Содержание
- Монастырь, монашество
- Что такое монастырь
- Деление монастырей по типу подчинения
- Управление монастырем
- Поступление в монастырь
- Формы монашеского жительства
- Подготовка к монашеству
- Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
- Историческая справка
- Типы монастырей
- Виды по типу подчинения
- Структура монастырей
- Управление и смотрители
- Кто живет в монастырях
- Формы монашеской жизни
- Распорядок монахов
- Как поступить в монастырь
- Правила поведения в монастыре
- Видео
- Монастырь
Монастырь, монашество
Что такое монастырь
«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».
Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.
Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.
Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.
Деление монастырей по типу подчинения
По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.
Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)
Ставропигиальные
Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).
Епархиальные
Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.
Приписные
Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.
Управление монастырем
Игумен
Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).
Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.
Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.
Духовный собор
Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.
Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.
Поступление в монастырь
К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.
Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.
Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.
Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
Подготовка к монашеству
Трудничество
Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.
Послушничество
По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.
Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.
Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.
Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)
Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.
С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.
Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.
В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.
Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.
Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).
- Монастырь без секретов
- Монастыри и монашество. Традиции и современность
- Монастырская жизнь
- Путь в монастырь
- Монашество — легкий ли это путь?
- Монастырь live (Фото)
- Ставропигиальные монастыри России
- Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
- Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
- Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
- Самый труднодоступный монастырь России
- Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
- Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
- Что мешает уйти в монастырь?
- Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
- Чудов монастырь
- Монашество. Ответы священников
- Иные люди
- Последний лаврский монах
- Записка о монастырях и монашестве
- Истинная монашеская община — это прежде всего семья
- Монах в миру?
- Может ли монах вернуться в мир?
- Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
- Старец Илий о монашестве
- Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
- Чем питаются монахи? Полное меню
- Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
- Брак или монастырь – только два пути для христианина?
Духовное возрождение общества вызвало подъем интереса к православной вере, церкви, монашеству. Но многие из нас не знают, что такое монастырь и для чего в церкви существует институт монашества. Суть этого исторически малопонятного явления — в поиске непрерывного Богообщения, а также в подражании и уподоблении, насколько это возможно для человека, образу Господа Иисуса Христа.
На Руси православная вера всегда занимала особое место в сердцах людей. Русскому человеку свойственно страстное влечение к небесному. Он не может отдавать себя полностью на благоустройство комфорта в земной жизни, как это делают европейцы. Этот мир для него тесен, несмотря на бесконечные пространства. Поэтому распространение монашества стало закономерным явлением на Руси. Повсеместно стали образовываться обители — как мужские, так и женские.
Итак, монастырь — это земное пристанище душ, ищущих уединения для:
- служения Богу;
- очищения от греховных навыков и помыслов;
- ведения праведного образа жизни, не запятнанного мирскими пристрастиями.
Монастырские стены призваны оградить от любопытного вмешательства внешнего мира. Строгий устав внутри них управляет и поддерживает порядок в общине.
Происхождение слова
Невозможно переоценить влияние на христианство такого явления, как монашество. Всякий искренний христианин хотя бы раз в жизни думал о принятии иночества. Да и просто уставший от мирской суеты человек в сердцах говорит: «Все, ухожу в монастырь!». А кто-то так и делает.
«Монастырь» — от сл. monos, в переводе — «один, одинокий». Человек удаляется от общества и сам один в тишине возрастает духовно для того, чтобы быть ближе к Богу.
Монашество возникло как движение:
- За святость.
- Против обмирщения церкви.
- Из-за прихода в церковь большого количества людей, не утвержденных в вере, а стремящихся получить какие-то светские преимущества.
Однажды преподобный Арсений Великий в ответ на свою молитву услышал голос, нисходящий с небес: «Беги людей, и ты спасешься», что святой незамедлительно поспешил исполнить. Он без малейшего сожаления бросил все мирские блага, стал монахом — человеком, который живет один на один с Богом и только к Нему стремится.
Значение понятия
Уходящий в монастырь христианин ищет уединения. Но удаляется монах не столько от мира, сколько от страстей, наполняющих и искажающих жизнь людей. Монастырь – это главное поле духовной битвы со страстями, а основное дело его насельников — молиться и плакать за всех людей. По преданию, пока жив хоть один монах, мир будет стоять.
Идет такой период истории, когда становление на путь монашества расценивается как готовность к противостоянию всем тем негативным явлениям, которые процветают и укрепляются в нашем обществе. Свт. Игнатий Брянчанинов приравнивает монашеский подвиг к мученичеству.
Историческая справка
Монастыри стали появляться, начиная с 3-го века н. э. К этому времени строгая подвижническая жизнь среди христиан стала ослабевать. Верующие, у которых это вызывало неприятие, удалялись от мира и его соблазнов. Они селились в горах, пустынях. Подвижники стали называться отцами-пустынниками, отшельниками. В это время и зародилось плодовитое семя монашеской жизни, ее основные принципы. Первые ростки ангельского жития пробили себе путь в Египте.
4-5 век н. э. дал миру много известных подвижников благочестия:
- Антоний Великий;
- Макарий Египетский;
- авва Моисей;
- Амун Нитрийский;
- Павел Препростый;
- авва Пимен;
- другие святые.
Египет был лучше других регионов приспособлен к монашеской жизни. К концу 4-го века в «великой пустыне» уже насчитывалось более 5 тыс. монахов. Египту как будто самим Богом было суждено стать родиной монашества.
Следует заметить, что еще до начала 3-го века внутри христианских общин были аскеты и девы, посвятившие свое целомудрие Богу. Они постепенно старались удаляться от людей, сводя к минимуму связи с окружающим миром.
Один из отцов-пустынников, прп. Пахомий Великий, стал основателем первой киновии — монастыря общежительного типа. В нем объединились разрозненные жилища учеников Антония Великого, который положил начало анахоретному (отшельническому, пустынническому) монашеству. Преподобный обнес территории общины стеной, составил основные правила дисциплины, а также распорядок дня, в основе которого лежало чередование труда и молитвы. Тогда же и был написан Пахомием Великим первый монастырский Устав (318 г.)
Отшельничество начинает исчезать, а монастыри распространяются до Константинополя. На Западе они появляются вскоре после визита в Рим Афанасия Великого, который и познакомил его с традицией египетского монашества.
В Российской империи иночество распространилось почти сразу после принятия христианства, основателями его считаются прп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Одна из древнейших христианских обителей мира — монастырь Святой Екатерины в Иерусалиме, расположенный у подножья горя Синай.
Типы монастырей
На протяжении всей истории христианства сформировались разные уклады монашеской жизни. Одни из них изучены хорошо, о происхождении других мало известно.
Аббатство
Представляет собой католический христианский монастырь, находящийся во владении какого-либо монашеского ордена. Управляется аббатом (-иссой), подчиняется епископу или, в некоторых случаях, Папе Римскому. Бенедиктинское аббатство было первым и возникло в 6-м веке в Италии. Сам термин «аббатство» встречается в литературе, начиная с 9-го века.
Это были крупные и влиятельные монастыри, которые оказывали значительное влияние на общество, его религиозную, экономическую и светскую политику. Наиболее могущественные из них имели статус имперских. Покровителями и основателями аббатств обычно являлись люди знатные, богатые. Нередко в их числе оказывались короли, императоры, епископы.
Киновия
Одна из наиболее ранних форм организации монашеского уклада. Это монастырь общежительного типа, возникший в самом начале христианской эры. Все необходимое для жизни насельники киновии получают от настоятеля. В свой черед они обязаны трудиться, делают это безвозмездно. Плоды их деятельности принадлежат монастырю, монахи лишены права собственности, у них нет личного имущества. Первая киновия была основана прп. Пахомием Великим.
Идиоритм
Особножительный монастырь — особый вид православных обителей, противопоставляется общежительным. Здесь общее только место проживания и богослужение. Во всем остальном монахи живут по своему усмотрению, владеют личной собственностью, сами заботятся о своем материальном устроении. До недавнего времени особножитие было распространено на Афоне, но в последнее время сильно сократилось.
Подворье
Загородные монастыри могут иметь подворья на территории близлежащих населенных пунктов, крупных городов и столицы. Они создаются с целью сбора пожертвований, приема паломников, осуществления соответствующей хозяйственной деятельности. В состав входит храм и жилые помещения.
Скит
Небольшая по размерам и удаленная от крупных поселений монашеская обитель, принадлежащая более крупному монастырю. Как правило, имеет более строгий устав и закрыта для посещения посторонними. Монахи, живущие здесь, принимают на себя более трудноисполнимые обеты, например, затворничества и безмолвия.
Пустынь
Первоначально — это небольшая монашеская обитель, удаленная от основного монастыря, располагающаяся в безлюдном месте. Впоследствии может обрасти людьми и постройками, но слово «пустынь» сохраняет в своем названии.
Лавра
Монастыри особо крупных размеров, имеющие важное духовное или историческое значение. Имели особое положение и подчинялись непосредственно Патриарху либо Священному Синоду. Исторически сложилось так, что статус лавры могли присвоить только мужской обители.
Виды по типу подчинения
Все монастыри можно поделить также и по иерархическому подчинению. Всего есть три основных вида.
Подчиняются непосредственно Святейшему Патриарху, который руководит ими через своего наместника. Призваны служить образцом внешнего благолепия и внутреннего благочестия другим монашеским обителям.
Наиболее распространенный вид монастырей, управляемый епархиальным архиереем. Их открытие или, наоборот, закрытие происходит на основе решения Патриарха и Св. Синода РПЦ. Таким же образом назначается игумен (-ья).
При наиболее благоустроенных монастырях, имеющих ставропигиальный вид подчинения, могут создаваться приписные монашеские обители. Они значительно меньше размером и количеством братии. Их возглавляет игумен, который подчиняется наместнику основного монастыря и Патриарху.
Структура монастырей
В структуру действующего монастыря входят обычно несколько церквей, колокольня, жилые корпуса, бытовые и подсобные помещения хозяйственного назначения. Первые монастыри на Руси были сформированы по греческому образцу. Но с возвращением Антония Печерского со Святой Земли (1051 г.), где он какое-то время вел подвижническую жизнь, стали формироваться обители, в основу которых был положен афонский устав и опыт хозяйственного устроения общин.
Подобно древним образцам со Святой Земли в монастырях развивается большинство отраслей сельского хозяйства:
- огородничество;
- животноводство;
- пчеловодство.
В полеводстве используются передовые агрономические методы, современные с/х машины и оборудование.
Многие монастыри имеют собственные:
- электростанцию;
- лесопилку;
- типографию;
- кузницу;
- мыловарню;
- прочее.
В числе предприятий могут быть небольшие заводики по производству свечей, кирпича, тротуарной плитки или чего-нибудь еще.
Практически в каждом монастыре есть своя мастерская, и, как правило, не одна:
- иконописная;
- белошвейная;
- слесарно-механическая;
- сапожная;
- столярная;
- прочие.
В любой обители принимают гостей, поэтому есть паломническая или гостиница, возможно и наличие больницы, аптеки. Зачастую при монастыре действует церковно-приходская школа, дом милосердия.
Управление и смотрители
Возглавляет обитель священноархимандрит — правящий архиерей или Патриарх, если это ставропигиальный монастырь. Непосредственно управляет обителью наместник, им может быть архимандрит, игумен, иеромонах.
Каждый из насельников монастыря несет определенное послушание:
- Благочинный — заместитель и помощник наместника. Заведует всем богослужением, выполнением уставных обязанностей.
- Духовник — окормляет братию.
- Казначей — хранит и распределяет финансовые средства.
- Ризничий — отвечает за благолепие храма, служебных книг, облачений, утвари.
- Эконом — управляет хозяйственной жизнью монастыря.
- Келарь — хранит и заготавливает продукты.
- Гостиничный — принимает паломников и гостей монастыря.
В женских обителях аналогичные послушания распределяются между сестрами. Отказываться от благословения на какие-либо определенные монастырские труды среди монашествующих не принято. Все воспринимается как от руки Божьей, и поэтому исполняется с радостью.
Игумения
Женскую обитель возглавляет игуменья, выбираемая из числа сестер. Если в самой обители достойных кандидатур не находится, правящий архиерей ставит своего человека. Игуменью можно отличить от других сестер обители по золотому наперстному кресту и праву давать благословение. Обращаться к настоятельнице можно следующим образом: «мать игуменья, матушка Неонилла (или другое имя) или просто матушка».
Духовенство
В мужских обителях церковные службы, требы проводятся силами монастырской братии: иеромонахов, иеродиаконов и прочих. Женские монашеские общины вынуждены приглашать к себе мирских священников, диаконов для обеспечения непрерывного богослужебного ритма.
Важное место занимает духовник обители. В мужском монастыре — это не обязательно должен быть старец, как в смысле духовных дарований, так и возраста. В женских обителях духовник, как правило, назначается из числа пожилых и опытных монахов.
Кто живет в монастырях
Избрать монашествующий путь может любой верующий, не имеющий семейных и прочих обязательств, перечень которых определен церковными канонами. Это высокое призвание, дорогу к которому указывает Сам Господь. Каждого человека он своим особым образом приводит на монашескую стезю.
Вступающие на этот нелегкий путь накладывают на себя узы обетов:
- поста;
- непрестанной молитвы;
- евангельской любви;
- нестяжательности;
- послушания;
- безбрачия;
- смирения;
- терпения.
Борьба с грехом ведется монахом в течение всей жизни не из-за страха вечного наказания, а единственно из любви к Богу.
Формы монашеской жизни
Монашество в том виде, в котором оно существует сейчас, сформировалось не сразу. Оно прошло через разные формы, наиболее приемлемые в тот или иной период.
Отшельники
Это особый вид монашеского делания, к которому приступают только те, кто прошел искус в общежительных обителях, получив необходимую духовную практику и опыт.
Для реализации особых аскетических подвигов и молитвы такой инок может получить благословение наместника на уединенную жизнь. Монах остается жить в послушании у игумена, но освобождается от монастырских трудов и несколько удаляется от всей братии. Современное отшельничество — это чаще всего затворничество в пределах обычного общежительного монастыря.
Скитская жизнь
В небольшом монашеском поселении, удаленном от основного монастыря, жизнь, как правило, течет по более строгому уставу. Здесь больше возможностей для уединения и делания особых подвигов воздержания. Немногочисленность братии и отсутствие паломников создают все условия для внутренней молитвы, созерцания.
Общежительная
Наиболее распространенная форма иноческого жития. Здесь формируются условия, максимально способствующие духовному преуспеянию.
В первую очередь это:
- свобода от материальных попечений;
- отказ от собственной воли;
- совместное жительство с ближними, благодаря чему отсекаются многие «острые» углы характера.
Формируется дух единения и евангельской любви между братьями. Одновременно с этим является беспрекословное послушание игумену (-ье). Кроме того, присутствует общее богослужение, трапеза, место проживания и имущество, а также пожизненное попечение о всех членах общины.
Распорядок монахов
Центральным стержнем монашеской жизни служит церковное богослужение, которое, по слову свт. Василия Великого, есть «…напряженное, постоянное и неразвлеченное внимание к Тому, Кому служишь».
Время нахождения монаха вне церкви проводится в непрестанной внутренней молитве. Это то, чем он живет и дышит, заповедь «…непрестанно молитесь…» воспринимается и выполняется им буквально. Монахи — это такие христиане, которые насколько возможно оставляют земные дела для более полного и глубокого занятия молитвой, чтобы ее посредством соединиться с Богом.
Как поступить в монастырь
Вступить на путь монашества можно в случае, если будет на то воля Божья. Находясь в миру, решение как следует обдумывается, взвешивается, испрашивается совет у духовника. Если этот период пройден, и христианин пришел в обитель в качестве трудника, пришло время сделать следующий шаг — испытать свое желание на прочность, а также самого себя на пригодность к монастырской жизни.
Необходимо пожить какое-то время в обители, выполняя различные послушания, знакомясь с укладом монастырской жизни. Но настоящая подготовка к монашеству начинается с принятия человека в число братьев (сестер) обители, когда трудник становится монастырским послушником.
Нужно очень ответственно подойти к принятию решения об иночестве. Это не просто важный шаг, а, пожалуй, самый главный выбор в жизни. Поэтому всем вступившим на монашескую стезю дается испытательный срок. Его длительность определяется настоятелем обители — три года и больше. В старые времена срок мог растягиваться на десяток и более лет. В современных монастырях эта традиция встречается все реже и реже, зачастую и двух лет бывает достаточно. Но такое скороспелое монашество себя не всегда оправдывает.
Решение о постриге принимается очень взвешенно. Человеку, желающему вступить на монашескую стезю, предстоит пройти множество монастырских искусов. Если в результате всех испытаний послушник остался тверд в своем намерении, а также положительно зарекомендовал себя, — над ним совершается иноческий постриг.
Всего есть три степени монашества:
- рясофор;
- мантия;
- схима.
Иноческий постриг всегда был одним из основных православных обрядов, символизировал послушание и жертву Богу.
Богослужение
Постриг в первую степень монашества — рясофор, — сопровождается определенными молитвословиями, крестообразным пострижением волос. Имя может поменяться на новое или остаться прежним. Обетов при этом постригаемый не произносит, но само его решение встать на иноческий путь свидетельствует об обещании Богу жить непорочной жизнью. Он одевается в клобук и рясу (поэтому и рясофор), именуется рясофорным монахом или иноком.
При постриге в мантию (малую схиму), постригаемый приносит Богу обеты:
- безбрачия;
- нестяжательства;
- послушания (настоятелю и братии).
Также крестообразно состригается пядь волос и уже нарекается новое имя. Облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом или обычно — монахом.
Чин пострижения в великую схиму аналогичен, но проводится с большей строгостью и торжественностью. При этом также дается новое имя, схимническая одежда (куколь). Называют схимонахом или схимником.
Правила поведения в монастыре
Попадая в монастырь, необходимо оставить далеко позади все свои мирские навыки и пристрастия. Здесь царит свой особый мир, в котором действуют иные правила и законы.
Перед тем как отправиться в монастырь на послушание, желательно узнать, каковы правила для паломников, желающих помочь обители своим трудом:
- На все испрашивать благословение и исполнять его.
- Выходить за монастырские стены без благословения нельзя.
- Греховные привычки (винопитие, табакокурение, сквернословие) категорически запрещены.
- Разговоры ведутся исключительно на духовные темы, о мирской жизни не вспоминают и не расспрашивают. Не допускается вольное обращение, смех, шутки.
- Пища употребляется в общей трапезной, в молчании и под чтение житийной литературы.
- Какие-то неудобства, связанные с одеждой, пищей, жильем, переносятся без ропота.
- При встрече приветствовать других насельников монастыря словами, общепринятыми именно в этой обители.
На трапезу и к богослужению опаздывать нельзя, разве что только из-за выполняемого послушания и по благословению. Оскорбления и обиды, встречающиеся на общих монастырских работах, переносить следует смиренно.
Видео
В этом видеоролике можно увидеть, как живут монахини в женском православном монастыре.
Монастырь
См. также наш сайт «Азбука паломника»
Монасты́рь (от греч. μοναστήριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности монашествующих, объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители.
Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля, казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник., гостиник, больничный.
Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая схима.
Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в).
Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря:
«Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни.
Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19:21) положенные в основу обета нестяжания.
Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:21) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (I Kop. 7, 32).
К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Притч. 11:14).
Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец. Святой Василий Великий в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития: «Монаху, – говорит он, – должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющие мятежа, есть в безмолвии; перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословие не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними…, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться… о братолюбии».
Монах более полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших заповедей Христовых – заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). Любовь к Богу инок творит чрез непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи и прославляя Его благость и милосердие во всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве о них, в различной помощи и милости к ним.
Истинные работники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как величайшую святыню, ею питаются, ею наслаждаются и в этом Имени имеют себе залог будущего блаженства. На имени Иисуса Христа содержится все: и вера наша Православная, и все церковное Богослужение, всякий чин, его обряд и порядок и все молитвенное последование, – и всякий христианин, моляся, обязан всенепременно возносить свою молитву к Единому Сыну Божию, иже Един есть Ходатай пред Богом за человеки (1Тим. 2:5), и только к Нему и через Него бывает действенна наша молитва. Он Сам заповедал, говоря: «еже аще чесо просите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» (Ин. 16:23-24).
Господь Иисус Христос содержит и всю вселенную, и всю тварь видимую и невидимую, и всякое дыхание, а в особенности обвеселяет тех, кои носят сие наидражайшее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отдалили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Православная, и Церковь, и Богослужение, все Таинства и обряды, все духовное служение и самое Евангелие. Так нужно разуметь и о человеке: если не живет в нем Иисус Христос Своею благодатною силою, то там нет ничего духовнаго, – тут движется жизнь только душевно-телесная, по стихиям века сего, потому что корень и беспредельная полнота духовной жизни есть Иисус Христос, Которого и нужно возлюбить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь стараться о том, чтобы и имя Его вседражайшее водрузить в свое сердце и так, чтобы оно было там коренным, действующим началом и занимало господственное положение, чтобы по слову апостола, «не мы жили, а жил в нас Христос» (Гал. 2:20). От преискреннаго соединения сердца с Господом, когда Господь Иисус Христос творит в нас обитель Свою, ощутительно и действенно вселяется в сердце, и слышится Его Божественное присутствие ясно и осязательно, что называется, по словам Святых Отцов, живое Богообщение. И тогда Христос Бог, будучи Искупитель и Спаситель наш, нисходит в человека Своими Божественными силами, иже к животу и благочестию (2Петр. 1:3) и как бы творит в нём для Себя постоянную обитель (Ин. 14:23), так что человек становится храмом Духа Божия (1Кор. 6:17), церковью Бога Жива (2Кор. 6:16). Един есть Дух с Господом (1Кор. 6:17). Бог Любы есть. Пребывая в Любве в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин. 4:16); и еже живет – Богови живет (Рим. 6:10) и не тому себе живет, но живет в нем Бог (Гал. 2:20).
Христос есть тогда в человеке, еже хотети и деяти (Фил. 2:13). В это духовное состояние человек входит, если разуметь обыкновенный порядок течения дел, не вдруг, а уме в конце своих духовных подвигов и трудов. Оно составляет цель стремлений всякаго разумно живущаго монаха. Достигши сего, он: входит в свободу и покоится в Боге, носит в сердце своем источник живота – Самаго Господа Бога, – и сие есть несомненная надежда вечнаго спасения. (Схимонах Иларион: «На горах Кавказа»).
Пока монахи были лишь одиночки, так называемые анахореты, они спасались каждый по правилам, данным им отцами и их наставниками, но с появлением монастырей и многочисленного братства потребовался Устав, который мог бы регулировать монашескую жизнь в них и способствовать к лучшему освоению монашеского духа. Преподобный Пахомий Великий, подвижник 4-го века, такой общежительный Устав получил от Святого Ангела, и он лег в основу всех остальных монашеских Уставов: преподобного Антония Великого, Святителя Василия Великого, Саввы Освященного и преподобного Феодора Студита (его Устав был принят впоследствии преподобным Феодосием для Киево-Печерского монастыря и стал потом образцом для всех других русских обителей)».