Содержание
Священник — это участник, а не посредник
— «Зачем для общения с Богом нужен посредник в лице священника, тем более что некоторые из них ведут себя не всегда примерно»?
— Посредник — это лицо, без участия которого невозможно общение. Но с Богом каждый человек имеет полную возможность лично общаться в молитве и покаянии. Более того, Православие учит, что Бог не может спасти человека без воли самого человека, а не какого-то посредника. Поэтому священник, по православному учению, не является посредником, его назначение совсем другое. Это католицизм учит о священстве как посредничестве между Богом и человеком, но это неверно, как неверно у него и многое другое.
В Православии священник – это, во-первых, предстоятель (т.е. стоящий первым) верующих перед Богом, но никак не тот, через которого верующий получает доступ к Богу. Священник, во-вторых, должен быть помощником верующим в их духовной жизни. Но если он живет недостойно, то теряет благодать священства и получить духовную помощь от него уже трудно. В-третьих, даже будучи недостойным, он, пока не запрещен в священнослужении, сохраняет право совершать богослужения и таинства, и все они действительны. Ибо благодать в таинствах подает Господь, а не священник. Но и здесь он совсем не посредник, ибо действенность таинства для верующего зависит не от священника, а от того, насколько сам верующий покаянием и молитвой готовится к таинству.
Священник – не посредник, а свидетель
В среде наших невоцерковленных современников бытует мнение, что присутствие священнослужителей в религиозной жизни верующих лишено всякой целесообразности.
Первое, для чего нужен священник и чего никто другой сделать не может, – это совершение Таинств, которые православным христианам нужны как воздух. Только священник может – потому, что ему через рукоположение, идущее от самих апостолов, а им переданное Самим Христом, дано право и, главное, передана благодать – совершать Евхаристию и причащать верующих, отпускать грехи на исповеди, совершать миропомазание после Крещения (только лишь в случае смертельной опасности для человека крестить его может любой мирянин или мирянка), совершать Таинство Венчания, когда Дух Святой освящает создание новой семьи, соборовать больных во исцеление души и тела и отпущение забытых грехов… Только епископ может рукополагать священников, передавая им таковую благодать вместе с обязанностью проповедовать и учить свою паству, помогая духовным советом тем, кому это необходимо.
Освятить храм, совершить молебен, освящение воды, отпеть усопшего тоже может только священнослужитель.
Тому, кто считает, что ему все это не нужно, а достаточно просто молитвы, не нужен и священник. Но таковым стоит напомнить слова Спасителя: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). А воля Божия – в исполнении Его заповедей, среди которых не только Любовь (словами или даже чувством) к Богу и ближнему, не только «не убий», «не укради» и т.д., и даже не только «блаженны нищие духом, милостивые, чистые сердцем» и т.д., но и «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:53, 57) и обращенное к апостолам на Тайной вечери во время преломления Хлеба (а через них – ко всему священству): «Сие творите в Мое воспоминание…».
Заповедь пастырского служения и благодать совершать Таинство Исповеди, отпущения грехов – первое, что передал Господь Своим ученикам после Воскресения: «Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:19, 22-23). И это еще до Пятидесятницы, до схождения Духа Святого на апостолов в виде огненных языков!
Пресвитерское (священническое) служение началось с первых шагов христианства. В Деяниях святых апостолов мы видим, что они рукополагали «пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23), апостолы и пресвитеры соборно решали важнейшие для Церкви вопросы (Деян. 15:6, 21:8). «Болен ли кто из вас, – призывает апостол, – пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Сам Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» (Еф. 4:11-13). В назидание пастырям звучат слова Первого соборного послания апостола Петра: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду… Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (1 Пет. 5:1-5).
Многое стало частью церковной традиции не с первых дней христианства: чинопоследования Литургии, Таинства исповеди, Венчания и т.д. складывались веками, но священство как таковое в Церкви Христовой появилось сразу. И если бы оно было не нужно или хотя бы не обязательно, оно бы не сохранилось на протяжении двух тысяч лет.
Священник – не посредник, а исполнитель особого служения в Церкви. Служение пастыря готовит нас к вечной жизни с Богом, поэтому ценность и актуальность священнического служения непреходяща.
Слова молитвы на исповеди говорят о роли священника в духовной жизни христианина: «Я только свидетель, ты пришел во врачебницу, да не выйдешь отсюда неисцеленным». Поэтому нет оснований стесняться его в личном общении и тем более отказываться от участия в Таинствах Церкви из соображений отсутствия симпатии к тому или иному священнику. «Итак, каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих», – писал апостол Павел (1 Кор. 4:1).
Священника можно уподобить врачу, который старается помочь больному выздороветь. Это вовсе не означает, что врачи не могут болеть. И они заболевают и выздоравливают, как и все люди. Но при этом они идут по пути исцеления и призывают идти за Источником исцеления – Христом – всех людей. Желая приобщиться к здоровью телесному, мы пользуемся услугами врача, и для нас врач – лишь специалист, который поможет оздоровить наше тело, независимо от того, какими личными качествами он обладает. Также и священник помогает оздоровить нашу душу. А если он сам, на наш взгляд (который вполне может быть и ошибочным), почему-либо не является примером христианского совершенства, то просто вспомним: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48) – и помолимся о нем.
Материал для журнала «Православное образование» (осень 2012) подготовили заместитель декана факультета церковного служения Российского православного университета, кандидат богословия иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) и сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Е. Балашова.
Многовековая дружба российского государства и Русской православной церкви ни для кого не является секретом, однако столь глубокое взаимопроникновение обеих структур, пожалуй, отмечено впервые. В селе Каратузское Красноярского края местные прихожане жестоко избили своего священника после того, как застукали его за гей-сексом с чиновником районной администрации прямо в здании храма. Об этом сообщает местное красноярское издание «Проспект Мира».
Об инциденте журналисты узнали от местных жителей, по словам которых сейчас «все село стоит на ушах». Факт произошедшего уже подтвердился, как минимум, из двух не зависящих друг от друга источников.
— Это произошло примерно две-три недели назад, — рассказала «Проспекту Мира» местная жительница. — После того, как об этом узнала вся деревня, служитель культа попытался сбежать из поселка, но его поймали на выезде из Каратузского и сильно избили. Слышала, что потом его хотели к церкви притащить и поджечь. Второй участник скандала тоже поспешно покинул деревню.
По словам девушки, именно по рекомендации того самого прихожанина, которого застукали за гомосексуальными отношениями со священником, последний и был взят на службу в местный Петропавловский храм примерно год назад. Причем прихожанин этот не простой: он не только работает в Администрации Каратузского района, но и занимает там одну из руководящих должностей.
Попытка выяснить подробности в Красноярской епархии РПЦ у журналистов не увенчалась успехом — там заявили, что с подобными жалобами никто не обращался. А в местной администрации, в свою очередь, сообщили, что чиновник, о котором идет речь, «уехал в длительную командировку» и пообщаться с ним не представляется возможным.
Напомним, что гомосексуальные скандалы в Русской православной церкви случаются с завидной регулярностью: так, в частности, о них неоднократно писал в своем блоге бывший сотрудник Московской патриархии дьякон Андрей Кураев. Правда, то, чем сами священники занимаются давно и с удовольствием, другим они делать запрещают: официально РПЦ считает гомосексуальные отношения смертным грехом. В результате этого гомофобия, любовно выпестованная церковью в своих прихожанах, нередко заставляет страдать самих священников, как это произошло в селе Каратузском.
Стырено с просторов интернета
Шикарная новость из России.
В селе Каратузское Красноярского края местные прихожане жестоко избили своего священника после того, как застукали его за гей-сексом с чиновником районной администрации прямо в здании храма. Об этом сообщает местное красноярское издание «Проспект Мира». После того, как об этом узнала вся деревня, служитель культа попытался сбежать из поселка, но его поймали на выезде из Каратузского и сильно избили. Потом его хотели к церкви притащить и поджечь. Чиновник райадминистрации тоже спешно покинул деревню.
Я не поленился и нашел на первоисточник, кому интересно.
Мне, честно говоря, безразличны плотские утехи церковников и чиновников (тоже люди, им тоже хочется радоваться жизни), но в России уже обе эти инстанции, и власть, и государство, замарались сильно, обе ходят по колено в навозе. А тут такая новость… Крышевыносительная…
И — да, они все всё отрицают. И поп, и чиновник, и православная церковь, и администрация. И даже бабок местных нашли, которые говорят, что, мол, да, хороший у нас новый батюшка. Вот только шушуканье местных в церкви молиться мешает. Но дыма без огня, как говорится, не бывает.
А знаете, почему у них НОВЫЙ батюшка? Потому что старый отказался скинуться по 150 000 рублей метрополиту на подарок. Из-а чего его и турнули из прихода.
Религия, говорите? Ну-ну…
Для чего нужны священники?
- Священники – кто они, откуда и зачем? Р. Маханьков
- Священники – кто они, откуда и зачем? Р. Маханьков
- Священик всегда приносит себя в жертву прот. В. Воробьев
- Священик всегда приносит себя в жертву прот. В. Воробьев
- О призвании священника… свящ. К. Пархоменко
- О призвании священника… свящ. К. Пархоменко
- За что судить батюшку?
- За что судить батюшку?
- Пастырское служение в Православной Церкви игумен Иларион (Алфеев)
- Пастырское служение в Православной Церкви игумен Иларион (Алфеев)
- Назначать или выбирать священников? диакон Андрей
- Назначать или выбирать священников? диакон Андрей
- Кто принимает вид апостолов Христовых
- Кто принимает вид апостолов Христовых
- Мера ответственности священника – предельная свящ. Андрей Лоргус
- Мера ответственности священника – предельная свящ. Андрей Лоргус
- Исповедь плохого священника
- Исповедь плохого священника
- Православное пастырское служение архим. К. Керн
- Православное пастырское служение архим. К. Керн
- Пастырство архиеп. Иоанн (Шаховской)
- Пастырство архиеп. Иоанн (Шаховской)
- Церковь Духа Святого протопр. Николай Афанасьев
- Церковь Духа Святого протопр. Николай Афанасьев
- Может ли священник отказать в…
- Может ли священник отказать в…
- Прочитал в интернете про скандал со священником… как теперь верить? Сергей Худиев
- Прочитал в интернете про скандал со священником… как теперь верить? Сергей Худиев
Священник
Православный священник во Львове, 1914—1915 года.
Свяще́нник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении — служитель религиозного культа.
В Римско-католической, православной и ряде других христианских конфессий, признающих традиционное понимание священства, священник (в православии также называется пресвитером) есть священнослужитель, имеющий 2-ю его степень: ниже епископа и выше диакона. Использовать термин «священник» применительно к лицу, имеющему епископский (архиерейский) сан, — терминологически неверно.
В различных конфессиях
Православие
Греческий православный священник
Священнослужитель, относящийся ко второй степени священства. Имеет право совершать богослужения и все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иере́ем или пресви́тером (греч. πρεσβυτερος — старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла).
Поставление в священники совершается архиереем (епископом) через рукоположение.
К рядовому священнику и монашествующему священнику (иеромонаху) принято обращаться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену или архимандриту — «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение — «отец (Имярек)» или «батюшка». В Русской Зарубежной Церкви обращение «Ваше преподобие» традиционно относилось к монашествующему, а «Ваше благословение» — к женатому священнику.
С конца XIX века в России термин «поп» воспринимается как разговорно-просторечный (порой с негативной коннотацией); до 1755—1760 годов слово было общепринятым и официальным званием. Благодаря деятельности Ивана Панфилова, духовника императрицы Екатерины II, в официальных документах стали использовать слова «священник» и «протоиерей». Слово «поп» возводят к новогреческому языку- «папас». Так же в новогреческом языке имеется специальное наименование католического священника. Его, как и в русском, называют «Папа», с ударением на первый слог. Жену же священника в новогреческом языке называют «попадья». В подтверждение этой версии историко-этимологический словарь Черных приводит факт, что слово «попадья» пришло в славянские языки из греческого. Среди русских насельников на Афоне слово часто используется в речи как обиходное обозначение лиц в пресвитерском сане.
Во время борьбы с религией большевики наиболее часто использовали этот термин.
Образ православного священника в искусстве
Православный священник — главный герой ряда произведений русской классической литературы. Одним из них является «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. Широкую известность получил образ православного священника из романа «Воскресение» Л. Н. Толстого. История непростой жизни провинциального священника представлена в романе Н. С. Лескова «Соборяне».
В новейшее время к образу православного священника стал обращаться российский кинематограф. Например, в фильме «Остров» режиссёра Павла Лунгина, снятом в 2006 году; в главной роли — Пётр Мамонов, сыгравший человека, подобранного священниками на каком-то северном острове во время военных действий Второй мировой войны. Или в фильме «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко, снятом в 2009 году по одноименному роману Александра Сегеня; актер Сергей Маковецкий создал образ православного священника отца Александра Ионина, несущего нелегкий крест своего служения в противоречивых и тяжелых условиях немецкой оккупации Прибалтики также во время Второй мировой войны. Оба фильма получили множество российских и международных наград.
Католицизм
В Католической церкви, как и в православии, священники относятся ко второй степени священства. Священник имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершать лишь с разрешения епископа диоцеза, в котором он инкардинирован). Священники рукополагаются епископом. Как и в православии, священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников обязателен целибат, в восточнокатолических церквях целибат обязателен только для монашествующих и епископов. К священнику принято обращаться «отец (Имярек)».
Традиционной одеждой всех священников является сутана. Цвет сутаны зависит от степени клирика. Литургическое одеяние священника включает в себя альбу, орнат (называемая также казула) и столу.
Протестантизм
В целом протестантизм характеризуется более демократичным устройством общин по сравнению с православием и католицизмом. Во главе церковной общины стоят старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являются лишь службой (лат. ministerium; отсюда их название — министранты). Пресвитеры и министранты являются частью консистории. Консистория же является коллегиальным органом управления в церкви, в обязанности которого входит решение всех насущных вопросов и проблем прихожан, их веры и жизни самой церкви. В протестантизме упразднён институт монашества и монастырей.
У квакеров все члены общины выполняют роль священников, а пастор лишь исполняет роль проповедника.
Евангелическо-лютеранская Церковь
В теологии Евангелическо-лютеранской церкви исходит из догмата «Священства всех верующих» на основание слов Священного Писания: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1-е Петра 2:9). Таким образом, по учению лютеран все верующие являются священниками, получающими всю необходимую благодать от Бога при крещении.
Однако, в связи с требованиями внешнего порядка в лютеранских общинах существуют люди призванные для публичной проповеди и совершения таинств — пасторы (Аугсбурское исповедание, XIV). Пастор призывается Церковью через обряд рукоположения. Призвание подразумевает, что пастор обладает способностями и получил достаточные знания и умения для проповеди Евангелия в чистоте и совершения таинств согласно Евангелию. Рукоположение рассматривается как обряд благословения будущего пасторского служения, при этом не идет речи ни о какой «дополнительной» благодати, человек получает все духовные дары при крещении.
В случаях если по той или иной причине в общине нет пастора, то его обязанности исполняет проповедник или лектор. Проповедник должен иметь определенное теологическое образование. Проповедник имеет право сам составлять проповеди, которые он читает, лектор такого права не имеет.
Иудаизм
Имеет особое значение в историческом иудаизме (см. статью Коэны; сейчас в иудаизме нет священников (точнее, современные функции коэнов невелики, а левитов — вообще крайне незначительны), а использовать данный термин применительно к раввинам — ошибочно).
См. также
- Священство
- Духовенство
- Духовный сан
- Жрец
- Проповедник
Примечания
Иеромонах • Игумен • Архимандрит • Иерей • Пресвитер • Протоиерей • Протопресвитер
Алтарник • Иподиакон • Псаломщик (Чтец) • Пономарь • Екклисиарх
Католическая иерархия | ||
---|---|---|
Епископат | Папа · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ) | |
Пресвитеры | Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан | |
Диаконы | Диакон · Постоянный диакон | |
Прислуживающие во время литургии | Аколит · Чтец · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий) | |
Для определённых задач | Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор | |
В восточнокатолических церквях | Экзарх · Архимандрит | |
В католических орденах | Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций | |
Упразднённые | Королевский кардинал · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий |