Мученица Ната́лия Козлова
Святая мученица Наталия (Наталия Ивановна Козлова) родилась 12 сентября 1895 года в благочестивой крестьянской семье села Чурики Скопинского уезда Рязанской губернии.
В семье, имевшей пятерых детей Наталия была младшим ребенком. Родители смогли привить своим детям традиционное крестьянское трудолюбие, любовь к Богу и Церкви, дать возможное — для крестьянских детей того времени — образование. Так, Наталия успешно окончила трехклассную сельскую школу, была грамотной и с большим интересом читала Книги Священного Писания и духовную литературу. Она старалась не пропускать ни одного церковного богослужения. О благочестии крестьянской семьи Козловых говорит и тот факт, что одна из сестер святой мученицы Наталии — Матрона — приняла монашеский постриг.
Когда Наталия достигла совершеннолетия, она была выдана замуж, за своего односельчанина Степана Козлова — человека трудолюбивого и глубоко верующего. В браке у них родилось восемь детей.
Русская крестьянская семья Козловых жила исключительно своими молитвами и трудами. Они имели надел земли, домашнюю скотину и все необходимое для земледельческих трудов. В зимние месяцы глава семьи занимался отхожим промыслом — он имел в Москве свою небольшую торговлю готовым платьем.
Но неумолимо сгущались тучи над Русской землей. Россия погружалась в ужасную пропасть богоборчества, неверия и безбожия.
К 1935 году из восьми детей Козловых в живых осталось только четверо. То время было страшным и смутным, но приближались еще более тяжкие времена. Один из ныне здравствующих сыновей Наталии Ивановны — 79-летний Александр Степанович — пишет: «В те далекие, чудовищно трагические годы пострадала и наша матушка Козлова Наталия Ивановна, мать восьми детей, в воспитание которых она вкладывала свое горячее сердце и добрую искреннюю душу. С великой благодарностью мы храним ее материнское тепло, заботу и ласку.
Глубоко, очень глубоко, неизлечимо ранимы остались наши детские души, после потери родителей. В 1935 году, в январе месяце отняли у нас дорогого нам папашу, нас осталось в то время четверо несовершеннолетних детей с искалеченными судьбами. Застрелили папу местные руководители (коммунисты) за то, что он их покритиковал на общем собрании селян, за их творимое безобразие».
После трагической смерти отца семью постигло еще одно несчастье. В 1936 году за неуплату так называемых «государственных платежей» у Козловых была изъята лошадь. Что значила лошадь для крестьянина в то время — нетрудно представить. Наталии Ивановне только и оставалось, что самой становиться за плуг или соху, а малолетним детям — надрываясь, тянуть оглобли.
Однако святая мученица Наталия в это скорбное для семьи и для всей нашей страны время явила собой образец непоколебимой веры, исповедничества, надежды на милость Божию и, изливая неиссякаемую любовь к ближним, старалась утешить и своих детей и отчаявшихся односельчан. Она была выбрана сначала казначеем, а затем и старостой Богоявленской церкви села Чурики. За усердные труды на пользу Святой Церкви 26 июня 1935 года она была награждена благословенной Почетной грамотой правящего архиерея. На должности казначея и старосты своего родного приходского храма Наталия Ивановна несла большие труды по обеспечению всем необходимым для совершения богослужений. Она почти каждую неделю ездила в Москву, где приобретала церковные свечи и кагор, у себя на дому пекла просфоры.
В декабре 1936 года в Чуриках было организовано массовое шествие более 200 человек верующих к сельскому совету, с требованием освободить из-под ареста священника Евгения Светлова, бывшего настоятеля Богоявленской церкви их родного села.
Неравнодушной осталась Наталия Ивановна и к тому, что половину храма колхоз изъял под зернохранилище, и она призывала народ добиваться возвращения незаконно и безосновательно изъятого у Бога и верующих. В мае 1937 года по инициативе Церковного Совета Богоявленского храма состоялось многочисленное собрание верующих села Чурики. В июне Наталия Ивановна вместе с членом Церковного Совета Василием Матвеевичем Абрамкиным ездили в Москву в приемную М. И. Калинина, куда передали более 400 подписей своих односельчан с требованием возвратить изъятую половину храма верующим.
Не побоялась святая мученица Наталия поддерживать связь и с находящимся тогда в заключении священномучеником Игнатием (Садковским), епископом Скопинским. В свое время, до его ареста, она дважды была принята им в Скопине, по церковным делам прихода. На допросе ее нисколько не смутил вопрос следователя — почему она поддерживает связь с «врагами народа», т. е. епископом Игнатием и находящимся в заключении священником Чуриковской церкви отцом Евгением Светловым. Для нее, истинной православной христианки, эти обстоятельства не имели устрашающего значения, даже в те времена всеобщего доносительства. Святая мученица Наталия поступала по словам апостола Павла: «…носите тяготы друг друга и тако исполните Закон Христов…» (Гал. 6; 2). Священномученику Игнатию, епископу Скопинскому и пребывавшему с ним в заключении протодиакону она отправляла деньги, а со священником Евгением Светловым вела переписку, рассказывая о всех церковных делах на приходе.
Такая активная деятельность святой мученицы Наталии, как церковной старосты, не «соответствовала» разрушительным планам новых властителей России. По их понятиям, слишком активны были церковники в Чуриках.
Постановление УНКВД по Московской области (в то время Рязанщина входила в Московскую область на правах района) от 14 августа 1937 года гласило: «Гражданка Козлова Наталья Ивановна, 1895 года рождения, происходит из села Чурики…, активная церковница единоличница, достаточно изобличается в том, что будучи враждебно настроена к советской власти ведет среди колхозников активную антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза, вместе с этим ведет среди населения религиозную пропаганду, высказывает пораженческие настроения и террористические заявления по адресу руководителей партии и членов советского правительства. Осенью 1936 г. организовала контрреволюционное шествие церковников в количестве 150 человек, которые угрожали расправой сельским коммунистам и активистам за арест попа Светлова.
… Гражданку Козлову Наталью Ивановну привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения… избрать содержание в Скопинской тюрьме».
Предъявленные ей обвинения в антисоветской и контрреволюционной деятельности Наталия Ивановна категорически отрицала.
Вместе со святой мученицей Наталией были арестованы члены Церковного Совета Богоявленской церкви села Чурики Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов. Уже 16 августа 1937 года все они были переправлены в Таганскую тюрьму, где 10 сентября того же года Постановлением заседания Тройки УНКВД СССР по Московской области им был вынесен приговор, определяющий высшую меру наказания — расстрел.
Этот приговор был приведен в исполнение 14 сентября 1937 года вблизи поселка Бутово Ленинского района Московской области на огражденной территории полигона НКВД СССР.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявленского храма села Чурики Наталия Ивановна Козлова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Комментарии 1
Св. мученица Наталия Скопинская (Козлова)
†1937 г. 1/14 сентября
Наталия Ивановна Козлова Память совершается 14 (1) сентября, в Соборе новомученников и исповедников Российских, в Соборе рязанских святых — 23 (10) июня .
Святая мученица Наталия (Наталия Ивановна Козлова) родилась 12 сентября 1895 года в благочестивой крестьянской семье села Чурики Скопинского уезда Рязанской губернии.
В семье, имевшей пятерых детей Наталия была младшим ребенком. Родители смогли привить своим детям традиционное крестьянское трудолюбие, любовь к Богу и Церкви, дать возможное — для крестьянских детей того времени — образование. Так, Наталия успешно окончила трехклассную сельскую школу, была грамотной и с большим интересом читала Книги Священного Писания и духовную литературу. Она старалась не пропускать ни одного церковного богослужения. О благочестии крестьянской семьи Козловых говорит и тот факт, что одна из сестер святой мученицы Наталии — Матрона — приняла монашеский постриг.
Когда Наталия достигла совершеннолетия, она была выдана замуж, за своего односельчанина Степана Козлова — человека трудолюбивого и глубоко верующего. В браке у них родилось восемь детей.
Русская крестьянская семья Козловых жила исключительно своими молитвами и трудами. Они имели надел земли, домашнюю скотину и все необходимое для земледельческих трудов. В зимние месяцы глава семьи занимался отхожим промыслом — он имел в Москве свою небольшую торговлю готовым платьем.
Но неумолимо сгущались тучи над Русской землей. Россия погружалась в ужасную пропасть богоборчества, неверия и безбожия.
К 1935 году из восьми детей Козловых в живых осталось только четверо. То время было страшным и смутным, но приближались еще более тяжкие времена. Один из ныне здравствующих сыновей Наталии Ивановны — 79-летний Александр Степанович — пишет: «В те далекие, чудовищно трагические годы пострадала и наша матушка Козлова Наталия Ивановна, мать восьми детей, в воспитание которых она вкладывала свое горячее сердце и добрую искреннюю душу. С великой благодарностью мы храним ее материнское тепло, заботу и ласку.
Глубоко, очень глубоко, неизлечимо ранимы остались наши детские души, после потери родителей. В 1935 году, в январе месяце отняли у нас дорогого нам папашу, нас осталось в то время четверо несовершеннолетних детей с искалеченными судьбами. Застрелили папу местные руководители (коммунисты) за то, что он их покритиковал на общем собрании селян, за их творимое безобразие».
После трагической смерти отца семью постигло еще одно несчастье. В 1936 году за неуплату так называемых «государственных платежей» у Козловых была изъята лошадь. Что значила лошадь для крестьянина в то время — нетрудно представить. Наталии Ивановне только и оставалось, что самой становиться за плуг или соху, а малолетним детям — надрываясь, тянуть оглобли.
Однако святая мученица Наталия в это скорбное для семьи и для всей нашей страны время явила собой образец непоколебимой веры, исповедничества, надежды на милость Божию и, изливая неиссякаемую любовь к ближним, старалась утешить и своих детей и отчаявшихся односельчан. Она была выбрана сначала казначеем, а затем и старостой Богоявленской церкви села Чурики. За усердные труды на пользу Святой Церкви 26 июня 1935 года она была награждена благословенной Почетной грамотой правящего архиерея. На должности казначея и старосты своего родного приходского храма Наталия Ивановна несла большие труды по обеспечению всем необходимым для совершения богослужений. Она почти каждую неделю ездила в Москву, где приобретала церковные свечи и кагор, у себя на дому пекла просфоры.
В декабре 1936 года в Чуриках было организовано массовое шествие более 200 человек верующих к сельскому совету, с требованием освободить из-под ареста священника Евгения Светлова, бывшего настоятеля Богоявленской церкви их родного села.
Неравнодушной осталась Наталия Ивановна и к тому, что половину храма колхоз изъял под зернохранилище, и она призывала народ добиваться возвращения незаконно и безосновательно изъятого у Бога и верующих. В мае 1937 года по инициативе Церковного Совета Богоявленского храма состоялось многочисленное собрание верующих села Чурики. В июне Наталия Ивановна вместе с членом Церковного Совета Василием Матвеевичем Абрамкиным ездили в Москву в приемную М. И. Калинина, куда передали более 400 подписей своих односельчан с требованием возвратить изъятую половину храма верующим.
Не побоялась святая мученица Наталия поддерживать связь и с находящимся тогда в заключении священномучеником Игнатием (Садковским), епископом Скопинским. В свое время, до его ареста, она дважды была принята им в Скопине, по церковным делам прихода. На допросе ее нисколько не смутил вопрос следователя — почему она поддерживает связь с «врагами народа», т. е. епископом Игнатием и находящимся в заключении священником Чуриковской церкви отцом Евгением Светловым. Для нее, истинной православной христианки, эти обстоятельства не имели устрашающего значения, даже в те времена всеобщего доносительства. Святая мученица Наталия поступала по словам апостола Павла: «…носите тяготы друг друга и тако исполните Закон Христов…» (Гал. 6; 2). Священномученику Игнатию, епископу Скопинскому и пребывавшему с ним в заключении протодиакону она отправляла деньги, а со священником Евгением Светловым вела переписку, рассказывая о всех церковных делах на приходе.
Такая активная деятельность святой мученицы Наталии, как церковной старосты, не «соответствовала» разрушительным планам новых властителей России. По их понятиям, слишком активны были церковники в Чуриках.
Постановление УНКВД по Московской области (в то время Рязанщина входила в Московскую область на правах района) от 14 августа 1937 года гласило: «Гражданка Козлова Наталья Ивановна, 1895 года рождения, происходит из села Чурики…, активная церковница единоличница, достаточно изобличается в том, что будучи враждебно настроена к советской власти ведет среди колхозников активную антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза, вместе с этим ведет среди населения религиозную пропаганду, высказывает пораженческие настроения и террористические заявления по адресу руководителей партии и членов советского правительства. Осенью 1936 г. организовала контрреволюционное шествие церковников в количестве 150 человек, которые угрожали расправой сельским коммунистам и активистам за арест попа Светлова.
… Гражданку Козлову Наталью Ивановну привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения… избрать содержание в Скопинской тюрьме».
Предъявленные ей обвинения в антисоветской и контрреволюционной деятельности Наталия Ивановна категорически отрицала.
Вместе со святой мученицей Наталией были арестованы члены Церковного Совета Богоявленской церкви села Чурики Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов. Уже 16 августа 1937 года все они были переправлены в Таганскую тюрьму, где 10 сентября того же года Постановлением заседания Тройки УНКВД СССР по Московской области им был вынесен приговор, определяющий высшую меру наказания — расстрел.
Этот приговор был приведен в исполнение 14 сентября 1937 года вблизи поселка Бутово Ленинского района Московской области на огражденной территории полигона НКВД СССР.
***
По Указу ПВС СССР от 16.01.1989 года Наталия Ивановна Козлова, Василий Данилович Орлов и Василий Матвеевич Абрамкин реабилитированы Прокуратурой Рязанской области 27 марта 1989 года.
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявленского храма села Чурики Наталия Ивановна Козлова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Святая из рязанской глубинки Наталья Скопинская
Небольшое село Чурики, что находится на границе Михайловского и Скопинского районов Рязанской области и по современным российским меркам выглядит неплохо. Оно расположено в 9 километра от федеральной автотрассы М6 «Каспий».
По сторонам – золотистые рощи, обработанные поля. Нет привычных для нашего времени картин запустения – разрушенных коровников, ржавеющих тракторов, зарослей борщевика. На холме перед селом стоит остановить машину и оглядеться. Оглядеться и поразиться умению наших предков выбирать места для поселений, руководствуясь не только хозяйственным смыслом, но и чувством прекрасного. Чурики расположены на высоком, противоположном берегу речки, в окружение горящих осенним золотом рощ. И чуть в стороне от центра села, из за деревьев возвышаются темно-серые от времени руины храма.
Этот храм должны были снести еще в 1937 году, так значилось в планах местного союза воинствующих безбожников. Но на пути мощной идеологической и политической машины оказалась женщина… Крестьянка села Чурики Наталия Ивановна Козлова – святая Наталия Скопинская.
Наталия Ивановна Козлова родилась 12 сентября 1895 года в селе Чурики Скопинского уезда Рязанской губернии. Сейчас село входит в состав не Скопинского, а соседнего – Михайловского района Рязанской области.
«В семье, имевшей пятерых детей, Наталия была младшим ребенком. Родители смогли привить своим детям традиционное крестьянское трудолюбие, любовь к Богу и Церкви, дать возможное — для крестьянских детей того времени — образование. Так, Наталия успешно окончила трехклассную сельскую школу, была грамотной и с большим интересом читала Книги Священного Писания и духовную литературу. Она старалась не пропускать ни одного церковного богослужения. О благочестии крестьянской семьи Козловых говорит и тот факт, что одна из сестер святой мученицы Наталии — Матрона — приняла монашеский постриг».
Пять детей – немного для крестьянской семьи того времени. По принятым в дореволюционной демографии нормам, такая семья считалась обычной, среднего размера, нормальной. Многодетность начиналась от 9 детей и больше, а семьи с тремя и менее детьми считались малодетными. Эта разница в терминологии показывает насколько отличалась семьи наших предков от нынешних, где нормой считаются два ребенка, а три и больше – уже многодетные.
Семья – основа мироустройства общества. И одна из причин, почему современный человек не может представить себе жизнь своих предков – это то, что он не может представить себе даже семейные отношения того времени.
Сведения об образовании крестьянской девочки тоже говорят о многом. Эпоха конца XIX – начала ХХ века стала для России временем перехода к всеобщему образованию и просвещению народа.
Одной из проблем в этом вопросе, было нежелание крестьян давать образование девочкам. Считалось, что грамотной девушке будет сложнее выйти замуж, она де не захочет быть хорошей женой и хозяйкой, верной помощницей мужу. Этот предрассудок был распространен весьма широко. Достаточно сказать, что за 12 лет до рождения будущей святой, в ее родном селе Чурики обучалось в школе 52 мальчика, и ни одной девочки. В ее годы пропорция была несколько лучше – в Скопинском уезде из 7075 учащихся начальных школ 1253 были девочками. Так что проблема оставалась острой. К ее решению в свое время приложил руку и почитаемый в центральной России Святитель Феофан Затворник:
«Да ведь мальчики-то все уже умеют читать. Надо и невест им подготовить умеющих читать, — чтобы ровнее были. Как муж и жена будут уметь читать, то — придет праздник, дома будут читать Евангелие, или жития святых или другую хорошую книгу. То муж почитает, то жена. И время будет идти душеспасительно. И мужу охотнее в праздничные дни дома сидеть, когда и жена грамотная».
Родители маленькой Наталии оказались людьми разумными и отдали девочку учиться. Училась она, скорее всего, в Земской школе, которая открылась в селе Чурики в 1885 году…
Подвиг Веры нельзя совершить случайно, по наитию, броску, подвиг веры «готовится» с детских лет. Поэтому Сергий Радонежский, будучи младенцем, отказывался от материнской груди по постным дням, поэтому Серафим Саровский остался невредим, упав с колокольни, поэтому преподобный Пафнутий Боровский принимает монашеский постриг уже в 12 лет, поэтому и Наталия Скопинская с детства начинает свой путь к святости.
«Когда Наталия достигла совершеннолетия, она была выдана замуж, за своего односельчанина Степана Козлова — человека трудолюбивого и глубоко верующего. В браке у них родилось восемь детей».
Точная дата бракосочетания Наталии и Степана пока неизвестна. Но можно предположить, что это произошло не ранее 1910 – 1912 годов. Так что спокойной семейной жизни выпало ей совсем немного. Началась Германская война, которую тогда называли Второй Отечественной. В книге памяти Рязанской губернии фамилия Козлов занимает без малого две страницы. Были ли среди них родственники Наталии Ивановны – неизвестно. Но могли быть.
Русская крестьянская семья Козловых жила исключительно своими молитвами и трудами. Они имели надел земли, домашнюю скотину и все необходимое для земледельческих трудов. В зимние месяцы глава семьи занимался отхожим промыслом — он имел в Москве свою небольшую торговлю готовым платьем».
Здесь необходимо сказать несколько слов о положении крестьян в начале ХХ века и о том, что из себя представляло село Чурики – родина и место служения Наталии Скопинской.
Первые сведения о нем относятся к 1628 году, когда его владельцем был некий Данила Иванович Сивцев.
К началу XVIII века в Чуриках было уже 52 двора и деревянная церковь Богоявления Господня и с того же времени упоминается уже как государственное село, т.е. его жители не были крепостными. Скупые строчки статистических документов показывают, какими быстрыми темпами развивалась Российская империя во второй половине XIX века. Если в 1858 году в селе в 172 дворах проживало 1963 человека, то в 1905-м дворов было уже 476, а жило в них 3578 человек. Т.е. население села не просто выросло в 1,8 раза, но и заметно улучшили свои жилищные условия. В том же 1905 году рязанский губернский статистический комитет определяет в селе каменную земскую школу, 12 каменных жилых домов, волостное правление, казенная винная лавка, кирпичный завод, 5 ветряных мельниц, пивная лавка, ярмарка и каменная церковь Богоявляения с пределами Николая Чудотворца и святых князей Бориса и Глеба.
Каменный храм был построен в Чуриках в 1878 – 1874 годах. Инициатива его создания принадлежала священнику Федору Иоанновичу Черкассову, который в течение 48 лет священствовал в селе.
Автором проекта, возможно, был Рязанский губернский архитектор Николай Николаевич Вейс. О. Федор также был законоучителем в земской школе и, возможно, что именно он сумел пробудить в юной ученице христианское чувство.
Сын чуриковского священника, иерей Федор Федорович Черкассов 21 ноября 1937-го года будет расстрелян на том же Бутовском полигоне, что и Наталия Скопинская.
Из воспоминаний дочери Наталии Ивановны:
«Почти каждую неделю мать ездила в Москву за свечами и кагором для богослужения. Как человек грамотный, была казначеем, потом её выбрали старостой Церковного совета. 26 июня 1935 года за усердную ревностную службу на благо церкви казначей Наталья Козлова по представлению настоятеля о Евгения Светлова награждается почётной грамотой епископа Скопинского Игнатия (Садковского). Но гонения на церковь всё усугублялись, арестовали священника нашей Благовещенской церкви, а затем и епископа. Мать убеждала прихожан сопротивляться беззаконию властей. Сама она писала о. Евгению в тюрьму о делах прихода, посылала епископу в заключение передачи, деньги. Люди корили её за такую ретивость: если тебя заберут , что с малыми ребятами будет? «На всё воля Божия», — отвечала Наталья Ивановна. «А мы как же?»- жалобно спрашивала и я. — «Господь вас не оставит», — ласково и с верою отвечала мать».
После ареста настоятеля Наталия Ивановна организовала шествие более 200 человек верующих к сельсовету, чтобы добиться его освобождения.
Из жития мы знаем и о другом подвиге старосты Богоявленского храма:
Неравнодушной осталась Наталия Ивановна и к тому, что половину храма колхоз изъял под зернохранилище, и она призывала народ добиваться возвращения незаконно и безосновательно изъятого у Бога и верующих. В мае 1937 года по инициативе Церковного Совета Богоявленского храма состоялось многочисленное собрание верующих села Чурики. В июне Наталия Ивановна вместе с членом Церковного Совета Василием Матвеевичем Абрамкиным ездили в Москву в приемную М. И. Калинина, куда передали более 400 подписей своих односельчан с требованием возвратить изъятую половину храма верующим.
«Безбожная пятилетка» набирала обороты. Храм в Чуриках был приговорен к сносу. Но перед тем, как ликвидировать здание, власти решили избавиться от его защитников:
«Постановление УНКВД по Московской области от 14 августа 1937 года гласило: «Гражданка Козлова Наталья Ивановна, 1895 года рождения, происходит из села Чурики…, активная церковница единоличница, достаточно изобличается в том, что будучи враждебно настроена к советской власти ведет среди колхозников активную антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза, вместе с этим ведет среди населения религиозную пропаганду, высказывает пораженческие настроения и террористические заявления по адресу руководителей партии и членов советского правительства. Осенью 1936 г. организовала контрреволюционное шествие церковников в количестве 150 человек, которые угрожали расправой сельским коммунистам и активистам за арест попа Светлова.
… Гражданку Козлову Наталью Ивановну привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58 п. 10 УК, мерой пресечения… избрать содержание в Скопинской тюрьме».
Мария Степановна навсегда запомнила арест матери:
«Когда нагрянул «чёрный воронок», было два час ночи. Младшие брат и сестра спали, мать велела их не будить. Брат Гаврила, прибывший из города в отпуск, беспечно гулял за околицей с молодёжью, бренчал на гитаре…
Двое пришельцев всё перевернули в доме — искали письма о. Евгения Светлова. Всю религиозную литературу, которую мама сама читала и мне давала читать, сгребли в мешки и уволокли в «воронок». Исподтишка мама сунула мне толстую старую книгу: «Сохрани Библию, Маня!». Я припрятала книгу в подвале, не думала, что она станет когда-нибудь экспонатом в музее Бутово… Прощались мы спокойно, мама не сомневалась, что её скоро отпустят: ведь четверо несовершеннолетних детей одни остались…»
Не отпустили… 16 августа 1937 года Наталия Ивановна и два других члена Церковного Совета Богоявленской церкви села Чурики Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов были помещены в московскую таганскую тюрьму. 10 сентября постановлением заседания Тройки УНКВД СССР по Московской области им был вынесен смертный приговор. 14 сентября 1937 года все трое были расстреляны на Бутовском полигоне. Советская власть победила еще нескольких «врагов народа»…
В 1989 году Наталия Ивановна Козлова, Василий Матвеевич Абрамкин и Василий Данилович Орлов были реабилитированы прокуратурой Рязанской области «за отсутствием в их действиях состава преступления».
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года церковная староста Богоявленского храма села Чурики Наталия Ивановна Козлова включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
P.S.Почему-то именно Бутово было выбрано местом, где были уничтожены более 1000 священно- и церковнослужителей.
Многие из них прославлены Русской Церковью как Святые Новомученники и Исповедники Российские. На нижнем уровне большого бутовского храма находится небольшой музей, где собраны личные вещи Новомученников, фотографии, реликвии.
В одной из витрин под стеклом лежат Евангелие, простая бумажная икона, наградная епархиальная грамота и женская шаль.
Вещи передали в музей дети, уже после канонизации.
Выборочно из первоисточника
Ныне в с. Чурики существует православная община. Ежемесячно, благочинный второго Михайловского округа протоиерей Сергий Орлов, который является настоятелем храма с. Чурики инициируют проведения водоосвятного молебна.
Так же общиной была заказана икона Новомученицы российской Натальи Скопинской, для прославления