Содержание
- Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
- Отношение церкви к кремации православных людей: разрешается ли это
- История ритуала кремации
- Хоронить нельзя кремировать: что думает о кремации Русская Православная Церковь
- Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел
- Заседание синода Русской православной церкви по вопросам кремации
- Суть документа «О христианском погребении усопших»
- Причины распространения кремации на русской земле
- Как религия относится к отпеванию перед кремацией
- Душа после кремации: вечный ад или способ очищения
- Последствия для живых после кремации мертвых
- Кремировать или хоронить?
- Описание известных крематориев в истории и их особенности
- Захоронение праха на кладбище, как происходит процесс
- Почему православные не кремируют умерших
- Что подразумевается под кремированием?
- Как Православная Церковь относится к кремации?
- Можно ли кремировать православного человека?
- Процедура кремации и ее история
- Отношение православия
- Как Церковь относится к кремации?
- руководитель епархиального отдела культуры
- Как Православие относится к кремации
Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви
- Часть 1. Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
- Часть 2. Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России
Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»
– Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?
– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.
– Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?
– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.
– Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?
– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.
– Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?
– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.
– Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…
Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности
– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.
Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.
– Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?
– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.
Протоиерей Владислав Цыпин на 1 этаже СДС. Фото: Авдей Правдолюбов / Православие.Ru
– Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?
Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены
– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.
– Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?
– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.
В ногу со временем?
Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.
Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:
«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.
Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:
«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».
Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:
«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».
Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.
Отношение к кремации в РПЦЗ
Знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже
РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях
Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.
«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.
«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».
В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:
«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».
Отношение к кремации Элладской Православной Церкви
Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.
- Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
- Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.
Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.
Почему сожжение – поругание?
Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”
Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:
«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».
Святитель Николай (Велимирович) На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:
«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?
Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».
Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам
Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.
Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:
Преподобный Паисий Святогорец
Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”
«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?
В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».
Вместо эпилога
Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.
Колумбарий
Отношение церкви к кремации православных людей: разрешается ли это
Кремация – процесс сожжения тела почившего человека на костре или в печи. Практикуется с древних времен. Осуждается, но не запрещается православной религией. Многие верующие полагают, что кремация и православие несовместимы. Поговорим о том, можно ли кремировать православного человека, грешно ли это, более подробно.
История ритуала кремации
Впервые идея о кремации, как об одном из способов захоронения тела, избавления от него, после смерти, возникла у людей, живших еще в среднем палеолите (за 300-30 тыс. лет до современного нам мира). Случаи сожжения изначально, очевидно, были редкостью, но уже в железном веке (1200 г. до н.э.- 340 г. н.э.) людей кремируют едва ли не повсеместно. Ритуал этот даже превалирует над трупоположением:
- Кремацию практиковали жители древней Индии (тело Будды было сожжено, прах помещен в ступы и разослан по разным уголкам страны).
- Тела мертвых сжигали жители Древней Греции (они верили, что огонь даст человеку очиститься и жить дальше в загробном мире).
- Традицию зажжения погребального костра от эллинов переняли римляне (прах они хранили в колумбарии).
- Упоминание о кремации содержится в Ветхом Завете, но практиковалась она язычниками.
В наше время кремация также распространена, как и ранее. Но если греки и римляне чаще всего сжигали тела на кострах, то сейчас умерших помещают в специальную печь, отвозят в крематорий (исключение – жители Индии).
В Западной Европе кремацию практиковали вплоть до распространения христианства. В 785 г. Карл Великий запретил обряд сожжения тел, как противоречащий христианским нормам морали. Нарушившим запрет людям грозила смертная казнь, потому кремация вновь уступила место трупоположению, которое повсеместно практиковалось вплоть до середины XVIII в.
В 1869 г. во Флоренции собрались светила медицины со всего мира, чтобы принять резолюцию, призывающую к возобновлению практики кремации. Это было необходимо сделать для сохранения здоровья людей. Разлагающиеся тела являются источниками заразы. Высокая смертность привела к увеличению количества кладбищ. Они располагались в непосредственной близости от жилых строений. Спустя несколько лет была изобретена первая кремационная печь, англичане создали Ассоциацию крематоров, в Англии и Германии были построены первые крематории, в том числе и для сожжения животных.
Но христиане, и прежде всего, православные, к существованию печей для сжигания тел и к самому этому процессу относятся во многом негативно и настороженно. Православная религия выступает против кремации крещеных людей.
Хоронить нельзя кремировать: что думает о кремации Русская Православная Церковь
Представители большинства христианских конфессий стараются не критиковать обряд кремации и не запрещать проведение его верующими. Но католические и православные священники рекомендуют родственникам воздержаться от сжигания тела покойного, если в этом нет необходимости (покойный умер при странных обстоятельствах, возможно, его тело является источником заразы).
Трупоположение является более человечным способом захоронения. Упомянутых в Библии святых и простых людей хоронили в земле, а не сжигали (если бы тело Лазаря было сожжено, он едва ли мог воскреснуть). Захоронение покойника посредством перемещения его в могилу, вырытую в земле, представляется гуманным по отношению к его родным. Вопрос о том, как церковь относится к кремации, крайне спорный.
Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел
Архиерейским собором Русской православной церкви было постановлено, что кремация не может быть способом погребения православного.
Но церковь допускает, что в случае, когда тело было сожжено не по зависящим от родных усопшего обстоятельствам, покойный может рассчитывать на все причитающиеся случаю ритуалы (причащение, исповедь, отпевание).
Кремировать покойных запрещается мусульманам, иудеям, грекам, крещенным в рамках греческой православной церкви.
Заседание синода Русской православной церкви по вопросам кремации
В мае 2005 г. состоялось заседание синода Русской православной церкви, посвященное вопросам кремации. Собравшиеся обсудили допустимость этого ритуала, как одной из форм погребения православного человека, поставив под сомнение его правильность с точки зрения христианских традиций.
По итогам обсуждения был принят специальный документ (меморандум) – «О христианском погребении усопших», которым могут руководствоваться все православные при выборе наиболее приемлемого для них способа погребения.
Суть документа «О христианском погребении усопших»
Погребение тела скончавшегося человека, так, как это принять с ранних времен существования Церкви, является одной из важнейших сторон ее бытия. Отталкиваясь от этого, Синод посредством меморандума «О христианском погребении усопших» провозглашает следующее:
- тело христианина является храмом Божьим, отсюда и особое к нему отношение;
- обычай хоронить христианина в земле связан с верой в воскрешение мертвых в их телесной (физической) оболочке, ему уже не одна тысяча лет:
- Богу по силам вернуть к жизни всех людей, не зависимо от того сохранилось тело или нет (церковь не видит ничего плохого в кремации, но призывает верующих соблюдать устоявшиеся веками традиции);
- кремация не считается желательной процедурой, она не одобряется, но допустима в ряде случаев (иной способ захоронения запрещен законом страны, где проживал покойный, тело невозможно перевезти на родину);
- священнослужители обязаны рассказывать родственникам усопшего об отрицательном отношении православной религии к сожжению тела;
- прах после кремации должен быть захоронен в земле;
- Церковь не оставляет без молитв ни одного христианина, потому за людей, чьи тела были кремированы, священники молятся так же, как и за тех, чье тело не было обнаружено из-за наводнения, землетрясения, иной катастрофы.
Если отпевание невозможно совершить над телом покойного, оно может быть проведено заочно. Случаи такового обговариваются в меморандуме. Церковь призывает родственников покойного принять участие в совместной молитве в храме, если тело было преданно сожжению, иногда такая совместная молитва является первым опытом общения с Богом для человека.
Несмотря на отрицательное отношение церкви к кремации, Церковь признает этот обряд, как необходимый, в ряде случаев. Если покойный был кремирован, расстраиваться по поводу невозможности проведения обрядом над его телом или чтения заупокойных молитв не стоит. Христиан, чтивший православные традиции, может быть отпет, все приличествующие случаю молитвы можно прочесть.
Причины распространения кремации на русской земле
Первый крематорий в России появился до Революции. Власти Владивостока сжигали в нем тела убитых во время войны японцев, а также тех из них, кто проживал в городе на постоянной основе. В современном российском обществе традиция сожжения тела после смерти распространена достаточно широко, в особенности в больших городах. Причин для этого несколько:
- нехватка места (урбанизация имеет свои отрицательные стороны, они касаются не только живых, но и мертвых, на кладбищах просто не хватает места, чтобы похоронить всех, как подобает);
- родственники не могут ухаживать за могилой, проживают далеко, а то и вовсе в другой стране (приходится выбирать между кремацией или погребением);
- похороны дорого стоят (фактически место для могилы предоставляется бесплатно, но это не всегда так, гроб и другие атрибуты погребения стоят немало, кремация дешевле);
- люди забывают традиции (все больше современных жителей городов не соблюдают православных традиций, не знают их).
В России вопрос с захоронением тела в земле стоит менее остро, чем в перенаселенных европейских странах. Во Франции и в США к процедуре кремации и христианство (в форме католицизма и протестантизма) относится положительно. Кремировать тело в 5-10 раз дешевле, чем захоронить.Траурный зал
Как религия относится к отпеванию перед кремацией
Однозначного ответа на вопрос об отношении Церкви к отпеванию перед кремацией не существует. Официально священнослужители не одобряют такое решение, но запретить родственникам, решившим, что после отпевания можно и кремировать тело, сделать это никто не может. Огромную роль играет человеческий фактор. Все зависит от конкретного священнослужителя. Иногда в церкви отпевать отказываются, но священники действуют и при крематориях. Если приходской священнослужитель отказался проводить отпевание, скандалить не следует, церковь – не место для брани. Нужно обратиться к другому духовному лицу или настоять на своем, объяснив, что кремация в православии не запрещена, но сделав это вежливо.
Душа после кремации: вечный ад или способ очищения
На положение души кремация не влияет. Если человек вел праведный образ жизни, не грешил или раскаялся в грехах, у него есть такая же возможность попасть в Рай, как и у покойного, нашедшего последний приют в земле.
Душа покидает землю и расстается с телом окончательно на 3 день после смерти. Умершему уже не важно, что будет с его физической оболочкой. Его ожидает Царствие Небесное, с земными делами должны разбираться живые. Трупоположение – это древняя традиция, соблюдение которой придает уверенности в том, что ничего не заканчивается, родственникам покойного, но не ему самому. Процедура кремации и православная церковь вступают в бесконечный спор.
Огонь не очистит грешную душу, планируя совершить кремацию именно с этой целью, следует понимать, что христиане не воспринимают пламя, как способ освобождения от греха. Если покойный был большим грешником, то единственный способ заслужить прощение – это совершить покаяние в момент исповеди. Если человек скончался без покаяния и родные опасаются за участь его бессмертной души, то им следует неустанно молиться, ходить в церковь, ставить свечи за упокой.
Последствия для живых после кремации мертвых
На живых родственниках кремация покойного никак не отражается, поэтому беспокоиться о том, что скончавшийся будет кремирован во исполнение его последней воли и идти, из-за этого беспокойства, против таковой, нельзя.
Если сомнения все же не оставляют, православные священники рекомендуют обратиться в храм, совершить общую молитву с близкими и друзьями почившего, исповедаться, поговорить с батюшкой по этому поводу. Взгляд со стороны полезен.
Кремировать или хоронить?
Выбирать быть захороненным в земле или кремированным должен сам покойный или его родственники, если последняя воля не была озвучена. Православный человек преимущественно выбирает первый вариант. Он позволяет всем желающим проводить человека в последний путь, соблюдая старинные обычаи и традиции (похоронная процессия, возложение на могилу венков, особым образом завязывание несущих гроб людей, поминки, визиты на кладбище в день поминовения).
Если захоронение противоречит законам страны или невозможно по причине отсутствия у родных средств для проведения похорон, то усугублять и без того непростую ситуацию не следует. Кремация в православной религии не рассматривается как повод отлучения от Церкви. Говорить плохо, осуждать человека, кремировавшего родственника, нельзя.
Она может допускаться, стать единственным выходом, который Церковь не осудит. Покойному все равно, душа теряет связь с телом. После Страшного Суда Бог воскресит всех достойных, в том числе и тех, чьи тела были сожжены. На этом настаивают многие видные представители РПЦ. Но единого правильного решения все же нет. Разрешить кремацию церковь не согласна, но не разрешать не может.
Описание известных крематориев в истории и их особенности
Кремация, осуществляющаяся в специальной печи, проводится за счет подачи в нее раскаленного газа. Устройство работает в автоматическом режиме. Тело сжигают, а полученный прах упаковывают в специальные урны. Их передают родственникам.
Самым известным крематорием, действующим на территории России, был крематорий «Донской». Это было первое такое учреждение в СССР. Его открыли в 1927 г. и с этого времени начали активно продвигать среди населения идею о необходимости сожжения трупов. Колумбарии с урнами размещались в помещении и под открытым небом.
В Донском крематории сожгли тела Владимира Маяковского, Максима Горького, Валерия Чкалова, Кирова. Он упоминается в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Второй крематорий был открыт в Ленинграде в годы ВОВ. Тела умерших от голода и ран невозможно было захоронить из-за отсутствия места, рабочей силы, родственников. Благодаря им эпидемиологическую обстановку в городе удалось значительно улучшить, покойников перестали хоронить в братских могилах, что лишало родных хоть какой-то надежды на получение сведений о судьбе почившего.
Наибольшее число крематориев находилось на территории, подконтрольной нацистской Германии. Эти учреждения стали неотъемлемой частью контрационных лагерей.
Захоронение праха на кладбище, как происходит процесс
Урну с прахом вручают родственникам в специальном траурном зале под траурную музыку. На церемонии могут присутствовать все желающие. После получения праха, родные могут воспользоваться колумбарием для его хранения или похоронить пепел в земле, организовав могилу с надгробием так, как это принято во время традиционных похорон. Избавиться от праха можно посредством развеивания.
Процесс захоронения урны ничем не отличается от захоронения тела. Обычно на кладбище под емкость с прахом выделяют столько же места, сколько и под тело. При желании можно поместить урну в обычный гроб и так захоронить. Но подобным образом поступают не часто, хоть это и не запрещено.
В похоронных традициях многих стран мира практикуется кремация. Это один из способов избавления от трупа. Но православная религия выступает против сожжения тела, являющегося согласно христианским верованиям, сосудом Божьим. Священники осуждают, но не запрещают обряд кремации, но вопрос о том, как поступить следует с телом христианина остается очень спорным. С одной стороны урну с прахом удобно хранить (стоимость процедуры на порядок ниже обычных похорон). А с другой, сожжение тела не является традиционным, из-за чего возникают споры, по поводу того, кремирование – это грех в православии или нет, как в церкви относятся к кремации умершего человека, не осудят ли знакомые (общественное мнение часто против проведения этой процедуры).
Почему православные не кремируют умерших
По окончании жизненного пути человека свершается похоронный обряд. В соответствии с православными традициями, тело человека предают земле. Однако несмотря на каноны, многие сейчас задумываются об альтернативных способах захоронения останков. И в данной статье речь пойдет о том, можно ли кремировать православного человека.
Что подразумевается под кремированием?
Кремирование — это один из способов погребения останков усопшего. Оно заключается в сожжении тела. И на сегодняшний день ее проводят в автоматизированных печах. Туда подаются потоки раскаленного до 1000℃ газа. Приблизительно за 2 часа пламя превращает тело усопшего в прах. После процедуры останки ссыпаются в кремулятор — приспособление, которое перемалывает их до состояния порошка. По окончании процедуры прах упаковывают в урну и вручают близким. Ей они могут распоряжаться по своему усмотрению: исполнить последнюю волю умершего: например, развеять над морем, захоронить в другой стране, — или поместить в родственную могилу. При этом вовсе не обязательно ждать 15 лет. Этот санитарный срок, установлен для погребений традиционным образом 2 и более людей. Иными словами, повторно захоронить в одну и ту же могилу можно только спустя обозначенный период.
Многие выбирают кремирование по причинам гигиеничности и практичности. Оно позволяет сэкономить пространство и помогает предотвратить инфицирование трупным ядом подземных вод. Часто такое погребение позволяет облегчить транспортировку к месту захоронения или является волеизъявлением человека. Ведь многим психологически тяжело принять факт того, что по окончании земного пути тело будет долго тлеть в земле.
Как Православная Церковь относится к кремации?
Погребение подобным образом не является традиционным. В соответствии с хартией синода, нормой считается предание тела усопшего земле. К факту кремации РПЦ (Русская Православная церковь) относится «со снисхождением». Иными словами, она не поощряет, но и не запрещает ее.
Представители Православной Церкви утверждают, что кремация не является грехом. Кроме того, такой способ погребения не может считаться поводом для анафемы.
Можно ли кремировать православного человека?
Изначально традиция по сожжению тела умершего человека восходит к язычеству. Поэтому Христианская Церковь рекомендует погребение тела в землю. Во многих Писаниях утверждается, что человек создан по образу и подобию Божьему. Поэтому и по окончании жизненного пути его тело должно уйти в землю.
Кроме того, Православная церковь верит в воскресение мертвых. Следуя этой концепции, тела воскресших людей будут схожи с телами усопших в той мере, что и созревшее зерно уподобляется посеянному. Именно поэтому отношение Церкви к кремации снисходительное.
Кремация и Православная Церковь — понятия, которые между собой совместимы. Однако необходимо понимать, что данный способ истлевания человеческих останков считается противоестественным в соответствии с традициями христианства. При этом вне зависимости от формы погребения все православные поминаются на панихидах и литургиях.
Организовать похороны Задайте свой вопрос Надпись на памятнике маме Эпитафия — это лаконичная, но емкая фраза, написанная в стихах или прозе в память об умершем человеке. Она размещается на памятнике. Ее цель — выразить мысли и чувства об умершем человеке. В этой статье речь пойдет о надписях на надгробии маме. Они помогают увековечить память о самом близком человеке. 178 Что делать с вещами умершего до и после 40 дней Нередко переживая утрату близких, печаль и грусть полностью овладевают нами — мы не можем думать ни о чем другом. Однако после похорон и решения прочих организационных вопросов многие задаются вопросом, куда девать вещи умершего человека. В данной статье мы расскажем вам о том, как правильно поступить. 136 Можно ли беременным присутствовать на похоронах? Если у беременной женщины случилось несчастье – умер близкий человек, то перед ней встает сложный вопрос о посещении похорон. В этот волнительный период ее обуревают различные страхи и суеверия. Многие даже не знают, стоит ли ходить на кладбище. 128 На какой день хоронят человека после смерти у православных Похороны — печальное событие, с которым часто связывают большое количество мрачных суеверий и народных традиций. Для христиан же смерть — это не конец, а переселение души в мир иной, где она будет находиться до всеобщего воскресения. 218 Эпитафии на памятник Надписи на памятниках предназначены для того, чтобы в лаконичной форме выразить скорбь родственников, потерявших близкого человека. Эпитафии также могут содержать перечисление лучших качеств покойного. Текст часто бывает оформлен в виде небольшого стихотворения, однако нередко встречается и проза. 141 Какими должны быть надписи на венках на похороны Похоронная церемония сопровождается неотъемлемыми атрибутами, которые являются видимым выражением скорби родных и друзей умершего. При прощании с покойным их последние слова, обращенные к нему, по традиции принимают вид надписи на венках. 142 Какие цветы можно носить на кладбище Чтобы почтить память умершего, а также выразить скорбь и уважение, на кладбище часто приносят венки и букеты. Однако при выборе композиции многие люди, особенно молодые, не знают, какие цветы кладут на могилу. В действительности строгих правил не существует, причем традиции в России и за рубежом могут значительно различаться. 124 Можно ли беременным ходить на кладбище Существуют как положительные, так и отрицательные мнения по поводу того, можно ли беременным ходить на кладбище. Часто негативное отношение к посещению подобных мест связано с суевериями. Истинные причины происхождения этих поверий сокрыты в глубоком прошлом, однако немало людей продолжают их придерживаться. 119
Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.
Процедура кремации и ее история
Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.
По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.
Кремация – один из видов погребения
С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.
Православие о смерти:
- Куда девать крестик умершего
- Испытания души после смерти
- Как пережить смерть близкого человека
Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.
С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.
На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:
- буддизм;
- индуизм;
- джайнизм;
- синтоизм;
- различные языческие ветви;
- свидетели Иеговы.
Отрицают эту процедуру и запрещают ее:
- ислам;
- иудаизм;
- греческая православная церковь.
Кремация не является православной традицией
Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».
Отношение православия
Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.
Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.
На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».
Православная церковь рекомендует традиционный способ погребения
Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.
Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.
Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.
В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.
Читайте о похоронах:
- Православный обряд погребения
- Что такое отпевание
- Душа на 40-й день после смерти
Как Церковь относится к кремации?
У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.
5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших».
Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.
Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».
В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».
Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».
Материал по теме
Что Церковь думает о кремации?
Что Церковь думает о кремации и почему?
Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни. Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».
Иными словами, Церковь относится к кремации как к вынужденной форме погребения, но при этом не лишает усопшего и его родственников своей молитвы и утешения.
Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».
Фото анонса СПДА
руководитель епархиального отдела культуры
У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.
5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ .
Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.
Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».
В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».
Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».
Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни. Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».
Иными словами, Церковь относится к кремации как к вынужденной форме погребения, но при этом не лишает усопшего и его родственников своей молитвы и утешения.
Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».
Информации с сайта Фома ()
«Можно ли кремировать усопших?»
У нас в Петербурге давно работает крематорий. И многих людей, даже и верующих, не погребают в землю, а сжигают. Это гораздо дешевле, а у старых людей часто нет денег на полноценные похороны. Можно ли прибегать к «услугам» крематория? Или это категорически недопустимо? Грех ли, если позволил родственника кремировать? Как в этом грехе каяться? Как молиться за тех, кто подвергся кремации? Можно заказывать за них панихиды? Как быть, если сам родственник завещает себя на кремирование? Как относиться к праху без твоего согласия сожженного человека?
Константин, Санкт-Петербург.
Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Ек. 12,7) говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, — по смерти возвращается в материю и распадается на элементы. В этом присутствует глубокий смысл: созданные буквально из «ничего» Волей и Мыслью Бога, в сложном составе души и тела, объединенных в ипостаси неповторимой личности, мы по смерти утрачиваем посюстороннюю часть себя — тело — до времени, чтобы по воскресении в новом воссоздании обрести его вновь, уже не причастным смерти.
Кремация, ускоренное неестественное или противоестественное уничтожение тела умершего посредством сжигания, конечно, чуждо христианской культуре, христианскому духу. В кремировании как современном погребальном действии, может быть, наиболее выразительно проявляется ужасающий разрыв между секулярной, т.е. отделенной от Церкви цивилизацией – и верой, которая тысячелетия преображала этот падший и жестокий человеческий мир. Когда вера изгоняется на обочину общественных ценностей, — обнажается безобразная и бездушная сущность этих самых «свободных ценностей» как не имеющих основания в Святости Бога. И, наверное, не случайно первый проект крематория появляется во время французской революции, а кремация как промышленное уничтожение человеческих останков развивается в Европе в XIX веке, в эпоху торжества эволюционной теории Дарвина.
Кремация не отвечает христианской нравственности и не может быть включена в перечень Православных обычаев погребения. Но кремация — это лишь один, только, может, более выразительный пример множества иных нехристианских норм общественных отношений (культуры потребления, досуга, индивидуализма), которые мы уже не замечаем в силу их повсеместности.
Видеть в кремации какой-либо мистический духовный смысл или даже прообраз «геенского огня» не следует. Скорее как раз духовного значения — именно воцерковляющей силы христианской обрядности, придающей обыденным вещам небесное измерение, — и лишена кремация. Она пуста, бездушна, равнодушна и безжалостна к человеку, как иные ландшафты современных мегаполисов.
Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, — лучше приложить все силы это сделать. Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, — приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить. Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.
Усопший христианин, — принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения — кремированный, — может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие. Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное.
К праху кремированного человека следует относиться как ко всякому праху — предать земле, создать подобие могилы и, если позволяет место, поставить крест.
Приходилось слышать ошибочное мнение, что кремация, взамен обычного истлевания тела в могиле, каким-то образом затруднит телесное воскрешение из мертвых. Это заблуждение. Святитель Григорий Богослов обращается к сомневающемуся в возможности воскрешения в собственном теле: если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться? А согласно другому св. Григорию — Нисскому, душа сообщает телу определенную форму (идею), она запечатлевается в плоти особым оттиском или печатью, поставленной не снаружи, а изнутри. Для тождественности воскресшего тела с земным вовсе не обязательно, чтобы соединились те же самые материальные элементы: достаточно той самой печати.
Священник Александр Шантаев
Информация взята с сайта:
О КРЕМАЦИИ
Отец Лаврентий (Лоуренс) Фарли (Православная Церковь в Америке), бывший англиканский священник, закончил Уиклиф-колледж в Торонто (Канада) в 1979 году. В 1985 году перешел в Православие и закончил Свято-Тихоновскую семинарию в Южном Ханаане, штат Пенсильвания (США). После рукоположения отправился с новой миссией в город Суррей (канадская провинция Британская Колумбия) под омофором ПЦА, где основал приход в честь преподобного Германа Аляскинского. Приход, первоначально из 12 человек, вырос в большую общину и сегодня имеет собственный храм в городе Лэнгли (Британская Колумбия). Благодаря трудам прихода св. Германа появились и другие православные общины, например, в городах Виктория, Комокс и Ванкувер. Отец Лаврентий – автор многих книг, например «Справочник для изучающих Библию» и «Календарь святых на каждый день». Его перу принадлежат многочисленные статьи; он составитель ряда акафистов, опубликованных издательством «Alexander Press»; регулярно выступает на православном радио «Ancient Faith Radio»; ведет свой православный блог «Straight from theHeart» («Прямо от сердца»). Проживает с матушкой Донной Фарли – известной канадской писательницей – в городе Суррей. У них две взрослые дочери и два внука.
Сжигание книг само по себе вызывает неприятие. Когда я слышу, что где-то сжигают книги, то всегда вспоминаю известное, дальновидное и мудрое высказывание Генриха Гейне, который родился иудеем, но позднее принял христианство и умер в 1856 году. Гейне говорил: «Где жгут книги, там, в конце концов, будут сжигать и людей». По иронии, в 1930-е годы нацисты, среди многих других, предали огню и книги Генриха Гейне.
Так же как недопустимо сжигать книги, недопустимо сжигать и людей. А помимо этого, кремация не является частью нашей христианской традиции. Это утверждение полностью противоречит современной культуре Северной Америки, где кремация стремительными темпами становится наиболее предпочтительным способом погребения усопших. Но, несмотря ни на что, Православие продолжает свидетельствовать о своей традиции, согласно которой кремация недопустима, так как она предполагает сжигание людей.
Современная секулярная культура это отрицает. Она заявляет, что люди – это одно, а их (мертвые) тела – это другое, и при кремации сгорает не человек, а лишь его тело. То есть «настоящего» человека отождествляют с его душой, которая живет в его теле, точно так же, как письмо находится в конверте. В этом случае конверт не имеет постоянной функции и используется только для благополучной доставки письма. Но как только получено письмо, конверт можно сразу выбросить. В конце концов, именно письмо имеет значение, и именно его мы будем хранить. Точно так же современный секуляризм утверждает, что душа – это и есть настоящий человек, в то время как тело – лишь временное вместилище, «носитель» души. Когда в момент смерти душа покидает тело, то оно сразу же теряет свою ценность и становится таким же ненужным, как конверт, из которого вынули письмо. Что тело без души, что конверт без письма можно за ненадобностью выбросить или сжечь.
Красота и благодать, содержащиеся в теле, имеют своим источником Бога
Напротив, Церковь вновь и вновь провозглашает, что тело – не просто сосуд для души, но в нем, как и в душе, запечатлен , образ красоты небесной. Поэтому правильнее будет сказать не «мы имеем тело», а «мы есть тело, душа и дух». Тело создано Богом, причем по образу и подобию Божию, и это надо понимать не так, что у Бога тоже два глаза, нос и уши, а что красота и благодать, содержащиеся в теле, имеют своим источником Бога.
Тело является причастником Божественной благодати не только как сотворенное Богом, но и как искупленное Богом. Ведь именно над телом совершаются таинства Крещения, Миропомазания, именно тело причащается Святых Христовых Таин в таинстве Евхаристии, и именно тело однажды воскреснет для новой, вечной жизни при всеобщем воскресении. Одним словом, тело человека свято, и оно участвует в нашем спасении. Как и со всеми святыми предметами, с человеческим телом надо обращаться благоговейно. Как говорилось выше, предание огню означает отрицание ценности того, что сжигается. Такая практика имела место и оправдывалась в язычестве, потому что для язычников тело не представляет большой ценности (вот почему языческие афинские философы смеялись над апостолом Павлом, когда услышали от него, что тела людей воскреснут – ср. Деян. 17, 32). Язычники могли кремировать и сжигать свои тела – это не входило в противоречие с их религиозными верованиями. Христиане этого делать не могут, ибо веруют, что наши тела имеют слишком огромное значение, чтобы их подвергать огню.
Тело человека свято, и оно участвует в нашем спасении
С современной практикой кремации связаны и другие проблемы. Например, работники похоронной индустрии не рассказывают людям всей правды о кремации. В особенности, они не рассказывают, что кости не сгорают. При достаточно высокой температуре могут сгореть плоть, волосы и жир. (Это ужаснейшее зрелище. Многие из тех, кто стали этому свидетелями, говорили, что если бы люди знали, что именно происходит в процессе кремации, то никогда бы на это не пошли). Да, кости не горят, какой бы высокой ни была температура. Что же делают с ними после кремации? Их выгребают из печи и помещают в специальную мельницу, где перемалывают до мелких частиц. Мне рассказывали, что чистить такие «мельницы» – нелегкое занятие, и кусочки костей разных людей смешиваются. Говорят, что их специально посыпают тальком, чтобы больше походило на прах. Все это – нечестные попытки скрыть от людей тот факт, что кости не горят.
Существуют и другие проблемы. Мне приходилось присутствовать при захоронении праха кремированных покойников на кладбищах в специально отведенных местах (колумбариях). Однажды во время таких похорон на кладбище об усопшем читались молитвы, в которых он упоминался как личность – с использованием местоимения «кто», как это и подобает. Затем вышел работник крематория, неся в руках пластиковый пакет с прахом умершего. Работник спросил родственников покойного: «Куда мне это поставить?» Таким образом, усопший превратился в «что». Заметьте, он не сказал «его» или «ее», а сказал «это». Не думаю, что он был бессердечным человеком и неуважительно относился к покойным. Он просто выполнял свою работу и своими машинально произнесенными словами лишь подтвердил тот факт, что кремация превращает человека в вещь – во что-то, что можно нести под мышкой в пластиковом пакете и поместить в маленькую погребальную урну. Кремация означает деперсонализацию.
Вот основная разница между кремацией и исторической традиционной церковной практикой захоронения усопших. Только церковная практика поистине воздает должное личности покойного и признает святость человеческой плоти. Конечно, не стоит судить тех, кто выбрали кремацию для своих близких, ибо мы делаем, что можем, а время скорби и тяжелой утраты – не лучшее время, чтобы переучиваться и передумывать. Хотя Церковь не судит, она предлагает лучшее решение. Мы воздаем настоящее почтение нашим усопшим близким и родным, когда не подвергаем их кремации, а благоговейно хороним. Нам нельзя сжигать тела тех, кого любим. Вместо этого мы предаем их тела благословенной земле, а души вверяем всеблагому Богу.
Перевел с английского
5 октября 2017 г.
Информация взята с сайта:
Иеромонах Кирилл (Зинковский) о росте популярности этой языческой практики в России …
, пишет «Коммерсант». Москвичи скупают места в колумбариях. Можно даже выбрать место на Ваганьковском кладбище. Средняя цена 40-45 тыс. в зависимости от ряда: чем выше стоит урна, тем дороже. Стоимость варьируется и от типа колумбария – открытого или закрытого (в помещении), сообщил руководитель пресс-службы ФГУП «Ритуал» Дмитрий Коробцов. «Сейчас очень популярны стали карусельные колумбарии. Очень дорогостоящие, потому что они все из дорогого материала, то есть, не стена плача, не в одну линию, а автономные, как вертикальные цилиндры. Если говорить о колумбарии в центре Москвы, к примеру, на Донском стоимость ниши колумбария будет варьироваться от 40 до 45 тысяч. Что касается Ваганьковского кладбища, свободно там можно провести колумбарные захоронения», — говорит он.
Кремация обходится дешевле погребения. По крайней мере, можно сэкономить на транспортных услугах. Да и в пробке стоять с похоронной процессией — мало приятного. Однако в большинстве случаев кремацию делают по завещанию умершего. В столичном регионе четыре крематория, три из который на балансе ФГУП ритуал и 15 печей. Сама процедура кремации фиксированная – и обойдется всего в 3 тыс. 400 руб. Однако большая часть доходов крематориев приходится на дополнительные услуги – от хранения тел, бальзамирования до заказа гробов, сообщил гендиректор одного из похоронных бюро Москвы Сергей. «От 25 до 30 тысяч рублей — это где-то средняя цена. Верхней границы нет. Гробы есть из дорогих пород дерева, стоимостью 600 и больше тысяч рублей. Зал прощания и все остальное там ни к чему. Очень часто сотрудники крематория перекладывают тела и хорошие, дорогие гробы себе оставляют и перепродают», — говорит он.
О богословском измерении кремации рассуждает в интервью «» кандидат богословских наук :
Уверен, что душе усопшего никак не может быть приятен факт сожжения ее тела, ведь святые отцы (например, святитель Григорий Нисский в беседе с преподобной Макриной) учили о таинственной связи души умершего с его телом. Да и просто по-человечески рассуждая — не думаю, что кому-то приятно было бы узнать, что по его смерти родственники сожгли все его вещи, все, что было дорого для усопшего человека. Но при кремации речь идет не о вещах, а о собственном теле человека, которое вместо уважения получает в удел иное – оно корчится при огромной температуре, чтобы затем исчезнуть в прах, в то время когда родные предполагают, что усопшему это безразлично!
Кремация приобретает популярность в силу того, что современная цивилизация развивается в сторону максимального упрощения жизни, максимального удовлетворения страсти к комфорту при минимизации затраченной энергии. Рост спроса на кремацию связан, в первую очередь, с финансовыми соображениями. Дело в том, что в больших городах кремация дешевле полноценного погребения. Во-вторых, рост указанного спроса связан с определенной модой, а также желанием показать свою оригинальность. Можно предположить, что здесь есть еще и влияние таких личностей, например, как Стив Джобс, основателя фирмы «Apple», который завещал себя похоронить по буддистскому обряду. Молодым часто нравится то, что выглядит необычно, экстравагантно, не так, как у всех. В третьих, многие считают удобных подхоронить урну в могилу родственников и не обременять себя посещением могил в разных частях одного кладбища, или даже разных кладбищ, поскольку найти возможности для полноценного погребения родственников в одном месте весьма затруднительно. Однако, для православного христианина, очевидно, что все эти аргументы не могут и не должны перевесить чашу весов «за» кремацию.
Напомню, что в христианстве кремация всегда считалась признаком язычества. Тела христиан всегда по возможности предавались погребению с честью и аккуратностью. Тело же сжигаемого как бы попадает в ад прежде ада – сгорает при огромной температуре, причем не мгновенно, а испытав процесс уничтожения в течении 60-90 минут.
К 400 г. н. э., когда большинство народов Европы приняло крещение, кремация фактически исчезла с европейского континента. В 785 году, под угрозой смертной казни, Карл Великий запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет, вплоть до расцвета эпохи Ренессанса и постепенного отступления Европейской культуры от христианства.
В современном мире, где, как говорится, именно «деньги правят балом», главным, думается, является все же финансовый фактор, ведь традиционное захоронение на кладбище влетает людям в копеечку, особенно в мегаполисах. На одном из интернет-сайтов, пропагандирующих кремацию, можно прочесть: «кремация символизирует вечную память об усопшем. Она относится к славянским традициям. Ритуал же погребения появился с приходом церкви». Но это, так сказать, маленькое «философское» рассуждение авторов сайта, а главный привлекательный момент отражен в самом названии, появляющемся в поисковой системе интернета: «Похороны эконом-класса».
В этой связи хотелось бы напомнить слова старца Паисия Святогорца. Он отметил, что и в Греции в 1980-90-хх годах стала распространяться мода на кремацию. Старец не давал каких-то богословских догматических опровержений практики кремации. Он в основном указывал на нравственный урон, наносимый душе христиан, отмечая, что кремация есть, прежде всего, проявление неуважения к предкам. Неужели нельзя найти немного земли для кладбищ? Как глубоко люди врываются в землю, добывая уголь! Пусть и для останков сделают какое-нибудь большое хранилище и хоронят их там все вместе.
Страхи же по поводу возможной заразы от останков усопших — это своего рода духовная болезнь, потому что погребение — это Богом установленный порядок, поэтому никаких заразных явлений с ним не связано. Господь сказал Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). В Греции же существует традиция на третий год мощи доставать и складывать в костницы — не только на Афоне, но и на обычных кладбищах их можно устраивать. Кроме того, откуда мы знаем, может быть, какие-то люди сподобятся славы у Бога и мощи их будут святыми, а мы их через кремацию потеряем.
Нам удалось еще в 2001 году побывать в Англии на обсуждении священниками Сурожской епархии проблемы тенденции увеличения кремации. С богословской точки зрения там возобладал взгляд, что если человек был кремирован, то это, конечно же, не помешает Богу воскресить его тело. Ведь, если человек, например, был разорван снарядом или бомбой на войне, всемогущий Бог может восстановить его тело в вечности из отдельных атомов. Более того, даже обыкновенно погребенное тело со временем практически совершенно истлевает, обращаясь в прах. Кремация не соответствует православной традиции именно с духовно-нравственной точки зрения, и является древнейшей традицией языческой культуры, в которой практически всегда преобладало отношение к телу человека как к «темнице души» и даже как источнику зла.
Только христианская проповедь перевернула вековые традиции язычества. Особенно яростные нападки языческих философов в их полемике с христианским учением вызывало евангельское учение о Боговоплощении и о воскресении человеческих тел. Эта полемика наглядно показала, что в зависимости от того или иного взгляда на материю, и на телесную природу человека, выстраиваются совершенно различные системы мировоззрения, включая представления о Боге и человеке. В христианском восприятии сотворенная Богом материя несет на себе отпечаток Его всемогущества, премудрости и заботливого попечения о сотворенном мире. Кроме того, именно материальный мир есть место обитания высшего творения Божия – человека, а спасение душ человеческих, к которому все мы призваны через святое Евангелие, понимается в православном богословии не как отвержение тела и всего материального мира, а как их преображение. Центральный догмат христианского богословия – учение о Боговоплощении, а также все таинства Церкви Христовой свидетельствуют об исключительной важности материи и тела человека в замысле Божием о достижении человеком своего истинного предназначения.
Благоговейное отношение к телу погибшего, внушаемое древнейшей церковной традицией, многому научает, приучает молодых людей видеть смерть, соприкасаться с ней в конкретной реальности, заставляет задуматься о смерти глубоко и серьезно. Кроме того, это последняя возможность послужить своему близкому усопшему, проводить его в последний путь. Погребение по традиционному православному обряду необходимо в первую очередь тем людям, которые хоронят своих близких. Есть такой святой, преподобный Даниил Переяславский (1460-1540), особенным подвижническим проявлением любви к ближним которого стала его забота об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. И сколько же человек преподобный Даниил за свою жизнь перенес на своих руках, сотни, тысячи? Наверное, он и сам не задумывался об этом, а смиренно выполнял возложенный на себя долг.
И, наоборот, люди, кремирующие своих родственников, что называется, «умывают руки», ограничиваясь минимумом положенных действий. Иногда это доходит до ложного благоговения, до отказа видеть своего близкого умершим. На самом деле просто человек не хочет послужить и потрудиться.
В связи с таким отношением вспоминается одна юная женщина, пришедшая на беседу. Она беременна, верующая, но не церковная. Врачи ее напугали, что у ребенка заболевание сердца несовместимое с жизнью и ребенок проживет не более месяца после родов. И у нее возникла ложная «жалость» к ребенку, а на самом деле не к ребенку, а к себе самой: «Мол, я не хочу видеть, как он мучается, и поэтому я его убью, сделав аборт». По, крайней мере, так легче для нее – она не увидит, как в страданиях умирает младенец. Но ведь участь ужасной смерти малыша в утробе матери просто вытесняется из сознания – так комфортнее ей, но, конечно же, не ему!
Вспомним также, что в России первые крематории стали действовать только после коммунистической революции, а первыми сожжёнными были тела скончавшихся партийных работников.
Для христиан кремация недопустима. Даже в самом крайнем случае, когда человек находится в совершенной нищете, и у него нет денег на похороны, можно найти выход – договорившись о погребении за городом, где все гораздо дешевле. Ведь даже бомжей хоронят на государственные деньги, но по православной традиции. Я уверен, что кремация — позор для той семьи, которая ее допускает, потому что это — неуважение к своим предкам, а также к вековым христианским традициям.
Как Православие относится к кремации
Хочется написать тебе , мой читатель, интересный повод для размышления! Как человек должен хоронить своих близких. Ведь очень много верований, суеверий и предрассудков! Мы не будем перечислять все, конечно же, но поразмышлять о КРЕМАЦИИ необходимо.
Но, сначала объясним, что это за термин (согласно википедии): Крема́ция (от лат. cremare «сжечь, сжигать») — процесс сожжения тел. Обычно проводится в качестве обряда перед погребением. Осуществляется на источнике открытого огня (в древних сообществах и у традиционалистов в качестве такового используется погребальный костёр; в современном обществе данный процесс осуществляется в печи крематория). Кремация По современным европейским правилам, после кремации прах умершего помещается в погребальную урну, и затем может быть захоронен различными путями.
И тут у меня, как у православного христианина, возникает вопрос- а какое же тело получит душа после всеобщего Воскресения (после Страшного Суда в конце времен), если от нее останется до захоронения один прах?
кремированный
Надо сказать, что и без кремации не особо понятно, каким будет сочетание душа+тело после Воскресенья. Да и нигде на эту тему не было сказано. Бытует мнение, что в Раю (а именно туда мы ВСЕ почему-то хотим, совершенно ничего не делая для этого. И поэтому попасть туда будет очень,очень и очень сложно) все будут «облечены в тела» соответствующие возрасту Иисуса Христа- 33 года. Но без каких-либо изъянов, уродств, болезней, то есть в идеальном состоянии.
Ну мы отвлеклись немного. Продолжим о кремации. Хочется сказать, что сам процесс сожжения тела отдает чем-то языческим (не хочу обидеть другие вероисповедания). И говорить, что православие относится к этому нормально- лгать в лицо! Конечно, это ненормально. Но суровая реальность диктует свои правила. Глобальная урбанизация (переселение в города) не дает возможности спокойно хоронить на кладбищах обычным способом (Россию пока это касается вскользь вследствие огромной территории и низкой густонаселенности. Но в тех городах, где есть крематории, сжигания тел достигают 50% от общего количества захоронений).
Новосибирск
А вот в Японии, к примеру, на законодательном уровне разрешена только кремация. В США тоже огромным темпом развивается эта тенденция (в США более 1000 крематориев). И это в католической стране! Да и страны, где индуизм- главная религия, тоже очень распространены захоронения путем сожжения тела.
Индия
Православная церковь безусловно видит в больших городах проблемы с выделением земли под кладбища (земля-это большие деньги). А еще возникает вопрос с экологией на кладбищах. Именно поэтому православная церковь заявляет, что кремация как способ погребения, не противоречит православным канонам, но и не рекомендуется церковными иерархами. Подтверждением такой позиции может служить тот факт, что в крематориях Российской Федерации православным священнослужителям официально разрешено проводить службы по отпеванию умерших.