Содержание
Общероссийский конкурс на создание мемориала погибшим морякам
- 16 Сентября — 16 Ноября 2019
16 сентября стартовал Общероссийский конкурс на создание мемориала погибшим морякам. Задача скульпторов, архитекторов и художников – создание яркого, самобытного, ассоциативно связанного с историей российского Военно-морского флота произведения. Открытие памятника запланировано на 2021 год.
Возведение памятника – дань памяти погибшим морякам, их славы на службе Отечеству. Символично, что он будет возведен в Кронштадте – городе, история которого с момента основания связана с охраной морских рубежей России. Являясь пограничным форпостом, город давно и прочно вписан в мировую историю, свидетельствами которой являются многочисленные памятники – форты, гавани и здания острова.
Сегодня в Колыбели русского флота реализуется проект создания кластера, соединяющего музейные, образовательные и рекреационно-туристические функции. «Остров Фортов» должен стать самым большим в мире островом-музеем славы Военно-морского флота. Над развитием территории работают такие известные архитектурные мастерские, как Speech, Wowhaus, «Евгений Герасимов и партнеры».
Монумент будет расположен в центральной части кластера. Он встанет на создаваемой набережной по оси Центральной Аллеи, проходящей через парк, и исторического форта «Пётр I». Он должен стать органичной частью кластера «Остров фортов», коррелировать со стилистическими и смысловыми принципами музейного острова.
К участию в конкурсе приглашаются архитекторы, скульпторы, дизайнеры, художники, имеющие соответствующее профессиональное образование.
Заявка на участие в конкурсе размещена на на сайте http://konkurskronshtadt.ru/
Учредителем и организатором Конкурса является АНО «Остров фортов».
Оператор конкурса – НП «МАРШ лаб».
При поддержке «URBAN POLICY INSTITUTE».
Сроки проведения конкурса:
16 сентября 2019 – объявление конкурса
16 ноября 2019 – окончание регистрации
25 ноября 2019 – отбор четырех финалистов
6 декабря 2019 – вводный семинар для финалистов
16 января 2020 – промежуточный рабочий семинар
15 февраля 2020 – окончание приема эскизных проектов
1 марта 2020 – объявление результатов
С победителем конкурса организатор заключит контракт на дальнейшую разработку проекта на сумму 1 000 000 рублей.
Основные параметры
Объект предназначен для постоянного (круглогодичного) нахождения на открытом воздухе.
Композиция
Памятник должен быть компактным, образовывать «островной» объект или композицию из нескольких объектов. Силуэт памятника должен быть выразительным пластически и сохранять смысловую наполненность с основных фокусов восприятия – со стороны Центральной Аллеи, дамбы от форта “Петр I» и с обеих сторон набережной.
Памятник должен оставаться «активным» в в любое время года и суток за счет размещения подсветки или иных технологий.
Габариты
Ширина в основании не более 7 метров
Высота не менее 5, не более 12 метров
Технические показатели
Памятник должен иметь хорошую ветровую устойчивость, отвечать требованиям безопасности.
Закрепление (фундаменты) якорное, в габаритах основания. Растяжки, иные точки крепления не допускаются.
Материалы
Памятник должен быть изготовлен из долговечных материалов, сохраняющих свои эстетические и функциональные качества в течение долгого времени, устойчивых к климатическим условиям и коррозийно нейтральных, не требующих значительных обслуживающих мероприятий и затрат на
них. Допускается использование легкозаменимых деталей или фрагментов.
Не допускается использование вредных или опасных для человека материалов; используемые конструкции и материалы должны быть сертифицированы на территории РФ. При введении интерактивных элементов должно быть предусмотрено их длительное
функционирование.
Стоимость
Стоимость реализации памятника, включая изготовление, подготовительные работы на территории и установку, не должна превышать 15 миллионов рублей.
3. Учредители и организаторы конкурса
3.1.Учредителем Всероссийского конкурса на лучший эскиз памятника «Женщинам — защитницам Отечества» является Общероссийское общественное движение «Социал-демократический союз женщин России».
3.2. Организатор конкурса — Фонд «Культура. XXI век» и Общероссийское общественное движение «Социал-демократический союз женщин России»
4. Участники конкурса
4.1. к участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, соотечественники, проживающие в других странах. В случае персонального участия возраст конкурсанта должен быть от 14 лет и старше.
5. Требования к оформлению конкурсных работ
5.1. К конкурсу принимаются черно-белые и цветные эскизы. Конкурсные работы предоставляются в электронном варианте (выполнен в одной из стандартных графических программ) и печатном виде, в виде рисунков, выполненных от руки.
5.2. В представленном на Конкурс комплекте в электронном и печатном виде должны содержаться:
- цветное решение эскиза;
- черно — белый вариант эскиза;
- текст пояснительной записки;
- сведения об авторе/авторах согласно приложению № 1.
5.3. Все эскизы должны сопровождаться формой заявки участия, которая содержит следующую информацию:
— фамилия, имя, отчество;
— дата рождения;
— адрес, телефон;
— заявление следующего содержания:
«Я, Ф.И.О. сделал представленные эскизы самостоятельно. Я — единственный обладатель авторского права или уполномочен владельцем авторского права в отношении представленного материала. В случае, если мои эскизы будут в числе премированных или отобранных жюри, я даю разрешение на неограниченное использование представленных эскизов без какого-либо вознаграждения для использования в публикациях и изданиях, выпускаемых учредителями и организаторами конкурса или издаваемых с их участием. Насколько я знаю, никакое третье лицо не может требовать прав или возражать в связи с любой публикацией представленных эскизов. Я принимаю все правила участия, установленные положением о конкурсе»;
— подпись (заявка без подписи не будет принята для участия в конкурсе).
6. Сроки и порядок проведения конкурса
6.1. Информация о начале Конкурса и о его условиях публикуется Учредителем и Организатором Конкурса на сайте http://www.sdwomen.ru, рассылается по электронной почте, по адресам потенциальных участников Конкурса, публикуется в печатных СМИ.
6.2. Консультирование по вопросам проведения Конкурса и подачи заявок осуществляется ежедневно с 14.00 до 17.00 часов в рабочие дни по телефону 8-926-188-92-72, Тугаринова Наталья Степановна.
6.3. Прием и регистрация конкурсных работ производится по электронной почте Социал-демократического союза женщин России и Фонда «Культура. XXI век»: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или непосредственно по адресу 125009, г.Москва, Большой Гнездиковский пер., д.9, стр.2. Последний срок приема заявок 30 декабря 2013 г. до 17.00. В том и другом случае необходимо сделать, пометку «на конкурс проектов».
6.4. Техническая экспертиза конкурсных работ состоится 1 февраля 2014 г.
6.5. 3аседание Экспертного совета по подведению итогов Конкурса состоится 10 февраля 2014 г. Информация о результатах конкурса будет доведена до всех заинтересованных сторон до 15 марта 2014 г.
6.6. 3аключение соглашений с победителями Конкурса состоится до 1 апреля 2014 г.
7. УСЛОВИЯ КОНКУРСА
7.1. При разработке эскиза необходимо стремиться к выразительному и оригинальному воплощению темы Конкурса с помощью любых художественных средств.
7.2. Не допускается включение в эскиз изображений гербов или их фрагментов из официальной символики ранее проводимых мероприятий (фестивалей, юбилеев и т.д.), прямой или скрытой рекламы своих организаций.
7.3. Конкурсные работы не рецензируются и не возвращаются.
8. Размер авторских гонораров
8.2. Информация участникам Конкурса: в рамках действующего законодательства (отчисление налогов) сумма авторского гонорара, выплачиваемого в пользу победителя — юридического лица, составляет 100% от заявленной суммы; сумма авторского гонорара, выплачиваемого в пользу победителя — физического лица, составляет 70% от заявленной суммы.
9. Общие критерии отбора победителей
9.1. При оценке работ будут учитываться следующие критерии:
- оригинальность;
- соответствие целям и задачам Конкурса;
- выразительность и глубина отражения темы Конкурса;
- лаконичность изобразительных приемов;
- художественный уровень представленных работ.
9.2. При оценке работ могут быть учтены и другие критерии.
10. Экспертный совет
10.1. Для определения победителей Конкурса Организатором и Учредителем формируется Экспертный Совет. В состав Экспертного Совета приглашаются представители Министерства культуры Российской Федерации, негосударственных некоммерческих организаций, дизайнерских фирм, эксперты в области изобразительного искусства, Комиссии по монументальному искусству и др.
10.2. Из состава Экспертного Совета выбираются председатель и секретарь.
- Председатель ведет заседание Экспертного Совета, резюмирует его решения;
- Секретарь сообщает членам Экспертного Совета о дате, времени и месте заседания, готовит необходимую документацию для заседания Экспертного Совета, ведет протокол заседания Экспертного Совета.
10.3. Экспертный Совет проводит оценку конкурсных работ и определяет победителей.
10.4. Заседание Экспертного совета считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 2/3 состава экспертов.
11. Процедура оценки конкурскных работ
11.1. Решение по каждому претенденту принимается открытым голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя Экспертного совета.
11.2. В начале итогового заседания Экспертного совета представитель Организатора предоставляет информацию о конкурсных работах, не прошедших техническую экспертизу. Об их неучастии в итоговом рассмотрении конкурсных работ и определении победителей решение принимает Экспертный совет.
11.3. Из общего числа работ по каждой номинации эксперты отбирают лучшие, составляется шорт-лист. Из участников шорт-листов выбираются окончательные художественные решения и определяются победители.
11.4. Экспертный Совет вправе не признать ни один из представленных эскизов победителем.
11.5. Экспертный Совет на случай отказа авторов-победителей от авторского гонорара формирует резервный список. В резервный список входят авторы, чьи работы обсуждались на заседании Экспертного Совета как лучшие, но по решению общего большинства не стали победителями номинаций Конкурса. В том случае, если победа в номинации переходит к автору из резервного списка, этому автору и присуждается авторский гонорар.
11.6. Экспертный Совет вправе назвать большее количество победителей, чем оговорено в Положении. В этом случае общая сумма авторских гонораров в данной номинации делится на количество победителей.
11.7. Итоги Конкурса фиксируются в протоколе заседания Экспертного Совета.
11.8. Результаты заседания Экспертного Совета заносятся в протокол и подписываются членами Экспертного Совета, участвовавшими в заседании.
12. Награждение победителей конкурса
12.1. Победителям Конкурса и участникам шорт-листа по решению Экспертного совета вручаются Дипломы.
12.2. Лучшие работы Конкурса признаются лучшими эскизами памятника «Женщинам — защитницам Отечества», посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и используются на территории всей Российской Федерации и за рубежом по усмотрению Организаторов и Учредителя Конкурса.
12.3. Победители Конкурса на основании авторского договора передают учредителям и организаторам Конкурса исключительное право на использование своих эскизов при изготовлении памятника и проведении любых мероприятий.
«Петр Ильич все еще ждет». Почему конкурс на памятник Чайковскому может получить неожиданный финал
За полтора дня до выборов врио губернатора Александр Беглов объявил конкурс эскизных проектов памятника создателю «Лебединого озера». Итоги подведут в апреле. Вот только один победитель уже есть.
Сергей Киселев/Коммерсантъ
Комитет по градостроительству и архитектуре подготовился к открытому конкурсу на создание эскизных проектов памятника Петру Чайковскому. 6 сентября старт конкурсу торжественно объявил Александр Беглов. Итоги должны подвести за месяц до 180-летия со дня рождения композитора. И уже к дате — как предполагается, воплотить в металле. Но, как стало известно «Фонтанке», параллельно инициативная группа деятелей искусства выступает в поддержку конкретного, уже существующего проекта авторства известного скульптора Михаила Аникушина — того самого, что создал образ Пушкина на площади Искусств и другие ставшие знаменитыми произведения. И территория желаемой «прописки» у этого Чайковского — другая.
Споры по поводу места установки велись долгое время. В условиях нынешнего конкурса, условия которого должны появиться на сайте КГА, место оговорено: площадь перед концертным залом Мариинского театра. Конкурс – открытый: к участию в нем приглашаются архитекторы, скульпторы, художники и творческие коллективы как из России, так и из-за рубежа. Лучшие получат вознаграждение: 1,2 миллиона рублей за первое место, 800 тысяч за второе, полмиллиона за третье. В состав жюри войдут художественный руководитель – директор Мариинского театра Валерий Гергиев, главный архитектор города Владимир Григорьев, а также представители творческих союзов и общественных организаций.
Конкурс пройдет за счёт бюджетных средств: несколько лет назад имя Чайковского было включено в перечень выдающихся личностей, жизнь и деятельность которых связаны с Петербургом, и память о которых в городе не увековечена. Это позволяет оплачивать установку произведений монументального искусства из городского бюджета. Тем не менее, Валерий Гергиев в разговоре с «Фонтанкой» признал, что театр может поучаствовать в установке монумента, добавив, – это будет почетно.
«Мы долго шли к осуществлению этой обязанности и мечты», – заметил дирижер, обнаружив, чья это инициатива. Рассказав о том, какое значительное место в репертуаре театра занимает музыка русского классика, он охарактеризовал будущий акт установки памятника как «патриотический».
«Не может страна считать свое положение великолепным, если Петр Ильич Чайковский все ещё ждёт памятника», – обобщил Гергиев.
Однако маэстро – не единственный, кто хочет увековечить в Петербурге самого прославленного за рубежом русского композитора. О своем желании установить памятник Чайковскому совсем в другом месте – возле Думской улицы – «Фонтанке» сообщил Илья Саутов. И конкретный проект у него уже есть. Притом – аж самого Михаила Аникушина.
«Я организовал фонд имени моего отца, Саутова Ивана Петровича, который руководил музеем-заповедником «Царское Село», – рассказал он. – В этот фонд вошли люди, с которыми я близок: Темирканов, Боярский, Розенбаум, Басилашвили, Фрейндлих — порядка 20 человек. И так получилось, что я стал собственником малой формы, которую создал Аникушин. У меня родилась идея поставить памятник Петру Ильичу возле портика Руски. Там есть выемка между ним и Невским проспектом, между Гостиным двором и бывшим зданием Городской думы. И тогда один аникушинский памятник стоял бы напротив другого, Александру Пушкину, — почему это понравилось и Александру Дмитриевичу, и вообще всем».
О конкурсе, который объявляет Смольный, Илья Саутов знает. Но кооперироваться с Гергиевым не хочет.
«Я своего памятника не отдам, – и Александр Дмитриевич меня поддержал, и Явейн (Никита Явейн — глава архитектурного бюро, – прим. «Фонтанки»), и КГА, и Музей городской скульптуры, – заявил он. – Я уже обошел всех. И собрал этих близких мне людей, которые меня знают с детства, и буду ставить там (на Думской — прим.ред.). А если Гергиев хочет ставить у театра, – я с ним не знаком и не общаюсь, — да ради бога. Ну, будет два памятника. Почему у нас Ленина 24 памятника, а Петру Ильичу — ни одного?»
На самом деле Михаил Аникушин занимался проектом памятника Чайковскому не только из любви к композитору. История строительства памятника Чайковскому в Петербурге давняя. Поставить ему памятник в городе, где он жил и творил, намеревались еще в 1987 году. Мало кто об этом вспомнит, но тогда уже проводился конкурс проектов. И Аникушин получил в том конкурсе по итогам первого тура первое место. Вот только ни один из проектов не был рекомендован к реализации, а второго тура так и не состоялось. В том числе и потому, что не была определена площадка для установки. Но вот курьез: по неоднократно звучавшей в СМИ информации, Аникушин хотел, чтобы его памятник был установлен как раз у Мариинского театра. Правда, концертного зала тогда не было: Михаила Константиновича не стало еще в 1997 году.
А вот Валерий Гергиев о проекте Аникушина знает. Более того, рассуждая о том, как мог бы выглядеть композитор в скульптурном воплощении, дирижер заметил, что, возможно, к проекту Аникушина «стоило бы присмотреться».
Впрочем, тот ли это самый проект, которым располагает Илья Саутов, у владельца скульптурного эскиза уточнить не удалось: тот внезапно получил информацию, что ему «из Смольного» порекомендовали с «Фонтанкой» не общаться, и закруглил разговор.
Зато аникушинский памятник помнит архитектор Никита Явейн.
«Наверное, это тот самый памятник, да, – предположил он. – Я видел аникушинский вариант, но надо понимать, что это эскиз, а не полномасштабная работа. Он, как и все аникушинское, – очень классная вещь. Но это только проект, и кто и как его адаптирует – вопрос. Это не очень простое решение, надо искать скульптора, который бы Аникушина, условно говоря, воплотил. Так что все пока неоднозначно».
Саутов – не первый, кто хочет поставить Чайковского на Думской. В 2018 году широко обсуждалась возможность установить там монумент работы московского скульптора Ильи Дюкова. Но против гигантского многотонного монумента возразил петербургский метрополитен, который увидел в увесистом памятнике угрозу для пассажиров подземки.
P.S.: В Петербурге один памятник Чайковскому уже есть — но это бронзовый бюст, установленный в Таврическом саду. Работа скульптора Бориса Пленкина и архитектора Жана Вержбицкого была открыта еще в 1990 году. Тогда городские власти, по-видимому, решили, что «малой кровью» закрыли вопрос.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Молодежный Конкурс на дизайн-проект памятника работникам оборонно-промышленного комплекса
1. Организаторы.
Санкт-Петербургский Союз дизайнеров при поддержке БГТУ «ВОЕНМЕХ» и Некоммерческого партнерства «Ассоциация выпускников Военмеха».
2. Общие положения.
2.1. Конкурс проводится среди молодежи в возрасте до 35 лет включительно и предназначен для выбора лучшего дизайн-проекта памятника, посвященного работникам оборонно-промышленного комплекса, с последующей реализацией его в 2020 году на территории БГТУ «ВОЕНМЕХ», одного из ведущих вузов России.
2.2. Проекты разрабатываются в соответствии с ограничениями в отношении следующих технических позиций:
— зафиксированного места и площади размещения будущего проекта, с привязкой к координатам местности на внутренней территории БГТУ «ВОЕНМЕХ» (см. Приложение: Чертеж 1_двор с коммуникациями, Чертеж 2_вид существующего памятника),
— имеющихся возможностей по проведению подземных и фундаментных работ при строительстве (см.Приложение: Чертеж 1_двор с коммуникациями),
2.3. Стороны исходят из того, что новый памятник должен размещаться на обозначенной территории (см.п.2.2) с включением его в единую художественную композицию, включающую уже имеющийся памятник, посвящённый подвигу работников оборонных предприятий в годы Великой Отечественной войны (композиция из сварных металлических элементов с торцами в форме пятиконечных звёзд, см.Приложение: Чертеж 2_вид существующего памятника, 5_вид, 6_вид) и сохранением мраморной мемориальной доски (7_вид). Все остальные элементы, включая стеновые строения из кирпича, настил из плитки, существующие газоны и т.д., не обязательно сохранять в существующем виде по причине несоответствия современному уровню дизайна и большой степени изношенности.
2.4. Основным композиционным элементом нового памятника должна быть вторая ступень ракеты-перехватчика 51Т6 в полётной конфигурации (см.Приложение: Чертеж 3_ракета; Чертеж 4_ракета, Чертеж 5_Монтажные размеры основания ракеты, Raketa_Model 3D). Данная ракета являлась боевым средством системы противоракетной обороны и представляет собой двухступенчатую ракету-перехватчик баллистических целей на заатмосферном участке полета, в стартовой позиции размещающуюся в ракетной шахте. Разработчик МКБ «Факел» им. П. Грушина, с 80-х годов ракета входила в систему противоракетной обороны Москвы, в 2005 году снята с вооружения, на сегодня в России сохранилось только два образца, один из которых находится в БГТУ «ВОЕНМЕХ».
2.5. Форму размещения противоракеты (п.2.4) участники конкурса могут определять сами исходя из творческих задач, не противоречащих целям настоящего Конкурса. В композицию памятника могут быть, также, включены натурные образцы военной техники, размещенные в настоящее время на территории двора (122 мм гаубица Д-30 и 160 мм миномет М-43, см.Приложение: 8_вид, 4_вид), однако это не является обязательным условием.
2.6. В проекте должны быть предусмотрены надписи:
— «Рабочим, инженерам и учёным оборонно-промышленного комплекса Родины»,
— Цитаты: «Наша деятельность как инженеров-специалистов всецело подчинена укреплению обороны страны» с факсимильным воспроизведением подписи Д.Ф. Устинова.
— Список выпускников БГТУ, внесших существенный вклад в создание оборонно-промышленного комплекса страны: Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, Лауреатов Ленинской и Государственных премий, Генеральных и Главных конструкторов систем вооружения.
2.7. Место, форма и технология нанесения указанных выше надписей определяются авторами дизайн-проектов, разрабатываемых участниками данного конкурса, которые могут не ограничиваться указанными надписями.
3. Цели Конкурса.
3.1. Поиск лучших молодёжных дизайн-проектов памятника отечественному высокотехнологичному оружию и его создателям.
3.2. Привлечение творческой молодёжи (предпочтительно студентов профильных дизайнерских и архитектурных вузов, кафедр, и молодых специалистов) к участию в национальном патриотическом проекте и широкое озвучивание успехов отечественной военной промышленности через современные возможности дизайна.
3.3. Проведение финальной выставки проектов на территории БГТУ с привлечением к этому мероприятию максимального внимания через СМИ (15 ноября, срок ориентировочный).
4. Условия Конкурса.
4.1. Конкурс считается объявленным с момента публикации его условий на сайте Санкт-Петербургского Союза дизайнеров www.designspb.ru
4.2. Конкурс проводится в 2 этапа. Первый этап – с момента объявления Конкурса до объявления проектов, вошедших в шорт-лист. Второй этап – с момента формирования шорт-листа до решения Жюри.
4.3. На первом этапе конкурсный проект верстается на вертикальном формате 1000х1400мм и до даты дедлайн присылается в эл.виде (pdf, jpg) на эл.почту sspbdesign@yandex.ru секретарю конкурса Надежде Олеговне Тимофеевой.
В объем указанной графической подачи должны включаться:
— дизайн-проект, аксонометрия, необходимые виды,
— масштабный план и габаритные чертежи комплексного решения памятника (с учетом п.2.2, 2.3),
— концепция конструктивного решения памятника, описание используемых материалов и технологий (подробное инженерно-конструкторское решение условиями конкурса не предусматривается, но проект должен быть технически реализуем и обоснован).
4.5. Сроки проведения Конкурса:
— дедлайн: 25 октября 2019 г.
— шорт-лист: 30 октября 2019 г.
— заседание Жюри: 8 ноября 2019 г.
5. Жюри.
6. Призовой фонд.
1 место. 20 000 руб.
2 место. 15 000 руб.
3 место. 10 000 руб.
7. Материалы для конкурса.
Все материалы для конкурса будут доступны по ссылке —