Содержание
- Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина
- «Душка должна быть радостной». Наставления матушки Феодосии Скопинской
- Схимонахиня Феодосия (1917–2007)
- Старица Феодосия Скопинская: Воспоминания самовидцев в 2-х томах
- О детстве старицы Феодосии Скопинской
- У книжной полки. М.Е. Шкатов. Старица Феодосия Скопинская: воспоминания самовидцев в 2-х книгах
Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина
Цена в интернет-магазине: 330 руб. Заказать книгу
- Описание книги
- Дополнительная информация о книге
- Доставка и оплата
- «Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина» — это первая книга о почитаемой церковным народом старице Феодосии (Косоротихиной; †15.05.2014). Составлено издание по благословению ее чада митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) и выходит в свет к очередной годовщине подвижницы.
В юном возрасте, когда монастыри в начале XX века в России были уже все закрыты, рослая видная девушка Наталья молилась к Богу: «Не допусти моего сватовства!» Устроение у нее было монашеское… В тот вечер как раз должны были прийти свататься, а Господь и услышал молитву Натальи — случилась авария.
20 лет Наталья находилась в коме, общаясь с миром Небесным. Первые слова после пробуждения: «Зачем вы меня подкармливали, меня Сама Матерь Божия кормила». Когда потом сестра Ольга стала замечать за прикованной к постели старшей сестрой знание молитв, неизвестных им с детства, — росли-то вместе, — Натальюшка (так звали матушку Феодосию до пострига) вдруг кивнула головой: «Меня там учили».
Выпускница этой Небесной школы «земной Ангел и Небесный человек» потом еще 40 лет делилась дарами своего молитвенного Богообщения с притекающими к ней со всей России и из-за рубежа верующими. А кто-то обретал дар веры прямо в ее келлии…
В городе Скопине, что под Рязанью, в ее маленьком домике из силикатного кирпича за гаражами на окраине поселка Октябрьский точно вмещалась целая Вселенная. Сотни и сотни людей стекались сюда ежедневно и еженощно. Истории общения со старицей, ее опыт и наставления — достояние читателя книги «Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина».
Это издание — приношение благодарной памяти старицы — порадует и укрепит на пути спасения и тех, кто с ней Божией милостью общался, и тех, кто встретится со старицей на страницах этой книги впервые.
Редактор-составитель: Ольга Орлова
Страниц: 336 с.: цв. иллюстрации. - Размер: 84х108х32 мм
Переплет: твердый
Вес: 450 г
Количество в пачке: 14 экз.
Тираж: 3000 экз.
Издатель: Издательский дом «Покров ПРО», 2016 г. -
Курьерская доставка
Курьерская доставка по Москве
Сроки доставки: в пределах МКАД – 2–4 рабочих дня
Стоимость доставки: в пределах МКАД – бесплатноСамовывоз из интернет-магазина «Покров»
Сроки комплектации: 1–2 рабочих дня. Возможность комплектации заказа «день в день» Вы можете уточнить по телефону интернет-магазина.
Почтовая доставка по России
Заказы комплектуются с понедельника по четверг и отправляются по пятницам.
Заказы до 2 кг отправляются ценной бандеролью; заказы весом от 2 кг до 10 кг отправляются ценной посылкой.
Почтовая доставка заказов осуществляется только при условии 100%-ой предоплаты, включая почтовые расходы. Конечная сумма заказа высылается по электронной почте или по телефону.
Доставка почтой по России, как правило, составляет 2-3 недели, однако ее реальный срок зависит от расстояния.
Расчет стоимости доставки бандеролей и посылок производится в соответствии с тарифами Почты России. Стоимость доставки Почтой России складывается из:
почтового тарифа, определяемого в зависимости от веса и расстояния;
стоимости самой упаковки, и услуг почты по упаковке,Ускоренная почта
Срок доставки в среднем 3-4 дня. Стоимость доставки рассчитывается в соответствии с действующими тарифам службы. Точную стоимость доставки сообщает наш менеджер по телефону или E-mail.
Доставка транспортными компаниями
Наш магазин пользуется услугами транспортно-экспедиционных компаний для доставки заказов по территории России и стран СНГ. Сроки и стоимость доставки зависят от тарифов выбранной транспортной компании.
Наличными
Оплата наличными только при самовывозе.
Банковский перевод
Оплата банковским переводам по выставленному счету
Счет на оплату направляется по электронной почте после проверки наличия товара на складе. При денежном переводе банком взимается комиссия от 1 до 3% (процент комиссии указан ориентировочно и зависит от условий конкретного банка отправителя). Для отправки заказа, пожалуйста, сообщите номер платежного документа, ФИО отправителя, а так же дату, сумму и номер заказа. Доставка товара производится после получение информации об оплате.Денежные переводы
Оплата через электронные платёжные системы
Реквизиты для перечисления средств направляются по электронной почте после проверки наличия товара на складе. При денежном переводе оператором взимается комиссия от 1 до 3% (процент комиссии указан ориентировочно и зависит от условий конкретной системы денежных переводов).
Для отправки заказа, пожалуйста, сообщите номер платежного документа, ФИО отправителя, а также дату, сумму и номер заказа или иные данные необходимые для приема перевода. Доставка товара производится после получения денежных средств.
Цена в интернет-магазине: 330 руб.
Дополнительная информация по телефону: +7 (916) 002-02-18
Заказать книгу
- Предисловие. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Kирилл
- Богом данная матушка Феодосия. Очерк
- Молитвенница. Архимандрит Авель (Ургалкин), наместник Александровского монастыря г. Суздаля Владимирской митрополии
- K пустому колодцу за водой не ходят. Архимандрит Пимен (Адарченко), наместник монастыря святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма Екатеринбургской митрополии
- Жизнь матушки Феодосии — это великая тайна. Игумен Kиприан (Ященко), г. Москва
- Горний мир для матушки был очень близок. Иеромонах Феодорит (Тихонов), правнучатый племянник матушки Феодосии, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
- «Где мир — там и Благодать Божия». Протоиерей Kонстантин Гусаров, настоятель храма святых Бориса и Глеба села Kорневое, ближайшего к матушкиному дому храма, где матушку отпевали
- Kогда общаешься, она точно вся для тебя в этот момент живет. Протоиерей Владимир Овчинников, батюшка, который много лет исповедовал, причащал старицу
- Мы призваны подражать матушке, как она Спасителю. Игумен Серафим (Kотельников), наместник монастыря Рождества Пресвятой Богородицы Kурской Kоренной пустыни Kурской митрополии
- Матушка горела желанием всем помочь. Инок Лазарь (Матренин), насельник монастыря Рождества Пресвятой Богородицы Kурской Kоренной пустыни Kурской митрополии
- Она так возлюбила Бога, что душу свою положила за людей. Протоиерей Алексий Kрылов, клирик Московской епархии Воскресенского благочиния храма во имя Иоанна Златоустого
- Матушка обладала огромным богатством —молитвой ко Господу! Монахиня Мария (Сладкова), духовное чадо и сподвижница протоиерея Алексия Kрылова, г. Воскресенск
- Уроки благодарения: «Так и живи, все у тебя хорошо!». Серафим (Маслов), клирик Урюпинской епархии Волгоградской митрополии
- «Главное — оставайтесь с Господцем Богом». Иеромонах Антоний (Ромадин), насельник Саввино-Сторожевского монастыря Московской епархии
- Жизнь окормлением великой старицы. Kелейница матушки Ольга Соловьева
- Матушка мне дала вторую жизнь. Kлавдия Акимовна Грачева, ухаживавшая за матушкой Феодосией много лет, пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области
- Для всей нашей семьи матушка Феодосия родной человек. Иван Михайлович Еганов, глава Скопина в 2000-2011 гг., и его семья
- «Богородица пришла». Александр Иванович Панфилов, заслуженный врач РФ, главный врач Рыбновской центральной районной больницы, г. Рязань
- «Я здесь молилась за вас и там буду молиться». Татьяна Николаевна Панфилова, главный врач областной рязанской детской больницы, г. Рязань
- «Матушкой, матушкой будешь». Игумения Феодорита (Маркова), настоятельница Мологского Покровского женского монастыря Рыбинской епархии Ярославской митрополии
- «Будем молиться, Бог поможет». Раиса Яковлевна Татаринцева, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии РУДН, г. Москва
- После общения с матушкой человек уже не мог не верить в жизнь вечную. Любовь Сергеевна Гришко, кандидат медицинских наук, полковник, г. Рязань
- «Я все знаю!». Игумения Алексия (Бажина), Свято-Никольский женский монастырь, с. Венев-Монастырь Тульской епархии
- Живая икона. Монахиня Варвара (Вилисова)
- Матушкины рецепты, а основной: «Живите в мире». Евгений Kарих, выпускник ВБK МПДА, алтарник храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Тарычево Видновского благочиния
- Приезжайте с радостью! Наталья Васильченко, г. Москва
- Свечение в комнатке матушки. Татьяна Захаровна Kозлова, пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области, где жила матушка Феодосия
- «Потерпи немножечко, чадце мое. Господь терпеливых любит». Мария Владимировна Ломакина, пос. Октябрьский Скопинского района Рязанской области, где жила матушка Феодосия
- Матушка помолится и все будет по воле Божией. Р.Б. Галина, г. Рязань
- По молитвам матушки люди просто оживали! Элина Савельева, травматолог-ортопед, заведующая лечебно-диагностическим отделением санатория-профилактория «Подмосковье» ФНС России, г. Москва
- Господь дал нам матушку, чтобы у нас была вера. Татьяна Беляева, г. Kоломна Московской области
- «Вам надо уезжать из Kиева». Лидия Григорьевна Ефременко, г. Скопин Рязанской области
- Ее слово было для меня законом. Екатерина Фаустова, г. Москва
- «Душка должна быть радостной». Олег Любезнов, г. Ступино Московской области
- «Буду вам помогать». Татьяна Kарташева, г. Москва
- «Вот тебе это нужно?». Александр Минаев, с. Марфино Мытищинского района Московской области
- Матушка не оставляет нас. Василий Ж., деревня Новоглаголево Наро-Фоминского района Московской области
- Добрая, как Ангел! Лидия Ф., деревня Ерново Зарайского района Московской области
- На земле, как в раю. Врач-онколог Татиана, г. Москва
- «Я вас там буду встречать». Людмила Тазина, г. Ступино Московской области
- «Господь тебе Cам откроет». Олег М.
- «Буду за вас молиться». Татьяна Черняева, г. Москва
- «А меня Господь слышит». Наталия Бухарова, г. Москва
- «Зачем унывать? Надо жить!». Матушка Наталья Хромова, г. Kораблино Рязанской области
- Чудесная помощь матушки Феодосии. Свидетельства очевидцев, рассказанные врачом Татианой П., жительницей г. Kораблино Рязанской области
- Взгляд этих молодых глаз всегда давал ощущение надежды. Ольга Синюк, г. Сергиев Посад Московской области
- Все начинало происходить чудесным образом. Р.Б. Александр
- Ниточка от земного к небесному. Монахиня Силуана (Чугункина), насельница московского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря
- Послесловие. Митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин
Цена в интернет-магазине: 330 руб. Заказать книгу
«Душка должна быть радостной». Наставления матушки Феодосии Скопинской
Сегодня 5 лет, как схимонахиня Феодосия из Скопина преставилась ко Господу. Поминая старицу, вспоминаем ее слова. А молитвами она – по-прежнему со всеми призывающими на помощь.
Схимонахиня Феодосия (Косоротихина)
Много может молитва праведного
«Будем молиться, Бог поможет».
«Господь все по молитвам дает».
«Помолимся, все будет хорошо с Божией помощью!»
Не злословьте!
«Если ты кому-то сказал злое слово, ты его Богу сказал».
Склочным
«Живи мирно, живи мирно, чтоб любовь была!»
О молитве
«Чаще молись».
«Будем молиться, а там – как Господь».
О том, как нужно принимать гостей
«Несите все, что есть, на стол!»
Теплохладность современных христиан
«Сейчас все храмы открыты, а люди идти в них не хотят. И машины есть почти у каждого, и автобусы есть, а людей мало в храме, не хотят идти. А мы в 2–3 часа ночи пешком выходили, чтобы в Никольский храм Скопина дойти, и обратно пешком…».
Про работу
«Как не работать? Работать надо».
«Господь труд любит. Он говорит: ‟Вы поработайте, рабушки, а Я подмогну”».
«От нашего нерадения такое запустение. Земля-кормилица заброшена, оттого и души в сорняках».
Тем, кто собрался на пенсию
«Поработай еще, чадушка, поработай…».
«Надо еще поработать, надо еще на своем месте побыть».
Про отпуск
«Не отдыхать поезжай, а Богу помолись».
Жалующимся на начальство
«А наговорить можно всё!»
«Ты поставь себя на место другого. Может, у него чего-то болит. А может, она (начальница) с мужем поссорилась…».
О почитании церковной иерархии
«С владыкой посоветуйся, с ним поговори, как он подскажет, как он благословит».
«Он – владыка, идите прощения просите у него».
Пребывающим в нераскаянных грехах
«Ой, что с твоим лицом?! Ты, наверно, заболел».
О больных раком
«Они уже на земле – в раю».
Про болезнь в пост
«В пост поболеть – это милость Божия».
О прохождении жизненного пути
«Надо идти! Нельзя руки опускать. Надо пробовать. Надо идти!»
«Мне жалко людей – они, как котяточки слепые, куда ползти, не знают. И слава Богу, когда находится тот, кто может подсказать им путь».
Почему надо постоянно читать Евангелие
«Евангелие – это Сам Господь».
О радости
«Душка должна быть радостной»
Самочинным
«А ты попробуй, как хочешь».
«Мы теряем венцы, если теряем то место, на которое нас определил Господь и Божия Матерь».
Про благодарение
«Дорога потеха» (что-то да старайтесь подарить, чтобы утешить человека).
«Богу молитесь – Господь даст силы все перенесть. Когда что есть – благодарите Бога. Когда не будет – тоже благодарите Бога! Сейчас все на столе в избытке, радоться надо. А не будет – и тогда славословьте Господца».
Какой чай любила и благословляла матушка Феодосия вместо «магазинного»
«Русская земелька что человеку нужно, то и родит: и богородичную травку, и липу, и иван-чай…».
Мир да любовь
«Живите в мире, никого не обижайте, всех любите!»
«Где мир – там и благодать Божия, живите с миром».
«Мир вам – и я к вам» (из пословиц).
Про гостинцы к столу, пусть самые простые, когда навещаете бабушку, дедушку
«Можно гостинцев набрать в пакет. Нет денег? Хоть баранок, пряников, хлеба набери. Придешь, а пакет полон, и они будут радоться».
Наука жить
«Чадушки мои любимые, смотрю я на вас, какие вы молоденькие, а что вам предстоит пережить… Держите малый запас еды. Все в одну минуту может случиться. Не ожидаете – придет. Но Господь-то поможет, Он сильней».
«Чувствуете, что есть и впрок, и сейчас всего вдоволь, возьмите свой излишек да в монастырь или многодетной семье пожертвуйте. Господь за такую милость продлит благие и щедрые дни».
Унывающим
«Ручки-ножки целы, что еще нужно? Можете по зеленой травке бегать! Мы в детстве в лес за грибами-ягодами ходили. А главное – в храм на Причастие».
«Зачем унывать? Надо жить! Служить Господу и людям».
«Раньше весело жили! Холодные, голодные, а с песнями на работу шли. Кто в чем одет. Обувки у нас не было никакой. Калоши потом появились, да ноги в них на стройке промерзали: где стоишь, с ноги на ногу переминаешься – холодно. А мы идем после работы – песни поем. А сейчас вы что все такие унылые?!»
«У тебя и ручки и ножки целые, и голова умненькая…».
Матушка Феодосия
Нет нам дороги унывать
«Спаситель с нами, Божия Матерь с нами».
«Молиться Господу и любить Мамушку нужно» (так она Пресвятую Богородицу звала).
«Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает – кто Богу молится, кается, причащается».
О мире горнем
«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Божия Матерь кормила».
«Меня там учили» (на вопрос: Откуда знает молитвы?).
«У меня там дом» (на предложение построить ей дом).
Не потешайте бесов да диавола
«Сатана радуется, когда ссоритесь».
Жить по заповедям, согласно с волей Божией
«Делайте все по-Божьи. Виноват – вчетверо возмести (ср. Лк. 19, 8)».
«А как же Господь на это посмотрит? Не прогневаю Его?» (на вопрос: может быть, больше не принимать людей?).
«Вот я молюсь, молюсь, чувствую – силы угасают, и того гляди пред Богом предстану, а я, грешная, не готова… И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает… И опять людей можно принимать».
Кому Бог помогает
«Всем, кто Бога любит и в храм ходит!»
О чем чаще всего спрашивают
«Хоть бы кто сказал: ‟Хочу в монастырь, хочу духовной жизни ради Бога”. Нет! Спрашивают: ‟Как бы выйти замуж? За кого? Кто у меня родится?” А я отвечаю: ‟Я не гадалка!”»
Провожая в дорогу
«С Господцем едьте!»
Если постигли искушения
«Все будет хорошо! Ну, что вы так? Не думайте о плохом!»
Где искать правду?
«Правда одна – у Господа Бога».
Цена слова
«Говоришь, что только словом можешь помочь, а вот одну женщину, ее душу, спасла ее подруга. И теперь та, спасенная от самоубийства, живет хорошо, опять на работе ее ценят. Вот так вот, совсем слово и не пустяк».
Зачем роптать?
«Хватера (квартира – Ред.) есть, хлебушек есть, ножки, ручки целы, работаешь… Что еще надо?»
Потерпеть надо
«Надо потерпеть. Господь терпеливых любит. Потерпи немножечко, чадце мое. Да, неправильно поступили, а ты потерпи. Так будет лучше. Вот посмотри на меня, я улыбаюсь. И ты улыбайся так же. Все будет хорошо».
Будущим матерям
«Ты родишь, а тебе скажут: ‟У него сердце больное, оставь в больнице пока, потом отдадим”. Не слушай! Родишь и домой! Покрести сразу и причащай, и все Господь даст вам».
Наставление отцу
«Живи просто, расти дочь, работай для этого, учиться отдай после школы. Бога благодари вечером и утром…».
Напоминание детям
«Чти родителей».
Братьям – кровным и духовным
«Вот некоторые братья ссорятся, а надо жить дружно. Не унывать и не отчаиваться ни в чем, поддерживать друг друга».
Монахам
«А вы где живете? Вы живете в святой обители! Вот такая у вас обитель! Вы старайтесь тоже не рассеиваться, молиться со вниманием…».
«Мне с вами легко, с теми, кто подвизается в монастыре, молится».
Если не дается клиросное пение
«Молись Матери Божией, и Она Cама будет с тобой петь на клиросе! По ступенькам все выше и выше будешь подниматься и научишься правильно петь и славить Господа!»
Христианам, что покрепче
«Терпи, смиряйся. Терпи, смиряйся».
Пастырям
«Пришли к тебе – выслушай, просят молитв – молись. Уделяй внимание. Следи, чтобы порядок был на приходе».
Начальникам
«Люби народ, люби народ!»
«Не возгордись. Относись к людям имущим и неимущим одинаково».
Домик матушки Феодосии
О России
«Чтобы спасти Россию от надвигающейся духовной войны, надо всем нам постоянно молиться, молиться, молиться».
Не всегда нужно молчать
Где-то потерпи, где-то промолчи, а где-то и скажи правду! Не всегда нужно молчать. Если видишь, что страдает дело, скажи свое видение».
Супругам об их родителях
«Как ты называешь родителей мужа?» – (вопрос невестке). – «По имени и отчеству, ведь мы работаем вместе». – «А как муж твой называет твоих родителей?» – «По имени и отчеству». – «Называйте папой и мамой».
Утешение супруге, чтобы сохранить семью
«Не плачь, держись, крепись. Пусть тебя Господь укрепит. Не плачь. Береги себя. Надо потерпеть, все будет нормально».
Секрет феноменальной памяти старицы
«Это не я помню, а Бог помнит!»
Напоследок
«Главное – оставайтесь с Господцем Богом».
«Я здесь молилась за вас и там буду молиться».
«Обращайтесь ко мне в молитвах всегда, когда что-то неясно, и я буду вам помогать».
«Я вас там буду встречать».
Схимонахиня Феодосия (1917–2007)
Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит подвижницу. Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей. Матушка тайно молилась и помогала многим людям.
Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964), преподобного Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002), со схиархимандритом Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). (*Старец схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.)
Прислушивался к духовным советам схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним. Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания.
У Леонтия и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц, назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный. Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.
Мать Аннушки умерла, когда ей было лишь18 месяцев от роду, а когда ей исполнилось пять лет – умер отец. Редко кто помнит своё раннее детство так ярко, как запомнила его будущая подвижница. (Убелённая сединой старица рассказывала своей келейнице, что хорошо помнит небо, цветы, речку, которые видела много лет назад.)
В 1923 году пятилетняя Аннушка заболела корью и ослепла. Из рассказа схимонахини Феодосии: «В пять лет заболела корью, вытекли глазки, было очень больно… Когда попали под раскулачивание, у нас всё отняли, и всех выгнали на улицу. Все дети кто куда: к тетям, дядям…»
Схимонахиня Феодосия с горечью вспоминала, как в холодный зимний день её с другими детьми долго везли по лесу на повозке. Как кто-то из детей решил «пожалеть» слепенькую сестричку, предложил сбросить её с повозки, уверяя остальных, что она быстро отмучается, замерзнет и умрёт. Голодные, измученные дети были готовы принять столь «веские доводы», но сестра Татиана заступилась за сестрёнку и не позволила столкнуть её с повозки.
Многое пришлось сиротам пережить в те страшные годы. Аннушка вместе с сестрами ходила с протянутой рукой по дворам, кормились тем, что подавали милосердные люди. Господь не оставил сирот, все выжили.
Аннушка любила уединяться, чтобы в тишине помолиться, попросить Господа, чтобы Он облегчил выпавшие на их долю страдания. Однажды, когда ей было семь лет, она горячо молилась в амбаре. Внезапно рядом ударила молния, от испуга девочка заплакала, после этого события, появились первые признаки духовной болезни.
Анна некоторое время жила в пансионате для слепых, там её научили читать специально изданные для слепых книги. Проворные пальчики быстро научились нащупывать и узнавать буквы, в уме рождались слова и целые предложения. В доме инвалидов Анна трудилась на чулочной фабрике. Однажды на обед там приготовили борщ из капусты, которую квасили в бочке из-под керосина. После этого «обеда» страдалица мучилась от повышенно кислотности в желудке 50 лет – каждый раз после приёма пищи появлялась сильная изжога.
В 1945 году жителей деревни Бунино эвакуировали в село Дерюгино Дмитриевского района Курской области. В этом селе подвижница прожила более 60 лет. По Промыслу Божиему суждено было ей за полвека пожить практически во всех домах, расположенных вокруг храма как бы освящая святой молитвой этот круг. Когда церкви были закрыты, всё село освящалось молитвой подвижницы. (Сельская церковь Святого великомученика Георгия Победоносца закрывалась и открывалась несколько раз.)
Вскоре после войны 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Анна приняла иночество (с прежним именем в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской), постригал матушку архимандрит Сергий (Булатников) настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни. Через год в тот же день инокиня Анна была пострижена в монашество с прежним именем Анна. Молитва не сходила с уст монахини Анны, подвижница с великим смирением несла крест болезни. По свидетельству современников никогда не унывала. О себе рассказывала мало, о страданиях, которые причиняла ей болезнь, люди только догадывались.
Певчие с клироса рассказывали, что много лет страдала матушка от духовной болезни, когда враг рода человеческого досаждал – кричала. Подвижница строго постилась, выдерживала месяц лишь на святой воде и просфорах. Когда духовная болезнь отошла на 87 году жизни, начались другие испытания за то, что вымаливала людей. (Враг рода человеческого мстил за то, что вымаливала людей.)
Инокиня Мария из монастыря Казанской иконы Божией Матери (село Большегнеушево) рассказала, что с 1949 –1951 год в селе Дерюгино служил архимандрит Мартирий, он был духовным отцом матушки. (*Исповедник архимандрит Мартирий (Гришин) (1875–1958)). На престольном празднике в городе Дмитрове на трапезе прозорливый старец Мартирий, подавая матушке кусочек булочки с маслом и с медом, пророчески отметил: «Сейчас ты болеешь, но придет время, к тебе весь мир придет…» Пророчество сбылось.
В девяностые годы монахиню Анну пригласила к себе в дом инокиня Сусанна. Девять счастливых лет прожила матушка с близкой ей по духу инокиней и ее дочерью Зинаидой. Здесь они и жили и службы служили в своём домовом храме в честь Успения Божьей Матери, когда периодически закрывался храм. Со временем купили соседний домик, куда все вместе и перешли.
Наконец наступило время, когда начали восстанавливаться монастыри и открывались закрытые храмы. К великой радости матушки Анны, появилась возможность посетить святые места, она вместе со своими духовными сестрами Параскевой из Димитрова и Варварой совершала паломничества по святым местам.
В 2001 году Господь призвал к себе инокиню Сусанну, а в следующем году отошла ко Господу её дочь Зинаида, и матушка осталась одна. Настоятель открывшегося к тому времени храма Святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей отец Василий Бовсуновский благословил похоронить мать и дочь в одной могиле в десяти шагах от храма лицом к алтарю, выполнив их предсмертное желание.
Вскоре после кончины духовных сестер, матушка Феодосия лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Когда её везли в санях, лошадь понесло, повозка перевернулась. После этого несчастного случая, матушка Феодосия практически не могла ходить, нуждалась в постоянном уходе. Протоиерей Василий обратился к прихожанам храма с просьбой, чтобы верующие люди из храма по очереди ухаживали за больной. Первое время за схимонахиней ухаживали прихожане храма Святого великомученика Георгия Победоносца, позже батюшка нашел Елену из Железногорска, которая согласилась жить с матушкой постоянно и ухаживать за ней. Елена ухаживала за матушкой до последних дней её земной жизни.
Матушкины чада возили старицу по святым местам, так как матушке было тяжело передвигаться, случалось, что Елене приходилось нести её. Позже духовная дочь подвижницы Алевтина купила инвалидную коляску, ездить стало удобнее. По словам келейницы, матушка всегда пребывала в молитве, любила бывать в храме. Рассказывала, что у матушки не было пенсии из-за отсутствия документов, поэтому она жила милостыней.
27 августа 2003 года монахиня Анна, по благословению схимитрополита Иувеналия (Тарасова), приняла постриг в великую схиму с именем Феодосия (в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского). Постриг в великую схиму совершил игумен Моисей* (Матюхин) в монастыре Казанской иконы Божией Матери в селе Больше-Гнеушево Рыльского района (Курской обл.). (Игумен Моисей* (Матюхин) – наместник Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске 2003–2005гг.)
По словам келейницы, сразу после службы, архимандрит Арсений (из Знаменского кафедрального собора в Курске) благословил схимонахиню Феодосию на старчество, он сказал, обращаясь к матушке: «Благословляю за всех молиться, всем помогать…»
Господь даровал матушке хорошую память – до глубокой старости она помнила всех поименно: поминала о здравии более шестисот человек, молилась об упокоении душ трёх сотен умерших православных людей. Духовные чада старицы Феодосии рассказывали, что подвижница, во всём полагалась лишь на волю Божью, никогда не унывала, за всё благодарила Господа. Схимонахиня Феодосия любила и прощала всех, без ропота всё терпела, смирялась, всегда сохраняла душевное спокойствие, а беспокоилась лишь об одном, как бы не опоздать на службу (в 4 утра была уже одета). Божественные службы в храме были для неё духовным утешением, она любила духовные песнопения, сама пела, читала псалмы.
Из воспоминаний келейница Елены: «Я как-то сказала матушке: «Вот если б глазки твои открылись, и ты увидела нас, дом …» А в ответ услышала: «Что мне это видеть, мне бы Матерь Божию на иконочке увидеть и Христа Спасителя! Она часто повторяла: «Живите как дети, а умом не младенцы»».
Схимонахиня была в меру общительна, при беседах часто утихала, вся погружалась в молитву. Всё делала очень аккуратно. Много скрывала матушка Феодосия добрых дел.
Матушка Феодосия очень почитала святую блаженную Матронушку Московскую – 3 раза была у нее. Была в Оптиной пустыни, в Дивеево, в Троице-Сергиевой Лавре, на Юбилейных торжествах в честь преподобного Серафима Саровского в Курске, несколько раз посещала схимитрополита Иувеналия (Тарасова) в Курске. Старица Феодосия любила посещать обитель в селе Большегнеушево, приезжала к сестрам погостить на несколько дней.
По свидетельству близких духовных сестер матушки, схимонахиня Феодосия сподобилась чудесных видений. Она рассказывала о чудесных явлениях Царицы Небесной и святителя Николая. Протоиерей Василий рассказывал, что матушка Феодосия ощущала тепло от солнца и указывала, где солнце, особенно после пасхалии.
Из воспоминаний В. Н. Мамонтова: «Господи Благослови! С матушкой Феодосией мы познакомились в июле 2005 года. В то время мы жили за границей, в Эстонии. На каждое лето приезжали в отпуск к родителям в Дерюгино. Еще раньше, бывая на службах в храме Георгия Победоносца в Дерюгино, мы видели молящуюся схимницу, которая сидела в инвалидной колясочке, перед клиросом. Но в то время Господь не допускал нас к ней, видимо потому, что мы жили тогда с женой в не венчанном браке. В тот год, после окончания Петрова поста, мы, наконец, обвенчались, а в ближайшее воскресенье произошло наше знакомство с матушкой. Матушку некому было привезти на службу и Елена, которая ухаживала за матушкой, попросила меня привезти ее в церковь.
После службы мы везли матушку обратно домой, и были приглашены с женой и детьми на обед. Матушка расспрашивала нас – кто мы и откуда, где живут наши родственники и их имена, и обещала молиться за всех.
Через несколько дней, накануне праздника Казанской иконы Божьей Матери, вместе с матушкой Феодосией мы ехали на престольный праздник в монастырь в Большегнеушево, к которому и была приписана матушка. Надо было видеть, сколько радости было у сестер обители, и у многочисленных паломников, когда они увидели матушку, каждый стремился получить благословение у нее, поделиться с ней своими радостями и болями, шли к ней со своими нуждами и все находили утешение. Через несколько дней мы дома опять посещали матушку, беседовали с ней. Перед нами открывался человек огромной духовной силы. Это к ней, 88-летней старице, с пятилетнего возраста потерявшей зрение, прожившей тяжелейшую жизнь, часто не имея средств к существованию, жившей лишь упованием на Господа – шли за помощью мы – здоровые и больные, молодые и старые, несли груз своих нужд и получали от нее помощь.
Как-то матушка спросила: «А что в Эстонии есть православные?»
-Есть, но очень мало, – ответил я.
-Надо из Эстонии уезжать, – сказала тогда матушка.
Через несколько дней мы уезжали в Эстонию. Накануне отъезда, когда брал благословение у матушки Феодосии. Я спросил ее – пора ли нам уезжать из Эстонии?
Матушка задумалась, видимо, молилась.
-Годик поживете, а там видно будет, – сказала она.
Спустя примерно год умер мой отец. После похорон я вместе с сестрами зашел к матушке. Первыми под благословение подошли сестры. Благословив сестер, матушка спросила: «А где Владимир?»
-Я здесь, – ответил я и, подойдя к Матушке, взял благословение.
-Вот теперь пора переезжать, вы должны жить здесь!
Это было сказано так, что не оставалось ни каких сомнений – это воля Божья.
Кто менял место жительства, наверное, знает, как нелегко решиться на этот шаг, тем более, когда жизнь внешне протекает благополучно. Мы все тянули с переездом.
8 февраля 2007 года жена Наталья, занимаясь на кухне, вдруг ясно услышала голос матушки Феодосии – «Наташа, пора». Это был день отшествия из этого мира матушки, о чем мы узнали лишь спустя несколько дней. С этого времени события начинают развиваться стремительно. Мы берем благословение на переезд у о. Александра Ручкина, он знакомит нас с маклером по недвижимости, который является прихожанкой храма Александра Невского в Таллинне. И хотя в это время в Эстонии уже был кризис на рынке недвижимости, жилье практически не продавалось, наша квартира была продана за 10 дней. За эти деньги мы смогли приобрести хорошее жилье на Родине и благополучно переехать.
Так помогла нам Матушка Феодосия уже после своего отшествия. Поистине Бог являет свою силу в людях немощных, уповающих на него!»
Из воспоминаний келейницы схимонахини Феодосии Елены: «Не задолго до смерти матушку часто причащали, приезжали монахи, из Курско-Коренной обители прощаться с ней. Перед смертью матушку причащал отец Василий. Последние ее слова были как наставление: «Теперь сам смотри в свои сани, что в них и куда грядешь… Кончилась жизнь на земле мирская – настала духовная. Время быстро идет, устоят только сильные». Матушке сама благословила меня на чтение отходной молитвы, как я прочла «Канон на исход души», она три раза вздохнула и отошла ко Господу».
Из воспоминаний духовной дочери схимонахини Феодосии Татианы: «Трудно писать о последних днях земной жизни матушки, я у нее была с 23 по 25 января 2007, на свой день ангела. Как матушка сказала – «Царица небесная прислала». Я была очень тяжело духовно больна. Ночью, когда я спала, матушка с Леной вымаливали меня, а днем они спали, а я хлопотала по хозяйству. Так не забываемых три дня я провела у старицы. Вместе молились, вместе вспоминали духовные истории, вместе кушали. Матушка всегда пребывала в молитве, но стоило к ней обратиться, она с удовольствием беседовала, объясняла, отвечала на вопросы, успокаивала, давала наставления. Помню, присела я в ногах старицы и начала рассказывать о моем паломничестве по Кипру, о Кикском монастыре, об обретении Чудотворной иконы Божьей Матери. У меня тепло разливалось в душе, как в беззаботном детстве от присутствия родной мамочки. Старица улыбалась необычно чистой улыбкой младенца, улыбалась душой и я увидела, как ей было тепло на душе от этого рассказа. Матушка положила свою благодатную ручку мне на голову – легкую как пушок и чистую, как сияющий снежок. И опять я почувствовала огромную любовь и как будто это была моя покойная мама. Она меня жалела. А келейница Елена позже сказала, что я была очень тяжелая, и, слава Богу, что я добралась до них.
На мой день ангела матушка с Еленой позволили мне приготовить трапезу. Матушка села на свое место за стол около буфета, чему я была удивлена, потому что я видела старицу все три дня на одном и том же месте на диванчике. На праздничной трапезе старица пропела тропарь святой мученице Татиане, покушала не много и перебралась на свой диванчик. Позже благословила на дорогу и попросила молиться за нее, сказала, что очень больна. Уезжая, я еще не осознавала, где я была, и что я приобрела…Вечная память матери моей духовной, которая спасла меня от смерти. Величаю и чту святую память твою…
По прибытии домой, я сразу заказала требы о здравии матушке. В этот же день позвонила Лена и сказала, что матушке очень плохо. Я хотела вернуться, но Лена не позволила… Матушка почила 8 февраля 2007 года.
На похоронах были все, кто узнал о кончине, и кто любил и почитал матушку. Панихиду служили монахи Курско-Коренной обители с игуменом Вениамином и с отцом Василием. Людей было очень много, столы накрыли в храме…поминали, молились, молча скорбели о великой утрате…
Похоронили матушку вместе с инокиней Сусанной – выполнили её последнее желание.
Уже 3 года как нет старицы схимонахини Феодосии, но люди ее помнят, едут на могилку – просят о помощи и матушка помогает…Я заметила, что когда начинаю свое паломничество по Курскому краю с посещения матушкиной могилки – всегда паломничество удается.
Те, кто просит молитвенного заступничества матушки, свидетельствуют, что ощущают духовную поддержку и помощь в решении материальных и семейных проблем.
Все, кто желает помолиться у могилы старицы Феодосии, похороненной в селе Дерюгино около Храма Святого великомученика Георгия Победоносца и побывать на святом источнике, могут добраться за одну ночь из Москвы от Курского вокзала до станции «Михайлов рудник». От станции до села Дерюгино – на такси 20 минут. Или ехать до города Курска, далее двумя автобусами добираться 2 – 3 часа».
Сейчас мы постараемся рассказать как проехать к матушке с помощью карт, навигатора, транспорта и подсказок. Так же предлагаем варианты размещения в Скопине и контактные данные такси и гостиниц города.
Часовня открыта в любое время суток. Не забывайте ее закрывать перед уходом! Не оставляйте зажжённых свечей. Не возжигайте самостоятельно лампады. Это могут делать только те, кто имеет на то благословение.
Каждую субботу в 12-00 священством совершается панихида.
Точка на карте для навигатора
53.777185, 39.406918
В Яндекс. Навигаторе достаточно ввести:
Часовня Блаженной Феодосии Скопинской
Купить билет с Москвы на Скопин можно на сайте автовокзала по ссылке https://ticketonbus.ru/
Купить обратный билет в Москву из Скопина можно по ссылке https://vokzal62.ru/
С Рязани
Автобусом, микроавтобусом с автовокзала — «Рязань-Скопин».
Из Скопина на такси до деревни Велемья (кладбище).
Из Скопина в Рязань
Микроавтобусом/автобусом с автовокзала — «Скопин-Рязань».
Рейсы почти каждые 30-60 минут с 6-00 до 17-00.
Расписание уточняйте на сайте или у диспетчера по телефону:
+7 49156 2-02-53
Купить билет с Рязани в Скопин и обратно можно на сайте по ссылке https://vokzal62.ru/
ТАКСИ в СКОПИНЕ
от 490 рублей туда-обратно по маршруту
Скопин — д. Велемья (кладбище) с ожиданием 5 минут.
Платное ожидание 1 минута — 5 рублей.
Такси Апельсин +79105730277
Такси нашего города +79105087328
Такси Фортуна +79209736879
Такси Вояж +79623937074
Где остановиться в Скопине?
Гостиница «Гостиный двор»
Сайт http://skopin-hotel.ru/
Телефон для бронирования: 8-951-109-09-73
Цены от 2000 рублей за сутки
Отель «Базилик»
Сайт http://www.skopinhotel.ru/
Телефон для бронирования: 8 (910) 561 66 98
Цены от 600 рублей за койко-место и от 1000 рублей за номер в сутки
Старица Феодосия Скопинская: Воспоминания самовидцев в 2-х томах
«БУДЬТЕ С ГОСПОДОМ БОГОМ…»
Православный русский народ любит праведников и святых. Любит горячо и крепко, несмотря на целый век гонений на веру. А может, именно благодаря этим гонениям, когда измученное человеческое сердце тянется к чему-то высшему, чему-то небесному за помощью, за поддержкой, за спасением от повседневных тягот и ужаса жизни. И где же искать этого спасения, как не в церковных святынях, которые одни неколебимыми столпами высятся среди бушующего житейского моря!..
Двадцатый век явил нам удивительные феномены, если можно так сказать, народной канонизации духовных подвижников. Блаженная Ксения Петербургская, прославленная в лике святых в 1988 году; блаженная Матрона Московская, канонизированная в последний год XX века. Почему мы говорим о народной канонизации? Да потому, что церковному прославлению предшествовали долгие десятилетия (а в случае с Ксенией Петербургской – полтора столетия!) горячего, искреннего народного почитания. Кто из нас, верующих, не стоял в очереди к часовенке блаженной Ксении на Смоленском кладбище Петербурга? Кто не брал земельки с могилы матушки Матронушки на Даниловском кладбище в Москве? Вряд ли в среде верующего церковного народа найдутся такие люди…
И вот на наших глазах на бескрайнем горизонте Русской Православной Церкви восходит и разгорается всё ярче новая духовная звезда – старица Феодосия, жившая в городе Скопине Рязанской области. Еще при жизни подвижницы верующий народ протоптал тропинку к ней так же, как к матушке Ксении и матушке Матроне. После преставления праведницы эта дорожка не зарастает, и те, кто знал матушку Феодосию при жизни, и те, кто получил от нее посмертную помощь, нескончаемой вереницей тянутся к месту ее упокоения.
Удивительна биография этой женщины. Наталья Никифоровна Косоротихина, так звали матушку от рождения, родилась на Рязанщине, в 1922 году в многодетной семье. С детства познала тяжелый труд, как и все ее сверстники. Внимая своему сердцу, никогда не выходила замуж (хотя сватались многие), а в 1957 году, после нескольких тяжелых травм, впала, говоря врачебным языком, в летаргический сон и спала до 1971 года…
Заснула Наталья простой неграмотной крестьянкой, а проснулась она другим человеком. Окружающие вдруг увидели в ней просвещенную духовноую подвижницу, глубоко постигшую церковное Предание и истины Евангелия. Вот что вспоминает об этом внучатая племянница матушки Феодосии В.И. Тихонова: «Однажды мы были у матушки, и она заговорила про Бога, а мама спросила: «Наташа, как же ты знаешь, ведь раньше не знала?» Она говорит: «А сколько годов я там была, у Бога-то? Разве я, племянница, просто так? Там все мы учились!»
Для тех, кто был рядом с ней (а вскоре и не только для них!), стало очевидно, что тринадцатилетний сон этот был не простым сном, но живым и напряженным духовным общением и взрослением, когда человеческое сердце наполняется божественными истинами, чтобы уже никогда их не потерять. И с этой поры она, как и матушка Матрона, становится утешением, поддержкой, молитвенницей для своих близких и земляков, а позже – и для верующих людей со всех концов всегда необъятной и всегда страдающей России…
Впрочем, пересказывать подробно биографию матушки Феодосии (так ее нарекли при монашеском постриге) не имеет смысла. У верующих появилась замечательная книга, составленная М.Е. Шкатовым и выпущенная в издательстве «Отчий дом». Двухтомник «Старица Феодосия Скопинская» содержит без малого тысячу страниц!
Надо сразу отметить, составитель подошел к своему делу весьма серьезно и основательно. Основательностью вообще отличаются издания «Отчего дома», за что его руководству хочется выразить отдельную благодарность.
Воспоминания, которые составляют основной корпус книги, собраны у тех, кто так или иначе был знаком, причастен, связан с матушкой Феодосией. И что самое важное, самое ценное для всех нас – эта удивительная подвижница — наша современница. Она умерла совсем недавно, в 2014 году. Впрочем, слово «умерла» не вяжется с этим удивительным человеком. Ведь матушка не только полной грудью сама вдохнула божественной вечности, но и передавала эту вечность всем приходящим к ней.
И вновь цитата, на этот раз – из рассказа игумении Евстолии (Афониной), настоятельницы Переславского Никольского женского монастыря:
«Матушка учила иному, не мирскому взгляду на мир. Учила преодолевать земное тяготение, точнее тяготение в ад. Учила стремиться к Богу и открывать Небо на земле.
Удивительно, что сохранил Господь матушку именно к 1990-м годам, когда Россия начала просыпаться, воскресла в духовном смысле, задышала. Что, казалось бы, можно ожидать от лежащей старицы, кроме воздыханий и горьких слез? А у матушки, наоборот, было поразительное чувство жизни, которое она передавала всем, приходящим к ней, зачастую испуганным и потерявшимся в новых обстоятельствах. Матушка, несомненно, была очень сильным человеком. Великие духовные дарования – это одна из сторон ее личности, но была и огромная сила характера, проявленная в простом, с Рязанской земли, человеке…»
Книга воспоминаний составлена М. Шкатовым просто, без вычурности и каких-то специальных изысков. Читается он легко и увлекательно, вызывает ощущение искренности и достоверности.
Первый том делится на две большие части. В Первой части рассказывается о том, как жила Наталья Никифоровна Косоротихина до своего чудесного сна и о том, как вообще жила русская деревня в советское время. Здесь, и это понятно, авторами являются по преимуществу родные люди и земляки матушки. Вторая часть посвящена жизни матушки Феодосии после ее пробуждения. Состав вспоминающих расширяется, как расширялась известность матушки среди окрестных мест. В Приложениях к Первому тому помещены Жизнеописание старицы Феодосии и рассказ о священноигумене Феодоре (Липягове; 1870-1954), духовном наставнике матушки.
Второй том открывают воспоминания епископа Скопинского и Шацкого Феодорита (Тихонова), который является дальним родственником матушки Феодосии и потому начал ездить к ней за духовными советами еще с детства. (Именно она, кстати, открыла ему, что он в свое время будет владыкой Скопинским. И открыла тогда, когда сама мысль о епископской кафедре в районном центре Рязанской области выглядела, мягко говоря, не слишком правдоподобной.) А дальше, после воспоминаний владыки – идут вперемежку воспоминания самых разных людей: архимандритов, протоиереев и иереев, простых мирян.
И наверное, это вполне правильно, ведь у Бога каждый человек одинаково ценен и уникален, поскольку каждый рождается с душой живой. Кто из нас дерзнет утверждать, что чья-то душа дороже другой души перед своим Создателем? И одновременно каждый человек, живущий духовной жизнью, знает, что душа в своей основе проста, и именно в этой душевной простоте заключается, может быть, одна из главных тайн человеческого существования.
Вообще-то, именно человеческая простота была одним из главных качеств схимонахини Феодосии. Вот что вспоминает об этом иеромонах Серафим (Маслов):
«Советы матушки всегда были очень простые. Учила она следовать Евангельскому идеалу. Это проходило красной нитью. Она сама жила по Евангелию и нас наставляла жить так же… …Матушка никогда не призывала к каким-то великим подвигам. А учила делать то, что положено. Жить размеренно, реальной жизнью. Служить Богу и людям. Быть отзывчивым к нуждам людей, которые посещают наш храм. Никогда молитву не оставлять. Хранить чистоту сердца, жить по совести…»
Но разве не простотой и жалостью к простому люду отличалась святая блаженная Ксения? Разве не в простоте несла свой тяжелый жизненный крест блаженная матушка Матрона? Так может быть, именно простота, как ничто другое, нужна сейчас нашему народу? Простота веры, простота любви, простота терпения скорбей и болезней, простота справедливости…
Хочется завершить эту короткую рецензию словами владыки Феодорита, в которых он вспоминает о дне погребения матушки Феодосии:
«Сестер своих матушка очень любила, а потому хотела быть погребенной рядом с ними. Кладбище находится приблизительно в пятнадцати километрах от храма. Всю дорогу мы, духовенство, во главе с митрополитом пели пасхальные песнопения. За медленно едущей машиной шли люди и, прощаясь с матушкой, целовали автомобиль. Один человек посчитал, сколько машин ехало за гробом матушки. Двести восемьдесят! Перед тем как предать матушку земле, мы в последний раз взглянули на ее лицо. Оно было как при жизни: покойно и благодатно…»
Возможно, в будущем о матушке Феодосии напишут новые книги. Но двухтомник издательства «Отчий дом» в составлении М. Шкатова, можно быть уверенным, надолго останется фактологической основой для всех будущих авторов. И в этом огромное значение вышедшей книги. Значение, которое невозможно переоценить.
О детстве старицы Феодосии Скопинской
15 мая исполняется год после кончины скопинская старицы, схимонахини Феодосии (Косоротихиной), жившей в поселке Октябрьский. Похоронили ее на кладбище близ родного села Велемья. Попрощаться с матушкой приехало около десяти тысяч человек со всей страны. Среди них были митрополиты, епископы, монашествующие, более тридцати священников и множество мирян. Божественная Литургия и панихида в день её похорон служились в храме во имя святых Бориса и Глеба, в поселке Корневое Рязанской области, который едва ли еще когда видел такое стечение народа.
Скромная, маленькая девочка, познавшая полуголодное детство, тяжелый труд, никогда не учившаяся в школе, пролежавшая 20 лет в летаргическом сне, а большую часть своей жизни недвижимо в постели по промыслу Божьему была на земле проводником Его мудрости, утешения и любви для тысяч людей.
***
Велемья, Корневое и поселок Октябрьский находятся недалеко друг от друга. Интересно, что эти родные места для матушки Феодосии (в крещении — Натальи), высокой пред Богом подвижницы веры, являются самыми высокими местами Среднерусской возвышенности — 236 метров над уровнем мирового океана.
Родилась Наталья (по не уточненным данным) 4 сентября 1923 г. в селе Велемье. Когда-то здесь стояло около 200 добротных домов. Здесь был большой храм. И народа проживало в селе много — около полторы тысячи человек. А теперь? Где оно, большое, населенное село? Где храм? Несколько полуразвалившихся домишек и крапива на месте храма… Как и тысячи русских сел и деревень после разрушительных 1990-х годов, Велемья вымерла. Печальная история…
Но и ко времени рождения Натальи Косоротихиной село жило тяжело: разруха после гражданской войны, нищета, голод, работа в колхозе за «палочки».
Пока затруднительно сказать, в каком храме она была крещена, поскольку к тому году и в Велемье, и в ближайшем селе Князево храмы уже были закрыты. По мнению Мароны Лобчиковой, подруги детства Натальи Косоротихиной, Наталью крестили или в селе Новые Кельцы, где храм еще был открыт, или на дому, что в то время было очень распространено. Важность церковных таинств и авторитет священников, несмотря на гонения, были еще очень высоки.
Время было неоднозначное, мятущееся, и один человек мог занимать, как кажется, два взаимоисключающие поста. Так у местных краеведов есть документы, свидетельствующие о том, что в селе Стубле члены церковного совета избирались в сельсовет, а секретарем совета был церковный певчий. А, по сообщению скопинской районной газеты тех времен, в сельсовете села Кумино задняя стена помещения была увешана плакатами, а на передней красовались иконы святых угодников.
И, тем не менее, храмы закрывались, а священники, совершавшие на домах требы, преследовались вплоть до заключения в тюрьму или отправки в лагеря. Да и мирянам открыто проповедовать православную веру было опасно. Но родители Натальи Косоротихиной — Никифор и Ефросинья — были людьми глубоко верующими и своих детей воспитывали в православной вере.
Старшей сестрой в семье Косоротихиных была Фёкла, за ней следовала Анна, дальше — брат Тихон, потом — Наталья, а за ней — самая младшая, Ольга. Фёкла была старше Натальи лет на пятнадцать, а Ольга — младше на пять. Мама умерла, когда Наталья была ещё маленькой, и воспитание детей пришлось взять на себя Фёкле.
Практически через год после рождения Натальи, в 1924 году, в Скопинском районе случился недород. Не уродились картофель, рожь, овес. И крестьяне были озабочены не только тем, как прокормиться, но и тем, чем прокормить до травы скот, где раздобыть семян для посева.
Крестьянину из скопинской деревни Кондауровка А.Медведеву запомнился тяжелый 1926 год. В записях местных краеведов остались его воспоминания: «Как прожить год с семейством, не имея с самого начала года зерна? Продавали некоторые вещи, мелкий и крупный скот, а бедноте хоть в петлю полезай». А ведь был еще и голод 1927-1928 годов. Косоротихиных спасало то, что Никифор и Ефросиня работали на шахтах, где платили, тогда как в колхозах практически работали задаром.
О жизни того времени мне удалось поговорить со старожилкой села Велемье, Матроной Лобчиковой — сверстницей и подругой матушки Феодосии. Вот что она рассказала о годах детства и ранней юности
— У меня мама тоже поступила на шахту. А работали мы за то, что нас землей наделяли. Не будем работать в колхозе — огород отрежут. Землю давали по числу работников. У моей мамы нас четверо было, и мы с мальства в колхозе работали. С 9 лет.
— И Наталья Косоротихина тоже такая маленькая в колхоз пошла?
— В колхоз, с самого детства, с 9 лет.
— А что девятилетние могли? Чем занимались-то?
— Горох на полях дергали, пололи на бахчах свеклу, капусту, морковку. Снопы вязали: жали, клали и за хвост перевязывали снопом, а потом клали в кладушки. Крестец, четыре кресца — копна называется.
— А сколько соток огорода было у Косоротихиных?
— Соток давали кому 25, а кому 15. А у Косоротихиных семья вон какая большая была. Им хоть 30 давай — все мало. Но шахты спасали. Никифор в шахте работал, молодой-то, а потом стал скотину стеречь. А Ефросинья в колхозе работала.
— А голод как пережили?
— Всю крапиву поели.
— А неурожай от недорода, или у вас власти все забирали?
— А одевались-то во что?
— У Косоротихиных было пятеро детей… Кого вы из них помните? Может с кем-то играли в детстве?
— С Олей играли. А Наташа замкнутая была. Мы зайдем за ней, зовем: пойдем с нами, а она нет, никак не хочет. Работящая была. Огородом занималась или в лесу хворост собирала. Сначала она работала в колхозе, а потом — в строительной бригаде. Ездила на машине с остальными рабочими, а как-то у села на Пупки, там, где поворот крутой, тут машина упала, ее бортом и ударило.
— То, о чем сказала здесь Матрона Лобчикова, случилось в начале 1950-х годов. В результате производственной травмы Наталья Косоротихину парализовало, и она около 20 лет провела в летаргическом сне. А когда очнулась, первыми ее словами, как говорят некоторые, знавшие матушку люди, были: «Зачем вы меня кормили, ведь меня потчевала Сама Матерь Божия»… С тех пор у Натальи Косоротихиной открылись дары молитвы, утешения, прозорливости и реальной помощи людям в их тяжелых обстоятельствах. Помогала матушка Феодосия молитвами. А сама-то она была какая? В совершенной немощи. Ни поесть ни попить без посторонней помощи не могла… Но проявилось в ней слово Нового Завета: «Сила Божия в немощи свершается».
Матушка Феодосия, верим, что ныне ты предстоишь пред Господом, верим, что предстательствуешь пред Ним. Попроси Христа Бога нашего, да восстановит Он порушенные российские храмы, возродит деревни и села, и умножит в них православных христиан. Да восстанет по слову Иоанна Кронштадтского «Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верой во Христа Бога и во Святую Троицу».
У книжной полки. М.Е. Шкатов. Старица Феодосия Скопинская: воспоминания самовидцев в 2-х книгах
Аудио
По словам епископа Скопинского и Шацкого Феодорита, «счастлив тот человек, которому в жизни довелось видеться и общаться со святыми людьми, носителями благодати Святого Духа. Эти встречи всегда оставляют в жизни человека неизгладимый след. Иначе и быть не может, так как, встречаясь со святым, человек встречается с «Царством Божиим, пришедшим в силе» (Мк. 9, 1). «Сближайся с праведными, — советует преподобный Исаак Сирин — и через них ты приблизишься к Богу». И народ наш всегда искал приближения к Богу через сближение со святыми подвижниками». Такой угодницей Божией была и схимонахиня Феодосия, старица из города Скопин, что под Рязанью. О ней рассказывает книга, вышедшая в издательстве Отчий дом. Она называется – «Старица Феодосия Скопинская: Воспоминания самовидцев в 2-х книгах».
***
Это двухтомное издание является плодом многолетней работы, сбора документов и воспоминаний современников и духовных чад матушки Феодосии (Косоротихиной), к которой обращались за помощью и просьбами о молитве тысячи паломников. Подвижнический подвиг матушки, после 14-летнего летаргического сна, продолжался сорок три года. Оставаясь недвижимой, она принимала ежедневно большое количество людей, приезжающих к ней в келью со всей страны. Книга включает в себя воспоминания людей, которые знали матушку до её чудесного сна, и тех, кто окормлялся у неё после пробуждения.
Архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель Успенского кафедрального собора Астаны, беседовал с Зинаидой Ждановой, составительницей книги о блаженной Матроне Московской, лично знавшей нашу великую покровительницу. Бывала Жданова и у матушки Феодосии. О ней она сказала так: «Это вторая Матрона». Воспоминания, собранные в двух книгах, подтверждают эти слова. Около девяносто человек свидетельствуют о великом смирении и любви подвижницы. В книге собрано множество живых свидетельств общения со святой старицей, множество случаев исцеления по ее молитвам от душевных и телесных недугов. Но даже несмотря на большой объем книги, это всего лишь малая часть таких свидетельств.
Также издание содержит наставления Скопинской старицы и её жизнеописание, биографию священноигумена Феодора (Липягова), одного из православных подвижников ХХ века, к которому в молодости обращалась за духовными советами матушка Феодосия и который так предсказал ей будущее: «Сейчас ты ничего не знаешь, а потом будешь знать все». В православном народе сохранилась память об исповеднике, прошедшем сталинские узилища, но конкретной информации не было. Удивительным образом удалось выяснить дату смерти отца Феодора, по которой сотрудники ЗАГСа установили фамилию батюшки. Издателям фамилия была сообщена в день третьей годовщины преставления матушки Феодосии. По фамилии были сделаны запросы в архивы. Так, Промыслом Божиим, создавалась эта книга.
Как отмечает составитель книги — Михаил Евгеньевич Шкатов, она состоит из разноплановых рассказов очень разных людей. В ее первой части сохранены подробности из жизни многострадальной русской деревни 1930-1950 годов. Они приводятся потому, что зафиксированных матушкиных рассказов о ее жизни в это время почти не сохранилось. Но она жила так же, как повествуют эти люди, и была плотью от плоти той, старой русской деревни. По мере собирания рассказов приоткрывался облик великой русской труженицы, православной подвижницы, абсолютно преданной Христу. Во всей ее жизни духовное главенствовало над материальным. Господь благословил нас искать Царства Небесного (ср.: Мф. 6, 33), и матушка всю жизнь его искала. А посетив Горний мир во время своего чудесного многолетнего сна, свидетельствовала до конца жизни о его близости.
По словам Михаила Евгеньевича, «Матушка была человеком русской идеи, которая заключается в том, что Небесное важнее земногo. Она несла эту ключевую, основополагающую мысль Христова учения среди материалистического угара, в стране, где материальное стало богом. Господь по ее молитвам творил бесчисленные чудеса и исцеления. Но главным чудом было воскрешение веры в заблудших, уведенных со спасительного пути людях. И к ним, через матушку Феодосию, приближалось Царство Небесное. Труды матушки были необычайны. Физически немощный человек принимал ежедневно десятки, а то и сотни людей вне зависимости от своего состояния. Ради любви к Богу и человеку матушка пропускала через себя боль каждого обращающегося к ней и о каждом возносила искреннюю, горячую молитву. Болела матушка постоянно, часто испытывала сильные боли, но приема не прекращала. Уже в смертельной болезни она продолжала принимать, последние посетители были накануне матушкиной смерти».
Как отмечает владыка Феодорит, лично знавший старицу, «все, кто общался с матушкой, вспоминают ее чистые, голубые, словно бездонные озера, глаза. Какие тяготы переносила матушка, какие страдания, но взор ее не потух, глаза сохранили живость, молодой блеск. Вообще для своего возраста матушка выглядела очень молодо. В 90-е годы, когда ей было уже под восемьдесят, у нее на лице была чистая, светящаяся кожа безо всяких морщин. Потом, конечно, и время брало свое, и матушкины переживания, и бесконечное, до глубины сердца, сопереживание страждущим людям. Но до самого конца ее лицо было красивым. Это, наверно, была красота добродетели».
О наставлениях матушки владыка Феодорит говорит, что они «были просты и доступны, она растворяла их народной мудростью. В простые слова вкладывала много смысла: «Будьте всегда с Господом Богом», «Живите с миром», «Чаще молись», «Чти родителей». Монахов учила постоянной молитве, предостерегала от гордости». По воспоминаниям других очевидцев «матушка постоянно повторяла: «Ходите в Божий храм, кайтесь и причащайтесь». Матушка учила верить в Бога, жить по-Божьему и по воле Божьей. Исповедоваться и причащаться чаще. Грехи не держать в себе, раскаиваться и делать добрые дела. Всегда она говорила: «делайте больше добрых дел».
Матушка Феодосия почила в возрасте девяноста лет 15 мая 2014 года, в день памяти святых страстотерпцев и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, — этим святым посвящен ближайший к ее домику храм, там ее и отпевали. За несколько часов перед кончиной рано утром матушка в полной памяти приобщилась Святых Христовых Таин. «Ныне, — пишет автор-составитель, — схимонахиня Феодосия «упокоилась в столь близкой ей Горней стране и у Престола Творца молится о всех нас, оставшихся на земле и уже усопших. Верю, что в ее лице русский народ, да и весь мир получил новую заступницу и усердную молитвенницу перед лицом Божиим, подобную блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской».
***
Как отмечает епископ Феодорит, души людей по природе стремятся к Божественному свету, к святости. А что такое святость? Если кратко, то это единство человека с Духом Господним (ср.: 1 Кор. 6,17). Все, кто общались с матушкой Феодосией, чувствовали Дух Господень, который проявлялся, прежде всего, в матушкиной любви. На матушке воистину исполнились слова преподобного Кассиана Римлянина, который говорит, что «верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, а в совершенстве любви». Не сомневаюсь, говорит владыка Феодорит, что выход этого издания поможет собрать еще больше рассказов об опыте общения с матушкой и ее благодатной помощи.