Содержание
- Кто такой Левиафан?
- Кто такой Левиафан и почему его именем был назван фильм?
- Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова
- Как выглядит Левиафан
- Левиафан в философии
- Левиафан: что означает это слово, и что за мифическое существо под ним скрывается?
- Левиафан в древней мифологии
- Левиафан в религии
- Левиафан — зверь из библейской истории
- История Левиафана и параллели с другими народами
- Демон Левиафан — кто он такой
- Мифология Править
- Описание Править
- В культуре Править
- ГалереяПравить
- Левиафан
- Библейское морское чудовище Левиафан
- История персонажа
- История происхождения
- Легенды и мифы
- Левиафан в культуре
- Крест Левиафана – значение символа в мифологии
- Ассоциация с серой
- Левиафан: демония символа
Кто такой Левиафан?
Судя по сообщениям в фейсбуке, великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством — «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел — сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь — поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке — обычное дело для европейских режиссеров.
Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана — потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? .. Круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов.40-41)
Левиафан — образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1)
Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства:
«В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,- его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, и гражданская война — смерть»
Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех:
Материал по теме
Кто такая Лилит из Библии?
Наиболее известно представление о Лилит как об еще одной (помимо Евы) жене Адама. Оно содержится не в Библии, а в еврейских преданиях.
«Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех… Пусть сомневающийся сам поразмыслит над тем обстоятельством, что, отправляясь в путь, он вооружается и старается идти в большой компании; что, отправляясь спать, он запирает двери; что даже в своем доме он запирает ящики, и это тогда, когда он знает, что имеются законы и вооруженные представители власти, готовые отомстить за всякую причиненную ему несправедливость. Какое же мнение имеет он о своих согорожанах, запирая свои двери, о своих детях и слугах, запирая свои ящики? Разве он не в такой же мере обвиняет человеческий род своими действиями, как и моими словами?»
Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Немецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме “Так говорил Заратустра”:
“Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: “Я, государство, есмь народ”… Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет—и что есть у него, оно украло. Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его”
Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ — мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское — и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер.
Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе — и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит.
О самой книге Иова и вопросах, которые он задавал Богу можно прочитать в статье Андрея Десницкого:
«За что» или «для чего»: вопросы Иова
Кто такой Левиафан и почему его именем был назван фильм?
Богослужение на спине огромной рыбы-Левиафана, средневековая гравюра.
Вместе с наградами международных кинофестивалей и хвалебными отзывами экспертов на фильм «Левиафан» и его режиссера Андрея Звягинцева обрушился шквал критики от различных деятелей российской культуры и политики. Чтобы лучше понять, что же хотел сказать известный режиссер в своей работе, мы решили разобраться, какую роль в истории, философии и теологии играло морское чудовище Левиафан, образ которого заложен в основу фильма.
Изображение Левиафана из Византийской книги, XI век.
В Ветхом Завете, а точнее в Книге Иова, – одной из самых древних частей Библии – упоминается морской змей Левиафан. Сам Бог рассказывает о нём Иову, как об огромном чудище, внушающем ужас и одновременно прекрасном в своей необузданной мощи: «Не упадёшь ли от одного взгляда его? …Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их… Кто подойдёт к двойным челюстям его? …круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются».
Левиафан изображен в виде большой рыбы с чешуей и плавниками, его рот полон острых, угрожающих зубов. Его тело образует петлю, а хвост почти касается головы. Франция, XIII вв.
Обстоятельства, при которых Левиафан появляется в Книге Иова
Праведник Иов слыл справедливым, непорочным и богобоязненным, а богат он был настолько, что был самым знаменитым из «всех сынов Востока». У него была большая счастливая семья: три дочери и семь сыновей. Сатана заявил, что праведность Иова лишь в его земном благоденствии, а если Иов его потеряет, то и вся его благочестивость исчезнет. Люцифер лишил Иова богатства, сделал так, что умерли все его дети, а когда праведника и это не сломило, Сатана поразил его тело проказой.
Господь ловит Левиафана с помощью человеческой ипостаси Иисуса. Гравюра, XII век.
Все окружающие и жена Иова стали говорить, что все его беды из-за Божьего гнева. Иов и сам мучился вопросом, за какие такие грехи получил он все эти испытания, но от веры не отрекался.
Врата ада в виде пасти Левиафана. Гравюра на дереве, книга «Процесс Велиала» (1473) Якоба де Терамо.
Бог тогда донёс до Иова, что «пути Господни неисповедимы», а как доказательство непостижимости человеком божественной сути показал созданного им ужасного дракона Левиафана.
Как выглядит Левиафан
Самое, пожалуй, развёрнутое описание Левиафана можно найти всё в той же Книге Иова: «круг зубов его — ужас…; от его чихания показывается свет; глаза у него — как ресницы зари…, дыхание его раскаляет угли, из пасти его выходит пламя; он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; … он царь над всеми сынами гордости». Говорится, что у чудища на голове рога длиной в 300 миль, а испускаемые змеем пар может вскипятить океан.
Левиафан. Гравюра 18 века.
В дальнейшем описании Левиафан сравнивается с огнедышащим драконом, глаза которого – ресницы зари, от чихания показывается свет, из ноздрей полыхает дым, а из пасти выскакивают огни пламени. Левиафан неустрашим, неуязвим и гордится своей силой. «Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости», — говорится в Святом писании.
Если местонахождение величайших библейских реликвий известно, то Левиафан — существо мифическое, которое в библейских апокрифах упоминается в связи с апокалиптическими мотивами. Якобы мясо животного, поражённого Богом, будет служить пищей на пиру праведников в день, когда придёт мессия.
Левиафан в философии
В 1651 году вышла ставшая впоследствии всемирно известной книга «Левиафан» Томаса Гоббса – философа, отвергавшего теологическую схоластику. В этой книге он обосновал теорию государства и общества. Но мнению Гоббса, человек изначально обладает злой природой, поэтому постоянно идёт «война всех против всех», в которой не может быть победителя.
Изображения Левиафана, созданные для карты Америки гравером Иеронимом Коком (1510-1570) из Антверпена. / Левиафан на гравюре 1710 года. Библиотека Сент-Джеймс, Великобритания.
Левиафан Гоббса – всесильное, многоликое и непоколебимое чудовище — это государство. Философ утверждает, что государство-Левиафан, пожирающее и сметающее всё на своём пути – это сила, противостоять которой невозможно, но которая просто необходима, чтобы поддерживать жизнеспособности общества.
Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 год.
Левиафан – это не просто монстр, это своего рода урок для человечества. «Левиафан» режиссера Звягинцева поражает своей мощью, шокирует трагической правдой и удивляет сатирической энергией. Фильм сложный и спорный. Критики назвали его «живым», а всё живое, как известно, создание несовершенное. Поэтому довести этот сюжет до конца под силу только жизни или смерти общества, стоящего на грани.
Левиафан: что означает это слово, и что за мифическое существо под ним скрывается?
Левиафан – что означает это слово, поможет разобраться древняя мифология. У людей, которые никогда не слышали об этом существе, слово «левиафан» всегда ассоциируется с чем-то большим, имеющим огромные размеры, страшным и сильным. Независимо от того, живое это существо или нет. Но изначально Левиафан был персонажем мифологическим. Также о нем есть упоминания в религиозных текстах.
Левиафан в древней мифологии
Левиафан является персонажем мифологии древнего восточного народа, проживавшего в городе Угарит на территории современной Сирии. Древние относили существо к морским чудовищам. Согласно мифам, Левиафан имеет множество голов и является спутником морского бога Яма. Легенда гласит, что Баал поверг многоголового Левиафана вместе с морским богом.
Помимо древнего сирийского народа, египетские евреи так же считали Левиафана чудовищем и боялись его. Согласно рассказам, Левиафан обитал в Ниле и охранял Египет от злых существ с восточной границы. Многие сравнивают его с крокодилом.
В других мифологиях Левиафан считался также морским чудищем, которое уничтожает и топит корабли.
Использование образов устрашающих чудовищ в искусстве в качестве метафоры – привычное дело, и образ Левиафана не стал исключением. Левиафан как персонаж древней мифологии нашел отображение в современном искусстве и даже в научных трудах. В 2014 году был выпущен фильм российского производства, в котором описывается библейский персонаж Иов. Фильм имел название «Левиафан». В ленте прослеживается метафора – под Левиафаном подразумевалась государственная власть, чье могущество и сила сравнимы с разрушительной силой морского чудовища. Картина служит уроком для людей. Режиссер не старался напугать зрителей, а лишь хотел их заставить задуматься.
В 1865 году художником Гюставом Доре Левиафан был запечатлен на гравюре. Она называется «Убийство Левиафана». На гравюре изображен огромный морской змей, который был повержен Богом.
Наиболее известное упоминание чудовища в искусстве принадлежит Томасу Гоббсу. Именно он написал известное произведение «Левиафан». В данной работе автор постарался разобраться в структуре права и государства. Произведение Гоббса носит философский характер и является актуальным по сегодняшний день.
Левиафан в религии
Левиафан как мифическое существо не раз упоминался в книгах Ветхого завета:
- Книга Иова.
- Книга Псалмов.
- Книга пророка Исаии.
- Толковательная литература ветхозаветной традиции.
В книге Иова есть пассаж, в котором описывается борьба с Левиафаном. По сравнению с остальными книгами, в которых упоминается этот персонаж, из книги Иова можно почерпнуть наиболее подробное описание.
В книге Псалмов Левиафан описывается как существо, которое обитает в море. Он был создан богом, чтобы «играть в морской воде».
В книге пророка Исаии можно найти рассказ о том, как Бог сам тяжелым мечом сразил чудовище.
В толковательной литературе ветхозаветной традиции Левиафан упоминается в отдельном стихе мидраша «Берешит раба». Рабби Иди описывает чудовище как существо, не имеющее пары. На основании его описания можно сделать вывод, что во всех упоминаниях о Левиафане его относят к единственным в своем роде мифическим существам. Причина отсутствия пары заключается в том, что чудовище обладает губительной силой по отношению к другим существам и продолжение его рода может привести к гибели всего живого. При этом Бог изначально сотворил Левиафана женского и мужского пола. Но особь женского пола в дальнейшем была уничтожена, дабы предотвратить размножение. Также встречаются толкования, в которых нет упоминания об уничтожении женской особи. Но по определенным причинам размножение все равно было невозможно.
Мидраш «Ваикра Рабба» в одном из толкований упоминает, что Левиафан сражался с быком, и бой этот завершился гибелью обоих противников.
В трактате Бава Батра утверждалось, что не Бог поверг Левиафана, а архангел Гавриил. После того, как архангел убил чудовище, Богом был устроен пир в шатре, сделанном из кожи существа. На пиру подавали мясо Левиафана.
В еще одном толковании авторства Джона Мильтона Левиафан так же описывается как морское чудовище. Но среда его обитания – моря вблизи Норвегии.
Что конкретно означает слово «левиафан», можно узнать и в толковом словаре Ожегова. В нем Левиафан описан как библейское морское чудовище, а само слово применимо в качестве метафоры к чему-то или кому-то огромных размеров, поражающему своей мощью, силой и наводящему страх.
Согласно данному толкованию, одному из видов древних кашалотов так же было дано имя Левиафан. В одной из перуанских пустынь был найден скелет такого существа. Оно имело внушительные размеры, длинные мощные зубы, из-за чего и получило это название.
Тем, кому интересно узнать подробнее, что собой представляет Левиафан, что вообще означает это слово, стоит прочитать Ветхий завет, ознакомиться с египетской и ассиро-вавилонской мифологией. Практически всюду Левиафан описан как грозное морское чудовище, которое приносит разруху и наводит ужас на людей. Но все же, изучая мифологию разных народов, можно найти некоторые различия в его описании, что помогает лучше понять, для чего фантазия древних людей сотворила этого монстра, а следовательно, и особенности их мышления.
Чудовище Левиафан описано в Ветхом Завете и других иудейских и христианских источниках. Некоторые считают, что он демон и даже адский принц. А в современных хаотических религиях он — верховное божество.
В статье:
Левиафан — зверь из библейской истории
В притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако были существа, сотворенные в единственном роде. Возможно, это отражение античных мифов о морских и земных созданиях, настоящих монстрах. Такие легенды встречаются во всем мире, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не исключение.
Левиафан — морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по его созданию. Там же частично указан его облик: обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря. При этом, вопреки более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе чудовище не относится к демонам или адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничного могущества Господа.
Бегемот и левиафан в книге Иова
Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Второй — Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Они описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу. Считается, что поймать, покорить и убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.
История Левиафана и параллели с другими народами
Первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских текстов и мифов Египта. Считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле — сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где могли трансформироваться в облик Левиафана. Упоминается похожий зверь и в древневавилонских легендах. В них бог Баал стал единственным, кто смог повергнуть самого сильного слугу, личное чудище бога моря по имени Яма.
Йормунганд
В образе Левиафана прослеживается интересная параллель со скандинавской мифологией — там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер поедают воины, погибшие в бою. Это совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его после Суда. Другой же отсылкой к мифам Скандинавии является и змей Йормунганд — такое же морское чудовище. Да и сама сцена Страшного последнего Суда, в которой будут сражаться мифические звери, очень похожа на Рагнарёк — конец света.
Проводят параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой или же Лернейской Гидрой. А в древнерусской мифологии этот образ позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо. Аналоги могущественных морских существ со сходными чертами есть практически во всех мировых религиях и традициях.
По мнению ученых, в средние века и в античности с Левиафаном часто путали морских зверей — китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторых названиях животных на латыни. А в современной культуре он часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым — безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.
Демон Левиафан — кто он такой
Демон левиафан из сериала Сверхъестественное
В связи с тем, что в мифологии эта сущность считалась сильной и способной на разрушения, многие средневековые исследователи причисляли его к демонам. В 16 столетии ученый Бинсфельд отождествлял Левиафана с одним из смертных грехов — завистью, и причислял к ангельскому чину серафимов. Он считал, что тот — принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с Люцифером.
Другие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан — одно из имен Сатаны. Его звериный, разрушительный аспект. Известные гримуары, например, Ключи Соломона, никак не указывают на существование такого демона. А это важный фактор в исследовании фигуры.
Сейчас полагают, что Левиафан — другая сила. Он не относится к конфликту Рая и Ада. Представляется нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать о древнегреческом Посейдоне или римском Нептуне. Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес исследователей. На их основе даже сформировались отдельные культы.
Левиафан — олицетворение громадного чудовища, которое прячется в морских глубинах и обладает невероятной силой. Культы поклонения ему присутствуют в малом виде. А современная, равно как и древняя демонология не уделяет ему должного внимания. Все это однозначно показывает отсутствие связи его с настоящими демонами.
Левиафан (англ. Leviathan) — морское чудовище, упоминаемое в Ветхом Завете. По некоторым данным отражает женское начало и является супругом Бегемота.
Мифология Править
Сначала Бог создал 2 Левиафанов: самца и самку, но потом испугался, что их потомство заполнит весь мир, и убил самку. Самца он оставил в живых, а мясо самки сохранил, чтобы подать его на пиру, который будет проводиться перед концом света в шатре, сделанном из её кожи. Иногда его причисляют к демонам.
Описание Править
Левиафан был огромным морским чудовищем. Он напоминал гибрид кита и дракона, хотя его иногда сравнивали с крокодилом, змеем или бегемотом. Левиафан обитал в глубинах Космоса, но мог проникать в земные моря, устраивая там хаос. Он извергал огонь, такой горячий, что море кипятилось, пенилось и нагревалось, а все морские животные варились заживо.
В тексте книги Иова левиафан описывается так: «Круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости». В поздних апокрифических источниках можно найти упоминания о том, что изначально левиафан и бегемот были едины, а потом разделены на два существа, причем бегемот — мужского пола, а левиафан — женского. В апокрифической книге Еноха говорится: «И в тот день будут распределены два чудовища: женское чудовище, называемое Левияфа, чтобы оно жило в бездне моря над источниками вод, мужеское же называется Бегемотом, который своею грудью занимает необитаемую пустыню, называемую Дендаин, находящуюся на востоке сада, где живут избранные и праведные и куда взят мой дед, седьмой от Адама первого человека, которого сотворил Господь духов». В поздних иудейских рассказах о конце времен говорится, что тогда левиафан и бегемот убьют друг друга в схватке, а их мясо будет служить угощением на пиру праведников.
В культуре Править
- В мультфильме «Как приручить дракона 2», Левиафан (или Великий Смутьян) — самый
Кайогр
огромный дракон, а также король драконов. Мог быть серым или белым, а также немного напоминал мамонта.
- На Левиафана похож Чудо-Юдо Рыба Кит из сказки «Конёк-Горбунок».
- Левиафан стал прототипом Кайогра — водного покемона, врага Граудона.
- На Левиафана похож Монстро — гигантский кит из диснеевского мультфильма «Пиноккио».
- В другом диснеевском мультфильме «Атлантида» Левиафан — гигантский робот, защищающий Атлантиду.
- В игре Subnautica левиафан — группа монстров, самых больших на планете.
- В мире WarHammer 40k левиафаны — полудемоны-полузвери, помесь природы и порождение варпа, обитающего в глубинах мирового океана. Не ясно, одержимы ли они демонами, мутировали ли от прикосновения Эмпирей или были созданы тёмными магами
- В мире Метро левиафан стал реальностью. Доподлинно неизвестно, встречался ли хоть один экземпляр людям, но сам монстр не раз проплывал рядом с их техникой. Обитают данные чудовища в морях — по крайней мере, в Балтийском и Охотском морях, а также в Тихом океане.
- В сериале Сверхъестественное левиафаны — монстры, одни из первых созданий Бога. Являются чем-то средним между оборотнями и гулями.
ГалереяПравить
Кайогр В Библии Во Вселенной «Метро 2033»
Добавить фото в галерею
Левиафан
- История создания фильма началась в 2008 году. На съемках фильма «Апокриф» для киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2008) переводчица и ассистент Андрея Звягинцева Инна Брауде рассказала ему знаменитую историю о сварщике из штата Колорадо Марвине Джоне Химейере мужчина расквитался с местными властями за несправедливо, по его мнению, отобранный у него участок земли с помощью бронированного бульдозера.
- После того как режиссер узнал историю Химейера, он натолкнулся на текст, пересказывающий средневековую хронику времен Мартина Лютера (Михаэль Кольхаас). Сюжет романа, написанного Генрихом фон Клейстом, был почти до деталей схож с историей Химейера. Ясно было, что это вечный сюжет, исток которого, при определенном усилии, можно найти и в истории несчастного библейского Иова.
- Зимой (уже в декабре 2010 года) Олегом Негиным была написана первая версия сценария под рабочим названием «Батя», действие которого разворачивалось в России, но повторяло события американской трагедии, в том числе и бунт главного героя. Сценарий изобиловал ненормативной лексикой, что в некоторой степени смутило продюсера картины Александра Роднянского и помешало запустить проект сразу по завершении работы над фильмом «Елена» (2011).
- Вторая версия сценария уже под названием «Левиафан» была закончена осенью 2012 года и объединила в себе аллюзии на американскую трагедию Марвина Джона Химейера, историю библейского Иова и философский трактат Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
- Самый «многолюдный» фильм Андрея Звягинцева. Круг центральных персонажей составляет 8 человек.
- Поиск актеров занял почти год. Между пробами Владимира Вдовиченкова и его утверждением на роль прошло несколько месяцев. В этот период времени Вдовиченкову поступило предложение о съемках в британской картине под названием «Чёрное море» режиссера Кевина МакДональда с Джудом Лоу в главной роли. Вдовиченков уже дал устное согласие англичанам, и ему сообщили, что он утвержден на роль в «Левиафане». Для Вдовиченкова это явилось серьезным выбором, который он сделал в пользу работы со Звягинцевым.
- В поисках места съёмок творческая группа картины посетила более 70-ти городов в радиусе 600 километров от Москвы, совершив путешествие от Пскова до Владимира, от Ярославля до Орла, заглянув даже в Беларусь. Окончательный выбор пал на поселок Териберка, расположенный на берегу Баренцева моря (Мурманская область).
- В поселке Териберка была выстроена декорация «Дом Николая», состоящая из двухэтажного деревянного дома, автомастерской и теплицы. Строительство велось с мая по июль 2013 года силами художественного департамента под руководством художника-постановщика картины Андрея Понкратова.
- Съемочный период картины продолжался с 1 августа по 8 ноября 2013 года. Съемки проходили в поселках Териберка и Туманный, городах Кировск, Мончегорск, Апатиты и Оленегорск Мурманской области, а также в Пошехонье (Ярославская область). Некоторые интерьеры, с целью экономии средств на экспедицию, сняты были в Москве.
- Чтобы сродниться со своим персонажем, Алексей Серебряков брал костюм своего героя накануне съемочного дня и обживал его, приезжая и уезжая со съемочной площадки в нем. Отказавшись от участия в других проектах, он не выезжал из Териберки два с половиной месяца, целиком посвятив себя съемкам. То же самое сделала и Елена Лядова.
- Актриса Анна Уколова по просьбе режиссера поправилась для съемок на 15 кг.
- Первый съемочный день ознаменовался неприятным событием. Во время съемки первого кадра, в котором Николай и Ромка проезжают сквозь каменное ущелье, у автомобиля Nissan Terrano лопнуло переднее колесо. Находившийся за рулем Сергей Походаев и Алексей Серебряков, контролирующий управление автомобилем с пассажирского сидения с помощью специальной дублирующей системы, не справились с управлением. Автомобиль врезался в машины съемочной группы. К счастью, в аварии никто не пострадал. Из-за повреждений машины съемочный план в срочном порядке пришлось изменить. В Петербурге был приобретен еще один автомобиль той же марки и выкрашен в тот же цвет. Параллельно с этим ремонтировалась пострадавшая машина, результате в картине снимались две машины, обе они постоянно присутствовали на съемочной площадке. Через две-три недели в том же самом месте во время съемки похожей сцены, когда рано утром Николай проезжает сквозь каменное ущелье, чтобы встретить на вокзале Дмитрия, ситуация повторилась. В первом же дубле у игровой машины лопнули сразу два колеса, но Алексей Серебряков справился с управлением и аварии удалось избежать.
- В одной из сцен, не вошедших в окончательный монтаж фильма, героиня Елены Лядовой отъезжает от парковки. Сдавая назад, Елена врезалась в стоящий позади автомобиль. Все отделались легким испугом, кроме того, режиссер возместил незначительный ущерб хозяину пострадавшей машины. Таким образом, все актеры, управлявшие игровой машиной Николая попадали в аварию. Причем происходило это всегда именно в кадре.
- В сцене первой встречи Николая с Пашей на посту ДПС в роли напарника Паши снялся отец Сергея Походаева – Алексей.
- В сцене, где Ромка выбегает из дома встретить приехавшего Дмитрия, режиссер намеренно не предупредил Сергея Походаева, играющего Ромку, о том, что Вдовиченков будет дарить ему подарок (модель самолета для самостоятельной сборки). Эта импровизация была введена начиная с третьего дубля и в итоге вошла в фильм.
- Во время съемок сцены завтрака в доме Николая после приезда Дмитрия Ромка дерзит Лиле, за что получает подзатыльник от отца. Снято было восемь дублей. На вопрос о том, как ему удается столь натурально изображать реакцию на подзатыльник, Сергей Походаев ответил: «Он бьет их по-настоящему».
- Кадр со старой фотографией дома, которую Николай кладет на стол, показывая ее Дмитрию, был снят уже на этапе монтажа прямо в московском офисе, когда стало ясно, что сцена подвергнется значительному сокращению. Эта панорамная фотография, сделанная в 1929 году, была найдена исполнительным продюсером Екатериной Маракулиной в краеведческом музее поселка Териберка. Удивительным совпадением является то, что точка кинокамеры с видом на поселок и дом Николая определена была на этапе подготовки, когда у группы еще не было этой старой фотографии. То есть, кто-то 85 лет назад поставил фотоаппарат почти на ту же точку, с которой съемочная группа решила снять эту панораму.
- Сцена «Пикник у озера» снималась пять дней. Кадр, в котором брошенный Дмитрием камень «блинчиком» скачет по воде, снимался отдельно от пятидневного блока. Мастерство запуска блинчиков демонстрировал лично Андрей Звягинцев по очереди с дольщиком группы Леонидом Доленко. Чей именно бросок попал в монтаж никому не известно.
- Скелет синего кита весом в полторы тонны и длиной 24 метра, изготовленный бутафорами на металлическом каркасе по заказу художника-постановщика Андрея Понкратова, был смонтирован в бухте рядом с поселком Териберка в течение шести дней.
- Сцена, в которой Лиля и Анжела разделывают рыбу на конвейере, снималась в реальной рабочей обстановке рыбоперерабатывающей фабрики непосредственно во время ночной смены. Актрисы предварительно прошли инструктаж и встали за конвейер вместо двух работниц. Вместе с Лилей в «пазике» рыбзавода ехали жительницы поселка Териберка, настоящие работницы фабрики.
- За весь съемочный период фильма было отснято три с половиной часа полезного материала, на что было потрачено 85000 метров пленки.
- Монтаж фильма занял 50 дней.
- Фильм был показан отборщикам 67-го Каннского международного кинофестиваля еще до окончания монтажа и работ по сведению звука.
- Американский кинокритик Тодд МакКарти в декабре 2014 года составил список главных десяти фильмов уходящего года. В этой десятке первую строчку занял «Левиафан».
- В фильме два раза упоминается «панк-молебен» Pussy Riot ближе к концу фильма название группы мелькает на экране телевизора, а в концовке эту акцию упоминает архиерей во время проповеди.
- В фильме звучат популярные в России песни жанра шансон: «Владимирский централ» (Михаил Круг), «Городской шалман, жизнь пропащая» (Любовь Успенская), «О Боже, какой мужчина!» (Натали). По словам режиссёра, он подбирал «песни, которые звучат в каждом кабачке и в каждом ресторанчике» и составляют нашу звуковую среду.
- Фильм должен был открывать программу российского кино на 36-м Московском международном кинофестивале. Но показ не состоялся из-за ненормативной лексики фильму не было выдано прокатное удостоверение в России.
- Прокатное удостоверение фильм получил до 1 июля 2014 года, то есть до вступления в силу закона о запрете нецензурной лексики в кино, и мог быть показан в первоначальном виде. Однако продюсер картины Александр Роднянский заметил, что мат в фильме всё равно придётся править. «Прокатное удостоверение мы действительно получили, но это не освобождает нас от ответственности за соблюдение закона РФ».
- По словам режиссёра Андрея Звягинцева, мат в фильме пришлось вырезать «по живому»: «Артикуляция есть, а звука нет это травма».
- В январе 2015 года, за месяц до предполагаемого начала кинопроката в России, пиратские копии фильма были нелегально выложены в интернет. Роднянский подозревал в этом отборщиков одного из кинофестивалей. Писатель Дмитрий Быков ввиду сомнительных, по его оценке, шансов на успех российского проката, советовал продюсерам радоваться тому, что фильм в пиратской копии увидят хотя бы жители северных территорий, в которых он снят, и даже подозревал их самих в распространении фильма таким способом.
- Для посмотревших пиратскую копию фильма и желающих отблагодарить его создателей открылся сайт www.leviathan-film.ru. По словам продюсера фильма, полученные денежные средства будут переданы в благотворительный фонд «Подари жизнь».
- Православные активисты обращались к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой запретить показ фильма в России.
- Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- В фильме есть сцена, в которой герои Алексея Серебрякова, Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова приезжают на центральную площадь города, где расположен памятник Ленину. На одной из детских фотографий, предоставленной Еленой Лядовой для съемок, она вместе с матерью стоит на точно такой же площади. Это фото стоит на трюмо в доме Николая и его можно увидеть в сцене, когда к Николаю приезжает Паша, чтобы сообщить, что пропавшую Лилю нашли.
- Сцена застолья после оглашения приговора по делу об имущественной тяжбе, в которой участвуют Николай, Дмитрий и Лиля, на этапе монтажа была сокращена вдвое.
- Кадр с мухой, бьющейся о стекло в начале сцены, когда Дмитрий перечитывает только что набранную им на компьютере жалобу на мэра, снят был спонтанно, когда режиссер случайно заметил насекомое во время подготовки к сцене.
- В одном из эпизодов сцены «Пикник у озера», персонажи Алексея Серебрякова, Владимира Вдовиченкова, Сергея Бачурского и Алексея Розина выпивают по полному стакану водки в честь дня рождения Степаныча (Сергей Бачурский). В результате ошибки реквизитора в первом же дубле актерам была дана бутылка с настоящей водкой, которую они и выпили. Только после команды «стоп» актеры сообщили о том, что водка настоящая. Все четверо решили, что это был розыгрыш режиссера.
- Сцена в вагоне поезда, в которой Дмитрий возвращается в Москву, была значительно сокращена при монтаже. Снималась она в реально движущемся поезде. Однако маршрут его движения был коротким, посему съемочной группе предоставили два вагона, прикрепленных друг к другу «зеркально». Таким образом, когда поезд достиг пункта прибытия, съемочная группа просто перешла в соседний вагон. Поезд последовал в обратном направлении, однако направление движения в кадре осталось правильным.
- Во время съемки сцены, в которой Анжела и Паша приезжают предложить Ромке свое опекунство, в декорации «дом Николая» прямо во время дубля начался пожар. К счастью, в тот день было решено отложить обеденный перерыв, чтоб не прерывать съемку сложной сцены, и потому группа не ушла из декорации и вовремя обнаружила дым, идущий из-под стены.
- еще 35 фактов
Библейское морское чудовище Левиафан
В Библии есть несколько упоминаний о морском чудовище – Левиафане. Кроме этого, Левиафан упоминается как в многочисленных легендах народного фольклора (например. Йормунґанд в скандинавской мифологии), так и в современной литературе (как синоним слова «монстр»). Иногда отождествляется с сатаной.
В угаритском мифологическом цикле Левиафан (Латану) — многоголовое морское чудовище, спутник бога моря Яма, вместе с последним поверженный Баалом.
— Salik.biz
Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и запада охраняют непроходимые пустыни, с севера — мощные крепости, а восточную границу (Нил) сторожат крокодилы. По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной.
Левиафан упоминается в книгах Ветхого Завета: в Книге Иова, Книге Псалмов и в Книге пророка Исаии, а также упоминается в толковательной литературе ветхозаветной традиции.
Мидраш Берешит Раба: «На Левиафана указывает стих „И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их“ (Быт. 1:21) (в другом переводе „И сотворил Бог морских чудищ (таниним) по роду их“): Рабби Пинхас от имени рабби Иди сказал: Написано: танинам — это бегемот и левиафан, у которых нет пары. Это порождает толкование, относящее чудищ к мифическим непарным существам. Согласно параллельным аггадическим традициям (Вавилонский Талмуд, Бава Батра 75), Творец, сотворив чудищ мужского и женского пола, затем уничтожил женскую особь, так как размножение их могло быть губительно для сотворённого мира. Согласно другим толкователям (Реш Лакиш), женская особь существует, но процесс размножения остановлен.»
Мидраш Вайикра Рабба: «Левиафан вступит с „диким быком“ в бой, в котором погибнут оба.»
Трактат Бава Батра: «Из мяса левиафана, убитого архангелом Гавриилом, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи левиафана.»
Джон Мильтон определяет Левиафана как морское чудовище (англ. sea-beast) и локализует в море близ «норвежских скал».
Рекламное видео:
При раскопках в Перу, в пустыне Ика, учёными были найдены останки древнего кашалота, который обитал в океанах предположительно около 12—13 млн. лет назад. Длина тела животного составляла свыше 17 метров, зубы у него были до 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Ему было дано имя «Левиафан», а точнее — Livyatan melvillei. Первая часть названия взята из Ветхого Завета, вторая же часть названия была приписана монстру в честь Германа Мелвилла — автора романа «Моби Дик» про гигантского кашалота.
История персонажа
Ветхозаветный персонаж, морской монстр, созданный Богом и позже убитый архангелом Гавриилом. Чудовищный змей, неуязвимый для оружия, который извергает из пасти пламя.
История происхождения
Образ многоголового морского чудовища по имени Латану, или Левиафан, появляется еще в мифологии древнего города-государства Угарит, существовавшего на территории современной Сирии за шесть тысяч лет до нашей эры. Там левиафан сопровождал Яма, бога моря, и был повержен вместе с тем богом Баалом.
Баал
Позже образ левиафана проник в легенды древних евреев. Есть мнение, что образ этот пришел из Египта. Евреи интерпретировали таким образом информацию о крокодилах, обитающих в реке Нил.
Описанный и пересказанный много раз тем, кто никогда не видел живого крокодила, образ мог значительно исказиться. Кроме того, размер и мощь животного могли «художественно преувеличить» для устрашающего эффекта. В результате животное практически до неузнаваемости изменилось в народном сознании, превратившись в демона из геенны огненной.
Левиафан
Имя Левиафан упоминается в Танахе и в древнейшей части христианской Библии — Ветхом Завете. Там это имя означает «свитый», «скрученный», а в современном иврите переводиться как «кит».
Легенды и мифы
В ветхозаветной Книге Иова говорится, что поймать левиафана как рыбу нет никаких шансов. Это чудовище с двойным рядом зубов, изрыгающее пламя и искры из пасти. Из ноздрей левиафана валит дым, оружие против него бессильно и от одного взгляда этого чудовищного змея люди падают ниц. Левиафан играет в великом и пространном море и именуется «царем над сынами гордости». А в Книге Исаии говорится, что Господь поразит левиафана своим мечом и убьет это морское чудовище.
В текстах толкователей Торы также встречаются упоминания о левиафане. Считается, что у морского чудовища левиафана нет пары. Бог создал левиафана, как и прочих животных, и вначале существовали самцы и самки. Однако затем Бог решил, что это его создание станет опасным для остальных, если расплодится, и самок уничтожил. Так левиафаны потеряли возможность размножаться.
Архангел Гавриил
В одном трактате говорится, что левиафана убьет архангел Гавриил. Мясо чудовища будет приготовлено для пира, который устроит Господь для праведников. А проходить этот пир будет внутри шатра, который сделают из кожи убитого морского монстра.
Левиафан в культуре
Левиафан часто «всплывает» в культуре. Борис Акунин назвал так детективный роман, где одноименный пассажирский корабль следует из Великобритании в Индию. Главный герой Эраст Фандорин на борту «Левиафана» оказывается втянутым в расследование убийства английского лорда в Париже.
Писатель Борис Акунин
Название «Левиафан» дал книге и другой писатель – американский фантаст Скотт Вестерфельд. Это роман для подростков в жанре стимпанка. «Левиафан» здесь – живой летающий корабль, который отправляется из Британии в Стамбул с некой загадочной дипломатической миссией.
Российский фантаст Ник Перумов опубликовал цикл книг «Семь зверей Райлега», где Левиафан присутствует как один из Зверей.
Образ левиафана появляется также и в кинематографе. В 1989 году итальянский режиссер Джордж Косматос снял фильм ужасов «Левиафан». Именем морского чудовища там назван советский военный корабль, на борту которого проводились некие секретные эксперименты с опасным вирусом, из-за которых экипаж погиб, а корабль затопили.
Кадр из фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»
В 2014 году, российский режиссер Андрей Звягинцев снял фильм, который тоже носит название «Левиафан». Это социальная драма, где образ морского чудовища из Библии используется как метафора государственной власти. Сам фильм представляет собой современную кинематографическую интерпретацию библейской истории об Иове.
В сериале «Сверхъестественное» левиафанов много. Это монстры, главные противники братьев Винчестеров в седьмом сезоне. Левиафанов «притащил» в мир людей ангел Кастиэль, который посетил Чистилище, где левиафаны обитали раньше, и поглотил все обитавшие там души.
«Левиафан» в сериале «Сверхъестественное»
Кастиэль сделал это, чтобы обрести силу, равную божественной, однако «не справился с управлением». В конце концов, левиафаны разорвали ангела и выбрались наружу, распространившись по свету через воду, как и полагается морским монстрам. Вместе с водой левиафаны «просочились» в тела людей, в оболочках которых стали расхаживать по земле.
Главным среди левиафанов стал некто Дик Роман, который тут же принялся вынашивать злобные планы касательно будущего человечества. Персонажа сыграл актер Джеймс Патрик Стюарт.
В фантастическом сериале «На краю вселенной» левиафаны – живые биомеханические космические корабли, некогда созданные искусственно, но со временем «прокачавшие» интеллект и самосознание. Получив свободу, этот «народ» принялся бороздить просторы вселенной и сам по себе, и с экипажами на борту.
Левиафан в сериале «На краю вселенной»
В вымышленной вселенной комиксов «Марвел» «Левиафан» – название советской террористической организации, которая создана как ответ германской «Гидре».
В американском телесериале «Агент Картер» на организацию «Левиафан» работает ряд второстепенных персонажей – советские шпионы, гипнотизеры и киллеры. По сюжету, группу организовали по личному приказу Сталина после завершения Второй мировой войны. Члены группы должны похитить военные разработки Говарда Старка, отца Тони Старка — Железного человека.
Крест Левиафана – значение символа в мифологии
Считается, что крест Левиафана создали тамплиеры. Этот символ в ХХ веке использовал Антон Шандор Ла-Вей – основатель и верховный жрец «Церкви Сатаны». Левиафанский Крест иначе называют крестом сатаны. Символ необычен, он состоит из двух частей. Нижняя часть выполнена в виде знака бесконечности (∞). Верхняя часть представляет собой двойной крест (‡), символизирующий защиту и равновесие. Знак бесконечности подчеркивает постоянную и бесконечную природу и, что наиболее вероятно, символизирует вечность Вселенной.
Изображение креста Левиафана
Крест Левиафана мог быть использован Антоном Ла-Веем в написанной им «Сатанинской библии» как насмешка над крестом, чтобы показать, что люди являются их собственным центром равновесия и истины. Это то, на чем основана идеология Антона Ла-Вея и последователей Церкви Сатаны, и что символизирует собой крест Левиафана.
Перевернутое распятие – также символ, принятый сатанистами. Это сбивает с толку некоторых людей, так как его называют Петровским крестом или «Крестом Святого Петра», поскольку, согласно «Происхождению Александрии», Петр был распят вверх ногами. Тем не менее, превращение символа в виде перевернутого креста само по себе является символическим, и толкование этого различается у католиков и сатанистов.
Ассоциация с серой
В алхимии крест Левиафана представлен символом серы, которая является одним из трех основных элементов природы. Алхимические рисунки часто изображают серу как солнце. В некоторых теософских представлениях сера и соль являются родителями Меркурия. Символ серы часто используется в качестве идентифицирующего символа сатанистами из-за исторической связи серы с дьяволом.
Ассоциация с Левиафаном (морским чудовищем из Ветхого Завета) представляет его символом глубины и всплытия. Множественное пересечение двух перекрестков можно интерпретировать как знак свободного выбора, его также можно рассматривать как сквозное «равенство» (знак =), чтобы показать, что у каждого человека есть своя жизнь.
Христианские писатели часто неправильно называют этот символ «папским крестом сатаны», поскольку в 1960-х годах Антон Ла-Вей принял его как эмблему сатанизма. Эмблема не имеет истории как символ сатанизма за пределами использования организации «Церковь сатаны», и атрибуция, скорее всего, является продуктом антикатолических настроений, поскольку ее часто сравнивают в этом контексте с католическим Папским крестом. Более распространенный символ серы – огненный треугольник, преодолевающий крест земли.
Левиафан: демония символа
В одном из диалогов Платона его учитель Сократ беседует с чванливым философом Еврисфеном, обсуждая обвинение в свой адрес за «сочинение богов». Еврисфен иронично бросает: «Да у тебя сплошь и рядом бывает демоний!» В конце концов, в разговоре о благочестии Сократ доводит своего собеседника до логического тупика и тот поспешно ретируется. «Демоний» оказывается на службе у логики.
Рационализм политической теории не исключает, а предполагает политический миф, а в нем – не только архетипы коллективного бессознательного, но и зашифрованные тайны древних цивилизаций, испытавших феномен власти в течении целых эпох, о которых мы мало что знаем.
Левиафан, как отмечал Карл Шмитт, — это образ, обладающий огромным богатством теологических и исторических интерпретаций. Это ужасный символ необходимого единства, который предстает то как морское чудище, то как существо, олицетворяющее Хаос – пожиратель космоса и «мира сего» (в учении мандейцев).
Шмитт напоминает: «Змей и драконов почитали кельты. Лангобарды, вандалы и другие германские племена использовали изображения змей и драконов в качестве боевых опознавательных знаков. У англосаксов дракон издревле красовался на королевском войсковом флаге; в 1066 г. при Гастингсе король Гарольд ожидал наступления норманнов в центре английского войска под стягом, который Вильгельм Завоеватель после своей победы отослал папе в Рим; и на стяге этом был изображен дракон».
Тем не менее, средневековый бестиарий – приручен, пригвожден к щитам и знаменам. Архаика знает других змеев. Пифон-прорицатель, убитый Аполлоном, но оставивший после себя потомство — стоглавого Тифона, кричащего тысячью голосов. С этим чудовищем пришлось расправляться уже Зевсу.
Дочь Тифона от женщины-змеи Ехидны — шестиглавая Лернейская гидра, убить которую смог только Геракл. Змеи и драконы – пещерные существа, но связаны с водой. Гидра живет в подземных водах, а Скилла связана с морем – охраняет узкий пролив, ужасая моряков шестью собачьими головами и железными зубами.
Мифические существа древних греков приближаются к мироустроительным образам, подобным Тиамат шумеро-вавилонского эпоса. Мир устраивался только победой над ними. Средневековые символы – только воспоминания о мифической мощи этих существ. Чудища из рассказов мореплавателей к этим существам отношения не имеют. Их не побеждают, их мощь не переплавляется в мироустройство.
Стать мироустроителем Зевсу удалось только после победы над Тифоном и проглатывания своей первой жены Метиды – богини мудрости, которая помогла ему выйти из утробы Хроноса, потом приобретала различные образы, чтобы ускользнуть от Зевса. Чтобы пророчество о рождении Метидой ниспровергателя Зевса не состоялось, ему пришлось проглотить ее. Плодом такого «сожительства» стало рождение мудрой Афины «из головы Зевса». В новом браке (с Фемидой, богиней правосудия и первой жрицей) Зевс становится отцом государствоустроительных богинь Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие, правопорядок).
Аналогичным образом, чтобы победить Тиамат верховному богу Вавилонии Мардуку пришлось самому стать драконом Мушхушем (воспользоваться оборотничеством, подобно тому, как это делал Зевс в греческой мифологии). Победа дает в руки Мардуку таблицы судеб. Таким образом, присвоение мудрости связано с подвигом над богами предшествующей эпохи.
Левиафан, близкий по своей морской сущности к Тиамат, – ветхозаветный библейский образ, описанный в 40 и 41 главах книги Иова и многократно истолкованный. Он также повержен и даже приручен, но выпускается на прогулки, испытывая при этом людей. Но испытывая – научают. Испытания по Божьей воле – путь к мудрости. И поэтому прирученный Левиафан – ужасный символ государства, который обуздывает человеческие страсти и сам обуздывается Божьей волей.
Шмитт сопрягает образ ветхозаветного Левиафана с античным представлением о «большом человеке» (великан, «пестрый зверь» толпы у Платона), и предполагает общность образов перетекающих один в другой или сливающихся вместе. К этому добавляется образ, привнесенный Лютером: Левиафан – это «князь мира сего, которому Бог разрешил сбивать людей с толку, но которого он и в то же время держит в узде и с которым ежедневно три часа, забавы ради, проводит в играх». Наконец, современность усилиями Гоббса вносит еще одно измерение в символ Левиафана – это «грандиозная машина, созданная человеческим искусством и изобретательностью», «смертный бог».
За исключением образа, введенного Гоббсом, все прочие, как оказывается, отступают в прошлое. Народная вера, олицетворяемая Лютером, исчезает. «У Босха (около 1500 г.) средневековая вера в демонов еще не сломлена; бесы у него — онтологическая действительность, а не продукты жуткой фантазии; место действия — Ад, пламя которого много раз пробивается сквозь пелену земных красок, а не просто сцена, не подмостки для спектакля с участием эксцентрических фигур. У Брейгеля Адского (около 1600 г.) эта полная опасностей действительность уже полностью распадается, становясь эстетически и психологически занимательным жанром». Живые символы 13 века в 14 веке тускнеют, а в 16 исчезают совсем. Постепенно Левиафан лишается мифических и демонических черт. И «становится ироническим символом любого необычайно значительного или могущественного человека, грандиозного предмета, здания или корабля».
Шмитт интерпретирует идею Гоббса о Левиафане в качестве символа государства, полагая, что в данном случае мы имеем дело с символизацией государственного единства, прекращающего войны и разбои. В духе времени, когда Шмитт писал свой труд, он предпочитает значение символа Левиафана как борьбы с разделением – иудео-христианских сект, расщепляющих политическое единство, еврейства как такового и католической церкви. И эта интерпретация сосуществует с гоббсовской.
Если средневековые христианские интерпретации Левиафана представляли его как рыбу, оседланную Антихристом, или как самого Дьявола, то еврейская интерпретация схватки между Бегемотом и Левиафаном представляет собой «геополитический» образ, наблюдаемый со стороны: народы суши и народы моря сражаются между собой. Средневековый Левиафан – это змей, поражаемый Богом (в лютеровском переводе Библии), св. Михаилом или св. Георгием. В христианской схоластике Левиафан-Антихрист обманулся человеческим обликом Бога и был пойман на крест как на рыболовный крючок. Каббалисты же трактовали Левиафана как многоглавый «скот на тысяче гор» — языческие народы. Поэтому их взаимное истребление и наблюдение со стороны рассматриваются как нечто позитивное.
Беспочвенное еврейство для Шмитта также становится неким символом разделения: «Евреи же стоят поодаль и смотрят, как народы Земли взаимно истребляют друг друга; им эта священная резня и бойня представляется закономерной и “кошерной”. Они питаются плотью умерщвленных народов». Отделение духовной власти от государства он также рассматривает как гибельное: «разрыв между духовной и светской властью благоприятен лишь для римской церкви во главе с папой, а также для властолюбивых пресвитерианских церквей и сект. Первоначальное и естественное языческое единство политики и религии было разрушено суевериями и верой в духов, причиной которой были всевозможные страхи и сновидения. Борьба с вожделенным для римской церкви “царством тьмы”, восстановление первоначального единства составляет, по утверждению Лео Штрауса, подлинный смысл гоббсовой теории государства. И в этом он прав».
Неясный, могущественный и ужасный символ Левиафана взывает к единству и опровергает политическую теологию – все напластования мифов о государстве, попытки устранить государство, подменить его чем-то иным, уклониться от изначального мифа, разобрать его на части и превратить в хаос отдельных политических сюжетов. «Гоббс вел свою великую эпохальную борьбу против политической теологии во всех ее формах. Левиафан — великий символ этой борьбы». Шмитт ставит перед собой задачу: определить «выдержал ли он (Левиафан), как политико-мифологический образ, испытание в борьбе против иудео-христианского разрушения естественного единства и могли он противостоять ожесточенности и накалу такой борьбы».
Гоббсовский символ оказывается известнее содержания книги. Вероятнее всего, автор преследовал именно эту цель. Шмитт указывает на неслучайность гравюры на титуле, которая должна была завораживать читателя еще до того, как он открыл книгу. Этот символ – человек-великан, составленный из множества людей. В одной руке у него меч – символ мощи светской власти, в другой – епископский посох – символ духовной власти. Под каждой рукой его – символы власти и борьбы – светской и духовной.
За символ цеплялись понятия, которые Гоббс вкладывал в головы очарованных Левиафаном интеллектуалов. «Та глубокая истина, что понятия и дистинкции являются политическим оружием, причем оружием “косвенных” властей, приобретает, таким образом, наглядность уже с первой страницы этой книги». При этом в тексте книги Левиафан упоминается лишь трижды.
«Левиафан» придуман вовсе не для изложения политической теории. Таковая теория оказывается двусмысленной или даже многослойной. Страх смерти от Левиафана должен быть преодолен, чтобы избежать смерти от руки человека. Или, напротив, страх смерти от руки человека оказывается менее ужасен, чем страх погибнуть от Левиафана, одна мысль о котором леденит душу (у Ницше государство – «хладное чудовище»). Тоталитаризм или анархизм, государство или индивид?
Шмитт считал, что Гоббс выступает как мастер эзотерического утаивания, которое внешне может восприниматься как абсурд: «Разве не было это чистой воды безумием — смущать ясное представление о примиряющем политическом единстве такой аллегорической драпировкой? Разве великий педагогический план гражданского воспитания не был попросту уничтожен таким ужасным фоном? И даже к возможным планам подрывной деятельности зловещий образ Левиафана подходит не лучше, чем кулак к глазу».
Оправдание Левиафана Гоббс в конце концов находит в союзе индивида с государством против Церкви и пророков. Поэтому индивидуалистическая интерпретация обретает рациональное выражение у крайних позитивистов. Огюст Конт пишет о Гоббсе как об «отце церкви новой религии». Противоположная интерпретация возникает в тоталитарных государствах ХХ века. Чтобы такой размах стал возможен, Гоббс настолько искусно мифологизировал свой труд, что сам стал мифом, пригодным для различных целей и различных политических сил, пристраивающих Левиафана к собственному политическому мифу и соответствующей теории государства.