Князья Борис и Глеб: где искать мощи первых русских святых
Благоверные Борис и Глеб вместе с равноапостольными княгиней Ольгой и князем Владимиром стали первыми святыми на Руси. Удалось ли за тысячу лет сохранить их мощи и где они сейчас находятся?
Почитание святых Бориса и Глеба набрало силу примерно через сто лет после их смерти. Доходило даже до благочестивого соревнования между состоятельными людьми – кто лучше украсит ковчег со святыми мощами. Как сообщает календарь издательства Московской Патриархии, сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки. В свою очередь Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но всех превзошел Олег (1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1011 году.
Центром почитания Бориса и Глеба стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде. Кроме мощей в ней хранились и другие реликвии, связанные с братьями, в том числе меч святого князя Бориса. А в Новгороде в честь святых каменный храм, если верить новгородским летописям, построил былинный Садко, он же Сотко Сытинич.
Мощи святых Бориса и Глеба были утрачены во время нашествия хана Батыя в 1240 году, когда вышгородскй храм был разрушен. Вместе с мощами святых братьев во время нашествия были утрачены мощи и других древнейших святых русской земли – равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. По счастью, в XVII веке мощи были снова найдены.
Около 999 года святой Равноапостольный князь Владимир приказал перенести тело своей бабушки княгини Ольги в первый каменный храм древней Руси – храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Во время перенесения люди увидели, что мощи сохраняются нетленными, так произошло первое в русской истории обретение нетленных мощей. Святые мощи были положены в каменный гроб и установлены в успенском храме, называемом так же Десятинным. Название возможно связано с церковно-административной реформой князя Владимира, установившего церковную десятину. Случилось так, что мощи разделили судьбу храма, в котором находились.
Во время нашествия татар на Киев в 1240 году Десятинная церковь была разрушена, а мощи оказались сокрыты под спудом, вместе с мощами святого князя Владимира. В XVII веке, согласно церковному преданию, мощи были найдены киевским митрополитом Петром Могилой, проводившим раскопки Десятинной церкви. В начале XVIII века мощи вновь, по неизвестной причине, были окончательно утрачены. До недавнего времени.
В храме свт. Николая в Пыжах (Большая Ордынка д. 27а/8, ст. м. Третьяковская) хранится небольшая икона святой Ольги с частичкой мощей. Как рассказали нам в храме, икона была пожертвована одной из прихожанок. В семье этот образ с благоговением передавали из поколения в поколение. По семейному преданию, частичка мощей принадлежит св. равноап. княгине Ольге. По будням святыня выставлена в трапезной части храма, и к ней свободно можно приложиться.
Также несколько лет назад на Украине заявила о себе некоторая семья, называющая себя «потомками» равноапостольной княгини и якобы сохранившая мощи княгини Ольги. Семья, насколько можно судить по сообщениям в СМИ, планирует построить свой собственный храм.
После нашествия татар, мощи святого князя Владимира, как и мощи святой княгини Ольги, оказались под развалинами Десятинной церкви. В 1635 году киевский митрополит Петр Могила обнаружил два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель достал из гроба главу (череп и нижнюю челюсть) и кисть правой руки, эти святыни хранились в Киеве до самой революции.
В советское время мощи оказались в лаврском Музее культов и быта. Перед войной скульптор-антрополог Михаил Герасимов увез мощи для воссоздания исторического облика князя Владимира в Ленинград, где они во время войны бесследно исчезли. Так бы все и закончилось, если бы митрополит Петр Могила в свое время не подарил часть главы (а именно – челюсть) царю Михаилу Федоровичу. Царь поместил святыню в Успенский собор Московского Кремля
После революции эта часть мощей хранилась в кремлевских в музеях. По случаю тысячелетия крещения Руси в 1989 году Церкви были переданы несколько мощевиков, один из них был с мощами святого князя. В 2005 году, по просьбе предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира, мощи крестителя Руси были возвращены в город, с которого все началось – Киев. В связи с празднованием 1025-летия Крещения Руси ковчег с мощами возят по городам, после чего он вернется обратно в Киево-Печерскую Лавру.
Подготовил Кирилл Миловидов
По материалам: http://www.nsad.ru
Перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба
Борис и Глеб, двое из многочисленных сыновей святого князя Владимира, пожалуй, единственные из великокняжеской семьи любили друг друга. Отец направил их княжить — Бориса в Ростов, Глеба в Муром, а когда тяжело заболел, вызвал Бориса к себе и, по одной из версий, рассорившись со старшими сыновьями, хотел передать ему киевский престол.
Вскоре на Русь напали печенеги. Владимир уже не мог сам выступить в поход и поручил дружину Борису. Но печенеги от битвы уклонились. А тем временем князь Владимир умер, и в Киеве стал княжить Святополк, которого потом прозвали Окаянным.
Когда Борис об этом узнал, в его распоряжении было 8 тысяч вооруженных воинов. Он вполне мог захватить Киев, но сознательно отказался от борьбы за власть. Летопись и житие передают его слова: «Не подниму руку против брата моего старшего. Хоть и умер отец мой, сей (то есть Святополк) будет мне вместо отца». Услыхав это, дружина ушла от него, а Святополк стал думать, как погубить брата. Сначала он послал ему лживое предложение дружбы, а потом нашел в Вышгороде убийц.
Борис знал о готовящемся покушении, но вместо того, чтобы пытаться спастись, молился. Убийцы, слыша это, ждали, когда он закончит, и, дождавшись, зарезали и князя, и его слуг, завернули тело князя в шатер, положили на телегу и повезли в Киев, но не довезли — тайно похоронили в Вышгороде, в церкви святого Василия Великого.
С Глебом было еще легче. Он еще не знал, что князь Владимир умер, и его обманом вызвали в Киев якобы к больному отцу. Когда же убийцы захватили корабль, в котором он плыл по Смядыни, юный князь сначала молил их о пощаде, но видя, что мольбы его тщетны, преклонил колени и, помолившись, сказал: «Раз уж начали, приступайте и исполните все, что велено вам». Его зарезали, а тело бросили на берегу, где оно так и лежало много лет, пока, по повелению князя Ярослава Мудрого, его не перенесли в Вышгород и не похоронили возле князя Бориса.
Прославление Бориса и Глеба началось практически сразу — у их гроба стали совершаться исцеления. Их первыми из русских причислили к лику святых. В 1026 году был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. А в 1115 году при киевском князе Изяславе Ярославиче их мощи перенесли в новую церковь.
И хотя с рациональной точки зрения смерть святых братьев кажется бессмысленной — они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова — Церковь чтит их как страстотерпцев, хотя этот чин святости не известен византийской традиции. Борис и Глеб приняли смерть от беспредельной любви ко Христу, в подражание Его крестной муке. По словам историка Г. П. Федотова, «образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня».
С тех пор, когда на Русь нападали враги, образ святых Бориса и Глеба, готовых добровольно принять смерть, помогал народу выстоять. И именно их пример помог прославлению в лике святых Императора Николая II и его семьи.