Как обращаться к католическому духовенству
- Остается распространённым обычай целовать руки священника, который только что прославлял свою первую Литургию или кто был отмечен специальной Литургией, близкой ко времени его посвящения в духовный сан.
- Если это относится к коммуникации, перечислите академические полномочия, такие как «Доктор философии» в конце приветствия.
- Не следует преклонять колени перед епископом, который не является вашим епархиальным архиереем. Возникнет проблема, если будет присутствовать более чем один епископ. Кланяться, преклонять колени, потом кланяться, и т.д. неудобно в любом случае.
- Когда целуете кольцо вашего епархиального архиерея, традиционно нужно преклонять левое колено, хотя, так же как и поцелуй, это может быть больше не принято в вашей местности. Сегодня, преклонять колени перед епископом, обычно не входит в состав обыкновенного протокола. Лучше всего рассмотреть обычай, при котором сам епископ будет чувствовать себя наиболее комфортно; понаблюдайте, как другие приветствуют его.
- Священнослужители не могут обращаться к кому-либо не в официальной манере в любое время, за исключением частной беседы, и только если участвующие лица в неофициальных отношениях. Священнослужитель должен всегда обращаться к людям с их надлежащими названиями: Г-н, Г-жа, Д-р, Преподобный, Отец, Монсеньор, Епископ и т.д. Священнослужители могут обращаться к молодым людям по их имени. В официальной обстановке, например, при свадьбе, крещении или на похоронах, священник должен обращаться к людям в официальной манере.
- Во многих местах, целование кольца Епископа или Кардинала – многолетняя традиция, которая до сих пор принята; в то время как в других местах, это редкость. Если вы не уверены в ее применении в вашей местности, понаблюдайте, как другие подходят к Епископу с вопросом; если никто не целует его кольцо или если у вас есть причина верить в то, что он предпочел бы, чтобы это уважение к его должности не было показано, просто вежливо пожмите руку епископа, если он протянет руку к вам.
- Общее правило – всегда быть формальным. Фамильярность не допустима с любым священником, только если вы не родственник, а если так, то только при личной встрече. Неофициальность не допустима публично или с кем-либо, за исключением, если вы родственник или близкий друг, и находитесь при личных обстоятельствах. Если вы с вашим близким другом, который является Епископом, и вы на публике, вы должны обратиться к нему как «Епископ». Та же модель используется для лиц с другими профессиональными должностями, как «Доктор», и для почетных званий, таких как «Монсеньор». Обращаясь к своему близкому другу, который является Епископом, как «Джон» или «Марти» в общественных обстоятельствах неприлично, и это будет смущать вас.
- В некоторых странах, традиционно практикуют целование руки священника, что остается обычным. И опять же, наблюдайте, практикуется ли это в той или иной ситуации.
- Нужно также заметить, что Католические цвета часто путают с Православными цветами. Хотя есть сходства в обрядах и богослужениях, именах и названиях, Православные не являются Католиками.
- Если священник имеет почетное звание Монсеньора, обращайтесь к нему как «Монсеньор (Фамилия)» вместо «Отец», следуйте тем же правилам, которые касаются устных и письменных форм обращения к священникам.
- Использование слова «Отец», как словесное название, возникло в Европе и было использовано только со священниками, которые были членами монашеского ордена. Это отличало иеромонаха («Отца») от мирянина-монаха («Брата»), который не был священником. В Италии, например, приходского священника называли «Дон (Имя)». «Дон» означает «сэр» или вежливое «господин», и не является религиозным названием. «Дон» немного неформальное название, но уважительное. Его можно использовать по отношению к любому мужчине, которого вы лично знаете.
- Никогда не добавляйте обозначения ученых степеней, которые ниже, чем докторские (например, бакалавра, магистра, бакалавра священного богословия, лиценциата священного богословия). Существуют исключения. Автор книги или учения пожелает указать степень магистра или лиценциата, присоединенные к его имени, как часть его идентификации в качестве автора. А в некоторых Католических религиозных орденах есть почетные звания, которые находятся вне докторантуры. Например, в Доминиканском ордене звание «Мастер священного богословия» дается только тем, кто опубликовал несколько международно признанных книг и преподавал на докторском факультете в течение 10 лет. Это, очевидно, находится далеко за рамками «доктора». Лучший принцип в этом – проверить использует ли священнослужитель с докторской степенью другое ученое звание вместо этого в своем новом стиле.
- Католические епископы и католические священники в аудитории со Святым Отцом должны следовать протоколу, предписанному перед зрителями. Епископы и священники должны действовать равномерно с Папской аудиторией. Это означает, что если первый Епископ или Священник встретят Святого Отца и преклонят колени, чтобы поцеловать Папское кольцо, остальные должны сделать то же самое. Не инициируйте свой собственный протокол. Следуйте инструкциям, проведенным перед аудиторией со Святым Отцом.
- В Северной Америке и Европе, к Католическим Священникам можно устно обращаться как «Преподобный (Фамилия)» или «Преподобный доктор (Фамилия)» (если у него есть докторская степень). В США вполне приемлемо называть любого Христианского священнослужителя «Преподобный». При любом священнослужителе вы должны включать докторскую степень или любое почетное звание, например, Преподобный д-р Джон Смит, доктор философии, или Преподобный Монсеньор Джон Смит. Не сокращайте «Преподобный», только если вы не пишите неофициальную записку, и всегда вставляйте определенные артикль перед «Преподобный».
Общение со священством
Повседневный этикет
Поведение в храме
Католический храм
Общение со священством
Главой католической церкви является папа римский. Обращение к нему —
Следующий по значимости ранг — кардинал и архиепископ. Их именуют .
Следующий ранг — епископ, обращение к нему — или личное — . Для высшей церковной иерархии употребляется также обращение , добавляемое к титулу.
К настоятелю храма обращаются . В личной беседе ко всем священникам можно обращаться , к монахам — и к монахиням — .
Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски- красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета, как правило, свидетельствуют о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.
В общении со священством нужно различать два уровня — тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. В первом случае отношение должно быть предельно корректным и строгим, не допускающим и двусмысленных высказываний. На беседу распространяются правила обычного этикета. Да и в целом общение с католическим духовенством достаточно хорошо вписывается в рамки общей культуры.
Если планируется совместная трапеза, то надо уточнить, не приходится ли она на период поста, постного дня или постного часа (постный день, как правило, Пятница, иногда и Среда, час евхаристического поста — перед мессой). Во время поста нельзя есть мясо, однако молочные продукты допустимы. Во время евхаристического поста еда не допускается.
Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника не только бестактно, но и двусмысленно.
Еще одна особенность — как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам Одно из объяснений связано с тем, что в иудаизме женщина в критические дни считается , и прикосновение к ней оскверняет, а католический священник, протягивая руку женщине вне зависимости от ее физиологического состояния, демонстрирует безразличие к этому моменту.
Существуют и другие правила, которые в каждом конкретном случае продиктованы различными культурными традициями.
Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.
…Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия…
В детстве, когда я начинал пономарить, пришел в алтарь и поздоровался с сидящим поодаль священником: «Здравствуйте!». В ответ услышал: «Тебя что — не учили здороваться?». Обдумав сказанное, я подошел к священнику и взял благословение, вспомнив, как это делали другие. Сейчас, уже будучи священником, на исповеди мне приходится слышать обращение в свой адрес «святой отец». И сам чувствуешь себя некомфортно, пытаешься сбалансировать свою несвятость с попыткой вежливости исповедующегося, понимая, что святые — на небесах, думаешь, как донести до исповедующегося варианты корректного обращения.
Лишь недавно воцерковившись, встречая духовное лицо в церкви и желая обратиться с просьбой, мы зачастую теряемся в выборе формы обращения. Между тем как эти формы, сложившиеся традиционно, помогают не только соблюсти правила приветствия, выразить уважение к сану, свое духовное расположение к священнослужителю, но и получить Божие благословение.
Вначале нам необходимо определиться, кто перед нами: Предстоятель Церкви, священник, диакон, монах или монахиня. Для этого надо разобраться в чинах (санах или рангах) священнослужителей.
Существует три степени священнослужителей:
1) Епископская. Носители этой степени священства: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Обращение к патриарху: «Ваше Святейшество…» или «Святейший владыко…», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший владыко…». Если титул Митрополита носит Предстоятель Церкви, и он также имеет эпитет «Блаженнейший», то обращение к нему будет «Ваше Блаженство…» или «Блаженнейший владыко…» (Такое обращение подобает Митрополиту Киевскому и всея Украины). Обращение к епископу: «Ваше Преосвященство…» или «Преосвященнейший владыко…». Эти обращения употребляются также в официальной переписке и в официальной обстановке. Есть народное, «теплое» обращение: «Владыко…». После слов обращения следует имя того, к кому мы обращаемся. Носителей епископской степени именуют «владыко» потому, что в их ведении находятся все остальные степени священства, и они владычествуют над всем церковным клиром.
2) Иерейская. Носители этой степени священства: протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах. Обращение к протопресвитеру, протоиерею, архимандриту, игумену: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…», к иерею, иеромонаху: «Ваше преподобие, отец (имя)…» Есть народное, «теплое» обращение: «батюшка…». Иногда этот эпитет употребляют только по отношению к своему духовнику.
Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами? На этот вопрос дает ответ учитель Церкви Климент Александрийский (ум. 215 г.). Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно. Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». Обыкновенно, священники и диаконы, говоря о себе в третьем лице, так и называют себя «я священник (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах) такой-то» или «я диакон (архидиакон, протодиакон, иеродиакон) такой-то (имя)».
Говоря в третьем лице о священнослужителе, называют его сан.
Кроме священнослужителей в Церкви есть лица, которые избрали путь монашеской жизни: игуменья, монах, монахиня, послушник, послушница. Обращение к игуменье: «матушка (имя)…», «досточтимая матушка (имя)…» Обращение к монаху, не имеющему сана, и послушнику: «честной брат (отец) (имя)…», к монахине, послушнице: «сестра (имя)…»
Правила обращения, принятые в Церкви можно для наглядности свести в таблицу.
Белое духовенство |
Монаществующее духовенство |
Форма обращения |
Диакон, архидиакон, протодиакон |
Иеродиакон |
Отец (имя) |
Иерей |
Иеромонах |
Ваше преподобие, отец (имя) |
Протопресвитер, протоиерей |
Игумен, архимандрит |
Ваше Высокопреподобие, отец (имя) |
Игумения |
Досточтимая матушка (имя) |
|
Епископ |
Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыко (имя) |
|
Архиепископ, митрополит |
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыко (имя), (Ваше Блаженство, Блаженнейший владыко (имя) |
|
Патриарх |
Ваше Святейшество (имя), Святейший владыко (имя) |
|
Монах, послушник |
честной брат (отец) (имя) |
|
Монахиня, послушница |
сестра (имя) |
Когда миряне приветствуют епископа, священника или игумению (особенно на территории своего монастыря), то могут (вправе, должны) после слов приветствия взять благословение, так и сказав: «Благословите…». При этом необходимо сложить крестообразно ладони рук и преподнести их благословляющему лицу, затем, получив благословение, поцеловать руку или поручь.
К женам священников и диаконов принято обращаться «матушка (имя)». Когда я был пономарем, то сказал совершавшему службу настоятелю о незамужней певчей, назвав ее «матушка», на что настоятель спросил: «Почему она матушка? Где же ее батюшка?»
В приветствии можно отразить текущее в Церкви празднуемое событие или время. В дни поста можно добавить: «с постом, с постным днем, с Великим Постом», в Пасхальные дни — «Христос Воскресе!», в дни предпразднств — «с предпразднством», в праздничные дни или дни особо чтимых святых — «с праздником», на Страстной неделе — «С Великим Понедельником, с Великим Вторником и т.д.». Поздравление с двунадесятым (или великим) праздником носит название самого праздника: «С Рождеством, С Благовещением, С Преображением…»
Также встречается приветствие среди священнослужителей, равных по сану: «Христос посреде нас», ответ: «И есть, и будет».
Выражение «спаси, Бог» является скорее благодарностью за что-либо (отсюда происходит привычное «спасибо»), чем приветствием.
Миряне обращаются друг другу «брат (имя)», «сестра (имя)», в третьем лице именуют верующих «раб (имя)», «раба (имя)».
Все верующие именуют себя братьями и сестрами, поскольку таковыми мы и являемся во Христе.
Ляпы библии
«Законное» противоречие:
За закон:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
(Матфей 5:17, 18)
Против закона:
7 Ибо, если бы первый БЫЛ БЕЗ НЕДОСТАТКА, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но , укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к УНИЧТОЖЕНИЮ.
(Евр.8:7-13)
«Потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе». (Евреям 10:9)
___
Где был дан закон?
23 Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому имя: Мерра.
24 И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?
25 возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там дал устав и закон и там испытывал его.
(Исход 15:23-25)
Или на горе Синай?:
«В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую». (Исход 19:1 и далее + Исход глава 20)
___
Видел кто Бога, или не видел?
Видели:
«И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, , я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». (Бытие 32:30)
9 Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых,
10 и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.
11 И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили.
(Исход 24:9-11)
«Устами к устам говорю Я с ним (с Моисеем), и ЯВНО (видимо), а не в гаданиях, и образ (лик) Господа он ВИДИТ; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Числа 12:8)
«И нарекла Господа, Который говорил к ней, именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня». (Бытие 16:13)
Бог-невидимка:
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Иоанн 1:18)
«Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». (1-е Иоанна 4:12)
«Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого НИКТО из человеков не видел и видеть не может». (1-е Тимофею 6:16)
Нельзя видеть лицо:
«И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». (Исход 33:20)
Можно видеть задницу:
21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;
22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;
23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо.
(Исход 33:21-23)
___
А Ваня против:
13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
(Иоанн 2:13-17)
Этот отрывок у синоптиков находится в конце повествования (см. Матфей 21:12 и далее; Марк 11:15 и далее; Лука 19:45 и далее).
Но Иоанн утверждает иное:
22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
(Иоанн 3:22-24)
___
О ненависти к родным:
«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». (Лука 14:26)
Противоречие:
11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
(Марк 7:11, 12)
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». (1-е Тимофею 5:8)
«Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш». (Левит 19:3)
___
Богатство (противоречия):
За:
«Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей». (Притчи 14:20)
33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.
34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного
35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.
36 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин,
37 у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.
(Деяния 4:33-37)
Против:
«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». (Матфей 13:22)
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Матфей 19:23, 24)
«Но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода». (Марк 4:19)
«И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Марк 10:23-25)
«Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение». (Лука 6:24)
«Восходит солнце, зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих». (Иакова 1:11)
___
Наказание детей за грехи отцов:
«Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня». (Исход 20:5)
«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление». (Второзаконие 24:16)
___
Волосатое противоречие:
«Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей». (Числа 6:5)
«Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него». (1-е Коринфянам 11:14)
___
ИСТИННЫЙ КРЕСТитель:
«Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня». (Иоанн 1:15)
«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матфей 11:2, 3)
«Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Лука 7:19)
Такого «свидетеля» нужно освидетельствовать!
___
Знает Иоанн Креститель, кто такой Иисус?:
Иоанн Креститель знает Кто такой Иисус:
«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа». (Лука 1:41)
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
(Лука 1:43, 44)
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Матфей 3:16, 17)
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Марк 1:10, 11)
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет грех мира». (Иоанн 1:29)
«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий». (Иоанн 1:35, 36)
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
(Иоанн 1:32, 33)
Не знает:
18 И возвестили Иоанну ученики его о всем том.
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к , сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?
(Лука 7:18-20)
___
Сын блудницы:
«Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне». (Второзаконие 23:2)
Да ладно! может:
«Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы; от Галаада родился Иеффай». (Судьи 11:1)
«И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам». (Судьи 11:29)
«И пошел Иеффай со старейшинами Галаадскими, и народ поставил его над собою начальником и вождем, и Иеффай произнес все слова свои пред лицем Господа в Массифе». (Судьи 11:11)
___