Содержание
травка
Русский
В Викиданных есть лексема травка (L170844). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | тра́вка | тра́вки |
Р. | тра́вки | тра́вок |
Д. | тра́вке | тра́вкам |
В. | тра́вку | тра́вки |
Тв. | тра́вкой тра́вкою |
тра́вками |
Пр. | тра́вке | тра́вках |
тра́в-ка
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -трав-; суффикс: -к; окончание: -а.
Произношение
- МФА:
(файл)
Семантические свойства
Значение
- уменьш.-ласк. к трава ◆ Зеленели вишнёвые садочки, нежная травка чуть пробивалась из земли, весенние фиалки синели в лесной чаще. Л. А. Чарская., «Л. А. Чарская. Галина правда», 1912 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- жарг. нарк. марихуана или другой наркотик, получаемый из растений ◆ Кто не умел кайфовать, кого слишком развозило, кто после двух затяжек слабенькой травки начинал хохотать или садился, с опухшими веками, смотреть телевизор ― тех постепенно отдаляли от центра движения. А. В. Рубанов, «Гонзо», 2010 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
- —
- —
Гиперонимы
- трава
- наркотик
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: трава
Этимология
Слав. traviti, давшее непосредственно trava, представляет собой кауз. от truti. Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Латышскийlv: zālītes
- Латышскийlv: zālīte
- кварта, Кварта, крават
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- МФА:
(файл)
Перевод
Список переводов
Список переводов
Анаграммы
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
травка II
В Викиданных есть лексема травка (L170845). |
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | тра́вка | тра́вки |
Р. | тра́вки | тра́вок |
Д. | тра́вке | тра́вкам |
В. | тра́вку | тра́вки |
Тв. | тра́вкой тра́вкою |
тра́вками |
Пр. | тра́вке | тра́вках |
тра́в-ка
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -трав-; суффикс: -к; окончание: -а.
- действие по значению гл. травить I ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- травление
Ближайшее родство
Происходит от ??
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
- МФА:
(файл)
Список переводов
Для улучшения этой статьи желательно:
|
травка III
В Викиданных есть лексема травка (L170846). |
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | тра́вка | тра́вки |
Р. | тра́вки | тра́вок |
Д. | тра́вке | тра́вкам |
В. | тра́вку | тра́вки |
Тв. | тра́вкой тра́вкою |
тра́вками |
Пр. | тра́вке | тра́вках |
тра́в-ка
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -трав-; суффикс: -к; окончание: -а.
- действие по значению гл. травить II ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Ближайшее родство
- глаголы: травить
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
- Поклоняться можно только богу Джа. Но это не дает права на неуважительное отношение к другим религиям.
- Джа создал человека по своему образу и подобию, поэтому любое осквернение своего тела — грех. Запрещаются татуировки и бритье головы.
- Любовь ко всем людям и животным.
- Неприятие ненависти, злости, зависти, ревности, обмана и пр.
- Неприятие богатства и знатности.
- Резкое неприятие пороков Вавилона.
- Соблюдение вегетарианства (в некоторых случаях разрешается есть мясо, но не свинину или моллюсков).
- Запрет на употребление соли, уксуса и коровьего молока.
- Запрет на курение табака и употребление алкоголя.
- Растафари призваны создать мировой порядок, в основе которого — братство народов.
- Растафари должны соблюдать древние эфиопские законы.
Трава — плохо или хорошо?
Надо полагать, что на этот вопрос каждый ответит сам. Что же касается растаманов, то они отвечают на него однозначно. Значение так называемой «легкой» наркомании растаманы ищут в Библии. Всякое растение — для человека. Именно бог Джа научил растаманов курить траву. Более того, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была марихуана. Впрочем, не все растафари курят траву, ортодоксы, например, отказываются от нее.
Сегодня растафарианство в большой моде в России. Причем русские растаманы совсем не собираются исповедовать ортодоксальную форму религии. Еще бы — ведь все удовольствие растафарианства они видят в курении травы. К сожалению, такой подход к эфиопской религии ничем не отличается, скажем, от посещения православных храмов только тогда, когда приключилось какое-нибудь несчастье.
Реггей в России воспринимается как приятная веселая музыка, но вряд ли — как религиозные песнопения. Скорее, реггей помогает материализации девиза «вся жизнь — вечеринка». А в данном случае это действительно вечеринка, и, конечно, с горячими напитками — как же без них? Однако, не стоит забывать, что, в отличие от настоящего русского, настоящий растаман-африканец не употребляет алкоголь.
Как же превратиться в настоящего растамана? Пожалуй, это не так уж легко… Несмотря на всемирную глобализацию, еще есть культуры, стать частью которых не так-то просто. Быть может, именно своей целостностью и притягивают нас растаманы и не менее модные кришнаиты. И, тем не менее, факты есть факты: стать растаманом или кришнаитом — значит родиться им.
Список переводов
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Майк Телвелл
Корни травы
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава 1. Мальчик из деревни
Как мы услышали — так и рассказали, Джек Мандора, лишнего мы не присочинили.
«Йоо! Айван… Айванхо йоо!» Не отрываясь от работы на открытой кухне, мисс Аманда прислушалась к эху своего крика, которое сновало туда-сюда по холмам и ниспадало в долину, ослабевая по мере удаления. «Айванхо… хоо… хоо…»
Где бы мальчишка ни был, она была уверена, что он придет вовремя. Даже если он и не знал точно, когда будет готов ужин. Мисс Аманда была известна во всей округе своим звонким голосом, обладавшим главным качеством — дальностью. Такого крика сегодня уже не услышишь, молодежь даже учиться не хочет — слишком старо для них, слишком по-деревенски, как они считают. Но ей-то все равно, она-то все помнит. Как во время страды, когда она ходила с отцом и братьями на свой крохотный клочок земли, который кормил семейство, холмы звенели от звуков мачете и тяжелых ритмов. А пение? Бог мой, что за пение, дикие, потрясающей красоты мелодии и ровный ритм песен, поддерживающий темп работы. А сами холмы — какие они были в те дни! Она улыбнулась своим воспоминаниям. Холмы кишели, словно разворошенный муравейник, целые семьи работали бок о бок, добывая плоды земли из своих наделов на холмах. В те дни можно было взобраться на гору Джанкро и вызвать кого-нибудь с Голубого Залива. Достаточно было просто запеть: «Папа Утти — уу ее». И на соседнем холме селянин, гордясь своим голосом, обязательно подхватит зачин, и ты услышишь, как он усиливается, пронзает тихие горы, набирая все новую и новую силу, отражаясь от холмов, словно от гигантской звуковой системы, и проходя немыслимые расстояния. И уже через несколько минут точно так же приходит ответ: «Утти нету там уу» или «Утти слушает уу».
Но сейчас мисс Аманда слушала, как эхо ее крика замирает в тишине и продолжала чистить клубни ямса и бананы для своей «голландки» — большого железного котла, висевшего над огнем, который она разводила на высокой платформе из глины и камней. Где же мальчишка? Она смела очистки в кучу, оставив их на корм козам, и повернулась к входу, чтобы еще раз внимательно осмотреть долину.
Аманда Мартин, известная всей округе как «мисс Аманда», была немолодой черной женщиной. Стены ее кухни, представлявшей собой пристроенный к дому сарай, были сделаны из бамбуковых палок, скрепленных глиной. Крыша была соломенной; выметенный земляной пол был твердый как камень — утоптан босыми ногами нескольких поколений. Дым от бесчисленных костров до черноты закоптил стропильные балки, с которых свисали куски мяса и загогулины свиных и бычьих хвостов, соленых, перченых и вяленых. На столе, где она чистила и мыла еду, возвышался глиняный чан ябба; под столом стояла ступа из твердого дерева с искусной резьбой — выдолбленная деревянная чаша с тяжелым пестом. Питьевая вода хранилась в большом пузатом глиняном кувшине с длинным носиком, как у чайника, вылепленном по старинному образцу, который обладал особым свойством сохранять воду свежей и прохладной.
Мисс Аманда смотрела вниз, в долину, которая была ее домом, а до нее — домом ее отца, с тех самых пор, как они оставили раскаленные равнины, сахарные плантации, а вместе с ними — тяжкие воспоминания рабства, и стали осваиваться здесь, начиная свободную жизнь на разбросанных высоких холмах, поросших деревьями.
Солнце опускалось за гору Джанкро, и пурпурно-синие тени медленно ползли по долине. Из гущи девственных лесов — гордо возвышающихся деревьев — с самой вершины горы раздался одинокий крик голубки, он звучал чисто и трепетно в неподвижном вечернем воздухе — одинокая нота совершенства и непередаваемой грусти. Бедное создание, подумала мисс Аманда, наверное, как и я, зовет своего потерявшегося дитятю.
Каждый вечер, доносясь с гор в одно и то же время, незадолго до того, как внезапная тропическая ночь накрывала лес, крик голубки отмечал для нее наступление сумерек. Люди говорили, что птица эта — призрак, даппи, ночной певец и передатчик посланий. С верхней ветки самого высокого дерева она каждый вечер сообщает всем, кто занят дурными делами, о приближении хозяина. Крик повторился: ко, коо, коооее. Он пронзил тишину сумерек, переливающихся тенями, и достиг сердца мисс Аманды, заставив ее вздрогнуть от древней грусти из забытых земель предков.
Ее глаза, по-прежнему ясные и зоркие, напряженно вглядывались в долину, которая в вечернем полумраке отливала синевой там, где виднелись следы густой роскошной растительности. Чужестранец не увидел бы здесь ничего, кроме неразличимых зарослей буйных тропических джунглей. Но для мисс Аманды все было по-другому — тут был дом и история, ее община и поле деятельности людей, их пот, труд и радость. Над долиной возвышались не просто джунгли, а деревья, которые давали людям тень и строительный материал. Мангровое дерево, кедр, красное дерево, фустик, жимолость, изредка зелено-голубая поросль бамбука. Также и плодовые деревья с обильной листвой и притаившимися в ней плодами — «звездные яблоки» с пурпурными листьями, царственные хлебные деревья, манго, груши, аки, джекфрукт — каждое со своими неповторимыми очертаниями на фоне лилового вечернего неба. Тут и там развесистые кроны кокосовых деревьев рискованно раскачивались на невероятно тонких солнцелюбивых стволах.
Под этими гигантами она различала кустарники, деревья коки, яблони, заросли кофе, подорожника, банановые деревья, лозы ямса, выстреливающие свои побеги — свои лесенки к солнцу. Землю покрывал сухой настил из листьев кокоямса в виде сердца, листьев бадое, дашин, ямпи вместе с зарослями щавеля, красных бобов и ганго. Временами из лиственной гущи проглядывала жестяная крыша, а если ее даже не было видно, как кухню мисс Аманды, то, значит, просто из листвы поднимался дымок, и тогда становилось ясно, что там живут люди.
Тропинки и дорожки плели свою замысловатую сеть, объединяя дома и фермы в единое сообщество. Этот лес, эти хаотические джунгли, был дан человеку как завет и взывал к его трудолюбию и упорству. В лесу вряд ли можно было найти деревья, которые не вносили бы свой вклад в нужды маленькой общины, поддерживающей с землей особые отношения, что были выработаны много столетий назад в далекой, почти забытой стране — Джамайке. Оплодотворенные лучами щедрого солнца, омытые мощными ливнями, горные долины, казалось, стояли под паром и ждали поселенцев — народов ашанти и йоруба, акан и мандинго, волоф, ибо и банту — которые наконец распрощались с рабством, отвоевав себе эти сказочные земли, чтобы образовать здесь новое многонациональное сообщество. Большинство из них было из Африки — и впервые в ее истории разрозненные племена увидели друг друга в лицо. Они были разного роста и оттенков кожи. Они пришли со своими древними орудиями, они стали разводить коров, свиней, ослов, коз, собак, домашнюю птицу и выращивать плоды, к которым они привыкли. Они привнесли сюда свое чувство жизни и общины, свои песни, легенды и танцы, свою чувственность, жизнелюбие и уважение к возрасту и добропорядочности. И здесь, на крутых спусках долин, они расположились, и выращивали себе пропитание, и процветали.
Они были почти самодостаточны. Лишь очень немногие вещи, которые не могла им дать земля — орудия труда из железа и стекла, одежду, керосин для ламп, — они покупали за деньги, вырученные на рынке в ближайшем городке. Это была новая жизнь в новой стране, но в своих глубинных ритмах, своим духом она была не такая уж и новая. Это была та же Африка, но в новой стране.
Глядя поверх долины, мисс Аманда устремила взгляд к тому месту на горном гребне, где деревья образовывали проплешину. Там обычно и появлялся ее внук, когда возвращался домой. Где он сейчас, этот мальчишка? Казалось, еще вчера он был ребенком. К ужину ей никогда не приходилось звать его дважды, эхо еще раздавалось в долине, а он уже тут как тут, глаза и лицо сверкают, задыхается и сам на себя покрикивает, а рядом бежит дворняжка Даг, маленькая, с большими ушами.
Корни травы
О книге «Корни травы»
Книга посвящена жизни талантливого парнишки, ставшего национальным героем Ямайки. Присядь, ман, я расскажу тебе об истории в которой переплелась мистика и явь, романтика и предательство. Здесь повествуется о жизни деревенского мальчугана Айвана по прозвищу Риган. Живя в провинции Айван ведет беззаботную и размеренную жизнь – занимаясь хозяйством и наслаждаясь восхитительной природой Ямайки. Успевая при этом заигрывать с подружкой и часами слушать радиоприемник, мечтая однажды стать известным певцом. Переломным моментом становится смерть старой бабушки Аманды, которая воспитывала и оберегала его. Справившись с горем герой решает переехать в столичный Кингстон, чтобы воплотить там свою давнюю мечту. Уже в первый день своего пребывания в городе он начинает погружаться в кошмарный мир трущоб Тренчтауна – обворованный и встретивший рассвет в разбитой машине. Но Риган не теряет надежды и до конца борется за успех под палящими ямайскими лучами и затуманивающим готшитом…
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Корни травы» Майк Телвелл бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
РАСТАФАРИАНСТВО
РАСТАФАРИАНСТВО (растафаризм) – религиозное движение, оформившееся как афрохристианская синкретическая секта; субкультура, включающая в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление. Это движение приобрело популярность благодаря музыке «рэгги (reggae)».
Растафарианство сформировалось на о.Ямайка. К 1494, когда Колумб открыл Ямайку, там проживали индейцы араваки, которые позже были частью уничтожены, частью – превращены в рабов. В 1655 англичане вытеснили испанцев с Ямайки, и многие рабы смогли бежать вглубь острова. Эти беглые рабы маруны создали собственную культуру и не подчинялись властям до начала 18 в.
С 1670-х на Ямайку начали ввозить африканских невольников. Остров превратился в перевалочный пункт работорговли: отсюда рабов перепродавали в Северную и Южную Америку. Именно на Ямайке работорговцы избавлялись от самых строптивых и непокорных, вероятно поэтому здесь сильны традиции свободолюбия и независимости. После отмены рабства в 1833 на острове появились христианские миссионеры-протестанты, проповедовавшие Библию.
Маркус Мосайя Гарви (Marcus Garvey) (1887–1940), родившийся на Ямайке, с детства наблюдал проявления расизма. Интерес к истории черной расы, изучение положения негров в других странах привели к созданию им на Ямайке в 1914 Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association – UNIA), а также Лиги африканских общин. Цели этих организаций – «установить всемирное братство среди расы, распространить расовую гордость и любовь, восстановить величие падшей расы, распространить христианство среди исконных африканских племен, основать университеты, колледжи и школы для дальнейшего развития образования и культурного уровня детей расы, поддерживать всемирные коммерческие и производственные отношения».
Своих последователей, вначале не очень многочисленных, Маркус Гарви убеждал в том, что первейшая потребность чернокожих – образование собственной нации, и призывал к возвращению в Африку потомков черных рабов.
Для Гарви все хорошее было черным, а недостойное – белым. Отчуждение от белой культуры еще более усилилось, когда Гарви основал «Африканскую ортодоксальную церковь». Он утверждал, что Бог, Дева Мария и ангелы были неграми, а дьявол – белым.
Когда эфиопский принц (Рас) Тафари Маконнен (1892–1975), при крещении получивший имя Хайле Селассие (Сила Святой Троицы), в 1930 был коронован и стал императором Хайле Селласие I (Haile Selassie I), на Ямайке это событие сочли сбывшимся предсказанием Маркуса Гарви. Одна из идей растафарианства состоит в том, что Хайле Селласие I – Лев Иудейский, Царь Царей, потомок Соломона и т.д. – очередное воплощение Бога, избавитель избранной расы (черных иудеев). Упомянутый в Библии изгнанный народ иудеи – предки растафарианцев. Рай для чернокожих – не на небе, а на земле африканской библейской страны Эфиопии.
Эфиопия, отстоявшая свою независимость, предложила землю для переселенцев с Ямайки. 1 апреля 1966 Хайле Селласие I прибыл на остров, и встреча растафарианцев с эфиопским монархом утвердила их на ямайской общественной сцене.
С 1930 по 1960 растафарианство было местным ямайским движением. После 1960 последователи растафарианства появились в США среди афроамериканцев, в странах Карибского бассейна и в др. странах; к концу 20 в. по разным оценкам их численность составляла от 6 до 60 тысяч чел.
В растафарианстве имеются различные секты: 12 колен Израиля (Twelve Tribes of Israel), Бобо Дредс, орден Ньябинги и др. Самая популярная – 12 колен Израиля. Члены этой секты считают, что Хайле Селласие I – Иисус Христос, вернувшийся во всем своем царском величии, это и есть второе пришествие. Орден Ньябинги – крыло расты, отличавшееся бунтарскими настроениями, особенно в 1960–1970-х годах; также «ньябинги» – это регулярные собрания растаманов, где они общаются, обсуждают вопросы веры, отдыхают; кроме того, так называются церемониальные барабаны растаманов, звуки которых составляют ритмическую канву музыки рэгги. Основатель Ордена Ньябинги «Принц» Эдвард Эммануэль заявлял, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви они составляет Святую Троицу. Он с большой группой последователей создал свою церковь со всеми полагающимися атрибутами – догматами, литургией, иерархией и подобием монашества. Жрецы церкви носят одежды православных священников.
Растаманы должны соблюдать ряд запретов, в частности, не есть свинину, рыбу без чешуи, не пить вино, не употреблять соль, уксус, не играть в азартные игры, не искажать своего облика (стрижка, бритье, татуировки неприемлемы для истинного растамана) и т.д. В числе основных заповедей – любовь и уважение к человеческому братству (хотя особо – к «сынам Хама»); отвержение ненависти, ревности, зависти, обмана, предательства; обязанность протянуть руку милосердия тому, кто в беде (в первую очередь – растафарианцу, во вторую – любому другому человеку, животному или растению): «Мы здесь для того, чтобы сделать мир лучше – музыкой и песнями, любовью и единением мы будем творить все добро, какое только сможем».
Рас Сэм Браун так сформулировал основные заповеди растафарианства: «Мы предназначены освободить не только рассеянных по свету эфиопов (африканцев), но всех вообще людей, животных, травы и все другие формы жизни». По представлениям растаманов, человек – сам себе храм. Часто для погружения в себя и для постижения бога растаманы прибегают к «священной траве» гандже (индийская конопля), обладающей наркотическими свойствами.
Мировоззрение растафарианства представляет собой сплав африканских легенд, эфиопских сказаний и Библии (признается Ветхий Завет). Согласно Библии, Яхве – бог-отец, растаманы называют его Джа. Природа, воплощенная в Джа – это космическая творящая сила, выраженная в слове. Богатая символика и игра в переосмысление звучания слов дает простор интуитивному чувству и переживанию. Естественность и интуитивность выражаются понятиями «корни» и «вибрация». «Вибрация» – непосредственное постижение сущности бытия, доступное лишь растаману.
Эти верования нашли отражение в рэгги. Рэгги – культовая музыка, посвященная Джа (Богу). Тексты песен имеют религиозное содержание, (например, творчество группы «The Abyssinians» отличается выраженными монастырскими и проповедническими мотивами).
Олицетворением движения растафарианства и явлением ямайской культуры и музыки рэгги стало творчество певца Боб Марли (1945–1981). Бóльшую часть своей жизни был членом секты Двенадцати Колен. «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем и откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков». Вавилон – символ окружающего индустриального мира, враждебный естественности растаманов. По словам Боба Марли, музыка рэгги – «…это вибрации светлых людей всего мира».
Сегодня в современной России есть сторонники моды растафарианства. Они носят прическу дредды (Dreadlocks) – устрашающие локоны воина-льва, «львиную гриву», например, певец Кирилл Толмацкий (Децл), одежду в гамме эфиопского флага (красный, желтый, зеленый). Можно назвать музыкальные группы, играющие в стиле рэгги: «Реггистан», «Раста-оркестр», «Джа Дивижн» и др. Популярность раста-культуры основана на эклектичности, организационной аморфности, толерантности, веротерпимости, отсутствии устоявшейся догматики и возможности выборочно усваивать те или иные идеи: внешний вид или жизненный стиль, взгляды на историю или отношение к политической жизни «Вавилона» – окружающего мира. Также большой интерес вызывает самобытная культура народа, населяющего Ямайку, впитавшая в себя африканские сказания и индуистские обычаи, представления вуду и индейские верования. Большое влияние на растафарианцев оказал индуизм – религия восточно-индийских рабочих, завезенных на Ямайку после отмены рабства. Среди растаманов популярна идея реинкарнации.
Елена Казарина
Красный-желтый-зеленый
Вся жизнь — праздник! Таков замечательный девиз растафари. Но чтобы понять и почувствовать его, недостаточно курить травку и слушать Боба Марли. Растафарианство — древняя культура страны Эфиопии, и это целый отдельный мир. Каковы же его порядки и возможности? Попытаемся разобраться…
А начало было таким
Прарастафарианство возникло в Эфиопии в 800 году, вместе… с принятием христианства. Естественно, местные обычаи оказали сильное влияние на христианство, и в результате постепенно возникла уникальная культура — растафарианство.
Главная идея растафарианства: надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление от Вавилона — имеет под собой вполне реальную основу. Вавилон — понятие абстрактное. Это символ индустриального мира, как скопища пороков, бездушия и корысти. Для ямайских растаманов воплощением Вавилона стала Америка. Несколько веков подряд корабли увозили африканских рабов в Америку. Крупный невольничий рынок и перевалочный пункт были на острове Ямайка, поэтому сотни лет там «оседала» африканская культура. И, конечно, единственной мечтой многих африканцев была самая естественная и нормальная вещь — возвращение на родину.
В XX веке рабство было запрещено, но большая часть эфиопов, разумеется, по-прежнему жила на территории Америки. Идейным вождем растаманов стал Маркус Мосайа Гарви, агитировавший африканцев вернуться на родину. Именно он предсказал скорое рождение царя, прямого потомка библейского царя Соломона и царицы Савской, который поведет за собой народ в Эфиопию, — и на этой земле наступит вечный рай.
Предсказание сбылось. В 1930 году правителем Эфиопии стал Рас Тэфэри Мэкконын. Его короновали под именем Хайле Селассие I, что в переводе означает «власть Троицы». С этого дня назвавшие себя в его честь растафаринцы (или просто «раста») стали ждать кораблей Хайле Селассие I, которые приедут за ними и заберут в Эфиопию, на землю обетованную. Впрочем, под Эфиопией подразумевалась вообще вся Африка. Растафари в религиозных песнопениях молили о родине своего бога Джа. Характерная черта этих песнопений — свободолюбивые тексты. Так и родилась музыка рэггей.
Любимая одежда
Красный-желтый-зеленый… Сочетание этих цветов знакомо многим непосвященным в культуру реггей хотя бы по беретам на головах некоторых непростых прохожих или по раста-сувенирам. На самом деле, это цвета флага Эфиопии. Они присутствуют в одежде каждого растафари. Просторные рубахи и полотняные штаны, которые носят африканцы у себя на родине, идеально подходят для жаркого ямайского климата. У нас же штаны зачастую заменяются на потертые джинсы, а рубахи — на футболки с изображением конопли или Боба Марли. Объемные цветастые береты призваны украшать буйство дредлоков, а голые ноги в сандалиях позволяют чувствовать растаманам земные вибрации.
А почему на голове именно дреды? Оказывается, это не только напоминание об африканских толстых красивых волосах, но еще и о гриве льва-воина растафари. Есть у дредов и более глубокое толкование: когда наступит конец света, бог Джа узнает растаманов по косичкам на голове и, зацепив растаманов за косы, вытащит их в рай.
А как там с музыкой?
Рэггей (raggae) — это культовая музыка, посвященная богу Джа. У нее есть свой узнаваемый ритм: размер четыре четверти с акцентом на слабые 2-ю и 4-ю доли. Идея «рутс-рэггей», то есть коренного рэггей, такова: недостаточно вернуть на родину только свое тело, надо еще осознать, что твой дух неотделим от родной земли. Именно родная земля помогает обрести мир. Реггей же — общие вибрации всех светлых людей земли, так говорил Боб Марли. Именно он превратил реггей в оружие борьбы с притеснителями, заменив религиозные тексты на политические. Вслед за ним бороться за равенство стали Black Uhuru, Burning Spear, Inner Circle, Big Mountain и другие группы.
В Россию рэггей пришел не так давно, в 80-х годах, когда весь западный мир реггей уже скорбил о смерти Боба Джа. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они использовали в своем творчестве только ритмы рэггей, а не его идеи. Сейчас в России существует множество, как утверждают растаманы, «истинно растаманских команд»: Shamansky Beat, Dub TV, Green Point, «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и очень популярная команда Jah Division!
Со времен Боба Марли, лидера группы The Wailers, рэггей стал разнообразней, появились всевозможные варианты этой музыки. Вот основные из них: dub (афро-карибская музыка в электронной обработке), ska (смесь ямайского рэггей с ритм-н-блюзом из Майами; расшифровывается как «Snake it, catch it again!» — типа «шалтай-болтай!»), rock-steady (рэггей с примесью соула).
Растаманы очень любят свою музыку, ведь она вдохновляет их на любовь к жизни. Растаманы любят собираться вместе, веселиться под реггей; чем больше людей собралось вместе, — тем веселее. Это еще одно подтверждение их девиза «вся жизнь — праздник». Или — вечеринка. В любом случае — хорошее настроение и дружеская атмосфера обеспечены.
Есть у растаманов и основные, важные праздники. Их не так уж много, вот они. 7 января — растаманское Рождество, посвященное богу Джа. 6 февраля — день рождения Боба Марли. 1 мая — Пасха. 23 июля — день рождения Хайле Селассие 1 и 2 ноября — день его коронации.
Заповеди растафари
У растаманов, как и у всех по-настоящему верующих людей, есть заповеди, которые они соблюдают. Вот основные заповеди, на которых строится религия растафарианства. Некоторые из них совпадают с христианскими или буддистскими заповедями, другие — просто могут быть полезны, какие-то — можно отвергнуть полностью. Итак…