Содержание
- Что делают с одеждой и можно ли перепутать урны? 9 вопросов о крематории
- 1. Кремация не подходит христианам, их тела должны быть преданы земле.
- 2. Золотые коронки покойников работники крематория присваивают себе
- 3. Одежду покойников работники крематория сдают в комиссионный магазин
- 4. Кремировать покойника дешевле, чем хоронить традиционно
- 5. Выбросы крематория неэкологичны и вредны для здоровья
- 6. В крематории сжигают неизвестные трупы, чтобы скрыть преступления
- 7. Родственникам могут по ошибке выдать чужой прах
- 8. Родственникам нельзя наблюдать за сжиганием покойника, потому что сотрудники крематория что-то скрывают
- 9. Дверцы крематория не открываются изнутри, поэтому можно впасть в летаргический сон и быть сожженным заживо.
- Что значит кремировать
- Отношение православия к кремации
- Почему православных не кремируют
- Погребение после отпевания
- Кремировать или хоронить?
- Можно ли кремировать?
- Кремируют ли православных?
- Кремировать или хоронить?
- Можно ли кремировать христианина?
- Что происходит с душой, если человека кремировали
- «Для христиан кремация недопустима»
- Кремация: стена смерти, отдельное захоронение, подхоронить или развеять прах?
- Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ (последняя редакция)
- Закон о погребении. Краткий обзор федерального закона
- Федеральное законодательство
- А теперь к подробностям
- Прочие условия
- Кладбища
Что делают с одеждой и можно ли перепутать урны? 9 вопросов о крематории
Дым крематориев вредный, в печах сжигают жертв преступлений, а вещи покойников воруют и присваивают. Это только часть мифов о кремации. АиФ.ru спросил директора муниципального крематория Ростова-на-Дону Павла Алексеева, какие из них правдивы, а какие — лишь заблуждения.
1. Кремация не подходит христианам, их тела должны быть преданы земле.
В 2015 году Русская православная церковь приняла документ «О христианском погребении усопших». В нем позиция церкви по кремации обозначена как снисходительная, если того требуют обстоятельства, но без одобрения. В православии важно, чтобы к телу человека после смерти относились с почтением. Кремацию почтительным отношением к телу церковь не считает.
Позиция католической церкви аналогичная. Развеивание праха вместо захоронения у христиан под строгим запретом.
В исламе и иудаизме кремация запрещена.
Буддизм и индуизм кремацию поддерживают.
Павел Алексеев: На практике у нас кремируют и христиан, и усопших других вероисповеданий. Как хоронить, решают родственники, или сам умерший еще при жизни успевает выразить свою волю.
2. Золотые коронки покойников работники крематория присваивают себе
Павел Алексеев: К нам ни разу не поступали люди с коронками. Перед тем как тело привозят в крематорий, оно проходит обязательную процедуру в морге. Все драгоценности, включая зубные коронки, предлагают забрать родственникам. Иногда приходится принуждать родных забрать украшения. Если они отказываются, предлагаем эти вещи захоронить с прахом в урне. Есть четкие инструкции: ничего лишнего в печи не должно быть. Даже кардиостимулятор будет изъят перед отправкой туда. Заключение о том, что посторонних предметов нет, дает патологоанатом.
Зал оператора крематория. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин
Что касается имплантатов и протезных элементов, то они кремируются вместе с телом, остатки таких элементов после не выдаются. Их утилизируют работники крематория.
3. Одежду покойников работники крематория сдают в комиссионный магазин
Павел Алексеев: Абсурд полный, конечно. В печи практически все полностью сгорает. Да и никто этим не занимается. О тонкостях разговаривать, наверное, не нужно, но не секрет, что одежда индивидуальна, а в некоторых случаях распарывается, чтобы надеть ее на тело. Поэтому она приходит в негодность.
Вопрос-ответ Как в США намерены использовать тела умерших?
4. Кремировать покойника дешевле, чем хоронить традиционно
Павел Алексеев: Это правда, кремировать дешевле. Если брать среднестатистические похороны (сюда входит стандартный гроб, доставка гроба, рытье могилы и захоронение), то они обходятся около 20 тысяч рублей, а похороны с кремацией (гроб, доставка, кремация) — порядка 15 тысяч. В Ростове сама кремация стоит 2260 рублей, захоронение урны — 900 рублей. Цены в других городах не сильно отличаются.
Бывает, что урны с прахом хотят захоронить в другом городе. В этом случае упрощается процедура оформления документов при транспортировке.
5. Выбросы крематория неэкологичны и вредны для здоровья
Павел Алексеев: Это неправда. У нас две кремационные печи иностранного производства, они имеют необходимые сертификаты и соответствуют всем допускам, которые требуют экологи. Печи управляются с помощью электроники и оснащены специальными фильтрами очистки, поэтому недопустимых вредных веществ не выбрасывают. Нас постоянно проверяет Ростехнадзор: берут пробы выхода воздуха из дымовой трубы. Все это находится под постоянным контролем.
6. В крематории сжигают неизвестные трупы, чтобы скрыть преступления
Павел Алексеев: Неправда. Никаких неизвестных трупов не сжигается, это уголовно наказуемое действие. У нас есть регламент, где прописано, что кремируются только те тела, которые приходят с определенным пакетом документов.
Так выглядит урна с прахом кремированного. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин
Кремировать без документов — очень серьезное нарушение, это практически невозможно.
Бывают запросы от правоохранителей: когда прошла кремация такого-то гражданина, на основании чего. Все данные мы предоставляем полицейским, мы от регламента ни на шаг в сторону.
7. Родственникам могут по ошибке выдать чужой прах
Павел Алексеев: Вряд ли. На каждую услугу заводится сопроводительная карточка. После того, как родственники попрощались, она вешается на печь. После кремации, эта карточка наклеивается на урну. Содержимое помещают в урну и отдают родственникам. Перепутать что-то сложно!
8. Родственникам нельзя наблюдать за сжиганием покойника, потому что сотрудники крематория что-то скрывают
Павел Алексеев: Ростовский крематорий просто технически к этому не приспособлен. А, например, в Новосибирске родственники могут наблюдать за процессом через стекло. Но в печь все равно не заглянешь. Увидишь только саму печь. Некоторые родственники просят на камеру снять процесс, как внутрь помещают тело. Это может сделать оператор печи.
9. Дверцы крематория не открываются изнутри, поэтому можно впасть в летаргический сон и быть сожженным заживо.
Павел Алексеев: Такие вопросы тоже задают, но это невозможно. Крематорий принимает тело только после заключения патологоанатома и медиков. Соответственно, как люди, которые прошли медицинское вскрытие, могут быть в летаргическом сне? Открыть дверцу печи изнутри невозможно технически, температура в печи — больше тысячи градусов.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения. Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация. Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?
Что значит кремировать
Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.
Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.
В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.
Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.
Отношение православия к кремации
Кремировать или хоронить православного зависит исключительно от решения родственников или последнего желания умершего. В настоящее время современные христианские конфессии принимают такое явление как кремация.
Они основываются на словах раннехристианского церковного писателя о том, что он не видит никакого вреда в сожжении, но как и ранее привыкли зарывать трупы в землю. Но православные священнослужители говорят о том, что при выборе кремации или захоронения, стоит выбрать вариант сохранения тела в гробу.
Ответ христианской церкви на вопрос почему нельзя кремировать заключается том, что кремирование не даст возможности родственникам усопшего на утешение и молитву. Хоть это также спорный вопрос. Все зависит от необходимости проведения данной процедуры. Церковь не отрицает проведения данного процесса и не запрещает его, она просто терпимо относится к такому проявлению.
Почему православных не кремируют
Такой вопрос является неправильным. Церковь не запрещает сжигать тело умершего человека. Так, например, Русская православная церковь относится неодобрительно к кремации, но тем не менее не запрещает священникам проведение всех служб по умершим перед сожжением.
В Библии сказано что должна быть прочтена молитва об усопшем после смерти, но конкретно ничего не указано о том, как проводить захоронение тела усопшего. Часто в священных письменах говорилось о захоронении тел в пещерах или в земле. А фраза «из праха вышел и в прах превратится» говорится не о способе погребения, а о том, во что превращается тело после смерти.
Разное отношение к кремации прежде всего обусловлено различным пониманием предназначения человеческого тела или смерти. Это и может вызвать боязнь того, что таким образом мы можем причинить боль или неуважение к телу усопшего.
Погребение после отпевания
На вопрос, можно ли кремировать православного христианина после отпевания можно положительно ответить. Церковь разрешает проводить все обряды после смерти перед сожжением тела. Именно поэтому можно не задумываться о том, что православные погребальные обряды не будут проведены.
По поводу способа погребения есть как минимум два различных толкования:
- Одни рассматривают сжигание тела как веру в мир неба, куда душа с помощью огня перемещается вместо захоронения в землю.
- Вторые же говорят, что погребение мертвого тела в землю имеет отношение к языческим обрядам. Тем самым христиане, которые приходят на могилы, чтобы почтить память усопших, также взяты из язычества.
Какой способ захоронения выбрать зависит от желания умершего или его родственников. Но необходимо помнить, что важнее всего будет та память, которую Вы будете хранить в своем сердце о них.
Господь всегда с Вами!
Кремировать или хоронить?
Когда умирает близкий, горе оглушает нас. Но решение приходится принимать в большинстве случаев очень быстро. Мы вспоминаем, что говорил усопший, пытаемся понять его волю, видим наши реальные возможности. Расслышать голос разума в деле организации похорон бывает трудно не только из-за нахлынувших эмоций, но и из-за массы суеверий, предрассудков и заблуждений в отношении к смерти и погребению.
Мы обратились за советом к московским священникам Иоанну Захарову, настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), и Николаю Петрову, клирику храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподавателю Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы.
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва
Можно ли кремировать?
Мне кажется, этот вопрос некорректно поставлен. Но сложно ответить, когда не видишь человека, который задает вопрос, не знаешь его конкретной ситуации, обстоятельств, возможностей. Скорее всего, родных беспокоит вопрос другой: что будет, если я кремирую своего родственника?
К сожалению, очень часто обстоятельства, в которых находятся люди, потерявшие своего родственника, не позволяют им должным образом совершить погребение. Мы знаем, что хоронить в городе, а тем более больших городах, очень дорого. Далеко не у всех есть “родовые” деревни, где они выросли, кладбища, на которых можно похоронить и приезжать туда. Хоронить за 100 километров от города, в котором живешь, на новом кладбище или полигоне, которые переделали под кладбище, куда сложно доехать одинокому и пожилому человеку? Часто многое упирается в физические силы и финансовые возможности родственников. Поэтому люди и прибегают к кремации по необходимости. Хотя с другой стороны, если человек задался целью похоронить родственника своего именно в землю, не кремировать, то можно такую возможность получить как с помощью государства, так и друзей, коллег. Похороны – это то, на что часто люди готовы помочь, скинуться.
В любом случае Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, со снисхождением относится к факту кремации. После кремации прах должен быть предан земле.
Кремируют ли православных?
Кремируют. Кто-то от безысходности. Некоторые кремируют потому что его родственник просил об этом. А почему он просил, еще надо разобраться. Скорее всего он не хотел доставлять проблем и лишних расходов со своими похоронами, но этот вопрос сложный. На могилу уже не придешь. А приходишь на могилу, в которой лежит некий глиняный сосуд с пеплом о непонятно чего. Кремация на самом деле жуткая вещь.
Когда человек сталкивается со смертью близкого, он не в состоянии прочувствовать, что смерть – это естественная составляющая нашего существования. Когда человек умирает, с ним ничего не происходит. Это когда человек женится или выходит замуж, с ним происходит чудо. Когда человек причащается Святых Христовых Таин или кается в грехах, с ним происходит чудо. Вообще участие в Таинствах – это некое изменение человека: того, кто был раньше, уже не существует.
Смерть не меняет человека как такового. Мы верим, что в воскресении мертвых люди будут со своими телами. Смерть разделяет душу и тело, это непривычное для нас состояние. И как правило, в такие периоды человек жалеет прежде всего не усопшего, а себя самого. Потому что он не имеет возможности общаться со своим родственником и горячо любимым человеком. Но с жалением себя можно и нужно справляться, а усопшего жалеть не нужно – он ушел к Богу. В молитве об усопших мы можем с ними общаться, понимая, что разлука временна.
Кремировать или хоронить?
Конечно, хоронить. Но многое зависит от сиюминутных сложностей, которые возникают перед родственниками. Конечно, хоронить – это более традиционная форма погребения для нас. Безусловно, кремация никоим образом не влияет на воскрешение человека в вечности. Было бы странно, если бы форма погребения могла изменить суд Божий о человеке. Что тогда с теми людьми, которые были замучены в печах фашистами или погибли на войне от разрыва бомбы?
Можно ли кремировать христианина?
Можно, но не нужно. Православная Церковь считает нормой захоронение почивших христиан в земле, а к кремации относится со снисхождением: если есть возможность похоронить, то лучше это сделать.
Наши воспоминания всегда материализуются во что-то: часы от деда, награды от прадеда, книгу родственника или фильм, который он снял, фотографии и вещи, которые остались после него. Могила и крест – это тоже есть некая материализация нашей памяти. И сознательно отказываться от этого неправильно, если человек был добр с тобой, если была любовь. Связь поколений, память – это очень важно. Мы видим, что некая связь существует с той землей, на которой ты живешь. Известно, что жизнь там, где похоронены твои предки, более осмыслена, чем там, где никого у тебя нет. Конечно, можно быть человеком и христианином в любом месте и в любой стране, но если твой прадед сражался за эту землю в первую мировую войну, дед защищал ее во вторую, то ты чувствуешь эту землю своей.
В нашей больнице бывают разные ситуации. Иногда мамы с детьми приезжают из таких далеких мест, что добираться приходится на собаках, вертолете, самолете с несколькими пересадками. Если же у вас есть возможность попросить (обратиться к родственникам и друзьям, в социальные государственные службы, в фонды благотворительные), то оно того стоит, это можно сделать. Похороны – это такое событие, в котором участвуют все.
Что происходит с душой, если человека кремировали
Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва
Фото с сайта храма святого Димитрия
Участь души человека не связана напрямую с тем, что происходит с его телом: люди погибают в пожарах, в авиакатастрофах ничего не остается от человека. погребение в землю более традиционно и для человеческого сознания приемлемо. Кремация – это не христианский способ погребения, пришедший с восточных религий.
Почитание мощей в христианстве предполагает, что к телу усопшего относятся очень благоговейно, тем более мы знаем, что Господь воскресит именно тело, хотя и не обязательно, чтобы что-то сохранилось от него. Но тем не менее тело в христианстве принимает участие в духовной жизни человека.
Но если даже кого-то сожгли, кремировали, то ничего страшного для души нет, отпевание совершается. С душой происходит то же, что и со всеми другими. Мы верим, что Господь может воскресить, даже если тело сильно пострадало, но осознанно идти на кремацию, с христианской точки зрения, не стоит.
«Для христиан кремация недопустима»
В Москве вырос спрос на кремацию, пишет «Коммерсант». Москвичи скупают места в колумбариях. Можно даже выбрать место на Ваганьковском кладбище. Средняя цена 40-45 тыс. в зависимости от ряда: чем выше стоит урна, тем дороже. Стоимость варьируется и от типа колумбария – открытого или закрытого (в помещении), сообщил руководитель пресс-службы ФГУП «Ритуал» Дмитрий Коробцов. «Сейчас очень популярны стали карусельные колумбарии. Очень дорогостоящие, потому что они все из дорогого материала, то есть, не стена плача, не в одну линию, а автономные, как вертикальные цилиндры. Если говорить о колумбарии в центре Москвы, к примеру, на Донском стоимость ниши колумбария будет варьироваться от 40 до 45 тысяч. Что касается Ваганьковского кладбища, свободно там можно провести колумбарные захоронения», — говорит он.
Кремация обходится дешевле погребения. По крайней мере, можно сэкономить на транспортных услугах. Да и в пробке стоять с похоронной процессией — мало приятного. Однако в большинстве случаев кремацию делают по завещанию умершего. В столичном регионе четыре крематория, три из который на балансе ФГУП ритуал и 15 печей. Сама процедура кремации фиксированная – и обойдется всего в 3 тыс. 400 руб. Однако большая часть доходов крематориев приходится на дополнительные услуги – от хранения тел, бальзамирования до заказа гробов, сообщил гендиректор одного из похоронных бюро Москвы Сергей. «От 25 до 30 тысяч рублей — это где-то средняя цена. Верхней границы нет. Гробы есть из дорогих пород дерева, стоимостью 600 и больше тысяч рублей. Зал прощания и все остальное там ни к чему. Очень часто сотрудники крематория перекладывают тела и хорошие, дорогие гробы себе оставляют и перепродают», — говорит он.
О богословском измерении кремации рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат богословских наук иеромонах Кирилл (Зинковский):
Уверен, что душе усопшего никак не может быть приятен факт сожжения ее тела, ведь святые отцы (например, святитель Григорий Нисский в беседе с преподобной Макриной) учили о таинственной связи души умершего с его телом. Да и просто по-человечески рассуждая — не думаю, что кому-то приятно было бы узнать, что по его смерти родственники сожгли все его вещи, все, что было дорого для усопшего человека. Но при кремации речь идет не о вещах, а о собственном теле человека, которое вместо уважения получает в удел иное – оно корчится при огромной температуре, чтобы затем исчезнуть в прах, в то время когда родные предполагают, что усопшему это безразлично!
Кремация приобретает популярность в силу того, что современная цивилизация развивается в сторону максимального упрощения жизни, максимального удовлетворения страсти к комфорту при минимизации затраченной энергии. Рост спроса на кремацию связан, в первую очередь, с финансовыми соображениями. Дело в том, что в больших городах кремация дешевле полноценного погребения. Во-вторых, рост указанного спроса связан с определенной модой, а также желанием показать свою оригинальность. Можно предположить, что здесь есть еще и влияние таких личностей, например, как Стив Джобс, основателя фирмы «Apple», который завещал себя похоронить по буддистскому обряду. Молодым часто нравится то, что выглядит необычно, экстравагантно, не так, как у всех. В третьих, многие считают удобных подхоронить урну в могилу родственников и не обременять себя посещением могил в разных частях одного кладбища, или даже разных кладбищ, поскольку найти возможности для полноценного погребения родственников в одном месте весьма затруднительно. Однако, для православного христианина, очевидно, что все эти аргументы не могут и не должны перевесить чашу весов «за» кремацию.
Напомню, что в христианстве кремация всегда считалась признаком язычества. Тела христиан всегда по возможности предавались погребению с честью и аккуратностью. Тело же сжигаемого как бы попадает в ад прежде ада – сгорает при огромной температуре, причем не мгновенно, а испытав процесс уничтожения в течении 60-90 минут.
К 400 г. н. э., когда большинство народов Европы приняло крещение, кремация фактически исчезла с европейского континента. В 785 году, под угрозой смертной казни, Карл Великий запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет, вплоть до расцвета эпохи Ренессанса и постепенного отступления Европейской культуры от христианства.
В современном мире, где, как говорится, именно «деньги правят балом», главным, думается, является все же финансовый фактор, ведь традиционное захоронение на кладбище влетает людям в копеечку, особенно в мегаполисах. На одном из интернет-сайтов, пропагандирующих кремацию, можно прочесть: «кремация символизирует вечную память об усопшем. Она относится к славянским традициям. Ритуал же погребения появился с приходом церкви». Но это, так сказать, маленькое «философское» рассуждение авторов сайта, а главный привлекательный момент отражен в самом названии, появляющемся в поисковой системе интернета: «Похороны эконом-класса».
В этой связи хотелось бы напомнить слова старца Паисия Святогорца. Он отметил, что и в Греции в 1980-90-хх годах стала распространяться мода на кремацию. Старец не давал каких-то богословских догматических опровержений практики кремации. Он в основном указывал на нравственный урон, наносимый душе христиан, отмечая, что кремация есть, прежде всего, проявление неуважения к предкам. Неужели нельзя найти немного земли для кладбищ? Как глубоко люди врываются в землю, добывая уголь! Пусть и для останков сделают какое-нибудь большое хранилище и хоронят их там все вместе.
Страхи же по поводу возможной заразы от останков усопших — это своего рода духовная болезнь, потому что погребение — это Богом установленный порядок, поэтому никаких заразных явлений с ним не связано. Господь сказал Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). В Греции же существует традиция на третий год мощи доставать и складывать в костницы — не только на Афоне, но и на обычных кладбищах их можно устраивать. Кроме того, откуда мы знаем, может быть, какие-то люди сподобятся славы у Бога и мощи их будут святыми, а мы их через кремацию потеряем.
Нам удалось еще в 2001 году побывать в Англии на обсуждении священниками Сурожской епархии проблемы тенденции увеличения кремации. С богословской точки зрения там возобладал взгляд, что если человек был кремирован, то это, конечно же, не помешает Богу воскресить его тело. Ведь, если человек, например, был разорван снарядом или бомбой на войне, всемогущий Бог может восстановить его тело в вечности из отдельных атомов. Более того, даже обыкновенно погребенное тело со временем практически совершенно истлевает, обращаясь в прах. Кремация не соответствует православной традиции именно с духовно-нравственной точки зрения, и является древнейшей традицией языческой культуры, в которой практически всегда преобладало отношение к телу человека как к «темнице души» и даже как источнику зла.
Только христианская проповедь перевернула вековые традиции язычества. Особенно яростные нападки языческих философов в их полемике с христианским учением вызывало евангельское учение о Боговоплощении и о воскресении человеческих тел. Эта полемика наглядно показала, что в зависимости от того или иного взгляда на материю, и на телесную природу человека, выстраиваются совершенно различные системы мировоззрения, включая представления о Боге и человеке. В христианском восприятии сотворенная Богом материя несет на себе отпечаток Его всемогущества, премудрости и заботливого попечения о сотворенном мире. Кроме того, именно материальный мир есть место обитания высшего творения Божия – человека, а спасение душ человеческих, к которому все мы призваны через святое Евангелие, понимается в православном богословии не как отвержение тела и всего материального мира, а как их преображение. Центральный догмат христианского богословия – учение о Боговоплощении, а также все таинства Церкви Христовой свидетельствуют об исключительной важности материи и тела человека в замысле Божием о достижении человеком своего истинного предназначения.
Благоговейное отношение к телу погибшего, внушаемое древнейшей церковной традицией, многому научает, приучает молодых людей видеть смерть, соприкасаться с ней в конкретной реальности, заставляет задуматься о смерти глубоко и серьезно. Кроме того, это последняя возможность послужить своему близкому усопшему, проводить его в последний путь. Погребение по традиционному православному обряду необходимо в первую очередь тем людям, которые хоронят своих близких. Есть такой святой, преподобный Даниил Переяславский (1460-1540), особенным подвижническим проявлением любви к ближним которого стала его забота об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. И сколько же человек преподобный Даниил за свою жизнь перенес на своих руках, сотни, тысячи? Наверное, он и сам не задумывался об этом, а смиренно выполнял возложенный на себя долг.
И, наоборот, люди, кремирующие своих родственников, что называется, «умывают руки», ограничиваясь минимумом положенных действий. Иногда это доходит до ложного благоговения, до отказа видеть своего близкого умершим. На самом деле просто человек не хочет послужить и потрудиться.
В связи с таким отношением вспоминается одна юная женщина, пришедшая на беседу. Она беременна, верующая, но не церковная. Врачи ее напугали, что у ребенка заболевание сердца несовместимое с жизнью и ребенок проживет не более месяца после родов. И у нее возникла ложная «жалость» к ребенку, а на самом деле не к ребенку, а к себе самой: «Мол, я не хочу видеть, как он мучается, и поэтому я его убью, сделав аборт». По, крайней мере, так легче для нее – она не увидит, как в страданиях умирает младенец. Но ведь участь ужасной смерти малыша в утробе матери просто вытесняется из сознания – так комфортнее ей, но, конечно же, не ему!
Вспомним также, что в России первые крематории стали действовать только после коммунистической революции, а первыми сожжёнными были тела скончавшихся партийных работников.
Для христиан кремация недопустима. Даже в самом крайнем случае, когда человек находится в совершенной нищете, и у него нет денег на похороны, можно найти выход – договорившись о погребении за городом, где все гораздо дешевле. Ведь даже бомжей хоронят на государственные деньги, но по православной традиции. Я уверен, что кремация — позор для той семьи, которая ее допускает, потому что это — неуважение к своим предкам, а также к вековым христианским традициям.
Кремация: стена смерти, отдельное захоронение, подхоронить или развеять прах?
Колумбарии представляют собой большие стеллажи с полками, на которые ставят урну
Процедура кремирования уходит своими историческими корнями в Древнюю Грецию. В те времена считалось, что сжигание покойного тела позволит очистить душу усопшего и освободить ее от физической оболочки.
Дальнейшее свое развитие кремация получила уже в Древнем Риме в форме появления специальных урн. Емкости были предназначены для хранения праха и установки урны в колумбариях. Колумбарии представляют собой большие стеллажи с полками, на которые ставят урну. Некоторые близкие или родственники усопшего выражают желание захоронить урну с прахом в землю – и на этом моменте возникает вопрос, а какие правила захоронения урны существуют?
В современном мире кремация вызывает споры у приверженцев определенной конфессии. Так, например, в мусульманстве кремирование усопшего считается страшным грехом. Мусульмане имеют мнение, что сжигание тела приравнивается к его горению в аду. Православная церковь так же выступает против нетрадиционной формы захоронения человека. Следует отметить, что вопрос о кремации индивидуален. И если последнее желание покойного заключалось в том, чтобы его кремировали вне зависимости от религиозных убеждений, то никто не имеет права выступать против этого желания, при условии, что оно не противоречит действующему законодательству той страны, на территории которой будет проходить церемония захоронения.
Документы, необходимые для захоронения урны с прахом
Если следовать законодательству РФ, то получить урну для дальнейшего хранения в колумбарии или захоронения в земле можно при наличии на руках определенных документов. У родственника или близкого человека должно быть с собой свидетельство о смерти с официальной гербовой печатью, паспорт, подтверждающий личность, заключение о кремации тела усопшего, которое выдают в крематории и справка о предоставлении конкретного места для захоронения. Последний вид документа родственник или близкий человек может получить непосредственно, прибыв на кладбище. Можно выбрать место на отдельном участке, или захоронить на могилу к другим усопшим родственникам.
В первом случае, когда под урну выделяется отдельное место, захоронение происходит обычным традиционным способом. Выкапывается погребальная яма, но гораздо меньших размеров, нежели под гроб. Для тех, кто испытывает в этот печальный момент финансовые трудности, погребение с помощью кремации окажется довольно-таки бюджетным вариантом. Далее, по желанию родственники или близкие люди усопшего устанавливают крест или памятник и облагораживают территорию захоронения, формируя могилку. Во втором случае, когда урну хоронят рядом с другими родственниками, может потребоваться переустановка общего памятника, если он есть, или расширение территории могилки. Поэтому такой способ захоронения будет стоить чуть дороже традиционного.
Самым бюджетным вариантом захоронения урны будет ее установка в нише «Стены смерти» (колумбарии). Правда, в России такие стены практически не распространены. Урну с прахом ставят на полку и закрывают мемориальной плитой, на которой так же, как и на обычном памятнике можно выгравировать фото усопшего, дату его рождения и упокоения. Если скорбь невыносимо сильна, допускается хранить урну с прахом дома. Некоторые покойные в качестве своего последнего желания хотели, чтобы их прах после смерти был развеян в каком-либо определенном месте. Для того чтобы родственники или близкие люди усопшего не испытывали проблем с транспортировкой урны до нужного места, в мире существуют специальные службы, которые приезжают за урной и отвозят ее туда, куда нужно. Эта служба также занимается оформлением всех необходимых документов, если вдруг покойный хотел, чтобы его прах развеяли в другой стране.
Кремация является хорошим вариантом для тех, кто не имеет возможности часто посещать и ухаживать за могилкой. Следует отметить, что после традиционного захоронения тела покойного в гробу, прежде чем установить на могилку памятник, понадобится истечение некоторого количества времени, в течение которого земля даст усадку. Это значит, что сначала придется установить обычный деревянный крест, который свободно может повалить ветром или испортить дерево непогодой. К тому же по кресту будет тяжело идентифицировать могилу усопшего.
Кремация – эстетический вариант захоронения
Альтернативой памятника на могилке является урна для праха. В крематориях специалисты могут изготовить любую урну, исходя из пожеланий заказчика и последней воли усопшего. Либо родственник или близкий человек может выбрать уже готовый имеющийся вариант. А если исходить из эстетической точки зрения, то после кремации тело усопшего не будет разрушено в дальнейшем живыми организмами, обитающими в земле. «Могилка» в колумбарии всегда будет иметь чистый и ухоженный вид, а урна с прахом будет заботливо спрятана за мемориальной доской. Родственник или близкий человек в дальнейшем может в любое время посетить усопшего, отдав честь светлой памяти о нем.
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ (последняя редакция)
12 января 1996 года N 8-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 91-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ, от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 238-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.11.2009 N 270-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 28.07.2012 N 138-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 23.05.2018 N 117-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа)
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле
- Статья 3. Погребение
- Статья 4. Места погребения
- Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти
- Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего
- Глава II. Гарантии осуществления погребения
- Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении
- Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего
- Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению
- Статья 10. Социальное пособие на погребение
- Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, участников войны
- Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего
- Статья 13. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы
- Статья 14. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)
- Статья 14.1. Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции
- Глава III. Организация места погребения
- Статья 15. Предложения по созданию мест погребения
- Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения
- Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения
- Статья 18. Общественные кладбища
- Статья 19. Вероисповедальные кладбища
- Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища
- Статья 21. Семейные (родовые) захоронения
- Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения
- Статья 23. Стены скорби
- Статья 24. Крематории
- Глава IV. Похоронное дело
- Статья 25. Организация похоронного дела
- Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела
- Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела
- Статья 28. Исключена
- Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела
- Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
- Глава V. Заключительные и переходные положения
- Статья 31. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов
- Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
- Статья 33. О признании утратившим силу ранее принятого правового акта
Открыть полный текст документа
Закон о погребении. Краткий обзор федерального закона
Все мы рано или поздно вынуждены столкнуться с таким печальным явлением, как похороны.
И когда случается несчастье с нашими близкими, мы, как правило, растеряны и раздавлены горем, поэтому просто отдаемся в руки похоронных агентов, которые занимаются организацией погребения. Некоторые люди заботятся о своем погребении заранее и стараются купить, застолбить за собой место на кладбище, вкладывают в это немалые средства или долго-долго ухаживают за неизвестными могилами.
Понятно, что на этой земле никого не оставят, но что же гарантирует нам законодательство о погребении?
Давайте разбираться.
Федеральное законодательство
То самое, которое действует на территории всей страны и вопреки которому ни одна местная власть выступить не может. Теоретически.
Последние изменения в федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (№ 8-ФЗ от 12.01.1996 г.) были внесены совсем недавно, 23 мая 2018 года. Но суть закона осталась прежней – покойника надо упокоить.
Приятная весть состоит в том, что задачей данного закона является гарантия погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников. Ну и оставшимся родственникам гарантируется предоставление помощи государства – материальной и иной. Иная помощь – самая интересная. Если найдем информацию, обязательно о ней расскажем.
Сам процесс погребения определяется как обрядовые действия по захоронению останков в соответствии с санитарными нормами. Санитарные нормы – это важно. Хоронить можно в землю, в воду или в огне. Кладбища не переносят. Иначе как по решению местной власти в случаях возникновения угрозы подтопления, оползней или иной угрозы.
А теперь к подробностям
Если вы хотите, чтобы вас похоронили как-то по-особенному, то лучше всего следует свою волю выразить письменно. Можно и устно, но при свидетелях. Не всегда эту волю исполняют, но, впрочем, жалоб на нарушение воли покойного еще не поступало. Если вы по идейным соображениям не хотите (или хотите) вскрытия, изъятия ваших органов, быть погребенными в каком-то месте или рядом с друзьями или родственниками, быть погребенным по каким-либо обычаям, то изъявите эту волю письменно и копию волеизъявления носите с собой, потому что смерть имеет свойство подкрадываться незаметно, а родственники в расстройстве могут и не вспомнить о ваших пожеланиях.
Ч. 2 ст. 5 закона «О погребении» гласит, что действия с телом умершего «должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего», если только его воля не противоречит действующему законодательству, либо если есть иные обстоятельства, которые делают невозможным похороны по желанию умершего. Если же человек умер, не оставив распоряжений относительно его тела, то телом могут распорядиться его родственники, либо иной человек, который взялся за организацию похорон.
Кстати, если родственникам не нравятся пожелания умершего, то закон позволяет им не следовать завещанию умершего. Несколько непонятно это несоответствие ст. 5 и 7 закона «О погребении» и ст.6. Но похоже, что погребение остается целиком и полностью на совести тех, кто хоронит.
Кстати, те, кто беспокоится об участке для себя, могут сильно не волноваться – бесплатное предоставление участка для захоронения, гарантировано нашим государством. Причем площадь вашего последнего пристанища должна быть не менее 5 кв. м. Но если вы хотите быть похоронены рядом с кем-либо, то тут могут возникнуть сложности. Вам необходимо будет наличие свободной могилы рядом или же наличие захоронений родственников или супруга. Так что документы о родстве не теряйте и храните их независимо от давности смерти ваших любимых родственников. Лишь в этом случае вам гарантировано захоронение в удобном месте.
Прочие условия
Если вы хотите быть похоронены в другом городе, то государство гарантирует вам предоставление помощи в части возмещения части расходов на перевозку или в части помощи с оформлением документов.
Хранение тела в морге в течение 7 суток с момента установления причины смерти гарантировано государством. Если родственников не могут найти сразу или существуют иные объективные затруднения у родственников, то срок хранения может быть продлен до 14 дней.
Следующие услуги в нашей стране предоставляются бесплатно:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Для осуществления этих услуг существует специализированная служба.
Если же вы сами решили оплатить похороны, то вы имеете право на социальное пособие на погребение. Ст. 10 печального закона не обошлась без черного юмора. Социальное пособие на погребение предоставляется в размере стоимости услуг по гарантированному перечню, но его максимальный размер ограничен суммой 4172 руб. (с 01.02.2019).
Выплата пособия осуществляется в день обращения на основании справки о смерти. Главное, найти ту организацию, которая эти деньги вам выдаст.
Так, если умерший получал пенсию, то надо найти то отделение ПФР, которое эту пенсию выплачивало. Если человек работал, то необходимо обратиться по месту его работы. Но это должен быть не просто работодатель, а такой работодатель, который перечислял за вашего умершего денежные средства в ФСС.
Если умерший не получал пенсии или пособий, то вам прямая дорога в соцзащиту по месту жительства. Туда же должна пойти и мать, если ее ребенок родился мертвым. Для того чтобы получить пособие, у мамы есть 154 дня.
Если же умерший сам платил взносы в ФСС, то вам прямая дорога в территориальное отделение этой службы.
Для того чтобы собраться с духом и получить социальное пособие, у вас есть 6 месяцев.
В нашей стране есть единая справочная система о таких выплатах, так что получить пособие второй раз у вас не получится.
Информационная часть печальных отношений с государством тоже весьма интересна.
Так, если ваш родственник скончался в местах не столь отдаленных, то вы его можете забрать тело, похоронить у себя на родине и навещать его. Что происходит с телами казненных, сказать не могу, ибо информации в открытом доступе не нашла. Минюст хранит некоторые свои тайны. Если ваш родственник признан террористом, то о его погребении вам не сообщат и тела для захоронения вам не выдадут.
Кладбища
Они бывают федеральные и муниципальные. Чье кладбище, та власть и рулит.
Кладбища бывают общественные. Их большинство в нашей стране. На общественных кладбищах можно хоронить в соответствии с традициями вашей религии, общины или по воинским законам. Участок на федеральном кладбище должен быть не менее 5 кв. м, муниципалы сами определяют размер участка.
Вероисповедальные кладбища предназначены для похорон умерших одной веры. Чаще всего ими заведует местная власть в содружестве с религиозной общиной.
Воинские кладбища предназначены для военных, погибших на военных сборах, пожарных, спасателей, работников уголовно-исполнительной системы, борцов с наркотой, участников войны или просто уволенных с военной службы. Эти кладбища бывают разные. На этом останавливаться особо не будем.
Граждане могут брать участки для семейных захоронений. Но чаще всего выделением таких участков заведуют местные власти.
Похоронное дело в нашей стране регулируется тем же ФЗ-8 от 12.01.1996 г. Но об этом мы расскажем несколько позже.
А пока пожелаем всем здоровья, жить долго и счастливо.