Содержание
Где погребены Адам и Ева?
К вопросу о локализации места погребения праотца Адама
Вероятно, большинство православных людей, прикладываясь к Распятию Христа Спасителя, обращали внимание на иконографию этого образа, а именно – в нижней части, под основанием Голгофского Креста, традиционно изображается череп и две перекрещенные кости.
Предание сохранило рассказ, согласно которому Спаситель мира Господь Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду.
С повествованием этого предания знаком, наверняка, любой воцерковленный человек, внимательно вслушивающийся в богослужебные тексты праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста, Крестопоклонной Недели (3-е воскресенье Великого Поста) и Страстной Седмицы.
Но с определенным недоумением я столкнулся тогда, когда первую книгу-путеводитель о Святой Земле, написанную после неоднократных поездок в Израиль, только забрав из типографии, я подарил своему учителю – профессору Киевской духовной академии. Его внимание приковала фотография, сделанная мной в Хевроне на могиле праотцев, точнее не фотография, а подпись к ней, которая сообщала: «Балдахин над местом погребения Адама».
«А кто тогда погребен на Голгофе, под тем местом, где был распят Спаситель?» – этот вопрос почтенного профессора подвиг меня к созданию определенного комментария к этой подписи, так как информация о захоронении праотца Адама в Хевроне является малодоступной в христианской традиции. Хотя, с другой стороны, для монотеистического иудаизма именно пещера праотцев в Хевроне является тем местом, где по сей день находятся останки первого человека.
Как согласовать христианскую традицию и предание Мидрашей (Мидраш – ляמִדְרָשׁ, буквально «изучение», «толкование», жанр литературы гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте, а затем и в Гемаре. Однако очень часто под названием мидраши имеется в виду собрание текстов, которое включает библейские экзегезы, публичные проповеди и т.д., образующие последовательный комментарий к книгам Священного Писания Ветхого Завета).
Для этого мы предложим посетить древний Хеврон и приоткрыть тайну Пещеры Праотцев – Меарат ха-Махпела.
«Ворота юга»
«Ворота юга» – именно такое название Хеврон получил у кочевых семитских кланов, которые, перегоняя свои стада в поисках новых пастбищ, обязательно попадали по дороге из Иерусалима, направляясь в Вирсавию (Беер-Шеву), Азот (Ашдот), Ашкелон, в этот древний мегаполис с гарантированной комфортной стоянкой для кочевников с многочисленными колодцами, необходимыми для скота.
Хеврон расположен в южной части горной Иудеи в цветущей горной долине, находящейся на высоте 925 м над уровнем моря и окруженной высокими горами. Вокруг современного Хеврона много мусульманских деревень, жители которых занимаются, как и в далеком прошлом, земледелием и скотоводством. Добраться до Хеврона сегодня можно из Иерусалима по шоссе «ха-Минаро», минуя Вифлеем, а затем, продолжая путь по магистрали «Океф Халхуль», через 16 км вас встретит седой Хеврон.
Под снайперским прицелом
Посещение этого города сегодня сопряжено с определенными трудностями. В современном Хевроне очень часто случаются столкновения между еврейскими поселенцами и арабами. Находясь в административном подчинении Палестинской Автономии, город окружен израильскими армейскими блокпостами, что осложняет его посещение. Хеврон явно не то место, где можно блистать знанием иврита. Более того, «это единственное место на Западном берегу, где не стоит останавливаться с ночевкой», о чем предупреждают многие путеводители бесстрашных туристов и паломников в этот библейский город.
Если согласно современной идиоме «Израиль – это лакмусовая бумажка для всего мира», то современный Хеврон – это лакмусовая бумажка арабо-израильского противостояния. Сегодня город разделен на две части: арабский квартал и квартал, где проживают еврейские поселенцы.
Когда движемся от КПП к знаменитой Пещере Праотцев, нас немного тревожит пристальное внимание за любыми передвижениями (в данном случае, за вашими) израильских патрулей, расположенных почти через каждые 50 метров. Подняв голову, нетрудно заметить снайперов на крышах домов и на наблюдательных вышках. Стоит вам отклониться от маршрута, как, откуда ни возьмись, появляется пуленепробиваемый джип или запыленный военный «Hummer» с торчащими антеннами, из которого вас обязательно попросят предъявить документы. В целом, все призвано намекнуть гостю Хеврона о том, что в целях его же безопасности маршрут паломника или туриста продуман до мелочей, и поэтому не стоит импровизировать.
Примечательно, что между кварталами евреев и арабов нет свободного сообщения, и только иностранец, пользуясь своим нейтральным положением, может посетить обе части Хеврона. Причем, попав в палестинскую часть города, он обращает внимание на то, что здесь Хеврон живет привычной жизнью ближневосточных арабских городов с традиционными автомобильными пробками, шумом клаксонов машин, запевом муэдзинов, зазыванием уличных торговцев и т. д. Куда-то пропали бетонные заграждения, патрули, снайперы и километры колючей проволоки…
Первая недвижимость на Святой Земле
Среди четырех библейских городов Израиля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иерусалим, Хеврон), сохранившихся до сего дня, Хеврон – самый древний. Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел – пещеру Махпела – для погребения своей жены Сарры (Быт.23:8-17). В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.
Текст Священного Писания передает детально процесс приобретения в собственность именно этого участка с гротом в Хевроне. Для патриарха Авраама было принципиально важным приобрести именно эту пещеру для погребения Сарры. Почему?
Кенотаф над гробницей праматери Сарры
Мидраш – Устная Тора, дополняет библейское повествование: «Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, которого хотел заколоть для трех своих таинственных гостей – ангелов. Вол привел его прямо к пещере Махпела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того первозданного света, который Бог уготовал для праведников и вдохнул сладостный аромат, исходящий из Эдемского сада. Авраам услышал голоса ангелов: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Исаак и Иаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера является входом в Эдемский сад, и именно с тех пор он хотел получить её для захоронения».
Книга «Зоар» подтверждает повествования Мидрашей, сообщая о том, как праотец Адам после изгнания из Эдемского сада однажды проходил мимо и узнал в свете, исходящем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш земной мир и мир Горний, туннель, по которому поднимаются к Богу наши молитвы, а души попадают в Вечность после смерти тела. Поэтому завещал Адам похоронить себя только в этой пещере.
Продавая пещеру Махпела, хеттиец Эфрон не догадывался о её святости. Он не видел в этой пещере ничего ценного и первоначально даже хотел отдать её Аврааму даром, без всякой оплаты. Но приобретенная собственность была наделена гарантией того, что в будущем потомки Авраама смогут владеть этим местом и считаться полноправными хозяевами. В присутствии всех хеттийцев Авраам подписал договор с Эфроном, причем было определено точное расположение земельного участка и его границы.
Лишь после того, как сделка была оформлена письменно, и законное право собственности на пещеру было определено на все грядущие времена, Авраам похоронил жену. Причем, Мидраш подробно описывает погребение Сарры, которое сопровождалось чудесными явлениями: «Стоило Аврааму войти в пещеру с телом Сарры, как Адам и Ева поднялись из своих могил и направились на встречу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: – «Теперь, когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои добродетели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучились больше от стыда», – сказал им Авраам. Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Ева упиралась до тех пор, пока Авраам не захоронил её снова».
Тайна пещеры Махпела
Древнееврейское название מַּכְפֵּלָה «Махпела» интерпретируется в раввинистической литературе, как указывающее на двойную пещеру или относящееся к парам, похороненным там.
В погребальном гроте Махпела, согласно талмудическим источникам (Вавилонский Талмуд: Бава-Батра, 58а; Берешит-рабба, 58), были погребены праотец Адам и Ева, а также патриархи Авраам, Исаак и Иаков, и их жены–праматери: Сарра, Ревека и Лия. Захоронение в Хевроне четырех пар праотцев выражено ещё в одном древнееврейском названии Хеврона – קִרְיַת־אַרְבַּע «Кирьят-Арба».
А само слово חֶבְרוֹן «Хеврон» восходит к корню, состоящему из букв хет, бет, реш. Из тех же букв образуются слова хавер, хибур и.т.д. Все они близки по смыслу и означают – «объединение». То есть, получается, что Кирьят-Арба – место объединения четырех пар (на иврите אַרְבַּע «арба» – четыре). Таким образом, изначально Хеврон в сознании израильтян утвердился как «город Праотцев».
Когда мы говорим о מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה «Меарат ха–Махпела», или в русской традиции – Пещера Праотцев, как правило, мы имеем в виду грандиозное сооружение над самими пещерами. Спуститься же во внутрь, в сами пещеры, где погребены библейские патриархи, за всю историю Хеврона довелось всего нескольким людям.
Примечательно, что возведение этого монументального сооружения, находящегося в центральной части современного Хеврона со стенами высотой 12 м, принадлежит царю Иудеи – Ироду Великому. Это величественное строение состоит из каменных блоков (наибольший из них 7,5 х 1,4 м). Каждый последующий блок нависает на предыдущий всего лишь на 1,5 см. Верхняя грань блоков шире нижней. Поверхность стен Меарат ха–Махпела напоминает Западную Стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме.
Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши. В византийскую эпоху южная оконечность здания была превращена в церковь, освященную в честь патриарха Авраама. Это никак не сказалось на возможности евреев посещать эту святыню. Христиане входили через одни ворота, евреи – через другие. В VI в. по Р.Х. со всех четырех сторон были построены галереи. Завоевав Палестину, арабы поручили евреям, в благодарность за их поддержку, надзор за пещерой. Надзиратель за святыней получил титул «служитель отцов мира».
В период арабского завоевания Хеврон переименовывают в «Масджид Ибрагим» (Мечеть Авраама). Пещеру Махпела мусульмане до сегодняшнего дня почитают не только как могилу Авраама, но и как место, над которым пролетал пророк Мухаммед во время своего путешествия на небо. Согласно арабской легенде, когда пророк Мухаммед летел на коне в Иерусалим, над Хевроном он услышал голос архангела Джебрила (Гавриила): «Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама».
Кенотаф над могилой патриарха Авраама
В IX в. по Р.Х. здание кенотафа Иосифа (согласно мусульманской традиции в Пещере Праотцев был также захоронен и Иосиф Прекрасный, тело которого было вывезено из Египта во время Исхода) заблокировало центральный вход, а впоследствии он был прорезан с восточной стороны стены. Время существующего строения датируется 1118-1131 гг. по Р.Х. (правление Балдуина II).
До наших дней сохранились некоторые записи паломников, посещавших Хеврон в раннем средневековье. Вот, например, что записал паломник-иудей Биньямин из Туделлы в 1173 г.: «А в долине находится возвышение, называемое Авраам. Иноверцы воздвигли там шесть гробниц, назвав их именами Авраама, Сарры, Исаака, Ревеки, Иакова и Лии, и говорят заблуждающимся, что это и есть гробницы праотцев. Если еврей заплатит сторожу исмаильтянину, тот откроет для него железные ворота в пещеру. Оттуда нужно спускаться со свечой в руке до третьей пещеры, где находятся шесть могил. С одной стороны могилы Авраама, Исаака и Иакова, а напротив могилы Сарры, Ревеки и Леи».
О том, что за «бакшиш» существовала возможность проникнуть в сам погребальный склеп праотцев, свидетельствуют Петахья из Регенсбурга, а также Яаков бен Натаниэль Кохен. Благодаря записям паломников можно заключить, что погребальный склеп праотцев представлял собой двойную пещеру, соединенную проходом, возможно, что имеется ещё одна, внутренняя пещера.
Но в 1267 г. мамлюкский султан Бейбарс I запретил христианам и евреям вход в молитвенные залы Меарат ха–Махпела, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее – на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени. Это отверстие, проходящее через всю толщу стены в 2,25 м и ведущее внутрь пещер под полом строения, впервые упоминается в 1521 г. и, по всей видимости, было проделано по просьбе евреев Хеврона по уплате ими значительной суммы.
Декрет султана Бейбарса I о запрете на посещение неверными-инославными Меарат ха–Махпела соблюдался до ХХ столетия. Хотя были и исключения, так в 1862 г. благодаря специфическим отношениям Турции и Великобритании османские власти Хеврона разрешили посетить пещеру Махпела принцу Уэльскому Эдуарду, который имел личное разрешение самого султана Абдул-Азиса I. Таким образом, он стал первым христианином, который спустя шесть столетий (с 1267 г.) смог попасть в Меарат ха–Махпела.
Только в 1967 году, после Шестидневной войны, доступ инославных (евреев и христиан) был вновь официально открыт после 700-летнего перерыва. Сегодня территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса функционирует как синагога.
Сам погребальный склеп библейских патриархов с архаичных времен был окружен загадками. Рассказы и легенды, которые начали слагаться вокруг пещеры праотцев в Хевроне, пронизаны мистикой и таинственностью.
Так, в одном из рассказов сообщается о том, что после падения Первого Храма в Иерусалиме Господь послал пророка Иеремию в Хеврон на могилу праотцев с вестью о случившемся, и тогда, узнав о падении Храма, праотцы разорвали на себе одежду и горько заплакали.
В 1643 году Махпелу посетил султан Оттоманской империи. При осмотре мечети султан случайно уронил свою саблю в отверстие в полу, через которое она попала в погребальный грот патриархов. По приказу султана за саблей были на веревках спущены несколько слуг, но всех их извлекали из пещеры мертвыми. Местные жители-мусульмане даже под страхом смертной казни отказывались спускаться в грот. Тогда один из советников султана посоветовал ему потребовать от евреев достать саблю.
Аврам Азулай (автор нескольких книг, включая наиболее известную «Хесед ле-Авраам») взял на себя эту миссию и спустился в пещеру. Там он встретил Адама с Евой, Авраама с Саррой и других праотцев, которые объявили ему, что он должен покинуть земной мир. Однако для того, чтобы гнев султана не спровоцировал преследование евреев Хеврона, Аврааму Азалаю было позволено быть первым в истории человеком, вернувшимся из пещеры праотцев. Сабля была возвращена султану, а спустя сутки Авраам Азулай умер.
Территориально Хеврон входит в так называемый «Иерусалимский спелеорайон». Этот регион впечатляет своим разнообразием спелеоформ. Так, известняки Офры – это огромные каровые поля, прорезанные вертикальными каминами глубиной до 50 метров, известняки Бейт-Шемеша – развитые горизонтальные пещеры, район Вифлеема и Хеврона – целые карстовые системы, часто обводненные подземным коллектором.
С древних времен пещеры в этом районе использовались человеком как склады, помещения для жилья, загоны для скота, мастерские и т. д. Сегодня на углу величественной Меарат ха–Махпела можно увидеть классический карстовый провал диаметром в 6 метров и глубиной в 5 метров. Дно провала зацементировано, а экскурсоводы на вопрос, что это за углубление, уже несколько десятков лет отвечают, что это – «бассейн». На самом деле, по геологической карте это – обнаженный фрагмент разлома, который в 30 км восточнее заканчивается активным ручьем, впадающим в Мертвое море.
После того, как 8 июня 1967 года в ходе Шестидневной войны Хеврон был захвачен Армией Обороны Израиля, и вход в здание над погребальным склепом патриархов был вновь разрешен не мусульманам, многими предполагались попытки проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети (в который когда-то упала сабля султана). Диаметр проема не превышал 30 см.
О первом после 700-летнего перерыва посещении погребального склепа повествует Моше Даян (экс-министр обороны Израиля) в своей книге «Жить с Библией»: «Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. …Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом она сделала фотоснимки и наброски увиденного карандашом. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х в. по Р.Х., ниши, ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан, мало того, на фотоснимках не было видно следов двери».
Сама Михаль позднее описала свою спелеологическую экспедицию:
«В среду, 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела. …
Машина тронулась, и вскоре мы были в Хевроне… Я вылезла из машины, и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и её ступеньки упирались в заделанную стенку… Я вымерила шагами узкий коридор: он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой 25 см. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота – примерно одному метру.
Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься. Михаль».
Кроме этого описания погребального склепа под Меарат ха-Махпела, более подробного просто не существует. Благодаря этому скромному описанию мы, хоть приблизительно, сможем представить внутреннее помещение погребального грота патриархов.
Сегодня проем, по которому спускалась в склеп Михаль, закрыт каменной плитой, больше в подземелье никто не спускался, за этим пристально следят надзиратели мечети и израильская полиция. Единственное отверстие в грот, которое открыто, – это отверстие, находящееся под балдахином на четырех столбах, в которое опускают по мусульманскому обычаю неугасимую лампаду. Мерцание горящей лампады можно увидеть, заглянув внутрь отверстия. Свет лампады призван напоминать всем посетителям Меарат ха-Махпела о том свете райского сада, который, по преданию, именно здесь увидел праотец Адам.
Полемика вокруг места захоронения праотца Адама
Первохристианское предание о погребении Адама, как мы указывали выше, связано с возвышением за Иерусалимской крепостной стеной, где был распят Господь Иисус Христос. Это место называлось горой Голгофой. Об этом писал ещё Ориген, говоря, что «на Лобном месте, где иудеи распяли Христа, покоилось тело Адама, и пролитая кровь Спасителя омыла кости Адама, оживотворив в его лице весь человеческий род».
В IV в. по Р.Х. это предание стало почти общепринятым. У Псевдо-Афанасия мы можем прочесть, что Христос пострадал на том месте, «где, как говорят еврейские учителя, была могила Адама». Св. Епифаний в Панарионе указал даже, что на Голгофе действительно был найден череп Адама. Эту же традицию поддерживали св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви.
В Евангелии Господь часто называет Себя Сыном Человеческим, что на древнееврейском звучит как בֵן-אָדָם «Бен Адам» – «Сын Адама». В Церкви развивается учение о Христе как типологическом соответствии первому человеку. Апостол Павел говорит о Христе как о «новом», «втором» Адаме. «Первый Адам был создан душой живою – писал св. Амвросий Медиоланский, –второй же есть Дух животворящий. Сей второй Адам – Христос». Господь Иисус Христос осмысливался в святоотеческом учении как своего рода антитип Адама. Если библейский праотец впал в первородный грех и обрек человечество на смерть, то Христос, второй Адам, очистил людей от греха и избавил от смерти.
Типологическое сближение Христа и праотца Адама повлекло за собой и сближение, а также отождествление святых мест, связанных с ними. Параллельно начали существовать две традиции, каждая из которой утверждала, что библейский праотец Адам погребен по одной версии в Хевроне, а по другой – в Иерусалиме на горе Голгофа. Мало того, блаж. Иероним Стридонский в комментарии на послание к Ефесянам (5:14) высказывал даже сомнение в том, что могила Адама находилась на месте распятия Христа. Столь же критично относились к этой версии и другие церковные писатели. Английский паломник Зевульф, посетивший Иерусалим в эпоху крестоносцев, а также Иоанн Вюрцбургский, описавший святые места Палестины, которые, несомненно, были знакомы с традицией почитания Голгофы как могилы Адама, тем не менее, утверждали, что Адам погребен в Хевроне.
Как примирить эти две имеющие право на существование традиции? Свет проливает апокрифическая рукопись «Пещера сокровищ», датированная VII в. по Р.Х., написанная на сирийском языке. В этом манускрипте рассказывается о том, что патриарх Ной спас от потопа останки Адама и Евы и после завершения потопа они вновь были погребены в Хевроне. Только череп и две кости патриарх Ной завещал Симу – своему сыну, захоронить в Иерусалиме, где по архаичному представлению находился центр земли.
Следует отметить, что талмудические источники отождествляют сына Ноя Сима и Мелхиседека, царя Салимского, утверждая, что это одно и то же лицо (на языке оригинала מלכי-צדק «Малки-Цедек» означает «царь мой праведный» или «царь праведности», что по утверждению некоторых экзегетов не может являться именем собственным). Ну а если сравнить годы жизни Сима и Авраама, то можно увидеть, что Сим действительно мог жить во времена Авраама, что позволяло иметь место их легендарной встрече после победы Авраама над коалицией монархов Междуречья.
А этот факт допускает гипотезу, согласно которой Сим лично подтвердил Аврааму с одной стороны факт возвращения после Потопа останков Адама и Евы в погребальный грот Махпела, а с другой стороны – перенесение, согласно завещанию отца – патриарха Ноя, главы и двух костей в древний Салим (Иерусалим), где он сам поселился после Потопа и был «священником Бога Всевышнего (Быт.14:18)».
Таким образом, объясняется и древнее название горы «Голгофа», которая на иврите звучит как «Гульголет» (גוּלגוֹלֶת), что переводится как «череп». Следовательно, два предания не противоречат одно другому – будучи погребенным в Хевроне, глава праотца Адама была перенесена в Иерусалим и предана земле на том месте, где впоследствии будет распят Господь Иисус Христос, Кровь Которого попав на останки библейского праотца смоет первородный грех.
Фактически этим малоизвестным сирийским апокрифом объясняется, откуда иконописная традиция Православной Церкви восприняла изображение черепа и костей в основании Голгофского Креста.
Придел Адама. Расщелина под Голгофой. Храм Воскресения Христова
Сегодня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в приделе Распятия в скальной породе можно увидеть расщелину (следствие землетрясения, которое сопровождало смерть Спасителя), по которой Кровь Сына Божия, согласно Преданию, попав на череп праотца Адама омыла грех первого человека. Именно здесь, еще во времена крестоносцев, в Храме Воскресения на этом месте была освящена капелла-часовня в честь праотца Адама.
О смерти Адама и Евы, мир Им
Народ Пророка Ибраһима решил отомстить Ему за то, что Он разбил их идолов и этим показал ничтожество этих идолов. После того, как Пророк Ибраhим победил в споре с Нумрудом, представив ему неопровержимые умственные доказательства, Нумруд со своими подчиненными решили сжечь Его в огне, и так наказать Его.
Сказано в Священном Кур`ане (Сура «Ас—Саффат», Аят 97):
﴿قَالُواْ ٱبْنُواْ لَهُ بُنْيَانًا فَأَلْقُوهُ فِي الْجَحِيمِ﴾
Это означает: «Нумруд сказал: «Постройте катапульту, и бросьте с нее Ибраhима в огонь»».
А также сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Анбия`», Аят 68):
﴿قَالُواْ حَرِّقُوهُ وَٱنصُرُواْ ءَالِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ﴾
Это означает: «Нумруд сказал: «Сожгите его в огне и отомстите вашим идолам, если вы хотите, чтобы идолы победили».
Неверующие начали готовить костер для Пророка Ибраһима, собирая отовсюду дрова. Так они хотели отомстить Ему за своих идолов, которых обожествляли. Их ненависть к Пророку Ибраһиму и жажда мести была настолько сильной, что даже больные женщины давали обет собрать дрова для этого костра, если выздоровеют.
После того, как было собрано огромное количество дров, неверующие выкопали глубокую яму и сложили в нее дрова. Затем они разожгли костер. Вспыхнуло яркое пламя и стало разгораться с необыкновенной силой. Вверх взлетали огромные искры, подобно которым еще никогда не было. Огонь был настолько сильным, что люди никак не могли даже подойти к нему и бросить в него Пророка Ибраhима. Тогда они соорудили катапульту, чтобы забросить Его в огонь издалека. Неверующие связали Ему руки и положили на чашу катапульты. Пророк Ибраhим, мир Ему, сильно уповал на Своего Создателя, и когда Его бросили в огонь, Он произнес такие слова:
«حَسْبُنَا اللهُ وَنِعْمَ الوَكِيْل»
Это означает: «Наше упование – на Аллаhа, только Он дарует защиту от вреда». Передал Аль-Бухарий от Ибн ‘Аббаса.
По Воле Аллаhа огонь не сжег Пророка Ибраhима, мир Ему, и даже Его одежда осталась целой, так как огонь не создает сжигание, а это создает Аллаh.
В Священном Кур`ане сказано (Сура «Аль-Анбия`», Аят 69):
﴿قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ﴾
Это означает: «Аллаh сделал так, что огонь стал прохладным для Ибраhима и не сжег Его».
По Воле Аллаhа, этот сильный огонь был прохладным и безопасным для Пророка Ибраhима, мир Ему. Некоторые ученые говорили, что огонь сжег только веревки, связывавшие Его руки. Некоторые ученые-саляфиты передали, что в тот момент перед Пророком Ибраhимом появился Ангел Джабра`иль, мир Ему, и спросил: «О, Ибраhим, нужна ли тебе какая-нибудь помощь?» На что Пророк Ибраhим, уповая на Всемогущего Творца, ответил: «Я не нуждаюсь в тебе».
После того, как потухло пламя этого огромного костра и рассеялся дым, люди увидели, что Пророк Ибраhим жив и здоров, и что огонь нисколько не повредил Ему. Так они увидели Чудо своими глазами. Но, даже, несмотря на это, они по-прежнему остались в своем заблуждении и не уверовали в Пророка Ибраhима, мир Ему.
Аллаh не дал неверующим победить. Они хотели отомстить за своих идолов, но в результате сами потерпели поражение.
В Священном Кур`ане сказано (Сура «Аль-Анбия`», Аят 70):
﴿وَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَخْسَرِينَ﴾
Это означает: «Неверующие хотели наказать Ибраhима, а вместо этого они сами получили мучительное наказание от Аллаhа».
А также сказано в Кур`ане (Сура «Ас—Саффат», Аяты 97-98):
Могила Авеля — могила гиганта?
Могила Авеля, по преданию, находится на вершине холма, в мечете, построенной тут в конце XVI в. Она служит местом паломничества шиитов и друзов. Сотни иранцев ежедневно приезжают сюда, чтобы поклониться Авелю как первой невинной жертве сил зла, т.е. первому мученику.
Следы гиганта, найденные экспедицией профессора Мулдашева в Сирии, привели наших ученых к могилам великанов. О том, кто их охраняет и что там можно обнаружить, Эрнст Мулдашев рассказал читателям «Агрументов и фактов».
— МНОГИЕ легенды мира повествуют о гигантах, великанах, титанах… Почему же никто не находил гигантских человеческих костей? Ведь находят же кости динозавров…
— Вполне возможно, что древние гиганты не предавали тела умерших земле, как мы. Ведь даже в современном мире все народы хоронят людей по-разному. Например, в Индии принято сжигать покойных, а пепел сбрасывать в воду. Но мне кажется, что древние люди помещали тела умерших собратьев в саркофаги, где тело дематериализовывалось и превращалось в некие сгустки энергии, которые использовались живыми людьми в разных целях. Таким, возможно, был «последний путь» усопшего в древности. Поэтому костей гигантских людей можно и не найти.
— А вы нашли?
— Нет, костей мы не нашли. Но могилы древних гигантов обнаружили.
— Расскажите об этих могилах подробнее.
— Наиболее известная и значимая — могила Авеля — сына Адама и Евы, расположенная недалеко от Дамаска. Огромное число паломников из арабских стран приезжает сюда на поклонение. Охраняют эту могилу вот уже более 300 лет представители течения ислама, называемого «друзы», которые признают Иисуса Христа и говорят на сирьякском диалекте арамейского языка — прижизненного языка Иисуса.
Надгробье могилы Авеля представляет собой гранитное сооружение длиной 5 метров 71 см и шириной 1 метр 80 см. На боковой стенке надгробья имеются отверстия, через которые можно ощутить странный запах.
— А не предпринималось ли попыток вскрыть и изучить могилу?
— Это будет считаться осквернением могилы. Мусульмане не допустят этого никогда.
— Вы говорили о нескольких могилах гигантов…
— В результате долгих поисков недалеко от города Алеппо в Сирии нам удалось найти место, где было несколько могил гигантов, которым поклонялись люди. Но, как рассказали местные жители, несколько лет назад ортодоксальные мусульмане разрушили их, разровняв надгробья бульдозером. Здесь, кстати, было бы возможно провести археологические раскопки, хотя… реакция местного населения может быть непредсказуема.
В 20 км от этого места на вершине холма нам показали еще одну могилу гиганта, которую местные жители называли «могилой 7,5-метрового человека». Гиганта звали Мухаммед Аттауль, что переводится как Мухаммед Высокий. Он, по преданиям, пришел сюда из Йемена, был чудотворцем, знал наречие арабского языка, на котором говорил пророк Мухаммед. Здесь он погиб и был похоронен. Два года назад ухоженную доселе могилу гиганта разрыли искатели кладов, но были пойманы и посажены в тюрьму. А сейчас местные крестьяне восстанавливают ее своими силами: они уже оконтурили ее крупными камнями и выложили вокруг каменный забор. Длина могилы — 7,75 метра, ширина — 2,20 метра.
— Вы действительно верите, что в этих местах захоронены гигантские люди?
— Никто не может доказать это, не раскопав могилу и не найдя костей. Но власти Сирии вряд ли пойдут на то, чтобы дать разрешение на вскрытие их могил.
Однако целый ряд косвенных свидетельств позволяет думать о том, что гиганты, вполне возможно, жили на Земле даже не в такой уж далекий исторический период. Например, на Востоке существует очень подробное описание Будды. Из этого описания, называемого «60 особенностей и 32 характеристики Будды», явствует, что Будда имел огромный рост, перепонки между пальцами рук и ног, втягивающийся половой член, 40 зубов… что сходится с описанием людей предыдущей цивилизации — атлантов. А почему мы должны игнорировать легенды о великанах и титанах? Почему мы не должны брать в расчет явные отпечатки следов гиганта в Айн-Даре? И наконец, почему мы должны считать мистификацией реальные гигантские могилы, которым поклоняются люди с момента захоронения гиганта?
— Если вам, Эрнст Рифгатович, задать вопрос «Откуда в столь сравнительно поздний исторический период появлялись на Земле гиганты?», то вы, скорее всего, ответите — «Из Шамбалы».
— Легенды о подземной Шамбале, как и легенды о гигантах, существуют во всех уголках земного шара с очень давних времен, с тех времен, когда нормальных коммуникаций-то между странами не было. И, наверное, если верить легендам, там, на Тибете, мы не зародились от обезьяны, а были клонированы людьми предыдущей цивилизации — атлантами, мертвые города которых до сих пор можно встретить на земном шаре.
Где похоронены первые ветхозаветные люди?
По мусульманским преданиям первое здание или палатку над чёрным камнем построил пророк Адам , а, собственно, первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней Ибрахима.
Ну наконец христиане должны иметь тоже свою легенду на счёт могилы первого человека Адама. Так вот, по преданию Адам умер в старости, аж в 930 лет, но тогда люди жили и больше, известны и родственники Адама долгожители 969 лет прожившие. Да и Ева прожила 940 лет. Умер Адам мирно, со всеми простился, с детьми которых было более ста и с сотнями внуков, всем заповедовал молиться и любить Бога. Даже по преданию известно что он умер в пятницу в шестом часу дня. Всё человечество земли оплакивало его. И похоронили правда согласно еврейской легенде в Израиле, в Хевроне рядом с Домасковом полем, где потом вырос Мамврийский дуб под котором Аврааму и Сарре явилась ветхозаветная Троица.
Однако тело Адама там лежало только до всемирного потопа. Предок Адама по имени Ной выкопал из земли мощи Адама и взял их с собой в ковчег в надежде, что предок Адам ему с того света поможет пережить это всемирное наводнение. Когда потоп закончился, то мощи Адама разделил Ной между тремя сыновьями, как это модно и сейчас по частицам мощи делить чтобы возить в такое небольшое турне то ручку, то ножку того или иного святого. Был у Ноя сын по имени Сим вот ему почему-то досталось кость от лба Адама. Видимо Симу эта часть мощей Адама не понадобилась и он поступил гуманно по христиански, взял и закопал кость от лба Адама на одной пустынной горки Израиля. Но всё же Адам человек великий, то Сим и могилу сверху насыпал великую, большой холм. Вскоре у той могилы появился город с названием Иерусалим, а могильный холм остался за стеной города и место то стали называть ЛОБНОЕ МЕСТО. Вот там и был распят на могиле Адама Иисус Христос. Теперь под распятиями Христа часто изображают череп чтобы мы христиане не забывали, что под Лобном местой (Голгофой) покоится Адам.
Сам Ной имеет своих могил ещё больше. Про Ирак мы уже вспоминали. Ещё его могилу показывают в Мекке, и в Турецком городе Джизра. Однако могилу Ноя обнаружил у себя на земле и маленький Азербайджан. Оказывается в Советском Союзе не только в Армянском Арарате пережил коммунизм ковчег Ноя, но и сам Ной затаился и покоился в Азербайджанском городе Нахичевань.
Могила Авеля
Проснулся рано — петухи разбудили. Вторые или первые? Долго лежал без сна, пока не рассвело и пока не обозначилась на стене икона «Сошествие во ад». Воскресший Христос протягивает руку Адаму, выводя его из ада. А вот в эти тысячелетия со времени первородного греха, знал ли Адам, что смерти не будет, что Иисус спасет его? Он ожидал Страшного суда? Знал о нем? И какое время в загробном мире было для него? Было это время забвением или переживанием? В слове «переживание» два смысла: раскаяние и жизнь, которая проживается, пере-живается в ожидании прощения. Страшно подумать, какое количество наших земных лет ждал Адам Христа. Воды потопа заливали землю и высыхали, Чермное море расступалось перед Моисеем, Вавилон созидался и рушился, Содом и Гоморра горели и проваливались, Пальмира зеленела и цвела среди пустынь, Карфаген стоял, Македонский щурился от сухого пыльного ветра Малой Азии, пророки говорили и умолкли, а Адам всё упокоен бысть, лишенный небес, в земле. Соблазнённый, поддавшийся искушению, низвергнутый с небес, добывавший в поте лица хлеб свой, Адам видел вражду сыновей и пережил первое убийство на земле, убийство Каином брата Авеля.
Помню, как я вздрогнул, как пересеклись времена в той летящей точке вечности, когда наша машина летела в сирийское селение Маалюля, к месту подвига первомученицы Феклы, и переводчик, махнув рукой вперед и вправо, сказал:
— Вон могила Авеля.
— К-какого Авеля?
— Библию читают в России? Авель и Каин — сыновья Адама и Евы. Каин из зависти убил Авеля, вон его могила.
А машина наша, набитая электроникой, летела и летела. Голова была безсильна понять моё состояние. Только сердце могло вместить это соединение времён, когда нет ни смерти, ни времени. Вот могила Авеля, а только что мы были в разбомбленной израильтянами Эль-Кунейтре. И ездили смотреть одно из чудес света — Пальмиру, стоявшую когда-то на перекрестке всех дорог. Стрелки ящериц бежали по растресканным колоннам, по античному мрамору да настойчивые арабы предлагали проехать сто метров на верблюде. Как изъяснить, что именно нам преподнесены как на блюдечке все времена. Вчера вечером ходил по Дамаску, пришел к дому врача Анании, который исцелил слепого гонителя христиан Савла. Потом его спустили из окна в корзине, ибо уже вышел приказ правителю Дамаска арестовать Савла — узнали, что он ревностный защитник Христа. И вот я трогаю камни, помнящие апостола Павла, и говорю вслух апостольские слова: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите. Духа не угашайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла». Как же все рядом!
Переводчик мой дремлет, кажется даже, что дремлет и водитель Хусейн, а машина летит сквозь пылающий прозрачным пламенем воздух пустыни.
Пожалуй, не буду рассказывать им, как я вчера искал мечеть Омейядов, в ней, сказали, глава святого Иоанна Крестителя. Я сбежал от переводчика, сказав, что мне надо полчаса, и стал спрашивать встречных, где мечеть. Видимо, у меня был такой напряженный, нетерпеливый вид, что какой-то араб бегом привел меня в общественный туалет. «Но, но! — закричал я. — Церковь, кирха, мечеть, минарет, муэдзин, мулла, Аллах!» Но он опять не так понял.
Опять же бегом притащил меня в общественные, дымящиеся ароматным паром бани, где по периметру сидели закутанные в простыни, распаренные арабы. «Господи! — закричал я, вздымая руки к небесам. — Помоги!» И араб наконец понял. Бегом прибежали мы к мечети. Около нее мне пришлось заплатить ему за усердие. На мостовой перед входом были сотни пар обуви. Разулся и я, сильно мучаясь мыслью, что при выходе не найду свои туфли, и вошел внутрь. Потихоньку пробрался к часовенке посреди мечети, вспоминая прочитанное о строительстве её: мечеть Омейядов стоила двенадцать миллионов динаров, а динар — это монета, в которой больше четырех грамм золота. Самый высокий минарет мечети Омейядов — минарет Иисуса Христа. Мусульмане верят, что именно сюда опустится Иисус перед Страшным судом. В мечети враз молятся более семи тысяч человек. Я поклонился мощам святого первомученика, первоапостола, первопророка Нового времени, последнего пророка Ветхого Завета, славного Предтечи второго пришествия Христова Иоанна Крестителя. Таково его полное наименование. Вышел и в самом деле долго искал свою обувь. Переводчик, увлеченный разговором по телефону, даже и не заметил моего отсутствия.
Теперь несёмся в Маалюлю, место христианки первомученицы Феклы.
— Сирийское государство простиралось от Индии на востоке до Испании на западе, — заговорил переводчик, выключив мобильник. — На север до Армении. Египет, Судан, Мадагаскар, Сенегал, Сомали, — все входило в нашу империю. Христианство в Грузии получено от сирийского священника.
— А у вас когда появилось христианство?
— Когда мы были провинцией Рима, затем провинцией Византии. Далее арабский халифат, далее распад халифата, сельджуки, крестоносцы… Переводчик стрелял очередями.
— Да, — и я сказал доброе слово о Сирии. — Антиохия, Алеппо — эти слова мы знаем давно. Павел Алеппский, ваш писатель, был в России при царе Алексее Михайловиче и оставил записки. Мы их знаем и все время переиздаем. Он попал к нам в Великий пост, был на церковных службах и постоянно в записках восклицает: «У русских железные ноги! Все русские войдут в рай!»
Приехали. Будто в честь этого муэдзин закричал на всю округу через усилители:
— Ар рахман, Ар рахим, Аль хаил, Аль дисабар, Аль кахар, Аль вахед, Аль ахар… — и так далее, то есть перечислялись девяносто девять превосходных степеней качества Аллаха. Например: единственный во всех единствах. Аль азиз, Аль кадер, Аль мумид… Торговцы выходили из лавочек, постилали под ноги коврик и делали поклоны в сторону Мекки.
Переводчик мой вздохнул, сложил руки домиком и просто поклонился разок.
— Сейчас вверх, — указал переводчик, — к церкви, там вечнозеленый куст, источник, потом дальше и обратно по расщелине, которая сделана Богом и которая спасла Феклу от преследования солдат и родителей. — Переводчик вздохнул.
Я истолковал этот вздох как переживание трудностей пути и попросил:
— А можно я проделаю этот путь один?
— А вы не заблудитесь? — оживился переводчик.
— Да тут негде и заблудиться. Прямо вверх, направо и вниз. Через час встречаемся. В церкви не было никого. То есть так нельзя говорить о доме Божием. Господь был в церкви, и я Ему молился о родных и близких, о себе грешном, о милом Отечестве. Потом пил из источника и взял на память один маленький листочек от вечнозеленого куста. Как далеко было видно. Тут, где-то рядом, деревни, где говорят на арамейском языке, языке, которым пользовался и Господь. Вот туда — Голанские высоты, туда — источник Иордана, там Палестина, Израиль, одно море, Турция, другое море и — Россия. В этих камнях только Божией милостью может быть источник, куст, остальное выжжено, выгорело. Слышно было в тишине, как где-то потрескивают раскаленные камни. Если бы не ветер, иногда налетающий, я б задохнулся.
Как же тут все рядом. Каин убил Авеля, я скоро увижу его могилу, а вскоре уже стучали топоры строителей Ноева ковчега, а там появился соляной столб, в который превратилась жена Лотова, обрушились стены Иерихона, кровь лилась в пыль и покрывала дороги человечества красным цветом, а падший денница все хихикал и всё подбавлял соблазны и злобы в сердца людей. Пришёл Спаситель, взошёл за нас на крест. И в Него, наше единственное спасение, поверила бежавшая сюда первомученица Фекла. Совсем молодая, принявшая в сердце Христа, она верила и знала, что Спаситель не оставит её. Её загнали в эту впадину, деться было некуда. Даже, наверное, гоготали преследователи: мол, сейчас, сейчас заарканим. Но, по молитве святой, расступились горы, и она скрылась в расщелине, пробежала по дну длинного нерукотворного ущелья и скрылась.
Вот и я, грешный, иду по этому ущелью. Никто за мной не гонится, ничто мне не угрожает. Но, может быть, главное, зачем мы едем и идем в святые места, — чтобы задать себе вопрос: а ты смог бы так же пострадать за Христа? Ведь вера в Спасителя проверяется только одним — готовностью отдать за Него жизнь. «Вы еще не до крови сражались», — говорит апостол Павел. Внизу я стал расспрашивать переводчика о том, далеко ли гора Ермон, о которой в Псалтыри говорится: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». По преданию, Преображение Господне могло произойти и на Ермоне. Но переводчик не знал. А может, это было далеко. Еще про Сирию я знал, что тут были земли библейской Кесарии Филипповой и что, по преданию, у озера Фиал Спаситель впервые сказал ученикам о Его грядущей земной кончине.
Переводчик снова задремал, но перед подъездом к могиле Авеля очнулся и включил текст:
— Недалеко Сиднайя, женский монастырь, икона Святого Луки. Здесь пересечение путей с востока на запад, с севера на юг. Торговля шелком, жемчугом, стеклом, водой, оружием, слоновой костью, коврами, невольниками. Здесь, в золотых цепях, вели объявившую себя императрицей Востока Зайнобил. При Аврелиане было восстание, перебили гарнизон римлян. Мы не терпим иностранного владычества. Да, забыл сказать, что Маалюля по-арамейски означает «вход». Здесь также вы не встретите споров меж шиитами и суннитами, ибо мы считаем, что любой араб — потомок Муххамада. Антиохийское государство, султан Салах-ад-Дин, герой арабской нации, первым начал борьбу с крестоносцами и в 1192 году освободил курдов, армян, черкесов. Салах-ад-Дин — герой разговоров в европейских салонах. Я слушал вполуха. Все равно всего не запомнишь. Мне главное — христианские святыни.
Поднялись на взгорье. Площадка для стоянки была забита туристическими автобусами. Мы приткнулись сбоку. Но у могилы было так шумно, накурено, так яростно что-то говорила девушка в зеленых брюках, тыча в пространство сигаретой, что я повернул обратно. Мне почему-то показалось, что я ещё сюда приеду. Уже отдельно, уже по несуществующему пока православному маршруту. А сейчас чего я буду держать переводчика, которому все безумно скучно. Еще попрошу побывать в Алеппо да спрошу, где можно поклониться святому Иоанну Дамаскину. Спросил.
— А! — воскликнул переводчик, — Иоханне Дамашкия? Это в Дамаске. Он оживился, так как мы поехали домой. Вечером я ещё побывал у дома Анании и около мечети Омейядов, у её минаретов, пытался представить Дамаск времен Христа, но было трудно. Еще и оттого я был печален, что переводчик не смог указать на место, связанное со святым Иоанном Дамаскином. Утешал себя тем, что главное место подвигов святого было в монастыре Саввы Освященного в Иудейской пустыне, в котором я уже бывал. И все-таки впечатление от Сирии осталось светлым и благодарным. Здесь сохранилось христианство, Антиохийский Патриархат второй после Иерусалимского. Здесь, важно заметить, самое большое количество русских жен у арабов, здесь любят Россию, здесь не любят политику Америки и Израиля. Но здесь и самое доброе отношение к любым национальностям.
Улетал я из Сирии, стараясь сохранить в себе то мгновение, когда показалось, что нет времени, что всё рядом, что вот только вчера брат убил брата, еще не высохла земля на могиле, и что сегодня утром на рассвете бежит ко Христу святая Фекла, ученица апостола Павла. А сам апостол идёт в Рим, зная, что идёт на смерть.
Но так же знал о своей земной кончине и Иисус Христос, Учитель апостола. Иначе поступить Он не мог. Своей Крестной смертью Он спас всех нас.
Владимир Крупин, 1989 г.
***
От автора. Это написано 26 лет назад. Всегда с любовью вспоминал Сирию. И какой болью отзывались известия о захвате её пространств людьми без роду, без племени, теми, кто может только убивать. И убивать за деньги.
Неправильно думать и говорить, что ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) — это исламское государство. Его мракобесные планы власти над миром — это не ислам, не мусульманство. Пророк Мухаммад никогда не говорил, что ислам надо навязывать всему миру, он только для арабов.
Где нефть, там деньги. Где деньги, там кровь. А не будет нефти?..
По мусульманским преданиям первое здание или палатку над чёрным камнем построил пророк Адам , а, собственно, первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней Ибрахима.
Ну наконец христиане должны иметь тоже свою легенду на счёт могилы первого человека Адама. Так вот, по преданию Адам умер в старости, аж в 930 лет, но тогда люди жили и больше, известны и родственники Адама долгожители 969 лет прожившие. Да и Ева прожила 940 лет. Умер Адам мирно, со всеми простился, с детьми которых было более ста и с сотнями внуков, всем заповедовал молиться и любить Бога. Даже по преданию известно что он умер в пятницу в шестом часу дня. Всё человечество земли оплакивало его. И похоронили правда согласно еврейской легенде в Израиле, в Хевроне рядом с Домасковом полем, где потом вырос Мамврийский дуб под котором Аврааму и Сарре явилась ветхозаветная Троица.
Однако тело Адама там лежало только до всемирного потопа. Предок Адама по имени Ной выкопал из земли мощи Адама и взял их с собой в ковчег в надежде, что предок Адам ему с того света поможет пережить это всемирное наводнение. Когда потоп закончился, то мощи Адама разделил Ной между тремя сыновьями, как это модно и сейчас по частицам мощи делить чтобы возить в такое небольшое турне то ручку, то ножку того или иного святого. Был у Ноя сын по имени Сим вот ему почему-то досталось кость от лба Адама. Видимо Симу эта часть мощей Адама не понадобилась и он поступил гуманно по христиански, взял и закопал кость от лба Адама на одной пустынной горки Израиля. Но всё же Адам человек великий, то Сим и могилу сверху насыпал великую, большой холм. Вскоре у той могилы появился город с названием Иерусалим, а могильный холм остался за стеной города и место то стали называть ЛОБНОЕ МЕСТО. Вот там и был распят на могиле Адама Иисус Христос. Теперь под распятиями Христа часто изображают череп чтобы мы христиане не забывали, что под Лобном местой (Голгофой) покоится Адам.
Сам Ной имеет своих могил ещё больше. Про Ирак мы уже вспоминали. Ещё его могилу показывают в Мекке, и в Турецком городе Джизра. Однако могилу Ноя обнаружил у себя на земле и маленький Азербайджан. Оказывается в Советском Союзе не только в Армянском Арарате пережил коммунизм ковчег Ноя, но и сам Ной затаился и покоился в Азербайджанском городе Нахичевань.
Могила Хавы (Евы) в Джидде
В одном из старейших районов Джидды когда-то находилось легендарное строение – гробница праматери рода человеческого – Хавы или Евы.
Согласно мусульманским легендам, после изгнания Адама и Хавы из Рая на землю, они оказались в разных местах. Адам попал на остров Цейлон, а Хава – в Джидду. Встретились же прародители рода человеческого на Арафате, где и прожили долгие годы. Упоминание о нахождении в Джидде могилы Хавы встречается у разных мусульманских историков. Первым конкретно указывал на это в середине XII в. аль-Идриси. Само слово «Джидда» переводится с арабского языка как «бабушка». «Бабушкой» всего человечества, конечно же, является Хава. Таким образом, эта легенда существовала уже, по крайней мере, тысячу лет назад.
Гробница Евы в 1894 г. / Источник: ru.wikipedia.org
Над могилой Хавы была сооружена гробница, удивляющая своими размерами – она была длиной 120 метров, шириной три метра и высотой шесть метров. Трудно сказать, чем были обусловлены такие габариты. Согласно мусульманским легендам, первые люди – Адам и Хава – были значительно выше ростом, чем современные. С другой стороны, сохранились фотографии, по которым видно, что внутри гробницы была другая, значительно меньших размеров. Собственно, фотографии и описания некоторых путешественников – это все, на чем могут основываться исследователи, занимающиеся этим вопросом.
Гробница Евы в 1900 г. / Источник: ru.wikipedia.org
В 1928 году по приказу принца Фейсала, наместника Хиджаза, гробница Хавы была уничтожена – пришедшие к власти ваххабиты всячески боролись с любыми практиками, по их мнению, напоминающими поклонение идолам, такими как обращение к святым, паломничество к могилам и мечетям.
Гробница Евы в 1913 г. / Источник: ru.wikipedia.org
В номере журнала «Тайм» от 27 февраля 1928 года рассказывается о том, как происходило разрушение гробницы: «Его Величеству Ибн Сауду, воинственному султану Неджда и королю Хиджаза, на прошлой неделе пришли известия от его процветающего сына, 19-летнего Амира Фейсала … Стало известно, что просвещенный сын и вице-король наконец-то уничтожили это пресловутое мошенничество, известное как “Гробница Матери Евы” в Джидде». В 1975 г. само место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии, так как паломники продолжали приходить сюда. Сейчас здесь располагается кладбище с безымянными могилами – ваххабиты запрещают как-то помечать их. Легенда сохраняется все еще в названии кладбища – Уммуна Хава (Мать наша Хава). Сюда приходят туристы, чтобы посмотреть хотя бы кладбище, где когда-то располагалась знаменитая гробница.
Кладбище “Уммуна Хава”, на котором, предположительно, находится могила Хавы / Источник: commons.wikimedia.org
Сейчас на кладбище “Уммуна Хава” можно увидеть безымянные могилы – ваххабиты запрещают как-то помечать их / Источник: wikimapia.org
Исламосфера