Мусульмане и христиане: диалог или вражда?
Ислам и христианство являются наиболее крупными по числу последователей конфессиями на нашей планете. На сегодняшний день практически во всех странах мира мусульмане и христиане живут бок о бок, и от межрелигиозных отношений, зачастую, во многом зависит национальное благополучие. В этой связи необходимо разобраться, как ислам предписывает своим последователям относиться к христианам.
В современных реалиях немало радикальных группировок пропагандируют ненависть к христианам, называя их безбожниками, неверными и так далее. Встречается такой антагонизм и на бытовом уровне. Но что же говорится об отношении к христианам в Священном Коране и Пречистой сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.)?
1. Близость по духу
В суре «Трапеза» Создатель обращается к нам со словами:
«Ты также непременно найдёшь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы — христиане». Это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (5:82)
2. Дозволенность пищи христиан
В этой же суре сказано:
«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им…» (5:5)
3. Брачные узы
В пятой суре также говорится:
«…Вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас…» (5:5)
При этом следует отметить, что данное правило действует лишь в том случае, если мусульманин (т.е. мужчина) намерен вступить в брачные узы с христианкой или иудейкой.
4. Достойный диалог
В суре «Паук» сказано:
«Если вступаете в спор с людьми Писания (христианами и иудеями – прим.ред.), то ведите его наилучшим образом…» (29:46)
5. Прощение
В случае каких-либо неурядиц Аллах в Своей Книге призывает не к агрессии, а к прощению, о чем повествует сура «Корова»:
«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли её. Простите их и будьте великодушны…» (2:109)
6. Огорчение поражениями христиан
Следует отметить, что в VII веке крупнейшими государствами-соседями молодого мусульманского государства являлись Восточная Римская империя, более известная как Византия, и Государство Сасанидов. Эти державы вели постоянную борьбу друг с другом за влияние в регионе и захват новых земель. При жизни Пророка Мухаммада (с.г.в.) между византийцами, исповедующими христианство, и персами-язычниками состоялась крупная битва, победу в которой одержало Государство Сасанидов. После того, как данная весть дошла до Аравийского полуострова, мекканские многобожники начали издеваться над мусульманами, восклицая, что единобожники из Византии не смогли одолеть персов-язычников, и никакой Бог не помог римлянам. После этого Аллах ниспослал аят, в котором предвещал скорую победу римлян в противостоянии с язычниками:
«Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трёх до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха» (30:2-5)
7. Запретность агрессии
Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Верующий – это тот, от которого люди в безопасности касательно своей жизни и имущества» (Насаи). Ещё одно его известное высказывание гласит: «Убийство одного невинного человека хуже для Аллаха, чем уничтожение всего мира» (Муслим).
Кроме того, если мы обратимся к истории первого мусульманского государства – Арабского халифата, то в нём проживало немало христиан, наделённых такими же правами, как и мусульмане, включая право на исповедование своей религии. А после взятия Иерусалима в седьмом веке нашей эры войском под командованием второго праведного мусульманского халифа Умара ибн Хаттаба в городе не было разрушено ни одной христианской святыни, и это является наглядным примером того, что ислам – религия добра, мира и любви.
Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны, защиты своей родины и семьи мусульманин наделяется правом отстаивать жизнь и свободу своих близких. В кораническом аяте сказано:
«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)
8. Добрые взаимоотношения
Как-то раз Пророк Мухаммад (с.г.в.) обратился к своим сахабам: «Сказать ли вам хорошее дело, которое лучше, чем намаз, ураза и садака?» – Сподвижники ответили утвердительно. – «Это добрые взаимоотношения, поскольку взаимный разлад уничтожает хорошие дела подобно лезвию, сбривающему волосы», – пояснил Посланник Всевышнего (хадис приводит ат-Тирмизи).
Ислам и православие: прошлое, настоящее, будущее
Данная конференция проходит в третий раз подряд под эгидой президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова. Сам глава государства выступил на данном форуме и отметил нарастающую роль религии и его огромный потенциал в воспитании общества.
«У государства и религии имеются общие цели — воспитание высоконравственного человека, любящего своего ближнего, свою страну, а также поддержание мира и стабильности в обществе. Формирование духовных ценностей в обществе не может происходить без участия религиозных деятелей. Государство, только будучи союзником с традиционными религиями, может достичь этой цели. Ислам и православие являются именно такими религиями в наших странах», — сказал Сооронбай Жээнбеков.
Президент отметил, что ислам и православие выступают лучшим примером мирного сосуществования на основе взаимоуважения. А в историческом ареале наших стран на протяжении тысячи лет не было межконфессиональных разногласий, гонений по религиозным признакам.
«Ценности Ислама и православия удивительно схожи между собой, эти религии исповедуют веру в единого Бога, имеют единый источник веры. Слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) «не уверует ни один из вас, пока не пожелает ближнему своему, то, что желает себе» и слова Иисуса «возлюби ближнего своего как самого себя» — это один и тот же призыв к духовности, любви к ближнему», — сказал президент Кыргызстана.
Президент Кыргызстана: «У государства и религии имеются общие цели — воспитание высоконравственного человека, любящего своего ближнего, свою страну, а также поддержание мира и стабильности в обществе.»
С этим согласен и президент Российской Федерации Владимир Путин. Его послание на форуме зачитал посол России в Кыргызстане Николай Удовиченко.
«Ислам и христианство, как и другие мировые религии, основаны на фундаментальных гуманистических ценностях, имеющих непреходящее значение — на милосердии и любви к ближнему, на справедливости и уважении к человеческой личности», — считает президент России.
Исторический опыт двух религий
В целях изучения предпосылок для мирного сосуществования двух монотеистических религий, участники конференции обсудили их историю взаимоотношений.
Муфтий Кыргызстана Максатбек ажы Токтомушев напомнил всем, что первый позитивный опыт взаимодействия ислама и христианства состоялся еще в 615 году по инициативе самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Когда мусульмане страдали от гонений курайшитов в Мекке, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принял решение направить мусульман в Эфиопию, под покровительство христианского царя Негуса, который, в свою очередь, гарантировал безопасность последователям Ислама.
«Дорогие гости и участники конференции, обратите свое внимание на то, что первым человеком, который оказал существенную помощь угнетенным мусульманам в истории Ислама, ради сохранения религии, был Глава христианской страны, царь Эфиопии Негус! Из этого урока нашей совместной истории мы наглядно видим, что истоком двух традиционных религий, Ислама и Православия являются общие человеческие ценности, которые исходят от веления Единого Творца!», — сказал Максатбек ажы Токтомушев.
В свою очередь заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир хазрат Мухетдинов напомнил роль исламских правителей в становлении православного христианства на землях России.
«Ислам и православие встретились на территории пост советского пространства еще в эпоху праведных халифов в 642 году, начиная с проникновения в Дербен (Южный Дагестан), в Среднюю Азию, обширные просторы хазарского каганата, Волжской Болгарии, Караханидского государства и Киевской Руси. Именно правители мусульман Берке и Узбек хан утверждали православие на христианских землях, освобождая от налогов православное духовенство, строя православные церкви и храмы, что в последующем великий русский ученый-историк Карамзин назовет: “Москва обязана своим величием татарским ханам”, — говорит Дамир харзат.
Старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Екатерина Озмитель в своем докладе о жизни монахов в Средней Азии во время советских репрессий, отметила большую роль местных мусульман в защите монахов и их имущества. Все эти исторические факторы говорят о взаимовыручке и взаимоподдержке представителей двух религий.
Однако Дамир хазрат Мухетдинов считает, что не вся история взаимодействия ислама и православия — это история взаимопонимания и любви. Были и моменты гонения и дискриминации. И для того, чтобы преодолеть некоторые исторические обиды и сделать сотрудничество двух религий эффективным в противодействии сегодняшним угрозам, в числе которых религиозный экстремизм, упадок нравственности и обнищание человеческих ценностей, необходим настоящий диалог двух религий, который подразумевает умение и желание слушать, слышать и быть услышанным.
“Мы должны перейти от толерантности (болезненного терпения) к уважению и любви, понимаемого божьими пророками. Готовы ли мы отказаться от прозелитизма, от соблазна воспользоваться слабостью соседа и навязывать свою религию? Готовы ли мы отступиться от принципов эксклюзивизма в пользу инклюзивизма”, — вопрошает Дамир хазрат.
Епископ Астанайской епархии Русской Православной Церкви Геннадий также акцентирует внимание на необходимости равноправного диалога. Он дает более широкое описание термину эксклюзивизм. По его словам, данная идеология подразумевает исключительность и превосходство своей религии над другими. Инклюзивизм же зиждется на свободе выбора, на глубоком понимании того, что Бог не желает, чтобы религия навязывалась силой.
Резолюция III Международной конференции “Ислам и православие – религии мира”
Участники конференции, среди которых были государственные деятели, исламские ученые, эксперты, профессора и академики обсудили также пути взаимодействия ислама и православия в противодействии современным угрозам.
С учетом всех этих факторов, на Международной конференции “Ислам и православие – религии мира” была принята резолюция, в которой говорится следующее:
— Укреплять принципы светского государства в странах постсоветского пространства, содействовать защите прав и свобод человека на основе толерантности и веротерпимости
— Осуществлять сотрудничество в интересах духовного и нравственного воспитания молодежи
— Развивать межконфессиональное соработничество в деле сбережения мира и согласия, предупреждения и противодействия дискриминаии и радикализации на религиозной почве,
— Реализовывать социальные проекты, направленные на формирование межэтнического и межконфессионального взаимоуважения, нравственного воспитания молодежи
— Противодействовать распространению идеалогии экстремизма и терроризма, продвигать идеи толерантности, веротерпимости и интернационализма в информационном пространстве,
— Укреплять взаимодействие между государственными органами, представителями религиозных организаций и гражданского общества России, Кыргызстана и других стран Центральной Азии.
Данная конференция проходит в третий раз и является продолжением цикла I и II Международной научно-практической конференции «Ислам в современном светском государстве», которые прошли в 2017 и 2018 годах.
Поделиться
Другие статьи 6 знаменательных событий, предшествовавших рождению Пророка Мухаммада (САВ) Надо знать / 30 октября 2019 / журнал «Умма» Помогите нам спасти маму! У нее цирроз печени и опухоль в почке! О наболевшем / 27 ноября 2019 / Журналисты против стереотипов и за равные права! Стали известны имена победителей конкурса среди журналистов! Это интересно / 3 февраля 2020 / Айкол Болотбекова Показать еще Кыргызстанец воровал у государства по 80 рублей в день и сейчас отказался от пенсии, чтобы искупить свою вину. Это интересно / 2 декабря 2019 / умма Имам Башар Арафат: Благодарю Аллаха за возможность быть имамом в Америке Интервью / 29 ноября 2019 / Айкол Болотбекова “Видеть сквозь игольное ушко”: незрячий старик шьет по несколько костюмов в день Это интересно / 22 ноября 2019 / Хан Берке – первый монгольский правитель, который принял ислам Надо знать / 24 декабря 2019 / исламосфера История успеха: от простого мастера до владелицы свадебных салонов в России Интервью / 27 ноября 2019 / Айгерим Мамырова 6 важных шагов, которые изменят вашу жизнь. Советы от Алсу Камаловой! Это интересно / 16 декабря 2019 / Айкол Болотбекова