не имел бы нужды спрашивать. По-видимому, в рассматриваемом стихе речь идет о событии недавнем, о том разрушении стены Иерусалима, которое, вероятно, сделано было наместником Самарии Рехумом на основании полученного им царского повеления остановить постройку стен (1Ездр. 4:23).
Неем.1:4. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным
Известие о бедствиях Иерусалима сильно опечалило Неемию. Он заплакал, печален был несколько дней, постился и молился «пред Богом небесным» (4 ст.)
Неем.1:5. и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои!
Неем.1:6. Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили – и я и дом отца моего.
Неем.1:7. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему.
Неем.1:8. Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам;
Неем.1:9. когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое.
Неем.1:10. Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною.
Неем.1:11. Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. Я был виночерпием у царя.
Излагается и содержание молитвы. Особенность этой молитвы в том, что содержание ее и отдельные выражения заимствуются из Второзакония (ср. Втор. 7:9, 30:4, 9:26). Молитва обращается к Богу небесному. Наименование Бога небесным вошло в употребление со времени плена, когда в сознании народа, разорвавшего окончательно связь с идолопоклонством, особенно ярко стала выступать идея премирности Бога, превосходство Его над всем земным.
В заключение молитвы о народе Неемия (ст. 11) просит о том, чтобы Господь ввел его в милость у царя («у человека сего»), так как судьбы народа иудейского ближайшим образом были в руках персидского царя.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter