Содержание
- К.Е. Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям
- Портрет Павла Александровича Строганова
- LiveInternetLiveInternet
- Искусство
- Константин Егорович Маковский
- Семейный альбом Константина Маковского в живописных портретах: картины, которые из-за дороговизны не мог купить сам Третьяков
- Личная жизнь в портретах Константина Маковского
- 8 фактов из жизни художника Константина Маковского
К.Е. Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям
Грандиозное историческое полотно Константина Егоровича Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» (именно так звучит полное авторское название картины), или просто «Воззвание Минина», — подлинная жемчужина Нижегородского государственного художественного музея. Впервые представленная на суд зрителя в 1896 году на Нижегородской XVI Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставке, она стала собственностью города в 1908 году.
Сегодня картина экспонируется в специальном павильоне — пристрое к бывшему особняку Д.В. Сироткина, возведенному по проекту выдающихся архитекторов братьев Весниных.
Здесь вы увидите не только «Минина», но и другие полотна К.Е. Маковского, а также «Портрет неизвестной в русском наряде» А.О. Карелина, знаменитого нижегородского фотографа, «Минина и Пожарского» М.И. Скотти, «Последние минуты Дмитрия Самозванца» К.Б. Венига и картину нашего земляка, художника-декоратора Нижегородского театра драмы Константина Ивановича Иванова «В Нижегородском кремле».
Предлагаю вам познакомиться со статьёй о Маковском и его шедевре, которую нашла здесь же, в зале Маковского:
«Константин Егорович МАКОВСКИЙ (1839-1915) – академик, профессор живописи Академии Художеств, портретист, жанрист, исторический живописец.
Родился в Москве, в семье бухгалтера дворцового управления Кремля, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского. Сын самого Константина Маковского Сергей стал на рубеже XIX – XX веков известным искусствоведом и художественным критиком.
Свое обучение К. Маковский начал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Тропинина. Потом поступил в Петербургскую Академию художеств, где увлекся идеями демократического искусства и присоединился к знаменитому «бунту 14-ти». Группа выпускников Академии во главе с И.Н. Крамским отказалась писать дипломные работы на предложенный академическим советом сюжет из скандинавской мифологии и в знак протеста против академического консерватизма вышли из Академии и организовали Петербургскую артель художников. Первый самостоятельный этап творчества Маковского проникнут идеями демократического искусства. Его работы посвящены изображению современной жизни городского простонародья.
В составе Артели он работал недолго. Присущие его кисти артистизм и элегантность оказываются широко востребованными в иных общественных кругах – он становится признанным портретистом у светской публики, ему заказывают портреты члены императорской семьи.
Впрочем мысль о создании произведения значительного, проникнутого гражданским пафосом не оставляет художника, и в 1870-е годы у него рождается замысел написания картины, изображающей воззвание Минина к нижегородцам. Без глубокого проникновения в национальную тему осуществить его было невозможно. Маковский увлекается отечественной историей, кропотливо изучает предметы и документы эпохи. В его творчестве появляется новый жанр – историко-бытовая картина. В костюмных портретах и сложных многофигурных композициях он изображает жизнь, быт нравы и обычаи русского общества XVII века. Картины получаются живые, яркие, внешне эффектные, «боярские жанры» приносят художнику заслуженное внимание и несомненный коммерческий успех.
Жизнелюбивый оптимист Маковский столкнулся в этот момент с неприятием коллег-художников и с резкой критикой своего творчества. Современники упрекали его в поверхностности и неспособности решать сложные идейно-творческие задачи. Однако на его долю выпал колоссальный прижизненный успех. Отечественному зрителю он открыл мир живой истории без пафоса и нравоучений, для иностранцев создал привлекательный и загадочный образ национальной культуры. Начиная с середины 1880-х годов художник живет в Париже, активно работает и выставляет свои картины до последних дней. Жизнь его оборвалась внезапно – он стал жертвой уличной катастрофы, умер в Петербурге и погребен в Александро-Невской лавре.
Главным произведением в творчестве К.Е. Маковского, бесспорной удачей в области исторической живописи является картина «Воззвание Минина». На огромном холсте художник развернул героическую сцену, воскрешая славное прошлое русской земли. Со всем блеском таланта показал он сотни разнородных людей, одушевленных общим порывом, и композиционно разрешил труднейшую задачу, создав массовую народную картину, содержательную и вместе с тем декоративную, обстановочную, как того требовало сама тема.
К событиям Нижегородского земского ополчения 1611 года Маковский обращался еще в 1870-х гг. Живописец активно общается с музыкантами, писателями, учеными, у него в доме бывают М.И. Балакирев, Л.А. Мей и А.К. Толстой. Маковский пишет портреты А.Н. Островского, Н.И. Костомарова и других видных деятелей культуры и искусства. Он всерьез начинает изучать национальную историю начала XVII века, собирает целый музей предметов быта той эпохи.
Маковский возвращается к выбранной теме в 1891 году после посещения Нижнего Новгорода. Город поразил художника своим уникальным ландшафтом: величественная панорама двух рек Оки и Волги, древние стены кремля позволили не только исполниться вдохновения, но и решить конкретные творческие задачи. Вид Ивановского съезда нижегородского кремля подсказал ему место действия и композиционное построение картины. Впервые Маковский размещает огромную массу людей не на площади, как делали это его предшественники, а на горе. Этот прием позволил показать и движение толпы, и отдельных персонажей, и детали исторического пейзажа, придать композиции жизненную убедительность, историческую достоверность, свойственную подлинно реалистическому произведению. Художник делает много этюдов, эскизов, производит специальные архивные изыскания, консультируется с историками-специалистами. Когда главная творческая задача была решена, он начинает работать над картиной. Размах событий потребовал особых размеров холста, который был выткан по его заказу в текстильных мастерских Лиона. Маковский покупает мастерскую у В.В. Верещагина в Сен-Жерменском предместье Парижа, приспособленную для работы над большемерными холстами. Упорно, настойчиво работает пожилой уже художник, не чувствуя усталости, над огромной картиной.
Впервые законченное произведение было показано в 1896 году на Нижегородской XVI Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставке. Ввиду больших размеров картины для нее был возведен специальный павильон. Архитектор Р.Ф. Мельцер построил его в традициях русской деревянной архитектуры. Размер полотна поражал воображение – 698×594 см. Это самое большое станковое произведение на тему национальной русской истории. Современная критика отнеслась к работе скептически. Можно предположить, что картина, написанная практически при естественном освещении, в тесном павильоне на ярмарке не была достаточно хорошо освещена, поэтому ее колорит и художественные качества не были по достоинству оценены современниками. Но публика с увлечением рассматривала и яркие живые персонажи, и обилие драгоценной утвари и тканей. Показ полотна сопровождался демонстрацией подлинных предметов старинного обихода…
…После Нижегородской выставки картина была показана в Санкт-Петербурге, в Москве и за рубежом. В 1908 г. Министерство двора приобретает ее у художника и преподносит в дар Нижнему Новгороду в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых и в ознаменование заслуг нижегородцев перед Отечеством. До 1972 года картина находилась в здании Городской Думы (теперь это Дворец Труда) на центральной площади Нижнего Новгорода. Это затрудняло доступ к ней широкой публики, но нижегородцы хорошо знали произведение по многочисленным копиям и репродукциям. В 1972 году «Воззвание Минина» передали художественному музею, для чего был построен специальный павильон, примыкающий к основному зданию музея на Верхне-Волжской набережной.»
Наш земляк, выдающийся русский писатель Максим Горький был одним из первых, кто увидел картину на Всероссийской промышленной выставке в 1896 году. Он дважды писал о ней в своих очерках.
В «Нижегородском листке» (номер 159 от 11 июня 1896 года) Горький так описал свои впечатления от картины в небольшом очерке «На выставке»:
«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбуждённую, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».
Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажёг толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбуждённому Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течёт из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в лёгких, белых облаках. Левый угол картины открывает зелёный кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.
Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать её историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю. Картина не нравится.
А быть может, она потому нам не нравится, что уже чужда нам, что слишком далека от наших дней, когда мы, раньше срывавшие свои последние рубахи для нужды страны, – теперь собрались срывать рубахи с наших выставочных гостей?»
И уже несколько в ином тоне пишет Горький о «Минине» Маковского в газете «Одесские новости» (номер 3661 от 15 июня 1896 года):
«10 июня
«Минин» – Маковского. Об этой картине ходят самые разнообразные слухи. Одни – слишком ругают, другие – чересчур хвалят. Это всегда значит, что предмет суждения высоко интересен. Картина помещена в отдельном павильоне с платой 30 копеек. Это – полотно аршин в шесть ширины и десять высоты. Первое впечатление – оно тускло, работа кажется спешной, точно художник, против своего обыкновения, на этот раз позабыл отделать детали. Но присматриваешься – и первое впечатление совершенно стушёвывается. На полотне выступают яркие, живые пятна, и, когда, наконец, снова сольёшь их в одно целое, – картина уже не та, которую увидал в первый момент, – это – оставляя вне обсуждения технику – живая вещь, крупный исторический жанр, верный, интересный и очень красивый.
В центре картины, на бочке, покрытой какой-то доской, возбуждённый и растрёпанный Минин, высокий, здоровый мужчина в полушубке, с подоткнутыми за пояс полами. Он горячо говорит – это видно – и указывает толпе на церковь выше его, по горе. Из деревянной маленькой церкви идут священники с хоругвями. Над церковью – стая голубей, пугнутая с колокольни посадскими девицами. Всюду, по горе, около Минина и его кафедры – толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнём сознания своей задачи. Убогий нищий, с костылём под мышкой – срывает с своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо – зверски свирепо, изо рта, должно быть, летят «крылатые слова». Парень с глупой, круглой рожей суёт Козьме кожаную кису. Вершник пробивается сквозь толпу, окутанную облаком пыли и льющуюся широким потоком из ворот башни старого, видавшего мордву и татар, кремля, крепко осевшего там, на горе, высоко над толпой. Толпа льёт с горы лавиной – она чувствуется и за серой, угрюмой стеной кремля. Седобородый мужик истово крестится – он только что положил к ногам Козьмы икону в ризе, татарин в малахае смотрит из-за чьего-то плеча испуганными, но любопытными глазами на оратора-мясника; белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, – улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра; штоф, парча, шёлк валяются кучами под ногами людей. Красавица боярыня с жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от неё какой-то странник – плут и пьяница, судя по его лисьей роже, – подняв к небу руку, важно проповедует что-то. Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжёлой секирой, орёт во всё горло, и глаза его налиты кровью… Всюду возбуждение страшное, и выражено оно – на мой взгляд – ярко. Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый всё ломить сплеча. Испуганные глаза татарина очень понятны. В этой кишащей массе нижегородского люда, собирающегося совершить исторический подвиг, на первом плане картины, у самой рамы, сидит около кучи разного скарба старуха – видно, ключница – и старается открыть берестяный бурак, не обращая никакого внимания на всё, что творится вокруг неё. А неподалеку от неё стол, заваленный деньгами, и у стола две девочки. Одна в платье и в сарафане, постарше, очевидно, уже насладилась лицезрением всех этих блестящих и ярких вещей и смотрит в лицо своей сестрёнке, которую держит за руку.
Сестрёнка – ей не больше четырёх лет, – по-видимому, только что встала и явилась делать историю в одной рубашонке. Вся беленькая, заспанная, пухлая – она таращит свои голубенькие глазки на эти цветные материи.
Хорошая картина! Быть может, она несколько тускла – в ней мало солнца, мало блеска… Не горит всё это золото, серебро, ткани, главы церкви. Небо покрыто белыми, лёгкими клочьями облаков, между ними всюду синева. Но солнца мало… Зато жизни много.»
Ваша покорная слуга впервые увидела «Минина» еще в детстве, в 1970-е. Тогда картина поразила своими масштабами. Наверное, это всё, что сейчас смогу вспомнить. И вот в июне этого года я снова пришла на встречу со своим знаменитым земляком. Первая мысль: картину пора реставрировать — выгорела, краски померкли. При подготовке фоторепродукций для этой публикации постоянно испытывала острое желание «отреставрировать» картину при помощи Photoshop`а — добавить цветовой насыщенности, контраста. И хорошо, что удержалась! Спасибо Алексею Максимовичу за науку: с картиной всё в порядке. Мне думается, что автор специально придал ей некую незавершенность в деталях, избавив тем самым от избытка пафоса и чрезмерной плакатности. Он не пытается сразить зрителя монументальностью — он словно приглашает сквозь века, сквозь патину времени увидеть тот далекий, канувший в Лету день, рассмотреть лица, ощутить всю палитру чувств и эмоций, сопережить вместе с участниками событий важность и величие момента.
Татьяна Шепелева. Июль 2015 года
Константин Егорович Маковский, «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», 1896, холст, масло, Нижегородский Государственный Художественный Музей
«Вставайте, люди русские!» — хор из советского кинофильма «Александр Невский» 1938 режиссёра Сергея Эйзенштейна, композитор — Сергей Прокофьев, автор слов — Владимир Луговской
Сюжет картины, точно прорисованные персонажи, передача накала страстей, жизни и быта начала XVII века, потрясают зрителя также, как и размеры полотна. Площадь картины, выполненная Константином Егоровичем Маковским составляет 40 квадратных метров, 698 х 594 см. В основу сюжета картины положены реально-происходившие события сентября 1611 года.
Художнику удалось объединить огромное количество персонажей в единое целое, сплочённое и целеустремлённое идеей освобождения русской земли.
Многолюдная сцена представлена ранним утром на торговой площади Нижнего посада, где собрались все жители Нижнего Новгорода. В самом центре расположен земский староста Кузьма Минин, который призывает сограждан отдать имущество и деньги на благо ополчения, чтобы освободить Московское государство от иноземных захватчиков. Помимо Минина, на картине изображено более ста портретов. По своему размаху данная работа является самым большим станковым полотном в России.
Создание этого холста проходило очень тяжело и долго. От самых первых эскизов до полного завершения прошло двадцать лет. Непосредственный процесс написания произведения занял у Маковского шесть лет. Константин Егорович несколько раз приезжал в Нижний Новгород, где изучал саму местность, собирал в архивах исторический материал для полной достоверности событий того времени. Здесь он создавал этюды и зарисовки. Примечателен тот факт, что Маковский захотел написать самую большую картину на историческую тематику после того, как увидел Репинский шедевр «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Портрет Павла Александровича Строганова
Джордж Доу и мастерская
Портрет Павла Александровича Строганова. Около 1819—1821 годов
Холст, масло. 70 × 62,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
(инв. ГЭ-7872)
«Портрет Павла Александровича Строганова» — картина Джорджа Доу и его мастерской из Военной галереи Зимнего дворца.
Картина представляет собой погрудный портрет генерал-лейтенанта графа Павла Александровича Строганова из состава Военной галереи Зимнего дворца.
Во время Отечественной войны 1812 года генерал-адъютант генерал-майор Строганов командовал Лейб-гренадерским полком и 1-й гренадерской дивизией. В Бородинском сражении после ранения генерала Н. А. Тучкова принял в командование 3-й пехотный корпус, за многочисленные боевые отличия при изгнании Наполеона из пределов России был произведён в генерал-лейтенанты. В Заграничных походах 1813 и 1814 годов командовал авангардными отрядами Польской армии и также с отличием был во множестве сражений.
Изображён в генеральском мундире, введённом для пехотных генералов 7 мая 1817 года, на эполетах вензель императора Александра I. Слева на груди генерал-адъютантский аксельбант; на шее крест ордена Св. Георгия 2-го класса; справа на груди серебряная медаль »В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте, крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского, звёзды орденов Св. Александра Невского, Св. Георгия 2-го класса и Св. Владимира 2-й степени. Подпись на раме: Графъ П. А. Строгановъ, Генералъ Лейтенантъ. Художник ошибочно не изобразил шейный крест ордена Св. Владимира 2-й степени, из-за чего звезду этого ордена легко спутать с 1-й степенью, которой Строганов на самом деле не имел.
7 августа 1820 года Строганов был включён в список «генералов, служба которых не принадлежит до рассмотрения Комитета», однако решение о написании его портрета Александром I было принято. Гонорар Доу был выплачен 10 ноября 1821 года. Готовый портрет был принят в Эрмитаж 7 сентября 1825 года.
-
Портрет работы Ж. Л. Монье. 1808 год. Русский музей
-
Гравюра Ф. Вендрамини по рисунку Л. Де Сент-Обена. 1813 год
Поскольку Строганов скончался летом 1817 года, Доу использовал для написания галерейного портрета прототип.
Хранитель британской живописи в Эрмитаже Е. П. Ренне в качестве одного из предполагаемых прототипов называет портрет Строганова работы Ж.-Л. Монье, эту версию поддержал и А. А. Подмазо. Строганов изображён в общегенеральском мундире образца 1808 года с двумя рядами пуговиц, с шейным крестом ордена Св. Георгия 3-го класса и нагрудным крестом ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Справа внизу расположена авторская подпись и дата: J. L. Mosnier f 1808; с тыльной стороны картины на подрамнике нанесены надписи: граф, над дверьми, mosnier, граф Павел Александровичъ, № 124 Mosnier Ящ Н. Этот портрет долгое время являлся собственностью семьи Строгановых, после Октябрьской революции был национализирован и передан в Государственный Русский музей (холст, масло, 69 × 56,5 см, инвентарный № Ж-4596); выставляется в филиале Русского музея в Строгановском дворце в Санкт-Петербурге. В собрании Российской академии художеств есть копия с этого портрета работы неизвестного художника, здесь Строганов изображён также в мундире старого образца, но с наградами, полученными им в 1812—1814 годах.
Е. П. Ренне также среди возможных прототипов называет гравюру Ф. Вендрамини, выполненную по рисунку Л. де Сент-Обена и опубликованную в 1813 году; эта гравюра датируется июнем 1813 года, её уменьшенная копия была опубликована в 1822 году.
В 1840-е годы в мастерской И. П. Песоцкого по рисунку И. А. Клюквина с галерейного портрета была сделана литография, опубликованная в книге «Император Александр I и его сподвижники» и впоследствии неоднократно репродуцированная. В части тиража была напечатана другая литография, по рисунку В. Долле, незначительно отличающаяся в мелких деталях; один из отдельных оттисков этой литографии имеется в собрании Эрмитажа (бумага, литография, 42,3 × 28,8 см, инвентарный № ЭРГ.II-4189).
LiveInternetLiveInternet
Маковский Константин. «Автопортрет»
Маковский Константин Егорович, русский художник, член Товарищества передвижников. Автор жанровых произведений («Дети, бегущие от грозы”, 1872), масштабных историко-жанровых сцен («Балаганы на Адмиралтейской площади”, 1869). Участвовал в оформлении храма Христа Спасителя.
Народное гулянье во время масленцы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Творчество и жизнь Константина Маковского, одного из самых талантливых отечественных живописцев второй половины XIX столетия, весьма многогранны. Однако прежде всего у широкого круга зрителей представление о нем связано с яркими картинами из жизни патриархальной Руси. По мнению одного из критиков начала ХХ века, Константин Маковский «…открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его “Боярскому пиру” мы более обязаны русской стариной, чем десяткам учебников».
Десять знаменитых произведений Константина Маковского
Отец Маковского был художником-любителем и основателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В его доме собирались многие знаменитости того времени: Александр Островский, Карл Брюллов, Василий Тропинин. Судьба юного Константина была предрешена — в 1858 году он поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге.
По окончании обучения Маковский создал свой особенный «салонный стиль», отличающийся изысканным антуражем и красочностью. Свои работы художник выставлял как на выставках Академии, так и на вернисажах передвижников. Таланту, богатству и славе художника завидовали многие современники – немудрено, ведь он был одним из самым успешных живописцев второй половины XIX века.
«Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку самых известных полотен мастера.
1. «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова» (1862)
Картина выполнена в стиле романтического историзма. За неё художник получил золотую медаль Академии.
2. «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» (1869)
На монументальном полотне, посвящённом событиям 1612 года, изображена сцена сбора пожертвований на Нижегородское ополчение, спасшее Россию в эпоху Смуты от иноземных захватчиков. В центре полотна – земский староста Кузьма Минин, призывающий сограждан отдать деньги и имущество ради освобождения Отечества. Картина создавалась в течение нескольких лет и была закончена к 1869 году.
3. «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)
В 1880-1890-е годы Маковский часто обращался к эпохе царя Алексея Михайловича. Он создал целый ряд изображений пышных боярских пиров и свадеб. Одной из самых знаменитых работ серии стала картина «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия». «Костюмы, парчи, скатерть, брачная свеча — всё здесь исторически достоверно» – восхищаются искусствоведы.
4. «Головка» (портрет Ю.П. Маковской)
5. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III
6. «Алексеич» (1881)
«Лучшие красавицы наперебой позировали мне» – с гордостью заявлял Маковский, создавший прекрасные портреты своей супруги Юлии Павловны и княгини Зинаиды Юсуповой. Доводилось художнику писать императора Александра II и императрицу Марию Федоровну, жену Александра III. А многим нравится трогательный образ старого слуги «Алексеича» (1882).
7. «Дети, бегущие от грозы» (1872)
С особой любовью и мастерством художник изображал детей. Знаменитая картина «Дети, бегущие от грозы» была написана как сценка из народного быта. На ней мы видим сельский пейзаж – луг, речушку и шаткий мостик. Небо затягивают грозовые тучи. Босоногая девчушка с растрёпанными волосами спешит домой, чтобы укрыться от грозы. За спиной у неё маленький братик, который встревожено прижимается к сестре всем телом.
8. «В мастерской художника» (1881)
На картине Маковский изобразил своего маленького сына, который собирается завладеть аппетитным яблоком. Спящий на пёстром ковре пес никак не реагирует на проделки малыша. Действие картины переносит нас в мастерскую живописца. Мы видим антикварные вазы, старинное оружие, изысканную мебель. Все это передаёт обстановку роскоши, которую очень ценил художник.
9. «Перемещение ковра Мухаммеда из Мекки в Каир» (1875)
Всю свою жизнь Маковский был страстным путешественником. Он легко перемещался из Парижа в Петербург, из Петербурга в Париж. Кроме того, он совершал продолжительные поездки по российской глубинке в Тамбовской, Саратовской и Тверской губерниях. Несколько раз художник побывал в Африке. Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне «Перемещение ковра Мухаммеда из Мекки в Каир» (1875).
10. «Болгарские мученицы» (1887)
Летом 1877 года Маковский уехал на Балканы, где делал зарисовки, двигаясь вслед за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии. На основе впечатлений появилась знаменитая картина «Болгарские мученицы».
Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.
Сын Маковского, Сергей Константинович — известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».
Маковский Константин Егорович — известный русский художник, один из художников-передвижников. Родился в 1839 году, в Москве — умер в 1915 г в Санкт Петербурге. Яркий представитель академизма, он подарил своим потомкам, то есть нам, взгляд на жизнь прошлых столетий. Его отец был известным человеком и стал основателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Все дети Егора Ивановича Маковского, естественно, стали художниками. Константин Маковский — один из самых знаменитых художников-живописцев этой семьи, говорил в последующем, что обязан своему мастерству не учителям, не школе художеств, а именно своему отцу. В 1870 году Константин стал одним из основателей знаменитых передвижных выставок (Товарищество передвижных художественных выставок). В середине 70-х же он посетил Египет и Сербию, после чего в его творчестве появились новые восточные нотки. Многие его картины, которые посвящены именно этим странам, стали очень популярными и известными во всём мире.
В 1889 году, участвуя в Париже на Всемирной Выставке художников, за свои картины Смерть Ивана Грозного, Смерть Париса, Демон и Тамара получил большую золотую медаль. Отношение к этому художнику у критиков и ценителей живописи было довольно неоднозначным. Может быть это произошло из-за того, что Константин Маковский был одним из самых высокооплачиваемых художников того времени. Одни говорили, что он предатель идеалов передвижников и создаёт работы, которые не несут в себе ничего ценного и душевного, только констатация фактов. Другие наоборот, всячески восхваляли его творчество и утверждали, что Константин является одной из самых ярких звёзд на небосклоне русской и мировой живописи.
В 1915 году в Санкт-Петербурге в экипаж, в котором ехал художник, врезался трамвай, в результате чего Константин Маковский скончался и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Хотите быть всегда красивой, стильной и привлекательной? На сайте CopyBrand вас ждёт элитная бижутерия swarovski. Браслеты, кольца, серьги, подвески и многое-многое другое.
Алексеич
Араб в чалме
Болгарские мученицы
Боярский свадебный пир в 17 веке
Боярыня у окна
В Каирской кофейне
В мастерской художника
Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода
Дервиши в Каире
Дети, бегущие от грозы
Египтянка с ребёнком
За чаем
Маленькие шарманщики
Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Перенесение священного ковра в Каире
Под венец
Портрет Александра II на смертном ложе
Портрет императрицы Марии Фёдоровны — жены Александра III
Портрет свояченицы
Портрет сына в мастерской
Русалки
Святочные гадания
Селёдочница
Семейный портрет
У околицы
Цветы
У вас есть свой ресурс в мировой сети интернет, но вы не знаете, как сделать его популярным? В этом вам поможет профессиональная студия SkySeo с сайта http://www.skyseo.ru/uslugi/raskrutka_saytov имеющая огромный опыт в раскрутке сайтов. Продвижение сайта необходимо в том случае, если Вы хотите сделать его популярным и начать получать с его помощью доход. Каким образом этого можно достичь? В компании SkySeo утверждают, что интернет-пользователи крайне редко вводят самостоятельно адреса сайтов в адресную строку браузера. В подавляющем большинстве случаев они находят необходимые им ресурсы через поисковые системы. И продвижение сайтов направлено именно на то, чтобы эти самые системы выдавали в результатах поиска в первую очередь именно этот сайт. Как можно этого добиться? Об этом знают только профессионалы. К ним мы и советуем Вам обратиться.
Не могу смолчать!!!
весьма уважаемый мною av4 назвал К. Маковского земляным червяком «средненьким» и сказал что «В очередной раз убедился в беспомощности Маковского — ни композиции, ни цвета, все рыхлое и никакое. В данном случае полностью согласен с Александром Бенуа, для которого братья Маковские олицетворяли самые унылые (в смысле искусства и таланта)стороны передвижничества.»
Так вот заявляю я при всем моем уважении к Александру Бенуа(а он действительно презрительно относился к таланту Маковского) я заявляю, что
Контстантин Маковский очень талантливый художник!!!
И подкрепляю своё заявление показом его работ:
Семейный портрет. 1882г.
Константин Егорович Маковский родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей МУЖВЗ. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата Владимира с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками.
портрет отца Е.И.Маковского. 1856 ( это он в 17 лет написал).
В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.
В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом. Их называли в истории Академии бунтом 14 ти.
«Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862)
Он был одним из основателей Товарищества передвижных художников.
В тот период он писал картины из повседневной жизни.
Швея. 1861
Селедочница. 1867
В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.
На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х
Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской. 1881
она же 1890-е
Автопортрет 1860.
Я люблю очень этот из Третьяковки
Портрет В.А.Морозовой. 1884
Портрет детей художника. 1882
Портрет Марии Михайловны Волконской. 1905 Национальный музей Грузии, Тбилиси
Унаследовав от своего отца страсть к собирательству, он приобретает старинные предметы быта, украшения, одежду, которые затем использует в своих картинах, так что помещения, где он работает, напоминают музей.
Портрет сына в мастерской. 1882.
его же знаменитый, какая она здесь хорошая
Портрет императрицы Марии Федоровны
Портрет графини С.Л.Строгановой. 1864
Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьева-Амурского. 1863
Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879
Портрет Александра II. 1881
Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881
Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».
Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова. 1882
В мастерской художника. 1881, где как раз изображены помещение и предметы, которые описаны Сергеем Маковским, а также он сам — четырехлетний малыш, который, вскарабкавшись на старинное кресло, покрытое нарядной, расшитой узорами тканью, тайком тянется к блюду с фруктами. Огромный рыжий пес мирно дремлет на роскошном ковре, охраняя «маленького вора».
Тематическая связь картин Маковского с русской историей, поиски в них художественно-образных средств для выражения национального колорита, в определенном смысле предвосхитивших достижения отечественных живописцев конца ХIХ века, дают основание говорить об особом феномене творчества Константина Маковского. В его формировании значительная роль собрания художника неоспорима. Для исторического живописца изначально такое собирательство было вызвано насущной необходимостью. Вместе с тем стремление к точности исторических и этнографических деталей совмещалось с фантазией и богатым воображением художника, что придавало его полотнам особую поэтичность. Это сразу отметили современники в связи с появлением в 1883 году нового произведения Маковского «Боярский свадебный пир XVII века», отмечая высокое живописное мастерство художника в изображении картинных аксессуаров, поэтическое видение мира и одновременно подчеркивая их документальную достоверность.
Дети, бегущие от грозы. 1872
Боярыня у окна. 1885
Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. 1890-ые
Боярский свадебный пир в XVII веке 1883
В русской истории Маковского прежде всего привлекал XVII век — самый декоративный, бытовой, ритуальный, — особенно эпоха царя Алексея Михайловича. Быт этого времени был особенно интересен, и к тому же хорошо изучен. Взгляды художника на отечественное прошлое явно совпадали со взглядами И.Е.Забелина, считавшего, что история народа — это история народных представлений, запечатленных в быту и культуре. Полотна Маковского отличает именно такое отношение к истории и к собирательству.
Святочные гадания.1890-ые
Алексеич. 1881
Боярышня у окна. 1890-е
Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова. 1883
У околицы.
В середине 1870-х годов он ездил в Сербию и в Египет. Он привез оттуда массу впечатлений и работ.
Египтянка с ребенком. 1875
Араб в чалме. 1882
В Каирской кофейне. 1872
Болгарские мученицы. 1877
Дервиши в Каире. 1875
Под венец. 1884
Цветы. 1884
Как буйно, красочно как писал, так же он и жил. Был три раза женат.
В ноябре 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга. Это был очень счастливый брак, но в 1873 г. Елена умерла от чахотки.
В 1875 году Маковский вступил во второй брак с Юлией Павловной Летковой. «ангел неизреченной красоты», по словам И.Е. Репина была очень молоденькой. Всего 16 лет. Она чудесно пела. У нее было сопрано.
К.Е. Маковский в 1898 году развелся с Юлией Павловной и вступил в третий брак – с Марией Алексеевной Матавтиной, которая к тому времени уже родила художнику троих детей.
За чаем. 1914
Боярышня.
Чарка меду. Начало 1880-х годов. Частное собрание
Совершенно импрессионистическая работа
Обнаженная в черных чулках. 1890-ые
Я нашла несколько его работ на антикварных сайтах. Они продаются.
Женский портрет
Портрет Раисовой.
Ну и конечно, мой любимый
Княгиня Зинаида Юсупова в русском костюме 1900-1910
Так что не надо говорить, что он средний и никакой.
По-больше бы теперь таких никаких:)
UPD правда, когда его в таком количестве посмотришь, хочется чего-нить солененького, слишком сладко:)
Искусство
Любимые русские художники
Константин Егорович Маковский
«Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
К.Е. Маковский
Автопортрет. 1860
Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К.Маковский.
Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)
В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж, но, несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» — подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.
Селёдочница. 1867
Маленькие шарманщики. 1868
Следующая картина молодого художника — «В приемной у доктора» (1870) — привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869
В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии — претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.
В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.
Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883
Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские («Портрет С.Л.Строгановой», 1864, ГТГ; «Портрет жены художника», 1881, ГРМ; «Семейный портрет», 1882, ГРМ; «Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой», ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.
Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3
Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881
Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей». Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.
Русалки. 1879
За ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические «боярские жанры», поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.
Под венец. 1884
«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.
Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые — начало девяностых годов — период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).
«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, — отмечает Т. Горина. — В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова…»
Боярыня у окна. 1885
В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).
В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.
21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.
Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.
Дети, бегущие от грозы. 1872
Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны
Портрет великой княжны Марии Николаевны
Портрет А.А. Худяковой 1890
Портрет детей художника
Портрет Александра II.
Дети господина Балашова
Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)
Портрет сына в мастерской. 1882
Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой
Портрет графини С.Л. Строгановой 1864
Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)
Портрет В.А. Морозовой 1884
Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877
Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881
Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова.
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.
Поцелуйный обряд
Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году
У околицы. 1890-ые
Молодая боярыня
Боярышня у окна
«Чарка мёду». Начало 1880-х годов.
Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)
Боярышня
На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х
Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879
— Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири.
За чаем. 1914
«Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
Игра в жмурки
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Крестьянский обед в поле.
«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»
Святочные гадания
Тамара и демон
: Смерть Петрония
Цветы. 1884
Натюрморт. 1890-ые
The Muse of Poesie
Аллегорическая сцена
Счастливая Аркадия
Харон перевозит души умерших через реку Стикс
Красавица, готовящаяся к купанию
Satyr and Nymph
Болгарские мученицы. 1877
Араб в чалме. 1882
Египтянка с ребенком. 1875
Дервиши в Каире. 1875
Обнаженная в черных чулках. 1890-ые
Семейный альбом Константина Маковского в живописных портретах: картины, которые из-за дороговизны не мог купить сам Третьяков
Семейный альбом в живописных портретах Константина Маковского.
Константин Егорович Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России во второй половине 19 века. Современники называли его «блестящий Костя», а император Александр II— «мой живописец». Количество проданных полотен виртуозного мастера можно было сравнить лишь с популярностью картин Айвазовского — самого плодотворного художника. При том при всем они стоили таких колоссальных денег, что русские коллекционеры, в том числе и Павел Третьяков, не имели возможности их приобрести. А всемирная слава Маковского была настолько велика, что именно ему было предложено американцами написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.
Родоначальник династии Маковских. Егор Иванович Маковский. (1859). К.Е. Маковский.
Как-то Расул Гамзатов, размышляя о человеческом таланте высказался: «Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии…». Династий в истории русского искусства действительно мало, но все же есть одна великая династия Маковских, где родоначальником был один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Егор Иванович. По его стопам пошли его дети — Александра, Константин, Николай, Владимир и некоторые из его внуков. Все из династии Маковских стали достаточно знаменитыми художниками, и были широко известны в художественной среде, но всемирную славу получил лишь один: старший из сыновей — Константин.
«Портрет Е.И.Маковского, отца художника». (1856). К.Е.Маковский.
«Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя ни академии, ни профессорам, а исключительно моему отцу», — вспоминал К. Е. Маковский, унаследовавший от родителей все таланты. Мать же имела великолепный талант певицы, которым пожертвовала ради семьи. И в том, что все дети в семье Маковских были музыкально одарены — ее заслуга.
Мать — Любовь Корниловна Молленгауэр. К.Е. Маковский.
Владимир Маковский. К.Е.Маковский.
Александра Маковская, дочь. Е.И. Маковский
Николай Маковский, сын. Е.И. Маковский
4-летним ребенком Костя рисовал легко и непринужденно все, что видел. А в 12-летнем возрасте уже занимался в Школе живописи и ваяния, где первыми учителями были Зарянко, Скотти и Тропинин. Юный талант освоил живописную манеру так, что его копии нельзя было отличить от тропининских портретов.
Костя Маковский был среди тех 14-ти лучших выпускников Петербургской Академии художеств, которые устроили так называемый «бунт четырнадцати «. Все «бунтари» своих дипломов так и не получили и Маковский, в том числе. Однако через несколько лет он был удостоен звания академика, профессора, действительного члена академии.
Самые богатые и знатные наперебой позировали живописцу, так как иметь портрет кисти гения было очень престижно. Его самозабвенно любили женщины, и он их любил.
Автопортрет. Константин Маковский.
Личная жизнь в портретах Константина Маковского
У любвеобильного Маковского от четырех женщин было десятеро детей, двое из которых умерли еще во младенчестве. Плодом первой любви была внебрачная дочь Константина Наталия, рожденная в 1860 году и жившая в доме отца до самого замужества.
В 1866 году художник обвенчался с артисткой драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Еленой Бурковой. Молодая пара, имеющая общие интересы и духовное родство, жила счастливо. Елена немного рисовала и была увлечена музыкой и театром. Она внесла в рассеянную «богемную» жизнь Маковского много любви и душевного тепла. Но их счастье резко оборвалось: сначала умирает новорожденный сын, а через два года, от туберкулеза умирает Елена.
Автопортрет. Константин Маковский.
Не пройдет и года, как овдовевший Маковский повстречает на балу в Морском корпусе 15-летнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую в Петербург поступать в консерваторию. Влюбившись с первого взгляда, 35-летний профессор живописи не отходил от юной красавицы ни на шаг. Его покорила необыкновенная музыкальность юной особы, которая имела необыкновенно красивый тембр сопрано. А сам Константин Егорович обладал удивительно бархатистым баритоном, и пел как профессиональный артист.
Когда Юлии исполнилось шестнадцать, они обвенчались и уехали в Париж. Там же родилась их первая дочь Марина, которая умрет в 8-месячном возрасте от менингита.
Портрет в красном берете (Юлия Маковская)
Как то в несколько сеансов Константин напишет первый портрет жены Юлии в красном берете, который откроет огромную серию прославленных женских портретов. И около пятнадцати лет Юлия Павловна будет неизменной музой и моделью исторических и мифологических картин Маковского.
Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской. (1887). К.Е. Маковский.
Портрет Юлии Маковской. (1890). К.Е. Маковский.
Портрет сына Сережи в матроске. (1887). К.Е. Маковский.
Сын Сережа, рожденный в 1877 году, с самого младенчества также станет для отца моделью. Его «…очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, которые так нравились отцу…». В будущем будет поэтом, художественным критиком и организатором художественных выставок, издателем.
В мастерской художника. Маленький вор. (1881). К.Е. Маковский.
Портрет Юлии Павловны Маковской в красном. (1881). К.Е. Маковский.
Через год в их семье родится дочь Елена, впоследствии ставшая художницей, учителем которой будет сам Илья Репин. А в 1883 году в семье Маковских снова пополнение — сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.
Мать и дочь в интерьере. (1883). К.Е. Маковский.
Семейный портрет. 1882. Константин Маковский.
В то время как семья Маковского жила то в Париже, то в Италии, он много путешествовал по Европе, Азии, собирая материал для своих исторических полотен. В семье бывал наездами. И вот однажды приехав к родным объявил, что у него родился внебрачный сын. Измену Маковскому не простила ни Юлия Павловна, ни дети. Особенно переживал раскол в семье Сергей: он так и не смог простить отцу, что тот в одночасье разрушил их счастливую и дружную семью.
Константин Маковский с Марией Матавтиной.
А случилось это в 1889 году, когда Константин Егорович повез в Париж на Всемирную выставку, несколько своих полотен, где и повстречался с 20-летней Марией Матавтиной, с которой завязался тайный роман. Плодом их страстной любви будет рождение сына Константина.
Через два года у художника родится второй незаконнорожденный ребёнок – дочь Ольга, а в 1896 году – Марина. И лишь спустя пять лет после рождения последней дочери Константин Маковский женится на Марии Матавтиной, и суд узаконит их детей. В 1900 году в его новом, уже законном браке, родится четвёртый ребенок – сын Николай.
Портрет жены художника, Марии. К.Е. Маковский.
Портрет Марии Маковской (Матавтиной). Константин Маковский.
Портрет дочери художника Марины. К.Е. Маковский.
Портрет Константина и Оленьки. К.Е. Маковский.
Портрет сына Константина. Конец 1890-х. Константин Маковский.
Портрет детей художника, Константина и Ольги. К.Е. Маковский.
Портрет дочери художника Оленьки. 1900-е. К.Е. Маковский.
Портрет дочери художника. Ольги. К.Е. Маковский.
Портрет жены художника Марии Алексеевны. К.Е. Маковский.
О себе художник говорил довольно самокритично: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин… Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.»
Константин Маковский.
Летом 1915 года Константин Маковский стал жертвой несчастного случая: экипаж, в котором ехал художник, врезался в трамвай. Полученные травмы были несовместимы с жизнью. Он скончался в Петербургской больнице, не приходя в сознание.
Владимир Маковский, в отличие от брата Константина, свои жанровые картины посвящал реализму, в частности повседневной жизни простого народа. Его полотна стали хрестоматийными.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
8 фактов из жизни художника Константина Маковского
Константин Егорович Маковский (1839- 1915) — знаменитый русский художник, написавший множество исторических картин, знаменитых портретов. Но при этом более всего прославившейся картиной «Дети, бегущие от грозы», изображающей простой, но исполненный драматизма сюжет из сельской жизни.
- Маковский был из семьи художников – его отец, младшие братья и сестра занимались живописью. Свои главным учителем в творчестве Константин Маковский считал именно отца.
На площади у Ивановского съезда Нижегородского Кремля. 1890-е
- Другом семьи Маковских бы Карл Брюллов, оказавший влияние на творчество Константина Маковского в его склонности к романтизму и декоративной яркости сюжетов.
Портрет графини С. Л. Строгановой. 1864.
- Во время учебы в Московском училище живописи Константин Маковский был первым студентом, получившим все доступные награды. Но впоследствии, учась в Академии, он в числе других студентов, отказался писать конкурсную картину на тему Скандинавской мифологии – принял участие в так называемом «бунте четырнадцати», и в итоге не получил диплом. И все же через несколько лет художник удостоился званий академика, профессора, действительного члена Академии Художеств.
Натюрморт. 1890-ые
- Константин Маковский был одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок».
Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III. XIX век
- Стиль художника изменился после путешествия в Египет и Сербию – художественно-исторические сюжеты вышли в его творчестве на первый план по сравнению социально-психологическими.
Дервиши в Каире
- Кисти Маковского принадлежит самое большое станковое полотно в России – картина «Воззвание Минина к нижегородцам», которую он писал шесть лет.
Воззвание Минина к нижегородцам. 1896
- Несмотря на большой жанровый диапазон в творчестве художника (социально-бытовые, исторические сюжеты, портреты и натюрморты), наибольшую известность получила его картина «Дети, бегущие от грозы», изображающая простой, но исполненный драматизма сюжет из сельской жизни.
Дети, бегущие от грозы. 1872.
- Будучи модным автором портретов и исторических полотен Маковский подвергался либеральной критике, но ценители его творчества видели в нем предвестника Русского импрессионизма.
За чаем. 1914