Кто такой Кузьма Минин? Что полезного сделал для Руси? Чем прославился?
-
Кузьма Минин (Кузьма Минич Захарьев Сухорукий) известен как один из организаторов народного ополчения 1611-1612 годов, когда русский народ боролся против польских и шведских оккупантов.
Точно неизвестно, чем зарабатывал Минин на жизнь: по одним источникам он был солепромышленником, по другим — торговал скотом, по третьим — был посадским человеком.
Родом он из Нижнего Новгорода.
Известен Кузьма Минин стал благодаря своей пламенной речи с призывом помочь Московии.
По инициативе Минина было создано народное ополчение, вождем которого избрали Дмитрия Пожарского, а сам Минин руководил хозяйственными и финансовыми делами ополчения.
Благодаря помощи нижегородцев Москву освободили от завоевателей.
-
Это мой земляк. Нижегородская область, г.Балахна.
Кузьма Анкудинович Минин (полное имя Козьма Минин Захарьев Сухорукий; конец XVI века 21 мая 1616) русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 16111612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенций.(заимств. с Википедии)
Короче, после смерти Ивана Грозного, и наступления Смутного времени, когда Лжедмитрии заполонили Москву дабы встать на престол царствовать, Минин совместно с князем Д.Пожарским создали ополчение и выгнали всех. А потом, на сходе проголосовали за Михаила Романова. Таким образом начался новый род царствующих на Руси — Романовых.
-
Кузьму Минина считают русским героем. Он был основателем Земского ополчения. По ремеслу мясник. Являлся не последним человеком в городском совете. Минин осуществлял оценку имущества нижегородского населения и определял часть, которая должна пойти на ополчение. Создал огромное ополчение. Победил Ходкевича, освободил Москву от поляков. 12 июля 1613 получил чин думного дворянина и вотчины. С тех пор жил в царском дворце и пользовался доверием царя.
-
Этот человек, организовывал восстание, в период Земского ополчения котороепроходило с 1611по 1612.
Тогда для народа Руси было тяжелое время, так как они были под гнетом поляков и шведов, с которыми и помогал искусно бороться Кузьма Минин.
Содержание
- Биография Кузьмы Минина
- Юность и опыт в торговле
- Выборы старосты
- Управление ополчением
- Последние годы жизни
- Кузьма Минин
- Кузьма Минин
- Минин
- Грандиозное историческое полотно, которым Константин Маковский бросил вызов самому Илье Репину
- «Воззвание Минина к нижегородам в 1611 году». Сюжет и действующие лица
- Создание грандиозного полотна
- Историческое событие 1611 года в творчестве других художников.
Биография Кузьмы Минина
Кузьма Минич Анкудинов (1570-1616) — русский национальный герой, руководил ополчением во время борьбы против польской и шведской интервенции. Он был главным соратником князя Дмитрия Пожарского, героев увековечили в виде памятника в центре Москвы. Они смогли поддержать и повести за собой людей в трудный период. События тех дней навсегда остались на страницах российской истории. Кузьма всегда отличался тягой к справедливости, рассудительностью и острым умом. Благодаря этому ему удалось построить собственный бизнес, стать лидером народа и победить в схватке со сторонниками Лжедмитрия II. В 1612 и 1613 гг. он был членом «Совета всея земли» в Ярославле.
Юность и опыт в торговле
Точную дату и место рождения Кузьмы установить невозможно. Некоторые ученые утверждают, что полководец появился на свет в 1570 году в городе Балахне. Он рос в состоятельной семье. Отец, Мина Анкудинов, был соляным промышленником. Мать Доминика занималась воспитанием детей. Кроме будущего героя у нее было еще двое сыновей — Иван и Федор.
С ранних лет мальчиков приучали к труду. В их городе было принято, чтобы дети помогали родителям, работали с юного возраста. Когда Анкудинову исполнилось 11 лет, семья переехала в Нижний Новгород. Кузьма мог продолжить дело отца, но он предпочел идти своим путем. Именно поэтому юноша приобрел мясную лавку и занялся торговлей.
Выборы старосты
Бизнес у Минина шел неплохо, вскоре он построил собственный дом в посаде Благовещенской слободы. В Новгороде юноша также встретил свою любовь. Через несколько лет после знакомства они с Татьяной Семеновной поженились. Женщина родила супругу двоих сыновей — Леонтия и Нефеда.
В сентябре 1611 Кузьму избрали слободским старостой. Он успешно руководил жителями, заражал их своей энергией и продвигал отличные идеи. Но переломным моментом стало получение грамоты Патриарха Гермогена. В ней говорилось о необходимости немедленно подняться на борьбу с польскими захватчиками.
Через некоторое время Анкудинов призвал к «собранию ратных людей». Он выступил с речью на городском совете, в котором приняли участие представители власти в духовенства. Кузьма призывал встать за свою веру, не жалея сил и имущества. Он отдал треть своих денег на организацию ополчения, а потом присоединился к Дмитрию Пожарскому, назначив его главным воеводой.
Управление ополчением
Минин неоднократно проявлял свои лидерские качества. Благодаря Пожарскому он получил особые полномочия, стал предводителем многочисленных бойцов. Он управлял хозяйством, распоряжался казной и устанавливал связи с населением в разных городах. Герой был жестким руководителем, он требовал у людей, чтобы они отдавали пятую, а иногда и третью часть имущества на ополчение. Если кто-то отказывался, их обзывали холопами, преследовали и лишали всех денег.
Зимой 1611 г. был основан «Совет всея земли». От имени этой организации Минин и Пожарский рассылали грамоты, призывающие участвовать в битве. Благодаря этому к ним вскоре присоединились отряды из других городов и сел. В конце марта 1612 было собрано ополчение из десятков тысяч людей на Волге.
Базой для подготовки к борьбе стал Ярославль. Это время было трудным для Анкудинова, поскольку безвестного торговца никто не хотел воспринимать всерьез. Князь Дмитрий Трубецкой не хотел даже видеть его имени на грамоте. Аристократы и дворяне также относились к полководцу с презрением. Большую часть дел они оставили в своих руках, не доверяя приезжим героям.
Кузьма занимался не только управленческой деятельностью. Он неоднократно участвовал в боях за Москву. В конце августа 1612 герой переправился через реку и нанес фланговый удар по войскам Ходкевича. Именно эта атака была решающей, она принесла бойцам победу.
Последние годы жизни
После окончания битвы герой остался служить в Москве. Он никогда не стремился к спокойной жизни, поэтому занимался сбором налога с купцов, участвовал в политической деятельности. В октябре 1612 вместе с Пожарским он ликвидировал семибоярщину.
В 1613 г. Минин участвовал в Земском сборе, призывавшем царствовать Романовых. Через некоторое время он был удостоен звания думного дворянина, а в 1615 г. получил вотчину под Нижним Новгородом. Благодаря расположению царя он мог заседать в Боярской думе, быть воеводой и раздавать указания.
В 1615 г. вместе с князем Ромодановским Кузьма отправился в Казань. Он сам вызвался проводить сыскную операцию по делу восставших черемисов. После длительных пыток виновный признался, но в Москву герой уже не вернулся. Он тяжело заболел на обратном пути, а через некоторое время погиб.
Минин смог добиться успеха во многом благодаря своим ораторским способностям. Его часто называли русским Демосфеном. Герой всегда верил в то, что он говорит и делает, и этой верой он заражал слушателей. Именно его речи помогли сделать Второе ополчение практически непобедимым. Примечательно, что такой убедительный оратор был совершенно неграмотным. Важные документы за него подписывал Дмитрий Пожарский.
Кузьма говорил о реальной угрозе порабощения, умел тонко чувствовать психологию людей. Он призывал их объединиться, но не забывал об ответственности и требованиях к каждому члену общества. Оратор знал, что людей больше интересует выживание, чем мифические высокие идеи, и он великолепно сыграл на этом. Слушатели оценили его искренние порывы и практичный подход, поэтому с удовольствием присоединились к битве.
Кузьма Минин
Субтитры
Я вас категорически приветствую! Клим Саныч, добрый день! Добрый день. Всем привет! Что за книжечка? Продолжаем обзор книжек серии «Ратное дело» фонда «Русские витязи». Выпущена в Москве в 2017 году. Называется «Кузьма Минин. Человек и герой в истории и мифологии». Красота. Авторы Марохин Андрей Владимирович и Кузнецов Андрей Александрович. Оба историка из Нижнего Новгорода, то есть сородичи, можно сказать сограждане… С исторической родины. Да, с исторической родины самого персонажа исторического. Книжка очень интересная. Написана с большим количеством исторических отсылок, но самое главное, она посвящена не самому Кузьме Минину, она посвящена Кузьме Минину и контексту, в котором он существовал. Потому что, на мой взгляд, самая главная ошибка, которая возникает при изучении Смутного времени и преодолении его, при изучении Второго ополчения – это рассмотрение его в отдельности от того, что происходило вокруг. А почему так нельзя? Во-первых, почему это так – потому что, когда мы говорим о Втором ополчении, мы сразу находимся под неким таким ретроспективным гипнозом романовской историографии официальной. Потому что для Романовых конечно Второе ополчение было самым главным действием, которое собственно говоря и посадило династию Романовых на престол в итоге. И поэтому и Кузьма Минин, и Дмитрий Пожарский, и вообще Второе ополчение – это было просто настолько героическим делом, что как-то всё остальное терялось в тени. Ну понятно, что было там какое-то Смоленское сидение ещё, но в конце концов, оно ничем хорошим-то не закончилось, ну и как-то вообще… ну что вы… А вот тут – победа, Романовы на престоле и конечно всё это было предельно искажено в плане подхода. Потому что самое главное, это было конечно Второе ополчение, куда бы они делись, собственно говоря, без самого Нижнего Новгорода… Клим Саныч, тут встревоженные граждане нам скажут, ты тут упомянул историографию при Романовых, если я правильно расслышал… Да. …оказывается, официальная история нам всё врёт! Врёт?.. Ну конечно. Как раз Романовы, с целью выпятить подвиг, видимо, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, зачем-то насыпали Ярославль в Новгороде… Ну если верить товарищу Фоменко и прочим дегенератам… Так вот, в книжке как раз, если отвлечься от дегенератов к нормальным людям, в книжке всё очень интересно описано. О том, что это было именно купное действие земли. То есть, совместное? Да. Описан и, собственно, подвиг Нижнего Новгорода, без которого вообще не было бы возможно ничего, потому что Нижний Новгород сопротивлялся всем самозванцам последовательно, долго и поддерживал до конца царя Шуйского, который был, как ни крути, по крайней мере, по официальной легенде законным Рюриковичем. То есть нужно было поддерживать династию Рюриковичей. И били самозванцев и в хвост, и в гриву до конца и не сдавшимися. И только именно поэтому там внутри смог собраться новый фронт борьбы против иностранных агрессоров. И именно поэтому Нижний Новгород стал такой точкой опоры в борьбе. Собственно, Нижний Новгород был очень богатым городом, поэтому он смог накопить достаточно жира в благополучное время, чтобы во время Смуты выстоять. Потому что мы представляем себе, что Смута, это что-то такое, что: Казаки и поляки Нас паки бьют и паки; Мы ж без царя как раки Горюем на мели. Прямые были страсти — Порядка ж ни на грош. Известно, что без власти Далёко не уйдешь. Но это не совсем так, в Нижнем Новгороде велась торговля, приезжали какие-то караваны, купцы, т.е. жизнь шла, конечно ненормальная, но она, видно, что шла. Нижний Новгород, как один из центров и ворот России в Поволжье, мог поддерживать достаточный уровень жизни. Не даром, когда уже в битве под Москвой… Вот это, мраморный склеп. Это мраморный склеп Пожарского, да. Вот, который на картинке, можно всем показать. Многие не увидят. Это в городе Суздаль. Да. Мы там были. Да. Извините, перебил. Да, когда войска Второго ополчения подошли под Москву, в двадцатых числах августа, и стали собственно говоря воевать с войсками гетмана Ходкевича Яна Кароля, казаки Первого ополчения, которые сидели под Москвой, давно смотрели и говорили: «Зельно бохатые с Нижнего пришли, сами справятся». Потому что Кузьма Минин выплачивал великолепные оклады своим соратникам. То есть просто им платили регулярную зарплату, и он был конечно одним из основных организаторов этого процесса, всей этой логистики, стабилизации финансовой системы, стабилизации системы жалования. Что опять же в книжке описано максимально рельефно и выпукло. А он правда кого-то в плен брал, чтобы заставить их деньги платить? А вот почитайте, там интересно. И очень много. А вот, картинка «Приписанные Минину останки после вскрытия гробницы в 1929 году. Публикуется впервые». А следующая картинка, извините, «Останки Минина перед захоронением в Архангельском соборе. Ноябрь 1962 года». Было не вполне понятно. Это в рамках государственной борьбы с православием? Видимо, да. Я сейчас об этом, кстати, скажу, чуть позже, когда будем говорить о неприятных моментах. Дело в том, что было не очень понятно, где он похоронен, Минин. Там как-то такая была некая тайна, где его захоронили, но в конце концов, кровавый коммунистический совок разобрался, кто где захоронен. Интересно, что Минин у нас обычно, по крайней мере, в обыденном сознании, которое воспитано школьной программой, исчезает сразу после 1612 года. Ну вот победили и всё. А тут описана его деятельность после окончания, по крайней мере, Московской кампании. Описана его деятельность в Казани, когда он там ходил и возглавлял комиссию, по крайней мере, участвовал в комиссии по расследованию последствий татарского и чувашского восстания на Волге. Жизнь его семьи после его смерти в 1616 году описана. Ну и конечно, что очень интересно, лично мне было почитать, это как легенда о Минине отразилась. Потому что это же не только реальный человек, но это человек, который был мифологизирован. И какая она была при Романовых, что было в советское время, что теперь. Интересно. «Благость небесная ниспослала князя Пожарского, который избавил Россию от порабощения, утишил возмущения и восстановил благоденствие; а себе стяжал неувядаемый венец славы и во храме бессмертия подвиг свой увековечил. Доколе название России, спасенной князем Пожарским, пребудет на земном шаре знаемо, до тех пор и он послужит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству.» Я смотрю. В XIX веке знали, что земля круглая, «на земном шаре». А теперь, оказывается, плоская… ты слышал, нет? Слышал, слышал. Это, наверное, вымарали недавно… Да. …и переписали. Да. Эти два автора, они обманывают, наверняка. Возможно, они даже большевики. Да. Криптобольшевики. Латентные криптобольшевики. Слушай, даже полистать круто. Очень много цветных картинок, вкладок с картами, которые я лично раньше не видел. Я вообще люблю географические карты. Тем более, старинные. Вот тут всё богато представлено. Покровский… Покровский – про деньги? Покровский про всякое писал, да. В общем, всем рекомендую, книжка очень хорошая. Правда, я обнаружил в ней один вполне конкретный не то, чтобы даже недостаток, а лично мне просто непонятный момент, я опешил. Что это было? А это было вот тут вот… Я предисловие никогда не читаю, потому что это бессмысленное занятие. А тут я… вот тут у вас на диванчике сидел и читал с интересом предисловие. Оно короткое, две странички. Сказано о том, что: «…в XVII веке по ряду причин, о которых говорится в книге, Минин ушёл в тень князя Пожарского и лишь к середине XVIII столетия мыслители, публицисты и историки обращают внимание на земского старосту. Восход звезды Минина на российском политико-культурном небосклоне совпал с борьбой с Наполеоном и Отечественной войной 1812 года. Далее рост популярности Минина, вместе с Пожарским, до 1917 года шёл по нарастающей, в итоге в императорской России был создан большой общий текст о подвиге Минина и Пожарского, спасших страну, народ через восстановление монархии. После двух десятилетий Советской власти, сбрасывавшей с парохода современности не только Пушкина, но и монархистов Минина и Пожарского, началась реабилитация двух героев Смуты и только теперь акцент ставился на их патриотизме.» Ну даже я не знаю… Кто написал? Я не знаю, кто написал, потому что никто Пушкина не сбрасывал с парохода истории, что за… Нет, дебилы были… Так это же была не Советская власть, это были дебилы, а Советская власть их одёрнула и поставила на место, сказав, что не надо писать глупостей. А некоторых и положила даже… Ну это чуть позже. …чтобы не буровили, да. А потом-то, что? Фильм Пудовкина 1939 года, который так и называется – «Минин и Пожарский». И всё там, кстати говоря, про царскую власть было сказано, не было там какого-то специального акцента на только их патриотизме, потому что при Сталине не было идиотов, все понимали, что тогда был царь. Ну вот не было тогда Генерального секретаря, а был почему-то царь и нужно было его как-то поправлять. И я не знаю, с чего такой… На том этапе исторического развития, да, было вот так, оказывается. Я бы заметил гражданам, которые такое пишут, что почему-то в сталинском фильме про Ивана Грозного, Иван Грозный почему-то не плохой. Да, да. Вот он не плохой. В смысле, не то, что не очень хороший, а не плохой, а значит, хороший. Ну как же быть-то. Почему, если Ивана вспоминают хорошо, то чего же тогда Кузьму-то плохо? Я их школы не помню ничего плохого. Вот и я тоже не помню, потому что, опять же, повторюсь, дурных-то, ну совсем дурных у нас у власти не было, кроме Хрущева. В общем-то, да. Рекомендуешь? Да, рекомендую. Это, ещё раз, Марохин и Кузнецов «Кузьма Минин. Человек и герой в истории и мифологии». К 400-летию кончины Кузьмы Минина. Дашь почитать? Так… это у нас получается, фонд «Русские витязи», как обычно, серия «Ратное дело». Мы недавно говорили об одной книжке – о «Посольской книге». Эта из той же серии, очень хорошее произведение. Всем рекомендую. Предисловие можно и не читать, там две страницы. Дашь почитать-то? Да с удовольствием! Ай, спасибо. Спасибо, Клим Саныч! Изучим. А на сегодня всё. До новых встреч.
Кузьма Минин
Деятель русского национально-освободительного движения в Смутное время, организатор и один из руководителей второго народного ополчения в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции начала 17 века, соратник князя Дмитрия Пожарского – Кузьма Минин является одним из наиболее известных национальных героев русского народа. Летописные источники, сказания и другие известия свидетельствуют о высокой оценке современниками подвига Минина перед отечеством в деле защиты Родины, у следующих поколений слагались уже и легенды, которые еще более возвеличили его.
Кузьма Минин (Козьма Минич Сухорук) родился между 1562 и 1568 годом в небольшом волжском городе Балахны, в семье солепромышленника. О его ранних годах сведений не сохранилось, но известно, что вскоре семья переехала в Нижний Новгород, где уже сам Кузьма стал посадским человеком, торговал мясом и рыбой.
В эпоху смуты при царе Василии Шуйском в 1608-1610 годах, Минин, как и другие посадские, принимал участие (в составе первого нижегородского ополчения) в походах против врагов – польско-литовских отрядов.
Более подробные сведения о жизни и деятельности Минина известны с осени 1611 года, когда он был избран земским старостой и возглавил движение по организации народного ополчения и сбор средств для него. По преданию, он даже отдал треть своего имущества на эти цели и своим примером призывал горожан к пожертвованиям. Помимо сбора денежных средств в его обязанности также входили выдача жалования ратникам и обеспечение хозяйственной части.
Очень скоро Кузьма из простого торговца превратился в первого человека в городе, с каждым днем росло его влияние. Согласно источником, его считали человеком «с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели». По совету же Минина военное руководство ополчением передали князю Дмитрию Пожарскому, а сам он заведовал казной, снабжением и вооружением ополчения.
Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский К зиме 1611-1612 годов в Ярославле под началом Минина и Пожарского оформился «Совет всея земли», который выполнял функции правительства, а также рассылал распоряжения в другие города и уезды. Причем Кузьма был неграмотным (подпись за него на документах ставил Пожарский), но это не мешало ему быть отличным организатором и хорошо разбираться в вопросах финансов, назначении воевод, рассмотрении жалобы и пр.
Вскоре к нижегородцам примкнули и другие города, и уже в начале апреля 1612 года в Ярославле стояло солидное ополчение. Во главе с Пожарским и Мининым оно двинулось к Москве. В боях за столицу в августе 1612 года Кузьма проявил большую активность и воинскую доблесть. Он возглавил отряд, который внезапным ударом по флангу войск гетмана Ходкевича сыграл важную роль в достижении общего перелома в ходе сражения. В октябре Москва была окончательно очищена от поляков.
После окончания военных действий во главе земского правительства стоял триумвират – Минин, Пожарский и князь Трубецкой, где Кузьма занимался финансово-хозяйственными вопросами, также он участвовал в Земском соборе 1613 года, призвавшего царствовать династию Романовых. И на другой день после венчания на царство Михаил Федорович пожаловал Минину чин думного дворянина, введя его в состав Боярской думы, и вотчину в Нижегородской губернии. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин ведал сбором налога – «пятинных денег» с купцов, а также пользовался большим доверием царя – он участвовал в управлении государством, если царь выезжал из столицы, и получал важнейшие «посылки».
Самый известный памятник Минину и Пожарскому установлен на Красной площади в Москве Зимой 1615 года в Поволжье произошло восстание татар и черемисов, после подавления которого в Казань был отправлен Минин для выяснения причин недовольства и сыска зачинщиков.
На обратном пути из Казани 21 мая 1616 года Кузьма Минин скончался, не успев добраться до Москвы. Изначально он был похоронен в Нижегородском кремле, а потом его прах несколько раз перезахоронялся и с 1962 года находится в Михайло-Архангельском соборе.
Самый известный памятник Минину и Пожарскому установлен на Красной площади в Москве (скульптор И.П. Мартос), также памятники Минину есть и в других городах России. Его образ запечатлели художники 19 века А.Кившенко и М.Скотти. В 1939 году режиссерами В.Пудовкиным и М.Доллером снят фильм «Минин и Пожарский».
Минин
Кузьма Минин прославился как организатор Второго ополчения. По своему происхождению он был торговым человеком. Его отец Мина Анкудинов жил в Балахне и занимался торговлей и солеварением, считался зажиточным человеком. Свой промысел он оставил старшим сыновьям. Кузьма, будучи младшим, переехал в Нижний Новгород и занялся торговлей мясом. В своем деле он добился больших успехов, поэтому местные жители избрали его в 1611 году земским старостой.
Кузьма активно интересовался ситуацией в Москве, поэтому знал и о сражениях Первого ополчения с поляками, и об убийстве Ляпунова, и о самоуправстве казаков, и о призывах патриарха Гермогена создать новое ополчение. Чувствуя свою ответственность за судьбу страны, Минин решил собрать средства для создания нового ополчения. Он обратился к жителям Нижнего Новгорода с речью, в которой рассказал о ситуации в стране и необходимости формирования нового войска для освобождения столицы от польского плена. Сам Кузьма подал всем пример, отдав треть своего большого состояния на благое дело.
Вскоре были собраны значительные средства, которые позволили экипировать несколько тысяч воинских людей, составивших Второе ополчение. Во главе них встал князь Д. М. Пожарский, лечившийся от ран в Мугрееве, и сам Кузьма Минин, получивший особый чин «выборный всей земли человек». В феврале 1612 года войско двинулось сначала в Кострому, потом в Ярославль, далее планировалось идти на Ростов, Переславль и Москву. Большая остановка была сделана в Ярославле, где находилось значительное количество боеприпасов. Сюда летом прибыли гонцы из Москвы от князя Трубецкого с сообщением о том, что на помощь полякам, окруженным Первым ополчением в Кремле и Китай-городе, движется войско гетмана Хоткевича. Второе ополчение просили прибыть на подмогу.
Пожарский и Минин откликнулись и быстро собрались в путь. В августе они уже сражались с поляками у стен Кремля и в Замоскворечье. Во всех этих боях Засадный полк Минина играл важную роль. После победы Кузьма занялся материальным обеспечением ополченцев. Он снабдил обмундированием и продовольствием воинов Первого ополчения, которые уже страдали от отсутствия всего этого.
После сдачи Кремля 26 октября Кузьме было поручено описать царское имущество и заняться восстановлением царского дворца. Оба дела были очень сложными, поскольку поляки и их помощники многое разворовали и разрушили.
Новый царь Михаил Федорович высоко оценил заслуги Кузьмы Минина и присвоил ему чин думного дворянина. Бывший торговый человек стал заседать в Боярской думе. Он получил оклад в 200 руб. и село Богородское около Нижнего Новгорода. Ему было поручено собирать налоги («пятинные деньги») с высшего купеческого сословия – членов Гостиной и Суконной сотни. В 1615 году Кузьма был отправлен по делам в Казань. На обратном пути в начале 1616 года он скончался. Его похоронили в знак уважения на территории Нижегородского кремля.
Л.Е. Морозова, доктор исторических наук
Грандиозное историческое полотно, которым Константин Маковский бросил вызов самому Илье Репину
Воззвание Минина к нижегородцам. (1896). Фрагмент полотна. / Константин Маковский в мастерской.
Событие, произошедшее в культурной жизни России в 1891 году, потрясло К.Е.Маковского до глубины души: Илья Репин впервые вынес на суд публике свое гениальное творение — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», над которым трудился 13 лет. Прежде ни одна работа Репина так не задевала Маковского, пишущего лишь салонные и феерические полотна. А это произведение зацепило за живое Константина Егоровича, и он решается на создание своего грандиозного полотна, потрясающего размерами, сюжетной линией, композиционным построением.
Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. Константин Маковский
Переживая душевное смятение и кризис в творчестве, Маковский со рвением начинает собирать материал для будущей исторической картины, пропитанной патриотическим содержанием, в основу которой должны были лечь события смутных времен России. А именно, народное движение против польских интервентов в начале 17 века под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Репин же, узнав, что Маковский в поисках сюжета обратился к историку Д.И.Яворницкому, саркастически заметил:» Вы дайте ему красочную тему. Красочность в живописи для него выше всего. И нужно сказать, что тайну сочетания красок он постиг, как никто из нас. Но дальше этого вы не ищите у него ничего: ни стонов страдальца, ни жгучих болей души, ни воплей отчаяния, ни отважной борьбы за волю с насильниками».
Воззвание Минина. Эскиз. Художник Илья Репин
Нужно заметить, что неоднократно героический образ Кузьмы Минина пытался затронуть и сам Илья Репин. В 1894 году, когда работа Константина Маковского была в разгаре, Репин напишет первый свой многофигурный эскиз, но так и не сможет воплотить его в законченную картину. Хотя еще несколько раз будет возвращаться к этой теме.
«Воззвание Минина к нижегородам в 1611 году». Сюжет и действующие лица
Воззвание Минина. Фрагмент. Константин Маковский.
Сентябрь 1611 года. Раннее утро. Нижний Новгород проснулся от тревожного звона колоколов, созывающего жителей на торговую площадь. На подмостках из бочки и досок видим старосту города Кузьму Минина, яростно взывающего к сходящейся толпе. Он произнес речь простыми словами, но так взволнованно, с таким воодушевлением, что сумел донести ее суть до каждого сердца: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру…».
На переднем плане холста видим огромное количество лиц, отражающих различные характерные оттенки настроений и переживаний. Только прописанных портретов на холсте свыше ста, и при том ни одного равнодушного лица.
Воззвание Минина. Фрагмент. Константин Маковский.
Максим Горький в одном из своих очерков на Всероссийской выставке так описывал происходящее действие:»Всюду, по горе, около Минина и его кафедры — толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнем сознания своей задачи.
. Фрагмент. Константин Маковский.
Убогий нищий, с костылем под мышкой, срывает со своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо зверски свирепо, изо рта, должно быть, летят крылатые слова. Парень с глупой, круглой рожей сует Козьме кожаную кису.
Воззвание Минина. Фрагмент. Константин Маковский.
Вершник пробивается сквозь толпу, окутанную облаком пыли и льющуюся широким потоком из ворот башни старого, видавшего мордву и татар, кремля, крепко осевшего там, на горе, высоко над толпой. Толпа льет с горы лавиной — она чувствуется и за серой, угрюмой стеной кремля. Седобородый мужик истово крестится — он только что положил к ногам Козьмы икону в ризе.
Воззвание Минина. Фрагмент. Константин Маковский.
Белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шелк валяются кучами под ногами людей.
Воззвание Минина. Фрагмент. Константин Маковский.
Красавица боярыня со жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от нее какой-то странник — плут и пьяница, судя по его лисьей роже, — подняв к небу руку, важно проповедует что-то.
Воззвание Минина. Фрагмент. Константин Маковский.
Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжелой секирой, орет во все горло, и глаза его налиты кровью… Всюду возбуждение страшное, и выражено оно — на мой взгляд — ярко… Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча».
Воззвание Минина. Фрагмент. Константин Маковский.
В правой части холста — движущееся шествие из церкви с чудотворной иконой Казанской Богоматери, которая впоследствии стала символом победы русичей над польскими интервентами. Она сопровождала ополченцев вплоть до штурма Московского Кремля 22 октября (4 ноября) 1612 года.
Создание грандиозного полотна
На просьбу художника выделить соответствующее помещение для работы над картиной в России, Академия художеств Петербурга ответила отказом. И поэтому свое историческое произведение Маковский писал, находясь во Франции в парижском предместье Сен-Жермен. Для работы живописец покупает под Парижем мастерскую В.В.Верещагина, которая была оборудована по последнему слову техники, и состояла из студии и огромного павильона под открытым небом. В этом павильоне можно было работать с утра до вечера, так как, движущийся по рельсам вагончик с натурщиками перемещался в течение дня вслед за солнцем. И художник мог писать натуру под неизменным освещением.
Константин Маковский в мастерской за работой над картиной.
Иногда Маковский приезжал в Россию, что бы собрать дополнительный исторический материал и написать этюды к картине непосредственно в Новгороде. Кропотливый труд и напряжение отбирали немало сил, и иногда мастер был не далек от того, чтобы бросить работу над картиной. Но недюжинное упорство и трудолюбие все же заставило его начатое дело довести до конца. И вот по истечению более пяти лет окончательные работы над полотном Маковский будет проводить уже в Петербурге.
А в 1896 году полотно Константина Маковского впервые увидят зрители в Нижнем Новгороде на 16-й Всероссийской выставке. Ввиду того, что полотно было огромных размеров — 6х7 метров, устроителям выставки пришлось для картины выстроить специальный павильон.
«Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году» в Гербовом зале городской думы.
Простой народ принял эту картину с воодушевлением, так как написана она была доходчиво, смысл ее легко читался, а содержание затрагивало душевные струны. Чего нельзя было сказать о критиках и просвещенных ценителях искусства.
Одной из причин неприятия русской интеллигенцией этого полотна было то, что Маковского считали салонным художником, который много лет посвятил написанию «слащавых головок неизреченной красоты», голых и полуголых женщин, живописных спектаклей, которые принесли художнику «обидную популярность». И с тех пор не утихают споры вокруг лучшего произведения живописца, его противоречивости таланта и мировоззрения.
Константин Маковский
После Всероссийской выставки картина «Воззвание Минина» много путешествовала. Она была показана в Петербурге, Москве, Париже. Зарубежные коллекционеры, знающие работы Маковского, сразу же начали прицениваться, однако сам художник, вложивший в нее, как ни в одно другое произведение, много сил, времени и душевного горения, твердо решил оставить ее в России.
Константин Егорович преподнес ее в дар Нижнему Новгороду, и в 1908 году картина «Воззвание Минина» была перевезена в Нижний и установлена в Гербовом зале городской думы, где и находилась до 1972 года. После чего ее перенесли в специально отстроенный зал Горьковского государственного художественного музея.
Историческое событие 1611 года в творчестве других художников.
Это героическое время в истории России, когда народное ополчение поднялось на борьбу с интервентами под руководством Минина, пытались запечатлеть и другие художники на своих полотнах.
Воззвание Минина. Художник Фаюстов.
Воззвание Минина. Художник Д. Кившенко.
Воззвание Минина к нижегородцам.(1861). Художник Песков М. И.
И как видим, лишь К.Е.Маковскому удалось «создать эпическое произведение, где в монументальных формах переданы массовость, размах и масштаб самого народного движения».
Больше Маковский никогда не возвращался в своем творчестве к историческим полотнам. Он так и продолжал писать салонные портреты и феерические полотна, которые стоили огромных денег.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: