Содержание
- Что такое миро и из чего его варят?
- Где используют миро?
- Откуда берётся миро?
- Когда проходит мироварение?
- Из чего варят миро?
- Миро (масло)
- Состав и история
- Мироварение
- См. также
- Примечания
- Ссылки
- Миро
- Миро в Ветхом Завете
- В истории Русской Церкви
- В современной практике Русской Церкви
- Миро
- Освящение мира
- Мироварение (историко-литургический очерк)
- Что такое миро?
- Из чего делают миро?
- Как использовать миро?
- Производство Миро
- Где купить миро с Афона?
- Миро («манна») от мощей Святителя Николая
Что такое миро и из чего его варят?
Миро (греч. — благовонное масло) — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего — 50 веществ). Ещё в ветхозаветную пору им помазывали Скинию, первосвященников, пророков и царей, с ним ко гробу Иисуса шли жёны-мироносицы.
Мироварение совершается только на Страстной седмице. В 2014 году миро начнут варить в Великий понедельник, 14 апреля.
Подробнее о Страстной седмице читайте в справке >>
Где используют миро?
Миро используют при совершении таинства миропомазания, в том числе, когда приобщаются к православию инославные христиане. В апостольские времена каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но из-за приобщения христиан к вере и невозможности личной встречи каждого новокрещёного с епископом рукоположение было заменено миропомазанием. Миро используется при освящении новых престолов в храмах.
Откуда берётся миро?
Правом приготовления мира обладает только глава автокефальной церкви (патриарх, митрополит). В Москве Патриарх Московский и всея Руси в последнее время совершает этот чин ежегодно, а затем раздаёт освящённое миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом церкви.
Когда проходит мироварение?
Мироварение происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы (14 апреля в 2014 году) патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варят в течение трёх дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник (15 апреля) и утро Великой среды (16 апреля). Освящение мира совершает Святейший Патриарх в Великий четверг (14 апреля) после Божественной литургии.
Из чего варят миро?
Миро варят из чистого елея (оливкового масла высшего качества) с добавлением белого виноградного вина и многих благовонных веществ. Их перечень и количество не были строго установлены: обычно в миро добавляли вещества, которые в то время были в наличии. Ныне в состав мира входит около 40 разных веществ. Основа в приготовлении мира — оливковое масло. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы масло не воспламенялось и не пригорало. Из благовонных веществ обычно применяют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное, гвоздичное масло и другие.
Миро (масло)
Миро (масло)
Ми́ро (ст. русск. мѵро от греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В Православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В Католицизме кроме таинства миропомазания используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее использовалось при помазании на царство. Освящённое миро хранится в православных храмах в специальном сосуде — мирнице, которая устанавливается на престоле.
Состав и история
В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещённых использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ», которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро принадлежало только епископам.
Установление особого обряда освящения мира Василий Великий и ряд других церковных авторов приписывают апостолам. До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг. На Западе с V века освящение мира стало совершатся в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis.
Миро в Православной церкви приготовляется из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ.
Основным веществом для приготовления мира является елей — оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. В католической традиции латинского обряда в состав мира входят только оливковое масло и благовонный бальзам, смешиваемые непосредственно перед освящением мира.
Мироварение
В Русской православной церкви
Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.
Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря. До 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется сделанная в XIX веке мироваренная печь.
В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливается масло и вино.
Патриарх благословляет рукой котёл и зажигает трикирием огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.
В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.
(Патриаршье подворье, Кремль)
Освящение приготовленного мира
Освящение мира происходит в Великий Четверг за богослужением в Богоявленском соборе. Предварительно из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд, с освящённым миром, хранимым в Церкви, по преданию, по приемству от апостолов с добавлением в него мира от каждого нового освящения.
На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.
После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям РПЦ.
В Католицизме
В латинском обряде католической церкви освящение мира проводится на утренней литургии Великого четверга, служащейся по особому чину и носящей название «Месса освящения мира и благословления елея» (Missa Chrismatis). Служить эту литургию должен только епископ, по уважительным причинам допустимо переносить её на несколько дней назад (но не вперёд). Как правило, епископ совершает мессу в сослужении со всеми епархиальными священниками. Месса освящения мира и благословления елея носит особо торжественный характер и обычно проводится в кафедральном соборе епархии. Название мессы связано с тем, что наряду с освящением мира на ней проводится благословление елея больных и елея оглашаемых. Елей больных используется для соборования, елей оглашаемых для помазания катехуменов во времена таинства крещения. В отличие от мира оба вида елея состоят из чистого оливкового масла.
Освящение мира
Во время утренней литургии Великого четверга после Литургии слова и обряда обновления священнических обетов совершается процессия принесения елеев, во время которой диаконы и министранты выносят к алтарю четыре сосуда, содержащих елей больных, елей оглашаемых, а также елей и бальзам для приготовления мира. Епископ принимает сосуды и ставит их на алтарь. Затем служится Евхаристическая литургия обычным порядком. После её окончания епископ благословляет елей больных и елей оглашаемых, после чего приступает к освящению мира. Епископ в молчании вливает благовонный бальзам в елей, затем призывает верующих к молитве, и с простёртыми руками читает молитву освящения. Во время молитвы все сослужащие священники простирают правую руку в направлении сосуда с миром. После освящения миро рассылается по всем приходам епархии, где хранится в специальных сосудах.
В Армянской апостольской церкви
В Армянской апостольской церкви миро варят 1 раз в 3, 5 или 7 лет во время специально учреждённого для этого Праздника Мироварения. Обязательным условием при приготовлении нового мира является вливание в него 1/10 части от старого. Это символизирует преемственность традиции.
См. также
- Помазание Иисуса миром
- Елей
- Мироточение — образование маслянистой жидкости на мощах и иконах
Примечания
- Аебольский Г. С. Попечение Православной Церкви. 3-е изд. СПб., 1885, с. 81
- 6-е правило Карфагенского собора
- Мироварение (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
- Геннадий Нефедов, протоиерей. Богослужение и таинства Православной Церкви. М., 2001 г. c. 61
Ссылки
- Фотогалерея чина мироварения
Миро
В рубрике Суть вещей “Фома” кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое миро.
В истории Русской Церкви |
Миро — благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина.
Миро переводится с греческого как «ароматное масло».
Фото Юлии Маковейчук
Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. В апостольские времена этим символом было возложение рук на человека (при крещении). Со временем уверовавших и крестившихся стало такое количество, что возложение рук оказалось физически невозможным и было заменено на миропомазание.
Алавастр — круглый высокий сосуд без ручек для хранения мира. В древности такие сосуды из алебастра (отсюда и название) использовались для хранения благовоний. Сейчас в Русской Православной Церкви алавастром называют сосуд, который хранится в Крестовом храме и содержит в себе миро от каждого нового освящения еще со времен апостолов.
Миро в Ветхом Завете
Состав и применение мира впервые были описаны в Библии в Книге Исход:
И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот , корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот , по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх 30:22–25).
Смирна
Смирна — смола, получаемая от деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом и пряным вкусом.
Сикль — в разное время вес сикля = 11,17–12,2 г.
Кассия — ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Аравии.
Гин — 6592,8 см3.
Приводятся четкие указания Моисею по применению мира в ветхозаветные времена:
И помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками, Мне (Исх 30:26–30).
Таким образом, изначально миро использовалось для помазания скинии (скиния — переносной походный храм евреев) и священников, которые будут в ней служить Богу. В дальнейшем миром помазывали не только их, но и ветхозаветных пророков и царей.
В истории Русской Церкви
В XVII веке подбором ингредиентов для приготовления мира занимался Аптекарский приказ, в ведении которого находились аптеки и больницы. Именно от его сотрудников зависело количество ингредиентов для мира.
С XV по XVIII век в Русской Православной Церкви миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля. В 1763 году для мироварения специально была выделена Крестовая палата Кремля, позднее переименованная в Мироваренную. Печь и сосуды для приготовления мира сохранились в ней по сей день.
Донской монастырь
С 1946 года основным местом приготовлением мира в Русской Церкви становится Донской монастырь, в Малом соборе которого установлена мироваренная печь.
В современной практике Русской Церкви
В состав мира входят оливковое масло, белое вино и около 40 благовоний, таких как ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз, гвоздичное, розовое, лимонное масло. Количество благовоний меняется в зависимости от имеющихся ингредиентов.
Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси
Миро варится один раз в несколько лет в строго определенном для этого месте и рассылается в епархии, во все храмы и монастыри всей поместной — Русской Православной Церкви. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро.
Приготовлять и освящать миро имеет право только Предстоятель автокефальной (самостоятельной) церкви — Патриарх (4) или митрополит. В Русской Православной Церкви самостоятельно приготовлять и освящать миро начали с 1448 года, после отделения от Константинопольского Патриархата.
Миро варится в специальной печи (2) Предстоятелем Церкви с понедельника по среду Страстной седмицы Великого поста. Во время мироварения священники непрерывно читают Евангелие.
В Великий Четверг во время Литургии совершается освящение мира (4). Во время него из алавастра добавляется несколько капель древнего мира и алавастр пополняется новым миром.
В русской православной традиции миро используется для совершения таинства Миропомазания (таинство, соединенное в своем чинопоследовании с таинством Крещения), освящения храма и антиминса (антиминс — плат для совершения Литургии). Во времена монархии миро применялось при помазании на царство.
На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина
Миро
- Освящение мира Настольная книга священнослужителя
- Мироварение (историко-литургический очерк)
- Чин мироварения Церковно-богослужебные книги
- Чин мироварения. Освящение мира
Ми́ро (греч. μύρον (мирон) — благовонное масло, благовоние) – 1) ароматное вещество, представляющее собой смесь благовонных веществ (1Пар.9:30); 2) святое миро – особая (ароматическая) смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – до 50 веществ), используемая в Православии при совершении определенных священнодействий; 3) чудотворное миро – вещество мироточения.
В современной практике миро используется для совершения Таинства Миропомазания (также в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане); для освящения храмов и антиминсов.
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.
В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит).
В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.
Благословляет начало чина Предстоятель Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.
Чин мироварения совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
В Крестовом храме хранится сосуд — алавастр, с уже освящённым миром с апостольских времён. При освящении нового мира патриарх добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира и пополняет его новоосвящённым миром.
***
Освящение мира
Настольная книга священнослужителя
Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.
Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки. Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было» дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.
Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.
Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.
Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».
Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.
Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.
Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.
Мироварение (историко-литургический очерк)
иерей Анатолий Трепачко
Священный обряд приготовления и освящения святого мvра – редкое торжественное священнодействие очень поразило меня в мою бытность студентом семинарии. Хотя это священнодействие совершается в присутствии архиерея, который с духовенством совершает водоосвящение и кропление святой водой заготовленные вещества, где сначала варится масло и вино, где архиерей сам кладет под котлы дрова и разводит огонь, где после этого священники читают Евангелие, а диаконы размешивают, я, не будучи облачен в сан священства, когда позволялось, читал книгу Псалтирь.
Употребление святого мvра в Церкви Христовой восходит ко временам апостольской древности. В книге «Пастырь» мужа апостольского Ермы мы уже находим указание на таинство мvропомазания. В творениях св. Иринея Лионского, ученика мужа апостольского св. Поликарпа Смирнского, уже прямо содержится некоторый намек на тот знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве мvропомазания. А в чем выражался этот видимый знак таинства – это определенно указано Оригеном, что «дар благодати Духа обозначается через образ елея» (per olei imaginem).
Очевидно, так же рано началось и особое приготовление и освящение мvра. Св. Кирилл Иерусалимский в тайноводственном слове о мvропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мvра через призывание Святаго Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что это есть мvро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое мvро сие». Понятно само собою, что призывание могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. Дионисий Ареопагит в своем творении «О церковном священноначалии». Приступая к подробному объяснению всех действий св. мvра, он так описывает его освящение или совершение: «По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по пении псалмов и по чтении божественных словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, приняв мvро, поставляет его на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения, и исполнив над ним совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение».
Таким образом, по описанию св. Дионисия, освящение мvра совершалось на литургии верных, когда из храма выходили несовершенные, т.е. оглашенные, кающиеся и другие. Освящение совершал епископ на святом престоле, при чем мvро прикрывалось рипидами. Самое освящение состояло из священных песнопений, которые пелись всею церковью, и совершительной молитвы, которую читал над мvром сам епископ. Эти общие и существенные черты освящения мvра остаются неизменными до нашего времени.
Что же касается до состава мvра и предварительного приготовления этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подробностей обо всем этом в столь раннюю пору истории Церкви. Несомненно, что состав этот получался от смешения различных ароматических веществ, но каких именно, как из них составлялось смешение, и чем сопровождалось приготовление его – это едва ли могло быть строго определено в такое раннее время. Св. Дионисий Ареопагит лишь кратко замечает, «что состав мvра есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонныя качества».
В творениях Симеона Солунского (15 век) «De sacro ritu saucti unguenti» сохранилось замечательное и весьма важное в этом отношении изложение чина мvроварения и чина мvроосвщения. И то и другое совершалось самим патриархом Константинопольским, первое – в Великую Среду, а второе – в Великий Четверг на Страстной неделе. Порядок этих священнодействий, а равно сопровождавшие их песнопения и молитвы представляются почти тождественными с современными нам. Вот фактическая сторона этого любопытного изложения Симеона Солунского.
«Святейший патриарх вместе с клиром идет на место, назначенное для мvроварения. Облачившись в епитрахиль и омофор, он начинает славословием Триединаго Бога. Следуют молитвы: «Царю Небесный…. Трисвятое….. Пресвятая Троице…… и Отче Наш». После возгласа патриарха «Яко Твое есть царство» поется тропарь: «Благословен еси Христе Боже наш» и тропарь Успению Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство…» По окончании пения патриарх вливает елей в сосуд, в котором, варится мvро, и благословляет рукою; остальной елей вливается служителями. Патриарх сам возжигает огонь, творит отпуст и уходит, елей же варится кем-либо опытным и сведущим с великим вниманием. Варится елей по преимуществу в Великую Среду, когда и жена-грешница помазала Господа многоценным мvром и когда читается Евангелие об этом событии. Так варится елей; различные же виды ароматов тогда же растираются и приготовляются. Когда же наступает конец варения елея, патриарх снова приходит и, благословив ароматы, влагает их в кипящий елей и, по отпусте, уходит. Остуженное мvро освящается молитвами и благословением патриарха по следующему чину. На другой день, во святой и Великий Четверг, во время проскомидии, приносится мvро в особом сосуде, называемом алавастром, на подобие того сосуда, из котораго грешница и сестра Лазаря Мария возлили мvро на главу Господа, и под святым покровом поставляется в скевофилакии (сосудохранилище). Во время литургии, на великом входе, первым идет наблюдающий за порядком, за ним свещеносец и потом первый из пресвитеров с алавастром мvра в руках. По сторонам его шесть диаконов держать двенадцать рипид, за ними остальные диаконы обычным порядком идут впереди даров и, наконец, остальная часть шествия входа. Когда пресвитер с мvром подходит ко святым вратам. патриарх сходит с возвышения у святого престола, принимает мvро из рук пресвитера и полагает его на святом престоле с левой стороны дискоса. После возгласа «И да будут милости Великаго Бога…….» , прежде чем диакон начнет «Вся святыя помянувши….», патриарх восходит на возвышение у св. Престола и, открывши мvро, трижды благословляет его. Благословив, он сходит с возвышения, преклоняет главу и читает первую молитву » Господи милости и Отче светов». Оканчивая эту молитву, патриарх возглашает : «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши,» потом: «Мир всем», диакон: «Главы наша Господеви приклоним,» и патриарх, приклонивший голову, читает вторую молитву: «Тебе, Богу всех и Царю, выю сердца благодаряще приклоняем, посему, подобает Тебе всякое поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Такими действиями и молитвами освящается мvро на св. Престоле.»
У нас на Руси употребление св. мvра современно самому принятию христианства. «Мы крещающагося мажем мvром и маслом» говорит преподобный Феодосий в своем послании о вере варяжской. До половины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а пользовалась полученным из Константинополя. Основанием для такого заключения служит известное послание Митрополита Фотия к священникам во Псков. Некоторые из Псковских священников того времени употребляли при таинстве мvропомазания мvро латинское. Митрополит Фотий (1408-1431) счел нужным запретить такой непохвальный обычай и, между прочим, в своем послании повелел Псковским священникам «крещение творити по правилам святых отец… да потом мажите мvром великим, еже идет из Царьграда, еже искони оттуду приясте по роду православныя веры».
Русская Церковь, получив полную самостоятельность от Константинопольского патриарха, вместе с свободным избранием себе и поставлением митрополита всероссийского, начала сама же приготовлять и все потребное для церковной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохранилось несомненное известие о том, что в этом году в Москве совершено было приготовление мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохранились памяти царя Михаила Феодоровича в Аптекарский приказ об отпуске разных составов патриарху Филарету Никитичу «в мvрное составление». Для этой цели из Аптекарского приказа отпущены были: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напряный корень и гуляфная (розовая водка). Для этой же цели из келейной патриаршей казны выданы были смирна и кассия.
С этого времени начинаются довольно частые известия о составлении мvра в Москве, а в 1710 году определено было совершать это составление через три года на четвертый. Приготовление необходимых для мvра веществ поручалось обыкновенно опытному аптекарю. От усмотрения аптекаря зависели количество и самый подбор составленных частей мvра. Разнообразие их получалось почти всякий раз довольно значительное, в зависимости от того, что известный аптекарь признавал необходимым, «для лучшаго благовоннаго духу». Так в 1667 году употреблено было для составления мvра 53 вещества, в 1681 – 64, в 1691 году – 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году – 68 и в 1721 году – 59 различных душистых веществ.
Самое мvроварение производилось в Москве, главным образом, в Крестовой патриаршей палате, которая и называлась поэтому Мvроварною. Самое мvроварение начиналось в Великий Понедельник, а в Великий Четверг перед литургией совершалось торжественное перенесение мvра в Успенский собор для хранения в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участвовал и сам государь.
В 1675 году Московский Собор, для единообразия, запретил епархиальным архиереям совершать у себя мvроварение. Вместе с этим собор указал в Москве заготовлять мvро для всей Русской Церкви и отсюда безплатно брать его всем архиереям для нужд каждой епархии по словам: «туне приясте, туне и дадите». Спустя 50 лет начали совершать мvроварение и в Киеве – в прилаврской трапезной церкви.
Самый порядок освящения мvра совершался и совершается в Русской Церкви по особому «чину», совершенно отличному от изложенного у Симеона Солунского. Главною особенностью является то, что в нем не проводится различие между мvроварением и мvроосвящением, оба эти священнодействия представляют одно нераздельное целое, так что с окончанием первого оканчивается и второе. По этому чину требуется прежде всего устройство соответствующей печи, но не в определенной церкви или палате, а просто «на месте непроходнем». В неделю крестопоклонную великого поста, вино, деревянное масло и все вещества должны быть на месте мvроварения. В Лазареву Субботу приготавливаются составы – толкли «зелья», которых полагается, по силе возможности, побольше. В Вербное Воскресение все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совершается всенощное бдение. Утром в Великий Понедельник начинается мvроварение, которое совершается вместе с мvроосвящением.
В избранном месте, где уже все приготовлено, облачается архиерей, священник и диакон. По облачении вливают в котлы вино и елей и начинают совершать особое молебное пение. За начальными молитвами и 50-м псалмом поют «Бог Господь….по сем тропарь праздника Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш…». На «слава и ныне» поется тропарь праздника Успения Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси…». По освящении воды архиерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный помози ми грешному, сие дело, мною начинающееся, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Поют канон молебный Пресвятыя Богородицы, после канона архиерей читает молитву первую Василия Великаго из вечерни Пятидесятницы, по сей молитве архиерей делает отпуст и по отпусте окропляет водой все вещества для мvроварения. Затем подкладывает под котлы дрова и обыкновенно возжигает огонь. С этого момента постоянно чередуются священники и диаконы в облачениях. Священники читают Евангелие, чтецы читают книгу Псалтирь, диаконы мешают в котлах масло и вино.
В Великий Вторник, совершенно в том же порядке совершается другое молебствие. Поется Канон Иоанну Крестителю, «творение Иосифа», и читается молитва водосвятия «Велий еси Господи…», с ответствующею заменою слова «вода», словом «мvро», потом читается Апостол и Евангелия из чина освящения воды.
В Великую Среду, вливают вино взамен выкипевшого и в приготовляемое мvро кладут в котлы все, кроме ароматов, приготовленные вещества. Вечером мvроварение оканчивается, мvро из котлов переливается в особые корчаги, окропленные предварительно святой водою, и, когда мvро остынет, в него влагаются ароматы (благовонные масла). Совершенно уже приготовленное мvро разливается в двенадцать сосудов, по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святаго Духа через возложение рук, вскоре потом замененное мvропомазанием и запечатываются. В это время над мvром архиерей читает молитву из чина на освящение храма, с соответственною заменою слов. В Москве сосуды ставились на стол и оставлялись за печатью синодального ризничного до четверга. В Киеве сосуды оставлялись до четверга на престоле трапезной Киево-Печерской Лавры церкви. В Москве становили сосуд с мvром, уже освященным прежде. Сосуд для хранения мvра – круглый, без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастром. По преданию, алавастр прислан из Константинополя со святым мvром в первые века христианства на Руси и вместе со всероссийской митрополией перенесен из Киева в Москву. В нем в неприкосновенности хранится преждеосвященное мvро, которое таким образом никогда не изсякало на Руси.
Чин освящения мvра совершается в Великий Четверток. Пред литургией, архиерей в полном облачении, в преднесении запрестольного креста, свечей и рипид, при колокольном звоне идет с духовенством в мvроварную палату. Здесь он вручает алавастр старшему по рукоположению священнослужителю, а сосуды с приготовленным мvром раздает другим священнослужителям, и шествие тем же порядком торжественно возвращается в собор, при пении тропаря Пятидесятницы: «Благословен еси Христе Боже наш…». В соборе алавастр с преждеосвященным мvром ставится на жертвеннике, а другие сосуды – на приготовленных местах около жертвенника. Начинаются часы и Божественная литургия.
На литургии, во время великого входа, во главе шествия старший священнослужитель по рукоположению несет алавастр, остальные священнослужители – сосуды с мvром, в сопровождении диаконов с рипидами, кадилами и свечами. В святых дверях архиерей принимает алавастр и ставит его на святой престол, остальные священнослужители, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сторонам престола. После слов архиерея: «И да будут милости великаго Бога…», совершается самое освящение мvра – при отверстых царских дверях, подобно тому, как и при освящении даров при архиерейском служении. Диакон, взойдя на амвон, не начинает обычной ектении, а стоит молча. В это время архиерей открывает сосуды с мvром и трижды благословляет каждый из них. Протодиакон возглашает : «Вонмем», другой диакон – «Господу помолимся», все находящиеся в алтаре поют: «Господи помилуй», и архиерей читает молитву освящения мvра: «Господи милости и Отче светов», в которой просит о ниспослании Святаго Духа на мvро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. После этой молитвы архиерей желает: «Мир всем», и когда диакон предложит главы преклонить, а певцы от лица народа пропоют : «Тебе, Господи», архиерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в которой благодарит Господа, что даровал ему быть служителем сей тайны. Затем архиерей благословляет трижды каждый сосуд с мvром и закрывает их, а диакон говорит ектению: «Вся святыя помянувше….». По окончании литургии священнослужители, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», относят мvро в сосудохранительницу. Здесь в каждый сосуд освященного мvра вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного мvра и дополняется в него вновь освященным мvром, чтобы никогда не изсякал этот священный источник. Отсюда ризничий раздает святое мvро по епархиям, по мере требования.
Святое мvро употребляется: 1) при таинстве мvропомазания; 2) при освящении вновь устроеннаго храма, для помазания антиминса, престола и стен и 3) при торжественном венчании царей на царство.
***
Иеромонах Макарий Маркиш
Миро для священного помазания упоминается еще в Библии, в ветхозаветной Книге Исход; употреблялось оно для помазания как богослужебных принадлежностей, так и священников. В наше время миро изготовляется и освящается старейшими архиереями каждой из Поместных Церквей, особым чином, раз в году, причем в каждую новую порцию добавляется немного мира прежнего изготовления. Оно распределяется по епархиям, а из епархий – по приходам и хранится на святом престоле, подле дарохранительницы с запасными Святыми Дарами, в изящном герметичном сосуде. Будем помнить, что в этом маленьком флаконе есть доля мира, изготовленного и освященного еще в апостольские времена.
Что такое миро?
Миро — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. В православии используется при освящении построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен.
Настоящее миро представляет собой особую смесь масла и 57 лечебных трав. Согласно древней традиции оно производится каждые десять лет только во Вселенской Патриархии, а затем высылается во все православные церкви по всему миру.
Из чего делают миро?
Рецептура и состав миро традиционно основываются на описании Моисея из книги Исхода (30, стихи 22-25):
«И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот (сиклей), корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;».
Миро начали производить во втором веке. Вплоть до VIII века правом производства мира обладали все епископы. С течением времени это право было ограничено и стало доступно только патриархам, а затем лишь Вселенскому Патриарху.
Афонское миро
Миро с Афона представляет собой благословение каждого конкретного монастыря или скита; здесь, по особой рецептуре его изготавливают сами монахи.
Как использовать миро?
Кроме своего символического значения Афонское миро обладает особыми свойствами: это средство содержит антиоксиданты, является противомикробным, тонизирующим, ранозаживляющим и лечебным в случае многих недугов.
Способы использования:
- Добавить несколько капель в еду
- Крестообразным движением помазать кисти, лоб или место, которое болит
Производство Миро
В Вербное Воскресенье и в Великий Понедельник Вселенский Патриарх благословляет сосуды и ингредиенты для приготовления миро. Согласно традиции, после освящения, патриарх, положив некоторые из ингредиентов в сосуды, сам зажигает огонь.
В Великий Вторник поминают всех, кто пожертвовал средства и ингредиенты для приготовления миро, также читается Евангелие.
В Великую Среду приготовление завершается добавлением недостающих трав.
Где купить миро с Афона?
Афонское миро можно купить на Святой Горе Афон. Как правило, все монастыри и скиты производят свое собственное миро по особой рецептуре.
Миро («манна») от мощей Святителя Николая
Камень с греческой надписью «Мироточивые мощи святого смиренного Николая».
Миро Святителя Николая Чудотворца это идеально чистая жидкость, которую вот уже много веков чудесно источают его святые мощи. Еще в 1087 году, когда граждане города Бари приехали за мощами Святителя в Миры Ликийские, они с изумлением увидели, что гробница с его мощами до краев наполнена благоуханным миром, в которое погружены мощи. И вот с тех пор раз в год, в праздник в честь прибытия мощей Святителя Николая в итальянский город Бари, настоятель базилики Святителя Николая в Бари собирает небольшое количество этой святой жидкости со святых мощей. Потом миро добавляют в святую воду и разливают в специальные пузырьки с изображением Святителя Николая. Невозможно сосчитать, сколько чудес произошло после помазания этим святым миром! Сколько было исцелений, сколько исполнилось молитвенных прошений! Помазуясь этим миром, люди словно прикладываются к честным мощам великого святого!
Расколотая мраморная гробница в Мирах Ликийских. В ней несколько столетий хранились мощи великого святого.
Вот что пишет современный Православный исследователь доктор исторических наук Михаил Талалай: «Богомольцы стремятся к раке Святителя Николая и ради чудодейственного мира, или «манны», как его называют католики. В Бари возник благочестивый обычай наливать миро во флаконы и затем раздавать их паломникам, прибывающим в Бари со всех уголков. Во время последнего освидетельствования мощей в 1953 году присутствующие заметили, что все кости имели каплеобразные выделения мира, а на дне раки его скопилось на высоту в три сантиметра. Жидкость представляла собою, как и сейчас, когда миро черпают из вновь замурованной раки, безцветную жидкость без запаха. Образцы мира были отправлены на факультет общей химии Университета Бари, где жидкость определили как чистую влагу, свободную от каких-либо солей и, кроме того, стерильную. Миро веками доставали и сейчас достают сквозь отверстие в крышке раки, особыми черпаками».
Пузырек со святым миром от мощей Святителя Николая Чудотворца
Долгое время пузыречки со святым миром от мощей Святителя Николая можно было приобрести только в Бари, в базилике Святителя Николая. И вот прямо из Бари, от мощей угодника Божия Николая Чудотворца, пузырьки со святой жидкостью привезены в Самару! На помощь и исцеление всем, кто с молитвой обращается к Николаю Чудотворцу. Эти пузырьки — благословение Святителя Николая! Если с верой и с благоговением помазаться этим миром, великий святой может оказать свою неизреченную милость!
Случаи исцелений по молитвам к Святителю Николаю и при помощи святого мира в наши дни
Татьяна Алексеевна Щепилова, г. Самара:
— У моего внука Мирона (ему четыре года) с лета гноились глаза. Врачи выписали капли и антивирусные лекарства. Не помогало… И это продолжалось больше трех месяцев. Тогда я решила попробовать закапать в глазки внука по капельке мира от мощей Николая Чудотворца. На следующий день мы сразу почувствовали облечение. Стала капать еще, и через три дня все как рукой сняло. Мы еще какое-то время на всякий случай продолжали капать, и болезнь полностью ушла. Святитель Николай — великий Чудотворец!
Таисия Петровна Гусева, 62 года, г. Самара:
— Мне поставили диагноз «глаукома» в известной клинике Бранчевского. Это, конечно, меня сильно расстроило. Мой духовник отец Георгий Козин благословил меня каждый день читать акафист Святителю Николаю. И я читала акафист неукоснительно, а потом, бывало, как с живым разговаривала с Николаем Угодником. Жалилась ему, как мне трудно, говорила, как не хочется мне слепнуть… И вот однажды услышала в сердце ответ: «Капай миро!» А еще задолго до этого случая я прочла в газете «Исцелись верой» такой совет: закапывать в больной глаз капельку крещенской воды, — и делала это два месяца. Но диагноз мне все же подтвердили.
И вот с того дня я начала закапывать миро от мощей Николая Угодника.
Через полгода я пошла в больницу на анализы. И вот произошло чудо! Мне сняли диагноз «глаукома»! Такая радость охватила меня!… Пошла потом к своему окулисту в 4-ю медсанчасть, рассказала об этом. И она, очень внимательный врач, сказала мне: продолжайте капать, как капали. И я до сих пор капаю по капельке миро уже полгода. Один пузырек почти закончился. Но есть у меня в запасе еще один пузырек. Так что не пропаду…
Надо бы капать миро два раза в день, утром и вечером. Но я сейчас «экономлю», капаю святое миро только вечером. А утром, как и раньше, закапываю в глаз каплю Крещенской воды. К тому же утром всегда спешишь на работу, а вечером есть возможность закапать миро не спеша, с молитвой.
Рассказала я об этом чуде своей знакомой, Вере. Она по моему совету тоже миро приобрела. И вскоре пришла меня благодарить! У нее совсем не было бокового зрения, а тут вдруг появилось. Вот и ей оказал свою милость Николай Угодник!
Надежда Ефимовна Романова, 74 года, г. Самара:
— Нога у меня стала отекать очень сильно. Помолилась я Николаю Угоднику, попросила его мне помочь. И один только раз, прямо на работе (а я работала тогда продавцом в «Мартенице») крестообразно помазала ногу миром от мощей Николая Угодника. Миро взяла домой, подумала: если что, дочке пригодится. Прихожу домой, гляжу, а нога-то и не отекшая совсем. Еще три дня помазала, и совсем прошло. Такое вот чудо.
Ирина Александровна Кузнецова, 39 лет, г. Самара:
— Несколько недель назад, во время эпидемии гриппа, моя 11-летняя дочь Юлия заболела. Сбить высокую температуру не помогали ни жаропонижающие лекарства, ни народные средства. Температура всё повышалась и достигла отметки в 39,8°. Я собралась вызывать «скорую помощь», но в последний момент сообразила: у меня же есть миро от мощей Николая Чудотворца! Помазала лобик моей девочки, и температура через несколько минут упала до 39,3°, а через полчаса и до 37,4. Мы спокойно дождались прихода участкового врача, которая назначила лечение.
Зоя Сергеевна Левшина, 62 года, г. Самара:
— Однажды я упала и сильно ударилась об угол кровати. На лбу образовалась большая шишка — примерно с сантиметр, прямо посередке. Из-за этой шишки даже на помазании священники не знали, как мне лоб помазывать. Года полтора или два я с этой шишкой ходила.
Шишка была неболезненной, мягкой на ощупь, но внутри нее скапливалась какая-то болезнетворная жидкость. И кто знает, к чему это могло привести. Вдруг да из нее могла бы, не приведи Господь, развиться опухоль. Я уже думала, что придется обратиться к врачу, чтобы удалить ее.
И тут я прочитала в журнале «Лампада» о том, какие чудесные исцеления происходят от святого мира Святителя Николая Чудотворца. Я уже двадцать лет верую, и мне не нужно подтверждения того, что Господь и Его святые по молитвам даруют нам милости. Когда была новоначальной, мне Господь столько чудес дал для укрепления в вере. И теперь прочитанное было лишь подсказкой о том, что можно вот так попробовать излечить шишку.
В прошлом году весной я купила два флакончика мира и стала с молитвой смазывать шишку два раза в день. Читала тропарь и кондак Святителю Николаю и помазывала. И шишка стала уменьшаться в размерах, словно бы усыхать. Сейчас она совсем небольшая, как прыщик, и еще продолжает уменьшаться. Может, исчезнет и вовсе. Вот такое чудо совершил Николушка!
Я еще пузыречек купила. Еще и родинку на шее помазываю, и она, может, и не исчезнет совсем, но уже перестала расти.
Сомнений нет, Святитель Николай помогает и будет помогать всем, кто благоговейно, с молитвой и верой будет помазываться миром от его многоцелебных мощей.
Татьяна Александровна Негашева, 63 года, г. Тольятти:
— Несколько лет назад мне поставили диагноз «глаукома». Конечно, я очень сильно переживала, глаза стали быстрее уставать. И столько, сколько я читала раньше, я уже читать не могла — глаза начинали плохо видеть.
Прочитала в «Лампаде» про святое миро от мощей Святителя Николая Чудотворца, как оно помогает в болезни глаз, и решила поехать за ним в Самару. Как я нашла магазин на Радонежской (теперь магазин переехал на ул. Пушкина, 272) и как меня Николай Чудотворец отправил домой из Самары, это отдельный рассказ. Приехала в Самару, на автовокзале стала спрашивать, как найти Православный магазин. Села в троллейбус, достала свой проездной билет — а он в Самаре недействителен. Но что удивительно, и туда, и обратно кондукторы с меня денег за проезд не стали брать. Вышла на нужной остановке, спрашиваю, как дойти до Православного магазина. Мне объясняют, а слышу я плохо, толком ничего не поняла и решила идти наугад. Прошла немного, поравнялась с пятиэтажкой. Просто так повернула голову — и на тебе, взгляд мой уткнулся прямо в вывеску «Православный магазин»! Вот так чудесно меня привел к магазину Святитель Николай!
Купила я миро, поехала обратно. Подхожу к автовокзалу и слышу голос из репродуктора: «В Тольятти, Новый город, отправляется автобус». Смотрю, автобус стоит в нескольких метрах от меня. Я заскочила в него, через две минуты он отправился. Вот так я доехала домой без ожидания, без потери времени.
Стала я закапывать миро вначале в оба глаза, потом, чтобы на долгое время хватило, только в один глаз, который видит слабее. Использовала весь флакончик и стала замечать, что я стала дольше читать. А сейчас читаю еще дольше. Слава Богу за великих Его угодников и благодарность велия дорогому Святителю Николаю Чудотворцу!
Наталья Александровна Савельева, 30 лет, г. Самара:
— Я испытала на себе скорую помощь Святителя Николая, когда у меня несколько дней очень сильно болела голова. Никакие таблетки не снимали боль полностью — лишь на некоторое время приходило незначительное облегчение, а потом голова болела еще сильнее. Вечером, придя с работы, налила в стакан святой воды, капнула туда капельку мира от мощей Святителя Николая и с молитвой выпила и легла спать. Наутро я даже не вспомнила о том, что у меня что-то болело. Головная боль полностью прошла.
Александра Егоровна Губарева, 60 лет, пос. Товарковский Богородицкого района Тульской области:
— Дорогая редакция «Благовеста»! Хочу поблагодарить вас за присланное мне миро от мощей Святителя Николая Чудотворца. Оно мне очень помогает. Я стала пить натощак святую воду, в которую добавляю капельку святого мира, читаю молитвы, прикладываюсь к образу Святителя Николая на пузыречке. У меня очень сильно отекали ноги. Вскоре после того, как стала пить святую воду с капелькой мира, заметила, что отеки значительно уменьшились. Болячки на лбу, носу и шее побелели и стали малозаметны. Благодарю Бога и святого Его угодника Николая Чудотворца!
Зоя Николаевна Соловьева, г. Кубинка Одинцовского района Московской области:
Дорогая редакция, сердечно благодарю вас за высланное вами в декабре прошлого года миро от мощей Святителя Николая Чудотворца!
Великим постом я заболела. Положили в больницу, поставили диагноз: защемление грудного нерва. Боли были невыносимые: ни вздохнуть, ни сесть, ни лежать. Дышать было очень трудно, боли просто страшные. Пролежала в больнице 15 дней, за это время мне сделали 95 уколов. Но полегчало не намного. Врач сказала мне, что болезнь эта очень долго может продлиться. Месяц я промучилась с такими болями. Но, слава Богу, пришла Пасха. Я исповедалась, причастилась. Очень просила Господа, Царицу Небесную и святых, которых очень люблю, чтобы помогли мне выстоять ночную Пасхальную службу. Все обошлось хорошо. И как раз на Пасху я вспомнила, что у меня на столе у икон стоит миро. Стала помазывать миром грудь. И боли ушли, я даже не заметила, как это случилось. Только опомнилась: а грудь-то у меня больше не болит.
Читаю много лет ежедневно тропарь Святителю Николаю. Я ведь родилась 22 мая, в день перенесения мощей Святителя из Мир Ликийских в город Бари. И отец мой по имени Николай, и покойный муж — Николай. Мне ведь уже 85 лет. В таких годах трудно лечиться. Но Господь милостив. Только помолись усердно, попроси — и помощь придет. Да старайся не грешить, никого не осуждай. И за всё благодари Господа — и за хорошее, и за плохое. Знаю, что все плохое посылается за грехи. Так вот и живу. Слава Богу за всё!
«Благовест» и «Лампаду» выписываю с тех пор, как они начали издаваться. Сердечно благодарю всех работников редакции за такую замечательную газету. Читаю ее с любовью, а когда прочитаю — отдаю в храм, людям, и наш батюшка Николай очень любит «Благовест». Храни вас всех Господь на долгие годы!
Мира заказываю у вас третий пузырек, теперь уже для глаза — полопались капилляры.
Раиса, г. Жигулевск Самарской области:
Мир вам, дорогие братья и сестры!
Хочу поделиться тем, как чудесно исцелил нас с мамой Господь по молитвам Святителя Николая Чудотворца. Мы приобрели миро от мощей Святителя Николая из Бари — редакция «Благовеста» выслала нам его по почте. Когда я получила миро, то сразу почувствовала исходящую от него благодать. По молитвам к Святителю Николаю и с помощью мира мама исцелилась от боли в боку, а я — от нервного расстройства, как будто приняла сильную успокаивающую таблетку.
Еще хочу рассказать, как мне помог убиенный воин Евгений Родионов. Так получилось, что я осталась без снотворных таблеток на пять дней (это было еще до того, как я получила миро). А без снотворного я по ночам не сплю совсем. Первые две ночи я по ночам не спала, а перед третьей ночью, ложась спать, обратилась мысленно к воину Евгению: «Помоги!» После этого уснула и остальные три ночи спала спокойно, как со снотворным. Вот такое чудо сотворил Господь по молитвам праведного воина!
И вновь нам пишет Зоя Николаевна Соловьева, 85 лет, г. Кубинка Одинцовского района Московской области:
Христос посреди нас! Дорогой Антоний Жоголев и вся редакция, сердечно благодарю вас и кланяюсь земно в ножки за вашу заботу о нас, грешных и болящих. Второй раз пишу вам письмо и благодарю за то, что выслали мне миро от мощей Святителя Николая Чудотворца.
В 2007 году я переехала жить к сыну в Московскую область. И не знаю, что это, перемена климата или Божие попущение, но у меня случился инфаркт левого глаза. Три профессора меня смотрели и сказали, что это очень редко случается и операцию делать невозможно, так как полопались капилляры. И вот с тех пор я видела только одним глазом. Но и второй мой глаз видит плохо, я его повредила еще в семилетнем возрасте.
И вот в октябре 2016 года, забыла, какого точно числа, ночью проснулась и ничего не вижу, глаза закрыла какая-то пленка. Стала промывать и чуть-чуть прозрела, веки стали сильно чесаться, но из-за гнойного наплыва ничего не видела. У меня оставалось еще немного мира, стала закапывать его в глаза. Но мы люди нетерпеливые, хотим, чтобы сразу помогло… Прошло пять дней, помощи не было, и я говорю: брошу капать. А внутренний голос говорит: не надо бросать, надо капать еще. И тут как раз получаю от вас новый пузырек. Стала закапывать побольше, и произошло чудо: я прозрела, хорошо стала видеть, пелена с глаз сошла. Только на веках остались ранки, но и они вскоре зажили. Зрение мое улучшилось.
Пошла к врачу и рассказала, как излечилась. Но она промолчала, выписала лекарства: мазь и капли.
Я заказала в церкви молебен. Перед закапыванием лекарства трижды крестила глаз и читала молитву святому Николаю Угоднику. Закапывала и миро и просила Угодника Божия Николая, чтобы я могла видеть и свободно читать Евангелие, Псалтирь и духовную литературу и ходить своими ножками в храм Божий.
Говорят, что в наше время чудес нет… В мои 85 лет это уже второе исцеление от святого мира Святителя Николая, разве это не чудо? Благодарю Господа и Святителя Николая за такую великую милость. Желаю всем болящим и скорбящим Божией помощи и исцеления. Не оставляет нас Господь! Только и мы должны быть Ему благодарны и за все милости благодарить. Это ведь какая благодать и помощь, что миро Святителя Николая исцеляет все болезни. Только усердно попроси Николая Угодника, и он не откажет. Много раз всем говорю о святом мире и даю читать газету. Дай Бог всем здоровья и долгих лет!
Елена, г. Самара:
Однажды я увидела в церковной лавке флакончик с миром от мощей Святителя Николая Чудотворца. Раньше я исцелялась маслицем от мощей Преподобного Серафима Саровского, а теперь решила купить и этот пузырек. У меня папилломы, щитовидка, болезней хватает… И вот принесла пузырек домой. Вспомнила наказ нашего незабвенного ныне уже упокоившегося батюшки из храма Трех Святителей схиархимандрита Николая (Феоктистова), а он нам так говорил: в пузырек со святой жидкостью пальцем не лезьте, а лучше возьмите свечечку тоненькую, её макайте в пузырек со святынькой, свечой церковной и мажьте больные места на теле.
Купила на Православной выставке сретенскую свечу и её опустила в пузырек с миром. И что же? Не смогла скрыть своего разочарования. Даже воскликнула: «Ну какое же это миро? Здесь просто вода!» И вдруг… я сначала глазам своим не поверила!.. Вдруг в пузырьке с миром стали происходить прямо у меня на глазах какие-то непонятные мне процессы. Там вдруг появилась какая-то белесая муть, и она словно столбиком встала со дна пузырька до его верха… Белесая муть эта не пропадала. Стояла она так же в пузырьке и на следующий день, и дальше. И только тогда я поняла, что своими неосторожными словами обидела Николая Чудотворца! Тогда уж я со слезами взмолилась к нему, прося прощения за свое маловерие. Купила в той же церковной лавке второй пузырек мира, и с молитвой той же свечой стала этим миром помазывать свои болячки. Мути в этом пузырьке, конечно же, не было. И вот я стала по утрам так молиться Николаю Угоднику: «Помоги, великий святой! Ведь тебе Бог даже дал специальный день (четверг), чтобы мы тебе особо в этот день недели молились, неужели ты не поможешь мне справиться с моими недугами!» — и после этого мазала себя миром. Не скажу, что мгновенно исцелилась, но продолжаю и сейчас мазать свои болячки этой благодатной жидкостью. И постепенно ситуация улучшается. Верю, что Николай Угодник через свое миро, привезенное из итальянского города Бари, может помочь мне и всем, кто к нему обращается за помощью. Своими глазами видела, как реагирует это святое миро на неосторожно сказанное мной слово…
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Как приобрести миро от мощей Святителя Николая
Приходите за святым миром!
Это миро теперь может быть отправлено почтой. Для этого вам надо сделать заказ по почте (846) 932-78-06. Можно прислать заявку по электронной почте blago91@mail.ru. Помните, что святое миро от мощей Святителя Николая — большая святыня, и она требует бережного обращения. Поэтому бандероль с пузырьком с благодатной жидкостью будет выслана «отправлением первого класса», для сохранности. А это стоит дороже. Бандероль будет отправлена наложенным платежом.
Тем, кому святое миро нужно получить как можно быстрее, предлагаем такой способ его получения по почте.
Сделайте предоплату — направьте деньги почтовым переводом на адрес редакции «Благовеста». Деньги направляйте по адресу: 443010 г. Самара, а/я 243, редакция газеты «Благовест», Жоголеву Антону Евгеньевичу. Пузырек с благодатным миром будет вам выслан сразу после получения денежного перевода, в первую очередь.
Можно сделать предоплату за посылку с миром на карту Сбербанка 4276 5400 2346 8428 Татьяна Алексеевна Щепилова. Сообщите электронной почтой или по телефону редакции свой подробный почтовый адрес для высылки мира.
Стоимость одного пузырька мира в церковной лавке — 1000 рублей. Посылка одного пузырька мира по почте — 1450 рублей с учетом почтовых расходов по России. Пузырек с благодатной жидкостью будет выслан бандеролью (стоимость пересылки входит в указанную выше сумму). На талоне почтового перевода укажите свой точный адрес, фамилию, имя и отчество и сделайте пометку: «миро». При предоплате стоимость 2 и более пузырьков уточняйте по телефону (846) 932-78-06.
Пусть святое миро от мощей Николая Угодника из города Бари придет в ваши дома и принесет с собой радость, мир, благодать и милость!