Многие люди сталкиваются с отсутствием мотивации в учебе: лень, бурная студенческая жизнь и отсутствие нормального стимула многих заставило учиться вполовину своих возможностей, а кого-то и бросить учебу насовсем. Почему возникает эта ситуация и как с ней эффективно бороться, мы рассмотрим в этой статье.
Начнем с того, что эта ситуация характерна в основном для нашей страны, так образование в России частично бесплатное, а если и платное, то недорогое (в сравнении с развитыми и даже развивающимися странами), что приводит к большому количеству школьников и студентов, которые учатся «из-под палки», потому что так сказали родители. Представить себе студента, который не хочет учиться из-за лени или вечеринок в Великобритании или США, можно только не зная, сколько там стоит образование или насмотревшись американских фильмов про молодежь и вечеринки. То же касается и, например, Индии, где, выдержав конкурс 50 человек на место, студент продолжает пахать все пять лет обучения – ведь это его шанс на лучшую жизнь.
Для того чтобы заставить себя учиться, да и в других жизненных ситуациях вам понадобиться сила воли. Если она не дана вам от природы, ее можно натренировать.
Прежде чем развивать силу воли, полезно разобраться, что это такое. Многие считают, что сила воли это такая палка, которой человек подгоняет себя, чтобы сделать что-то неприятное. Ну как развить силу воли при такой-то позиции?
В моём понимании, сила воли – это авторитет Вашего “Я” перед Вашим животным началом — телом. Подумайте об этом. Возможно, некоторые вещи встанут на свои места.
Что значит авторитет воли?
Лучше всего это показать на примере:
Представьте, что Вы идёте на экзамен. Ваше тело трясётся, но это не влияет на решение идти сдавать экзамен. А почему? Потому что за этим действием стоит сильная воля. Это воля социума, которая заставляет Вас сдавать экзамены. А почему Вы её слушаетесь? Потому что она для Вас – авторитет. Эту волю проигнорировать нельзя. И Ваше тело, и Ваше “Я” признаёт этот авторитет, и потому Вы, не колеблясь, идёте сдавать экзамен. Неплохо было бы узнать, как развить силу воли до такой степени.
Что же происходит с Вашей волей?
Вот лежите Вы на диване, вспоминаете, что нужно сходить оплатить коммуналку. Ваше тело выражает свою позицию: “Мне и здесь удобно, давай не пойдём”. И Вы начинаете получать от своего тела сигналы, что ему идти — ну ни разу не хочется. Это может быть ощущение приятной расслабленности или полной апатии. Ваше “Я” при этом как бы растворяется, и его позиция вообще не учитывается. Ну, разве не обидно? А Ваше подсознание уже сделало зарубку на Вашей самооценке. Вот, примерно так и заканчиваются все светлые (и не очень) замыслы.
А как же выглядит развитая сила воли?
Сцена та же, действующие лица те же. Вы собираетесь идти в банк. Тело маячит: “Мне здесь так круто, брат, не ломай кайф”. Ваше “Я” выражает свою позицию: “И что? Я хочу это сделать!”. В этот момент Вы как бы отстраняетесь от ощущений своего тела и наблюдаете за его капризами со стороны. Тело продолжает усиливать сигналы, но Вы остаётесь хладнокровными. И как только Вы твёрдо решаете сделать задуманное и поднимаетесь с дивана — тело сдаётся. А Ваше подсознание уже заштукатуривает две-три предыдущие зарубки. Продолжительность всего процесса зависит от скорости принятия Вами жёсткой позиции. Если даже не начинать идти на переговоры с Вашим телом, а просто игнорировать его потребности, то процесс займёт около секунды. Вслед за этой секундой Вы получаете повышение самооценки, весьма не малый дополнительный заряд энергии и, конечно же, исполнение задуманного. Вам сразу станет понятно, как развить силу воли, чтобы вообще все Ваши задумки исполнялись. Как видите, никаких мотивирующих палок – одни удовольствия. Сила воли — не способность, не дар. Это – привычка!
Ещё пример
Вот пришли Вы домой после тяжёлого дня и легли на диван перед телевизором. Всё, Вам всё лень. Но на самом деле лень не Вам, а телу. А Вы просто ещё не научились разделять низшие и высшие потребности. В то же время Вы понимаете, что нужно было бы сделать несколько плановых физических упражнений для достижения своей Цели. Если авторитет Вашего “Я” высок, то никакая усталость не станет препятствием. Вы её просто проигнорируете. Если чисто физически Ваши мышцы будут способны сокращаться, то упражнения будут сделаны.
Это всё к тому, что сила воли и “заставить себя сделать” абсолютно не одно и то же. Применяя развитую силу воли, сопротивления не возникает, и Вы делаете задуманное как что-то само собой разумеющееся.
Как же приступить к развитию силы воли?
Научитесь замечать дела, невыполнение которых медленно высасывает энергию, а выполнение наоборот – поднимает энергетику. Почувствуйте азарт перед ними – станьте хищником, охотящимся за энергией. Это такие дела, которые выполнять лень. Пример: сразу помыть за собой посуду, застелить постель, заняться отжиманиями. При этом не играйте по правилам лени, не прислушивайтесь к отмазкам и оправданиям. Игнорируйте их. Просто помните, что если Вы такое дело выполните, то получите удовольствие более высокого порядка. И, по сравнению с ним, мнимые приятности от лени просто ничто.
Чтобы прочувствовать, что такое сила воли, можно сделать следующий эксперимент. Определите Вашу слабость. Лучше брать не самую сильную. Это может быть некоторая зависимость от сладостей, телевизора, посиделками допоздна, бессмысленного сёрфинга в интернете, соц.сетей или компьютерных игрушек. А теперь возьмите и твёрдо откажитесь от этого на месяц. Клятвенно пообещайте себе, что ровно через месяц возобновите эту привычку в полном объёме. Если, конечно, она Вам не разонравиться. Дальше самое интересное. Выставляете напоказ символ этой привычки и тренируете силу воли. Разделяйте позицию тела и Вашего Я. И всё получится.
Живой пример
Около года назад я отказал себе в сладком в любом его проявлении. Я запретил себе употреблять конфеты, шоколадки, торты, мучное (даже батон!), сладкие напитки, сладкий чай и кофе и т.д. Потом купил в магазине свою любимую шоколадку и положил на самое видное место. Первый день было очень легко. Энтузиазм, возникший с утра, с лихвой покрыл тягу к сладкому. Даже сочная упаковка шоколадки как то не привлекала. На следующий день было намного сложней. Казалось, да ну его, этот эксперимент. Как развить силу воли в таких условиях? И ещё эта шоколадка перед носом.
Раз или два чуть не сдался. Но вовремя осознал, что дал себе слово продержаться до конца любой ценой. Любой ценой! Ещё через пару дней было что-то вроде ломки. Меня немного трясло. Вот не ожидал, что из-за неупотребления сахара будет так плохо. Наверное, мой организм привык извлекать глюкозу в первую очередь из легкодоступных источников – из сахарозы. Ещё через неделю я держался непонятно на чём. Наверное, на инерции своего мышления. Или на упрямстве. Было действительно трудно, но я очень многое стал понимать.
Ко мне вернулась моя осознанность, ощущение чистоты и правильности. Самооценка не только росла, но и укреплялась. На уровне тела мне было плохо, но то, непередаваемое ощущение себя, полностью компенсировало эти неприятные ощущения. К концу последней недели я не обращал вообще никакого внимания на прихоти своего тела, был крайне осознан и, что самое интересное, несмотря на жгучее желание вначале, больше не хотел пробовать ничего сладкого. И шоколадку на 32 день я съел как кусок батона. Да приятно, но не более.
Если берётесь за свою силу воли серьёзно, то советую также в дополнение использовать приёмы самопрограммирования. Как это делается: каждый раз, когда ложитесь спать, представляйте от 3-го лица образ себя с развитой силой воли. Смотрите расслабленно, с вдохновением и радостью, как он двигается, как говорит, как решает проблемы и как достигает поставленных задач. Важно понимать, что это не Вы. Это какой-то человек, безумно похожий на Вас, но обладающий запредельной силой воли. Такая позиция не вызовет сопротивления Вашего сознания и Вы получите нужный эффект.
В таком серьёзном деле, как развитие своей силы воли, нужно соблюдать три вещи:
Постепенность
Начинайте с простого. Это крайне важный пункт. Слона можно съесть, только разрезав его на маленькие кусочки.
Систематичность
Выполнять задания каждый день. Один раз пропустили – и всё. Все предыдущие усилия были напрасными.
Вера в долгосрочный результат
Не следует ждать, что если Вы сейчас сделаете упражнение, то сразу же получите тренированную силу воли. Это не так. Придётся немного попотеть, прежде чем появятся первые результаты. Но это того тысячу раз стоит. Так что, спокойно тренируйтесь, понимая, что когда-нибудь Ваши усилия окупятся. Не может же такое количество энергии просто бесследно исчезнуть!
Итог:
1. Понаблюдайте за разницей между потребностями своего тела и Вашего “Я”.
2. Попробуйте навязать неприятное действие своему телу: целый день делайте только те дела, которые делать совсем не хочется.
3. Тренируйте силу воли через выполнение “тянущих” дел.
4. Откажите себе в чём-то на месяц.
5. Каждый раз перед сном прокручивайте образ себя с тренированной силой воли.
Содержание
- Как заставить себя учиться
- Советы психолога
- Почему учиться лень?
- Советы, чтобы начать учиться
- Почему вам лень учиться? Причины и способы их устранения
- Повышение мотивации к учебе в 3 простых шага
- Как заставить себя учиться, если все лень? ТОП-10 эффективных способов
- 14 способов заставить себя серьёзно взяться за учёбу
- Мотивируйте себя
- Узнайте 🤔
- Попробуйте 📚
- Составьте график занятий
- Возьмите на заметку 📖
- Устраните отвлекающие факторы
- Прочитайте 💪
- Что делать, когда лень учиться?
- Лень или прокрастинация?
- Как бороться с ленью ребёнка: практические рекомендации для заботливых родителей
- Что такое лень
- Как диагностировать лень
- Частые причины лени
- Выводы
- Почему появляется лень?
- Как побороть лень и начать учиться?
Как заставить себя учиться
Приёмов глубокого обучения множество, точно так же, как и различных программ для педагогов, но вопрос качественного и полного обучения всегда сводится к вопросу самого учащего о том, как заставить себя учиться, если все лень или материал кажется ненужным, или пришла весна вместе с влюблённостью. Ситуаций, сбивающих с необходимости учиться, всегда множество. У детей этот процесс контролировался со стороны взрослыми, родителями или воспитателями, но чем взрослее становится учащийся, тем большая ответственность за усвоение знаний ложится именно на него.
Начинать всегда стоит с эмоционального состояния учащего, ведь не всегда отсутствие мотивации и тяги к знаниям можно стимулировать извне, иногда это крайне нежелательно. Так, если человек находится в ситуации проживания острого горя, адаптации к новым условиям, стал жертвой коллективной травли, то подстегивания со стороны учебы могут вызвать перенапряжение в нервной системе, заканчивающееся общим расстройством. В этих ситуациях необходимо дать себе время, не требуя прилагать усилия, в университете можно оформить академотпуск, а школьные занятия посещать по мере возможности.
Безусловно, первоначально неплохо бы разобраться в том ли месте учится человек и нужно ли ему обучение конкретно этим предметам, а только потом искать дополнительную мотивацию и искать причины в окружающем пространстве.
Советы психолога
Психологи рекомендуют начать с преодоления внутреннего сопротивления. Чем больше человек проводит времени, не обучаясь, тем серьезнее будет сопротивление началу занятий (вспомните нежелание учиться, возвращаясь с каникул, в то время как уже к ноябрю все становилось значительно легче). Так, чтобы заставить себя учиться в школе и не лениться необходимо еще с утра настраиваться на занятия. Брать с собой несколько гаджетов с установленными игрушками или находиться постоянно онлайн – вещи, способствующие исключительно проблемам с уроками.
Глобальная цель в итоге должна разделиться на мелкие ежедневные, но не стоит забывать и про подпитку. Выполнение своих удовольствий начинайте сразу после выполнения ответственной части плана – так формируется привычка к постоянной учебной нагрузке. Важное правило успешности и высокой продуктивности заключается в хорошем самочувствии, так что нельзя начинать учебу в плохом физическом состоянии, с ощущением голода или усталости. Первоначально необходимо привести в порядок свое физическое самоощущение – при голоде, болях и недомоганиях лучше отложить занятия.
Чтобы учеба вызывала больше позитивных моментов необходимо уделять время внутренней настройке – можно слушать приятную музыку перед занятиями или приобрести вдохновляющие принадлежности.
Если вопрос касается выполнения домашних уроков, то может помочь смена мест для занятий, таким образом, будет включаться повышенное внимание. Например, читать можно в парке, письменные задания делать за столом, а различные креативные проекты творить на полу в кухне или в коридоре. Конспектируйте новую информацию, используйте для сокращения длинных понятий свой собственный шифр, так вы сэкономите время на повторении, поскольку задействуется зрительная, слуховая и двигательная память.
Необходимо найти причину, заставляющую откладывать или даже пропускать занятия. Если это соблазны внешнего мира, то есть необходимость в правильной организации места учебы, если это лень и отсутствие мотивации, то придется поработать со своими внутренними состояниями, найти достойные цели и поощрительные бонусы.
Правильная постановка цели
Заставить себя учиться в университете придется самостоятельно, более того никто другой не будет следить за вашими стараниями или уровнем мотивации. Если вы построили неправильную концепцию, то в конце семестра просто будете отчислены, именно в такой ситуации поднимается вопрос о постановке цели. Поступая в учебное учреждение, впервые же месяцы вы должны составить себе план, куда вас должно привести это обучение.
Постановка цели актуальна не только для успешного окончания университета, но при любой обучающей программе. Главная ошибка с самостоятельным обучением заключается в постановке цели – начать учиться. Это ложный путь, поскольку цель всегда должна захватывать несколько ступеней для развития вперед. Так, можно сформулировать это, как необходимость учиться хорошо или подтянуть успеваемость по конкретным предметам, возможно увеличение количества дополнительных курсов.
Чтобы правильно выбрать и сформулировать цель, задавайтесь вопросом «Для чего?», и в итоге из одного названия уже можно будет сложить примерный план действий. Например, когда просто нужно закончить университет, то непонятно зачем, нет указаний, когда и как именно. Если есть необходимость окончить медицинский университет в ближайшие шесть лет, чтобы в дальнейшем остаться на научной кафедре и изобрести лекарство от судорожного синдрома грудничков, то меняется вся картина. Человек понимает в этой ситуации, что не только посещение пар и выполнение заданий института ему необходимо, но что добраться к своей цели он может через дополнительные мастер-классы и конференции, а главное – учеба тут является средством и промежуточным звеном, чтобы идти дальше. А когда значимость и тяжесть деятельности снижена уже в сознании, то и выполняется она довольно легко, практически играючи.
Нахождение мотивации
Если человек на глубинном уровне осознает цель своего обучения, то это уже является мотивирующим фактором, но в некоторых случаях недостаточным. Хорошо помогает вовлекать в это других людей рассказами о том, что собираетесь окончить курсы к определенному числу или о своем желании совместного с кем-то посещения занятий. Кого-то будет мотивировать стремление сдержать слово, в то время как для другого пригодятся постоянные звонки и напоминания от товарищей о том, что сегодня пора учиться.
Разберитесь для себя, что важнее в учебе – процесс или результат. В случае важности результата, будет актуально искать учебные пособия, где есть вся программа в сжатом виде, договариваться с преподавателями, искать обходные пути. Найти кайф, и суметь обойти систему, пока все остальные зубрят ненужную информации. Если же главным для личности является сам процесс обучения, то стоит заботиться о его психологической стороне – искать информацию в различных источниках, а не только слушать преподавателя, готовить самостоятельно доклады и участвовать в конференциях, приносить новые темы для обсуждения. Личная активность и понимание направления своего индивидуального движения мотивирует на дополнительные достижения.
Мотивация посещения занятий различна – это отличный повод продемонстрировать наряды и гаджеты, найти друзей и единомышленников. Отношение человека к учебе меняется радикально, если в группе или классе появляется симпатичный сверстник – возможно, это выльется в совместное написание рефератов или стремление выделиться на уроке за счет ответа.
Тем, кому не помогают вдохновляющие идеи, придется столкнуться с мотивацией негативной – это когда возникает угроза отчисления, вызова родителей, взыскания штрафов (особенно в частных учебных учреждениях). Негативная мотивация – самая сильная, но возможно ли каждый раз доводить процесс до критической точки, каждый должен решить самостоятельно.
Обустройство рабочего места
Важным моментом является соответствие учебного места задачам курса. Много где говорится о необходимости светлого, уединенного помещения, отдаленного и закрытого от всевозможных вмешательств, но если занятия касаются живописи, то оптимальным местом будет парк, а если это игра на гитаре, то подходящее место вряд ли будет тихим. Безусловно, беспокоить не должны и там, где происходит познание нового должно присутствовать все необходимое, но не обязательно это келья монаха.
Необходимость интернета на рабочем месте спорна, ведь благодаря этому доступно и большое количество необходимой информации и отвлекающие сайты (соцсети, игры, онлайн-магазины). Приступая к изменению подхода обучения и при отсутствии силы воли, оптимально установить браузер, блокирующий отвлекающие сайты – это также организация рабочего места.
Обеспечьте себе не только наличие необходимых материалов, но также создание соответствующей атмосферы. Например, эфирные масла цитрусовых повышают настроение и концентрацию внимания.
Кружка с чаем или кофе на портативной подогревающей подставке избавит от необходимости постоянно отвлекаться и выходить из помещения за напитком. Позаботьтесь о звуковом сопровождении, ведь не всегда полная тишина может помочь, для многих она наоборот является фактором, вызывающим нервное напряжение. Фоновая лаунжевая музыка и различные звуки природы, искусственные шумы помогут сгладить резкие звуки падающей мебели у соседей и приглушат крик детей на площадке.
Лишний раз напомним, что мебель должна соответствовать принципам ортопедии, поскольку неудобная поза, пережатие основных артерий, неудобный угол для сустава в итоге приводят к быстрой утомляемости. При постоянном напряжении данных частей тела будет возникать не только потеря работоспособности, но и развитие заболеваний.
Управление временем
В том, чтобы учеба не надоедала, не казалась чем-то всепоглощающим и ужасным, а также, чтобы спланировать всю жизнь необходимо регулировать время, отводимое для занятий. Если не заниматься подобными вопросами, то в итоге может оказаться, что за учебой был потрачен весь день, с периодическими отвлечениями на всякие мелкие детали (поговорить по телефону, приготовить еду, найти сестре ее юбку и прочее).
Распишите себе график, содержащий определенные часы каждый день, которые посвящены исключительно учебе. В это время выключаются все мессенджеры, телефон ставится не в режим вибрации, а выключаются все сигналы. Все, чем занимается человек в это время должно быть посвящено исключительно учебе. Кроме этого будет полезно выделять в графике небольшой промежуток времени, необходимый для внеплановых или дополнительных занятий. Если человек попытается сделать за отведенное время больше, то качество существенно пострадает, пусть лучше в большинстве дней будет свободное окно, но при случае его можно будет занять учебой.
График стоит планировать с учетом чередования видов активности и предметов или курсов. Не стоит ставить подряд занятия по физике и математике, а на вечер литературу и три творческих кружка. Вариант для примера может выглядеть примерно так: решили задачи, позанимались спортом, прогулялись, прочли новую главу из художественной книги, устроили перерыв на обед, составили презентацию.
Составление схем, использование приемов нестандартного запоминания существенно сэкономят время, потраченное на учебу. Кроме изучения этих вспомогательных техник, можно воспользоваться приемами тайм-менеджмента, где рассказывают о способах делегирования заданий и возможности использовать каждую минуту. В итоге, владея всеми этими технологиями, выучить значительную часть необходимого материла или подготовить презентацию можно в метро, по пути домой.
Развитие силы воли
Сила воли – основной помощник при достижении любых целей, в том числе и обучения. Но использовать ее следует грамотно, не пытаясь тащить все, исключительно заставляя себя. Поддерживать должный уровень волевых процессов позволяют периодические перерывы, выходные и отдых, восполняющие психические ресурсы.
Можно начать с поддержания аккуратности в помещении и в одежде. Пробуйте регулировать свой стиль взаимодействия – не грубить, а выслушать, не найти отговорки, а сделать. Составляйте себе режим – это момент, задействующий и развитие силы воли, и экономию времени для учебы.
В учебе главным является постоянство прилагаемых усилий, а развивать свою способность к поддержанию постоянства можно начинать с ежедневного дисциплинированного пробуждения или выполнения упражнений. Подойдут штрафы за несоблюдение временных рамок. Посещение музея раз в месяц или прогула в парке раз в неделю также приведут к развитию волевых качеств, при условии, что они будут выполняться при любой погоде и любом настроении.
Сложности будут возникать на каждом этапе изменений и дополнения новых действий в график, но самым тяжелым является первый этап, когда человек начинает регулировать свой независящих от потребностей стиль жизни.
Сопротивление может обретать самые разнообразные формы, вполне вероятны простудные заболевания. Наиболее важным моментом при усугублении ситуации является упорное продолжение действий, тогда в течение трех недель вырабатывается новая привычка и становится легче. Смысл примерно такой: даже если дорогу в институт завалило снегом, то почитайте имеющиеся статьи по специальности, а если вы заболели, когда нужно бегать, то хотя бы выйдете и пройдите привычную дистанцию.
Поощрение себя за успехи
Вознаграждение за учебу является отличной дополнительной мотивацией. Тут стоит выбирать вещи или действия, приносящие удовольствие. Если это что-то сладкое, то пусть это будет не конфета из пакета, лежащего на кухне – выделяйте время для целенаправленного путешествия по ближайшим мини-маркетам в поисках того, что хочется сейчас. Новые вещи, красивые украшения, платный аккаунт в игре – все это вполне может становиться поощрением за успехи в учебной деятельности.
Разнообразие удовольствий многолико, для которых нет необходимости материальных вложений. Это может быть прогулка, ведь человек ее правда заслужил, и у него нет необходимости сидеть за учебниками. Встречи с друзьями, разговор о последних событиях, поездки в интересные места – все это подпитывает душу и интерес. Еще можно уделять время заботе о себе – сделать красивый макияж, принять ванну, позаниматься на турнике.
В любом случае вознаграждения должны быть адекватны достижению. То есть если вы и раньше каждый день читали по параграфу, то максимум, что за это положено – кружка вкусного чая, ведь это не является достижением, а нормой. Вовремя выполненные текущие задания достойны незначительного поощрения, успешное окончание года или сессии можно отметить крупной покупкой или совместным с группой посещением клуба. Дипломирование на месячных курсах – достойный повод для того, чтобы себя похвалить, но размер этой похвалы не должен превышать достижение за окончание высшего учебного заведения.
Для тех, кому актуально настроить хотя бы посещение занятий можно устраивать всякие приятности каждый день, но когда это станет привычным, необходимо прекращать баловать себя за будничные выполнения. Это не означает остановку, просто теперь становится новая цель, возможно более сложная и требующая больше времени, но большего поощрения.
Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как побороть лень в учебе?
Учиться чему-либо приходится всю жизнь. Дети учатся в детском саду и в школе, затем поступают в средние специальные или высшие учебные заведения, кто-то стремится получить степень магистра в магистратуре. Однако, на этом этап обучения не заканчивается. Прежде всего, учиться приходится всю жизнь, так как многое еще не известно, а новое стремительно развивается и создается.
Кроме того, практически каждый человек задумывается о саморазвитии, а для этого тоже надо учиться. Многие люди решают получить второе образование, или им это необходимо для работы, а часто и сами работодатели отправляют сотрудников на повышение квалификации. Словом, учиться приходится действительно всю жизнь. И порой, бывает очень лень это сделать.
Почему учиться лень?
Прежде всего потому, что всем людям свойственно лениться. Это вполне естественно, но не значит, что можно позволять себе лениться. А во-вторых, процесс обучения затрачивается очень много энергии, и как бы мы не понимали, что способны еще учиться, мозг наш устроен немного по-другому. Дело в том, что природа есть природа, и несмотря на то, что на дворе 21 век, и нам не надо выживать в диких условиях, мозг все равно заставляет работать все системы немного иначе.
Как побороть лень к учебе
Раньше людям надо было добыть еду, защищаться от диких зверей, обустраивать жилище. На это мозг согласен тратить много энергии, так как есть видимый результат. Во время обучения, огромное количество энергии в понимании мозга тратится в никуда, поэтому он в стрессовом режиме делает все, чтобы прекратить процесс истощения. Отсюда быстрая утомляемость, слабость, желание отвлечься от учебы и отдохнуть.
Советы, чтобы начать учиться
- Правильная формулировка. Здесь еще важно отметить, что нужна не только правильная формулировка, но и правильное отношение. Почему дети учатся лучше? Потому что их контролируют учителя, родители, наказывают за плохие оценки. Студентам же учиться сложнее, их меньше контролируют, и тем более сложнее учиться тем, кто делает это для саморазвития. Поэтому важно понимать, что процесс обучения важен для себя же самого, никто и не должен заставлять или контролировать. Еще важна формулировка, так как наше подсознание очень гибкая вещь, которую сложно контролировать, но можно программировать. Поэтому от настроя и формулировки тоже зависит успех.
- Мотивация. Без нее в этом нелегком деле просто никуда. Мотивировать себя надо постоянно. Визуализировать свою цель, представлять, свое самоощущение, когда цель будет достигнута. Еще один способ – найти людей, или примеры и истории людей, которые будут мотивировать.
- Обстановка. Важно также обустроить свое рабочее место и организовать рабочий процесс. Лучше использовать то, что вдохновляет. Это могут быть красивые тетради, ручки, цветные стикеры, которых сейчас очень много, различные методики запоминания и обучения и так далее. То, что будет поднимать настроение и привлекать к обучению.
- Награда. За все достижения себя надо поощрять. Это очень важно. Мотивировать к достижению цели может многое, но без системы поощрения вряд ли обучение будет приятным. Для каждого человека существуют свои ценности, разные вещи для него значимы по-своему, поэтому выбор поощрения очень индивидуален.
- Рассказать о своих планах. Многие исследователи советуют рассказывать кому-нибудь о своих планах. Чаще всего ими становятся близкие люди или друзья, но в дальнейшем будет сложнее отказаться от своих намерений, так как неловкие вопросы об успехах могут поставить в тупик. Рассказать кому-то о своих планах – это значит уже приобрести некоторые обязательства, которые потом труднее не исполнить.
Учиться чему-то новому, саморазвиваться – процесс трудный и требующий времени и терпения. Однако, его всегда можно оптимизировать и облегчить, стоит только правильно к этому подойти.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Все просто: достаточно найти причину, по которой вы не хотите заниматься, и устранить ее. Обычно учиться мешают прокрастинация и отсутствие мотивации. Другие распространенные причины – неорганизованность, постоянные неудачи и низкий уровень концентрации внимания. Поговорим о том, как заставить себя учиться, если все лень, как перестать откладывать на потом в школе и в университете, а также приведем ТОП-10 самых эффективных способов повышения тяги к знаниям и самоорганизации.
Почему вам лень учиться? Причины и способы их устранения
Такое понятие как «лень» употреблять в принципе не стоит – ее отрицают многие современные психологи. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и силы воли. Поэтому бороться нужно именно с ними, а не с каким-то абстрактным качеством, которое многие считают врожденным, либо приобретенным пороком.
Наиболее распространенные причины нежелания учиться:
- Отсутствие мотивации.
- Слабая сила воли.
- Прокрастинация.
- Неорганизованность.
- Постоянные неудачи.
Эти причины основные, но не единственные. Вы можете страдать от слабой концентрации внимания, низкого уровня ответственности или подсознательно стремиться поставить себя в сложную ситуацию, чтобы попытаться одержать грандиозную победу в борьбе с проблемами, которые вы сами же и создали. Однако мы предлагаем рассмотреть основные причины нежелания учиться, которые актуальны в 9 из 10 случаев.
Не пропустите: Как избавиться от усталости, лени, апатии и сонливости
Отсутствие мотивации
Вы не понимаете, зачем вам учиться, и не видите реальных выгод от прикладываемых усилий. Если в дополнение к этому сам процесс не вызывает у вас ни малейшего интереса, то заставить себя заниматься невероятно сложно – каждый раз это похоже на бессмысленную пытку.
Что делать:
Найдите мотивацию. Объясните себе реальные выгоды от успешно выполненной работы. Желательно, чтобы стимулом выступало не достижение банальных целей, а весомые для вас преимущества. То есть сама по себе «пятерка» за контрольную работу для вас смысла не имеет, а вот «пятерка» как показатель знания предмета, который в дальнейшем пригодится для поступления в ВУЗ или сдачи государственного экзамена – более весомая мотивация.
Слабая сила воли
Само понятие «силы воли» довольно абстрактное и даже теологическое. Психотерапевты все чаще предлагают заменять «безволие» состоянием «отсутствия самоконтроля и внутренней дисциплины». Последние заключаются в том, чтобы научиться управлять психологическими импульсами и сопротивляться искушениям.
Что делать:
Сила воли становится слабой при недостаточной развитости внутреннего «я» и тотальной зависимости от алгоритмов с наименьшим сопротивлением, при выработке автоматического поведения. Другими причинами низкого уровня самоконтроля является недостаток эмоциональной энергии, а также ее неэффективное использование. Необходимо начать работать над собой и устранять причины вашего безволия.
5 эффективных способов обрести силу воли:
- Самые сложные дела лучше делать с утра – начинайте занятия сразу после завтрака.
- Учитесь самосостраданию – хвалите и подбадривайте себя, постоянно повторяйте: «Я могу это сделать, я это сделаю».
- Поощряйте себя – покупайте себе что-то желанное за успешно сданный тест, отправляйтесь в кино или кафе после очередной «пятерки», позволяйте себе немного больше приятного именно в дни ваших локальных побед.
- Успокаивайте себя – в стрессовые моменты наш организм включает режим автопилота, поэтому дышите, пейте ароматный чай и успокаивайтесь как можно чаще.
- Обеспечьте здоровый сон – он даст достаточно энергии и сил для ее эффективного расходования.
Не лишним будет прочесть пару книг по развитию силы воли. Естественно, «волшебной таблетки» в них нет, зато можно почерпнуть массу интересных мыслей.
Можем порекомендовать вам книгу «Сила воли: открывая заново самую мощную человеческую способность» авторства Р. Баумейстера и Джона Тирни.
Прокрастинация
В процессе борьбы с этим «недугом» вы поймете, как начать учиться, если все лень, и вы постоянно откладываете дела на потом. По сути прокрастинация и является склонностью к постоянному откладыванию дел, в частности важных и срочных. Среди причин этого состояния низкая самооценка, перфекционизм, дух противоречия и токсичные психологические установки («лучше синица в руках…»).
Что делать:
Универсального способа борьбы с прокрастинацией не существует – придется пробовать все существующие методики и искать ту, которая подойдет именно вам.
Наиболее эффективные техники:
- Категоризация. Предлагается разделить все дела на «важные и несрочные», «важные и срочные», «неважные и срочные», «неважные и несрочные». Осознайте важность и срочность всех дел, которыми вы занимайтесь. Заставьте себя поставить на первое место дела из 1-й и 2-й категории, сэкономив время на первых двух.
- Воспитание трудолюбия. Вам необходимо научиться получать удовольствие от занятий в школе или в университете, а также избавиться от «духа противоречия». Обязанность учиться вам не навязывают – это ваш выбор. Никто не расстреляет вас за то, что вы оставите учебу. Поэтому вы не «обязаны» заниматься, а вы «выбираете» заниматься – это акт доброй воли.
- Тайм-менеджмент. Если у вас выраженные проблемы с планированием времени – займитесь тайм-менеджментом и начните расписывать свой день. Запланируйте все необходимые дела и выделите на них определенное количество времени с учетом возможных задержек и перерывов на отдых. При этом нельзя приступить к следующей задаче до тех пор, пока вы не окончите предыдущую. Каждый вечер составляйте расписание на завтрашний день.
Вам также необходимо начать распределять усилия, оставляйте время на полный упадок сил. Научитесь не брать на себя больше, чем можете сделать. Начните с малых нагрузок по учебе и постепенно увеличивайте их, пытаясь найти свой предел. Помните, что вы тратите гораздо больше энергии и приобретаете психологические расстройства, когда оставляете какие-то дела незавершенными.
Повышение мотивации к учебе в 3 простых шага
Ждать вдохновения – не лучшая идея. Даже для поиска мотивации придется сделать над собой усилие. Но это совершенно бесполезно в ситуации, когда вы занимаетесь тем, что не любите. Если вас подташнивает от алгебры, вы планируете заниматься гуманитарной наукой и не постоянно терпите неудачи при решении уравнений – вы не хотите этого делать.
В этой ситуации единственный выход заключается в решении проблемы (сдаче контрольной работы, теста, экзамена). Поэтому мотивацию вы будете искать для достижения кратковременной цели. С долгосрочными и важными целями сложнее. Вы должны обрести мощную мотивацию, которая будет вести вас через сложности, лень, апатию и неудачи к решению поставленной задачи.
Попробуйте использовать 3 простых шага для повышения мотивации к учебе:
- Поймите свои желания. Если вы учитесь в университете или пытаетесь мотивировать себя к подготовке к экзаменационным предметам в школе, то задайте себе простой вопрос: «Мне нравится этот предмет?». Нормально, если в целом дисциплина вас интересует, но ее сложность пугает. Ненормально, если вы испытываете к предмету искреннее отвращение. В последнем случае мотивировать себя на его изучение не удастся – ставьте краткосрочные задачи и решайте их (сдавайте контрольные, получайте «натянутые тройки»). Важно заниматься тем, что вам действительно нравится.
- Осознайте выгоды. Создайте мотивационный лист – напишите все преимущества, которые вам даст успешное обучение (уважение учителей и одноклассников, успешная сдача экзаменов, поступление в ВУЗ или защита дипломной работы, перспективная работа, возможность переехать в другой город или другую страну, шанс получить высокооплачиваемую специальность). Выгоды должны быть конкретными, не абстрактными.
- Разбейте крупные цели на мелкие задачи. В учебе очень важно отслеживать динамику собственных успехов. Поэтому необходимо разбить крупную цель (например, изучение английского языка) на мелкие задачи (например, знание 1000 слов, времен, пассивного залога и так далее) и достигать их. Каждая достигнутая задача должна поощряться и если вы не получаете вознаграждение извне, то организуйте его для себя сами.
Важную роль в повышении мотивации играет правильный расход энергии. Помните, что недостигнутые цели отнимают больше сил, чем достигнутые, приводящие к искренней радости и эйфории. Поэтому важно заниматься тайм-менеджментом, правильно планировать время и распределять силы.
Никогда не берите на себя больше, чем можете сделать. Не ставьте перед собой грандиозных целей – каждая неудача будет отнимать у вас слишком много сил.
Как заставить себя учиться, если все лень? ТОП-10 эффективных способов
Эти способы не шокируют новизной, но являются предельно эффективными в повышении мотивации и самоорганизации. По сути каждый из них – составной элемент создания идеальной обстановки и обретения внутренней дисциплины для учебы.
Поймите свои желания
Важно заниматься тем, что вам действительно нравится. Если вы поступили в университет по инерции или стороннему совету, если пытаетесь освоить на высоком уровне предметы, которые вам откровенно противны – вам не удастся не только обрести полноценную мотивацию, но и стать счастливым человеком. Поймите свои желания занимайтесь тем, что вам действительно нравится.
Найдите выгоды
Осознайте реальные выгоды от достижения каждой мелкой задачи и крупной цели. Поймите, как успешная учеба может изменить вашу жизнь. При этом не страдайте от перфекционизма и старайтесь не посвящать свободное время одним только занятиям. Они не должны становиться самоцелью – они должны оставаться инструментом достижения цели.
Придумайте поощрения
Поощряйте себя, если не получаете вознаграждения извне. Подумайте о любом доступном подарке, который можете сделать для себя после достижения задачи. Это может быть поход в кино, красивая ручка и даже ароматный чай.
Распланируйте свой день
Попробуйте эффективные методики тайм-менеджмента. Каждый вечер составляйте расписание на следующий день и планируйте его с учетом возможной усталости, задержек и непредвиденных дел. Действуйте последовательно, старайтесь заниматься в первой половине дня и оставлять развлечение и работы по дому на вечер.
Оборудуйте рабочее место
Рабочее место должно быть удобным – тусклый свет, обилие теней, мешающие локтям предметы и немытые чашки будут отвлекать вас. Обязательно содержите его в чистоте: при занятиях важно чувствовать комфорт, этого невозможно добиться в бардаке.
Правильно настройтесь
Вы не обязаны учиться – это ваш и только ваш выбор. Потому слово «должен» стоит заменить словом «выбираю». Осознание этого факта поможет освободиться от груза навязанных занятий и понять, что вы занимаетесь по собственной инициативе.
Достигайте целей каждый день
Ставьте перед собой мелкие цели и достигайте их каждый день. Так вы сможете отслеживать динамику успехов и обретать более сильную мотивацию с каждой успешно завершенной задачей.
Перестаньте отвлекаться
Устраните любые предметы, которые вас отвлекают – резкие звуки, голоса из открытых окон, социальные сети и даже еда. Не отвлекайтесь на частые перекусы, старайтесь следовать нормальному режиму питания.
Учитесь самоорганизации
Составляйте распорядок дня ежедневно до тех пор, пока не поймете, что научились делать важные дела в спокойном режиме и оставлять достаточно времени на отдых. Исключите все неважные занятия – они лишь повод для прокрастинации.
Примите ответственность
Настало время принять ответственность за себя, свои поступки и свою жизнь в целом. В том, что с вами происходит не виноват никто кроме вас. Ничто не мешает вам просто взять и перестать учиться. Подумайте, что будет после этого? Что ждет вас впереди? Едва ли перспективы окажутся радужными. Примите ответственность и не ищите оправданий.
Резюме
Как начать учиться, если все лень, и вы постоянно откладываете занятия в школе или в университете на потом? Нужно понять свои желания, найти мотивацию, избавиться от прокрастинации и научиться организовывать себя. Начните сейчас и уже сегодня вечером вы отметите завершение первого эффективного дня.
Автор статьи Евгения Мельникова Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор. Написано статей 42
5. Заботься о себе и не зацикливайся
Твое домашнее задание от тебя никуда не убежит (к сожалению), а вот ментальное здоровье вполне. Если ты чувствуешь, что тебе совсем не хочется заниматься делами, то отвлекись на время и побалуй себя.
-
Еда. Может твой организм нуждается в подпитке? Перекуси чем-нибудь вкусным и сытным, но не очень тяжелым. Идеально подойдет овощной салат с семечками, авокадо, любая рыба, горький шоколад.
-
Кофе. Без комментариев. Но не заиграйся, иначе вместо бодрости получишь трясущиеся руки и спутанные мысли. Трех чашек в день будет более чем достаточно. Или пей без кофеина 🙂
-
Друзья. Позвони им. Поговори по душам. Можете даже собраться и учиться вместе. Ты спросишь: «А если у меня нет друзей?» У тебя есть ты! Это самое главное. Включай любимый мюзикл, запускай супер-интересную игру или же просто наслаждайся любимой книгой и музыкой.
-
Соцсети. Обычно мы не советуем тратить на них время, но для опухшей от знаний головы подойдет что-то легкомысленное: вайны, листание ленты или сториз, чтение комментариев.
-
Сон. Даже 20 минут дремы введут тебя вновь в рабочее состояние. Не зацикливайся на одной учебе, позволь себе передохнуть. После отдыха браться за дела будет намного легче.
Учебу стоит воспринимать не как скучный и унылый процесс, а как процесс получения знаний, которые в будущем могут привести тебя к успеху.
И помни, что даже осенние будни можно сделать теплыми, уютными и продуктивными 😉
14 способов заставить себя серьёзно взяться за учёбу
Мотивируйте себя
1. Составьте список причин, по которым вы учитесь
Запишите их на листке бумаги и держите перед глазами. Когда захочется пропустить учёбу, перечитайте их. Так вы напомните себе, для чего вам нужно стараться. Например, чтобы поступить в хороший университет, получить стипендию или сменить работу. Записывайте как можно больше причин — и весомых, и маленьких.
Иногда у вас совсем не будет мотивации, это естественно. В такие дни вам понадобится немного самодисциплины и этот список как раз придёт на помощь.
2. Находите что‑то интересное во всём
Подумайте, как изучаемый материал соотносится с вашей жизнью. Например, вам скучно читать книгу, которую задали по литературе, — попробуйте найти что‑то общее с героями. Не хочется учить биологию — представьте, сколько всего вы узнаете о самом себе и других живых существах.
Конечно, все предметы не могут интересовать одинаково. Но постарайтесь увидеть, как можно приложить полученные знания к собственной жизни. Это поможет не забросить занятия.
Узнайте 🤔
- Как заниматься саморазвитием и не терять веру в себя
3. Ставьте таймер
Выделяйте по 30–50 минут на занятия, а потом делайте небольшой перерыв. Как только он закончится, возвращайтесь к учёбе. Или попробуйте интервальную технику Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и начните заниматься. Когда раздастся сигнал, отдохните 5 минут, а затем поработайте ещё 25. После того как повторите четыре интервала, сделайте более длинный перерыв.
Поставьте отдельный таймер на время завершения занятий. Например, если вы начали в обед, заканчивайте к ужину. Если позднее — как минимум за 30 минут до сна, чтобы было время расслабиться.
4. Регулярно поощряйте себя
После занятия достаточно чего‑то небольшого: съешьте любимую еду, поиграйте с домашним питомцем, посмотрите смешное видео или полежите в горячей ванне. А после экзамена радуйте себя чем‑нибудь более значительным. Например, выпейте кофе с друзьями или купите то, что давно хотели.
5. Учитесь вместе с кем‑то
Необязательно сидеть вместе в одной комнате. Но важно, чтобы был человек, с которым можно поделиться проблемами и рассказать о своём прогрессе. Договоритесь отчитываться друг другу о проделанной работе раз в несколько дней — так будет легче двигаться к цели и не терять время.
Попробуйте 📚
- 10 доказанных способов учиться быстрее
Составьте график занятий
1. Приступайте к учёбе каждый день в одно и то же время, чтобы это стало привычкой
Если вы жаворонок, попробуйте вставать пораньше и заниматься по утрам. Если сова — выделяйте несколько часов на учёбу вечером. Если вам нравится сразу расправиться с делами, чтобы потом отдыхать, выполняйте задания, как только придёте домой. Фиксируйте выбранное время в календаре, чтобы не было соблазна занять его чем‑то другим.
2. Распланируйте подготовку к экзаменам
Как только узнали дату теста или зачёта, внесите её в календарь. Поставьте напоминание за несколько дней или недель до этого, чтобы начать готовиться. Пусть у вас будет достаточно времени, чтобы всё выучить и повторить.
3. Разделите материал на части
Когда нужно усвоить большой объём информации, мы чувствуем себя подавленными и не знаем, с чего начать. Чтобы такого не было, разбивайте крупные задачи на более мелкие. Запишите каждый шаг на бумаге и постепенно выполняйте их один за другим, а рядом с выполненными ставьте галочку. Так вы будете видеть свой прогресс и чувствовать, что ситуация у вас под контролем.
Возьмите на заметку 📖
- Что делать, чтобы лучше запоминать прочитанное
4. Запланируйте время на отдых и расслабление
Не занимайтесь несколько часов подряд — давайте мозгу отдых. Делайте короткие паузы каждые 30–50 минут. На перерыве встаньте и немного пройдитесь, подышите воздухом, перекусите или просто дайте отдохнуть глазам.
Не забывайте выделять время на расслабление, особенно в период подготовки к экзаменам. Когда неделями напряжённо учите что‑то, обязательно нужно устраивать дни полного отдыха — так вы защитите себя от перегрузки.
Устраните отвлекающие факторы
1. Перед занятиями перекусите чем‑то полезным и выпейте воды
Голод и жажда могут сильно отвлекать от умственных занятий, так что устраните их заранее. Не ешьте сладкое: от него вы только быстрее снова проголодаетесь. Перекусите чем‑то полезным, например овощами, фруктами, орехами, сыром, йогуртом или хумусом. Если захотелось напитка с кофеином, ограничьтесь одной‑двумя чашками или одной банкой газировки, чтобы не перевозбудить нервную систему.
2. Повысьте концентрацию с помощью физической активности
За 10–15 минут упражнений или ходьбы вы избавитесь от стресса и повысите уровень эндорфинов в организме. После этого легче будет сосредоточиться и запоминать информацию. Можете даже попробовать совместить тренировки и учёбу. Захватите свои записи в спортзал и читайте их, пока занимаетесь на беговой дорожке. И мозг, и тело будут вам благодарны.
Прочитайте 💪
- Почему физические упражнения нужны не только вашему телу, но и мозгу
3. Найдите место, где вас ничто не будет отвлекать
Если дома вы постоянно переключаетесь на другие дела, поищите новое место для занятий. Например, в библиотеке или кафе. Если вы готовитесь к экзаменам с друзьями, но они не дают сосредоточиться, договоритесь о правилах совместных занятий. В идеале нужно, чтобы не было отвлекающих звуковых и зрительных стимулов.
Также держите под рукой чистый листок бумаги. Когда в голову приходят мысли о каких‑то делах, не связанных с учёбой, записывайте их и возвращайтесь к заданию.
4. Отключите все электронные устройства, которые не нужны для учёбы
Не включайте телевизор как фон. Оставьте смартфон в другой комнате или в сумке. Если используете его в качестве таймера, установите режим полёта, чтобы не отвлекаться на уведомления. Или применяйте специальные приложения, которые ограничивают доступ в интернет. Например, Freedom, AppDetox. С их помощью можно на время заблокировать доступ к выбранным сайтам и приложениям.
5. Занимайтесь с музыкой
Особенно если вы в общественном месте. Музыка в наушниках поможет заглушить окружающие звуки и сосредоточиться. Для этого лучше всего подходят инструментальные композиции. Если музыка вас отвлекает, попробуйте включить звуки природы или белый шум.
Что делать, когда лень учиться?
Откладывать дела на потом любят все. Вот вроде бы и занять себя есть чем, и время для этого появилось, а всё равно ничего не хочется. Ты, конечно, поглядываешь изредка на стопку учебников и разросшийся беспорядок в комнате, вспоминаешь о домашних поручениях и других делах, но никак не можешь заставить себя заняться чем-то полезным. Постепенно ничегонеделание становится образом жизни, превращая тебя в беззаботного тюленя, не обременённого мирскими заботами. Многочасовой просмотр сериалов, болтовня с друзьями без устали, постоянное пролистывание новостной ленты в соцсетях — всё это верные признаки «тюленизации». Адукар поможет изгнать внутреннего тюленя!
«Я ленивый, у меня нет силы воли, я не могу себя дисциплинировать», — оправдываешься ты. Но не лучше ли бороться с ленью, нежели признать свою слабость? Разберёмся со всем по порядку.
Лень или прокрастинация?
На самом деле существует два вида «тюленей». Первые из них не обеспокоены ничегонеделанием. Другие наоборот встревожены, но всё равно ищут себе оправдания.
Случай № 1 — лень в чистом виде. Случай № 2 — прокрастинация, т. е. склонность постоянно откладывать даже важные и срочные дела.
Можно без раздумий причислить себя к первому виду, даже не разобравшись, почему легче найти силы на сёрфинг в интернете, а не учебники. Прокрастинация — это не нехватка каких-либо качеств, это невозможность воспользоваться тем, что у тебя есть. Причин этому много.
9 причин прокрастинации
Боязнь трудностей
Возможно, ты не в силах чем-то заняться, так как боишься трудностей. Вот застопорился на сложном параграфе, а дальше и разбирать уже не хочется. Или даже не берёшься за дело, которое обещает быть сложным. Это часто заставляет нас прокрастинировать.
Страх неудачи
Вполне вероятно, что ты боишься провала. Тебе страшно сделать что-то неправильно. Любопытно, что останавливать может и обратная ситуация: страх успеха, а вернее его последствий. Подобное происходит в тех случаях, когда ты чего-то добился, и кажется, что в следующий раз окружающие будут ждать от тебя результат ещё выше или поручать более сложные дела. Зачем лезть на рожон, верно?
Отсутствие самого необходимого
Часто отталкивает нас от дела нехватка ресурсов: компьютер плохо работает, нужную книгу нигде не купить и т. д. Сюда же можно отнести и недостатки обстановки, т. е. неудобное кресло или стул, раздражающий шум или наоборот гнетущая тишина. В таких случаях советуем выбрать одно из девяти мест, где приятно учиться.
Проблемы в школе
Явно отражаются на мотивации к учёбе проблемы с учителями. Особенно в том случае, если ты не можешь найти общий язык с преподавателем, чей предмет тебе важен и интересен. Ну как сесть, к примеру, за учебник по химии, если в голове постоянно всплывают неприятные моменты школьных будней?
Многозадачность
Бывает и такое, что прокрастинировать нас заставляют параллельные, конкурирующие задачи. Они тоже требуют внимания и сильно отвлекают. Готовясь, например, к важной контрольной по математике, ты вряд ли найдёшь время почитать пару-тройку параграфов по другому предмету. И даже если ты заставишь себя это сделать, твои мысли всё равно будут возвращаться к ответственной контрольной. Несколько правил тайм-менеджмента помогут доводить начатые дела до конца.
Стресс
Грусть, страх, проблемы в личной жизни, денежные трудности в семье — всё это отвлекает от дел. То же касается и счастья, которое способно выбивать из головы любые мысли.
Проблемы со здоровьем
Негативно влияют на нашу продуктивность и физические факторы: болезнь, усталость, голод. Только после их полного устранения мотивация сможет вернуться. А чтобы предостеречь такие моменты, важно не забывать о 100 продуктах для ума и правильно составлять свой рацион.
Непорядок в окружающем мире
Есть отвлекающая способность и у геополитических факторов: мы вполне можем быть расстроены происходящими событиями как в стране, так и в мире.
Как бороться с прокрастинацией
Так что же делать, если прокрастинация не даёт спокойно существовать? Если тяжело заняться не только учёбой, но и другими важными делами?
Cпешим успокоить: все вышеперечисленные причины вполне закономерны. Прокрастинировать время от времени — нормально. А вот если это становится привычкой, тогда необходимо принимать соответствующие меры. Причём чем больше пунктов из восьми тебе подошло, тем с большего количества сторон блокируется твоя деятельность.
Прокрастинацию нельзя путать с ленью. Если ты задашь себе вопрос «почему я ленюсь?», то всё равно придёшь к вышеперечисленным пунктам. Лень — это не болезнь, а только симптом.
А теперь можешь взять листок бумаги и ручку, перечитать снова все восемь пунктов и выписать те факторы, что оказывают влияние на тебя. А дальше — дерзай! Ты уже знаешь, что заставляет тебя прокрастинировать, а значит, можешь бороться с «тюленизацией». В этом вопросе нельзя быть беспечным: похоронить мечты легко, а вот воскресить их потом почти невозможно.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Telegram, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
Как бороться с ленью ребёнка: практические рекомендации для заботливых родителей
Что такое лень
Толковый словарь В.И. Даля определяет лень как «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Учёный явно не питал любви к лени и считал её пороком.
Биологи дают более нейтральное определение, называя лень чрезмерной реализацией принципа сохранения жизненной энергии. А историки-антропологи считают лень одной из причин научно-технического прогресса.
С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат глубже. Лень даже подразделяют на несколько видов в зависимости от причины возникновения: недостатка мотивации, психофизиологических особенностей человека, банальной усталости.
Как диагностировать лень
В противоборстве с ленью действует то же правило, что и в борьбе с любым недугом: чтобы правильно подобрать лечение, нужно сначала его диагностировать. Прежде чем приводить разные «рецепты против лени», озвучим два правила её распознания.
1. Учитывать возраст. С 7 до 12 лет нежелание учиться может быть вызвано банальным отсутствием привычки или рассеянностью. С 12 до 16 лет лень чаще всего имеет под собой психологические причины: неуверенность в себе, отсутствие мотивации.
2. Разговаривать с ребёнком. Включите режим активного слушания и расспросите ребёнка, почему он откладывает или отказывается выполнять какое-то дело.Внимательно отнеситесь к его словам и рассуждениям, покажите, что вы искренне интересуетесь его жизнью.
От лени нет целебной пилюли, которую можно «назначить» ребёнку, и забыть о проблеме. Борьба с ленью требует времени, так что не ждите быстрых результатов. Но игра стоит свеч.
Частые причины лени
Усталость
У сегодняшнего школьника день расписан буквально по минутам — онлайн-занятия, тренировки, кружки по интересам, общение с друзьями и так далее. Чем старше ученик, тем плотнее расписание. Если вы видите, что ребёнок с неохотой берётся за новый курс по языкам или дополнительные задания от репетитора, подумайте, не слишком ли он перегружен?
В расписании ребёнка, сколько лет бы ему ни было и какими разносторонними не были его интересы, обязательно должно быть время на отдых. Причём на тот отдых, который нравится именно ему. Даже если подросток просто лежит на диване, не стоит укорять его, выгонять на улицу или заставлять читать книгу.
Решение
Вот как бороться с ленью школьника, вызванной загруженностью.
1. Понаблюдайте за графиком ребёнка в течение нескольких дней. Хватает ли у него времени на отдых? Если нет, расписание следует пересмотреть.
2. Приведите в порядок режим сна и отдыха. Для правильного развития ребёнку 8-13 лет необходимы не меньше девяти часов сна, а подростку 14-18 лет — не менее восьми. Важно также здоровое питание и прогулки на свежем воздухе (хотя бы по часу в день). Если эти условия не соблюдаются, организм может отреагировать в виде лени и апатии.
3. Помогите подростку организовать свой день. Научите его вести ежедневник, составлять списки дел, расставлять приоритеты. В старшем школьном возрасте можно внедрять и более сложные инструменты тайм-менеджмента: стратегическое планирование, приложения для подсчёта времени и повышения эффективности.
Слабая сила воли
Эта причина характерна для младшего и среднего школьного возраста. Особенно если ребёнка не приучали трудиться, не привлекали к работе по дому или выполнению поручений. Из подростков, за которыми всё делают взрослые, к сожалению, нередко вырастают паразитические личности.
Профессор Стэнфорда Келли Макгонигал сравнивает силу воли с мышцей. А развивать мышцы помогают только регулярные тренировки, одного желания здесь мало.
1. Не оскорбляйте и не высмеивайте ребёнка. Если постоянно называть подростка лодырем, он охотно будет следовать этой роли. Вспоминаем про мышцы: спортсмены постоянно тренируются, а не занимаются самобичевание.
2. Предложите ребёнку заняться спортом. Спорт прокачивает привычку преодолевать себя, стремиться к результату, работать с самоотдачей. Важно выбрать вид спорта, который будет по душе и по силам.
3. Создавайте привычки. Делать что-то регулярно — ещё один способ тренировки и укрепления той самой «мышцы силы воли». Не стоит сразу агитировать ребёнка бегать по утрам — начинайте с маленьких простых привычек. Например, пять минут зарядки по утрам, контрастный душ, еженедельная уборка в комнате. Главное — не продолжительность, а регулярность.
4. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка. Среди детей, так же как и среди взрослых, есть совы и жаворонки, сангвиники и флегматики. Холерику, например, трудно заниматься кропотливой работой, а сове тяжело воспринимать новый материал по утрам. Постарайтесь направить особенности биоритмов и темперамента вашего ребёнка ему во благо.
5. Составьте индивидуальный план развития силы воли. Только обязательно вместе с ребёнком. Ведь речь идёт о его силе и его воле. Как и с тайм-менеджментом, инструменты нужно подбирать по возрасту.
«Ничем в мире нельзя заменить упорство. Его не может заменить талант — никого не встретишь так часто, как талантливого неудачника. Его не может заменить гениальность — непризнанные гении почти вошли в пословицу. Одного образования тоже недостаточно — мир полон образованных изгоев. Только упорство и решимость всесильны. Фраза „работай дальше“ была и остаётся решением всех проблем человеческой расы». Калвин Кулидж, 30-й президент США
Ни тайм-менеджмент, ни самый правильный режим не поможет, если человеку не нравится то, что он делает. Мотивация — ключ к успеху человека в любом деле, и на её уровень можно повлиять.
1. Помогите ребёнку сфокусироваться на том, что ему интересно. Поговорите по душам и внимательно выслушайте, а затем подумайте, как привести образование ребёнка в соответствие его интересами. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть индивидуальные маршруты обучения: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический и другие. В них обучающийся может глубже погрузиться в те предметы, в которых чувствует себя как рыба в воде. А выбрать профиль, соответствующий увлечениям и способностям ребёнка, помогает тьютор. Это специалист в области профориентации и построения ресурсных карт. Когда ребёнок занимается тем, в чём он успешен и что ему нравится, у него формируются «зоны успеха», которые уравновешивают нелюбовь к некоторым предметам.
2. Объясните важность разностороннего образования. Зоны успеха — это замечательно, но ЕГЭ по математике для гуманитариев никто не отменял. Хотя бы на базовом уровне, но эту науку нужно освоить всем. Подростки порой воспринимают образование слишком буквально: «Если я уже решил, что буду заниматься музыкой, зачем мне уметь решать уравнения?». Важно объяснить, значение и пользу нелюбимого предмета. Запастись аргументами в пользу той или иной дисциплины можно в видеолекциях TED.
3. Приводите правильные примеры. Этот способ хорошо подходит для подростков, у которых из-за проблем со сверстниками, влюблённостей и прочих переживаний мотивация к учёбе может пропасть вообще. Тинейджеры любят истории успеха и восхищаются людьми, сумевшими многого добиться в своей области. Например, гений инженерной мысли Илон Маск, несмотря на свою занятость, постоянно посвящает время самообразованию и чтению книг. Популярная актриса Эмма Уотсон приостановила свою актёрскую карьеру для того, чтобы окончить университет. Миллиардер Ричард Брэнсон называет ежедневное чтение книг лучшей инвестицией в себя. Покажите на биографиях популярных людей, что любовь к знаниям и саморазвитию — непременный спутник успеха.
Страх неудачи
Иногда за ленью скрывается страх неудачи: ребёнок боится проиграть, не справиться и предпочитает просто ничего не делать. Привычка «закапывать голову в песок» будет с годами приносить всё больше проблем, поэтому от неё нужно срочно избавляться.
1. Заручитесь поддержкой авторитетного для ребёнка человека. Если для школьника 10-12 лет вы всё ещё самый мудрый и знающий, то на подростка 13-16 лет часто большее влияние оказывают старшие братья и сёстры, взрослые друзья, вожатые в лагере. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» на помощь приходят кураторы. Как правило, это студенты и недавние выпускники вузов, которые постоянно взаимодействуют с детьми. Нередко наставники становятся друзьями и примером для подражания. Поддержка, искренняя похвала и интерес со стороны такого человека помогут поднять самооценку ребёнка.
2. Поговорите с психологом. Специалист поможет разобраться в причинах прокрастинации и эффективно бороться с ленью подростка. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» тоже есть свой психолог, который может помочь ребёнку проанализировать и оптимизировать свой учебный процесс.
3. Поддерживайте ребёнка. Внимание родителя ничто не заменит. Как бы вы ни были заняты работой, обязательно находите время проводить время с ребёнком, искренне интересоваться его успехами и внимательно слушать его рассказы.
4. Расскажите о пользе неудач. Вся человеческая история подсказывает: успеха добиваются не те, кто меньше всего ошибается, а те, кто не боится ошибок и учится на них.
«Успех — это способность идти от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма», сэр Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании
Выводы
Напоследок повторим основные тезисы.
- Прежде чем бороться с ленью, нужно понять причины её возникновения.
- Выявить причины поможет разговор с ребёнком и активное слушание.
- В основе лени младшего школьника чаще всего лежит отсутствие силы воли или усталость. У подростка причины могут быть сложнее, например, недостаток мотивации или страх неудачи.
- Любой метод борьбы с ленью требует регулярности, а результат появляется спустя время.
- Бороться с ленью можно только при наличии родительской поддержки, внимания к ребёнку и доверительного общения с ним.
Кто – самый заядлый и страшный враг студента? Сессия? Нет! На самом деле больше всего вредит учащимся их лень. Она нападает внезапно, из-за угла, у нее практически «мертвая» хватка, поэтому совладать с ней бывает крайне сложно.
Почему появляется лень?
Вы замечали, что игры, Интернет, дружеские посиделки могут быть практически бесконечными и долгими в отличие от учебы. Почему же обучение порой вызывает уныние и отчаяние, жалость или ненависть? Оказывается, на желание учиться и развиваться оказывает воздействие несколько факторов:
- отсутствие мотивации, когда студент не понимает, как ему пригодится тот или иной предмет в жизни;
Лень – враг студентов
- слабый контроль времени и сроков. Студенты чаще всего откладывают выполнение того или иного задания на последний момент, полагаясь, что легко его сделают. Настает «час икс» и студенту просто некуда деваться, он выбирается из ситуации, как может. Независимо от полученного результата (оценки): главное – сделать его;
- зона комфорта. Никто не желает пребывать в некомфортных для него условиях. К одному и тому же порядку, воздействию быстро привыкаешь и просто не замечаешь происходящего вокруг. В этом случае лень оседает надолго.
Как побороть лень и начать учиться?
Вариант №1. Список незавершенных дел
Студенты откладывают все на последний момент. Наверняка и Вы – не исключение. Вспомните, что Вам необходимо сделать на завтра, послезавтра, следующую неделю или подготовить к мероприятию, намечающемуся через месяц. Составьте список дел и приступайте к его реализации.
Вариант №2. Ставим цели и задачи
Учитесь ставить реальные и достижимые цели, задачи. Объективно оценивайте свои возможности, способности. Цель должна быть конкретной. Например, решить задачу по математике, задачи призваны помочь достичь цель поэтапно. В данном примере задачами будут: записать «дано», определить искомый элемент, подобрать подходящую формулу, подставить числа.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Ставьте цели на каждый день и стремитесь к ее реализации.
Постановка целей и их реализация
Вариант №3. Сконцентрируйтесь на одном деле
Качественно выполнять несколько задач одновременно – невозможно. Поэтому следует сначала выполнять наиболее важные дела, а по мере их выполнения переключаться на что-то новое.
Вариант №4. Награждайте себя за успехи. Самомотивация
За любое небольшое достижение (получение положительной отметки, выполнение задания и пр.) необходимо поощрять себя, чтобы было приятно заниматься и учиться. Это своего рода самомотивация, благодаря которой просыпается желание познавать новое.
Вариант №5. Представьте, что будет, если…
Если никак не удается заставить себя делать задание, то подумайте, как могут развернуться события, если Вас спросят. Как правило, сценарий непривлекательный и не радует. Благодаря методу «от противного» в 90% случаев студенты незамедлительно садятся за подготовку к занятию.
Вариант №6. Меньше слов и больше дела
Не ищите отговорок. Меньше думайте. Ставьте цель и сразу же идите к ней. Не давайте организму задуматься о другом и переключиться на это.
Вариант №7. Придерживайтесь распорядка дня
Составьте режим дня и старайтесь максимально придерживаться его. Такой подход позволит привыкнуть организму к нагрузке, постоянным делам и пр. Уделяя самостоятельной работе пару часов в день, можно достичь небывалых успехов.
Вариант №8. Используйте все возможные методы обучения
Учить «домашку» в общаге или дома скучно? Найдите нужный вариант и отправляйтесь на свежий воздух, где можно спокойно и с пользой почитать, немного отдохнуть. Лень перечитывать лекции и книги? Попробуйте изучать дисциплину с помощью современных гаджетов: аудиокниги, видеокурсы и пр.
Таким образом, лень – это самая негативная, а порой трудноудалимая черта студента. Чтобы выиграть борьбу с ней, нужно не просто собраться с мыслями и силой духа, но и начать действовать, атаковать.