Содержание
- byzantine_way
- Римские катакомбы
- Искусство христианских катакомб
- ПОДЗЕМНЫЙ РИМ
- АППИЕВА ДОРОГА (VIA APPIA ANTICA)
- ЦЕРКОВЬ «QUO VADIS?»
- КАТАКОМБЫ СВЯТОГО КАЛЛИСТА (CATACOMBE DI SAN CALLISTO)
- КАТАКОМБЫ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА (CATACOMBE DI SAN SEBASTIANO)
- БАЗИЛИКА СВЯТОГО КЛИМЕНТА (BASILICA DI SAN CLEMENTE)
- Подземный Рим: Аппиева дорога
- Базилика св. Климента
- Катакомбы Присциллы
- Катакомбы святой Агнии
- Катакомбы св. Домициллы
- Катакомбы св. Теклы
- Подземный Рим: катакомбы Претестато
- Катакомбы Вилла Торлония
- Римские дома в недрах холма Целий
- Подземный Рим и катакомбы с римским парнем
- Официальный туристический сайт Италии
- Рим подземный
- История католической церкви — History of the Catholic Church
byzantine_way
Это христианизированные изображения языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару, иногда в окружении зверей во фригийской шапке и восточном одеянии. Значения других языческих персонажей (Гелиос, Геракл) также были переосмыслены.
Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III—IV векам. Возникновение и распространение данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, одетый в тунику. Иногда он стоит опершись на посох, а также в окружении овец и пальм.
Часто встречающееся изображение в катакомбной живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения. Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.
При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа, облачённого в тогу. Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ.
Такие изображения отличаются от античной традиции: лик Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба.
Оранта с ребёнком (первая половина IV века) находится в кубикуле della Madonna orante в coemeterium Maius, точно не известно, изображена ли здесь Богородица.
Оранта в «кубикуле пяти святых» в катакомбе св. Каллиста. Рядом с женской фигурой Dionysas расположена мужская под именем Nemesius, к обоим именам добавлено in pace. Здесь умершие изображены в виде Орант в райском саду среди цветов и птиц.
Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения, вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама, искупившего своей смертью Первородный грех.
Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.
Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе, в которых он сравнил себя с Ионой (Мф.12:38-40).
Появление таких изображений относят к IV веку, что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично).Tags: Православное христианство
Римские катакомбы
Впоследствии, в окрестностях Рима, катакомб было открыто несколько десятков. Говорят, общая длина их коридоров составляет более 500 километров. Cамые древние датируются 107 годом, а вовсе не первым веком, как думают доверчивые читатели романа Сенкевича «Камо грядеши».
Христиан в Риме хоть и не жаловали, но репрессиям подвергали с большими перерывами. Иногда их на долгие годы оставляли в покое, потом вдруг снова хватали, сажали в тюрьмы, пытали, казнили. Потом опять все на несколько лет стихало.
Римские катакомбы — античные подземные захоронения.
Фото peet-astn
Император Троян на вопрос правителя Вифании Плиния Младшего как поступать с христианами, ответил, что разыскивать их и следить за ними не надо, но если на них донесут — наказывать. Так что меру гонений и их продолжительность часто определяли характер и личные убеждения правителей провинций. Бывало, что в Риме христиане жили спокойно, а в Африке или Галии их жестоко преследовали, и наоборот. Иногда, спасаясь от преследований, они бежали из одной провинции в другую, иногда скрывались в катакомбах.
Катакомбы святой Домитиллы в Риме
После смерти императора Валериана I христиан в Риме больше двадцати лет никто не трогал, и у них было время обустроить жизнь своей общины. Город был разделен на 46 приходов, каждый со своей церковью, священником, диаконом и клиром. Они помогали бедным, посещали больных, поучали новообращенных, собирали на все это деньги. Язычники приходили послушать проповеди, участвовали в открытой для них части богослужений. Но все это было возможно лишь потому, что большинство церквей находилось в частных домах богатых людей.
Гробница святой Присциллы в Риме
Как умудрялись христиане собираться для молитвы, не вызывая подозрений? Да просто, по обычаю, богатые римляне по утрам принимали посетителей — клиентов, вестников с письмами из провинций, торговцев невольниками, вольноотпущенных, друзей. Все они свободно заходили во внутренний двор, кто-то шел во внутренние комнаты, кто-то, передав то, что ему было нужно, слугам, уходил, не повидав хозяина. Так что входить поутру в дом и выходить из него, можно было не возбуждая подозрения и любопытства.
Катакомбы же поначалу были в основном местом погребения. А поскольку для римлян почитание усопших было священным, они отдавали христианам тела казненных собратьев и не мешали хоронить их в запутанных многоуровневых подземных галереях, образовавшихся на месте старых каменоломен и карьеров.
Катакомбы святой Присциллы в Риме
«Всякий делает принадлежащее ему место священным, принося туда своих мертвых», — гласил римский закон. Катакомбы были известны магистратам и полиции и должны были строиться по определенным правилам: было запрещено вести работы выше уровня земли, так что, когда катакомба наполнялась, прорубали ступени на более низкий уровень и начинали строить галерею ниже. Некоторые катакомбы насчитывают шесть уровней.
Умерших христиан клали в выдолбленные в камне одну над другой ниши — без гробов, просто завернув их тела в чистый холст, пропитанный ароматическими составами — и закрывали мраморными плитами или кирпичами, на которых иногда писали имя покойного, а иногда изображали один из христианских символов: якорь, рыбу, голубя, агнца, льва, оливковую ветвь, лилию, виноградную лозу, корзину с хлебом…
В таких прямоугольных нишах хранились останки большинства усопших
Узкие коридоры изредка расширялись, образуя круглые или квадратные залы, где в годовщину смерти собирались помолиться о милости Божьей к усопшим, почитать священные книги и пропеть гимны в честь в Бозе почивших. Там возникало ощущение единства Церкви, в которой живые молятся за умерших, а те помогают живущим своим заступничеством. Отсюда традиция совершать литургию на мощах святых, частицы которых потом стали зашивать в особые платы — антиминсы.
Бывали и трагические эксцессы. Так в начале 80-х годов III-го века император Нумериан велел засыпать вход в одну из каменоломен в тот момент, когда там собрались верующие. Когда после прекращения гонений вход отрыли, в подземелье нашли трупы мужчин, женщин и детей, а рядом — чаши, приготовленные для причастия…
Катакомбы святой Присциллы
Фрагмент росписи
К IV веку хоронить в катакомбах перестали. Последним погребенным в них римским епископом стал папа Мельхиад. Его преемника Сильвестра похоронили уже в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите.
Вслед за паломниками в подземелья потянулись грабители, и чтобы уберечь останки святых от осквернения, их стали переносить в городские церкви. Папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых. При папе Пасхалии I из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. С конца IX века паломничество в римские катакомбы практически прекратилось, и на 700 с лишним лет о них забыли.
Статуя святой Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году в катакомбах святого Каллиста (Сан-Каллисто)
Первым в XVI веке ими заинтересовался папский библиотекарь Онуфрий Панвинио: он исследовал раннехристианские и средневековые источники и составил список 43 римских захоронений. Его книга вышла в 1568 году.
А уж потом изучением катакомб занялся Антонио Босио, описавший результаты своих трудов в трехтомном сочинении «Подземный Рим» (Roma sotterranea). Но открытые им подземелье вскоре снова погребло под завалом, и в следующий раз археологи раскопали их лишь в 1921 году.
На заставке: Кубикулы (дословно покой) небольшие камеры расположенные по сторонам основных ходов
Искусство христианских катакомб
Самые ранние создания живописи, возникшие еще в границах нехристианского государства, одновременно и параллельно с языческим искусством, — это росписи в катакомбах (II-IV вв.). Основная часть этих фресок сделана в III в., т.е. современна кризисному позднеантичному искусству. Многие образы здесь исполнены экзальтации, однако, это не трагическая напряженность их языческих современников, а экстаз сильной и неотступной веры.
Катакомбы или подземелья, вырытые для погребения мертвых и отправления богослужения во временя гонений. Их найдено в различных местах очень много — в Риме и его окрестностях до 60; во Франции; в Кёльне, в Эфесе, в Африке, на Кипре, в Сирии, Палестине, Египте. Не все они имеют одинаковую ценность и, главное, одинаковую научную важность. Наиболее богаты содержанием и лучше всего исследованы катакомбы римские.
Наряду с прямыми изображениями имел особое распространение и играл особую роль язык символов, что было вызвано необходимостью выразить средствами искусства истины, не подлежащие прямому изображению. Кроме того, скрывать от оглашенных до определенного времени некоторые истины было правилом. И, наконец, отношения между Церковью и окружающим ее миром также требовали своего рода условного языка. Символ — это лишь намек на христианскую истину. Мысль явлена здесь не во всей полноте и ясности, а лишь в одной, более или менее характерной черте, выраженной в простой форме. Христианство явилось на Востоке, где образы и символы идут неразрывно с процессом мышления, поэтому Спаситель, применяясь к восточному складу мышления, пользовался формой притчей и подобий, также апостолы.
То есть в катакомбах сложился целый, допольно обширный цикл символических изображений. Так,якорь — символ христианской надежды, один из наиболее распространенных. Указание на него можно найти, прежде всего, в Послании к Евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю. Голубь из евангельского рассказа о крещении Иисуса — симов Святого Духа Иисуса (например, в катакомбах Люцины), голубь с веткой в клюве — символ мира, подобно голубю Ноя, голубь с виноградной кистью — христианская душа, вкушающая от небесных благ. Реже встречающийся феникс(миланские катакомбы) — символ Воскресения, павлин — символ бессмертия, т.к., по мнению древних, тело его не подвергается разложению, петух — символ Воскресения, своим пением пробуждает ото сна и, по Пруденцию, переносит мысль христианина к Страшному Суду. В соединении с изображением Петра, что часто встречается на саркофагах, он имеет историческое значение, так как указывает на отречение Петра.
Один из наиболее распространенных символов — рыба. В нем неоднократное использование образа рыбы и рыбной ловли Самим Спасителем. Царствие Божие уподобляется Им сети, полной всякого рода рыбой. Образы рыбака и рыбы, как символы проповедника и обращенного тоже вполне понятны. Широкое распространение имело и др. основание — значение пяти букв, из которых состоит греческое слово «рыба» — Ichthus, которое христиане воспринимали как аббревиатуру -Иисус Христот Сын Божий Спаситель. Итак, первое и основное значение рыбы — это сам Христос, «небесная рыба» , по выражению некоторых других авторов. Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окруженной маленькими в прямой аналогии со словами Тертуллиана — «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим Ichthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде». Так символика рыбы связана с символикой и с таинством Крещения.
Другим чрезвычайно распространенным символическим изображением Спасителя был агнец, долго заменяющий прямой образ Спасителя, Его ветхозаветный прообраз. Будучи символом, прежде всего, Самого Христа, он распространялся и на христиан вообще, и в первую очередь на апостолов. Агнец изображается в виде: 1) без всего или с сосудом для молока (Христос и Евхаристия); 2) на горе (Церквовь), из которой вытекает 4 ручья, символизирующие 4 райские реки, впоследствии 4-х евангилистов, агнец на горе — глава Церкви Иисус, два агнца, пьющие воду — две души, жаждущие воды живой, а также указывали на Церквоь израильскую и Церковь язычников.
Чисто декоративная, на первый взгляд виноградная лоза, имеет скрытый смысл, причем двойной — экклезиологический и сакраментальный. Лоза и ее ветви указывают на Христа и Его Церковь; чаще встречающаяся лоза с гроздьями винограда указывает христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. Люди или клюющие гроздья птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми. В Ветхом Завете лоза была символом земли обетованной, в Новом Завете она также служит символом рая, земли обетованной тем, кто причащается Телу и Крови Христовым.
Следует отметить фигуру льва как символа силы и могущества, орла — юности, змея — символа зла, в частности, дьявола, оленя — символа апостола, или кающегося, или святого, пальму — символ победы, оливковую ветвь — вечного мира, лилию — символ чистоты, венок — победы над смертью и дьяволом. К знаковым символам можно отнести монограмму Христа, который в одних случаях обрамляеют венцом, как напоминание о терновом венце Спасителя, в другом дополнительно включают буквы альфа и омега, согласно Его словам из Евангелия Иоанна — «Аз есть альфа и омега, начало и конец миру».
В аллегорических изображениях, где даны не отдельные простые знаки, а разворачиваются целые, иногда довольно сложные сцены, творчество более обширное, чем в символе и более определенные в своей идее, по которой узнаются даже некоторые детали евангельской притчи. Здесь и виноградная лоза, и сеятель, но наиболее любопытны и сложны притчи о Десяти девах и Добром пастыре. Первое неполное изображение Десяти дев в катакомбах Агнии III в., более полное и ясное в катакомбах Кириака IV в. — в середине Христос с бородой в нимбе, одесную пять мудрых дев в туниках, ошуюю пять неразумных дев с погашеныи и опущенными вниз факелами. Этот памятник показывает, что в IV в. уже было допольно распространено изъяснение жениха притчи в смысле Иисуса Христа, ясно выраженное в толкованиях Иоанна Златоуста.
В цикле изображений библейских событий один из важнейших сюжетов — Ной в ковчеге, излюбленным сюжетом становится «Воскрешение Лазаря», что связано с верой в воскресение мертвых. С темой мученичества и жертвенного подвига и спасения связана Ветхозаветная сцена «Три отрока в пещи огненной». «Тайная вечеря» намекала на таинство причастия и являлась священным прообразом «трапез любви», на которой собиралась ранняя христианская община.
Формируется «прообразовательная» символика — предсказание явлений и событий Ветхого Завета и Нового Завета, которое получит широкое развитие в искусстве средневековья. Так, пророк Даниил во рву со львом является прообразом Христа, его искупительной жертвы и вознесения. На то же указывает история пророка Ионы, чудесно спасенного из утробй кита. Кроме этого в катакомбах появляется множество отдельных изображений, носящих характер атрибута, знака, иногда емкого символа.
В изображении Спасителя три главных момента: символические изображения, прямые в античном типе и изображения византийского типа. В Добром пастыре, Агнце и Орфее и т.д. не сам Христос как историческое лицо, а лишь намек на него. Подобное разнообразие, но не очень резкое, в прямых изображениях Спасителя — Спаситель, воскрешающий Лазаря, Умножающего хлебы… Но есть и др., где Он — молодой человек, без бороды, с короткими или длинными волосами. В плаще, с жезлом или свитком в руке, с мягкими, симпатичными чертами лица и стройным телосложением. Такой тип держится до середины IV века. Это скорее фигура античного героя. Этот тип — не рабская копия с существующих языческих образцов, а свободное идеальное создание христианского художника. В IV в. начинает складываться поворот к византийскому типу — лицо приобретает строгий и выразительный характер, волосы длинные со срединным пробором, появляется борода, иногда разделенная на две части, крестчатый нимб украшает Его голову. Это тип иератический, без существенных изменений в восточной церкви до нынешнего впремение. Древнейший такой образец открыл Бозио на таблетке из слоновой кости IV в. (Ватиканский музей). К тому же времени относятся изображения на саркофагах Латтеранского музея, открытых Боттари, в катакомбахДомициллы (V-VI вв) и в катакомбахПонтиана.
Изображения Богоматери многочисленны. Наиболее древнее из дошедших до нас в сценах Поклонения волхвов (катакомбы Маркелина и Петра, III в), Благовещении (катакомба Пресциллы, I-II в) и в сценеРождества Христова (катакомба Св. Севастиана, IV в.) В БлаговещеньеБогоматерь представлена сидящей, с покрытой головой, в обычном костюме римской женщины, скромное лицо, черты правильные, несколько задумчива и сосредоточена. На руках Ее Младенец с обращенным к зрителю лицом, без одеяния. Следующая ступень — Богородица в Поклонении волхвов. Она с непокрытой головой, в тунике, обеими руками придерживает Младенца, также одетого в тунику. Здесь скорее вцена церемониальная в отличие от первой (скорее семейная), Она на троне в торжественной обстановке. Первые попытки к установке иератического типа Богоматери. Следующий шаг — Богоматерь в катакомбах Агнии — поясное изображение в виде молодой красивой женщины, руки простерты, в недрах Младенец Иисус. Часто изображается в виде Оранты.
Наряду с изображениями, прямыми и символическими, Спасителя и Богоматери мы видим изображения апостолов, пророков, мучеников, а также образы ангелов. В искусстве катакомб мы находим не только основной принцип церковного искусства, но и общие черты его внешнего вида. Беспристрастная наука, основываясь на фактах, что уже с первых веков в катакомбах появляется новый стиль искусства, свойственный христианству, то есть носящий те основные черты, которые присущи искусству Церкви. Это искусство прежде всего передает учение Церкви и соответствует священным текстам. В соответствии с этим, его цель — не в отражении повседневной жизни, а в ее осмыслении, не в том, чтобы выразить ее проблематику, а дать на нее евангельский ответ. Нигде в катакомбах мы не увиим изображения бытового или психологического содержания. Также в катакомбах не найдено ни одной сцены мучений, так же как не описываются они в писаниях великих святых этого времени. Только много позже, когда прекратились гонения, стали иногда изображать сцены мучений.
Фрески христианского храма в Дура Европос III в.отличаются восточным характером, который по описанию А. Грабаря языческого храма того же города, отличается такими свойствами как сокращенное пространство, плоские фигуры с резко прочерченным контуром, без объема и веса. Это экспрессивное искусство, «не претендующее на подражание оптически видимому миру или на иллюзорное представление действительности». Эти черты были также широко использованы христианством. Некоторые другие памятники и указания позволяют предполагать, что христианское искусвтво было не менее развито в восточной части Римской империи, чем на Западе.
ПОДЗЕМНЫЙ РИМ
Удивительное явление, свойственное Риму – это скрытый “Вечный город”, замурованный под землей со времен Римской империи. Бесчисленное количество зданий и базилик города построены на фундаменте дворцов и храмов Древнего Рима. Когда здания буквально уходили под землю, поглощались культурным слоем и разрушались (в результате пожара или землетрясения, или каких-либо природных катаклизмов), сверху строили новые, не уничтожая их. Отчасти поэтому сегодня мы имеем так много примеров городской архитектуры и живописи первых веков цивилизации и христианства, спрятанных, словно заботливо прикрытых от непогоды и сильного ветра, более новыми постройками.
Королеву дорог, древнюю Аппиеву дорогу, из-за многочисленных античных строений и захоронений, тянущихся вдоль нее, называют самым длинным музеем мира. Здесь вы сможете посетить одни из самых известных и значимых катакомб Рима — катакомбы Св. Себастьяна и Св. Каллиста. Рекомендуем начать с посещения катакомб Св. Каллиста, до которых можно добраться от станции метро Circo Massimo (metro B) или Piramide на автобусе 118 прямо до остановки Catacombe S.Callisto. Катакомбы Св. Себастьяна, как и многие другие достопримечательности, находятся в пешеходной доступности от катакомб Св. Каллиста. Ориентироваться здесь очень легко, поскольку вдоль древней римской дороги везде стоят указатели. А если не хочется уезжать из центра Рима, то недалеко от Колизея откройте для себя подземелье базилики Св. Климента. Расскажем обо всем этом подробнее.
АППИЕВА ДОРОГА (VIA APPIA ANTICA)
Это была самая значимая из общественных дорог Древнего Рима. Заложенная еще в 312 году до н.э. Аппием Клавдием Цеке, она вела из Рима в Капую, а позднее – в Бриндизи (город в регионе Апулия). Первый участок дороги – до Капуи, протяженностью 195 км, – был построен для военных целей, в помощь римлянам против самнитов. Строители выровняли возвышенные места и засыпали овраги и впадины, чтобы римские легионеры могли беспрепятственно и быстро передвигаться. Позднее Аппиева дорога стала важнейшей магистралью для торговли товарами и рабами с востока. В 71 году до н.э., после подавления восстания Спартака, вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима были распяты более 6000 пленных рабов. По ее сторонам возводились монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений использовались земли, прилегающие к крупным дорогам, ведущим из Рима.
Вдоль Аппиевой дороги сегодня расположено множество интересных памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на античных руинах, ренессансные и барочные постройки. До сих пор Аппиева дорога вымощена древними массивными камнями, по которым можно прогуливаться. Самые известные катакомбы вдоль Аппиевой дороги — это катакомбы Св. Каллиста, Св. Себастьана и Св. Домициллы. Рим окружен еще очень хорошо сохранившейся до наших дней крепостной стеной, возведенной в 271-275 годах при императоре Аврелиане.
ЦЕРКОВЬ «QUO VADIS?»
В здании ворот Св. Себастьяна, откуда начинается самая примечательная часть Аппиевой дороги, ныне действует музей Аврелиановых стен. Недалеко от ворот Св. Себастьяна находится церковь «Камо глядеши?» («Quo Vadis?», Via Appia Antica, 51). По легенде, именно на этом месте апостол Петр, спасающийся бегством от гнева Нерона, встретил Иисуса Христа и спросил его: «Господи, куда путь держишь?», на что Иисус ответил: «Я иду в Рим, чтобы быть распятым второй раз!». Устыдившись своего бегства, Петр возвратился обратно в Рим, чтобы достойно принять мученичество. На месте их встречи и была построена церковь.
КАТАКОМБЫ СВЯТОГО КАЛЛИСТА (CATACOMBE DI SAN CALLISTO)
Катакомбы Св. Каллиста — это один из наиболее известных исторических и религиозных памятников Рима. Среди всех подземных кладбищ эти катакомбы Рима самые посещаемые. Тоннели и галереи, расположенные на четырех уровнях, представляют собой запутанный лабиринт. Здесь находятся бесчисленные саркофаги, склепы, кубикулы, украшенные эпитафиями и резьбой, фрагменты старинных масляных ламп и ваз.
История катакомб Св. Каллиста насчитывает почти 2000 лет. Необычные подземные пещеры, как полагают, служили местом частных христианских захоронений. Обустройством и расширением катакомб занимался в конце II века диакон Каллист, провозглашенный впоследствии римским папой. В честь него и были названы эти подземные лабиринты, где стало традицией хоронить первых христиан. На протяжении всей истории здесь были погребены более 50 мучеников и 16 римских пап, что делает его одним из самых важных христианских кладбищ. Катакомбы были обнаружены итальянским археологом Джованни Баттиста в 1854 году, который назвал их «маленьким Ватиканом – центральным памятником всех христианских кладбищ».
Размеры катакомб Св. Каллиста впечатляют – тоннельный комплекс простирается почти на 19 километров и состоит из 4 уровней. Самый глубокий из них пролегает на глубине почти 20 метров. Из внутренних помещений особо примечательны Крипта пап и склеп Св. Цецилии, покровительницы духовной музыки. На стенах галерей посетители могут увидеть древние фрески, скульптуры и другие ценные артефакты.
КАТАКОМБЫ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА (CATACOMBE DI SAN SEBASTIANO)
Другие главные катакомбы Рима -катакомбы Св. Себастьяна. Когда именно они были построены, историки затрудняются сказать. Единственное, что известно наверняка – это то, что они появились намного раньше одноименной базилики. Подземные галереи использовались в качестве кладбища для христиан, а также как место проведения тайных религиозных собраний в худшие времена гонений на христианство.
Изящная базилика, возведенная в IV веке, официально называется «San Sebastiano fuori le mura», что в переводе означает «Сан-Себастьяно вне стен». Это означает, что церковь была построена за пределами города. Базилика посвящена одному из самых почитаемых в католической религии мученику — святому Себастьяну, жившему в III веке н.э. Первоначально храм был известен как Базилика Апостолов. Согласно легенде, на этом месте находились мощи апостолов Петра и Павла, которые позже были перенесены в другие церкви. Прах Св. Себастьяна по-прежнему хранится здесь, внутри базилики.
Катакомбы Св. Себастьяна всегда были самыми доступными из многочисленных подземных кладбищ Вечного города. По этой причине они сохранились немного хуже, чем остальные. И тем не менее, посетители смогут увидеть подземные туннели общей протяженностью около 11 километров. Стены катакомб украшают древние мозаики, граффити, настенные росписи. Хорошо сохранились фрески христианской тематики: Оранта (молящаяся Богоматерь), Иисус в яслях, Моисей, цикл фресок о пророке Ионе. Также в туннелях катакомб находятся старые христианские склепы и саркофаги. В одной из галерей стоит небольшой подпольный алтарь, который использовался во время проведения богослужений.
Один из приделов базилики Св.Себастьяна заслуживает особого внимания — это часовня со святыми реликвиями. Здесь хранится стрела, поразившая святого, и часть колонны, к которой он был привязан во время пыток. В базилике также установлен бюст мученика, предположительно изваянный знаменитым итальянским художником эпохи Возрождения Джованни Лоренцо Бернини. Базилика Св. Себастьяна является одной из семи церквей Рима, которые обязательно посещают все католические паломники.
БАЗИЛИКА СВЯТОГО КЛИМЕНТА (BASILICA DI SAN CLEMENTE)
В десяти минутах ходьбы от Колизея, на Виа Лабикана (Via Labicana), находится старинная базилика Св. Климента (Basilica di San Clemente). Скромная внешним фасадом, она настоящее сокровище изнутри, слоеный пирог из эпох и стилей. Здание построено на месте двух еще более древних храмов, раннехристианского (IV век) и языческого (III век). Самый ранний храм был возведен на руинах домов, уничтоженных Нероновым пожаром, — это две постройки I века нашей эры.
Осмотрев верхний уровень – средневековую базилику, богато украшенную византийской апсидальной мозаикой XII века, — вы спускаетесь по каменной лестнице в сырое темное подземелье, где можно увидеть удивительные фрески первых христиан и послушать шум подземных рек. Здание, построенное на руинах пожарища в I в. н.э., предположительно принадлежало консулу Титу Флавию Клементу, родственнику правящей императорской династии Флавиев. Предание утверждает, что Клемент (не путать со Св. Климентом) был первым христианским сенатором и мучеником — император Домициан казнил его за симпатии к христианским обрядам. По одной из версий, в частном доме консула могли проводиться христианские богослужения, которыми заправлял Св. Климент, римский епископ и один из первых римских пап после апостола Петра.
На самом нижнем уровне базилики находится митрей – святилище бога Митры. Здесь вы увидите уникальный алтарь с изображением языческого божества, пронзающего кинжалом быка.
Под оживленными улицами итальянской столицы скрывается тайна, которую никак нельзя назвать малоинтересной – подземный Рим. Регулярные пожары и землетрясения стали причиной его исчезновения с поля зрения большинства, а на старом фундаменте были построены новые здания.
В итоге получился своеобразный пирог, слои которого включают в себя ряд цивилизаций и эпох. Если переходить к цифрам, то современный Рим от древности отделен порядка 19 метрами. Специально для заинтересованных этой темой разработана отдельная программа экскурсий, благодаря которым можно разгадать тайны прошлого.
Подземный Рим: Аппиева дорога
Суммарно подземный Рим включает в себя порядка шести десятков подземелий. Большая их часть сосредоточена вдоль самой значимой из античных дорог Рима – Аппиевой. Изначально создание было обусловлено только стратегическими задачами, но со временем она стала торговым путем, используемым для транспортировки рабов. После ликвидации восстания Спартака дорога выглядела ужасающе. Кресты с распятыми на них рабами – зрелище не для слабонервных. В общей сложности их было не менее шестидесяти тысяч. Сейчас Аппиеву дорогу принято считать самым длинным музеем на планете. Работы по ее созданию начались в 312-м до н.э.
Лабиринтам улиц, согласно исходной задумке, отводилась роль места захоронения язычников. Ниши прямоугольной формы для складирования тел в стенах – наглядное тому подтверждение. Самыми известными катакомбами Рима на сегодня являются подземелья Себастьяна и Каллисто.
Катакомбы св. Каллисто
Подземный Рим в виде четырехуровневого комплекса, усеянного тоннелями и галереями. Катакомбы растянулись почти на 19 км, а их возраст – порядка 2 тысячи лет. Нижний уровень расположен на глубине 20 м, на стенах древние фрески в неплохом состоянии. Диакон Каллисто, ставший со временем понтификом, подарил свое имя этому месту. Многие годы он расширял и обустраивал катакомбы.Здесь можно найти захоронения людей, которые одними из первых выбрали христианство. Стандартный билет оценивается в 8 евро, льготный – на 3 дешевле.
Решившим увидеть подземный Рим поможет метро. Необходимая линия – В, можно выйти на Circo Massimo или Piramide. Далее потребуется автобус под номером 118, который довезет до станции у катакомб святого Каллисто. Достопримечательность открыта в любой день с 9 до 12 часов, а также с 14 до 17 часов. Единственным исключением являются праздники: Пасха, Рождество и 1 января.
Катакомбы св. Себастьяна
Помимо захоронений, которыми располагает подземный Рим в многочисленных катакомбах, место имело и другое предназначение. Здесь частенько встречались христиане для обсуждения важных вопросов и проведения обрядов. Стены катакомб украшены фресками. В Sancti Sebastiani extra muros содержится прах св. Себастьяна. Кроме того, есть стрела, поразившая его. Подземный Рим в данной части города составляет в длину почти 11 км. Стандартный билет оценивается в 8 евро, льготный – на 3 дешевле.
Sancti Sebastiani extra muros
Добраться сюда легко на своих двоих от катакомб святого Себастьяна, дойдя до Виа Аппиа Антика 136. Посетить это место разрешается в любой день, кроме Рождества и первого дня нового года. Время для визита – с 10 до 17 часов.
Базилика св. Климента
Древнейший римский храм – находка для туристов, увлеченных историей. Basilica di SanClemente в Риме уникальна с конструктивной точки зрения, ведь она является многоуровневой. Под базиликой удалось найти пару других храмов, возраст которых еще больше. Один из них был создан в IV столетии, когда христианство только-только распространялось по Европе. Другой построили язычники около III века. В результате раскопок были обнаружены элементы домов, уничтоженных во время великого пожара Рима.
Средневековая базилика с украшением в виде византийской мозаики – самый верхний уровень. Углубившись в подземный Рим, можно обнаружить помещение, которое в свое время украшалось благодаря первым христианам. Объект, построенный после великого пожара, был собственностью родственника императора (династия Флавиев). Тит Флавий Климент поплатился жизнью за симпатию к христианству.
На нижнем уровне расположено святилище в честь Митры. Сейчас любой желающий может побывать на территории бывшего алтаря, украшенного изображением языческого божества с кинжалом, пронизывающим быка.
Стандартный билет оценивается в 5 евро, льготный – всего 3,5. Попасть в базилику можно с понедельника по субботу. Вход открывается в 9 утра, перерыв назначен на 12.30. Базилика также доступна для посетителей с 15 до 18 часов.
Катакомбы Присциллы
Римские катакомбы, растянувшиеся примерно на 13 км. Возраст составляет порядка 1800 лет. Здесь два уровня в виде лабиринтов. Название объект получил в честь римлянки Присциллы. Прежде землями нынешней достопримечательности подземного Рима владело семейство консула Акилия Глабрия, откуда родом и сама Присцилла. Когда христианство в Вечном городе активно развивалось, катакомбы применяли в качестве места для захоронений. Как и в других подземельях Рима, здесь проделывались углубления прямоугольной формы.
По мнению некоторых источников, здесь и захоронена Присцилла, а также многие другие убитые по религиозным мотивам. Все они погибли по причине следования христианской идеологии. Прежде церковь подлежала гонениям, а потому молитвенные места зачастую устраивались именно в подземельях. Для участков, где совершались молитвы, использовали соответствующие рисунки. В V веке христианство стало государственной религией, а потому катакомбы утратили прежнюю значимость. Во вновь возводимые базилики, музеи и церкви были перенесены останки усопших, рельефы, скульптуры и саркофаги.
Сейчас одна из ниш располагает греческой капеллой, украшенной обликом Девы Марии с маленьким Иисусом на коленях.
Добраться сюда можно от станций Барберини, Термини, Пьяцца Венеция или Ларго Аргентина. До остановки Пьяцца Крати следуют автобусы под номерами 63, 86, 92 и 310.
Подземный Рим в этой части города можно увидеть в любой день с 08:30 до полудня, а также с 14:30 до пяти вечера.
Катакомбы святой Агнии
Найти подземный Рим можно под базиликой в честь святой Агнии – мученицы, причисленной некогда к лику святых. Внутри строения находятся ее мощи. Стоит заметить, что объект был возведен над катакомбами еще в IV веке. Решение о появлении базилики приняла дочь правящего тогда императора Константина. Прежде св. Агнесса была захоронена в подземелье, после же, когда построили базилику, останки перенесли.
Посетить подземный Рим можно, но не весь, так как открыты не все галереи. Дело в том, что часть из них подверглась разрушениям из-за дождей и лиц, ищущих, чем бы поживиться. Фрески, которые обычно встречаются в катакомбах, здесь отсутствуют, но до наших дней сохранились надписи на стенах и предметы, используемые в процессе похорон.
Билет в подземелье стоит 8 евро. Катакомбы расположены по Виа Номентана. Гостей встречают во все дни, кроме воскресенья и крупнейших праздников, с 9 утра до полудня, а также с 16 до 18 часов.
Катакомбы св. Домициллы
Самые большие катакомбы города – подземный Рим еще не был столь масштабным. Суммарно 4 уровня или 15 км подземных галерей. Один из первых объектов такого рода в Риме. Это подтвердили найденные захоронения, соответствующие первому столетию до нашей эры.
Добраться на место можно от Термини при помощи 714-го автобуса или от площади Венеции на автобусе под номером 160.
Катакомбы св. Теклы
Археологи считают подземный Рим на территории катакомб святой Теклы одним из самых интересных. На стенах подземелья сохранились древнейшие изображения Петра, Иоанна и Андрея – христианских апостолов.
Достопримечательность находится рядом с базиликой di San Paolo.
Подземный Рим: катакомбы Претестато
Объект, появившийся на территории Рима не менее 2300 лет назад. Катакомбы Претестато часто упоминаются любителями изобразительного искусства, а также иконографии в частности. Сохранившиеся до наших дней образцы впечатляют даже искушенных мастеров.
Найти это место можно по улице Виа Аппиа Пигнателли.
Катакомбы Вилла Торлония
Случай, когда подземный Рим представлен еврейским захоронением. Площадь катакомб составляет около тринадцати квадратных метров. Что касается возраста, то им примерно 1700 лет.
Публичное посещение этого места Рима запрещено. Дело в вероятном обрушении стен и токсичном газе.
Римские дома в недрах холма Целий
Во времена правления Юлиана Отступника гонения в адрес христиан вновь возобновились. Этот период ознаменовался появлением мучеников Павла и Иоанна.
На месте их погребения появилась церковь. В процессе реконструкции удалось найти элементы строений, возведенных в первом-четвертом столетиях нашей эры.
Подземный Рим: Римские дома в недрах холма Целий
Таким образом был обнаружен пример античной архитектуры в виде комплекса жилых построек. Подземный Рим, удивляющий большим количеством сюрпризов, доступен для ознакомления всем и каждому. Побывать разрешается в двух десятках помещений. Цена билета составляет 8 евро.
На место можно добраться при помощи метро: линия В, станция Чирко Массимо. Есть вариант в виде автобусов (60, 81, а также 175).
Вторник и среда – выходные. Во все остальные дни подземный Рим готов раскрыть свои секреты с 10 до 13 и с 15 до 18 часов.
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
Подземный Рим и катакомбы с римским парнем
- 2019
Прогуливаясь по Риму, вы увидите повсюду напоминания о его прошлом, но если уйдете под землю, вы увидите еще больше древних римских руин. Одно из лучших мест для изучения ниже уровня улицы — это базилика Сан-Клементе, рядом с римским Колизеем.
Базилика Сан-Клементе и Митраанский алтарь:
Мы взяли Тур в катакомбы малой группы с римским парнем, который начинается в 12-м веке в базилике Сан-Клементе и подробно рассматривает слои истории под церковью, а также короткую экскурсию по фрескам и мозаикам в нынешней базилике.
Наш гид, который был очень хорошо осведомлен как о римской истории, так и о католической религии, провел отличную экскурсию, которая была научной, но увлекательной и интересной. Хотя вы можете посетить руины без гида, что я и сделал, мне было гораздо интереснее получить его объяснения, а он указал на то, чего я сам не видел.
Ниже действующей церкви находится оригинальная базилика 4-го века, которая была украшена красивыми фресками на протяжении веков, в которых она использовалась, некоторые из которых изображали сцены из жизни святого Климента. Также в базилике 4-го века находятся гробница святого Кирилла и мраморный саркофаг.
Спускаясь по лестнице 1-го века, мы достигли нижнего уровня, где находятся остатки римских зданий 1-го века, одно из которых, скорее всего, было коммерческим, а другое — квартирой. Часть жилого дома была модифицирована для использования в следующем столетии последователями мифриканского культа, который процветал в Риме, пока не был объявлен вне закона в 395 году.
Есть комната с алтарем 2-го века в Митре рядом с комнатой, которая была школой Митры. Наш гид дал нам интересный обзор этой загадочной древней религии.
Аппиевый путь и катакомбный тур:
После нашего церковного тура нас забрали в мини-фургоне и отвезли в Виа Аппиа Антика, древний Аппиевый путь.
Мы снова погрузились в первый век с экскурсией по Катакомба Домитиллы, старейший и один из наиболее хорошо сохранившихся римских катакомб.
Наш проводник провел нас через часть лабиринта гробниц, объясняя погребения и рассказывая о некоторых людях, которые были похоронены в этой катакомбе. Мы также увидели некоторые очень интересные остатки фресок, которые включали раннее изображение Иисуса Христа, отличное от того, что мы представляем сегодня.
Катакомбы можно посещать только в рамках экскурсии, и хотя некоторые туры можно забронировать непосредственно в кассах катакомб, это могут быть большие группы и не всегда есть англоговорящий гид. Поскольку максимальный размер этого тура составляет 12, я нашел его гораздо более приятным, чем стандартный тур для большой группы, в котором я участвовал в другой катакомбе Аппиевого пути несколько лет назад. Я мог легко слышать и видеть все, когда наш гид вел, и он мог отвечать на наши вопросы и объяснять вещи, которые мы не понимали.
После посещения катакомб, мы шли по небольшой части Аппиевой дороги, древней дороги, построенной римлянами, и узнали о ее истории, прежде чем вернуться в Рим.
Я очень рекомендую туры римского парня в Сан-Клементе и Катакомбы.
Наш гид был превосходен и дал нам уникальный взгляд на древнюю римскую культуру и подземные руины Рима.
Туры с римским парнем:
- Тур по катакомбам в малых группах
- Колизей Тур сверху донизу
- До или после часов экскурсии по Сикстинской капелле и музеям Ватикана
Как обычно в индустрии туризма, автору была предоставлена бесплатная экскурсия для ознакомительных целей. Хотя это не повлияло на этот обзор, About.com верит в полное раскрытие всех потенциальных конфликтов интересов. Для получения дополнительной информации см. Нашу Политику этики.
Официальный туристический сайт Италии
Посещение катакомб Рима (Roma), где сначала язычники, а затем и христиане хоронили своих усопших, — путешествие, позволяющее, минуя века, познакомиться с подземными галереями и погребальными камерами, узнать обычаи, привычки и традиции древних римлян.
В окрестностях Рима известны более 60 катакомб и тысячи гробниц. Когда-то существовали и шесть еврейских катакомб, четыре из которых исчезли, а две оставшихся закрыты.
Римские катакомбы были построены вдоль консульских дорог, таких как Виа Аппиа, Виа Остиенсе, Виа Лабикана, Виа Тибуртина и Виа Номентана.
Из всех катакомб только пять открыты: катакомбы святого Каллиста (San Callisto), святого Себастьяна (San Sebastiano) и святой Домициллы (Santa Domitilla) возле Древней Аппиевой дороги, и катакомбы Присциллы (Priscilla) и Святой Агнессы (S.Agnese) в районе Виа Номентана и Виа Салариа.
Этимология
Слово «катакомба» в настоящее время используется для обозначения подземного некрополя. В древности подобные сооружения именовали словом греческого происхождения «сoemeterium», которое означает «спальный покой», подчеркивая тем самым тот факт, что для христиан гробница была временным местом упокоения в ожидании воскресения.
По мнению некоторых ученых, термин «катакомба», распространившийся позже на все христианские кладбища, в древние времена относился только комплексу святого Себастьяна на Виа Аппиа. Так называли область каменоломен, где образовались катакомбы святого Себастьяна (catacombe di S. Sebastiano).
Откройте для себя катакомбы Древней Аппиевой дороги, следуя по нашему маршруту itinerario www.italia.it/it/idee-di-viaggio/arte-e-storia/le-catacombe-di-roma/itinerario-le-catacombe-dellappia-antica.html.
Исследования
Мнения ученых о происхождении катакомб разделяются.
Некоторые считают, что катакомбы служили убежищами первых христиан в период гонений, согласно другим исследователям, они были местом собраний для почитания усопших, особенно мучеников и пап. Такие собрания, как правило, сопровождались поминальными трапезами.
В настоящее время сохранение христианских катакомб возложено на Папскую комиссию по Священной археологии (Pontificia Commissione di Archeologia Sacra), руководящую раскопками и реставрацией.
На карте отмечены римские катакомбы, открытые для посещения
Рим подземный
Жизнь и смерть в древнехристианских катакомбах
«В Риме есть что-то даже кощунственное», — писала в 1960-х годах Анна Ахматова, ощутившая в этом городе накал непрекращающейся борьбы язычества с христианством. Его остро чувствуешь и сегодня. Здесь вас то и дело норовят схватить за рукав мелкие жулики, проститутки, торговцы подделками. Но есть и другой Рим — спокойный, величественный, сохранивший святыни христианства, мощи тысяч мучеников. Православного паломника, посетившего Вечный город, дороги непременно приведут в римские катакомбы. Они под землей, но возносятся над ней гораздо выше, чем гигантская колонна Траяна.
Зачем христиане первых веков спускались под землю?
Христианство пришло в столицу Римской империи во второй половине I века н. э. вместе с апостолом Петром и его учениками и сразу же нашло множество последователей среди людей всех социальных слоев, от рабов до консулов. Некоторое время христиан воспринимали безразлично — мало ли странных восточных культов приплыло в столицу из Азии. Новой верой в Риме сложно было кого-то удивить, а тем более вызвать чью-то ненависть. От представителей всех религий требовали только одного: чтобы они признавали богом императора. Разумеется, сами императоры, не считая психически нездорового Нерона, и большинство тех, кто признавал-таки их богами, в божественность кесарей не верили. Как сказал император Веспасиан в III веке н. э., «кто хочет убедиться, что я человек, пусть спросит об этом у раба, который выносит мой ночной горшок». Итак, это требование носило чисто политический характер. К христианам оно относилось точно так же, как и ко всем остальным. Но вот когда выяснилось, что последователи новой «иудейской секты» почему-то настаивают на существовании всего одного Бога, и Бог этот — отнюдь не император, христиане испытали на себе всю тяжесть карающей руки властей империи. Началась эпоха гонений.
И все-таки, вопреки широко распространенному заблуждению, первые христиане строили катакомбы не для того, чтобы прятаться от преследовавших их императорских солдат. В катакомбах никто никогда не жил. Да это и невозможно. Жить в подземном коридоре, где крупный человек едва не задевает стены локтями, где всегда темно, а вокруг лежат мертвые, невозможно. Главным назначением катакомб было захоронение умерших последователей Христа отдельно от язычников, совершение погребальных обрядов и иногда — Литургии.
Jules_Eugene_Lenepveu_The_Martyrs_in_the_Catacombs – Ш.Ленепвё. Погребение мучеников в катакомбах. 1855 год
Мы спускаемся по длинной, очень крутой лестнице, и каменные своды смыкаются над нашими головами. Меня сопровождает отец Эдуард, католический священник, иезуит и декан Богословского факультета Папского Восточного института. Он говорит по-русски с сильным акцентом. Белый свет ветреного зимнего дня исчезает за поворотом, и отец Эдуард тихо говорит: «Похоже на ваши Киевские пещеры, да?» Я вынужден признаться, что никогда не бывал в пещерах Киево-Печерской лавры. Отец Эдуард удивленно поднимает брови и говорит: «Мне кажется, каждый русский должен побыть там. Это очень важно, итальянцы заботятся про свою историю, а вы — меньше». Мои шаги глухо отдаются в каменных стенах, и я слушаю описание киевских пещер, о которых мне рассказывает католический священник-иезуит за тысячу километров от Киева. Отец Эдуард говорит, что отшельнические пещеры возле Киева и римские катакомбы очень похожи. Вся разница в том, что катакомбы — это кладбище, здесь никогда не жили христианские подвижники.
Кладбище единоверцев
Как правило, основой катакомб были частные владения, на территории которых состоятельные римляне, принявшие христианство, хоронили своих близких и домочадцев. Иногда владелец такого фамильного склепа завещал его Церкви для захоронения в нем всех христиан. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи на греческом и латыни, сохранившиеся на стенах катакомб святого Каллиста: «Усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам». Такие подземные захоронения расширялись, объединялись между собой и становились важной частью жизни первых последователей Христа.
Кстати, первые христиане — создатели катакомб, использовали слово «цеметериум» (от лат. «покои»). Катакумбосом называлось лишь одно из подземных кладбищ, впоследствии известное как катакомбы святого Севастьяна. После падения Римской империи лишь Катакумбос ( от греч. k atakymbos — углубление ) сохранился нетронутым и доступным для изучения историкам Средневековья, поэтому со временем все подземные захоронения стали называть катакомбами.
Callist_Cripta_papi Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто – один из тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. В III веке здесь были погребены двенадцать римских епископов, большинство из которых прославились как мученики или исповедники. В V-VIII веках их мощи были перенесены в различные римские храмы
Старейшие римские катакомбы появились еще в дохристианский период истории города. Однако только с приходом христианства в Рим они стали действительно важным явлением в жизни столицы империи.
Христианская община Рима считала своим долгом обеспечить всем единоверцам захоронение на христианском кладбище. Однако, не располагая достаточными средствами, первые христиане могли позволить себе лишь очень простые похороны. Усопшего омывали, иногда натирали благовониями и заворачивали в саван. После этого тело клали в стенную нишу и замуровывали отверстие терракотовой или, реже, мраморной плитой, на которой высекалось имя почившего и лаконичная эпитафия. В стену рядом с захоронением часто вделывался масляный светильник или сосуд с благовониями. Иногда в одну нишу клали несколько тел, как правило членов одной семьи, но большинство захоронений — одиночные. Ниши с телами умерших высекались в стенах катакомб в пять-шесть ярусов, поэтому, при узких проходах, коридоры катакомб очень высокие — иногда достигают пяти метров в высоту.
В более поздние времена простые ниши иногда заменяли на аркосолии — невысокие глухие арки в стене, под которыми в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие захоронения располагалось не сбоку, а сверху. В аркосолиях часто хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении Литургии.
Иногда в основных коридорах делали небольшие боковые комнаты – кубикулы, обычно служившие фамильными склепами или местами захоронения наиболее почитаемых мучеников и пап. Изредка встречаются в катакомбах могилы, выдолбленные прямо в полу кубикулов и даже проходов.
Людей, занимавшихся выкапыванием катакомб и содержанием их в порядке, христиане называли фоссорами. Их портреты часто встречаются на стенах — фоссоров изображали с инструментами их ремесла: кирками, лопатами и масляными лампами. Руководили фоссорами люди, специально назначаемые римским епископом. Большинство катакомб названы именно в честь этих управляющих, как, например, катакомбы Сан-Каллисто, названные так в честь протодиакона Каллиста, по поручению общины руководившего созданием подземных захоронений в I или II веке.
По образцу древних хранителей гробниц современные работники катакомб также называются фоссорами. Они проводят дальнейшие раскопки и являются проводниками по недоступным обычным туристам неосвещенным коридорам, составляющим большую часть катакомб.
Мозаика из храма св. Прасседы (II век) с изображением свв. Агнессы, Присциллы (слева), Прасседы (справа)
«Да внидут во ад живи»
Отчасти из-за того, что христианские обряды часто совершались в подземных кладбищах, в I — II веках среди римского плебса ходили слухи, что христиане издеваются над трупами, закапывают живьем младенцев и т. д. Сплетни распускались с молчаливого согласия властей, искавших козла отпущения, на которого можно было бы свалить все социальные проблемы. На стенах катакомб св. Каллиста по сей день сохранилась выцарапанная кем-то надпись: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!»
В катакомбах хоронили не только бедняков и рабов, не имевших фамильного склепа, но и жертв гонений, мучеников и даже епископов Рима. Именно отсюда произошел обычай служить Литургию на мощах святых. В катакомбах св. Каллиста похоронено девять пап и неисчислимое число мучеников, среди них — особо почитаемая итальянцами святая Цецилия ( II — III века). Дочь благородных родителей, она с юных лет уверовала во Христа и носила под пышными одеждами власяницу. Цецилия обратила к Богу своего жениха, молодого патриция Валерия, и еще множество римлян, за что и была приговорена к смерти. Мощи св. Цецилии были обретены в 1599 году, после чего скульптор Стефано Мадерно создал ее знаменитую статую, которая сейчас находится в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
Туф (порода, в которой выкапывали подземные галереи для захоронений) порист и очень мягок, почти крошится в руках, поэтому в нем можно выкопать сложные системы переходов, используя лишь лопаты, кирки и ломы. Зато на воздухе туф быстро твердеет, поэтому катакомбы и просуществовали так долго.
Как правило, в катакомбах были небольшие залы для собраний и трапезные для поминовения усопших. Светильников не было, катакомбы освещались либо через шахты, пробитые в потолке, либо свечами, которые посетители приносили и уносили с собой. Поэтому на большей части площади катакомб лежал непроглядный мрак. «Здесь такая темнота, что почти сбывается это пророческое изречение: “Да внидут во ад живи”», — писал блаженный Иероним, в молодости учившийся в Риме. В наши дни в той части катакомб, которую показывают туристам, на перекрестьях переходов висят голые лампочки, однако многие десятки километров подземных ходов так и лежат во тьме вот уже более пятнадцати веков. Прижимаюсь лицом к ржавой стальной решетке, отделяющей туристскую часть от лабиринта извилистых непроглядно-черных переходов, и пытаюсь представить, как чувствовали себя здесь наши далекие предшественники. Экскурсовод окликает, напоминая, что отставать нельзя — иначе потеряешься. Здесь немудрено заблудиться так, что и не найдут никогда.
Опустошенные и забытые
В V веке, с фактической легализацией христианства при Константине Великом, катакомбы перестают быть местом захоронения усопших, зато становятся местом активного паломничества — ведь в них были захоронены тысячи, если не десятки тысяч святых Западной Церкви. Паломники часто оставляли на стенах рисунки и надписи, впоследствии ставшие важным источником информации для исследователей. Но вскоре по указаниям римских епископов мощи святых стали переносить в городские церкви и соборы. Так, папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона, одного из крупнейших соборов Рима на тот момент, вывез из катакомб тридцать две (!) повозки с мощами святых, а при папе Пасхалии из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. Об этом гласит надпись на стенах одной из базилик.
Лишенные мощей мучеников, катакомбы были забыты. В Средние века их посещали лишь грабители могил и немногие любознательные путешественники. Лишь в XVI веке о катакомбах вспомнили снова. Их изучением занялся Онуфрий Панвинио, хранитель папской библиотеки, и Антонио Бозио, историк. Раскопки они не вели, а лишь спускались в уже известные катакомбы, копировали рисунки на стенах и пытались расшифровать надписи.
По-настоящему масштабное изучение катакомб началось лишь в XIX веке, и, как ни странно, важную роль в нем сыграл наш соотечественник. Помимо итальянских археологов Джузеппе Марки и Джованни Батисто Де Росси, большой вклад в исследование катакомб внес русский художник-акварелист Ф. П. Рейман, в конце XIX века создавший более ста копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.
С 1929 года изучением и охраной катакомб занималась Папская комиссия священной археологии. С этого момента начинается тщательный сбор и опись всех предметов, найденных в катакомбах, от тел умерших до осколков глиняной посуды и серебряных монет.
Всего в Риме пять крупных христианских катакомб — св. Каллиста, Домитиллы, Присциллы, св. Себастьяна и св. Агнессы. Катакомбы св. Каллиста расположены возле Аппиевой дороги, той самой, по которой уходил из Рима потерявший надежду на успех своей проповеди апостол Петр. Здесь ему явился сам Христос. Спаситель спросил Петра: «Куда идешь?» Петр рассказал Господу о тяготах проповеди христианства в языческом и развращенном Риме, и Бог дал ему сил вернуться. Недалеко от входа в катакомбы св. Каллиста стоит небольшая церковь, построенная на том месте, где, согласно преданию, Петр говорил с Богом. У входа в эту часовню лежит гранитная плита с отпечатками двух ступней. Жители Рима говорят, что это — ноги апостола Петра.
Катакомбы Сан-Каллисто — самые крупные в Риме, они имеют протяженность в двадцать километров и содержат сто семьдесят тысяч захоронений. Туристам доступна лишь очень малая часть гигантского лабиринта, который еще не до конца изучен даже археологами. В этих катакомбах итальянцы с гордостью показывают приезжим первые известные историкам изображения Евхаристии. Также часто встречается изображение рыбы — одного из древнейших христианских символов.
Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда при тусклом свете голой электрической лампочки ты видишь полустертые, угловатые, бледные рисунки на могильных плитах, которые старше тебя на восемнадцать веков. Что чувствовал блаженный Августин, стоявший на этом самом месте полторы тысячи лет назад? А Лютер, который молился о даровании веры здесь же, в душных переходах римских подземных кладбищ?
Я поднимаюсь по крутым, истертым ногами миллионов паломников ступеням, открываю простую стеклянную дверь — такая могла бы быть в супермаркете или офисе — и выхожу на воздух. Меня встречает легкий запах померанцев, растущих у входа. Холодный зимний ветер после жара подземного лабиринта кажется обжигающим. Медленно бреду вниз по Аппиевой дороге — к центру города. Там меня снова встретят шум, крики, пыль, пестрая разноязыкая толпа. Здесь же – тихо и почти безлюдно. Катакомбы находятся в стороне от исторического центра и даже не обозначены на туристической карте, что не удивительно – в древнем Риме захоронения располагались за чертой города. Но только здесь, в этих не тронутых современностью подземельях, можно по настоящему прикоснуться к той далекой эпохе, которая именуется первохристианской.
Серафим ОРЕХАНОВ
История католической церкви — History of the Catholic Church
Часть серии на
Другие темы
По традиции, история католической церкви начинается с Иисуса Христа и его учение (в 4 г. до н.э. -.. С AD 30) и католической церкви является продолжением ранней христианской общины , установленной Иисусом. Церковь считает своим епископам быть преемниками к апостолам Иисуса и лидер Церкви, то епископ Рима (также известный как Папа Римский) , чтобы быть единственным преемником святого Петра , служившие в Риме в первом веке нашей эры, после его назначения Иисус , как глава церкви. К концу 2 — го века, епископы начали собираться в региональных соборах разрешить доктринальные и политические вопросы. К 3 — м веке, епископ Рима начал выступать в качестве апелляционного суда для проблем , с которыми другие епископы не могли решить.
Христианство распространилось по всему ранней Римской империи , несмотря на гонения из — за конфликты с языческой государственной религией. В 313, борьба о ранней Церкви были уменьшены за счет легализации христианства путем императора Константина I . В 380, при императоре Феодосии I , католицизм стал государственной религией Римской империи , по указу императора , который не будет сохраняться вплоть до падения Западной империи , а затем, с Восточной Римской империей , до падения Константинополя . За это время, в период с семью Вселенскими Соборами , были рассмотрены пяти первичными видят (юрисдикции в рамках католической церкви) в соответствии с Евсевием : Рим , Константинополь , Антиохии , Иерусалим , и Александрии , известным как Пентархия .
Сражения Тулузы сохранили католический Запад, хотя сам Рим был разорен в 850, и Константинополь осаждали. В 11 — м века , уже напряженные отношения между главным образом греческой церковью на Востоке и Латинской церковью на Западе, превратились в Востоке-Западе раскол , частично из — за конфликты по поводу папской власти . Четвертый крестовый поход , и разграбление Константинополя ренегатов крестоносцев оказались окончательным нарушение. До и в течение 16 — го века, церковь участвует в процессе реформирования и обновления. Реформы в течение 16 — го века известен как Контрреформации . В последующих веках, католицизм широко распространился по всему миру , несмотря на испытывать снижение его удержания на европейских популяции из — за роста протестантизма , а также из — за религиозный скептицизм во время и после Просвещения . Второй Ватиканский собор в 1960 — х годах внес наиболее существенные изменения в католическую практику , поскольку Совет Трент четыре столетия назад.