Содержание
- Что делать с иконой из гроба после похорон
- Почему усопшего хоронят с вещами?
- Зачем православные кладут икону в гроб покойнику?
- В каком случае икона в гроб не кладётся?
- Как правильно класть икону?
- Как поступать с иконой из гроба после похорон?
- Можно ли хоронить икону с усопшим?
- Нужно ли забирать икону из гроба перед погребением
- Что делать с иконой после отпевания?
- О смерти, погребении и поминовении усопших
- Как выдержать горе при смерти близкого человека?
- Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?
- Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?
- Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?
- Что положено употреблять в пищу на поминках?
- Как помочь усопшему?
- Что читать по усопшему на Пасхальной неделе?
- Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
- Для чего нужна смерть тела?
- Для чего совершается поминовение усопших?
- Какое поминовение усопших является самым важным?
- Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?
- Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?
- Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещёному?
- Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?
- Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?
- Молятся ли за нас усопшие?
- Надо ли служить панихиду по младенцу?
- Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?
- Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?
- Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трёх храмах, либо в одном, но последовательно три службы?
- Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?
- Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?
- Что такое родительская суббота?
- Когда бывают родительские субботы?
- Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?
- Какие ещё есть дни поминовений усопших?
- Зачем надо приносить в храм продукты?
- Что такое канун?
- Какие продукты можно положить на канун?
- Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?
- Какая душа не проходит мытарств после смерти?
- Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?
- Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?
- Сколько дней носят траур по усопшему?
- Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?
- Можно ли кремировать усопших?
- Можно ли в году смерти матери выходить замуж?
- Что делать, если снится умерший человек?
- Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?
- Что делать при посещении кладбища?
- Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?
- Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?
- Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?
- Так как же будет поступить правильно?
- Для чего вещи кладут в гроб почившему?
- Для чего в гроб усопшему кладётся икона?
- В каких случаях образок в гроб не кладётся?
- Куда правильно класть икону?
- Что делать с образком из гроба после погребения?
- Можно ли оставлять икону с покойным?
Что делать с иконой из гроба после похорон
Христианские обряды часто сопровождаются различными действиями и атрибутами. Вспомните, при Крещении младенца окунают в купель, а при службах за упокой или за здравие принято ставить свечки возле соответствующей иконы в Храме. Так и при отпевании в гроб покойному часто кладут небольшую иконку. Для чего это делается и как с образком следует поступать дальше расскажем далее в статье.
Почему усопшего хоронят с вещами?
В представлении наших предков-язычников сопутствующие покойному предметы могут пригодиться перешедшему в иной мир. Таким образом археологи определяют род занятий умершего. Возле пряхи и рукодельницы непременно обнаруживают веретено, подле бойца – ратный меч, а кузнецу сопутствует тяжёлый молот.
Языческие традиции осуждаются служителями церкви. В то же время они не препятствуют уложению любимой игрушки в гроб ребёнку или памятной зажигалки заядлому курильщику. Священники однако настаивают на символичности подобных вложений и убеждают, что хранение в семье реликвий будет более памятным. Вряд ли неживые предметы «воскреснут» вместе с почившим при Втором пришествии.
Организация похорон
Зачем православные кладут икону в гроб покойнику?
Икона в гробу служит той же цели, что и облачение преставившегося. Как по мундиру определяют военнослужащего или сотрудника правоохранительных органов, по белому платью – невинную деву, так и по образку идентифицируют православного верующего. Наличие христианской атрибутики явно показывает, что человек в своё время был крещён.
Выбирают икону согласно пола почившего. Чаще всего берут образок со святым, носящим то же имя, что и умерший. Его ангельское покровительство поможет войти в чертоги Господа и преодолеть мытарства. Если такового не найти, то для женщин избирают Богородицу, а для мужчин – Иисуса Христа или Святого Николая.
В каком случае икона в гроб не кладётся?
Икона наряду с венчиком и нательным крестиком являются обязательной похоронной атрибутикой при совершении отпевания. Соответственно тех, кто не удостоен данного чина не должен сопровождать образок. Если при жизни человек исповедовал другую религию, отрицал Бога, не был крещён, покончил жизнь самоубийством или слыл атеистом, то неправильным было бы провожать их в иной мир с христианской символикой. Более того, протестанты и католики также не удостаиваются отпевания. Но в отсутствие священнослужителя их конфессии православный батюшка может сопроводить гроб с телом к месту захоронения словами «Святый Боже».
Как правильно класть икону?
Укладывание православной атрибутики во гроб часто приводит несведущих в замешательство. Если венчик налагается на лоб, то что следует располагать в руках – крестик или икону? Правильный ответ: нательный крестик, желательно тот, с которым человек принимал Крещение. А образок размещают сбоку или на груди, таким образом, чтобы скорбящим было удобно к ней прикоснуться устами при прощании.
Как поступать с иконой из гроба после похорон?
Перед закрытием крышки гроба образок вынимают. Иконку забирают с собой родственники и до сорокового дня держат дома, в дни поминовения зажигая перед ней свечу. Иногда домочадцы с некоторым страхом смотрят на лик святого – ведь он находился возле упокоенного. Не стоит думать о чём-то плохом. Христианский образ сам по себе рассеивает отрицательные эманации. Что делать с иконкой после Сороковин?
Поставить дома рядом с другими иконами. В годовщину смерти близкого возле «гробового» образка зажигают отдельную свечу.
Отнести в Храм. Сделать это можно и во время прочтения Сорокоуста, а потом забрать образок домой. Оставлять ли иконку в Церкви навсегда – решение ваше.
Можно ли хоронить икону с усопшим?
В расстроенных чувствах родственники могут забыть вынуть образок из гроба перед заколачиванием крышки. Будет ли это угодно Господу? Существуют различные толки и суеверия. Мы же предлагаем обратиться к святому Серафиму Саровскому, который лично испрашивал дозволения положить рядом с собой в могилу икону «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому». Думается, что преподобный вряд ли бы стал просить о чём-то непотребном.
Маленькая иконка играет значительную роль при совершении последней службы. Поэтому её присутствие на похоронах православного обязательно. Что делать с образком после, необходимо решать на семейном совете. Если кому-то из домочадцев она дорога как память о покойном, то следует её сохранить. Если вызывает страх или другие негативные эмоции, то лучше отнести в Храм.
Нужно ли забирать икону из гроба перед погребением
Среди вещей, которые русские люди кладут в гроб умершего человека перед погребением, очень часто встречаются и различные иконы. В гроб кладут икону для того, чтобы изображенный на ней святой мог оберегать душу усопшего человека во время ее странствий по загробному миру. Как гласит Священное Писание: «Если умрет человек, сможет ли он снова жить? Все дни моего рабства я буду ждать, пока не придет мое освобождение» (Иов 14:14).
При этом многие люди спорят о том, нужно ли класть икону в гроб вообще. Очень часто маленькие изображения святых кладутся на грудь усопшего, однако перед погребением они достаются. Такую икону родственники покойного после похорон хранят дома. Но и хоронить человека вместе с иконой также не считается ошибкой. По словам протоиерея Андрея Ефанова, класть в гроб другие вещи, кроме иконы, крестика и белого покрывала, нельзя.
Если умерла женщина, то в гроб чаще всего кладут икону с изображением Божьей Матери. Если же покойником является мужчина, то рядом с ним помещают икону Спасителя. Но это не является правилом, и то, какую икону положить в гроб, должны решать родственники покойного.
К примеру, если родственники знают, что при жизни покойный особенно чтил какого-нибудь святого, то они могут положить в гроб икону с изображением последнего. Также для этого подойдет икона того святого, в день которого родился покойник. Если человек совершал обряд венчания, то перед погребением возле него можно положить одну из тех икон, которые когда-то использовались при венчании, а теперь хранятся дома.
Также в гроб часто кладут ту икону, перед которой произносились молитвы во время обряда отпевания. Забирать ее из гроба или нет — это уже решать родственникам усопшего. Если икону решили достать из гроба и хранить дома, то она станет настоящей святыней для всей семьи, ее оберегом.
В принципе, единого правила того, какие именно иконы должны быть положены в гроб, не существует. При возникновении затруднений с выбором родственники умершего могут посоветоваться с более искушенными в религиозных делах людьми. Но в любом случае хотя бы небольшая иконка должна обязательно лежать на груди покойника по крайней мере до тех пор, пока не закончатся все обряды перед погребением. После этого близкие умершего вправе сами решать, оставлять ли иконку в гробу или забирать ее домой.
Что делать с иконой после отпевания?
Вопрос читателя:
Здравствуйте, были похороны, гроб был закрытым, при отпевании дали икону, потом её положили на гроб и с ней прощались. На вопрос, что делать с иконой, т.к. я слышала, что икону в гроб должны класть, нам сказали взять домой. И я теперь в недоумении, как правильно нужно было поступить. Может, икону нужно в церковь отнести?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Если Вы спросили у священника и он Вам сказал, что делать с иконой, о чем Вы недоумеваете? Все в порядке.
Есть две традиции, совершенно равноправные: по одной, образ, с которым отпевали, оставляют в гробу; по другой – не оставляют, а забирают домой родственники. Это Ваш вариант. Икона эта ничем не отличается от остальных, ее можно поставить к другим образам, можно на какое-то отдельное место – как хотите. Это просто образ, в истории которого есть то, что он был на похоронах, и все. Молитесь перед этой иконой, как и перед всеми другими, хотите – можно перед ней молиться о упокоении покойного, которого отпевали. Царство ему небесное!
Храни Господь!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Каждый народ, имеет свои религиозные обряды. Одним из таких атрибутов является икона для похорон. Если бывали на похоронах, могли заметить, что при прощании, рядом с усопшим лежит икона. Иногда покойника хоронят вместе с ней. Зачем нужны иконы, в каких случаях их применяют, разберемся в статье.
Современные традиции пришли к нам из древности. Наши предки, проводя обряд захоронения, помещали рядом с телом его атрибуты при жизни. Это могли быть доспехи, оружие и прочее. Простыми словами – это старая языческая традиция. Современные священники не рассказывают, откуда пошла традиция, но рекомендуют класть личные вещи рядом с покойным.
Зачем кладут икону в гроб с усопшим?
Традиция не отличается от вышеописанных. Как правило, военнослужащих хоронят в форме с именными кортиками и прочим. Таким образом, икона символизирует причастность человека к христианской религии.
Тип иконы зависит от пола покойника. Девушкам, в качестве иконы прикладывают Богоматерь, если мужчина то Иисуса. Не редкость, когда хоронят с иконами святых. Считается, что таким образом он оберегает усопшего по ту сторону мира.
Икона не используется в случаях, если человек был при жизни атеистом, самоубийцей или представителем другого вероисповедания. Не все разветвления христианства используют икону на похоронах. Иконы не используют баптисты и католики. Приверженцы старой веры, используют вместо иконы специальные чётки, которые вкладываются в руки усопшего.
Точного порядка не существует, однако, в большинстве случаев икона располагается на груди. В некоторых случаях в руки усопшего вкладывается православный крестик. Икону необходимо класть таким образом, чтобы к ней было удобно прикоснуться прощающимся друзьям и родственникам.
В большинстве случаев, икону достают из гроба и хранят в качестве напоминания о покойном. Знакомы будут рассказывать про суеверия, но не стоит бояться, святая икона не может навредить человеку. Каждый может распоряжаться по своему усмотрению. Ничего плохого не случится, если икона останется вместе с похоронным человеком.
Если икону забрали домой, ее ставят в ряд с остальными или отдельно. По наступлению даты годовщины, рядом с ней зажигают свечу, отдавая дать усопшему. Можно отнести икону в Церковь навсегда. Как правило, священнослужители нормально относятся к подобным приношениям.
О смерти, погребении и поминовении усопших
В.Г. Перов. Сцена на могиле. 1859
Как выдержать горе при смерти близкого человека?
— Горевать не надо. Надо усиленно молиться за умершего, и станет легче – почувствуется связь с ним. Ведь близкий человек не умер, а перешел в другой, вечный мир, ибо бессмертная душа человека – от Бога, к Богу и уходит.
Эта жизнь временна и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать. А близкий человек теперь избавился от всех этих земных скорбей, и будет вечно жить в другом мире, где «нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Весь род человеческий идёт туда – здесь никто остаться не может.
Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?
— Если зеркало возбуждает заботу о внешности, отвлекает внимание от молитвы о усопшем, то его можно закрыть.
Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?
— Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.
Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?
— После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.
Что положено употреблять в пищу на поминках?
— По традиции после погребения собирается поминальный стол. На поминках вкушают особую пищу – кутью (рис с мёдом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной.
К сожалению, укоренился дурной обычай поминать за этим столом усопшего вином и водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.
Как помочь усопшему?
— Облегчить наказание умершего грешника вполне возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.
Что читать по усопшему на Пасхальной неделе?
— На Пасхальной неделе по усопшему не следует читать Псалтирь, а заменить её чтением пасхального канона и пасхальных песнопений, повторяя их, или Святого Евангелия, даже и у гроба мирянина.
Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
— А когда надо ходатайствовать за подсудимого – до суда или после него? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за неё: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим до сорокового дня, а не после него.
Для чего нужна смерть тела?
— Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды, люди-звери Нероны и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про неё говорят люди мира, а необходима и целесообразна.
Для чего совершается поминовение усопших?
— Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остаётся лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников вплоть до их полного оправдания.
Какое поминовение усопших является самым важным?
— Самое важное поминовение – проскомидия, ибо вынутые из просфоры частички за усопших погружаются в Кровь Христову и этой великой жертвой очищаются грехи.
Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?
— Согласно учению Православной Церкви, в третий день после кончины душа проходит страшный путь воздушных мытарств, где злые духи истязают её во всех греховных делах, словах и помышлениях. Этот путь труден и прискорбен даже для праведника. В этот день Церковь молится о душе, чтобы по грехам своим она не была низведена в место мучения.
В девятый день после кончины душа предстаёт на поклонение Богу. В это время Церковь молится о почившем, прося причислить его к девяти ликам ангельским.
В сороковой день душа в последний раз является к Богу для поклонения и получения от Него определённого места, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду – более короткую заупокойную службу.
Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?
— Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается. Можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники ещё дальше отстоят от неё после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины. Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивительной бескровной жертвы и никакой молитвы вообще.
Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещёному?
— Некрещёных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умер ли вне Церкви – не были её членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.
Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся (обычно читают канон) святому мученику Уару, испрашивая его ходатайства перед Богом и веря в силу его заступления. Подобное поминовение усопших, по смирению и послушанию Церкви перенесённое на нашу домашнюю молитву, будет намного ценнее в очах Божиих и отраднее для самих усопших, чем совершённое в храме, но с нарушением Церковного Устава.
Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?
— В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.
Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?
— Надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также сорокоуст, панихиду.
Молятся ли за нас усопшие?
— Мёртвые уже не молятся, а требуют молитв и забот об их душах от живых. Но когда их грехи очищены молитвами, верой и делами живых, тогда молитва поминовения обращается на пользу души поминающего.
Надо ли служить панихиду по младенцу?
— По младенцам не надо служить панихид – достаточно поминать их на проскомидии. Панихиды служат о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва. Так как у младенцев нет сознательных грехов, то при их погребении просят не о прощении грехов, а об упокоении.
Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?
— В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще.
Единсгвенное исключение – когда самоубийство совершено в состоянии невменяемости (психическое заболевание). Но в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовение самоубийцы (в частности, его отпевание), должна решать церковная власть в лице епархиального архиерея.
Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но лучше это делать с благословения духовника.
Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?
— Можно, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку.
Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трёх храмах, либо в одном, но последовательно три службы?
— Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. Сорокоуст можно заказать в нескольких храмах, монастырях. Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.
Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?
— Можно заказать панихиду, но надо и отпеть заочно.
Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?
— За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.
Что такое родительская суббота?
— В определённые дни года Церковь творит поминовение всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы обязательно служится заупокойная Литургия, во время которой поминаются все усопшие христиане. После такой Литургии бывают и общие панихиды. В родительские субботы христиане так же, стараются посещать места захоронений своих усопших.
Когда бывают родительские субботы?
— Почти все родительские субботы не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим днём празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2,3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.
Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?
— Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться.
Какие ещё есть дни поминовений усопших?
— Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошёл во ад проповедовать победу над смертью и извёл оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).
Зачем надо приносить в храм продукты?
— Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой.
В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно, за милостыню прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.
Что такое канун?
— Канун (или канунник) – это специальный стол, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.
Какие продукты можно положить на канун?
— Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – всё то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор.
Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?
— Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
Как садовник знает, когда вызрел плод (ибо никуда не годен как недозрелый, так и перезрелый плод), так и Бог знает наилучшее время перехода человеческой души в вечность. Душа должна проявиться в добре или во зле подобно фотографии в проявителе. Благодаря этому химическому реактиву на одном фото видно омрачённое лицо, а другое с течением жизни проявляет красоту души, становится ликом. Такое фото ставят на почётное место и любуются им. С проявителем можно сравнить и жизнь, в течение которой своими делами каждый «проявляется» в сторону добра или зла, спасения или погибели.
Какая душа не проходит мытарств после смерти?
— От воздушных мытарств бывает избавлена только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час смерти.
Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?
— Это верно не для всех. Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, причащался в Великом посту – тот действительно сподобляется блаженной жизни в вечности.
Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?
— Особое поминовение усопших совершают в 3-й, 9-й, 40-й день, а далее в годовщины смерти и в дни тезоименитства (именины). Молитва будет действеннее, если поминающий в эти дни сам причастится Тела и Крови Христовых.
Сколько дней носят траур по усопшему?
— Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определённое место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела.
Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?
— Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).
Можно ли кремировать усопших?
— Тело усопшего желательно предать земле. Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно.
Можно ли в году смерти матери выходить замуж?
— Как можно веселиться на свадьбе, если недавно умерла мать? Лучше перенести свадьбу на время после годовщины смерти матери. Ведь выйдя замуж, дочь будет занята проблемами своей семьи, а самый близкий человек – усопшая мать – останется без её молитвенной помощи. Не надо забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва за усопших близких – долг каждого православного христианина.
Что делать, если снится умерший человек?
— Это означает, что его душа просит молитвы. Если бы разверзлась бездна, в которой находятся души усопших, то открылась бы трогательная картина их безмолвной мольбы к живым – мольбы о том, чтобы помогли им молитвами. Поэтому надо пойти в храм и подать записки о поминовении, лучше на длительный срок.
Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?
— Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храм записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.
Что делать при посещении кладбища?
— Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.
Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?
— Не следует есть или пить на кладбище. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» – пережиток язычества и не поддерживается православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать её нищему или голодному.
Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?
— Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.
Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?
— На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.
Начнем с того, что иконку кладут в гроб только православному, прошедшему через обряд крещения. Когда человеку приходит время покидать этот грешный мир, его следует подготовить к длинному пути в Царствие Небесное. Для начала тело омывается и заворачивается в полотно, на котором принято изображать распятие. Это считается символом того, что умерший был верующим и с радостью вручает свою душу Богу.
Помимо этого, следует позаботиться о приобретении в церкви специально погребального набора. Все его предметы должны быть использованы при проведении церемонии прощания. Также в гроб принято сложить, помимо означенного набора, вещи, которыми усопший часто пользовался. Это могут быть средства личной гигиены или предметы, которыми он очень дорожил.
В некоторых местах принято обеспечивать усопшего в последнюю дорогу продуктами питания и даже напитками, в том числе и алкогольными. Представители церкви такой подход не одобряют, но все-таки право принятия решения о том, поступать ли таким образом или нет, принадлежит самим родственникам.
Если усопший покончил жизнь самоубийством, был замечен в колдовстве или просто не был крещен, то его не отпевают и в гроб не кладут иконку — в этом случае кладут осиновый крест, ладан и пасхальный крест.
Некоторые люди сомневаются, можно ли одевать усопшему нательный крестик. Если человек всю свою жизнь прожил с верой в Бога, то крестик обязательно должен быть при нем и в его последнем пути.
Икона должна обязательно присутствовать в гробу. Если хоронят мужчину, то кладут, как правило, лик Спасителя, а женщинам — икону Матери Божия. Но это не является незыблемым правилом. В гроб может быт положена икона того святого, которого усопший больше всего чтил при жизни или образ именного святого. Иногда практикуется использование иконы того святого в чей день происходят похороны.
С какой целью это делается? Душе, в ее длинном пути в Царствие Небесное, нужен сопровождающий, так вот тот святой, которого положат усопшему в левую руку и будет выполнять эту роль.
Иногда икона, которую положили к умершему, после его отпевания до момента закрытия крышки достается. И в этом нет ничего предосудительного. Такую иконку можно держать у себя дома. Дальше по жизни в дни поминовения усопшего она достается и перед ней зажигается лампада или свечка.
Икона может быть как оставлена в гробу, так и вытащена из него — главное, чтобы на протяжении всего отпевания она находилась рядом с усопшим. В этом случае она без проблем покинет тело и отправится в мир иной к своим предкам, а родственники до конца своих дней сохранят в сердце светлую память о близком для них человеке.
Так как же будет поступить правильно?
На этот вопрос есть два варианта ответа:
- Формальный.
- Неформальный.
Формально в руки усопшему положено вкладывать не икону, а крест. Икона же кладется рядом с телом, чтобы в процессе прощания перед закрытием гроба, родственники могли ее поцеловать после «последнего целования» в венчик, закрепленный на лбу почившего в Бозе. Иконка забирается из гроба. Она может храниться в доме близких родственников, а может быть отдана в храм.
Неформально на наш взгляд уже сама такая постановка вопроса является неправильной. Правильно будет так, как захотят сделать родственники, ведь покойному, а тем более Богу совершенно неважно положена та или иная вещь в гроб или нет.
При совершении вселенских родительских суббот, на утрене (которую многие почему-то считаю не очень важной, отдавая предпочтение панихиде) читается закон Божий. В нем мы обращаемся к Спасителю с просьбой помянуть всех почивших мирно и умерших любыми другими способами:
- Сгоревших.
- Утонувших.
- Удавленных «плинфой» (кирпичом).
- Укушенных гадами.
- Растерзанных лесными зверями.
- Убиенных прочими стихиями.
Главным мотивом всех обращений является просьба помянуть и простить все прегрешения, совершены ли они были вольно или по независимым от человека обстоятельствам.
Нигде нет даже малейшего намека на то, насколько важно соблюдать правильность обряда захоронения. Иногда преподобные игумены на смертном одре говорили, чтобы братия тело их стащили в болотную трясину и бросили там. Говорилось это не ради красного словца и не для того, чтобы произвести впечатление, а потому они были полны осознания того, насколько суетно все земное и преходящее.
В порядке уложения во гроб по православному обряду имеется свой сакральный смысл. На груди или на шее располагают нательный крестик, а на лоб налагают венчик. Руки должны быть размещены на груди, в руках написанная на листе бумаге молитва. Здесь же неподалёку находится икона, к которой прилагаются устами при прощании с покойным. В этой статье детальнее остановимся на роли данного образка и вариантах, что с ним делать после погребения.
Для чего вещи кладут в гроб почившему?
Укладывание в гроб различных вещей по сути языческая традиция. Антропологи, исследуя мир первобытных людей, склонны связывать это с представлением древних о Царстве Мёртвых. Различные предметы быта, любимые вещи призваны помочь новопреставившемуся быстрее свыкнуться с иным миром. С точки зрения христианства уложение личных вещей в гроб является символическим жестом. Ведь наивно полагать, что блокнот или детская игрушка воскреснут вместе с умершим при Втором пришествии.
Для чего в гроб усопшему кладётся икона?
Иное дело – религиозная атрибутика. Иконка в гробу обозначает принадлежность усопшего к православной вере, что он был крещён, вёл достойную жизнь и готов к отпеванию. В гроб к мужчине чаще всего кладут образок с ликом Николая Угодника, а к женщине – Богоматери. Если имеется небольшая икона со святым, созвучным имени почившего, то кладут её. Покровительство святого после смерти поможет душе преодолеть все невзгоды и обрести упокоение на Небесах.
Выбирая ритуальные товары человек сосредотачивается на своём долге по отношению к усопшему. Ведь организация достойных похорон в Минске – единственное, что ещё может сделать живущий для ушедшего в мир иной.
В каких случаях образок в гроб не кладётся?
Как было указано выше, наличие иконки в гробу свидетельствует о допущении усопшего к чину отпевания. Соответственно тем, над кем батюшка отказывается проводить обряд, образок не кладётся. Перечень таких людей:
- наложившие на себя руки,
- богоборцы,
- атеисты,
- некрещённые,
- другого вероисповедания.
На похоронах православный священнослужитель может присутствовать, но он не читает положенный свод молитв, а только провожает усопшего к могиле со словами «Святый Боже». Таким образом выражается уважение к умершему.
Куда правильно класть икону?
Одно из самых распространённых мест уложения иконы – в руках. Это не совсем правильно, ведь в ладонях усопший должен держать листочек с молитвой. На груди размещают нательный крестик. Образок следует размещать с боку, там, где будет удобно прикоснуться к нему при прощании. Если маленькой иконки нет, то используют при отпевании большую. В этом случае она не кладётся в гроб, а ставится на пюпитре неподалёку.
Что делать с образком из гроба после погребения?
Побывавшая близ тела покойного иконка невольно навевает суеверный страх на членов семьи почившего. Вроде бы и святая реликвия, но имеющая отношение к смерти. Самые распространённые варианты использования образка в дальнейшем такие:
Отнести в Церковь. Служители принимают такие иконки и ставят в отдельный угол Храма.
Отнести в Церковь на время. Как правило, после окончания чтения Сорокоуста за упокой образок забирают в дом. Считается, что намоленная таким образом иконка поможет душе усопшего преодолеть страсти на нелёгком пути.
Отнести домой. Образок присоединяют к прочим иконам. Только в дни поминовения его отставляют отдельно и перед ним одним зажигают церковные свечи.
Можно ли оставлять икону с покойным?
Вопрос относительно того, можно ли оставлять иконку в гробу, до сих пор вызывает бурные дискуссии. Чаще всего этим обеспокоены родственники почившего, забывшие во время погребения вынуть образок. По сути ничего крамольного в подобных действиях нет. Православные священники допускают и намеренное положение святого образа в гроб перед закрытием крышки. Известно, что преподобный старец Серафим Саровский просил по своей смерти похоронить вместе с ним известную икону. Так что не стоит в этом видеть что-то, неугодное Богу.
В целом статья была призвана описать варианты использования небольшого образка после похорон. Руководствуйтесь своими чувствами и пожеланиями при выборе окончательного решения. Кто-то при взоре на иконку будет невольно вспоминать умершего родственника, другие пожелают видеть лик святого в Храме и знать, что душа преставившегося отмолена. Третьи, вспоминая лежащий образок близ покойного, будут уверены, что его умершего близкого посетила благодать.
полезный материал остались вопросы 20 нравится 18 октября 2019
Возможно, вам будет интересно:
- Копка могил в Минске
- Как одеться на похороны
- Кремация христиан. Как относится к ней православная и католическая церковь
Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?
Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.
1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?
Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.
2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?
Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.
Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.
Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.
3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?
Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).
Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…
А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.
4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?
Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».
Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.
5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?
Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…
Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?
Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.
6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?
Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…
А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?
7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?
Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…
8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?
Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).
Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…
9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?
Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».
10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?
Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.
Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..
А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..
11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?
Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.
12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?
См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.
13. Каково отношение Церкви к кремации?
Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.
Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.
Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.
Вопросы задавал Леонид Виноградов
Журнал «Нескучный сад»