Содержание
Река Иордан – место крещения Иисуса Христа
Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь согласно Евангелию в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.
Место истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря)
ВИФАВАРА ПРИ ИОРДАНЕ
В Евангелии от Иоанна указывается точный адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель – Вифавара при Иордане (Ев. от Иоанна 1, 28). Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.
Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море.
Карта Святой Земли в храме Святого Георгия (Мадаба, Иордания)
Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли, с указанием всех христианских Святынь.
Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.
Примечательно, что в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.
В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита основание, на которой как предполагали, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.
Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.
Вади эль-Харар — место крещения Иисуса Христа
После бурных дебатов, ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар — величайшая христианская Святыня.
Православный храм Иоанна Крестителя в Вади эль-Харар (Иордания)
Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Храм основан на том самом месте, где по преданию Иисус Христос оставил свою одежду, прежде чем окунуться в воды библейской реки.
Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.
В настоящее время в районе евангельской Вифавары как с иорданской, так с израильской стороны созданы все условия для паломников, желающих совершить обряд омовения или даже крещения в водах реки Иордан.
На переднем плане паломнический комплекс в Каср-эль-Яхуд (Израиль), на заднем плане в Вади эль-Харар (Иордания)
Со стороны Израиля паломнический комплекс расположен в Каср-эль-Яхуд (Qasr al-Yahud). Расстояние от Иерусалима до Каср-эль-Яхуд — 50 км.
Со стороны Иордании паломнический комплекс расположен в Вади эль-Харар, на картах Google это место обозначено как Аль-Махтас. Расстояние от Мадаба до Аль-Махтас – 40 км.
Израиль и Иорданию в этом месте разделяет только река Иордан, шириной всего несколько метров, граница между двумя государствами проходит ровно посередине.
ЯРДЕНИТ В ИЗРАИЛЕ
Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль, задаются вопросом: где еще есть возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан?
Река Иордан, практически на всем своем протяжении от озера Кинерет (Галилейского моря) до Мертвого моря, представляет собой естественную границу между двумя государствами Израилем и Иорданией. Границу, надо сказать, не всегда мирную, в связи с чем, подходы к реке как с одной, так и с другой находятся под пристальным наблюдением военных.
Место омовения для современных паломников на карте Святой Земли
С этой целью Министерством туризма Израиля было определено специальное место, представляющее собой тихую заводь в районе истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря). В 1981 на этом месте был построен специальный комплекс для паломников, получивший название Ярденит. Ярденит построен на землях, принадлежащих кибуцу Кинерет, и управляется членами этого кибуца.
Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)
Согласно Евангелию от Марка, в момент крещения в водах реки Иордан, на Иисуса сошел святой дух в виде голубя:
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». (Мк. 1, 9-11)
Именно эти слова, написанные на мемориальной стене по всей протяженности комплекс на всех языках мира, встречают приезжающих сюда паломников.
Цитата из Евангелия от Марка встречает паломников на всех языках на мемориальной стене комплекса
Комплекс оборудован пешеходными дорожками, удобными подходами к воде, раздевалками, душевыми кабинами. В магазинчиках, находящихся на территории комплекса, можно приобрести или взять на прокат рубашки паломника, купить бутылочки для иорданской воды, а так же различную сувенирную, косметическую и другую продукцию земли Израиля.
В местном ресторанчике вам обязательно предложат отведать популярную среди туристов рыбу тиляпию, которую здесь величают «рыбой Святого Петра».
История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма. Но, у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы.
Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.
Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)
Ежегодно сотни тысяч христианских паломников, со всех уголков земного шара, посещают комплекс Ярденит в Израиле. Нередко приезжают целые автобусы с паломниками во главе со священниками, различных христианских конфессий, которые совершают здесь обряд Крещения.
Очень часто у паломников, уже крестившихся ранее, возникает вопрос: «Можно ли пройти обряд крещения еще раз, на этот раз в водах реки Иордан?». Дело в том, что крещение – это специальный ритуал, совершающийся в жизни верующего христианина всего один только раз. Исключением может быть только переход из одной конфессии в другую, в этом случае имеет смысл проконсультироваться у священнослужителей той, или иной конфессии.
Крещенные ранее паломники совершают в водах реки Иордан ритуальные омовения, во исцелении души и тела. Переодевшись в белые одежды, паломники произносят слова молитвы, после чего трижды окунаются в воды Иордана, во имя Отца, Сына и Святого Духа.
После купания рубашку рекомендуют высушить и не стирать. Считается, что если надевать ее во время болезни на больного человека, то он быстрее поправиться.
В центре можно получить именной Сертификат о совершении обряда омовения или крещения в водах реки Иордан.
Комплекс для паломников Ярденит (Израиль)
Вся вода в реке Иордан изначально считается священной с того самого момента, когда в ее водах принял крещение Иисус Христос. И не важно, что комплекс Ярденит в Израиле находится не на том самом месте, где все это произошло на самом деле, ведь самое главное для нескольких сотен тысяч христианских паломников приезжающих сюда ежегодно не место, а искренняя Вера.
Местонахождение: Южная оконечность озера Кинерет, шоссе 90. От шоссе до Ярденита 0,5 км.
Самый лучший способ для посещения достопримечательностей – это взять машину на прокат. О том, как арендовать автомобиль в Израиле, о правилах дорожного движения и парковки можно прочитать
Как добраться общественным транспортом: Рейсовые автобусы из Иерусалима № 961, 963, 964; автобусами от северных городов страны, движущимися по шоссе № 90.
Часы работы:
понедельник – четверг: 08:00 – 18:00,
пятница и канун праздников: 08:00 – 17:00
Вход свободный. Все посетители для поддержания благочестивой атмосферы должны иметь белые крестильные одежды, которые можно приобрести ($24) или взять напрокат ($10).
Об истинном месте Крещения Иисуса Христа, Иорданских святых и «епископе без кафедры»
В ноябре 2019 года мне посчастливилось погрузиться в воды реки Иордан, когда мы с паломниками, путешествуя по Иордании, жили на Подворье в честь Святого Иоанна Предтечи на месте Крещения Господня. О русской паломнической резиденции высочайшего уровня и о многом другом рассказывает исполняющий обязанности ключаря Подворья Русской духовой миссии на месте Крещения Иисуса Христа игумен Михей (Селяков).
Подворье Русской Духовной Миссии в Иордании
– Отец Михей, как вы оказались в Иорданском Археологическом заповеднике под названием «Место Крещения Христа»?
– Я думаю, это Промысл Божий. Специально не просился. Так получилось, что мне пришлось уехать из Сибири по состоянию здоровья. И в какую южную страну меня направят, мне было неважно. Я положился на волю Божью: как владыка Антоний определит, пусть так и будет. Он руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, митрополит Корсунский и Западноевропейский. Он, правда, спросил, где я желаю служить: на приходе с детьми или где-то еще… Я ответил, что каждый монах желает быть поближе к монашеской обстановке. И владыка сказал, что есть вакансия в Иордании. Я, конечно, сразу согласился, и уже около года тружусь в Русском Странноприимном доме на месте Крещения Иисуса Христа.
Я думаю, это Промысл Божий
Когда я думаю о тех важнейших событиях Библейской истории, которые здесь происходили, дух захватывает, и не верится, что я служу в таком святом месте. Оно называется Вифавара, что в переводе с еврейского значит «переправа». В древности здесь был переход через реку Иордан.
– Как давно это место стало паломническим?
– Это местечко русские паломники начали посещать еще в XII веке, но сейчас далеко не все россияне знают о нем. Читая историческую книгу об Иордании, я понял, что каждое селение здесь связано с конкретным библейским событием. Именно здесь израильтяне после сорокалетнего странствования по пустыне перешли через полноводный тогда Иордан в землю обетованную под предводительством Иисуса Навина.
Река Иордан зимой 2019
На протяжении семи столетий, с V по начало XII века, на месте Крещения Господня сменили друг друга пять христианских храмов. Первый храм был построен при византийском императоре Анастасии, на специальных арках на высоте 6 метров над землей. Это было сделано, чтобы храм не был разрушен во время разливов Иордана.
Мозаичная икона на месте Крещения
– Какие исторические свидетельства говорят об этом?
– В 1990-е годы международная группа археологов во время раскопок обнаружила каменный остов часовни. Она стояла на месте, где Господь снял ризы перед тем, как зайти в воду. В близлежащем городе Ма́даба (это библейская Медева), который населяют в основном христиане, в конце XIX века на основании древнего христианского храма была построена базилика Святого великомученика Георгия Победоносца. На полу базилики сохранилась уникальная древняя мозаичная карта святых мест Палестины. Она датируется VI веком по Р.Х. Именно эта карта подсказала, где искать историческое место Крещения Господа нашего Иисуса Христа от десницы святого Иоанна Предтечи. Это место обозначала основа греческой колонны, которая была обнаружена вместе с руинами византийской церкви. Остатки древней купели и базилики сохранились на расстоянии нескольких сотен метров от Русского Странноприимного дома. Только вдумайтесь – мы с вами ходим по тем самым местам, где проповедовал святой Иоанн Креститель, где принявший от его руки Крещение Иисус Христос призвал апостолов из его учеников! На это же место, «за Иордан», Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления.
Древний храм на месте Крещения
Только вдумайтесь – мы с вами ходим по тем самым местам, где проповедовал святой Иоанн Креститель
– Откуда чаще всего к вам приезжают паломники?
– Большинство из России, а из них большая часть из Москвы. Бывали люди из Краснодара, Челябинска, но 90%, наверное, москвичи. Иностранцы заезжают, но это буквально единицы.
– В основном православные?
– Не только. У нас прошлой зимой три-четыре дня англикане проводили какие-то богословские диспуты. В холле для них ставили столы, мы даже с ними беседовали, дискутировали. Молились они, конечно, отдельно, на улице.
– Они знали о том, что в пяти минутах ходьбы от гостиницы оборудован удобный спуск к реке, где паломники совершают омовение в священных водах Иордана – в том месте, где Крещение принял Сам Иисус Христос?
– Погружаться в воду – это больше русская традиция. Я не видел, чтобы иностранцы купались. Сам я летом окунаюсь каждый день, в основном вечером, когда никого нет. Помимо паломников, сюда еще приезжают туристы из Акабы. Слава Богу, многие из них верующие, крещеные. То есть миссионерскую функцию это место выполняет, несмотря на то, что они не попадают на богослужения.
– Едва выйдя из автобуса, мы сразу побежали к реке Иордан, чтобы успеть окунуться до темноты. Все паломнические группы так себя ведут?
– Большинство. Теперь здесь самое удобное место для погружения в Иордан. Года три назад тут все облагородили. Сделали дубовую купальню и спуск к воде. Раньше дно было глинистое, а теперь в глубину ведут деревянные ступени. Спуск к реке расположен очень близко от резиденции.
Холм пророка Илии и место пещеры пророка Иоанна Крестителя
– На Святой Земле, как нигде, ощущается близость святых. В вашем храме Иоанна Предтечи есть большая икона «Собор иорданских святых». Большинство их имен мне неизвестно, к сожалению.
– На этой иконе изображены, конечно, не все иорданские святые, а лишь основные, которые здесь подвизались. Из широко известных – это, прежде всего, пророки Илия и Иоанн Предтеча и преподобная Мария Египетская. В двух километрах от Странноприимного дома находится холм Святого пророка Илии. Здесь он перешел Иордан перед тем, как Господь взял его на небо на огненной колеснице. Гиды покажут вам холм «Тель Харрар» с руинами византийской пещерной церкви. Она почитается как жилище пророка Илии и Иоанна Предтечи. Православные христиане не могут не посетить и место усекновения главы Иоанна Предтечи. По преданию, он пребывал в заточении в местечке Макави́р – в темнице замка царя Ирода Махайрос. Здесь проходил описанный в Евангелии пир в честь дня рождения Ирода, во время которого Иоанн Предтеча был усечен мечом. В 72-м году по Р.Х. римляне не оставили от замка Ирода камня на камне, но библейские руины до наших дней свидетельствуют о произошедших здесь событиях.
Русский храм Иоанна Предтечи на месте Крещения
Библейские руины до наших дней свидетельствуют о произошедших здесь событиях
Недалеко от нас находится место подвигов преподобной Марии Египетской, которая перешла Иордан, чтобы отправиться в пустыню для аскетических трудов и покаяния. Это буквально метрах в трехстах отсюда. В Великий пост, в день «Стояния преподобной Марии Египетской», мы читаем ее житие и канон Андрея Критского прямо на том месте в пустыне, где жила преподобная Мария Египетская. В Иордании святые места сохраняются в инклюзивном, первозданном виде – нет ни современной плитки, ни фонарей. Мы все видим так, как было во времена подвизавшихся иорданских святых: те же самые кусты и тот же песок – ту обстановку, которая была здесь несколько веков назад.
– Наш замечательный гид-миссионер Александр Фрэл показал нам и источник Святого Иоанна Крестителя, и руины византийского монастыря на предполагаемом месте подвига преподобной Марии Египетской. Он рассказал и о том, что сейчас в заповеднике имеют свои храмы и монастыри различные христианские конфессии. Но православные чувствуют себя как дома, конечно, в очень уютном Русском Странноприимном доме. Какова история его создания?
– В июле 2006 года король Иордании Абдалла II Бен Аль-Хусейн решил предоставить России землю на территории заповедника «Место Крещения Иисуса Христа» для строительства паломнического центра. В феврале 2007 года состоялась встреча на высшем уровне короля Иордании и Президента России Владимира Путина. Участок земли в Вифаваре был официально передан России правительством Иорданского королевства в бессрочное и безвозмездное пользование. В марте следующего года на восточном берегу Иордана был освящен закладной камень будущего комплекса. 26 июня 2012 года, в рамках официального визита Президента России в Израиль, был торжественно открыт «Русский Странноприимный дом на месте Крещения Господня». С этого времени он вошел в инфраструктуру старейшего русского учреждения на Святой Земле – Русской духовной миссии в Иерусалиме, которая уже более 170-ти лет занимается приемом паломников.
Патриарх Кирилл, 2012 год
– Кто из известных людей побывал у вас?
– Странноприимный дом на месте Крещения Господня в ноябре 2012 года посетил Патриарх Кирилл во время своего официального визита в Святую Землю. Это произошло спустя месяц после прибытия первой группы паломников. Он осмотрел храм Св. Иоанна Предтечи, паломническую резиденцию, рассчитанную на 98 человек, уютные гостиничные номера со всеми удобствами, просторную трапезную, автомобильную парковку, два спуска к Иордану: один из них удобен для малых групп, второй – для больших. А 6 октября 2015 года Странноприимный дом посетили председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, посол в Иордании Борис Болотин, сенаторы, депутаты Госдумы, политики и бизнесмены России и Иордании. Их встретили представители духовенства во главе с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Александром (Елисовым).
– Нас поразил своей красотой расположенный на втором этаже Странноприимного дома православный храм в честь Святого Иоанна Предтечи. Это сердце паломнической резиденции. Из храма долго не хотелось уходить.
– Все паломники восхищаются нашим храмом, расписанным в византийском стиле. Он открыт ежедневно, до позднего вечера. Богослужения в храме проходят по средам, пятницам, воскресеньям и в дни великих праздников. Паломники заказывают поминания о здравии и об упокоении на полгода и на год. Редко кто уходит из церковной лавки без икон или сувениров. Даже католики часто приезжают группами на экскурсии в наш храм. Все отмечают его благолепие, особую тишину и спокойствие.
– Каковы ваши собственные ощущения от пребывания в Иордании?
– Эти внутренние ощущения не передать словами. Это ощущение Святого места и особенная близость к святым, к Богу. Кажется, каждая молитва, каждая твоя мысль бывает услышана. Мы знаем, конечно, что Господь к каждому из нас очень близок, но здесь, бывает, даже не молишься, а просто подумаешь – и Господь уже дает просимое.
Гостиница
– Окормляете ли вы местное население?
– Первоочередной моей задачей является забота о сотнях паломников. Также мне приходится заниматься духовным попечением о местных русскоязычных христианах. Слава Богу, что в семинарии я был председателем миссионерского братства, поэтому некий опыт приобрел, что весьма пригодилось здесь. Примерно три раза в неделю молимся об упокоении. Когда нет литургии, я служу молебен и заупокойную литию. Записки в основном приезжие подают. Если заказывают сорокоуст, молимся около трех месяцев, т.к. у нас 3–4 литургии в неделю. Местные православные тут как исповедники. Все-таки страна мусульманская – у них свои законы. Как говорится, Восток – дело тонкое. У многих прихожанок мужья – мусульмане, и мы стараемся им больше уделять внимания, и требования к ним уже не такие строгие, как в православной стране. Когда они рассказывают о своей вере, видишь, как им Господь помогает, как рука Божия с ними, какие чудеса происходят в их жизни по их просьбе. Это из их личных рассказов об их жизни, о том, как они пришли к вере.
– Прихожан много?
– По сравнению с Тюменью, где у нас было достаточно много прихожан (на Пасху приходило от 700 до 1000 человек), здесь, конечно, гораздо меньше. В Тюмени в Свято-Троицком монастыре небольшое расстояние от келлии до храма проходил, бывало, минут за 40, потому что людей очень много, и они задавали много вопросов. Я иногда думал, как бы до храма дойти, иногда начинал прятаться. А здесь каждого человека ждешь и ценишь. Каждому уделяешь гораздо больше внимания, особенно нашим, местным прихожанам.
– Вы ощущаете близость святых в этом святом месте?
– Да. Могу рассказать один случай. Во время праздничного всенощного бдения я выхожу перед царскими вратами читать молитвы во время шестопсалмия, соответственно, в алтаре никого не остается. В алтаре на жертвеннике лежали просфорки, из которых я уже начал вынимать частицы за сорокоусты. Одна просфора у меня оставалась – не вынутая, нетронутая. Захожу минут через 10, смотрю, а из просфоры вынуто частиц сто, не меньше. Никого нет, я один священник, у меня здесь нет ни пономаря, ни диакона. Только чтец на клиросе читал псалмы.
Захожу минут через 10, смотрю, а из просфоры вынуто частиц сто, не меньше. Никого нет, я один священник
– И кто, по вашему мнению, вынул частицы?
– Очень многие рассказывают про святителя Нектария Эгинского. Его еще называют «епископ без кафедры», так как он часто ходит по храмам. Бывает, его видят даже воочию. Поэтому, скорее всего, это он. В житиях святых описывается случай, как явился один из святых служащему иеромонаху и просил его помолиться на проскомидии за своих усопших родителей. Иеромонах ему говорит: «Подожди, ты же святой, на небе находишься, а просишь у меня, грешного, молитв». Святой отвечает: «Здесь вы – священники – стоите непосредственно у престола Божия, здесь – на Земле – молитва важнее».
– Что было самым радостным для вас, когда вы приехали сюда?
– Самое радостное для меня – это тишина, тепло и спокойствие. Пожив в городском монастыре, где постоянно шум и очень много людей, здесь, в тишине, начинаешь больше контролировать свои мысли, больше себя слышать. При этом понимаешь, что справиться с собой не так-то просто. Тут и благотворное воздействие на душу, и более обостренная духовная борьба. Она более явная. Без помощи Божьей тут не обойтись.
– А кто у вас поет на клиросе?
– Раньше пели сестры из Горненского женского монастыря, которые направлялись сюда на послушание. Сейчас удалось привезти одного певчего из Тюменского Свято-Троицкого монастыря.
Митрополит Запорожский Лука
– Вы успеваете пообщаться и познакомиться с паломниками?
– Принимая паломнические группы, я больше общаюсь с батюшками. Если группа приезжает без священника, то, конечно, беру на себя миссию беседовать, исповедовать. Время общения с прихожанами – это обычно проповедь после литургии. Мне понравился один московский духовник, старенький батюшка, сейчас не помню его имя, но он был для меня примером. Он беседовал со своими паломниками целыми днями – и в трапезной, и вечером возле фонтана, и днем они сидели, читая Псалтирь. То есть целыми днями продолжалось общение! А недавно с большой группой паломников приезжал митрополит Запорожский Лука. Пока они жили здесь, он служил литургию каждый день. С ним было 11 сопровождавших священников.
– В трапезной работают русские женщины. Это трудницы?
– Да, трудницы. Их приглашают на рабочий сезон – примерно с середины августа до середины июня следующего года, потому что в середине июня температура воздуха тут поднимается до 50 градусов, и месяца два здесь приема паломников нет. Можно, конечно, приехать, искупаться, в храм зайти. Это одно из самых низких мест на планете – ниже уровня мирового океана на 400 метров (если точно, по-моему, 385 метров). По сравнению с Иерусалимом, здесь всегда на 10 градусов теплее. Я обычно шучу, что ниже меня уже не сошлют, потому что некуда.
– Как вам удается служить без помощников на Рождество и Пасху, когда собирается большое количество людей?
– Особенно сложно бывает на Пасху: с утра служба, потом едем на границу за Благодатным огнем из Иерусалима, потом подготовка, переоблачение, украшение храма, потом приезжают паломники, и с 9 вечера я начинаю их исповедовать. А в 12 ночи начинается пасхальное богослужение и крестный ход.
– Кто украшает храм цветами?
– Сам все делаю. Помогает клирошанин. Людей немного, приходится все делать самому – звонить в колокол, убирать алтарь. Когда на Пасху и Рождество паломники приезжают, мы очень рады, потому что это действительно большая помощь. Если вдвоем служишь, это уже в два раза легче.
– Бывают ли на службах дети?
– Конечно. В основном это дети сотрудников нашего посольства и прихожан. Надо отметить, что дети здесь более взрослые. Знают, как правило, не один язык. Меня удивляет, насколько хорошо в Иордании дети знают не только свой родной арабский, но и английский язык. И радует, что с детства их приводят в храм.
– Отец Михей, расскажите, пожалуйста, о себе. Вы родились в верующей семье?
– Я родился на Урале, в небольшом провинциальном городке Кушва Свердловской области. Родители из рабочих. Папа больше сорока лет проработал в шахте. Сейчас ему идет 86-й год. Мама почила. Родители с детства прививали нам – четверым детям – веру. Меня крестили в 5 лет в храме Архангела Михаила. Мама учила кратким молитвам, сама всегда читала молитвы. Утром, бывало, просыпаешься оттого, что мама в соседней комнате молится за своих детей, иногда со слезами. Конечно, свой отпечаток это наложило на мою жизнь. Слава Богу, Господь сохранил от каких-то страшных грехов в юношестве. Вера-то была. Другой вопрос, что мы не были полностью воцерковленными.
– А учились и работали где?
– После окончания средней школы работал 7 лет мастером ОПС в отделе вневедомственной охраны города Кушва. В 2001-м году по направлению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия поступил на очное отделение Тобольской семинарии. Она была тогда в России третьей по счету. Первые две были в Москве и Санкт-Петербурге. Во время учебы нес послушания старшего дежурного по Петропавловскому храму города Тобольска, председателя миссионерского братства при семинарии имени Великомученика Димитрия Солунского. На третьем курсе принял монашеский постриг. Меня назвали в честь преподобного Михея, игумена Радонежского. На Благовещение Пресвятой Богородицы 2004 года был рукоположен в диаконский сан, а ровно через год стал иеромонахом. Два года нес послушание коменданта архиерейского дома архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина). Заочно учился в магистратуре при ТПДС и в Тобольске же закончил педагогический институт по профилю «История и право».
– Вы с детства хотели стать батюшкой?
– Нет, хотя мысли были, конечно. Мы с мамой как-то сидели, общались. Был у нас Новый завет, изданный в XIX или даже в XVIII веке, старый-престарый. Лет в 14–15 мне удавалось читать на церковнославянском. Я не все понимал, но старался читать. Мама на меня смотрит и говорит: «Может, тебе батюшкой пойти?» Я говорю: «Какой из меня батюшка?» – «Ну, да». Но через 10 лет по Промыслу Божьему этот вопрос вновь был поднят.
– А бабушка с дедушкой верующие были?
– Да. Дома у них стояли иконы, а мы, дети, спрашивали, живые ли те, кто изображен на иконах. Тогда не хватало ни икон, ни литературы. Какую-то брошюрку мама принесла из храма, еле-еле купила, и то в ней говорилось лишь об изъятии церковных ценностей в XX веке. Позже за большие деньги еле достали Библию.
– Мы приехали на Святую Землю 2 ноября, в день памяти преподобного Гавриила (Ургебадзе). Вы, конечно, читали о том, что решающую роль в его жизни сыграло Евангелие, прочитанное в детстве. А в вашей жизни Евангелие много значило?
– Скорее, Библия целиком. Мама как-то сказала: «Кто прочитает Библию, того Бог не оставит». Знаете, когда начинаешь постоянно искать истину, нужно знать, где можно найти ответ на какой-то свой вопрос. Я потихонечку, втайне от всех, начал читать Библию каждый день. Я ее в подростковом возрасте прочитал всю. У меня была такая идея: если я в течение дня не нашел для себя ответа на свой важный вопрос, то день прошел зря. А тут уже более-менее в церковной библиотеке стали появляться книги преподобных аввы Дорофея, Иоанна Лествичника. Я начал читать. Надо же, на все мои вопросы, оказывается, есть ответы. Я взахлеб, за вечер, прочитывал целую книгу и запоминал все слово в слово. До того изголодалась душа. Это и был наибольший толчок к воцерковлению.
– Сейчас, в век Интернета, найти любую книгу не проблема. А вы в юности делились книгами со своими братьями?
– Я бы сказал, что они больше начали читать и воцерковляться, когда я уже постригся в монашество. Мы ездили, конечно, с ними в паломничества – в Верхотурье к праведному Симеону, в Меркушино, – но в таинствах особо не участвовали.
Игумен Михей (Селяков)
– А сами когда начали воцерковляться?
– Когда работал мастером по сигнализации 5 разряда в отделе вневедомственной охраны. Вечерами я дежурил, выполняя чисто техническую работу: когда закрывались магазины, кассы, банки, если где-то что-то не могли закрыть, мне приходилось выезжать и устранять неисправности. Городок у нас небольшой, иногда вовсе заявок не было. В 1990-е годы не было ни сотовых телефонов, ни Интернета, даже телевизора у нас в кабинете не было. По 8 часов я в кабинете был один. И вот это уединение очень ценил. Было о чем подумать. Я прекрасно понимал, что в моей жизни всё есть, все блага: здоровье, родители хорошие, квартира, машина, всем обеспечен – чего еще не хватает? И приходил к выводу, что не хватает только молитвы. Особенно это становилось очевидным, когда наблюдал за людьми из окна. Вон дедушка старенький еле-еле идет, пьяный, за кусты хватается, ругается очень сильно. И думаешь: вот-вот он сейчас умрет, ему осталось жить-то всего ничего. А зачем это, для чего эта краткая жизнь? Бессмысленно все.
– Был ли все-таки какой-то призыв Господа к служению?
– В Священном Писании Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). Когда человек Духом Святым познает истину, он идет уже прямо, не оборачиваясь назад. Процесс воцерковления становится более твердым. Когда я первый раз исповедовался (это сразу была генеральная Исповедь), сразу появилась твердая неофитская решимость: «Больше я грешить никогда в жизни не буду». Эта решимость, когда, может быть, еще предваряющая благодать действовала, продержалась неделю, максимум две. Потом я на кого-то весьма сильно разгневался, накричал. «Ага, – думаю, – не получается». Постепенно начинаешь познавать свою немощь. Захочешь стать святым – не получится. У меня была мысль учиться в духовной семинарии. Настоятель нашего храма протоиерей Димитрий Меньшиков настойчиво предложил мне поступать в семинарию. Но мне не хотелось сразу же туда отправляться. Я говорю: «У меня опыта немного, давайте я годик на приходе побуду пономарем». И это мне помогло узнать Устав и приобрести некий опыт. Потом на первом курсе Тобольской семинарии литургика и другие предметы мне давались гораздо легче.
Постепенно начинаешь познавать свою немощь. Захочешь стать святым – не получится
– В Губернаторском доме Тобольска с августа 1917 года по апрель 1918 года содержалась под арестом Царская семья до высылки в Екатеринбург. Учась в Тобольске, почитали ли святых Царственных страстотерпцев, тогда еще не прославленных в лике святых?
– Да, конечно. Как раз этим летом я с родным отцом посетил большинство мест пребывания Царской семьи, в том числе и бывший дом губернатора в Тобольске. Еще до семинарии, помню, мы заехали в Вознесенский храм Екатеринбурга – он находится недалеко от Храма-На-Крови. Там я купил замечательную книжку – письма Царицы Александры Федоровны. Как проникновенно она писала! До чего же чистые люди были! Я с неофитской благодатью всегда восхищался верующими людьми, и мне казалось, что все верующие – святые, а батюшки и диаконы в храме – это уже, само собой, святые. И Царственные страстотерпцы, и все остальные святые имеют большое значение для нас. Безусловно, они слышат наши молитвы.
– Как вы понимаете, что святые слышат вас?
– Один раз я решил почитать акафист преподобному Серафиму Саровскому. Стою, читаю и думаю: «Сейчас столько людей ему молится. Ну, разве слышит он меня?» Не успел акафист прочитать, смотрю, в комнате пчела летает. Думаю, откуда? У нас плотные стеклопакеты. А у меня была маленькая бумажная иконочка преподобного. Посмотрел, а по ней капелька мира стекает. Я понял, что это все-таки был дан ответ, что преподобный меня слышит. И буквально через неделю-две нам купили билеты в Дивеево, и мы поехали к мощам преподобного Серафима.
У меня была маленькая бумажная иконочка преподобного. Посмотрел, а по ней капелька мира стекает
– Где вы служили до того, как приехали в Иорданию?
– В 2006-м году я окончил семинарию и был направлен на послушание в Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь, названный в честь иконы Божией Матери «Знамение». Там я 7 лет был благочинным – с марта 2007 года. Последние полтора года в Абалакском монастыре исполнял обязанности наместника. А в декабре 2013 года, под Новый год, назначили председателем Епархиальной комиссии по делам монастырей. В 2014-м году меня направили наместником в Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени. Я не хотел покидать уединенный Абалакский монастырь, расположенный в сельской местности. Но пришлось почти четыре с половиной года быть наместником Тюменского монастыря. В идеале наместник должен быть и духовником. Но в реальности приходится очень много заниматься административными обязанностями.
– А сейчас какие трудности испытываете?
– Сейчас наше подворье РДМ в Иордании (весь комплекс с храмом) не зарегистрировано как религиозная организация, а его необходимо сделать религиозной организацией. Тогда будут льготы по налогам и так далее, и мы сможем более качественно принимать наших паломников. Но эта регистрация зависит от Иерусалимской Патриархии. И на святом месте дьявол особенно старается все испортить, и больше нападок всегда через людей бывает. Поэтому надо всегда сохранять мир в душе, спокойствие. Это тоже своего рода испытание. В таких сложных условиях духовный рост человека происходит.
– Когда вы уезжаете, кто вас заменяет на службах?
– Если уезжаю летом в отпуск, то это как раз когда никого нет. Уезжаем во время затишья. А в течение года практически постоянно здесь находимся. Завтра мне придется поехать на требу, чтобы отпеть прихожанку, но завтра богослужения нет.
– Вы сами как паломник все святые места посетили?
– Израильские – почти все, потому что раз пять бывал там в паломнических поездках от Тобольской митрополии. В Иордании, удивительном королевстве Востока, конечно, видел еще не все. Группы, которые приезжают на два дня, успевают посетить гораздо больше, чем мы за полгода.
– Многие паломники и туристы едут на Мертвое море, расположенное в самой низкой точке поверхности земли – 400 метров ниже уровня мирового океана. Наша паломническая группа туда не ездила. Зато мы увидели древний город Петра, вырубленный в скалах племенем набатеев – настоящий символ Иордании. Из достопримечательностей Петра находится дальше всего от Странноприимного дома.
– В 2007-м году Пе́тра была включена в список «новых чудес света», наряду с Великой Китайской стеной и римским Колизеем. «Городом-музеем» называют и старинный римский город Гера́са (современный Джера́ш), погребенный некогда под массивными слоями песка и глины. Постройки времен римского владычества, древние амфитеатры, христианские базилики, известная на весь мир трехстворчатая Триумфальная арка Адриана, построенная в 130-м году по Р.Х., – эти главнейшие достопримечательности мы можем видеть благодаря усилиям археологов. Нельзя не побывать и на горе Моисея, которую также называют горой Нево́. Согласно Библии, пророку Божию Моисею было велено привести иудеев в землю обетованную, но не дано было войти в нее. С горы Нево́ Моисей увидел сбывшееся пророчество Божие, здесь же пророк умер и был похоронен.
Горячие источники
– Мы были на этой горе. Вид на живописные горные перевалы с нее просто потрясающий! Говорят, что в ясную погоду с вершины прекрасно виден Иерусалим и Амма́н – столица Королевства Иордания. Но мы не видели.
– В Амма́не много памятников дохристианской древности и христианских храмов – базилик первых веков нашей эры. Построенный во времена императора Антония Пия римский театр был рассчитан на 6 тысяч зрителей. Он и сейчас поражает своими масштабами. К югу от Аммана расположен город Ма́даба. Термальные минеральные лечебные источники Зарка-Маин известны еще со времен Древнего Рима и Византии. По преданию, сам Ирод Великий, царь Иудеи, любил окунаться в живительные воды. Здесь можно увидеть тридцатиметровые горячие водопады и естественные природные купальни, в которых удобно принимать термальные ванны, и живописную пещеру, которую горячий пар, поднимающийся из источников, украсил причудливыми и неповторимыми наскальными рисунками.
– Для тех, кто хотел бы приехать к вам, расскажите об условиях проживания.
– Резиденция включает 42 стандартных двухместных номера, 2 одноместных «люкса». Для почетных посетителей предусмотрен отдельный корпус с двумя VIP-апартаментами президентского класса. Есть бесплатный Wi-Fi. Квалифицированный персонал комплекса и гиды, которые проводят экскурсии по Иордании, говорят на русском языке. У нас могут размещаться и индивидуальные паломники, и группы. Так как наш паломнический дом является частью Русской духовной миссии в Иерусалиме, групповые размещения оформляются через паломническую службу РДМ. Все подробности можно найти на сайте www.rusdm.ru.
Чудо в наши дни! Уникальное явление происходит 19 января в день праздника Крещения Господня. Река Иордан делает поворот назад и течет вспять.
Это доказывает освящение воды и празднование по правильному календарному стилю.
Момент вхождения Иисуса в воды Иорданские сопровождался многими знамениями. Река Иордан течет с гор (высотой примерно 400 м), впадает в Генисаретское море (ныне озеро Киннерет), но на
протяжении 300 метров не смешивается с его солеными водами, мощным потоком продолжает течение, пока не впадет в Мертвое море. Когда Иисус принял крещение и на Него снизошел Дух Святой, воды Иордана пошли вспять.
Это знамение с тех пор повторяется ежегодно: накануне Крещения православные пускают по реке деревянные кресты с зажженными свечами, река уносит их в Мертвое море, а 19 января неизменно приносит обратно! В этот же день обычно пресная вода Иордана становится соленой…
Место крещения Христа ныне находится на территории государства Иордании, и местные власти только 19 января позволяют Патриарху совершать на берегу службу и освящать воду.
За этим действом следит великое множество приезжих: поэтому имеется колоссальное количество очевидцев, своими глазами видевших, как воды реки поворачиваются вспять, вода «играет», освящаясь святым духом, а ветви деревьев, растущих по берегам, опускаются так низко, что касаются поверхности воды.
Сразу после того как Иерусалимский патриарх отслужил обряд водосвятия, река Иордан забурлила и потекла вспять.
… Великое чудо и знамение, описанное в Библии, увидело вчера множество людей. Как только после молитвы серебряные кресты с обоих берегов Иордана были брошены в его спокойные воды, гладь реки забурлила. Появился водоворот – и на несколько минут течение обернулось вспять. Над иудейской пустыней разнесся возглас восторга пяти тысяч человек. Трудно было поверить своим глазам: как две тысячи лет назад, после того как Иисус Христос вошел в эти воды, Иордан снова изменил свое течение.
Сквозь невероятную давку патриарх Иерусалимский Феофил III с помощью полиции пробирается к краю израильского берега реки. На противоположном, иорданском, его уже ждет глава епархии Иерусалимской православной церкви митрополит Филадельфийский Венедикт.
После молитвы владыки трижды одновременно забрасывают на длинных веревках серебряные кресты с привязанными к ним цветами и зелеными ветвями. Тут же выпускается пара голубей как символ сошествия Святого Духа.
В Крещение на реке Иордан ежегодно происходит чудо…
В третий раз крест патриарха под водой за что-то зацепился. Народ замер. Вдруг в том месте, куда упал крест, кругами начала расходиться вода.
– Вы видите, вода остановилась, – перешептывались между собой паломники. – Река обернулась!
Не верили своим глазам и пограничники на обоих берегах реки. Они буквально замерли, разинув рты. И даже не среагировали, когда за потерянным крестом в бурлящую воду бросились трое россиян.
Сметая кордон вышколенных израильских бойцов, в Иордан ринулась толпа паломников. Каждый, окунувшись с головой три раза и набрав бутылку святой воды, спешил на берег.
Вскоре израильским солдатам пришлось отставить автоматы. Они бросились помогать паломникам выходить на скользкий глинистый берег.
Православие – Религия России!
Православная Россия
#ПравославнаяРоссия
Место крещения Христа — Jordan River Baptismal Site
-
- Туризм в Мертвое море
- Отели Мертвое море
- B&B/мини-отели в Мертвое море
- Турпакеты в Мертвое море
- Авиабилеты в Мертвое море
- Рестораны Мертвое море
- Развлечения Мертвое море
- Форум путешественников о Мертвое море
- Фото Мертвое море
- Карта Мертвое море
-
- Все отели Мертвое море
- Спецпредложения отелей в Мертвое море
- По типу отеля
- Лучшие семейные отели Мертвое море
- Отели у пляжа: Мертвое море
- Курорты: Мертвое море
- Мертвое море: спа-курорты
- Романтические отели Мертвое море
- Мертвое море: отели бизнес-класса
- Отели класса «люкс» в Мертвое море
- По классу отеля
- Мертвое море: 5-звездочные отели
- Мертвое море: 4-звездочные отели
- По сети отелей
- Отели InterContinental (IHG) Hotels в Мертвое море
- Популярные удобства
- Oтели с бассейном в Мертвое море
- Популярные категории в Мертвое море
- Курорты На Море в Мертвое море
- Курорты Для Отдыха С Детьми в Мертвое море
- Отели с гидромассажной ванной в Мертвое море
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Kerak de Moab Castle
- Отели рядом — Mujib Nature Reserve
- Отели рядом — O Beach
- Отели рядом — Dead Sea Museum
- Отели рядом — Cave of Prophet Lut
- Аэропорты поблизости
- (TLV) Международный аэропорт Бен-Гурион: отели поблизости
- (AMM) Международный аэропорт Королева Алия: отели поблизости
- (SDV) Аэропорт Сде-Дов: отели поблизости
- Университеты поблизости
- Отели рядом — Bezalel Academy of Arts and Design
-
- Мертвое море: все рестораны
- Популярные блюда
- Мертвое море: Фокачча лучшего качества
- Мертвое море: Хумус лучшего качества
- Мертвое море: Фаттуш лучшего качества
- Мертвое море: Креветки лучшего качества
- Мертвое море: Гамбургеры лучшего качества
- Мертвое море: Ризотто лучшего качества
- Мертвое море: Салаты лучшего качества
- Мертвое море: Куриные крылышки лучшего качества
- Мертвое море: Начос лучшего качества
- Мертвое море: Гирос лучшего качества
- Мертвое море: Рыба и жареный картофель лучшего качества
- Мертвое море: Фахитас лучшего качества
- Мертвое море: Паста лучшего качества
- Мертвое море: Кебаб лучшего качества
-
- Мертвое море: все развлечения
-
- Собор Головы Иоанна Крестителя
- Dead Sea
- Mount of Temptation Monastery
- Ashdot Adventure Tours
- Qumran Caves
- Hantourism
- Ein Prat Nature Reserve (Wadi Qelt)
- Hisham’s Palace
- The Monastery of Saint Gerassimos
- Qumran National Park
- Kalia Beach
- Jericho Cable Car
- Tel es-Sultan
- Мертвое море: Достопримечательности и культурные объекты
- Мертвое море: Древние руины
- Мертвое море: Замки
- Мертвое море: Священные места и религиозные достопримечательности
- Мертвое море: Исторические достопримечательности
- Популярные категории в Мертвое море
- Мертвое море: Туры
- Мертвое море: Пешеходные экскурсии
- Мертвое море: Парасейлинг и парапланеризм
- Мертвое море: Экстремальный туризм
- Мертвое море: Экотуры
- Мертвое море: Авиатуры
- Мертвое море: Туры по местам съемок кино- и телефильмов
- Мертвое море: Частные туры
- Мертвое море: Шопинг-туры
- Мертвое море: Парашютизм
- Мертвое море: Однодневные поездки
- Мертвое море: Многодневные экскурсии
- Мертвое море: Активный отдых на открытом воздухе
- Мертвое море: Пляжи
- Мертвое море: Парасейлинг и парапланеризм
- Мертвое море: Экстремальный туризм
- Мертвое море: Экотуры
- Мертвое море: Авиатуры
- Мертвое море: Природа и парки
- Мертвое море: Пляжи
- Мертвое море: Природные и заповедные зоны
- Мертвое море: Музеи
- Мертвое море: Музеи естествознания
- Мертвое море: Спа и оздоровление
- Мертвое море: Спа
- Мертвое море: Арабские бани
- Мертвое море: Хаммамы и турецкие бани
- Мертвое море: Римские бани
- Мертвое море: Термальные спа-центры
- Мертвое море: Лодочные туры и водные виды спорта
- Мертвое море: Парасейлинг и парапланеризм
- Мертвое море: Покупки
- Мертвое море: Шопинг-туры
- Мертвое море: Аквапарки и парки развлечений
- Мертвое море: Аквапарки
- Мертвое море: Туры
- Что обычно ищут в Мертвое море
- Скрытые жемчужины
- Место для медового месяца
- Приключения
- Подходит для любителей адреналина
- Подходит для дождливого дня
- Подходит для детей
- Подходит для пар
- Недорого
- Подходит для больших групп
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры
Крещенские чудеса на Святой Земле
Река Иордан в день Богоявления
«Иордан возвратися вспять…»
В аэропорту Бен-Гурион нашу группу встречала экскурсовод с трогательной табличкой в руках, на которой было написано: «Град Петров». Когда мы все собрались в кружок, она произнесла приветственные слова, некоторые из которых меня удивили и озадачили:
— С каждым из вас обязательно произойдет на этой Земле какое-то чудо, ведь вы ступили на необыкновенную, Святую Землю. Можете мне поверить, я вожу здесь экскурсии уже пять лет. Надо только суметь это чудо увидеть.
То, что поездка эта не простая, я ощутила еще в Петербурге. Все дела, связанные с отъездом, устраивались самым наилучшим образом, без всякого моего участия. И мне с грустью подумалось, что все мои чудеса уже, наверное, произошли и ожидать больше нечего.
Но оказалось, что чудеса еще только начинаются!
Главное событие, ради которого мы все приехали на Святую Землю именно в эти дни, был праздник Крещения Господня. Однако наш гид, матушка Мария, жена протоиерея греческой церкви святителя Николая, очень нас расстроила, сказав, что уже несколько лет подряд израильские военные не пускают паломников к историческому месту Крещения Господа Иисуса Христа, и надо усиленно молиться, чтобы это разрешение наконец-то было получено.
18 января утром, когда мы зашли в автобус, еще не было уверенности, что нас повезут именно туда, где Иоанн Предтеча крестил Господа, а не в какое-то другое место на реке Иордан. Матушка снова призвала всех к молитве и будничным голосом добавила, что сегодня, после чина Великого освящения воды, мы увидим, как Иордан потечет вспять. Видно, это явление было для нее делом привычным. Но не для меня. От такого сообщения я даже привстала с кресла и вскрикнула:
— Как это «вспять»? Что, Иордан на самом деле потечет в обратную сторону?
Но матушка только устало махнула рукой:
— Да вы сами сейчас все увидите!
Я сконфуженно примолкла и плюхнулась в кресло. Но это еще не означало, что мне удалось справиться с вскипевшим потоком мыслей в голове: «Что значит “Иордан потечет вспять”? Как это понимать? Неужели буквально? И почему я раньше об этом ничего не слышала?» Слова 113 псалма «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять», которые исполняются в песнопениях праздника Крещения Господня, я всегда воспринимала аллегорически. Иордан впадает в Мертвое море. Иордан — это образ смертного человечества, а Мертвое море — образ ада. Из всех земных рек Христос совершает таинство Крещения именно в Иордане, как бы освобождая наш род человеческий от течения к смерти. Это толкование слов псалма свт. Иоанном Златоустым было для меня в свое время настоящим открытием. Но чтобы вода в Иордане еще и вспять потекла! И хотя мозг отказывался вмещать это необыкновенное сообщение, что-то внутри меня уже жило и трепетало в ожидании чуда.
Под одежду поверх купальника я, по совету матушки Марии, еще в гостинице надела белую рубашку, купленную накануне за пять долларов в арабской лавочке возле Гроба Господня. По дороге к Иордану наш автобус остановился у последнего магазина, где еще можно было недорого приобрести белые рубашки тем из нас, кто раньше этого не сделал. После суеты с покупками мы пешком поднялись по дороге куда-то вверх и остановились возле какой-то стены. Я оказалась рядом с экскурсоводом как раз в тот момент, когда она объявила, что мы находимся возле входа в первую могилу Лазаря Четверодневного. За все восемь дней поездки я так и не смогла привыкнуть к молниеносному чередованию будничного и великого на этой удивительной Святой Земле!
И вот наконец все волнения от неизвестности позади, и мы находимся вблизи исторического места Крещения Христа, у стен монастыря святого Иоанна Крестителя! Недолгое ожидание приезда Патриарха Иерусалимского Феофила — и Крестный ход под гром литавр и трубные звуки торжественно двинулся на Иордан, где и начался чин Великого освящения воды.
Во все время богослужения на посохе Патриарха чинно восседает белый голубь. В конце службы он взлетает, совершив два круга над нашими головами, и снова возвращается на свое место. Израильские военные, с автоматами наперевес охраняющие подходы к Иордану, пропускают священников к воде и смыкают свои ряды перед паломниками. Меня охватывает беспокойство: как же я теперь увижу самое важное! Вспомнив, что слева и справа от навеса, где проходило богослужение, установлены огромные экраны мониторов, проталкиваюсь к одному из них. Все происходящее внизу видно на нем, как на ладони!
Вот священники бросают в реку впереди себя привязанные на лентах венки из зеленых листьев и цветов. А теперь вытаскивают их обратно с левой стороны. Видимо, их относит течением. Да, но ведь Иордан течет из Галилейского озера в Мертвое море, то есть слева направо, если смотреть с нашего берега… Значит, течение должно относить венки вправо и священники должны вытаскивать их справа… Но вот они снова бросают венки впереди себя, а вытаскивают их слева… Я заворожено смотрю на это действо, которое повторяется многократно — видимо, для таких маловеров, как я. Растерянно озираюсь по сторонам и встречаюсь глазами с матушкой. Она почти смеется, глядя на мое потрясенное лицо, и жестами показывает, что надо поторапливаться.
Почему вода в Иордане соленая
Набираю только что освященной Крещенской воды в привезенную еще из Петербурга бутылку. Для этого не надо спускаться к реке, вода подается наверх с помощью водопровода. Отливаю святой водички в пластиковую кружку, делаю большой глоток и столбенею от неожиданности: вода — горько-соленая на вкус! В голове мелькает смелое предположение: уж не воды ли Мертвого моря дотекли до этого места «возвратися вспять»? Впрочем, раздумывать об этом некогда, сотни паломников в крещенских рубашках уже стоят на подступах к реке большим белым облаком. По другую сторону ограждения снуют израильские солдаты. Один из них, энергично размахивая автоматом, на чистейшем русском языке неутомимо выкрикивает призывы не толпиться у турникетов, не напирать на ограждение, сделать несколько шагов назад. Через час топтания на одном месте наше «белое облако» начинает глухо ворчать, впереди слышна перебранка военных с паломниками, недовольными крайне медленным продвижением очереди. Стоящая слева от меня группа людей во главе с батюшкой дружно запевает: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». Через короткое время я с удивлением вижу, как они с пением проходят через турникет. Предлагаю своим соседям справа спеть тропарь празднику. Они смущенно говорят, что не знают слов… С соседями слева, сзади и сбоку — та же история. Начинаю тихонько петь тропарь про себя. Стоять становится легче, но никакого продвижения вперед не наблюдается…
Еще через два часа кое-как протискиваюсь через турникет, сбегаю по ступенькам к деревянному настилу, быстро снимаю обувь и подхожу к воде. Теперь надо окунуться с головой три раза. Делаю шаг в воду. Ногу обжигает как кипятком! Заставляю себя сделать еще шаг, другой… Судорожно окунаюсь три раза в ледяную воду, бормоча про себя: «Во имя Отца! И Сына! И Святаго Духа! Аминь!», и пробкой выскакиваю на помост! Все тело горит огнем, как после хорошей русской бани! Усталости от трехчасового стояния как не бывало — наоборот, меня охватывает ощущение телесной невесомости и еще невероятной радости, которая переполняется через край!
В автобусе я первым делом спрашиваю матушку Марию, почему вода в Иордане соленая.
— А вы что, уже хлебнули? — восклицает матушка с выражением ужаса на лице.
— Конечно, хлебнула! А что, разве я не должна была этого делать? — недоумеваю я.
— Конечно, нет! Вода в Иордане имеет соленый вкус, потому что вместе с грунтовыми водами туда стекают удобрения с прибрежных полей! У вас как, живот еще не болит?
— Почему же он у меня должен болеть? Ведь это святая Крещенская вода! — не сдаюсь я, — А вы что же, разве не пьете воду, освященную в Иордане?!
— Несколько капелек этой воды мы добавляем в бутылку с обычной пресной водой, и только потом употребляем.
Я немножко сникаю от такого прозаического объяснения, почему вода в Иордане соленая… А как бы хорошо было, если бы и Мертвое море преобразилось в этот великий праздник!
Радость подстерегает меня в Питере, когда я нахожу в интернете выдержку из книги архимандрита Амвросия (Юрасова) «О вере и спасении»: «Накануне Крещения Господня православные христиане сбивают деревянные кресты, укрепляют на них зажженные свечи, и река Иордан уносит их в Мертвое море. А в день Крещения, когда воды Иордана поворачивают вспять и идут из Мертвого моря, они приносят кресты обратно. И обычно пресная вода Иордана становится соленой».
Поворот реки Иордан вспять на Крещение
Великое чудо на Крещение
Свидетелями знамения стали тысячи паломников
Сразу после того как Иерусалимский патриарх отслужил обряд водосвятия, река Иордан забурлила и потекла вспять.
… Великое чудо и знамение, описанное в Библии, увидело вчера множество людей. Как только после молитвы серебряные кресты с обоих берегов Иордана были брошены в его спокойные воды, гладь реки забурлила. Появился водоворот – и на несколько минут течение обернулось вспять. Над иудейской пустыней разнесся возглас восторга пяти тысяч человек. Трудно было поверить своим глазам: как две тысячи лет назад, после того как Иисус Христос вошел в эти воды, Иордан снова изменил свое течение.
Сквозь невероятную давку патриарх Иерусалимский Феофил III с помощью полиции пробирается к краю израильского берега реки. На противоположном, иорданском, его уже ждет глава епархии Иерусалимской православной церкви митрополит Филадельфийский Венедикт.
После молитвы владыки трижды одновременно забрасывают на длинных веревках серебряные кресты с привязанными к ним цветами и зелеными ветвями. Тут же выпускается пара голубей как символ сошествия Святого Духа.
В третий раз крест патриарха под водой за что-то зацепился. Народ замер. Вдруг в том месте, куда упал крест, кругами начала расходиться вода.
– Вы видите, вода остановилась, – перешептывались между собой паломники. – Река обернулась!
Не верили своим глазам и пограничники на обоих берегах реки. Они буквально замерли, разинув рты. И даже не среагировали, когда за потерянным крестом в бурлящую воду бросились трое россиян.
Сметая кордон вышколенных израильских бойцов, в Иордан ринулась толпа паломников. Каждый, окунувшись с головой три раза и набрав бутылку святой воды, спешил на берег.
Вскоре израильским солдатам пришлось отставить автоматы. Они бросились помогать паломникам выходить на скользкий глинистый берег.