Содержание
О втором браке духовенства
Священные таинства нашей Православной Церкви носят освящающий и преображающий характер в земной жизни человека. Так же и брак, будучи «тайной великой» (Эф. 5:32), является проявлением и осуществлением любви внутри Церкви. В Таинстве брака, через единение мужчины и женщины, «Церковь являет дар «вечной жизни» (1 Тим. 6:19).
Отношения супругов становятся церковным событием, которое реализуется главным образом в Церкви. Можно сказать, что это опыт участия в общении Святых. Не случайно, сопоставление брачного союза с Церковью стало с самого начала общим учением в Священном предании нашей Церкви. По этой причине и сам брак, или семья, характеризуется как «домашняя церковь» (см. Рим. 16:5, 1 Кор. 16:19, Кол. 4:15). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не малая добродетель – созидать домашнюю церковь» (PG. 61:376).
Принятие брака и осознание его святости относилось к духовенству с момента основания Церкви. Все мы знаем, что среди Св. Апостолов были и состоящие в браке (ср. Мф.8:14, Деян.21:9). Поэтому в нашей Православной Церкви не применяется принцип обязательного безбрачия для духовенства, который мы, к сожалению, наблюдаем у еретиков-папистов. Напротив, Первое правило Гангрского Собораанафематствует тех, кто гнушается брака (Свод правил, 3:100), а по Четвертому правилу этого же Собораанафеме подлежит тот, кто осуждает женатых священников и предпочитает безбрачных как более чистых (там же, 103. Также см. Гангр.10).
Здесь необходимо подчеркнуть, что безбрачие в монашеской жизни – это особый дар, который дается от Бога по желанию стремящегося стать монахом. Сам Господь сказал нам: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.19:11).
Апостол Павел четко проясняет вопрос о браке духовенства. Он пишет в послании к Тимофею: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1 Тим.3:2). . В продолжение Апостол говорит нам: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим.3:12). Подобным образом он наставляет Тита: «(Чтобы ты) поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6).
Святые Отцы, чтобы показать свое абсолютное уважение к святости и таинству брака у духовенства, вТринадцатом правиле VI Вселенского собора постановили, что подлежит отлучению от священнослужения, а если пребывает непреклонным, то и лишению сана, тот, кто препятствует брачной связи (см. Свод правил, 2:333).
Однако, как явствует из текста Нового Завета, духовенство должно соблюдать однобрачие. Апостольские предписания явным образом предусматривают, что священник должен быть «мужем одной жены, однобрачным» (Библиотека греческих святых отцов и церковных писателей, 2:14). Так должно быть по той причине, что параллель между союзом двоих в таинстве брака и связью Христа с Церковью изначально налагает на духовенство правило однобрачия. Раз есть единая глава – Христос, и единое тело – Церковь, то и священнослужитель, будучи хранителем Церкви, которая является Телом Христовым, не может иметь множество тел. Святой Григорий Богослов так говорит об этом: «Мне кажется, что здесь слово Божие не одобряет двоеженства, ибо если два Христа, то два и мужа, две и жены, а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута» (PG, 36:292).
Двоебрачие, по учению Cвятых Отцов, допускается по икономии (снисхождению) для мирян, но не без епитимьи (см. 1 Кор.6:8, 7:28), однако является препятствием для священства в отношении кандидатов в духовенство. Апологет Афинагор категоричен в вопросе единобрачия духовенства, считая второй брак «благовидным прелюбодеянием», и поясняет: «Отступающий от первой жены, хотя бы она и умерла, есть прикровенный прелюбодей, как потому, что преступает распоряжение Божие, ибо в начале Бог сотворил одного мужа и одну жену, — так и потому, что разрушает самую тесную связь плоти с плотью» (Библиотека греческих святых отцов и церковных писателей, 4:30820-21). Так Апостольский Собор Семнадцатым правилом четко воспрещает вступившему во второй брак быть принятым в клир: «Кто после святого Крещения двумя браками обязан был, или имел наложницу, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще состоять в списке священного чина». (Свод правил, 2:33). Фраза «после Крещения» означает, что любое прегрешение, имевшее место до таинства, смывается его совершением и, следовательно, не препятствует тому, кто «двумя браками обязан был», быть принятым в клир. Поясняется, однако, что если заключение второго брака произошло после Крещения, тогда оно является причиной исключения из рядов духовенства. Аристон категоричен: «Не свят всякий двубрачный. Всякий двубрачный в духовенстве неприемлем» (см. К. Костопулос. Препятствия к священству и нарушения, приводящие к лишению духовного сана. Изд-во «Григори», с. 98-102).
Также и Восемьдесят седьмое правило Василия Великого, основанное на установившейся тогда традиции, исключает тем, кто заключил второй брак, возможность вступить в духовный сан: «Двоебрачным правило полностью запрещает священнослужение» (Свод правил, 4:260).
В свою очередь Св. Епифаний подчеркивает, что двоебрачный не может быть принят в клир, даже если двоебрачие возникло по причине вдовства, так как честь священства неизмерима, и потому не должна быть ничем запятнана. Он говорит: «И действительно святая Божия проповедь после Христова пришествия, по превосходству чести священства, не допускает до священства тех, которые, по кончине жены первого брака, сочетались вторым браком. И это верно с точностью наблюдает святая Божия Церковь» (Греческая патрология, 41:1024А).
И хотя «священство защищено от двоебрачия» (см. PG, 41:1033D) Священным Писанием, Священными канонами и учением Святых Отцов, Вселенский Патриарх Варфоломей и состоящий при нем Синод предпринимают действия, сеющие смуту в нашей Православной Церкви, оскорбляя на этот раз «страшное таинство достопочтенного священства» (Греческая патрология, 48:1067) введением кощунственного разрешения на второй брак священнослужителей, овдовевших или оставленных их супругами.
Нарушение положений как Священного Писания, так и Священных канонов, является очевидным и постыдным. Кажется, что приоритетом Вселенского престола стал подрыв основ Православной Церкви, бесцеремонное разрушение ее столпов – Святых канонов. И это происходит не только в отношении второго брака священников, но и в отношении других вопросов догматического и канонического характера.
В соответствии с вышеизложенным не следовало бы поднимать вопрос о двоебрачии духовенства, поскольку это является препятствием для принятия духовного сана мирянами-членами Церкви. Четко и недвусмысленно сформулировано, что Церковь предусматривает, «чтобы дарами священства украшаемы были преимущественно воздержные из единобрачных и проводящие жизнь в девстве» (PG, 41: 868D).
Опыт Святых Отцов показывает, что Церковь должна, с одной стороны, предостерегать священников от такого греха, а с другой – защищать священническое служение. Поэтому святые отцы Шестым правилом Пято-Шестого (Трульского) Вселенского собора категорически исключают возможность заключения брака для священнослужителя: » определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен». В этом правиле поясняется, что тот, кто желает вступить в брак, должен сделать это прежде хиротонии: «Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера» (Свод правил, 2:318).
В подтверждение вышесказанного мы можем обратиться к Двадцать шестому правилу Святых Апостолов, которое призывает собирающихся войти в клир сделать свободный выбор между путем состоящего в браке священнослужителя и девством. Конкретно данное правило определяет следующее: «Да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы» (Свод правил, 2:33). Правило четко предупреждает о том, что после рукоположения для священнослужителя нет обратной дороги для участия в таинстве брака, превосходимом таинством священства. В брачное общение разрешается вступать только низшим членам клира, чтецам и певчим, над которыми совершается хиротесия, а не хиротония.
К настоящему вопросу имеет отношение и Десятое правило Анкирского собора, согласно которому запрещаются в служении те члены клира, которые вступили в брак после своего рукоположения, так как, не повенчавшись до хиротонии, потом изменили свое решение. Это правило явно определяет, что те, которые, имея возможность выбрать путь состоящего в браке члена клира, «умолчав о сем и приняв рукоположение с тем, чтобы пребыти без женитвы, после вступили в брак: таковым престати от диаконского служения» (Свод правил, 3:40).
Преподобный Никодим Святогорец отмечает в толковании на Сорок второе правило Святых Апостолов: «Священнослужители должны быть первыми во всех жизненных примерах, образцом всякого послушания и добродетели и побуждением ко всякому благоделанию (Пидалион, с. 47). Это положение стало законом в Византии. В связи с этим мы читаем в Третьей Новелле Льва Мудрого: «так как нехорошо, если они (духовенство), возвысившись над плотскими слабостями превосходством духа, снова подчиняются влечениям плоти, тогда как, напротив, следовало бы, чтобы устремленное вверх служение Богу возвышалось над телесными страстями» (С.Троянос, Новеллы Льва Мудрого, с.51).
Так как же духовное лицо, дьякон или пресвитер, служитель истины, может вступить во второй брак? Как он предстанет потом перед своими духовными чадами, чтобы проповедовать благоразумие, воздержание и послушание воле Божией? Даже и молитвы при заключении второго брака – это молитвы о прощении и утешении тем, кто не в силах следовать благоразумию.
Важно отметить, что Святые Апостолы осуждают двоебрачие не за связь саму по себе, но за лживость и отступление от своих первоначальных обещаний, на которых оно основано. Они говорят, в частности: «однобрачие, бывающее по закону, праведно, как согласное с волею Божией, а второбрачие после обещания беззаконно, не по соединению, но по нарушению обещания» (Библиотека греческих святых отцов и церковных писателей, 2:59). Православный священнослужитель, «собиратель стада», должен жить и проповедовать в согласии с Евангельской и Святоотеческой истиной, уважая «единобрачную невесту Христа, Церковь» (PG, 61:719). Как будет проповедовать эту истину священник-второженец, когда он сам живет во лжи?
Эта «истина» будет последней опорой его самооправдания. В действительности он проповедует не Истину, не Христа и Его учение, но свое собственное убеждение.
«Сан — не шуба: захотел — снял, захотел — надел»: почему каждый пятый брак у священников заканчивается разводом
В Екатеринбурге в уходящем месяце свою карьеру в качестве священника закончил протоиерей Владимир Зайцев. Он написал прошение о запрете в служении в связи со вступлением во второй брак. Аналогичным образом права на служение лишился руководитель скандально известного фонда «Дом старчества», бывший священник Алексей Новожилов, которого опекал Владимир Зайцев.
Случаи распада браков на сегодняшний день в Екатеринбургской и соседних епархиях не редкость, говорят коллеги Владимира Зайцева. Один из них на условиях анонимности согласился обрисовать корреспонденту ЕАН современное положение семей священников.
— Для начала хотелось бы в целом прояснить ситуацию, обязательно ли священнику жениться?
— Создание семьи — дело добровольное, но если человек хочет полностью отдать себя служению — он идет в монашество. Это так называемое черное духовенство. Тот, кто хочет обрести семейное счастье, идет в белое духовенство.
— Возможен ли вариант целибата, когда человек не хочет принимать монашество, но и жениться не хочет? Например, в католической церкви целибат обусловлен тем, что священник полностью должен отдать себя на служение.
— По идее такая формулировка верна, но священник все-таки человек. У него есть человеческие потребности, одной из которых является стремление к созданию семьи. Семья для священника некая отдушина, куда он сможет прийти и быть самим собой – не строгим начальником, не проповедником, а обыкновенным отцом и мужем. В Русской православной церкви есть целибат, но это согласуется только через патриарха и не раньше, чем к 40 годам. Это скорее исключение.
— В дореволюционное время на священников указывали как на образцовых семьянинов, с крепкой и многодетной ячейкой общества. Как бы вы сейчас охарактеризовали ситуацию?
— Хотелось бы сказать, что проблем у нас с этим нет, но, к сожалению, это будет неправдой.
Проблема с крепостью семьи у священников серьезная, в особенности у молодых.
Как мне кажется, сегодня такая ситуация сложилась из-за отсутствия преемственности. В 1990-е годы, когда церкви дали полную свободу действий, в нее пришли разные люди. Нужно было заполнять приходы пастырями, и практически брали людей с улицы, которые о церкви ничего не знали. Их сразу поставили в определенные рамки служения, но привычки у них остались старые. А так как преемственности нет, они молодому поколению ничего передать не смогли, в том числе семейные ценности. До революции сословное деление играло роль цемента, когда внутри сословия заключались браки. Это была передача опыта.
— Наблюдали ли вы в 1990-е годы, что жена новоиспеченного священника не принимала новые правила?
— Да. Присутствовал такой момент. Бывает, девушка выходит замуж, полагая, что она будет жить сыто и весело. А на деле оказывалось, что мужа сутками нет дома и проку от него мало, начинается напряженность и разлад между супругами.
— Но уже больше 20 лет прошло, ужесточили требования к кандидатам в священники, и курсы по воцерковлению есть и семинарии. Создана среда, так почему ситуация не улучшается?
— Потому что и кандидаты в священники, и будущие матушки приходят из совершенно нецерковных семей, зачастую из неполных, где либо мать, либо отец занимались воспитанием. У них не было перед глазами нормальной модели семьи. Молодые священники испытывают проблемы с семьями, поскольку они по своей сути являются продуктом своего времени. Это первый момент. Второй — это бытовая неустроенность. Священнику просто дают направление на приход, и порой перед семьей встают вопросы: где мы будем жить, на что мы будем жить и как далеко это находится.
— Будущие жены священников осознают эти проблемы?
— Далеко не всегда. Из нецерковных семей матушки пребывают в идеалистическом настроении, что с «милым рай в шалаше». А когда этот шалаш превращается в реальность, да еще выясняется, что ровесницы намного комфортнее устроились и высокое положение занимают…Это тоже может служить поводом разлада.
— Бывает ли, что кандидаты в священники и невесты их просто спешат жениться, что не успевают рассмотреть будущие трудности?
— Да. И этот фактор нередко влияет. Порой семинарист уже заканчивает обучение, и встает вопрос, что пора определяться. Да и священноначалие и преподаватели ему активно намекают. В результате под давлением человек берет первую попавшуюся, которая согласилась за него выйти.
— В настоящее время насколько массово происходят разводы в семьях священников?
— Непосредственно распадов браков относительно немного. Примерно до 20%. Но есть те, кто находятся в процессе, те, кто в стадии, и те, кто только формально сохраняют семью.
— Как часто случается, что священник бросил жену ради другой женщины?
— Подобного рода случаи крайне редки, и каждый из них для церкви — нонсенс. Чаще всего причиной разлада становятся бытовые неурядицы и внутрисемейные противоречия. Священник — человек все-таки верующий и богобоязненный, чтобы ради другой женщины жертвовать саном. Говорить о том, что это сплошь и рядом, нельзя.
— Должно ли священноначалие вмешиваться в семейные дела пастырей, если дело дошло до развода?
— Священник, как и его семья, — образец для прихода.
Он на виду у людей, поэтому скрыть разлады в семье от них достаточно сложно. Поэтому все заблаговременно доносится куда надо и не надо. Если и не доносится, то священнику стоит обратиться к архиерею или благочинному (руководитель церковных округов, — прим. ЕАН) за поддержкой. Церковь сама заинтересована в сохранении браков пастырей, поскольку даже разлады бьют по ее сути. Ведь если священники не могут сохранить семью, то уже прихожане не будут заинтересованы в браке.
— Какие маневры принимает руководство пастырей, чтобы сохранить семью? Могут ли в таком случае перевести священника на облегченные условия службы?
— Зависит от епархии, а именно — какими ресурсами она обладает. Могут и перевести в другой приход, где полегче. Проблема в том, что заменить священника попросту некем. Зачастую благочинный может показать человеческое участие в проблеме пастыря. Ведь человек идет вразнос от ощущения, что он никому не нужен.
— Приход тоже активное участие принимает для сохранения семьи священника?
— Если люди дорожат пастырем, то да. Они могут мобилизоваться, в том числе в материальном плане. Люди понимают, что если у священника хорошо с семьей, то и в приходе будет спокойно.
— Какие санкции применяются к священнику, если он все же развелся?
— Канонами никаких ограничений не предусмотрено в таких случаях, но при условии, если он не вступил в новый брак. Он может остаться в существующем положении или принять монашество.
Если он женится вторым браком, его, конечно, запретят в служении.
Хотя чаще всего второбрачные священники сами просят об этом, понимая, что нельзя играть со своей совестью.
— Насколько распространены случаи, что пастырь готов расстаться с саном ради второго брака?
— Это тоже скорее исключение. Сан — это не шуба: захотел — снял, захотел — надел. Все равно ответишь перед Богом. Конечно, есть канонические понятия, что человек лишен сана. Но извергает ли его из сана Бог, никто не знает.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Браком называют определенное таинство, во время которого по взаимному согласию жениха и невесты, благословляется их супружеский союз. Считается, что после проведения того обряда на них сходит Божья благодать и достигается взаимная помощь и единодушие, а также благословляется рождение и христианское воспитание детей. Но бывают такие случаи, когда по тем или иным причинам один из супругов покидает этот мир. Что делать если человек найдет новую партию, можно ли жениться после смерти предыдущего супруга или супруги?
Брак: его суть и заперты совершения таинства
Церковь принимает только один брак. Расторжение брака может быть проведено только в том случае, если было совершено грех прелюбодеяния в православии против одного из супругов или же прочими разрушительными обстоятельствами жизни.
В православии жениться после смерти жены или мужа во второй раз разрешается, но в молитвах о второбрачных просят простить грех второбрачия. Если проходит третий брак, то церковь его примет только в том случае, если он будет во избежание распутства.
Запрещено церковью вступать в брак:
- более трех раз;
- лицам, которые состоят в близкой степени родства (включая троюродных);
- атеистам, которые хотят вступить в брак, руководствуясь посторонними мотивами;
- некрещеным или тем, кто не желает принимать крещение перед вступлением в брак;
- если один из брачующихся состоит в браке с другим лицом, именно поэтому церковнослужители требуют предоставить свидетельство о браке перед проведением венчания — таинства брака;
- духовным родственникам (крестным родителям и крестникам, кумовьям, крестным и родителям крестника);
- если один из супругов исповедует иную веру;
- особы, принявшие монашеские обеты, а также дьяконы и священники после рукоположения.
Брак после смерти одного из супругов
По Божьему замыслу супружеством принято считать нерасторжимым и вечным союзом. Христианским браком называют путь супругов к блаженной вечности с Христом. Начало его полагается на Земле и имеет продолжение на Небесах. Основой такого брака есть единение духовного, душевного и физического состояния обоих супругов. После смерти человека пропадает телесная оболочка, но если их души были близки, то даже после смерти они будут связаны и сохранят взаимную любовь.
Церковь не запрещает вступать в брак после смерти одного из супругов. Церковь всегда понимала всю тяжесть вдовства и венчала одиноких людей. Этот брак не осуждали, так как брак разведенных.
Через сколько можно жениться после смерти жены
Все зависит от психологического состояния вдовца. Ранее считали, что горевать стоит год, а после этого можно думать о новых отношениях. Но бывали и такие случаи, когда новая семья раньше сходилась. Причинами этого могло стать немощность вдовца или наличие детей, которым необходима была кормилица. Но бывало и так, что мужчины навсегда оставались одни.
Самое главное, что решение о том, когда можно жениться после смерти жены мужчина должен принимать самостоятельно, опираясь на свои внутренние ощущения. Советы со стороны тут будут неуместны, так как чужим людям тяжело понять, что он переживает.
Господь всегда с Вами!
Несколько раз думал о втором браке и как-то даже пытался построить отношения с женщиной. Но меня останавливает внутренний голос: мне кажется, что ни Господь, ни покойная жена меня не простят.
Скажите, а Церковь разрешает жениться повторно?
Мирянам церковные правила разрешают жениться и выходить замуж до трех раз. При этом подчеркивается, что первый брак особенно ценен в глазах Бога, и если люди сохранили его до конца своей земной жизни, то их награда на Небе гораздо выше, чем у тех пар, которые имели опыт разводов. Кстати, священниками могут стать лишь те, кто единожды был женат и чья жена до этого тоже не была в отношениях с кем‑либо еще.
Все эти правила распространяются и на вдовых людей. После смерти одного из супругов другой имеет право снова связать себя семейными узами. Кроме того, повторное создание семьи вдовцом или вдовицей не осудительно, как, например, брак разведенных. Церковь всегда понимала всю тяжесть вдовства и венчала одиноких людей.
Но важно понимать и другой момент — настоящая любовь не знает границ. И если вы кого‑то по‑настоящему любили, то после своей кончины этот человек будет по‑прежнему настолько значимым для вас, что любые мысли о втором браке покажутся вам изменой. Поэтому прислушайтесь к голосу совести. В вашем случае любой из двух вариантов допустим и благословлен Церковью.
На вопрос ответил настоятель Крестовоздвиженского храма г. Никополя (Криворожская епархия) протоиерей Игорь Мельников.
Фома в Украине
Занимательная болтология
Шарлиз Терон
Сложный крой, простой цвет, отчаянно смелые вырезы и длинный шлейф. Платье 44-летней голливудской дивы как будто сшито из противоречий, но подобраны они именно так, чтобы результат можно было назвать кутюром в самом лучшем смысле.
фото: AP
Скарлетт Йоханссон
Классический Голливуд и современные технологии нашли друг друга в платье, которое стало гимном породистой роскоши.
Блестит, но не слепит глаза, и даже побрякушки выглядят куда скромнее своей общей стоимости в два с половиной миллиона долларов. фото: AP
Билли Айлиш
Вероятно, еще в начале века дизайнеры Chanel и представить себе не могли, как далеко может их завести заигрывание с молодежной модой. Конечно, все это весело прежде всего потому, что наряд для визита к психоаналитику теперь подходит и для красной дорожки.
фото: AP
Билли Портер
Разговор об одежде здесь вряд ли уместен — речь скорее о желании сделать заявление о том, что мужчина, разодетый подобным образом, хорош на всех светских раутах. И среди борцов со смокинговой чопорностью мистер Портер, пожалуй, самый яркий.
фото: AP
Руни Мара
Игры в готику никогда не вызывали протестов на уровне идеологии, но всем известно, что это опасный путь. Очень хорошо видно, что в готическом королевстве Руни Мары явно не лучшие времена, и выглядит ее наряд скорее смешно, чем весело.
фото: AP
Рене Зеллвегер
Красную дорожку не испортишь классическим белым платьем, но вот навредить таким нарядом женской фигуре проще простого. Назло всем завистникам Рене Зеллвегер и после пятидесяти может себе позволить такой прекрасный минимализм.