Содержание
- Может ли православный брить бороду?
- Грех ли брить бороду и усы в Православии?
- Цитаты из священного писания
- Борода как добродетель
- Должен ли христианин носить бороду и почему
- Бриться на ночь: приметы
- Мужские усы и борода — приметы и суеверия
- Для чего мужчине борода — традиции
- Славянские поверья бородатым
- Суеверия о внешнем виде
- Топ-7 вещей, которые нельзя делать вечером: народные приметы
- Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом?
- Что православные люди в дни святых праздников не делают?
- Что советуют священнослужители
- Строгие православные праздники
- Что нельзя делать в церковные праздники
- Мнение церкви о народных запретах
- Лунный календарь бриться
- Сила в волосах
- В какой день недели посетить парикмахера
- Стрижка по гороскопу: стоит ли доверять?
- День рождения влияет на стрижку
- Рекомендации посещения парикмахера по ведам
- Лунный календарь стрижек
Может ли православный брить бороду?
игумен Виталий (Уткин)
24 октября Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви имел суждение о «брадобрийстве». В постановлении собора говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».
Пастырям напоминается соборное постановление 1908 года: «признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от причащения и другой святыни, по усмотрению священника».
Какие-либо конкретные каноны в этом решении не называются.
Сам я не стригусь и не бреюсь вот уже 22 года. Считаю бритье бороды для русского священнослужителя нетрадиционным, противоречащим многовековой культурной норме. Думаю, что стригутся и бреются наши батюшки часто для того, чтобы вне храма не отличаться от толпы. Так они чувствуют себя более комфортно.
Но можно ли всерьез считать само бритье «грехом и еретическим деянием»? Тем более, если речь идет о простых верующих?
Постараемся разобраться с этими вопросами.
Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать «церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».
Есть ли такие каноны? Утверждаю, что таких канонов просто-напросто нет.
Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская Церковь опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах.
Так, например, в свод канонического права Православной Церкви входят правила святых апостолов, шести вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати отцов. Абсолютное большинство из них было признано всей церковной полнотой на Пято-Шестом соборе, иначе именуемым Трулльским, в 691 году. Этому собору усвоено вселенское значение, он как бы дополнил пятый и шестой вселенский соборы, которые канонических норм не приняли.
Из множества соборов, бывших в Православных Поместных Церквах за последние две тысячи лет, нормы лишь десяти восприняты в качестве общеобязательных для всех православных христиан. Другие поместные соборы, в том числе и русский Стоглавый собор 1551 года, на который так любят ссылаться старообрядцы, такой вселенской рецепции не получили. Соответственно, их решения не могут признаваться в качестве общеобязательных вселенских канонов для всей полноты Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Решения таких поместных соборов вполне могут быть отменены другими поместными соборами в тех же Церквах (как это произошло с решениями Стоглавого собора 1551 года, отмененными Большим Московским собором 1666-1667 годов).
Источником канонов является именно Церковь, как Тело Христово. Именно Церковь, а вовсе не святость того или иного отдельного человека. Например, среди правил, входящих в канонический свод Православной Церкви, есть каноны архиепископа Александрийского Феофила, гонителя святителя Иоанна Златоуста. Но эти правила были приняты в качестве вселенской нормы вовсе не из-за личности Феофила, а потому что Церковь на Трулльском соборе опознала в них истину. Ибо сами эти правила выражают нормы, придуманные не Феофилом, а сформировавшиеся в древней Александрийской Церкви, берущей свое начало от апостола Марка.
Более того, далеко не всё, написанное святыми, является истиной. Святость – это нечто другое. Святость – даже не просто некий нравственный пример. Святость – это как струя свежего воздуха в морозный день из открытой в затхлом, теплом помещении форточки. Святость – динамичная, живая связь между ныне живущими и теми, кто не только сам достиг Царства Небесного, но и получил дерзновение помогать другим людям. Но это никак не гарантия того, что написанные святыми при жизни тексты непременно абсолютно верны во всём.
Повторю еще раз – лишь те тексты можно назвать канонами, в которых Вселенская Церковь в своей полноте опознала истину.
Канонический свод Православной Церкви окончательно сформировался к 883 году, когда появился Номоканон святителя Фотия. Никакие новые каноны после этого возникнуть не могли, так как не было Вселенских соборов. Никакая Поместная Церковь сама по себе не может отменить принятые на вселенском уровне каноны или дополнить канонический свод.
Так вот – нет никаких канонов, принятых Вселенской Церковью, которые называли бы само по себе бритье или пострижение бороды грехом или даже ересью.
А что есть? Есть, насколько понимаю, позиция старообрядцев, которые считают себя чуть ли не Вселенской Церковью. Все остальные, мол, отпали, впали в ересь. Осталось поэтому одно-единственное хранилище апостольского предания – сами старообрядцы.
Если принять их логику, тогда следует ожидать, что старообрядцы будут строго и четко следовать канонам, ранее воспринятым на вселенском уровне.
Оправдываются ли эти ожидания? Давайте вместе посмотрим на 40-ю главу решений Стоглавого собора 1551 года. Она называется «От священных правил о пострижении брад». Стричь броду никак нельзя, считают отцы этого собора. Почему? Потому, что «Сам Бог Моисеови рече, и святыя Апостолы запретиша, а Святыя Отцы прокляша, и от Церкви таковых отлучиша». Так ли это?
Сначала о том, что «Бог Моисеови рече». Далеко не все ветхозаветные нормы являются сейчас обязательными для православных христиан.
Вот, например, такая ветхозаветная норма: «Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею и опять зарой испражнение твое» (Втор. 23, 13). Эта норма носила санитарный характер. Она дана для предотвращения эпидемий во время долгого пути тысяч людей по пустыне, и вряд ли действительна для пользующихся ватерклозетом. Недействительны и ветхозаветные правила жертвоприношений.
В любом случае, критерием всегда является сама Церковь – что она восприняла из Ветхого Завета для себя в качестве общеобязательных норм поведения, а что отринула.
В 40-й главе Стоглава говорится, что «святыя Апостолы запретиша» стричь и брить бороду. А вот это уже интереснее. Какие апостолы? Где?
И тут мы наталкиваемся на нечто совершенно несообразное.
В 40-й главе Стоглава говорится: «Правило святых апостол сице глаголет: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша». О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад».
Соответствует ли это действительности?
Канонический свод Православной Церкви знает 85 правил святых апостолов. Среди нет ничего не только о том, что умерших, при жизни бривших бороду, нельзя отпевать, но и вообще ничего о бороде не говорится. Любые другие правила, например, так называемые «Апостольские постановления», имеющие надписания апостолов, отвергнуты вторым каноном Трулльского собора – дабы «не допускать порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивать их в чистое и совершенное Апостольское учение». Ведь именно Вселенская Церковь опознала, какие тексты принадлежат апостолам, а какие нет.
Кроме того, во времена апостолов вряд ли были сорокоусты и принятые у нас просфорки.
Но и в отвергнутых Церковью «Апостольских постановлениях» нет правила, предписывающего не отпевать умерших, при жизни брившихся. Рассуждения о том, что не надо завивать волосы или брить бороду, «чтобы нравиться» — есть. А о том, чтобы «сорокоусты не петь» — даже близкого по смыслу текста нет. Нет там ничего и про еретичность бритья. Смысл сказанного в соответствующем месте «Апостольских постановлений» заключен в следующей фразе: «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми».
Таким образом, один из аргументов 40-й главы Стоглава оказывается ложным. Очень странно, что собор дерзнул приписать апостолам некий текст, который не имеет отношения к апостольской традиции.
Посмотрим на второй аргумент – об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым (непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал).
Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11-е правило Трулльского собора – совсем не про бороду. Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями.
Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах.
Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор. 11, 14 – 16).
Так что авторы 40-й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот.
Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение – «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину.
Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию все церковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят?
Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе.
21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной».
Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Собственно, общепризнанных толкователей только три – диакон Алексей Аристин (Аристен), монах Иоанн Зонара, патриарх Феодор Вальсамон. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют.
Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».
Итак, речь идет о гуменце – выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой.
42 правило осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».
Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их – вымысел».
Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов».
Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую».
Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше».
И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею».
Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».
То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы».
И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности. Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом. Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален. Стиль Зонары иногда просто памфлетичен.
В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни.
То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом – ни слова.
Смысл 96 правила Трулльского собора – сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению».
Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека».
Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью.
Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают – это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни.
В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды – не иначе, как латинская ересь. Что это – вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех.
Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св.Савве Сербскому. В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное – дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты.
Есть ли в Кормчей подлоги? Увы – есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли?
Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом.
Большой Московский собор 1666-1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле – разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария, не было других святых? Были. Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься – а насколько вообще неправы отцы собора 1666-1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными.
В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос.
Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут – абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве.
Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае – если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей.
В связи с поднятым собором РПЦС вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь».
Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века Матфея Властаря, составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги. То есть нормы о бороде – факультативные и вспомогательные. Но выше мы видели 21 правило Трулльского (Пято-Шестого Вселенского) собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков.
Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасифа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце».
Когда перестали выбривать гуменце? Почему его не выбривают ревнующие об исполнении норм о волосах наши современные старообрядцы?
В России гуменцо обязательно выбривалось у клириков еще два столетия назад. В просторечии оно именовалось «поповой плешью». Поэтому священнослужителей иногда именовали – «стрижники».
Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя маленькой шапочкой, в просторечье – «плешегрейкой», или «наплешником», которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. А уже поверх «плешегрейки» надевалась скуфья.
Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».
По некоторым сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось, и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью». А затем этот обычай исчез.
Но почему его не сохраняют нынешние старообрядцы – непонятно совершенно. Неужели для них факультативные нормы о бороде выше нормы Вселенского собора о гуменце? Почему у них нет «поповских плешей» и «плешегреек»?
Для чего я написал этот текст? Вовсе не для того, чтобы оправдать бритые бороды или короткие волосы у клириков. Особенно, если это делается для угождения миру.
Но вот объявлять любое бритье непременно «грехом и еретическим деянием», как это вновь сделала Русская Православная Старообрядческая Церковь на своем соборе 24 октября 2014 года – это уже, как считаю, нечто несообразное. Во всяком случае, никаких реальных канонических оснований я для этого не вижу.
Источник: Интернет-журнал «Татьянин день»
Грех ли брить бороду и усы в Православии?
«Здравствуйте, услышал недавно монолог одного философа (Александра Дугина) «Добродетель бороды». Правда ли, что ношение бороды есть добродетель? Или это следует воспринимать как ритуал, который необходим только священнослужителям, а мирянам – нет?.. Помогает ли вообще ношение бороды как-то в духовном росте? Поясните, пожалуйста. Спаси, Господи!»
– Ну, во-первых, ношение бороды – это, конечно же, не добродетель – но честь для мужчины. Потому что добродетель – это то, что можно стяжать, приобрести посредством труда и подвига. Борода растет естественным образом, это можно сравнить с данным человеку характером. Но она является некоторым сопровождающим фактором для духовной жизни человека.
Например, в древности, для человека, которому обривали бороду, это являлось позором; и даже, к примеру, посланники Давида были не допущены в город за то, что их обесчестили и опозорили, то есть остригли им одежды (укоротили) и, соответственно, остригли им бороды. И пока у них не отросла борода – их в город даже не пускали.
А сегодня мы с вами видим, что такой чести нет у бороды. Наоборот, идет глумление. Поэтому, если рассматривать бороду как честь, то сегодня она, получается, в бесчестии. Но почему же, все-таки, православные носят бороду и причем настаивают даже?! И правильно делают! Прежде всего, главное назначение бороды – это помогать в духовной жизни человеку. Чем помогает борода? Если мы возьмем животных – у них есть усы, которые помогают им ориентироваться, когда нет света: они идут по ощущению, даже когда ничего не видят. Такую же роль, только в духовном смысле, играет и борода для человека. Она ему помогает. Потому что строение волос бороды – тоже пустое, оно полое, как у усов; на голове другие волосы совершенно. Оно полое и реально помогает человеку как-то духовно настроиться. Это вещи, которые нужно переживать… Допустим, человек, который сбривает бороду – он как себя чувствует? Да обнаженным он себя чувствует, как будто с него сняли нижнее белье. Почему? Потому что, действительно, борода и облагораживает, и дает какое-то ощущение поддержки. Но это, безусловно, тайна, которую может познать только тот, кто носит бороду. И поэтому сегодня православным, безусловно, стоит носить ее, не только потому что борода помогает, но и для того, чтоб возродить древнее отношение к бороде как к чести для мужчины; а, с другой стороны, где-то …и как проповедь! Если ты христианин, ты, все-таки, должен носить бороду; ты не должен сливаться с этим миром, потому что в этом мире – культ плоти, пришедший к нам с Древнего Рима, где впервые официально, так сказать, начали постоянно бриться. Хотя египтяне до них начали, но, тем не менее, римляне в этом плане больше преуспели, потому что их влияние на окружающую культуру было решающим. Также они влияли и на Церковь: то есть, все римские священники всегда брились, за редким исключением. Если мы посмотрим святых отцов Древнеримской Церкви, которые прославлены в лике святых (нами же) – они все с бородой были. Августин Иппонский, Амвросий Медиоланский, Папа Лев Великий – все с бородой. И только после разделения они стали бриться. Когда они отпали от Православия, тогда полностью изменили отношение к этому и, вообще, ВСЕ поголовно стали бриться. …А протестанты вообще говорят: «Когда я бреюсь, я ощущаю после этого на себе веяние Духа Святого»…
– Спасибо.
Почему православные носят бороду? Издавна повелось, что представители христианской религии, отпускают длинную растительность, обрамляющую подбородок. Трудно представить себе православного священника с абсолютно гладким подбородком. Откуда пошла традиция, имеет ли она под собой религиозные основания, рассмотрим ниже.
Цитаты из священного писания
У православного священника обязательно должна быть борода. Многие священные умы издавна говорили, что брадобритие – ересь, приходящая словно эпидемия. Церковные пастыри считали подобное поведение беззаконием, попранием всех существующих канонов.
Священник обязательно имеет ряд внешних признаков:
- ряса (длинное черное одеяние до пола);
- большой крест, висящий на груди;
- обильная растительность, обрамляющая подбородок;
- длинные волосы, собранные в хвост;
- молитвенник в руках;
- иные предметы облачения, одеваемые по особым случаям, к примеру, в праздники.
Отцы церкви активно осуждали даже вход в храм мужчины, с чисто выбритым лицом.
Вопрос брадобрития рассматривался во время проведения Стоглавого Собора. После обсуждения были вынесены следующие вердикты:
- запрет бритья усов, бород;
- отказ от подстригания растительности;
- мужчина без щетины подобен женщине;
- создание Богом людей по собственному образу и подобию.
Помимо постановлений Собора, вниманию верующих приводились цитаты из Священного Писания:
- «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей».
- «Не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем».
Откуда пошло веяние на длинную растительность у священников?
- Строгое соблюдение ветхого Завета.
- Подобие Иисусу Христу.
- Небритость выделяет людей среди общей массы других индивидуумов. Это позволяет добиваться послушания людьми священников.
- Небритые волосы – источник, вбирающий и накапливающий в себя жизненную и духовную энергию.
Борода как добродетель
Окладистые бороды трудно назвать добродетелью. Причины такого мнения:
- тот факт, что мужчина отрастил бороду, трудно назвать полученным в результате труда, ведь она появляется естественным путем;
- с древности, в среде священнослужителей, осталось мнение о бесчестии людей, чей подбородок является гладко выбритым, их не пускали в города, заставляли держаться дальше от остального народа;
- сегодня наличие густой щетины может признаваться священниками в виде глумления.
По мнению священников, отросшая щетина:
- помогает людям идти к свету, равно, как животным усы помогают ориентироваться на местности;
- является своего рода одеждой;
- духовно настраивает на праведный образ жизни;
- заставляет забыть о праздности, суете;
- позволяет отвлечься от заботы о собственной внешности;
- создает ощущение поддержки, облагораживает личность;
- избавляет от культа плоти, активно насаждаемого в последнее время.
Можно ли православному христианину бриться?
Однозначный ответ – нет, особенно это касается тех, что посвятили собственную жизнь служению Церкви.
Запрет бритья имеет свои причины:
- Отросшая щетина – символ веры, упоминаемый Ветхим Заветом.
- Согласно Библии, отращивать растительность должен каждый представитель сильного пола. Впрочем, и женщинам не разрешалось стричь волосы, растущие на голове.
- Каждый должен выглядеть, так, каким его создал Господь Бог.
Важность этого аксессуара для православного мужчины трудно переоценить. Она пошла еще со времен древних славян и имела такие предпосылки:
- эквивалент мужской храбрости;
- возможность истинного духовного роста, ведь растительность воплощает в себе силу;
- признак принадлежности к Божьему роду, требующий бережного, почитательного отношения;
- символ мудрости, связи с прародителями;
- признак власти над другими людьми, но власти не подавляющей, а заставляющей послушаться, принять во внимание сказанное таким человеком;
- почитание обществом.
Должен ли христианин носить бороду и почему
Борода православия – это закон, утвержденный много столетий назад. Почему православные люди придерживаются этого правила уже много веков подряд? Первое время это был не грех, значение бороды тогда не было столь велико. Однако Иисус Христос на всех иконах был изображен именно с длинными волосами и бородой.
Почему православные люди оставляют растительность на лице?
- Этот образ является фундаментальным, добродетельным. Во времена до Петра I, образ бритого человека приравнивался к образу евнуха.
- Такой внешний вид был традиционным, борьба с ним началась только при Петре, который ввел специальную пошлину на щетину. Чтобы приходить в города, необходимо было платить особый налог, величина которого различалась для каждого сословия людей.
- Древние православные учения подтверждали необходимость соответствия верующего Спасителю.
- Бритье считалось чрезмерным вниманием к собственной внешности, отвлекающим людей от истинной веры.
Сегодня далеко не каждый верующий, обрамляет собственное лицо щетиной. Чаще всего, подобные стрижки выбирают молодые люди, стремящиеся за модой, строго следующие популярным веяниям, изобретающие интересные фасоны, формы, контуры оформления щетины. Словом, делающие много из того, что порицается православием.
Чтобы отрастить вожделенную растительность, они прилагают немало усилий, среди которых:
- изменяют собственный образ жизни на здоровый;
- принимают витаминно-минеральные комплексы;
- активно занимаются спортом;
- употребляют специальные медикаменты;
- используют современные косметические средства для ухода за отрастающей щетиной (шампуни, бальзамы, ополаскиватели, лосьоны, пенки, муссы, гели);
- изменяют рацион собственного питания, включая свежие фрукты, мясо, овощи, рыбу;
- применяют маски из растительных масел;
- делают компрессы из полезных продуктов питания, настоек.
Среди всей этой активности, мужчины, даже верующие, постепенно теряют смысл присутствия щетины на лице.
Бриться на ночь: приметы
Многочисленные народные приметы, связанные с тёмным временем суток, могут предсказать знатоку поверий грядущие события, посоветовать, чего на ночь делать не стоит, а что выполнять просто необходимо.
Например, к неприятностям может привести нож, оставленный на столе после заката, или грязная посуда, забытая в раковине до утра. Вместе с тем, положенные на ночь перед зеркалом купюры позволят со временем поправить материальное положение.
Если вы не желаете навлечь на семью беды и невзгоды, то с наступлением темноты не оставляйте сушиться бельё, выносите мусор ещё до захода солнца, по вечерам избегайте давать в долг деньги, одалживать соседям хлеб или соль. Среди длинного перечня запретов существуют предписания, касающиеся и личной гигиены.
- После заката не рекомендуется стричься и бриться. Ведь издавна считается, что волосы – это особые антенны, связывающие человека с внешними источниками энергии. И если в дневное время вмешательство в эти контакты не приносит особенного вреда из-за позитивной ауры окружающего пространства, то ночью это может быть крайне опасно, так как в темноте активизируются силы зла.
- Наши предки верили, что любая стрижка, в том числе бритьё или подравнивание бороды, ослабляет защитное поле человека, делая его особенно уязвимым. Ночной порой всё доброе и хорошее прячется и исчезает, зато пособники дьявола обретают особую силу и способны серьёзно навредить расшатанной обороне организма, наслав болезни и горести.
- Запрет на вечернее бритьё особенно актуален для сильной половины человечества, так как кроме общих бед и несчастий предрекает мужчинам ещё и половое бессилие.
- Ещё одно популярное толкование бритья в тёмное время суток предупреждает, что его приверженцы очень часто отличаются склонностью к изменам своей второй половинке. Ведь мужчина, так истово следящий за своей внешностью, почти всегда пользуется повышенной популярностью у женского пола.
Мужские усы и борода — приметы и суеверия
Огромное значение в облике мужчины издавна имела борода — приметы уделяют ей не меньше внимание, чем женским волосам. Узнайте, какое значение имеет растительность на лице, для чего она нужна, как поверья относятся к ее удалению и стрижке.
Для чего мужчине борода — традиции
Так заложено природой — у мужчины на лице и теле имеется гораздо больше волос, чем у женщин. И, поскольку борода является одной из задумок природы или божества, в большинстве религиозных течений она считается обязательным атрибутом любого взрослого мужчины. Избавление от растительности на лице выражает недовольство своим телом, созданным Богом.
Во многих религиях существует или существовал ранее запрет на бритье. Так, ношение бороды является обязательным для каждого мусульманина. Иудеям запрещено брить ее, но можно подстригать ножницами. В Древней Греции в знак траура стригли их, но не сбривали, чтобы не утратить мудрость. Брадоношение было обязательным и в православии — до запрета на него Петром l. Старообрядцы считают сбривание волос на лице ересью.
Суть запрета на бритье не слишком отличается в зависимости от вероисповедания и местности. По преданиям, мужчина, избавившийся от растительности на лице, потеряет связь с Богом, а также лишит божественного покровительства своих потомков. Кроме этого, борода всегда служила символом мужества, зрелости и гордости за свой род.
Мода на бороду уходила, а затем снова возвращалась. Но всегда существовала примета – если мужчина сбрил ее, значит, он готовится к разнообразию в личной жизни. Европейское суеверие гласит, что безбородый человек блудлив и неразборчив в связях.
Во Франции волосы сбривали подозреваемым в колдовстве, веря, что без них невозможно колдовать. Если сила ведьм заключалась в длинных волосах, то колдуны получали ее через бороду, словно через антенны.
Славянские поверья бородатым
У мужчин растут усы и бороды – антенны, которые связывают их сознания с Сознанием Бога-Первопредка (Родоначальника) их рода, а также, всех их Родовых Богов-Предков. Ошо.
Славянами было сложено множество примет о волосах. К мужской бороде было отношение аналогично девичьей косе. Если в последней накапливалась женская энергетика, то в усах и бороде хранилась мужская сила, храбрость, духовность, власть и мудрость. Такая растительность символизировали связь с предками, как и зубы в суевериях.
По славянским поверьям, лишиться бороды означало то же самое, что перестать быть мужчиной. Осквернение ее считалось большим преступлением. В летописях часто встречаются упоминания о срезании бород в качестве наказания. В старину верили, что для подчинения человека, следует сбрить или остричь ему бороду.
В Книге рекордов Гиннеса производили замеры, которые показали, что самая длинная борода в мире – 2 метра и 33 сантиметра
Избавление от растительности на лице наши предки считали предвестником несчастья. Кара может пасть как на того кто побрился, так и на любого, кто принадлежит к его роду. Если борода при этом была густой и пышной, то есть, отвечала канонам мужской красоты ушедших времен, суеверия обещали еще и тяжелую болезнь тому, кто ее сбреет.
Бритье считали признаком духовной слабости — как во времена язычества, так и после крещения Руси. В старину мужчина без растительности на лице был такой же редкостью, как и бородатая женщина. Безбородые считались неспособными к созданию семьи и продолжению рода.
Бывает и так, что борода не растет густой и длинной. Сейчас имеется множество химических средств активизирующих рост щетины. В старину же мужчины для этого старались свистеть почаще.
Существуют и более современные русские приметы о бороде. Если чешется подбородок у бородатого мужчины, стоит обратить внимание на здоровье, а для того, чтобы попытаться отвратить беду, нельзя бриться как минимум три дня.
Суеверия о внешнем виде
Если борода гуще справа, это указывает на упрямство и настойчивость. Если с левой — ее обладатель отличается мягким, уступчивым характером.
Несмотря на кажущуюся агрессивность бородачей, исследование 2012 года показало, что — женщины считают их потенциально более заботливыми отцами, нежели безбородых
Славяне верили, что густая и длинная борода может быть только у человека из сильного и крепкого рода с нерушимыми связями между поколениями. У такого человека будет много детей и счастливая семья. Европейские приметы также обещают счастье.
Известно немало поверий о седине. Одна из них запрещает вырывать первый седой волос с подбородка. В нем хранится счастье мужчины. Лишившись волоска, можно отпугнуть и удачу.
Людей, у которых волосы на лице и голове разного цвета, в старину опасались. Их считали ненадежными, а чем больше контраст в оттенке усов, бороды и волос, тем больше внимания обращали на это суеверие.
В целом, в большинстве культур мира борода считалась обязательной для мужчин. Она является источником мудрости, храбрости, мужской энергии и силы. По поверьям, лишиться бороды — перестать быть мужчиной. Кроме этого, она была тесно связана с культом предков и символизировала связь с родом.
Топ-7 вещей, которые нельзя делать вечером: народные приметы
Оказывается, в народе есть несколько примет, которые запрещают делать многие бытовые вещи в вечернее время. Представляем ТОП-7 самых главных.
Оценка — отзывов еще нет
Многие люди верят в народные приметы, которые могут касаться как церковных праздников, так и повседневной жизни. Следуя таким правилам, люди стараются сохранить благополучие, достаток и счастье в своем доме. Некоторые приметы относятся к вечернему времени суток.
Так, мужчинам нельзя вечером бриться. Если мужчина побреется после заката Солнца, он может спровоцировать проблемы в интимной жизни.
Не оставляйте вечером нож на столе. Такое действие может привести к болезням и ссорам.
Нельзя выносить вечером мусор. Считается, что выброшенная вещь в это время может стать основой для порчи или сглаза, а также повлияет на материальное благополучие в семье.
Запрещено проводить вечернюю уборку. По мнению предков, если будете в это время мыть пол, то смоете из дома удачу, любовь и счастье.
Нельзя оставлять грязную посуду. Примета гласит, что хозяйки таким образом проявляют неуважение к домовому, за что он потом будет мстить, забирая покой и сон.
Не выливайте вечером воду из купели, в которой купали грудничка. Это вызовет проблемы со здоровьем. Лучше воду оставить до утра и выплеснуть ее с восходом солнца.
Не давайте взаймы и сами не берите в долг. После заката Солнца лучше не давать деньги взаймы и самому не брать в долг, иначе навсегда лишитесь денежной удачи. Будете в долгах, как в шелках.
Также читайте о том, как провести выходные в Киеве.
Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом?
Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.
Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.
Что православные люди в дни святых праздников не делают?
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» — так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.
Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?
Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху
Не ругаются
Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.
Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.
Не прибираются
Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.
Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.
Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.
С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.
«Кто работает, тот молится» — так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.
Не стирают
В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность
К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.
А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.
Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!
Не моются
Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется
Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.
В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.
Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.
Не занимаются рукоделием
Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.
Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!
Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь
На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.
Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.
Не работают в огороде
Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5
Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой
Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.
Что советуют священнослужители
Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.
Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.
Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.
Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.
В православии существует 12 основных праздников, во главе с Пасхой, которые подразумевают строгие запреты. В эти дни людям запрещено заниматься обычными бытовыми делами и работать. В праздничные дни положено посещать церковь, молиться Богу, отдыхать и проводить время с родными и близкими людьми. Некоторые праздники являются ознаменованием начала или конца поста. Даты некоторых святых дней неизменны, другие считаются плавающими и высчитываются церковью каждый год в зависимости от дня празднования Пасхи.
Строгие православные праздники
Несмотря на то что современная церковь стала более мягкой и людям разрешено не так строго относиться к запретам, многие суеверия и приметы, связанные с православными торжествами, сохранились в народе до сих пор и строго соблюдаются.
Существует ряд определенных запретов в каждый церковный праздник. Считается, что соблюдение всех строгостей защитит от неудач, а Бог простит грехи и будет благосклонен, услышит все молитвы.
Торжества с переходящей датой
Главным православным праздником является Пасха, которую отмечают каждый год в разное время. Именно от этого праздника отсчитывается Вербное воскресенье, Вознесение Господне и День Святой Троицы.
- За неделю до пасхального торжества отмечается Вербное воскресенье — праздник, связанный с приходом Иисуса в священный город.
- Спустя 40 суток после Пасхи отмечается Вознесение господне — когда Иисус явился к своему отцу.
- Через 50 дней после основного торжества отмечается Троица — когда святой дух сошёл на апостолов.
Перед Пасхой соблюдается строгий пост, который длится 40 дней. Самыми строгими считаются 2 дня до Пасхи (Страстная пятница и суббота), в это время запрещено работать, готовить, убираться и мыться без острой необходимости.
В день главного праздника важно помнить — это дата для радости и веры в лучшее. Запрещено грустить, скорбеть и плакать, люди не должны ругаться и сквернословить.
Основные запреты:
- Нельзя быть скупым и жадным, нужно помогать бедным и нуждающимся.
- Запрещено ругаться, грустить, злиться.
- Возбраняется переедание и чрезмерное употребление алкоголя.
- Нельзя ездить на кладбище и скорбеть по умершим.
- Запрещена интимная близость.
Пасхальные яйца и куличи не должны выбрасываться. Излишки подают нищим или относятся на кладбище.
Когда будут праздники в 2019 году
В православном календаре собраны все основные праздники, которые верующие люди будут отмечать в 2019 году. Жирным выделены переходящие даты.
Великие праздники:
- 28 апреля ‒ Пасха;
- 7 января ‒ Рождество Христово;
- 19 января ‒ Крещение Господне (Святое Богоявление);
- 15 февраля ‒ Сретение Господне 7 апреля ‒ Благовещение Пресвятой Богородицы;
- 21 апреля ‒ Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим);
- 6 июня ‒ Вознесение Господне;
- 16 июня ‒ День Святой Троицы (Пятидесятница);
- 28 августа ‒ Успение Пресвятой Богородицы;
- 21 сентября ‒ Рождество Пресвятой Богородицы;
- 4 декабря ‒ Введение во храм Пресвятой Богородицы
Недвунадесятые;
- 12 июля ‒ Святых апостолов Петра и Павла;
- 14 октября ‒ Покров Пресвятой Богородицы.
Каждый праздник отличается своими особенностями, но все они связаны тем, что в эти дни принято отдыхать физически и духовно, а не работать или заниматься бытом.
Что нельзя делать в церковные праздники
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» — так гласит одна из заповедей. Именно её и принято придерживаться во время церковных торжеств. Верующие считают, что работа, уборка и готовка — удел будней, а выходные и праздники созданы для отдыха и общения с Богом.
Что нельзя делать в церковные праздники:
- Не стоит ссориться и ругаться, а также использовать бранные слова. Сквернословие относится к одному из смертельных грехов. Вступая в ссору в святой день, человек оскверняет часть своей души.
- Запрещено стирать и убираться, так как эти дела отвлекают от молитвы, от Бога. Завершить бытовые приготовления к торжеству лучше за 1-2 дня.
- Нельзя мыться и топить баню. Такой запрет обусловлен поверьем, что на том свете душа будет вынуждена пить воду и страдать от этого.
- Женщинам запрещается шить, вышивать, вязать, так как заниматься рукоделием — выполнять трудоемкую работу, которая вредна для здоровья. Во время рукоделия женщины полностью погружаются в работу и совершенно не могут думать о Боге. Особенно важно соблюдать запрет в святочные недели.
- Нельзя мыть голову и расчесывать волосы, так как считается, что смываются удача и счастье.
До XX века на Руси были строгие запреты на любые дела в воскресенье или церковный праздник. Все люди должны были собираться в церкви и молиться Богу.
Мнение церкви о народных запретах
Существует множество профессий, работу которых невозможно остановить ни в святой, ни в календарный выходной. Современная церковь относится к запретам на работу более мягко, так как в XXI веке невозможно отказаться от многих дел.
Священники говорят, что во благо работать можно, но главное, перед или во время работы помолиться. В церковный праздник не нужно полностью отказываться от будничных дел, достаточно не ругаться, не злиться, не браниться.
Многие люди используют церковные запреты как оправдание для своей лени и проводят святые дни перед телевизором и с выпивкой. Такое поведение является тяжким грехом. Бог простит неотложную работу, а вот лень простить не сможет.
Церковные праздники нужны для очищения души и физического отдыха. Лучше проводить такие дни в благости, в единстве с семьей и Богом. Если нет возможности отменить работу, уборку, то следует просто помолиться и попросить прощения у Бога и покровителя святого дня. Работа во благо не считается греховным деянием и не возбраняется церковью.
Лунный календарь бриться
Народная примета гласит, что меняя прическу, человек меняет свою жизнь, поэтому выбрать, в какую сторону будут перемены, поможет лунный календарь стрижек. Влияние новой стрижки на состояние здоровья и энергетическое поле человека в общем заметили еще мудрецы Древнего Востока. Наиболее благоприятнее время для новой прически — период растущей Луны. Стрижка в новолуние влияет на высокую скорость роста волос, а в полнолуние укладка долго держит форму. Убывающая луна забирает с собой силу волос, и они становятся ломкими и спутанными.
- 4 День рождения влияет на стрижку
- 5 Рекомендации посещения парикмахера по ведам
- 6 Лунный календарь стрижек
Сила в волосах
Почему настолько важно правильно выбрать день для стрижки? Неужели волосы так много значат для жизненной энергии человека?
- Через волосы человек принимает энергию космоса, как через своеобразные антенны.
- Накопление энергии и функция аккумулятора — задачи волос. Об этом знал даже мифологический Самсон.
- От длины зависит качество памяти. Чем длиннее волосы, тем она лучше.
В какой день недели посетить парикмахера
Люди в основном не задумываются, в какой день недели лучше идти к парикмахеру, считая народные приметы обычным суеверием. Однако многих проблем можно было бы избежать именно по причине взаимодействия энергии человека с энергией космоса. Что же рекомендуют звезды в разные дни недели?
Начало недели знаменуется днем для решения важных проблем и избавления от стрессов. Отрицательные эмоции и негатив не свойственны понедельнику, поэтому посещение салона красоты будет уместным именно в этот день. Для тех, кто хочет поменять цвет волос, это лучший день. Краска будет долго выглядеть насыщенно.
Если человек нуждается в кардинальных жизненных переменах, следует обстричь все лишнее во вторник. Скучные серые будни превратятся в яркие, насыщенные приключениями выходные. Наиболее подходящий день для решения важных вопросов.
Обновление информационного поля произойдет незамедлительно после стрижки в среду. Новые встречи, поездки, новости удивят своим разнообразием. Обновление прически несет за собой очищение души и тела от отрицательных воздействий.
Для улучшения социального статуса лучше сходить подстричься в четверг. День принесет популярность и новые связи.
Полностью изменить стиль, астрологами рекомендовано в пятницу. Если кардинальные внешние перемены не нужны, лучше остаться в этот день дома.
Очищение мыслей от негатива и избавление от грехов, по старым поверьям, возможно в шестой день недели. Обрезание волос в субботу способствует улучшению и очищению кармы.
Стрижка может полностью изменить судьбу. Если в жизни черная полоса, воскресенье — идеальный день для ее прекращения. Обрезав волосы в этот день, можно разом обрезать все неприятности. Однако, следует быть осторожным, если в жизни белая полоса, ее запросто можно перекрасить в темный цвет.
Совет! Не откладывайте стрижку в долгий ящик. Выберете подходящий для себя день недели и спешите избавиться от негативной энергии.
Стрижка по гороскопу: стоит ли доверять?
Состояние волос может меняться в зависимости от того, как расположена Луна и ее гармония со знаком Зодиака. Созвездия знаков воды, огня, воздуха и земли по-разному реагируют на внешние энергетические факторы:
- Когда Луна оказывается в водных знаках, от стрижки лучше воздержаться, особенно, если в этот день знак Рака или Рыбы. Даже простое мытье головы может повлечь за собой выпадение волос и их капризность в укладке. В такие дни рекомендовано избавляться от волос на нежелательных частях тела, то есть сделать депиляцию.
- Мягкость волосам и стойкую форму подарит знак Скорпиона.
- Огненные знаки Зодиака по-разному влияют на состояние шевелюры. Например, для стрижки локонов хорошо содействует знак Льва. Прическа будет подобна гриве, такая же роскошная и пышная. Любые перемены будут только в лучшую сторону. Овен оказывает неблагоприятное влияние на прическу. Сухость и ломкость волос сложно предотвратить. Нейтрально влияет на шевелюру знак Стрельца. Единственное, что может неприятного с ней произойти — появление перхоти.
- Когда Луна находится в Водолее, она провоцирует выпадение волос и даже облысение, поэтому от стрижки в этот день точно лучше воздержаться. Однако другие воздушные знаки покровительствуют парикмахерам и помогают создавать пышные и воздушные прически.
- Можно смело стричься в дни, когда Луна в Деве. Это положительный знак для любых манипуляций с волосами. Они будут ухоженными, красивыми и долго держать форму.
- В дни Козерога лучше оставить прическу такой, какая она есть. Стрижка в этот день может привести к замедлению роста прядей и даже к их выпадению.
- Последний земляной знак — Телец. Под воздействием Луны он никак не влияет на стрижку. Однако очень благоприятен для роста материального состояния.
День рождения влияет на стрижку
Чтобы благоприятные факторы во время возрастания Луны наиболее лучше принялись организмом человека, следует обратить внимание на день недели, когда он появился на свет. Эти знания в сочетании с лунным календарем наиболее эффективны для создания качественного энергетического поля.
Людям, родившимся в понедельник, больше всего подходит энергии четвертого, пятого и шестого дня недели. Воскресенье — самый неблагоприятный день для стрижки: открывающий неделю не может питаться энергией ее окончания.
Вторник и среда мало влияет на здоровье. Энергия четверга и субботы также благоприятна для людей, которые родились во вторник. Однако, сила пятницы и понедельника отрицательна для них. Наибольший вред нанесут ножницы волосам в пятницу, поэтому лучше подождать до воскресенья, чтобы впитать лучшие космические волны.
В среду родились люди, которые гармонируют с силой седьмого дня, времени отдыха. Абсолютный запрет на энергию четверга. Ее силы особенно разрушительны.
Положительная энергия понедельника, вторника, пятницы и воскресенья родственна для людей, родившихся на четвертый день. Неблагоприятный день для стрижки — среда.
Во вторник рекомендовано воздержаться от посещения парикмахерских людям, которые рождены в пятницу. Однако, в понедельник, четверг, субботу и воскресенье ничего не препятствует созданию нового стиля.
Родившимся людям в субботу, близка по духу энергетическая сила пятницы, а вот полная противоположность — воскресенье.
Силы вторника и четверга гармонично содействуют с энергией людей, которые были рождены в последний день недели. Энергия понедельника для этих людей губительно может сказаться не только на прическе, но и любых важных делах.
Совет! Если не принимать во внимание день своего рождения, можно оказаться в неловком положении не только в парикмахерской, но и испортить задачи целого дня. Нужно содействовать с космосом, чтобы сопутствовать удаче.
Рекомендации посещения парикмахера по ведам
В ведической астрологии нужно следовать мухурте стрижек. Это календарь, где рассчитаны наиболее благоприятные дни для важных событий.
В Индии верят, что раз в голове находятся все важные центры управления телом и организмом человека, ей нужно уделить особое внимание. Так как стрижка подразумевает снятие энергии, необходимо подобрать наилучшее время для очищения, чтобы получить благотворное влияние не только на внешность, но и духовность. Неудачно подобранное время для манипуляций с волосами может привести к болезням, раздраженности и даже большому несчастью.
Астролог может составить индивидуальный календарь стрижек, беря во внимание дату, время и место рождения человека, но есть общие индийские рекомендации, которые подходят каждому человеку:
- Нельзя стричься или брить бороду после еды. В ведах говорится, что в таком случае человек совершает огромную ошибку и притягивает к себе неприятности. Это поверье связано с верованием по аюрведе, согласно которому, пищеварение является важным процессом в организме и не нужно его нарушать.
- Веды не разрешают стричься во вторник и субботу, считая эти дни неблагоприятными для очищения от негативной энергии. Вторник, согласно астрологии — день Марса, а значит, агрессии и огня. Учитывая, что планета влияет на кровеносную систему, стрижка может провоцировать болезни крови и внутреннюю раздраженность. В субботу день планеты Сатурн. Это означает, что после посещения парикмахерской, появится печаль, аскетичность и духовные ограничения. Также есть поверье, что в субботу состригание волос ведет к сокращению жизни.
- В темное время суток лучше не стричься, так как это период для наибольшей концентрации энергии невежества и страсти. Они принесут человеку только страдания.
- Следует избегать манипуляций с волосами в солнечное или лунное затмение. Негативное влияние может отразиться на состоянии волос и организме человека в целом, потому что в такие дни наступает искажение благостной энергии планет.
- Нельзя стричься во время важной ведической церемонии — ягьи. Положительная энергия должна идти в правильное русло.
Лунный календарь стрижек
Чтобы избежать многих неприятностей на работе, личной жизни и путешествиях, следует внимательно отнестись к стрижкам в лунные дни. Каждый из них несет свои значения, которыми можно воспользоваться по назначению.
В 1-й лунный день с помощью стрижки можно сократить себе жизнь на несколько лет. На следующий день манипуляции с волосами способствуют разрушению дружеских отношений, к ссорам и скандалам. В 3-й день изменением прически можно нанести непоправимый вред организму и привлечь непредвиденные расходы.
В 4-й и 6-й лунные дни лучше также со стрижкой повременить. В этот промежуток времени клиент парикмахерской испытает дискомфорт, тоску и страх одиночества. Также увеличивается риск заболеваний горла и полости рта. Болезни привлекает и 9-й день.
Стать богаче и увеличить собственность можно после стрижки в 5-й лунный день. Улучшение финансового положения произойдет и после стрижки в 14-й день. Благорасположение начальства гарантировано.
Улучшение внешнего облика и создание личного стиля возможно на 13-й, 21-й, 23-й, 28-й лунные дни. Будет обеспечен красивый цвет лица и общая привлекательность для посторонних и представителей противоположного пола. Возможны любовные приключения.
Набрать лишний вес и спровоцировать появление целлюлита можно на 22-й день.
Отложить стрижку следует на 9-й, 10-й, 12-й, 24-й, 25-й лунные дни. В этот период наиболее обостряются болезни, и повышается риск травм. Возрастает вероятность болезней глаз: воспаления, ячмени и ослабление зрения. Есть угроза для жизни.
Ссоры и конфликты будут спровоцированы после стрижки в 7-й лунный день. 15-й, 17-й лунные дни ознаменованы расстройствами психики, нервными срывами, давлением, стрессом и чувством страха.
Для продления жизни и улучшения здоровья, парикмахера следует посетить на 8-й и 19-й лунные дни. Благоприятными также считаются 26-ой и 27-ой. В эти дни человек привлекает к себе радость и счастье.
Проницательность ума, прозорливость и повышение остроты чувств возможно после посещения стилиста в 11-й лунный день.
Полностью отказаться от манипуляций с волосами, рекомендовано в 16-й, 18-й, 20-й и 30-й лунные дни. Они характеризуются потерей собственности, кражами, авариями, изменами и даже отвращение к жизни.