Содержание
Толкования Священного Писания
а иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей
Вопрос. Поскольку Господь наш Иисус Христос говорит: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской»; что значит соблазнять? Или как остеречься сего, чтобы не пало на нас столь страшное осуждение?
Ответ. Соблазняет, кто преступает закон словом или делом и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; или кто препятствует исполнять волю Божию, как Петр Господу, сказав: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» – за что и услышал: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16, 22–23); или кто настраивает мысль немощного к чему-либо запрещенному, по написанному апостолом, который сказал: «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» – и присовокупляет к сему: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы, не соблазнить брата моего» (1Кор. 8, 10, 13). Соблазн же бывает от многих причин. Ибо соблазн или происходит по вине соблазняющего, или случается самому соблазняемому быть виною соблазна; и в них опять бывает сие различно, иногда по злонравию, а иногда по неопытности или того, или другого; бывает и то, что при правом преподавании слова делается более видимым злонравие соблазняющихся. Подобно этому и в делах, ибо соблазняемый соблазняется, когда кто или исполняет заповедь Божию, или без опасения пользуется тем, что в его воле. Поэтому когда люди претыкаются о что-нибудь сделанное или сказанное по заповеди и соблазняются этим, как, по свидетельству Евангелия, некоторые соблазнялись тем, что Господь делал и говорил по воле Отца, тогда надобно припомнить ответ о таковых Господа, когда, «ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» И он отвечал им: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15, 12–14). И много подобного сему можно найти и в Евангелиях, и у Апостола. Когда же претыкается кто или соблазняется тем, что в нашей воле, тогда должно привести себе на память слова Господа, сказавшего Петру: «итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф.17, 26–27); и также написанное апостолом коринфянам, где он говорит: «не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8, 13); и еще: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21). А как страшно в рассуждении того, что, по-видимому, в нашей воле, пренебрегать, что брат соблазняется тем, сие показывает повеление Господа, Который вообще запрещает всякий вид соблазна и говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). Свидетельствует и апостол, в одном месте говоря: «лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13); и в другом месте более пространным изложением сильнее запрещая сие непозволительное дело, когда говорит: «если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос», к сему присовокупляет: «согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8, 10–13); и еще в другом месте, сказав: «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» Потом прибавляет: «но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор. 9, 6, 12). Когда же доказано, сколько страшно соблазнять брата тем, что в нашей воле, что сказать о соблазняющих тем, что они делают или говорят запрещенное? И особливо, когда соблазняющий или оказывается имеющим в преизбытке ведение, или принадлежит к священной степени? Таковой обязан служить для других как бы правилом и образцом, и если пренебрег хотя малым чем из написанного или сделал что запрещенное, или не выполнил предписанного, или вообще умолчал о чем подобном, за сие одно подлежит такому суду, что, как сказано, «кровь его взыщу от руки твоей» (Иез.33, 8).
Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.
Евангелие от Матфея, Глава 18
«Будьте как дети» — как правильно понять эту заповедь Спасителя? Христос предупреждает о соблазнах, говорит о покаянии заблудшего и о важности Церковной дисциплины. На портале «Экзегет» мы продолжаем наши беседы на Евангелие от Матфея. Изучаем восемнадцатую главу. Первая тема – кто больше в Царстве Небесном. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? (Мф. 18:1). Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них (Мф. 18:2). И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; (Мф. 18:3). Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. (Мф. 18:4) И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:5). Святитель Филарет Дроздов писал: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Старайся стяжать детское смирение, детскую простоту и незлобие, детскую преданность воле Божией, и ты еще на земле познаешь, что есть Царствие Божие». Христос использует образ доверия ребенка к отцу, как пример отношения человека к Богу. Ребенок не властвует над другими, он находится в повиновении у них. Так и христианин — человек для других, а не для себя и во имя себя. Это не вещь, замкнутая на себе. Христианин совершает служения для других. Для него все окружающие являются как бы старшими. Следующая тема – горе тому, кто соблазнит верующих. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Под «малыми сими» понимаются прежде всего дети, которые неприкосновенны для человеческих соблазнов. Тот, кто оскверняет их совершает великий грех. По истолкованию Святых отцов, «соблазнить одного из малых сил» означает совершить какое-то преступное действие по отношению к самим апостолам. Почему они называются «малыми сими»? Потому что речь идет о «малом стаде» Иисуса Христа. «Соблазнит». Греческое слово «соблазн» происходит от слова, означающего «западня, камень на дороге», то есть то, обо что можно преткнуться или споткнуться. «А кто соблазнит», то есть собьет с пути или опрокинет одного из верующих, тому «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Почему такой вариант назван лучшим? По той причине, что лучше пострадать самому, чем стать источником соблазнов для других людей. «Надлежит соблазнам прийти и горе тем, через кого они приходят». «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Здесь следует понять, почему Христос говорит: «ибо надобно прийти соблазнам». Некоторые Святые отцы говорят, что если бы не было соблазнов, никто бы не спасся. Соблазн, который возникает в душе, обнаруживает, что в нашем сердце не так, неправильно, и он указывает направление, следуя которому мы должны очищать себя. Иногда соблазн попускается от Бога, чтобы мы могли обнаружить, что не все так хорошо, как может нам казаться о самих себе. «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; (Мф. 18:8) И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:9). Конечно, Христос здесь говорит не о том, что необходимо отрубать руку, или выдергиватт глаз. Речь идет не об этом. Господь говорит, «если рука соблазняет» – одна рука, «если глаз соблазняет» – один глаз, чтобы мы поняли, что имеется ввиду вовсе не рука и не глаз, иначе вина бы падала на создателя тела, то есть Бога, Творца. А когда Бог создал человека, Он сказал: «весьма хорошо есть». Иными словами, Христос говорит, что, если что-то или кто-то дорого тебе, как правая рука или правый глаз, но это ведет тебя к погибели, лучше совсем от этого отказаться, потому что главное — спасение души. И, как иллюстрацию, Христос предлагает притчу о заблудившейся овце. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Здесь Христос впервые в Новом Завете говорит о том, что у каждого верующего человека есть ангел-хранитель, который оберегает его перед лицом Небесного Отца. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Мф. 18:11) Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? (Мф. 18:12) И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. (Мф. 18:13) Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). Под «малым сим» мы понимаем человека неопытного. Он может быть взрослым, но как ребенок не имеет здравого рассуждения. Он заблудился, и мы должны проявлять заботу о таком человеке. И далее Христос подсказывает нам, как надо обличать того, кто впал в соблазн, в какое-то заблуждение или в состояние греха. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; (Мф. 18:15) Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; (Мф. 18:16) Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Здесь говорится о том, что если кто-то согрешает против нас, и мы узнаем об этом, не следует позорить этого человека. Нужно постараться образумить его один на один. Если он не послушается, мы должны взять с собой других христиан, чтобы образумить его вдвоем-втроем. Если наш «недоброжелатель» не послушается двоих-троих, то следует обличить его перед Церковью. Этот текст очень интересный. Он такой антисектантский. Представители сект любят говорит, что Церковь – это где двое или трое собрались во имя Христа. Текст Мф. 18.17 показывает нечто другое: один обличил, двое-трое обличили, а согрешающий не послушался, тогда они пошли к Церкви. Значит, Церковь – это не двое-трое. Церковь – это епископы, пресвитеры, диаконы. Мы видим очень важный экзегетический прецедент, на который необходимо обращать внимание. Далее Христос говорит, что если двое-трое рассуждают о Нем, то Он посреди этих двух-трех. Но это не означает, что каждые два-три человека и есть Церковь. Хотя слово «Церковь» переводится как «собрание», но в данном случае имеется ввиду собрание в каком-то более широком смысле. Церковь есть собрание народа Божия в единстве со своим трехчинным духовенством. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. (Мф. 18:18) Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, (Мф. 18:19) Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Христос посреди двух-трех, когда они молятся или собираются во имя Его. Что значит во имя Его? Когда верующие читают Евангелие, имеют рассуждение о Христе, Он пребывает среди них, но это не означает, что двое-трое представляют собой Церковь, потому что Церковь – это единство сугубого, трехчинного и всеобщего священства всех чад Божиих. Далее обсуждается вопрос: сколько раз прощать брату. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф. 18:21). Вот такая интонация у Петра… Кажется, он уже устал бесконечно всех прощать. «Иисус говорит ему: не говорю тебе: “до семи раз”, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Есть удивительное толкование блаженного Августина на этот стих. Что это значит: «до седмижды семидесяти раз»? Мы слышим призыв простить всех людей, начиная от тех, которые жили во времена Христа и до Адама, первого человека, ибо от прародителя Адама до Христа ровно семьдесят семь поколений. В Книге Бытия мы читаем, как один из потомков Каина, по имени Ламех, имевший двух жен – Аду и Циллу, боялся, что он будет наказан за свои грехи. Ламеху было откровение от Бога (на чем настаивает блаженный Августин), что в семьдесят седьмом поколении его грех будет искуплен, за его грех воздастся. Семьдесят семь поколений от Адама до Христа мы видим в родословной Иисуса Христа, восходящей именно к Адаму, которая приводится в Евангелии от Луки. В ней приводятся семьдесят семь имен от Адама до Христа, в котором – искупление всех грехов рода человеческого. Смысл слов «прощай другого человека», заключается в данном контексте в том, что Христос как бы говорит: «Я пришел, чтобы умереть за все семьдесят семь поколений от Адама, и за того, которого ты не прощаешь, я тоже раскину Свои руки на Кресте и приму мучительную смерть». С другой стороны, прощать других необходимо по той причине, что мы сами нуждаемся в прощении. А мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам. Собственно говоря, мы и просим об этом Отца в молитве Господней. «И остави нам долги наша, как и мы прощаем должником нашим». А если мы не прощаем, не оставляем долги должникам нашим, то произнося молитву «Отче наш», мы просим, чтобы и Бог поступил с нами также. Далее следует притча о немилосердном должнике. Она является как бы иллюстрацией вышесказанного. «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; (Мф. 18:23) Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; (Мф. 18:24) А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; (Мф. 18:25) Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. (Мф. 18:26) Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27). Но у этой истории есть продолжение. Мы с вами определились, что должны прощать, потому что сами нуждаемся в прощении. А если Христос уже простил нас, тем более мы должны прощать тех, кто обращается к нам за этим. «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. (Мф. 18:28) Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. (Мф. 18:29) Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. (Мф. 18:30) Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. (Мф. 18:31) Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; (Мф. 18:32) Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18:33). Не належит ли и нам, христианам, пережившим прощение во Христе и со Христом, простить всех людей, которые когда-либо согрешали против нас, и, в свою очередь, попросить у них прощения? «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. (Мф. 18:34) Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Что значит простить от сердца? Если ты действительно все простил, то уже не возвращайся к этому. Не следует вспоминать о своих обидах. А уж если ты сам прощенный, тем более. Дай другим пережить прощение, чтобы и они вошли в радость твою.
Кто соблазнит одного из малых сих
Ещё одна моя рецензия на стихотворение Галины Лебединской (публикую здесь, поскольку лгунья занесла меня в её ЧС).
Начало моего исследования (я же учёный, и изучаю здесь психологию современного человека) её личности здесь:
Одна из группы тех, кто меня в кавычках обидел — без рубрики, 12.05.2018 01:46
«О лиры моей благостные звуки! 28. 04. 2018»
О лиры моей благостные звуки!
Они в душе живительно чисты…
Протягиваю к Провиденью руки,
Святые вижу в Небесах кресты…
Я — в покаянье, и со мною клёны
Верхушками с мольбою смотрят ввысь
И, ветви опустив, творят поклоны
За грех людской и за пустую жизнь.
Над храмом православным вьются птицы;
На крыльях их — молитвенный посЫл…
А между гор всё так же бьют криницы,
И их вода прозрачнее росы.
Как ветерка святое дуновенье,
Незримо для простых земных очей,
Взмывают души каждое мгновенье,
И тёмных нет теперь для них ночей…
Но где они, — не ведаю, не знаю…
Волнением объята моя грудь,
И, о конце своём не забывая,
Я верю: встретимся когда-нибудь…
Рецензия
О лиры моей благостные звуки!
Они в душе живительно чисты…
О лиры мАей благостные звуки!
***
Они в душе живительно чисты…
А как они попали в то место, которого у Вас нет?
Вы же пожизненная лгунья, Вы же заядлая грешница.
Вас уже в аду на сковородке жарят.
Поскольку не обладая слухом к слову (пример выше), Вы пытаетесь убедить окружающих в том, что Вы поэт.
***
Протягиваю к Провиденью руки,
Святые вижу в Небесах кресты…
Это грязная бурда, а не поэзия.
Вы же не слышите даже размер.
Сравните две Ваши строки (правда, вторая вообще не ритмизована, она — «проза»):
О лиры мАей благостные звуки!
И:
Протягиваю к Провиденью руки,
***
Я — в покаянье,
Вы во грехе, и грехе неискупимом, поскольку соблазняете подобием поэзии и религиозности Ваших читателей («малых сих»).
«а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
12 3 4 5 6 7 …55
Ирина Медведева Татьяна Шишова
«Кто соблазнит малых сих…»
СМИ против детей
Статьи разных лет
СКОРЕЕ ВОЗЗВАНИЕ, ЧЕМ ВСТУПЛЕНИЕ
Сегодня для нас стало привычным словосочетание «информационная война». Да, мы не сомневаемся в ее наличии, а все же трудно расстаться с жестко, намертво сцепленными со словом «война» ассоциациями: стрельба, танки, бомбы, взрывы, убитые на полях сражения солдаты…
Наверно, именно поэтому общество не оказывает в этой информационной войне должного сопротивления. А как, собственно, сопротивляться? Враг не имеет конкретного лица, его оружие, вместо ужаса и гнева, нередко вызывает желание насладиться им снова и снова, бои не ограничены конкретными полями сражений, а диффузны — везде и в то же время нигде. Словом, мы еще не умеем, по выражению военных, «дать адекватный ответ». Потому информационная война носит сейчас односторонний характер. Мы ни себя, ни своих детей, для которых информационное оружие представляет наибольшую опасность, не защищаем. Значит, речь идет даже не о войне, а об информационной осаде, информационном захвате.
Мы решили собрать свои статьи разных лет на эту тему. Вы увидите, что те из них, которые написаны в начале 90-х, к сожалению, не утратили своей актуальности, а некоторые сейчас даже более актуальны, чем тогда. Будем считать, что это наш посильный вклад в скудный пока арсенал освободительной армии, армии сопротивления в информационной войне.
Надеемся, что по прочтении этого сборника читатель будет ощущать себя уже не столь безоружным и тоже внесет свой посильный вклад в дело борьбы за души, за жизни детей. Мы не имеем права отдать на съедение самых беззащитных, самых уязвимых. И не отдадим!
НОВОЕ ВРЕМЯ — НОВЫЕ ПЕСНИ
Когда «процесс пошел», и не только пошел, но и довольно широко развернулся, бывает интересно оглянуться назад, вспомнить его истоки. С чего начиналось? Каковы были первообразы новой реальности? «Из всех видов искусства важнейшим для нас является кино», — в отличие от многих других ленинских фраз эту идеологи новой жизни явно не забыли. Давайте попробуем ответить на вопрос, какие фильмы эпохи перестройки можно назвать установочными. Прежде всего, разумеется, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Власти позаботились о том, чтобы этот фильм посмотрела вся страна. И акция была проведена грамотно, с учетом законов массовой психологии: на фоне непрекращающихся разговоров о грядущем запрещении и даже уничтожении фильма повсюду — на предприятиях и в учреждениях — организовывались массовые просмотры. В результате множеству людей были даны две установки. Первая: что нужны, то есть имеют право на существование, только те улицы, которые ведут к Храму (в трактовке публицистов и политиков он был очень скоро заменен рынком — так поначалу замаскированно называли капитализм). И вторая — на самом деле, как нам кажется, главная — что прах — вовсе не святыня. И прах не абстрактный, а более чем конкретный — прах собственного деда. Очень многое из того, что происходило впоследствии, подчинялось именно этим двум установкам.
Другим не менее установочным фильмом стал, пожалуй, фильм «Асса». Мы сейчас не будем обсуждать, случайно так получилось или это закономерно. Важно то, что после осуждения старого пути общественного развития возникла потребность в определении новой траектории. И не только траектории, но и наиболее активной, не скованной предрассудками и устаревшими моральными нормами социальной группы, которая побежит «впереди паровоза». Что ж, она нашлась довольно быстро, и теперь все общество расхлебывает последствия случившегося.
Было бы очень странно, если бы в столь ответственный момент, как переход к иному строю, забыли про детей. И про них действительно не забыли. Из всего огромного мира диснеевской мультипликации для первого массового показа по телевидению (а первое впечатление, как известно, оставляет в памяти глубокий след) юному зрителю предложили сериал «Утиные истории», где буквально все пропитано запахом денег. Не только сюжет (вернее, множество сюжетов, и это тоже важно) вращается вокруг обогащения, но и весь словесно-зрительный, образный ряд подчинен той же теме. Чего стоит сквозной лирический образ первой монеты, этакого талисмана или даже ангела-хранителя миллионера Скруджа! Или долларовый счетчик, включающийся в глазах того же дядюшки Скруджа в моменты озарения. А имена Голди (Золотце), Миллионера и, наконец, сам Скрудж, что в переводе значит Скряга? А буквализация метафоры «купаться в деньгах»?! И когда это показывается как высшее блаженство? А высказывания типа: «Деньги — это самое главное…», «люблю купаться в деньгах, но больше всего я люблю их считать. Чем больше считаю, тем больше люблю…», «Я везде узнаю золото. Это мой любимый цвет…», «С этой жемчужиной я мог бы почувствовать, что значит быть богаче, когда ты уже богат».
Или возьмем сцену, когда Скрудж делает предложение своей подруге Миллионере.
Скрудж: Давай подумаем о союзе, моя дорогая облигация.
Миллионера: О каком союзе, мой золотой доллар?
Скрудж: О союзе наших капиталов, моя милая копилочка.
Специфический юмор, не правда ли? О Скрудже хочется сказать отдельно, потому что в его лице нашим детям впервые попытались навязать нового положительного героя. Героя из совершенно иной этической системы, никоим образом не связанной с православной (да и мусульманской, как нам кажется, тоже). Практически все, что в дядюшке Скрудже подано как положительное, с точки зрения нашей культуры отвратительно. Он скупой, расчетливый миллионер, у которого «одна, но пламенная страсть» — прибыль. Он нещадно эксплуатирует своих работников, вполне может выгнать их на улицу (и выгоняет), жалеет лишние пять долларов даже для своих племянников-утят. Он страшный педант, индивидуалист, эгоист. Но в мультфильме дядюшка Скрудж представлен очаровательным стариком, милягой. Да, со слабостями (а у кого их нет?), со смешными привычками, над которыми утята могут даже подшутить. Но это, безусловно, идеал. Современный протестантский идеал. (Именно современный, потому что столетие назад дядюшка Скрудж был бы еще и набожным.)
Разумеется, новая установка не формируется с помощью одного образа, пусть даже взятого из любимого и популярного мультсериала. Поэтому параллельно (аккурат в 1992 году) для малышей начали издаваться брошюры в виде комиксов с красноречивыми названиями: «Что такое торговля и мировой рынок?», «Что такое инфляция?», «Что такое деньги?», «Что такое банки и сберкассы?», «Зачем нам акции?», «Зачем нам инвестиционные фонды?» — самые что ни на есть необходимые знания для детей пяти-шести лет! А вот и умилительное название — «Жила-была денежка». Выбирай, что тебе нравится: академизм или сказка.
«Кто соблазнит малых сих…»
Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать «»Кто соблазнит малых сих…»» Шишова Татьяна Львовна утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. Существенную роль в успешном, красочном и динамичном окружающем мире сыграли умело подобранные зрительные образы. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному чтению. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. «»Кто соблазнит малых сих…»» Шишова Татьяна Львовна читать бесплатно онлайн увлекательно, порой напоминает нам нашу жизнь, видишь самого себя в ней, и уже смотришь на читаемое словно на пособие.
О МАЛЫХ СИХ
Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком,
мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды:
вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?
Увещание Спасителя не презирать ни одного из малых сих помещено в 18-й главе Евангелия от Матфея между словами о соблазнах и искушениях, с которыми предлагается бороться весьма решительно (отсечь свою руку или ногу, если они соблазняют, вырвать глаз, — разумеется, это метафора, это нельзя понимать буквально хотя бы потому, что самокалечение христианам запрещено), и словами о практически бесконечном прощении согрешившему против тебя брату. В общем структуру первой половины этой главы можно вкратце описать так: будьте как дети, умалитесь — берегитесь соблазнов, но больше всего берегитесь сами сеять соблазн — боритесь с соблазнами — берегите малых сих — прощайте согрешившим против вас.
Это схематическое описание недостаточно выразительно отмечает один очень важный стих (Мф 18:6), о котором необходимо поговорить отдельно. Сразу после рассуждения о том, что следует уподобиться детям, то есть умалиться, мы читаем: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Отсюда следует, что малые сии — это вовсе не обязательно дети или люди малосведущие; это верущие в Спасителя, это могут быть именно те, кто умалился перед лицом Божиим; и вот с ними-то нужно проявлять сугубую сдержанность и осторожность, если уж пришла в голову идея их поучать, — и недаром дальше говорится про соблазны; очевидно, при определенных обстоятельствах такая идея относится именно к соблазнам.
В ст. 10 говорится: не презирайте ни одного из малых сих Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Презирать — значит считать заведомо ниже себя, а посему высокомерно поучать и пренебрегать тем, что говорят «малые сии». Но коль скоро их ангелы-хранители лицезрят Бога (а ведь сказано: на Негоже не смеют чини ангельстии взирати, — значит, здесь — особая милость), то и слова их могут быть благодатны; во всяком случае, есть кому их поучить и направить на путь истинный. Далее после известных слов о том, что пастырь оставляет 99 овец и идет искать одну заблудившуюся, и радуется, найдя ее, больше, чем всем остальным (еще раз: о малых сих есть кому позаботиться, и они драгоценны перед Господом), с ярчайшей прямотой сказано: нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Такова Божья милость.
Но не нужно думать, что малые сии — все как один праведники; впрочем, этой теме вообще не стоит уделять пристального внимания. Почти невольно мы всё стараемся расклассифицировать людей, каждого поставить на место (конечно, на то, которое мы же ему и отвели), и от Пасхи до Пасхи благополучно забываем потрясающие слова из Мф 20:1-16 о том, что Господин жатвы волен награждать работников так, как Он хочет, и последние будут первыми, а первые последними. Так что и нашу градацию праведности, наши попытки построить людей по нами же придуманной шкале лучше оставить до жатвы, то есть до Страшного суда. А тогда нам очевидно будет не до этого — придется всецело сосредоточиться на собственных делах.
…Удивительно, насколько в колоссальном объеме книг Священного Писания все части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведь если подумать, то смысл приведенных текстов перекликается со смыслом слов апостола Иакова: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак 3:1). И уж тут что же еще скажешь…