Содержание
Второй Иерусалимский храм
Восстановление Иерусалимского храма
Первый Иерусалимский храм простоял чуть больше трех с половиной столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зоровавель, потомок царя Давида. Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем.
Второй Иерусалимский храм возвели по приказу Кира Великого
Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Ездры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого.
Вид на Храмовую гору
Как выглядел храм Зоровавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было.
Ковчег Завета из Первого Иерусалимского храма был утерян
Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Ездры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.
Осквернение язычниками и очищение Иудой
Храму Зоровавеля пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. Важную роль в становлении еврейских традиций сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.
Ханука празднуется в честь очищения Иерусалимского храма
На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.
Разрушение и восстановление Иродом
Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. В Евангелие от Иоанна значится, что именно в этом храме проповедовал сам Иисус Христос. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами.
Макет-реконструкция храма Ирода
Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Кроме Нового Завета упоминания он восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.
Первый и Второй храмы были сожжены в один и тот же день
Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены.
Стена плача
Падение храма
Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит Флавий Веспасиан начал осаду города. За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона человек.
Франческо Айец «Разрушение Иерусалимского храма»
Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.
Картина Карла Брюллова «Нашествие Гензериха на Рим» и вопросы leonovvaleri относительно меноры, вызвали во мне интерес к Иерусалиму, в частности, к его разрушению в 70 году н.э.
В 66-70 годах произошло восстание евреев против римского владычества. Восстание, охватившее не только Израиль, но и соседние области и государства, было названо Первой Иудейской войной.
Иудейская война была описана еврейским историком Иосифом Флавием в одноимённом труде (ч.7). Труд составляет семь томов, война описана Флавием подробно, но меня в данный момент интересует только осада Иерусалима и разрушение Иерусалимского храма в период с марта по сентябрь 70 года. Воспроизвожу события, как запомнила, и своими словами.
Иосиф Флавий: в фас и в профиль.
Флавий был очевидцем описываемых событий и их непосредственным участником. У него было еврейское имя Йосеф бен Матитьягу, и он был одним из вождей восстания, в опасную для жизни минуту, он перешёл на сторону римлян, взяв себе римское имя (как у императора).
Флавий, как писатель, имел ярко выраженную проримскую позицию, и многие историки считают «Иудейскую войну» сочинением заказного плана, «своего рода платой Флавия императору Веспасиану за свободу и достаток».
В Еврейской энциклопедии говорится, что «существуют две противоположные оценки евреями личности Иосифа Флавия. Одни считают, что он был «предателем, покинувшим свой народ в беде и перешедшим в стан врага» , другие полагают, что поведением Иосифа Флавия руководила «фарисейская вера в будущее еврейского народа, который выживет, только подчинившись Риму».
Так или иначе, но областной военачальник Галилеи Йосеф бен Матитьягу (Иосиф Флавий), первосвященник Анна и Иоанан Гискальский возглавляли восстание еврейского народа.
Восстание охватило Израиль, Египет, Сирию и грозило распространиться дальше.
Правитель Сирии Гай Цестий Галл двинулся к Иерусалиму c для подавления восстания, он даже вошёл в город, но был отбит евреями под предводительством военачальника Симона бар Гиоры и отступил.
На смену Цестию императором Нероном была прислана армия Веспасиана количеством в 60 000 римских и союзнических воинов. Веспасиан захватил город Иотапату, погибло 40 000 иудеев, многие либо сдавались в плен, либо сами лишали себя жизни. В числе пленных был Иосиф бен Матитьягу, взявший в плену имя Иосиф Флавий.
Другие города Галилеи постигла та же участь, а уцелевшие отряды восставших евреев укрылись в Иерусалиме. Иерусалим в то время состоял из нескольких частей, укреплённых стенами с башнями: Старый или Верхний город, Нижний город, Новый город.
Веспасиан отправился в Рим, чтобы стать императором, а своего сына Тита оставил продолжать войну. Тит подошёл к Иерусалиму с двух сторон и начал осаду, которая надолго затянулась. Вместе с Иосифом Флавием Тит стал убеждать жителей Иерусалима сдаться. Они ответили ему стрелами, одна из которых попала в Иосифа Флавия.
Тит Флавий Веспасиан или просто Тит.
В осаждённом Иерусалиме среди защитников активизировались три партии во главе с вождями. Враждуя между собой, они всё же с одинаковым упорством и неустрашимостью выступали против римлян. В праздник Пасхи вождь одной из партий Иоанн захватил храм, другие партии вынуждены были ему подчиниться, но общая власть была поделена между Иоанном и Симоном. ; священническая партия зелотов принуждена была подчиниться ему, и власть была разделена только между ним и Симоном.
Тит приказал выставить осадные машины, но иудеи всячески сопротивлялись: они устаивали вылазки, отчаянно бились, но вскоре наружная стена Иерусалима всё-таки обрушилась. Тит вошёл в город. Но осаждённые иерусалимцы пять дней и ночей обороняли вторую стену от непрерывных штурмов римлян. Хоть нападавших было больше, евреи превосходили их силой духа и всё-таки отбили римлян от стен Иерусалима. За несколько часов успехи римлян, добытые с большим трудом, были уничтожены, а сам Тит едва не погиб.
Иерусалимцы ликовали, они верили, что сам Бог помогает им в борьбе за целостность Иерусалима и его Храма. Евреи ослабили бдительность, и через четыре дня Тит и его воины сумели разрушить вторую стену и осадили Старый город. Тит приказал построить вокруг Иерусалима стену с башнями, чтобы к городу вообще нельзя было подъехать, стена была выстроена исключительно быстро. В городе кончились припасы, и начался голод.
Иерусалимский храм.
Тит опять послал Иосифа Флавия к осаждённым, чтобы убедить их сдаться. Евреи отказались. Тит пришёл в ярость и приказал распинать на кресте всех, кого брали в плен. Терзаемые голодом, иерусалимцы выходили из города, чтобы нарвать себе для еды хотя бы травы, но римляне хватали их и распинали. Жители смотрели на эти зверства со стен, но всё равно не сдавались.
Они предпринимали попытки по-всякому вредить врагу: делали опасные для себя вылазки, рыли подкопы, мешали осадным работам и жгли римскую технику.
Осаждённые продолжали с неслыханным мужеством и даже фанатизмом терпеть голод и находить в себе силы отбиваться от врага. Каждый день осады в городе умирало множество людей. Иосиф Флавий приводит в пример случай, когда обезумевшая от голода мать зарезала своего ребёнка и съела его. Флавий приводит число, умерших от голода — 115 880 человек.
Римляне сжимали кольцо вокруг Храмовой горы, но иерусалимцы не думали сдаваться. Больше того, они убивали всех, склонных к сдаче. Чем сильнее наступали римляне, тем больше росло мужество евреев. Римляне были обозлены таким упорством, они жаждали победить упрямцев и разграбить сокровища Храма. Тит не мог усмирить кровожадность воинов, а они даже вспарывали животы пленным, надеясь в желудке и кишках найти проглоченные золотые монеты.
Д. Робертс. Иудейская война 66-70 годов осада и разрушение Иерусалима римскими войсками.
10 августа 70 года в результате метко брошенной в окно горящей головни загорелись деревянные части Храма, и вскоре огонь перекинулся на весь Храм. Тит стал кричать солдатам, чтобы они потушили пожар, но за треском горевших построек его никто не услышал.
Испуская ликующие крики, римляне бросились в город, истребляя на своём пути всё живое. Шесть тысяч жителей пытались спрятаться в Храме в зале наружной колоннады, римляне подожгли зал. Служители Храма старались противостоять, выступая против римских воинов железными палками, но пламя быстро охватило Храм и всю Храмовую гору. Иерусалимский храм был разрушен. Пять месяцев осады увенчались успехом.
Римляне в знак победы над иудейской верой водрузили на священном месте свои знамена и принесли языческие жертвы.
Иосиф Флавий писал, что добрый и сердобольный Тит сожалел о разрушении Храма, что это было «делом случая или воли Божией». Но современники считали, что в разрушении Храма виноват только Тит.
Один из поэтов, прославляя победу Тита, даже поставил разрушение Храма ему в заслугу: «Почерневший от пыли иерусалимского боя, он бросает зажженную стрелу и истребляет все».
Со слов аквитанского писателя V века Сульпиция Севера, Тацит также приписывал разрушение Храма Титу: «Говорят, что Тит созвал военный совет и спрашивал, должно ли разрушить такое здание, как Храм. Некоторые полагали, что не следует уничтожать посвященного богу здания, превосходящего великолепием все другие человеческие сооружения, что сохранение Храма будет свидетельством кротости римлян, а его разрушение опозорит их неизгладимым пятном жестокости».
Раду Олтян. Разграбление Храма римлянами.
После разрушения иерусалимского храма Иоанан Гисхальский и Симон Бар-Гиора. Иоанн и Симон с уцелевшими воинами ушли в Верхний город. Они предложили Титу сдать город, если он отпустит их с оружием в пустыню. Тит отказал им и возобновил войну. Новый город был подожжён. Укрывшиеся в нём стали просить у римлян пощады, но иудейские фанатики не допускали даже мысли о подчинении римлянам.
Восемнадцать дней римляне приступами брали Верхний город. Наконец, с помощью таранов в стенах и башнях были сделаны проломы. Иоанан и Симон укрылись в подземных галереях. Овладевшие городом римляне перерезали живых, разграбили всё, что могли и подожгли город. Иерусалим горел два дня. После пожара Тит приказал сровнять развалины города и Храма с поверхностью земли. Оставил только три башни для охраны расположений войск.
Оставшихся в живых иерусалимцев Тит осматривал лично. Стариков и слабых убивали на месте, сильных и рослых отбирали для триумфальной процессии, для пополнения гладиаторов, для работы в египетских каменоломнях. Мальчиков и юношей до 17-ти лет определяли для продажи в рабство. Многие иудеи лишали себя жизни и погибали от голода и болезней. Скрывавшиеся в подземелье вожди Иоханан и Симон, обессиленные от голода, сами вышли оттуда, их схватили, заковали и отправили в Рим.
Оставив на месте Иерусалима ровное место, заваленное мусором и отходами жизнедеятельности римского войска, Тит вернулся в Рим, где ему были устроены триумфальный приём и праздничное торжество.
Лоуренс Альма-Тадема. Триумф Тита
Тит проехал по Риму в колеснице, как триумфатор, а за ним вели пленных, в их числе были Иоанан и Симон. Симон позже был казнён, а Иоанн брошен в темницу, где и умер.
После взятия Иерусалима, иудейская война, возглавляемая сикариями ( боевая еврейская группировка), ещё продолжалась в Палестине. Но римляне наступали, дольше всех продержалась Масада, древняя крепость на побережье Мёртвого моря. Крепость была сильно повреждена, и римляне были готовы зайти через проломы, но сикарии не стали дожидаться своей гибели или захвата в плен, они сожгли свои дома, уничтожили ценности, убили женщин и детей, а потом себя.
За всю Первую Иудейскую войну погибло 600 000 человек.
Иерусалимский храм
монахиня Мариам (Юрчук)
Место, где встречаются эпохи
Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах» происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит».
Площадь на Храмовой горе называется, по арабски Аль Харам Аль Шариф, что означает почтенный двор. Она имеет неправильную трапециевидную форму. Продолжительность западной стены составляет 491 метров, восточной 462м, северной 310м и южной 281м. Эта большая площадь с севера отделена канавой вырытой на холме Везефа, с юга холмом Oфель, с востока долиной Кедрон и с запада долиной Тиропеон. Она поднимается на высоту 740 м над уровнем моря. На Храмовую гору ведет восемь ворот — одни из них, Золотые Ворота сейчас замурованы. Выйти из нее можно любыми воротами, но войти — не будучи мусульманином — только одними: Мавретанскими (Муграби) — названными так, в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды).
В этом месте патриарх Авраам, будучи испытываем Богом, зажег костер, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, ангел посланный Богом остановил его руку. Жертва эта, прообразовала будущее Распятие и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» (Быт.22:1-19).
Во времена царя Давида это место являлось собственностью евусея Орны (Арауна), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давида в конце своего правления, из-за гордости, приказал провести перепись народа, в результате чего постигло страну наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы опустошить его.
В молитве, умоляя Господа, сказал Давид: «вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы что сделали?» Тогда Давид по указанию пророка Гада, отправился к Орне и купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (2Цар.24:18-25; 1Кор.21)
С тех пор царь Давид хотел построить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соломону.
Выбор гумна Орны на место воздвижения ветхозаветного храма говорит о том, что обожженное солнцем место труда человеческого, где он приобретает честный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога больше благоволение, чем самые красивых места в мире, но не освящены трудом рук человеческих. Всякий раз, когда потом приносились сюда первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.
Царь Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования (962г): «И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? (2Пар.2:5-6).
Строительство длилось семь лет. Для строительства Соломон нанял финикийских мастеров, поэтому своим внешним видом напоминал он финикийские храмы. Храм окружал великолепный двор. Само здание храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины — Притвора (Улам), Святилища (Хейхал) и Святая святых (Давир). В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая «Боаз».
В Святилище стоял Семисвечник (Менора), по обеим сторонам которого располагались ещё по пять золотых семисвечников, которые отлил Хирам ( в храме Ирода стоял уже только один семисвечник). Эти светильники горели постоянно и освещали храм и днём и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от огня из костра на жертвеннике, как и все другие огни на территории храма. В случае угасания огня на жертвеннике, его нужно было возжигать особым образом. Один из светильников Семисвечника, называемый западным зажигался только раз в год. Семисвечник в библейской традиции, а также в современном иудаизме является символом Божественного света. Эта традиция видимо послужила основой для т.н. «Чина благодатного огня (света) «у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, т.к. Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное Тело Христа, как и требовалось от пасхального агнца. Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В древней церкви было распространено мнение, что освящение Храма Гроба Господня и ветхозаветного храма Соломона произошло в одно, и тоже время, т.е. в еврейский праздник Кущей, а совпадение дат воспринималось как один из знаков преемственности.
Кроме семисвечников, в Святилище размещались у стен, в два ряда, пять золотых столов хлебов предложения ( в Храме Ирода только один). Перед входом в Святая святых стоял небольшой кадильный алтарь из кедрового дерева, покрытый золотом, для воскурения фимиама. Между святилищем и Святая святых, находилась завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта занавесь разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу… «(Мф. 27:51).
В Святая святых стоял Ковчег Завета с фигурами херувимов над крышкой и Скрижалями Завета внутри. Ковчег был установлен на каменном помосте над вершиной скалы Авраама, высотою в 3 пальца от уровня пола. Два гигантских херувима высотой около 5 метров, вырезанных из оливкового дерева, и покрытые золотом простирались по двум сторонам Ковчегом Завета. Согласно традиции рядом с Ковчегом стоял на полу сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан с благородного дерева ситтим (сорт акации). Статуи херувимов были вырезаны из дерева дикой маслины, а жезл Аарона из миндального дерева.
После освящения Храма царем Соломоном, Слава Божия присутствовала в Святая Святых в виде облака. Только Первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (Йом Кипур) войти внутрь. В Святая Святых не было окон, там царила полная темнота, потому, что Господь: » Мрак соделал покровом Своим» (Пс.17:12) .
В самом центре внутреннего двора, напротив входа в Притвор, стоял медный, огромных размеров жертвенник всесожжения, на который поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем по заповеди никогда не угасал.
Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил Храма Соломона в 586 году д.н.э. Пророк Иезекииль видел, как «слава Иеговы» в виде облака покидает Иерусалим: И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города… (Иез.11:23). Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос. Семьдесят лет спустя, Персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. После возвращения из плена началась восстановление храма под руководством Зоровавеля. Второй храм уступал место первому по величию и красоте. Святая Святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его, а также Ковчег Завета со Скрижалями был утрачен навсегда. Сохранилось предание, что он найдется в конце времени.
В 167 году до н.э. Храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV, который установил на его территории статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили Храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (освящение).
Сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, служивший при царском дворце, устроив переворот, воцарился и основал новую династию уничтожив прежде всех потомков Маккавеев. Его звали Ирод. Происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.
В 19 году до н.э. царь Ирод, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями свое идумейское происхождение, склонность к эллинизму, а также многочисленные преступления, предпринял смелый план реконструкции Храма. Для этой грандиозной работы, было нанято десять тысяч рабочих, и тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям.
Храм получился необыкновенно красивым. В него вело пятеро ворот (по другим источникам 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.
Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:5-7).
С этого угла был также сброшен и побит камнями во время проповеди в 62 году, Иаков брат Господень, первый епископ Иерусалима.
На противоположном углу храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая использовалась римлянами главным образом, помимо хранения облачения первосвященника, как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в Храме, особенно по случаю больших праздников. Здесь апостола Павел после посещения Храма избежал смерти от фанатически настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима ( Деян.21-22).
За внешней стеной находился двор, куда сгонялись предназначенные для продажи жертвенные животные, устраивались меняльные конторы, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт всем, включая язычников. Внутренний двор был предназначен исключительно для израильтян и отделен забором из резного камня на котором были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что необрезанным под страхом смерти запрещен вход внутрь. В восточной части храмового двора находился квадратный в плане так называемый женский двор окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина также двор для дров необходимых для существования жертвенника. За ним через внутреннюю преграду находились дворы израильтян и священников.
Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» (Иудейская Война V, 5-6). Иосиф Флавий пишет также, что из высокой террасы храма, можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.
Храм Ирода был построен с использованием элементов греко-римской архитектуры, его величественность впечатляла и апостолов: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк. 13:1).
Ветхозаветный храм кипел жизнью. Глазами воображения, можно представить себе его будничный день.
Вот левиты, совершив обряд очищения, спешат к своим обязанностям, а книжники и фарисеи, усевшись под колоннами, спорят о законе, и ищут аргументы, как бы опровергнут утверждения саддукеев. Священники и знатоки писаний, ожидая открытия заседания Синедриона, соревнуются в точнейшем истолковании закона.
Пришедший из поля земледелец с первыми снопами пшеницы встречается здесь с городским аристократом, который ведет на веревке трехлетнего тельца башанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы горькими водами испытать ее верность.
Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком, а продавец голубей громко выкрикивают из-за прилавка.
Звуки торговли, пламенных споров, песнопений и частной молитвы, мешаются здесь со звуками труб, голосами убиваемых животных и с треском пламени на костре жертвенника.
Для нас, христиан, самыми ценными являются картины храма, запечатленными на страницах Евангелия. Здесь происходило введение во Храм Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария во время служения в храме получил весть от Ангела, о том, что его престарелая жена родит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1:25).
Сюда был принесен Богомладенец Иисус своими святыми родителями в дар Богу, на 40-й день после рождения, и встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. В память об этом событии был установлен христианский праздник – Сретение Господне.
Здесь нашли Его родители сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их так, что » все дивились разуму и ответам Его», здесь же на крыле храма был искушаемый от сатаны (Лк. 4:9-12). Отсюда выгнал всех продающих и покупающих, и опрокинул скамьи меновщиков и скамьи продающих голубей, сказав, что » дом Мой домом молитвы наречется для всех народов а, вы сделали его вертепом разбойников» (Ис. 56:7; Иер. 7:11).
Здесь не осудил блудницы, предложив первому бросить камень тому, который никогда не согрешил (Ин. 8:2-11). К этому храму совершил свой славный «Вход Господень в Иерусалим», когда народ кричал «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9). Сюда вернул Иуда тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
сказав «согрешил я, предав кровь невинную».
В этом храме исцелял, проповедовал и говорил притчи, здесь же предсказал его будущее разрушение: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. (Мф. 24:1-2).
Это ужасное пророчество, исполнилось в 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен римской армией, во время осады Иерусалима сыном императора Веспасиана, Титом. От этого некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа израильского знамением суда Божьего.
Этот день в истории Израиля стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий. Согласно еврейской традиции, в тот же день (9 Ава по еврейскому календарю) был полностью разрушен также и первый храм построенный царем Соломоном (Иосиф Флавий указывает 10 Ава).
В Талмуде говорится, что за 40 лет до разрушения храма построенного Иродом, ветхозаветные жертвоприношения потеряли свою силу: «зa сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (ворота храма) открылись сами по себе…» (Йома 39б).
В первом отрывке жребий и верёвка являются частью обряда Дня Очищения (Йом Кипура). Этот ветхозаветный праздник по толкованию святых отцов является прообразом искупительной жертвы Христа и Его Второго Пришествия.
Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разорвавшейся на две части во время смерти Христа на горе Голгофе. Последовавшее в момент смерти Христа землетрясение, видимо стало прямой причиной открытия ворот храма, для открытия которых по сообщению Иосифа Флавия требовалось двадцать священников. В тот же самый момент видимо разорвалась на две части и церковная завеса (Мф. 27,51).
Слова Спасителя «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23,38; Лк.13, 35), по толкованию Евфимия Зигабена «Дом ваш», т.е. храм, оставляется пустым, так как в нем не обитает больше благодать Божия.
Долгое время храмовая площадь находилась в руинах и запустении. В 130 году н.э. император Адриан построил на развалинах Иерусалима римскую колонию под названием Элия Капитолина, а на храмовой площади языческое святилище в честь Юпитера Капитолийского, что стало непосредственной причиной восстания Бар-Кохбы в 132 году. Восстание было подавлено, и Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.
«По сей день неверным рабам запрещается входить в Иерусалим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им дозволено приходить в город лишь для того, чтобы оплакать его, и за деньги покупают они себе право оплакать разрушение своего города» — писал в IV веке блаженный Иероним.
В 363 году император Юлиан Отступник пытался восстановить храм Бога Израиля, чтобы опровергнуть пророчество Иисуса относительно Храма (Лк. 21:6), но как пишут историки, землетрясение, бури и огонь вырывавшийся из под земли, прервали начатую постройку, а вскоре наступившая смерть Иулиана положила конец всем его планам.
С тех пор священная площадь на горе Мория была заброшена, а в византийский период стала даже складом мусора.
Храмовая горя стала снова местом поклонения и молитвы после захвата Палестины арабами в 638 году. Халиф Омар, построил здесь первую деревянную мечеть, а Омейядский халиф Абд Аль Малик в 661 году заменил ее каменным Куполом над Скалой, который стоит здесь до сегодняшнего дня.
В южной части храмовой площади в 705 году, халиф Аль Валид, построил Мечеть Эль Акса, что означает «мечеть отдаленная».
После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году, мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал Храмом Господа (Темплюм Домини), а Эль Акса — храмом Святого Соломона (Темплюм Соломонис).
В 1187 году, после поражения крестоносцев в битве на горе Хиттим, Иерусалим был завоеван войсками Саладина (Салах ад-Дина).
В ходе взятия города несколько мусульманских воинов взобралось на вершину » Купола над Скалой» где стаял золотой крест. В этот момент как передают арабские и христианские хроники — битва была прервана и глаза всех смотрели в одну точку, крест на куполе. Когда мусульманскими воинами крест был сброшен на землю, тогда по всему Иерусалиму разнесся такой крик, что земля задрожала. Мусульмане кричали от радости, христиане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доминирует неизменно мусульманский полумесяц.
От ветхозаветного храма сохранился только фрагмент стены окружающей Храмовую гору, которая уцелела после штурма римских легионеров в 70 году. Эту стену обычно называют Стеной плача (Котель ха-Маарави) или Западная стена. В действительности эта стена не является частью ветхозаветного храма, а только частью подпорной стены выполненной так чтобы образовать ровное плато на уровне вершины горы Мориа.
После разрушения храма стала она самым святым местом иудаизма. В первые века после разрушения храма евреи собирались на молитву на Масличной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Начиная с V в. возникает обычай молиться у Стены плача и оплакивать разрушение храма. Постепенно Стена плача превращается в место символизирующее былое величие Израиля и упование на его будущее.
9 Ава (начало августа) в Израиле является днем национального траура. У Стены плача собираются иудеи, для того чтобы оплакивать разрушение храма. Читаются особые молитвы, книга пророка Иеремии и книга Плачь Иеремии:
«Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши — к иноплеменным; Отцы наши согрешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. (Пл. Иер. 5:1)
В древней христианской церкви, десятое воскресенье после Троицы было днем памяти о разрушении, Иерусалима. Сегодня эта традиция уже забыта.
Источник: Журнал «Фома»
Разрушение Храма
Прекращение жертвоприношений
Семнадцатого тамуза Тит разрушил крепость Антония . В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу сообщил евреям волю римлянина — без кровопролития сдать Храм. Йоханан ответил категорическим «нет».
И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.
Пылающий Храм
Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить. Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.
Девятого ава 3830/70 года римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание.
Как дикие звери они нападали на каждого, встречавшегося на их пути. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Всевышний не пожелал, чтобы Его дом во всем своем великолепии достался врагу.
Убитые лежали в лужах крови. На фоне всего этого ужаса римляне трубили победу, вопли же несчастных евреев поднимались высоко к небу. Всю ночь и все следующее утро пылал святой Храм.
Разгром
Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян. За этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен. Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы. Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение.
На развалинах Иерусалима Тит оставил один римский легион, а сам двинулся с остальной армией в Кейсарию, чтобы там отпраздновать победу. Затем он отправился в Сирию, устраивая по пути в честь победы гладиаторские бои, на которых снова и снова лилась еврейская кровь.
Пленники снова отправились в изгнание
Оба еврейских вождя, Йоханан из Гуш Халава и Шимон бар Гиора, были захвачены в плен живыми. Йоханан прятался в пещере до тех пор, пока голод не выгнал его оттуда. Тит не убил его, а отправил в тюрьму, где Йоханан оставался до самой своей смерти. Шимон бар Гиора также скрывался в одной из пещер, но когда голод стал нестерпимым, сдался римским солдатам, а те передали его Титу. Тит решил принести Шимона бар Гиору в жертву богам во время празднования своей победы в Риме.
В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать и несчастные пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Среди пленников шел и закованный в кандалы Шимон бар Гиора. По приказу римского полководца в день триумфа он был убит. Когда глашатай сообщил о его смерти, Рим взорвался криками восторга.
Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ. Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где и затерялись их следы. Это произошло в 4215 (455) году. Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме.
Еврейская традиция о разрушении Храма
Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, местом, где раскрывалась Его Шхина — Б-жественное присутствие.
В Талмуде (Йома 9) сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».
Об этом и сказали мудрецы Титу, захватившему Иерусалим: «Разрушенный Храм ты разрушил».
Символично, что оба Храма — и Первый Храм, и Второй — были разрушены в один и тот же день еврейского календаря — 9 ава.
Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, — как будто своими руками разрушило его».
Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.
Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон), простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут — Изгнание, которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.
Каждый год, 9 ава евреи постятся в память о трагических событиях Великого восстания, в ходе которого римляне в 70 году разрушили Иерусалим и сожгли Храм, служивший национальным, религиозным и духовным центром еврейского мира. Многие еврейские группы эпохи 2 Храма (например, саддукеи и ессеи) в результате прекратили свое существование. Тем, кто пережил катастрофу, пришлось изобретать для себя иудаизм без Храма.
Хотя в еврейском сознании, естественно, сохранилась, прежде всего, национальная трагедия, нельзя забывать, что события 70 года стали следствием гораздо более масштабных изменений, происходивших в Римской империи. Судьбу Иерусалима предопределили исторические события, происходившие не в Иудее, но в Риме, в короткий промежуток времени между июнем 68 и декабрем 69 года. По большей части эти события не имели отношения к евреям. Тем не менее, события этого года имели для них катастрофические последствия.
Ситуация накануне восстания
Основным источником наших сведений о тогдашних событиях в Иудее являются «Иудейские войны» Иосифа Флавия. Бывший командир повстанцев в Галилее, вольноотпущенник Тита, Флавий писал по-гречески для римской аудитории, осведомленной о современной политике. Отчет Иосифа был для них интересным рассказом о войне в дальних краях.
В I веке н.э. Иудея была малозначительной римской провинцией. Никому в Риме не приходило в голову, что она способна бросить серьезный вызов империи. Управление Иудеей было поручено чиновникам низкого ранга, не имевшим права командовать легионами – наглядное свидетельство маловажности этой провинции в глазах Рима.
Описывая историю Иудеи под властью Рима, Флавий стремился показать, как ситуация в стране постепенно ухудшалась, пока не вспыхнула война. Тем не менее, современные исследователи практически не находят подтверждений масштабного противостояния до восстания. Тот факт, что власти позволяли множеству народа стекаться в Иерусалим на праздники паломничества (Песах, Шавуот и Суккот) свидетельствует, что они не опасались бунта. Кроме того, в Риме не возражали, чтобы еврейская диаспора ежегодно посылала в Иерусалимский Храм по полшекеля с мужской души, что позволяло храмовому руководству накопить значительные богатства. Словом, Иудея считалась небольшой далекой провинцией, мало заботившей императоров.
От полицейской операции к полномасштабной кампании
Начавшееся в 66 году восстание император Нерон воспринял как местные беспорядке, не представляющие серьезной угрозы империи. Поэтому он просто велел правителю Сирии Гаю Цестию Галлу, вышестоящему начальнику прокураторов Иудеи, восстановить порядок. Однако кампания Галла оказалась крайне неудачной. Потребовались более серьезные меры. Однако дополнительные военные мероприятия Нерона никак не свидетельствовали, что он считал восстание серьезной угрозой. Хотя его подавление требовало значительных сил – в конечном итоге Рим послал в Иудею четыре легиона – происходящее воспринималось как полицейская операция, необходимая для восстановления порядка в одной из провинций.
Тем не менее, в конце кампании война в Иудее воспринималась как столкновение с могучим врагом, бросившим вызов Риму и едва ли не поставившим под угрозу существование империи. Что же произошло?
Нерон, Веспасиан и римская политика
Император Нерон – одна из самых спорных фигур еврейской истории. Как утверждал Светоний, в 64 году он поджег Рим, чтобы расчистить место для нового города, который он хотел воздвигнуть по всем правилам искусства. Амбициозные проекты по реконструкции Рима требовали значительных средств. Нерон добывал деньги, конфискуя имущество знати. В результате император нажил множество врагов. Начались репрессии.
Карл фон Пилоти, Нерон смотрит на горящий Рим
К началу беспорядков в Иудее Нерон уже страдал острой (хотя, впрочем, частично оправданной) паранойей. Он не доверял своим полководцам, подозревал сенаторов, и опасался, что станет жертвой заговора и лишится престола и жизни.
Именно в этом контексте Нерон назначил Веспасиана командующим римскими легионами в Иудее. Выбор Нерона был связан с тем, что полководец был достаточно незначительным человеком в римской общественной жизни и фамилии.
Семья Веспасиана не принадлежала к римской элите. Хотя в 53 году он проявил себя прекрасным военачальником в Британии, а позже был проконсулом в римской провинции Африка, Веспасиан не пользовался влиянием среди римской аристократии. Выйдя в отставку, Веспасиан удалился в свое поместье, будучи изгнанным из общественной жизни, поскольку он регулярно засыпал на представлениях с участием Нерона. Словом, Веспасиану было поручено командовать армией в Иудее, поскольку Нерон не опасался, что он злоупотребит своим положением и бросит ему вызов в борьбе за трон.
Однако Нерон явно недооценил Веспасиана, чьи действия показали, что он мечтает о чем-то большем, чем победоносное завершение иудейской кампании. Зимой 67-68 года Иерусалим был охвачен гражданской войной. Это было лучшее время для атаки, однако Веспасиан медлил, поскольку с окончанием кампании он сразу же перестал бы быть командующим римской армией на востоке. Поэтому вместо решительного удара Веспасиан использовал ситуацию для восстановления своей политической репутации и влияния, а так же сбора средств для последующих военно-политических шагов, которые он собирался предпринять в Риме. Полководец тянул время и ждал подходящего момента.
Год четырех императоров
Этот момент настал в 68-69, в ходе гражданской войны, получившей в современной историографии имя «Год четырех императоров». После того, как Нерон покончил с собой, Рим погрузился в хаос. В течение года три полководца взошли на трон и были низложены, пока, наконец, к власти не пришел Веспасиан, провозглашенный императором легионами, находившимися на востоке, и заручившийся поддержкой правителей Сирии и Египта. Их поддержку полководец обрел благодаря махинациям во время своего пребывания в Иудее.
Отбыв в Рим, Веспасиан не побоялся поручить командование своему неопытному сыну Титу – поскольку Иудея не представляла серьезной угрозы, а восстание казалось незначительным инцидентом на фоне политических событий в Риме.
Восстание обретает новый смысл
После хаоса «года четырех императоров» и продолжительной нестабильности римские элиты опасались полного краха общественного порядка. Веспасиан стремился представить себя императором, вернувшим стабильность. Поэтому тактика в Иудее должна был измениться: отныне вместо продолжительной кампании ему требовалась решительная и окончательная победа.
Это объясняет, почему Тит осадил Иерусалим, решительно штурмовал и разрушал городские укрепления, разорил город и так жестоко, решительно и быстро подавил восстание в еврейской столице. Стабилизация власти его отца в Риме во многом зависела от общественной легитимации семьи Флавиев. Сокрушительная победа над врагом и его унижение, падение Иерусалима, захват храмовых сокровищ, множество дешевых рабов – все это должно было упрочить позиции Веспасиана как императора, а Тита – как будущего императора Рима. Поэтому Веспасиан и Тит не стали ждать, пока мятежники сдадутся, измученные голодом, свирепствовавшем в осажденном Иерусалиме – хотя в этом случае победа, несомненна, досталась бы римлянам гораздо меньшей кровью.
Дэвид Робертс, Осада Иерусалима римлянами
Кроме того, новая имперская пропаганда приложила огромные усилия, чтобы сделать победу в Иудее максимально видимой и наглядной, чтобы у римской общественности не осталось ни малейших сомнений, что победители, Веспасиан и его сын Тит достойны высшей власти в империи.
Соответственно, в ходе «пиар-кампании» Флавиев падение Иерусалима было представлено как важнейшее событие в римской истории. (Т.е. как величайший успех Веспасиана и Тита). Это было сделано с целью создать новый образ Веспасиана: национального героя, спасшего Рим от ужасов гражданской войны, сокрушившего опасных врагов римского народа и восстановившего мир в пределах империи.
Новый публичный образ Веспасиана решено было строить на основе его иудейской кампании. Она должна была заставить забыть как скромное происхождение императора, так и его достаточно скромные прежние достижения. Для этого Флавиям было нужно максимально раздуть могущество мятежных иудеев и опасность, которую они представляли. Кроме того, разрушение Храма ретроактивно увеличивало религиозную легитимность новой династии – римский бог Юпитер как бы победил Бога Израиля руками семейства Флавиев.
Пропаганда Флавиев и Иерусалим
Сценой для своего политического театра Флавии избрали город Рим. Возвращение Тита в 71 году после разрушения Храма было отпраздновано с грандиозным масштабом. Возможно, это был единственный в римской истории документированный триумф в честь замирения одной из римских провинций, а не победы над внешним врагом.
Флавий, возможно, ставший очевидцем триумфального шествия, писал:
Множество отдельных изображений чрезвычайно живо воспроизводило войну в главных ее моментах. Здесь изображалось, как опустошается счастливейшая страна, как истребляются целые толпы неприятельские, как одни из них бегут, а другие попадают в плен; как падают исполинские стены под ударами машин; как покоряются сильные крепости, или как взбираются на самый верх укреплений многолюднейших городов, как войско проникает через стены и наполняет все кровью; умоляющие жесты безоружных, пылающие головни, швыряемые в храм, дома, обваливающиеся над головами своих обитателей, наконец, после многих печальных сцен разрушения, водяные потоки, — не те, которые орошают поля на пользу людям или животным, а потоки, разливающиеся по охваченной повсюду пожаром местности. Так изображены были все бедствия, которая война навлекла на иудеев. Художественное исполнение и величие этих изображений представляли события как бы воочию и для тех, которые не были очевидцами их. На каждом из этих сооружений был представлен и начальник завоеванного города в тот момент, когда он был взят в плен. Затем следовали также многие корабли.
Иудейская война, 7:5:5
Кроме того, на протяжение двадцати лет после разрушения Иерусалима победа в иудейской кампании становится одной из важнейших тем государственного общественного строительства:
Храм Мира. Рядом со знаменитым форумом был воздвигнут новый комплекс – т.н. Храм мира (Templum Pacis). Призванный увековечить восстановление мира, достигнутое благодаря победе над иудеями, это был не столько храм в обычном смысле этого слова, сколько аналог современного выставочного зала. Согласно Флавию (Иудейская война, 7:5:7), среди прочего, здесь хранились священные сосуды, захваченные в Храме.
Колизей. Неподалеку Флавии воздвигли величайший римский амфитеатр. Современным исследователям удалось найти следы древней настенной надписи, согласно которой Колизей бы воздвигнут на средства, добытые Титом для Рима – скорее всего, в ходе замирения Иудеи.
Арки Тита. В честь победы Тита в самом центре Рима воздвигли две триумфальных арки. Одну из них сегодня можно увидеть на Виа Сакра (Священной дороге), ведущей от форума и Колизею. Именно на ней помещено знаменитое изображение легионеров, несущих менору. Другая, не сохранившаяся арка в честь Тита была воздвигнута у входа в Большой цирк (Circus Maximus). Ее украшала надпись, списанная путешественником, побывавшем в Риме в начале средневековья, когда монумент еще стоял на своем месте. Надпись славила Тита, который «покорил племя иудеев и разрушил город Иерусалим, который тщетно штурмовали или вовсе не осмеливались напасть все прежние военачальники, цари и племена».
Таким образом, монументальная архитектура Флавием изображала евреев Иудеи врагами империи, и помещала их разрушенную древнюю столицу в фокус общественного внимания Рима.
Памятные монеты и еврейский налог
Веспасиан и Тит, однако, не удовлетворились триумфальными шествиями и возведением монументов, увековечивающих разрушение Иерусалима. В те времена, когда СМИ еще не существовала, наиболее эффективным способов донести до широких масс политическое послание лидеров считалась чеканка особых памятных монет. Поэтому Флавии велели отчеканить специальные монеты, украшенные надписью Iudaea capta – «Иудея покорена». Эти монеты чеканили в Риме, Лионе, Испании, Антиохии, а так же, естественно, в самой Иудее. Обычно на них изображали плачущую женщину, олицетворявшую Иудею, стоящую на коленях около пальмы. Рядом с женщиной стоял высокий римлянин – возможно, сам Веспасиан или Тит.
Кроме того, после разрушения Храма Флавии обложили всех евреев империи специальным налогом. Этот налог, получивший название Fiscus Iudaicus («еврейский налог), должен был заменить пожертвование в полшекеля, которое каждый еврей ежегодно посылал в Иерусалимский Храм.
Вводя этот налог, Флавии хотели объявить городу и миру, что навсегда покончили с храмовым культом, основой еврейского сопротивления Риму. Дабы лишний раз унизить евреев, сохранивших верность религии предков (и, следовательно, остававшихся потенциальными врагами империи) эти деньги шли в храм Юпитера, стоявший в Риме на Капитолийском холме.
Заключение
Великое восстание и разрушение Храма стали ключевыми событиями, предопределившие римско-еврейские отношения на несколько веков. Представив местное восстание в качестве колоссальной угрозы империи, Веспасиан сумел представить себя и своего сына Тита в качестве военных героев-спасителей Рима.