Содержание
- Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Богородицкий монастырь
- История
- Казанский собор: каким он был и каким будет
- Чудесное место
- Гибель обители
- Что осталось?
- Что писали в газетах того времени
- Таинственная старушка
- Великое множество списков
- Утрата явленной иконы
- «Ватиканская» икона
- «Одигитрия» — значит «путеводительница»
- Икона Богоматери «Казанская».
- Казанская икона Божьей Матери. Казанский Богородицкий монастырь
- Святые места: где в Татарстане исцеляются и христиане, и мусульмане?
- Как уповать на волю Божью
- Анисьины грядки
- Святой ключ
- Исцеляющие… тапочки
- Источник прозрения
- Мощи святого мученика Авраамия
- Целительная вода
- Источник, возникший от посоха
- Источник молодости и красоты
Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанско-Богородицкий монастырь
Собор утрачен. В настоящее время восстанавливаетсяПрестолы: Казанской иконы Божией МатериГод основания: 1798—1808Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная, 5
История
Первоначально на месте обретения Казанской иконы Божией Матери была устроена деревянная церковь. В 1594 году 14 апреля, при митрополите Казанском Гермогене и по повелению царя Феодора Иоанновича, был заложен каменный храм. Собор с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, освятили в 1595 году. Он просуществовал до 1796 года и был снесен по ветхости. На месте старого поставили новый Казанский («Холодный») собор, по проекту известного архитектора, основоположника классицизма в русской архитектуре Ивана Егоровича Старова.
Историческое событие — закладка первого камня главного храма города — состоялось 30 мая 1798 года, на нем присутствовал император Павел I с Великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином.
30 мая 1808 года собор Казанской иконы Божией Матери был освящен и по признанию очевидцев сразу же стал архитектурной доминантой Казани, одним из первых и лучшим образцом зрелого классицизма в Поволжье. Его появление сыграло большую роль в развитии новой стилистики волжских городов. Пятиглавый, с вызолоченными крестами и «яблоками», собор имел размеры 22 сажени 2 аршина по оси запад-восток и 20 саженей 2 аршина в поперечнике (примерно 48 м на 44 м) и 20 саженей 2 аршина в высоту (около 44 м). С трех сторон храм украшали колонные портики ионического ордера, увенчанные фронтонами. Барабан центрального купола, обрамленный снаружи трехчетвертными колоннами коринфского ордера, опирался на четыре столба. Главный престол был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери, левый придел посвящен святому благоверному князю Александру Невскому. Правый придел во имя Успения Божией Матери. Собор возводился под руководством архитектора Ф.Е. Емельянова — автора проектов иконостасов для собора (центрального придела). С возведением нового собора еще более возросла архитектурно-градостроительная значимость монастыря. Он еще активнее, наряду с ансамблем Казанского Кремля, стал участвовать в формировании панорамного вида города, особенно со стороны реки Казанки. Именно в этом новом каменном храме, в теплое время, и находился обретенный в 1579 году образ Пречистой Богородицы, вплоть до похищения иконы в 1904 году чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от Царских врат в большом деревянном киоте в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы, выполненные из вяза.
История строительства собора на этом не закончилась. Знаковое событие произошло еще позже, уже в начале XX веке, когда 13 июля 1910 года с визитом в Казань прибыла Великая княгиня Елизавета Федоровна. Прямо с теплохода она направилась в монастырь и пожелала побывать на месте непосредственного обретения чудотворной Казанской иконы. Спустившись в неприспособленный подвал под алтарем она долго молилась, а затем предложила помощь в устройстве этого святого места, находившегося до того времени в запустении. Указом Святейшего Синода от 27 ноября 1910 года император дал Великой княгине звание попечительницы часовни. Для разработки проекта был привлечен еще один знаменитый архитектор — Академик Щусев.
Сам подземный храм с часовней должны были напоминать православные «пещеры» и усыпальницу Великого князя Сергея Александровича. Работами в Казани руководил инженер Голышев. В соборе увеличили высоту подземелья, расширили коридоры, сделали цементные полы, устроили две печи, оштукатурили стены и своды. Над местом обретения иконы установили иконостас. К весне 1913 года все работы были завершены. 20 апреля в присутствии Великой княгини Елизаветы Федоровны здесь состоялось первого богослужение. Святое место получило название «Казанские пещеры».
Трагично сложилась судьба монастыря с приходом советской власти. Собор был уничтожен, для строительства на этом месте киностудии (татарского отделения «Восток-кино»).
В новом тысячелетии комплекс монастыря начали восстанавливать: проведены научно-исследовательские работы, началась реставрация сохранившихся зданий, благоустройство территории. Сегодня все работы ведутся строго в соответствии с генеральной концепцией воссоздания исторической территории монастыря. Правительством Татарстана разработан комплекс мер по содействию организации сбора добровольных пожертвований, отчислений юридических и физических лиц, общественных и религиозных организаций для возрождения главной православной святыни Казани.
Теги: Казанско-Богородицкий монастырь утраченные храмы восстанавливающиеся храмы воссоздание Казанского собора
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Казанский собор: каким он был и каким будет
Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. Символично, что это было сделано 4 ноября — в день празднования Казанской икоы. Уже известно, что воссоздан он будет в том же виде и размере. Деньги на строительство будут собирать все миром. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан надеется, что собор построят за три года.
Собор был главным в комплексе Богородицкого монастыря. О славной и трагической истории собора рассказывает Анатолий Елдашев, председатель городского общества историков-краеведов, доцент Казанской духовной семинарии.
Чудесное место
Казанско-Богородицкий монастырь был основан в XVI веке на месте обретения чудотворного образа Божией Матери. Распоряжение о строительстве деревянного храма в честь иконы отдал Иван Грозный. Также царь велел устроить женский монастырь для 40 инокинь.
В конце XVI века на месте деревянной церкви был сооружён пятиглавый каменный храм.
В конце XVIII века по проекту архитектора И. Старова начали строить новый храм. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал лично император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году собор был расписан и освящён. Размеры его составляли 49 на 43 м при высоте в 44 м. Общий облик собора определяли пять полусферических куполов и три фронтона с колоннами. Рядом с храмом была колокольня высотой более 55 м (для сравнения: колокольня Петропавловского собора составляет 49 м). Главный собор монастыря был архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма.
Фото: из личного архива Абдуллы Дубина
Обитель занимала площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви.
В течение почти 350 лет в Богородицкий монастырь непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. В него непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь. Последний крестный ход с Казанской иконой состоялся в 1903 году. Через год она будет украдена. Традицию крестных ходов с Казанской возобновили лишь 21 июля 2000 года.
Гибель обители
К началу XX века монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, а обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 г. монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную церковь начались гонения. Не обошли они и Казанский монастырь.
Собор Казанской иконы Божией Матери: каким он был и каким будет | Фотогалерея
© АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева На переднем плане — Матрона.© АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Цветная литография© АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева© АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Иконостас утраченного собора© АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева© АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева © АиФ-Казань / из архива Анатолия Елдашева Собор будет такого же размера, как и утраченный
В 1918 году были закрыты храмы Казанского кремля. Казанский Богородицкий монастырь стал религиозным центром города. Здесь были сосредоточены все главные святыни, каждый праздник совершалась архиерейская служба. В 1920 году принадлежавшие Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства. С 1921 года при монастыре стала функционировать религиозная община.
В 1929 году в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. Студенты привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Один из храмов использовали под склад для хлеба, причём зерно ссыпали прямо под иконостас. 22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, т. к. платить налоги за него не могла.
До 1930 года монастырским священнослужителям ещё разрешалось проводить крестный ход на Казанку с иконой Всеблаженная, присланной взамен утраченной Казанской. А с 10 января 1930 года крестный ход был запрещён. Спустя год православная община переводится в Петропавловский собор. На 1932 год в ней состояло 120 человек.
Фото: АиФ/ из архива Анатолия Елдашева
В то время судьба храма решалась просто — достаточно было признать церковь или мечеть ветхой (при условии невыполнения ремонта общиной) или получить ходатайство со стороны большинства населения для использования здания под общественные нужды.
Существует фотография, на которой видно, как разбирают купол монастырской церкви Николы Тульского, предположительно, это 1932-1933 годы. В 1932-м был взорван главный собор монастыря. Здание бывшей обители отдали под обустройство кинофабрики, но работы так и не были закончены. В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики из Москвы и Выборга. Они разместились в полуразрушенных зданиях монастыря. В кратчайшие сроки было смонтировано оборудование и начато производство табачных изделий для фронта. Фабрика закрылась в 90-е годы, оставив после себя разруху.
Что осталось?
До наших дней дошли лишь немногие строения некогда прекрасного архитектурного комплекса. Наиболее древним из них является Софийская надвратная церковь (конец XVII — начало XVIII века), которая была возвращена верующим в 1994 году. Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпуса (1810-1835 гг.), они были переданы церкви лишь в 2003 году.
То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры — тёплым храмом Николы Тульского (1806-1816 гг.), где зимой пребывала чудотворная Казанская икона. Больше других повезло Крестовоздвиженской церкви (1877 г.), где до начала 2000-х находился учебный корпус педуниверситета. Сейчас здесь пребывает Ватиканский список Казанской иконы. Сравнивая фотографии прошлых лет и современное состояние территории Казанского Богородицкого монастыря, мы можем видеть, как много потеряла Казань с ликвидацией этого прекрасного градостроительного ансамбля, игравшего важную роль в формировании силуэта города.
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан:
«Никаких нововведений не будет. Если речь идёт о воссоздании, то только в таком виде, в каком собор был 80 лет назад. В этом нуждаются не только православные верующие, но и вся республика. Паломничество верующих в Казань — это одновременно и радость от соприкосновения с Божией Матерью, и скорбь по утраченному храму. Если мы заново построим разрушенный собор, то от этого выиграет и город, и Татарстан в целом. Казань в этом случае станет не менее привлекательным местом для православного паломничества, чем, например, Дивеево.
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофона. Фото: Татарстанская митрополия.
Также восстановленный собор покажет, как живут в республике носители разных религий. Мы всегда говорим, что наша республика многонациональная и многоконфессиональная. У нас нет необходимости соревноваться, мы должны взаимодействовать. Не нужно думать, что если одна религия станет сильнее, то другая ослабнет. Кто-то может сказать, что сейчас не лучшее в экономическом плане время, чтобы заниматься восстановлением Казанского собора. Но давайте вспомним историю строительства храмов и мечетей: разве они строились в экономически более успешные годы? И даже если сейчас не самые лучшие времена для России, нужно памятовать, что Казанский образ связан со Смутным периодом истории нашего государства. Воссоздание храма будет способствовать укреплению единства жителей Татарстана, нравственного состояния общества».
Что писали в газетах того времени
Сочтите, сколько в Казани монастырей и какую они занимают жилплощадь? Казанский женский монастырь — 360 монахинь, Фёдоровский — 40, Ивановский — 30, Зилантовский — 34, Семиозерная пустынь — 40, Раифская — 30, Кизический монастырь — 34.
Если принять во внимание, что в большинстве монастырей монахи живут в просторных и неуплотнённых квартирах, то в целом мы имеем значительную жилплощадь, населённую незначительным количеством тунеядцев, наигрывающих на мистических струнах легковерных людей, жаждующих чудес… В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» — бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия. Горсовет постановил — все монастыри, находящиеся на территории Казани и прилегающих к городу местностей, необходимо изъять… Проживающих в монастырях монахинь и монахов — немедленно выселить.
«Красная Татария», 9 мая 1928 г.
Где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы?
От редакции: Казанская икона Пресвятой Богородицы особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.
В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.
Таинственная старушка
Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме Казани после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:
— Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!
Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.
Великое множество списков
Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы — древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы — свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.
Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.
В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его?
Утрата явленной иконы
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.
Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»
Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи.
«Ватиканская» икона
Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.
В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой»:
«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.
В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.
К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».
Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы… Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси».
Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен праздник 4 ноября в честь Казанской иконы Богородицы. После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.
Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.
Трудно понять, где хранился явленный образ — в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. …икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником»
Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.
Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. Вскоре в Рим приехала делегация из Казани. Кульминацией встречи стала аудиенция мэра татарской столицы Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.
В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.
28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.
Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой». Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку».
«Одигитрия» — значит «путеводительница»
Тайна снова осталась Тайной.
Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда — просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.
В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты».
Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия — путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.
Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской — 31,12х26,49. Размер Казанского образа — 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала — в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.
Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд — признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Исус Христос»), в то время как на ранних образах — двуперстный.
Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.
Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.
Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина — единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них — рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.
Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех — обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?
Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера — это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рожество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение», «Рожество Христово», «Собор Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.
Но самое главное — удивительный взгляд!!! Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца.
Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь».
Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:
Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году. Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.
И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей» упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?
Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно» отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.
При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».
Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга.
Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое — вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши — слышит, имея глаза — видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, — бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем — вслед за Христом!
«В 1950–1952 году послушница игуменьи Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им:
Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами.
При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.
Получается, что злоумышленники похитили не подлинник иконы Казанской Божьей Матери, а список! Возможно, тот самый, который вернулся в Россию под названием Ватиканского.
Как бы то ни было, но по молитвам будет нам и Откровение. Самое главное и самое радостное открытие, которое ждет нас в конце «расследования» Тайны — это укрепление веры! Сказать убедительно точно, где именно хранится явленный Казанский образ Богородицы — невозможно. Но надежда, что список жив, сияет радостью в сердцах многих людей!
В летописи таких близких народов, как русские и татары, много удивительных моментов, забытых или пока плохо изученных, которые показывают и духовное, и «плотское» родство между славянами — предками русских, и булгарами — предками современных татар. Важно! Особенно важно в наши дни — вспомнить добрые примеры из истории, когда близость между этими российскими народами помогала сохранить крепость и независимость нашего государства. Об этом рассказывают и жития святых — Ярославских чудотворцев и Александра Невского. Для этого и явился нам образ Богородицы в Казани. А мы в погоне за временными земными благами до сих пор так и не поняли возвышенный духовный смысл этого Явления!
Не случайно праздник Народного единства установлен именно 4 ноября, когда Церковь вспоминает помощь Казанской Святыни в борьбе против внешних врагов Российского государства! В единстве народов сила нашей страны. А истоки этого единства можно обнаружить с незапамятных времен!
Икона Богоматери «Казанская».
Удивительная и во многом загадочная история иконы Казанской Божией Матери начинается в глубокой древности и доходит до наших дней.
Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери. Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.
На иконе русской Одигитрии мы видим не поясное, а оплечное изображение Богоматери и Младенца Христа, благодаря чему их лики как бы вплотную приближаются к молящимся. Лёгкий поворот головы Богородицы направляет наше внимание на Её Божественного Сына, который маленькой ручкой благословляет Богоматерь, а в её лице – и всех христиан. Мария становится Богоматерью через рождение Иисуса от Святого Духа. Мы видим перед собой не просто мать и дитя. Мы прикасаемся в этот момент к тайне Боговоплощения. Принимая в себя Божественный свет, ибо «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы», Дева Мария достигает высшей степени святости и обретает бессмертие.
Много пережив и испытав на земле, пройдя своим материнским страданием вместе с Сыном путь на Голгофу и разделив Его Голгофу, Богородица и после Своего Успения остаётся рядом с Иисусом Христом. Она предстоит в Божественном мире перед престолом Его Славы, является заступницей всего христианского рода, несёт наши молитвы ко Христу и ходатайствует за нас перед Ним. Между Богом и духовно преображённым человеком устанавливается прочная связь, которую мы видим на богородичных иконах. Явлена она и в иконе Казанской Божией Матери. Скольких людей привела Богоматерь через свой образ к вере! Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события, связанные с этим чудотворным образом.
Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных, томившихся в рабстве. Опустошительные набеги татар на русские приграничные области прекратились. Теперь на этих землях наступает расцвет христианства. Там строятся многочисленные церкви и монастыри. В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот драматический момент и происходит явление иконы казанской Божией Матери.
Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Богоматерь утешает девочку и просит поведать об этом не только близким, но и архиепископу и властям города. Наутро Матрона спешит пересказать сон родителям, но те убиты горем и её не слушают. Сон повторяется снова и снова. Встревоженная мать рассказывает о случившемся епископу, но тот не воспринимает её слова всерьёз. Мать Матроны решается пойти на пепелище вместе с прихожанами и молодым священником церкви святого Николая. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома.
Предполагают, что икона была зарыта в землю ещё во времена владычества татар в Казани, когда православным приходилось скрывать свою веру. Вновь обретённая икона была перенесена в храм. Список, сделанный с этой иконы, был послан царю Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая название Казанской.
После этого события, потрясшего умы и сердца жителей Казани, целые семьи принимали крещение, многие укрепились в своей вере, а многие по вере получили не только духовное, но и физическое прозрение. От иконы произошли многочисленные исцеления слепых людей. В честь чудотворного образа 8 июля был установлен местный праздник, который впоследствии стал отмечаться всей Русской православной Церковью.
Альбом изображений святых икон
10 самых почитаемых религиозных реликвий в мире
Казанская икона Божьей Матери. Казанский Богородицкий монастырь
Добрый день! Сегодня я расскажу еще об одной достопримечательности Казани, которая будет интересна больше для православной части туристов и гостей города. Место это в Казани очень интересное и колоритное. Расскажу я Вам, как добраться до Казанской иконы Божьей матери – чудотворной иконы, которая имеет удивительную, на мой взгляд, историю. Икона находится на данный момент в Богородицком монастыре, недалеко от Казанского Кремля, о котором я писал ранее. Покажу, как добраться и что посмотреть. Итак, поехали!
Покажу я, как добраться до монастыря от Казанского Кремля и от ближайшей остановки (она только одна). Ниже представлен маршрут, как добраться от Казанского кремля до Казанского Богородицкого монастыря, а также как добраться от остановки. Интересно то, что остановка находится прям напротив КГТУ-КАИ, бывшей Казанской императорской гимназии, тоже очень интересном здании, о котором как-нибудь потом напишу. Монастырь сам находится на улице Большая Красная, дом 5.
Итак, маршрут.
Автобусы, на которых можно доехать до остановки, 22, 28, 28а, 52, 83, 89, либо сначала до Казанского Кремля, а потом уже пешком от него (не более 5 минут идти). Как доехать до кремля в Казани я писал ранее.
Монастырь на данный момент только восстанавливается. Поэтому шикарной красоты от него не ждите, предупреждаю сразу. Мало того, что основной храм и колокольню снесли еще в советское время, так даже братские кельи превратили невесть во что. За прошлый век в них располагалась и табачная фабрика, и общежитие для студентов. Сейчас, к сожалению, все стоит в разрушенном состоянии, что я Вам, непременно покажу далее. Теперь немного фотографий и комментарий к ним.
Это главный храм монастыря, где, собственно, и находится на втором этаже Казанская икона Божьей матери. Монастырь этот – мужской. Кстати, соблюдайте дресс-код, когда посещаете такие места. Монахи очень бывают огорчены, что люди туда ходят как на прогулку, хотя место это совсем не простое.
Интересные экскурсии для вас:
Предлагаю нашим гостям съездить в увлекательную и познавательную поездкус посещением двух… 0 9 по договорённости Экскурсия включает посещение действующего Раифского Богородицкого мужского монастыря, самого… 2 9 по договорённости Храм всех религий, также Вселенский храм, Международный культурный центр духовного единения —… 2 3 по договорённости
Вкратце расскажу историю Казанской иконы. На том месте, где сейчас находится монастырь, был еще в XVI веке стрелецкий поселок, где жила семья Онучиных, и была у них дочка, Матрона. И так произошло, что по вине этой семьи сгорело полпоселка: то ли баню не так затопили, то ли что. После этого семью хотели наказать, но десятилетней Матроне ночью пришла Богородица, и сказала место, где лежит икона. Маленькой девочке долго не верили, однако после раскопок все же нашли чудотворный список, после чего семью оставили в покое. Видать, знак, подумали они. На месте нахождения иконы и основался тогда еще Богородицкий девичий монастырь, а Матрона стала первой его настоятельницей. В начале XX века икона была украдена. Вора поймали, но иконы у него не было. По материалам, драгоценности с иконы он продал, а саму её – разрубил на части. Однако через некоторое время выяснилось, что икона была продана. Долгое время она была в частных коллекциях, была в Аргентине, в США, потом у папы Римского, который в 2005 году вернул её. Кстати, взамен в Казани был построен Католический костел на улице Петербургской.
Сейчас восстановлен только один храм, а в планах восстановить весь монастырь в целом.
А это небольшая часовенка. Здесь, по преданию, и нашли Казанскую чудотворную икону. На этом месте ранее был храм, который был разрушен в советский период. Сейчас в планах его восстановление.
А это те братские кельи, о которых я говорил. Именно здесь находилась табачная фабрика и общежитие. Сейчас это место активно восстанавливают. И если раньше можно было увидеть развалины, то сейчас все приводят в человеческий вид. Это радует.
И парочку старых фотографий, хоть иметь малое представление, каким был монастырь.
В конце ноября в жизни православных верующих произошло великое событие. Россию впервые посетила святыня православного мира – Пояс Пресвятой Богородицы. Чтобы приложиться к нему, и получить Божью благодать и исцеление, россияне готовы были стоять в очереди сутками. В города, где останавливалась святыня, люди приезжали из самых отдаленных уголков страны. Между тем, в каждом регионе России, как выяснилось, немало своих почитаемых православных святынь. Казань – не исключение.
Казанская икона Пресвятой Богородицы
Чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Пресвятой Богородицы по праву можно назвать самой главной православной святыней Казани. Вот уже семь лет она хранится на втором этаже Крестовоздвиженской церкви. В исцеляющую силу казанского образа Богородицы веруют представители самых разных религий – поклониться ему приезжают паломники со всего мира: и православные и католики, и мусульмане.
Казанская икона Пресвятой Богородицы уже 7 лет хранится в Крестовоздвиженском храме
Как говорит легенда, исцелять людей икона начала уже с момента обретения в 1579 году, когда с крестным ходом ее переносили в храм святого Николая, а потом – в Благовещенский собор в Кремле. Несколько слепых, следуя за торжественной процессией, тут же получили чудесное исцеление.
Где хранится:
Крестовоздвиженская церковь, ул. Большая Красная, 5
Телефон: (843)292-29-44
Мощи старицы Матроны Московской
В декабре на постоянное пребывание Петропавловскому собору был передан ковчег с частицей мощей блаженной старицы Матроны Московской. Канонизировали ее в 1999 году. Поклониться святыне, попросить помощи и заступничества у святой матушки может каждый желающий. Свой дар исцеления Матрона обрела в детстве. Родилась она слепой, и с восьми лет начала помогать таким же немощным. А в 18 лет у нее отнялись ноги. Еще при жизни к Матронушке приходили тяжелобольные люди, и те, кто хотел получить совет или узнать свое будущее.
Ковчег с частицей мощей блаженной старицы Матроны Московской
Одной из главных святыней храма является чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери. В Казанскую губернию ее привезли из Великого Устюга в начале 17-го века, и долгие годы хранилась в Седмиозерной пустыни. Образ Богородицы дважды спасал казанцев от эпидемии чумы. Икона хранится в алтаре Кафедрального собора и ежедневно выносится в храм для служения молебна.
Чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери
В нижнем храме, построенном в честь Сретения Господня, находится мироточивый список Иверской иконы Божьей Матери.
Где хранятся:
Петропавловский собор, ул. Муссы Джалиля 21
Телефон: (843)292-13-58
Грузинская икона Божией Матери
Главная святыня Раифской пустыни — чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Точнее, это список с образа, который на протяжении четырех веков хранился в Красногорском Богородицком монастыре (обитель располагалась близ поселка Пинега Архангельской области – Прим. Авт.). Первая информация о чудесах исцеления появилась в середине 17-го века, когда икону, после ее покупки в Грузии, перевезли в святую обитель. Чудесным образом тогда исцелился абсолютно глухой и слепой монах. В советские годы храм был разорен, и судьба чудотворной иконы из Пинеги до сих пор остается неизвестной. Списков Грузинской иконы в России много, но только тот, что хранится в Раифе, считается чудотворным. Просят у нее верующие излечения от бесплодия и рака, просят за больных детей.
Грузинская икона Божией Матери
Где хранится:
Раифский Богородицкий мужской монастырь, Зеленодольский район, п. Раифа
Телефон: (84371) 3-47-07
Икона Божией Матери «Всецарица»
Два года назад в храм на постоянное хранение передали великую святыню христианского мира – часть Древа Животворящего Креста Господня. Того самого креста, на котором, по убеждению христиан, был распят Иисус Христос. Напротив ковчега с реликвией установлен кивот со старинной иконой Небесной Покровительницей храма – святой великомученицы Параскевы Пятницы с частицей ее мощей.
Святую Параскеву на Руси называют «бабьей заступницей»
Святую Параскеву на Руси называют «бабьей заступницей». Казанские женщины молятся перед ее образом о благополучии и достатке в доме. Девицы просят у Параскевы Пятницы о скорейшем замужестве. А еще святая исцеляет от самых тяжелых душевных и телесных болезней.
Рядом с храмом, прямо напротив городского онкодиспансера, на пожертвования казанцев построена часовня в честь иконы Божией Матери “Всецарица”. Каждый день перед образом служится молебен с акафистом на исцеление больных раком.
Икона Божией Матери “Всецарица”
Где хранится:
Храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, ул. Большая Красная, д.1/2 Тел.(843)292-28-04
Мощи Святителя Германа Казанского
О здоровье, семейном благополучии и прощении грехов своих просят у раки с частичкой мощей святителя Германа Казанского – основателя Иоанно-Предтеченского монастыря.
Где хранятся:
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, ул. Баумана, 2
Телефон: (843)292-62-76
Икона девяти Кизических мучеников
Свято-Введенский мужской монастырь хранит чудотворный список иконы девяти Кизических мучеников с частичкой их мощей. В советские годы подлинник был утрачен. В своей молитве верующие просят у Кизических мучеников семейного благополучия.
В прошлом столетии в монастырской обители располагался Московский военкомат
За благословением сюда приходят призывники. В прошлом столетии в монастырской обители располагался Московский военкомат. Все, призывники, которые отсюда направлялись на службу в армию, даже в «горячие» точки, возвращались домой живыми.
Еще одна из святынь Кизического монастыря — список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, в народе его именуют «Кизической».
Икона девяти Кизических мучеников
Где хранится:
Свято-Введенский (Кизический) мужской монастырь ул. Декабристов, 98
Телефон: (843)543-97-18
Список Седмиозерной иконы
История пустыни тесно связана с пребыванием в ней преподобного старца Гавриила. Благими делами наместник монастыря прославился еще при жизни. Местные жители приходили к нему с мольбой об исцелении от болезней, а иногда – и за советом. Преподобный старец был духовным наставником Великой княгини Елизаветы Федоровны. Похоронен старец Гавриил в 1915 году в двухэтажном храме во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Поклониться святым мощам можно и по сей день.
В пустынь приезжают помолиться чудотворному списку Седмиозерной иконы. Ее первообраз сейчас хранится в Петропавловском соборе. Рядом с Седмиозерной пустынью находятся два святых источника. Вода в них дает здоровье и силу, а еще, говорят, исцеляет от бесплодия.
Где хранится:
Седмиозерная Богородицкая пустынь, Высокогорский район, поселок Седмиозерка
Икона «Зачатие Пресвятой Богородицы»
Главной святыней собора прихожане считают раку с частью мощей святителя Гурия — первого архиепископа Казанского и Свияжского. Каждый четверг в храме служится молебен.
Но есть в соборе икона, о которой пока мало кому известно в Казани. Это современный список иконы «Зачатие Пресвятой Богородицы». У иконы есть еще одно название — «Целование Иоакима и Анны у златых врат». Иоаким и Анна – это семейная пара, которая жила в Назарете. Детей у них не было. И вот однажды явился мужу во сне ангел с известием, что на склоне лет будет дарован ему ребенок. Иоаким поспешил рассказать о вещем сне своей супруге. Именно этот момент запечатлен на иконе. Кстати, через 9 месяцев после явления ангела во сне, у Иоакима и Анны родилась Мария – будущая мать Иисуса.
— Пока эта икона официально не признана чудотворной, — говорит матушка Марина. — Но у нас уже есть четыре письменных подтверждения тому, что святой образ помогает бездетным семьям обрести счастье. А совсем недавно в храм пришла беременная женщина, которая оставила огромный букет цветов возле иконы.
Икона «Зачатие Пресвятой Богородицы»
Где хранится:
Благовещенский собор Казанского кремля
Святые места: где в Татарстане исцеляются и христиане, и мусульмане?
Как уповать на волю Божью
Православные верующие знают: если в доме случилась беда – нужно пойти в церковь и помолиться. И многие спешат к чудодейственному источнику в надежде исцелиться. Но, как отмечает отец Алексей (Чубаков), настоятель церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, чтобы Бог помог, нужно сначала очистить душу, подавить в своем сердце злобу и искренне попросить прощения за свои грехи.
— Мы не поклоняемся святым местам, но мы верим в их исцеляющую силу, -говорит Нияз хазрат Сабиров, руководитель отдела пропаганды ДУМ РТ. Мусульмане проявляют искреннее уважение и почтение к тем местам, которые связаны с пророками, праведниками, учеными. Они верят, что место, где родился и творил добрые дела человек, может нести в себе чудодейственную силу.
Анисьины грядки
В Высокогорском районе, возле Седьмиозерного монастыря, есть большое поле, на котором растет дикий лук – это место называют Анисьиными грядками. По народным преданиям, здесь до революции 1917 года жила молодая девушка Анисья. Она рано овдовела и решила больше не выходить замуж, а посвятить свою жизнь Богу и богоугодным делам. Здесь, в лесной глуши, она построила маленькую хижину и разбила огород (грядки). Большую часть времени женщина проводила в молитвах и трудах. Выращенными овощами она кормила странников, нищих, больных и пожилых людей.
После смерти Анисьи большевики поспешили уничтожить ее дом. Но спустя некоторое время верующие восстановили часовню и купальню (их сейчас три).
По народным поверьям, Анисьины грядки обладают чудодейственной силой. Сюда приходят те, кто страдают бесплодием. Нужно полежать, а еще лучше — покататься по земле. Считается, что Анисьины грядки излечивают от костных заболеваний.
Анисьины грядки, Фото: www.russianlook.com
Святой ключ
Одно из самых легендарных мест Елабуги — родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Сегодня, как и прежде, источник гостеприимно принимает всех желающих испить родниковой водицы и искупаться. Святой Ключ прославил наш земляк Иван Шишкин, создав полотно «Святой ключ близ Елабуги». В некоторой степени, благодаря живописцу к Святому Ключу никогда «не зарастет народная тропа».
Картина Шишкина «Святой ключ близ Елабуги» Фото: АиФ-Казань
Но вернемся к самому источнику. Знаменитый родник располагается в лесном массиве в Малом Бору (национальный парк «Нижняя Кама»), что в нескольких километрах от Елабуги, в живописной и экологически чистой местности. При спуске к целебному источнику стоит камень с надписью: «Издревле бьет из-под земли родник Святой Ключ Пантелеймона Целителя. Его живительная влага дарит людям целебную силу. Свято чти и передай детям завет предков: не оскверняй святого!»
Источник помогает при различных заболеваниях. Люди приходят на это место, чтобы отпить целебной водицы и заполнить ей бутылки. Прихожане говорят, что вода из Святого Ключа никогда не портится.
Исцеляющие… тапочки
В Лаишевском районе, в селе Большие Кабаны, есть церковь Спаса Преображения. Примечательна она тем, что в ней с XVI века хранится деревянная статуя Иисуса Христа. В этот храм верующие приносят, а те, кто живут далеко — присылают по почте свои тапочки батюшке для того чтобы он надел их на статую Спасителя. Через сутки отец их снимает и отправляет обувь обратно хозяину. Считается, что тапочки после такого ритуала становятся целебными, то есть могут излечить от различных заболеваний: будь то простуда, или боли в суставах, или же сердечные заболевания.
Многие могут удивиться, откуда зародилась такая традиция? На самом деле, все довольно просто. Обычай появился несколько веков назад, когда к Пасхе статую Иисуса Христа переодевали в одежду. А после праздника одеяние отдавали верующим. Тогда люди начали замечать, что вещи приобретают целительные свойства.
Источник прозрения
Из всех русских сел Татарстана больше всего паломников привлекает старинное Аркатово в Пестречинском районе. Там находится храм Смоленской иконы Божьей матери, построенный в XVIII веке. Около него есть ключ, который в народе называют «глазным». Поскольку Смоленская икона Богоматери иначе именуется Одигитрией («Путеводительницей» или, дословно, «Прозрительницей»), то особенно много исцелений от иконы и от святой воды связано с глазными болезнями. В наше время на «глазном» источнике зафиксированы многочисленные случаи исцеления людей, страдающих слабым зрением. Верующие регулярно пьют воду, промывают глаза и через некоторое время зрение восстанавливается.
Действие ключа на себе испытал и друг отца Алексея. У него было слабое зрение, — мужчина всю жизнь проходил в очках. Услышав про источник в Аркатово, он поспешил проверить его чудодейственные свойства. Приехав к роднику, мужчина отпил той водицы, умылся, прочитал молитву и поехал домой. Спустя некоторое время, он начал замечать, что в очках ему плохо видно – все предметы кажутся мутными и нечеткими. Мужчина снял очки, чтобы протереть их от грязи и заметил, что без них он видит намного лучше.
Храм Смоленской иконы Божьей МатериФото: Русская Православная церковь
Мощи святого мученика Авраамия
В Болгаре есть Свято-Авраамиевская церковь, названная так в честь мученика Авраамия, бывшего мусульманина, жившего здесь и принявшему христианство. Тысячи людей ежегодно приезжают в храм, чтобы приложиться к святыне — мощам Авраамия, по молитвам которого совершаются чудесные исцеления и разрешаются жизненные проблемы. Кстати, в эту церковь приходят не только православные христиане, но и мусульмане. Говорят, святой помогает всем, кто просит его о помощи. Авраамию Болгарскому молятся о покровительстве и успехе в торговле, личном предпринимательстве, ведь при жизни Авраамий был знатным купцом. Также рассказывают о чудодейственных исцелениях детей и лечении бесплодия.
Свято-Авраамиевская церковь, Фото: Православное Закамье
Целительная вода
В микрорайоне Борисково, на берегу озера Кабан в Казани, располагается мечеть «Шамиль». Один раз в неделю, по средам, здесь проходит исцеление молитвой. Происходит это так: в мечети перед верующими имам ставит ведро с водой, над которым они читают Коран. Далее мусульмане должны выпить этой воды для исцеления. По словам людей, такой обряд помогает при душевных страданиях, стрессах, переживаниях.
Источник, возникший от посоха
В Болгаре, на берегу Волги, в устье Иерусалимского оврага, есть колодец, который называют «Габдрахман сахабэ коесы» («Колодец сахабы Габдрахмана»). Его возникновение связано с древней и красивой легендой. Говорят, что пророк Мухаммед отправил своих троих сподвижников — сахабов Зубаира бен Тальке, Зубаира бен Жадга и Габдрахмана в Булгарию для распространения ислама, вручив им для этого чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцеляли многих больных. В то время у булгарского хана Айдара тяжело болела 20-летняя дочь Туйбике. Айдар-хан пригласил трех врачей к себе и попросил помочь его дочери. Осмотрев больную, сахабы сказали, что для лечения нужен березовый веник. Но не простой, а из березы, выросшей из посоха. Прочитав молитву, сахаб Габдрахман воткнул посох в землю и оттуда потекла вода, а затем прямо на глазах выросла береза. С помощью этой воды и веника сахабы вылечили дочь хана. Сподвижники Мухаммеда обратились к хану и его дочери с просьбой принять исламскую веру.
Мусульмане посещают колодец «Габдрахман сахабэ коесы» для исцеления от разных заболеваний. Святая вода помогает как восстановить здоровье в целом, так и поддержать хорошее самочувствие.
Источник молодости и красоты
В двух часах езды от Казани, в Алексеевском районе, находится место, одинаково почитаемое и христианами, и мусульманами — Святой ключ. Вот уже не одну сотню лет не иссякает поток паломников к этому овеянному легендами древнему святилищу близ современного села Билярск.
Температура воды в источнике в течение года всегда одинакова: плюс шесть градусов. Тем не менее, люди не только пьют эту воду, но и умываются ею.
Старожилы помнят, как в советские годы, периода массовой антирелигиозной пропаганды, чиновники неоднократно пытались пресечь паломничество к святому ключу. Источник несколько раз засыпали, но он вновь и вновь выбивался из-под земли. Затем пробовали устанавливать ульи с пчелами, надеясь отпугнуть страждущих. Но все пчелы передохли…
С этим родником связано множество легенд. Люди называют Святой Ключ – источником молодости. Рассказывают, как однажды к Святому Ключу подошла супружеская пара средних лет. Муж, умывшись первым, обернулся к жене, и та в изумлении вскликнула, увидев перед собой помолодевшего супруга.
Один человек поведал, как его родственник привез к роднику жену с больными ногами, которая не могла передвигаться самостоятельно. Оказавшись у источника, она неожиданно встала к радости обоих!
Святой ключ, Билярск, Фото: Скриншот с сайта vk.com