Содержание
Тотемское музейное объединение
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Главное музейное здание)
г.Тотьма, улица Ворошилова, 44
На протяжении уже более чем 90 лет основная экспозиция краеведческого музея размещена в помещениях бывшего духовного училища. Сейчас в главном музейном здании располагаются отделы археологии, истории, искусства и природы. 24 зала экспозиции – серьёзный повод для того, чтобы уделить этому музею самое пристальное внимание.
История Тотемского края начинается с далекой древности. Постоянное население в крае появилось в эпоху мезолита, среднекаменного века (7-5 тыс. лет до н.э.), о чём свидетельствуют исследованные археологами мезолитические стоянки. Богатые археологические коллекции Тотемского музейного объединения занимают три зала экспозиции. Особое внимание привлекают ископаемые останки доисторических животных и воссозданное жилище первобытного человека. Для маленьких посетителей работает интерактивная площадка, где можно почувствовать себя археологом и найти в песке те или иные «артефакты прошлого».
Историческая экспозиция продолжается на втором этаже музея, где особый интерес вызывает зал, посвящённый солеварению в Тотьме. Соль, важнейший продукт питания и товар повышенного спроса, выпаривалась из рассола, добываемого из соляных ключей глубокого залегания. Сначала рыли колодцы на глубину до 90 метров, устраивали рассолоподъемные трубы, доставали рассол при помощи специальной бадьи, затем выпаривали из него соль на огромных железных сковородах – цренах. В зале представлена часть рассолоподъёмной трубы – интересный памятник тотемского инженерного искусства.
Долгое время в музее отсутствовали залы, посвященные ХХ столетию в истории Тотьмы. В настоящее время идёт поэтапный монтаж данной экспозиции, потому, несмотря на то, что залы открыты, пока целиком с ней ознакомиться нельзя.
Большой интерес среди посетителей вызывает зал, посвящённый Петровской ремесленной школе и её изделиям. Учебное заведение ремесленного профиля, существовавшее в Тотьме в первой четверти ХХ века, принесло городу славу «русского Нюрнберга», центра игрушечного ремесла. Построенная на средства уроженца Тотьмы купца Н.И.Токарева школа просуществовала недолго, но изделия, выпускавшиеся в этот короткий период, настолько интересны, самобытны и ценны, что составляют отдельную коллекцию в фонде Тотемского музейного объединения. Часть из этой коллекции представлена здесь, в залах музея.
Несколько залов экспозиции посвящены творчеству художника Феодосия Вахрушова – пожалуй, самого выдающегося из тотемских мастеров искусств. Вахрушов оттачивал мастерство, обучаясь в том числе у Ильи Репина, и прославился как разноплановый мастер, умевший с одинаковой красотой изобразить пейзажи, портреты и натюрморты.
С миром флоры и фауны Тотемского района гостей знакомит обновленный отдел природы, в котором особый интерес посетителей вызывает детская музейная комната «Открываем экомир», где юные посетители, играя, знакомятся с окружающим миром, исследуя его и познавая законы природы родного края.
В 2017 году в первом зале отдела открылась выставка «Мир древних животных», в рамках которой дети могут познакомиться с ящерами пермского периода, обитавшими миллионы лет назад на берегах Сухоны. Среди них – сухонопус, сухогоргон, суминия, слудика, нюксенития, парейазавр обирковия и другие. В 2018 году планируется расширение экспозиции до размеров целого зала.
МУЗЕЙ ЦЕРКОВНОЙ СТАРИНЫ
Тотьма, Набережная Кускова, 7,здание церкви Успения
На левом берегу реки Сухоны при впадении в нее Дмитриевского ручья расположен Успенский храм с высокой величавой колокольней. В нём находится Музей церковной старины, открытый в 1995 году. В его экспозиции представлены памятники северорусской иконописи, образцы деревянной храмовой скульптуры, мелкая пластика из меди и дерева, а также предметы церковной утвари.
Впервые работы по раскрытию тотемских икон реставраторами были произведены в 1974 – 1975 годах, и, как оказалось, самобытный тотемский комплекс имеет в художественной культуре Русского Севера особое значение. Самые ранние иконы в экспозиции музея датированы концом ХV века. Профессор А. А. Рыбаков считает, что сумеречный колорит икон, приземистые, плотные фигуры персонажей, сдержанное движение даже в самых динамичных композициях указывают на творческие связи тотемских изографов с южными соседями – костромичами.
Большой интерес вызывает храмовая скульптура – явление, в целом нехарактерное для православия, но распространённое на Русском Севере. Скульптуру мастера изготовляли из липы, мягкой породы дерева, легко поддающейся обработке, хорошо переносящей колебания температуры. Дерево грунтовали левкасом (сочетание мела и клея), покрывали охрой и накладывали листы сусального золота. В коллекции Тотемского музейного объединения около ста подобных произведений искусства. Особенно интересна скульптура «Архангел Михаил, попирающий сатану».
При музее церковной старины работает колокольня, на смотровую площадку которой можно подняться и полюбоваться с высоты на реку Сухону и город. Звонница из 6 колоколов восстановлена в 2016 году на средства В.А.Глазачева, потомка тотемской купеческой династии Арсаковых. По пути на колокольню в залах второго и третьего этажей можно ознакомиться с разного рода выставками.
МУЗЕЙ МОРЕХОДОВ
Тотьма, ул. Кирова, 1, здание Входоиерусалимской церкви
Мимо этого величественного здания не может пройти ни один гость нашего города. Построенный на средства тотемских купцов-компанейщиков, мореходов Григория и Петра Пановых, Входоиерусалимский храм-корабль с колокольней-мачтой считается одной из вершин северного барокко. К 300-летию русского флота на первом этаже церкви был открыт музей мореходов, полностью посвящённый тем удивительным страницам истории города, благодаря которым мы можем говорить о славе Тотьмы как «города русских Колумбов».
Тотемскими купцами во второй половине восемнадцатого века было снаряжено порядка двадцати экспедиций к восточным рубежам России – побережью Тихого океана, Аляске, Алеутским островам. Основной целью таких путешествий была добыча пушнины, ценившейся в то время исключительно высоко, – и в этом деле тотьмичи достигли значительных успехов. О промысловых походах знала императрица Екатерина Великая, в 1780 году утвердившая герб Тотьмы с чёрной лисой на золотом поле – «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются».
Музей мореходов содержит три тематических комплекса. Первый из них посвящён истории российского флота с момента его зарождения. Во втором зале подробно рассказывается об истории тотемского мореходства, его влиянии на жизнь города, о храмах, возведенных на средства тотемских купцов-компанейщиков. Третий зал посвящён ХХ веку и судьбам тотьмичей, которые служили на флоте, а также новому проекту, продолжающему традиции тотемского мореходства – «Школе путешественников Фёдора Конюхова».
На колокольню, где воссоздана действующая звонница, в часы работы музея можно подняться: считается, что это лучшая высотная точка для обзора города. На втором этаже находится храм Николая Чудотворца, освящённый в 2017 году. В его помещении фрагментарно сохранились росписи, осмотреть их возможно в часы работы церкви, не зависящие от руководства и сотрудников музейного объединения.
В 2019 году музей мореходов готовится переехать в комплекс усадьбы купца Фёдора Холодилова на Набережной Кускова.
Администрация музейного объединения приносит извинения перед посетителями за следы незавершённого ремонта в музее и просит отнестись с пониманием.
ДОМ-МУЗЕЙ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА КУСКОВА
Тотьма, Чкаловский переулок, 10
В 2015 году Тотьма отметила 250-летие со дня рождения Ивана Кускова, тотемского мещанина, основателя самого южного русского поселения на американском континенте – крепости Росс. Завершивший славную плеяду тотемских мореходов, Иван Кусков был выдающимся деятелем своей эпохи, незаурядным дипломатом, благодаря усилиям которого активно развивалась деятельность Русско-Американской компании.
На американском континенте добрая память об Иване Кускове живёт до сих пор. Ряд индейских племен, сохраняющих свою этническую идентичность и культуру, почитают Кускова как национального героя: Иван Александрович нередко укрывал представителей индейских племен от воинственно настроенных испанцев в стенах форта Росс. Гости из США: представители национального исторического парка «Форт Росс», индейцы племен Кашайя Помо и Прибрежных Мивок, – неоднократно приезжали в Тотьму.
С подарками от них и другими экспонатами, посвящёнными русско-американской истории города, знакомит дом-музей Ивана Кускова, ставший первым музеем «Русской Америки» в нашей стране. Ежегодно он принимает целый ряд мероприятий, самым крупным и значимым из которых является «День Русской Америки», проводимый в последнее воскресенье июля. Экспозиция рассказывает о жизни и деятельности Ивана Кускова, содержит документы, письма, портреты, предметы эпохи. На территории площадки перед домом-музеем установлен бюст мореплавателя работы Н.Н.Мухатаевой (1990), а также представлены творения, созданные мастерами в рамках фестивалей деревянной скульптуры «Оживающая история».
МУЗЕЙ “ОТКРЫТОЕ ХРАНЕНИЕ ФОНДОВ”
Тотьма, ул. Лесотехникума, бывший Спасо-Суморин монастырь
Зачастую «Открытое хранение фондов» называют самым удивительным и интересным музеем Тотьмы. Хотя это вообще не музей в классическом понимании этого слова. Скорее, это депозитарий, или хранилище, где представлены коллекции музея во всём их многообразии. В большинстве музеев подобные хранилища для посетителей недоступны, в Тотьме же в ту часть, где содержатся коллекции дерева, стекла, керамики, – может попасть любой желающий.
Богатейшие коллекции трепал, изделий из бересты и глины, изразцов, посуды, мебели позволяют окунуться в старину и ближе узнать удивительный мир русской северной провинции столетней давности – мир, который мы сейчас уже практически забыли. Настоящей визитной карточкой «открытого хранения» и одним из наиболее сильных впечатлений для туриста является «комната прялок», которых на ограниченной площади представлено более 600 (!).
«Открытое хранение фондов» находится на окраине города, на территории Спасо-Суморина монастыря, основанного в 1554 году монахом вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосием Сумориным. До нашего времени дошли элементы монастырского ансамбля первой половины девятнадцатого века: часть стены, Вознесенский собор, корпуса настоятельских и братских келий, башня ограды.
С 2014 года ведутся восстановительные работы, функционирует архиерейское подворье «Спасо-Суморин монастырь». Один из объектов – собор Вознесения – открыт для проведения богослужений. Верхний храм содержит уникальный комплекс фресковых росписей кисти Платона Тюрина, академика живописи. По данному собору можно заказать экскурсию в Тотемском музейном объединении.
МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР “НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ” и ЦЕНТР ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРОГРАММ “МОРОШКА”
Тотьма, улица Ворошилова, 2, здание церкви Воскресения
Музейно-выставочный центр «На Большой Садовой» – самый молодой музей Тотьмы. Он открылся в мае 2014 года в помещениях бывшего храма Воскресения, где долгое время размещалась Тотемская центральная районная библиотека имени Н.М.Рубцова. С именем поэта связан и небольшой скверик перед зданием – по одной из версий, это те самые «церковные берёзы», у которых будущий поэт прощался со своей первой любовью Татьяной Агафоновой, уезжая из Тотьмы, и которые он позже прославил в автобиографическом стихотворении.
Музейно-выставочный центр – интерактивная площадка Тотемского музейного объединения с частой сменой выставок, встречами, презентациями, обучающими семинарами. Здесь же, в одном из помещений центра, открыт «музей в музее» – интерактивный центр народной культуры «Морошка». Многие предметы здесь можно трогать и даже в определённых пределах использовать по назначению.
В малом зале первого этажа проходят временные выставки, приоритет при организации которых отдаётся тотемским художникам, мастерам, умельцам, людям с необычными хобби и увлечениями. Здесь может быть представлено всё: от удивительных фотоколлажей до театральных масок, вышивки, инсталляций и даже велосипедов.
В 2016 году на средства Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко на втором этаже создана интерактивная площадка «АнтреСОЛЬ». Задумывая новую выставочную площадку, посвящённую теме соли и солеварения, мы хотели сделать её по-своему уникальной и неповторимой. Так появилось музейное творческое пространство «АнтреСОЛЬ» – не совсем экспозиция. Или, вернее, совсем необычная экспозиция. Весь экспозиционный ряд, посвящённый соли, здесь сконцентрирован в глубоких нишах подоконников и на стендах в виде текста, а пространство помещения отдано для свободного перемещения по площадке. И это неслучайно. Мы хотим, чтобы гости нашего пространства, выражаясь образно, съели здесь свой «пуд соли»: завели новые знакомства, обрели навыки полезной коммуникации, реализовали свои творческие способности. И именно потому здесь создана максимально благоприятная для общения атмосфера.
Вместо привычных скамеек или стульев – удобные кресла, вместо привычных ламп дневного света – солевые лампы, ионизирующие воздух в помещении, а также почти домашние светильники, дающие мягкий свет. Ко всем предметам в нашем пространстве можно прикасаться, не боясь ничего испортить, поломать и нарушить. В нашем пространстве можно даже полежать – и никому не придёт в голову, что Вы делаете что-либо не так. Наконец, здесь всегда есть бесплатный Wi-Fi.
Вокруг здания музейно-выставочного центра создаётся «Культурный квартал», насыщенный разнообразными информационными стендами и арт-объектами.
ДОМ-МУЗЕЙ Н.М.РУБЦОВА
Село Никольское Тотемского района, ул.Рубцова, 18
«А еще потому нахожусь я именно здесь, что здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле», – так поэт Николай Рубцов писал о местах, с которыми – так или иначе – связана вся его недолгая жизнь. В селе Никольском он воспитывался в детском доме, закончил семилетку, позже неоднократно возвращался и подолгу проживал. В Тотьме, где будущий поэт два года обучался в лесотехническом техникуме, был установлен первый памятник поэту и открыт первый музей.
В настоящее время музей Н.М.Рубцова уже почти три десятка лет работает на духовной родине поэта – в Никольском, или просто – Николе, как зовут это живописное село на берегах реки Толшмы местные жители. Музей был создан в здании бывшего административного корпуса Никольского детского дома и в настоящее время включает в себя несколько тематических блоков: «Село Никольское и его история», «Детдомовское детство Николая Рубцова», «Жизненный путь Николая Рубцова», «Мемориальная комната поэта», «История музея Н.М.Рубцова», а также этнографическую выставку «По следам миновавших времён». В музее находится значительное количество подлинных предметов, связанных с именем поэта. Проводятся экскурсии по селу Никольскому с посещением частных и школьных музеев на данной территории, а также восстанавливаемого храма Николая Чудотворца.
Музей Николая Рубцова – духовный и культурный центр всей территории долины реки Толшмы, который, несмотря на свою удаленность, постоянно привлекает любителей творчества Николая Михайловича, а также самодеятельных поэтов со всех уголков страны. Традиционными стали «Рубцовские чтения», поэтические вечера у костра на берегу реки Толшмы (ежегодный праздник «Рубцовский костёр» в конце июля-начале августа), литературно-музыкальные композиции. Гостями музея Н.М.Рубцова в разное время были поэтесса Ольга Фокина, литературовед из Румынии Людмила Беженару, переводчик стихов Н.М.Рубцова на монгольский язык Хурен-Алаган Хангайсайхан, аспирант Пекинского института иностранных языков Лу Вэнья и многие другие.
Тотьма
Прикосновение к Русскому Северу
В 1780 году по высочайшему повелению Екатерины Великой на гербе уездного города Тотьма появился неожиданный символ — «черная лисица в золотом поле в знак того, что жители в ловле тех зверей упражняются». Неожиданность в том, что черные лисы в вологодских лесах не водятся. Однако они в изобилии водятся в Северной Америке и на присоседившихся к ней архипелагах. Спрашивается – какая связь? А связь самая прямая — в XVIII веке жители Тотьмы и её окрестностей сыграли решающую роль в освоении тихоокеанских островов, Аляски и западного берега североамериканского континента.
Понравилось! 2 2
Все началось с Камчатской экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова в 1725-1730 гг. Члены экспедиции возвращались в Петербург через Тотьму. От них тотьмичи и прознали о богатых землях и морях на восточной окраине России. В ту пору Тотьма уже была процветающим и быстрорастущим городом — ведь она стояла на торговом пути, пролегающем по Северной Двине и Сухоне от портов Белого моря в Вологду. В Тотьме наперебой основывались фактории, строились склады, магазины, торговые конторы и т.п.
Тотемские купцы, услышав про восточные богатства, не преминули воспользоваться открывающимися перспективами — и смело ринулись к неведомым тихоокеанским берегам. Добравшись до Алеутских островов, купцы обнаружили богатейшие лежбища морских котиков, непуганых каланов, песцов… и тех самых черных лисиц. Невзирая на дорожные тяготы и громадное расстояние, тотьмичи сумели снарядить 20 промысловых экспедиций.
Понравилось! 0 0
Путь на Тихий океан был очень не прост – через Урал и Сибирь – в Охотск. Оттуда мореходы направлялись на Алеуты и Аляску, где их неизменно поджидали новые опасности – задиристые туземцы не чурались нападать и грабить.
Понравилось! 2 2
Тем не менее, большинство экспедиций были весьма успешными. Купеческий напор, помноженный на залихватский дедовский маркетинг вкупе с выверенной старозаветной логистикой, дал впечатляющий результат — миллионные состояния и процветание Тотьмы. К тому же, купеческим караванам принадлежат и незаурядные географические открытия, и освоение дотоле неведомых земель на северных тихоокеанских островах. Тотьмич Петр Шишкин был первым, кто составил карту островов Алеутской гряды. А Иван Кусков заслужил память потомков, как основатель знаменитой крепости Форт Росс в Калифорнии – самой южной точки «Русской Америки»По следам Русской Америки.
Как мемориал-назидание о той славной и богатой поре, в Тотьме сохранились уникальные городские храмы — построенные на средства купцов-мореходов в особом архитектурном стиле, именуемом «тотемское барокко». Красивейшим считается Входоиерусалимский храм (1774 – 1794 гг.), построенный на деньги братьев Григория и Петра Пановых. Его еще величают «морской корабль под парусами» — настоящий памятник бесстрашным мореходам!
Понравилось! 13 13
Но в его истории было всякое. Например, в 1947-1985 гг. в храме функционировал … ликероводочный завод. Долгое время колокольня стояла без купола. Нынче храмом ведает Тотемское музейное объединение – его силами храм был отреставрирован, и колокольня вновь приобрела свой величавый купол.
Понравилось! 6 6
В сентябре 1996 года в залах Входоиерусалимской церкви открыли Музей Мореходов. Его экспозиция повествует об истории тотемских морских экспедиций – тут и карты, и документы, и навигационные приборы, и фотографии. И энтузиасты продолжают пополнять музейные фонды.
Понравилось! 1 1
Конечно, находясь в музее, посетители получают представление и об уникальной архитектуре внутренних помещений церкви.
Понравилось! 3 3
Но ликероводочное прошлое тоже чувствуется – в музее хранится агрегат для закупорки бутылок — «наследство» от бывшего завода.
Понравилось! 1 1
На храмовой колокольне открыт доступ наверх — к смотровой площадке и звоннице.
Тотьма
Тотьма – один из древнейших городов России, административный центр Тотемского муниципального района Вологодской области. Расположен на берегу реки Сухоны, в 215 км от Вологды. Численность населения по данным на 1 января 2014 года составила 9 862 человек.
Название города происходит от первоначальной формы «Тотма» (или «Тодма»), что трактуется на одном из финно-угорских языков как производное от «низкая болотистая местность». Существуют и другие версии. Возможно, название образовано от древнего дославянского пермского, означающего «мокрое место, поросшее елями и кустарниками». Возможно, «Тотьма» переводится как «город, колдующий воду», что объясняется тем, что река Сухона два раза в год меняет направление своего течения. Сухона берет начало в Кубенском озере, а когда в половодье уровень воды в реке выше, чем в озере, она начинает менять направление течения в районе города Тотьма. Также есть легенда о том, что Петр I в свой первый приезд в Тотьму сказал: «То не город – то тьма».
Первое упоминание о Тотьме относится к 1137 году. Согласно грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, Тотьма должна была платить сорок куньих мехов новгородскому епископу Нифонту в казну Софийского собора.
История города весьма богата на различные события. Город отражал набеги казанских татар, собирал рать на войну с поляками, видел опричнину Ивана Грозного и крестьянские бунты.
В 1780 году Тотьма стала уездным городом Вологодской губернии. Герб города учрежден в 1780 году императрицей Екатериной II. На гербе изображена черная алеутская лисица на золотом поле в знак того, что «жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Тотьму называют городом мореходов. Тотемскими купцами-мореплавателями (Ф. Холодиловым, братьями Пановыми, С. Черепановым и др.) было снаряжено 20 экспедиций в Тихий океан (это больше, чем компаниями московских, вологодских и великоустюжских купцов вместе взятых), которыми вывезена 1/5 часть всей пушнины, добытой в течение полувека в Новом Свете. Тотьма – единственный город в России, имеющий на гербе иностранного зверя.
В ходе этих экспедиций были совершены географические открытия, составлены карты ряда островов. С деятельностью Российско-Американской кампании связано имя тотемского морехода Ивана Александровича Кускова, в 1789 году достигшего берегов Америки. Под его руководством вблизи Сан-Франциско было основано знаменитое русское поселение Форт-Росс.
Благодаря морским путешествиям в Тотьму стекались огромные капиталы. На средства, полученные от продажи пушнины Нового Света, и было построено большинство тотемских храмов. В архитектуре Тотьмы представлены русское барокко, классицизм, «русский стиль», эклектика. Самые значительные памятники – здания женской гимназии, учительской семинарии, Петровской ремесленной школы, дома купцов Замятиных, Пановых, Кондакова, Белова. Но особенно интересны в архитектурном плане тотемские храмы.
В начале ХХ века в Тотьме находилось 17 каменных церквей. До настоящего времени сохранилось пять храмов: Входоиерусалимский, Успенский, Воскресенский, Рождественский, Троицкий. Два последних переданы Русской православной церкви, там возобновлены богослужения. Практически все сохранившиеся церкви на территории города построены в стиле тотемского барокко, который зародился в середине XVIII века.
Экономический расцвет Тотьмы был связан не только с освоением новых земель, но и с открытием и разработкой соляных варниц. Соль, важнейший и очень дорогой в то время продукт питания, выпаривалась из рассола, добываемого из соляных ключей глубокого залегания. Жители деревень Углицкой и Галицкой построили первые варницы на берегах рек Ковды, Ляпунихи и Солонухи. Вокруг них вырос новый административный центр волости – Усолье Тотемское.
Владельцами соляных промыслов были вологодские монастыри, в том числе Спасо-Прилуцкий, а также наиболее богатые крестьяне-солепромышленники. Это продолжалось до тех пор, пока право на беспошлинное производство соли и торговлю ею не приобрел тотемский Спасо-Суморин монастырь, который существенно расширил свои солеваренные владения. Неоднократно соляные варницы подвергались опустошениям. В 1539 году посад разорили казанские татары. В лихие годы Смутного времени Варницы были разграблены отрядами поляков. Тем не менее, производство постоянно возрождалось.
В XVIII веке соляные промыслы в Тотьме и Леденгске несколько потеряли свое значение во многом из-за обнаружения на юге страны больших соляных озер Эльтон и Баскунчак, а также из-за проведенной Екатериной II секуляризации монастырских земель, в результате которой монастыри были лишены права заниматься производством соли. Постепенно соляные промыслы перешли в руки местных солепромышленников и казны. К 1915 году производство соли стало ориентированным уже на местное потребление.
Вся жизнь города, и особенно торговля, была связана с Сухоной. В средние века к берегу Тотьмы причаливали не только российские, но и иностранные суда: английские, голландские, персидские. Всего за год мимо города проходило от 500 до 1000 судов. Велась торговля хлебом и солью, пушниной и льном, лесом и воском, а в начале ХХ века – домашней утварью и игрушками, которые изготавливались в Петровской ремесленной школе. Тотемские игрушки стали известны в Париже, Берлине и Нидерландах, а в прессе Тотьму называли русским Нюрнбергом – городом игрушечников. Лучшие изделия Петровской ремесленной школы можно увидеть в Тотемском краеведческом музее. В нем также собрана богатая коллекция предметов народного искусства и быта Сухонского края: эмаль, чернение по серебру, резьба по дереву и бересте, роспись по дереву, вышивка, художественная обработка металлов. Сейчас в бывшем здании ремесленной школы размещается средняя школа № 1. Именно здесь в 1976 году был открыт первый в России литературный музей знаменитого поэта-земляка Николая Рубцова.
Помимо краеведческого музея и музея им. Н. Рубцова в Тотемское музейное объединение входят Музей мореходов, Музей церковной старины, Музей «Царева», Открытое хранение фондов в Спасо-Суморином монастыре, Дом-музей И. А. Кускова – первый музей Русской Америки в России.
Тотьма входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. В городе насчитывает девять объектов культурного наследия федерального значения и 35 объектов регионального значения.
При подготовке материала использованы следующие источники:
— Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006;
— Города России: Энциклопедия. – М., 1994;
— Край наш Вологодский. – Архангельск, 1982;
— Степановский И. К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. – Вологда, 1890;
— Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1890-1907;
— www.vologda-oblast.ru: сайт Правительства Вологодской области;
— wikipedia.org: сайт свободной общедоступной многоязычной универсальной энциклопедии Википедия.
К своему стыду до поездки сюда на вторые майские праздники я об этом тихом и уютном городке не знал практически ничего. А Тотьма-то оказалась ох какой интересной! Она была основана аж в 1137 г. и входит в список особо ценных исторических городов России (а их в этом списке всего 41), сохранивших как планировку, так и большую часть старинной застройки. Город с населением всего в 10 тыс.чел. расположен на берегу реки Сухона, в месте впадения в неё реки Пёсья Деньга, в 215 км от областного центра — Вологды.
Но и это ещё далеко не всё. Оказалось, что Тотьма является ещё и городом мореходов. Во второй половине XVIII в. тотьмичами — Холодиловыми, Пановыми, Черепановыми и рядом других — было снаряжено множество экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток и к берегам Американского континента. Всего компании тотемских купцов снарядили в Тихий океан около 20 экспедиций. В ходе этих экспедиций были совершены географические открытия (в том числе некоторых из Алеутских и Командорских островов). В Тотьме есть даже собственный музей мореходов, который находится в великолепном здании Входоиерусалимского храма (о самом храме расскажу чуть позже).
Памятник российским землепроходцам и мореходам.
Самым известным среди тотемских мореплавателей был Иван Александрович Кусков (1765-1823 гг.) — русский исследователь Аляски и Калифорнии и основатель знаменитого Форта Росс. В городе есть его дом-музей.
На крыше музея можно видеть характерный для Тотьмы дымник — украшение печной трубы.
Бюст Ивана Кускова перед зданием музея.
А ещё в маленькой Тотьме представлен свой собственный архитектурный стиль. Три из сохранившихся храмов представляют собой классические образцы самобытной архитектурной школы «тотемского барокко», а ещё два храма так или иначе имеют черты этого стиля. Местные архитекторы смогли творчески обработать западноевропейские идеи. Церкви, выстроенные в этом стиле, очень высокие, буквально устремлённые в небо; их силуэты похожи на силуэты парусных кораблей. Несомненной жемчужиной тотемского барокко является храм Входа Господня в Иерусалим, где сейчас находится музей мореходов.
Храм был построен в 1774-1794 гг. на средства местных купцов, братьев Г.А. и П.А. Пановых, сыгравших немалую роль в освоении «Русской Америки».
Удивительно красиво, не правда ли?
Особое своеобразие тотемскому барокко придают изысканные орнаменты на фасадах церквей — картуши, или «клейма». Тотемские картуши отличаются от обычных (лепных, резных или рисованных) и представляют собой внешний элемент убранства храмов — часть кладки стены, как правило, выступающую на треть кирпича и обрамленную валиком кирпичного набора. На внутренних полях картушей изображены звезды, цветы, трилистники, кресты и раковины. Существует версия, что тотемские картуши — не что иное, как стилизованный в архитектуре рисованный элемент морских карт, которыми пользовались местные купцы в своих походах.
Ещё один шедевр тотемского баркоо — расположенный неподалёку от Входоиерусалимского действующий храм Рождества Христова, который строился в два этапа: нижний, теплый храм — в 1746-1748 гг., а верхний храм и колокольня (ныне не существующая) — в 1786-1793 гг. Венчание храма — необычное для Тотьмы. Оно — трёхъярусное.
яя
яя
Ну и, наконец, третий храм в стиле тотемского барокко (тоже действующий)расположен чуть поодаль от центра города. Это — храм Троицы Живоначальной в Зеленской (Рыбачьей) слободе (или на Зелене), построенная в 1768-1788 гг. тотемским мореходом Степаном Черепановым.
Помимо этих трёх храмов в Тотьме есть ещё храмовый комплекс, в который входят церкви Успения Пресвятой Богородицы с колокольней и Вокресения Христова ( сохранившаяся частично).
Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1808 г. в классическом стиле.
Сейчас в ней находится музей церковной старины, а на колокольне оборудована смотровая площадка.
На внешней стене церкви есть мозаичная икона с изображением местного святого — преподобного Андрея Тотемского.
Обезглавленная церковь Воскресения Христова, построенная в 1740-е годы. Сейчас здесь находится библиотека.
В бывшем главном городском Богоявленском соборе (кафедральный собор Богоявления Господня на Соборной горе) сейчас находится дом культуры и кинотеатр. Собор был построен в 1822 г. в стиле раннего классицизма.
Ну и чтобы закончить с тотемскими религиозными сооружениями осталось рассказать о находящемся в городских пределах монастыре. Спасо-Суморин монастырь расположен на продолговатом мысу между речками Пёсья Деньга и Ковда. Он был основан в 1554 г. преподобным Феодосием Сумориным (причисленным к лику святых под именем Феодосия Тотемского). Спасо-Сумориным назван монастырь по главной Спасо-Преображенской церкви и по фамилии основателя. При большевиках монастырь был закрыт. На его территории располагался лесной техникум и воинские части. На монастырском кладбище было разбито футбольное поле. Сейчас монастырь потихоньку восстанавливается из руинированного состояния.
Входные ворота.
Остатки собора Спаса Преображения (1880 г.), который ранее был главным собором монастыря.
Восстановленный собор Вознесения Господня (1803 г.) в стиле классицизма. В нём уже идут службы.
Сохранившаяся башня монастырских укреплений над долиной Пёсьей Деньги.
Вознесенский собор с других сторон.
Всё, ято осталось от церкви Успения Пресвятой Богородицы (1870 г.).
Развалины монастырских келий.
Могила Ивана Кускова на территории монастыря.
Справедливости ради надо сказать, что в Тотьме есть остатки ещё одного храма. Это тюремная церковь во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», построенная в 1857 г. Сейчас она выглядит, как обычный двухэтажный каменный дом.
Большая часть стен тотемской тюрьмы сохранилась.
Особняк купца Холодилова на территории тюрьмы.
Ну, а теперь просто прогуляемся по Тотьме и полюбуемся её сохранившимися деревянными и каменными домами.
Городская баня.
Долина Сухоны и мост.
Сухона ниже по течению. Вид с городской набережной.
Правобережье Сухоны.
Набережная Ивана Кускова.
И ещё Сухона.
Причал.
Памятник поэту Николаю Рубцову (1936-1971 гг.), который учился в тотемском лесотехническом техникуме.
Древняя мостовая.
А этот новодел привлёк внимание своей яркой рекламой.
Тотемские дымники.
Тотемский кот безуспешно пытается купить земельный участок.
А этот сторожевой пёс оказался не настоящим.
Одно из зданий советского периода с изображением герба Тотьмы с изображением чёрной лисицы. Ещё в 1785 г. Екатерина II издала указ о даровании Тотьме герба с чёрной лисицей на золотом поле: «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются».
Здание школы (быв. духовное училище с домовой церковью Сергия Радонежского), в боковом крыле которой размещается городской краеведческий музей.
Сосна, возложившая свою крону на один из тотемских особняков.
Политеххнический колледж.
Вот такой славный город обнаружился на карте родины! Всем рекомендую. Хорошо здесь! Привольно!
Тотьма. Монастыри и храмы города (обзор)
Тотьма (Россия, Вологодская область, г. Тотьма)
Много лет назад, в мою бытность художником-дизайнером у Сергея Николаевича Андрияки, один из искусствоведов показал мне статью о тотемском барокко. Тогда я и не предполагала, что спустя годы, отправлюсь за 700 км от столицы, что бы полюбоваться им в живую. Я не ставила своей целью отснять все имеющиеся в городе культовые памятники, но постаралась увидеть и запечатлеть как можно больше.
«Тотьма, небольшой городок, живописно раскинулся на высоком левом берегу Сухоны, важнейшей водной артерии всего Вологодского края, почти посредине пути между двумя древнейшими центрами— Вологдой и Великим Устюгом. Обязанный своим возникновением в XII в. и дальнейшим процветанием в XVII в. солеварению, он был тесно связан с одной из боковых ветвей могучей династии Строгановых. Однако город тогда был полностью деревянным, и, конечно, не сохранилось никаких памятников тех далеких времен. Лишь в XVIII в., когда особое значение для Тотьмы получила торговля с Уралом и Сибирью, здесь развернулось обширное каменное строительство, благодаря которому город и приобрел свой неповторимый облик, который он отчасти сохранил до сих пор.
Архитектура города Тотьма
Своеобразие архитектуре города придают высокие и стройные храмы, доминирующие среди одно- и двухэтажной, преимущественно деревянной, застройки. Словно огромные парусные корабли с устремленными к небу мачтами, они всеми своими формами вытянуты вверх и поражают взгляд изяществом и тонкостью силуэта. Стилистическая оригинальность памятников Тотьмы — от объемно-композиционного построения до отдельных деталей декора — выделяет их среди одновременных культовых построек Севера, Урала и Сибири. Можно говорить даже о существовании в Тотьме особой «архитектурной школы». Пожалуй, в XVIII в. ни в одном другом городе русского Севера мы не найдем сооружений со столь ярко выраженными локальными особенностями.
Само собой разумеется, своеобразие архитектуры Тотьмы давно обратило на себя внимание исследователей. Но до сих пор отсутствуют какие-либо специальные труды; этот интерес отразился лишь в самых кратких упоминаниях или простых перечислениях памятников Тотьмы в общих работах и популярных очерках. Единственным исключением в этом отношении является вышедшая в 1962 г. небольшая статья П. А. Тельтевского (П. А. Тельтевский. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме. — «Архитектурное наследство», 14. М., 1962, с. 203—210), которая, к сожалению, носит сугубо описательный, поверхностный характер и изобилует рядом фактических ошибок. Храмы Тотьмы, по сути дела, до сих пор остаются совершенно неизученными, а сведения о них и в других изданиях мало соответствуют действительности (См., например: И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Л—М., 1968, С. 158—161; С.С. Подъяпольский. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969, с. 9—11)» — писал В.П. Выголов в своей статье «Архитектура барокко в Тотьме».
Тотьма. План города с достопримечательностями
Местная архитектура создавалась на протяжении XVIII века в несколько этапов: для 30-40-х гг. характерны постройки с преобладанием древнерусских мотивов в декоре; в 50-60-х гг. – барочные детали обретают разнообразие, в 70-е гг. – происходит становление самобытного барокко, выраженного в объемно-пространственной композиции, напряженности и стройности силуэта, в уникальности убранства экстерьера. Эволюция продолжалась вплоть до начала XIX в., затем строительный бум постепенно сошел на нет.
Не имея под рукой других источников, кроме статьи В.П. Выголова, приведу датировку памятников, основанную на его исследовании, позволяющем составить представление о городском строительстве в XVIII в. и времени возведения культовых зданий Тотьмы: церковь Иоанна Предтечи — 1738—1740 гг.; церковь Воскресения в Варницах (нижний этаж) — 1743—1750 гг.; церковь Рождества Христова (нижний этаж) — 1746—1748 гг.; церковь Воскресения — 1744—1749 гг.; церковь Успения — 1749—1755 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (нижний этаж) — 1768—1772 гг.; церковь Воскресения в Варницах (верхний этаж) — 1772—1775 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (верхний этаж) — 1788 г.; церковь Рождества Христова (верхний этаж) — 1786—1793 гг.; церковь Входа в Иерусалим — 1774—1794 гг.; колокольня церкви Успения — 1790-е годы».
Дорога от Вологды до Тотьмы вполне приличная (если гнать сотню — ямки почти не заметны, трасса узкая, двухполосная, загруженность средняя), в самом городе – асфальт в основном на центральных улицах, прилегающие к ним переулки – без твердого покрытия.
Едва въехали в Тотьму – а у меня аж дух захватило от одного только очертания… Это — блистательная церковь Входа Господня в Иерусалим (с некоторых ракурсов, образующая восхитительный дуэт с церковью Рождества Христова). Неподражаемый наружный декор, с исключительно прихотливым плетением узора в картушах, демонстрирует апофеоз местного стиля. (Выполнены картуши при помощи сравнительно ограниченного набора деталей из особого, лекального фигурного кирпича и составлены путем их различных комбинаций. Расположенные преимущественно под окнами и над ними, они являются как бы частью обрамления этих проемов. Однако это не совсем так…)
В бывшей культовой постройке функционирует музей Мероходов (настоятельно рекомендую посетить). Фотосъемка в залах музея за отдельную символическую плату, как впрочем, и подъем на колокольню.
С высоты звонницы открываются великолепные панорамы, почти вся Тотьма как на ладони. Малоэтажную застройку аккуратными иглами прошивают колокольни и точеные пятиглавия церквей. Отсюда хорошо заметна граница поселения, обозначенная стеной дремучих лесов, уходящих до самого горизонта.
Можно сказать, что нам повезло с погодой, ибо на севере России она меняется стремительно и непредсказуемо. Только что светило солнышко, и вот уже потемнело – ветер нагнал свинцовые тучи, и начал накрапывать дождик.
Покружив по центральной части города, мы направились в Рыбацкую слободу. Здесь среди деревянных изб и домов высится белоснежная церковь Троицы Живоначальной (что на Зелене)…
Вокруг мертвая тишина, кажется, будто мы оглохли: только изредка безмолвие нарушает стрекот кузнечиков в высоких зарослях осоки и полыни, да ленивый лай собаки на привязи, побеспокоенной случайным прохожим.
Ещё одно украшение городка — Спасо-Суморин монастырь, стоящий в стороне от исторического центра. Издали он показался необитаемым, однако, здесь живут люди, функционирует скромная гостиница и маленький магазин.
Судя по размерам — главной постройкой обители значился собор Спаса Преображения, обезглавленный и бездействующий. Его формы тяжеловесны, массивны, экстерьер эклектичен.
По соседству с ним — возрождающийся классицистический Вознесенский собор. Подпорная стенка с террасой у его подножия привлекает внимание, здесь хочется задержаться, постоять у перил, осмотреться, насладиться безмятежными видами и тихим журчанием ручья, бегущего где то в низине…
Ну и на последок осмотрели церковь в Варницкой слободе, красивый памятник местного стиля, к сожалению, бесхозный.
Нам предстоял продолжительный обратный путь в Вологду, перед дорогой мы решили подкрепиться в кафе, расположенном в отеле при въезде в Тотьму. Здесь уютно, недорого, очень вкусно и на радость туристам большие порции.
Литература:
В.П. Выголов «Архитектура барокко в Тотьме»// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования, М., 1980, с. 103-125.
Схема проезда
Отметка локации указывает на церковь Входа Господня в Иерусалим
Тотьма. Монастыри и храмы города
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Тотьма. Монастыри и храмы города 59.975277, 42.751966 Тотьма. Монастыри и храмы города
Тотемское барокко
- Тотьма – один из старейших городов Вологодской области, город неповторимой, особенной архитектуры, своеобразной визитной карточкой которой являются изысканные орнаменты, украшающие фасады тотемских храмов – картуши.
- Картуш – элемент декора стиля барокко. Выглядит он как свиток с завитками, на котором помещают гербы, иконы, сюжеты настенной живописи, надписи. В отличие от обычных – лепных, резных или рисованных – тотемские картуши представляют собой часть кладки стены (что объясняет их долговечность). Их поля покрыты цветами и раковинами, крестами и звездами или оставлены совершенно чистыми.
- В 1962 году доктор архитектуры П. Тельтевский изучил пять тотемских храмов и первым сделал вывод, что все они представляют собой собственную архитектурную школу барокко XVIII века. Заметим, что иметь свою школу – это привилегия столиц и крупных центров культуры.
-
Стиль тотемского барокко – «русский стиль морских открытий».
-
Тотьма – город мореходов. Музейный список тотемских купцов-мореплавателей состоит более чем из 30 имен. Всего же в 1740-х – 1780-х годах компаниями тотьмичей (из которых наиболее знаменитыми были компании Холодиловых и Пановых) было снаряжено 20 экспедиций в Тихий океан: больше, чем отправили купцы Вологды и Москвы, вместе взятые. Это пятая часть всех известных частных русских экспедиций, результатом которых вслед за правительственными походами Гвоздева-Федорова, Беринга-Чирикова явился такой феномен, как Русская Америка. А мореходные карты XVIII века по традиции украшались рисованными свитками-картушами. По мнению тотемского краеведа С.М.Зайцева, тотемское барокко есть каменная летопись русского «открытия Америки», «русско-американское барокко».
- Воздвигая храмы как памятники своим успехам и престижу (от «избытка капитала»), тотемские купцы вели своеобразное соревнование, в результате которого шло развитие тотемского барокко, эволюция картушей. «А между верхними и нижними окнами клейма сделать как наилутче возможно», – оговорено в контракте купца Степана Яковлевича Черепанова на строительство Троицкой церкви. Здесь же открылись и первые имена зодчих тотемского стиля – Федор Иванов Титов и его сын Максим. Клейма – вот оригинальное название картушей.
-
Храмы-парусники – это своеобразные памятники русским Колумбам, совершившим русское открытие Америки, памятники путешественникам и промышленникам, русским, камчадалам, алеутам, эскимосам, индейцам, кровью которых создавались «избытки капитала», всем жертвам, погребенным в Новом Свете. Среди них есть и тотемские моряки.
-
Вершина тотемского барокко – это Никольская церковь, построенная Пановыми, – так именуется в «Известиях Императорской Археологической комиссии» храм Входа Господня в Иерусалим (1789 г.). На одной этой церкви девять разновидностей клейм, а пышность 20-метрового иконостаса храма потрясала очевидцев.
- Известно около пятидесяти видов тотемских картушей. Число памятников тотемского стиля приближается к тридцати. Две трети – в рамках бывшего Тотемского уезда, часть – в Солигаличском районе Костромской области, Котласском районе Архангельской области, в Забайкалье. Все это говорит о том, что тотемское барокко – не узкая местная школа. Как ему и подобает, русско-американское барокко разметнулось на полсвета.
Тотемское барокко
Тотемское барокко, известное нам прежде только по книжкам, мы узнали сразу. За этим и ехали! Это стремящиеся ввысь храмы-корабли, высотой, наверное, с семиэтажный дом, декорированные картушами и своеобразными наличниками.
Высоту ощущаешь на колокольне Успенской церкви, хотя по словам смотрителя, больше захватывает на Входоиерусалимской. В Успенской находится музей церковной старины. Здесь, как дальше в некоторых музеях других городков, почему-то боялись фотоаппарата Кости. Как бы не оказался он видеокамерой! По странной логике, видеосъёмка стоит 200 рублей, против 50 за фото.
Успенская церковь (1755, 1800-1808) с музеем Церковной старины и смотровой площадкой на колокольне:
Виды с колокольни на город…
…и на Сухону с Зеленской Рыбачьей слободой:
Иисус в темнице (в музее церковной старины):
2 лучших храма Тотьмы: церковь Рождества Христова и Входоиерусалимская:
У каждой церкви в Тотьме две даты постройки. Чтобы не растягивать строительство на несколько лет, тотьмичи строили нижний храм, открывали его, а затем, через несколько лет, накопив средств, достаивали его верхним. Верхний становился летней церковью, а нижний — тёплой, зимней.
На примере церкви Рождества Христова: в 1746-1748 — теплый храм, в 1786-1793 — верхний храм и колокольня (снесена, на ее месте сейчас крест). Граница между храмами проходит по линии карниза под картушами. Очень необычна и форма крылечка с лестницей на ползучей арке (фото справа). Как будто строители намеренно сделали лестницу в новый храм так, чтобы она не соприкасалась со старой зимней церковью:
Входоиерусалимская церковь (1774-1794). Построена братьями Пановыми — основателями компании по освоению «Русской Америки»:
Роскошные картуши с цветочками между нижним и верхним ярусами:
Тотемские небоскребы:
Троицкая церковь в Зеленской (Зеленой) Рыбачьей слободе построена на средства купца Черепанова:
И здесь 2 периода: 1768-1772 — нижняя церковь (2 апсиды и сандрики-бровки над окнами) и 1780-1788 — верхняя (вазообразные картуши на двух ножках -единственные в Тотьме):
Несколько вывесок в городе сообщают, что Тотьма — город музеев и мореходов. Музеев здесь действительно достаточно для небольшого городка — целых 5! Кроме Музея церковной старины мы успели только в Краеведческий. Залетели за 5 минут до закрытия, а любезные сотрудницы согласились нас подождать, пока мы пробежали два десятка (!!!) залов огромного музея. Ещё нам показалось, что в Тотьме очень много педагогических училищ, названия которых мы читали через “э” как тотэмские…
Краеведческий музей (бывшее Духовное училище, XIX в):
В экспозиции музея. Натюрморт с бензопилой:
Тотемский художник и краевед, ученик И.Репина, основатель краеведческого музея — Феодосий Вахрушов. Ему музей обязан как основной частью экспозиции народного искусства, так и самыми интересными залами живописи. При жизни художника Горсовет Тотьмы принял решение отобрать у художника дом, но не успел — Вахрушев умер.
По удивительному совпадению, когда мы наносили визит в Тотьму, другой блоггер, Дмитрий Медведев, открывал для себя в Калифорнии Форт Росс — самый южный форпост Русской Америки, основанный самым знаменитым тотьмичём Иваном Кусковым.
Юный мореход:
Мостки и дерявянное зодчество:
В середине XVI века «переселяхуся людие из старого посада от варниц на берег Сухоны реки иде же ныне стоит град Тотьма». Перевод цитаты из жития о Феодосии Суморине звучит примерно так: от соляных варниц на реке Пёсья Деньга (совр. деревня Варницы), которыми владели Строгановы, город Соль Тотемская расширился до реки Сухона. На слиянии Пёсьей Деньги и Сухоны возводится кремль, а позднее — острог с башнями. На фото ниже — наследник бывшего главного храма — Богоявленский собор на Соборной горе. Он сменил деревянную церковь в 1744 году, а в 1811-1822 сильно перестроен в классических формах, чтобы в советское время принять в своих стенах кинотеатр:
Бывшая торговая площадь с зданием бывших Присутственных мест (конец XVIII-начало XIX вв).
На фото: Мальчик-с-пальчик:
Барокко отразилось и на гражданских постройках:
Окраина Тотьмы — бывший Спасо-Суморин монастырь (ансамбль XVIII-XIX вв):
Вознесенский собор (1796-1801, 1825). Не являясь главным собором монастыря (главный — руинированный Спасо-Преображенский), это — выдающийся памятник, построенный предположительно сыном знаменитого Казакова — Василием Матвеевичем:
Башня ограды (1829-1849):
Варницы — древнейшее поселение на территории современной Тотьмы. Храм Воскресения построен все в том же стиле тотемского барокко в два этапа: 1743-1750 — теплый нижний храм, 1772-1775 — верхний зимний с колокольней:
Вслед за Прилуцким монастырём, Тотьма и Варницы — второй пункт на маршруте по некогда богатейшим соляным монополистам XVII-XVIII веков, с которыми мы познакомились на нашем пути.
На заметку:
Музеи работают до 17.00.
Интерьеры церкви можно увидеть в действующем Рождественском храме (работает до 15:00).
Еда: С общепитом, как и во многих таких городах проблемы. Еду можно купить в магазинах на центральной площади (продукция местных хлебопекарен на высоте).
Удивительно, но друзья в ЖЖ не забыли поздравить меня с днём рождения (я увидел эти поздравления только сейчас, спустя 2 недели). Среди поздравлений вклинилось пожелание писать в ЖЖ почаще.
Погрустил немного над этой фразой. Прошли те времена, когда в ЖЖ можно было так просто написать свои мысли. Плюс дел много, времени, как обычно, нет. Какие-то отдельные размышленизмы вклиниваются в стену ВК. А написать, действительно, есть о чём.
Вот, например, начали мы экспедиции по заброшенным храмам Вологодчины с целью наконец систематизировать все сохранившиеся памятники Тотемского барокко. Красота — неописуемая, печали — ещё больше.
Это — село Зашугомье. Название по фонетической красоте, пожалуй, составит достойную конкуренцию Тотьме.
Зашугомье находится в глухом северном углу Солигаличского района Костромской области. Солигалич — это 230 км. от Костромы, притом в тупике. Зимой, когда выпадет снег, тупик Костромской области превращается в так называемый «телепорт» — зимник в Тотемский район. По этому зимнику не составляет никаких проблем пробраться из Тотьмы туда, куда в летнее время надо объезжать через Ярославль или Буй.
Зашугомье и интересно тем, что оно далеко и в глуши. У прекраснодушных материалистов ХХ столетия просто не дошли сюда руки. Церковь целёхонькая. Даже шпиль колокольни ещё не упал.
Внутри было что-то, что не нанесло церкви существенный урон. При желании, даже если собраться инициативной группой, не имея больших денег, можно внутри храма собрать печурку да молельную комнату устроить. Видимо, инициативы среди зашугомцев нет. Но даже без инициативы храм простоит еще долго.
Самое интересное в нём не внутри, а снаружи. Великолепные картуши! Те самые, тотемские. Притом картуши, каких даже нет в Тотьме: с киотами для икон. Интересно, какие иконы могли в них находиться?
Мы с краеведом Александром Кузнецовым решили, что над храмом однозначно поработали тотьмичи, притом настолько хорошо поработали, что даже неясно — расцвет тотемского барокко на тотемской Входоиерусалимской церкви или здесь.
А вот это уже Чалово.
Чалово — это не только край света; именно здесь заканчивается костромская дорога на север и начинается «телепорт» на Вологодчину. Это ещё и водораздел. По большой гряде высоких холмов разделяется сток рек на север: в Ледовитый океан, и на юг — в Каспийское море.
На вершине самого высокого из холмов этой гряды стоит одиноко Николаевская церковь. Если Зашугомье — приличное село, то тут храм, по сути, стоит посреди пустоты. В ближайшей деревне живёт 2 человека. Во всей округе — человек 10 наберется. Пенсионеры. Безработные. Не восстановить ни разу.
Но храм удивительный. Если в Зашугомье тотемское барокко цветёт, то в Чалово — угасает.
Когда-то здесь шла жизнь. Крестные ходы, молебны, иконы, исповеди. Теперь — только воспоминания. «В краю лесов, полей, озёр…»
По соседству с Чаловской церковью только родник. Святой, разумеется. Говорят, из Солигалича сюда ездят, во всяком случае, в летнее время. В зимнее мы ехали сюда на снегоходе местного предпринимателя, который зажигал нас мыслью восстановления сельской жизни на севере Солигаличского района. Зажёг. Порадовались за энтузиастов родного края.
Специально много не пишу, потому что нам с краеведом А.В.Кузнецовым хочется всю имеющуюся информацию по церквям собрать и аккумулировать в одном месте, а именно — в иллюстрированной книжке «По следам тотемского барокко». Надеемся, что это получится сделать в этом году.
А пока на повестке дня — «Ночь в музее».