Содержание
- Сигнатуры знаки судьбы на теле человека
- Познавательный сайт ,,1000 мелочей»
- Программы по вышивке крестом
- Статьи по рукоделию
- Рукодельный форум интернет-журнала «Крестик»
- Любите участвовать в конкурсах по рукоделию?
- А как насчёт подарков за победу в конкурсах?
- Вам хочется вышивать в дружной компании единомышленниц?
- Вопросы входного контроля по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» тест по литературе (10 класс) на тему
- Крестное знамение. Нательный крестик. Суеверия
Сигнатуры знаки судьбы на теле человека
В древние времена, особенно в странах Востока, по отпечаткам на теле человека, так называемым сигнатурам, определяли события его жизни. Самое таинственное и наименее известное учение — об отпечатках на теле: родинках, пятнах и т.д.
Левая и правая половина тела
Оказывается, по отпечаткам на теле можно судить о таинственных явлениях, которые происходят в жизни человека. Следует обратить внимание на то, что отпечатки на лице и руках человека остаются неизменными, а на теле могут меняться. Они являются индикаторами, на которые надо обращать внимание. Согрешив лишь один раз, человек получает отпечаток на теле, который не исчезает до тех пор, пока ошибка не будет исправлена.
В древности проводилась аналогия между телом человека, планетами и знаками Зодиака. При этом тело человека делили центральной линией на левую и правую половины. Правая половина у мужчин (левая у женщин) считалась доброй, благоприятной, укрепляющей. Знаки на ней трактовались как поддерживающие, указывающие на благоприятные события, показывающие путь. Правая сторона у мужчин (благоприятная) отождествлялась с Солнцем — планетой, несущей мужскую энергию янь. Солнце давало свет, тепло, жизнь и являлось основным показателем физических и духовных возможностей человека. Считалось, что Солнце оказывает на мужчин более благоприятное воздействие, чем на женщин.
Левая половина мужчины и правая женщины соотносилась с Луной, владычицей ночи. Энергия Луны считалась пассивной («инь»), отражательной, рефлекторной, указывающей на внутренние возможности человека. Луна больше влияет на женщин, управляя левой половиной тела. При этом более благоприятное воздействие она оказывает на женщин, чем на мужчин. Влияние Луны на мужчин считалось неблагоприятным.
Знаки судьбы
Существует несколько типов отпечатков на теле, а именно: родинки, пигментные пятна, бородавки и т.п. Каждый из таких отпечатков несет определенную информацию, свидетельствует об определенном характере событий, которые могут произойти в жизни. Родинки — это постоянные, неизменяемые знаки. Родинки даются человеку изначально и сопровождают его до конца жизни. Считалось большим преступлением против собственной судьбы (кармы) удалять родинки, так как это может спутать события жизни человека. Событие должно произойти согласно указаниям, данным положением родинки. В случае удаления родинки оно происходит более жестко, заставая человека врасплох, если человек не выполнил какое-то предназначенное ему судьбой дело, долг. Родинки темного цвета относят к Сатурну. С этой планетой связано все, что ограничивает человека, ставит лицом к лицу с неизбежностью.
Второй тип родинок относят к Юпитеру. Это родинки красного или светлого цвета. С планетой Юпитер связано все, что относится к сфере закона, власти, авторитета, религии, убеждений, мировоззрения. Считают, что такие родинки указывают на события, которые заставляют человека духовно меняться, пересматривать свое мировоззрение, способствуя духовному росту сознания. Родимые (пигментные) пятна отличаются от родинок. Они бывают разной величины. Красные родимые пятна соотносят с планетой Марс (планетой действий). Светлые пятна соотносят с планетой Венера. С Марсом связано все агрессивное: воля, борьба. Также пятна указывают на борьбу человека, на то, что его жизнь, духовный путь немыслимы без борьбы, без потерь собственной энергии.
Любые родимые пятна и покраснения кожи — тем более, неожиданные и в разных местах — показатели того, что предстоит борьба в определенной сфере жизни. На это указывает положение пятна на конкретном, определенном участке тела. Пятно Марса (красного цвета) указывает на то, что наиболее вероятны столкновения местного масштаба, то есть борьба, сопровождаемая отстаиванием личных интересов. Любые изменения цвета кожи, пятна (белые), связаны с Венерой. Они указывают на вероятность болезней или эмоциональных проявлений, переживаний. Скорее всего, такие пятна указывают на переживания в эмоциональной, любовной или сексуальной сфере.
Не рекомендуется трогать родинки на теле.
Кроме постоянных отпечатков, к которым относятся родинки, пигментные пятна, бывают и проходящие знаки: пятна, полосы, ямки, которые являются показателями наступающих вскоре событий. Когда событие произошло, такие знаки исчезают. Расположение знаков на благоприятной стороне указывает на то, что разрушает человека. Положение знаков на неблагоприятной стороне указывает на то, что разрушает сам человек. Например, пятна Венеры (светлые) на благоприятной половине тела указывают на добрые чувства, которые человек вызывает, а также на расположение, дары Фортуны. Это считается знаком помощи других людей, связано с участием их в судьбе человека.
Родинки, пигментные пятна, бородавки могут появляться на теле в любом месте. Например, по знакам на голове определялись склонности человека, которые могут у него развиться
Какие знаки – такой и характер
Знаки показывали, как человек может раскрыться как личность, определяли его характер. По знакам на шее определяли потенциальные возможности человека, судили о материальной, финансовой сфере жизни. По знакам на груди определяли род человека — не только его изначальное происхождение, но и грехи предков, которые он несет на себе. По знакам на спине определяли увлечения человека, его хобби, проявления его свободы и т.д.
Итак, древние считали, что:
— родинки на правой брови или веке предвещают ранний брак, а родинка в углу глаза — свидетельство спокойного характера,
— родинка на правой щеке — будет много бурных и частых романов,
— родинка на носу — гарантия успеха в деловых начинаниях,
— родинка на губах — знак веселого нрава,
— над верхней губой — говорит о кокетливости,
— под нижней губой — о сдержанности,
— родинка на правой груди бывает у людей, переживающих много взлетов и падений,
— родинка на левой груди — у добрых и отзывчивых людей,
— родинка на подбородке — к двум и более союзам.
В дополнение следует отметить, что отпечатки на теле женщины-левши трактуют как у мужчины. Считают, что довольно затруднительно прочитать судьбу по знакам на левой и правой сторонах у левшей.
В древние времена, особенно в странах Востока, по отпечаткам на теле человека, так называемым сигнатурам, определяли события его жизни. Самое таинственное и наименее известное учение — об отпечатках на теле: родинках, пятнах и т.д.
* * *
Время событий в жизни человека можно определить лишь по постоянным знакам (родинкам, бородавкам, пигментным пятнам). При этом постоянными считаются лишь те знаки, которые появились до 7-летнего возраста и сохраняются на теле взрослого человека. Если родинки, появившиеся до 7-летнего возраста ребенка, затем пропадают, то их относят к непостоянным знакам. Часто после того, как знак (родинка, бородавка, пигментное пятно) исчезает, на его месте на теле появляется замена.
Бледные пятна (вновь появившиеся после исчезновения ранее находившихся знаков) указывают на то, что в настоящей жизни с человеком может не произойти ни добрых, ни злых событий. По цвету кожи и по подкожным пятнам определяют те события, которые могут не произойти с человеком в настоящей жизни. Они могут указывать также на то, что событие отодвигается или вовсе не произойдет. Это может быть указанием и на то, что человек не заметит своего счастья и пройдет мимо него.
* * *
Самыми неблагоприятными показателями на различных частях тела считаются квадрат из родинок, родимое пятно в виде паука, а также крест и звезда. Самыми благоприятными фигурами считаются треугольники. Если треугольник появится на неблагоприятной стороне (левой у мужчин), то он будет знаком спасения, своего рода охранной грамотой от несчастья. Известен случай, когда человек с треугольником на левом бедре трижды тонул, попадал в катастрофы, но остался жив. Треугольник всегда считается знаком качественной перестройки. Так, треугольник на месте третьего глаза является серьезным мистическим символом. В древности считали, что человеку, на лице которого есть треугольник, нельзя грешить. Любой грех может привести его к резкому падению в пропасть. Знак в виде треугольника всегда требует от человека большой ответственности. Даже белое пятно в виде треугольника является показателем того, что от человека требуется мобилизация всех сил.
Если фигура находится посередине, то надо учитывать, к какой стороне тела она тяготеет, находится в непосредственной близости. Этот фактор очень важный, так как это может быть показателем счастья, которое завершится несчастливой ситуацией. Или, наоборот, это предвестник долгого несчастливого периода, который закончится счастьем, светом, миром. Это может явиться и показателем приобретения большого жизненного опыта в несчастье, который поспособствует дальнейшей перестройке души.
* * *
Особое внимание всегда уделялось знакам на лице человека, лицо всегда находилось на особом положении. Об угрожающих человеку событиях узнают, кроме того, по морщинам или складкам на лице. Они являются указателями для личности: это путь, который надо выбирать. Это могут быть указания и на препятствия, мешающие на пути. Бить по лицу — это лишить человека собственного я, унизить его.
Бить по спине — наказать за свободное проявление, лишить эмоциональных связей, любви. Кстати, родинка на спине, особенно возникающая вновь, — предупреждение об опасности. Знаки на верхней части живота до пупка — это путь служения человека, подчинения, дисциплины, самовоспитания. В более бытовом смысле — это работа, служба, отношения с начальством и т.д. По знакам на пояснице определяются союзники человека, партнеры, в том числе и по браку (на доброй стороне и в центре). На злой стороне — судебные разбирательства, противники. Появившаяся бородавка, особенно если рядом с ней темное пятно, может предупреждать о возможности изоляции, заключения.
Светлые пятна на благоприятной стороне (знаки Венеры) могут указывать на покровительство, помощь других людей. Знаки на нижней части живота — сакральное место. Знаки на неблагоприятной стороне могут указывать на экстремальные обстоятельства в жизни. Знаки на светлой, доброй, благоприятной стороне — это духовные дары, которые человек получает.
* * *
Знаки на ягодицах и верхней части бедер определяют мировоззрение человека, поездки, перемещения
* * *
Даже форма колена имеет значение. Считается, что форма колена в виде круглого полушария и коленная чашечка в форме круга — благоприятный показатель. Неблагоприятный признак — острые коленки, так как такой человек может упасть с достигнутых высот. Преклонить колени значит подчинить свою цель другим, не получить компенсации. По знакам на голени ног определяются дружеские компании человека, фальшивые друзья. Возможность коррекции собственной судьбы, улучшения, дополнения, все новое, что приходит в жизнь человека, определяют по благоприятной стороне этой части тела.
* * *
По пятнам и ступням ног определяют все тайное, скрытое, мистическое (все секреты, внутренние проблемы, жизнь во сне и возможности толкования снов). В Индии и Тибете по отпечаткам на ногах, на пятках и на ступнях судили об изначальном происхождении человека. При этом пятки, ступни, лицо и руки считались самыми важными, если были отмечены знаками.
Руки человека делятся на три части — сама ладонь в эти части не входит (отпечатками на ладонях занимается наука хирология). Причем одна рука является показателем благоприятных событий, другая — несет информацию об отрицательных, неблагоприятных ситуациях.
По рукам судят о контактах человека с родственниками, о том, чему человек может научиться и что на него может воздействовать.
* * *
Знаки на надплечье говорят о возможных контактах, общении с людьми, включая письма и переписку.
Познавательный сайт ,,1000 мелочей»
Из всех мировых религий христианство занимает в России особое положение. По статистике, не менее двух третей россиян приняли Таинство Крещения. В этом Таинстве, среди прочих действий, на шею человека возлагают нательный крест. О том, откуда появилась традиция ношения нательных крестиков, зачем его носят на теле и можно ли снимать крест с себя, – об этом и другом пойдет речь в нашей статье.
Немного истории
Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. Однако крест как орудие спасения был предметом величайшего чествования у христиан с самого основания . К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. Из деяний 7-го Вселенского Собора (акт 4) мы знаем, что святые мученики Орест (пострадал ок.304 г .) и Прокопий (умучен в 303 г .) носили на груди крест. Об этом обычае также пишет Понтий, жизнеописатель священномученика Киприана Карфагенского (ум. 258 г .), и другие. Христиане носили изображение креста на теле, чаще всего на челе и на груди. Если одни христиане носили крест под одеждой из-за страха гонений либо из благоговейного желания избежать осмеяния святыни язычниками, то были и другие, которые желали исповедоватьХриста, свою веру. Такое смелое и решительное исповедничество побуждало делать изображение креста на челе как на самом заметном месте человеческого тела. Сегодня сохранилось очень мало внешних источников, которые сообщали бы об этой благочестивой традиции ношения креста, потому как в первые три века оно относилось к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. На русской земле кресты носили не на теле, а поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». Назывались они энколпионами – от греческого слова «нагрудный». Энколпионы сначала имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной их стороны помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже – и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей.
Значение креста
Что же символизирует собой нательный крестик и в чем необходимость его ношения? Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом. Эта сопричастность заключается не столько в том, чтобы теоретически признать, что Христос когда-то, более двух тысяч лет назад, в Иерусалиме физически и морально пострадал, сколько в том, чтобы принять: я, так же, как и Господь, готов ежедневно приносить себя в жертву – через борьбу со своими страстями, через прощение и неосуждение своих ближних, через построение своей жизни согласно Евангельским заповедям Спасителя – в знак любви и благодарности к Нему.
Большая честь
Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Сознательное пренебрежение и кощунственное отношение к кресту в русском народе всегда понималось как акт богоотступничества. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Православная Церковь верует, что по вере человека через крест Христов невидимым образом проявляется (действует) сила Божия. Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы – все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.
Никчемные суеверия
Но, несмотря на животворящую силу креста, многие люди доверяют (следуют) различным суевериям, связанным с крестом. Вот пример одного из них: «Видеть во сне нательный крестик – тревожный знак, а если Вам приснилось, что Вы потеряли крестик, будьте готовы к неприятностям, которые не замедлят свалиться на Вас», – в один голос утверждают толкователи снов. Но самое распространенное суеверие, связанное с Распятием, говорит нам о том, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то брать его нельзя, так как тем самым мы берем на себя чужие грехи. Однако когда речь заходит о нахождении потерянных денег, то о чужих грехах, тем более о чужой боли, никто и не вспоминает. А на волнующих многих «серьезный вопрос» о том, что значит, когда потерялся крестик, хочется так же серьезно ответить, что это значит, что порвалась цепочка или веревочка, на которой висел этот крестик. Наличие в человеке суеверного, то есть напрасного, пустого отношения к кресту свидетельствует о маловерии и даже недоверии Христу, а значит, и Его искупительному жертвенному подвигу, совершенному на Кресте. В данном случае надежда и любовь к Богу и доверие к Божьему Промыслу заменяется недоверием и страхом перед неизвестным.
Сомнительные цели
С какой целью носят нательные крестики сегодня и носят ли их вообще? Вот какие ответы на этот вопрос были размещены на одном из интернет-форумов: • ношу как оберег-талисман; • потому что это красиво и, наверное, просто помогает; • крестик ношу, но не как символ веры, а как подарок близкого мне человека; • ношу потому, что, говорят, счастье приносит; • не ношу, так как считаю это идолопоклонничеством, в Библии нет указания на этот обычай; • крест не ношу по двум причинам: у меня ужасно чешется шея от всех эти цепочек, а второе – я, конечно, верующая, но не до такой же степени… Так рассуждают именно невоцерковленные люди с языческим, а то и потребительским отношением к вере и религии. Но среди такого типа людей есть часть, которая вообще не приемлет ношение креста, мотивируя это следующим: «Бог у меня и так в душе»; «В Библии Бог не повелевает носить крестик»; «Крест – это символ смерти, позорное орудие казни» и т.д. Чего только не придумает человек в качестве оправдания своего элементарного невежества в области христианской культуры! Таким образом, большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Церковь говорит о том, что крест – это святыня, на которой было совершено спасение людей, свидетельствующая о любви Божией к нам. По принятии Таинства Крещения человек начинает именоваться христианином, а значит, тем, кто готов всей своей жизнью засвидетельствовать верность Богу через несение своего жизненного креста и следование Его заповедям. Именно об этом постоянно напоминает нам образ креста на нашей груди. Православные христиане призваны, взирая на крест, относиться к нему с великим благоговением и ответственностью. Такое трепетное отношение к кресту и памятование о нем как о святыне зачастую удерживает человека от совершения плохого поступка. Недаром на Руси человеку, совершившему преступление, говорили: «Креста на тебе нет». Эта фраза несет в себе не буквальный, физический смысл отсутствия крестика на теле, но говорит об отсутствии памятования, серьезного христианского отношения к кресту и вере христианской. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Благоговейное отношение к нательному кресту побуждает верующего человека не снимать крестик с тела без серьезной надобности. Тот факт, что на Руси делали специальные банные кресты из дерева, дабы не обжечься крестиком из металла, говорит о том, что люди не хотели снимать кресты даже на короткое время (во время мытья). Недаром в русском народе говорили: «Кто с крестом, тот со Христом». Но бывают ситуации, когда того требуют определенные обстоятельства – к примеру, операции на теле. В таких случаях не следует пренебрегать требованием врача, достаточно осенить себя крестным знамением и положиться на волю Божию. Вопрос, надевать или не надевать крестики грудным младенцам, у многих людей вызывает страх, потому как ребенок якобы может задушиться веревочкой или цепочкой, на которой находится Распятие. Но еще не известно ни одного такого несчастного случая, когда ребенок собственноручно задушил бы себя или нанес бы себе раны крестиком. Это всего лишь напрасные опасения или суеверные предрассудки взрослых. Единственный совет родителям – не следует надевать детям на шею слишком длинную веревочку или цепочку. Заключение Крест – это не просто память о дне крещения и не реликвия, которую должно хранить, не талисман и не подарок, но святыня, через которую Бог подает верующему человеку, ведущему правильную духовную жизнь, Свою благодать, утешение и поддержку. Не случайно русский народ сложил мудрую пословицу: «Не мы крест носим, а он нас носит». Являясь видимой святыней, нательный крест призван свидетельствовать о нашей вере во Христа, о нашей готовности жертвенно любить и прощать людей и жить согласно Евангельским заповедям. И дай Бог нам, взирая на свой крестик, чаще вспоминать слова Господа и действовать согласно Его призыву: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф 16:24).
Диакон Константин Киосев Источник: сайт „Ортодоксика“
ОБЕРЕГ НА ВАШИХ ВНУКОВ. БАБУШКИНА МОЛИТВА..
Посадите дитя на стул, дайте в ручки иконку, встаньте у него за спиной, прикусите три раза волос на его голове и прочтите:
Лиха беда, руки чужие, враги людские, языки злые от раба нарожденного, покрещенного (имя), рукам неметь, врагам каменеть, языкам отниматься, с лихой бедой не знаться. Аминь.
Заговор оберег на внуков
Этот заговор читает бабушка или дедушка на своего внука в день его Ангела, еще до зари, пока ребенок спит. Слова заговора такие:
Господи, Отец Небесный,
Сила Твоя и воля Твоя.
Спаси, сохрани и обереги
Во всех путях, во всех дорогах,
Во всех делах моих внучат:
Глазки ихясные, ножки ихрезвые,
Души их ангельские.
Спаси, сохрани их от беды лихой,
От жизни плохой.
Ото всяких хворей,
От воды и огня,
От стекла и ножа,
От любых болей.
Отведи, Господи, злых людей.
Господи, помилуй и пожалей.
Спаси, сохрани и оборони
Раба Божьего (имя). Аминь.
Оберег для вашей дочери.
Его также читают в день ангела, пока дочь спит, стоя в ногах. Никто не сможет причинить ей зла и насилия.
Дочь моя, ты спишь или перед Господом стоишь,
На Матушку Богородицу глядишь.
Иисус Христос, Матушка Пресвятая Богородица,
Охраните мою дочь во всех делах, при всех путях,
При солнце, при месяце, лри дороге ночной и дороге дневной,
На чужих людях, чужих сторонах.
Отнялись бы ноги и руки у ее врагов,
Нашел бы мрак на их мозги, чтобы не узнали они,
Ни своего отца, ни своей матери.
Не повадно бы чужую дочь обижать.
Заклятье это никому не снять.
Ключ, замок, ведьмин потолок. Аминь.
Этот оберег только на крещеных.
Оберег для сына.
Чтобы вашего сына никто не смог обидеть, избить, причинить ему вреда.
Читайте в полночь в день ангела вашего сына у его изголовья, пока он спит.
Ангел с рожденья на его сохраненье.
Крылами отмахните врагов, лиходеев, убивцев огнем,
Мечом погубите, мое дитя сохраните. Аминь.
Этот оберег только на крещеных.
Заговор-оберег для детей
Возьмите обычную булавку, подколите ее к подолу платья дочери (или к краям брюк сына) и скажите так:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Прошу Господа Бога Иисуса Христа, Пресвятую Пречистую Владычицу Богородицу, ангелов, архангелов и вся силы небесные. Спасите, сохраните, чадо мое оберегите. Да будет чадо мое, раб Божий (имярек), жив и здоров, весел и разумен. Аминь.
Какие молитвы нужно читать перед заговором.
Все три дня, когда к заговору готовитесь, читайте молитвы – утром, днем и вечером.
По три раза «Отче наш»:
Отче наш, иже если на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.
По три раза «Богородице Дево»:
Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою! Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Один раз «Верую»:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…
Приветствуем вас на страницах нашего интернет-журнала! На «Крестике» более 1300 статей по всевозможным видам рукоделия. Специально для вас мы публикуем мастер-классы по рукоделию, благодаря которым Вы всегда сможете сделать прекрасные подарки своими руками на все случаи жизни!
Всегда рады видеть вас на нашем форуме! Вы окунётесь в доброжелательную, позитивную атмосферу и не захотите её покидать! Мы общаемся на различные темы, делимся своим рукодельным опытом и всегда помогаем новичкам и даже опытным мастерицам!
Программы по вышивке крестом
Вам очень пригодится программа Crestik.Online для перевода ниток мулине из одной палитры в другую, а также другие программы для вышивки крестом
Вы можете скачать программу
Crestik. Таблица перевода ниток мулине на свой компьютер. Эта версия программы содержит следующие палитры мулине: DMC, Gamma, Anchor, Madeira, MayFlower, DOME, Кировский ПНК, JP Coats, Ariadna, Belka, Bestex, Finca, Semco
Статьи по рукоделию
Представляем новинки и бестселлеры по рукоделию от издательства ЭКСМО.Как выбрать правильные виды шерсти, инструменты и приспособления для фелтинга. Где набраться вдохновения и опыта валяния из шерсти)Аннотация на книгу очаровательной Сони Лайн и мастер-класс по вышивке цветочной миниатюры.Множество вариантов создания символа 2020 года своими руками!Чудесные букеты и композиции из сухоцветов для декора дома!Мастер-класс для начинающих по оформлению небольших вышивок в романтичные подвески. Как украсить стену в комнате, чтобы сэкономить и при этом сделать настенный декор уникальным. Обновление цветочных горшков — это хорошо! Но не спешите идти в магазин за новеньким горшком, попробуйте обновить старый! Ещё
Более 10 лет мы пишем для вас статьи и мастер-классы!
Анна Ганьжина (Анна-Мария),
основатель, главный редактор интернет-журнала «Крестик»
ВКонтакте я Mariya Zaika. Заглядывайте в Блог редактора и мой Инстаграм)
Рукодельный форум интернет-журнала «Крестик»
Дорогие рукодельницы, мы рады видеть вас на нашем форуме, посвящённом вышивке крестом и рукоделию вообще! Вас ждёт доброжелательная и позитивная атмосфера! Мы общаемся на многочисленные темы, делимся своим рукодельным опытом и всегда помогаем советами новичкам и даже опытным мастерицам! По возникшим вопросам Вы можете написать администратору сайта — Анне-Марии.
Любите участвовать в конкурсах по рукоделию?
Ознакомьтесь с планом конкурсов на 2017 год, выбирайте понравившийся и начинайте готовиться! Начало приёма заявок на очередной конкурс всегда объявляется заранее!!!
Победители конкурсов рукоделия 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017!
А как насчёт подарков за победу в конкурсах?
Мы всё время стараемся придумать для вас что-нибудь новенькое!
Три года сподряд мы дарили подарки за победу в СУПЕРПРОЕКТАХ: 2010, 2011 и 2012.
Два года сподряд разыгрывали СУПЕРПРИЗ (2013, 2014).
А в этом году мы открыли Банк призов «Волшебный сундучок» за победу в конкурсах! Наборы для вышивания, канва, нитки мулине, кружева и тесьма, салфетки для декупажа, искусственные цветочки, приятные мелочи для дома, открытки, сделанные руками наших мастериц и многое, многое другое вы можете как внести в Банк призов, так и забрать из него!
Как это сделать. Вы участвуете в любом из наших конкурсов в течение года, занимаете одно из 3-х призовых мест и получаете полное право ВЫБРАТЬ любой понравившийся подарок из Банка призов. Победите 2-3 раза, значит получите несколько подарков!
Вы сами можете пополнить наш Банк призов! Участвовать в конкурсах «Крестика» становится всё интереснее!!!
Вам хочется вышивать в дружной компании единомышленниц?
Совместных проектов у нас очень много! А всё потому, что вышивать вместе гораздо интереснее!
Загляните в Путеводитель по совместным проектам, выберите один или несколько понравившихся
и присоединяйтесь к другим участницам!
Вопросы входного контроля по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» тест по литературе (10 класс) на тему
Вопросы входного контроля
по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
- Как зовут Раскольникова?
- В какое время года Раскольников совершил убийство?
- Каким образом Раскольникову удалось избежать встречи со свидетелями преступления?
- Как Раскольников познакомился с семейством Мармеладовых?
- Кто говорит: «Бедность не порок, а нищета – порок-с»?
- Когда Раскольников видит первый сон в романе? О чем этот сон?
- О какой «арифметике» говорили студент и офицер в пивной?
- Чем занималась сестра старухи-процентщицы?
- О чем писали родные в письме Раскольникову?
- По какому поводу раскольников восклицает: «подлец человек»?
- Кому в романе являются приведения?
- Как звали жену Свидригайлова и от чего она умерла?
- Кто познакомил Дуню Раскольникову с Петром Петровичем Лужиным?
- Что произошло с дворовым человеком Свидригайлова Филиппом?
- Что мы знаем о невесте Свидригайлова?
- Кто такие Зосимов, Порох, Заметов, Кох и какова их роль в сюжете романа?
- Каких двух персонажей романа зовут одинаково (Миколка) и есть ли в этом, на ваш взгляд, символическое значение (раскройте его)?
- Кто обвиняет Соню в краже и кто разоблачает клеветника?
- Кто был арестован по подозрению в убийстве старухи?
- Кто и по какому поводу восклицает: «Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!»?
- Сколько разговоров произошло у Раскольникова с Порфирием Петровичем? О чем эти разговоры?
- Сколько детей у Катерины Ивановны, какого они пола и как их зовут?
- Какие слова и мысли героев заставляют вспомнить конец стихотворения А.С.Пушкина «»Клянусь четой и нечетой… (из цикла «Подражание Корану») и строф XIV второй гавы романа «Евгений Онегин»?
- Воспользовался ли Раскольников украденными у старухи деньгами и если да, то как?
- Как Раскольников объясняет Соне причины своего преступления?
- Какое место из Евангелия читает Соня Раскольникову по его просьбе?
- Кто из героев романа был знаком со статьей Раскольникова?
- Какую роль в сюжете выполняет безымянный «мещанин»?
- За кого в конце концов выходит замуж Дуня?
- Что имеет в виду Свидригайлов, когда говорит о путешествии в Америку?
- Кто такая Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель и Гертруда Ресслих?
- Кто снимает помещение у портного Капернаумова?
- Кому еще, кроме Раскольникова, снится сон в романе? О чем этот сон?
- Кто в романе высказывает социалистические идеи, но в опошленном, карикатурном виде?
- Какого мнения Разумихин о социалистах?
- Кто подарил Соне нательный крест и Евангелие?
- У кого и в какие моменты появляется в руках револьвер? Когда он наконец стреляет?
Вопросы входного контроля
по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Как зовут Раскольникова?
В какое время года Раскольников совершил убийство?
Каким образом Раскольникову удалось избежать встречи со свидетелями преступления?
Как Раскольников познакомился с семейством Мармеладовых?
Кто говорит: «Бедность не порок, а нищета – порок-с»?
Когда Раскольников видит первый сон в романе? О чем этот сон?
О какой «арифметике» говорили студент и офицер в пивной?
Чем занималась сестра старухи-процентщицы?
О чем писали родные в письме Раскольникову?
По какому поводу раскольников восклицает: «подлец человек»?
Кому в романе являются приведения?
Как звали жену Свидригайлова и от чего она умерла?
Кто познакомил Дуню Раскольникову с Петром Петровичем Лужиным?
Что произошло с дворовым человеком Свидригайлова Филиппом?
Что мы знаем о невесте Свидригайлова?
Кто такие Зосимов, Порох, Заметов, Кох и какова их роль в сюжете романа?
Каких двух персонажей романа зовут одинаково (Миколка) и есть ли в этом, на ваш взгляд, символическое значение (раскройте его)?
Кто обвиняет Соню в краже и кто разоблачает клеветника?
Кто был арестован по подозрению в убийстве старухи?
Кто и по какому поводу восклицает: «Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!»?
Сколько разговоров произошло у Раскольникова с Порфирием Петровичем? О чем эти разговоры?
Сколько детей у Катерины Ивановны, какого они пола и как их зовут?
Какие слова и мысли героев заставляют вспомнить конец стихотворения А.С.Пушкина «»Клянусь четой и нечетой (из цикла «Подражание Корану») и строф XIV второй гавы романа «Евгений Онегин»?
Воспользовался ли Раскольников украденными у старухи деньгами и если да, то как?
Как Раскольников объясняет Соне причины своего преступления?
Какое место из Евангелия читает Соня Раскольникову по его просьбе?
Кто из героев романа был знаком со статьей Раскольникова?
Какую роль в сюжете выполняет безымянный «мещанин»?
За кого в конце концов выходит замуж Дуня?
Что имеет в виду Свидригайлов, когда говорит о путешествии в Америку?
Кто такая Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель и Гертруда Ресслих?
Кто снимает помещение у портного Капернаумова?
Кому еще, кроме Раскольникова, снится сон в романе? О чем этот сон?
Кто в романе высказывает социалистические идеи, но в опошленном, карикатурном виде?
Какого мнения Разумихин о социалистах?
Кто подарил Соне нательный крест и Евангелие?
У кого и в какие моменты появляется в руках револьвер? Когда он наконец стреляет?
15
СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
Сегодня мы поговорим об истории ношения нательного креста на груди. Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста, а некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими.
Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.
После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н.»энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями
Энколпион 15-16 век «Распятие Христово – Святитель Николай»
Что же символизирует собой нательный крестик?
Крест Христов – это символ христианства. Крест – величайшая христианская святыня. Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.
История возникновения Православного Креста
Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.
В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути: «Крест всякой формы есть истинный крест», – говорил преп. Феодор Студит. Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими тельниками. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста. Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты. Иногда крест покрывался несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, а иногда скандинавского происхождения. В Византии формируется даже особое богословие креста и появляется новый тип изображения креста. Такой крест состоит из двух крестообразно записанных слов: «фос» и «зои». Фос по-гречески означает свет. Зои означает жизнь.
Такой крест означает, что Христос – истинный свет («Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8.12). И, кроме того, – что Христос есть истинная Жизнь, сообщающая жизнь всему остальному сотворенному Богом миру.
Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются как четыре луча Света Жизни, исходящего от его источника – Христа.
Такая символика характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохранительницы и реликварии (места для хранения святынь).
Когда крест вписывается в круг, его символику можно понимать в солярном смысле, и Христос здесь предстает Солнцем правды.
Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым – Христом.
Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста.
На крестах 11-го – 13-го веков Распятый Христос почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа благословляющего, Христа, восседающего на Троне, Христа с предстоящими.
Крест все более усложняется, и его формы развиваются особенно в 14-м – 17-м веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину давался крест при крещении.
В это время в форме креста появляется подобие корабля или якоря, дерева, растения; нательные кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.
Нередко была композиция Деисиса (с греч. моление), то есть Христа с предстоящими Ему Богоматерью и Предтечей (или другими святыми).
Иконография православного (восточного) Распятия
Иконография православного (восточного) Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.
Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.
В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.
Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.
Смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани»
Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный договор с Богом и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души, если только мы будем согласны жить по закону Божиему. Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.
Виды православного креста
Православные нательные кресты имеют очень древнюю историю, в разные времена в разных местах христианского мира почитались кресты самой разной формы: и восьмиконечные, и четырехконечные, и равносторонние, и неравносторонние, и трехконечные, в виде буквы «Т». Однако самый распространенный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму, более всего соответствующую форме Креста, на котором был распят Христос.
Что касается крестов без Распятия, то эта форма креста – самая древняя. Изначально изображалась только геометрическая фигура креста, уже являющаяся сама по себе символом христианства. Позже на ней стали изображать и само Распятие, а также дополнительные элементы символики. Изображения Распятия появляются начиная со II-III веков. Около 600 г. ученый греческий монах Анастасий Синаит (игумен Синайской горы) пишет знаменитое полемическое сочинение против монофизитов «Руководство» и иллюстрирует его изображением Распятия. При этом он впервые применяет т. н. греческий круцификс, т. е. восьмиконечный крест. Интересно, что преподобный Анастасий Синаит попросил переписчиков своего сочинения каждый раз тщательно перерисовывать этот вид креста. А поскольку прп. Анастасия очень все уважали, то этот крест привился и стал общераспространенным на Востоке. Это именно восточный крест-распятие.
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).
Но последователи Иисуса Христа, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремились тот маленький, но драгоценный для них знак, который они носили на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписи, персонажи, узоры, детали, иконы и проч. Расскажу о наиболее популярных изображениях, встречаемых на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.
Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. (Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это согласно Евангелию от Иоанна (19, 29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся в ритуальных целях: им окропляли священники евреев жертвенной кровью: окропиши мя исопом и очищуся…).
Иногда у Христа на Распятии – пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь. В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.
Бывает, что за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.
По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.
На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.
Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники.
Каменный крест 16-го – 17-го веков. В центре – Лик Спасителя. Внизу – лик святителя Николая Чудотворца. По бокам – фигуры святых.
Кожаный крест. Такие кресты делали в старину в некоторых монастырях. Перед вами современный кожаный крест из монастыря в Старой Ладоге.
Крест начала 20-го столетия. Этот крест был выпущен в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых.
Крест выполнен в традиционном старорусском стиле.
Старообрядческие нательные кресты – тельники, как и сегодня их называют старообрядцы.
Золотые нательные кресты 19-го века.
Такие кресты носили состоятельные люди. Передаваясь из поколения в поколение, некоторые из этих нательных крестиков, выполненных из красного, червонного, золота, дожили и до наших дней.
Медный и серебряный нательные кресты малоимущих людей (19-й век)
Серебряные нательные крестики изящной, часто вычурной формы 1990-х – начала 2000-х годов
Иерусалимский нательный крест
Подчеркивая, что Иерусалим – место Страстей и Смерти Христовой, иерусалимские христиане любят изготавливать кресты нарочито грубой формы, максимально приближенные к оригиналу Креста Господня.
О благоговейном почитании нательного креста
Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».
«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».
Преподобный Иосиф Волоцкий.
Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия. Христианин всегда обязан иметь памятование о Боге, ибо сказано “Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего” (Втор.6, 5). Ношение креста есть бессловесная постоянная молитва христианина, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной и неразлучной жизни с Богом.
Крестное знамение. Нательный крестик. Суеверия
Книга «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» | |
Следующая >> | |
Глава: |
Рассуждая о крещении, стоит упомянуть о крестном знамении и нательном крестике. Многие христиане утверждают, что крестное знамение уходит корнями в апостольское учение. Однако это не так. В распоряжении богословов нет ни одного исторического свидетельства, подтверждающего факт осенения себя крестным знамением апостолами и их учениками. Впервые подобие знамения упоминается в III веке раннехристианским теологом Тертуллианом в труде «О венке воина»:
«При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе… приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением».
Миланский епископ Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397) так писал об этом знаке:
«Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедовать распятого Христа, Который не стыдился называть нас братьями».
Ему вторил Августин Блаженный (354 – 430 гг.):
«Христос благоволил, чтобы знамение Его запечатлевалось на челе нашем, как на месте стыдливости, для того, чтобы христианин не стыдился поношения Христова».
В руках современных богословов много свидетельств о существовавшей с III века практике наложения крестного знамения на чело (лоб) человека. Однако ни один древний источник не говорит об обязательности данного действа для всех христиан. Для верующих этот жест был скорее проявлением верности Спасителю, открытая демонстрация своей принадлежности к христианству — не стыдясь креста Христова (см. Мар. 8:38) и не боясь гонений за Него (см. Ин. 15:20). Возможно также, христиане накладывали на лоб знак креста Христова, чтобы показать, что на нем не будет места начертанию диавола, о котором предсказывал апостол Иоанн в книге Откровение (см. Откр. 13:16). Знак на челе, свидетельствующий о принадлежности к Богу, упоминается и в книге пророка Иезекиилия (см. Иез. 9:4). По мнению многих богословов, эти пророчества относятся непосредственно ко времени перед Великим судом и говорят о верном остатке – людях, которые будут помнить и исполнять заповеди Божьи (см. Втор. 6:6,8, Втор. 11:13,18). В любом случае христиане первых веков знак на лоб накладывали по собственной инициативе, а не стремясь следовать указаниям апостолов.
Впоследствии же крестное знамение из практики отдельных верующих прочно вошло в канон церкви. При этом оно переместилось с лица на тело, стало различаться в конфессиях и даже приобрело ореол чудодейственности. Теперь налагать на себя крест оцерквленные христиане некоторых конфессий просто обязаны, причем когда и как научит их церковь.
Согласно ряду исторических свидетельств, примерно по IX век многие христиане накладывали крестное знамение одним пальцем, затем – двумя, тремя и ладошкой. Сегодня православные христиане крестятся тремя пальцами, вышедшие из них старообрядцы – двумя, накладывая знамение на лоб – живот – правое плечо – левое плечо. Как мы уже говорили, крупный раскол в русской православной церкви в XVII веке в значительной части был вызван нежеланием некоторых христиан (впоследствии названных старообрядцами) принять новации патриарха Никона. Одним из нововведений Никона было изменение крестного знамения с двух перстов на три. Католики же преимущественно крестятся ладошкой и в другом направлении: лоб – живот – левое плечо — правое плечо.
Что касается нательного крестика, то доподлинно неизвестно, когда и откуда появилась традиция его ношения. Впервые его подобие упоминает богослов Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.) в труде «Против аномеев» (часть 3, п. 10):
«Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение».
Здесь речь идет об энколпионе – пустотелом медальоне, кресте или коробочке для ношения на груди какой-либо святыни. В данном случае Иоанн рассуждает о щепочках от якобы Голгофского креста, которые помещали в энколпионы и носили на теле некоторые христиане. Напомним, что Голгофский крест в виде святыни вошел в христианство благодаря Елене – матери императора Константина, о чем мы говорили в главе «Святые места и святые предметы».
Помимо крестов-энколпионов, то есть вместилищей для реликвий (мощей, щепок Голгофского дерева, списков священных книг и иных святынь), непосредственно нательные крестики по разным данным появились в IX — XI веках. Среди историков существует версия, основанная на Иокимовской летописи, что на Руси обычай носить крестики берет свое начало со времен крещения новгородцев «огнем и мечом». Воеводы князя Владимира Добрыня и Путята надевали маленькие крестики на шеи тех, кого они уже окрестили, чтобы не спутать с некрещеными.
Как обязательная часть процедуры крещения, крестики начали упоминаться на Руси лишь в требниках («инструкциях» для священников) XVII века. А наперсный крест (большой нагрудный крест) как отличительный признак священнического сана был введен в России только в XVIII веке.
Нет ничего плохого в самом кресте, который символизирует смерть за нас на Голгофе Спасителя, как нет ничего предосудительного в оформлении молитвенных домов изображениями библейских сцен. Однако плохо, что изображения обрели ореол святости и чудодейственности, а крест превратился в своего рода культ. Из проявления личного благочестия, ношение крестика превратилось в обязанность. Сейчас отсутствие креста на груди ряд верующих могут расценить как грех, и даже предательство христианской веры.
Канон о нательном кресте некоторые представители популярных церквей пытаются связать с призывом Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24, Мар. 8:34). Хотя если прочитать это высказывание Иисуса без отрыва от контекста, будет абсолютно понятно, что там не может идти речи о кресте как знаке принадлежности к церкви. Нет ничего общего между крестом – игом, то есть выбором пути христианина, о котором здесь говорит Иисус (об этом мы будем рассуждать позже), и носимом на теле символом:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).
Несложно увидеть негативные последствия от чрезмерного уделения внимания кресту как святыне. С одной стороны, трогательно выглядят нежелание верующих расстаться с нательным крестиком хоть ненадолго, переживания по поводу его потери или поломки. Но, с другой стороны, это ужасно — ведь многие люди становятся рабами языческих суеверий. Олицетворяя присутствие Бога в их жизни с нательным крестиком или иными святынями, они забывают, что Бог Живой и Он всегда рядом с ними: «Он … недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27, см. также Пс. 32:13,15, Пс. 138:3,5, Пс. 15:8, 1 Пар. 28:9).
Крестики стали освящать в церкви, хотя согласно даже простой логике символ креста Христова уже свят по определению. Им стали приписывать силу исцеления, защиту от сатаны и бесов. Задумайтесь — не Богу, а знаку. Поэтому многие верующие, надеясь на крестик, крестное знамение и святыни, не видят необходимости каяться в грехах, менять образ жизни, изучать Библию, исполнять закон Божий… Ведь на уровне понимания ими христианства достаточно поцеловать крест и сотворить крестное знамение. Такие верующие думают, что Бога вполне устроит немногое со стороны человека – нужно лишь носить крестик, поздравлять друг друга с религиозными праздниками, а в честь особо важных дат устраивать трапезы с определенными кушаниями и посещать храм… А если все же придет беда, можно будет заказать в церкви мессу, требу, поставить свечки перед иконами или совершить паломничество к чудотворной святыне…
К сожалению, большая часть верующих исторически распространенных конфессий слишком много внимания, вплоть до поклонения и суеверия, уделяют знакам, символам и образам. Настоящей же истине о Голгофском Кресте – ветхозаветней и новозаветней истории, учению Бога Отца и Сына уделяется недостаточно внимания или же не уделяется вовсе.
Стоит отметить, что несмотря на крайне отрицательное отношение официального православия к суеверию (суеверие – суетная вера, вера в суетное – пустое), сами его представители признают, что большинство их прихожан суеверны. По данным православного журнала «Фома» (№ 5/49, 2007 г.), среди активных православных (т. е. тех, кто посещает церковные службы раз в месяц и чаще) лишь около 40% верующих отвергают суеверия.
Богослов Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.) во «Втором огласительном слове» (п. 5) о приметах и суевериях говорил:
«Иногда кто-нибудь, вышедши из своего дома, видит человека одноглазого или хромого, и принимает это за дурное предзнаменование. Это — сатанинская гордость, так как не встреча с человеком делает день дурным, но греховная жизнь».
Богослов Блаженный Августин Аврелий, епископ Гиппонский (354—430 гг.) в своем труде «Христианская наука или основания герменевтики и церковного красноречия» (кн. 2/35) писал:
«На … мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, в некотором отношении не иначе надобно смотреть, как на некоторого рода договор и условие со злыми духами».
Безусловно, к суеверию предрасполагают почитание различных святынь, многочисленность и многосложность религиозных обрядов.
СОДЕРЖАНИЕ | |
Педобаптизм, оглашенные >> | |
Теги: суеверия, КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, нательный крестик, история |